Платон штрафы перенесены до 15 мая росавтодор. Новая редакция КоАП РФ: штрафы за "Платон"

Чтобы открыть и легально развивать собственный бизнес, проще всего зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП). Сделать это предельно просто, нужно всего лишь написать заявление о регистрации, оплатить госпошлину (800 рублей) и получить квитанцию об оплате, снять копии с паспорта и идентификационного кода и с этим пакетом документов прийти в налоговую по месту регистрации. Через пять дней вы станете индивидуальным предпринимателем и сможете забрать соответствующие документы.

Учет ИП – от чего зависит и как вести

Постановка на учет индивидуального предпринимателя осуществляется налоговой службой по месту регистрации автоматически на основе сведений из Единого государственного реестра (согласно статье 83 Налогового кодекса Российской федерации). С этого момента (как только произошла постановка на налоговый учет ИП) вы становитесь не только независимым владельцем собственного дела, но и налогоплательщиком, который обязан вести бухгалтерский и налоговый учет, своевременно отчитываться и оплачивать необходимые суммы.

Давайте попробуем разобраться, как вести отчетность ИП.

От чего зависит налогообложение

Отчетность и налогообложение зависят от выбранной при регистрации системы налогообложения. Обычно выбор заключается между упрощенной системой налогообложения (УСН) и общей (ОСН). Некоторые виды деятельности не подпадают под возможность использования УСН, а в некоторых регионах действует единый налог на вмененный доход (ЕНВД), что автоматически делает УСН невозможной.

Запомните: если вы сразу не указали в заявлении систему налогообложения, постановка на учет ИП будет произведена по общей системе, и перейти на УСН вы сможете только в начале следующего года.

Как вести налоговый учет ИП

Фактически индивидуальный предприниматель не ведет как таковую отчетную документацию, вне зависимости от выбранной системы налогообложения. При УСН и ОСН ведется книга доходов и расходов плюс ведутся налоговые карточки на наемных работников.

Учет ИП при ЕНВД

ИП, работающие на едином налоге на вмененный доход, подают только соответствующую декларацию. Делать это необходимо раз в квартал до двадцатого числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.

Учет ИП при УСН

Предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, раз в год до тридцатого апреля должны подавать налоговую декларацию. Кроме того в начале каждого года в Федеральной налоговой службе необходимо регистрировать книгу доходов и расходов (в которой фиксируется учет доходов и расходов ИП). Ее можно распечатать из файла, можно купить готовую, главное, успеть зарегистрировать книгу до тридцатого апреля.

Налоговый учет и отчетность ИП

Предприниматель, который числится на общей системе налогообложения, подает большее количество документов и появляется в налоговой службе куда чаще.

Во-первых, каждый квартал до двадцатого числа месяца, следующего за окончанием квартала необходимо подать декларацию по НДС.

Во-вторых, раз в год до тридцатого апреля предоставляется декларация по форме 3-НДФЛ (на доходы физических лиц).

В-третьих, при регистрации ИП или в случае превышения полученных доходов над предполагаемыми на сумму, превышающую пятьдесят процентов, подается декларация о предполагаемых налогах по форме 4-НДФЛ.

Ведение бух учета ИП

Как уже упоминалось выше, от ведения бухгалтерского учета ИП освобождены. Но с 2013 года вступает в силу федеральный закон от 06.12.2011 года №402-ФЗ, который предписывает вести бухгалтерский учет всем экономическим субъектам, в том числе и индивидуальным предпринимателям (согласно второй статье). Соответственно, должна измениться учетная политика индивидуального предпринимателя.

Но при этом в шестой статье этого же закона прописано, что индивидуальный предприниматель имеет право не вести бухгалтерский учет, если согласно Налоговому кодексу ведет учет доходов и расходов, а также других объектов налогообложения в порядке, который установлен налоговым законодательством.

Следовательно, этот пункт напрямую касается предпринимателей, которые пользуются УСН (согласно статье 346.24 Налогового кодекса). То же самое основание не вести бух учет у ИП, которые находятся на ОСН: потому что их налоговой базой являются все полученные доходы.

p>Самым спорным оставался вопрос с предпринимателями, которые находятся на ЕНВД, поскольку книги доходов и расходов они не ведут и вообще фактически не ведут учета как такового, как в таком случае должна измениться учетная политика ИПв 2013 году? Министерство финансов прояснило ситуацию в письме 13.08.12 № 03-11-11/239: поскольку ИП, находящиеся на ЕНВД, самостоятельно ведут учет физического показателя (количество работников, торговых мест, площади торгового зала и т.п.), бухгалтерский учет в ИП тоже не предусмотрен.

Книга учета доходов ИП

Регламентирующие документы

Предприниматели, находящиеся на УСН и ОСН, согласно Налоговому кодексу обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Форма книги утверждена приказом Министерства финансов России № 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 года. Как именно заполнять книгу, прописано в приказе Министерства финансов от 22 октября 2012 года № 135н.

Согласно вышеупомянутым документам ведение отчетности ИПможет происходить как в бумажном, так и в электронном виде. Предприниматель к окончанию отчетного периода просто распечатывает файлы и заверяет их в Налоговой службе.

Порядок ведения книги

Существует несколько правил, как вести учет ИП в книге доходов и расходов, которые ИП, находящиеся хоть на УСН, хоть на ОСН, должны учитывать:

  1. все доходы, расходы и совершенные хозяйственные операции должны быть зафиксированы в полном объеме, информация должна быть достоверной и фиксироваться постоянно (непрерывно);
  2. в книге необходимо отражать имущественное положение ИП и итог предпринимательской деятельности за отчетный период;
  3. каждую хозяйственную операцию должен сопровождать оправдательный документ;
  4. весь учет ведется позиционным способом.

ИП на ЕНВД и книга доходов и расходов

Налоговый кодекс (пункт семь статьи 346.26) предписывает ИП на ЕНВД ведение учета ИП,но порядок ведения книги доходов и расходов при такой форме налогообложения нигде не указана, к тому же величина доходов и расходов на сумму налога не влияет.

Вместе с тем, ИП на ЕНВД обязаны вести учет показателей, по которым определяется налогооблагаемая база. Например, ИП, предоставляющие бытовые услуги, должны вести учет количества работников и табели рабочего времени. Предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, могут предоставлять для расчета налоговой базы документы на помещение, в котором производят предпринимательскую деятельность (договор аренды или документы на право собственности).

Учет кассовых операций у ИП

Согласно Положению о ведении кассовых операций, действующему с 01.01.2012, ИП должны соблюдать кассовую дисциплину. При этом, поскольку у ИП сложно разделить его личные средства и средства на предпринимательскую деятельность, действуют следующие послабления:

  • ИП может не вести кассовую книгу;
  • ИП может не устанавливать кассовый лимит остатка наличных и не сдавать все деньги, образовавшиеся сверх лимита в банк;
  • ИП может не хранить всю наличность в банке;
  • ИП может не оприходовать поступающие деньги в кассу;

При этом наличие кассового аппарата все-таки диктует ведение учета индивидуальными предпринимателями следующих позиций:

  • книги кассира-операциониста;
  • приходных и расходных ордеров;
  • товарных чеков.

Кадровый учет у ИП

Индивидуальный предприниматель, у которого есть наемные работники, обязан вести учет выплачиваемых работнику средств и страховые пенсионные взносы.

Общие кадровые документы

Также ИП (или отдел кадров ИП) обязан иметь и вести всю необходимую кадровую документацию, а именно:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
  • должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием (если должностные обязанности не учтены в трудовом договоре);
  • положение о персональных данных работников;
  • положение об оплате труда, премировании и материальном стимулировании работников (если эти позиции не предусмотрены в трудовом договоре);
  • инструкции по охране труда по профессиям (Положение об охране труда при этом иметь не обязательно);
  • журнал ознакомления с инструкциями;
  • журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования;
  • график отпусков.

Коллективный договор заключается по соглашению сторон, Положение о коммерческой тайне предприятия прописывается, если указано в трудовом договоре.

Индивидуальные кадровые документы

На каждого работника должны быть:

  • трудовой договор;
  • приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;
  • личная карточка работника;
  • трудовая книжка;
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
  • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
  • заявление работника о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты;

В случае несения работником полной материальной ответственности (кладовщики, завхозы) заключается Договоры о полной материальной ответственности. При наличии сменной работы обязательно составляется график сменности.

Учет основных средств у ИП

В перечне расходов предпринимателей, находящихся на УСН, должны учитываться основные средства (ОС): имущество, являющееся амортизируемым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса. Это исключительно важный параметр, знание о котором необходимо всем, кто ведет учет у индивидуального предпринимателя.

Объектами основных средств, подлежащими амортизации, считаются все объекты, которые участвуют в приобретении дохода, могут эксплуатироваться более года и стоят более двадцати тысячи рублей. При этом в объекты ОС часто записывают объекты, которые эксплуатируются не в рабочих целях или стоят менее двадцати тысячи рублей, хотя выгоднее было бы зафиксировать их как материальный расход.

Надеемся, что наша статья помогла будущим и действующим ИП разобраться в том, что такое налоговый учет и отчетность ИП.

  • Экономика, Бизнес

Штрафы с грузоперевозчиков, не оплативших проезд по федеральным трассам в рамках системы «Платон», взиматься пока не будут, заявили в Минтрансе. Ведомство совместно с Госдумой уже разработало поправки, снижающие санкции для компаний с 450 тыс. до 50 тыс. руб. Решение принято после масштабных акций протеста против «Платона» и письма бизнес-омбудсмена Бориса Титова Владимиру Путину.


Водители транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за нарушения внесения платы за проезд транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн,- заявили в Минтрансе.- Также депутатами предложено снизить размеры штрафов для владельцев (собственников) таких транспортных средств за подобные нарушения. До принятия данных поправок штрафы с водителей российских транспортных средств за такие нарушения взиматься не будут». Таким образом, исходя из заявления ведомства, от санкций освобождаются только водители грузовиков (ранее действовавшие для них штрафы - 40 тыс. руб.). Впрочем, источник в Минтрансе заверил “Ъ”, что по факту штрафовать не будут вообще никого, ни физических лиц, ни юридических (для них штраф, прописанный в законе, составляет 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб.- за повторное). По данным Ъ, сейчас Минтранс и депутаты в данный момент обсуждают компромиссный вариант: чиновники предлагают сделать единый штраф для юридических и физических лиц (50 тыс. руб. за первое нарушение и 100 тыс. за повторное), депутаты – 10 тыс. руб. Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил “Ъ”, что документ будет рассмотрен на пленарном заседании 1-2 декабря. «В декабре, как только его подпишет президент, поправки вступят в силу»,- заявил он “Ъ”.

Напомним, что система взимания платы (СВП) за проезд 12-тонных грузовиков по федеральным трассам «Платон» запущена с 15 ноября. С помощью СВП Росавтодор (заказчик системы) хочет собирать ежегодно 40 млрд. руб. с владельцев грузовиков, наносящих урон дорожному покрытию, и направлять эти деньги на дорожное строительство. Система вызвала массовое недовольство компаний и водителей-дальнобойщиков, которые за последний месяц провели несколько акций протеста. На этом фоне Минтранс сначала заменил постоянный тариф 3,73 руб./км на дифференцированный (1,53 руб./км до марта 2016 года, 3 руб./км до 2018 года, затем 3,73 руб./км), а также распорядился применять штрафы за неоплату проезда только в Московской области до мая 2016 года. На дополнительные уступки Минтранс пошел после двух событий: вчера дальнобойщики провели очередную акцию протеста (в ходе нее погиб один из активистов, как сообщал “Ъ” , а бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой перевести «Платон» в тестовый режим. В своем письме он сообщал, в частности, об убытках, которые несет бизнес из-за СВП, и штрафах, которые в действительности применяются не только в Московской, но и Калужской области.

Глава межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов в беседе с “Ъ” назвал решение Минтранса половинчатым. «Мы требуем полностью отключить оборудование “Платона”,- заявил он “Ъ”.- До отключения системы акции протеста продолжатся, но будут перенесены с обочин дорог на землю, чтобы исключить трагедии, как в Тверской области. Соответствующее обращение я уже направил всем участникам акции».

«Несомненно, данная инициатива правильная и ожидаемая,- заявил “Ъ” директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов.- Мы видим оптимальным решением введение моратория на штрафы для перевозчиков на период с 15 ноября до 15 января 2016 включительно». Он также отметил, что путаница вокруг «Платона» возникает из-за противоречивой информации, поступающей из разных источников. К примеру, заявление замминистра транспорта Евгения Дитриха о том, что штрафы будут работать только в Московской области, было опубликовано на сайте министерства 11 ноября, но затем удалено. «Нормализовать ситуацию сможет официальное заявление министра транспорта, спикера Государственной Думы, либо премьер-министра, о временном введении моратория на штрафы, до устранения всех проблем с "Платоном",- говорит господин Попов.- Что бы не говорили представители системы, это не означает, что у транспортных компаний нет проблем. Снижение суммы штрафа представляется адекватной и приемлемой для рынка».

Иван Буранов


Бизнес-омбудсмен Борис Титов просит отложить сборы с грузовиков


Первая неделя работы системы взимания платы с грузового транспорта «Платон» подтвердила худшие опасения бизнеса. Так, крупные производители и продавцы продовольствия отметили перебои с поставками до 30% товаров. Как стало известно "Ъ", в ситуацию уже вмешался бизнес-омбудсмен Борис Титов, предложивший президенту Владимиру Путину на год перевести систему в тестовый режим.

В настоящее время в Российской Федерации действует система взимания платы «Платон», которая предусматривает обязанность владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Ответственность за проезд без внесения платы установлена статьей 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при повторном совершении правонарушения - десяти тысяч рублей.

По причине высокой себестоимости перевозок многие автоперевозчики «игнорируют» систему «Платон», обязывающую оплачивать 1,53 рубля за каждый километр пути и, соответственно, получают постановления по делу об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа.

Однако данные постановления можно оспорить в суде. Причина заключается в том, что при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, как правило, не учитывается принцип презумпции невиновности в административном судопроизводстве и игнорируется необходимость приведения доказательств как виновности правонарушителя, так и наличия состава административного правонарушения в его действиях, а, следовательно, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не устанавливается факт наличия самого события административного правонарушения.

КоАП РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должно устанавливаться наличие события административного правонарушения, а в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Диспозиция ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ предусматривает доказывание трех фактов:

1) транспортное средство осуществляло движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

2) транспортное средство свыше 12 тонн;

3) движение транспортного средства осуществлено без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.К каждому вынесенному постановлению прилагается фотоматериал, на основании которого можно установить, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, так как указаны координаты движения в определенное время.

Постановления также содержат установление данных о владельце транспортного средства. Однако в постановлениях чаще всего не указано, каким образом и на основании каких документов было установлено, что:

1) транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
2) движение транспортного средства осуществлялось без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Таким образом, при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении не устанавливается наличие события административного правонарушения.

Иными словами, устанавливается только то, что транспортное средство осуществляло движение по автомобильной дороге общего пользования федерального значения, что само по себе не является административным правонарушением. Представляется, что в связи с тем, что данные нормы были введены не так давно, вынесение подобных постановлений носит необдуманный и автоматический характер.

В связи с тем, что штрафы за данное нарушение были снижены до уровня терпимости водителей, а издержки на обжалование постановлений в большинстве случаев превышают размер потерь от уплаты штрафов, практика обжалования данных постановлений в настоящее время достаточно скудная.

Пункт 3 устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Конечно, традиции российской судебной системы достаточно часто игнорируют принцип презумпции невиновности, суды смотрят сквозь пальцы на то, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и, как правило, при вынесении решений становятся на сторону власти.

Однако уже существуют прецеденты, когда суды объективно подходили к рассмотрению данных вопросов и отменяли постановления о наложении административных взысканий с грузоперевозчиков. Так, например, Воскресенский городской суд Московской области принял решение в пользу владельца транспортного средства, отменил постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

При этом в жалобе из двух вышеперечисленных оснований было указано только то, что в ходе рассмотрения дела не было доказано, что транспортное средство имеет разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Конечно, обжалование постановлений по процессуальным нарушениям при их вынесении не снимает фактической вины с правонарушителей, и система правоохранительных органов постепенно адаптируется и приведет практику вынесения постановлений в соответствие с требованиями КоАП РФ. Однако сами процедуры обжалования данных постановлений могут служить средством выражения протеста грузоперевозчиков против несправедливой, с их точки зрения, «платы за тонну».

С 15 декабря 2015 года действует новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатели снизили штрафы для владельцев и водителей грузовиков за нарушение оплаты в системе "Платон".

15 декабря 2015 года, в день официального опубликования, вступили в силу некоторые положения Федерального закона от 14.12.2015 N 378-ФЗ, касающиеся снижения административных штрафов за проезд грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в систему "Платон". Примечательно, что в нынешней версии КоАП РФ административную ответственность за такое нарушение во всех случаях несет только владелец грузовика, водителя могут оштрафовать только в том случае, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику. Соответствующие поправки внесены в "Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". В новой редакции статьи предусмотрена административная ответственность за проезд по федеральным трассам большегрузных автомобилей без внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Такую ответственность применяют к водителям транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и к собственникам грузовиков с российской регистрацией. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, к статье 12.21.3 КоАП РФ добавлены два примечания, в соответствии с которыми административная ответственность для водителей грузовиков с иностранной регистрацией не наступает, если "протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке" на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Также, запрещено привлекать к административной ответственности собственников грузовиков за повторное нарушение в течении суток с момента фиксации первого случая проезда без оплаты. В статье 23.36 КоАП РФ определено, что в ведение федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 12.21.3 КоАП РФ только "в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств". Новая редакция статьи 27.13 КоАП РФ предусматривает, что:

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа.

В статье 31.5 КоАП РФ регламентировано, что отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа не может быть применена в отношении иностранных граждан по статье 12.21.3 КоАП РФ. Поэтому, новая редакция статьи 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф за нарушение по внесению платы "Платону" иностранным перевозчиком должен быть уплачен до выезда принадлежащего ему транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.