Габариты машиноместа на автостоянке. Размеры машиноместа на открытой стоянке по госту парковки

Время чтения: 8 минут

Инфраструктурные задачи городских властей включают в себя решение транспортного вопроса, что нередко затрагивает интересы тысяч автовладельцев. Одна из главных проблем - дефицит подходящих стоянок для машины. Размер парковочного места для легкового автомобиля должен обеспечивать удобство и безопасность при минимуме пространства. Проблемой обеспокоено и государство, которое в поисках приемлемого выхода позволило приобретать такие места в собственность.

Недавние изменения в законодательстве

В декабре прошлого года вступил в силу Федеральный закон №443-ФЗ «Об организации дорожного движения» от 29.12.17 В нем перечислены условия, которым должно отвечать стандартное парковочное место. В ст. 12 содержатся требования, предъявляемые к парковке общего пользования, а в ст.13 - к платному паркингу.

Количество парковочных мест для инвалидов, похоже, останется в процентном отношении прежним: 10%, но не меньше одного, в том числе 5% для тех, кто передвигается на колясках.

В новом законе нет нововведений, которые сокращали бы размер паркомест, предназначенных для водителей с физическими ограничениями. Габариты стоянок для инвалидов, вероятнее всего, останутся стандартными.

До этого нормы регулировала актуализированная версия СНиП 21-02-99 от 2011 года (ред. от 2013 года). Этот документ разработан на основе действующих государственных стандартов (ГОСТ), в том числе касающихся проектирования и строительства. В нем подробно обсуждается, как должен строиться, оснащаться и выглядеть каждый тип стоянки.

Разновидности парковок

Все возведенные или находящиеся в стадии строительства гаражи и стоянки СП 113.13330.2012 (Свод правил стоянки авто) делит на несколько видов. Согласно приложению «Б», это может быть:

  • открытая площадка;
  • подземный паркинг;
  • гараж-стоянка, в том числе механизированная, а также встроенного, пристроенного, модульного, отдельно стоящего, обвалованного или даже плавучего типа.

По праву собственности она может быть платной или общего пользования, а по расположению авто и предназначению:

  1. Параллельной, когда транспорт размещается друг за другом вдоль тротуара.
  1. Перпендикулярной, когда машины ставятся под углом 90° к тротуару.
  1. Косоугольной («елочкой»), когда автомобили располагаются под 45° к дороге.
  1. Для машин, принадлежащих инвалидам 1 и 2 группы.
  1. Для грузового транспорта.

На парковках общественного пользования, кроме грузовых, должен устанавливаться знак “парковочное место для инвалидов”.

Ответственность за установку этого знака, согласно российскому законодательству, несет собственник земли. Если стоянка общественная - местные власти. Эти требования перечислены в ст. 15 Федерального закона о защите инвалидов , действующей с 1 января 1999 года.

Нормативы по размерам

Перпендикулярная

Вариант перпендикулярной парковки позволяет наиболее рационально использовать площадь. В этом случае потребуется всего 13,25 м2 на каждый автомобиль, если не придавать значения сложностям с посадкой и высадкой.

Чтобы повысить уровень комфорта водителей и пассажиров, можно руководствоваться требованиями для расстановки машин в помещениях, согласно которым расстояние между машинами должно составлять не менее 0,7 м. В этом случае площадь машиноместа на открытой стоянке увеличится до 17 м2.

Елочная

Понятие «елочная» парковка подразумевает, что машины располагаются под углом к проезжей части. У этого способа есть ряд преимуществ:

  1. Экономия пространства стоянки. На елочном паркинге можно поставить больше машин, чем на параллельном, хотя и меньше, чем на перпендикулярном.
  2. Ширина проезжей части уменьшается, но минимально.
  3. Открывать и закрывать двери гораздо проще.
  4. Никаких проблем с заездом/выездом не наблюдается.

Минимальный размер машиноместа на парковке этого типа - 18 м. Немного увеличив угол расстановки (до 60 градусов), можно сократить этот размер еще на пару метров.

Стоянка для инвалидов

Площадь стоянки, предназначенной для инвалидов, по сравнению с обычной, всегда будет несколько увеличена, ведь такому водителю нужно больше пространства. Согласно принятым нормам, следует выделить не менее 20 м2. Кроме того необходима специальная разметка и наличие знака.

Если на месте будут регулярно парковаться автомобили для транспортировки инвалидов на колясках, ширина боковых подходов должна быть не меньше 2,5 м.

Площадь машиноместа в подземном паркинге увеличивается еще больше, как указано в приложении «А» - стандартных требованиях для этого типа размещения автомобилей.

Места для инвалидов желательно оборудовать вблизи въезда.

Для грузовиков

Для грузовых автомобилей и автобусов нужны специализированные стоянки ввиду слишком больших, а порой и просто огромных габаритов этого вида транспортных средств. Сами парковки бывают разных типов и нередко сильно отличаются размерами.

Длина парковочного места для грузового автомобиля рассчитывается с таким учетом, чтобы водители могли разместить прицеп и осуществлять сквозной проезд. Ширина должна обеспечивать безопасное пространство между составными частями, навесным оборудованием и так далее.

В приложении «А» нет данных по грузовикам. Даже самый большой класс автомобиля, указанный там, не подходит для расчета параметров парковки настоящих тяжеловесов.

Таким образом, габариты машиноместа для грузовых автомобилей по ГОСТу не подсчитать. Однако известно, что их ширина в основном составляет от 2,5 до 3,6 м, а длина - от 8 до 12 м. А с трейлером она может достичь и 20 м.

Следовательно, размер площадки для машины без прицепа должен быть равен 50 м2 без учета радиуса разворота. С прицепом же потребуется 80 квадратов и более.

Подготовка к работам по разметке

Стандарт применения разметки описан в ГOCT 51256-2011 (пpилoжeниe “A”). Перед тем как будет нанесена разметка для парковки автомобилей согласно ГОСТу, требуется провести комплекс подготовительных мероприятий:

  1. Замеры площадки и составление схемы.
  2. Расчет числа машиномест. Он осуществляется исходя из количества и категорий транспортных средств, которые будут регулярно парковаться.
  3. Оценка подъездных путей с целью определить лучшее место для организации въезда/выезда.
  4. Выбор оптимального варианта ориентации и расположения мест. Зависит от формы площадки и расположения инфраструктурных объектов, жилых домов, ЛЭП, мачт осветления, деревьев и так далее.
  5. Определение обязательного количества мест для инвалидов и, если нужно, для грузового транспорта.

Как предписывают правила разметки парковочных мест, для решения задачи понадобится:

  • краска;
  • термопластик;
  • холодный пластик;
  • прочие светоотражающие покрытия или полимерные ленты белого/желтого цвета;
  • специальные трафареты и лекала.

Допускается девиация (отклонение) прямых линий не больше чем на 5 см.

Если на площадке уже была разметка, линии следует предварительно удалить, чтобы они не дезориентировали водителей.

Использовать светоотражающие материалы в помещениях можно при недостаточном освещении. На улице возле важных объектов (пожарных гидрантов, огнетушителей и так далее) они применяются в обязательном порядке.

Разметка автомобильной парковки для инвалидов включает дублирование знака «Инвалиды» в виде прямоугольника размером 160х80 см со скругленными углами с пиктограммой коляски внутри, начерченного линями толщиной 15 см.

Используя обычную краску, следует учитывать, что покрытие придется обновлять каждые полгода. Для этого желательно дождаться хорошей (теплой и сухой) погоды.

Порядок нанесения разметки и ее стоимость

Нанесение разметки парковочных мест может выполняться краскопультом, валиком или кистью, а также с помощью специальных машин. Выбор оборудования не имеет значения. Главное, чтобы линии соответствовали стандарту, не имели разрывов, были ровными и хорошо различимыми. Оптимальная температура воздуха - не ниже +20° С.

Алгоритм работы такой:

  1. После очистки поверхности стоянки готовится покрасочный материал и инвентарь.
  2. Составленная ранее схема-план переносится на местность (тонким контуром). Проходы между машинами оставляются такими, чтобы беспрепятственно мог пройти один человек. Если размечается парковочное место для джипа, отведенную площадь следует расширить и удлинить на метр.
  3. Контуры аккуратно заполняются краской.
  4. Процесс завершается доработкой мелких шероховатостей, маркировкой особых зон, нумерации, стрелок направления движения, ограждения, бордюров и так далее.

Стоимость работы зависит от использованных материалов и инструментов. Если заказать разработку проекта и его реализацию в частной компании, смета сильно увеличится.

Расценки за разметку м2 даже обычной дорожной краской стартуют от 200 до 400 рублей, а удаление старых линий обходится в 800-1000 рублей за метр.

Куда обращаться в случае самовольного захвата площадки во дворе

Практически в каждом дворе многоквартирного дома есть автовладелец, который считает, что имеет право занять определенное пространство. Он, например, огораживает понравившийся участок двора и следит, чтобы больше никто там не парковался. С точки зрения законодательства - это незаконное ограждение парковочного места во дворе.

Поскольку земля, находящаяся в собственности муниципалитета, - имущество общедолевое, распоряжаться им могут все жители пропорционально площадям своих квартир. Ограждение во дворе парковочного места запрещено ст. 36 Жилищного кодекса РФ .

Если соседи не способны пойти на взаимные уступки и найти консенсус в этом вопросе, то недовольные жильцы имеют право бороться с подобными самовольными действиями. Вот перечень мест, куда жаловаться на самозахват парковочных мест во дворах:

  • администрации города;
  • участковому инспектору полиции.

Заявление составляется в произвольной форме. К нему прилагаются фото- и видеоматериалы, свидетельские показания и прочие доказательства нарушения.

Законное оформление места стоянки во дворе

Есть и легальный способ получить постоянное место под машину. Мы детально объясним, как узаконить парковочное место во дворе:

  1. Провести собрание жильцов, на котором минимум половиной голосов принять решение и подписать протокол о переводе части придомовой территории в частную собственность или в аренду.
  2. Обратиться в местное отделение . Инженеры за счет жильцов выполнят измерения места.
  3. Предоставить в палату все документы, включая паспорт и свидетельство о собственности на квартиру, и заявление с просьбой постановки территории на кадастровый учет.
  4. Чтобы узнать, можно ли огородить свое место, нужно с подготовленной в Кадастровой палате справкой и проектом, составленным инженером, обратиться в Росреестр.
  5. Оплатить госпошлину (2 тыс. рублей).
  6. Согласовать с территориальным отделением Роспотребнадзора проведение работ.

В течение 5–12 рабочих дней после приема заявления будет создан технический паспорт и осуществлены работы по нанесению границ участка.

Положительно ответить на вопрос, законны ли лягушки на парковочное место, можно только в том случае, если проводилось межевание земли и соответствующее собрание жильцов.

Если придомовая территория не оформлена в собственность, понадобится договор аренды земли с городской администрацией.

Приобретение места под авто в собственность

Если собственник жилого помещения может подтвердить законное право на часть имущественных активов дома, приватизация парковочного места осуществляется бесплатно.

Оформление участка в собственность доступно любому, даже не проживающему в нем владельцу жилья (или группе), если он числится на балансе дома. Но стоит учесть, что придется платить налоги.

Аренда места для автомобиля

Взять в аренду место под автомобиль можно как и любую другую собственность. С владельцем составляется краткосрочный, долгосрочный или бессрочный договор. Только нужно правильно определить, кто же является владельцем.

Если речь идет об общедомовой территории, это ЖЕК, ЖЕУ, кооператив и так далее. Если земля городская, вопрос решается с местными властями. Иногда через торги, если место популярное.

Заключение

Изучив строгие требования к оформлению площадок для парковки автомобилей, многие решат, что лучший вариант - парковочное место на даче. Там нет проблем с собственностью, не нужно наносить разметку и знаки. Но горожанам это решение не совсем подходит - без парковки в городских условиях им не обойтись. Поэтому чем лучше они будут осведомлены о правилах, тем безопаснее будет на улицах.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Правильная разметка парковки - это достаточно трудная задача. Как быть при желании построить собственный дом или обозначить своё место во дворе многоквартирного дома? Или, может быть, вы обладаете обширным паркингом, но не знаете о том, как нанести разметку согласно ПДД? Знание о нормативах разметки для парковки поможет сделать это правильно и соблюсти необходимые стандарты.

Почему необходимо соблюдать правила разметки?

Соблюдение требований разметки требуется от каждого владельца автомобиля. В первую очередь нужно соблюдать правила ПДД. Парковка разрешается только при наличии соответствующих знаков. Ставить машину нужно точно так, как показано на дополнительных знаках, относящихся к категории табличек, обозначающих способ постановки машины по отношению к краю дороги. Несоблюдение требований может привести к ответственности в виде наложения административного штрафа.

Если планируется обустроить личное парковочное место, размеры нужно учитывать не только своего автомобиля, но и тех, которые будут рядом. Несоблюдение размеров, установленных правилами, может вызвать различные неприятные ситуации. Например, в узких местах можно легко поцарапать не только свою, но и чужую машину. А если рядом будет парковаться неумелый водитель, могут быть проблемы и посерьёзнее.

Для предпринимателей дело обстоит намного серьезнее, чем для обычных людей. Последствия неправильной разметки на платной парковке не исключают травматизм, сильные повреждения различного транспорта и материальную ответственность. В лучшем случае при неправильной разметке её просто придется перерисовать в связи с тем, что неправильные линии быстро стираются. В худшем же случае парковочные места, не отвечающие прописанному регламенту, будут пустовать, так как владельцы будут опасаться за свое имущество и перестанут пользоваться услугами подобного рода автомобильных стоянок.

Разметка парковки требует соблюдения правил, среди которых можно выделить основные и второстепенные.

Основные правила разметки

Их нужно учитывать, как индивидуальным владельцам авто, так и лицам, занимающимся разметкой для других:

  • Нужно учитывать габариты автомобилей всех типов.
  • В промежутке между рядом стоящими машинами с открытыми дверцами должен легко проходить человек.

  • Важно учитывать тот факт, что сейчас много женщин за рулём и новичков. Этот пункт нельзя недооценивать, так как далеко не все из них умеют правильно парковаться, соблюдая дистанцию со стоящим рядом транспортом.
  • Разметка мест должна учитывать и необходимость маневрирования во время подъезда или выезда автомобилей. Парковочное место размеры должно иметь такие, чтобы можно было к нему легко добраться, не мешая другим.

Второстепенные правила

Для предпринимателя или лица, которое непосредственно занимается разметкой (подрядчик) необходимо принять к сведению следующее:

  • Автолюбители есть разные. Некоторые из них паркуются с большим трудом.
  • Толщина линий должна быть удовлетворительной и хорошо заметной. Для этого необходимо позаботиться о материале для разметки, в последнее время особо популярной стала краска с эффектом световозврата.
  • Наличие на месте для парковки ограждений, тумб, колонн и других элементов, которые сокращают пространство, не должно мешать транспорту. При этом минимальный размер парковочного места должен быть соблюдён.
  • При разметке большого паркинга, особенно платного, стоит обратить внимание на его внешнюю составляющую. В оформлении парковок возможно наличие зелёных насаждений и других предметов декора.

Это далеко не все правила. Их перечень поистине неисчерпаем, так как нужно учитывать именно вашу обстановку на парковочной площадке.

Правильная разметка по государственным стандартам

Для того чтобы граждане максимально безопасно могли оставлять машины, нужно правильного организовать парковочное место, размеры ГОСТ предусматривают его минимальную ширину - 2,3 метра. Автомобили для инвалидов требуют большего пространства, для них ширина увеличена до трёх с половиной метров.

Основные требования к нанесению разметки согласно нормам ГОСТа следующие:

  1. Правильные расчёты при разметке с учётом всех типов транспорта, места для манёвра и возможности выйти из машины. Ширина места для проезда должна составлять не менее шести метров.
  2. Материал подбирается и наносится по следующим правилам:
  • отклонение от планируемых линий не может быть более пяти сантиметров;
  • при подготовке к нанесению разметки, нужно учесть, что прежних линий видно быть не должно;
  • наносится только в тёплое время года, желательно, чтобы температура окружающей среды не была ниже 20 о С;
  • ширина линии по ГОСТу должна быть не больше 10 сантиметров;
  • светоотражающим материалом нужно воспользоваться в местах, куда в дневное время попадает очень мало света, например, на крытых подземных паркингах;
  • лакокрасочные материалы нужно обновлять раз в полугодие, поэтому если такая возможность отсутствует, намного практичнее воспользоваться холодным пластиком, который прослужит раза в два-три дольше;
  • в стратегически важных местах возле пожарных кранов, огнетушителей, возле выходов на этажи применяются светоотражающие материалы.

При создании парковочных мест учитываются требования ПДД, парковка личная или общая не может отступать от положений этого нормативно-правового акта.

Размещение мест для транспорта

При составлении плана парковки нужно выбрать оптимальное размещение мест, которое поможет вместить большое количество машин и будет стратегически правильным и соответствующим всем правилам.

Итак, разметка, перпендикулярная дороге, подходит под парковочное место, размеры которогопозволяют свободно двигаться транспорту любой величины по проезжей части. Такая разметка не помогает экономить место, утрудняет заезд автомобилей. Она подходит для небольших "карманов" на дороге, глубиной около пяти метров.

Параллельная разметка подходит при невозможности углубиться от дорожного полотна более чем на два-три метра.

Размещение машин под наклоном также позволяет поставить удобно транспорт при наличии неглубокого "кармана". Используется наклон в 45 о -60 о.

Разметка "ёлочка" предполагает размещение параллельно поставленных машин в два плотных ряда с зигзагообразной линией посредине. Такая разметка отлично подходит для больших парковок.

При любом варианте размещения нужно не забывать о том, что стандартное парковочное место размеры имеет ни в коем случае не меньше 2,5 х 4,5. Этот параметр актуален для парковки автомобилей легкового типа, в разных странах показатели величин могут несколько отличаться.

Оптимальные размеры парковки для легкового транспорта

Парковка легковых автомобилей преимущественно проектируется с учётом таких показателей:

  • количество жителей населённого пункта - было подсчитано, что приблизительное число мест парковки в центральной его части должно составлять 1 процент от количества жителей;
  • в деловом центре останавливается каждая 5-8 автомашина города;
  • интенсивность транспортного потока - одна стоянка на 8% машин, которые въезжают в деловую часть населённого пункта.

Размер парковочного места для легкового автомобиля выбирается с учётом его размещения относительно тротуара.

При перпендикулярной постановке обеспечивается наиболее экономная расстановка машин. Она требует всего 13 м 2 на один автомобиль, и требует 5 м в длину, ширина может быть минимальной.

При параллельном размещении автомобили также не занимают много места. Ширина может быть минимальной, но если парковка размещена между двумя параллельными полосами для движения, желательно её увеличить. При этом должно быть соблюдено минимальное расстояние до середины проезжей части, перекрёстков и мест выезда.

Постановка под углом в 45 градусов требует площади 18 м 2 , длины достаточно 5 м.

Размещение под углом в 60 градусов занимает меньше пространства - 16 м 2 , длина должна быть приблизительно 5,4 метра.

Используя минимальный размер парковочного места для легкового автомобиля, поставив его перпендикулярно, рекомендуется устройство полос, которые бы защищали стоящие машины от движущихся.Расстояние до проезжей части желательно оставить не менее чем полметра.

Размеры парковочных мест вне улиц должны учитывать подъезды и возможность маневрировать. Масштабы таких мест не могут быть менее 20 м 2 .

Размер места для большого транспорта

На стоянке для легковых автомобилей выделение специальных мест для больших машин нецелесообразно. Для них создаются отдельные парковки с учётом таких положений:

  • для габаритного транспорта с прицепами должны быть созданы условия сквозного проезда;
  • для машин с полуприцепом идеальной будет разметка, позволяющая выехать им задним ходом;
  • другие машины также имеют составные части, поэтому расстояние между рядами должно быть максимально большое.

Размер места в зависимости от размещения

Размер парковочного места для грузового автомобиля рассчитывается в зависимости от его величины и способа постановки. Ширина всех крупных автомобилей и автобусов приблизительно одинакова и равняется 2,5 м. Длина же варьируется от 7,39 м (КамАЗ-5320) до более шестнадцати метров (тягач с прицепом).

К примеру, возьмём автомобиль, длиной 12 м.

Наиболее экономный вариант размещения - перпендикулярно проезду. Площадь такой стоянки составит 50,7 м 2 , достаточная длина и глубина - 13 м, ширина - 3,9 м.

Размещение такого автомобиля под углом 60 градусов займёт 59,4 м 2 , показатели длины и ширины будут, как и при перпендикулярной постановке, но потребуется большая глубина и большие размеры вдоль проезда, которые также учитываются при постановке транспорта.

Если места для парковки разместить под углом 45 градусов, площадь для одной машины должна быть не менее 65,4 м 2 , глубина уменьшится в таком случае до 11,9 м, но размер вдоль проезда увеличится до 5,5 м.

При параллельном размещении грузовых автомобилей потребуется площадь для одного автомобиля 66,3 м 2 , длина места будет 17 м, глубина и ширина - 3,9 м.

Если планируется организовать парковочное место, размеры автомобиля которого превышают 12 м в длину, минимальная площадь даже при перпендикулярном размещении должна быть не менее 66,3 м.

Парковка для инвалидов

Увеличение площади для парковки автомобилей, за рулём которых инвалид, связано с тем, чтобы водитель смог без труда полностью открыть дверь машины и выгрузить необходимые предметы. Места для инвалидов рекомендуется размещать на парковке рядом с въездом, чтобы сэкономить место. Если выделяется такое парковочное место, размеры для инвалидов будут больше, чем стандартные. Ширина такой стоянки не может быть менее 3,5 м.

Места для инвалидов принято размещать в пределах полусотни метров от больниц, клиник и других мест, куда могут люди с ограниченными возможностями обратиться. Их отмечают специальным знаком и отводят для них 10-20% площади парковки.

Вывод

При разметке площадки необходимо руководствоваться не только размерами транспорта. Нужно не забывать, что стоящие автомобили не должны закрывать обзор участникам дорожного движения, мешать проездам и каким-либо образом затруднять движение.

Разметка парковки регламентируется стандартами и нормами. Их соблюдение направлено на организацию комфорта пользования для водителей и безопасности. Предопределяющим моментом в этом процессе является размер одного парковочного места. Нормы ГОСТ и СНиП диктуют нам следующие его характеристики:

  • Длина - 5 м.
  • Ширина - 2,5 м.
  • Место для инвалидов (ширина) - 3,5 м.
  • Линия разметки - 10 см.
  • Ширина проезда - 6 м.

Шесть основных правил

  • Необходимо брать в расчет не только габариты легковых автомобилей, но и других видов транспорта, предусматривать достаточно пространства не только для их размещения, но и свободного маневрирования.
  • Для нанесения разметки могут быть использованы следующие виды материалов: краска, полимерная лента, термопластик.
  • Между припаркованными машинами, даже при условии открытых дверей, должно оставаться расстояние, позволяющее пройти человеку.
  • Отклонение линий от нормативного положения обозначаемого участка не может превышать 5 см.
  • Нанесение новой разметки производится - только при полном отсутствии следов старой, в теплое время при температуре не менее 18°C, полосами шириной не более 10 см.
  • Светоотражающие материалы применяются в местах, где недостаточно света. Ими должны быть отмечены и точки размещения огнетушителей, и пожарных кранов на подземных паркингах.

Виды расположения парковочных мест

  • Перпендикулярно дороге. Не должна мешать свободному передвижению всех видов транспорта по проезжей части.
  • Параллельно дороге. Применяется при отсутствии углубления от направления основного движения более, чем на 2-3 метра.
  • Под наклоном. Используется для устройства небольших «карманов». Уклон при этом составляет 45°-60°.
  • «Елочкой». Наиболее часто применяется на парковочных площадях большого размера. Представляет собой два сплошных ряда с зигзагообразной линией по центру.

Этапы работ по разметке парковок

  • Подготовка и расчет количества мест. На начальном этапе производятся замеры, составляется чертеж плана-схемы. Главные параметры, требующие учета в этом процессе - общая площадь, число мест, доступность парковки, необходимость размещения ограждений, их виды и точки установки, наличие свободного пространства для свободного открывания дверей и пользования багажником.
  • Нанесение разметки. Оптимальная температура воздуха, при которой производятся работы - 18-25°С. Перед началом необходимо полностью освободить территорию и расчистить дорожное покрытие от грязи. Если в качестве материала линий выбрана краска, то заранее составляется план по регулярному обновлению разметки, поскольку она самая быстро стираемая.
  • Доработка проекта. При работах на крытых паркингах на конечном этапе необходимо применить светоотражающие конструкции в местах выходов на этажи, размещения пожарных кранов. При условии плохой освещенности площадей, производится дооснащение осветительными приборами участков стоянки и проезда. Возможно применение световозвращающих материалов или светодиодных элементов для нанесения линий.

Парковочные места для грузовиков и инвалидов

Чтобы рассчитать размеры мест для парковки грузовиков, необходимо учитывать их габариты. Ширина в этом случае будет начинаться от 2,5 м. Что касается длины, то тут возможны варианты от 7,5 метров до 16, например, для размещения тягача с прицепом.

Парковочные места для инвалидов также имеют увеличенную площадь. Это продиктовано необходимостью дать возможность водителю свободной выгрузки из машины всех нужных ему предметов. Обычно их устраивают близко к выезду. Число таких мест определяется 10-20% от общей площади парковки. Они должны быть отмечены специальным знаком.

В нормативных документах определяющих проектирование парковок отсутствуют рекомендации по проектированию парковок для грузовых автомобилей. Действующий свод правил «Стоянки автомобилей» , который начал действовать с 1.01.13 года, распространяется «на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей и других мототранспортных средств». В этом нормативном документе приведены размеры парковочных мест только для легковых автомобилей и микроавтобусов.

Ранее действовал СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» (Parkings) , в котором отсутствовали данные о размерах расчетных автомобилей и не указано, какие автомобили должны быть рассмотрены при проектировании парковочных мест.

В МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» тоже отсутствуют данные по определению размеров парковочных мест на парковочных площадях. Это норма разработана в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 в качестве территориальных строительных норм (ТСН), действующих на территории Москвы, и распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых парковок легковых автомобилей.

Размеры парковочных мест для всех типов автомобилей приведено в нормативном документе «Методические рекомендации по проектированию площадок для стоянок автомобилей и автобусных остановок». Методические рекомендации были разработаны в развитие СНиП 2.05.02-85 в разделе комплексного размещения сооружений обслуживания и совмещения площадок для парковки с сооружениями служб (каких служб???) или расположения их в зоне пересечений; уточнения расстояний между площадками; определения соотношения мест парковок различных типов автомобилей, которые следует принимать за расчетные при назначении размеров мест на парковке и при различной схеме расстановки автомобилей относительно проездов; уточнения основных требований по компактной планировке площадок. В соответствии с этим документом размеры расчетных автомобилей следует принимать из условия объема их производства и использования.

Размеры парковки зависят от схемы расстановки автомобилей относительно проездов и принимаются в соответствии с таблицей 1.14 без учета маневра автомобилей при постановке их на парковочном месте.

Таблица 1.14

Размеры парковочных мест

Из действующих нормативных документов только в одном дана полная информация о проектировании парковочных мест для всех типов автомобилей (рис. 1.9, таблица 1.15). Следует обратить внимание на то, что данные были заимствованы из справочника «Автомобильные перевозки и организация дорожного движения» , изданного в СССР в 1981 году. Данный справочник является переводом американского «Справочника по организации дорожного движения» 1965 года. Аналогичные рекомендации приведены и в третьем издании «Transportation and Traffic Engineering Handbook» .

Рис.1.9. Основные схемы расстановки автомобилей на парковке :

а - прямоугольная; б – косоугольная

а – глубина парковочного места; b – ширина проезда между рядами парковочных мест; c – расстояние занимаемое полосой для парковки автомобилей с двухполосным проездом; d – расстояние занимаемое полосой для парковки автомобилей и проездом; е – полоса безопасности; f - полоса маневрирования; g – ширина парковочного места; h - ширина парковочного модуля.

Таблица 1.15

Размеры парковочных мест

Рис. 1.10. Схема разбивки парковочных мест и проездов

А – ширина парковочного места, измеренная параллельно оси проезда; В –длина парковочного места; С – глубина парковочного места, примыка­ющего к барьеру; D – ширина проезда между рядами парковочных мест; Е– глубина парковочного места, примыкающего к промежуточному модулю; F модуль, ограниченный слева барьером, справа – осевой линией массива состыкованных рядов парковочных мест; G промежуточный модуль; Н модуль, ограниченный слева осевой линией массива состыкованных парковок, справа – бортовой камень; I– свес автомобиля стандартных размеров; J – зазор; К неиспользуемая площадь; Lпоперечный проезд с односторонним движением; X– парковочное место, иногда не предусматриваемое; 1 граница парковки; 2 бортовой камень.

В «Методических рекомендациях по проектированию и оборудованию автомагистралей для обеспечения безопасности движения» упомянуто о том, что радиус поворота легковых автомобилей составляет 8 м, а грузовых 9 - 12 м. При ориентировочном расчете площади парковки, включающей площадь маневрирования и парковки, рекомендуется исходить из средней площади, приходящейся на один автомобиль – для легкового 25 м 2 и грузового 40 м 2 .

В типовом проекте «Поперечные профили автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам» (ТП503-0-47.86) приведены размеры парковочных мест для всех типов автомобилей (таблица 1.17) . В альбоме более детально дана рекомендации размеров и планировки парковочных мест с учетом маневрирования автомобиля и без учета, а также средняя площадь парковочного места для каждого типа автомобиля. В указанном альбоме средняя площадь парковки грузового автомобиля составляет 92,4 м 2 , а не 40 м 2 , как это указано в методических рекомендациях.


Таблица 1.17

Размеры и площади одного парковочного места при расстановке автомобилей

в один ряд по отношению к проезду

*п – ширина проезда


Из таблицы 1.17 можно сделать вывод, что принятые размеры парковочных мест и размеры площадок для кратковременной остановки и парковки автомобилей требуют уточнение. С учетом того, что эти методические указания были подготовлены в 80-х годах прошлого века, они вряд ли могут быть совершенными при учете состава транспортного потока, и требуют дополнительных исследований.

Актуальность данной проблемы вызвана необходимостью выполнения постановления Правительства Москвы от 15 ноября 2012 г. N 650-ПП «О внесении изменений в правовые акты правительства Москвы». Согласно постановлению, с 1 февраля 2013 г. введен транзитный запрет на движение по МКАД грузового автотранспорта с массой свыше 12 тонн с 7:00 до 22:00 . По данным Правительства, по улицам Москвы в дневное время движется более 150 тыс. грузовых автомобилей с максимальной массой более 3,5 тонны. Около 40 тыс. грузовых автомобилей ежедневно прибывает из регионов. На МКАД грузовые автомобили составляют до 30% потока, половина из них - транзитные и не обслуживают потребности столицы . Для перехвата грузовых автомобилей в Московской области планируется построить 20 площадок общей емкостью 3 тыс. автомобилей, где будут стоять грузовые автомобили днем.

Для организации площадок для кратковременной остановки и парковки автомобилей на этих участках необходимо принимать в расчет размеры автомобилей с выбором расчетных автомобилей. Так как в нормативной документации не уточняются размеры парковочных мест и размеров парковки для кратковременной остановки и парковки автомобилей на автомобильных дорогах для грузовых автомобилей.

В «Методических рекомендациях по проектированию и оборудованию автомагистралей для обеспечения безопасности движения» указано, что парковки на крупных площадках отдыха, у придорожных предприятий питания, мотелей и кемпингов следует размещать между магистралью и зданиями с разделением автомобилей по типам и размерам. Зоны парковки для грузовых и легковых автомобилей должны быть разграничены и обеспечивать для каждого типа автомобилей отдельный въезд на соответствующую площадку для временной парковки.

При этом легковые автомобили и автобусы рекомендовано располагать слева, а грузовые автомобили справа по ходу движения. Рекомендовано парковки грузовых автомобилей располагать параллельно оси движения, а парковки легковых автомобилей преимущественно устраивать по косоугольной схеме под углом 45 - 60°. При продолжительном пребывании на парковке, а также в стесненных условиях, когда парковки имеют один выезд, рекомендована установка автомобилей перпендикулярно к направлению оси движения. Приводятся рекомендации к назначению средней площади покрытия приходящейся на один автомобиль учитывающей площадь зоны выезда и въезда непосредственно площадь парковочного места.

Приведенные в «Регламенте размещения многофункциональных зон дорожного сервиса на автомобильных дорогах» размеры парковочного места (таблица 1.18) хотя и учитывают размеры современных автомобилей, но является недостаточными разработки планировочного решения, т.к. не учитывают площадь необходимую для постановки автомобилей на парковочные места и въезд с него.

Таблица 1.18

Размеры мест для парковки

Применяемые в США схемы размещения парковочных мест для легковых и грузовых автомобилей и их размеры, представленные на рис. 1.11 и 1.12, дают информацию необходимую для выполнения проекта планировки парковок.

Размеры на схеме, представленной на рисунке 1.12, соответствуют углу парковки 45 0 , при этом указывается, что при углах 30 0 ширина проездов может быть уменьшена до 6,0 м, а ширина каждого парковочного места на 30 см.

Планировочное решение размещения парковочных мест для грузовых автомобилей, обеспечивающее наиболее простые условия въезда на парковочное место и выезда с него, рекомендуемое в США , представлено на рисунке 1.13.

По нормам проектирования автомобильных дорог США для расчетного автомобиля WB-20 (длина автомобиля 22 м) длина продольного парковочного места должна быть не менее 41 м.

Рис.1.14. Организация парковки для грузовых автомобилей под разными углами где ссылка по тексту????:

a – расположения поперечных парковочных мест; b – расположения продольных парковочных мест

а - поперечное расположение парковочных мест; б – продольное расположение парковочных мест

В нормах Германии приведены следующие схемы парковок для грузовых автомобилей :

Из рис. 1.16 следует, что при поперечном расположении парковочного места под углом 90 0 , для автопоездов длиной от 15 м до 21 м рекомендуется принимать ширину 4 м. Ширина проезда может достигать от 15 м до 20 м. Для грузовых автомобилей длиной 12 м длина парковочного места не должна быть менее 12 м, ширина 4 м. Ширина проезда составляет 12 м.

Доступность парковки, легкость въезда, маневрирование, постановка автомобиля, выезд с парковочного места и с территории парковки – факторы существенные как на этапе выбора местоположения парковок, так и на этапе разработки планировочных решений.

Габаритные размеры площадки могут оказаться такими, что расстановка автомобилей на парковке будет возможна только под углом к проезжей части .

Из-за вечного дефицита парковочных зон в крупных городах РФ верная и четкая разметка автостоянок имеет огромное значение. Чтобы автомобильная автопарковка была удобной и безопасной для водителей, необходимо наносить ее с учетом установленных норм и правил.

Правила нанесения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Отдельное парковочное место оформляется разметкой 1.1, при желании внутри его можно проводить нумерацию. Однако на общей автостоянке встречаются и другие разметочные линии, а также указатели, информаторы, и прочее оснащение.

Необходимо помнить, что по правилам каждая автостоянка возле социально значимого объекта и учреждения должна иметь порядка 10% от общего количества, какие оформляются соответствующим изображением на дорожном полотне и знаком перед автостоянкой.

Организация паркингов и автостоянок регламентируется рядом нормативов и правил:

  1. Правила использования разметочных линий на дорогах – .
  2. Классификация дорожной разметки и требования к ней – .
  3. Дорожные знаки, сопровождающие парковочную зону – .
  4. Требования к материалам разметочных линий – .
  5. Требования к планировке закрытых и открытых паркингов – .
  6. Организация движения и маневрирования на автостоянках регламентируются ПДД.

Если на парковке отсутствует дорожная разметка и знаки, то водители должны рационально размещать свои автотранспортные средства, не создавая помех для доступа к размещенным на ней другим автомашинам.

Виды и размеры по ГОСТу

Изначально, чтобы разметка была верной, еще на стадии проектирования автопарковки, требуется выбрать оптимальные размеры каждого машино-места.

Норма СНиП 21-02-99 и стандарт ГОСТ 52289-2004 определяют габаритные показатели одного места стоянки, отклонение от каких в меньшую сторону запрещено.

Размеры одного машино-места:

Дорожная

Размеры машино-места, схема маневрирования и сама разметка на стоянках для легковушек и грузовых автомашин, автобусов имеют некоторые различия.

В основном различия связаны с габаритами транспортных средств, так как для грузовиков требуется больше места для приезда и отъезда на стоянку.

Для легковых машин

Организация мест стоянки легковых автомашин вдоль проезжей части может быть следующая (на рисунках габаритные параметры указаны в метрах):

    На отдельно расположенных стоянках автомобили могут размещать поперечным, косоугольным способом или их комбинацией.

    Например:

    1. Схема разметки парковки с размерами (поперечная расстановка и под углом).

    2. Схема машино-места для инвалидов по ГОСТу образец.

      При организации парковочных мест под косым углом необходимо соблюдать принятые стандарты по размеру парковочного места, которые отличаются между собой в зависимости от величины угла.

      Размеры парковочного места при расстановке автотранспортных средств под углом:

      Между проезжей частью дороги и полосой автостоянки в таком случае лучше устроить защитную полосу шириной около полуметра.

      Для грузовиков и автобусов

      Обустройство парковочных мест для грузовиков и автобусов также осуществляется по определенным правилам и размерам, однако придерживаться минимальных значений не стоит, так как габариты таких автомобилей отличаются друг от друга.

      Для грузовиков с прицепами необходимо предусмотреть сквозной проезд.

      Разметка для грузового автотранспорта выгладит следующим образом:

      1. Парковка для пассажирских автобусов больших габаритов с их размещением под углом 45° (Рис.1).
      2. Автостоянка грузовиков с прицепом (Рис.2).
      3. Автостоянка пассажирских автобусов длиной менее 7-8 м (Рис.3).
      4. Поперечная автопарковка грузового автотранспорта с прицепами (Рис.4).
      5. Стоянка для грузовиков с прицепами и полуприцепами под углом 30° (Рис.5).
      6. Автопарковка грузовых автомобилей с прицепами и полуприцепами под углом 90°.(Рис.6).
      7. Парковка грузовиков под углом 90° (Рис.7).

      Без знака для инвалидов

      Если на парковке разметочные линии нанесены по всем правилам и с выделением мест для инвалидов, однако перед остановочной зоной отсутствует соответствующий знак, то там все равно можно парковаться только лицам с ограниченными возможностями.

      В соответствии с п. 6.1 ГОСТа 52289-2004 любая дорожная разметка является визуальным средством ориентирования автомобилистов. Может применяться как в сочетании с различными знаками, так и самостоятельно. Часто встречаются такие ситуации на автостоянках, когда знак парковки есть, а разметки нет.

      Необходимо отметить, что действие без разметки не упраздняется – водителю требуется самому разделить парковочную полосу с выделением места для стоянки лиц с инвалидностью (примерные размеры — 6 х 3,6 м).

      Зона действия знака парковки без разметки может обозначаться положенной табличкой «Зона действия» (№ 8.2.1)

      Сплошная

      Для обозначения мест стоянки автомашин применяется непрерывная разметочная линия:

      Номер Внешний вид Значение
      1.1

      Непрерывная разметочная линия, отделяющая потоки автотранспорта разной направленности, отделяющая крайние границы мест остановки и стоянки автомашин и определяющая крайние границы полос движения в местах с высокой степенью опасности на дорогах. Также служит для обозначения участка дорожного полотна, на какой въезд воспрещен.
      1.2.1

      Непрерывная разметочная линия, определяющая крайние границы проезжей зоны дорожного полотна. Такую линию можно пересекать только в тех местах, где позволена автостоянка или остановка.

      Запрещающая

      Для запрета остановки или стоянки автотранспорта используют следующие виды горизонтальных разметочных линий:

      1. Разметка 1.4 – запрет остановки автомашин

        .
      2. Разметка 1.10 – запрет стоянки автомашин

        .
      3. Разметка 1.17 – остановка разрешена только для маршруток, такси и общественного транспорта для высадки пассажиров (рис. выше с п.2).
      4. Такие запрещающие линии наносятся красящим веществом желтого или оранжевого цвета, где оранжевый цвет обозначает временную разметку. Они могут наноситься как вдоль, так и по верху бордюра.

        Параллельная

        Полосы для параллельной парковки автотранспорта наносятся вдоль тротуара или границы проезжей части сплошной горизонтальной линией. Ширина такой линии, расположенной на крайней границе проезжей части, должна быть равной 2 метрам.

        На 1 километр такой разметки помещается около 140 машин, расстояние между которыми требуется организовать не меньше полуметра. Параллельные остановочные полосы по краям проезжей части должны выглядят следующим образом:

        Вертикальное нанесение на подземных стоянках

        Удобное и безопасное использование не обходиться без целого перечня элементов, таких как вертикальная разметка, сигнальное оборудование, всевозможные барьеры и ограждения.

        Вертикальной разметкой называются изображения, состоящие из разноцветных полос, нанесенных попеременно под углом 45 градусов. Цветовое решение полос разметки может быть любым, единственное условие – линии должны контрастировать на фоне друг друга.

        Вертикальная разметка в зависимости от своей функции может наноситься на следующие элементы сооружения:

      • стены;
      • бордюры и бордюрные камни;
      • колонны;
      • прочие инженерные коммуникации.

      Согласно актуальным ПДД при организации автомобильных стоянок может использоваться разметка полукругом.

      Она применяется в следующих ситуациях:

      • для обозначения места разворота автомашин на платных автостоянках;
      • для определения мест поворотов на проезжей части в жилых массивах;
      • для обозначения прилегающей территории (подъезды к домам, АЗС, паркингам и другим учреждениям).

      Можно ли парковаться на полукруглой разметке платной парковки

      По информации от представителей ГИБДД полукруглая разметка является изогнутой сплошной линией, правила стоянки автомобилей при такой разметке действуют аналогичные.

      Парковка на полукруглой разметке может создать препятствия для нормального движения как пешеходов, так и автотранспортных средств. Соответственно в большинстве случаев парковка будет воспрещена на основании ч.4.

      Как нанести по стандарту

      Работы по нанесение разметки парковки и прочих зон совершается несколькими способами:

      1. Нанесение линий посредством профессиональных машин для разметки парковок и прочего технологического оборудования.

      2. Нанесение линий воздушным методом при использовании краскопультов по трафаретам и лекалам.

        Основные технологические требования для разметочных обозначений автостоянок:

        1. Отклонения при нанесении разметочных линий от запланированного положения возможно не более 0,05 м.
        2. Материал для нанесения линий может быть любым, но соответствовать требованиям к его цветности, яркости, плотности и прочим показателям.
        3. После нанесения новых разметочных линий не должно оставаться старой разметки, для чего требуется провести качественную демаркацию.

        Остальные требования применяются в зависимости от типа паркингов и прочих обстоятельств.

        Цена нанесения за 1 кв. м

        На рынке услуг есть достаточно компаний, которые занимаются организацией мест стоянок автотранспорта. Они предоставляют целый спектр услуг от схем расположения автомашин и их маневрирования, до удаления старого покрытия и нанесению нового, а также монтаж специальных знаков, табличек и организация ИДН.

        Компания «Антипарк» (сайт antipark ru) предлагает следующие услуги по покрытию дорожного полотна разметкой на автостоянках:

        Фирма «Доразметка» (сайт dorazmetka ru) оказывает нижеследующие услуги по покрытию разметкой автостоянок:

        Специалисты подобных компаний помогут произвести более точный расчет дорожной разметки по площади и цене, а также в зависимости от внешних факторов помогут ответить на вопрос о том, чем лучше наносить – термопластиком или красками.

        Штрафы за несоблюдение правил

        Любое нарушение существующих правил парковки автомашин или их остановки грозит предупреждением, наложением штрафа или лишением прав на вождение автомобилем.

        Штрафные санкции:

        Описание правонарушения Наказание

        (РФ / Москва и Санкт-Петербурга)

        Транспортировка машины на штрафстоянку Статья КоАП
        в местах для инвалидов 5 тыс. р. да
        Автопарковка на травяном газоне в Москве 5 тыс. р. – для граждан;
        30 тыс. р. – для госслужащих;
        300 тыс. р. – для фирм любой формы собственности
        нет
        Автостоянка на травяном газоне в СПб 3 тыс. – 5 тыс. р. — для граждан;
        5 тыс. – 40 тыс. р. — для госслужащих;
        150 тыс. – 0,5 тыс. тыс. р. — для компаний всех форм собственности
        нет
        Неисполнение принятых правил автопарковки на тротуарах или на переходах для людей 1 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 3)
        3 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 6)
        Неисполнение принятых правил автопарковки во дворах жилых зданий 1,5 тыс. р. нет (ч. 1)
        3 тыс. р. нет ст. 12.28 КоАП РФ (ч. 2)
        Автопарковка далее 1-го ряда на путепроводе для трамваев или от границ дорожного полотна 1,5 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 3.2)
        3 тыс. р. да ст. 12.19 (ч. 6) КоАП РФ
        Автостоянка, мешающая передвижению другому автотранспорту, и автопарковка в тоннельных путепроводах 2 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 4)
        3 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 6)
        Автомобильная стоянка в зонах остановки маршруток и общественного транспорта (разметка 1.17) 1 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 3.1)
        3 тыс. р. да ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 6)
        Автопарковка в границах действия определенных разметок и знаков, какие воспрещают остановку автомашины или ее парковку 1,5 тыс. р. да (ч. 4)
        3 тыс. р. да ст. 12.16 КоАП РФ (ч. 5)
        Автопарковка за пределами определенных мест на автомобильной магистрали 1 тыс. р. нет ст. 12.11 КоАП РФ (ч. 1)
        Стоянка автомашины на переезде ж/д транспорта 1 тыс. р. или конфискация прав на вождение до 6 месяцев нет (ч. 1)
        Иные несоблюдения правил остановки или автопарковки Предупреждение или штрафные санкции в размере 0,5 тыс. р. нет ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 1)
        2,5 тыс. р. нет ст. 12.19 КоАП РФ (ч. 5)