Схема перестановки колес на легковом авто с передним приводом. Перестановка колес на переднеприводном автомобиле

При эксплуатации автомобиля важно не только бережно относиться к шинам – поддерживать в них давление, следить за появлением механических повреждений, но и выполнять такую несложную, но очень важную процедуру, как ротация колес. В зависимости от разных условий эксплуатации, технических характеристик и других параметров автомобиля может использоваться та или иная схема замены колес.

Для заднеприводных машин

Если всё делается в автосервисе, автомобиль целиком вывешивается на подъемнике, и запасное колесо не потребуется. При использовании домкрата понадобится запаска, чтобы удерживать автомобиль в устойчивом положении.

После снятия левого заднего колеса, на его место временно устанавливается запаска. Далее последовательно меняются переднее левое, заднее правое и переднее правое колесо. После окончания работы запасное колесо устанавливается на место — в багажник.

Для полноприводных машин

Порядок действий для полноприводных машин аналогичный. Но есть и такой вариант – ставить запаску и постепенно изнашивать ее одновременно с четырьмя другими колесами. Он больше подходит для случаев, когда нет возможности купить новый комплект, или когда просто жалко денег.

Для переднеприводных машин

  • По круговой перекрестной системе.
  • По перекрестной схеме.

Небольшое дополнение

Если нужно покрышки поменять местами, важно запомнить: монтаж и демонтаж шин необходимо доверять специалистам, имеющим соответствующее оборудование. Данную процедуру выполнять самостоятельно не следует, т.к. высок риск повреждения покрышки и колесного диска.

8 февраля 2018

Опытному водителю не составит особого труда самостоятельно заменить колесо на автомобиле в случае необходимости. Операция действительно несложная и обычно занимает порядка 15–20 минут. Автолюбителям с небольшим стажем вождения стоит предварительно изучить инструкцию и запомнить несколько важных моментов, чтобы уметь выполнять замену быстро и безопасно.

Необходимые инструменты

Колеса машины приходится снимать в таких случаях:

  • после прокола и опустошения баллона;
  • когда необходимо поставить летнюю либо зимнюю резину в межсезонье;
  • перестановка скатов местами по определенной схеме для равномерного истирания протектора;
  • с целью плановой балансировки.

Прокол шины в пути характеризуется уводом автомобиля в сторону, креном кузова и посторонним хлопающим звуком. Заметив перечисленные признаки, немедленно припаркуйте авто, причем постарайтесь убрать его с проезжей части. Ехать на пустом баллоне нельзя – покрышка быстро придет в негодность.

Если в процессе балансировки снятием занимаются мастера шиномонтажа, то замена колеса на дороге или в гараже производится самостоятельно. В багажнике машине нужно возить аварийный комплект инструментов:

  • домкрат и баллонный ключ (обычно идет в комплекте автомобиля с завода);
  • насос либо автомобильный компрессор;
  • манометр;
  • противооткатные средства – специальные башмаки, обрезки досок либо клинья;
  • предупреждающий дорожный знак;
  • перчатки тканевые.

Многие автолюбители забывают поддерживать давление в запаске, пока не случится прокол. Поэтому насос и манометр понадобится для подкачки запасного колеса или пробитой шины, если баллон спускает медленно. Упоры тоже лучше иметь под рукой, чтобы не пришлось терять время на поиск подходящих камней. Перчатки уберегут ваши руки от случайных травм и загрязнения.

И последняя мелочь: поскольку многие водители фиксируют декоративные колпаки к ободьям пластиковыми хомутиками, желательно припасти кусачки или острый нож для их удаления.

Подготовительный этап

Прежде чем поменять колесо на машине, выполните ряд подготовительных действий:

  1. Максимально оттяните рычаг стояночного тормоза и подставьте башмаки с обеих сторон колеса, расположенного по диагонали от снимаемого. Постарайтесь плотно загнать упоры под шину (допускается подбить молотком).
  2. Поставьте предупреждающий знак на расстоянии 15 м от машины на краю дорожного полотна. В сумерках и темный период суток обязательно включите мигающие аварийные сигналы.
  3. Обработайте колесные болты аэрозольной смазкой (при наличии).
  4. Вытащите запаску из гнезда, проверьте давление манометром. При необходимости подкачайте шину.
  5. Надежно установите домкрат, чтобы его подошва упиралась в специальное гнездо на днище автомобиля.

Примечание. Если транспортное средство находится на обочине рядом с полосой встречного движения, знак ставится впереди машины.

При установке домкрата не поленитесь заглянуть под автомобиль и убедиться, что «пятка» попала в гнездо. Не допускается опирать домкрат на плоские фрагменты днища либо реактивные тяги – под весом авто последние легко изгибаются.

«Запаску» никогда не ставьте на протектор рядом с машиной и не прислоняйте к элементам кузова. Если она покатится, то в лучшем случае поцарапает лакокрасочное покрытие и «убежит» в кювет. Худший сценарий развития событий – попадание «запаски» в проезжающий мимо транспорт, тогда замена колеса на автомобиле закончится ДТП с повреждениями сторонних машин.

Инструкция по замене

Первым делом слегка приподнимите домкрат, чтобы он не выпал на следующем этапе – раскручивании гаек. Как нужно правильно менять колеса:

  1. Ослабьте баллонным ключом гайки или болты крепления в любом порядке. При необходимости удлините короткий «баллонник» рычагом из трубы либо другого ключа.
  2. Поднимайте автомобиль домкратом, пока колесо не зависнет над землей. В процессе подъема следите, чтобы ручное приспособление не перекашивалось и не скользило по поверхности – это явный признак скатывания машины.
  3. Окончательно выверните гайки и снимите колесо.
  4. Подкатите «запаску» и примерьте к шпилькам крепления. Поскольку проколотая шина стояла ниже, автомобиль нужно приподнять до уровня исправного колеса.
  5. Наденьте «запаску» на шпильки и наживите гайки либо прикрутите вручную болтами. Слегка приподнимайте колесо, чтобы фаски гаек четко вошли в углубления. Подтяните крепления ключом.
  6. Опустите домкрат. Когда протектор встанет на землю, окончательно затягивайте болты максимальным усилием рук.

Совет. Придерживайтесь указанного порядка операций. Ослабляйте резьбовые соединения, пока шина надежно упирается в землю, а потом поднимайте авто, иначе открутить болты не удастся.

Чтобы смена колес не закончилась падением машины с домкрата, не допускайте перекоса подъемного приспособления. Лучше лишний раз опустить автомобиль, плотнее забить противооткатные башмаки и поправить положение домкрата.

Схема затяжки зависит от количества колесных креплений . Четыре гайки затягиваются крест-накрест, пять и более – «звездой», то есть, через одну. Не зажимайте резьбовые соединения усилием ног, прыгая на баллонном ключе. Иначе при следующей замене открутить колесо станет гораздо сложнее. В худшем случае сорвете шпильку либо сломаете болт.

Если одно колесное крепление сломано, на оставшихся болтах можно добраться до гаража – медленно и осторожно.

Перестановка колес местами

Протекторы шин, установленных на ведомой и ведущей оси автомобиля, изнашиваются с разной интенсивностью. Нетрудно догадаться, что ведущие покрышки истираются значительно быстрее. Производители рекомендуют для равномерного износа менять колеса местами, а не покупать новые скаты парами.

Большинство автолюбителей пользуются простейшей схемой – каждые 10 тыс. км пробега переставляют задние колеса на переднюю ось, а передние устанавливают назад. Преимущества способа:

  • подходит для автомобилей с передним, задним и полным приводом;
  • позволяет переставлять шины с направленным рисунком без переворачивания на дисках;
  • актуален для машин с запасным колесом типа «докатка».

Недостаток схемы заключается в том, что из оборота исключена полноценная «запаска». Ее протектор остается высоким, отчего при установке в результате прокола почти новая резина подвергается повышенному истиранию из-за действия дифференциала. Чтобы все 5 покрышек изнашивались одинаково, пользуйтесь следующей схемой:

  • правая задняя шина ставится наперед с той же стороны, ее место занимает «запаска»;
  • правое переднее колесо переставляется назад по диагонали;
  • заднее левое колесо устанавливается на переднюю ось с левой стороны;
  • снятый передний скат становится запасным.

Примечание. Интервал перестановки – 10 тыс. км. Данный вариант не подходит для резины с направленным рисунком и автомобилей с «докаткой».

Чтобы самостоятельно переставлять колеса в гаражных условиях, необходимо обзавестись прочной подставкой – колодкой либо металлической опорой. Понадобится снимать по 2 ската одновременно, что реализовать с помощью единственного домкрата не получится. Оставшиеся колеса нужно хорошенько зафиксировать башмаками с обеих сторон, чтобы при подъеме машина не сдвинулась с места.

Алгоритм перестановки простой: поднимаете одну сторону, снимаете колесо и подставляете колодку. Затем перемещаетесь к другому скату. Поскольку в момент подъема опорное гнездо занято домкратом, подставку прилаживайте к одному из ребер жесткости днища, в крайнем случае – под нижний рычаг снимаемого колеса. Крепежные гайки обеих дисков лучше ослабить заранее, чтобы не прилагать больших усилий на весу.

Для безопасной езды и надежного управления автомобилем нельзя обойтись без постановки новых шин на машину. Однако резина не вечная и ее износ не может быть равномерным, в силу разных причин, на всех колесах. Конечно, никого не прельщает менять одновременно все четыре шины, чтобы улучшить надежность сцепления с дорогой и информативность рулевого управления.

Поэтому вытянем из шляпы кролика. Поможет вам сэкономить средства — перестановка шин на автомобиле. Процесс ротации производят, обычно, во время смены сезонной резины на станции техобслуживания. Но износ шин не зависит от сезона, а возникает в результате повседневной эксплуатации автомобиля. И шоферу надо знать, когда нужна перестановка шин, и как сделать это самому.

Зачем это нужно?

Износ шин автомобиля процесс неравномерный. Начнем с того, что передние колеса быстрее приходят в негодность, чем, те что поставлены на зад. Ведь на передок вашего авто приходится около 60% всего веса. На стиранее покрышки поставленных спереди также влияют повороты. При движении по правой части дороги мы намного больше поворачиваем в левую сторону, чем на правую.

Следовательно, правая шина спереди подвержена износу больше других. поможет перестановка колес. Этим вы обеспечите себе значительную экономию средств на содержание машины и предсказуемость рулевого усилия. Да и, как настоящий мужчина, сможете поменять шины сами на своем авто. Не обязательно преследуя экономию, но даже для того, чтобы ваша вторая половинка увидела, что и в «белом воротничке» внутри сидит мужик.

Когда необходимо делать ротацию колес

К каждому автомобилю положено руководство по эксплуатации. Если такой книжицы у вас по каких-то причинах не оказалось – скачайте руководство с интернета. Среди советов по обслуживанию автомобиля обязательно будет схема перестановки шин. Обычно ротацию проводят после 5-10 тыс. км. пробега, или, чтобы было проще запомнить, при каждой замене масла.

Инструментарий

Автодомкрат. Домкрат, входящий в состав необходимого минимума инструментов, находящихся в багажнике машины, предназначен для замены пробитого колеса на дороге. Поменять с его помощью все четыре колеса будет довольно трудоемким и времязатратным процессом. Проще и безопаснее воспользоваться гидравлическим домкратом, который за раз приподнимет одну сторону машины.

Подставка к домкрату. Вещь в плане безопасности абсолютно необходимая. Если вы не хотите выбрасывать деньги на приобретение промышленной подставки, что разумно, можете заменить магазинную на сооруженную из подручных средств. Например, ее вполне может заменить строительный блок, накрытый сверху доской, чтобы не поцарапать днище.

Ключ. В этом случае все понятно.

Схема перестановки колес

Прежде чем вы начнете откручивать гайки, определитесь со схемой, по которой будет осуществляться колесная ротация. Здесь несколько нюансов, которые нужно учесть. Во-первых, посмотрите на свои шины, и определите какие они – направленные или ненаправленные. Для многих автомобилей это важно.

Ротация колес с надписью «ROTATION»

Направленные шины легко отличить по характерной пометке «ROTATION» и изображением стрелки сбоку, указывающей направление движения. Рисунок протектора таких колес предназначен для вращения в строго определенном направлении. Для их смены просто поменяйте местами правые переднюю и заднюю шины. Ту же операцию проведите и с левой стороной.

Если у вас ненаправленные покрышки

Протектор ненаправленных шин позволяет на автомобиле устанавливать шины на любое место и любой стороной, так как здесь нет строго заданного направления вращения. Если у вас машина с задним приводом, колеса снятые с переда поставьте назад с противоположных сторон. Так, передняя шина с левой стороны, станет сзади на место правой, а правая — на место левой задней. Шины же сзади просто устанавливаются спереди без смены сторон.

В переднеприводных автомобилях все происходит наоборот: передние колеса переносятся назад без смены сторон, а задние: левая задняя на место правой передней, правая задняя на место левой передней.

Ротация пяти колес

Вообще-то в автомобиле, с учетом запасного, 5-ть колес, а не 4-ре. Но это утверждение по отношению к современным запасным колесам автомобиля довольно спорно. Они не рассчитаны на долгое использование – имеют неглубокий протектор, скромные размеры и вес. Их задача дотянуть до ближайшего шиномонтажа.

Совсем другое дело, если у вас на «запаске» стоит полноценное колесо или ваша машина джип. Здесь подойдет схема ротации с 5-тым колесом. Тем более, что с «запаской» время пробега шин увеличивается на 20% и на всех шинах протектор изнашивается одинаково.

Итак, передний привод. «Запаска» ставиться на место правого заднего колеса, левое переднее – на место запасного, заднее правое – на место левого переднего, левое заднее с правым передним меняются местами.

Формула 4Х4 и заднеприводные машины

Левое переднее – на место запасного, запасное — на место правого заднего, левое заднее — на место левого переднего, правое переднее — на место левого заднего, правое заднее — на место правого переднего.

Выполнение ротации

1. Чтобы обеспечить собственную безопасность, поднимаем ручку стояночного тормоза (естественно, он должен быть исправным).

2. Послабляем колесные гайки. Не откручивайте их полностью до поднятия колеса на домкрате.

3. Приподнимаем на домкрате колесо или всю сторону, если вы владелец домкрата на гидравлике. Под поднятую сторону ставим подставку. Домкрат опускаем. Закончив с одной стороной, проводим такую же операцию с другой. Намного легче провести ротацию, если для замены доступны все колеса. Конечно, можно менять их по одному, но это вопрос выбора шофера и наличия у него свободного времени.

4. Сняли шины и сделали их перестановку по выбранной схеме. Гайки затягиваем по порядку – одна против другой.

5. Опустите машину на его четыре «точки опоры». Затягиваем ключом гайки до упора по диагонали по принципу звезды.
Дело сделано! Перестановка колес закончена! Счастливого вам пути: ни жезла, ни гвоздя.

ОБМЕН ОПЫТОМ

В статье «Рубли и километры» («За рулем», 1987, № 10) вскользь было сказано, что ресурс покрышек можно повысить, если не пускать в работу согласно рекомендации инструкции по эксплуатации автомобиля запасное коле- со. Многие просят рассказать об этом подробнее.

Рекомендация переставлять колеса, чтобы шины изнашивались равномерно, появилась, пожалуй, одновременно с автомобильным колесом и с тех пор кочует из одной, заводской инструкции в другую. Она довольно проста: периодически менять колеса местами так, чтобы каждое, включая запаску, поработало на всех позициях - и спереди, и сзади, и слева, и справа. Правда, в последнее время в технической литературе стала появляться оговорка: перестановка нужна лишь при появлении неравномерного износа шин. Давайте же разберемся, в чем тут дело.

Одна покрышка может изнашиваться быстрее, чем другие, из-за неправильного положения на автомобиле, люфта в подшипниках ступицы или в шарнирах рулевого привода и т. п. Это относится к передним колесам, хотя у «запорожцев» бывают случаи ускоренного изнашивания покрышек только одного заднего колеса из-за деформации рычага. Две передние покрышки на автомобилях классической компоновки изнашиваются быстрее, чем задние, потому что во время движения не всегда занимают оптимальное положение относительно дороги и к тому же проходят больший путь, преодолевая повороты. У «запорожцев» картина иная: здесь быстрее изнашиваются задние покрышки, во-первых, из-за большей нагрузки, во вторых, вследствие более частого нарушения углов установки задних колес. У переднеприводных автомобилей шины передних колес изнашиваются быстрее, чем задних, поскольку у ведущего колеса в месте контакта шины с доро- гой происходит дополнительное проскальзывание в результате перехода резины из сжатого состояния в растянутое. Да и нагрузка на передние колеса у этих машин больше, чем на задние.

Итак, от неравномерного изнашивания покрышек избавиться не удается. Почему же тогда постепенно отходят от традиционной рекомендации периодически переставлять колеса? Основная причина в том, что на новом месте вначале повышается интенсивность износа покрышки по сравнению с той, что была до перестановки. Ведь каждая шина на своем месте как бы приработалась к дороге, а после перестановки увеличивается удельное давление на часть выступов протектора, то есть процесс приработки начинается заново. Плохо также, когда в результате перестановки изменяется направление вращения колеса - в этом случае ускоряется накопление усталостных явлений в нитях корда покрышки.-

Но если колеса вообще не переставлять, то к финишу шины придут неодновременно, а это тоже плохо, так как ресурс двух покрышек не будет полностью использован. Как же быть? Опираясь на свой опыт, предлагаю следующую, на мой взгляд, наиболее рациональную схему эксплуатации покрышек.

Автомобили классической компоновки.

На новом автомобиле (обозначим покрышки, как показано на рис. 1, а) целесообразно сразу измерить начальную глубину канавок протектора - обычно она составляет 9 мм. Эксплуатация покрышек допускается до глубины 1,5 - 1 мм, поэтому новая шина имеет «запас износа» 7,5-8 мм. Так вот, если шины переставить, как показано на рис. 1, б, в момент, когда износ передних будет на 1-1,5 мм больше, чем задних, то все четыре покрышки придут к финишу одновременно. Заметим, что износ передних в момент перестановки будет больше половины запаса износа новой. (При эксплуатации сначала «Москвича-408», а теперь ИЖ-21251 я переставлял шины после пробега около 30 тысяч километров.)

Когда покрышки износятся окончательно, в работу нужно пустить запаску и три новые покрышки, как показано на рис. 1, в. Если есть возможность, старые нужно отдать в наварку или обменять на восстановленные (на рис. 1 они затушеваны), а запасной комплект из пяти шин пристроить где-нибудь в помещении (балкон с его колебаниями температуры и влажности - не лучшее место для хранения).

Четвертая перестановка показана на рис. 1, г, а пятая - на рис. 1, д, Теперь новые покрышки целесообразно оставить на передних колесах до полного износа (рис. 1, е). Дело в том, что наваренные покрышки часто имеют большой дисбаланс, и колеса с ними даже не берут балансировать на СТО. А на задних колесах дисбаланс не столь страшен, так как усилие от него воспринимается широко разнесенными опорами полуоси.

Из последнего рисунка видно, что в запасе осталось три наварных колеса. Это - теоретически. Практически, наверняка, придется преждевременно расстаться с одной или несколькими покрышками из-за несчастных случаев (порезов, пробоев) или из-за внутренних дефектов (трещин, расслоения корда и т. п.).

Сказанное выше справедливо и для «запорожцев», только у этого автомобиля все будет «наоборот» - быстрее изнашиваются шины задних колес.

Переднеприводные автомобили (рис. 2). В принципе здесь применима та же схема перестановки колес. Но, учитывая, что задние покрышки здесь изнашиваются чуть ли не вдвое медленнее, чем передние, можно упростить дело и не переставлять колеса местами, если, разумеется, вовремя удастся получить новый комплект шин или приобрести хотя бы две новые (рис. 2, б).

Предложенные схемы в сравнении с классической схемой перестановки колес позволяют повысить ресурс каждой покрышки на 15-20%. Но их целесообразно применять, если вы не собираетесь менять тип покрышек, например, универсальные - на зимние, диагональные - на радиальные и т. д. При намечающейся замене подобного рода нужно применить классическую схему перестановки, чтобы не создать себе проблему запасного колеса, отличного от остальных. Ведь использование разнотипных шин на автомобиле сильно ухудшает его устойчивость и управляемость и потому не разрешается ГАИ.

Самостоятельно выполняя на машине смену расположения колес, необходимо помнить, что схема их перестановки зависит от .

Зачем нужна перестановка колес

У каждого автомобиля, не зависимо от того, преднеприводный он, заднеприводный или же имеет полный привод, шины колес, размещенных ведущей оси, изнашиваются более интенсивно, чем на свободной.

Обеспечив равномерный износ их протекторов, можно лишь путем периодической ротации колес автомобиля.

Для большинства автомобилей эту процедуру рекомендуется выполнять через каждые 10 тысяч километров пробега.

Способы ротации колес

Для шин с направленным рисунком протектора смена колес выполняется путем перестановки местами правого переднего колеса с правым задним, а левого переднего – с левым задним.

Что касается всех остальных колес, в некоторых источниках изложены схемы их ротации отдельно для переднеприводного, заднеприводного и полноприводного типов автомобилей.

Непонятно зачем усложнять то, что на самом деле можно сделать легко и просто?

Более того, такой способ перестановки колес является универсальным и не зависит от типа привода машины.

Выполняется он следующим образом:

1. Левое переднее колесо устанавливается на место правого заднего;

2. Правое переднее устанавливается на место левого заднего колеса;

3. Левое заднее колесо устанавливается на место левого переднего;

4. Правое заднее – на место правого переднего колеса.

Впрочем, это именно тот случай, когда лучше раз увидеть…

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!