Общие технические требования. Колеса автомобильные с разборным ободом

ГОСТ 10409-74
(ИСО 4107-95)
Группа Д25

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

Основные размеры.
Общие технические требования

Automotive wheels with sectional rims.
Basic dimensions. General technical requirements

МКС 43.040.50

Дата введения 1975-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 N 2202
Изменение N 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 15 от 28.05.99)
За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа
по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79

5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

7. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000)

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.
Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС

1.1. Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1, 2:

Таблица 1

Размеры в миллиметрах

Не менее

Пред. откл.

19,1
(18,0)

36,8
38,1

(38,1)
40,6

45,7
(43,2)

(43,2)
50,8

Таблица 2

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение номинального диаметра обода

Длина окружности ±1,2

1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт.2.*
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание.

___________________
* Уменьшение размера по согласованию с шинной промышленностью.

1.3. Условное обозначение ободьев - по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).

1.4. Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт.3.

1 - бортовая часть основания обода; 2 - торец замочной части основания обода
Черт.3

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес должно соответствовать указанному на черт.4 и в табл.3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен /2.

Черт.4

Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.

Таблица 3

Номинальная ширина обода, дюймы

Условное обозначение монтируемых шин

220-508; 220-508Р

240-508*, 240-508Р*, 240-381

260-508, 260-381, 260-508Р

260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р

280-508, 280-508Р

300-508, 280-508Р

320-508, 300-508Р, 320-508Р*

300-508Р, 320-508*

________________
* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью.

(Измененная редакция, Изм. N 1-5).

1.6. (Исключен, Изм. N 4).

1.7. (Исключен, Изм. N 3).

1.8. (Исключен, Изм. N 4).

1.9. (Исключен, Изм. N 2).

1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт.10 и табл.5.

Размер от центра основания обода до бортовой закраины; - размер от центра основания обода
до торца замочной части; - размер для построения посадочного конуса
Черт.10*

____________________
* Черт.5-7. (Исключены, Изм. N 4). Черт.8, 9. (Исключены, Изм. N 2).

Таблица 5

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение обода

Внутренний диаметр бурта замочной части

Внутренний диаметр посадочной поверхности , не менее

(Измененная редакция, Изм. N 1-3, 5).

1.11, 1.12. (Исключены, Изм. N 4).

1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт.14 и в табл.6а.

___________________
* Черт.11-13. (Исключены, Изм. N 4).

Таблица 6а

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр располо- жения осей крепежных отверстий

Диаметр крепежного отверстия +1,0

Диаметр цент- рального отверстия +0,2

Диаметр прива- лочной плоскости диска , не менее

Внутренний посадочный диаметр ступицы -0,2

Наружный посадочный диаметр ступицы -5,0

Число крепежных отверстий

5,5; 6,0; 6,5

6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0

7,0; 7,5; 8,0; 8,5;

Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра плюс 0,6 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 2-5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл.7.

Таблица 7

Примечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2-4).

2.6. Окраска колес - по ГОСТ 7593.

2.7. Ресурс колес - не менее ресурса транспортного средства.

2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

3а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3а.1. (Исключен, Изм. N 3).

3а.2. Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на черт.15 и в табл.8.

Таблица 8

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

(21,6)
22,9

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами.
На шаблоне должны быть указаны:
- условное обозначение профиля обода;
- обозначение стандарта;
- размеры профиля обода , , , и по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт.15).
Размеры и контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4).

3а.3. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром в соответствии с черт.1 и табл.2.
Допускается применять плоскую рулетку.

За.4. Проверку на соответствие требованиям пп.1.2, 1.4, 1.5, 1.10 и 1.11 проводят универсальными средствами измерений.

3а.3, 3а.4. (Введены дополнительно, Изм. N 1).

3а.5. Проверку на соответствие требованиям п.2.5 следует проводить на участках основания обода, указанных на черт.16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.

Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.
(Измененная редакция, Изм. N 4).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение обода;
- год и месяц выпуска.

3.2. (Исключен, Изм. N 1).

3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.

3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес - по ГОСТ 9.014.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.
(Измененная редакция, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ (справочное). ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС, ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей крепежных отверстий

Диаметр центральных отверстий дисков +0,8

Внутренний посадочный диаметр ступицы , не более

Наружный посадочный диаметр ступицы , не более

Число крепежных отверстий

Пред. откл.

_____________________
* Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.
Примечание. Диаметр привалочной плоскости определяют из условия +5 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. N 3-5).

РОССТАНДАРТ ФA по техническому регулированию и метрологии
НОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: www.protect.gost.ru
ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ предоставление информации из БД "Продукция России" : www.gostinfo.ru
ФА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ система "Опасные товары" : www.sinatra-gost.ru

ГОСТ 10409-74

(ИСО 4107-95)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202

Изменение № 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79

5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

* См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000)

Переиздание (по состоянию на март 2008 г.) .

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

Основные размеры. Общие технические требования

Automotive wheels with sectional rims.
Basic dimensions. General technical requirements

ГОСТ
10409-74

(ИСО 4107-95)

Дата введения 01.07.75

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513 , предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.

Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС

1.1.Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт. и в табл. , :

Черт. 1

Таблица 1

Размеры в миллиметрах

B, не менее

Пред. откл.

± 3,0

± 3,5

Примечани е. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Таблица 2

Размеры в миллиметрах

Длина окружности p D 1

* Уменьшение размера по согласованию с шинной промышленностью.

Черт. 2

1.3. Условное обозначение ободьев - по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).

1 - бортовая часть основания обода; 2 - торец замочной части основания обода

Черт. 3

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

Черт. 4

Таблица 3

b 2 , мм

Условное обозначение монтируемых шин

220-508; 220-508Р

240-508 * , 240-508Р * , 240-381

260-508, 260-381, 260-508Р

260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р

280-508, 280-508Р

300-508, 280-508Р

320-508, 300-508Р, 320-508Р *

300-508Р, 320-508 *

* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью.

(Измененная редакция, Изм. № 1 - ).

1.6. (Исключен, Изм. № 4).

1.7. (Исключен, Изм. № 3).

1.8. (Исключен, Изм. № 4).

1.9. (Исключен, Изм. № 2).

А/2 - размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е - размер от центра основания обода до торца замочной части;
С - размер для построения посадочного конуса

Черт. 10 *

* Черт. 5 - 7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2).

Таблица 5

Размеры в миллиметрах

Внутренний диаметр бурта замочной части D 7

Внутренний диаметр посадочной поверхности D 8 , не менее

(Измененная редакция, Изм. № 1 - 3, ).

1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. и в табл. .

Черт. 14 *

* Черт. 11 - 13. (Исключены, Изм. № 4).

Таблица 6а

Размеры в миллиметрах

Диаметр расположения осей крепежных отверстий D 12

Диаметр крепежного отверстия D 13

Диаметр центрального отверстия D 14

Диаметр привалочной плоскости диска D 15 ,

D 16

D 17

Число крепежных отверстий

6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0

7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 10,0

Примечани е. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра D 14 плюс 0,6 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 2 - ).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

Допускаемое биение, мм

радиальное

От 5,0-15 до 6,5-20 включ.

От 7,0-15 до 7,0-20 включ.

От 7,5-15 до 8,5-20 включ.

От 9,0-20 до 10,0-24 включ.

Примечани е. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2 - 4).

Черт. 15

Таблица 8

Размеры в миллиметрах

Примечани е. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами.

На шаблоне должны быть указаны:

Условное обозначение профиля обода;

Обозначение стандарта;

Размеры профиля обода А 1 , А 2 , В , G 1 и G 2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт.

3а.5. Проверку на соответствие требованиям п. следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. , относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.

Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.

Черт. 16

(Измененная редакция, Изм. № 4).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:

Наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

Условное обозначение обода;

Год и месяц выпуска.

3.2. (Исключен, Изм. № 1).

3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.

3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес - по ГОСТ 9.014 .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес. при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС,
ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

Центровка сдвоенных колес Центровка одинарных колес


Размеры в миллиметрах

± 0,20

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей
крепежных отверстий D 3

Диаметр центральных отверстий дисков D 4

Внутренний посадочный диаметр ступицы D 5 , не более

Наружный посадочный диаметр ступицы D 6 , не более

Число крепежных отверстий

Пред. откл.

± 0,15

± 0,15

(ИСО 4107-95)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202

Изменение № 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

* См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000)

Переиздание (по состоянию на март 2008 г.).

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

Основные размеры. Общие технические требования

Automotive wheels with sectional rims.
Basic dimensions. General technical requirements

ГОСТ
10409-74

(ИСО 4107-95)

Дата введения 01.07.75

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513 , предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.

Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС

1.1.Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1, 2:

Таблица 1

Размеры в миллиметрах

Номинальная
ширина обода,
дюймы

B, не менее

Пред. откл.

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Таблица 2

Размеры в миллиметрах

1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт. 2.

* Уменьшение размера по согласованию с шинной промышленностью.

1.3. Условное обозначение ободьев - по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).

1.4. Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт. 3.

1 - бортовая часть основания обода; 2 - торец замочной части основания обода

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес b 2 должно соответствовать указанному на черт. 4 и в табл. 3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен b 2 /2.

Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.

Таблица 3

b 2 , мм

Условное обозначение монтируемых шин

220-508; 220-508Р

240-508 * , 240-508Р * , 240-381

260-508, 260-381, 260-508Р

260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р

280-508, 280-508Р

300-508, 280-508Р

320-508, 300-508Р, 320-508Р *

300-508Р, 320-508 *

* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью.

(Измененная редакция, Изм. № 1 - ).

1.6. (Исключен, Изм. № 4).

1.7. (Исключен, Изм. № 3).

1.8. (Исключен, Изм. № 4).

1.9. (Исключен, Изм. № 2).

1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт. 10 и табл. 5.

А/2 - размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е - размер от центра основания обода до торца замочной части;
С - размер для построения посадочного конуса

* Черт. 5 - 7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2).

Таблица 5

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение обода

Внутренний диаметр бурта замочной части D 7

Внутренний диаметр посадочной поверхности D 8 , не менее

(Измененная редакция, Изм. № 1 - 3, ).

1.11, 1.12. (Исключены, Изм. № 4).

1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл. 6а.

* Черт. 11 - 13. (Исключены, Изм. № 4).

Таблица 6а

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей крепежных отверстий D 12

Диаметр крепежного отверстия D 13

Диаметр центрального отверстия D 14

Диаметр привалочной плоскости диска D 15 ,

D 16

D 17

Число крепежных отверстий

6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0

7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 10,0

Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра D 14 плюс 0,6 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 2 - ).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл. 7.

Таблица 7

Примечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2 - 4).

2.7. Ресурс колес - не менее ресурса транспортного средства.

2.6, 2.7.

3а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3а.1. (Исключен, Изм. № 3).

3а.2. Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на черт. 15 и в табл. 8.

Таблица 8

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.

Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами.

На шаблоне должны быть указаны:

Условное обозначение профиля обода;

Обозначение стандарта;

Размеры профиля обода А 1 , А 2 , В , G 1 и G 2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт. 15).

Размеры А 1 и А 2 контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 4).

3а.3. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром D 1 в соответствии с черт. 1 и табл. 2.

Допускается применять плоскую рулетку.

3а.4. Проверку на соответствие требованиям пп. 1.2, 1.4, 1.5, 1.10 и 1.11проводят универсальными средствами измерений.

3а.3, 3а.4. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3а.5. Проверку на соответствие требованиям п. 2.5 следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.

Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:

Наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

Условное обозначение обода;

Год и месяц выпуска.

3.2. (Исключен, Изм. № 1).

3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.

3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес - по ГОСТ 9.014 .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес. при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС,
ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

Центровка сдвоенных колес Центровка одинарных колес

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

Диаметр расположения осей
крепежных отверстий D 3

Диаметр центральных отверстий дисков D 4

Внутренний посадочный диаметр ступицы D 5 , не более

Наружный посадочный диаметр ступицы D 6 , не более

Число крепежных отверстий

Пред. откл.

* Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.

Примечание. Диаметр привалочной плоскости D 18 определяют из условия D 18 ³ D 6 + 5 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. № 3 - ).

ПРИМЕЧАНИЕ ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

Указанный в разделе «Информационные данные» к

ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107-79) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)

Принят 20 сентября 1974 года
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР
  1. ГОСТ 10409-74
  2. (ИСО 4107-95)
  3. Группа Д25
  4. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
  5. КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ
  6. Основные размеры.
  7. Общие технические требования
  8. Automotive wheels with sectional rims.
  9. Basic dimensions. General technical requirements
  10. МКС 43.040.50
  11. Дата введения 1975-07-01
  12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
  13. 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
  14. 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 N 2202
  15. Изменение N 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 15 от 28.05.99)
  16. За принятие изменения проголосовали:
  17. 3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84
  18. 4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79
  19. 5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63
  20. 6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
  21. 7. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
  22. 8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000)
  23. Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.
  24. Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.
  25. (Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
  26. 1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС
  27. 1.1. Основные размеры ободьев должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1, 2:
  28. Черт.1
  29. Таблица 1
  30. Размеры в миллиметрах
  31. Таблица 2
  32. Размеры в миллиметрах
  33. 1.2. Размер обода по ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать указанному на черт.2.*
  34. ________________
    * Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

  35. ___________________
  36. * Уменьшение размера по согласованию с шинной промышленностью.
  37. Черт.2
  38. 1.3. Условное обозначение ободьев - по отраслевой нормативно-технической документации (НТД).
  39. 1.4. Расположение и размеры вентильного отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт.3.
  40. 1 - бортовая часть основания обода; 2 - торец замочной части основания обода
  41. Черт.3
  42. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
  43. 1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние между осями сдвоенных колес должно соответствовать указанному на черт.4 и в табл.3. При креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен /2.
  44. Черт.4
  45. Для колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.
  46. Таблица 3
  47. Номинальная ширина обода, дюймы , мм ±3 Условное обозначение монтируемых шин 5,0 228 180-508 254* 200-508 5,5 238 200-508 254 200-508Р* 6,0 260 220-508; 220-508Р 280* 240-508*, 240-508Р*, 240-381 6,5 284 240-508 304 240-508Р 7,0 310 260-508, 260-381, 260-508Р 324 260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р 7,5 324 280-508, 280-508Р 330 8,0 334 300-508, 280-508Р 350* 300-508Р* 370 320-508, 300-508Р, 320-508Р* 8,5 350* 300-508Р, 320-508* 334* 300-508 9,0 388 320-508Р
  48. ________________
    * Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью.

  49. (Измененная редакция, Изм. N 1-5).
  50. 1.6. (Исключен, Изм. N 4).
  51. 1.7. (Исключен, Изм. N 3).
  52. 1.8. (Исключен, Изм. N 4).
  53. 1.9. (Исключен, Изм. N 2).
  54. 1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт.10 и табл.5.
  55. - размер от центра основания обода до бортовой закраины; - размер от центра основания обода
  56. до торца замочной части; - размер для построения посадочного конуса
  57. Черт.10*
  58. ____________________
  59. * Черт.5-7. (Исключены, Изм. N 4). Черт.8, 9. (Исключены, Изм. N 2).
  60. Таблица 5
  61. Размеры в миллиметрах
  62. (Измененная редакция, Изм. N 1-3, 5).
  63. 1.11, 1.12. (Исключены, Изм. N 4).
  64. 1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт.14 и в табл.6а.

  65. Черт.14*
  66. ___________________
  67. * Черт.11-13. (Исключены, Изм. N 4).
  68. Таблица 6а
  69. Размеры в миллиметрах
  70. Номинальная ширина обода, дюймы Диаметр располо- жения осей крепежных отверстий Диаметр крепежного отверстия +1,0 Диаметр цент- рального отверстия +0,2 Диаметр прива- лочной плоскости диска , не менее Внутренний посадочный диаметр ступицы -0,2 Наружный посадочный диаметр ступицы -5,0 Число крепежных отверстий 5,0 205,0 21,0 161,0 255,0 160,8 250,0 6 5,5; 6,0; 6,5 222,25 160,0 275,0 159,8 270,0 6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0 275,0 24,0 221,0 325,0 220,8 320,0 8 7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 285,75 26,0 220,0 345,0 219,8 340,0 10 9,0; 10,0 335,0 281,0 390,0 280,8 385,0
  71. Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра плюс 0,6 мм.
  72. (Измененная редакция, Изм. N 2-5).
  73. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  74. 2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.
  75. 2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.
  76. (Измененная редакция, Изм. N 1).
  77. 2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.
  78. 2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.
  79. 2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл.7.
  80. Таблица 7
  81. Примечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.
  82. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2-4).
  83. 2.6. Окраска колес - по ГОСТ 7593.
  84. 2.7. Ресурс колес - не менее ресурса транспортного средства.
  85. 2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
  86. 3а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
  87. 3а.1. (Исключен, Изм. N 3).
  88. 3а.2. Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на черт.15 и в табл.8.
  89. Черт.15
  90. Таблица 8
  91. Размеры в миллиметрах
  92. Номинальная ширина обода, дюймы +0,1 -0,1 +0,1 +0,1 -0,1 5,0 123,8 130,2 16,5 26,7 29,1 10,5 25,0 65,0 5,5 136,5 142,9 17,8 29,3 31,7 29,0 70,0 6,0 149,2 155,6 19,1 (18,0) 31,8 34,2 31,0 75,0 6,5 161,9 168,3 12,5 20,4 34,4 36,8 33,0 80,0 7,0 174,6 181,0 21,0 35,6 38,0 34,0 85,0 21,6 36,9 39,3 35,0 7,5 187,3 193,7 (21,6) 22,9 (36,9) 39,4 (39,3) 41,8 (35,0) 37,0 (85,0) 90,0 24,2 42,0 44,4 8,0 200,0 206,4 40,0 95,0 8,5 212,3 219,5 25,4 44,5 46,9 42,0 100,0 9,0 225,0 232,2 26,7 47,1 49,5 45,0 110,0 (24,2) (42,0) (44,4) (40,0) (95,0) 10,0 249,3 258,7 28,0 19,6 52,0 47,0 115,0
  93. Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять.
  94. Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами.
  95. На шаблоне должны быть указаны:
  96. - условное обозначение профиля обода;
  97. - обозначение стандарта;
  98. - размеры профиля обода , , , и по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт.15).
  99. Размеры и контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.
  100. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 4).
  101. 3а.3. Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному кольцу диаметром в соответствии с черт.1 и табл.2.
  102. Допускается применять плоскую рулетку.
  103. За.4. Проверку на соответствие требованиям пп.1.2, 1.4, 1.5, 1.10 и 1.11 проводят универсальными средствами измерений.
  104. 3а.3, 3а.4. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
  105. 3а.5. Проверку на соответствие требованиям п.2.5 следует проводить на участках основания обода, указанных на черт.16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.
  106. Черт.16
  107. Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.
  108. (Измененная редакция, Изм. N 4).
  109. 3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
  110. 3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:
  111. - наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
  112. - условное обозначение обода;
  113. - год и месяц выпуска.
  114. 3.2. (Исключен, Изм. N 1).
  115. 3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.
  116. 3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес - по ГОСТ 9.014.
  117. (Измененная редакция, Изм. N 1).
  118. 4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
  119. 4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
  120. (Измененная редакция, Изм. N 1).
  121. 4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.
  122. (Измененная редакция, Изм. N 2).
  123. ПРИЛОЖЕНИЕ
  124. Справочное
  125. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС,
  126. ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ
  127. 1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
  128. 2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

  129. Размеры в миллиметрах
  130. _____________________
    * Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202

Изменение № 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан, г

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Моддовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ 4932-84

4. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79

5. ВЗАМЕН ГОСТ 10409-63

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

ГОСТ 5513-97

Вводная часть

ГОСТ 8430-85

Вводная часть

7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменениями № 1,2, 3,4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985 г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89, 2-2000)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ

Основные размеры.

Общие технические требования

Automotive wheels with sectional rims.
Basic dimensions. General technical requirements

ГОСТ 10409-74

(ИСО 4107-95)

Дата введения 01.07.75

Настоящий стандарт распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного давления по ГОСТ 5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ 8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных размеров ободьев.

Транспортные средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до 01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам крепежных отверстий в соответствии с приложением.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ЭЛЕМЕНТОВ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕС

Размеры в миллиметрах

Номинальная
ширина обода,
дюймы

±1,2

R
±2,5

B , не менее

Номин.

Пред. откл.

127,0

27,9

14,0

16,5

139,7

30,5

15,2

17,8

152,4

33,0

16,5

19,1
(18,0)

165,1

35,6

17,8

20,4

177,8

36,8
38,1

18,4
19,0

21,0
21,6

190,5

±3,0

(38,1)
40,6

(19,0)
20,3

(21,6)
22,9

203,2

43,2

21,6

24,2

215,9

±3,5

45,7

(43,2)

22,9
(21,6)

25,4
(24,2)

228,6

48,3

24,1

26,7

10,0

254,0

±4,7

(43,2)
50,8

(21,6)

25,4

(24,2)
28,0

Примечание. .

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение номинального
диаметра обода

D 1

Длина окружности πD 1
±1,2

D 2

387,4

386,01

1212,7

381,0

514,4

513,01

1611,7

508,0

616,0

614,61

1930,9

609,6

(Измененная редакция, Изм. № 1 - 5).

Черт. 4

Таблица

b 2 , мм

Условное обозначение монтируемых шин

180-508

254*

200-508

200-508

200-508Р*

220-508; 220-508Р

280*

240-508*, 240-508Р*, 240-381

240-508

240-508Р

260-508, 260-381, 260-508Р

260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р

280 508, 280 508Р

300-508, 280-508Р

350*

300-508Р*

320-508, 300-508Р, 320-508Р*

350*

30 Q -508 P , 320-508*

334*

300-508

320-508Р

* Допускается применять в технически обоснованных случаях по согласованию с шинной промышленностью .

(Измененная редакция, Изм. № 1-5).

1.6. (Исключен, Изм. № 4).

1.7. (Исключен, Изм. № 3).

1.8. (Исключен, Изм. № 4).

1.9. (Исключен, Изм. № 2).

1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5), определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в соответствии с черт. 10 и табл. 5.

А/2 - размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е - размер от центра основания обода до торца замочной части; С - размер для построения посадочного конуса

Черт. 10*

* Черт. 5-7. (Исключены, Изм. № 4). Черт. 8, 9. (Исключены, Изм. № 2).

Таблица 5

Размеры в миллиметрах

Условное обозначение обода

Внутренний диаметр бурта замочной части
D 7

Внутренний диаметр посадочной поверхности D 8 , не
менее

7,0-15

111,5

7,0-20

7,5-20

116,0

8,0-20

125,0

8,5-20

131,5

(Измененная редакция, Изм. № 1-3, 5).

1.11. , 1.12. (Исключены, Изм. №4).

1.13. Присоединительные размеры крепления одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл. 6а.

Черт. 14*

* Черт. 11-13. (Исключены, Изм. № 4).

Таблица 6а

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода, дюймы

D 12

Диаметр крепежного отверстия D 13 +1,0

Диаметр центрального отверстия D 14 +0,2

Диаметр привалочной плоскости диска D 15 , не менее

Внутренний посадочный диаметр ступицы
D 16 - 0,2

Наружный посадочный диаметр ступицы
D l 7 -5,0

Число крепежных отверстий

205,0

21,0

161,0

255,0

160,8

250,0

5,5; 6,0; 6,5

222,25

24,0

160,0

275,0

159,8

270,0

6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0

275,0

221,0

325,0

220,8

320,0

7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 10,0

285,75

26,0

220,0

345,0

219,8

340,0

335,0

281,0

390,0

280,8

385,0

Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с потребителем предельное отклонение диаметра D 14 плюс 0,6 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 2-5).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Колеса должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.

2.2. На посадочной для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны иметь острых кромок, обращенных к борту шины.

2.3. На вентильном отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с противоположной стороны не допускаются.

2.4. Крепежные отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности. Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.

2.5. Биение обода на участках, прилегающих к шине, не должно превышать указанного в табл. 7.

Таблица 7

Примечание. Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2-4).

2.6. Окраска колес - по ГОСТ 7593 .

2.7. Ресурс колес - не менее ресурса транспортного средства.

2.6, 2.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).

3а. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3а.1. (Исключен, Изм. № 3).

3а.2. Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены на черт. 15 и в табл. 8.

Черт. 15

Таблица 8

Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода,
дюймы

А 1

А 2
-0,1

123,8

130,2

16,5

26,7

29,1

10,5

25,0

65,0

136,5

142,9

17,8

29,3

31,7

29,0

70,0

149,2

155,6

19,1
(18,0)

31,8

34,2

31,0

75,0

161,9

168,3

12,5

20,4

34,4

36,8

33,0

80,0

174,6

181,0

21,0

35,6

38,0

34,0

85,0

21,6

36,9

39,3

35,0

187,3

193,7

(21,6)
22,9

(36,9)
39,4

(39,3)
41,8

12,5

(35,0)
37,0

(85,0)
90,0

24,2

42,0

44,4

40,0

95,0

200,0

206,4

212,3

219,5

25,4

44,5

46,9

42,0

100,0

225,0

232,2

126 Л

47,1

49,5

45,0

110,0

(24,2)

(42,0)

(44,4)

(40,0)

(95,0)

10,0

249,3

258,7

28,0

19,6

52,0

47,0

115,0

Примечание. Размеры, приведенные в скобках, для нового проектирования не применять .

Допускается контроль каждого размера профиля обода проводить разными шаблонами. На шаблоне должны быть указаны:

Условное обозначение профиля обода;

Обозначение стандарта;

Размеры профиля обода А 1 , А 2 , В , G 1 и G 2 по примеру, указанному для профиля обода 6,5 (см. черт. 15).

Размеры A 1 и А 2 контролируют только у разъемных по радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами. следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16, относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на ступицу транспортного средства.

Допускается контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.

Черт. 16

(Измененная редакция, Изм. № 4).

3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

3.1. Колеса и детали, входящие в него, должны иметь маркировку, выполненную шрифтом высотой не менее 5 мм и содержащую следующие данные:

Наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

Условное обозначение обода;

Год и месяц выпуска.

3.2. (Исключен, Изм. № 1).

3.3. Колеса допускается перевозить транспортом любого вида.

3.4. Консервация при длительном хранении неокрашенных колес - по ГОСТ 9.014 . (Измененная редакция, Изм. № 1).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Гарантийный срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня ввода в эксплуатацию.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДИСКОВ КОЛЕС,
ЦЕНТРИРУЕМЫХ ПО ФАСКАМ КРЕПЕЖНЫХ ОТВЕРСТИЙ

1. 1. Присоединительные размеры дисков одинарных и сдвоенных колес и ступиц должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

2. 2. Размеры крепежных отверстий в дисках колес должны соответствовать указанным на чертеже.

Центровка сдвоенных колесЦентровка одинарных колес


Размеры в миллиметрах

Номинальная ширина обода,

дюймы

Диаметр расположения осей крепежных отверстий D 3

Диаметр центральных отверстий дисков D 4 +0,8

Внутренний посадочный диаметр ступицы D 5 не более

Наружный посадочный диаметр ступицы D 6 , не более

Число крепежных отверстий

Номин.

Пред. откл.

5,0; 5,5

222,25

±0,15

222,25

0,15

275,00

±0,20

222,25

±0,15

275,00

±0,20

275,00

±0,20

286,00*

335,00

275,00

±0,20

335,00

275,00

±0,20

335,00

286,00*

±0,20

335,00

286,00*

±0,20

335,00

* Не допускается применять для вновь проектируемых автомобилей.

Примечание: Диаметр привалочной плоскости D 18 определяют из условия D 18 ≥ D 6 +5 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Измененная редакция, Изм. № 3-5).