Разрешенная нагрузка на ось грузового автомобиля, размер штрафа за перегруз. Штраф за превышение нагрузки на ось

Вес груза, превышающий норму, очень часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Это опасно не только для машины, осуществляющей грузоперевозку, но и для всех участников дорожного движения.

Безаварийное движение на автодорогах – это главный критерий для требований, предъявляемых к техническому состоянию и оснащению транспортного средства. В полной мере это относится и к требованию по соблюдению весовых (нагрузочных) норм. Что считается перегрузом грузового автомобиля и кто несет ответственность за соблюдение весовых нормативов?

Что считается перегрузом автомобиля?

Норма нагрузки на дорожное полотно определяется на федеральном уровне. Каждый из субъектов федерации вправе корректировать нормативы применительно для своего региона. Существует 2 основных показателя, которые являются контрольными для измерения допустимых норм груза: вес автомобиля вместе с грузом и нагрузка на оси машины.

Перегрузом считается вес, превышающий нормативы указанных показателей. Превышение установленных норм допускается только по специально выданному разрешению. Остальные же случаи перегрузки классифицируются как административное нарушение и наказываются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

Меры ответственности за перегруз грузового автомобиля

Существует 3 вида материальной ответственности за неофициальный перегруз автомобиля:

  • выплата административного штрафа в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП;
  • возмещение ущерба, причиненного дорожному полотну;
  • выплата штрафа и возмещение ущерба.

Административный штраф

Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз автомобиля несут все лица, причастные к перевозке данного груза, т. е. водитель, ответственное должностное лицо, юридическое лицо и, в случае фиксации нарушения спец. средствами – собственник автомобиля.

В таблице ниже приведены меры ответственности за такое правонарушение, как перегруз машины без получения специального разрешения:

Лица, на которые возложена ответственность
Штраф за превышение массы (тыс. рублей)
2 – 10 %
10 – 20 %
20 – 50 %
более 50 %
водитель
1 – 1,5
3 – 4
5 – 10 или лишение прав на 2 – 4 месяца
7 – 10 или лишение прав на 4 – 6 мес.
ответственное лицо
10 – 15
25 – 30
35 – 40
45 – 50
юридическое лицо
100 – 150
250 – 300
350 – 400
400 – 500
собственник ТС
150
300
400
500

Стоит отметить, что индивидуальный предприниматель (ИП) при вменении ему меры ответственности рассматривается как юридическое лицо.

Возмещение ущерба, причиненного дорожному полотну

Помимо административного штрафа, на владельца транспортного средства может быть возложено возмещение вреда дороге от движения перегруженного автомобиля. Это зафиксировано в Постановлении Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 года. Расчет ущерба осуществляется по специальной методике, утвержденной этим же документом. Сумма, подлежащая выплате, зависит от массы перегруза, типа дороги и количества километров, пройденных по ней данным автомобилем.

Порядок возмещения ущерба следующий:

  • фиксация перегруза средствами автоматического наблюдения или сотрудниками ГИБДД и отправка владельцу ТС уведомления об этом;
  • получение владельцем автомобиля претензии для добровольной оплаты ущерба;
  • оплата собственником ТС рассчитанной суммы в течение 30 дней с момента фиксации нарушения и оформления претензии.

Если же владелец по какой-либо причине в указанный срок не выплачивает денежное возмещение, то на него подается исковое заявление в арбитражный суд. Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

Заметный рост числа автомобилей на наших дорогах привел к весьма неприятным последствиям, в частности к более быстрому разрушению дорожного полона. Чем более интенсивное движение, тем чаще дорожному полотну будет необходим плановый ремонт. Кроме того, также на состоянии дороги сказывается вес автомобилей.

В последнее время власти все чаще стали обращать внимание, на такую проблему, как перегруз машин, поскольку именно из-за него на дорожное покрытие идет большая нагрузка, в результате которой дорога быстрее выходит из строя и нуждается в ремонте. Об особенностях законодательных нормативов, касающихся ответственности за перегруз расскажем ниже.

Грузовые перевозки уже давно прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Это быстроразвивающийся и динамичный бизнес, который обеспечивает граждан стабильным заработком. Только вот к сожалению, далеко не все предприниматели, которые открывают собственное дело в этой отрасли народнохозяйственной деятельности, готовы следовать букве закона, и зачастую идут на сознательные нарушения отечественного законодательства.

Это использование машин при транспортировке товара, которые не прошли техосмотр, недобросовестное оснащение машины, наем некомпетентных работников, превышение допустимые норм груза в транспортном средстве и т.д. Все эти нарушения в рамках одного предпринимателя глядят несущественными, однако при учете всех субъектов деятельности, они составляют значительную проблему, решение которой несмотря на тщательные работы, так и не было найдено. В некоторых случаях предпринимателям гораздо проще оплатить денежный штраф и продолжать нарушать законодательные нормы, чем изначально следовать рекомендациям закона.

Одной из самых популярных проблем в отечественной сфере транспортных перевозок считают перегруз машины. Это довольно серьезная проблема, которая несет за собой немало неприятных последствий, среди которых:

  • повышение нагрузки на замок седла;
  • быстрый износ тормозных колодок, подвески и сцепления;
  • повышенный расход топлива;
  • быстрый износ резины.

Перегруз может привести к созданию неблагоприятной обстановки на дороге, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Да и тормозной путь у таких автомобилей будет увеличен, что также скажется на рисках возникновения аварий.

А если при этом еще и учесть общий вес машины, то в результате столкновения в любом случае образуются большие проблемы, которые будут сопряжены с серьезными штрафными санкциями.

Но самая большая проблема, с которой сталкиваются все собственники грузовых автомобилей — это усиленное давление на дорожное покрытие, в результате чего его эксплуатационные характеристики изменяются в худшую сторону, а само покрытие разрушается заметно быстрее. А это ежегодные траты из государственного бюджета, которые можно было бы пустить на общественные и социальные программы.
Зачастую перегруз грузового транспорта именуется осевой нагрузкой. Это связано с тем, что при превышении норм допустимого веса в машине, заметно увеличивается давление на осевые линии колес, что в свою очередь приводит к увеличению давления на дорожное покрытие.

В настоящее время перегруз грузовых автомобилей считается достаточно серьезной проблемой, и наше законодательство всеми силами пытается бороться с ней. Только за прошедший год было принято около 3 новых проектов, которые предусматривали ответственность за выполнение этого нарушения. Тем не менее, ситуация продолжает оставаться критической и поныне.

Учитывая тот факт, что грузовой транспорт имеется не толк о в собственности крупных перевозчиков, а и физических лиц, законодательство устанавливает для обоих категорий разные степени ответственности и меры наказания соответственно. Вполне естественно, что более серьезную ответственность закон предусматривает для юридических лиц, которые занимаются грузоперевозками в рамках предпринимательской деятельности. В то же время ответственность физических лиц, которые были признаны виновными в нарушении допустимых уровней нагрузки будет несколько ниже.

В настоящее время перегруз автомобилей является настоящей проблемой, которая провоцирует массу неприятных ситуаций. В частности, речь идет о разрушении дорожного покрытия и создании рисков возникновения аварий. Перегруженные автомобили имеют слишком большой вес, что сказывается на увеличение тормозного пути. И при возникновении чрезвычайной ситуации, водитель не сможет применить экстренное торможение.

Для того, чтобы снизить градус напряженности на дорогах, Правительство внедряет новые меры ответственности за перегруз машин. В частности, для нарушителей разработана целая система штрафных санкций, которые включают лишение прав за перегруз грузового автомобиля2015 и штрафы в денежном эквиваленте.

При этом стоит отметить, что лишение прав за перегруз грузового автомобиля в 2016 году применяется довольно редко. Куда чаще на нарушителей накладывают материальную ответственность, которая представлена денежными санкциями.

Законодательно предусмотрены следующие ситуации, при попадании в которые водитель будет наказан денежными взысканиями:

  • если максимальная нагрузка на колесные оси превышает 5% от установленной нормы, то штраф составит от 1,5 до 2 тыс. рублей;
  • если у водителя грузового автомобиля отсутствует разрешение на перевозку, то штраф составит от 2 до 2,5 тыс. рублей;
  • при отклонении от маршрута, который указан в маршрутном листе и заверен подписями должностных лиц, то размер денежного взыскания будет составлять 2-2,5 тыс. рублей;
  • если в перевозке участвует крупногабаритный груз, то при превышении его объемов на 10 см и более штрафные санкции составят 1,5-2 тыс. рублей;
  • если информация в маршрутном листе не соответствует действительности (неверные сведения о массе груза, типе перевозимого товара и маршруте следования), то штрафные санкции для водителя машины составят 10-15 тыс. рублей, а вот для юридического лица размер взысканий вырастет до 250-400 тыс. рублей.

Кроме того, существуют и другие типы ситуаций, которые будут подлежать денежному взысканию. Сумма санкций в таких ситуациях более разнообразна, и может составлять от 1 до 15 тыс. рублей.

Важно! Чтобы не попасть в ситуацию, когда перевозчик и его представитель (водитель) будут подлежать штрафным санкциям, необходимо внимательно проследить, чтобы перегруза не было.

Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:

  • груз не должен препятствовать и ограничивать свободный обзор;
  • управление машиной не должно быть затруднено;
  • все световые приборы должны быть свободными, а груз не должен препятствовать их нормальной работе;
  • в машине должно быть по минимуму пыли и загрязнений, а шумовые эффекты, которые сопровождают авто во время работы не должно приносить дискомфорт.
  • физические лица будут наказаны на 5 тыс. рублей при превышении нагрузки на ось;
  • для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа будет равняться 10-15 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется раскошелиться на 200-400 тыс. рублей.


Стоит отметить, что судебная практика, которая касается штрафных санкций за перегруз машины довольно скудна, и в абсолютном большинстве случае суд встанет на сторону обвинителя. Так что выиграть дело будет практически невозможно, даже при поддержке грамотного и высококвалифицированного правоведа. Так что необходимо сделать все необходимое, чтобы избежать возникновения этой проблемы. А для этого необходимо проявить бдительность и внимание при проверке груза машины и подписании документации.

Для того, чтобы обезопасить дорожное движение от перегруженных транспортных средств, правительство планирует существенно повысить уровень финансовых санкций уже со следующего года. Кроме того, уже сейчас нарушители могут в некоторых ситуациях лишиться своих прав.

В некоторых ситуациях в виде наказания также будет выступать лишение прав вождения. Эта мера наказания будет применена в следующих ситуациях:

  • если у водителя нет разрешения на перевозку грузов повышенной опасности (нефтепродукты, химикаты и прочее);
  • если в сопроводительной документации указывается один тип груза, а на деле машина перевозит опасный габаритный груз, который не соответствует написанному на бумаге, то водитель лишиться прав;
  • если водитель в течение определенного времени несколько раз подвергался денежным штрафам за аналогичные нарушения;
  • если в результате перегруза автомобиля была создана опасная аварийная ситуация, в которой имеются пострадавшие.

Ответственность за перегруз транспортного средства весьма солидная. И чтобы не попасть в историю, когда вы можете лишиться не только своих денег, а и водительского удостоверения, необходимо внимательно мониторить ситуацию и проверять всю документацию до начала движения по маршруту.

Видео на тему штрафов и лишения прав за перегруз грузового автомобиля

Перегруз автомобилей – одно из основных проблем разрушения дорожного покрытия, с которым власти пытаются бороться все активнее. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и штраф за перегруз, которые могут выписать вам за превышение в весе в 2019 году.

Перегрузку автомобиля называют осевой нагрузкой – нагрузку массы автомобиля, которая передается на дорожное полотно колесами каждой оси.

Масса автомобиля (как полная, так и снаряженная) рассчитывается следующим соотношением: . Зачастую, на заднюю ось припадает большая часть нагрузки, нежели на переднюю из-за того. Что грузовой отсек автомобиля находится сзади, а на переднюю часть идет в основном нагрузка от силового агрегата и кабины.

На некоторых участках трасс, и практически перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который указывает на ограничение веса транспортных средств, которые могут проезжать по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает указанную на запрещающем знаке, водитель обязан проехать участок дороги иным путем, где допустимый вес больше нагрузки на ось автомобиля. Игнорирование знаков облагается штрафом согласно статье 12.21.1, 5 части КоАП.

«Игнорирование требований, указанных на запрещающих знаках 3.12 и проезд легкового или грузового автомобиля у которого нагрузка на любую ось или общая фактическая масса превышает указанный вес и не имеется разрешение на перегруз, позволяющее совершить проезд, на водителя накладывается штраф – 2-2,5 тысячи рублей ».

Установленные пределы допустимых нагрузок на оси двухосных автомобиле можно увидеть в таблице:

В группу «А» входят автомобили, разрешенные для эксплуатации по дорогам 1-3 категорий. Для группы «Б» разрешена эксплуатация на дорогах любых категорий.

Опасность перегруза грузового автомобиля

Многие задаются вопросом, чем грозит перегруз автомобиля, что за ним так внимательно следят на контрольных пунктах. Несколько факторов, которые считаются опасными с точки зрения ПДД:

  • Разбивание дорог
  • Вероятность аварийных ситуаций при езде на мостах и старых конструкциях
  • Удлинение тормозного пути, что может привести к аварии

Отметим, тормозной путь удлиняется инерцией груза и создает большую вероятность для заноса автомобиля , что неизбежно в дождливую погоду и гололед. А если груз плохо прикреплен и «ходит» по багажнику, очень сильно увеличивается опасность опрокидывания автомобиля и как следствие – ДТП.

Ответственность за перегруженный автомобиль несет водитель.

КП проверки веса

Контрольные пункты устанавливаются, чтобы проверить массу автомобиля, приходящаяся на каждую ось авто. В случае превышения веса, на водителя накладывается штраф по части 3, статьи 12.21.1:

«Транспортировка грузов большой массы, превышающей максимально допустимую нагрузку на ось, указанную в разрешении влечет наложение штрафа — 1500—2000 рублей на обычных работников, 10000-15000 на должностных лиц и 250000-400000 на юрлиц ».

Допустимый перегруз грузового автомобиля, согласно данной статье составляет не более 5%.

Чтобы свободно ездить с крупногабаритным товаром, нужно получить спецразрешение , которое выдается на специализированных интернет-сервисах или самим грузоотправителем. Проезд без разрешения является причиной для составления административного протокола по части 1 статьи 12.21.1:

«Транспортировка тяжелых грузов без спецразрешения и спецпропуска, если получение его является обязательным или отклонение от указанного в разрешении маршрута, наказуемо штрафом от 2000 до 500000 рублей».

Естественно, не каждый грузоотправитель честен в весе собственного трейлера. В бумагах они указывают одни данные, в то время, как на самом деле может наблюдаться серьезный перевес. В этом случае расплачиваться приходится водителю, так как сотрудники ДПС выписывают штраф за перегруз грузового автомобиля на его владельца. Если водитель дорожит работой, ему придется уплатить штраф, зависящий от жадности инспектора либо количества перегруза. Законом предусмотрены следующие цифры:

«Если водитель предоставил недостоверные данные о габаритах груза, что повлекло за собой нарушение правил транспортировки тяжеловесных грузов, на него накладывается штраф размером 5000 рублей . Если водитель является юрлицом, штраф составит от 250000 до 400000 рублей ».

Следует отметить, что за существенное превышение груза вашему транспортному средству может грозить отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа, чтобы исключить возможность перевозок с повторным перегрузом.

Правила перевозки габаритного груза

При транспортировке крупногабаритного груза нельзя игнорировать и правила перевозки, описанные в ПДД, пункт 23.4:

«Если груз на транспортном средстве выступает более 1 метра сзади либо на 40 сантиметров по бокам, он должен обозначаться знаками «крупногабаритный груз» в дневное время. В ночной период требуется дополнительно установить белые светоотражателями или фонарь спереди, а сзади оборудовать груз светоотражателями красного цвета».

Но помимо ПДД в КоАП, часть 2 указана следующая поправка:

«Транспортировка грузов, которые превышают габариты, вписанные в спецразрешение, свыше 10 сантиметров – влекут наложение штрафа от 1500 до 400000 рублей ».

Перегруз легкового автомобиля

В КоАП указано прямым текстом, что водители грузового транспорта оплачивают штраф за перегруз авто по осям, но о перегрузе легковых авто там нет ни слова. Но не стоит думать, что искушенные инспекторы ГИБДД не смогут найти причину для того, чтобы выписать штраф. Особенно, когда авто перегружено пассажирами или грузом.

Почему перегруз легкового авто также считается опасным:

  • Максимально допустимая нагрузка на авто по документации указывается в пределах 250-600 грн. Превышать данное значение может быть чревато последствиями, которые сказываются на лонжеронах, амортизаторах и рамах.
  • Перегруженный авто имеет очень плохую устойчивость на дороге. Если основная нагрузка приходится на багажник, тогда цент тяжести смещается и переднюю часть авто на поворотах будет заносить. При резком торможении машина может полностью потерять управление.
  • Перегруженный авто задним бампером может тереться о полотно, что приравнивается к порче государственного имущества.

Если по какой-либо причине вам пришлось перегрузить машину, старайтесь ехать в первой полосе и с максимальной скорости в 50 км/час. Таким образом вы вряд ли будете остановлены инспектором и сохраните подвеску авто.

Наказание за перегруз авто

Как писалось выше, статьи о перегрузе легкового авто нет, однако можно попасть под другие штрафы. Следуя пункту 22.8 ПДД, количество пассажиров, находящихся в автомобиле должно соответствовать характеристикам автомобиля.

Перевозить четырех пассажиров в четырехместном седане нельзя , так как не хватит ремней. Так что можете быть наказаны за:

  • Не пристегнутого пассажира – 1000 рублей
  • Нарушение правил перевозки – 500 рублей

В лучшем случае получите предупреждение.

Итоги

Как показывает практика, штраф за перегруз в суде выиграть практически нереально . Судебные органы не будут изучать различные элементы дела, когда есть доказательства в перегрузе. Здесь нужен опытный автоюрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет водителям можно дать только один – внимательно проверяйте груз перед его транспортировкой!

Вас заинтересует:


3 Comments

    Здравствуйте Дарья такой вопрос остановили на посту весового контроля у меня седельный тягач взвесили по общей массе перегруза нет а по осям показало что есть, что в этом случае мне грозит и есть ли за это лишение?

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста: Я двигаюсь на легковом автомобиле (Mitsubishi Pajero4) с прицепом макс.разр.массой до 750кг, нарушаю ли я ПДД, если вес самого прицепа 465кг, а вес груза 660кг (2 квадроцикла)? Если да, то как это доказуемо и чем это грозит.

    Добрый день. Подскажите, пожалуйста: Я двигаюсь на легковом автомобиле (полной массой 1860 кг) с прицепом макс.разр.массой до 1300кг, нарушаю ли я ПДД, если вес самого прицепа 465кг, а вес груза 800кг (экскаватор)? Если да, то чем это грозит. Спасибо.

Штраф за перегруз на ось — одна из самых коварных ловушек для «водителей-тяжеловесов», поскольку динамический весовой контроль может показать перегруз даже при полном отсутствии такового.

Основание для ответственности водителя определяет ПДД, конкретную её стоимость — КоАП. Штраф за перегруз по осям исключением из этих правил не является: речь идёт о пункте 23.1 ПДД и пункте 12.211 Кодекса (части 3 и 5). Как видно из этих документов, штраф грозит за перегруз оси в 5% и значительно отличается для лиц физических и юридических:

  • Водитель (частное лицо) — 1.5-2 тыс. р (лишение прав за тяжелое нарушение на срок 4-6 месяцев);
  • Водитель (должностное лицо) — 10-15 тыс. р.
  • Юридическое лицо — 250-400 тыс. р.

При этом штраф за превышение нагрузки на ось не исключает наказания за и наоборот, ввиду чего общий ценник за нанесение вреда идеальным российским дорогам и душевному равновесию инспекторов ГИБДД, может вылиться в астрономическую цифру. Готовиться к столкновениям на пунктах весового контроля можно по нескольким направлениям, каждое из которых мы рассмотрим деталях.

Штрафы за перегруз по осям (ППГАТ)

Правила перевозки грузов дорогами России определяют точные цифры нагрузки на ось, зависящие от расстояния между сближенными осями. Для использования этих нормативов в деле автомобиль предварительно должен быть идентифицирован или измерен. Сделать это можно по тех. талону или путём измерений, что сразу же вызывает множество вопросов, так приборы для измерения должны быть сертифицированы недопустимо измерение линейками,строительными рулетками и прочее). Текущая версия ППГАТ так определяет предельные осевые нагрузки:

Как видно из этой таблицы, предельная нагрузка может отличаться на целую тонну, в зависимости от расстояния между осями и нормативной нагрузки, под которую дорога была спроектирована, а в сумме и вовсе на 3 тонны. Эта редакция Правил действительна до конца 2014-го года, а штраф за перегруз по осям 2015, будет определять новая версия ППГАТ, включающая также методики расчёта нанесения вреда дорожному полотну в зависимости от региона.

Добавится к списку дорог полотно под нагрузку 6 тонн/ось, а к списку осей сдвоенные и строенные оси прицепов. Нагрузка на одиночную ось (авто с двумя осями) в этой редакции определяет норматив полотна (например, допустима нагрузка в 11.5 тонн для полотна 115 кН/11.5 тс), данные для остальных можно почерпнуть из следующей таблицы:

Вид транспортного средства Расстояние в метрах между осями Предельное значение нагрузки кН/10 тс
Дорожное полотно 60 кН/6 тс Дорожное полотно 100 кН/10 тс Дорожное полотно 115 кН/11.5 тс
Сдвоенные оси Менее 1 м (включая 1 м) 8 (9) 10 (11) 11.5 (12.5)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 9 (10) 13 (14) 14 (16)
1.3-1.8 (включая 1.8 м 10 (11) 15 (16) 17 (18)
Более 1.8 м 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Строенные Менее 1 м (включая 1 м) 11 (12) 15 (16.5) 17 (18)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 12 (13.5) 18 (19.5) 20 (21)
1.3-1.8 (включая 1.8 м 13.5 (15) 21 (22.5) 23.5 (24)
Более 1.8 м 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные Менее 1 м (включая 1 м) 3.5 (4) 5 (5.5) 5.5 (6)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 4 (4.5) 6 (6.5) 6.5 (7)
1.3-1.8 (включая 1.8 м) 4.5 (5) 6.5 (7) 7.5 (8)
Более 1.8 м 5 (5.5) 7 (7.5) 8.5 (9)

В скобках указаны цифры, применяемые для расчета величины наносимого ущерба. В отдельную строчку вынесены значения для автомобилей и прицепов, имеющих более восьми колёс на одной оси. Все эти нормативы должны соблюдаться при погрузке, но необходимо учитывать и тот факт, что перегруз на ось и штраф зависят также от метода проведения весового контроля и погрешности оборудования.

Помимо общих нормативов, на территории некоторых стран СНГ, в частности в РФ, применяется процедура сезонных ограничений, таких, например, как «весенняя сушка». Летом 2014-го года, при температуре свыше 32 °C, «большегрузы» смогут передвигаться по асфальтобетонным дорогам РФ лишь с большими ограничениями в том числе по нагрузке на ось, а в некоторых случаях будут останавливаться вовсе. Официальную информацию можно найти на сайте Росавтодор — организации, ежегодно отстаивающей проект, несмотря на заявления Министерств Юстиции и Экономики о причинении таким способом вреда экономике страны.

Порядок проведения весового контроля

Порядок работы ПВК и допустимое для использования на нём оборудовании описаны в специальном документе, утверждённом Минтранс РФ в апреле 2011-го. Согласно ему для весового контроля должны использоваться два вида весов: динамические и статические (контрольные). Для остановки транспортного средства достаточно «пробоя» на первых (общих) весах при движении ТС со скоростью мене 5 км/ч, но штраф за перегруз по осям можно выписать только по результатам контрольного взвешивания. В конечном акте должны быть указаны оба значения.

Помимо стационарных ПВК, на дорогах может действовать передвижной весовой контроль, однако основанием для штрафа за ось его показания служить не могут.

Если нарушение показывают контрольные весы, составляется протокол, отражающий совершённое водителем административное правонарушение. Инструментальный контроль, протокол и штраф за перегруз на ось составляют разные люди. Соответственно на пункте контроля водителю приходится иметь дело с двумя категориями должностных лиц: сотрудниками ГИБДД и сотрудниками ПВК. Полномочия вторых не простираются далее следующих границ:

  • В присутствии ГИБДД запросить у водителя разрешение на перевоз «тяжеловеса» (и ничего более);
  • Произвести инструментальный осмотр;
  • Сообщить ГИБДД о результатах осмотра;
  • Регулировать движение в пределах действия знака «ПВК»;
  • Выступать в качестве свидетеля при составлении протокола.

Рулевая ось (Steer), ведущая ось (Drive) и оси свободного качения (Trailer – прицепы и полуприцепы) принимают на себя разные типы нагрузок. Соответственно распределяются и шины под нагрузку на ось: рулевые, ведущие свободного качения (на прицеп) универсальные (подходящие для всех типов).

Права и обязанности

Обе категории лиц должны иметь полное обмундирование и предъявлять по требованию водителя документы, удостоверяющие их полномочия. Сотрудник ГИБДД, помимо остановки транспортного средства, имеет право потребовать следующие документы:

  • ТТН (и санитарный паспорт, если из накладной следует, что того требует груз);
  • Путевой лист;
  • Водительское удостоверение, паспорт ТС и карточку техосмотра;
  • Страховой полис.

Водитель может (но не обязан) предъявить специальное разрешение на перевозку тяжеловеса. После прохождения взвешивания водитель имеет право получить пояснения по всем проведённым работам. В составленном акте должны быть отражены все проведённые измерения, нормативные данные дорожного полотна и расчёт ущерба (штраф за перегруз на ось), включая коэффициенты регионов. Также водитель может потребовать паспорт весового и измерительного оборудования (указанным в них данным должны соответствовать размеры и уклоны подъездных дорожек).

Если маршрут не проходит по дорогам федерального значения, возможно получения специального разрешения на провоз «тяжеловеса». Подаётся в отдел сохранности автодорог, вместе подробной развесовкой по осям.

Самостоятельное определение нагрузки на ось

Для того, чтобы избежать штрафа за перегруз о осям, лучше всего, конечно, автомобиль не перегружать. Расчёт можно произвести несколькими способами. В первую очередь нужно получить данные о распределении масс в используемой модели тягача. Существуют специальные программы-калькуляторы, позволяющие рассчитать нагрузку на ось для конкретных машин. Если проблема не так критична и требуется лишь примерное распределение по осям, можно воспользоваться следующими формулами.

  1. Из тех. паспорта (или свидетельства о регистрации) узнаём массу машины (и прицепа, если таковой используется). Нужно учитывать, что реальный вес может незначительно отличаться, к тому же значительная часть его приходится на кабину (двигатель), в общем, на переднюю ось для классического тягача.
  2. Из ТТН узнаём вес груза (любой дальнобойщик понимает, что лучше знать вес реальный, а не указанный в накладной).
  3. Нагрузку на прицеп можно условно считать равной 75% от общей массы груза и прицепа (всё это тянет грузовик). Если груз весит 26 тонн, а прицеп 10, нагрузка на прицеп составит 27 тонн (36 * 0.75).
  4. Нагрузка на прицеп просто делится на количество его осей. Т.е. на каждую ось трёхосного прицепа в нашем примере придётся 9 тонн. Простое деление имеет погрешности (1-2%), но для получения точных данных нужна информация о расстоянии между осями.
  5. На сам грузовик приходится 25% от суммарной массы прицепа и груза, в нашем случае это также 9 тонн (36 * 0.25). Плюс масса самого авто (для примера возьмём её равной 7 тоннам, в сумме — 16 тонн).
  6. На задние оси приходится ~75% от массы авто и нагрузки, т.е. в нашем примере это 12 тонн (16 * 0.75). Если грузовик трёхосник, эту нагрузку можно смело делить на два, т.е. по 6 тонн на каждую заднюю ось.
  7. Оставшиеся 4 тонны должны прийтись на переднюю ось. Финальный расклад по трёхосному прицепу (10 тонн) и трёхосному грузовику (7 тонн) с грузом в 26 тонн следующий: 4 + 6 + 6 + 9 + 9 + 9.

Заключение

Реальное давление оси на участок земли (измерительные приборы) зависит от множества параметров, среди которых можно найти даже давление в шинах и износ протектора. Поэтому водитель часто оказывается заложником ситуации, забирая груз проходящий по весу только условно, однако именно ему грозит лишение прав, в случае взятия вины на себя.

Нагрузка на ось и штраф являются не только следствием погрузки, но и измерения на Посту весового контроля.

Штраф за превышение нагрузки на ось не означает, что вред дорожному полотну нанесён умышленно (не в следствие, например, смещения груза), а именно в этом случае судам рекомендуется использовать лишение прав. Для того чтобы доказать умышленный перегруз оси, проще всего получить акт без всяких пометок, но с подписью водителя, т.е. чисто доказанное нарушение. Во избежание этого водителю рекомендуется принимать самое активное участие в процессе «взвешивания» и делать пометки в акте о любых несоответствиях установленному регламенту проведения весового контроля.

Показания динамических весов не должны быть причиной идти на поводу у инспектора, ведь только по документам их погрешность может достигать нескольких процентов, а на деле часто «динамика» показывает перегруз в 5-10%. Штраф за перегруз по осям может быть выписан только после взвешивания на контрольных, статических весах, при том условии, что прибор сертифицирован и используется правильно.

Чересчур груженое транспортное средство представляет существенную угрозу не только для водителя, но и для иных участников движения. Причем не имеет значения, грузовой это автомобиль или легковой. От избыточной массы ТС страдает даже дорожное покрытие. Каждый автовладелец должен знать, как рассчитывается перегруз, и понимать степень ответственности за нарушение правил.

С 2015 года нормативно-правовые документы, касающиеся провоза груза, претерпели некоторые изменения. С учетом новых сведений разрешенная максимальная масса транспортного средства была подкорректирована.

Предельно допустимый вес грузового ТС (автопоезда) – 44 тонны. Нагрузка на ось любого грузового автомобиля определяется, исходя из категории дорог, которые рассчитаны на провоз разного по весу груза. Перегруз грузового автомобиля потребует от водителя получения соответствующего разрешения на выезд. Касаемо легковых ТС так же есть некоторые ограничения. Водитель не вправе провозить в своей машине пассажиров больше, чем это регламентировано законодательством.

Воздействие на ось автомобиля, иначе говоря, осевая нагрузка – это та нагрузка от общей массы ТС, которая передается на дорожное полотно колесами каждой из осей. При повышенной нагрузке дорожное полотно разрушается. Кроме того, тормозной путь перегруженного автомобиля более длинный, что может создать аварийную ситуацию на дорогах.

Стоит учитывать и тот факт, что распределение нагрузки происходит неравномерно: на заднюю ось приходится существенно больше, чем на переднюю. Связано это с особенностью расположения грузовой платформы: в задней части автомобиля. При осуществлении движения по участку дороги, который снабжен знаком 3.12, водитель обязан обратить внимание на предельно разрешенную нагрузку на ось. Если в его ТС нагрузка не соответствует данной, то необходимо сменить маршрут. В противном случае, нарушение повлечет за собой штраф за перегруз. Согласно Административному Кодексу РФ (ч.11 ст. 12.21.1), сумма административного взыскания составляет 5 000 руб.

Правила перевозки определяют приемлемую массу автомобиля. Ознакомиться с информацией можно ниже:

Более сложному расчету подлежит допустимая нагрузка на ось. Здесь учитывается категория дороги, а также расстояние между осями и тип колес.

Примерный расчет

Таким образом, масса транспортного средства вычисляется как сумма показателей нагрузки по осям. Узнать массу автомобиля можно, заглянув в свидетельство о регистрации. Сложнее определить фактическую массу груза. Для получения точного расчета можно воспользоваться специальным калькулятором.

Последние бывают двух видов:

  1. Стационарные (СПВК).
  2. Передвижные (ППВК).

Стационарные пункты весового контроля располагаются в специальном месте, где постоянно находится оборудование и персонал.

Его передвижной аналог, напротив, оборудован на базе фургона. Такой пост имеет существенное преимущество – мобильность. Поскольку пункт контроля веса постоянно передвигается, владельцу грузового ТС не под силу выявить место его дислокации.

Процедура стационарной проверки позволяет избежать перегруза по осям. На сегодняшний день существует два типа взвешивания:

  1. Динамическое.
  2. Статическое.

Первое проводится в процессе движения автотранспорта, причем допустимая скорость - не более 5 км/час. Для фиксации измерений используются автоматические поосные весы, с помощью которых осуществляется развесовка автомобиля по осям. Приемлемая погрешность при расчетах - 3%.

Статическое взвешивание возможно только после остановки автомашины. Специальная платформа с установленными тензодатчиками позволяет максимально точно рассчитать нагрузку и перегруз по осям.

Разрешение на перевоз груза

Помимо этого, процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Так, при нагрузке по осям более 2% от допустимого следует получить разрешение для передвижения по автодорогам (согласно ФЗ №257 от 08.11.2007 п.2 ст.31). Для этого необходимо согласовать маршрут и компенсировать урон, наносимый дорожному покрытию. Для транспорта Вооруженных сил России делается исключение.

Для разрешения на перевоз опасных грузов, согласно п. 9 приказа Минтранса России № 258 (24/07/2012), необходимы следующие документы:

  1. Соответствующее заявление владельца ТС.
  2. Ксерокопия документов на ТС.
  3. Схема распределения перевозимого груза.
  4. Технические требования к перевозке.

Если водитель не получил специальное разрешение, кроме наложения штрафных санкций, его могут лишить водительского удостоверения. Это регламентируется Административным Кодексом РФ (ч. 1 ст. 12.21.2)

Установленные штрафные санкции за перегруз

То, какой штраф предусмотрен за перегруженные автомобили, напрямую зависит от правовой категории владельца. Данное административное наказание имеет три уровня ответственности:

  • Для физических лиц предусмотрен штраф в размере 1 500 – 2 000 руб.
  • Должностные лица заплатят более 15 000 руб.
  • Для юридических лиц сумма штрафа доходит до 400 000 руб.

Кроме прямого нарушения, может иметь место неточность в документах: когда реальный вес груза не соответствует заявленному. При этом максимально возможная нагрузка на ось значительно превышает нормативы. В этом случае размер установленного штрафа:

Основанием для применения в отношении водителя санкций является весовой контроль на дороге инспектором ГИБДД.