Жилет по новым правилам пдд. Насколько увеличивается зона видимости человека при использовании сигнального жилета? Могут ли взять штраф с пассажира в случае вынужденной остановки

Сигнальный жилет - в каждую машину! March 20th, 2017

Каждому сдавшему экзамен на ПДД водителю хорошо известны 3 предмета, которые должны быть в машине обязательно: огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки. Это «святое трио» давно пора превратить в квартет, обязав водителей иметь в машине световозвращающий (сигнальный) жилет. И непременно надевать его до выхода из машины при ДТП или аварийной остановке на проезжей части.

Знаете ли вы, что многие водители и пассажиры гибнут в ДТП не при столкновении, а через несколько минут спустя? Обычно бывает так: водитель или пассажир выходят из машины, чтобы выставить знак аварийной остановки, сфотографировать повреждения или обсудить случившееся – и его насмерть сбивает проезжающий автомобиль. Несколько примеров: , , , , , .

Причина проста: водитель, выходя из машины, резко становится пешеходом, но по инерции продолжает считать себя и видимым, и защищенным. К тому же после ДТП участники часто в стрессе и плохо себя контролируют. Но главное – в темноте и при плохой видимости (сумерки, осадки и т.д.) людей на дороге просто не видно! Это автомобиль с включенными фонарями и катафотами виден издалека, а в пешеход даже в светлой одежде – всего за 30-100 м. На скорости 60-90 км/ч времени на реакцию у проезжающих порой просто не остается.

Сколько гибнет таким образом людей, неизвестно; не уверен даже, что ГИБДД ведет отдельную статистику. Но судя по количеству сообщений в СМИ (куда попадает явно меньшая часть случаев) счет явно идет на сотни погибших и тысячи пострадавших ежегодно! А значит, речь не о единичных случаях, но о системной проблеме.

Решение известно и очевидно: выходя из машины на проезжую часть, надевать сигнальный жилет.

Эта "тряпочка" вполне может спасти вам жизнь: человека в жилете водитель увидит не за 30-100, а за 600 метров даже в темное время суток. Этого расстояния вполне достаточно, чтобы уменьшить скорость и даже остановиться.

Жилеты спасают жизни не только ночью, но и днем.

Дело в том, что при изготовлении сигнального жилета используются фоновый и светоотражающий материалы. Фоновый – основной яркий материал, который обеспечивает высокую видимость благодаря флуоресцентным свойствам (свечению в ультрафиолете). Может быть лимонным, жёлтым, оранжевым или красным. Светоотражающий – материал, в состав которого входят оптические элементы, отражающие падающий на них свет, он на жилете в виде полосок. В общем, фоновый материал отлично виден днем, светоотражающий – ночью, а в результате сигнальные жилеты делают человека заметным на дороге круглые сутки!

Есть у жилетов еще два приятных побочных эффекта. Во-первых, они ассоциируются с формой инспекторов ГИБДД, потому водители не только хорошо их видят, но и «на автомате» снижают скорость и повышают внимание, увеличивая ваши шансы остаться невредимым. Во-вторых, жилет еще и предохраняет вашу одежду от загрязнения, а его синтетический материал легко отстирать.


Хранить сигнальный жилет надо в салоне авто, а не в багажнике. Лучше определить жилет в бардачок, в дверной карман или под сидение, чтобы его можно было достать в нужный момент. Не стоит держать жилет в багажнике: поход за ним по краю трассы может стать последним путешествием в вашей жизни.

Обязательность аварийных жилетов постепенно «захватывает» Европу: требования иметь жилет в машине и надевать его при выходе на проезжую часть действуют в Италии, Испании, Австрии, Португалии, Хорватии, Бельгии, Болгарии, Норвегии, Люксембурге, Венгрии, Германии, Польше, Эстонии и других странах. Штрафы за неиспользование сигнального жилеты разные: 25 евро в Болгарии, 600 евро в Португалии и 1375 евро в Бельгии.

А вот в России, к сожалению, сигнальные жилеты до сих пор рекомендательны. Еще в 2012-м году Госавтоинспекция предлагала обязать всех водителей иметь световозвращающий жилет в автомобиле и всегда надевать его, выходя из машины на проезжую часть в темное время суток или при плохой видимости. Совершенно непонятно, почему это более чем разумное предложение тогда не было принято.

Что нужно сделать, чтобы жилеты стали обязательными для водителей, попавших в ДТП или вставших на проезжей части? Достаточно всего трех поправок в ПДД:
- Пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил надо сформулировать так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99».
- Добавить в ПДД пункт 2.1.3 «Перед выходом на проезжую часть при аварийной остановке или дорожно-транспортном происшествии надеть сигнальный жилет».
- Пункт 2.5 ПДД изложить в следующей редакции: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, надеть световозвращающий жилет и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.» .

Чем вы можете помочь? Если вы согласны с этим предложением, напишите в несколько инстанций:
- В Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения на имя Игоря Шувалова ( о комиссии, а писать надо сюда)
- В Министерство транспорта России
- В ГИБДД России

В письме попросите срочно включить сигнальный световозвращающий жилет в перечень условий, при отсутствии которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также внести в ПДД обязанность водителя надевать жилет перед выходом на проезжую часть при ДТП и аварийной остановке. Основание: большое количество ДТП со смертельным исходом с участием водителей, вышедших из машины, необходимость снизить смертность на дорогах.

Кстати, не менее остро стоит проблема велосипедистов-«невидимок».

Многие из них не гнушаются играть в бэтманов - ездить по проезжей части в черных одеждах на черных велосипедах без единого фонаря и катафота. И по ПДД имеют на это право: согласно п. 24.10, «при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

Если вы считаете, что велосипедисты должны быть видны на дороге, заодно напишите в эти инстанции требование изменить выделенную формулировку в п. 24.10 ПДД на «велосипедисты и водители мопедов обязаны ».

А что еще, по-вашему, надо сделать для снижения аварийности и смертности на наших дорогах?

В российских ПДД в ближайшее время почти наверняка появится новый пункт - 2.3.4, который будет требовать, чтобы водитель при остановке машины или вне населенных пунктов в темное время суток или при ограниченной видимости обязан был бы одевать «куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа». Именно так говорится в проекте правительственного постановления о соответствующей правке российских Правил дорожного движения.

По большому счету, законодательная инициатива не лишена логики и практического смысла. На что пешеход, что вышедший из авто водитель - «цель» практически невидимая для других шоферов. Сбить такого гражданина по неосторожности, просто вовремя не заметив - дело плевое. И в европах, как знают многие, путешествовавшие по тамошним шоссе, в большинстве стран ярко-желтая жилетка со световозвращающими полосками - такой же необходимый атрибут комплектации авто как и огнетушитель, знак аварийной остановки и т. п. Но самое главное - это штрафы.

В большинстве стран Европы либо за отсутствие такой жилетки в машине, либо за нахождение на трассе без этой одежды, с водителя обязательно , причем приличный. В Бельгии, например, за этот шоферский «грех» полагается кара размером более 1500 евро! Не сомневаемся, что и в России, вслед за введением «обязательных жилеток» в ПДД, в КоАПе немедленно появится соответствующая статья.

Все впечатление от добродетельного пафоса полицейской инициативы портит единственная строчка в официальном пресс-релизе, выпущенном ведомством по этому поводу. Оказывается, «за первую половину 2017 года произошло 66 штук , что почти на 5% больше аналогичного показателя прошлого года». Для справки: за те же 6 месяцев по стране произошло около 70 000 аварий с пострадавшими. По совершенной разным причинам. Полицейская инициатива, таким образом, охватывает меньше 0,001% аварий.

Неужели куча неглупых людей в погонах МВД не нашла для себя более полезного для обеспечения безопасности движения занятия, чем борьба с одной тысячной ото всех видов аварий? Возможно, этот «ларчик» открывается совсем с другой, так сказать стороны. Мы уже упоминали о драконовских штрафах для водителей в Европе за отсутствие жилетки. «Прелесть» аналогичных взысканий в России будет не в том, что их получат те 66 бедолаг-водителей, сбитых ночью на трассе другими шоферами. «без жилетки» будут выписывать вообще всем, кто посмел высунуть нос из машины ночью. Даже тем, кто привык выскакивать из-за руля навстречу инспектору ДПС, решившему остановить их авто на трассе для проверки документов. Ради вот такой дополнительной возможности «нагреть» тысячи водителей полицейские «законотворцы» вполне могли напрячься, это они с удовольствием.

Новый проект постановления правительства РФ о внесении изменений в ПДД, согласно которому предлагается дополнить правила новым пунктом 2.3.4., подготовлен МВД России для профилактики ДТП на дорогах вне населенных пунктов в темное время суток, комментирует порталу «АвтоВзгляд» новацию генеральный директор «АвтоСпецЦентр Столица» Алексей Потапов. - Похожее постановление об изменениях ПДД было подписано Дмитрием Медведевым в 2014 году, но оно касалось в большей степени пешеходов - в темное время суток человек, передвигающийся по проезжей части вне населенного пункта, должен иметь на одежде светоотражающие элементы. Так как законопроект 2014 года был принят, то очевидно, что нововведение 2017 года будет рассмотрено и подписано в ближайшее время. Штраф за несоблюдение ПДД о передвижении пешеходов в темное время суток вне населенного пункта без светоотражающих вставок на одежде составляет 500 ₽ Предполагается, что штрафные санкции по новому проекту МВД будут аналогичными.

С 18 марта 2018 года в силу вступает новое правило для водителей, обязывающее надевать специальные жилеты со светоотражающими полосами. Оно содержится в пункте 2.3.4 ПДД и имеет некоторые нюансы, о которых мы и расскажем в этой статье.

Светоотражающий жилет в ПДД

Согласно нововведению, водители обязаны иметь при себе жилетку или куртку со светоотражающими полосами. В случае вынужденной остановке на трассе в темное время дня, аксессуар надевается перед выходом из машины.

Получается, что надевать жилет требуется при соблюдении трех основных условий:

  1. Остановка произошла вне населенного пункта.
  2. Темное время суток.
  3. Необходимо покинуть транспортное средство.

Выгодно купить светоотражающйи жилет можно на AliExpress . Цены смешные: от 100 рублей.

Нюансы

Многие водители восприняли новое правило негативно, полагая, что правоохранительным органам дали еще один способ манипулировать автолюбителями. Но на самом деле, нужно более детально вникнуть в пункт 2.3.4 ПДД и понять, что относится он не ко всем.

Итак, особенности нового правила:

  1. Если водитель не планирует выезжать за город в темное время суток, то жилет ему не нужен. В черте населенного пункта новое правило не действует.
  2. Правило распространяется на ситуации, когда водитель совершил вынужденную остановку на проезжей части или обочине. При парковке на стоянке оно не действует.
  3. Надевать светоотражающий жилет нужно не только в темное время дня, но и при плохой видимости на дороге.

Светоотражающий жилет необходим для того, чтобы предупредить других водителей о нахождении человека на проезжей части. Стоит задуматься о собственной безопасности — за 6 месяцев 2017 на дороге погибло свыше тысячи человек, более семи тысяч получили травмы. И зачастую причиной является сочетание плохой видимости и высокой скорости автомобиля.

Штрафы за нарушение

Штрафы за нарушение правила 2.3.4 пока отсутствуют, но водителя могут оштрафовать по статье 12.29 КоАП как пешехода. Поскольку водитель, покинувший транспортное средство, автоматически становится пешеходом, то и правило по ношению специального жилета он должен соблюдать. В случае нарушения — штраф в размере 500 рублей.

С марта 2018 года водители должны иметь при себе жилеты со светоотражающими полосами. Но надевать его придется только при остановке на проезжей части за городом в темное время суток или при плохой видимости.

В осенне-зимний период 2017 года вновь тряхнуло всех автомобилистов. И это было связано вовсе не с повышением цен на бензин, которые собственно никогда не показывали обратной динамики, ни с тем, что надо было менять резину... И даже совсем не с массовой поклейкой знака "Ш" на свои авто... Дело в том, что в сентябре 2017 года был инициирован законопроект, а в декабре подписано постановление Правительства РФ, о внесении изменений в ПДД. Один из пунктов был о поведении водителей на дороге вне машины в темное время суток, за городом.
Речь идет об обязанности надевать и носить жилет, если водитель остановился в ночное время на обочине при вынужденной остановке или попал в ДТП. Это значило лишь одно, что с новой обязанностью появится и новая возможность выписать штраф. Именно о таком штрафе мы и расскажем.

Изменение ПДД по поводу использования жилета на дороге

Итак, нашим правительством было подписано постановление от 12 декабря 2017 г. № 1524 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации». При этом также оговорены и сроки его вступления в силу, - 90 дней с момента его официального опубликования. Опубликовано 16 декабря, значит вступило в силу 16 марта 2018 года. Согласно этому постановлению вводится следующий пункт ПДД

2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении
на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

Собственно тут и своими словами говорить что-либо излишне. Теперь при вынужденной остановке, будь то прокол колеса или поломка, а может и ДТП, водитель должен одеть еще и светоотражающий жилет. Еще раз скажем о том, что такое вынужденная остановка, определением из "Основных положений" в ПДД

«Вынужденная остановка» - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Примечательно, что в пункте нет упоминанию ни о водителе, ни о пешеходе, то есть тем самым здесь как бы стирается граница, кем по сути становится водитель, после такой остановки. Собственно это сделано намеренно, дабы не разводить демагогии по поводу определения статуса нарушителя, а значит прикрыть тем самым возможные лазейки и дыры. Кроме того, такой пункт автоматически можно перенести и на пассажира, если бы не одно "НО", о нем далее. Остается лишь возрадоваться, что при остановке скажем для отдыха или по нужде, водитель (пассажир) может спокойно отлучиться от машины и без жилета!

Штраф за отсутствие жилета в темное время суток при вынужденной остановке или ДТП

Собственно если бы не упоминание о ДТП, то можно было бы обратиться к статье о нарушении правил остановки. Но так как в случае вынужденной остановки уже нельзя говорить об остановке по прихоти, то область применения этого пункта ПДД должна быть более обширна. То есть статья КоАП РФ должна быть более универсальна. Описывать все возможные вариации по которым нарушитель может быть привлечен к ответственности. Поэтому обращаемся к статье 12.29 КоАП РФ, часть 1.

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Собственно из норм статья видно, что наказание для этого случая это предупреждение или минимальный штраф. Обратите внимание, что жилетка должна еще соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014, иначе это все равно что ее и нет.

Могут ли взять штраф с пассажира в случае вынужденной остановки

Что на счет пассажира, который выйдет вместе с водителем и если он станет помогать водителю? Скажем при смене колеса. Но предположим что у пассажира нет жилетки, то это будет нарушением!? Заметьте, что введенный пункт 2.3.4 относится к главе "Обязанности водителя". Это означает, что и применяться может только в отношении водителя. В итоге получается, что на настоящий момент это опять закон с дырой, где водитель должен одевать жилетку, а пассажир, вроде, - нет!
Однако здесь можно обратиться к пункту 4.1 ПДД "Обязанности пешехода"

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

А пешеходом из определения является даже тот, кто просто вышел из машины

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу...

То есть получается, что водитель должен одевать жилетку исходя из норм "Обязанности водителя", а пешеход исходя из норм "Обязанности пешехода". Здесь можно еще поспорить на счет фразы по поводу работы, но лучше перестраховаться, дабы остаться живым и не получить штраф.

Можно ли заплатить штраф за жилет (отсутствие в темное время суток) со скидкой

Небольшие поблажки для добросовестных водителей и пешеходов появились еще в 2016 году, когда внесли поправки в статью 32.2 КоАП РФ. Именно в ней прописано о возможности заплатить штраф со скидкой, если он уплачен в 20-дневный срок с момента вынесения постановления и статья не является «тяжкой». То есть для такого штрафа как отсутствие жилеты в темное время, это вполне подойдет, а значит такой штраф можно заплатить со скидкой.
То есть если штраф будет выписан для водителя и пешехода, а это по сути два разных нарушения, так как это два разных лица, то каждый из них сможет оплатить штраф со скидкой.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за жилет для водителей в темное время суток»

Вопрос: Можно ли выйти из машины без жилета в ночное время при остановке?
Ответ: Можно, но для водителя, если остановка не связана с вынужденной остановкой или ДТП. Само собой лучше ставить машину в безопасное место.

Вопрос: Можно ли пассажиру выходить из машины за городом без жилетки?
Ответ: Получается что нет, ведь он автоматически выйдя становится пешеходом и значит должен перемещаться в жилете!

Вопрос: Могут ли взять штраф, за замену колеса на дороге, в ночное время, без жилета?
Ответ: Да, с марта 2018 года могут.

Видео по теме

Российских автомобилистов обязали возить с собой светоотражающие жилеты. Спецодежду необходимо надевать, выходя из машины на обочине вне городов, сел, деревень и других населенных пунктов ночью или в условиях плохой видимости днем. Такие изменения в Правила дорожного движения были внесены Постановлением правительства РФ от 12 декабря 2017 года N 1524, нововведения вступило в силу 18 марта 2018 г. – спустя 90 дней после официального опубликования в «Российской газете».

Рассказываем подробнее, что представляет из себя закон о светоотражающих элементах на одежде 2017 года, каким требованиям должен соответствовать светоотражающий жилет, и грозят ли штрафы нарушителям.

Постановление Правительства РФ N 1524

Поводом для изменения ПДД стала с одной стороны печальная статистика дорожно-транспортных происшествий, с другой – положительный опыт многих европейских стран, где светоотражающие элементы на верхней одежде водителей и пассажиров транспортного средства являются таким же обязательным реквизитом загородной поездки как аптечка и огнетушитель.

На официальном сайте Правительства РФ (government.ru) вместе с постановлением о внесении изменений в ПДД одновременно была опубликована также и справка ГИБДД со статистикой ДТП за первые полгода 2017-го.

По данным дорожной полиции, возросло количество наездов на водителей на обочине в темное время суток – почти на 5% по сравнению с данными за 2016 год (всего 66 таких ДТП). А вот количество наездов на пешеходов, которых ранее (с 1 июня 2015 года) обязали передвигаться по обочинам в темное время суток в одежде со светоотражающими элементами, сократилось – на 10,2%.

В ГИБДД посчитали, что сокращение ДТП с пешеходами напрямую связано с внедрением новых требований, и решили распространить закон о светоотражающих жилетах на автомобилистов. В результате было выпущено Постановление Правительства РФ N 1524, которым правила ДД были дополнены новым пунктом – 2.3.4.

Новые требования к светоотражающей одежде

Новый закон о светоотражающих жилетах для водителей в части требований непосредственно к одежде ссылается на ГОСТ 12.4.281-2014 (пункт 4.2), которым установлены стандарты одежды повышенной видимости. Они применяются в основном к одежде дорожных рабочих, теперь их распространили и на светоотражающие жилеты для водителей. Закон, кстати, допускает использование не только жилетов, но также курток и жилетов-накидок.

Данные изделия должны иметь 1 или 2 горизонтальные полосы светоотражающего материала, находящиеся на расстоянии 5 см друг от друга. Полоски идут вокруг торса и соединяются с верхней полосой на торсе спереди и сзади через плечи (у этого требования есть исключения). Нижний край горизонтальной полосы должен находиться на расстоянии не менее 5 см от низа куртки, жилета или короткой куртки.

Светоотражающие элементы могут иметь три флуоресцентных цвета:

  • желтый;
  • красный;
  • оранжевый.

Покупая куртку, жилет или накидку для передвижения в условиях плохой видимости за городом, водитель должен ориентироваться на ГОСТ 12.4.281-2014. Если изделие соответствует стандартам, то на нем обязательно будет соответствующая пометка. Купить такое изделие можно за 300 рублей или немного дороже. Изготовить аналог можно и самому, использую ГОСТ в качестве инструкции.

Сигнальная одежда для пешеходов

Пешеходов обязали носить светоотражающие предметы одежды с 1 июля 2015 года. С этой даты вступила в силу новая редакция п. 4.1 ПДД, согласно которой вне населенных пунктов и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) пешеходы обязаны иметь светоотражающие элементы:

  • когда они пересекают дорогу;
  • когда движутся по обочине или краю проезжей части.

В городе данное требование превращается в рекомендацию и не является обязательным.

Судя по статистике ГИБДД, внедрение соответствующего требования позволило спасти сотни человеческих жизней. За первые 6 месяцев 2017 года в тёмное время суток было зафиксировано более 7 500 наездов на пешеходов (1 321 погибших), что на 10,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В ГИБДД уверены, что сократить количество ДТП с наездом на пешеходов удалось благодаря новым требования к светоотражающей одежде, а значит – аналогичные требования к водителям также дадут результат.

А как в других странах?

В справке ГИБДД, которая была приложена к Постановлению правительства РФ, также указывалось на положительный европейский опыт. «Российская газета» уточняет, что во многих странах автомобилисты обязаны иметь светоотражающие жилеты для водителей – закон об этом есть в:

  • Венгрии;
  • Польше;
  • Португалии;
  • Испании;
  • Италии;
  • Франции;
  • Словении.

Причем законы некоторых государств обязывают водителей иметь несколько комплектов накидок – на себя и на пассажиров. Если потребуется в темное время суток передвигаться по обочине или переходить дорогу за городом, необходимым инвентарем пассажиров ТС должен обеспечить именно водитель.


Будут ли штрафовать нарушителей?

Несмотря на то, что на январь 2018 года штраф за отсутствие спецодежды для водителей в КоАП РФ отсутствует (в отличие от штрафа для пешеходов 500 рублей – ст. 12.29 КоАП РФ), пренебрегать данной нормой не следует.

Во-первых, это лишний способ защитить водителя, находящегося вне ТС, а также других участников дорожного движения. Стоит учитывать, что флуоресцентная спецодежда позволяет увеличить видимость на дороге в несколько раз.

Во-вторых, после 18 марта 2018 года, когда изменения в ПДД вступят в силу, сотрудники ГИБДД будут по иному трактовать причинно-следственную связь между действиями участников дорожного движения и наступившими последствиями, в частности, ДТП. И водитель, который не исполнил должным образом требования нового закона о светоотражающих жилетах, может не только стать жертвой автомобильной катастрофы, но и может быть признан ее виновником, потому что вовремя не одел куртку или жилет со световозвращающими элементами.

Постановление Правительства РФ о светоотражающих жилетах –