Самостоятельные путешествия на автомобиле. Советы

Путешествие на машине - это всегда свобода передвижения, практически неограниченный объем багажа и, самое главное, возможность поменять маршрут в любой момент. Неудивительно, что все больше людей выбирают этот способ перемещения в отпуске. Февральские праздники - это отличный повод посмотреть что-то новое и совершить свое первое небольшое автопутешествие. Юрист Валерия Белова провела зимние каникулы в поездке по Европе и написала о том, как подготовиться к путешествию на машине и чего в нем ждать.

Маршрут

Валерия Белова: Свое последнее автопутешествие я совершила этой зимой. Побывала в Белоруссии, Польше, Словакии, Венгрии и Румынии. Все эти страны мне хотелось сравнить между собой и посмотреть не только крупные города и столицы, но и провинцию.

В Белоруссии меня особенно поразили замки, расположенные на старой польской территории, а в Румынии - небольшие приграничные города, выстроенные в стиле барокко. В Словакии и Польше необычайно хороши горы (и козий сыр). А в Венгрии чудесные минеральные купальни и спа.

Подготовка к поездке

Время подготовки к путешествию зависит от дальности поездки, состояния автомобиля и того, насколько досконально вы хотите все продумать. Лично мне хватило недели. Я прошла ТО, докупила все для машины, помыла ее, заправила, приобрела страховку и запаслась едой. Потратила я на все примерно 15 тысяч рублей. Шенгенская виза у меня была получена заранее, и на это время и деньги не потребовались.

Стоит отметить, что в Белоруссию виза не требуется, да и период подготовки меньше. Так как она ближе и граница мягче.

Но вернемся к самой машине. Погранслужбы предъявляют к ней не так много требований, но их лучше всего соблюдать:

Исправность

Не стоит удивляться, если на границе захотят проверить работу фар и иных систем. Перед путешествием уточните техническое состояние автомобиля и устраните все выявленные недочеты (начать лучше всего с полной диагностики).

И не забудьте поставить правильные шины, ведь в большинстве европейских стран шипы запрещены и в зимнее время лучше ехать на так называемых липучках, но в Скандинавии, напротив, могут потребовать резину с шипами. Если ваш путь будет пролегать через горы, то на некоторых участках вам также могут потребоваться цепи на колеса.

Чистота

Не обязательно мыть машину непосредственно перед пересечением границы, но за день до начала поездки лучше все же это сделать (к тому же во время движения по европейским странам она практически не испачкается).

Исправность

На мелкие царапины, потертости или сколы внимания не обращают, но большие повреждения кузова, стекол или фар могут привлечь внимание пограничников и привести к дополнительным вопросам и сложностям на границе.

В машине стоит обязательно иметь такие вещи:

Аптечку (не забудьте проверить ее состав и срока годности медикаментов),

Знак аварийной остановки (треугольник) и светоотражающий жилет,

Буксировочный трос,

Провода вспомогательного запуска (для прикуривания),

Смазку WD-40 (мне кажется, что данное средство известно всем автолюбителям своей универсальностью и не требует дополнительных пояснений),

Щетку для чистки автомобиля,

Жидкость для омывания стекол.

Ведь кто знает, что и когда может пригодиться, да и к тому же часть из этих предметов обязательно должна быть в машине в соответствии с законами России и европейских государств.

Чего не стоит брать, так это антирадары: во многих европейских странах они запрещены (а в некоторых даже незаконны и их наличие влечет штрафы). Сильная тонировка также не всегда легальна, поэтому рекомендуем заранее уточнить требования стран, которые вы собираетесь посетить, или вовсе воздержаться от поездки на слишком тонированном автомобиле.

Что взять с собой

Еда. Какая дорога без вкусных перекусов? Советую взять много разной еды - и по чуть-чуть. Одно и то же быстро надоест, да и трудно угадать, чего именно захочется. Но однозначно не стоит брать сильно пахнущие и сильно пачкающиеся продукты, ведь путешествие долгое и хочется провести его с комфортом.

Особое внимание стоит уделить напиткам. Лучше всего взять несколько небольших бутылочек негазированной воды, а остальное - по желанию.

Карты. Мне удобнее использовать их электронные варианты, которые работают без доступа в интернет. Лично я использовала maps.me или City Maps 2Go. В обоих приложениях можно скачать карты, строить маршруты, а также найти кафе и достопримечательности. Но если вы привыкли к бумаге, то берите их. Главное, чтобы вам был удобно и понятно.

Музыка. Дорога длинная, и в автомобиле вы проведете достаточно много времени, поэтому лучше заранее запастись музыкой на любой вкус и настроение, иначе вы рискуете слушать местные европейские радиостанции и наслаждаться их подборками.

Еще стоит захватить плед и небольшую подушку, чтобы недолго подремать, пока ваш компаньон ведет машину.

Какие автодокументы необходимы

В поездке (помимо загранпаспорта и визы в европейских странах и российского паспорта, например, в Белоруссии) вам потребуется свидетельство о регистрации транспортного средства и водительские права.

Стоит отметить, что если у вас права старого образца, то на всякий случай стоит заранее получить международные (так как старые российские содержат информацию только на русском языке и зачастую они непонятны иностранным правоохранителям).

Кроме того, необходим международный страховой полис (Green Card). В далеком 2009 году Россия стала участником международной конвенции по оформлению Green Card («Зеленая карта»). Теперь при путешествии на автомобиле в другие страны нужно приобрести этот страховой полис, который по сути является международным аналогом ОСАГО.

Купить его можно практически в любой страховой компании. Для этого необходимо предъявить паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и заполнить заявление. А также оплатить стоимость страховки, которая зависит от срока действия, типа транспортного средства и страны назначения. Так, один месяц страховки легкового автомобиля для путешествия по всем странам - участницам международной конвенции обойдется в 4 180 рублей, а при поездке только в Азербайджан, Беларусь, Молдову или Украину достаточно 2 190 рублей.

Важно отметить, что количество лиц, допущенных к управлению, не ограничено, нет ограничений по возрасту и стажу водителей.

Пересечение границы

При пересечении границы России и страны, входящей в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия), пограничный контроль практически отсутствует, но иногда у вас все же могут проверить документы, поэтому их лучше всего совсем далеко не убирать.

По-другому обстоят дела на иных границах. Они представляют собой пропускные пункты с двух сторон и немного свободной территории посередине (ее размер часто варьируется в зависимости от местонахождения).

С каждой стороны вы проходите таможенный (чаще всего зрительный осмотр машины, открытие багажника) и паспортно-визовый контроль.

Минимальное время пересечения границы, на которой осуществляется проверка паспортов и виз, - примерно 45 минут, при условии, если на ней практически никого, кроме вас, не будет. Но лучше всего на это закладывать около трех-четырех часов.

Предугадать количество машин на границе достаточно сложно, однако сегодня практически все пропускные пункты оборудованы веб-камерами, трансляцию с которых можно посмотреть онлайн и получить примерное представление о загруженности.

Однако границы между странами Евросоюза можно пройти быстрее, так как документы обычно не проверяются и вы просто едете дальше.

Кстати, получить отметку на документах для Tax free можно и при пересечении границы на автомобиле. Но тут нет единой рекомендации по местонахождению специалиста таможенной службы, который проставит вам все штампы, необходимые при получении денег в банках - партнерах программ Tax free. Единственный совет - быть внимательнее и следить за всеми указателями, потому что сдать назад на границе вряд ли получится.

Особенности разных стран

При автопутешествии стоит помнить, что страны отличаются не только своей историей, архитектурой и культурой, но и стоимостью бензина, наличием или отсутствием платных дорог, правилами дорожного движения, а также особенностями вождения и дорожным покрытием. И к этому стоит быть готовыми. Вот какие особенности заметила я.

Беларусь

АИ-95 - 1,19 белорусского рубля (около 37 рублей)

Страна с хорошими дорогами и строгим скоростным режимом. Тут нет так называемых «+20», и радары считывают действительную скорость без погрешности. Несмотря на наличие платных дорог, россиянам (на легковых автомобилях) за них платить не нужно, поэтому можно спокойно путешествовать без лишних трат.

Стоимость бензина на всех заправках практически одинаковая, и можно не тратить время на поиск заправки подешевле.

Полиция в Белоруссии неподкупна, а пограничники достаточно строги, поэтому ехать стоит аккуратно - тогда все будет отлично.

Польша

АИ-95 - 4,70 злотого (около 69 рублей)

В целом в Польше хорошие дороги, но их качество и освещенность сильно отличается в разных воеводствах (местностях).

Лично меня поразила «поющая разметка» на автобанах. Так при попадании колеса на разметку благодаря трению издается звук, который при долгой дороге отлично бодрит и держит тебя в тонусе.

Интересно, что в деревнях можно часто встретить светоотражающую разметку, которая помогает вести машину в темноте.

Платные дороги в стране есть, но оплачиваются они по примеру российских аналогов (при подъезде к ним/выезде с них), поэтому особых трудностей возникнуть не должно.

Словакия

АИ-95 - 1,16 евро (примерно 71 рубль)

При въезде в Словакию стоит заранее приобрести электронную виньетку на специальном сайте . Фактически номер вашей машины вносится в электронную базу на определенный оплаченный срок, и вы можете без ограничений пользоваться всеми дорогами страны.

Словацкая полиция обожает проверять факт оплаты дорог, останавливая иностранные машины.

Румыния

АИ-95 - 4,80 лея (примерно 66 рублей)

Платные дороги есть и в Румынии. Принцип их действия аналогичен словацкому. Поэтому, как пояснили пограничники, оплачивать их лучше всего на заправках или на сайте . При въезде в страну можно увидеть огромное количество частных магазинчиков, которые предлагают аналогичные услуги, но не стоит к ним обращаться, так как они часто обманывают туристов, беря деньги и не внося данные о машине в систему.

Водят румыны эмоционально, поэтому не удивляйтесь, если водители соседних машин помигают вам фарами и попросят ехать побыстрее.

Литва

АИ-95 - 1,19 евро (примерно 72 рубля)

Во всех прибалтийских странах практически нет хайвеев, поэтому путешествовать быстро не получится. Средняя скорость движения - 70 км/ч, несмотря на то, что ограничение скорости в 50 км/ч существует только в населенных пунктах. Вне их можно ехать 90 км/ч, а на трассах (если вам повезет их встретить) - 110 км/ч.

Стоит отметить, что путешествовать на легковом автомобиле по Литве можно без дополнительных трат, так как плата за пользование дорогами взимается только с грузового транспорта.

Латвия

АИ-95 - 1,15 евро (примерно 70 рублей)

Плата за дороги с легковых автомобилей взимается только в курортной зоне Юрмала с 1 апреля по 30 сентября. В остальное время проезд свободный.

К сожалению, я столкнулась с коррумпированными сотрудниками полиции, которые при малейшем нарушении требуют оплатить «штраф».

Эстония

АИ-95 - 1,22 евро (примерно 74 рубля)

Еще одна страна без платных дорог и сборов с легкового автотранспорта.

К тому же здесь практически нет полицейских засад на дорогах. Однако не стоит расслабляться и лихачить. В стране установлено множество камер, фиксирующих все нарушения дорожного движения.

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению. Собственно, и сами мы относили себя к этой же категории автопутешественников, поскольку на сегодняшний день проехали только один подобный маршрут: из Кемерово в Краснодар, в конце декабря прошлого года. Около 4300 км.

Первое – ваш автомобиль. Он должен быть исправен. Сроки регламентных работ по ТО не должны маячить прямо перед глазами, а всякие посторонние «сверчки», постукивания, сбрендившие датчики и прочие вестники грядущего ремонта должны быть локализованы, определены, оценены и главное – ликвидированы.

Резина – по сезону. Всё, что предусмотрено регламентом прохождения технического осмотра ТС, в автомобиле так же должно быть. Акцентируем внимание на хорошем тросе, запаске, баллоннике, домкрате и аптечке. Аптечку стоит доукомплектовать средствами от несварения желудка и пищевых отравлений. Прочие лекарственные препараты – на ваше усмотрение. Может пригодиться и мощный фонарь. Наверняка не лишним будет и зарядное устройства для мобильного телефона.

Что касается «расходников» (перегорающие лампочки в фонарях и фарах, другие досадные мелочи вроде небольшого перерасхода масла в двигателе), то кому как не вам знать, чем стоит запастись на дорожку.

Второе – документы. На машину и на право управления авто. Все документы должны быть действующими, не просроченными. Обращаем внимание на медицинскую справку. В повседневной жизни водителя-непрофессионала, да ещё в родном городе о ней как-то забывается, но поверьте – в другом регионе, первый же ДПС-ник в поисках чего-нибудь «этакого» про неё обязательно вспомнит.

Третье. Если у вас ещё нет, то обязательно приобретите автомобильный навигатор с картами от Навител. Вполне рабочие аппараты реально купить за полторы – две тысячи рублей с бесплатной техподдержкой и обновлениями на официальном сайте Навител (ПО и карты). Этим вы сильно облегчите себе жизнь в дороге при условии, что заранее выставите в настройках прокладки маршрута не короткий путь, а быстрый.

Четвёртое. Ваш сотовый оператор должен давать максимально хорошую зону покрытия на маршруте. Тариф подбирайте с посильным роумингом. Запаситесь телефонами всех, кого вспомните. Будет просто отлично, если на маршруте по городам и весям у вас есть родня или хорошие друзья, всегда готовые помочь. Крайне желательно, чтобы вас кто-то «вёл» по маршруту. Постоянно находился на связи, уточнял ваше местоположение, ориентировал (при необходимости) по гостиницам в крупных городах, а то и бронировал номера. Этакий диспетчер. Желательно близкий человек.

Путь-дорожка

Свой маршрут вы должны примерно представлять заранее, хотя бы на уровне крупных городов. Заезжать или не заезжать в них – дело хозяйское. Вокруг большинства областных и краевых центров на вашем пути, наверняка имеются объездные трассы. Внимательно следите за указателями на дорогах и развязках. Навигатор в этом деле хорошее подспорье, только если в настройках не указан «самый короткий» маршрут. В последнем случае он будет уговаривать вас срезать путь через какую-нибудь деревню, или затащить в крупный город (почему-то обязательно в час пик). Как бы там ни было, его работу нужно контролировать в любом случае.

Всех случайностей дороги, всех причуд ремонтников, все засады ДПС предусмотреть нельзя. Поэтому общий совет для движения — внимательно следите за знаками и разметкой, контролируйте скоростной режим. На некоторых дорогах нашей необъятной Родины это просто жизненно необходимо (на Урале, например). Если вы и нарушаете правила, то делайте это осмысленно, в меру, не нарываясь на серьёзные неприятности с ДПС и не создавая угрозы для жизни. Уважайте других участников движения, цените и их жизнь. Это заметно со стороны и окупается помощью на дороге, особенно в случае серьёзной загруженности её фурами.

Время движения выбирайте по себе. Возможно, вы «жаворонок» или «сова». И всё же старайтесь ехать в день. Помните, вы один. И хотя (как я слышал) эпоха дорожного бандитизма канула в лету, статистика упрямо утверждает, что отморозки были, есть и будут, не зависимо от региона. Ехать ночью – увеличивать риск столкновения с ними. Останавливаться где-то на ночлег на трассе в одиночестве – тем более. Даже если у вас имеются некоторые средства убеждения для особо упрямых, и вы умеете ими пользоваться. Не стоит. Вас ждут дома – это главное.

О манере общения с ДПС говорить ничего не будем. Она у каждого своя, в зависимости от склада характера, опыта, знаний ПДД, внутренних инструкций ДПС и т.п.

Отдых и ночлег

Зная свой маршрут, возможно, вы заранее запланируете для себя места ночлега и отдыха, но поскольку вы новичок на длинных перегонах (помните?), а скорость движения на отдельных участках трассы угадать нельзя, то общая рекомендация – ориентируйтесь на своё самочувствие. Затёкшая спина и ноги, притупление внимания от долгих и однообразных движения и ландшафта, плохая видимость дороги в зависимости от погодных условий и времени суток, общие усталость и перенапряжение, и, наконец, сонливость – верные признаки. Пора отдохнуть, размяться или освежиться.

Останавливайтесь на специальных местах отдыха или примыканиях. Если уж сильно припекло, можете остановиться на обочине трассы, но обязательно перед стоящей на обочине фурой, особенно ночью или в условиях плохой видимости. Даже если кто и уснёт за рулём или не справится с управлением, сдвинуть такую массу с места нелегко. Тем самым вы хоть немного обезопасите себя от случайности.

Отдохнули, размялись? Вперёд!

Если ночуете прямо на дороге, делайте это на охраняемых стоянках. Нет такой поблизости? Ночуйте на площадках для отдыха, но только там, где есть большое скопление «дальнобоев» и легковушек. В холодное время года становитесь так, чтобы грузовики не «задушили» вас выхлопами на прогреве. Более предпочтительный вариант – мотель. Ориентируйтесь на тот, возле которого большое скопление машин и грузовиков. Значит и условия там приличные, не слишком дорого, и в кафе не отравят.

Идеальный вариант – гостиница в крупном городе, эконом вариант. Вы можете присмотреть такую заранее, но забронировать место с дороги трудновато: кто знает, когда вы туда доберётесь точно? В большинстве случаев – это не проблема, но будет неплохо, если о гостинице позаботится ваш «диспетчер». Если такого нет, придётся справляться самому. При наличии друзей, родственников и т.п., проблема с гостиницей, разумеется, отпадает. Многое в выборе места для ночлега зависит от времени года, ваших привычек и предпочтений, и, конечно, финансовых возможностей.

Несколько слов о борьбе с сонливостью. Тут сколько людей, столько и способов. Некоторые поют во всё горло, некоторые приоткрывают на ходу окно – освежиться зябким, а то и зимним воздухом. Кто-то рекомендует слушать аудиокниги (заменитель говорливого попутчика), кто-то жевать. В качестве тонизирующего, кстати, неплохо идут сухофрукты. Ещё пробовали жевать щепотку чёрного чая, смешанного с сахаром. Весьма специфично, но работает.
Впрочем, хороший сон мало что заменит.

Еда

На 3-5 тыс. километров вы не запасётесь едой (хотя и здесь нет ничего невозможного для человека с интеллектом) и, вероятнее всего, вам придётся питаться в придорожных кафе, мотелях, ресторанчиках. Общий принцип на трассе такой же, как и при выборе ночлега. Где больше всего скопилось дальнобойщиков и прочих машин, там можно подкрепиться. Всё будет наверняка съедобно и приготовлено не из продуктов второй свежести. Оказии могут произойти, но на этот случай вы уже доукомплектовали свою аптечку (лучше, конечно, довезти её до места в целости и сохранности). В крупных городах решить проблему питания проще.

Не обедайте плотно во второй половине дня, не ешьте мясного – будет клонить в сон. Мы для себя выработали такую схему питания. Плотный завтрак, десять-двенадцать часов дороги (максимально я ехал шестнадцать, но последние километры уже на пределе усталости, так делать не надо), ужин на сон грядущий, вопреки рекомендациям диетологов. За рулём почти ничего не ели: жевали сухофрукты, печенье; запивали водой, чаем или кофе. Держались неплохо.

Вот и всё. Мы постарались уделить внимание самым важным моментам подобного путешествия, советам, которым в той или иной мере следовали сами и находим их разумными. Надеюсь, они вам пригодятся, как и нам.
Удачи на дорогах!

Информация о статье

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению.

Советы по подготовке и поездка

Всё больше автовладельцев отправляются путешествовать на собственных автомобилях – с семьёй, или с друзьями, на одной машине, или на нескольких. Считается, что развитие автотуризма в нашей стране связано с ростом цен на билеты в самолётах или поездах. Однако автомобильное топливо тоже дорожает, но и этот факт не мешает россиянам отваживаться на поездки на значительные расстояния Что это? Чистой воды авантюризм, или жажда увидеть неизведанное, руководствуясь одними лишь своими желаниями, временем, материальными возможностями. Конечно, учитывая качество большинства российских дорог – это, действительно, авантюризм. Но если выпускаются автомобили, имеющие высокую проходимость – значит, желания могут и должны исполняться. Нужно лишь, чтобы каждый путешественник был готов к тому, что его ожидает.

  1. Перед отъездом следует произвести некоторые расчёты. Один из них – приблизительная скорость. Для тех, кто недавно сел за руль, она составит примерно 50 км/час (обычно новички соблюдают все правила, и не гоняют даже там, где можно). У водителей со средним стажем средняя скорость повысится на 10 – 20 км/час, а у опытных водителей ещё на пару десятков километров она будет больше. Только экономия времени на скорости обычно приводит к повышению расходов на штрафы, и хорошо, если «письма счастья» поступят на домашний адрес через пару недель, а если на пути встретятся инспекторы-вымогатели? Тут никаких денег не напасёшься. Выясняется, за сколько часов или суток экипаж завершит путешествие, но это будет лишь ориентировочное время.
  2. Заранее нужно продумать места для отдыха и ночлега. Дешевле и надёжнее места в гостиницах заказывать загодя, с помощью интернета.
  3. Чтобы не тратить деньги, время и нервы в пути, машину нужно обязательно показать специалистам СТО, вне зависимости от года её выпуска и состояния. Специалисты должны осмотреть ходовую, прослушать работу двигателя. Если появятся малейшие сомнения – поездку лучше отложить. Сюрпризы никому, особенно, в дороге, не нужны.
  4. Перед поездкой заправить полный бак – мало. У путешественников обязательно должна быть запасная ёмкость с топливом. Когда стрелка уровня топлива в дороге будет стремиться к нулю, а впереди нет никаких населённых пунктов – запасная канистра вас выручит. К тому же, это будет топливо, к которому привык автомобиль-путешественник. Неизвестно, чем его могут «накормить» в дороге, в чужих городах.
  5. Вещей в поездке должно быть минимальное количество. Нужно учесть, что даже самый обтекаемый багажник на крыше «сожрёт» намного больше топлива. К тому же груз на крыше влияет на устойчивость авто на поворотах. Он может расшатать крышу, кузов и стойки.
  6. Инструменты для каждодневного использования могут не пригодиться, но держать их следует под рукой, или «под ногой», т.е. в доступном месте. В противном случае, багажник, заполненный вещами до отказа, придётся освобождать в самом неудобном для этого месте. После этого, как правило, вещи в багажнике уже не помещаются. Нужно помнить, что крупные тканевые вещи, такие как палатка и спальные мешки лучше расстилать на заднем сиденье. Они так намного меньше места занимают. Нужно максимально эффективно использовать и место под сиденьями.
  7. Готовясь к дальней дороге нужно запастись необходимыми лекарствами, особенно, обезболивающими, жаропонижающими и противошоковыми, элементарными препаратами от головной боли, расстройства желудка. Аптечку тоже не следует убирать далеко. Задняя полка – идеальное для неё место, но нужно, чтобы аптечка была закреплена.
  8. Надо предусмотреть лёгкую еду на перекус, чтобы после неё не хотелось спать. Напитки брать с собой следует только в пластиковой таре. Пытаться взбодриться с их помощью не рекомендуется. Если воителя клонит в сон, то его за рулём должны сменить, а если больше водителей с правом управления данной машиной нет, лучше сделать остановку для плотного ужина, и крепкого сна.
  9. Человек, сидящий рядом с водителем, должен быть «штурманом». Он обязан быть в курсе особенностей маршрута, уметь работать с картой и навигатором. В нужный момент поддерживать разговор, или, наоборот, не мешать ему управлять автомобилем. Если в путь отправляются несколько машин с семьями, то желательно, чтобы карты автомобильных дорог у них были одинаковые. А находясь в незнакомом городе не помешает купить свежие карты местности. Растерявшись, ориентироваться следует на машины с местными номерами – они, как правило, знают, где «пасутся» инспекторы, где можно обогнать или превысить скорость, а где можно нарваться на штраф, или даже лишение прав.
  10. В пути лучше чаще останавливаться, особенно, в жару. Дорога утомляет, солнце слепит. А после остановки не нужно пытаться восполнить упущенное время за счёт превышения скорости. Это может привести к трагическим последствиям.

О безопасности: в пути все пассажиры должны быть пристёгнуты, независимо от возраста и комплекции, а двери, возле которых сидят дети, ещё и заблокированы. Заранее следует договариваться с остальными членами группы машин об условных звуковых сигналах на время движения и на время стоянки Чтобы не вязаться в неприятную историю с местными хулиганами, расспрашивать следует людей преклонного возраста.

Это минимальный боевой комплект рекомендаций для тех, кто впервые отправляется в дальнее путешествие и пока не предполагает, с чем ему придётся столкнуться. Но предусмотреть всего невозможно, и потому каждый должен руководствоваться не только общепринятыми правилами, но и собственными предпочтениями, если они не противоречат ПДД.

Прочитали: 119

Чаще всего любители автомобильного туризма арендуют машину на месте, и вполне понятно, почему. На собственном автомобиле особенно далеко не уедешь, если только не доставлять его к месту начала путешествия – а это дорого, и оправданно разве что в случае какой-то внедорожной экспедиции.

Мы же поговорим не о подобном экстриме, а о простом туризме. Естественно, в первую очередь разговор пойдёт о Европе, как наиболее популярном направлении автотуризма. Конечно, кто-то может собраться из России и на юг, или, к примеру, с Дальнего Востока в Китай – но общие советы подойдут в любом случае, а более специфические – тема отдельного разговора. Восток, как известно, дело тонкое.

Рациональная причина может быть только одна: потому, что это ваш собственный автомобиль. Вы к нему привыкли, вы в нём уверены (в отличие от прокатных авто), он хорошо приспособлен именно для ваших нужд.

Некоторые предпочитают ехать на собственно автомобиле потому, что он довольно дорогой – а машину аналогичного класса, в отличие от дешёвых моделей, арендовать довольно проблематично, даже в Европе.

Так или иначе, ехать вы решили на собственном транспорте. Что нужно учитывать?

Маршрут: не только по суше

В Европе довольно хорошо развито паромное сообщение – поэтому не спешите исключать из своего маршрута точки, отделённые от его основной части водными преградами. Паромное сообщение чрезвычайно развито на Балтийском и Северном морях, но вполне часто встречаются и в южной части Европы.

Зачастую добраться куда-то морем вместе со своим автомобилем – и дешевле, и быстрее, чем в объезд. Так что изучите подобные возможности в интересующем вас регионе. Ходят паромы быстро, стоят недорого, и весьма комфортабельны.

Насколько удобно будет в этой местности на вашем автомобиле?

Банально, но подумать об этом многие забывают. К примеру, если вы предполагает поездки по европейским городам – то столь актуальный в Москве большой внедорожник будет там крайне неудобен. Узкие улицы, мало места для парковки, да и вообще – вы будете выглядеть диковато.

С другой стороны, даже в Европе немало сложных дорог, и, если ваша цель – природные красоты, но городская малолитражка может и подвести. Возможно, лучше всё-таки взять напрокат что-то более подходящее.

Или, к примеру, на немецких автобанах, имея автомобиль с двигателем менее 1,6 литра, вы будете чувствовать себя крайне неуютно – ехать нужно быстро.

Формальности на границе

Внимательно изучите этот вопрос заранее.

Страховка в Европе потребуется обязательно, да и не только в Европе. Без неё вас могут просто не пропустить, а если и пустят – возможные проблемы вам не нужны. Можно обзавестись страховкой заранее, но, в случае чего – к вашим услугам многочисленные пункты её оформления вблизи границ с Евросоюзом. Без полиса не останетесь.

Обратите внимание на техническое состояние машины : европейские пограничники предъявляют к нему весьма жёсткие и чётко прописанные требования. Если что-то не так – уболтать их не получится, и не надейтесь. Детали нужно уточнить непосредственно перед поездкой, поскольку правила могут меняться – но даже с трещиной в лобовом стекле, которая может долгое время совсем не беспокоить в России, вы рискуете никуда не уехать. Не говоря уж о более серьёзных проблемах вроде неработающей электрики. Да и соответствие экологическим стандартам – важный момент.

Есть и другие нюансы – например, у финнов чётко указаны даты перехода на летнюю и зимнюю резину, и их придётся придерживаться вне зависимости от реальной погоды.

Топливо

Бензин в Европе – дорогой, а в Азии – как правило, некачественный. Эти два тезиса – основа для серьёзных размышлений.

Действительно серьёзных: прожорливая машина в Европе может стать основной статьёй расхода, а чуткая к качеству топлива – элементарно сломаться после сомнительной заправки в Азии.

Ещё один совет может показаться вам смешным, но на самом деле вопрос — очень серьёзный. Убедитесь, что знаете, как нужный вам тип топлива называется в стране, куда вы едете. Думаете, в этом вопросе всё просто? А вот и нет.

Как вы думаете, что такое gasolio и gasoleo на итальянском и испанском языках? Бензин, по аналогии с английским gasoline? Как бы не так – это подвид дизельного топлива. Последствия ошибки любой автомобилист представляет себе во всех красках.

Нарушения

Введение платной парковки в Москве и видеофиксация нарушений с рассылкой «писем счастья» постепенно учат ездить и парковаться по правилам. Но учат медленно.

…Закатное солнце красило в розовый цвет скалы. В воздухе витал пряный аромат каких-то цветов и трав. От пейзажей, открывающихся на каждом изгибе дороги, захватывало дух. Кабриолет мягко катился по серпантину вдоль моря, и его пассажиры вряд ли торопились добраться в определённый пункт на своём маршруте…

Привет, друзья!

Вот как-то так мне захотелось начать эту статью. Потому что когда речь заходит про путешествия на машине, у меня перед глазами встаёт именно такая картинка.

Помните детский мьюзикл-сказку про приключения Трубадура и его друзей? Это была моя любимая пластинка в детстве — все песни с неё я знала наизусть! Как мне тогда нравилось представлять себя принцессой, которая сбежала с Трубадуром из скучного дворца, чтобы отправиться в путешествие по миру!

Психологи говорят, что сценарии из детства очень глубоко заседают у нас в голове. Так что, чему удивляться? Я выросла, жила обычной жизнью, даже ездила в другие страны на отдых. Но в какой-то момент просто «сбежала из дворца», погрузив в свою машину ровно столько вещей, сколько смогла сама вынести из этого самого «дворца»… И с тех пор началось моё настоящее Путешествие. Которое подарило мне новых друзей. И настоящую себя.

Так, что-то у меня долгое какое-то вступление получилось. Вообще-то, друзья, сегодня я хотела поговорить с вами про путешествия на машине.

Отдых на колёсах: плюсы и минусы

В одной из своих статей я с вами уже поделилась своими мыслями про дороги, которые мы выбираем. А точнее — про дороги, которые НАС выбирают.

Так вот: вопрос — ехать или не ехать — передо мной никогда не стоит. Обычно вопрос стоит так: как, когда и на чём ехать? И в последние годы среди моих путешествий стали преобладать именно автопутешествия.

И понеслось! За пару лет мы изрядно поколесили по побережью: , …

Почему стоит поехать в отпуск на авто

Итак, сначала поговорим о плюсах. Какие же преимущества у тех, кто путешествует на автомобиле?


Экономия

Простой арифметический подсчёт показывает: если, например, у вас семья 4 человека, билет на самолёт из пункта А в пункт Б стоит 12000 рублей, то перелёт к месту отдыха обойдётся вашей семье в 48000 рублей. В то же время автозабег на своём автомобиле по тому же маршруту выльется примерно в 12 000 -15 000 рублей (бензин плюс затраты на питание в дороге). Это намного дешевле, согласитесь? А сэкономленные деньги вы с удовольствием потратите на хороший отель и прочие приятные вещи.

Конечно, если вы путешествует один-одинёшенек, то выгода будет уже не столь очевидна. И тогда решающими моментами в пользу поездки на авто могут стать следующие пункты:

Возможность проложить интересный именно тебе маршрут


Во многих автопутешествиях именно этот момент является решающим. Одним в поездке нужны яркие впечатления от новых городов, другим важнее по природным достопримечательностям покататься, третьи хотят ещё и родственников или друзей навестить по дороге. В любом случае, никто кроме вас самих не составит маршрут лучше.

Перед любым автопутешествием следует ответить себе на три главных вопроса:
1. Куда едем и сколько времени у нас есть на это? Мы обычно открываем в любом поисковике карту и для начала прокладываем маршрут из пункта А в пункт В: узнаём — каков общий километраж поездки (это нужно, чтобы понимать затраты по бензину), сколько часов навигатор отводит на преодоление того или иного участка пути. Также смотрим, какие города и интересные места есть по пути.
2. Что мы в этих местах хотим увидеть, какие нужно предпринять действия для этого и сколько времени это займёт? Т.е. это та часть плана, которая гарантирует нам знакомство с достопримечательностями.
3. Где ночуем? Т.е. намечаем места отдыха по маршруту. При этом смотрим, чтобы по километражу получалось что-то приемлемое. И опять же для кого-то 1000 км в день нормально, а кому-то и 500 км выше крыши. По нашему опыту, если вы хотите хоть что-то успеть увидеть на маршруте, и 500, и 1000 км в день — это слишком много. Оптимально где-то в районе 300 км. Тогда собственно на дорогу вы потратите не более 4-5 часов. И при этом успеете посмотреть от 3 до 5 интересных объектов.


А вообще, даже беглый просмотр маршрутов, заявленных на туристических форумах, даст пищу вашему воображению. Куда только народ не путешествует на авто! Какие только причудливые маршруты не сочиняет…

Добраться туда, куда не доедешь на общественном транспорте

Это ещё одно из преимуществ своего автомобиля. Сейчас, в эпоху навигаторов, уже не проблема построить маршрут к заинтересовавшему вас объекту. Но далеко не ко всем интересным местам можно приехать на общественном транспорте. Наоборот: из нашего опыта, как раз в самые красивые и интересные для туристов уголки можно доехать только на машине. Да и то, изрядно поплутав, побуксовав (навигаторы тоже, случается, врут — выдают убитую грунтовку с колеей за дорогу) и поспрашивав дорогу у местных.

Поэтому нередко на туристических форумах вы можете увидеть «глас отчаяния» — народ, подскажите, как проехать туда то? Короче, ребята, не поленитесь, почитайте такие форумы заранее, чтобы не загнать свою «ласточку» в непролазные дебри…


Всё свое вожу с собой

Пока наши авиакомпании придумывают тысячу первый способ заставить нас заплатить за провоз багажа как можно больше денег, автотуристы давно уже загружают в свои авто диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. Или огромного пса. Или велосипеды. И не парятся по поводу норм провоза багажа.

Также этот момент — много вещей, необходимых в поездке — актуален для путешествий с детьми . Особенно с маленькими детьми. Коляска, детское питание, памперсы и ещё куча других нужных (и ненужных) вещей, количество которых стремятся к бесконечности, когда речь заходит об отдыхе с детьми.

Недавно мы сами ехали , и убедились в определённых преимуществах такого способа передвижения.

Но есть у него и определённые издержки.

Обратная сторона автопутешествий


Теперь поговорим о минусах путешествий на машине. Они тоже имеются, и иногда из-за них люди отказываются от таких приключений.

Физическая усталость

Как ни крути, а вертеть баранку по 5-10 часов в день готов далеко не каждый. И хорошо если автомобиль современный и комфортный, с кондиционером и прочими радостями…Но даже это иногда не спасает от смертельной усталости, которая наваливается через пару-тройку дней пути. Когда утром ты понимаешь, что сейчас нужно сесть в машину и ехать, а твоё тело говорит — неееет, я хочу а)лежать б)тихо!

Плюс состояние наших российских дорог часто оставляет желать лучшего. На дорогах стран ближнего зарубежья (Абхазия, Грузия, Казахстан и т.п.) обстановка иногда ещё печальнее. Зато по Европе или Америке, конечно, несёшься с ветерком. Только успевай отстёгивать денежки за платные автобаны.

Проблемы с парковками

Это ещё один извечный вопрос всех автотуристов — где так поставить машину, чтобы никому ничего не платить, но при этом и без машины не статься… На него в каждом случае имеется конкретный ответ. Вот только он не всегда устраивает путешественников. Потому что, как правило, все те парковки, что рядом с туристическими объектами, платные. Или маленькие. И ещё пойди разберись, как на них заезжать.


Очень показательный случай у нас был в Берне. Том самом, что является столицей Швейцарии. Мы припарковались, где смогли (а смогли на старом мосту), и каждые 30 минут были вынуждены бегать, чтобы продлить парковку — больше 30 минут терминал просто не давал оплатить. А на следующий день спросили у наших швейцарских друзей — что за нафиг? Почему нельзя оплатить сразу за 3 часа? На что они нам ответили: там, на мосту, специально установлен такой «быстрый паркинг», чтобы ты успел, например зайти на 15 минут в какое-то учреждение, что-то купить в ближайшем магазине, но не больше. Чтобы другие тоже могли поставить машину через полчаса и сделать свои дела в центре «по-быстрому».

А если ты хочешь гулять полдня по центру Берна, то для тебя есть БЕСПЛАТНАЯ подземная многоуровневая парковка. Въезд на неё находится в таком месте, где не сразу его и заметишь. Но она есть! И все местные про неё знают. А мы ещё удивлялись — столько народа в центре, а машин не так много припаркованных на улице.

А вообще, по Европе удобнее всего ездить вот на таких «малышах»…

Так что вопросы с парковками тоже могут доставить немало головной боли туристам, которые впервые оказались в новом для них месте.

Дорожные «приключения»

В дороге всегда может случиться что-то непредвиденное: и хорошее, и нехорошее. Машины имеют свойство ломаться. И если вы не уверены, что легко и быстро устраните такой «дорожный сюрприз»самостоятельно, то запаситесь телефонами службы помощи на дорогах. Иначе ваше путешествие может неожиданно закончиться не в том пункте, где вы планировали.

В Европе вдоль автомагистралей, если вы обращали внимание, стоят такие жёлтенькие ящички на столбиках. Внутри них — телефон. Достаточно просто снять трубку и сказать «аллё», чтобы о вас узнала дорожная служба. Они уже даже будут знать, на каком километре трассы вы находитесь. Правда, их помощь будет небесплатной…

Что взять с собой


В сети вы найдёте много форумов, где опытные автопутешественники делятся советами — что взять в дорогу и т.п. С чем-то я согласна, с чем-то не очень. А в чём-то ещё не было возможности лично убедиться. Но несколько рекомендаций всё же бесспорны. Например:

  1. Гаджет с навигатором . Он покажет вам не только самый короткий маршрут, но и подскажет, где удобнее всего перекусить, где ближайшая заправка, магазин и т.п.
  2. Желательно иметь в наличии средство для мытья стёкол : летом они быстро покрываются «трупными пятнами» от разных насекомых, осенью/весной/зимой бывает просто очень грязно, и даже боковые стёкла иногда изрядно уделываются…
  3. У нас всегда в багажнике раскладные стульчики и столик — чтобы устроить себе комфортный перекус на лоне природы.
  4. Наши друзья в такие поездки берут с собой палатку и спальники (если речь идёт о летних поездках) и просто не парятся насчёт бронирования отелей по дороге. Мы тоже последовали их примеру, в смысле кинули простенькую палатку в багажник. Но если честно, ни разу ею пока не воспользовались — всё-таки ночевки в палатке не наш конёк. На российских просторах даже летом ночевка в палатке связана с неким дискомфортом: ночевать в чистом поле как-то не айс… А если на красивой облагороженной стоянке, то за такие кемпинги тоже нужно отдавать деньги. Тем более, что иногда эти деньги сопоставимы со стоимостью отеля. Ну, в общем, нам в дороге и так обычно хватает дорожных квестов и экспериментов, так что спать хочется в предсказуемом месте и с комфортом.
  5. Про аптечку писать не буду: её нужно брать в любое путешествие. К тому же, в вашем автомобиле она должна быть согласно предписаниям ПДД. К имеющимся в ней средствам имеет смысл добавить: средство от насекомых, болеутоляющие средства, средство от диареии, средство от аллергии, влажные салфетки
  6. У нас всегда с собой есть электрический чайник . Так что даже если мы приедем в отель поздней ночью, и там не будет работать ни один ресторан, у нас всегда будет возможность организовать себе небольшое чае/кофе-питие.
  7. Термос тоже в этом плане нас хорошо выручает. С утра вскипятили воду в чайнике, заварили чай/кофе в термосе, и весь день имеем под рукой горячий ароматный напиток. к которому уже только остаётся докупать беляши, сэндвичи или хачапури (в зависимости от места пребывания)


Можно много ещё написать умных советов и рекомендаций. Но тем, кто настроен на волну романтики и уже ночует на туристических сайтах, прокладывая маршрут будущего путешествия, эти советы покажутся детским лепетом. А тем, кто в страшном сне видит все эти дороги, карты, парковки и т.п., они явно не прибавят желания отправиться в путь.

Небольшие советы девушкам/женщинам (мужчины могут пропустить этот абзац):

  • Не стоит брать с собой огромную косметичку. Возьмите только самое компактное. Да,совсем без косметики многие девушки жить не умеют. Но подумайте сами: на пляже сохранить мейк-ап у вас не получится, а вечером в кафе на набережной никто при свете свечей ваш макияж не оценит по-достоинству. Оставьте в косметичке только самое необходимое и увидите: и косметичка, и ваша жизнь заметно полегчают)))
  • вам вряд ли понадобится «вот та модная сумочка, что я купила вчера». Если вы и пойдёте с ней прогуляться на вечерний променад, то забудьте про все остальное — вы будете вынуждены думать только об этой сумке и не сводить с нее глаз. И не только вы будете не сводить с нее глаз, но и местные воришки, обезьяны и бог знает кто еще. Ну а в абхазской или греческой деревне на эдакий шик никто внимания не обратит и вашего статуса не оценит. Лучше возьмите удобный стильный рюкзачок, в который поместятся и термос, и купальник, и ветровка-дождвик на случай непогоды.

И вот совет мужчинам : не берите в дорогу алкоголь. Во-первых, выпить бутылочку пива за рулём априори не вариант. А даже если вы собираетесь расслабиться с пивом вечером, выйдя из-за руля, то утром садиться за руль с гудящей головой будет ой как не интересно…


Вот как-то так, в общих чертах, я рассказала вам про свои взгляды на путешествия на автомобиле.

А вообще, у меня есть огромное желание взять в аренду дом на колёсах и прокатиться по хорошим дорогам. В США мы видели очень много таких домов. Там целая культура таких автопутешествий: люди продают своё жильё, покупают автодом и колесят по стране годами.

Не знаю, насколько это занимательно — провести несколько лет в поездках. Но совершить одно-два автопутешествия в своей жизни определенно стоит. Это я вам как автотурист со стажем советую;-)

Я уже вот сижу планирую на осень автозабег по одной очень интересной стране. А ещё у нас в планах — большое автопутешествие через половину континента. Ну, а пока потренируемся на ближайших маршрутах. Так что ждите моих новых дорожных отчётов!

До встречи на блоге!