Зачем используют светоотражающие жилеты. Светоотражающий жилет – требования, правила использования

Дождливый осенний вечер, уже темно. Лобовое стекло автомобиля периодически забрасывает грязью, вылетающей из-под колёс идущих впереди машин, «дворники» еле успевают справляться, очищая от воды и грязи лобовое стекло. Видимость минимальна. Справа на обочине рядом с проезжей частью стоит легковой автомобиль с включённой «аварийкой». В зеркало заднего вида водитель замечает мигающий жёлтый поворотник обгоняющего его автомобиля. Инстинктивно он прижимается вправо. И тут рядом со стоящим на обочине автомобилем почти на проезжей части внезапно в полосах дождя возникает человек. Скрип тормозов… Хочется надеяться, что за рулём был опытный водитель, а тормозная система его автомобиля находилась в идеальном состоянии. Только в этом случае водителю удалось бы избежать столкновения, и все остались целы и невредимы. Но так бывает далеко не всегда. Подобная ситуация знакома практически каждому российскому водителю. И знакома она потому, что дополнения в закон о светоотражающих элементах на одежде появились совсем недавно. Это нововведение вызвало неоднозначную реакцию отечественных водителей. Давайте разберёмся, почему некоторые противятся светоотражающим жилетам.

Почему и когда в ПДД появилась норма о светоотражающих жилетах

Российская ГИБДД приводит ужасающую статистику. На протяжении первого полугодия 2017-го на территории Российской Федерации под колёса попали 66 водителей, которые в темноте находились возле своих автомобилей, ремонтируемых на обочине дороги. Вдумайтесь: 66 человек погибли только потому, что их попросту не заметили в темноте другие водители… Характерно, но количество подобных дорожно-транспортных происшествий за первые 6 месяцев 2017 года увеличилось на 5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Представители дорожной инспекции инициировали нововведение в российских ПДД, которое предусматривает ношение водителем транспортного средства светоотражающей одежды, если он покидает свой автомобиль, остановившийся на обочине или даже на проезжей части. Естественно, новая законодательная норма прошла через все необходимые инстанции. 23 сентября 2017 года данная инициатива обрела форму проекта. 12 декабря проект стал законом. Соответствующее правительственное Постановление под номером 1524 должно вступить в силу через три месяца после своего опубликования.

Именно 12 декабря документ был подписан Главой российского правительства Дмитрием Медведевым. В ГИБДД существует специализированный аналитический отдел, который занимается мониторингом дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах, выявлением их причин, а также обобщением и анализом полученной информации. В обязанности этой службы входит обнаружение основных тенденций в отношении дорожно-транспортных происшествий, которые по разным причинам случаются на российских дорогах. Также происходит сопоставление нынешнего положения с аналогичным периодом прошлого года и предыдущими годами. Подобный подход помогает обнаружить те уязвимые места, на которые следует обратить особое внимание не только российской дорожной полиции, но и российским законодателям. Ведь, в конце концов, итогом подобных действий станут спасённые жизни соотечественников и гостей страны.

Дорожная полиция проводит постоянный мониторинг ситуации на российских дорогах

К примеру, после введения необходимости ношения светоотражающих элементов на одежде пешеходами в первом полугодии 2017 года количество наездов на пешеходов на протяжении тёмного времени суток уменьшилось более чем на 10%, если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом 2016 года. Ситуация на российских дорогах не может не вызывать определённых опасений. Например, только за 6 месяцев 2017 года жертвами дорожно-транспортных происшествий стали почти 1300 человек, а более 6500 человек получили серьёзные травмы. Аналитика ГИБДД утверждает, что снижение количества наездов в тёмное время суток на лиц, причисляемых к категории пешеходов, обусловлена действием Пункта 4.1 ПДД , вменяющего в обязанность пешеходу при ходьбе по обочине, проезжей части, переходе автомобильной дороги вне пределов населённого пункта носить на одежде светоотражающие элементы, которые должны видеть водители всех транспортных средств.

Данная информация приведена в пояснительной записке, которая прилагалась к указанному выше Постановлению. Действительно, в результате введения светоотражающих элементов на одежде для пешеходов, которые передвигаются вне населённых пунктов, заметно снизилось количество жертв ДТП, связанных с наездами водителей на передвигающихся по обочинам людей. Следует учитывать, что вне пределов населённого пункта освещённость дороги минимальна, водитель бывает ослеплён светом встречных фар, состояние дорожного покрытия не всегда позволяет придерживаться своей полосы движения. Поэтому не заметить идущего по обочине человека очень легко. Доли секунды - одна жизнь загублена и ещё одна сломана. Призывать водителей к особой внимательности вне пределов населённых пунктов малоэффективно. В этом дорожная полиция давно убедилась. Ведь водитель изначально не собирается никого сбивать, так же как и ломать себе судьбу. Как правило, всё происходит внезапно и часто приводит к очень тяжёлым последствиям, ведь скорость автомобиля вне населённого пункта обычно очень высока.

Пешеходы в данном случае должны в тёмное время суток носить световозвращающие браслеты или специальные светоотражающие значки на одежде, передвигаясь по обочинам или краю проезжей, часто загородной дороги.

В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населённых пунктов в тёмное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281–2014.».

ПДД РФ Пункт 4 (2,3,4) ПДД РФ.

В принципе, данное нововведение является лишь дополнением к пункту четвёртому Правил дорожного движения, в которых говорится об обязанностях пешехода. Водитель, вышедший из машины и находящиеся на обочине, по сути, может приравниваться к пешеходу, таковыми являются и его пассажиры. Кстати говоря, обычно подразумевается, что автомобиль, остановившийся в тёмное время суток на обочине, обязан включить световой знак аварийной остановки. Но это бывает далеко не всегда. Частично по расхлябанности и безответственности самих водителей, а частично в том случае, когда выходит из строя световое оборудование или исчезает бортовое электропитание. Каждый автомобиль, кроме этого, должен быть оборудован выносным знаком аварийной остановки, но на практике он есть далеко не у всех. Бывает, что остановка произошла после того, как мигнула лампочка давления масла или забилась грязью чистящая поверхность «дворников», поэтому предполагается только быстренько проверить уровень масла или протереть стеклоочистители. Но порой и этой короткой остановки бывает достаточно для трагедии.

Иногда и короткой остановки на обочине бывает достаточно для трагедии

Кстати говоря, нововведение в Правилах дорожного движения в отношении светоотражающих элементов для пешеходов было введено в действие в середине 2015 года, с этого времени заметно показав свою эффективность. Первоначально аналитической службой ГИБДД был проведён мониторинг ситуации, связанной с большим количеством смертельных случаев во время наезда автомобиля на пешеходов вне пределов населённых пунктов. Проанализировав ситуацию и заручившись опытом западных коллег, представители российской дорожной полиции внесли соответствующую инициативу, которая впоследствии уже на законодательном уровне обрела форму непременного условия. Кстати говоря, далеко не всегда пешеход, передвигающийся по обочине, может быть в трезвом состоянии. Ведь большинство водителей не сядут за руль после возлияния - во избежание неприятного общения с сотрудниками ГИБДД и дальнейших огромных штрафов. А вот пешеходу, который изрядно выпил, не будет практически ничего, если смотреть на это с юридической точки зрения. Светоотражающие знаки на одежде в первую очередь приковывают внимание водителя движущегося транспортного средства, который сразу же замечает подобный световой сигнал, являющийся обычно отражением света фар его же автомобиля о люминесцентную поверхность одежды человека.

Видео о применении светоотражающих жилетов российскими водителями

Что собой представляет светоотражающий жилет или куртка

В первую очередь, на вышедшем из остановившейся на обочине машины водителе должна быть куртка или особый жилет, оснащённые светоотражающими элементами. Ширина, количество, расположение данных элементов регламентируются соответствующим ГОСТом . Такая одежда относится к системе стандартов безопасности труда и входит в категорию специальной одежды, имеющей повышенную видимость. ГОСТом установлены технические требования к сигнальным видам одежды. В целом все разновидности сигнальной одежды предназначены для того, чтобы визуально обозначить присутствие людей, на которых она надета. Подобная экипировка используется не только в светлое время суток, но и в ночное время, становясь видимой при попадании на неё света автомобильных фар.

Эффективность светоотражающих элементов на одежде была подтверждена экспериментально. В тёмное время суток несколько бегунов вышли на дистанцию. Трое из них были экипированы специальными светоотражающими элементами, расположенными спереди и сзади на одежде. Водитель движущегося автомобиля, оснащённого специальной видеокамерой для документального подтверждения эксперимента, замечает с расстояния в 300 метров трёх бегунов. Проехав ещё 150 метров, то есть половину расстояния до группы бегущих, он продолжает видеть тех же трёх бегунов. Всё это фиксирует видеокамера. На расстоянии автомобиля в 75 метров от группы бегущих начинает проявляться ещё несколько смутных теней. А уже при подъезде на расстояние всего лишь 10 метров водитель, как и видеокамера, видит, что группа бегунов состоит из семи спортсменов, из которых только трое экипированы соответствующей светоотражающей одеждой, а четверо - нет.

Подобный эксперимент доказывает, что человек, находящийся на проезжей части или на обочине в одежде, не оснащённой светоотражающими элементами, становится виден водителю лишь при максимальном приближении, когда у последнего в критических случаях уже нет возможности предпринять адекватные действия для исключения столкновения с пешеходом или вышедшим из стоящей на обочине дороги машины водителем. Кстати говоря, водитель может быть в машине не один. Его пассажиры, хоть и не обязаны по закону носить в данном случае светоотражающие элементы на одежде, должны понимать, что они становятся видны для водителей транспортных средств тоже при максимальном приближении. Поэтому вышедший из машины водитель, надевший светоотражающую одежду, таким образом предохраняет от попадания под колёса движущихся автомобилей ещё и своих пассажиров, если они надумают выйти из машины и помогать ему в ремонте.

Светоотражающие жилеты и куртки бывают разного дизайна

Светоотражающие жилеты и куртки, а также сами световозвращающие элементы выпускаются на нескольких российских предприятиях. Практически все они соответствуют ГОСТу, поэтому могут смело покупаться и применяться российскими водителями и пешеходами. Надо отметить, что светоотражающая одежда у пешеходов не обязательно должна быть в виде жилета или куртки, достаточно световозвращающего браслета на руке или ноге, а вот для водителей этого будет уже недостаточно. Им потребуется светоотражающая одежда, соответствующая определённому ГОСТу.

Где можно купить светоотражающую одежду

Приобрести светоотражающий жилет или куртку водитель транспортного средства может практически в любом магазине автозапчастей или спецодежды. Минимальная цена жилета составляет всего лишь сто рублей. На данный момент недавние законодательные нововведения ещё не сыграли своей роли в повышении цен на подобные изделия. Поэтому пока что на них цена вполне приемлемая, да и дефицит в торговых точках не наблюдается.

Некоторые пытаются изготовить жилеты или куртки самостоятельно, нашивая на обычную одежду светоотражающие полосы. Для пешеходов этого будет вполне достаточно, но для водителей - вряд ли. Во-первых, это не очень удобно. Ведь придётся испортить одежду. Во-вторых, при самостоятельном изготовлении ни жилет, ни куртка со светоотражающими элементами никоим образом не будут соответствовать принятым ГОСТам. А именно на них опирается соответствующий пункт Правил дорожного движения. Поэтому для водителей применима только та светоотражающая одежда, которая изготовляется промышленным способом и соответствует принятому ГОСТу.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем цены на светоотражающие жилеты и куртки взлетят, увеличившись в разы. Ведь до вступления закона в действие ещё почти три месяца. Поэтому некоторые водители пока что экономят деньги до того момента, пока ношение подобных аксессуаров не станет законодательной нормой. Предположительно, это будет в середине марта. К этому следует добавить ещё и то, что многие российские автовладельцы просто не эксплуатируют свои транспортные средства в зимний период. Особенно это актуально для северных регионов России. Да и празднование Нового года не способствует приобретению водительской экипировки, лучше подготовиться к праздничному столу. Поэтому всплеск спроса на светоотражающую одежду ещё впереди и прогнозируется в начале весны следующего, 2018 года. Наиболее прагматичные водители покупают её уже сегодня, объясняя это тем, что не хотят впоследствии платить две, а то и три нынешние цены. А самые-самые практичные российские автовладельцы уже давно приобрели и при этом пользуются светоотражающими жилетами и куртками.

Практически у каждого дальнобойщика есть подобная одежда, которая висит на водительском сидении или лежит в бардачке его фуры. Кстати говоря, ПДД не устанавливает чёткого места хранения светоотражающего жилета или куртки. Их можно положить под сиденье, в бардачок или в багажник. Законодательно такие моменты не рассматриваются. Главное, чтобы всё использовалось по назначению и соответствовало установленным требованиям. А ведь, покинув салон автомобиля, водителю придётся пройти несколько метров до багажника, которые могут стать для него роковыми.

Светоотражающий жилет должен выделять человека на окружающем тёмном фоне в свете фар автомобиля. Одним из требований, которые применяются к светозащитным элементам на подобной одежде, является их видимость с расстояния около 600 метров. Естественно, у каждого автомобиля фары разные. В данном случае речь идёт, безусловно, о современных мощных фарах дальнего света. Чем слабее фары автомобиля, тем с меньшего расстояния можно заметить человека в светоотражающей одежде. Минимальное расстояние, с которого должно быть заметно человека в подобной экипировке, должно быть не менее 150 метров. Многое также зависит от погодных условий. К примеру, туман, снег или дождь существенно уменьшают зону видимости для водителей. Это следует учитывать. Специалисты советуют, кроме светоотражающей одежды, иметь в руках или на себе источник электрического света, при этом очень желательно, чтобы он был красным. Ведь именно красный свет автоматически повышает внимание у водителя.

Купить светоотражающий жилет можно в любом магазине спецодежды или автозапчастей

Как обстоит дело за рубежом

Мы не зря сказали о том, что у каждого водителя-дальнобойщика есть в машине подобная светоотражающая одежда. Как свидетельствует статистика, именно профессиональные водители, выполняющие дальние рейсы, как никто другой понимают необходимость ношения одежды со светоотражающими элементами в тёмное время суток, когда происходит вынужденная остановка на обочине дороги, либо требуется ремонт автомобиля. С подобными ситуациями в своей работе они сталкиваются практически ежедневно. Если в отношении российских дальнобойщиков, выполняющих рейсы в пределах страны, ещё можно говорить о том, что не все из них имеют у себя светоотражающую одежду, то их коллеги, совершающие рейсы за пределы российских границ, используют её в обязательном порядке. И не зря. Ведь, пересекая, например, польскую границу, российский водитель сразу видит просто огромное множество светоотражающей одежды на польских водителях и пешеходах. Непривычному для подобной иллюминации российскому глазу сперва сложно привыкнуть к этому. Но далее всё становится на свои места.

Практически во всех странах Европейского Союза на законодательном уровне существуют нормы, обязывающие водителей и пешеходов в тёмное время суток вне пределов населённых пунктов носить светоотражающую одежду . Кроме того, в европейских странах существуют внушительные, особенно по российским меркам, штрафы за отсутствие светоотражающего жилета или куртки. К примеру, на португальских просёлочных дорогах можно спокойно походить в темноте возле машины без жилета за 300 евро. Если же полиция зафиксировала подобное правонарушение на скоростном автобане, то размер штрафа удваивается и составит уже 600 евро. В соседней с ней Испании существует фиксированный штраф, составляющий 140 евро, на итальянских дорогах за отсутствие светоотражающей одежды местная полиция может оштрафовать на сто евро. В Швейцарии действует норма, которая обязывает водителей при вынужденной остановке не только надевать светоотражающую одежду, но и включать специальный световой сигнал, который должен выдавать особый прибор, размещающийся на одежде остановившегося водителя (это и понятно, ведь в Швейцарии очень сложный рельеф). За отсутствие светоотражающей одежды и светового сигнала на ней предусмотрен штраф, эквивалентный 200 евро.

Самый меньший штраф в Европе за нарушение правил использования светоотражающей одежды существует, как ни странно, в Германии. Он составляет всего 15 евро. Но что интересно, практически все германские водители имеют подобные жилеты или куртки. Наверное, сознательные немцы заботятся о собственной безопасности и благополучии своих пассажиров. Дольше всего законодательная норма применения светоотражающей экипировки для водителей действует в Соединённом Королевстве. Ещё с середины 80-х годов прошлого века британские водители в обязательном порядке при вынужденной остановке на проезжей части или обочине надевают на себя светоотражающую экипировку.

Светоотражающий жилет был изобретён в США и стал массово применяться американскими водителями в конце 60-х годов прошлого века. При этом на законодательном уровне подобная норма появилась в американских правилах дорожного движения только в конце восьмидесятых годов минувшего столетия. Европейцы стали вводить подобное правило для своих водителей и пешеходов где-то в середине 90-х. И только в странах СНГ до сих пор можно безнаказанно ходить по обочине или стоять возле остановившегося автомобиля без светоотражающей одежды. Поэтому специалисты говорят о том, что данное нововведение в российские ПДД запоздало лет на 10–15. Западные водители очень часто приобретают светоотражающую экипировку и для своих пассажиров, по крайней мере, для одного из них. Они прекрасно понимают, что безопасность пассажиров входит в их зону ответственности.

Водителям европейских стран, американцам или канадцам вовсе не обязательно бояться штрафов. Они имеют хорошо развитое чувство самосохранения, которое подсказывает им, что использование в темноте на автомобильных дорогах светоотражающей одежды просто спасает их жизни. Для российских же водителей и пешеходов, скорее всего, главным аргументом соответствия норме закона станет наказание за её невыполнение. Какие же штрафные санкции предусмотрены для российских пешеходов и автовладельцев, не использующих светоотражающую одежду на дорогах в темноте?

Видео о нововведениях в российских Правилах дорожного движения

Штрафные санкции за отсутствие светоотражающей одежды

Для российских водителей, которые в темноте останавливаются на обочинах, выходят из машин, не надевая при этом светоотражающие жилеты или куртки, предусмотрена следующие штрафные санкции. Итак, подобному нарушителю грозит…ничего. Российский закон не предусматривает административного наказания за отсутствие у водителя светоотражающей одежды или экипировки. По крайней мере, на сегодняшний день. Эксперты считают этот момент существенным пробелом в законе. Некоторые надеются на то, что, поскольку данное нововведение вступит в силу ещё нескоро, то за это время подобные прорехи в законодательстве уже будут устранены. Большинство же автомобильных экспертов, как и сотрудники дорожной полиции России, весьма скептичны: до тех пор, пока за нарушение не будет предусматриваться существенный штраф, норма ПДД выполняться большинством водителей не будет.

Интересно, что для пешеходов без светоотражающих элементов на одежде предусмотрено административное наказание в размере 500 рублей ( российского Админкодекса). Эта статья для пешеходов является в какой-то мере универсальной и служит наказанием практически за все проступки. В отношении водителей каждое правонарушение прописывается отдельно. Подобной универсальной статьи для них просто не существует. По словам Евгения Лысакова, зампреда комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, на данный момент ещё не подготовлены необходимые поправки к российскому Админкодексу. Если бы их проект существовал уже сегодня, то они могли бы стать нормой закона на протяжении определённых российским законодательством трёх месяцев. По его словам, когда в ПДД прописана обязанность, то за её невыполнение должна существовать и определённая мера ответственности, пусть даже она будет минимальной. На данный момент нововведения в российское законодательство, касающееся светоотражающей одежды для выходящих в тёмное время суток из автомобиля водителей, в определённой степени стали мертворождёнными. Это же утверждение актуально и при привлечении к административной ответственности пешеходов, у которых отсутствуют световозвращающие элементы при движении по обочине вне пределов населённого пункта.

Дело в том, что нарушителя очень сложно поймать. Если человека сбил автомобиль и произошло это на грунтовой или асфальтированной дороге вне пределов населённого пункта, его никоим образом уже нельзя привлечь к админответственности за отсутствие световозвращающих элементов на одежде. А полиция вряд ли станет специально искать и пешеходов, и вышедших ремонтировать машины водителей, у которых нет светоотражающей одежды. Поэтому шансы быть привлечённым за подобное правонарушение к административной ответственности у самих нарушителей практически минимальные. Ведь всем известно, что сотрудников дорожной полиции не всегда хватает даже для оформления дорожно-транспортных происшествий. Учитывая неблагоприятное для водителей время года, а также существенно возросшее количество аварий на дорогах, связанных с плохими погодными условиями, и пешеходы, и водители без светоотражающих жилетов и курток пока что чувствуют себя вполне спокойно. Да и до вступления закона в силу ещё почти три месяца…

Никаких штрафов за отсутствие или неприменение светоотражающей экипировки российским законодательством пока не предусмотрено

Тем не менее, эксперты прогнозируют, что предполагаемый штраф за отсутствие у вышедшего из машины водителя светоотражающей одежды, после подготовки и принятия соответствующих поправок, будет составлять в пределах 2500–3500 рублей. Факты подобных правонарушений могут быть зафиксированы нарядом дорожной полиции во время движения по автодороге или патрулирования определённого её участка. С каждым годом российское законодательство приближается к европейским нормам. Поскольку в Европе существуют весьма серьёзные наказания за подобные проступки, то вскоре следует ожидать введения административной ответственности и в Российской Федерации.

Далеко не все российские водители положительно воспринимают данное нововведение. И дело не только в том, что им жалко денег на приобретение подобной экипировки. Российские водители устали от периодических кампаний, проводимых Госавтоинспекцией. Например, в своё время в некоторых регионах России проводились массовые рейды по выявлению автомобилей, у которых нарушены нормы светопропускаемости затемнённых стёкол. Совсем недавняя история знает также рейды ГАИ, когда массово проверялось наличие аптечек и огнетушителей. Некоторые российские водители, особенно те, кто за рулём уже не первый десяток лет, уверены, что очередное нововведение станет поводом в том числе для очередных компаний и рейдов дорожной полиции. Ведь жилет или светоотражающую куртку попросту можно забыть или потерять. А их отсутствие (именно отсутствие, но не неприменение) может стать основанием для выписывания полицией штрафа. Так ли это или нет, покажет уже ближайшее будущее. Сами же дорожные полицейские пока что довольно осторожно комментируют подобную законодательную норму. Но они признают, что ношение светоотражающей одежды на дорогах вне пределов населённых пунктов, будь это пешеходы или вышедшие из машины водители, является не только необходимостью, уже прописанной в российском законодательстве, но также в большей степени относится к чувству самосохранения. Ведь полученный штраф, если таковой и будет, не идёт ни в какое сравнение с возможными травмами или даже потерей жизни.

Когда-нибудь светоотражающий жилет может спасти жизнь, поэтому его стоит всегда возить с собой

Несколько слов напоследок

Смысл использования светоотражающей одежды есть однозначно. Кстати говоря, в некоторых европейских странах существуют требование использования водителями светоотражающих жилетов не только в ночное время, но даже днём. Единого требования к форме, материи или дизайну жилета нет. Если обычный светоотражающий жилет стоит всего лишь от 100 до 300 рублей, то высокотехнологичный, имеющий тефлоновое покрытие, непромокаемый, с молнией и карманами обойдётся уже в сумму более 3000 рублей. Купив светоотражающую куртку, её можно использовать и при повседневной носке. Это никоим образом не вызовет насмешек у прохожих, но в какой-то степени поможет сохранить жизнь и здоровье даже на пешеходных переходах в тёмное время суток, не говоря уже о путешествии в нетрезвом виде по обочине или краю просёлочной дороги в ночное время, в туман, в снег или дождь. Думается, что, после того как нововведение вступит в действие и станет нормой закона, российские водители с каждым днём начнут всё лучше понимать практичность светоотражающей одежды. Возможно, многим она просто спасёт жизнь.

Не страшно, когда человек будет светиться, как новогодняя ёлка и его будет видно водителю в свете фар метров с трёхсот. Страшно, когда водитель внезапно обнаружит человека в тёмной одежде прямо перед капотом своего летящего на большой скорости автомобиля.

Сигнальный жилет - в каждую машину! March 20th, 2017

Каждому сдавшему экзамен на ПДД водителю хорошо известны 3 предмета, которые должны быть в машине обязательно: огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки. Это «святое трио» давно пора превратить в квартет, обязав водителей иметь в машине световозвращающий (сигнальный) жилет. И непременно надевать его до выхода из машины при ДТП или аварийной остановке на проезжей части.

Знаете ли вы, что многие водители и пассажиры гибнут в ДТП не при столкновении, а через несколько минут спустя? Обычно бывает так: водитель или пассажир выходят из машины, чтобы выставить знак аварийной остановки, сфотографировать повреждения или обсудить случившееся – и его насмерть сбивает проезжающий автомобиль. Несколько примеров: , , , , , .

Причина проста: водитель, выходя из машины, резко становится пешеходом, но по инерции продолжает считать себя и видимым, и защищенным. К тому же после ДТП участники часто в стрессе и плохо себя контролируют. Но главное – в темноте и при плохой видимости (сумерки, осадки и т.д.) людей на дороге просто не видно! Это автомобиль с включенными фонарями и катафотами виден издалека, а в пешеход даже в светлой одежде – всего за 30-100 м. На скорости 60-90 км/ч времени на реакцию у проезжающих порой просто не остается.

Сколько гибнет таким образом людей, неизвестно; не уверен даже, что ГИБДД ведет отдельную статистику. Но судя по количеству сообщений в СМИ (куда попадает явно меньшая часть случаев) счет явно идет на сотни погибших и тысячи пострадавших ежегодно! А значит, речь не о единичных случаях, но о системной проблеме.

Решение известно и очевидно: выходя из машины на проезжую часть, надевать сигнальный жилет.

Эта "тряпочка" вполне может спасти вам жизнь: человека в жилете водитель увидит не за 30-100, а за 600 метров даже в темное время суток. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы уменьшить скорость и даже остановиться.

Жилеты спасают жизни не только ночью, но и днем.

Дело в том, что при изготовлении сигнального жилета используются фоновый и светоотражающий материалы. Фоновый – основной яркий материал, который обеспечивает высокую видимость благодаря флуоресцентным свойствам (свечению в ультрафиолете). Может быть лимонным, жёлтым, оранжевым или красным. Светоотражающий – материал, в состав которого входят оптические элементы, отражающие падающий на них свет, он на жилете в виде полосок. В общем, фоновый материал отлично виден днем, светоотражающий – ночью, а в результате сигнальные жилеты делают человека заметным на дороге круглые сутки!

Есть у жилетов еще два приятных побочных эффекта. Во-первых, они ассоциируются с формой инспекторов ГИБДД, потому водители не только хорошо их видят, но и «на автомате» снижают скорость и повышают внимание, увеличивая ваши шансы остаться невредимым. Во-вторых, жилет еще и предохраняет вашу одежду от загрязнения, а его синтетический материал легко отстирать.


Хранить сигнальный жилет надо в салоне авто, а не в багажнике. Лучше определить жилет в бардачок, в дверной карман или под сидение, чтобы его можно было достать в нужный момент. Не стоит держать жилет в багажнике: поход за ним по краю трассы может стать последним путешествием в вашей жизни.

Обязательность аварийных жилетов постепенно «захватывает» Европу: требования иметь жилет в машине и надевать его при выходе на проезжую часть действуют в Италии, Испании, Австрии, Португалии, Хорватии, Бельгии, Болгарии, Норвегии, Люксембурге, Венгрии, Германии, Польше, Эстонии и других странах. Штрафы за неиспользование сигнального жилеты разные: 25 евро в Болгарии, 600 евро в Португалии и 1375 евро в Бельгии.

А вот в России, к сожалению, сигнальные жилеты до сих пор рекомендательны. Еще в 2012-м году Госавтоинспекция предлагала обязать всех водителей иметь световозвращающий жилет в автомобиле и всегда надевать его, выходя из машины на проезжую часть в темное время суток или при плохой видимости. Совершенно непонятно, почему это более чем разумное предложение тогда не было принято.

Что нужно сделать, чтобы жилеты стали обязательными для водителей, попавших в ДТП или вставших на проезжей части? Достаточно всего трех поправок в ПДД:
- Пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил надо сформулировать так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99».
- Добавить в ПДД пункт 2.1.3 «Перед выходом на проезжую часть при аварийной остановке или дорожно-транспортном происшествии надеть сигнальный жилет».
- Пункт 2.5 ПДД изложить в следующей редакции: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, надеть световозвращающий жилет и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.» .

Чем вы можете помочь? Если вы согласны с этим предложением, напишите в несколько инстанций:
- В Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения на имя Игоря Шувалова ( о комиссии, а писать надо сюда)
- В Министерство транспорта России
- В ГИБДД России

В письме попросите срочно включить сигнальный световозвращающий жилет в перечень условий, при отсутствии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также внести в ПДД обязанность водителя надевать жилет перед выходом на проезжую часть при ДТП и аварийной остановке. Основание: большое количество ДТП со смертельным исходом с участием водителей, вышедших из машины, необходимость снизить смертность на дорогах.

Кстати, не менее остро стоит проблема велосипедистов-«невидимок».

Многие из них не гнушаются играть в бэтманов - ездить по проезжей части в черных одеждах на черных велосипедах без единого фонаря и катафота. И по ПДД имеют на это право: согласно п. 24.10, «при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

Если вы считаете, что велосипедисты должны быть видны на дороге, заодно напишите в эти инстанции требование изменить выделенную формулировку в п. 24.10 ПДД на «велосипедисты и водители мопедов обязаны ».

А что еще, по-вашему, надо сделать для снижения аварийности и смертности на наших дорогах?

Выходить без яркой одежды на оживленную трасу опасно для жизни. Если водитель на трассе решил заменить колесо, то его может сбить рядом проезжавшая машина. И таких аварий очень много. Причина, которая ведет к гибели водителей, вышедших из машины на дорогу, и пешеходов, идущих вдоль обочины, одна: их не видно. В Европе не задумываются над тем, нужен ли жилет в машине. Он является такой же обязательной вещью, как аптечка и огнетушитель.

Преимущества использования сигнального жилета

Кажется, как эта тряпочка может спасти жизнь? На ровной прямой трассе человека в сигнальном жилете видно издалека. В природе не существует таких пестрых цветов. Поэтому на общем фоне обладатель жилета будет выглядеть приметно. Водитель видит человека в жилете за 600 метров. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы уменьшить скорость и, если нужно, остановиться. Без жилета пешехода водитель заметит за 200 метров. При скорости автомобиля 90 км/ч машина проезжает такое расстояние за 8 секунд. Тут, конечно, разница ощутима. Жилет яркий, и поэтому можно подумать, что не очень практичный. Но это совсем не так. Материал, из которого он изготовлен, синтетический, поэтому он легко стирается плюс предохраняет вашу одежду от загрязнения.

При изготовлении сигнального жилета используются такие материалы: флуоресцентный, фоновый, светоотражающий. Флуоресцентный – материал, бесконечно светящийся в ультрафиолетовом свете. Он привлекает внимание в 2 раза больше, чем обычный цвет. Фоновый – яркий материал, который обеспечивает высокую видимость днем. Может быть жёлтым, оранжевым или красным. Светоотражающий – материал, в состав которого входят оптические элементы. Они нужны для отражения падающего на них света.

Если рассмотреть применение сигнального жилета в темноте, то разница еще более ощутима. На жилете расположены светоотражающие полоски – это эффективное средство для выделения незаметного объекта. Очень опасно оказаться без сигнального жилета на месте аварии автомобилей. Водители, которые проезжают мимо, рассматривают, как правило, что произошло на дороге, а куда едут – не смотрят.

В салоне автомобиля необходимо найти место, где будет храниться жилет. Ни в коем случае это место не должно быть в багажнике, иначе поход за ним по краю трассы может стать последним путешествием в вашей жизни. Лучше, если жилет можно достать рукой. Он не занимает много места. Можно определить его в бардачок или в дверной карман, либо, возможно, под сидение.

Внимание! Не стоит надевать жилет на спинки кресел. Вшитые в них подушки безопасности в случаи аварии могут сработать неправильно.

Сигнальные жилеты для водителей выпускаются универсальных размеров, и приобрести их можно в магазине спецодежды по недорогой цене. Можно заметить, как только человек в жилете выходит на дорогу, скорость машин мгновенно снижается. Водители путают яркий жилет с формой инспектора ДПС, заставляя себя, на всякий случай, притормозить, и это тоже увеличивает ваши шансы выжить на дороге.

Обязательно ли использовать жилет в России, Украине и Беларуси

В России, Украине и Беларуси хотят принять закон, который действует в большинстве европейских стран, о необходимости сигнального жилета для водителя в каждом транспортном средстве наряду с аптечкой, знаком аварийной остановки и огнетушителем. Этот закон должен обязать водителей надевать его при выходе из машины. Ясно, что такая инициатива правильна для того, чтобы уменьшить число смертельных случаев с пешеходами на дороге. Но пока вопрос остается открытым.

Как относятся к отсутствию сигнального жилета в других странах

В ряде стран Европы (кроме Греции, Дании, Польши, Голландии, Чехии, Швейцарии, Швеции) закон о необходимости сигнального жилета в транспортном средстве успешно работает. Штрафы за неиспользование сигнального жилета в европейских странах начинаются от 25 евро в Болгарии, в Португалии – 600 евро, до 1375 евро в Бельгии. По сравнению со штрафами, цена жилета мизерна – от 2 евро. В России рисковать жизнью на дорогах можно безнаказанно и совершенно бесплатно.

В 2018 году, а именно 18 марта 2018 года, должны вступить в силу очередные изменения, внесенные в ПДД. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2017 г. № 1524 , российские автомобилисты обязаны будут брать с собой спецодежду со светоотражающими элементами. В чем суть нововведения, в каких случаях необходима спецодежда, грозят ли нарушителям штрафы, каким должен быть светоотражающий жилет – подробнее обо всем этом читайте ниже.

Приведем полностью новый пункт Правил 2.3.4:

В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Что получаем

Где надевать? Только вне населенных пунктов , если вы вышли из машины и находитесь на обочине или проезжей части.

При каких условиях надевать? Если на улице темно либо если видимость на дороге ограничена рельефом местности, параметрами дороги, разными объектами (сооружениями, транспортными средствами и т.п.), растительностью. Расстояние, на котором видимость может быть ограничена, отдельно не уточняется.

В каких случаях надевать? Если водитель попал в дорожно-транспортное происшествие либо был вынужден совершить остановку и выйти из машины по причине её поломки, из-за препятствия на пути движения ТС либо плохого самочувствия.

Нужно ли всегда возить с собой в машине светоотражающие жилеты?

У большинства автомобилистов наверняка возникает этот закономерный вопрос. Ответ на него вполне логичен: нет, не нужно . Водитель не обязан иметь при себе соответствующую спецодежду, если транспортное средство не покидает пределы населенного пункта, а уж тем более не обязан предъявлять ее инспектору ДПС. С другой стороны, наличие жилета повышает безопасность владельца ТС, если планируется дальняя поездка.

К внесению изменений в ПДД подтолкнули, во-первых, неутешительная статистика ДТП в России, во-вторых, успешный европейский опыт, где во многих странах светоотражающая одежда считается таким же обязательным атрибутом при поездке за город, как огнетушитель или аптечка.

Каковы требования к одежде со светоотражающими элементами?

Новый пункт в ПДД ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), в котором говорится об одежде повышенной видимости. Прежде эти требования распространялись, по большей части, на одежду для дорожных рабочих. Теперь эти же правила действуют и для водителей.

Подробно разбирать весь ГОСТ в рамках статьи не имеет смысла, так что приведем только ключевые требования:

  • Могут использоваться не только жилеты, но также жилеты-накидки и куртки.
  • Ширина светоотражающей полосы – не меньше 5 см.
  • Одежда должна иметь по 2 светоотражающие горизонтальные полосы: нижняя полоса на расстоянии не менее 5 см от нижнего края изделия, верхняя на расстоянии не менее 5 см от нижней.
  • Еще 2 полосы – вертикальные: каждая идет от верхней горизонтальной (перпендикулярно ей) спереди вверх, через плечи и на спину до той же полосы сзади, и так с двух сторон, то есть по обоим плечам.
  • Допускается 1 горизонтальная полоса.
  • Светоотражающие жилеты могут быть одного из трех флуоресцентных цветов: желтого, оранжевого, красного.

Вот так должен выглядеть жилет со светоотражающими элементами:

Будет ли штраф за отсутствие жилета?

Нет, штрафа за отсутствие жилета не предусмотрено, то есть в 2018 году он пока не вводился. Тем не менее, пренебрегать новым правилом не следует. Ношение одежды со светоотражающими элементами — способ обезопасить водителя, который покинул автомобиль, а также других участников дорожного движения.

Штраф за отсутствие жилета не предусмотрен

Тем не менее, налицо нестыковки в новом пункте Правил. Если водитель, например, попал в ДТП на трассе, был вынужден остановиться и выйти из авто, он должен надеть жилет. С другой стороны, водитель не обязан возить жилет с собой и предъявлять его сотрудникам ГИБДД даже за пределами населенного пункта, если он не покидает транспортное средство. Получается, что штрафа за отсутствие спецодежды не будет в любом случае (по крайней мере, пока), ведь в обычной ситуации у водителя нет необходимости выходить из машины.

Но есть и обратная сторона медали. Когда изменения вступят в силу, инспекторы ГИБДД смогут иначе трактовать причину и следствие при ДТП. Другими словами, если водитель покинул авто и не надел жилет, нарушив тем самым закон, он может не только стать жертвой аварии, но и быть признан виновником ДТП.

Так насколько печальной оказалась статистика?

На сайте Правительства government.ru была опубликована справка ГИБДД , в которую вошла статистика по дорожно-транспортным происшествиям за первое полугодие 2017 года. За рассматриваемый период, по сравнению с предшествующим годом, на 4,8% увеличилось число наездов на автомобилистов, находящихся на обочине в темное время суток. При этом на 10,2% сократилось количество наездов на пешеходов, а ведь их с июня 2015 года обязали в аналогичных условиях надевать одежду со светоотражающими элементами. Выводы по данной статистике были сделаны соответствующие – и вот он, новый пункт ПДД.

И в завершение: во многих европейских странах за отсутствие спецодежды со светоотражающими элементами или нахождение без нее на трассе полагается солидный штраф. Более того, в некоторых государствах водители обязаны иметь несколько жилетов – не только для себя, но и для пассажиров. Возможно, скоро штраф появится и в России.

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем. Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступило в силу 18 марта 2018 г. – спустя 90 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.

Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

  • желтый;
  • красный;
  • оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

  • когда они пересекают дорогу;
  • когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

  • Венгрии;
  • Польше;
  • Португалии;
  • Испании;
  • Италии;
  • Франции;
  • Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.


Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

Постановление Правительства РФ о светоотражающих жилетах –