Установка глонасс на все авто. "эра-глонасс" – что это? система безопасности "эра-глонасс": описание, принцип работы и отзывы

Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?

Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.

По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?

За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:

  • При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
  • После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).

Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.

Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.

Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:

  • информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
  • время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
  • идентификационный номер ТС (VIN);
  • сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).

Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.

Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.

Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.

Комплектация абонентского терминала

Комплектация определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:

  • кнопка для активации системы в ручном режиме;
  • навигационный модуль (GPS/ГЛОНАСС);
  • GSM-модем для передачи информации по мобильной сети;
  • переговорное устройство (микрофон + динамик);
  • индикаторный блок;
  • датчики, фиксирующие аварийную ситуацию (удар, переворот).

Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.

Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.

Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.

Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС

Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:

  • М1 – М3;
  • N1 – N3.

Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС

Эти требования касаются автомобилей:

  • произведенных в РФ;
  • ввезенных официальными импортерами;
  • ввезенных небольшими компаниями или частными лицами.

Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.

Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС

Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:

  • Любое юридическое или частное лицо может везти на территорию Российской Федерации автомобиль вне зависимости от наличия у него системы экстренного оповещения.
  • Но, согласно действующему регламенту Таможенного союза, с января 2017 года в Паспорте Транспортного средства в разделе «Особые отметки» должна присутствовать информация об установке терминала ЭРА-ГЛОНАСС .
  • Если этой информации не будет – органы, осуществляющие таможенное оформление, просто не выдадут вам ПТС.
  • Последствия очевидны: без ПТС владелец не сможет ни продать автомобиль на территории РФ, ни поставить на учет для получения номеров и дальнейшей эксплуатации.

При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.

Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС

В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.

В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:

  1. Автовладелец приобретает терминал с обязательством монтажа на ТС.
  2. В систему вносят номер терминала, номер кузова и VIN автомобиля.
  3. Владельцу выдается СБКТС (свидетельство о том, что конструкция авто соответствует установленным требованиям к безопасности).
  4. После прохождения всех процедур по таможенному оформлению владелец получает паспорт транспортного средства.
  5. В течение установленного срока (10 суток) владелец авто должен обратиться в аккредитованную мастерскую и выполнить монтаж терминала.
  6. После этого выполняется регистрация ТС в ГИБДД.

Устройства, предназначенные для установки в подержанные транспортные средства, отличаются более простой конструкцией. В них отсутствуют датчики, фиксирующие удар или переворот авто, и автоматически сигнализирующие о ДТП: чтобы отправить сообщение экстренным службам, водителю или пассажиру придется самостоятельно нажать «тревожную кнопку». С другой стороны, владельцу автомобиля с установленным модулем нет необходимости проходить краш-тест.

Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.

Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.

Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства

Для того чтобы получить паспорт транспортного средства (ПТС) в обязательном порядке необходимо оформление документа, свидетельствующего о безопасности конструкции авто.

Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).

Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:

  • подтверждение оператора о том, что терминал ЭРА-ГЛОНАСС и само ТС внесены в реестр;
  • паспорт абонентского терминала;
  • обязательство об установке терминала на ТС.

Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.

Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС

На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.

Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.

При покупке машины в текущем году будущему автовладельцу придется столкнуться с недавним нововведением, которое волнует многих водителей: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает? Тем более что новые «легковушки » уже оборудованы такой системой.

Назначение

ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой крупную тревожную кнопку SOS, установленную над ветровым стеклом. Место расположения специально выбрано так, чтобы при возникновении аварии она была доступна для нажатия с любого ракурса.

Данная система экстренного вызова является абсолютно бесплатной, ее обязательная установка предусмотрена законодательством РФ. Подключение к ней прошли далеко не все авто, так как официально она начала применяться с 2015 года. Согласно стратегии правительства, количество подключенных ТС будет увеличиваться с каждым годом. К 2020 году все автомобили должны быть оснащены системой.

ВАЖНО! Главное назначение ЭРА-ГЛОНАСС состоит в немедленном реагировании при возникновении ДТП в случае угрозы здоровью и жизни человека. Что существенно повышает шансы пострадавших людей на выживание. Причины высокой смертности – запоздалое оказание скорой помощи.

При наличии сигнальной кнопки в салоне авто водитель сразу может отправить тревожный вызов. Аналогичная система безопасности e-Call уже успешно функционирует в европейских странах, которые являются членами Евросоюза. С 2018 года автомобили без экстренной копки вызова реализовываться там не будут.

Особенности ЭРА-ГЛОНАСС

Для программы ЭРА-ГЛОНАСС характерна простота, практичность, высокая степень эффективности и надежности. Она довольно не восприимчива к различным отрицательным воздействиям даже в условиях тяжелого ДТП.

Ниже приведены основные особенности:

  1. Встраиваемый в автосалон модуль является своеобразным мобильным телефоном с наличием датчиков и кнопки вызова.
  2. На прием сигнала настроена антенна. Она оснащена специальным усилителем для передачи сигнала высокого качества даже в труднодоступной зоне.
  3. В случае вызова службы спасения СИМ-карта работает бесплатно.
  4. Бесперебойную связь с оператором обеспечивает чувствительный микрофон и встроенный динамик. Так организуется двухсторонняя связь с пострадавшими людьми, которые способны вести диалог.
  5. 3G-модем способен дополнительно отправлять спасателям важные сведения.
  6. Навигатор отслеживает местонахождение автомобиля. Таким образом, диспетчер получает GPS-сигнал с точным указанием места ДТП.

ВАЖНО! ЭРА-ГЛОНАСС не требует технического обслуживания. Она рассчитана на длительный срок бесперебойной работы.

Совсем скоро может случиться так, что проверка исправности системы ЭРА-ГЛОНАСС будет проводиться в процессе стандартного технического осмотра авто.

Принцип работы

В программе ЭРА-ГЛОНАСС учтены многие важные моменты. К примеру, тревожный сигнал случайно нажатой кнопки можно мгновенно отменить. Если пострадавший человек из-за травмы не способен дотянуться до кнопки, экстренный вызов об аварии будет однозначно отправлен.

Рассмотрим принцип действия ЭРА-ГЛОНАСС на практике:

  1. Посредством современного навигационного модуля определяется точное местонахождение автомобиля.
  2. Особые датчики способны мгновенно реагировать как на мощный удар, так и на переворачивание машины. При ДТП программа запускается автоматически даже без намеренной подачи тревожного сигнала.
  3. Допускается ручная отправка сигнала SOS путем нажатия соответствующей тревожной кнопки.
  4. Сотовая связь применяется с целью отправления и расшифровки экстренного вызова, а также сведений о нахождении машины.
  5. При получении сигнала диспетчер пытается дозвониться на встроенный прибор в салоне авто. Предпринимается попытка связаться с водителем.
  6. При подтверждении факта дорожного происшествия, оператор отправляет сигнал с подробными данными службе скорой помощи. Если кнопка была нажата случайно, эта информация также пересылается в экстренную службу для отмены вызова.

У службы спасения есть 20 минут, чтобы добраться до места происшествия (согласно действующим требованиям). Указанный временной отрезок является оптимальным вариантом для оказания медицинской помощи потерпевшим участникам аварии с тяжелыми последствиями. К счастью, медицинские работники помогают травмированным людям намного быстрее, особенно если ДТП произошло в черте города.

Какую информацию считывает система ЭРА-ГЛОНАСС

Многие водители с большим подозрением относятся к данной системе из-за убеждения, что она способна отслеживать любое перемещение автомобиля. В действительности это не так, ведь ЭРА-ГЛОНАСС является простым модулем с ограниченными функциями без наличия трекинга (слежения).

Главное назначение указанного прибора состоит в отправке сигналов с необходимыми сведениями при возникновении ДТП. Умная система считывает и передает следующие важные сведения:

Собранная информация крайне необходима для получения максимально достоверных сведений о происшествии с целью предоставления качественной, оперативной медпомощи.

На видео о системе ЭРА-ГЛОНАСС

Некоторые скептики прогнозируют, что массовое внедрение новой системы ЭРА-ГЛОНАССС приведет к увеличению стоимости автомобилей, а многие производители совсем перестанут поставлять на российский рынок редкие модели машин, которые могут не окупиться. Тревога вызвана тем, что перед установкой система должна пройти сертификацию, тест на опрокидывание, боковой и фронтальный краш-тесты. Это приведет к значительным издержкам со стороны производителей. Время покажет. А пока ЭРА-ГЛОНАСС остается одним из самых эффективных способов снижения смертности на российских дорогах.

Применимо к системе ЭРА ГЛОНАСС обязательная установка с 2018 года обсуждалась достаточно давно. На сегодняшний день действительно запрещается выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных кнопкой «SOS» и терминалом для спутникового позиционирования. При этом нормативная база, регламентирующая оборудование авто системой экстренного информирования, предусматривает ряд исключений.

Чтобы избежать ненужных трат, стоит заранее изучить все нюансы законодательства, касающиеся установки ЭРА ГЛОНАСС в этом году, ведь обязательная установка может и не затрагивать ваш автомобиль. Если же оборудовать машину системой все-таки нужно, ниже мы расскажем, как это правильно сделать.

Функции системы ЭРА ГЛОНАСС

Для начала – несколько слов о самой системе. ЭРА ГЛОНАСС ставится на машины для того, чтобы облегчить информирование ДПС, спасательных служб и Скорой Помощи о ДТП или другой нештатной ситуации на дороге. Ее функции:

  • Передача «тревожного сигнала» на диспетчерский пульт.
  • Позиционирование автомобиля с использованием системы навигации.
  • Сообщение координат машины, попавшей в аварию, спасательной службе.
  • Передача других данных об автомобиле – от номера и марки машины до типа двигателя (бензин/дизель) и количества пассажиров в салоне на момент аварии.

Статистика показывает, что наличие в автомобиле УВЭОС («устройства вызова экстренно-оперативных служб») сокращает время реагирования на аварию. В результате значительно снижаются показатели смертности и травматизма в ДТП.

Терминалы ЭРА ГЛОНАСС и другое оборудование

Исходя из задач, которые должна решать система экстренного информирования, подбирается и оборудование для их решения:

  • Основу системы составляет терминал ЭРА ГЛОНАСС . В его состав входит модуль спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также GSM-модуль, отвечающий за передачу данных по мобильной сети. Для работы модуля связи используется SIM-карта мобильного оператора РФ, потому сигнал о ДТП может быть передан из любой точки, в которой есть хотя бы минимальное мобильное покрытие.
  • Терминалы производятся многими отечественными и зарубежными компаниями (Гранит-навигатор, FORT, Ителма и др). Они отличаются в первую очередь питающим напряжением и набором функций. Так, например, часто наряду с работой с системой ГЛОНАСC терминал может устанавливать координаты авто по GPS.
  • Передача сигнала о ДТП осуществляется либо в ручном режиме (нажатие водителем или пассажиром «тревожной кнопки SOS »), либо автоматически (при срабатывании датчика удара/переворота). На автомобили, бывшие в употреблении, ставится система ЭРА ГЛОНАСС без датчиков удара - только с кнопкой «SOS».
  • Помимо кнопки в салоне автомобиля располагается также переговорное устройство. С его помощью диспетчер связывается с пострадавшими для подтверждения ДТП и получения дополнительной информации. Часто переговорное устройство входит в комплектацию терминала.

Как работает система?

Принцип работы системы достаточно прост. На первом этапе регистрируется ДТП – либо срабатывает датчик, либо кто-то нажимает кнопку в салоне. В любом случае сигнал поступает на пульт диспетчера, который пытается связаться с пострадавшими через голосовой интерфейс. Если ДТП подтвердилось, или связаться с водителем/пассажирами не удалось, данные о месте аварии и об основных параметрах машины передаются спасательным службам. Также диспетчер сообщает им дополнительную информацию, полученную от водителя.

Обратите внимание! Даже если авария произошла на оживленном участке дороги, например, в черте города, нажать на тревожную кнопку в течение 10 минут после ДТП стоит. Благодаря этому Терминал передаст на диспетчерский пульт данные о движении вашего автомобиля, и эта информация может быть полезной при установлении виновного в ДТП или при решении судебных споров о возмещении ущерба.

Если срабатывание системы было вызвано случайным нажатием кнопки, вызов аннулируется.

Установка ЭРА ГЛОНАСС с января 2018 года

Несмотря на достаточно очевидную пользу от наличия на машине системы ЭРА ГЛОНАСС, многие владельцы автомобилей не спешат ее устанавливать. Основная причина – затраты на переоборудование авто. Чтобы стимулировать оснащение техники системами экстренного оповещения, вносятся изменения в нормативную базу, которые делают установку ЭРА ГЛОНАСС обязательной для ряда категорий авто.

Стоит отметить, что информация об обязательном наличии с 1 января 2018 года системы на абсолютно всех автомобилях, которые эксплуатируются в РФ, не соответствует действительности . Правила, которые регламентируют оборудованием машин «тревожными кнопками», отличаются для новых и подержанных автомобилей.

Для новых автомобилей

На новых машинах с 1.01.2018 года ЭРА ГЛОНАСС должна стоять обязательно. Это касается:

  • Автомобилей, произведенных в РФ.
  • Автомобилей, импортируемых в РФ официальными дилерами.

Требование об этом содержится в содержит п. 5 приложения 4 ТР ТС 018/2011 (вступило в силу 1.01.17). Здесь есть один нюанс. Наличие ЭРА ГЛОНАСС нужно для оформления «Паспорта транспортного средства», который не выдадут без ОТТС (одобрение типа транспортного средства).

Срок действия ОТТС составляет 3 года, потому до 2019 года есть теоретическая возможность покупки автомобиля без системы информирования, ОТТС которого был оформлен до 2017 года. Приобретение такого автомобиля не накладывает обязательств по обязательной установке ЭРА ГЛОНАСС.

Обратите внимание! При оборудовании новых машин системами информирования о ДТП производители устанавливают не только терминалы и тревожные кнопки, но и датчики переворота/удара. Это повышает эффективность срабатывания при тяжелых авариях.

Для подержанных автомобилей

Для машин, которые были в употреблении, установка ЭРА ГЛОНАС будет обязательной:

  • Если вы сами ввозите машину из-за рубежа. В этом случае вам нужно установить терминал и кнопку вызова диспетчера , а также идентифицировать оборудование в системе ЭРА ГЛОНАСС. Без отметки об этом невозможно получить СБКТС . А СБКТС, в свою очередь, нужно получить для растаможи авто.
  • Согласно постановлению Правительства РФ 153 от 15 февраля 2018 года (вступило в силу 15 апреля), ЭРА ГЛОНАСС нужно обязательно устанавливать и на некоторые виды техники , которые уже эксплуатируются. Сюда относятся машины из категорий М2 и М3(автобусы, микроавтобусы), а также грузовики категории N, перевозящие опасные грузы.

Если в случае с новыми машинами обязанность установки ЭРА ГЛОНАСС возлагалась на производителя машины либо на дистрибьютора, то здесь придется тратить время и средства владельцам автомобилей. Это касается как физических, так и юридических лиц.

Процедура установки ЭРА ГЛОНАСС

Если для вас установка ЭРА ГЛОНАСС с 2018 обязательна по закону, то сделать это нужно как можно раньше. Самостоятельно смонтировать оборудование нельзя - работы должны быть выполнены в авторизированном сервисном центре.

Процедура оснащения ввезенных автомобилей системой ЭРА ГЛОНАСС ранее была противоречивой. Сегодня же используется достаточно простой регламент:

  • Вы приобретаете терминал для спутниковой навигации и дополнительное оборудование, необходимое для его функционирования и монтажа.
  • Мастера сервисного центра монтируют систему и настраивают ее.
  • Терминал проходит обязательную идентификацию в системе ЭРА ГЛОНАСС.
  • В СБКТС заносится уникальный идентификационный номер установленного устройства.

При растаможке авто процедура может несколько измениться. Вначале сервисный центр вносит в СБКТС сведения об идентификации терминала экстренной связи, после чего владелец на основе СБКТС получает ПТС и забирает машину с таможенного склада. До постановки на учет в ГИБДД (т.е. за 10 суток) необходимо выполнить фактическую установку системы на автомобиль.

Цены и сроки оснащения ЭРА ГЛОНАСС

Цена установки ЭРА ГЛОНАСС на подержанный автомобиль зависит от:

  • Выбранной модели терминала.
  • Дополнительного оборудования (антенны, датчики).
  • Сложности монтажа.
  • Срочности.

Как правило, стоимость комплекта оборудования (терминал, датчики и монтажные приспособления) начинается от 23 тыс. рублей. Стоимость установки и идентификации устройства в системе – от 3 тыс. за операцию. Сроки оснащения автомобиля всем необходимым оборудованием невелики. Как правило, процедура занимает от получаса до нескольких часов. Если возникает потребность в дополнительных работах, то время на монтаж ЭРА ГЛОНАСС может быт увеличено до нескольких дней.

Чем грозит эксплуатация авто без системы экстренного оповещения?

Согласно действующему законодательству, штрафными санкциями наказывается:

  • Отсутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле, который по закону должен быть оснащен системой экстренной связи.
  • Отключение компонентов системы, установленных заводским способом.
  • Самостоятельный монтаж терминалов ЭРА ГЛОНАСС.
  • Самостоятельное расширение функционала системы (например, путем установки дополнительных датчиков).

Если после вступления в 2018 году в силу всех изменений в законодательстве сотрудники ДПС ГИБДД или других проверяющих органов зафиксируют такие нарушения, то сумма штрафов составит:

  • Для водителя – до 2500 руб.
  • Для юридического лица, ответственного за оснащение техники системами информирования – до 500 тыс. руб.

Важно учитывать, что все эти штрафы актуальны только для транспортных средств, которые используются в коммерческих перевозках (грузов или пассажиров). Использование автомобилей без ЭРА ГЛОНАСС в личных целях частными лицами никак не наказывается.

Обязательная установка с 2018 года модуля ЭРА ГЛОНАСС касается не всех автомобилей. Но если ваша машина попадает в перечень, то стоит подумать о ее оснащении таким модулем – иначе вы либо не сможете пройти процедуру таможенного оформления, либо рискуете получить существенный штраф.

BMW из-за введения ЭРЫ-ГЛОНАСС приостанавит продажу некоторых моделей. Другие марки уверяют, что внедрение системы экстренного реагирования вынудит их резко повысить цены. Выясняем, так ли это?

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?

Кто ездил на Lada Vesta, наверняка заметил кнопку «SOS» над ветровым стеклом. Это встроенный внутрь осветительного плафона модуль системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Внутри - детали от самого дешёвого смартфона: антенна, динамик, микрофон, аккумулятор, но главное - навигационный блок ГЛОНАСС/GPS, модуль 3G и акселерометр. Цена всего набора компонентов - максимум $100.

Работать всё это должно следующим образом. При срабатывании подушек безопасности или вышеупомянутого акселерометра (терминал умеет распознавать фронтальный и боковой удары, а также опрокидывание) бортовое устройство подаёт через интернет сигнал SOS, который включает:

Точные координаты места происшествия;
-количество пристёгнутых пассажиров;
-данные об аварии: скорость перед столкновением, величины перегрузок;
-данные об автомобиле: VIN, цвет, топливо - бензин, дизтопливо или газ.

Весь пакет - всего лишь 140 байт информации, поэтому модем сможет отправить их даже при плохом качестве связи. Если передача данных недоступна вообще, информация будет отослана как СМС. Важное уточнение: модуль способен использовать любую доступную сеть сотовой связи!

Приняв сигнал бедствия, сотрудник колл-центра - SOS уходит именно оператору ЭРЫ-ГЛОНАСС - должен позвонить на бортовое устройство и выяснить, что произошло. Если никто не ответит - отправить по точным координатам бригады спасателей и медиков, притом последним, чтобы прибыть на место, даётся 20 минут. Вызвать помощь можно и вручную - для этого на «коробочке», повторим, имеется кнопка «SOS».

"После полного развёртывания ЭРА-ГЛОНАСС сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек." - ОАО «НИС» генеральный разработчик ЭРА-ГЛОНАСС

Учитывая, что почти 100% федеральных трасс покрыты сетью GSM, внедрение ЭРЫ-ГЛОНАСС должно радикально снизить показатели смертности. Ведь данные уходят сразу после ДТП, значит на ненужную суету («Куда звонить? Какой номер? Связи нет! Какой это километр?») не тратится драгоценное время, а экипажи экстренных служб приезжают подготовленными, зная число пострадавших и даже степень тяжести аварии. (Хотя, конечно, решающим фактором остаётся скорость «доезда» медиков).

Благими намерениями...

С 1 января 2015 года все без исключения легковые новинки, выходящие на рынок Таможенного союза, уже должны были оснащаться устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Но производители нашли сразу несколько лазеек, как это требование обойти. Так что первой машиной, где появился бортовой модуль, стала Lada Vesta.

С 2017 года обмануть государство вроде бы будет нельзя. Согласно техрегламенту, чтобы машина получила ПТС, потребуется обязательное наличие ЭРЫ: для легковых автомобилей - с функцией автоматической передачи данных, для коммерческого транспорта и тяжёлых внедорожников достаточно лишь тревожной кнопки.

И здесь начинается самое интересное. Ту «коробочку», которую автопроизводитель хочет ставить на свои легковые модели, нужно сертифицировать - в одной из двух лабораторий должны подтвердить, что устройство соответствует отечественным стандартам. В теории, разрешается купить сертифицированный комплекс, но только если машина собирается не за границей: монтировать ЭРУ-ГЛОНАСС разрешено лишь на заводе, где делают автомобиль, - значит, приборы нужно возить из России, что сделает их «золотыми».

Дальше - больше. Чтобы получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), конкретной модели автомобиля необходимо пройти фронтальный и боковой краш-тесты, а также тест на опрокидывание, во время которых экспертам предстоит убедиться: да, терминал действительно посылает сигнал «SOS». Можно ли самим разбить машины и предоставить готовые данные? (Так всегда делали для получения ОТТС). Нет, в зачёт теперь принимаются результаты, полученные только на полигоне НАМИ...

"Службы сертификации злоупотребляют своим монопольным положением, а значит, вся тяжесть финансовых затрат по этому вопросу ложится на автопроизводителей, а через них - на дилеров и покупателей. Цены на проведение сертификации чрезмерно высоки." - Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

По информации «Авто Mail.Ru», комплекс ударных испытаний (без учёта разбитой техники) стоит минимум 10 тысяч евро. Сертификация бортового устройства - от 200 до 250 тысяч евро. Итого: минимум 240 тысяч евро для «бюджетного» автомобиля, считая 3 машины по 10 тысяч каждая.

Отставить панику?

В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» чётко сказано: с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных служб - обязательный элемент оснащения для всех новых машин. Но Росстандарт и Минтранс после долгого молчания вдруг решили уточнить.

"Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС" - пресс-служба Росстандарта

Поясним. ОТТС выдаётся сроком на 36 месяцев. Соответственно, если некая марка получит сертификат на новую модель 31 декабря 2016 года, то такая машина сможет продаваться на рынке Таможенного союза без ЭРЫ-ГЛОНАСС до конца 2019 года. При этом импортёры научились вписывать следующее поколение... как модификацию ранее сертифицированного старого! Так что фактически массовое внедрение системы перенесли на 2020-й.

Получилось вот что: автопроизводители просили государство смягчить неоправданно жёсткие нормативы испытаний, создать здоровую конкуренцию на рынке услуг по сертификации, а вместо этого им просто не стали прикрывать законодательные лазейки и сохранили действующие ОТТС! А ведь многие ждали, что власти просто аннулируют выданные прежде сертификаты на «безглонассовые» автомобили.

В принципе, большинство игроков рынка готовы оснастить свои машины «тревожной кнопкой». Но одно дело - поставить терминал на массовую легковушку, когда затраты на сертификацию окупятся за счёт большого тиража, и совсем другое - выделить для краш-тестов тройку Ferrari или Lamborghini.

"Rolls-Royce Motor Cars продолжит обеспечивать соответствие всех моделей, продаваемых на территории России, требованиям российского законодательства. С января 2017 года мы внесём соответствующие изменения, мы уже начали подготовку." - Франк Тиманн, руководитель Rolls-Royce Motor Cars по корпоративным коммуникациям в Восточной Европе и СНГ

Значит ли это, что новые модели автомобилей, которые не могут похвастаться высоким спросом, просто перестанут доезжать до стран Таможенного союза? И да, и нет. Например, в BMW заявили, что откажутся от поставок кабриолетов, а также моделей M3 и 5GT. А вот Rolls-Royce, как видим, готов раскошелиться.

Занимательная математика

Сотню евро, которые стоит терминал ЭРЫ-ГЛОНАСС, зная цену нового «Роллс-Ройса», можно не учитывать. А вот затраты на сертификацию... 210 тысяч евро на обязательные процедуры плюс разбитые машины. Возьмём некую «закупочную» стоимость - скажем, по 200 тысяч евро за каждый из трёх уничтоженных краш-тестом экземпляров. Итого набегают внушительные 810 тысяч евро. А может, не слишком внушительные? Давайте прикинем.
По некоторым данным, так как официальные продажи марки строго засекречены, в прошлом году только россияне, без учёта остальных стран Таможенного союза, купили около полусотни экземпляров модели Wraith. Значит, за 3 года (срок действия ОТТС) общий тираж проданных купе составит 150 машин. Следовательно, в цену каждого автомобиля из-за введения ЭРЫ придётся повысить... на 5 тысяч 400 евро. Смех! Конечно, для покупателя машины стоимостью 300-500 тысяч евро.
А вот массовым маркам смешно не будет. Если взять некий условный автомобиль за миллион, то на сертификаты придётся выложить около 19 млн рублей (одобрение терминала плюс краш-тесты). Соответственно, отбить их можно, только повысив цену на 25-30 тысяч рублей и продав не меньше тысячи машин.
При продаже 100 машин наценка за ГЛОНАСС составит 200 тысяч (то есть какой-нибудь Haval H2 должен стоить не 940 тысяч, а 1 млн 140 тысяч рублей), что фактически убивает недорогие «нишевые» модели. А на примере BMW мы видим, что и дорогие тоже...

Мы пойдём своим путём

На самом деле, чтобы массовое введение системы ЭРЫ-ГЛОНАСС прошло легко и безболезненно (конкретнее говоря, чтобы автопроизводители не были вынуждены выискивать лазейки), достаточно лишь немного подкорректировать существующие правила.

Сделать исключение для автомобилей, которые продаются тиражом меньше 1000 экземпляров.
Принимать сертификаты на оборудование, выданные зарубежными экспертами.
Засчитывать результаты краш-тестов, проведённых независимыми аккредитованными лабораториями.
Создать на территории ТС базу авторизованных техцентров, способных устанавливать терминалы.

"Введение каких-либо уступок в процесс сертификации автомобилей, реализуемых небольшими партиями, имеет ряд негативных последствий. Прежде всего, с введением отдельной методики, рассчитанной на малые партии, рынок заполнится некачественной продукцией из Китая." - Денис Загарин, заместитель генерального директора НАМИ

Доводы «ЗА»:

ЭРА-ГЛОНАСС снизит смертность на дорогах: по прогнозам, «скорая помощь» будет приезжать на треть быстрее, чем сейчас.

Доводы «ПРОТИВ»:

Система просто не будет работать: да, почти 100% федеральных дорог покрыты сотовой связью, но ДТП случаются и там, где никакой связи нет;
ЭРА-ГЛОНАСС повысит стоимость машин: даже если сертификация нивелируется большим тиражом модели, покупателю придётся оплатить само устройство;
Автомобильные марки перестанут ввозить непопулярные модели, для которых внедрение ЭРЫ-ГЛОНАСС не окупится;

P.S. Более того, официально запущенная система работает «через пень-колоду». Тестируя вышеупомянутую Lada Vesta, мы нажали кнопку «SOS» и в ответ на звонок услышали лишь тишину, а потом вдруг сухую фразу оператора: «Вызов отклоняю». Во второй тестовой машине кнопка была, но даже не включалась...

Обновление информации от 27.02.2017.-

Как-то все это незаметно на общем фоне более «интересных» и «важных» новостей подающихся прессой в России и во всем мире, о них нам каждый день и ежечасно вещают многие СМИ. Для многих автомобилистов и предпринимателей приближается "час Х". Так, согласно нового Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказов МВД России за № 1072, Минпромторга России за № 3557, ФТС России за № 2293 от 11.11.2015 , с 1 января 2017 года в России начнут действовать нормы обязывающие, всех автопроизводителей устанавливать на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных оперативных служб). В итоге получается, что начиная с нового года все автомобили выпускаемые в нашей стране, а вместе с тем и ввозимые на территорию России, должны быть обязательно оснащены подобными устройствами.

Таким образом, начиная с нового 2017 года, если автомобиль не будет оснащен устройством ЭРА-ГЛОНАСС, то Таможенные органы или органы ГИБДД не будут выдавать на автотранспортные средства паспорта транспортного средства (ПТС). Соответственно это будет означать, что при отсутствии ПТС собственники или импортеры не смогут поставить автомобили на регистрационный учет в ГИБДД, а значит не смогут получить номерные знаки на автомобиль.


Это обязательное требование содержится и в приказе Министерства внутренних дел РФ (приказ №496 от 23.07.2005 года, с изменениями от 11.11.2015 года), который утверждает положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которые выдаются на территории Российской Федерации. Также об этом указано в совместных приказах МВД РФ с Минпромторгом РФ и с ФТС РФ от 11 ноября 2015 года, № 1072/3557/2293).

Вот текст пункта 19.1 Положений о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которым необходимо руководствоваться после введения закона в действие на территории России с 1.01.2017 года:

  • 19.1. В случае выдачи паспорта транспортного средства или дубликата паспорта на транспортное средство или шасси, оснащенное устройством вызова экстренных оперативных служб, в раздел "Особые отметки" вносятся сведения об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб.

Самое здесь неправильное и плохое то, что согласно требованиям Нового законодательства с 1 января 2017 года, внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки", это требование является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с теми требованиями Технического регламента, где речь идет о безопасности колесных транспортных средств.

Обязательное требование об идентификационном номере устройства ЭРА-ГЛОНАСС, которое должно вноситься в особые отметки ПТС Таможенными органами РФ или органами ГИБДД, ставит фактически все автомобили произведенные на территории страны а также ввезенные на территорию РФ, но в настоящее время не имеющих данного устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС), как бы вне закона, так как на такие транспортные средства с нового 2017 года их собственники не смогут получить ПТС.


На первый взгляд это нововведение затрагивает только новые автотранспортные средства, производимые в России или ввозимые из-за границы через таможенные органы РФ. Но на самом деле такое требование установки на автомобиль системы ЭРА-ГЛОНАСС касается не только новых автомобилей, но и всех подержанных машин, которые после 1 января 2017 года будут ввозиться в РФ и проходить процедуру таможенного оформления.

Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы получить ПТС?


Теоретически это может сделать любой владелец собственник автомобиля. Но на практике, т.е. на деле, это будет экономически не выгодно. Рассудите сами. Средняя стоимость устройств вызова экстренных оперативных служб доступных в продаже для частных лиц составляет около 20 тыс. рублей. Но установить сам блок будет недостаточно, что б ввезти свою машину в Россию и получить ПТС.

Напомним своим читателям. Несколько лет назад, для растоможивания транспортного средства и для получения ПТС необходимо было получить свидетельство о безопасности конструкции данного транспортного средства (СБКТС).

Такое свидетельство является подтверждением, что ввозимый на территорию РФ автомобиль исправен, у него нет никаких нарушений и он допускается для эксплуатации в дорожном движении как на территории РФ, так и Таможенного Союза.

К нашему глубокому сожалению, начиная с Нового 2017 года получить подобное свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на автомобиль, на котором не стоит устройство вызова экстренных служб (ЭРА ГЛОНАСС), будет просто невозможно. Соответственно от сюда и делаем вывод, что без получения свидетельства о безопасности ТС выдача ПТС не предусматривается.

Как же тогда получить свидетельство СБКТС, если самостоятельно оборудовать автомобиль устройством ЭРА-ГЛОНАСС?

Для того, чтобы получить СБКТС на транспортное средство, владелец которого самостоятельно установил на него ЭРА-ГЛОНАСС необходимо, как минимум, провести два краш-теста в специализированной организации. Примечательно здесь то, что в этих краш-тестах данные специалисты должны разбить в дребезги как минимум два автомобиля, и все это для того, чтобы конкретно выяснить работоспособность, установленного вами блока устройства вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

После подобных испытаний (заметим, успешных испытаний) вам выдадут сертификат, на основании которого в ПТС и поставят отметку об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб. Но это все в теории. На самой же практике на подобное испытание вам понадобятся как минимум 30 млн. рублей. Таким образом можно сделать вывод, что подобные суммы могут позволить себе тратить только крупные импортеры иномарок в Россию.

Какие сведения о системе ЭРА-ГЛОНАС вносятся в ПТС в раздел "Особые отметки"?


В соответствии с законодательством, с 1 января 2017 года при выдаче ПТС на автомобили запускаемые в оборот на территории РФ, в графе особые отметки проставляется номер устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).

В заключение уважаемые читатели хотелось бы отметить следующее. После введения обязательного требования наличия во всех вновь ввозимых или произведенных автомобилях с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в страну в значительной мере сократится и так уже упавший за последние годы импорт ввозимых из-за границы иномарок. Вполне возможно, что из-за не продуманной до конца идеи наш авторынок снова потеряет многие модели автомобилей.

Мы не хотим скрывать, что несколько известных зарубежных автомобильных брендов уже заявили о том, что с 2017 года они выводят с рынка некоторые модели автомобилей, так как со своей стороны считают нецелесообразным и экономически невыгодным устанавливать на свои марки машин данную систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Естественно их понять можно, ведь затраты на одну только сертификацию устанавливаемых на автомобили таких устройств вызова экстренных оперативных служб, могут быть не сопоставимы с их небольшой прибылью получаемой при продаже редких или не пользующихся большим спросом моделей машин в России.


Многие мировые автомобильные компании вообще отказались связываться с этой системой ЭРА-ГЛОНАСС, они фактически полностью прекратили импорт многих моделей машин продаваемых в России.

К большому сожалению ничего хорошего в этом нет и не будет, ведь за последние 3 года он стал очень суженным и не интересным для многих мировых автомобильных компаний. Да, мы все прекрасно понимаем, чем меньше будет конкуренции на авторынке, тем лучше станет тому же АвтоВазу.

Признаемся себе честно, что без конкуренции на автомобильном рынке ни одна компания в мире не добилась бы нужного для себя успеха. Поэтому считаем, что в интересах наших властей желательно бы сделать все наоборот, взять и поддержать всех автопроизводителей в нашей стране и отложить на сколько это возможно все те обязательные требования связанные с установкой на автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые они недавно приняли. Ведь это напрямую повлияет на все ценообразование отпускных заводских цен на автомобили, которые не только ввозятся из-за рубежа, но и производятся на территории Российской Федерации.