Московский Каршеринг — обзор компаний и особенности использования. Московский каршеринг и его секреты использования Автомобильный кардшаринг

Каршеринг появился в Москве еще шесть лет назад, но бурное развитие началось в 2015-м, а в январе этого года в столице работало уже тринадцать компаний, парк которых насчитывает 6700 машин! В московской мэрии емкость этого рынка и вовсе оценивают в 10-15 тысяч. Такую перспективу разделяют и сами операторы, наперебой уверяя нас в выгоде этого вида транспорта, ведь водителям не надо тратиться на топливо, запчасти и ремонт: содержанием каршеринговых машин занимаются сами фирмы. К тому же их можно бесплатно парковать. По данным портала mos.ru, в системе краткосрочной аренды автомобилей уже зарегистрировалось более одного миллиона пользователей, которые в прошлом году совершили 5,6 млн поездок!

Заманчиво? Но я решилась стать клиентом каршеринга не сразу. Пугали драконовские штрафы со стороны операторов за клиентские провинности. Только в компании BelkaCar в прошлом году вынесли штрафов на 26,9 млн рублей! Правда, среди них лидирует наказание за передачу автомобиля третьему лицу, но эвакуация и завершение поездки на закрытой территории тоже входят в тройку самых популярных нарушений. А вот о грязных салонах и сломанных деталях арендуемых машин - ни слова. Значит, компании закрывают на это глаза? Уже легче…

Для теста я выбрала пять операторов, пользующихся популярностью в Москве, - это массовые Делимобиль и Car5, продвинутые YouDrive и BelkaCar, а также оператор EasyRide, который первым предложил пользователям кроссоверы. Каршеринг в Москве сейчас стоит от пяти рублей за минуту поездки. Какой оператор окажется надежнее, а приложение - удобнее?

EasyRide

Renault Kaptur: 9 руб/мин в режиме поездки, 3 руб/мин в режиме ожидания.

Запустив приложение и кликнув на кнопку регистрации, неожиданно попадаю на страницу с ее окончанием, где мне предлагают поставить нужные галочки напротив строк с согласием на обработку данных, с условиями договора и прочими формальностями. Информация о тарифах и штрафах подана в виде ссылок на этой же странице - и никаких приветствий или инструктажа. Отправляю документы и жду ответа с результатами, но тщетно: по истечении трех суток он так и не пришел. Звонок в компанию тоже не дал результатов. И даже к моменту выхода этой статьи регистрация, начавшаяся еще в 2017-м, так и не была завершена - и причину этого мне так и не объяснили. Похоже, фирме не очень нужны новые клиенты, поэтому знакомство с ИзиРайдом пришлось отложить.

Делимобиль

Hyundai Solaris, Renault Kaptur: 7 руб/мин по тарифу Базовый и 8 руб/мин по тарифу Сказка с нулевой ответственностью при ДТП, 2,5 руб/мин в режиме ожидания.

Самая нелепая регистрация! Система принудила тут же подписаться на тариф. Но постойте, мы ведь еще незнакомы! А вдруг мне не понравится функционал приложения? К тому же, чтобы разобраться с тем, какой вариант предпочтительнее, приходится читать мелкий шрифт, вникая в различия условий. Зато в списке есть тариф с нулевой ответственностью при ДТП. И цена адекватная: восемь рублей за минуту использования автомобиля. Его и выбираю.

Перехожу к заполнению анкеты, подсознательно отмечая недружелюбную верстку приложения. Вписываю нужную информацию, ожидаю следующего этапа и… дозаполняю обязательные секции, которые вдруг появились на экране. А что же сам договор? На смартфоне его текст отображается мелким шрифтом - вряд ли кто-то из пользователей изучил его до конца. Теперь я не удивлена ситуациями, когда недовольные клиенты обвиняют компанию в выставлении штрафов, о существовании которых они даже не подозревали. А всего-то стоило бы сделать удобочитаемую форму договора.

По правилам фирма активирует учетную запись пользователя в течение двух суток. Но я через день получила лишь просьбу предоставить новую, более «читаемую» фотографию. Потом служба безопасности потребовала распечатать договор, поставить подпись, отсканировать и отправить пакет документов в ответном письме: без этого аккаунт работать не начнет. Наконец, на следующий день на почту пришло подтверждение, что мой профиль прошел проверку и Делимобиль может дать мне машину.

Далеко за ней идти не пришлось: каршеринговый Hyundai Solaris ждал меня под окнами редакции. Забронировав автомобиль, я его внимательно осмотрела на предмет повреждений, чтобы внести их в специальную форму и не платить потом штрафы за чужие провинности. Список получился внушительный! Отошедшая накладка заднего бампера, поврежденный корпус зеркала заднего вида, ссадины на кузове, провисший передний бампер, вмятина на крышке багажника…

Тем временем три бесплатные минуты на осмотр закончились и включился режим ожидания с тарифом 2,5 рубля за минуту. А ведь я еще не заглядывала в салон! Связавшись на всякий случай с оператором, я заявила о многочисленных повреждениях, причем о части из них организация даже не знала. В ответ мне посоветовали отправить фотографии в Telegram-канал компании. На осмотр машины и переговоры ушло десять минут.

Салон Соляриса встретил слоем пыли на панели и запачканными сиденьями, но самым неприятным оказался липкий руль - пришлось воспользоваться влажными салфетками.

Уже при выезде с парковки обнаружилось, что тормозные колодки давно требуют замены, о чем недвусмысленно сообщил неприятный скрежет. К середине пути желание помыть руки становилось все навязчивее. Тем временем лобовое стекло стало предательски запотевать, а щетки стеклоочистителя замерли. Как оказалось, все из-за того, что оператор пошел по простому пути и не стал озадачиваться установкой кнопки запуска двигателя, лишь вклеив ключ в замок зажигания. Со временем контактная группа начала барахлить и поэтому во время движения у машины пропала и печка, и дворники, и «музыка». Но благодаря какому-то чуду мотор продолжал работать. Нет, такой горе-автомобиль мне не нужен - доехав до цели, паркую машину и ухожу в поисках места, где можно помыть руки.

Время аренды - 51 минута. Цена поездки - 411 рублей.

Успев досрочно распрощаться с оператором EasyRide, я не оставила попытку взять в аренду кроссовер. А тут как раз Делимобиль закупил партию точно таких же автомобилей Renault Kaptur, как у ИзиРайда. Смогут ли они реабилитировать компанию в моих глазах?

Состояние новенького кроссовера, конечно, порадовало, но завести его не удалось, а при завершении аренды двери машины остались открытыми. Со счета тем временем списалось 50 рублей. Опять не получилось сесть и поехать, как это обещает фирма… Очередной звонок оператору (к этому я уже успела привыкнуть) решил проблему: систему перезапустили, и на этот раз кнопка запуска двигателя сработала. Деньги пообещали вернуть на счет. Проехав совсем небольшое расстояние на свежем автомобиле и отметив еще не испачканный салон, я припарковала Kaptur и с чувством выполненного долга пошла в редакцию.

Время аренды - 15 минут. Цена поездки - 168 рублей.

YouDrive

smart: 9 руб/мин в режиме Использование, 2,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW 218i Active Tourer: 14 руб/мин в режиме Использование, 3,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW i3: 17 руб/мин, режим Парковка не предусмотрен.

Процесс регистрации оказался совсем не сложным и интуитивно понятным. Система встретила меня слайдами с приветствием, предложила пройти инcтруктаж и не стала придираться к качеству селфи с документами, сделанных с первого раза. Анкета же оказалась и вовсе легкой в заполнении.

В компании существует рейтинг, и чем он выше, тем более интересные машины ты можешь взять напрокат. Стартовый уровень - это микрокары smart fortwo и forfour. Забронированный автомобиль (мне достался fortwo) был относительно чист снаружи - и абсолютно вылизан внутри. Правда, на переднем бампере отсутствовала заглушка, и, чтобы сообщить об этой неприятности, пришлось минуты две повозиться с функционалом мобильного приложения: общение с чат-ботом развивалось, мягко говоря, странно, а система упорно выдавала только уже внесенную информацию о повреждениях. Причем о таких незначительных, которые без наводки не увидеть!

Успев померзнуть возле смарта из-за сбоя в приложении, я все же смогла добиться одобрения оператора на поездку (когда он принял информацию о новых повреждениях) и перевести автомобиль в режим аренды. Маленький smart поразил своей маневренностью - это то, что нужно для коротких поездок по забитому центру города.

Время аренды - 16 минут. Цена поездки - 129 рублей.

В автопарке фирмы есть и машины поинтереснее, но доступ к ним открывается только клиентам с повышенным рейтингом. И тут я решила воспользоваться служебным положением и попросила пресс-службу компании сделать апгрейд моего аккаунта. Стоит ли накатывать минуты на смартах и копить рейтинг ради возможности арендовать, скажем, компактвэн BMW 218i Active Tourer?

Стоит! Этот опыт краткосрочной аренды транспорта понравился мне больше всего. Во-первых, несмотря на непонятную субстанцию под ногами, машина внутри была относительно чистой, хотя от предыдущего арендатора и осталась начатая баночка газировки в паре со скомканной салфеткой на полу. Во-вторых, машина оказалась очень удобной. Хорошая плавность хода, достаточно просторный салон, неплохая динамика - и такие приятные глазу оранжевые шкалы в фирменном духе BMW. Именно в этой машине я наконец-то привыкла к моему «каршеринговому» режиму, но в отличие от прошлых опытов мне не надо было звонить оператору с жалобами на повреждения.

Время аренды - 72 минуты. Цена поездки - 644 рубля.

Ну а теперь - BMW i3! Если Active Tourer можно забронировать, имея второй пользовательский уровень, то необычный гибрид откроется только клиентам с пятым уровнем из восьми. К моему огорчению, «ай-третий» оказался грязным. Не найдя видимых повреждений на кузове, я попыталась открыть автомобиль, но безуспешно. Из-за слабого сигнала мобильного интернета замки не срабатывали. А если нужно срочно ехать? Спустя несколько минут хождения вокруг в поисках хорошего сигнала двери открылись.

Увы, салон не был чистым: коврики запачканы следами обуви предыдущих арендаторов, а в подстаканнике лежала скомканная тряпка. Стоит отметить, что в бесплатные 20 минут, которые даются пользователям, чтобы добраться до автомобиля, я не уложилась. К моему приезду гибрид уже четыре минуты находился в режиме аренды и «проедал» мои кровные: именно для этой модели режим Парковка не предусмотрен.

Путь был долгий, и за это время я успела привыкнуть и к необычному управлению тягой (колеса приводит только электромотор!), и к ощущению огромного пространства внутри такого компактного автомобиля. Да так, что излишняя уверенность сыграла со мной злую шутку: я проморгала камеру видеофиксации, немного превысив скоростной режим, о чем впоследствии оператор проинформировал меня по электронной почте с просьбой уплатить штраф (с положенной по закону 50-процентной скидкой). Словом, если соберетесь арендовать BMW i3, будьте осторожны: после первой дозы электромобилизма можно подсесть. Вот и мне не хотелось прощаться с машиной, но отрезвил счетчик аренды.

Время аренды - 54 минуты. Цена поездки - 921 рубль.

Car5

Datsun mi-DО: 5 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Процесс регистрации прошел не в пример быстрее, чем у Делимобиля. Но, начав его в приложении компании, продолжить пришлось через электронную почту, куда прислали код подтверждения. А я уже стала нервничать, ожидая SMS на телефон, как это принято в других фирмах. Тем не менее активация аккаунта прошла в самый короткий срок - буквально в течение десяти минут.

Еще утром я приметила на карте свободный Datsun mi-DO компании Car5, который располагался вблизи редакции. К моему удивлению, машина простояла на месте всю первую половину дня, что подтверждала неподвижная точка с локацией транспортного средства на экране мобильника. Неужели настолько непопулярный сервис? Но когда я в итоге добралась до автомобиля, все стало ясно: у машины нет указателей поворота на передних крыльях, порог с пассажирской стороны замят, а ссадин и потертостей не счесть.

Я позвонила оператору, чтобы сообщить о никчемном состоянии автомобиля, и получила ответ: «Сфотографируйте все повреждения и пришлите их нам на электронную почту». Чтобы не связываться с такими трудностями, я решила найти аналогичный, но исправный автомобиль, и поездка на нем все же состоялась. Правда, она была совсем непродолжительной, потому как находиться посреди раскиданных оберток от творожных сырков и шоколадок, салфеток и прочего мусора было неприятно. В утешение - самая низкая цена поездки.

Время аренды - 15 минут. Цена поездки - 75 рублей.

BelkaCar

Kia Rio: 8 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Mercedes CLA: 16 руб/мин в режиме Поездка, 4 руб/мин в режиме Ожидание.

Оператор встречает пользователя с распростертыми объятиями: тут и предварительный навигатор по функциям приложения, и четкие разъяснения по использованию программы - и все это на приветственных слайдах. Фотографии документов и селфи с ними в Белке успешно прошли проверку за один день.

После машин компаний Делимобиль и Car5 я ожидала, что другие операторы тоже не уделяют внимания поддержанию чистоты в автомобилях экономкласса. Но салон Kia Rio оказался ухоженным, грязи не было (и это зимой), а вдобавок фирма позаботилась об установке зарядного устройства для смартфонов с тремя разными разъемами. Автомобиль был полностью исправен, езда на нем оказалась приятной - не сравнить с Солярисом Делимобиля, который находится в той же «весовой категории».

Время аренды - 38 минут. Цена поездки - 301 рубль.

Но пора переходить на следующий уровень тарификации. Та же Белка предлагает седаны Mercedes CLA. Премиум-автомобилей от операторов в городе меньше, чем экономичных Kia и Солярисов, и, чтобы взять в аренду Mercedes, пришлось преодолеть пару километров. Зато машина тоже оказалась чистой. В салоне также нашлись зарядные устройства для мобильников, выведенные через подстаканник, а в багажнике - канистра омывающей жидкости и щетка для снега. У Делимобиля, Car5 и YouDrive таких удобств я не встретила.

Поездка на Мерседесе, конечно, принесла больше удовольствия, чем на Rio: разница в классе налицо. Да и телефон за время пути удалось подзарядить. Но тариф совсем другой: за комфорт приходится платить.

Время аренды - 19 минут. Цена поездки - 295 рублей.

Есть ли смысл?

Как человек, часто ездящий в центр столицы по делам, которые к тому же обязывают время от времени выглядеть на все сто, я признаю, что услуга краткосрочной аренды автомобиля в таких случаях может оказаться полезна. Скажем, каршерингом вместо личного автомобиля можно воспользоваться, если возвращаться домой придется уже в качестве пассажира. Или если потенциальные расходы на парковку своей машины в центре города превышают затраты на каршеринг. Правда, это не отменяет мучений с поиском свободного места. Хотя smart fortwo может сослужить в этой ситуации хорошую службу: за счет компактного размера (длина 2,69 м) его можно парковать перпендикулярно тротуару (если того не запрещают знаки и дорожная разметка).

В центральной части Москвы каршеринговых автомобилей много - и найти поблизости свободный не составляет труда. Хотя, например, если вы живете в самом ближайшем Подмосковье, то поиск каршеринговой машины превращается в проблему: например, в Мытищах воскресным утром не нашлось ни одного автомобиля, а приложения предлагали добраться до ближайших машин на такси.

Аренда бюджетных машин вроде Датсуна или Соляриса стоит приемлемо - во многих случаях даже дешевле, чем такси. Взять, скажем, мою поездку на Датсуне за 75 рублей: давно ли вы видели такой счет за такси? К тому же многие не желают связываться с таксистами, которые нередко хамят и выбирают не самый выгодный маршрут. А за рулем «каршеринга» ты сам себе хозяин.

Значительно дороже выходит аренда премиальных автомобилей. Но, как ни странно, чувство досады за переплату меня не преследовало, и все благодаря особой атмосфере в этих машинах. И я, кажется, начала понимать тех клиентов, которые переплачивают за аренду Мерседеса или BMW.

Недосказанность осталась после общения с BMW i3. Подобного рода эксперименты, при которых за час аренды придется отдать более 1000 рублей, нужны, судя по всему, ради самих же экспериментов, когда очень хочется опробовать экстравагантный и дорогой автомобиль. Но оператору следовало бы получше следить за состоянием таких машин: грязь внутри салона в подобной ситуации непозволительна!

Операторы каршеринга несколько преувеличивают, когда говорят, что краткосрочная аренда автомобилей - это почти замена общественному транспорту. Все мои поездки оказались дороже 50 рублей. Хотя если необходима пересадка с одного вида транспорта на другой, то каршеринг действительно может стать выгоднее. Но оправданно это только в том случае, если «дешевый» каршеринговый автомобиль найдется поблизости, иначе пешая прогулка длиной пару километров сведет на нет преимущество.

При этом нет хуже момента, чем тот, когда пользователю попадается уставшая машина. Во время поездки на такой невольно начинаешь жалеть о выборе каршеринга. Вынося за скобки натикавшие минуты ожидания во время затянувшегося осмотра делимобилевского Соляриса, я подсчитываю траты на звонки оператору, вспоминаю десятиминутную свистопляску вокруг автомобиля с телефонной камерой и дальнейшие мучения в дороге - и оплакиваю 400 рублей, которые пришлось заплатить за такой недосервис. Учитывая проблемы, пусть и незначительные, с Каптюром этого же оператора, я без сожаления удалила ненужное приложение из памяти телефона. Следом отправился и EasyRide, который так и не смог активировать мой аккаунт. Но количество операторов в городе растет: только с октября по декабрь прошлого года в столице было открыто пять новых компаний, а онлайн-гигант Яндекс не устает напоминать пользователям о скором запуске сервиса . А потому к теме каршеринга мы еще вернемся.

В отличии от обычного проката, автомобиль, работающий по принципу каршеринга, можно взять в аренду в любое время, в любом месте, и сдать его там, где удобно вам. При этом идёт поминутная тарификация – на какое время арендовали машину, столько и платите (можно взять машину даже всего на одну минуту). Необходимые для аренды бумаги подписываются лишь один раз, для заключения договора, при этом нет даже необходимости приезжать в офис компании – курьер сам привезёт необходимые бумаги на подпись к вам, зачастую бесплатно.

Для того, чтобы забронировать автомобиль, подойдёт любой смартфон, работающий под управлением ОС Android или iOS (iPhone, iPad) – просто запускаете специальное приложение (у каждой компании оно свое), выбираете на карте ближайший к вам автомобиль и бронируете его. Все! При этом, вам дадут 20 бесплатных минут на то, чтобы добраться до автомобиля. Не успели? Не беда – включится режим парковки стоимостью 1,5 рубля за минуту.

История

Впервые термин Carsharing (каршеринг, от английского «car» - машина и «sharing» - разделение) появился в 1948 году, когда один из жилищных кооперативов Цюриха закупил для своих членов несколько автомобилей, и предоставил их в краткосрочную аренду.

Начиная с 1970-х годов, в Европе неоднократно предпринимались попытки запуска каршеринга, но из-за отсутствия технических возможностей по контролю использования арендуемых автомобилей и предоставлению быстрого доступа к ним, такие попытки провалились.

Активное развитие каршеринг получил только в конце 1990-х годов благодаря спутниковой навигации GPS и развитию электронных средств защиты – в Европе и США активно начали появляться компании, предоставляющие доступ к своим автомобилям с помощью RFID-карт.

AnyTimeCar

Компания AnyTime стала первой, кто запустил в 2013 году в Москве услугу каршеринга, по вполне привлекательной цене – минуты аренда тогда стоила 9,9 рублей при необходимом обеспечительном взносе в 3600 рублей, заправка тогда была по топливным картам, только на заданных АЗС. Главный упор был сделан на простоте использования – достаточно загрузить в свой телефон мобильное приложение, выбрать в нём ближайший автомобиль, и можно арендовать авто.

Чтобы стать клиентом, нужно подписать договор. Для этого необходимо либо лично приехать с документами в офис, либо вызвать к себе курьера (вызов курьера – бесплатно, что не может не радовать). Ждём курьера, подписываем договор, предоставляем копии водительского удостоверения и паспорта – и начинаем ждать одобрения службы безопасности компании. В моём случае одобрение заняло неделю, после чего аккаунт активировали.

Запускаю на телефоне приложение, пополняю личный счёт (необходимо внести минимум 2000 рублей для аренды BMW 116i и 500 рублей – для автомобилей других марок), открываю карту и выбираю автомобиль:

Бронирую Hyundai Solaris, который припаркован на выходе из м. Рязанский проспект, выезжаю к нему с Коньково, и… Вскоре понимаю, что не успеваю доехать к машине за 20 бесплатных минут. Чтобы не включился парковочный тариф (1,5 руб/мин), прибегаю к маленькой уловке – когда 20 минут подходят к концу, отменяю бронь и тут же бронирую заново, что даёт дополнительные 20 бесплатных минут (всего машину можно таким образом бесплатно перебронировать 2 раза в сутки). Наконец, приезжаю, выхожу из метро… И, поскольку уже стемнело, приходится поплутать в поиске машины. Тут помогает возможность помигать фарами из мобильного приложения – благодаря этому машина отыскалась довольно быстро.

Перед началом аренды, машину необходимо визуально осмотреть на предмет наличия повреждений – все дефекты необходимо сфотографировать и отправить компании через WhatsApp (в противном случае есть шанс, что повреждения, нанесённые предыдущим арендатором, могут повесить на вас). Из приложения разблокируем двери, садимся – и можно ехать. Ключ намертво встроен в замок зажигания (чтобы не украли), необходимые документы – СТС и ОСАГО – лежат в бардачке.

Промежуточный пункт нашего маршрута – Волгоградский проспект, 177. Приезжаем, из приложения блокируем двери и переводим машину в парковочный режим за 1,5 руб/мин – нужно убедиться, что команда отработала, машина закрылась и мигнула фарами. Через 15 минут возвращаемся, разблокируем и следуем через МКАД в конечную точку маршрута – м. Домодедовская.

Тут обнаруживаю, что в баке осталось мало бензина, а по правилам, если топлива осталось менее 20% от объёма бака – машину требуется заправить своими силами, иначе – штраф. Звоню оператору, и согласовываю заправку. После того, как мне на том конце дают «добро», заезжаю на ближайшую АЗС (поскольку топливные карты в AnyTime отменили – то заезжать теперь можно на любую удобную АЗС). Чтобы во время заправки не тратить лишние деньги на аренду, включаем режим парковки за 1,5 руб/мин. После заправки необходимо сразу же выслать чек в AnyTime через WhatsApp – вам вернут потраченные на заправку деньги + начислят бонусные 15 минут за аренду.

Добираемся через МКАД к конечному пункту поездки – метро Домодедовская – и завершаем аренду. За 121 минуту аренды (за которые автомобиль проехал 22 км) я заплатил всего 441 рубль, что куда выгоднее такси.

На арендованной в AnyTimeCar машине можно выезжать и за город, но не далее 200 км от МКАД, при этом завершать аренду необходимо либо в пределах МКАД, либо в пешей доступности (не далее 400м) от станции метро. Также машину можно оставить в аэропорту Шереметьево, в терминале D, в котором за компанией зарезервированы два места – А32 и А34. Кроме того, можно заказать доставку авто, минимум за 3 часа до начала аренды – машину привезут туда, куда вам нужно (например, в тот же самый аэропорт). Компания старается следить за тем, чтобы в аэропорту был доступен для аренды хотя бы один автомобиль.

YouDrive

В июне этого года в Москве запустилась новая каршеринговая компания – YouDrive. В отличии от AnyTime, машины YouDrive можно оставлять только в пределах ТТК (а также нескольких районах вблизи ТТК), и стоимость аренды заметно выше – 8 рублей за минуту, но зато машины можно бесплатно оставлять на городских платных парковках. Казалось бы, ограничение на ТТК является минусом, но на деле это плюс – при небольшом парке машин их было бы гораздо сложнее забронировать и взять в аренду в удобном месте, если аренду можно было бы завершать в пределах МКАД, а не ТТК – небольшое кол-во машин быстро разбрелось бы по всему городу.

В парке компании помимо «больших» Skoda Rapid есть и крохи – Smart Fortwo, которые очень удобны для передвижения по городу, их можно оставлять там, где не припарковаться на обычных машинах. Аренда машины также происходит через мобильное приложение (доступное как для Android, так и для iOS):

Зеленым полигоном на карте обозначена территория, на которой необходимо завершать аренду (выезжать же на машинах YouDrive можно не далее 250 км от МКАД)

Наше знакомство с этой компанией начинается с регистрации. Регистрируемся на сайте, указывая свой телефон, и почти сразу нам перезванивает оператор, предлагая либо подъехать для подписания договора в офис, либо бесплатно выслать курьера. При этом оператор высылает вам на электронную почту договор для ознакомления. Для подписания договора также нужны водительские права и паспорт, которые курьер сфотографирует себе на телефон. Меньше чем через сутки после подписания договора аккаунт уже активировали, о чём уведомили по e-mail (но об этом узнал не сразу, т.к. письмо попало в папку «Спам», также как и письмо с договором, так что имейте в виду). Теперь можно арендовать авто.

Выбираем Smart, припаркованный у метро Профсоюзная, добираемся до автомобиля, и нашему взору предстаёт новенькая машинка, только-только поставленная на регистрационный учёт, с завораживающим запахом нового авто.

Машина оборудована роботизированнойкоробкой, но на ней можно ездить и как на механике, с ручным выбором передачи. Часть таких машин YouDrive оборудована встроенным навигатором, часть – нет

Стоит обратить внимание, что если вы более трех раз в сутки забронировали автомобиль и не воспользовались им – за каждую такую бронь с вас спишут по 500 рублей. Если в AnyTime нужно заранее пополнять свой виртуальный счёт на нужную сумму, то здесь начать аренду можно с любой суммой – по завершении аренды стоимость поездки спишут напрямую с привязанной к вашему аккаунту банковской карты. Нет денег на карте? Не беда, важно лишь пополнить карту в течении 24 часов, а если нужную сумму с вас так и не удалось списать, в ход пойдут штрафные санкции и настойчивые звонки. Заправляться можно на любой АЗС, что не может не радовать.

31 минута поездки с м. Профсоюзная до м. Шаболовская – и со счёта списываются 192 рубля. Вполне бюджетно.

Делимобиль

Компания, работающая под эгидой мэрии Москвы, запустилась совсем недавно – 11 сентября, с парком Hyundai Solaris численностью 100 машин. До конца года количество машин хотят увеличить до 500, в течении 2016 года планируется закупить ещё 1400 машин, в планах же – 10 000 машин на улицах города. Благодаря предоставленным Дептрансом льготам, компания оплачивает стоянку на платных парковках Москвы по специальному тарифу – 60 000 рублей за 3 года за каждый автомобиль, благодаря чему машины можно (также, как и в YouDrive) оставлять на них бесплатно.

Завершать аренду необходимо в разрешенных местах в пределах ТТК, выезжать на машинах можно не далее 5 км от МКАД.

Первоначально приложение было доступно только для телефонов и планшетов под управлением Android, но недавно выпустили версию и для iPhone/iPad.

Наше знакомство с этой компанией также начинается с подписания договора – для этого нужно подъехать в офис у м. Павелецкая, либо вызвать курьера. Только его вызов, в отличии от предыдущих компаний, придётся оплачивать за свой счёт – 390 рублей, зато в качестве бонуса зачисляют 15 минут аренды на счёт. Предоставлять сканы своих водительских прав и паспорта необходимо уже на этапе регистрации на сайте, загружая сканы в форму на странице. После чего ждём звонок и прибытия курьера. Курьер обещает активацию уже в ближайшие часы, и по прошествии нескольких дней пытаемся забронировать автомобиль – мобильное приложение выдает ошибку без комментариев. Звоним в тех.поддержку – говорят, аккаунт не активирован, ждите. Ждём… Проходит неделя, но аккаунт так и не активирован. Звоним снова – и только теперь удивленный оператор моментально активирует аккаунт и дает возможность забронировать авто.

Ближайшая машина оказывается у м. Новослободская:

С телефона открываем двери, и… Машина пугает окружающих гудком. Гудеть машина будет и при выезде за пределы ТТК (уведомляя о выезде за территорию, в которой разрешено заканчивать аренду), и при окончании аренды (а если припарковался во дворе жилого дома в час ночи?)

Заявлено, что в машинах есть зарядники для Android и iPhone, но на деле в машине их не оказалось. Зато – чистота, запах нового автомобиля… И привлекательная цена аренды – 5 рублей в минуту до 30 ноября, и 8,9 рублей в минуту – после.

С Новослободской до Парка Горького добрался за 42 минуты, выставленный счёт – 210 рублей. При этом, как оказалось, на счету был бонус в 175 рублей за выезд курьера (что порадовало, ведь обещали компенсацию всего в 15 бонусных минут), в итоге с банковской карты за 42 минуты аренды новенького Хёндай списали всего... 35 рублей!

Сравнительная таблица
Компания AnyTimeCar YouDrive Делимобиль
Запуск весна 2013 года лето 2015 года осень 2015 года
Парк автомобилей Hyundai Solaris
Количество машин 120 80 100
Зона завершения аренды МКАД+у ближайших станций метро за МКАД+аэропорт Шереметьево на спец. Парковке ТТК+районы Раменский, Гагаринский, Академический ТТК (МКАД во время действия акций выходного дня)
Зона использования МКАД+200км МКАД+250км МКАД+5км
Возможность завершения аренды в зоне платной парковки Нет Да Да
Оплата платной парковки Оплачивает клиент Бесплатно Бесплатно
Заправка На любых АЗС На любых АЗС Только Лукойл
Возможность заказать доставку авто Да, 250 рублей с 00:00 до 09:00 и 500 рублей в остальное время Нет Нет
Требования к клиенту Стаж вождения 1 год, старше 19 лет Стаж вождения 2 года Стаж вождения 2 года, возраст от 21 года
Наличие детского бустера Нет Да, только в Skoda Rapid Нет
Наличие зарядки для Android/iPhone Нет Нет Да, но не во всех машинах
Встроенная навигация Только VW Polo Smart, но не во всех Нет
Компенсация ущерба клиентом 15 000 руб. при ущербе до 70 000 руб., либо 25% от стоимости ущерба более 70 000 руб. 15 000 руб. при ущербе до 70 000 руб., либо 15% от стоимости ущерба более 70 000 руб. 15 000 руб. при ущербе до 100 000 руб., либо 20% от стоимости ущерба более 100 000 руб.
Бонусная система

«Приведи друга» - 500 руб. на счёт

1 час поездки в день рождения

15 бонусных минут за заправку

Заправка более 498 руб. – 100 руб. на счёт

Мойка комплекс – 1000 руб. на счёт

Мойка кузова – 500 руб.

«Приведи друга» - 30% от стоимости первой поездк друга, друг – скидку 50% на первую поездку

10 бонусных минут за заправку авто

15 бонусных минут за заправку авто, а также за вызов курьера при подписании договора
Стоимость аренды в режиме «Парковка» 00:00-08:59 – бесплатно 09:00-23:59 – 1,5 руб./мин. 20:00-08:00 – бесплатно 08:00-2:00 – 1,5 руб./мин. 1,5 руб.мин.
Стоимость аренды в режиме «Использование» (двери разблокированы)

Для BMW 116i:

Пн-чт: 8 руб./мин.

Пт-вс: 10 руб./мин.

Для остальных машин:

Пн-чт: 6 руб./мин.

Пт-вс: 7 руб./мин.

8 руб./мин. 5 руб./мин. до 30 ноября, после – 8,9 руб. /мин.

А как у них?

В Париже уже давно запущен сервис проката электромобилей Autolib – по всему городу организованы 975 станций, представляющих собой парковочные места с особым обозначением, терминалы оплаты и зарядки машины. Автопарк компании – 3305 автомобиля, стоимость аренды – от 18 до 30 центов в минуту (зависит от стоимости подписки, которая составляет от 0 евро (аренда тогда 30 центов в минуту) до 120 евро (на год, аренда тогда 18 центов в минуту). Одной зарядки (а заряжается машина 8 часов) хватает на 250 километров пути. Если в российском каршеринге для начала аренды нужен телефон – то здесь достаточно RFID-карты, которая выдается клиенту при заключении договора и позволяет открывать/закрывать автомобиль, по ней и ведутся все расчеты. Причём, что удобно, зарегистрироваться в Autolib можно прямо в киоске на станции аренды Autolib – понадобятся только водительские права, удостоверение личности, кредитная карта и залог.

В последнее время услугу каршеринга начали оказывать и производители автомобилей – компания BMW запустила сервис DriveNow в нескольких городах Германии, американском Сан-Франциско, а также Вене, Лондоне, Копенгагене и Стокгольме. Для пользования сервисом необходимо внести 29 евро, зарегистрироваться и получить идентификационную карточку, предназначенной для открывания/закрывания машины. В мобильном приложении находим ближайшую машину, бронируем её – и по прибытии либо открываем машину кнопкой в мобильном приложении, либо подносим карточку к считывателю машины. Автопарк DriveNow – это новые BMW 1-й серии, X1 и Mini Convertible/Clubman/Countryman. Услуга довольно популярна – у компании уже несколько сотен тысяч постоянных клиентов, пользующихся DriveNow.

Mercedes-Benz также не остаётся в стороне – В Берлине, Кёльне, Гамбурге и Мюнхене предлагает в краткосрочную аренду автомобили Smart через посредника car2go.

В Европе вообще наблюдается настоящий бум использования каршеринга, и особенно отчетливо это заметно в таких странах, как Нидерланды, Австрия, Германия и Швейцария. А вот в Америке падение популярности собственных авто на фоне каршеринга выражена в куда меньшей степени – что обусловлено, очевидно, культом автомобиля, а также разреженной застройкой.

Если говорить о российском каршеринге, то Москва – отнюдь не единственный город, в котором эта услуга работает. В Санкт-Петербурге уже давно запущен и успешно работает в этой области компания Street Car, предоставляющая в аренду автомобили BMW 1 и 3 серий, а также VW Amarok по цене от 199 рублей в час (сутки – от 1999 рублей). Но есть нюанс– по окончании аренды автомобиль необходимо каждый раз возвращать на то место, откуда вы его взяли, что далеко не всегда удобно.

Плюсы каршеринга:

Нет финансовых и временных затрат на владение автомобилем.

Аренду можно начать в любом удобном месте и закончить её там, где вам удобно.

В отличии от такси и обычной аренды авто, есть дешёвый режим ожидания – машина ждёт вас, снимая со счета всего 1,5 рубля в минуту, а в порой – вообще бесплатно.

Не нужно оплачивать городские платные парковки (Youdrive и Делимобиль).

Минусы каршеринга:

К каждой машине нужно привыкать (садясь в машину неизвестной модели, нужно привыкать к её габаритам и органам управления).

Перед арендой авто нужно каждый раз детально проверять её техническое состояние – состояние кузова и салона.

Повредить машину могут уже после того, как вы закончили её аренду, и потом будет сложно доказать, что виновник – не вы.

Иногда арендованная машина оказывается без жидкости в бачке омывателя. И если уровень топлива в баке можно заранее, перед арендой, выяснить в мобильном приложении – то об отсутствии незамерзайки узнаёте уже только по факту.

Итог

Зачастую аренда автомобилей по системе каршеринга оказывается более выгодной, чем владение собственным авто, ведь в случае каршеринга вам не нужно тратиться на ОСАГО/каско, диагностичекий полис, обслуживание машины (автосервис, мойка), оплачивать транспортный налог, платить за платную парковку в Москве (в случае Делимобиль и YouDrive). Плюс после покупки автомобиль постепенно теряет свою первоначальную стоимость, перестаёт стоит тех денег, что вы за него заплатили при покупке. С каршерингом личный автомобиль снова становится роскошью, а не средством передвижения. В Европе уже примерно 30% новых клиентов каршеринга продают личные автомобили и полностью переходят на краткосрочную аренду авто, а среди тех пользователей каршеринга, кто оставляет личные авто – среднегодовой пробег, по статистике, снижается почти в два раза. Стоит ожидать, что и у нас услуга каршеринга окажется очень востребованной, и будет способствовать отказу от личного авто в пользу прокатного.

17.03.17 82 900 0

Машина на час

Личный автомобиль в Москве - это не так просто, как кажется.

У меня есть автомобиль, но по городу я на нем езжу редко. Утром и вечером на дорогах пробки, а еще дорогая парковка в центре. Я нашел решение: беру машину в каршеринге, плачу 200 рублей и езжу полчаса днем. Машину оставляю на городских парковках и ни о чём не думаю.

Сергей Будяков

регулярно пользуется каршерингом

Что такое каршеринг

Каршеринг - это аренда автомобиля по городу на короткий срок, обычно не больше часа. Пользователи скачивают приложение, привязывают карту и арендуют ближайший автомобиль. Деньги списываются автоматически, когда доезжаешь до места и выходишь из машины.

Стоимость у всех каршерингов примерно одинаковая: от 5 до 12 рублей за минуту. Это в два раза дешевле, чем в такси, и при этом машина твоя. Удобно гонять на рабочие встречи днем по городу, а в выходные - за продуктами в «Ашан».

В Москве больше 13 сервисов. Обычно я пользуюсь «Делимобилем»: у них самый большой парк автомобилей в Москве. Иногда гоняю на двухместных смартах в «Юдрайве» и «Белкакаре». Ещё в Москве есть «Карфайв» и «Энитаймкар», но ими я пока не пользовался.

Пишем как есть

Ни один каршеринговый сервис не видел нашу статью до публикации и не платил за нее. Ни один пиар-менеджер не присылал нам деньги, чтобы мы похвалили его сервис. Это только мы платим за каршеринг.

Когда каршеринг не подойдет

Вы спешите. Скорее всего, каршеринговая машина будет припаркована минимум в десяти минутах пешком. Когда вы к ней подойдете, нужно будет осмотреть внутри и снаружи, настроить зеркала и сиденье. Когда доедете до нужного места, придется искать место для парковки по правилам. А еще по пути можно попасть в пробку. Если спешите, на такси будет быстрее, а на метро надежнее.

Вам нужно из области в центр в час пик. Однажды я ехал из аэропорта утром четыре часа по пробкам. Если бы я поехал на каршеринге, отдал бы 1900 рублей, а за такси с фиксированным тарифом заплатил 900 рублей.

У вас садится телефон. Если телефон сел во время движения, вы не сможете завершить прокат. Деньги за аренду будут капать, пока не доберетесь до розетки и не закончите поездку в приложении. В «Делимобиле» и «Белкакаре» есть зарядные устройства, но надеяться на них не стоит: в половине моих поездок зарядка в салоне не работала. Если телефон почти разряжен - лучше зарядить в такси.

Вы неопытный водитель. Когда опыта мало, мешают даже незначительные вещи: зеркала как-то не так настроены, газ и тормоз непривычные, руль крутится странно, радиус поворота какой-то не такой. Во время движения это всё может привести к аварии. Если не уверены в своем водительском мастерстве - не пользуйтесь каршерингом.


Вы брезгливы. Если не выносите крошек или волос на сиденье, чувствительны к отпечаткам чужих пальцев на руле и коробке передач - в каршеринге вам будет некомфортно.

Как пользоваться каршерингом

Скачать приложения. Приложения каршерингов бесплатные, есть для Айфона, Андроида и Виндоуса. Рекомендую скачать сразу для всех сервисов, чтобы проверять, есть ли машины в разное время дня в тех местах, откуда вы планируете ехать.


Заключить договор. Договор заключают электронно, никуда ехать не нужно. Загрузите в приложении фото паспорта и прав. Соглашайтесь с офертой и ждите, пока в компании проверят документы. Обычно проверяют за час. Когда получите уведомление, можно искать в приложении машину.

Если вам ехать срочно, сразу взять машину не получится. Поэтому лучше зарегистрироваться заранее.

Выбрать машину. Приложение определит ваше местоположение и покажет ближайшие автомобили на карте. Обычно машин много рядом с метро, бизнес-центрами и магазинами, рядом с конечными станциями метро у Мкада и железнодорожными платформами в область.


У вас будет 20 минут, чтобы добраться до машины. У «Юдрайва» двухместные машины дешевле четырехместных, поэтому, если едете один или вдвоем, выбирайте двухместную.

Когда придете к машине, внимательно осмотрите ее. Нет ли повреждений: сколов, глубоких царапин, вмятин; проверьте, не спущены ли колеса.

Если нашли повреждения - сообщите о них в поддержку каршеринга. Там зафиксируют информацию в базе. После этого можно спокойно ехать, претензии по повреждениям, которые вы нашли, каршеринг предъявит предыдущему водителю. Как только вы подпишете электронный акт приемки, все царапины предыдущих водителей, о которых вы не сообщили, становятся вашими.

Как ездить на каршеринге

Как на своем автомобиле: аккуратней на дороге, соблюдайте правила.

Штрафы. Нарушать правила на арендованной машине дороже, чем на своей. Все штрафы приходят каршеринговой компании, а компания перевыставляет их клиенту. При этом деньги просто спишутся с карты, привязанной к приложению.

Относитесь к каршеринговой машине как к автомобилю такси. В нем нельзя лепить наклейки «Обама - чмо», нельзя проливать кофе на чехлы и пачкать их ногами. Курить нельзя. Штраф за испорченный внешний вид - от двух до десяти тысяч рублей.

Самый крупный штраф - за передачу машины третьему лицу. Если дадите покататься другу, то заплатите до 150 тысяч штрафа. Этим штрафом каршеринг защищается от риска потерять машину, если за рулем непроверенный водитель без прав.

Режим ожидания. Если вам нужно зайти в магазин и потом продолжить путь, включайте режим ожидания. Он стоит от 1,5 до 3 Р за минуту. В режиме ожидания машина останется за вами, всегда можно поехать дальше. Или можно завершить поездку прямо из него, возвращаться к автомобилю не нужно. Все правила парковки в режиме ожидания такие же, как при завершении аренды.

Документы. Документы на машину и страховка лежат в бардачке. Если автомобиль остановят за нарушение, протокол составят на водительское удостоверение, а не на номер автомобиля - оплачивать штраф водителю придется самостоятельно. Штрафы с камер придут в компанию, она спишет их с вашей карты.

А если авария?

Вызывайте ГИБДД и оформляйте аварию как обычно, потом все документы нужно будет передать в каршеринг. Оформлять аварию по европротоколу не нужно: инспектор должен определить, кто виноват в аварии.

Если водитель не виноват, бояться нечего: компания сама разберется и штрафов не грозит. Если вина обоюдная или только водителя, придется заплатить от 5 тысяч до 20% от стоимости ущерба.

Самое обидное, что в отличие от аварии на собственном автомобиле эту выплату нельзя отсрочить и оспорить. Вы заранее согласились с договором.

Заправка. Если горит лампочка уровня топлива, завершить аренду нельзя. Заправляете машину вы, но каршеринги за это поощряют вас бонусами.

На случай если в баке бензина мало, в бардачке «Делимобиля» лежат топливные карты «Лукойла» или ЕКА. Чтобы активировать карты, нужно позвонить в поддержку и получить пин-код. Заправляете 30 литров 92 бензина, и «Делимобиль» дарит 15 бесплатных минут езды. У меня рядом с домом есть заправка «Лукойла», и я часто так делаю.

В «Белкакаре» вы тоже оплачиваете заправку через топливную карту. Звонить никуда не нужно, заправки, которые поддерживает каршеринг, видны в приложении. Там же будет указан пин-код топливной карты и количество литров бензина.

Если вы оплачиваете заправку самостоятельно, отправьте фото чека в поддержку и они вернут деньги на баланс. Если у вас повышенный кэшбэк на бензин, то с каждой заправки помимо бонусов от каршеринга вы еще получите бонус от своего банка.

Парковка. Паркуйтесь только там, где парковка разрешена. Если выпишут штраф за парковку в неположенном месте, придется заплатить его плюс штраф от компании.

Если автомобиль эвакуируют, то каршеринг возьмет упущенную прибыль за то время, пока другие водители не смогут воспользоваться автомобилем. Вызволять автомобиль со штрафстоянки никто торопиться не будет. До оплаты штрафа доступ к новым бронированиям вам будет закрыт.

Парковка у каршеринговых машин бесплатная. Просто паркуйтесь по знакам, и всё.

В Домодедово, Шереметьево, Жуковском и Внуково есть выделенные парковки. Уточняйте в компании каршеринга, в каких аэропортах и где именно можно завершить поездку или оставить машину в режиме ожидания.

Парковаться в аэропорту тоже нужно внимательно. Однажды я поехал утром в аэропорт, заехал на территорию и оставил машину на обычной стоянке. Оказалось, что надо было ее оставить на специальной стоянке для «Делимобиля». В итоге аэропорт выставил счет за стоянку «Делимобилю» 2500 рублей, а «Делимобиль» списал их с меня, добавив сверху комиссию.

Машины каршерингов нельзя оставлять в подземных паркингах и на парковках торговых центров. Там теряется сигнал спутниковой навигации. Сервис не видит машину, аренду завершить не получится, а новый водитель не сможет взять машину. За это компания начисляет штраф до 10 000 Р .

Как завершить аренду

После того как доехали, нужно припарковаться по правилам, выключить свет, поставить на ручник.

Убедитесь, что лампочка уровня бензина в баке не горит или не ниже допустимого по договору уровня. Если завершить аренду с уровнем топлива ниже допустимого по договору, то можно нарваться на штраф. Я оставил машину в «Юдрайве» с почти пустым баком - с карточки списалось 2000 Р .

Потом можно спокойно завершить аренду в приложении. Обязательно дождитесь сообщения, что аренда завершена, и проверьте, что автомобиль закрылся. Деньги за поездку спишутся с привязанной карты или счёта автоматически - как в «Убере».

Если не хватит денег на карте, то компания начислит пени от 0,5 до 5% от суммы долга за каждый день просрочки. Лучше проверить остаток по карте или счету до поездки, кататься в долг выйдет дороже. Вдобавок аккаунт блокируется - пока не погасишь долг, машину брать нельзя.

Каршеринг

«Делимобиль»

Зона покрытия: Москва и Московская область. Начинать и завершать аренду можно на всей территории Москвы и за Мкадом не дальше 1 километра от метро.

Парк: Хендай Солярисы и Рено Каптюры.

Стоимость минуты аренды: 7 Р . Тариф со страховкой - 8 Р . Можно арендовать автомобиль на сутки за 2999 Р или 3499 Р в зависимости от тарифа.

Стоимость минуты ожидания: 2,5 Р .


Машин у «Делимобиля» много, обычно в пешей доступности всегда есть несколько штук. В машине есть провода для зарядки Айфона и Андроида, что очень удобно. Однажды я воспользовался именно «Делимобилем», а не такси или другим каршерингом, только чтобы зарядить телефон по дороге на встречу.

Скандал с аварией

Пользователь «Делимобиля» Александр попал в аварию по своей вине: он проехал на красный и столкнулся с другим автомобилем. Каршеринговая машина восстановлению не подлежит, Александр не пострадал.


В договоре было указано: если ДТП происходит по вине клиента «Делимобиля», то он обязан выплатить штраф - от 5000 Р до 20% от суммы ущерба, если ущерб превышает 100 000 Р (пункт 5.12).

Александру выставили счет на 588 000 Р : оказалось, что этот штраф нужно платить сверх ущерба. Александр стал искать справедливости

Осенью 2015 года московские власти запустили проект по краткосрочной аренде автомобилей «Делимобиль». Новый сервис каршеринга - не замена автобусов или такси, а скорее аналог велопроката и ещё один городской транспорт, доступный всем горожанам, достигшим 21 года и обладающим водительскими правами. В теории идея автоматизированной поминутной аренды автомобиля очень удобна: где захотел - взял машину, где удобно - оставил, а думать о ТО, страховках, парковках и очередях на шиномонтаж не нужно. Редакция The Village решила проверить, как же обстоят дела на практике. Мы не стали ограничиваться лишь курируемым мэрией каршерингом: в течение двух недель редактор The Village Юлия Ельцова пользовалась, помимо «Делимобиля», сервисами Anytime и YouDrive. Смогут ли новые сервисы стать популярными среди москвичей? Вот что она выяснила.

Anytime



Сервис Anytime запустился в Москве самым первым, но за время своего существования он, кажется, не особо развивался. Мои проблемы начались ещё на этапе начала работы с приложением. Оно скачалось, но работало криво, не реагировало на команды и не давало зарегистрироваться. Через 40 минут мучительного тыканья в iPhone мне наконец-то удалось отправить заявку и фото водительских прав и паспорта. Спустя продолжительное время мне позвонили и предложили приехать в офис, чтобы подписать договор. Офис оказался расположен ужасно неудобно: далеко от центра, в 15 минутах пешком от станции метро «Парк Победы». Но выбора не было - пришлось ехать. Учитывая дорогу, я потратила на подписание договора почти три часа.

Установив приложение, я удивилась, что в центре почти не найти доступной машины. Ответ оказался прост. Выяснилось, что оставлять машину на платной парковке в городе нельзя, - только на бесплатной. На вопрос, как же быть, ведь вся парковка в центре платная, сотрудники сервиса предложили мне парковаться во дворах. Идея хорошая, но в договоре написано, что вызволять машину и нести все расходы, связанные с эвакуацией, будет арендатор. Даже если вы завершили свою поездку, а машину увезли потом, головная боль всё равно ваша.

Не самым приятным сюрпризом оказалась и депозитная система. Для того чтобы взять стандартную машину Hyundai или Chevrolet, нужно, чтобы на счету было не меньше 500 рублей. Хотите BMW? Необходимая сумма - не меньше 2 тысяч рублей. Это неудобно: неиспользованные деньги так и повисают на счету, а если они вдруг заканчиваются в процессе аренды, нужно пополнять счёт заново и вручную вводить все данные карты.

Как использовать этот сервис, я придумала с огромным трудом. Решила, что смогу доехать от работы на «Красном Октябре» до дома в Останкино и завершить аренду там, - благо парковка бесплатная. В центре нашлась всего одна машина, и до неё пришлось ехать на метро. Меня ждал очень грязный Chevrolet, а в салоне пахло сигаретами. За 20 бесплатных минут я не успела добраться до машины, поэтому аренда запустилась автоматически, а система не дала мне заполнить опросник о состоянии автомобиля. По договору нельзя завершать аренду, если в баке меньше 25 % бензина, иначе арендатору грозит штраф. Бензина же в моём автомобиле оставалось всего 26 %. Объяснимо: деньги и время, потраченное на АЗС, возмещают на ваш счёт в Anytime, но и происходит это не совсем в пользу клиента. Поэтому никто не заправляет полный бак.

ТАРИФ:
понедельник - четверг: 6 рублей/мин., пятница - воскресенье: 7 рублей/мин.

Тариф для машин BMW:
понедельник - четверг: 8 рублей/мин., пятница - воскресенье: 10 рублей/мин.

Парковка: 1,5 рубля/мин.

количество машин : 120

бесплатно:

По дороге домой я решила сделать остановку возле магазина и попыталась поставить машину в парковочный режим. Система закрыла машину, но в приложении она оставалась открытой. Ошибка не давала мне открыть машину заново, а сервис как ни в чём не бывало продолжал списывать с меня деньги по обычному тарифу. Пришлось звонить в службу поддержки. Вежливая девушка исправила ошибку, открыла машину и пообещала, что эти несколько минут мне возместят по парковочному тарифу. Заодно я уточнила про бензин - оказалось, что можно не заправлять машину. Главное - перед окончанием аренды снова позвонить в службу поддержки и сообщить, сколько осталось в баке. Я так и поступила и, добравшись домой, с радостью завершила аренду.

Несмотря на все минусы, Anytime может быть удобным, если вы живёте и работаете за ТТК и вас не пугает, что машина неухоженная. Тестируя сервис, я наткнулась и на довольных пользователей. «Случаи бывают разные, - рассказал мне Максим Долгов, который пользуется сервисом с 2013 года. - То надо прокатиться из Выхино в Ховрино, то скататься в IKEA и обратно. Или неожиданно отвезти человека с „Рижской“ на Удальцова, а после поехать к себе в Новокосино. Денег это стоит смешных: например, от „Рижской“ до Новокосино я попал почти во все пробки и, промотавшись два с лишним часа, отдал всего 625 рублей».

Оценка

Удобство подключения

Удобство интерфейса

Состояние машины

Покрытие

YouDrive




Начать пользоваться YouDrive оказалось проще всего. Я зарегистрировалась на сайте, отправила фото своих документов, и буквально через минуту мне перезвонили, уточнив адрес, куда можно привезти договор на подпись, - бесплатно. Ещё через минуту на почту пришёл образец договора: всё можно изучить заранее, чтобы не терять времени, когда приедет курьер. Курьер прибыл через четыре дня после заявки, и меня об этом предупредили заранее. Я подписала договор и практически сразу получила СМС с пин-кодом к личному кабинету. Скачала приложение и начала поиск ближайшего автомобиля.

Оказалось, что в центре довольно много машин и до ближайшей можно добраться пешком. Минус - сервис работает только в центре. В качестве эксперимента я собиралась проехать от дома в Останкино до бизнес-центра на Шарикоподшипниковской улице, построенного бюро Захи Хадид. Но не вышло: пришлось ехать на метро до «Савёловской» и там брать автомобиль - им оказался жёлтый Smart. Приложение открыло машину и попросило проверить, всё ли с ней хорошо. На проверку я потратила около пяти минут. Гордо доехала на своём Smart до пункта назначения, припарковала и завершила аренду.

Тариф: 8 рублей/мин.

Парковка: 1,5 рубля/мин.

Количество машин: 67

бесплатно: с 20:00 до 08:00 (при заглушённом двигателе)

После я решила вновь забронировать машину - мой жёлтый друг всё ещё стоял на парковке. Поскольку закончить аренду около дома я не могла, пришлось оставить машину у метро в пределах ТТК и ехать дальше своим ходом. Происшествий не было. За день я потратила 600 рублей, но при этом не пользовалась парковочным тарифом, а просто завершала поездку. Несмотря на небольшую площадь покрытия, YouDrive оказался наиболее удобным сервисом: машин много, их можно оставлять на платных городских парковках. Подходит для тех, кто живёт и работает в пределах центра.

Оценка

Удобство подключения

Удобство интерфейса

Состояние машины

Покрытие

«Делимобиль »




«Делимобиль» запущен московским правительством в сентябре. Пока можно завершать аренду в будни только в пределах ТТК, а в выходные - в пределах МКАД, на любых официальных городских парковках. После того как я сделала заявку на сайте, мне позвонили и предложили курьерскую доставку за 390 рублей (можно самому приехать в офис на «Павелецкой»), которая к тому же приносит на счёт 15 бесплатных минут пользования сервисом. По актуальному на тот момент тарифу выходило 75 рублей - сомнительный бонус, но хоть не надо никуда ехать. Я подписала договор в четверг, а в понедельник обнаружила, что мой аккаунт всё ещё неактивен. Пришлось звонить в службу поддержки, а потом пересылать фото договора по почте. Спустя пять часов аккаунт стал активен.

Я стала искать машину рядом, чтобы незамедлительно отправиться на шопинг в какой-нибудь торговый центр. Машина нашлась в 15 минутах пешком от офиса, но для того, чтобы открыть попавшийся мне Hyundai, вновь пришлось звонить в службу поддержки. Дело в том, что на момент эксперимента у сервиса так и не было приложения для iPhone (оно появилось лишь 25 октября): больше месяца «Делимобилем» могли пользоваться лишь владельцы Android. Девушка-оператор очень вежливо попросила проверить, всё ли на месте (страховка, документы на машину и топливная карта) и чисто ли внутри и снаружи. Машина оказалась новой, что неудивительно, учитывая новизну сервиса.

Тариф на момент эксперимента (по акции): 5 рублей/мин.

тариф: 8,9 рубля/мин.

Парковка: 1,5 рубля/мин.

Количество машин: 100

Ночной тариф с 20:00 до 08:00 (при заглушённом двигателе):
не предусмотрен

Мне понравилась идея с топливной картой: если нужно заправить машину, не надо платить своими деньгами. Но пока я, бодро напевая, ехала навстречу шопингу, машина внезапно вздумала включить аварийку и сигналить - в разговоре с оператором я выяснила, что так предупреждают о пересечении ТТК (правда, я нешуточно напугалась). После покупок необходимо было вернуть машину в зону будничной парковки - в пределах ТТК. Закинув покупки домой, я устало поехала обратно в центр. Домой пришлось добираться на общественном транспорте.

По аналогии с YouDrive, «Делимобиль» пока работает скорее для тех, кто обитает в центре города. Хотя надо признать, что возможность в выходные завершать аренду в пределах МКАД - удобная штука: в субботу и воскресенье вы можете съездить в дальний торговый центр. Впрочем, на момент выхода материала сервис должен запустить акцию, по которой завершать аренду в пределах МКАД можно и в будни.

Покрытие

Итоги

Честно говоря, за две недели эксперимента я ни разу не воспользовалась ни одним каршерингом для себя - хотя поводы были. Однажды мне нужно было уехать с «Красного Октября» на Цветной бульвар, но рядом не нашлось ни одной машины всех трёх компаний - оказалось, что быстрее добраться на метро. В другой раз я случайно встретила жёлтый Smart у работы и решила на нём срезать путь домой, но так же внезапно меня опередил кто-то иной.

Перемещаться в Москве на такси получается не намного дороже: средняя поездка обходится примерно в восемь рублей за минуту, и хотя с вас всегда берут деньги за подачу, не нужно искать парковку и тратить время на осмотр машины. Обладание же собственным автомобилем, по средним оценкам, обходится примерно в 500 рублей в день (и это дешевле моего опыта с YouDrive), зато его не нужно искать по городу и в нём можно хранить половину гардероба.

Московский каршеринг - спорный сервис. И всё-таки мне кажется, что эта услуга может работать в Москве, если машин будет больше, зона покрытия станет шире, а компании будут бережнее относиться к своим машинам. Пока же это не так.

2. Сколько стоит?

Стоимость аренды отличается в зависимости от выбранного оператора, а также класса авто, и составляет от 3 до 50 рублей в минуту. Преимущество каршеринга в том, что вам не надо тратить деньги на парковку, бензин, страховку, мойку автомобиля и его содержание.

3. Как взять машину в аренду?

Чтобы арендовать автомобиль, необходимо зарегистрироваться на сайте или в мобильном приложении оператора. В процессе регистрации вам нужно прикрепить фотографии паспорта и водительского удостоверения, после чего подписать договор (путем присоединения к условиям оператора на сайте или в приложении). Процедура проверки может занять несколько дней.

Забронировать доступный автомобиль можно на сайте или в приложении. После того как машина зарезервирована, у вас есть некоторое время бесплатного бронирования - в среднем 20 минут - для того чтобы добраться до нее. По его истечении начинается оплата по тарифу за ожидание, который составляет от 1 рубля 90 копеек до 5 рублей в минуту. Авто открывается с помощью приложения. Все необходимые документы и ключ замка зажигания лежат внутри. После визуальной проверки авто на наличие повреждений можно начинать аренду.

После использования автомобиля нужно завершить аренду. Чаще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении, однако лучше уточнить у оператора заранее, с какого момента он перестает списывать средства за аренду.

Обратите внимание: у каждого оператора свои ограничения по возрасту и водительскому стажу арендаторов. Эти сведения размещены на сайтах операторов каршеринга. Также там можно посмотреть контакты для обращений.

4. Где можно оставить машину?

Оставить машину можно в пределах зон завершения аренды как в Москве, так и в Подмосковье. При этом пользователь каршеринга освобождается от платы за стоянку в зонах платного паркинга.

Некоторые операторы предоставляют пользователям возможность завершить аренду на стоянках московских аэропортов. Но зону обслуживания лучше уточнить - у всех операторов она разная.

5. Как происходит оплата?

Средства списываются автоматически с банковской карты, привязанной к личному кабинету мобильного приложения.

Не забывайте, что использование арендованного автомобиля не освобождает от ответственности: штрафы за нарушения правил дорожного движения, расходы на оплату штрафстоянки, спецстоянки и эвакуации несет арендатор. Несмотря на то, что транспортные средства застрахованы, у всех операторов предусмотрена материальная ответственность за порчу автомобиля в ДТП по вине водителя.

Кроме того, у каждого оператора есть своя система штрафов. Чаще всего это штрафы за несоблюдение чистоты в салоне, утрату документов и завершение аренды с пустым топливным баком. Чтобы узнать о них подробнее, внимательно читайте договор перед подписанием.