Сильный износ ремня грм с внутренней стороны. Как часто менять ремень ГРМ: причины замены, признаки износа

Ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) любого современного двигателя, как правило, рассчитан на небольшой срок службы. В среднем он работает 50-100 тыс. км пробега, после чего требует замены вместе с натяжными роликами, а нередко также с водяной помпой и шкивами. Сроки замены этой важнейшей детали строго регламентированы и прописаны в инструкции по эксплуатации каждого конкретного автомобиля. Однако, слепо следуя рекомендациям производителя, можно не заметить надвигающуюся беду и нарваться на серьёзный и дорогостоящий ремонт мотора. Существует несколько признаков, что ремень ГРМ нужно срочно сменить на новый.

Почему нужно менять ремень ГРМ

Для начала разберёмся, что такое ремень ГРМ и почему его надо менять. Эта недорогая и несложная, на первый взгляд, деталь нужна для того, чтобы синхронизировать работу системы зажигания с ходом поршней и клапанов. Зубчатый ремень вращается на шкивах коленчатого и распределительного (или распределительных) валов, параллельно приводя в движение водяной насос. Он имеет многослойную усиленную структуру и состоит из резины и нейлоновой основы. Правильное натяжение ремня задаётся специальным роликом. При обрыве ремня ГРМ на большинстве современных автомобилей впускные и выпускные клапаны встречаются с поршнями. Происходит серьёзная поломка, не совместимая с дальнейшим движением и требующая сложного дорогостоящего ремонта.

Сроки замены резинотехнического изделия и сопутствующих компонентов зависят не только от марки и модели конкретного автомобиля, но и от условий эксплуатации, которые в нашей стране весьма суровые. Однако это не мешает некоторым брендам устанавливать на свою продукцию запредельные сроки эксплуатации ремня ГРМ. К примеру, на отечественных «Ладах» данная операция должна осуществляться раз в 180 тыс. км. Эта цифра выглядит, мягко говоря, завышенной. Для сравнения, на автомобилях Renault даже самые качественные ремни от лучших мировых производителей работают 60 тыс. км в России и 120 тыс. км в условиях Европы. Эксперименты с несоблюдением этого регламента чреваты большими неприятностями.

Признаки износа ремня ГРМ

Главной проблемой, мешающей своевременно заметить надвигающуюся беду и предотвратить обрыв привода ГРМ, является затруднённый доступ к детали: в отличие от ремня навесных агрегатов, этот ремень тщательно закрыт всевозможными кожухами. Чтобы выполнить ревизию, нередко требуется частичная разборка двигателя, выполнить которую большинство автовладельцев не в состоянии. Однако помимо надрывов и трещин, видимых визуально, есть и иные симптомы надвигающейся беды. Мы попробуем перечислить наиболее часто встречающиеся.

1. Большой возраст ремня

В основном срок службы ремня ГРМ определяется пробегом автомобиля. По прошествии нескольких десятков тысяч километров он в обязательном порядке подлежит замене. Однако есть одно «но»: для этой детали критичен ещё и возраст - в среднем ремень сохраняет свои свойства не более пяти лет, после чего начинает терять эластичность и трескаться вне зависимости от пробега. Водителям, которые ездят на автомобиле относительно редко, стоит внимательно отнестись к данному моменту. Ремень состоит из материалов, подверженных быстрому старению, а значит, шутить с его возрастом не стоит. По той же причине рекомендуем в обязательном порядке менять ремень ГРМ на приобретаемых подержанных автомобилях - никто не гарантирует, что прежний хозяин соблюдал регламент и использовал качественные комплектующие.

2. Неуверенный пуск двигателя и падение мощности

Сильно изношенный или плохо натянутый ремень ГРМ может перескочить на один или несколько зубцов. Это приведёт к нарушению работы зажигания - горючая смесь будет воспламенять раньше или позже положенного. Главные симптомы такой неисправности - неуверенный пуск мотора, провалы в тяге и сильные вибрации двигателя. Автомобиль может длительное время работать в неоптимальных режимах. Это, в свою очередь, приведёт не только к дискомфорту, но и к другим поломкам.

3. Дым из выхлопной трубы

Одна из таких поломок - оплавление и разрушение катализатора. Происходит данная неприятность из-за неполного сгорания смеси в моторе. Часть топлива из-за сбитого зажигания попадает через клапаны в систему выпуска, что приводит к превышению допустимой температуры и спеканию сот. Выявить поломку можно, понаблюдав за выхлопом: при работе мотора он хлопает, в некоторых режимах из трубы идёт чёрный дым - верный признак переобогащения смеси и неполного её сгорания. Ремень ГРМ - одна из возможных причин неисправности.

4. Тикающий звук от мотора

При сильном износе или старении ремень привода ГРМ может начать разлохмачиваться и трескаться. В работе двигателя неисправность проявляется всевозможными тикающими, шаркающими или щёлкающими звуками, исходящими из-под кожухов системы. Все они имеют некую периодичность, зависящую от оборотов двигателя: чем она выше, тем чаще звуки. Эта неисправность вовсе не обязательно связана именно с ремнём. Звуки могут исходить от подклинивающего подшипника натяжного ролика или от водяной помпы. В любом случае тянуть с ремонтом не стоит. Локализовать и устранить проблему можно, сняв крышку привода ГРМ.

5. Течи из-под кожухов привода ГРМ

Ещё одним симптомом неприятностей с ремнём ГРМ являются масляные потёки или утечки охлаждающей жидкости в районе привода. Масло может попадать на ремень из-под изношенного сальника коленчатого вала двигателя, а антифриз - из негерметичных стыков или из-под шкива помпы. В обоих случаях происходит повышенный износ ремня и сильно возрастает риск его перескакивания на шкивах. Без разборки и замены комплекта ГРМ здесь не обойтись.

Многие автовладельцы игнорируют необходимость замены ремня привода ГРМ из-за высокой стоимости этой процедуры.

К сожалению, это упущение может привести к более серьезным повреждениям двигателя и его компонентов, ремонт которых обойдется гораздо дороже, чем просто замена ремня. И если ремень, к примеру, оборвется, то двигатель просто заглохнет и перестанет функционировать.

«Я считаю, что всегда лучше предупредить и предусмотреть возможную поломку, чем потом расплачиваться за произошедшее, причем немалыми деньгами» (с) В. Буянов.

Поэтому ниже я привел вам 6 признаков необходимости замены ремня ГРМ, на которые нужно обратить внимание.

Признак № 1

Износ материала. Ремень изнашивается так же, как, например, шина. И при износе материала ремня может произойти его соскальзывание или обрыв. Особенно часто это случается при большой нагрузке на двигатель автомобиля. Например, при тяге прицепа или трейлера, а также при влажной погоде.

Признак № 2

Износ ремня (истирание). Такое обычно происходит при отклонении от заданного положения ролика-натяжителя и шкива, а также при повышенной температуре и неисправности подшипника. При осмотре вы можете заметить изношенность зубьев ремня – при этом проявляется его тканевое основание (это ворсистые волокна ткани, неравномерная текстура).

Признак № 3

Трещины или отслоения. Этот признак изношенности очевиден. Исследуйте переднюю и заднюю поверхность ремня. Если на нем много трещин, то это говорит об очень сильной изношенности.

Признак № 4

Затвердение обратной поверхности зубчатого ремня: обратная поверхность ремня блестит, она неэластичная и твердая. При данной проблеме ремень становится несгибаемым и не обеспечивает надежный контакт со шкивом ГРМ, нужную его эксплуатацию. Это можно проверить, надавив чем-либо на его поверхность: если на поверхности не останется отпечатка, то необходимо произвести замену ремня ГРМ.

Признак № 5

Удлинение. Износ материала может привести к серьезному увеличению рабочей длины ремня, позволяя натяжному ролику двигаться за пределы возможных границ. Это снижает общее натяжение и жесткость ремня и, соответственно, общую работоспособность механизма.

Признак № 6

Отклонение от заданного положения. Этот признак говорит о том, что внутренние компоненты натяжного ролика близки к поломке. А если ролик перестанет работать, то это приведет к повышенным шуму, вибрациям и температуре.

Когда пришло время для замены ремня привода ГРМ?

Прогнозируемая долговечность ремней – 80–100 тыс. км. Если возможно, попросите в автосервисе установить ремень фирмы Gates, так как в настоящее время ее ремни самые надежные на рынке.

И помните: замена зубчатого ремня привода ГРМ – это не просто дополнительное оснащение. Это неотъемлемая часть правильного обслуживания вашего автомобиля.

С уважением к Вам и Вашему автомобилю,

6 признаков необходимости замены ремня ГРМ

В данной статьей мы немного поговорим о признаках неисправностях ремня ГРМ .

Ремень газораспределительного механизма – это важнейший узел, обеспечивающий правильное функционирование системы газораспределения и силового агрегата в целом. Ведь он обеспечивает одновременное вращение коленчатого и распределительного валов и, следовательно – синхронную работу поршней и клапанов мотора.

Кроме того, если случается обрыв или проскакивание зубьев ремня ГРМ, у множества моторов это приводит к непоправимым последствиям, когда поршня «встречаются» с клапанами.В итоге приходится раскошеливаться на дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров, а возможно – и на замену поршневой группы.

Признаки несправности ремня ГРМ

Как Вы понимаете, роль ремня газораспределительного механизма очень важна. Потому за его состоянием необходимо следить самым тщательным образом. Рассмотрим же основные признаки выхода из строя или близящегося обрыва ремня.

Существуют некоторые признаки неисправности ремня ГРМ:
{typography list_number_bullet_red}1. Выхлоп приобрел черный оттенок;||2. Чрезмерные вибрации силового агрегата при работе;||3. Усложнение запуска мотора;||4. Появление посторонних шумов от двигателя.{/typography}
В любом случае, при появлении хотя бы одного из описываемых симптомов, необходимо в первую очередь проверить состояние ремня ГРМ. Лучше осуществлять эту процедуру на СТО, однако ввиду ее несложности, опытные автомобилисты вполне могут сделать это и самостоятельно.

Кроме вышеописанных косвенных признаков неисправности ремня ГРМ, существуют прямые «симптомы» его выхода из строя. В данном случае, потребуется проведение некоторого объема работ. Однако и они не отличаются сложностью, потому вполне могут быть произведены самостоятельно. Причем данная процедура является следующим и обязательным этапом проверки в случае выявления косвенных признаков.

Итак, потребуется снятие защитного кожуха ремня или его части. Все зависит от конкретной марки и модели машины. Далее необходимо провести осмотр всей протяженности ремня, проворачивая коленвал мотора. При этом важно осмотреть состояние зубьев ремня ГРМ, а также обратить внимание на наличие на нем трещин и других следов повреждений или износа. Кроме того, необходимо проверить степень его натяжения. Если обнаруживается загрязнение данного элемента системы ГРМ маслом или охлаждающей жидкостью, то требуется устранить причину течи последних, чтобы исключить дальнейшее попадание их на ремень. Ведь масло и тосол способны разрушать материал изготовления ремня.

Есть еще, косвенные признаки неисправности ремня ГРМ, которые впоследствии могут спровоцировать его обрыв или чрезмерный износ и проскакивание зубьев. К ним относятся критический износ натяжителя ремня или его роликов. В таком случае отсутствует возможность нормального натяжения данного элемента. Это приводит к проскакиванию зубьев на больших оборотах. Кроме того, слабо натянутый ремень больше подвержен риску обрыва. Натяжителем у некоторых моделей может быть помпа. Потому при ее износе или выходе из строя, также ослабляется натяжение ремня, что приводит к вышеописанным последствиям.

{typography pre_red}ПОДВЕДЕМ ИТОГ...{/typography}
Знать характерные признаки неисправности ремня ГРМ надо - таким образом можно предотвратить серьезную поломку системы. Напоследок стоит отметить, что каждый производитель автомобилей указывает в руководстве по эксплуатации интервал замены ремня газораспределительного механизма. Необходимо строго придерживаться данного указания и осуществлять замену данного узла даже несколько раньше, указанного пробега.

А при выборе ремня, отдавать предпочтение лишь оригинальным запасным частям известных и зарекомендовавших себя производителей. В таком случае долговечность системы ГРМ, а, следовательно, и всего силового агрегата будет обеспечена.

Признаки неисправности ремня ГРМ

Ремень газораспределительного механизма – это деталь, которая приводит в движение распределительный механизм и коленчатый вал. Основная функция детали, подача бензина в мотор автомобиля. Без данного механизма двигаться автомобиль не сможет. Ремень, не только приводит в движение валы, но и задействован в системе охлаждения.

Он является очень важной деталь в автомобиле. Его поломка, может остановить сразу несколько работающих систем. Место, где находится ремень, зависит от марки автомобиля. Обычно располагается в передней части автомобиля. У более старых моделей, его можно найти между цилиндром мотора и радиатором. Сейчас производители автомобилей пытаются хорошо спрятать эту деталь. Но чтобы к ней добраться, хватает, открути пару защитных пластин и его можно уже ремонтировать. Сам ремень изготовлен из резины или каучука. Имеет зубчатую форму замкнутого типа. Зубья находятся во внутренней стороне. Они служат для хорошо сцепления с вращающейся шестерней. Изготавливается ремень для каждой модели автомобиля отдельно.

Причины обрыва ремня ГРМ

Обрыв ремня может, принеси множество проблем автомобилю, ведь с помощью его задействованы основные детали двигателя. Когда ремень рвется, вал останавливается в одном положении. Колеся, продолжают крутиться, напряжение на клапана настолько большое, что она начинают сгибаться. Хорошо когда это произошло при не большой скорости автомобиля. Но если где, то на трассе, где минимальная скорость это 100 километров в час, итог может быть трагичен. Ремонт может, не закончится заменой одной детали. Получается очень дорогостоящая поломка. Сложность поломки непосредственно зависит от сложности самого двигателя. Рассмотрим основные двигатели. Более простой 8-клапанный двигатель может просто отделаться заменой ремня. Основные проблемы возникают с 16-клапанным двигателем, приходится менять главные детали двигателя. Ездить на таком типе авто, не только опасно, но и очень дорого. Но если, постоянно следить за ремнем проблемы могут и не возникнуть. Обозначим основные.

Существует несколько причин обрыва ремня:

  • Не качественный материал, из которого изготовлен ремень.
  • Халатная сборка самого двигателя.
  • Чрезмерный износ детали.
  • Ухудшение упругости материала, последствии разрыв ремня.
  • Плохое натяжение помповых роликов.
  • При заклинивании вала, нагрузка распределяется на остальные детали. Ремень не выдерживает и разрывается. Это случай встречается очень редко, но все, же он есть.

Признаки износа ремня ГРМ

Итак, как же определить может ли ремень еще эксплуатироваться, или пора его менять. Обозначим несколько признаков износа этой детали. Основные следы появятся на зубчатой части. Определить деталь, которую нельзя эксплуатировать. Итак, изношенный ремень может расслаиваться, лохматиться или трескаться. На время работы детали, влияет обычно плохие дороги, грязь ну или использование автомобиля постоянных городских пробках. Рекомендуется менять ремень грм раз в 50 тыс. км пройденных автомобилем. Некоторые водители в месте с ремнем меняют и ролики по которым он двигается. Ведь если заклинят ролики, ремень обязательно порвется. Проблемы могут возникнуть с самим двигателем. Во время меняйте изношенные детали, ведь тогда могут, возникнуть большие проблемы.

Если вам повезло, разорваны ремень не принес за собой проблемы с другими деталями. С его заменой вам поможет любой мастер в СТО. Но замена ремня, это довольно простой ремонт с ни может справиться почти каждый. Для начала, задние колеса нужно зафиксировать, под колеса подставляем противооткатные колодки. Если у вас их нет, то можно обойтись простыми кирпичами. Передняя часть автомобиля, подымаем на домкрат. При этом нужно открутить переднее правое колесо, чтобы был виден вал. Нужно демонтировать шкив, мы должны снять ремень с гидравлический усилитель, за ним извлекаем генератор свечи и насос конденсатора воздуха. После этого демонтажа, нужно снять опору двигателя, которая закрывает собой нужный нам ремень. Затем извлекаем ремень, раскручиваем болт, который фиксирует ролик. На его место нужно поставить новый ремень. Очень важно, при установке, ремень нужно хорошо его натянуть. Возвращаем се детали исходное положение. Ремонт благополучно закончен!


В основе любого силового агрегата и одним из основных составляющих любого ДВС является газораспределительный механизм. Его главная функция - управление впускными и выпускными клапанами. На впускном такте открываются впускные клапана. Топливная смесь подается в камеры сгорания. На выпускном такте открываются выпускные клапана, и происходит удаление отработанных газов из цилиндра. Этот механизм в целом вполне надежен, если соблюдать правила эксплуатации автомобиля. Но иногда и он выходит из строя. Давайте рассмотрим основные неисправности ГРМ, их причины и способы ремонта.

Устройство ГРМ

Для начала кратко вспомним, как устроены эти механизмы. На большинстве моделей двигателей состоит из следующих узлов и деталей.

Итак, клапанами управляет распределительный вал. Чаще всего его изготавливают из стали или чугуна. Он установлен в картере. Этот картер перекрывает крышка ГРМ. Также на современных двигателях распределительный вал можно найти в головке блока цилиндров. Когда вал вращается, то он воздействует на кулачки, которые, в свою очередь, воздействуют на свой клапан.

Также в конструкции предусмотрены толкатели - они бывают стальными или чугунными. Их функция - передать усилие от распределительного вала и кулачков к клапанам.

В механизме есть два клапана - впускные и выпускные. Их задача - подача топливной смеси в камеру сгорания и затем удаление отработанных газов. Клапан - это стержень с плоской головкой. Впускные и выпускные элементы отличаются друг от друга. Отличие касается диаметра головки или тарелки. Изготавливают эти элементы ГРМ из стали и жаропрочной стали (в случае с выпускными клапанами). Ножка представляет собой стержень с канавкой. Она нужна для того, чтобы фиксировались пружины. Клапана могут двигаться только к втулкам. Чтобы в цилиндры не попадало масло, применяют уплотнительные колпачки. К каждому из клапанов прикрепляют наружную, а также внутреннюю пружину. Штанги в устройстве ГРМ необходимы, чтобы передавалось усилие от толкателей на коромысло.

Вращается за счет привода. Он может быть цепным или ременным. Привод передает вращение от коленчатого вала. Распределительный делает один оборот на два оборота коленчатого - это рабочий цикл двигателя.

Возможные неисправности

Среди неисправностей ГРМ выделяют неполное закрытие клапанов, чрезмерный зазор между стержнем клапана и носком коромысел. Также изнашиваются шестерни, толкатели, штанги, оси коромысел, втулки подшипников и шейки распределительного вала.

Рассмотрим причины и последствия некоторых типичных поломок этого механизма, а также признаки неисправности ГРМ.

Снижение компрессии

Один из симптомов неисправностей - это снижение компрессии двигателя и хлопки в выхлопной трубе. Это происходит после того, как на клапане образуется нагар, раковины. Нередко элемент может прогорать. Причина прогара кроется в неплотном прилегании впускного и выпускного клапанов к своим седлам. На снижение компрессии влияют и другие факторы. Это деформация сломанные или изношенные пружины, заклинивание стержня во втулке, отсутствие промежутка между клапаном и коромыслом.

Снижение мощности

Нередко неисправности ГРМ проявляются в виде снижения мощности, в виде троения и металлических стуков. Все это признаки того, что клапана открываются не полностью. Часть смеси топлива и воздуха не попадает в камеры Впоследствии повышается тепловой зазор, и выходят из строя гидрокомпенсаторы. Собственно говоря, это и является причиной неправильной работы механизма и клапанов.

Износ ремня или цепи

Это одна из самых основных неисправностей ГРМ, которая случается особенно часто. При этом двигатель может полностью выйти из строя. Приводной ремень обрывается, а поршни ударяют по еще не закрывшимся клапанам, так как распределительный вал больше не вращается. Причина кроется в износе ремня или цепи.

Выявление и устранение неисправностей ремня ГРМ

Повреждение приводного ремня приводит к катастрофическим последствиям, и это особенно частая поломка. Давайте посмотрим причины неисправности ГРМ ремней.

Итак, чаще всего элемент выходит из строя по причине разрыва прямого корда. Это может быть связано с тем, что ремень перед установкой на двигатель был изломан. Вторая причина - это разрыв скрученного корда.

Это случается, если между ремнем и шкивом распределительного вала попало какое-либо инородное тело. В результате оно глубоко врезалось в резиновый ремень, и корд разорвало. Также такое может случаться при неверной установке. Случается, что к этой неисправности приводит неаккуратность - шкив распределительного вала могли вращать острой отверткой.

Срезание зубьев

Это случается по причине слабого натяжения ремня. Такая неисправность ГРМ к катастрофическим последствиям не ведет, но работа двигателя может быть нарушена. Машина может не завестись. Среди причин можно выделить также заклинивание шкива распредвала, а также несносность.

Выемки на зубцах ремня

Это происходит по причине чрезмерно низкого натяжения. Еще это возникает из-за потерь натяжения в процессе эксплуатации.

Трещины спинки ремня

Здесь специалисты выделяют перегрев ремня, эксплуатацию в низких температурах. Кроме этого, причиной может стать изношенный направляющий ролик.

Износ краев ремня

Если ремень визуально сильно изношенный с одного из краев, то, возможно, есть повреждения на фланце или несносность. В таком случае его нужно однозначно менять.

Цепь

Долгое время считалось, что цепь значительно надежней ременного привода. И это действительно так, но и цепь далеко не бессмертна. Случаются и неисправности Если рвется ремень, то существует пусть небольшой, но шанс спасти мотор. В случае с обрывом цепи ситуация может быть значительно хуже. Цепь массивнее ремня, и если оборвется, то буквально перемалывает двигатель. Происходит сильное повреждение клапанов и поршней. В целом, неисправность цепи одна - она рвется.

Среди причин можно выделить качество масла. Ресурс цепи составляет 250 тысяч километров, но так долго они редко ходят. Широко известны случаи, когда цепь в двигателе обрывало при пробеге 100, а также 60 тысяч километров. Но это чаще заводской дефект в конкретных автомобилях. Нередко неполадки связаны не только с маслом, но и с ошибками инженеров.

Признаки износа

Об изношенной цепи скажут несколько симптомов. Чтобы не пришлось делать капитальный ремонт двигателя (который обычно очень дорогой), необходимо по мере растягивания менять цепь.

Если двигатель работает на холостом ходу грубо и неравномерно, то цепь уже «подходит». Такая работа мотора связана с тем, что изменились фазы газораспределения. Если цепь стрекочет в режиме холостого хода, то это также один из признаков, что вскоре могут случиться непоправимые неисправности привода ГРМ.

Если после удаления крышки видно, что натяжитель вышел на свое максимальное расстояние, если на зубьях звездочек появится износ, то лучше всего выполнить замену цепи.

Ремонт и обслуживание ГРМ

Основная проблема в этом механизме - это изношенные шейки, кулачки и увеличенный зазор в подшипниках. Для уменьшения зазора необходима шлифовка шеек распределительного вала. При этом также углубляют канавки для подачи масла. Шейки шлифуют под ремонтный размер. Далее после ремонта проверяют высоту кулачков.

На опорных частях под шейки не должно быть даже минимальных повреждений. На корпусах подшипников не должно быть трещин. После чистки и промывки распределительного вала обязательно проверяют зазор между шейками и отверстием в опоре ГБЦ.

Цепь не должна быть растянутой и иметь механические повреждения. Пока она не изношена, ее можно регулировать. Отворачивают стопорный болт на половину оборота. Затем поворачивают коленчатый вал на 2 оборота и далее стопорный болт заворачивают.

В остальном устранение неисправностей ГРМ заключается в замене изношенных элементов. Также необходимо проводить периодическую регулировку клапанов на автомобилях, не имеющих гидрокомпенсаторов.

Заключение

Как видно, в самые популярные проблемы - это приводные ремни и цепи. Именно с этим чаще всего специалистам приходится сталкиваться при ремонте. Другие поломки случаются реже. Но стоит помнить, что самостоятельно диагностировать данный узел сложно - нередко симптомы могут соответствовать и другим поломкам. Также стоит помнить, что большинство проблем с ГРМ будут приводить к нарушению фаз распределения. И тогда можно начинать искать причины и способы устранения неисправностей ГРМ. Самостоятельно можно провести регулировку а все остальное лучше доверить специалистам.