Огромный выбор автотранспортных средств вынуждает периодически вводить новые категории в удостоверение, дающее право на управление определенными видами техники. Российским законодательством также предусмотрены некоторые дополнительные пункты в водительском удостоверении. Например, что означает категория b1 в водительских правах?
Это нововведение появилось два года назад и на момент текущего года остается законным основанием, дающим право на управление определенными транспортными средствами.
Новая графа появилась благодаря массовому распространению различного рода квадрициклов и трициклов. Уместнее будет сказать, что категория В осталась без изменений (разрешает вождение легкового автотранспортного средства менее 3500 кг с количеством сидячих мест не более 8), а b1 является дополнительным подпунктом к ней.
Все нововведения отображены на оборотной стороне водительского удостоверения наряду с основными пунктами.
Транспортные средства с менее тяговитыми двигателями и значительно меньшими габаритами уже относятся к другой категории, введенной для мопедов (М).
Дополнительно к пункту b1 предусмотрены два подпункта, которые проставляются в крайней правой графе (12) в строке с указанием категории. Эти дополнительные аббревиатуры обозначаются как «AS» и «MS». Возникает вопрос о том, какие машины можно водить, обладая этими отметками в собственных правах, и что означает AS:
Трициклы и квадрициклы набирают широкую популярность в нашей стране за последние годы. Эти агрегаты популярны в виде транспортных средств выходного дня, на которых можно осуществлять передвижение по пересеченной местности, труднопроходимым дорогам и другим интересным местам:
Квадроциклы и квадрициклы – это совершенно разные транспортные средства. Первая категория мототранспорта не предназначена для передвижения по общественным дорогам, они также не имеют кабины. Вторая категория мототранспорта оснащена кабиной и имеет возможность передвижения по дорогам общего пользования и больше напоминает автотранспорт или мотоколяску.
Открытие данного подпункта к основной графе В не требует значительных усилий. Для ее получения не предусмотрена программа обучения и сдача экзаменов.
Вышеописанные подкатегории также открываются в автоматическом режиме для водителей, проходящих процедуру замены водительского удостоверения по истечению его срока действия или в итоге восстановления документа по причине утери, кражи. В данном случае прохождение дополнительного обучения с точки зрения законодательства нашей страны не предусмотрено.
В случае необходимости получения категории b1 для новичков, учеба и сдача соответствующих экзаменов — обязательные мероприятия. На выбор начинающим водителям предоставляются варианты прохождения программы обучения по направлениям А или В, либо одновременно обеим.
Категории прав вождения были придуманы, чтобы разделить все транспортные средства на полтора десятка различных видов, различающихся грузоподъемностью, мощностью двигателя, количеством колес и пассажирских мест.
Невозможно или крайне сложно научиться водить абсолютно все транспортные средства, да это и не нужно рядовому водителю. Зачем уметь водить тяжелый грузовик с прицепом, если хватит и стандартной категории B для управления семейным авто?
Категории упрощают жизнь водителя, разрешая ему сдавать экзамен в ГИБДД на управление только тем транспортом, которым он действительно будет пользоваться. Ранее в России было всего несколько категорий, но после принятия в 2014 году новой редакции Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ появилось множество новых категорий.
В 2019 году существует всего 16 категорий и подкатегорий прав, которые позволяют управлять любым транспортным средством – от мопеда и квадроцикла до грузовиков с прицепом и троллейбусов.
Чтобы получить одну или несколько из них, потребуется сдать соответствующий теоретический и практический экзамен в ГИБДД.
Но имеются и исключения. К примеру, категорию М (мопеды, скутеры и квадроциклы с объемом двигателя до 50 куб. см) получают все водители, открывшие любую другую категорию прав.
Категория, подкатегория транспортного средства | Расшифровка категории | С какого возраста можно открыть | Эксплуатационные характеристики |
A | Мотоциклы | С 18 лет | Объем двигателя превышает 125 куб. см |
A1 | Легкие мотоциклы | С 16 лет | Объем двигателя менее 125 куб. см |
B | Легковые автомобили | С 18 лет | Автомобили с массой до 3.5 тонн и с количеством пассажирских мест до 8 |
Be | Легковые автомобили с прицепом | С 18 лет | Автомобили с массой до 3.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг |
B1 | Трициклы и квадрициклы | С 18 лет | Объем двигателя свыше 50 куб. см |
C | Грузовики | С 18 лет | Масса грузовиков – более 7.5 тонн |
C1 | «Легкие» грузовики | С 18 лет | Масса – от 3.5 до 7.5 тонн |
Ce | Грузовики с прицепом | С 18 лет | Масса прицепа – более 750 кг |
C1e | «Легкие» грузовики с прицепом | С 18 лет | Масса грузовиков – от 3.5 до 7.5 тонн, масса прицепа – более 750 кг |
D | Автобусы | С 21 года | Количество пассажирских мест – от 16 |
D1 | Малые автобусы | С 21 года | Число пассажирских мест – от 8 до 16 |
De | Автобус с прицепом | С 21 года | Масса прицепа – более 750 кг |
D1e | Малые автобусы с прицепом | С 21 года | Число пассажирских мест – от 8 до 16, масса прицепа – более 750 кг |
M | Мопеды и квадроциклы | С 16 лет | Объем двигателя – до 50 куб. см |
Tm | Трамвай | С 21 года | — |
Tb | Троллейбус | С 21 года | — |
Новая категория M позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см. Квадроциклы – это транспортные средства, у которых 4 колеса, мотоциклетный (велосипедный руль) и посадка «верхом». В квадроциклах нет салона и педалей, все функции управления выполняются «по-мотоциклетному».
Категория M заняла пустующую нишу. Современные легкие мопеды и скутеры стали развивать приличную скорость (до 80 км/час), став полноправными участниками дорожного движения. Ранее же привлечь лиц, управляющих мопедами (в основном это были несовершеннолетние граждане) не было никакой возможности. Теперь же управлять мопедами можно только с действующими правами и соответствующей категорией, которую можно открыть с 16 лет.
Важно! Удостоверение тракториста-машиниста не дает права на управление мопедами и легкими квадроциклами с объемом двигателя до 50 куб. см.
Новая категория B1 дает право на управление квадрициклами и трициклами. Квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с автомобильной посадкой (кресло или диван) и круглым автомобильным рулем, которые обычно имеют подобие салона, то есть оснащены крышей. Трициклы отличаются от квадрициклов только количеством колес (в трицикле их 3).
Масса квадрициклов и трициклов должна превышать 400 кг (550 кг с грузом), а мощность двигателя быть более 15 кВт, именно тогда для их управления потребуются права с подкатегорией B1. В противном случае транспортное средство будет приравнено к мотоциклу, и для управления им потребуется стандартная мотоциклетная категория A.
Важно! Если квадрицикл или трицикл оснащен двигателем с объемом до 50 куб. см, то управлять им можно с категорией M (мопеды, легкие квадроциклы и квадрициклы, скутеры).
Категории B и Be дают право управления легковыми автомобилями с максимальной массой до 3.5 тонн и количеством сидячих мест не более 8. Это наиболее распространенные категории. Разница между B и Be в том, что категория B разрешает перевозить на легковых автомобилях прицепы с массой до 750 кг, а категория Be – прицепы с массой более 750 кг. В последнем случае максимальная масса прицепа не должна превышать массу самого автомобиля без нагрузки, а общий вес (автомобиль и прицеп) не должен быть более 3.5 тонн.
Категория C1 стала обозначать грузовые автомобили с массой более 3.5 тонн, но не более 7.5 тонн (так называемые «легкие» грузовики). Она позволяет подсоединять к грузовикам и прицепы с массой до 750 кг. Если же прицеп превышает указанную цифру, то потребуется получить особую категорию – C1e. В этом случае максимальная масса грузовика и прицепа не может превышать 12 тонн.
Если у водителя имеется старший класс C – грузовики с массой более 7.5 тонн, то он может водить и более легкие грузовики, подпадающие под категорию C1. Аналогично и категория Ce дает право управлять «легкими» грузовиками с прицепом более 750 кг (категория C1e).
Категория D дает право управления профессиональным пассажирским транспортом с количеством мест от 16 и более. Новая подкатегория прав D1 выделила в отдельный тип малые автобусы с количеством пассажирских мест от 8 до 16. Категории De и D1e позволяют управлять «большими» и малыми автобусами с прицепами, если масса последних свыше 750 кг.
Важно! Открыть любые категории, разрешающие вождение автобусов, разрешается только с 21 года.
Новые категории Tm и Tb стали необходимы тем, кто по роду профессиональной деятельности управляет трамваем (Tm) или троллейбусом (Tb). До недавнего времени оба этих вида общественного транспорта не выделялись в отдельную категорию, а информация о том, что водитель имеет право ими управлять, вносилась в специальную графу водительских прав (в качестве особых отметок).
В водительском удостоверении современного образца на оборотной стороне есть пункт под номером «12» — особые отметки. Какими они могут быть? Речь идет прежде всего об отметках AS и MS.
Пометка AS разрешает водителю управлять соответствующим видом транспорта (категория B1) с автомобильной посадкой (кресло, диван) и автомобильным круглым рулем. Буквы MS означают, что водитель вправе управлять транспортом (B1) с посадкой мотоциклетного типа («верхом») и мотоциклетным (велосипедным) рулем.
Особая отметка AT разрешает управление транспортом только с автоматической трасмиссией. Обозначение ML говорит о том, что у водителя имеется ряд медицинских ограничений на управление транспортом соответствующей категории (к примеру, при вождении требуется использовать очки или контактные линзы).
) разделена на несколько отдельных. Одной из наиболее популярных на данный момент является b1.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Её наличие позволяет осуществлять управление:
Если же квадрацикл, трицикл не предназначены для передвижения в черте города, то для управления им необходимо будет наличие специальных тракторных прав.
Обязательно выполнение следующих требований к самой технике:
Рассматриваемый момент регламентируется Приказом №6 МВД Российской Федерации от 01.04.14 г. Именно он регламентирует не только возникновение большого количества различных подкатегорий, но также существенное изменение самого внешнего вида водительского удостоверения.
Если ранее у гражданина Российской Федерации имелись права категории В, то при замене водительского удостоверения в обязательно порядке будет проставлены все подкатегории. В1 в том числе.
Что является весьма немаловажным фактором. Тем лицам, которые сдали на права после выхода обозначенного выше приказа МВД, необходимо будет в обязательном порядке учиться и сдавать на права на каждую подкатегорию по отдельности.
Для получения удостоверения рассматриваемого типа необходимо будет соответствовать определенным требованиям – возрастным и медицинским.
Стоит заранее ознакомиться со всеми ними. Так как при не прохождении медицинской комиссии получить водительское удостоверение будет попросту невозможно. Причем требования к кандидатам предъявляются достаточно серьезные.
Получение водительского удостоверения категории В1 возможно только лишь при отсутствии следующих противопоказаний:
Перечень ограничений по здоровью достаточно обширен. Именно поэтому необходимо будет в обязательном порядке заранее разобраться со всеми важными нюансами.
Допускаются некоторые исключения. Например, возможно управление автомобилем с нарушением цветового восприятия.
Но пройти медицинскую комиссию в случае обнаружения у потенциального водителя дихромазии будет невозможно. Также не допускается управление транспортным средством больным диабетом.
В случае наличия каких-либо болезней сердца вопрос разрешается в индивидуальным порядке. Особенно серьезным фактором является наличие гипертонии. В случае её наличия получить права будет очень сложно.
Непосредственно сама процедура прохождения медицинской комиссии включает в себя посещение следующих докторов:
В случае успешного прохождения медицинской комиссии будет выдана справка унифицированного действующим законодательством образца. Формат её установлен .
Номер справки рассматриваемого типа – . При этом такой документ имеет несколько уровней защиты, а также подлежит достаточно строгой отчетности.
Ранее выдавались медицинские справки другого образца – на данный момент он не используются. Сами справки такого типа действительными не являются.
Ранее длительность действия медицинской справки для управления транспортным средством составляла 3 года. На данный момент, в соответствии с Приложением №2 срок действия рассматриваемого документа сокращен всего до 2 лет.
По истечению данного отрезка времени обязательно требуется пройти медицинскую комиссию заново. Для лиц, имеющих какие-либо ограничения, связанные со здоровьем, необходимо в обязательном порядке проходить медицинскую комиссию заново каждый год.
Обязательным условием является проверка знаний, а также умений водителя, позволяющих управлять на должном уровне транспортным средством. Обязательно потребуется сдать экзамен (теоретический и практический).
Причем проверка знаний осуществляется целых два раза:
Причем сам формат проведения экзамена в разных местах практически не отличается. Подготовка осуществляется по стандартным билетам.
Но следует помнить, что правила движения по дорожному полотну для транспортных средств различных категорий несколько отличаются.
Именно поэтому различается содержимое экзаменационных билетов для категории А и В1 или же В1 и С. Стоит учитывать данный немаловажный факт.
Процедура сдачи экзамена в ГИБДД полностью автоматизирована. Все билеты отображаются на компьютере. После того, как все ответы даны – они анализируются и принимается решение о сдаче/не сдаче. Аналогичным образом обстоят дела с практикой.
Потребуется в обязательном порядке на соответствующем уровне показать технику управления транспортным средством:
Чтобы получить водительские права категории В1, необходимо обязательно выполнение некоторых действий:
После свершения всех обозначенных выше действий можно будет в соответствующем отделении получить уже готовое удостоверение.
На данный момент оно выдается в единственном, унифицированном законодательством формате.
Представляет собой пластиковую карту – с обратной стороны находится перечень всех возможных категорий и подкатегорий. С лицевой – подробные реквизиты водителя, его фотография.
Стоит заранее ознакомиться с процедурой получения водительского удостоверения максимально пристально. Впоследствии это позволит существенно сэкономить время, а также избежать различных сложных и даже конфликтных моментов.
Заказать получение или же замену документа рассматриваемого типа можно через интернет, на портале «Госуслуги».
Но для этого обязательно потребуется предварительно зарегистрироваться. В профиле потребуется указать реквизиты паспорта и других документов.
Необходимо помнить, что обучение в автомобильной школе требует соответствующей оплаты.
Причем величина необходимой суммы напрямую зависит от следующих важных факторов:
На законодательном уровне установлены определенные стандарты обучения. Они включают в себя определенное количество часов практики, а также теоретической подготовки.
Прохождение её строго обязательно. Но некоторые школы предлагают пройти дополнительное обучение – увеличенное количество часов практики.
Соответственно стоимость подобного обучения будет несколько выше. Со всеми условиями можно будет ознакомиться заранее, до момента заключения соглашения.
На данный момент расценки на обучение на категорию В1 следующие (в зависимости от региона расположения):
Наименование школы | Регион | Стоимость, рублей |
«Пилот», В1 | Москва | 15 000 |
«Пилот», В+С | Москва | 25 000 |
«Зеленый свет», В1 | Волгоград | 12 500 |
СпбГЛОО ВОА, В1 | Санкт-Петербург | 14 000 |
ОСТО МАИ, В1 | Москва | 16 000 |
«Курсант», В1 | Екатеринбург | 15 000 |
«Звездный мост», В1 | Уфа | 16 400 |
«Экипаж», В1 | Челябинск | 17 250 |
«Орлан», В1 | Вологда | 10 300 |
«Мотор» | Ноябрьск | 17 450 |
Некоторые автомобильные школы предлагают одновременное обучение сразу на несколько категорий. Соответственно, стоимость такого пакета услуг существенно выше обучения на одну категорию В1.
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.
любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.
Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).
Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.
Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».
С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.
Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».
Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:
Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:
На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).
Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:
Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.
Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».
Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».
Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:
Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».
Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.
По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.
Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.
Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.
В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.
Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.
Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:
Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.
Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.
Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.
Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.
Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.
Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.
В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.
Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.