Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств

Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт проводятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: установить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (избиратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.


Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на постах), оснащенных необходимыми для выполнения работ устройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.


Автомобиль, установленный на напольный пост технического обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Двигатель не пускать. Работают люди».


При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредительную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди».


В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.


В помещениях технического обслуживания с поточным движением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнализация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы аварийной остановки.


Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускаются при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.


При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.


Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жидкостями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и устанавливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).


При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.


Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.


Запрещается:

  1. поднимать автомобиль за буксирные крюки;
  2. работать и находиться под автомобилем, приподнятым домкратом без установки специальных страхующих подставок (козелков);
  3. работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без упора;
  4. ставить на упоры поднятый груженый кузов автомобиля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоединенным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля необходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.


В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Мыть автомобили, агрегаты и детали необходимо в специально отведенных местах. Пост ручной мойки расролагают в зоне, изолированной от открытых токоведущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением. Источники освещения, проводка и силовые двигатели в зоне мойки должны быть в герметичном исполнении.


При ручной мойке мойщик обеспечивается спецодеждой. Аппарели, трапы и дорожки, по которым перемещается мойщик, должны иметь шероховатую поверхность. При механизированной мойке рабочее место мойщика располагают в водонепроницаемой кабине. Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (12 В). Допускается питание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок при напряжении до 220 В при соблюдении следующих условий: устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открывании дверей шкафов; гидроизоляции пусковых устройств и проводки; заземления кожухов, кабины и аппаратуры.


Концентрация щелочных растворов, используемых при мойке, должна быть не более 5 %. Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями. После окончания мойки щелочным раствором необходимо агрегаты и детали промыть горячей водой. Запрещается использовать для мойки легковоспламеняющиеся жидкости.


При работе с синтетическими моющими средствами для защиты рук и предупреждения попадания брызг раствора на слизистую оболочку глаз работающие должны применять средства индивидуальной защиты: защитные очки, респираторы, перчатки. Руки до локтя следует предварительно смазывать защитными кремами и пастами (силиконовый, ИЭР-2 и др.). Запрещается использовать для мытья рук препарат AM-15, так как он приводит к обезжириванию кожи. В зоне постов мойки запрещаются работы с применением открытого огня.


Санитарная обработка автомобилей должна проводиться в помещениях или на специальных площадках, предназначенных для уборки и мойки автомобилей. Уборочно-моечные операции должны выполняться ежедневно.


Химическая обработка автомобилей, перевозящих пищевые продукты, должна производиться по графику, составленному администрацией АТП и согласованному с местными органами санитарного надзора.


Дезинфицировать автомобили, перевозящие мясо и мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, надо не реже 1 раза в неделю.


Ежедневная обработка специализированных автомобилей, занятых на перевозке пищевых продуктов (мясо, субпродукты, рыба), заключается в мойке их теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды или горячим 0,15—0,2%-ным раствором каустической соды, ополаскивании горячей водой и протирке ветошью насухо. Хлебные фургоны предварительно должны быть очищены от крошек.


Перед еженедельной дезинфекцией также должны быть выполнены уборочно-моечные работы. Дезинфицируют осветленным 3%-ным раствором хлорной извести (для хлебных фургонов — 2%-ным раствором) или 2%-ным раствором хлорамина.


Кузова, обитые внутри оцинкованным железом, дезинфицируют путем протирания поверхности тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе, а кузова, не обитые железом, дезинфицируют путем обильного увлажнения поверхности дезинфицирующим раствором. Затем выдерживают в течение 2—5 мин, промывают горячей водой из шланга, просушивают и проветривают до полного удаления запаха хлора.


Покрывала, применяемые для укрытия продуктов, промывают с помощью щеток теплой водой с мылом или теплым 1%-ным раствором кальцинированной соды, затем горячей водой и просушивают.


Инвентарь, использованный при уборочно-моечных операциях, также промывают моющим раствором, ополаскивают и погружают на 30 мин в 2%-ный осветленный раствор хлорной извести или на 1 ч в 2%-ный раствор хлорамина. Затем его промывают горячей водой и просушивают.

Вашей главной настольной книгой должна стать «Инструкция по эксплуатации и обслуживанию», в которой описан не только функционал машины, но и приведены правила по технике безопасности. Дополнительно на каждой машине установлены предупредительные таблички, указывающие на возможные опасные ситуации и способы предотвращения подобных ситуаций.

Общие сведения по безопасной работе со специальной техникой:

  • Только имеющий допуск и специальное образование персонал может производить эксплуатацию и обслуживание специальной техники;
  • Все работы при эксплуатации и обслуживании специальной техники выполняются в спецодежде и индивидуальных средствах защиты. Всегда перед началом работ проверяйте исправность защитных средств;
  • При обнаружении неисправности машины при ее эксплуатации или техническом обслуживании немедленно остановите работу. Сообщите об этом ответственному лицу и предпримите все необходимые действия. Не эксплуатируйте машину до устранения неисправности;
  • При работе с другим оператором или лицом, ответственным за движение на рабочей площадке, убедитесь в том, что персонал правильно понимает подаваемые рукой сигналы;
  • Подъем на машину и спуск с нее выполняйте только с помощью перил и ступеней, предназначенных для этих целей. Всегда находитесь лицом к машине и сохраняйте контакт с перилами и ступенями в трех точках. Не опирайтесь на рычаги управления при подъеме и спуске. Никогда не вскакивайте в машину и не спрыгивайте с нее. Не садитесь и не выходите из машины на ходу;
  • При выполнении операций для улучшения видимости или обеспечения удобства (открывание окон, регулировка сиденья оператора) всегда блокируйте рабочее оборудование (положение ЗАБЛОКИРОВАНО), полностью опустив его на грунт и заглушив двигатель. Так вы исключите возможность внезапного движения машины, серьезных травм, материального ущерба;
  • Никогда не пытайтесь остановить машину, запрыгнув в нее, в случае ее самопроизвольного движения без оператора в кабине;
  • Не разрешайте кому‑либо находиться на или под рабочим оборудованием во время выполнения работ;
  • Содержите машину и кабину оператора в чистоте.

Меры по обеспечению пожарной безопасности:


  • Перед заправкой всегда останавливайте двигатель;
  • После заправки удаляйте подтеки масла или топлива;
  • Перед началом шлифовальных или сварочных работ на шасси машины уберите все огнеопасные материалы в безопасное место.

  • Не используйте сварочный аппарат или газовый резак для разрезания трубопроводов или труб, если в них находится огнеопасная жидкость;
  • Замасленную ветошь и другие огнеопасные материалы убирайте в специальный контейнер;
  • Проверяйте электропроводку машины каждый день для выявления повреждения или ослабления контактов. Контакты затягивайте и ремонтируйте или заменяйте проводку;
  • Проверяйте надежность крепления шлангов, зажимов труб, ограждения и амортизаторов. Ослабление крепления может привести к их повреждению и выбросу масла под высоким давлением и стать причиной возгорания;
  • При проверке топлива, масла, электролита аккумуляторной батареи используйте взрывобезопасную осветительную аппаратуру.

Меры безопасности при эксплуатации специальной техники

1. Безопасность на рабочей площадке

Перед началом работ осмотрите состояние грунта на рабочей площадке для выбора наиболее безопасного способа выполнения работ, а также для выявления необычных условий, представляющих потенциальную опасность, таких как:

  • Наличие легковоспламеняющихся материалов;
  • Наличие под рабочей зоной трубопроводов или линий высокого напряжения;
  • Отсутствие ограждения препятствующего проникновению посторонних лиц;
  • Наличие в непосредственной близости электрических кабелей. При их обнаружении старайтесь не приближаться к ним и держать максимально большое расстояние между машиной и электрическим кабелем. Не разрешайте персоналу приближаться к машине во время выполнения работ вблизи кабелей высокого напряжения.

2. Безопасность при запуске машины

  • В начале каждой рабочей смены перед запуском двигателя выполняйте проверку машины (см. Инструкцию по эксплуатации). Если на рычаге управления рабочим оборудованием висит предупреждающая табличка, не запускайте двигатель и не прикасайтесь к рычагам;
  • Запускать двигатель и управлять машиной можно только с сиденья оператора;
  • При запуске двигателя подайте предупреждающий звуковой сигнал;
  • Никому, кроме оператора, не разрешается находиться на движущейся машине;
  • Не прибегайте к короткому замыканию цепи стартера для запуска двигателя;
  • При запуске в холодную погоду следует обратить внимание на следующее:
    • Как следует прогрейте двигатель. Если вы будете пренебрегать полным прогревом двигателя и задействуете рычаги управления, реакция машины на управляющее воздействие может быть замедленной и приведет к непредсказуемым последствиям;
    • В случае замерзания электролита аккумуляторной батареи не следует заряжать ее или пытаться завести двигатель с помощью иного источника питания. Это может привести к возгоранию аккумуляторной батареи;
    • Прежде чем зарядить аккумуляторную батарею или завести двигатель с помощью иного источника питания (в случае необходимости), следует сначала растопить замерзший электролит и убедиться в отсутствии его утечки.

3. Техника безопасности при передвижении машины

  • Перед началом движения по ровной поверхности удерживайте рабочее оборудование на высоте около 40…50 см от грунта;
  • При передвижении по неровной поверхности следует осуществлять движение на низкой скорости, избегая резких поворотов. При быстром движении по такой поверхности существует опасность опрокидывания машины;
  • Если машина оснащена устройством автозамедления передвижения, то при движении по неровной поверхности или крутым склонам всегда устанавливайте включатель автозамедления в положение OFF (выключено);
  • По возможности старайтесь объезжать препятствия. Если это не удается, то удерживайте рабочее оборудование как можно ближе к грунту и передвигайтесь на низкой скорости. Никогда не наезжайте на препятствие, если в случае наезда на него машина может сильно наклониться на одну сторону, в результате чего может произойти опрокидывание;
  • Прежде чем начать движение по мосту или иным сооружениям убедитесь, что они достаточно прочны и выдержат вес машины. При движении по дорогам общего пользования предварительно проконсультируйтесь с соответствующими официальными лицами и следуйте их указаниям.

4. Техника безопасности при движении и работе на склона х

Движение по склонам. Даже при движении по пологому склону существует опасность бокового скольжения. Во избежание опрокидывания или бокового скольжения машины при передвижении по склонам действуйте по следующим правилам:

  • Удерживайте рабочее оборудование на высоте примерно 20…30 см от грунта. В случае аварийной ситуации немедленно опустите рабочее оборудование на грунт;
  • При передвижении в сторону вершины склона — кабина оператора должна быть обращена в сторону вершины склона, а при передвижении вниз — в сторону подошвы склона. При движении всегда следите, чтобы грунт
  • При движении вверх по крутому склону — выдвиньте рабочее оборудование, чтобы улучшить равновесие и удерживайте его на уровне 20…30 см от грунта, передвигайтесь на низкой скорости;
  • При движении вниз по склону — уменьшите частоту вращения двигателя и, удерживая рычаг переключения передач в положении близком к нейтральному, передвигайтесь на низкой скорости;
  • Передвигайтесь вверх или вниз по склону всегда по прямой. Передвижение под углом или поперек склона чрезвычайно опасно;
  • Не совершайте повороты на склонах. Всегда съезжайте вниз на ровную площадку, чтобы изменить положение машины, только затем снова начинайте движение вверх по склону;
  • Передвигайтесь по траве, опавшим листьям или мокрым металлическим плитам только на низкой скорости;
  • При остановке двигателя во время передвижения машины по склону немедленно переведите рычаги управления в нейтральное положение и снова запустите двигатель.

Работа на склонах.

При работе на склонах существует опасность того, что машина потеряет равновесие и перевернется при повороте платформы или при вводе в действие рабочего оборудования. При выполнении таких операций обеспечьте устойчивость машины и действуйте с повышенной осторожностью:

  • При загруженном ковше не поворачивайте платформу так, чтобы ковш оказался обращенным вниз по склону;
  • При необходимости проведения работ на склоне сгребите грунт и соорудите платформу, на которой можно предельно ровно установить машину.

5. Техника безопасности при управлении на снегу

Покрытые снегом или обледенелые поверхности очень скользкие, поэтому будьте особенно осторожны при передвижении и эксплуатации машины и не переключайте рычаги слишком резко. При передвижении по заснеженному склону никогда не используйте внезапное торможение. Снижайте скорость постепенно, используя торможение двигателем.

При управлении на снегу обратите внимание:

  • при повышении температуры оттаявший грунт становится слабым и может спровоцировать опрокидывание машины;
  • при очистке дороги от снега обочина дороги и предметы, расположенные за дорогой, засыпаются снегом и теряются из вида. Существует опасность — машина может опрокинуться, провалиться в снег или наехать на занесенные снегом предметы, поэтому действуйте осторожно.

6. Постановка машины на стоянку

  • Устанавливайте машину на твердой ровной площадке;
  • Выбирайте площадку в местах, где нет угрозы обвала грунта, падения камней или погружения машины в воду;
  • Полностью опустить рабочее оборудование на грунт;
  • Перед выходом из машины установите рычаг блокировки рабочего оборудования в положение ЗАБЛОКИРОВАНО, затем остановите двигатель;
  • Обязательно закрывайте двери кабины оператора, запирайте на ключ все замки, чтобы не допустить к управлению машиной посторонних лиц. Ключ необходимо вынимать, забирать с собой и хранить в специально предназначенном для этого месте;
  • В случае стоянки на дороге общего пользования обозначьте машину знаками, видимыми даже в темноте, и установите ограждение вокруг машины, чтобы не допустить столкновение с транспортными средствами;
  • Если необходимо остановить машину на склоне:
    • Поверните машину так, чтобы ковш был обращен вниз по склону, и заглубите отвал и рыхлитель, ковш зубьями в грунт;
    • Установите под гусеницы блоки, чтобы не допустить сползания машины.
  • Никогда не проводите экскаваторные работы под сводами нависающего грунта. Существует опасность падения обломков горных пород на крышу машины или обрушения всего нависающего участка грунта;
  • Не выбирайте слишком много грунта перед самой машиной. Грунт под ней может обвалиться, что приведет к падению машины;
  • Чтобы легче было покинуть опасную зону в случае возникновения аварийной ситуации, расположить гусеницы под прямым углом к обочине дороги или краю котлована так, чтобы звездочка гусеницы оказалась сзади во время выполнения работ;
  • Не производите работы по сносу сооружений, находящихся ниже уровня расположения машины. В этом случае существует опасность потери равновесия и опрокидывания машины;
  • При проведении работ на крышах или с крыш зданий или других сооружений предварительно убедитесь в достаточной прочности этих сооружений. Существует опасность обрушения здания, что может привести к серьезным травмам и повреждениям;
  • При сносе зданий не трогайте конструкции, нависшие над машиной, есть опасность падения обломков или обрушения здания, что может привести к серьезным травмам;
  • Не используйте при сносе зданий ударную силу рабочего оборудования, существует опасность его повреждения;
  • Вообще риск опрокидывания машины более велик, когда рабочее оборудование обращено в правую или левую сторону, чем когда оно обращено вперед или назад:
    • Не следует резко опускать, поворачивать или останавливать рабочее оборудование;
    • Не следует резко выдвигать или втягивать цилиндр стрелы. Это может привести к опрокидыванию машины.

  • Не проносите ковш над головами рабочих или над сиденьем оператора самосвала и других транспортных средств. Содержимое из ковша может высыпаться или ковш может задеть за самосвал, что приведет к серьезным травмам или повреждению машины.

Учебный вопрос № 1.

Введение

Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды

Занятие № 10.1. Техника безопасности и охрана окружающей среды

по подготовке специалистов по ВУС-837 «водители транспортных средств категории «С»

Москва 2011


Тема № 10. Техника безопасности и охрана окружающей среды (СЛАЙД № 2)

Учебные вопросы (СЛАЙД № 2)

  1. Общие требования безопасности при эксплуатации автомобилей.
  2. Опасность отравления отработавшими газами, бензином и другими ядовитыми эксплуатационными жидкостями.
  3. Правила безопасности при пользовании электроприборами. Безопасность труда при погрузке, выгрузке и перевозке грузов, при монтаже и демонтаже шин.
  4. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве.
  5. Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при эксплуатации и ремонте автомобиля.
  6. Мероприятия по снижению токсичности и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей

Время: 2 часа.

Место проведения: аудитория.

Вид занятия: лекция.

Методические указания

Обосновывать обучаемым важность рассматриваемого учебного вопроса. Основные положения давать под запись в конспект.

Приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации автомобилей.

Обратить внимание на правильность ведения конспектов.

Учебный материал излагать с использованием кадров в Microsoft PowerPoint, схем и плакатов.

Поддерживать связь с аудиторией.

Контроль качества усвоения учебного материал производить кратким опросом по изложенному материалу.

Подводить итог рассмотренного вопроса и приступать к изложению следующего учебного вопроса.

Сделать выводы по материалу занятия, подвести итог занятия, ответить на вопросы обучаемых. Дать задание на самостоятельную работу.

Для эксплуатации и ремонта автомобильной техники Вооруженных Сил применяется большой ассортимент топлив, специальных технических жидкостей и масел, при эксплуатации которых необходимо соблюдать ряд требований по экологии. Кроме того при техническом обслуживании автомобиля и его эксплуатации требуется выполнять правила техники безопасности. Сегодня вы изучите основы техники безопасности и охраны окружающей средыпри эксплуатации автомобилей.

Законодательством автомобильный транспорт отнесен к источникам повышенной опасности, а воинские части и предприятия, являющиеся владельцами источников повышенной опасности, отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.


Источниками повышенной опасности в парках могут быть:

Нарушение требований безопасности при оборудовании силовых, осветительных, отопительных, паро-воздушных и других коммуникаций на территории парка;

Неправильное взаимное размещение отдельных элементов парка;

Слабый контроль за выполнением работ и состоянием машин, оборудования и механизмов;

Низкая организация рабочих мест, нарушение санитарно-гигиенических норм;

Необученность работающих и недостаточный их инструктаж по требованиям безопасности;

Недостаточно четкая организация внутренней службы в парке и невыполнение служебных обязанностей лицами суточного наряда;

Движущиеся автомобили и другие машины.

К работам с повышенной опасностью в парках относятся:

Операции с грузоподъемными машинами;

Монтаж и демонтаж тяжелого оборудования;

Погрузка, выгрузка, работа на высоте при отсутствии лесов, стремянок и других специальных устройств и работы в неприспособленных условиях;

Земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;

Электрогазосварочные работы при ремонте тары (как внутри, так и снаружи) из-под горючих, взрывчатых и агрессивных веществ;

Работы в бункерах, баках, цистернах, колодцах, ямах и т.п.;

Работы с ядовитыми, техническими и агрессивными жидкостями;

Эксплуатация электротехнических установок и другие работы.

Техническое обслуживание и ремонт машин необходимо выполнять в специально предназначенных для этого и соответствующим образом оборудованных рабочих местах (постах). На каждом рабочем месте должна быть утвержденная инструкция по требованиям безопасности. Каждое рабочее место должно быть оборудовано стеллажами для снятых деталей, инструмента и приспособлений.

Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту машин :

Машина должна быть заторможена стояночным (горным) тормозом, в коробке передач включена низшая передача, зажигание (подача топлива дизелей) должно быть выключено, под колеса (гусеничные ленты) установлено не менее двух упоров (башмаков);

На рулевом колесе или рычагах управления вывешивается табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди»;

Если снятие агрегатов (сборочных единиц) или деталей связано с большим физическим напряжением или создает неудобство в работе, необходимо применять специальные приспособления (съемники), обеспечивающие безопасность и легкость выполнения работ;

Агрегаты и узлы массой более 20 кг перемещать с помощью грузоподъемных механизмов;

Запрещается поднимать (вывешивать) машину за буксирные крюки и работать под вывешенной машиной, установленной на одних домкратах;

Техническое обслуживание машин проводить только при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима для проведения диагностических и регулировочных работ;

Пуск двигателя и трогание машины с места разрешается при условии полной безопасности людей, находящихся вблизи нее. До пуска двигателя или начала движения подается продолжительный звуковой сигнал;

При обслуживании машины снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника специалисты обязаны пользоваться лежаками. Работать без лежаков (подстилок) на полу (земле) запрещается;

Оборудование, инструмент и приспособления должны быть исправными и соответствовать требованиям ГОСТ;

Необходимо соблюдать правила пользования монтажным инструментом, не применять сильно изношенные или не соответствующего размера ключи, инструмент с неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, сломанными или плохо насаженными ручками;

При обслуживании машин на подъемнике на механизм управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – работают люди»;

При обслуживании машин на подъемнике плунжер подъемника в рабочем (поднятом) положении должен быть надежно зафиксирован упором (штангой), гарантирующей невозможность самопроизвольного опускания;

При техническом обслуживании агрегатов (сборочных единиц) машины, расположенных высоко над уровнем пола, применяются устойчивые подставки или лестницы-стремянки. Ширина (глубина) ступеней лестниц должна быть не менее 0,15 м, расстояние между ступенями – не более 0,3 м. Ступени лестниц не должны быть скользкими.

Рис. 1. Требования безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию

и ремонту машин (СЛАЙД № 4)

Рис. 2. Требования безопасности при выполнении работ под машиной (СЛАЙД № 5)

Рис. 3. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 6)

Рис.4. Требования безопасности при выполнении работ в смотровой яме (СЛАЙД № 7)

Рис. 5. Требования безопасности при ремонте машин с высоким кузовом (СЛАЙД № 8)

Рис. 6. Требования безопасности при выполнении сварочных работ (СЛАЙД № 9)

Рис. 7. Требования безопасности при выполнении работ по сварке цистерн (СЛАЙД № 10)

Рис. 8. Требования безопасности при выполнении регулировочных работ (СЛАЙД № 11)


К атегория:

Эксплуатация специальных автомобилей

Техника безопасности при эксплуатации и обслуживании автомобилей

Техническое состояние и эксплуатация самоходных и прицепных специальных автомобилей должны отвечать Правилам дорожного движения и Правилам безопасности и производственной санитарии при работах по уборке городских и поселковых территорий, введенных в действие МЖКХ РСФСР 22 декабря 1976 г.

К работе допускаются только те водители и рабочие, которые получили инструктаж вводный и на рабочем месте. При использовании рабочего на другой работе администрация обязана обучить его безопасным приемам работы на новом месте. Каждые 3 мес с водителями и рабочими, обслуживающими специальные машины по уборке улиц (работы с повышенной опасностью), проводят повторный инструктаж. Периодически 1 раз в 2 года проводят курсовое обучение рабочих и водителей правилам техники безопасности по специальной программе, разрабатываемой на месте администрацией предприятия, организации, хозяйства, согласованной с технической инспекцией профсоюза.

Безопасная эксплуатация машин для уборки городских территорий требует от водителя повышенного внимания, знания безопасных условий работы и обслуживания машин.


Водитель перед выездом должен проверить:
1) техническую исправность автомобиля, специального оборудования, обратив особое внимание на исправное состояние шин, тормозов, рулевого и дублирующего управлений, болтов крепления карданных валов, фар, заднего фонаря, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, а также на герметичность баков для топлива, масла, воды, а у газобаллонных автомобилей - дополнительно на герметичность газовой аппаратуры и магистралей;
2) давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
3) наличие инструментов и инвентаря;
4) достаточность заправки автомобиля маслом, водой и тормозной жидкостью, а также уровень электролита в аккумуляторной батарее. Исправное состояние машины водитель подтверждает подписью в путевом листе.

Администрация не имеет права заставить водителя, а водитель не имеет права начинать работу на машине, техническое состояние которой не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности.

Водителю запрещается:
1) отдыхать или спать в кабине во время стоянки машины при работающем двигателе;
2) находиться на подножке, крыльях, буферах, а во время движения машины (грузчики, сопровождающие автомобили-самосвалы обязаны выполнять требования их водителей по соблюдению правил техники безопасности
3) управлять транспортным средством в состоянии даже самого мегкого опьянения под воздействием алкоголя или наркотиков;
4) употреблять алкогольные напитки или наркотические средства, когда водитель еще не прибыл в пункт назначения, к месту своего ночлега или дежурства, даже если он и не находится в это время за рулем; 5) выезжать на линию в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
6) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в нетрезвом состоянии или не имеющим при себе соответствующего удостоверения на право управления.

Перед выходом из кабины на проезжую часть дороги водитель должен убедиться в отсутствии машин, движущихся как в попутном, так и во встречном направлениях. При подаче машины назад водитель должен убедиться, что сзади ее нет людей или каких-либо препятствий, что другое транспортное средство не объезжает машину. При плохой видимости сзади (при выезде задним ходом из ворот и т. п.) водитель должен привлечь помощника, который подает ему знак о возможности движения машины. Перед движением задним ходом водитель обязан подать звуковой (световой) сигнал.

Водитель несет ответственность за соблюдение правил безопасности всеми лицами, работающими совместно с ним.

При работе на линии водитель обязан: поддерживать скорость в соответствии с требованиями Правил дорожного движения; наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля и правильностью работы всех механизмов. При появлении неисправностей в автомобиле, угрожающих безопасности движения и сохранности автомобиля, водитель обязан принять меры к устранению повреждений, а если это невозможно, должен следовать на ближайшую районную базу, вызвать машину технической помощи или возвратиться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Перед пуском двигателя машину нужно затормозить, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение; пуск двигателя произвести при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях, соблюдая при этом следующие правила:
1) не включая зажигания, провернуть коленчатый вал и, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить зажигание;
2) пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
3) не брать рукоятку в обхват. Испытывать тормоза на ходу можно только на ровной площадке с твердым покрытием, без выбоин и уклонов длиной не менее 50 м.

При ремонте машины на линии водитель обязан соблюдать правила техники безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля в гараже. Если требуемый ремонт превышает разрешенный объем или у водителя нет необходимых приспособлений и инструментов, ремонтировать на линии запрещается.

Автомобиль является наиболее универсальным и экономичным транспортным средством. Безопасность работы автотранспорта зависит, в первую очередь, от его исправности. Ответственность за исправность автомобиля несет администрация автохозяйства.

В целях безопасного выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ предприятие устраивается в полном соответствии со строительным генеральным планом, в котором предусматриваются:

дороги с твердым покрытием кольцевой системы необходимой ширины с площадками для погрузки - разгрузки и разворота транспорта;

складские площадки вблизи дорог и подъемно-транспортных средств, выровненные (с уклоном не более 5о) и утрамбованные, а в зимнее время - очищенные от льда и снега;

сигнальные и ограничительные надписи и знаки для транспортных средств и пешеходов;

рациональные и безопасные пересечения путей движения автотранспорта с другими видами транспорта и технологическими коммуникациями.

Ширина проезжей части дороги должна быть 3,5 м при движении транспортных средств в одном направлении и 6 м - при движении в двух направлениях. Радиусы закругления временных дорог принимают не менее 10 м, а при движении крупногабаритных машин - не менее 12 м. Для устройства временных дорог применяют железобетонные плиты, при их отсутствии устраивают песчано-шлаковое, гравийное или щебеночно-грунтовое покрытие.

При необходимости пересечения с рельсовыми путями надо стремиться, чтобы их количество было минимальным.

В целях безопасности ведения транспортных операций на объекте должны быть вывешены знаки разрешающего, запрещающего, предупреждающего, напоминающего характера с четкими надписями, указывающие въезды и выезды транспорта, направления движения, разворота, разъезда, стоянки при погрузке и разгрузке, скорость движения, границы опасных зон, участки движения пешеходов и т. д.

Анализ причин производственного травматизма на автотранспорте позволяет выделить основные:

нарушения правил движения и эксплуатации транспорта;

неподготовленность или недостаточная квалификация персонала, управляющего транспортом;

нарушения требований безопасности водителя;

эксплуатация транспорта в неисправном состоянии;

неправильная укладка и крепление перевозимых грузов;

влияние факторов внешней среды (погодные условия, состояние дорожного полотна и т. д.). Особенно опасны происшествия и аварии автотранспорта, происходящие при перевозке людей, так как они влекут за собой, как правило, тяжелые последствия. Поэтому к автотранспорту предъявляются повышенные требования безопасности:

грузовые автомобили, используемые для перевозки людей, оборудуют в соответствии с требованиями правил дорожного движения;

в путевом листе водителя автомобиля, предназначенного для перевозки людей, должна быть отметка автохозяйства "Годен для перевозки людей" и указано максимально возможное число перевозимых пассажиров;

путевый лист при этом подписывает ответственный за безопасную эксплуатацию данного автомобиля;

при перевозке людей водителю необходимо определить маршрут движения автомобиля с указанием опасных участков дорог;

не разрешается перевозка людей в кузове автосамосвалов, на прицепах, полуприцепах и цистернах, а также в кузовах бортовых автомобилей, которые специально для этого не оборудованных;

для безопасной посадки и высадки людей с автотранспорта применяют специально оборудованные площадки или другие устройства (лестницы, трапы и т.д.).