Безопасное вождение. Безопасное вождение автомобиля Безопасность вождения

Проблема чрезмерного количества ДТП в России не девается никуда, несмотря на значительное улучшение качества и безопасности автомобилей. В последнее время в авариях гибнет еще больше людей, многие владельцы авто вынуждены отказаться от вождения после происшествий из-за проблем со здоровьем, многие и вовсе остаются инвалидами. Смертность в авариях постоянно повышается, так как увеличиваются скорости поездки, снижается чувствительность к этой скорости из-за отличного комфорта в автомобиле. Чтобы сохранить жизнь и здоровье, важно знать принципы безопасного вождения. Можно выделить десятки важных правил, которые помогут вам сохранить свою жизнь и здоровье окружающих людей. Сегодня мы поговорим о наиболее важных моментах данных рекомендаций. Речь пойдет о конкретных практичных советах, которые уже сегодня позволят вам выехать на дорогу более уверенно и обеспечить конкретную безопасность.

Существуют золотые правила водителя, которые снижают риск возникновения ДТП в разы. Эти правила известны каждому опытному водителю, который уже побывал в различных передрягах и знает многие важные моменты о жизни на дороге. Проблема в том, что молодые представители трассы далеко не всегда придерживаются хоть каких-нибудь рекомендаций. После прохождения обучения в автошколе молодому человеку нередко достается в подарок от родителей довольно мощный и современный автомобиль, который явно превышает допустимые параметры для транспорта с целью обучения езде. После первого же выезда на трассу такое авто может оказаться причиной ужасной катастрофы. Вы ответственны не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих вас людей. Поэтому рекомендуем прочесть правила и применять их на практике, учитывая их банальную простоту.

1. Пьянка за рулем - недопустимое явление и безответственность

Вы можете считать, что алкоголь не влияет на вас, что один бокал пива - это и вовсе не повод для отказа от поездки за рулем. Но проведите небольшой эксперимент. Возьмите лист бумаги формата А4. Попросите другого человека помочь вам. Пусть ассистент поднимет лист и возьмет его за уголок. Далее вы расположите раскрытую ладонь возле нижней части листа. Затем ваш помощник должен отпустить бумагу, а вы - поймать ее.

После этого выпейте бутылку пива и повторите эксперимент. Вы увидите, насколько снизилась реакция. Итак, несколько фактов протии пьянки за рулем:

  • более 50% смертельных ДТП в России и всех странах бывшего СНГ происходят именно по причине опьянения водителей, пусть даже в небольших дозах;
  • небольшое количество алкоголя в крови замедляет реакцию более чем в два раза, а это для дороги и экстренной ситуации является определяющим фактором;
  • не существует людей, устойчивых к алкоголю, выпитый напиток будет однозначно влиять на вас и снизит ваше мастерство управления транспортным средством;
  • за вождение в нетрезвом виде предусмотрено наказание в виде лишения прав, а при совершении ДТП с летальным исходом - криминальная ответственность.

Подумайте трижды, прежде чем садиться за руль в нетрезвом состоянии. Кстати, эти же рекомендации относятся и к состоянию сильной усталости. Если у вас слипаются глаза, стоит поспать 30-40 минут. Скорее всего, после такого сна вы сможете несколько часов без проблем провести за рулем. Но без отдыха ваше тело возьмет свое, и вы просто заснете за рулем. Ежедневно спасатели по всей России достают из кюветов десятки машин с заснувшими водителями.

2. Не гонитесь за всеми - поток приводит к смерти

Некоторые инструкторы в автошколах говорят о том, что нужно двигаться со скоростью потока. Все помнят мудрые слова родителей о том, что не следует прыгать с крыши, если все решили это делать? Здесь принцип такой же. Не стоит ехать с той скоростью, которая для вас некомфортна. Есть несколько важных рекомендаций в этой сфере для начинающих водителей:

  • в первые 3 месяца вождения на дорогах придерживайтесь правой полосы, здесь никто не имеет права сигналить вам и заставлять ехать быстрее;
  • придерживайтесь той скорости, которая для вас оказывается наиболее комфортной, не двигайтесь со скоростью потока или четко с максимально разрешенной скоростью;
  • не пытайтесь угнаться за машинами впереди вас или обогнать всех, если вам при этом некомфортно, вы можете потерять управление и натворить ужасных вещей;
  • не стесняйтесь ехать именно так, как вам нужно, а остальные пусть находят возможности вас объехать или обогнать - вы не должны идти на дискомфорт на дороге.

Часто водители впервые выезжают на трассу и давят педаль в пол, чтобы показать все свою удаль. Никто не оценит вашего мастерства, когда в ДТП окажутся несколько автомобилей, а люди получат повреждения. Лучше ехать с той скоростью, которая комфортна для вас. Это поможет сохранить безопасность и не переживать о возможных посдествиях.

3. Обгон только при железной уверенности

Второй популярной причиной ДТП на трассе после пьяной езды является обгон в небезопасных условиях. Обогнать впереди идущий автомобиль для многих водителей является определенным инстинктом. На самом деле, на трассе куда приятнее идти за другим авто, наблюдая заранее все ямы, препятствия и проблемы. Неуверенный обгон чаще всего производится в таких условиях:

  1. Ограниченная видимость. Это может быть туман или темное время суток, когда вы не можете оценить обстановку на дороге и получить должную информацию о пути.
  2. Повороты и изгибы дороги. Это понятие также входит в ограниченную видимость, поэтому лучше на трассе всегда пользоваться навигаторами и смотреть на изгибы дороги.
  3. Плохая оценка условий. Часто сложно определить, с какой скоростью едет встречный автомобиль, так что лучше пропустить любое транспортное средство.
  4. Ложная уверенность. Многие владельцы мощных автомобилей насилуют двигатели своих машин, чтобы успеть на обгон в нереальных условиях, что приводит к авариям.

Также сюда можно вписать усталость, невнимательность и обгон в запрещенных условиях. Сплошные линии на трассах нарисованы не просто так. Вся разметка и все правила написаны кровью многих людей, которые отдали свои жизни за вашу безопасность. Так что стоит задуматься о соблюдении этих самых правил и перестать их постоянно нарушать.

4. Несоблюдение ПДД в городе и на трассе

Нужно ли говорить, что Россия - это страна, в которой наиболее часто нарушаются правила дорожного движения. Безнаказанность и слишком малые штрафы, а также возможность «договориться» с сотрудниками ГИБДД на месте, - все это приводит к полной свободе на дороге. Поэтому намного лучше прочитать еще раз внимательно правила и обратить внимание на такие особенности:

  • скоростные лимиты - далеко не глупые люди ограничивали скорость движения в городе до 60 км/ч, это правило спасает жизни миллионам людей во всем мире;
  • оптимальной скоростью для современного авто на трассе является скорость в 100 км/ч или даже немного ниже, в остальных случаях вы уже не можете справиться со всеми ситуациями;
  • правила обгона, объезда и требования дорожной разметки необходимо знать, освежите эти знания прямо сейчас, открыв книжечку с ПДД на нужной странице, это спасает жизни;
  • знаки также установлены на дороге не просто так, повторите их значения и наблюдайте за сообщениями на обочине, это также снизит риски попадания в аварию с нехорошим исходом.

Сообщения о том, что вы въезжаете в зону с ограниченной видимостью или об аварийном участке пути не стоит упускать из виду. Они установлены в тех местах, где часто случались аварии, разбивались автомобили и погибали люди. Пользуйтесь опытом других, не наступайте на одни и те же грабли и не пробуйте изменить ситуацию. Лучше просто уберечь себя.

5. Вырабатывайте ответственность за рулем

Человек, который сел за руль автомобиля, должен принимать ответственность за свои действия. Проблема в том, что авто может быть как мирным средством передвижения, так и настоящим оружием в руках человека. Поэтому и ответственность за вождение автомобиля должна быть соответствующей. Помогут выработать эту ответственность такие шаги:

  • помните, что под вашим управлением 1-2 тонны металла, которые едут по дороге с большой инерцией, это настоящая торпеда, которая может принести большие разрушения;
  • от безопасности вождения зависит ваша жизнь - это очень важный момент, который должен быть полностью осознан, не рискуйте жизнью там, где это совершенно не нужно;
  • вы ответственны за людей, которые находятся вокруг вас, за пешеходов и других водителей, просто осознайте тот факт, что от вас зависят жизни сотен и тысяч людей;
  • помните, что под вашим управлением несколько тысяч долларов, но от ваших действий зависит судьба миллионов долларов, так как повреждения в ДТП могут быть масштабными.

Если вы не хотите нести ответственность за совершенные аварии, просто повышайте безопасность вашего вождения. Это простая рекомендация, которая поможет сохранить жизнь и предотвратить неприятные ситуации. С помощью простого соблюдения правил вы сможете полностью обезопасить себя и всех людей, которые находятся вокруг вас, а также в вашем автомобиле.

Предлагаем посмотреть видео о безопасном вождении авто

Подводим итоги

Существует статистика ДТП, которая постоянно обновляется и говорит о самых важных причинах совершения жутких аварий. Причиной большинства ДТП в России по-прежнему остается пьянство за рулем. Алкоголь забирает жизни невинных людей, уничтожает имущества на миллионы долларов ежедневно. Принимайте ответственность за себя и окружающих, не пейте за рулем! Один только этот шаг может сохранить тысячи жизней российских граждан в год. Не садитесь за руль в любом состоянии опьянения, чрезмерной усталости и в случае других неприятностей.

Намного приятнее и безопаснее ездить с использованием правил дорожного движения. Они написаны кровью и созданы для защиты жизни и здоровья людей. Конечно, поездка по трассе со скоростью 90 км/ч выглядит достаточно скучной. Но преимущество в том, что вы точно доедете до места назначения. Это важное преимущество, учитывая все сложности современной российской дороги. Будьте внимательны и берегите себя на дороге. Возможно, вы можете дополнить рекомендации по безопасному вождению собственным опытом? Сделайте это в комментариях.

Советы о том, как уверенно управлять машиной в сложных условиях и максимально уменьшить вероятность аварии, нашим читателям дал Валерий Горянов , мастер спорта по автомотоспорту, тренер по совершенствованию водительского мастерства.

Крепче за баранку держись

Правило №1. Перед началом холодного времени, когда столбик термометра только начинает приближаться к нулю, проведите полный техосмотр своего автомобиля.

Зимой нагрузка на двигатель и другие агрегаты значительно увеличивается, поэтому желательно заменить у своего железного коня масло, проверить прочие жидкости, а также залить в бачок омывателя незамерзайку.

Правило №2. Обратите внимание на посадку: многие автомобилисты любят далеко откидывать спинку и находиться в полулежачей позе или, наоборот, максимально приблизиться к приборной панели. Это большая ошибка.

Регулировки кресла должны быть настроены так, чтобы водителю не приходилось тянуться к рулю и педалям, угол обзора был предельно широким, а взгляд направлен параллельно поверхности дороги - это позволит адекватно оценивать скорость сближения и расстояние до объектов. Руль постоянно держите обеими руками, расположенными как стрелки, показывающие на циферблате время «без 10 минут 2». В этом случае их длины всегда хватит для любого поворота и доворота.

Правило №3. Если впервые садитесь за руль незнакомого автомобиля, проверьте вначале ход педалей тормоза и газа. По возможности во время первых заморозков или на свежем снеге опробуйте транспорт на безопасной площадке или в уединённом месте, отработав действия на случай аварийных ситуаций.

Так, всем известно, что при заносе необходимо «ловить» машину, сначала поворачивая руль в ту сторону, куда несёт авто, и, лишь стабилизировав её движение, плавно возвращать на прежний курс. Но вот вычислить угол и скорость такого манёвра и подготовиться к нему психологически гораздо легче, изучив его на практике.

Правило №4. При любом подозрительном отклонении в движении авто сразу сбрасывайте скорость, отпуская акселератор. Да и вообще залог безопасного вождения - неспешная езда.

Почему-то многие россий-ские автомобилисты пытаются выжать из своих авто максимальную скорость, не думая, к каким страшным последствиям это может привести. А вот шведы, например, ограничили допустимую скорость во многих населённых пунктах до 30 км/ч.

Правило №5. Будьте особенно внимательны в дождь: внезапно въехавший в лужу автомобиль теряет контакт с дорогой и перестаёт слушаться водителя.

В такой ситуации не пытайтесь поворачивать руль: сбросив скорость, надо продолжать движение прямо.

Правило №6. При неудачно рассчитанном обгоне, связанном с выездом на встречную полосу, прижмитесь как можно ближе к попутному транспорту, включив правый поворотник.

Не стоит пытаться разойтись со встречным потоком, уйдя на противоположную обочину: даже в случае аварии ущерб от столкновения с авто, двигающимся в вашем направлении, будет несравнимо меньшим, чем при лобовом ударе на встречке.

Правило №7. Никогда не останавливайтесь на дороге с повёрнутыми влево колёсами.

В этом случае при ударе в зад вашу машину выбросит на встречку. Именно так погиб актёр Юрий Степанов. Даже ожидая, когда загорится стрелка, держите колёса строго направленными прямо, а руль поворачивайте только после начала движения.

Правило №8. При повороте всегда держитесь в своём ряду, даже если вам кажется, что поблизости нет других авто.

К примеру, мотоциклисты, которых сегодня становится всё больше, появляются внезапно и почти незаметно.

Правило №9. Тормозите не прямо перед светофором или бампером впереди идущего авто, а заранее нажав и плавно отпуская педаль.

Это не только позволит спокойно остановиться (а в случае отказа системы предпринять другие действия), но и своевременно предупредит о ваших намерениях водителей, едущих сзади.

Правило №10. Не забывайте о существовании «мёртвой зоны» со стороны правой стойки авто. Иногда в зеркале бывает не видно даже движущийся рядом грузовик.

Выяснить, кто с вами соседствует, можно при помощи быстрого поворота головы. Убедитесь, что до ближайшего препятствия достаточное расстояние, но не задерживайте взгляд более чем на мгновение: помните, что на скорости 60 км/ч за секунду машина преодолевает более 16 м.

Уступи «джигиту»

Правило №11. Набирая опыт, учитесь пред-угадывать действия других участников движения.

Например, машина, двигающаяся медленнее потока, скорее всего, ищет место для парковки и может резко затормозить. Учитывайте, что нередко неопытные автовладельцы забывают выключить сигнал поворота или вообще указывают в противоположную сторону от той, куда собираются направиться.

Правило №12. Дайте дорогу «дуракам» и «джигитам».

Сегодня в российские города приезжает всё больше автолюбителей, не имеющих опыта вождения в мегаполисах и не знающих местности. Помните об этом и старайтесь не приближаться к хаотично двигающимся машинам. Если авто перед вами начало останавливаться, не стоит пытаться опередить его, не дождавшись начала манёвра. Слишком часто горячие парни на мощных папиных иномарках стали гарцевать на наших дорогах, создавая на пустом месте конфликтные ситуации. А мода не пользоваться поворотниками показывает, что ребята эти родом из кишлака, по двум улицам которого ездят одни гужевые повозки... Таких нужно пропускать, не пытаясь гоняться за ними или что-то доказывать: нервы, здоровье и безопасность дороже. Если вас подрезали - улыбнитесь и дайте проехать. Жизнь лихачей рано или поздно и научит, и накажет.

За время обучения в автошколе мы все приобретаем самые, что ни на есть, первоначальные навыки вождения. Этого более или менее достаточно, чтобы сдать экзамен в ГИБДД, но этого ой как недостаточно для уверенного управления автомобилем в реальных условиях. Вот теперь-то и начинается настоящая учёба! Каждый день, впитывая в себя приобретаемые на дороге знания, новичок постепенно превращается в опытного водителя.

Курс «Основы безопасности» рассчитан на то, чтобы подготовить вас к вождению в сложных дорожных условиях хотя бы теоретически.

1. Как держать безопасную дистанцию и безопасный боковой интервал.

Знакомая всем картинка: тот, кто ехал впереди, затормозил, тот, кто ехал сзади, не успел среагировать. В 99,9% случаев виноват тот, кто ехал сзади. И обвинение будет стандартным – несоблюдение безопасной дистанции.

Так какой же она должна быть, эта самая безопасная дистанция? Правила не содержат никакого численного значения, да и не могут содержать. Безопасная дистанция зависит от множества причин и в каждом конкретном случае определяется водителем самостоятельно.

Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. На сухом покрытии дистанция одна, на скользком – другая. Опытный водитель, даже двигаясь «бампер в бампер», никогда не ударит едущего впереди. Новичок же может стать виновником ДТП, держа увеличенную дистанцию.

Конечно, существуют некоторые известные рекомендации. Например, на сухой дороге дистанция (в метрах) должна быть не менее половины скорости (в км/час), а на скользкой дороге – не менее абсолютного значения скорости. То есть при движении со скоростью 60 км/час на сухой дороге дистанция должна быть не менее 30 метров, на скользкой дороге – не менее 60 метров. Знать и использовать такую рекомендацию, безусловно, не вредно. Однако в реальной действительности всё происходит несколько иначе.

В процессе движения каждый из нас невольно осуществляет постоянный мониторинг дорожной ситуации, компьютер внутри нас анализирует поступающую информацию и выдаёт результат – сигнал опасности, нам страшно! Водитель инстинктивно увеличивает дистанцию, чтобы избавиться от неприятного чувства тревоги. В этом смысле у всех водителей безопасная дистанция одна и та же – когда не страшно.

Но всё-таки, держать безопасную дистанцию, ориентируясь только на «страшно-нестрашно», как-то уж очень субъективно и совсем ненаучно. А что по этому поводу говорит наука?

Каждый раз, когда водитель обнаруживает препятствие на дороге, дальнейшие события развиваются следующим образом:

– глаза сообщают информацию в головной мозг;

– головной мозг тут же сигналит спинному мозгу;

спинной мозг командует определённым группам мышц, и ваша правая нога переносится с педали газа на педаль тормоза.

Это время (от момента, когда водитель обнаружил препятствие на дороге, до момента начала нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя .

Экспериментально установлено, что время реакции у разных людей разное и оно может изменяться в пределах от 0, 4 до 1, 6 секунды. (Начинающему водителю лучше считать, что это именно у него время реакции – 1, 6 секунды).

Но и это ещё не всё. Инженеры измерили время срабатывания гидравлического привода тормозов, и оно, как выяснилось, может достигать значения 0,4 секунды. То есть тормозные механизмы могут срабатывать с опозданием в 0,4 секунды после того, как водитель начинает давить на педаль тормоза.

И всё это время

(целых 2 секунды после того, как у едущего впереди вспыхнули стоп-сигналы)

ваша машина будет неумолимо сближаться с ним!

И только по истечении 2-х секунд начнётся собственно торможение!

Получается, что на сухом асфальте безопасной дистанцией может считаться расстояние, которое проезжает автомобиль за 2 секунды.

При скорости 60 км/ч – это чуть более 33 метров, а при скорости 90 км/ч – ровно 50 метров.

И про эти 2 секунды на экзамене спрашивают:

И про время реакции тоже спрашивают:

Что понимается под временем реакции водителя?

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

Комментарий к задаче

Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза – это только одна из составляющих общего времени реакции водителя. Сначала глаза сообщают информацию в головной мозг, затем головной мозг общается со спинным, спинной мозг командует мышцам, и только потом начинается перенос ноги с одной педали на другую.

Так что правильный ответ – второй.

Начинающие водители ещё не умеют безошибочно отслеживать дорожную ситуацию. Тем более, что всё их внимание сосредоточено на самом процессе управления – ещё не наработана мышечная память – ноги путают педали, а руки «не помнят» где какой рычаг. Любой из нас на первых порах вместе с положительными эмоциями испытывает и постоянный стресс. Естественная реакция – отодвинуть от себя подальше всех остальных участников движения. Хорошо, если бы их вообще тут не было!

Вынужден вас разочаровать. При сегодняшней жизни вам не удастся постоянно держать комфортную дистанцию. Освободившееся жизненное пространство тут же займут продвинутые коллеги. Так что с первых шагов вам придётся ездить в условиях, когда расстояние до движущегося впереди транспортного средства будет пугающе малым. Особенно в «пробках».

В связи с этим хочу дать несколько советов.

Вам повезло – синий Опель, едущий перед Вами – «прозрачный». Сквозь него прекрасно видно, что происходит дальше на дороге.

Следите за тем автомобилем (который перед Опелем), и как только у него загорятся стоп-сигналы, можете начинать притормаживать. Ещё секунда, и стоп-сигналы вспыхнут у Опеля, но Вы уже к этому готовы.

Но можно и так – сдвигайтесь слегка влево в пределах своей полосы и контролируйте развитие событий впереди. По крайней мере, левые стоп-сигналы у едущих впереди визуально легко определяются.

Наконец, есть ещё и такая возможность – следите за тенями автомобилей впереди Вас. Днём тени могут быть от солнца, ночью – от фонарей уличного освещения.

Если тени далеко впереди начали останавливаться, пора и Вам переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Теперь о безопасном боковом интервале.

Интервал (боковой интервал) – это расстояние между боками автомобилей. Важно соблюдать безопасный боковой интервал по отношению к соседям, едущим в попутном с Вами направлении справа и слева, но во сто крат важнее соблюдать его по отношению к встречным транспортным средствам. Боковое касание при встречном разъезде неизбежно приводит к жутким последствиям. И здесь необходимо понимать следующее. При малых скоростях мы можем, как говорится, и в игольное ушко пролезть. Но чем выше скорость, тем более широкий динамический коридор требуется водителю для безопасного управления своим транспортным средством.

Да, вот ещё что. Чуть не забыл! Но вы, наверное, уже и сами поняли – если Ваш автомобиль «прозрачный», это создаёт комфортные условия тому, кто сзади. А, следовательно, вероятность того, что он «зевнет» и ударит Вас, резко снижается.

2. Как правильно «жать на тормоза».

Для того чтобы нам в будущем было легче понимать друг друга, давайте усвоим следующие три термина:

1. Путь, пройденный за время реакции водителя – это путь, пройденный от момента обнаружения опасности до начала принятия мер по её избежанию.

2. Тормозной путь – путь, пройденный от начала принятия мер до полной остановки.

3. Остановочный путь – путь, пройденный от момента обнаружения опасности до полной остановки.

То есть остановочный путь включает в себя и путь, пройденный за время реакции водителя, и, собственно, тормозной путь. А тормозной путь – это путь, пройденный автомобилем с момента срабатывания тормозов до момента полной остановки.

Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена природой. Временем срабатывание тормозного привода мы тоже не управляем. Эти составляющие общего остановочного пути не в нашей власти. А вот длина и траектория тормозного пути очень даже зависит от умелых или неумелых действий водителя.

Рассказываю о ДТП, которое произошло у меня на глазах.

Водитель красного автомобиля выезжает из двора и видит, что слева приближается синий автомобиль, но глазомер подсказывает ему: «Я успеваю повернуть, ничего страшного не случится».

Водитель синего автомобиля «бьёт по тормозам» и через мгновенье оказывается на полосе встречного движения. Удар был настолько сильный, что красного выбросило на газон.

Что же случилось, почему синий автомобиль понесло на «встречку»? Почему вдруг движение стало неуправляемым? И что интересно – если бы сейчас водитель синего автомобиля вообще не тормозил, они бы мирно разъехались!

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – блокировка колёс .

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Но автомобиль двигаться не перестанет!

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и пока колёса не катятся по дороге, а именно скользят, вращать руль совершенно бессмысленно – это не даст никакого результата.

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым!

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения никакого нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

В сборнике ГИБДД есть задачки, где вас спрашивают именно о такой технике торможения:

Уменьшение тормозного пути транспортного средства достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.

2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Комментарий к задаче

Какой ответ правильный понятно – второй. Только не надо понимать выражение «…способом прерывистого нажатия на педаль тормоза» буквально. Это не значит, что нужно нажать – отпустить, нажать – отпустить.

Раз уж речь идёт о ситуации, когда требуется максимально сократить тормозной путь, значит, на тормоз надо давить и давить надо сильно. Но, не блокируя колёса! Как только водитель почувствует, что машина скользит, надо чуть ослабить нажатие на педаль и тут же снова усилить нажатие, и снова ослабить, если потребуется. И так до полной остановки. Это и есть способ прерывистого нажатия на педаль тормоза.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой ABS (от англ. Anti lock breaking system антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS .

И об этом на экзамене спрашивают:

Что такое – торможение двигателем.

Здесь в наших разговорах о технике безопасного управления автомобилем наступил момент, когда нам требуется уточнить одно очень важное условие.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с МКПП. Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей с механической коробкой перемены передач.

На сухой дороге с качественным покрытием блокировка колёс – событие маловероятное.

В то же время на скользкой дороге достаточно лёгкого нажатия на педаль тормоза, и колёса уже не катятся, а скользят.

В такой ситуации самое эффективное торможение – это торможение двигателем. А ещё лучше – комбинированное торможение, то есть одновременно и двигателем, и уже известным нам прерывистым нажатием на педаль тормоза на грани блокировки колёс. Правда в этом случае нажимать на педаль тормоза придётся не просто плавно, но ещё и нежно.

А торможение двигателем это означает всего лишь убрать ногу с педали газа. Причём убирать её надо тоже не рывком, а плавно уменьшая нажатие на педаль. Обороты двигателя начнут падать, и если до этого вы двигались на пятой передаче со скоростью 90 км/час, то постепенно на той же пятой поедете со скоростью 60 км/час. Но колёса при этом не скользят, а принудительно вращаются, и автомобиль по-прежнему управляем!

Переходите с пятой передачи на четвёртую, или даже сразу на третью, затем на вторую, а если потребуется, то и на первую передачу. Правая нога при этом на педали тормоза, всё время слегка притормаживает, и вот, наконец, скорость упала до вполне безопасной, и можно продолжать движение даже по такой скользкой дороге. Далее придётся «пилить» на второй передаче со скоростью пешехода, ну а что делать: «Тише едешь – дОльше будешь!».

Опытные водители любят торможение двигателем и в той или иной степени применяют его практически всегда.

Даже в самой безобидной ситуации, например, останавливаясь на красный сигнал светофора, опытные водители предпочитают не двигаться накатом на «нейтралке», а просто переносят ногу с педали акселератора на педаль тормоза, в таком режиме подъезжают к перекрёстку и только уже в непосредственной близости от стоп-линии переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.

Особый случай – движение на затяжном спуске.

Тормозные диски легкового автомобиля при городском ритме езды нагреваются максимум до двухсот градусов. Это нежелательно, но вполне терпимо – тормоза остаются работоспособными.

Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно! При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Такое может случиться, если на затяжном спуске катиться вниз на нейтральной передаче, всё время притормаживая, не позволяя автомобилю слишком разогнаться.

Тормоза можно поберечь, если спускаться, применяя торможение двигателем. Достаточно включить понижающую передачу (третью или вторую) и убрать ногу с педали акселератора. Автомобиль и рад бы разогнаться, но его сдерживает коленчатый вал двигателя, который не желает вращаться быстрее (вы же не давите на педаль акселератора, а в режиме холостого хода частота вращения коленвала все лишь 800-900 об/мин.). А при таких оборотах да на второй передаче автомобиль едет медленно.

На эту тему (движение на крутом спуске) в сборнике ГИБДД имеются две задачки, и, по крайней мере, одна их них требует небольшого комментария.

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?

1. Чем круче спуск, тем выше передача.

2. Чем круче спуск, тем ниже передача.

3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.

Комментарий к задаче

Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы». Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть.

Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, чтобы потом безопасно спуститься.

Ещё один особый случай – водная преграда.

При скорости движения (80 км/час и выше) вода попросту не успевает «убежать» от колеса.

В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин , шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым.

Такое явление ещё называют аквапланированием. При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!

Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, и колеса продавят воду!

Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.

Колёса – это, конечно, не лыжи, да и весит автомобиль поболее лыжника. Но если лужа глубокая, а скорость под 100 км/час, то скользить по водной глади можно и на автомобиле. Только это уже не удовольствие, а смертельная опасность.


Что будем делать, если под колёсами образовался «водяной клин», и началось аквапланирование?

1. Будем давить на педаль тормоза.

2. Ни в коем случае! Тормозить будем двигателем, уменьшая нажатие на педаль акселератора. По мере падения скорости контакт с дорогой будет восстанавливаться, а вместе с ним восстановится и управляемость автомобиля. И тут важно, чтобы колёса не скользили, а принудительно катились по дороге.

Отсюда вывод – если лужа большая и глубокая, преодолевать её надо осторожно и на малой скорости.

Но одного этого мало. В глубокой луже тормозные механизмы обязательно нахватаются воды.

А если тормозные колодки хорошенько смочить, их замечательные фрикционные свойства исчезают.

Водитель нажимает на педаль тормоза, колодки исправно прижимаются к дискам, но торможения не происходит – намокшие колодки трутся по дискам, не оказывая никакого сопротивления!

Что делать? Ждать пока они высохнут? Если на дворе лето, можно, конечно, и подождать, только ждать придётся долго. А если зима, так и вообще колодки обледенеют, и куда ехать с такими тормозами?

Поэтому правильнее всего просушить тормоза на ходу, соблюдая все меры безопасности, а именно: занимаем крайнее правое положение на проезжей части, включаем «аварийку» и, двигаясь на первой передаче, периодически жмём на педаль тормоза. От трения колодки и диски нагреются, вода испарится, и торможение восстановится.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

3. Скорость движения.

В идеальных условиях (при движении по сухому асфальту да в ясную погоду) водители могут смело двигаться со скоростью, разрешённой Правилами на данном участке дороги. Однако, если покрытие скользкое или видимость недостаточная, водители инстинктивно снижают скорость до такой, которая им кажется безопасной в данных конкретных условиях.

То есть в сложных дорожных условиях выбор безопасной скорости носит субъективный характер – каждый водитель решает сам для себя, с какой скоростью он далее поедет. И ориентируется в таком случае водитель уже не на показания спидометра, а на собственные ощущения. При этом непреложным остаётся универсальное правило:

В любых условиях безопасная скорость это такая, при которой остановочный путь заведомо меньше расстояния видимости!

Помимо этого необходимо учитывать, что глазомер человека – прибор несовершенный. Многочисленные исследования подтвердили – в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости глаза обманывают нас и притом обманывают в сторону большей опасности!

В тумане кажется, что встречные автомобили едва ползут, и водитель слишком поздно начинает готовиться к встречному разъезду. А вот это уже по-настоящему опасно!

Лучше, если бы нам казалось, что они едут быстро, тогда мы бы заранее снижали скорость и увеличивали боковой интервал.

А вот расстояние до предметов в условиях недостаточной видимости представляется большим, чем в действительности.

И это опасно!

Нам только кажется, что до автомобиля, терпящего бедствие, ещё далеко. На самом деле уже давно пора тормозить! В тумане расстояние до предметов воспринимается искажённо и всегда в сторону большей опасности.

Лучше, если бы нам казалось, что до него уже рукой подать, и мы бы начали заранее принимать меры.

Да и при ясной погоде не всё так уж безупречно – с увеличением скорости резко сужается поле зрения водителя – впереди водитель все контролирует, а вот опасность сбоку может и не увидеть.

4. Некоторые особенности применения внешних световых приборов.

При сильном тумане или снегопаде дальний свет фар неэффективен. Световой луч длиною 100 метров попросту не достигает полотна дороги, полностью пропадая в стометровой толще тумана (или густого снегопада).

С места водителя это выглядит примерно вот так. Водитель не видит дороги, а видит только туман (или падающий снег).

Луч фар ближнего света, короче (45 – 50 метров), и сквозь 50-метровую стену тумана кое-что пробьется – часть светового луча достигнет полотна дороги. А если ещё и добавить противотуманки, то видимость дороги станет вполне сносной.

Плоский и широкий луч света противотуманных фар хорошо освещает дорогу в непосредственной близости от автомобиля.

С места водителя это будет выглядеть примерно вот так.

Вывод:

При движении ночью в густом тумане или плотном снегопаде наилучшую видимость обеспечивают противотуманные фары совместно с ближним светом фар .

Ну и конечно, скорость надо выбирать такую, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

И ещё один момент, о котором надо всегда помнить водителям!

В тёмное время суток, приближаясь к вершине подъёма, всегда необходимо переключаться на ближний свет фар !

Если этого не сделать, то уже за 100 метров до вершины подъёма дорогу вы видеть не будете – луч светит в небо, не касаясь полотна дороги. Это, во-первых.

А, во-вторых, встретившись на вершине подъёма, водители одновременно ослепят друг друга (если заблаговременно не переключатся на ближний свет).

5. Маневрирование. Требования к безопасности.

5.1. Начало движения.

Экзамен по практическому вождению можно не сдать, если неправильно сесть в автомобиль и неправильно из него выйти. В Правилах по этому поводу никаких указаний нет, и в жизни можете садиться и выходить из автомобиля как угодно – никакими нормативно-правовыми актами наказание за это не предусмотрено.

Другое дело, что от этого зависит безопасность, а безопасность, как известно, превыше всего.

Поэтому про правильную посадку-высадку вас начнут спрашивать уже на теоретическом экзамене:

Как следует поступить водителю при посадке в автомобиль, стоящий у тротуара или на обочине?

1. Обойти автомобиль спереди.

2. Обойти автомобиль сзади.

3.

Комментарий к задаче

Речь идёт о посадке в леворульный автомобиль, припаркованный на правой стороне дороги.

Если при посадке обходить авто сзади , то можно не увидеть собственную погибель.

Вот так оно гораздо безопаснее.

Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?

1. Обойти автомобиль спереди.

2. Обойти автомобиль сзади.

3. Допустимы оба варианта действий.

Комментарий к задаче

Если после высадки обходить авто спереди , то можно опять-таки не увидеть собственную погибель.

А если после высадки обходить авто сзади , тогда вам видна приближающаяся опасность.

Есть реальный шанс уцелеть.

5.2. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории справа.

На экзамене по практическому вождению автомобиля вас вполне могут попросить развернутся на такой узкой дороге с использованием въезда во двор.

В принципе можно и так – свернуть направо во двор, остановиться, а затем задним ходом пересечь дорогу.

Правда, в этом случае придётся изрядно повертеть головой – опасность приближается к вам со всех сторон.

Но можно и наоборот – заехать во двор не передним, а задним ходом. Чтобы завершить разворот, осталось только повернуть налево.

Вам не кажется, что так оно и удобнее, и безопаснее?

5.3. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории слева.

Если двор слева, тогда заезжать в него задним ходом ой как непросто.

В этом случае лучше «нырнуть» во двор передним ходом.

Выезжать, правда, придётся задним ходом, ну так и опасность может быть только сзади. А вы как раз туда и смотрите.

И опять-таки должен вам сказать, что в жизни доведётся разворачиваться и так и эдак, и никто вас за это не накажет. А на экзамене надо обязательно продемонстрировать знание безопасных приёмов маневрирования, иначе это зачтут как ошибку.

О таких разворотах (с использованием прилегающей территории) есть вопросы и Билетах. Там прямо так и спрашивают: «На каком рисунке показан справа

Или: «На каком рисунке показан способ разворота с использование прилегающей территории слева , обеспечивающий безопасность дорожного движения»?

Теперь я вправе рассчитывать, что ответы не вызовут у вас затруднений.

5.4. Грамотная тактика прохождения криволинейного участка дороги.

Если дорога поворачивает направо.

Если дорога поворачивает направо, водитель может позволить себе занять крайнее левое положение на своей половине проезжей части. Делается это для того, чтобы максимально «выпрямить» траекторию движения на повороте.

Обратите внимание – на выходе из поворота траектория движения – уже почти прямая линия.

А вот это крайне важно! – если у траектории движения нет кривизны, то нет и центробежной силы, стремящейся снести или опрокинуть автомобиль.

На этом рисунке водитель изначально прижался к правому краю проезжей части. Таким образом он рассчитывал спрямить кривизну поворота. И на начальном этапе ему это удалось.

Но к чему привела такая тактика! – он «уткнулся» в сплошную линию разметки, и теперь, чтобы не вылететь на встречку, нужен резкий поворот руля! При этом ещё и придётся тормозить, и тогда занос задней оси автомобиля почти гарантирован.

Если дорога поворачивает налево.

В этом случае для того, чтобы максимально выпрямить кривизну, надо в начальной фазе поворота максимально прижаться вправо. А на выходе из поворота надо задавать такую траекторию движения, чтобы она не сильно отличалась от прямой.

На этом рисунке водитель всё сделал наоборот – сначала прижался влево, потом «уткнулся» в обочину, тормознул, резко вывернул руль влево, а далее движение автомобиля приняло неуправляемый характер.

Такие рисунки вы увидите в экзаменационных билетах, я их оттуда и взял. Только там не будет подсказки в виде автомобилей, уходящих в занос. Будут только показаны траектории – грамотная и неграмотная. Но разве это проблема для грамотного водителя.

5.5. Обгон – самый сложный и опасный манёвр.

Обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения. И, следовательно, прежде чем решиться на обгон, водитель должен безошибочно просчитать путь предстоящего обгона – успеет ли он вернуться на свою полосу, не создавая помех ни водителю обгоняемого автомобиля, ни водителю встречного автомобиля.

И ещё крайне важно расположиться так, чтобы водитель обгоняемого автомобиля всё время видел вас в зеркало заднего вида и знал о ваших намерениях.

На душе гораздо спокойнее, если держать безопасную дистанцию. Отсюда, кстати, и встречная полоса неплохо просматривается, и водитель грузовика вас видит в зеркало заднего вида.

И даже если попытка обгона окажется неудачной, ещё не поздно вернуться назад на свою полосу.

6. Остановка и стоянка на уклонах.

При остановке и стоянке Правила обязывают водителей принимать все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. Это требование можно прочитать в последнем пункте Раздела 12 Правил.

Правила. Раздел 12. Пункт 12.8. Водитель может покидать своё место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

Правила не уточняют, что такое «все меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства». Да и вообще, что такого на дороге должно быть, чтобы наш автомобиль отправился без нас в самостоятельное путешествие.

Такое может случиться при остановке или стоянке на уклонах дорог.

Конечно же, первым делом оба водителя должны затянуть ручной тормоз. Но это ещё не «все меры». Если вы покидаете машину, то, выключив двигатель, не забудьте включить первую передачу (если машина с механической коробкой перемены передач). Это как бы ещё один ручной тормоз – колёса не могут вращаться, будучи связаны с неподвижным коленчатым валом двигателя.

Ну, а если автомобиль с АКПП, тогда, естественно, ручку селектора в положение «Р».

Но, оказывается, и это ещё не «все меры»!

И ручник, вроде бы, затянут, и передача включена, и, тем не менее, статистика знает немало случаев, когда транспортные средства, припаркованные на уклонах, вдруг начинали катиться вниз, калеча технику и людей. Поэтому грамотные водители в этом случае применяют ещё один мудрый приём:

Необходимо правильно вывернуть направляющие колеса автомобиля!

Автомобили А и Б стоят на спуске .

Автомобиль А передними колёсами упирается в бордюр тротуара и никуда не поедет в отсутствии водителя.

Автомобиль Б может начать самопроизвольное движение (если, например, у него неисправен ручник).

Автомобили В и Г стоят на подъёме .

АвтомобильГ тоже может катиться вниз (до тех пор, пока заднее правое колесо не упрётся в бордюр тротуара). И, как вы понимаете, это не есть хорошо.

У этой дороги нет тротуара, а, значит, нет и бордюра. Есть только обочина, которая всегда расположена на одном уровне с проезжей частью.

Автомобили А и Г , если уж поедут без хозяина, то поедут за пределы дороги. И это гораздо лучше, чем на проезжую часть.

А вот автомобили Б и В как раз поедут на проезжую часть, что совершенно недопустимо.

Такие рисунки вы увидите в экзаменационных билетах, я их оттуда и взял. Только там не будет подсказок, показывающих, траекторию самопроизвольного движения автомобилей. Будет только показано, кто в какую сторону вывернул колёса. Но разве это проблема для вас, для грамотных водителей.

7. Занос автомобиля.

При любом торможении вес автомобиля переносится на передние колеса. То есть передние колёса крепко прижимаются к дороге, а задние колёса наоборот стремятся оторваться от дороги.

В такой ситуации достаточно небольшого бокового усилия, чтобы задняя ось автомобиля начала вращаться вокруг передней оси.

Это явление и называют заносом автомобиля.

Откуда возьмется это боковое усилие?

К величайшему сожалению оно обязательно возьмется, и причин для этого предостаточно!

7.1. Занос автомобиля при резком торможении.

При торможении автомобиль тащит вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля.

А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля. При этом основная нагрузка ложится на тормозные механизмы передних колёс (не зря передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних).

Итак, при торможении задние колёса слабо прижаты к дороге и потому склонны к блокировке. Достаточно резко нажать на педаль тормоза, и вот они уже не катятся, а скользят, потеряв сцепление с дорожным покрытием. В этом случае практически всё торможение осуществляется только передними колёсами.

А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный. Да порой достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту!

В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль.

В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

Дальнейшее движение автомобиля будет напоминать движение камня, брошенного на лёд – камень крутится-вертится, но летит по прямой туда, куда его тащит сила инерции.

Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться. Изменить ситуацию может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.

Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль. Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему тащит автомобиль вперёд! Не беда, Поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам. Это и принято называть «поворот рулевого колеса в сторону заноса».

Посмотрим, как об этом вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД:

Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:

1. Прекратить начатое торможение.

2. Выключить сцепление.

3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза.

На дорогах российских городов. Умение справляться с ними приходит с опытом (иногда, впрочем, опыт приходит один), что-то нам могут подсказать, а какие-то знания оказываются неожиданными даже для водителей со стажем! Итак, секреты безопасного вождения.

Выруливаем из сложной ситуации

Мы сидим либо комфортно, развалясь в кресле и руля одной рукой, либо безопасно. Чтобы проверить правильность посадки, нужно положить запястья на обод рулевого колеса в его верхней точке — кисти свободно свисают, спина прижата к спинке сидения, левая нога — на упоре, что в критических ситуациях позволит распределить вес и не виснуть на руле.

Теперь вспоминаем правильное положение рук на руле. Кисти на точках «три часа» и «девять часов», большие пальцы обязательно внутрь, обхватывают обод руля, локти чуть согнуты. Такое положение рук идеально для любых маневров, в том числе в экстренной ситуации, и позволяет физически «запомнить» нулевое положение руля (прямо стоящие колеса).

Конечно, в мегаполисных пробках можно расслабиться, освободить правую руку, второй покачивать руль. Но как только скорость движения вырастает , руки возвращаем обратно: если ты привыкнешь к рулению одной рукой, то и в аварии не вспомнишь о второй!

Так и выходят обескураженные водители из покореженных машин с яблоком (еду никогда не позволяет бросить инстинкт!) или с рычагом КПП в правой руке…

Готовимся к дороге

Ты прогреваешь машину перед поездкой, сметаешь с нее снег, протираешь фары? Но мало кто знает, что первые пару километров стоит ехать поспокойнее: пока шины холодные, они плохо тормозят, сцепление с дорогой хуже. Само собой, разделение покрышек по сезону — немаловажный момент . Ты же не ходишь зимой в туфлях по снегу, так почему многие позволяют себе ездить зимой на летней резине, а по раскаленному асфальту — на шипах?

Каждый раз, садясь за руль, проанализируй в уме погодные условия, время суток (самое опасное — сумерки), дорогу. Если ты едешь, скажем, на восток вечером, учти, что выезжающие на дорогу тебя, скорее всего, не видят из-за слепящего солнца. Этот секрет безопасного вождения стоит запомнить, он может спасти тебе жизнь.

Хитрости в пути

На высокой скорости возникает эффект так называемого туннельного зрения: предметы на периферии, в том числе дорожные знаки, перестают замечаться водителем. Особенно этим страдают женщины. Запомни: на высокой скорости глаза должны смотреть не на край капота, а вдаль, чтобы вовремя заметить опасность, и в то же время периодически анализировать асфальт перед машиной. Не фиксируйся на бампере того, кто едет впереди: хорошо, если ты просто свернешь за ним не туда, куда тебе надо, а ведь бывает, такая фиксация приводит к столкновениям.

Если ты видишь, что приближающийся по встречной полосе автомобиль может тебя ослепить, закрой один глаз: после ослепления ты сможешь открыть его и увидеть дорогу.

Применяя экстренное торможение, не дави педаль в пол, нажимай ее либо прерывисто, либо ступенчато, поэтапно опуская до крайнего положения — это поможет избежать блокировки колес и удлинения тормозного пути.

Учись прогнозировать: если ты видишь вдалеке зеленый светофор, скорее всего, скоро зажжется красный, и придется тормозить в пол. В крайнем случае, если ты совсем не успеваешь оттормозиться перед перекрестком, а уже зажегся красный, пролети перекресток, моргая дальним светом — чтобы тебя видели машины с перпендикулярной дороги.

На перекрестке останавливайся у стоп-линии, как и предписывают правила: если тебя «догонят» сзади и вытолкнут вперед, у тебя будет запас места, чтобы не вылететь на перекресток. По той же причине при повороте налево или развороте держи колеса прямо и поворачивай их в последний момент, перед маневром. Иначе прилетевший сзади может ударом выбить тебя на встречную полосу.

Перед поворотом отпусти газ — машина «присядет» на передние колеса и повернет легче. На выходе из поворота добавь газ, это поможет выровнять колеса.

Экстремальные случаи

Иногда твои действия должны быть парадоксальными.

Безопасное вождение автомобиля, это первое на что должен обращать внимание не только начинающий водитель, но и опытный.

Вопросы безопасности вождения остаются актуальными всегда, и игнорировать их ни в коем случае нельзя. Это должны понимать все, кто садится за руль.

Опытный и начинающий водитель

Если сравнивать двух водителей начинающего и опытного, то, конечно же, безопасное вождение автомобиля больше свойственно опытному водителю, так как оно основано на двух «китах», это хорошие технические знания и быстрота реакции, то есть быстрая оценка того, что происходит вокруг, и предвидение развития ситуации в дальнейшем. А у молодого водителя данные навыки развиты еще не так сильно, и требуется время, чтобы хорошо их развить.

Сейчас открывается очень много автошкол по экстремальному вождению, одним из вопросов в которых рассматривается безопасное вождение автомобиля. Но если после окончания автошколы человек долго не водит автомобиль то такие навыки, к сожалению, теряются.

Основные факторы

На безопасное вождение автомобиля влияют много как внутренних, так и внешних факторов.

Внутренними факторами могут быть его физическое и психологического состояние, положение корпуса водителя во время езды, а так же его рук, стиля и техники вождения.

Внешних факторов, которые влияют на безопасное вождение автомобиля, может быть больше.

Итак, давай разберем сначала внешние факторы.

Внешние факторы

На безопасное вождение автомобиля могут влиять:

  1. Техническое состояние самого автомобиля;
  2. Скорость во время движения;
  3. Дистанция между автомобилями;
  4. Интенсивность движения и погодные условия;
  5. Сложность маршрута и состояния покрытия дороги;
  6. Могут быть и другие факторы, влияющие на безопасность вождения автомобиля.

Скорость движения автомобиля.

Если говорить про скорость движения автомобиля, то надо понимать, что такую скорость с которой вы едите, устанавливаете вы сами. Не дорожные знаки, которые могут указывать на максимально допустимую скорость на данном участки пути при оптимальных условиях (погодных и т.д.), а вы сами исходя из дорожной обстановки.

Поэтому следует понимать, что если темное время суток, туман, дождь, то скорость, не смотря на 90 на знаке, надо сбрасывать и стараться ехать с такой скоростью, которая будет оптимальной в данной дорожной обстановке и в том автомобильном потоке, который вас окружает, не создавая при этом помех окружающим автомобилям.

Дистанция.

Теперь поговорим про дистанцию. Дистанцию надо соблюдать всегда, это залог безопасного вождения автомобиля. У впереди едущего автомобиля может случиться все что угодно, и если вы вовремя не среагируете, то виноваты будете вы, если будет еще, кого винить. Примеров можно приводить очень много

к сожалению, выводы делают не все.

Методики вычисления дистанции в пути.

Методик вычисления оптимальной дистанции в пути очень много и каждая методика хороша по своему.

Есть способ определения дистанции умножением длины автомобиля на 15 км/ч его скорости. То есть, если вы едите со скоростью 75 км/ч, а длина вашего автомобиля 4 м, то делим 75 на 15 и умножаем на 4, получаем 20 метров.

Есть способ, где промежуток времени в 2 секунды, при вашей скорости движения, должен разделять вас от впереди едущей машины. Но для этого надо в пути умудриться замерить это расстояние или вспомнить математику и вычислить.

Самый простой способ определения дистанции, которая обеспечит безопасное вождение автомобиля, это скорость делить на три. К примеру, скорость 90 км/ч, делим на 3, получаем 30 метров и т.д. Это может быть немного больше чем необходимо, но зато безопасно.

Некоторые водители вообще, делят на 2, и при скорости в сто км/ч держат дистанцию в 50 м. Безопасность превыше всего, говорят они.

Крутой поворот.

Безопасность вождения автомобиля при развороте или вхождении в крутой поворот.

При разворотах, следует помнить, что сзади вас может двигаться автомобиль. Ни в коем случае при подготовке к развороту или повороту не тормозите резко, особенно в городе, где интенсивность движения очень велика. При резком торможении, едущий за вами водитель может не успеть среагировать и произойдет ДТП.

Так же не спешите при повороте или развороте налево выворачивать влево руль. Если произойдет столкновение при вывернутом влево рулем, вы вылетите на полосу встречного движения. При этом перегородите дорогу. О последствиях можно даже не говорить. Держите руль прямо выворачивайте его в самый последний момент.

Гонки на дорогах.

Не устраивайте гонки на дорогах, как делают многие молодые водители, особенно молодежь.

Если вас сзади нагоняет водитель, который едет с большей скорость, чем вы, примите вправо и постарайтесь его пропустить. Будьте умнее, не набирайте скорость и не устраивайте гонки, безопасность вождения автомобиля в том и заключается, чтобы иметь здравый рассудок и не поддаваться на секундные слабости. При необходимости, даже немного притормозите, чтобы он понял, что вы его пропускаете.

Но бывает и обратная ситуация, впереди едущий автомобиль, едет очень медленно. Опять же самое главное не терять головы и засунуть свои эмоции, куда подальше. Держите дистанцию в любом случае, при первой возможности и благоприятных дорожных условиях обгоняйте данный автомобиль.

Дистанция – это один из важных моментов, который обеспечивает безопасное вождение автомобиля. И эмоции тут ваш враг. Один мой знакомый четыре часа ехал за колонной автобусов с детьми, которую сопровождали работники ГАИ, и не чего не мог поделать. Нервы конечно после это у него пошатнулись.

Внутренние факторы

Внутренние факторы, которые влияют на безопасное вождение автомобиля.

Физическое и психологическое состояние водителя.

Понятно, что оба этих состояния водителя влияют на безопасное вождение автомобиля. Они тесно взаимосвязаны друг с другом и значимость их одинакова. Не зря на фирмах, которые предоставляют транспортные услуги, перед рейсом обязателен осмотр врачем водителя.

Естественно, что вас осматривать ни кто не будет, и вы сами оцениваете ваше физическое и морально-психологическое состояние перед поездкой, в крайнем случае, в этом процессе могут принять участие ваши родственники.

Решение, конечно же, вы принимаете сами, но при этом должны понимать, что от вашего состояния будет зависеть и быстрота реакции и быстрота принятия того или иного решения, а это не маловажно, особенно когда в автомобиле вы не одни. Помните про это.

Положение водителя во время движения.


Положение водителя во время движение автомобиля, прежде всего, должно быть удобным для самого водителя. Однако таким, чтобы вся дорожная обстановка была видна. Сидеть необходимо, не сутулясь и не сгибаясь.

Туловище ваше всегда должно быть готово к неожиданным ситуациям. Вы должны телом чувствовать все, что происходит с автомобилем.

К примеру, вы же ощущаете мышцами бедер, поведение автомобиля, когда входите в крутой поворот, конечно ощущаете.

Чем бесконтрольней становится автомобиль, входящий в поворот, тем выше по телу идут ощущения, обычно они заканчиваются на мышцах рук и предплечья. При данной ситуации о безопасности вождения автомобиля говорить уже поздно.

Руки на рулевом колесе, как правильно их расположить.

Во всех автошколах учат, что во время вождения автомобиля, правая рука должна находиться на «двойке», если смотреть по часам, а левая на «десяти».

Но как показала практика безопасного вождения автомобиля, положение рук при котором, можно долго держать руль, должно быть таким, или «десять» — левая рука и «тройка» — правая рука либо наоборот.

В таком положении мышцы рук меньше нагружены, а так же свобода маневра больше. Хотя это не аксиома – это рекомендация, попробуйте и сами сделаете выводы.

Чтобы обеспечить безопасное вождение автомобиля, многие профессиональные водители выработали свои методики, которые обеспечивают им комфортное и безаварийное вождение автомобиля.

Оборонительная методика

Она из таких методик называется «оборонительная». Это когда водитель заключает свой автомобиль в мнимый кокон и стремиться к тому, чтобы этот кокон никто не повредил.

Основа этой методики лежит во внимательности и спокойствии водителя. И хотя данную методику сложно применить при интенсивном движении, но в этом и заключается весь профессионализм настоящего водителя.

Но все это хорошо, если водитель не пьет за рулем — это преступление.

Вот и все, что хотелось рассказать про безопасное вождение автомобиля, думаю, данные рекомендации будут для Вас полезны. Ни гвоздя Вам и ни жезла и удачи на дорогах.