Виньетки в европе. Бельгия, Дания, Люксембург, Нидерланды и Швеция

Одна из бед Европы совпадает с основной бедой России – это дороги, точнее оплата за них. Во многих странах Европы необходимо оплачивать пользование дорог, а именно приобретать так называемые виньетки.

Собираясь в автопутешествие по Европе, в отличие от автотуризма по России, нужно точно знать, где в каких странах необходимо приобретать эти самые виньетки. С каждым годом количество стран, где нужны виньетки все время увеличивается, уже даже и Германия поговаривает о введении оплаты для иностранцев за пользование автомобильными дорогами.

Что представляет собой виньетка? Это, как правило, небольшая наклейка, которая клеится на ветровое стекло, но в принципе ее можно и не клеить, а просто подсунуть её под стекло, но так чтобы она хорошо читалась с наружи. В некоторых странах в виньетку необходимо вписать гос. номер автомобиля.

Если номер автомобиля вписывает оператор, то обязательно проверьте правильность написания регистрационного знака.

О необходимости приобретения виньетки, как правило, указывается на информационном плакате при въезде в страну прямо на границе, приобрести ее можно, в основном на ближайшей АЗС или в киоске на границе.

Далее список стран, где необходимо приобретать виньетку: Молдавия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Словения, Венгрия, Австрия, и Швейцария. В Венгрии и Румынии действуют электронные виньетки, то есть вам выдается только чек, а за оплатой следят камеры.

В большинстве вышеперечисленных странах виньетки нужны только для проезда по магистралям, но учитывая, что вы, скорее всего, плохо ориентируетесь в этих странах, и не готовы плутать по второстепенным дорогам, то мы рекомендуем приобретать в обязательном порядке виньетки, и не трепать себе нервы (наверняка у вас есть, кто готов вам потрепать их).

Теперь по странам.

Молдавия.

Стоимость виньетки для легковых автомобилей 7 дней – 4 лей; 15 дней – 8 лей; 30 дней – 14 лей, 90 дней – 30 лей.

Чехия.

За виньетку в Чехии необходимо заплатить за 10 дней – 310 крон и 440 крон за 1 месяц. За проезд на мотоцикле плата не взимается.

Штраф за отсутствие виньетки составляет 5000 крон и при оплате на мете и может достигать до 500 000 крон при рассмотрении в суде.

Словакия.

Для легковых автомобилей виньетка на 10 дней стоит – 10 €; на год 14 € (для мотоциклов оплата не предусмотрена).

Румыния.

Стоимость виньетки в Румынии указана в Евро, при том что валюта в стране национальная, Лей. За семидневную виньетку придется заплатить 3 €; 30 дней – 7 € и 13 € за 90 дней.

Болгария.

Приобрести виньетку можно в специальных местах имеющих вывеску «ROAD CHARGING POINT» прямо на границе которые работают круглосуточно. Оплату принимают в €; $ и Болгарских левах.

Для легковых автомобилей стоимость виньетки: 7 дней – 5 €, 1 месяц – 13 €, мотоциклы освобождены от оплаты.

Штраф за отсутствие виньетки составит 300 Левов.

Словения.

В Словении цены на виньетки следующие:

для мотоциклов 7 дней – 7,50 €; 6 месяцев – 30 €;

Для легковых автомобилей 7 дней – 15 €; 1 месяц – 30 €;

Для микроавтобуса 7 дней – 30 €; 1 месяц – 60 €.

Прежде чем приклеить виньетку убедитесь, что она правильно прокомпостирована. По правилам не приклеенная в верхнем левом углу виньетка считается не действительной.

Венгрия.

Цена виньетки для мотоциклов и легковых автомобилей: 10 дней – 2975 Форинтов; 1 месяц 4780 форинтов.

Австрия.

Стоимость виньетки для легковых автомобилей 10 дней – 8,70 €; 2 месяца – 25,30 €, для автомобилей 5,00 € и 12,70 € соответственно. В случае отсутствия виньетки штраф на месте составит 120 € и может достигать до 3000 € в случае разбирательства в суде.

Швейцария.

В Швейцарии для легковых атомобилей предусмотрена всего одного вида виньетка которая действует с 1 декабря по 31 января и ее стоимость составляет 40 швейцарских франков.

Собираясь в путешествие по Европе на автомобиле, помимо расходов на бензин, стоит также обязательно учитывать, что большинство скоростных автомагистралей здесь платные. Что касается стоимости, то она, скорее, невысокая, учитывая при этом предоставляемое качество дорог.

Впрочем, не во всей Европе дороги платные, во многих странах путешествовать можно абсолютно бесплатно. Да и сама стоимость от страны к стране разнится, так, например, самой дорогой в этом плане является Франция, где стоимость каждого проеханного километра составляет 6,5 центов.

В Европе система оценки стоимости ведется по-разному, включая в себя три основных способа:

  • Использование Виньеток, то есть оплаты свободного проезда в течение определенного времени.
  • Оплата за каждый проеханный по платной дороге километр.
  • Плата за проезд определенных участков пути, например, мостов или тоннелей.

Использование виньеток является самой современной, хорошо продуманной, удобной, доступной и, в то же время, не повсеместно распространенной системой оплаты проезда по платным дорогам. Она представляет собой наклейку, которая крепится на лобовое стекло, в некоторых странах она называется также «стикер».

Особенности использования

Купить такую наклейку можно на любой приграничной заправке, продаются они также повсеместно в киосках или супермаркетах. Такая наклейка дает право передвигаться по дорогам страны в течение определенного времени: 10 дней, 14 дней, одного месяца, 6 месяцев или года, в каждой стране сроки предусмотрены свои.

Крепится такая наклейка на лобовое стекло автомобиля, в каждой стране место будет разным, узнать, куда конкретно клеить, можно спросив на той же заправке, или посмотрев на соседние машины. Контроль осуществляется с помощью систем видеофиксации, которые распложены на всех платных дорогах. Как правило, учитываются они только при проезде на автомагистрали, а по дорогам общего пользования можно ездить абсолютно бесплатно.

Страны, где используются виньетки и цены на них

  • Австрия: 10 дней – 8,7 евро, 2 месяца – 12,7 евро, годовая – 33,6 евро. Штраф за отсутствие – 120 евро.
  • Швейцария: 2 месяца – 33 евро, 14 месяцев – 83 евро. Штраф за отсутствие – 163 евро.
  • Чехия: 10 дней – 13 евро, 1 месяца – 17 евро, 1 год – 51 евро. Штраф за отсутствие от 150 евро до 15 000 евро.
  • Словакия: 10 дней – 10 евро, 20 дней – 14 евро, 1 год – 50 евро. Штраф за отсутствие от 100 до 500 евро.
  • Словения: 7 дней – 15 евро, 30 дней – 30 евро, 1 год – 110 евро. Штраф за отсутствие – от 300 до 800 евро.
  • Болгария: 7 дней – 5 евро, 1 месяц – 13 евро, год – 34 евро. Штраф за отсутствие – 100 евро.
  • Венгрия: 10 дней – 10 евро, 1 месяц – 15 евро. Штраф за отсутствие – 48 евро.
  • Румыния: 7 дней – 3 евро, 30 дней – 7 евро, 90 дней – 13 евро, 1 год – 28 евро. Штраф за отсутствие – от 60 до 120 евро.
  • Молдавия: 7 дней – 4 евро, 15 дней – 8 евро, 30 дней – 14 евро, 90 дней – 30 евро, 180 дней – 50 евро.

Участки дорог со специальной оплатой

В других странах Европы, где практикуется оплата передвижения по автомагистралям, распространена оплата за проезд по отдельным участкам дороги. Как правило, это автобаны, мосты или тоннели.

Особенности использования и оплаты

Чтобы оплатить проезд, специальных карт покупать не нужно. На пунктах контроля, которые расположены перед началом платного участка, каждому въезжающему выдается магнитная карточка или уже готовый чек, которые необходимо будет оплатить при выезде с платного участка дороги. Вариантов оплаты масса: наличными, картой, а в Норвегии, например, можно даже оплатить проезд позже на любой заправке, если в данный момент у водителей денег нет.

Платные дороги Италии

В Италии каждый километр пройденного пути составит порядка 5-8 евро. При въезде на платный участок дороги находятся специальные терминалы, которые огорожены шлагбаумами. При въезде водитель забирает магнитную карту, а при выезде наличными или карточкой оплачивает пройденный километраж.

Платные дороги в Польше

В Польше есть три платных участка, расположенных на трассах А1, А 2 и А4. В зависимости от длины участка, проезд по ним может составлять от 30 до 8 златых, а система оплаты построена достаточно оригинально: половину суммы нужно заплатить при въезде, а оставшуюся часть при выезде.

Платные дороги во Франции

Во Франции самые дорогие автодороги, при том, что действуют они на основных автомагистралях страны, направляющихся от Парижа к Марселю и Лиону. Стоимость проезда составляет порядка 6,5 сентов за километр, оплату можно произвести на пунктах контроля наличными или картой.

Платные дороги в Сербии

В Сербии всего две платных автодороги. Проезд по трассе Е70 разбит на 20 участков, каждый из которых можно оплатить отдельно, стоимость километра составляет 6,5 евро. Проезд по трассе Е75 осуществляется на нескольких платных участках, километр на которых стоит от 2 до 3 евро.

Платные дороги в Хорватии

Платными в Хорватии являются участки автодорог А1 – А9, а также тоннель на трассе D76. Стоимость проезда за каждый участок фиксированная и составляет от 20 кун за тоннель до 181 кун за участок Загреб-Сплит.

Платные дороги в Македонии

В Македонии одни из самых низких цен за проезд по платным автодорогам. Всего в стране 4 таких участка, проезд по которым составляет от 0,8 до 1,5 евро.

Платные дороги в Норвегии, Швеции и Дании

В Норвегии почти все дороги платные, а вот в Швеции и Дании наоборот, платными участками являются только мосты. В Норвегии проезд по участку от Гетебора до Осло составит около 20 крон, а оплатить все передвижения можно позже на заправках. В Швеции и Дании плата берется только за проезд через мосты, составит она от 20 до 90 евро, в зависимости от типа и размера автомобиля.

Платные дороги в Испании и Португалия

В Испании много платных дорог, но вот плата за проезд фиксированная и составляет около 10 евро за 100 километров. В Португалии все дороги, кроме автобанов Лиссабона и Порто платные.

Ирландия и Англия

В Англии есть только один платный участок дороги неподалеку от Бирмингема, а вот в Ирландии с недавних пор платными стали сразу несколько автомагистралей, цена за 1 километр при передвижении по ним составит порядка 1,9 евро.

Страны, где нет платных дорог

К счастью, в Европе есть множество стран, где платных дорог не существует, и можно свободно кататься по всей стране, заботясь только о качестве бензина и любуясь открывающимися по обеим сторонам дороги видами. Впрочем, иногда в них могут встречаться небольшие платные участки, хотя, скорее, это исключение из правил. Такими странами являются: Германия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Андора, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Финляндия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако.

Как ездить по Европе, не платя за дороги

По Европе можно путешествовать и не платя деньги за использование дорог. Во-первых, путешественник избавлен от этого в том случае, если берет машину напрокат на территории европейской страны. Как правило, стоимость виньетки уже включена в стоимость аренды, а поскольку приобретена она на год минимум, то и в целом, получится сэкономить на проезде.

Кроме того, большинство платных дорог в Европе дублируется бесплатными. Бесплатные дороги менее хорошего качества, ездить по ним больше чем 60-70 километров в час не получится. Впрочем, если вы никуда не торопитесь и хотите поближе познакомиться со страной, такой вариант будет даже лучше, поскольку со скоростных автобанов ничего толком разглядеть не получится.

5 0

Виньетка в Австрии — зачем нужна, сколько стоит и где купить

Виньетка в Австрии – способ оплаты всех платных дорог. Мы подробно расскажем, сколько стоит виньетка в Австрии, где ее купить, где она действует и где стоимость проезда не покрывается виньеткой.

Качественные австрийские дороги, будучи одним из гарантов безопасного дорожного движения, предопределяют то, что очень многие туристы предпочитают путешествовать по стране на авто – своем или арендованном. Но встает разумный вопрос – а нужно ли платить за такое качество? Конечно, да.

Высокое качество дорог в Австрии приводит к тому, что достаточно большое количество наиболее загруженных трасс являются платными. Именно для проезда по таким дорогам требуется специальный стикер-разрешение – виньетка.

Интерактивная карта платных дорог Австрии есть .

Если вы планируете путешествовать по Австрии на своей машине между крупными городами, то, как видите, виньетку все же придется купить — платные дороги на карте обозначены серым цветом. Но без виньетки все же можно обойтись, если вы не будете выезжать на платные дороги. Но и качество бесплатных дорог может оказаться чуть хуже.

Скажем сразу, что «проскочить» без виньетки не получится. И даже наивным водителям, ссылающимся на то, что в Австрии нет базы российских или других иностранных автомобилей, и что поэтому они не получат штраф, придется платить. Как это работает?

Все платные дороги Австрии оборудованы всевидящими камерами, которые, зарегистрировав «зайца», передают сообщение ближайшему дорожному патрулю. Если не сразу, то через время вас все же остановят.

Дороги с дополнительной оплатой

В Австрии также существует несколько участков дорог, строительство которых было очень дорогостоящим, что и привело к тому, что стоимость виньетки не покрывает стоимость проезда по таким участкам. На карте платных дорог выше эти участки обозначены синим цветом. Некоторые панорамные дороги требуют дополнительной оплаты.

Оплата всех дополнительных участков дорог обычно производится на месте.

Кому нужна виньетка в Австрии

Напомним, что задумываться о том, нужна ли виньетка в Австрии, путешественникам стоит только в том случае, если планируется путешествие либо на своей машине, либо на машине, арендованной в соседней стране (обратите внимание на особенности приобретенной страховки – она может не покрывать риски в другой стране).

Если вы арендуете машину в Австрии, то с вероятностью 99% на ней уже будут наклеены все необходимые стикеры, чтобы свободно передвигаться по всем платным дорогам. Единственное, что нужно уточнить – нужно ли будет оплачивать проезд по некоторые трассам, где предусматривается дополнительная оплата помимо обязательной виньетки.

Сколько стоит виньетка в Австрии

Виньетка в Австрии бывает 3 типов: на 10 дней, на 2 месяца и на год, также цены на виньетки разнятся для мотоциклов и для легковых автомобилей массой до 3.5 т. Стоимость виньетки в Австрии в 2019 году следующая:

  • На 10 дней – 9.20€ для легковых авто и 5.30€ для мотоциклов. Действительна с 00:00 часов дня, указанного в виньетке, до 24:00 10-х по счету суток;
  • На 2 месяца – 26.80€ для автомобилей и 13.40€ для мотоциклов. Первый день действия также, как и в случае с 10-дневным стикером, отмечается при покупке. Действует с 00:00 часов первого дня до 24:00 последнего дня;
  • На год – 89.20€ для авто и 35.50€ для мотоциклов. На самом деле, годовая виньетка 2019 будет действительна в течение 14 месяцев – с 1 декабря 2018 до 31 января 2020, и так каждый год. Если покупаете годовую виньетку в середине года, то передвинуть срок ее действия не получится.

J — годовая, M — на 2 месяца, T — на 10 дней. Категории т/с A и B соответственно.

Где купить виньетку

Живя в России, мы привыкли к тому, что на платных дорогах всегда (или почти всегда) есть пропускные пункты, где и производится оплата за проезд. Оплата дорог в Австрии устроена по-другому – о покупке виньетки нужно позаботиться самостоятельно.

Если вы въехали на территорию Австрии без виньетки, то правильным решением будет остановиться на ближайшей заправке, где и можно будет купить заветный стикер.

А вдруг я поеду поздно ночью, а заправка будет закрыта? Что, если регистрирующее устройство я встречу раньше, чем первую заправку у границы?

Австрийскую виньетку можно купить не только в самой Австрии, то и на территории приграничных стран – Германии, Швейцарии, Италии, Венгрии, Чехии, Словении и Словакии.

Все пункты продаж как в Австрии (в том числе по Вене, Зальцбургу и разным регионам страны), так и в других странах (в том числе по Швейцарии, Словении и остальным странам) можно найти . Всего в Австрии и других странах организовано более 6 тыс. точек продаж виньеток.

Не очень удобно, что вся информация дана списком, а не на карте, поэтому сначала поищите на карте города, мимо которых будете проезжать, а потом найдите их в списке.

Как крепить виньетку

Виньетку мало просто купить. Ее нужно правильно прикрепить, чтобы регистрирующие устройства могли считать данные вашей виньетки.

Даже если вы оплатите виньетку, но прикрепите ее неправильно, то получите штраф.

Виньетку нужно крепить с внутренней стороны лобового стекла так, чтобы ее было хорошо видно под любым углом. ASFINAG, компания, которая и отвечает за организацию платных дорог в Австрии, рекомендует клеить виньетку с левой стороны авто или посередине, ближе к зеркалу заднего вида.

При этом нельзя крепить стикер на солнцезащитную полосу, если она есть – клеим стикер ниже.

Что касается мотоциклов, стикер советуют крепить либо на передней вилке, либо сбоку на бензобаке. Главное требование – деталь, на которую крепится виньетка, должна быть хорошо зафиксирована, то есть ее нельзя просто снять и заменить самостоятельно.

Нельзя крепить виньетку на багажник или боковую сумку мотоцикла.

Штраф за езду без виньетки

По данным ASFINAG, штраф за езду в Австрии без виньетки в 2019 составляет 120€ для автомобилей и 65€ для мотоциклов. Если будет обнаружено, что вы хотели предпринять какие-либо манипуляции со стикером (подмена стикера, изменение даты начала действия и пр.), штраф составит 240€ и 130€ соответственно.

Если вы откажетесь платить штраф, но ваша вина в суде все же будет доказана, сумма обязательства может быть определена в пределах 300-3000€ в зависимости от того, насколько злостно вы нарушаете порядок на дороге.

Соблюдайте местные ПДД, и удачного вам путешествия!

В этой короткой заметке, собрана и систематизирована информация о платных дорогах во всех странах континентальной Европы, а также о принципах их оплаты, с целью дать представление об общей ситуации с оплатой дорог в Европе.

Более подробная информация о самом процессе оплаты дорог (в зависимости от способа их оплаты), приведена в отдельных заметках (ссылки ниже).

Не секрет, что многие дороги в Европе платные, (но далеко не все, и не во всех странах) . Помимо платы за дороги, в некоторых странах взимается дополнительная плата за проезд по отдельным мостам и туннелям, (но тоже не по всем).

За проезд по городам в Европе, плата нигде не взимается , но там другая беда: плата взимается за парковку (причем, практически повсеместно).

Данная информация может быть полезна как автотуристам, планирующим поездку в Европу на своем автомобиле, так и людям, планирующим поездку по Европе на арендованном авто. Везде далее, речь идет о легковых автомобилях.

Но прежде, чем начать рассказ, пара слов о платных дорогах в Европе в общем.

Сколько стоят платные дороги в Европе

Вопрос: «сколько стоят платные дороги в Европе» — крайне некорректен. И внятного ответа на него дать невозможно в принципе, во всяком случае, не задав уточняющих вопросов: в каких странах Европы? Для какой машины (размер, масса, высота в районе передней оси, количество осей)? В какой сезон года?

Почему так, вы поймете дочитав данную заметку до конца, здесь же, опишу ситуацию кратко.

Дело в том, что для Европы нет единых тарифов (как и вариантов) оплаты дорог. Каждая страна устанавливает размер платы за дороги самостоятельно. В некоторых странах, все дороги вообще бесплатны, например.

Для понимания вами общего масштаба затрат на платные дороги в Европе, приведу информацию из личного опыта поездок. Плата за дороги по маршруту Брест — Лиссабон — Брест (7200 км), составит сумму порядка 300 евро, при использовании магистралей.

Но здесь же, опять, возможны варианты. Какими дорогами планируете пользоваться в поездке: магистралями или обычными? Через какие страны проложите маршрут?

Пойдете по этому маршруту севером (через Германию и Бельгию, в которых все дороги бесплатны) — будет чуть дешевле. Пойдете югом (через Австрию, Италию) — будет чуть дороже, ибо стран с бесплатными магистралями на том маршруте нет.

При этом, никто не мешает вам использовать альтернативные (то есть бесплатные) дороги — они там тоже есть в изобилии, в любой стране. Ради бога! Будет еще дешевле, если не совсем бесплатно. Но время в пути, при использовании бесплатных дорог, увеличится существенно, раза в полтора.

Тарифы за оплату дорог также разнятся от страны к стране. Польшу от Бреста до границы с Германией (680 км) можно проехать примерно за 20 евро. Такое же расстояние по Франции (например, от Парижа до Тулузы), обойдется вам уже в 50 евро. Причем, в обоих случаях, это можно сделать и бесплатно.

Самые дорогие дороги во Франции, Италии, в общем, в западной Европе. Самые дешевые в восточной Европе и на Балканах (кроме Греции — там дорого кататься). Но при этом, почти всегда (кроме Болгарии и Румынии) есть бесплатная альтернатива.

Поэтому, как видите, на вопрос о том, сколько стоят платные дороги в Европе — однозначно ответить невозможно. Для ответа на него, надо считать конкретный маршрут, чтобы понять, сколько будет составлять плата за дороги в Европе.

Что нужно для проезда по платным дорогам в Европе

Что нужно для проезда по платной дороге? Автомобиль. Ну, и если дорога не оплачена предварительно с помощью виньетки (см. ниже), то банковская карта и/или немного наличных денег.

Ну как «немного». Смотря где ездить. Поездка по скоростным магистралям по маршруту Париж — Мадрид, обойдется вам порядка 100 евро. Но можно доехать и за 10 евро, просто будет дольше. Намного.

Если оплата за дороги в данной стране предусматривается с помощью виньетки, то, соответственно, перед выездом на платную дорогу нужно приобрести виньетку.

Дороги в Европе всегда можно оплатить банковской картой (во всех странах, где предусмотрена оплата за пройденное расстояние), что гораздо удобнее, чем оплачивать их наличкой, особенно, если речь идет о странах, имеющих валюту отличную от евро: Польша, например, или Балканские страны.

А больше и ничего не нужно. Ну, можно еще перед поездкой посмотреть правила дорожного движения в странах Европы, а также, чем они отличаются от ПДД РФ:

И их основные отличия от ПДД в России — в заметке сведены воедино все отличия (по всем странам Европы), от ПДД принятых в России (их не так уж и много, кстати).

Еще можно немного поинтересоваться темой, с какой скоростью можно ездить по дорогам там, чтобы не получать за это штрафы, и на какие значения скорости полиция настраивает камеры контроля скорости (радары), в различных странах Европы:

Также, можно сразу поинтересоваться размерами штрафов за нарушения ПДД в Европе, хотя, это бесполезная трата времени. Если что, то полицейский вам все расскажет на месте:

В ту же заметку добавлены общие (субъективные) описания впечатлений автора, от поездок по этим странам, может, кому-то пригодится подобная информация.

Стоит ли платить за дороги в Европе

Если в процессе перемещения по Европе нужно быстро и с минимумом усилий попасть из одного пункта в другой — то платить за дороги однозначно стоит . Затраченные на перемещение по платным дорогам деньги — окупаются сторицей.

Если в процессе поездки ставится задача как можно глубже окунуться в местную жизнь, посмотреть по сторонам, насладиться пейзажами, то лучшезаранее запланировать маршрут поездки так, чтобы он пролегал по обычным дорогам (не по магистралям).

Местные (второстепенные) дороги во всех странах Европы(кроме Болгарии и Румынии) — всегда бесплатны.

Можно ли не платить за дороги в Европе

Если нет желания платить за дороги, то можно и не платить. В Европе полно бесплатных (альтернативных) дорог, используйте их для перемещения.

Для этого, нужно при вводе маршрута в навигатор включить опцию «избегать платных дорог» («исключить платные дороги» и т.п. — в каждом навигаторе она может называться немного по-разному).

Предостерегу только от использования платных дорог, в случае если за них не заплачено. Штрафы там за это драконовские — сотни, а в некоторых случаях и тысячи евро.

В абзаце выше, имеются в виду страны, где плата за дороги осуществляется по времени, т.е. с использованием виньетки (см. ниже), а не за пройденное расстояние. В странах, где виньетки не используются, вы случайно не попадете на платную дорогу, увидите шлагбаумы и всё такое.

Например, в Чехии, штраф за движение по автомагистралям с недействительной или неправильно прикреплённой виньеткой составляет от 5000 крон (примерно 185 евро) при оплате на месте, и до 100000 крон (3700 евро) при рассмотрении дела в суде.

Есть только две страны, где обязательно придется платить за дороги — это Болгария (там не всегда есть бесплатная альтернатива) и Румыния — там вообще все автомобили, использующие любые дороги за городом, оплачивают дорожный сбор в обязательном порядке.

Впрочем, плата за использование дорог там смешная, так что, можно и заплатить. Если вас это совсем (принципиально) не устраивает, то можно туда не ехать на автомобиле.

В чем разница между платными и бесплатными дорогами Европы

Платные дороги (автомагистрали) , обеспечивают очень быстрое (средняя скорость 100-105 км/ч без нарушения ПДД), комфортное и безопасное перемещение на автомобиле из одной точки в другую.

Магистрали в Европе зачастую имеют по три полосы движения в каждую сторону, (минимум — две), и на них нет проблем с обгоном. Также, там имеются «отбойники» на разделительной полосе, широкая асфальтированная обочина и качественные покрытие и разметка.

Описанное выше, относится к 99,9% платных дорог. Но, бывает, иногда едешь по платной дороге, и думаешь: «Не понял. А за что с меня деньги-то взяли?». Справедливости ради отмечу, что такая ситуация встречалась мне только на Балканах.

Но есть один минус. Перемещаясь по платным дорогам, вы не увидите практически ничего (имею в виду: виды, местную жизнь и т.п. вещи). Зато ехать по ним очень удобно.

Бесплатные дороги обеспечивают перемещение со средней скоростью 60-70 км/ч, и быстрее ехать по ним не получится(не нарушая правил) . Комфорт и безопасность на них относительные.

Как правило, эти дороги имеют по одной полосе в каждую сторону (изредка по две), на них бывают проблемы с обгоном (если дорога загружена), и они проходят через все населенные пункты, встречающиеся на пути (а их там много, и ограничение скорости в них — 50 км/ч).

Зато, при перемещении по бесплатным дорогам очень хорошо видна местная жизнь, так сказать «с изнанки» (осторожнее, от близкого знакомства с этой реальностью, могут слететь с глаз розовые очки: «вот-у-них-в-Европе-то-все-хорошо»), особенно, при движении по третьестепенным дорогам, т.е. по тем, где ездят только местные.

Также, на местных дорогах удобно останавливаться практически везде, где вам заблагорассудится (на магистралях это категорически запрещено), хотя, отмечу, что таких шикарных (широких) обочин, как в России, вы мало где найдете в Европе. Ширина обочины (на второстепенных дорогах) 0,5-1 метр — норма во многих странах.

Качество покрытия, как платных, так и бесплатных дорог в Европе достаточно хорошее (в подавляющем большинстве случаев), но на платных оно все же еще лучше, чем на бесплатных.

Более подробно , рассказано в отдельной заметке, (а особенности там есть).
— описаны в отдельной заметке. В ней отмечены общие особенности (отличия) организации дорожного движения в европейских странах от РФ, там же есть и раздел, посвященный описанию дорог и знаков в Европе.

Варианты (принципы) оплаты дорог в Европе

В Европе есть два варианта оплаты дорог (в тех странах, в которых вообще предусмотрена оплата за их использование).

Варианты оплаты дороги в Европе, предусматривают два общих принципа оплаты: плата за пройденное расстояние, или оплата за время использования дороги.

В разных странах есть различные вариации этих видов оплаты, но в конечном итоге, все сводится к этим двум принципам: платишь или за время, или за пройденное расстояние.

Оплата за пройденное расстояние (в тех странах, где применяется), выполняется на специальных пунктах оплаты, расположенных прямо на магистрали, или на съезде с нее. Оплата может быть выполнена как вручную (т.е. наличными или банковской картой), так и дистанционно, с помощью транспондера.

Оплата за время использования дорог (в странах, где используется такой вид оплаты), выполняется с помощью заблаговременной покупки так называемой «виньетки», после чего дороги используются без ограничений, в течение оплаченного периода времени.

В некоторых странах (в Польше, например), способы оплаты дорог различаются для различных видов транспорта. Владельцы легковых автомобилей могут оплачивать дорогу как мануально (т.е. вручную), подъехав к шлагбауму и расплатившись, так и с помощью транспондера, а вот водители грузовиков (автомобилей массой более 3,5 тонн), для оплаты дорог обязаны использовать только транспондер.

Но все это — частности. Ситуация с оплатой (способом оплаты, вариантами оплаты) дорог, с классификацией автомобилей для оплаты дорог, с порядком оплаты — регулируется в каждой стране Европы отдельно, на уровне внутреннего законодательства. Какой-то единой, общеевропейской системы оплаты дорог нет (пока, во всяком случае).

Карта платных дорог Европы

Единой (по всем странам) карты платных дорог в Европе — нет в природе.

Во всяком случае, ее нет в актуальном состоянии (ниже расскажу почему).

Если вас интересует карта платных дорог, то ищите эту информацию (карту) по каждой конкретной стране, которую вы собираетесь посетить, отдельно. Причем, желательно, ищите ее не на форумах, а в первоисточнике.

Дело в том, что карта платных дорог любой страны — «живая», т.е. информация об участках дорог, за которые предусматривается оплата, а также о тарифах и способах оплаты этих участков, постоянно изменяется. Не каждый день, конечно, но достаточно регулярно.

Поэтому, составлять для вас общую карту платных дорог по всей Европе, да еще и поддерживать ее потом в актуальном состоянии, специально никто не будет. Это довольно сложно, и никак не окупается.

А вот найти карту платных дорог по конкретной стране, гораздо проще, ибо создание и поддержание в актуальном состоянии этой карты — прямая обязанность соответствующего (отвечающего за дороги) местного ведомства.

Подсказка: при поиске такой карты, желательно использовать поисковые запросы на национальном языке той страны, для которой выполняется поиск. То есть, искать нужно не «карта платных дорог Польши», а «mapa płatnych dróg Polski» — результат будет куда лучше. Ну и гуглопереводчик вам в помощь.

Вышеописанный способ — далеко не самый продуктивный при подготовке к поездке в Европу. Есть гораздо более простые решения, например, сервис для расчета платы за дороги в Европе от компании «Мишлен». Ссылка на заметку с описанием использования этого сервиса, будет дана ниже.

Здесь же, могу предложить вашему вниманию только общую карту, описывающую ситуацию с вариантами оплаты дорог в Европе, для того, чтобы можно было представить общую ситуацию с оплатой дорог наглядно.

Распределение стран Европы по принципам оплаты дорог выглядит так, как это показано на рисунке ниже:

Зеленым цветом, на карте обозначены станы, где нет платных дорог (т.е. все дороги — бесплатны).
Красно-коричневым цветом обозначены страны, где оплата производится за время использования дорог (виньеткой).
Желтым цветом — страны, где плата взимается за пройденное расстояние.
Желтым с зеленой штриховкой обозначена Белоруссия — там не взимается плата за проезд с легковых автомобилей, зарегистрированных в ЕАЭС.

Если говорить о ситуации с оплатой дорог в Европе в общем, то в Европе:

  • 18 стран, где дороги полностью бесплатны;
  • 9 стран, где взимается плата за время использования дорог (оплата виньеткой);
  • 15 стран (не считая РФ и РБ), где используется принцип оплаты за пройденное расстояние.

Мелкие островные государства, такие как Кипр и Мальта, в расчет не приняты. Напомню, что в данной заметке, речь идет только о легковых автомобилях.

Страны Европы, в которых дороги бесплатные

Ниже приведен перечень европейских стран, в которых не взимается плата за использование дорог. Следует отметить, что при этом в этих странах может взиматься плата за использование отдельных элементов дорожной инфраструктуры: мостов, тоннелей и т.п.

В Европе восемнадцать стран, в которых не взимается плата за использование дорог:

  1. Албания;
  2. Андорра;
  3. Бельгия;
  4. Германия;
  5. Исландия;
  6. Дания;
  7. Латвия;
  8. Литва;
  9. Лихтенштейн
  10. Люксембург;
  11. Монако;
  12. Нидерланды;
  13. Сан-Марино;
  14. Украина;
  15. Финляндия;
  16. Черногория;
  17. Швеция;
  18. Эстония.

Также, дороги бесплатны в следующих странах: Азербайджан, Армения, Грузия, но строго говоря, эти страны находятся в Азии.

Оплата дорог в Европе, за время их использования (виньеткой)

Оплата дорог по времени использования подразумевает, что платится некая сумма (дорожный сбор, дорожный налог — назовите как хотите), и в обмен появляется право неограниченного использования платных дорог в данной стране, но в течение ограниченного (оплаченного) периода времени.

Остальные дороги в этих странах — бесплатны!

Период, который будет оплачен, выбирается пользователем при покупке виньетки. Как правило, варианты предусматривают выбор периода оплаты от нескольких дней (7-10 дней — в зависимости от страны), одного месяца, и одного года.

Подтверждением оплаты дороги служит виньетка, бумажная (которая наклеивается на стекло) или электронная (которая подразумевает наличие чека об оплате в качестве подтверждения).

Единственная страна Европы, которая без вариантов требует плату за дороги сразу за весь год, (даже если планируется находиться там всего один день, или несколько часов) — это Швейцария. На сегодня эта плата составляет около 37 евро .

Стоимость же виньетки в других странах, где применяется этот способ оплаты дорог, колеблется в районе 10 евро за минимальный срок использования. По факту — от 3 евро (Румыния) до 15 евро (Словения).

Стоимость виньетки зависит также от массы автомобиля, от его размеров и т.п. На прицеп иногда нужна дополнительная виньетка, иногда нет (от страны к стране).

Подробно о том, что такое виньетка, где ее брать, какие они бывают, сколько она стоит (по странам) и какие есть особенности оплаты в различных странах — рассказано в отдельной заметке.

Страны Европы, в которых оплата производится за время использования дорог (виньеткой)

К странам Европы, которые взимают плату за дороги по сроку их использования, относится всего девять стран:

  1. Австрия;
  2. Чехия;
  3. Словакия;
  4. Швейцария;
  5. Словения;
  6. Венгрия;
  7. Румыния;
  8. Молдавия;
  9. Болгария.

Причем, в этом списке Болгария и Румыния стоят особняком. В Румынии — все дороги за городами платные (впрочем, плата символическая) — т.е. любой человек, въезжающий на территорию этой страны на автомобиле, должен оплатить дорожный сбор.

В Болгарии — официально дорожный сбор не платится, но по факту, проложить маршрут только по бесплатным дорогам — не получится (во всех остальных странах — это возможно). То есть, виньетку там покупать придется однозначно.

Оплата дорог за пройденное расстояние

Это классический вариант оплаты, который с недавнего времени начал применяться и у нас, в России. Принцип простой: сколько километров проехал по факту по платной дороге — за столько и заплати.

Реализуется он в разных странах немного по-разному (где-то платишь при въезде на платный участок, где-то — после его проезда), но суть остается одинаковой: оплата взимается за столько километров, сколько пройдено по платной дороге.

Цены на такой вариант существенно разнятся от страны к стране (где-то дороже, где-то дешевле). Стоимость проезда по дороге зависит от жадности компании производящей обслуживание данного участка трассы, и от типа автомобиля (грузовики и автобусы платят больше, например).

Поэтому, учесть в какую сумму обойдется проезд по платным дорогам Европы, порой достаточно сложно, но вполне возможно.

Как правило, при использовании этого принципа оплаты существует два варианта расчета за проезд: один из них — плата непосредственно наличными (или банковской картой) при проезде пункта приема оплаты, второй вариант — оплата дистанционная, через транспондер (приемопередатчик, если по-простому).

Дистанционной оплатой вы вряд ли будете пользоваться в простой туристической поездке (во всяком случае, не рекомендую, если только транспондер уже не стоит, например, на арендованном автомобиле). Оплата дорог с помощью транспондера, больше подходит для местных.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАНСПОНДЕРА ДЛЯ ОПЛАТЫ ДОРОГ В ЕВРОПЕ

Почему транспондер не очень хорош в обычной туристической поездке? Всё просто.

Для использования транспондера, надо сначала найти пункт, где можно получить этот транспондер (внеся за него залог), затем завести отдельный счет и положить на него деньги (впрочем, это все делается в одном месте). Пункты эти, зачастую (но не всегда) располагаются на въезде на платные участки дорог.

И потом, каждый раз при проезде пункта оплаты, с этого счета будет списываться некая сумма. Счет придется периодически пополнять (надо еще разобраться как, впрочем, ничего особо сложного, там, конечно, нет).

А по окончании поездки, транспондер нужно будет сдать, чтобы вернуть залог, уплаченный за него. И это в каждой стране Европы (которая проезжается по магистралям за несколько часов). Единого транспондера «на всю Европу» — нет в природе. Нужно вам все это? Сомневаюсь.

Тем более, что в подавляющем большинстве стран (если не во всех), тарифы одинаковы, т.е. использование транспондера не даст вам никакой экономии в деньгах.

Этот способ имеет только один плюс: не нужно останавливаться при проезде через пункт оплаты. Но в Европе этот плюс несущественен.

В точках оплаты дорог существует, как правило, от 5 до 20 (и более) ворот для проезда (зависит от загруженности магистрали), поэтому, очередей там длинных нет, а если они и случаются в часы пик, то движутся довольно быстро.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что транспондер для оплаты дорог в Европе — не самое лучшее решение для автотуриста , поэтому, на этом способе останавливаться подробно не буду. Тем более, что в каждой стране — свои правила.

Суть способа описана выше, и этого достаточно, а про турецкий вариант использования этого способа, будет написано отдельно, как и про оплату некоторых дорог в Португалии.

В основном, при туристических поездках используется первый вариант оплаты — оплата наличностью или картой непосредственно на пункте оплаты (во всяком случае, я бы рекомендовал вам использовать именно его).

Конкретному описанию процесса оплаты дорог в Европе, (как все это будет выглядеть на практике, с фотографиями и подробными пояснениями), посвящена отдельная заметка:

Страны Европы, в которых применяется принцип оплаты дорог за пройденное расстояние

Всего в континентальной Европе пятнадцать стран, где берут плату за дорогу за пройденное расстояние по платной дороге:

  1. Босния и Герцеговина;
  2. Великобритания;
  3. Греция;
  4. Ирландия
  5. Исландия
  6. Испания;
  7. Италия;
  8. Македония;
  9. Норвегия;
  10. Польша;
  11. Португалия;
  12. Сербия;
  13. Турция;
  14. Франция;
  15. Хорватия.

Турция в этом списке стоит несколько особняком: оплата там взимается за пройденное расстояние, но по способу оплаты, она ближе к странам где используется виньетка.

На этом, заметку посвященную общему описанию состояния с платными дорогами в Европе я закончу. Более подробную информацию по использованию каждого варианта оплаты, можно посмотреть в отдельных заметках.

Все способы оплаты дорог, которые могут встретиться вам в Европе — крутятся вокруг вышеперечисленных. Ничего сложного в оплате дорог в Европе нет, стоит только разобраться с этим один раз.

В европейских странах реализованы два основных принципа взимания платы за использование дорог: плата за время использования дорог, и плата за фактически пройденное расстояние по дорогам. Еще в семнадцати европейских странах дороги бесплатны.

Виньетка оплаты дорог в Чехии, для легковых автомобилей, сроком на 10 дней:

Виньетка в Болгарии для легковых автомобилей, сроком на 7 дней (2018-й год):

Выше, приведены версии виньеток минимального срока действия. Дизайн меняется в зависимости от срока действия виньетки. Например, виньетка в Болгарии, сроком действия на 1 месяц, выглядела в 2018-м году так:

Годовые виньетки также имеют другой дизайн. Сделано это для того, чтобы сотрудникам полиции было легче осуществлять визуальный контроль.

Кроме того, дизайн всех виньеток меняется каждый год, во всех странах их использующих (борьба с подделками). В последнее время, с развитием электронных систем контроля, растет число стран переходящих на электронные версии виньетки.

Электронная виньетка

Упомянутая выше виртуальная (или электронная) виньетка, используется в Венгрии, Румынии, Словакии и Молдавии. Постепенно на них переходит Австрия (в настоящее время (2019 год) есть и электронные виньетки, но есть пока и обычные). Болгария перешла на электронные виньетки с 1 января 2019 года.

Электронные виньетки хороши тем, что для них не нужен бланк (то есть нет затрат на их изготовление), соответственно, нет подделок, и нет ситуаций, когда: «виньеток нет, они закончились» (я с таким сталкивался, например, в Болгарии, да и в Словакии тоже).

Суть использования электронной виньетки проста: при въезде в страну, на ближайшем пункте продаж точно также производится оплата, но на руки выдается только чек о том, что оплата за дорогу выполнена.

Данные же об оплате за использование дорог заносятся в общую базу, и потом используются для контроля с помощью камер, во время движения автомобиля по платной дороге.

То есть, наклеивать ничего никуда не нужно, а чек об оплате дорог нужно сохранять до конца поездки (срока его действия). Визуальный контроль наличия виньеток заменяется электронным.

После оплаты, номер вашего автомобиля будет занесен в систему учета, и в дальнейшем, при проезде по платным дорогам, его периодически будут проверять с помощью дорожных камер.

Есть номер в системе (дорога оплачена) — счастливого пути! Нет — держите штраф. Так же, наличие номера в системе (факт оплаты дорожного сбора) могут проверить, разумеется, и дорожные полицейские. Чек об оплате нужен для «разруливания» нештатных ситуаций.

Вот, например, как выглядит венгерская «матрица» (электронная виньетка). Слева — купленная в Сербии (срок действия — 10 дней), справа — купленная в Венгрии, (срок действия — месяц, данные выделил маркером):

Срок действия виньетки

Виньетки выпускаются на фиксированные сроки. Сроки действия виньеток разнятся от страны к стране (ниже по тексту приведена таблица, в пункте о стоимости виньеток).

Нельзя купить виньетку сроком на один или два дня. Минимальный срок действия виньетки колеблется от 7 до 10 дней. Также есть виньетки сроком действия на месяц, два или три, и есть годовые виньетки.

В Швейцарии, оплата дорог производится сразу за год (нет минимального срока), даже если вы планируете находиться там всего пару дней (или несколько часов). Причем, наличие виньетки могут проверить не только полицейские, но и таможенники. Такие, вот, там правила.

При продаже пластиковой виньетки, на ней дыроколом отмечаются день и месяц ее продажи. С этого момента времени начинается отсчет срока действия виньетки. Срок действия виньетки (количество дней или месяцев) указан на самой виньетке.

При оплате электронной виньетки, даты и время начала и окончания ее действия указаны на чеке об оплате, в числе прочей информации.

Где купить виньетку

Виньетки продаются на заправках, в отделениях связи, в специально установленных точках продаж. В некоторых странах, можно купить виньетку и в других точках продаж, например, в табачных лавках и т.п.

Быстрее и проще всего можно купить виньетку в специальных точках продаж, которые расположены прямо на въезде в страну, и которые работают круглосуточно, или на автозаправках (если речь идет о покупке внутри страны).

Специальные точки продаж на границе расположены на месте бывших КПП (это на больших дорогах, на второ- и третьестепенных дорогах их может и не быть).

Но при использовании второстепенных дорог, покупка виньетки прямо на границе не так актуальна. Второстепенные дороги бесплатны, так что по ним вы можете (без опаски быть оштрафованным), спокойно доехать до первой заправки, и купить виньетку там.

При движении же по большим дорогам (магистралям), при пересечении границы вы всегда увидите место, где ранее располагался пограничный пункт пропуска на въезде в страну. Там будет расширение дороги, много ангаров и зданий и, собственно, знак о пересечении границы.

Поэтому, при въезде в страну, где в качестве оплаты используется виньетка, не неситесь мимо этого места, а остановитесь там и осмотритесь внимательно. Если нужно, то спросите полицейских, которые зачастую там стоят, (видимо, вместо пограничников — не знаю зачем).

Скорее всего, где-нибудь там вы найдете пункт продаж виньеток (причем, круглосуточный). Если вдруг такового не обнаружится, то смело поезжайте либо до первой заправки на пути, либо до первого пункта отдыха на магистрали (смотря что встретится первым).

Если пункта продаж виньеток нет на границе (при въезде в страну), то никто вас не оштрафует за использование дороги без виньетки, до того момента, пока вы не проедете первый пункт продаж виньеток.

Поэтому, пока двигаетесь от границы в поисках точки продаж виньеток, не ускоряйтесь чрезмерно и смотрите внимательно по сторонам на указатели (информационные щиты). Ищите на них глазами слово «Vinetka», «Vineta», «Vignette» (в Венгрии — «Matrica» или «e-vignette»), или что-то подобное.

Увидев соответствующий указатель, смело сворачивайте туда, куда он указывает, и там найдете точку продаж. Если нет — то первая заправка на трассе. Если нет, то первая площадка для отдыха.

В одном из трех из указанных выше мест — виньетка обязательно найдется.

Если вы волнуетесь, что виньетка не найдется своевременно и что у вас могут возникнуть проблемы из-за этого, то решение следующее: заранее, перед поездкой, найдите на картах Гугла ближайшую к границе заправку на трассе, по которой вы планируете заезжать в страну, в которой дороги оплачиваются с помощью виньетки.

То есть, например, при планировании поездки в Чехию через Польшу, ищите последнюю заправку перед границей еще на территории Польши, до въезда в Чехию.

Снимите координаты этой заправки и забейте их в навигатор. При выполнении поездки, заедьте на эту заправку и спросите виньетку там (она там 100% будет продаваться).

Если даже на самой выбранной вами заправке виньеток в торговом зале и не будет, то значит рядом обязательно будет стоять какой-нибудь киоск, где их продают (вы даже по вывеске его увидите). Если нет (что вряд ли), то заедьте на соседнюю АЗС.

Да, пару-восемь евро вы при этом переплатите (об этом чуть ниже). Зато потом, никаких проблем с дополнительными остановками на границах. Как здесь быть — решать вам.

Например, при въезде в Чехию из Польши по магистрали А1 (Гливице — Острава), вы не найдете пункта продаж виньеток на границе (это относительно новый участок магистрали, и никаких зданий на границе там нет). А между тем, при въезде в Чехию (при пересечении границы), над магистралью висит знак «с оплатой». Что делать?

я приобрел виньетки для всех этих трех стран на заправке в Польше, перед пересечением границы с Чехией (это не та заправка, на которую дана ссылка выше — описываемая здесь поездка состоялась в 2014 году).

Это было удобно (не останавливаться потом), но привело к переплате. В итоге, вместо 28,5 евро (номинальная стоимость виньеток на то время), я заплатил почти 40 евро. Важна ли для вас такая сумма (10-12 евро), или нет, решать вам.

Другой пример. При поездке через Венгрию, при покупке «матрицы» на территории Венгрии, с меня взяли 12 евро (при номинальной стоимости виньетки на тот период — 10 евро). Терпимо. /Переплата в 2 евро при покупке виньетки за 10 евро в Венгрии — это стандартная практика/.

Но когда я решил купить венгерскую виньетку в Сербии (перед въездом в Венгрию со стороны Сербии), с меня взяли за нее целых 16 евро (при той же номинальной стоимости в 10 евро). При этом, пункт покупки виньеток в Венгрии находился через 300 метров после пограничного перехода (но я тогда об этом не знал).

Оно, конечно, 6 евро — невелики деньги, но зачем их отдавать просто так… непонятно. Это, в конце концов, пара бутылок отличного венгерского вина.

Старайтесь покупать виньетки в той стране, для которой они выпущены.
Но при этом, имейте в виду, что их можно купить и в соседних странах.

Во-вторых, покупая виньетки в странах, где действует валюта отличная от евро (например, в той же Чехии), расплачивайтесь за них либо местной валютой (при наличии) либо кредиткой, поскольку при покупке за наличные евро, вам их пересчитают в местную валюту, скорее всего, по не самому выгодному курсу.

На таких небольших суммах как покупка виньетки, это, конечно, мелочи, но, если для вас это принципиально важно, то имейте этот момент в виду.

Как купить виньетку

Если пункт продажи специализированный, (то есть там ничего, кроме виньеток не продается), то проблем с покупкой виньетки не возникает. Продавец понимает, что вы от него хотите без лишних пояснений (да и не может он вам ничего предложить, кроме виньетки).

В таком случае, надо будет объяснить продавцу (не факт, что это получится сделать на английском языке, но можно показать на пальцах, или написать на бумаге), на какой срок действия нужна виньетка.

Если же виньетка покупается на заправке (или в другом месте, но не в специализированном пункте продаж), то придется потрудиться объяснить продавцу, что вам от него нужно.

Называются виньетки в разных странах немного по разному:

  • Болгария — вине тка
  • Словения — винье та
  • Чехия — да льнична зна мка
  • Словакия — дални чна нале пка
  • Венгрия — ма трица,
  • Румыния — ровинье та.

Но если вы скажете просто: «виньетка» — вас в большинстве стран скорее всего поймут, возможно, кроме Венгрии, там нужно все-таки говорить «матрица».

При покупке электронной виньетки , нужно также сообщить продавцу (кроме срока ее желаемого действия), номер своего автомобиля (лучше всего, разборчиво написав его на листочке бумаги — на пунктах продаж всегда есть эти кусочки бумаги и ручка). Или поставить машину так, чтобы ему был виден номерной знак (это по ситуации).

Насчет букв знака не волнуйтесь, они пройдут любые. Только называйте их так, как они звучат в латинском алфавите, а не в русском.

Если вы никогда не задумывались над этим фактом, то подскажу, что на наших (российских) регистрационных номерных знаках, используются только те буквы кириллического алфавита, которые похожи начертанием на латинские.

То есть, вы не найдете у нас в стране автомобильных номеров содержащих буквы, например, «Б», «Г», «Д», «Ж», «Л» и других, не имеющих аналогов (по начертанию) в латинском алфавите.

Такие буквы есть в номерах только на спецтехнике (военной), которая по определению за границу не выезжает, а если в случае чего и выедет, то платить за дороги не будет. Также, такие буквы можно встретить и на гражданской спецтехинке.

Таким образом, например, мой номер «Р013СМ», звучит не как «эр-ноль-тринадцать-эс-эм», а как «пи-зироу-ван-три-си-эм». Придумайте заранее (перед покупкой виньетки) сами, как будет звучать ваш. Но лучше всего, напишите его для продавца на бумаге, разборчивым почерком.

Как используется (куда клеится) виньетка

На обратной стороне бумажной виньетки, всегда есть инструкция с пиктограммами (рисунками), на национальном и английском языках, пошагово поясняющая, куда клеить виньетку, и как ее заполнять (при необходимости).

Виньетка клеится на лобовое стекло в указанном в инструкции месте. При необходимости — заполняется. Электронная виньетка — никуда не клеится, это виртуальная вещь.

Не забывайте заполнять виньетку и сохранять ее корешок, в тех случаях, когда это предусмотрено инструкцией (это требуется не всегда).

Например, в Чехии, и на самой виньетке, и в ее корешке, требуется вписать номер автомобиля, для которого приобретена виньетка, а в Болгарии этого делать не нужно. Изучайте внимательно инструкцию к виньетке, после ее покупки.

В конечном счете, выглядит это так:

Для каждой страны, определено свое место для виньетки, но в общем случае, правило следующее: все виньетки, кроме австрийской, словенской и турецкой, клеятся куда-нибудь в правый нижний угол лобового стекла.

Обязательно ли покупать виньетку

В странах, где предусмотрена оплата дорог за время использования, платными являются не все дороги , а только определенная их часть. Как правило — это скоростные магистрали.
Остальные дороги в этих странах — бесплатны (включая дороги, находящиеся в городах).

Например, планируется выполнить поездку на автомобиле по Чехии. В этой стране предусмотрена плата за использование дорог по времени их использования. Обязательно ли покупать виньетку при поездке по Чехии?

Нет, не обязательно, если вами не планируется использование платных дорог.

Контроль наличия виньетки осуществляется только при передвижении автомобиля по дорогам, за которые предусмотрена оплата.

Контроль осуществляется как техническими средствами, так и дорожными полицейскими визуально (если виньетки в этой стране не электронные).

При перемещении по второстепенным (бесплатным) дорогам — наличие виньетки не требуется , главное — не выезжайте без нее на платные дороги.

Для того чтобы так не попадаться — используйте функцию навигатора «избегать платных дорог» при построении маршрута по таким странам, а лучше, спокойно прокладывайте маршрут поездки заранее.

Если есть сомнения, то проверить, проходит ваш маршрут по платным или по бесплатным дорогам, можно при и помощи — о его использовании рассказано в отдельной заметке.

Просто проложите с его помощью маршрут из одной точки в другую, и оцените его стоимость. Если стоимость платы за дороги по маршруту равна стоимости виньетки в данной стране, то значит выбранный вами маршрут проходит по платным дорогам. Если по результатам расчета плата за дороги не указана (т.е. = 0), то по бесплатным.

Кстати, с помощью этого же сервиса можно и сразу проложить маршрут по бесплатным дорогам. То есть, при построении маршрута задать там параметр «Avoid vignettes» (избегать платных дорог в странах, где используются виньетки) и проложить маршрут, а затем просто скопировать его в навигатор.

Но при таком раскладе приготовьтесь к тому, что время в пути увеличится раза в полтора (на длинных дистанциях). Подробности работы с сервисом — смотрите в заметке по ссылке выше.

На этом, заметку посвященную вопросу оплаты дорог в Европе с помощью виньеток (как обычных, так и электронных), а также обо всех особенностях этого процесса, я закончу.