Сила удара при лобовом столкновении. Теория столкновения

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны - человек советует покупать "пятизвездочный" автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат - объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как "звезды" соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд - тем лучше, но насколько это "лучше" и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться , и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских "звезд".

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар - ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось... Это - грубейшая ошибка . Реальная "эффективная скорость удара" для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети - т.е. около 80 км/ч . И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

"На пальцах" происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется - но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта - даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой - силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать "через" этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением - или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы "врезаются" с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги - до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический "лист бумаги" в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто - достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля "останавливаются" относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого - m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

(m1+m2)*v = m1*v1 - m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 - m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в "попутном" направлении скорость второй машины следует считать со знаком "минус".
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. "эквивалентная скорость удара о бетонный блок") соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, "эквивалентная скорость" лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей - однако берется она с неким "поправочным коэффициентом", учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам - что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий "среднее арифметическое". В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной - "тяжелая" машина пострадает меньше, чем "легкая", причем если различия в массе достаточно велики - разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса "влетела легковушка в груженый грузовик" - последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной "суммарной" скорости, в то время как "грузовик" отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него "эквивалентная скорость удара" оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать "эквивалентную скорость удара" по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении - вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик <0.1

Джип vs грузовик: джип >0.8, грузовик <0.2

Например, джип Porsсhe Cayenne массой 2,5 тонны на перекрестке врезается на скорости 100 км/ч в едва начавший левый поворот Ford Focus II массой 1,3 тонны. Суммарная скорость - 100 км/ч, эквивалентная скорость удара для Cayenne - 35 км/ч, а для FF - 65 км/ч.

Основная угроза для жизни водителя при ударе определяется (в случае если он пристегнут) деформацией салона автомобиля. Эта деформация, в свою очередь, примерно пропорциональна поглощенной энергии удара. А эта энергия определяется старой доброй формулой "эм вэ в квадрате пополам", т.е. уже для 80 км/ч она будет в 1,5 раза больше "номинальной" энергии EuroNCAP, на 100 км/ч - в 2,5 раза больше, на 120 км/ч - в 3,5 раза больше, на 140 км/ч - почти в 5 раз больше.

Поэтому р еальная безопасность EuroNCAP-овских "звезд" обеспечивается только при эффективной скорости удара менее 80 км/ч!

Иными словами, все что выше 80 км/ч, - потенциально опасно для жизни, невзирая на тип автомобиля . "Горе-гонщиков" на дорогих автомобилях реально спасают лишь "понижающие коэффициенты" упомянутые выше - даже при суммарной скорости в 200 км/ч они, как было показано, обычно снизят эффективную скорость существенно более тяжелой машины до 80 км/ч и менее. Да и тормоза обычно позволяют успеть сбросить хотя бы 20-30 км/ч (а чаще - больше) в последний момент - отсюда и кажущаяся безопасность дорогих джипов. Но при ударе о прочное неподвижное препятствие либо о грузовик все закончится гораздо печальнее . Прочность машины на 100 км/ч - понятие весьма условное! Скорости до 80 км/ч на современных машинах практически безопасны в любой ситуации, но водитель, летящий со скоростью 140+ км/ч - это с большой долей вероятности убийца либо самоубийца.

Надо отметить, что с этой особенностью связан характерный миф о "низкой безопасности" легковых машин, особенно малолитражных и российского производства. Обычно в его подтверждение приводят красноречивые примеры лобового столкновения подобной машинки с каким-нибудь представительским автомобилем или джипом - но вы, полагаю, теперь уже догадываетесь, что основной причиной подобного кошмара становится не столько "низкая прочность" этих машин, сколько низкая масса, из-за которой последствия для легкой машины заведомо будут в разы сильнее последствий для тяжелой. Качество реализации пассивной безопасности машины в подобных ударах уже отходит на второй план. Однако во всех других авариях (вылет с трассы, удар о грузовик, удар с примерно таким же автомобилем) ситуация будет далеко не столь драматичной. Для тяжелых авто справедливы прямо противоположные соображения.

Коротко - о непристегнутых ремнях безопасности. При ударе о препятствие непристегнутый человек летит на баранку со скоростью, примерно равной эффективной скорости удара. Скорость, которую набирает человек, падающий с пятого этажа здания, при ударе о землю - менее 60 км/ч. Выживает примерно половина. Скорость, которую набирает человек падающий с девятого этажа, - около 80 км/ч. Выживают единицы. Подушки безопасности и удачно выбранная поза позволяют смягчить последствия (сделав выживание на 60 км/ч весьма вероятным, а на 80 - более реальным), но я бы сильно на них не рассчитывал. Буквально плюс 40 км/ч к относительно безопасному значению (которое, как я уже упоминал, в типичных авариях ближе к 60) - и вы гарантированный труп, что бы вы ни делали, и какая бы продвинутая система безопасности в машине ни была. Запас прочности у пристегнутых гораздо выше - там критической будет плюс 100 км/ч к безопасной скорости, и выйти за эти пределы будет не так просто. В неудачных ситуациях (вылет на обочину или под грузовик) обе цифры следует поделить пополам.

Практические советы:

1. Не превышайте сильно скорость. Шансы погибнуть после 120 км/ч растут ОЧЕНЬ быстро, хотя для тяжелых автомобилей безопасный верхний предел обычно несколько выше - увы, за счет безопасности окружающих.

2. Если превышаете - пристегивайтесь. Хотя для относительно небольших скоростей (0-100) без ремня достаточно много шансов выжить, в диапазоне скоростей 100-140 при аварии часто непристегнутые = трупы.

3. Современный тяжелый автомобиль почти всегда значительно безопаснее в авариях с более легкими автомобилями . К авариям с участием грузовиков или вылетом с трассы данное соображение не относится. Не забывайте только, что большая масса далеко не всегда компенсирует плохую пассивную безопасность - старье 20-летней давности настолько хуже современных 4-5-"звездочных" автомобилей, что его вообще мало что может спасти в аварии.

4. Удар о неподвижное тяжелое препятствие на обочине для тяжелой машины опаснее лобового столкновения. Для легкой машины - наоборот.

5. Удар о неподвижную машину и тем более - машину двигающуюся в попутном направлении всегда гораздо безопаснее удара о неподвижное тяжелое препятствие на обочине.

6. Если вы видите, что сейчас будет авария, а уворачиваться уже поздно - тормозите, как то и предписано ПДД. Пытаться вылететь на обочину, не сбрасывая скорости, обычно как минимум не менее опасно.

7. Исключением из пункта 6 является только тот случай, когда вам в лоб на большой скорости летит грузовик - тут лучше делать что угодно, но с его пути уходить. Но эта ситуация мне в реальной жизни пока не встречалась ни разу (а чтобы самим не вылетать на грузовики на большой скорости - см. пункт 1).

Несомненно, любое ДТП – это крайне неприятное происшествие, которое нередко заканчивается трагедией. Однако, как бы ни хотелось сторонам побыстрее все забыть, в любом случае, необходимо определить виновника и оценить причиненный ущерб. Помочь в выполнении такой задачи может правильная классификация вида ДТП и воссоздание общей картины событий, частью которой является скорость движения обоих автомобилей.

Расчет скорости, и как происходит лобовое столкновение

Многие автолюбители считают, что при столкновении двух машин лоб в лоб их скорости суммируются, и конечный результат окажется таким же, как при столкновении одного автомобиля на суммарной скорости об бетонную стену.

То есть предположим, что два транспортных средства перед столкновением двигались со скоростью 65 км/ч каждое, но будет ли это означать, что один такой автомобиль, врезавшийся на скорости 130 км/ч в бетонную стену, получит такие же повреждения, как и машины в предыдущем варианте? Складываются ли скорости при лобовом столкновении? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

При столкновении транспортных средств все происходит буквально за считанные секунды, в течение которых каждый из автомобилей деформируется, либо полностью разрушается. Основными факторами, влияющими на силу разрушений, выступает конструкция машин и их скорость, а по линии удара действует ударный импульс. Направленность этой линии в процессе столкновения зависит от направления и скорости перемещения двух тел. Если транспортные средства передвигались на разных скоростях, то и линия удара пройдет под меньшим углом по отношению к оси машины, движущейся с большей скоростью.

В то же время, рассматривая столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием, в этом процессе можно выделить два последующих этапа: момент соприкосновения (считается до момента максимального сближения) и момент перемещения транспортного средства , который длится до самого разъединения автомобилей. Первый этап характеризуется частичным переходом кинетической энергии движения в потенциальную тепловую энергию, энергию упругой деформации и т.д. С началом второго этапа, полученная потенциальная энергия деформации снова трансформируется в кинетическую энергию транспортного средства. Если же речь идет о неупругих телах, то удар закончится уже на первом этапе.

Даже если предположить, что машина двигалась с небольшой скоростью, ее кинетическая энергия будет достаточно большой, а удар в неподвижную стену с большой массой приведет к поглощению всей его энергии. Прочная и жесткая стена почти не деформируется.

Конечно, нельзя сказать, что удар о каменную стену будет полностью идентичным столкновению двух одинаковых легковых машин. К примеру, если одно транспортное средство движется быстрее другого, то суммарная энергия, выделяемая при столкновении, будет меньше аналогичного показателя в предыдущем случае. Более легкий автомобиль или транспортное средство, передвигающееся с меньшей скоростью, получит больше энергии, чем та, которую они имели до момента столкновения. То есть, выясняя, суммируется ли скорость при лобовом столкновении, необходимо понимать, что прибавить необходимо не этот показатель, а импульсы – сочетание скоростей и масс.

Энергия тратится на деформацию (сопровождается выделением тепла) и упругую деформацию с изменением импульса (скорости по модулю направления). Баланс данных деформаций определяется начальными условиями ДТП, а конечный результат исходит из баланса происходящих деформаций. Таким образом, происходит гашение импульсов.

Распространенные причины лобовых столкновений автомобилей

Если вас интересует, как можно избежать лобового столкновения, тогда нелишним будет знать о возможных причинах, которые приводят к подобной неприятности. Так, в большинстве случаев столкновение транспортных средств является результатом обгона с выездом на полосу встречного движения, объезда разных препятствий (в том числе и других припаркованных автомобилей), пересечения перекрестков (в особенности кольцевых), а также следствием опережения с перемещением в крайнюю левую полосу и перестроения.

Также нельзя не вспомнить и о превышении скоростного режима, что также является частой причиной создания аварийных ситуаций на дорогах. Такое поведение особенно опасно, если автомобилист не владеет основными навыками вождения, вследствие чего машина может опрокинуться (особенно актуально для условий гололеда).

Обратите внимание! Согласно информации, предоставляемой ГИБДД, большая часть лобовых столкновений происходит именно в зимний период, когда поверхность дороги покрывается ледовой коркой, а водители оказываются неподготовленными к подобным погодным условиям.

Нередко первопричиной ДТП также становится излишняя самоуверенность водителей. Решившись обогнать движущееся впереди транспортное средство, далеко не все автомобилисты правильно оценивают скорость автомобиля, едущего по встречной полосе, и попутных транспортных средств. Кроме того, из поля их зрения исчезают различные оптические эффекты, возникающие в результате ограниченной видимости и плохих дорожных условий.

Частой причиной лобовых столкновений автомобилей можно назвать и усталость водителя, который просто засыпает за рулем и несознательно направляет свое транспортное средство на полосу встречного движения. Такое нередко случается с водителями габаритных фур, а понять, что человек спит за рулем, можно, исходя из динамики разгона машины на встречной полосе и траектории ее движения.

Интересно знать! Зарубежное издание «Форбс» называет основной причиной лобовых аварий пьянство водителей. Не секрет, что даже небольшое количество алкоголя в крови человека заметно снижает его реакцию на все происходящее, из-за чего в той же Америке происходит половина всех аварий на дорогах.

Что касается отечественных автолюбителей, то можно с уверенностью сказать, что это далеко не единственное основание для роста аварийных ситуаций на дорогах. Водитель может потерять контроль над управлением автомобиля и вследствие заноса, блокировки руля или выезда на плохой участок дороги.

Так как же уйти от лобового столкновения на трассе, если на вас несется неуправляемый автомобиль? Главное – это постараться избежать удара лоб в лоб , поскольку в таком случае повреждения автомобиля и травмы пассажиров часто оказываются более значительными, чем при других вариантах столкновений (например, при ударе по касательной). Поэтому, первое, что нужно сделать в непредвиденной ситуации – это сбросить скорость и постараться затормозить и только после этого начинать действовать рулем.

Однако, если вы видите, что лобовое столкновение все равно неминуемо, лучше направить авто в сторону от дороги. В любом случае, въезд в кустарник, кювет или сугроб будет менее опасным, чем встреча с встречным транспортом (конечно, больших деревьев, столбов или стен также лучше избегать).

Важно! При лобовом ударе подушки безопасности не срабатывают, поэтому единственное, что может спасти водителя и пассажиров – это ремень безопасности.

Кроме того, как только вы заметили, что встречное авто выехало из своей полосы движения и оказалось практически рядом с вашей машиной, лобовому удару лучше предпочесть касательное столкновение с попутным транспортным средством. Этот совет актуален и для ситуаций, когда на дороге появляется неожиданное препятствие (например, крупное животное), и у вас нет возможности уйти от встречи с ним.

Достаточно большое количество тяжелых или даже смертельных травм появляются вследствие ударов в боковые части транспортного средства. В том случае, когда вы не сразу заметили приближающийся сбоку автомобиль, а остановка собственного транспортного средства точно приведет к столкновению, постараться уйти от него можно и с помощью увеличения скорости. Нужно понимать, что попытка предотвращения лобового столкновения с одним автомобилем всегда может закончиться встречей с другим.

Знаете ли Вы? Согласно официальной статистике ГИБДД России, за первое полугодие 2016 года (с января по июнь) в ДТП погибло больше 8 000 человек, а причиной 34,3 тыс. аварий стало низкое качество дорожного покрытия. В сравнении с прошлым годом, рост подобных ДТП составил 7,8%.

Что делать, если столкновения не избежать

Из-за растерянности многие водители не успевают вовремя среагировать на появившуюся опасность, и часто предпринимать какие-либо действия для ухода от столкновения с летящим на вас автомобилем уже поздно.

Что же делать при лобовом столкновении? На самом деле вариантов у вас немного, и помимо уже описанных действий, основным из которых является попытка ухода от удара лоб в лоб, все, что вам остается, – это предупредить остальных участников дорожного движения об аварийной ситуации. Вполне вероятно, что звуковой или световой сигнал подействует и на водителя встречного транспортного средства, выводя его из ступора. Так, раздающийся в такие моменты громкий сигнал действует как раздражитель, способный привести в чувство растерявшегося или усталого человека.

Однако, если несущийся на вас водитель потерял контроль над своим транспортным средством, то таким образом вы только сможете предупредить остальных водителей о неизбежной аварии, хотя и это уже немало.

Хорошо, если в критической ситуации вы оказались пристегнуты , но если это не так, постарайтесь быстро лечь набок, перебравшись на пассажирское сиденье – это избавит вас от опасных травм от летящих предметов. Пристегнутому водителю также необходимо закрыть руками лицо, что поможет защитить глаза и лицо от осколков разбитого стекла, а также быстро убрать ноги с педалей (так вы убережете себя от серьезных переломов стоп и голеней).

Как бы там ни было, но в любой ситуации стоит сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Только так вы сможете сориентироваться и сделать все возможное, чтобы максимально снизить возможность получения повреждений.

Обратите внимание! Разговор по мобильному телефону в процессе управления транспортным средством увеличивает риск аварийной ситуации в четыре раза, а если водитель еще и сообщения додумался набирать, то вероятность получения повреждений при лобовом столкновении увеличивается в целых шесть раз. Скорость реакции водителя в такой ситуации снижается на 9% и 30% соответственно.

Среди автолюбителей ходит масса правдоподобных мифов, в которые верит большое количество людей. О многих мифах мы уже не раз писали на страницах нашего издания. Сегодня же мы хотим поговорить о самом распространенном мифе - о складывании скоростей двух автомобилей при лобовом ударе. Давайте развеем этот миф раз и навсегда.

Как-то так повелось, что многие люди считают, что если два автомобиля сталкиваются лоб в лоб, то энергия удара будет соответствовать . То есть, как полагают многие автолюбители, чтобы понять, какой силы будет лобовой удар, нужно сложить скорости обоих попавших в ДТП автомобилей.

Чтобы понять, что это миф, и чтобы рассчитать силу лобового удара и последствия для автомобилей, попавших в такую аварию, нужно провести следующее сравнение.



Итак, давайте сравним последствия для автомобилей в разных авариях. Например, каждая машина движется навстречу друг другу со скоростью 100 км/ч, и затем они лоб в лоб сталкиваются друг с другом. Как вы думаете, последствия от лобового удара будут серьезнее, чем от на той же скорости? Если основываться на распространенном мифе, который уже несколько десятков лет ходит среди людей, только наполовину знающих физику (или вообще не знакомых с ней), то на первый взгляд последствия лобового удара двух автомобилей на скорости 100 км/ч будут более плачевными, чем при ударе автомобиля на той же скорости о кирпичную стену, так как якобы сила лобового удара будет больше из-за того, что скорости машин в этом случае нужно сложить. Но это не так.

На самом деле сила лобового удара двух машин на скорости 100 км/час будет соответствовать той же силе, что и при ударе на скорости в 100 км/час в кирпичную стену. Это можно объяснить двумя способами. Один - простой, который будет понятен даже школьнику. Второй - более сложный, который поймут не все.

ПРОСТОЙ ОТВЕТ

Действительно, полная энергия, которая должна быть рассеяна с помощью смятия металла кузова, вдвое выше при столкновении двух машин лоб в лоб, нежели при ударе одного автомобиля о кирпичную стену. Но при лобовом столкновении увеличивается расстояние смятия металла кузовов обеих машин.

Поскольку изгиб металла - это то место, где идет вся эта энергии будет поглощаться в два раза больше, поскольку она будет поглощаться двумя автомобилями, в отличие от удара об кирпичную стену, где кинетическая энергия будет поглощаться одной машиной.

Таким образом, скорость замедления и сила лобового удара на скорости 100 км/час будет примерно той же, что и при ударе на 100 км/час в кирпичную неподвижную стену. Поэтому последствия для двух автомобилей, двигающихся с одинаковой скоростью и столкнувшихся лоб в лоб, будут примерно такими же, как если бы один автомобиль с той же скоростью врезался в неподвижную стену.

БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ОТВЕТ

Предположим, что автомобили имеют одинаковую массу, одни и те же характеристики деформации и идеально под прямым углом сталкиваются лоб в лоб и не отлетают друг от друга далеко. Допустим, что оба автомобиля остановятся в точке столкновения. Таким образом, двигаясь, например, со скоростью 100 км/час, каждый автомобиль остановится при ударе с 100 до 0 км/час. В этом случае каждый автомобиль будет вести себя точно так же, как если бы каждый из них столкнулся с неподвижной стеной на скорости 100 км/час. В итоге оба автомобиля получат при идеальном лобовом ударе тот же урон, что и при ударе об стену.

Чтобы понять, почему именно одинаковый урон, нужно провести мысленный эксперимент. Для этого представьте, что два автомобиля едут на скорости 100 км/час навстречу друг другу. Но на дороге между ними стоит толстая, очень крепкая неподвижная стена. А теперь представьте, что оба автомобиля одновременно врезаются в эту воображаемую стену с противоположных сторон. Каждый в этот момент одновременно останавливается со 100 км/час до 0 км/час. Поскольку стена на дороге очень прочная, она не передает энергию удара одного автомобиля на другой. В итоге получается, что оба автомобиля ударяются отдельно в стоящую стену, не оказывая влияния друг на друга.

А теперь повторите этот мысленный эксперимент с более тонкой и не очень крепкой стеной, но способной выстоять под ударом. В этом случае, если удар будет одновременно с двух сторон, стена останется стоять на месте. А теперь представьте вместо стены лист прочного куска резины. Поскольку два автомобиля врезаются в него одновременно, лист резины останется стоять на месте, поскольку оба автомобиля будут удерживать резину на одном месте в момент одновременного удара. Но тонкий лист резины не может повлиять на замедление любой машины, поэтому даже если вы уберете лист резины между автомобилями, которые сталкиваются лоб в лоб, каждый автомобиль по-прежнему в момент удара остановится со 100 км/час до 0 км/час, то есть точно так же, как если бы один автомобиль врезался в крепкую неподвижную стену со скоростью 100 км/час.

Одинаковая ли энергия удара и последствия при столкновении со стоящим автомобилем или неподвижной стеной?


Это еще один распространенный миф среди автолюбителей, который связан с тем, что если на скорости, например, в 100 км/час столкнуться со стоящим автомобилем, то сила удара будет точно такой же, как если бы автомобиль на скорости в 100 км/час влетел в неподвижную стену. Но и это не так. Это чистый воды миф, который основан на незнании элементарной физики.

Итак, представим себе ситуацию, что один автомобиль движется со скоростью 100 км/час и на полном ходу сталкивается с точно такой же машиной, стоящей на дороге. В момент удара один автомобиль, продолжая свое движение, будет толкать другой автомобиль. В итоге обе машины отлетят от места столкновения. В момент удара кинетическая энергия будет поглощаться деформацией кузова обоих автомобилей. То есть энергия удара также поделится между двумя автомобилями. В случае же с ударом в неподвижную стену одного автомобиля на скорости в 100 км/час деформация кузова будет только у одного автомобиля. Соответственно, сила удара и его последствия для машины будут больше, чем при ударе на скорости одного автомобиля в другой, который стоит на месте.

Бытует такое странное мнение, что при лобовом ударе скорости "складываются". В новостях о какой-то аварии представитель милиции говорил, что скорости автомобилей были 100 км/ч, значит в сумме 200 км/ч. Ну да, в сумме: 100+100 = 200. Не поспоришь. А дальше-то что?


Интересны, конечно, не цифры, а реальные последствия удара. И сравнивать нужно не просто 100 и 200, а, например, последствия столкновения с бетонной стеной. Так вот, при лобовом столкновении двух одинаковых автомобилей с одинаковой скоростью 100 км/ч каждый эффект для любого из этих двух автомобилей будет, как многие полагают, такой же, как при ударе о бетонную стену на скорости 200 км/ч. А это уже очень опасное заблуждение, на мой взгляд. Эффект будет таким же, если въехать в бетонную стену на 100 км/ч. Именно 100, не 200!

Вообще, бездумное сложение цифр напоминает мультик «Отряд Америка: мировая полиция». В нём про некоторые ужасные террористические акции говорили что-то вроде: «Это будет в 10 раз хуже, чем 9/11». Потом кто-то говорил: «9110 – это ужас какой-то!!». За точность не ручаюсь,но смысл не изменился. 911 чего? 9110 чего? Так и здесь – 200 км/ч чего? Относительно Солнца мы вообще движемся со скоростью 30 км/с, и ничего. Более того, если разогнаться до 200 км/ч и потом плавно затормозить, произойдёт не то же самое, что резко втемяшиться в бетонный блок. Т.е. важна не скорость, а время погашения этой скорости. Максимальное ускорение, испытываемое людьми, находящимися в машине при торможении, ударе и т.п.

Вероятно, мысли о сложении скоростей приходят в головы в связи с остаточными воспоминаниями из физики. Но там скорости бездумно никто не складывает. Есть сохранение энергии, есть сохранение импульса. Есть ускорители на встречных пучках. Но нас интересует поведение не систем тел, а «ощущения» одного тела. Ощущением тела как раз и будет максимальное ускорение, а не полная энергия-масса-импульс.

В случае удара о бетонный блок и в случае удара о встречную машину, с практической точки зрения можно считать, что время погашения скорости будет одинаковым. И ускорения будут одинаковыми. А значит, нет разницы, во что въезжать – в бетонный блок или такое же авто, едущее на встречу с той же скоростью. Никаких сложений скоростей здесь нет и быть не может. Это заблуждение, причём очень опасное, теперь это легко видеть.

Конечно же, нужно понимать, что скользящий удар лучше прямого лобового. Что вместо встречного удара лучше предпочесть удар о попутный автомобиль – он мягче. Что удар о попутный автомобиль мягче, чем удар о«попутный» бетонный блок. Вообще,важно понимать, какие опасности таятся на дороге, и видеть, какие из них более страшные, а какие менее. Для спасения своей жизни, здоровья придётся делать выбор. Для осознанного выбора нужны знания. А их нам не дают. Да что там говорить: их даже сотрудники ГИБДД, люди, имеющие к безопасности движения непосредственное отношение, и то не имеют.