Какой штраф за перегруз на ось. Какой штраф за перегруз

Количество большегрузного транспорта на трассах все время увеличивается, что неминуемо приводит к быстрому разрушению дорожного покрытия. Особый ущерб дорожному полотну наносит чрезмерно загруженный транспорт. По статистике, около 30% грузовых автомобилей движется по дорогам России с перегрузом. В связи с этим Министерство Транспорта постоянно ужесточает штрафные санкции, связанные с превышением допустимой нагрузки.

В чем опасность перегруза?

Перегруз – очень распространенное нарушение, ведь любой поставщик желает извлечь максимальную выгоду из каждой перевозки, а для дальнобойщиков оплата за рейс напрямую зависит от объема доставленного товара. Однако перегруз – это не только причина износа дорог, но и угроза для безопасности движения.

Последствия перегруза:

  • быстрый износ частей грузового автомобиля;
  • разрушение дорожного покрытия, образование колеи;
  • вероятность обвала конструкций с ограниченной нагрузкой;
  • рост аварийности на дорогах.

Тормозной путь перегруженного транспорта из-за действия инерции увеличивается в разы, а плохо закрепленный тяжелый груз повышает риск заноса, особенно на мокрой или обледенелой дороге. Все это довольно часто приводит к серьезным ДПТ с несколькими участниками. В связи с этим за превышение допустимой нагрузки предусмотрена административная ответственность. В соответствии с рисками штрафы за перегруз грузовых автомобилей всегда достаточно высокие.

Как определяется перегруз?

Любая автомобильная дорога строится по государственном стандарту, который предусматривает максимальную нагрузку. Пределы допустимой нагрузки для разных видов транспорта прописаны в ПДД. Для автоматизированного весового контроля используются 2 показателя: общая допустимая масса и разрешенная нагрузка для передней и задней оси.

Максимально допустимый вес груза зависит от расстояния между осями. Для категории А его величина составляет от 6 до 10 тонн на ось. Для группы В – от 4,5 до 6 тонн. Чтобы определить размер нагрузки, на контрольных пунктах используются специальные платформы. На них производится взвешивание каждой оси автомобиля. Затем полученные показатели сопоставляют с весом, обозначенным в сопроводительных документах.

В ПДД также предусмотрена погрешность в перегрузе транспорта, которая составляет не более 5% от общей массы. Если обнаруживается перевес, превышающий это значение, инспектор ГИБДД имеет все основания составлять протокол. Иногда возникают спорные ситуации, и для их разрешения водителю необходимо проехать на стационарный пункт взвешивания.

Штрафы за перегруз

Обнаружение перегруза при взвешивании влечет за собой денежное взыскание или . Стоит отметить, что с некоторых пор ответственность несет не только перевозчик, но и владелец груза. В 2016 году штрафы за перегруз грузового автомобиля для водителя составят 1500–2000 рублей, для должностного лица – до 15000 рублей, для юридического лица – до 400000 рублей.

Точная сумма денежного взыскания зависит и от величины перевеса. Максимальный штраф предусмотрен для перегруза более 50%. А за превышение допустимой нагрузки на 20% и более водитель рискует не только заплатить штраф, но и лишиться прав на срок от 2 до 6 месяцев. За существенное превышение нормы автомобиль могут даже отправить на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Для случаев мошенничества, когда водитель намеренно предоставляет сопроводительные документы с некорректно указанной массой груза, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Водители далеко не всегда знают о совершаемом нарушении, поскольку в чаще просто получают накладные с заниженными данными. Для должностных лиц и организаций размер штрафа будет тот же, что и за перегруз.

Чтобы перевозить крупногабаритные грузы, необходимо получить специальное разрешение. При отсутствии этого документа или при отклонении от обозначенного в нем маршрута придется заплатить от 2000 до 500000 рублей.

Также следует помнить, что для перевозки крупногабаритного груза существуют определенные правила. К примеру, его нужно обозначать специальными знаками, а в ночные часы – дополнительными красными светоотражателями. За перевозку груза, габариты которого не соответствуют указанным в спецразрешении, будет выписан штраф от 1500 до 400000 рублей.

При подъезде к мостам и временным сооружениям можно увидеть знаки 3.11 и 3.12. Они запрещают проезд по указанным участкам дороги для автомобилей с перегрузом. За нарушение предупреждения водитель обязан выплатить штраф в размере 2000-2500 рублей.

Что касается перегруза легковых автомобилей, то ПДД не содержат никаких ограничений на этот счет. Не считая допустимого количества пассажиров и нагрузки легкого прицепа. За «лишнего» пассажира в можно получить штраф в 1000 рублей, за перегруз прицепа – 500 рублей.

Перегрузки часто становятся притчей во языцех у всех перевозчиков, поскольку очень трудно контролировать вес груза, который заказчик стремиться погрузить в машину. При этом в большинстве случаев все последствия расхлебывает водитель и владелец машины, которые оплачивают штрафы, пережигают топливо и портят машину, при этом не имея даже возможности узнать реальный вес груза в машине. Но этому можно и нужно противостоять!

Первое и самое главное – за перегруз отвечает грузоотправитель, но только в том случае, если вес его (грузоотправителя) груза превышает указанный в товарно-транспортной накладной и это можно доказать. Проще говоря, если Вам на машину погрузили 4 стальных чушки, по 5 тонн каждая, а на весах оказалось, что каждая весит не 5, а 6 тонн, то виноват грузоотправитель. Можно спокойно звонить ему и просить прибыть на пост весового контроля для разбора полетов.

Если груз может менять свой вес в зависимости от влажности (например, древесина), то тут все будет гораздо сложнее, так как в договоре могут быть хитрые пункты о том, что грузоотправитель не несет ответственности за перегруз, возникший из-за намокания груза, при этом сложно будет доказать, какую древесину они грузили, т.е. не факт, что перегруза не было в момент загрузки.

В таком случае Вас спасут датчики нагрузки на ось, которые выпускаются как для машин с пневматической подвеской (подушки), так и для машин с рессорной подвеской. Конечно эти датчики стоят денег, но их стоимость ничтожно мала по сравнению со штрафами, которые могут выписать сотрудники постов весового контроля в случае обнаружения перегруза. К тому же ими может пользоваться не только водитель, но и владелец машины, который в режиме реального времени сможет узнавать текущую загрузку машины, чтобы не оказываться в ситуациях, когда водитель звонит и со слезами рассказывает «про беспредел на пункте весового контроля», тогда как в кузове у него лишних 5 тонн, которые он загрузил за наличные от диспетчера. К сожалению, так тоже бывает.

Если Вы не сможете доказать вину конкретного грузоотправителя (например, в дороге действительно был взят «попутный груз» и так далее), то оплачивать штрафы придется владельцу или водителю, смотря как они договорятся между собой.

Иногда складывается такая ситуация, когда Вас еще не поймали за руку с перегрузом, либо поймали, но сумма штрафа не значительная или есть возможность «решить на месте», но при этом в документах указан нормальный вес груза, т.е. часть груза, которая и подставила Вас, нигде не записана. Тогда у Вас появляется шикарная возможность наказать хитрого грузоотправителя законным путем. Если, например, в накладной написано, что Вам погрузили 20.000 килограмм чего-то, то сдать на склад Вы должны именно 20.000 килограмм этого «чего-то», если, конечно, вес груза посчитан только в килограммах и он является разделимым. Таким образом, если в документах записано, что вес груза 20.000 кг, то все «излишки», которых иногда бывает несколько тонн, Вы можете оставить себе! Главное не делать лишних телодвижений, а просто оставить «излишки» груза в надежном месте. Это нельзя назвать 100%-законным, но и незаконным это тоже не назвать, ведь Вам погрузили «20 тонн», выгрузили тоже 20 тонн, так какие еще 5 тонн Вы не привезли? Естественно, что после этого начнутся угрозы от грузоотправителя, но помните, что если человек один человек подписался под тем, что загрузил в машину ровно 20 тонн, а другой подписался под тем, что выгрузил их, то никаких мифических 5 тонн просто не могло взяться в машине. Обычно машину загружает не глава компании, а наемный рабочий, поэтому почти всегда у него нет никаких рычагов давления на Вас. А как поступить с грузом – решайте сами. Хотите – идите с ним на рынок, хотите – продайте грузоотправителю/грузополучателю, но никогда не признавайте то, что это был «перегруз», так как это может плохо закончится. Если Вы не уверены в себе, то лучше всего отнесите на рынок, где вопросов будет меньше, а цена выше.

Грузоотправитель

При заполнении счета-фактуры указание сведений о грузоотправителе (его наименование и адрес) в общем случае является обязательным (ст. 169 НК РФ). Подробнее об этом, условиях, при которых информацию о грузоотправителе можно не указывать, а также ответственности грузоотправителя за перегруз автомобиля расскажем в нашей консультации.

Кто такой грузоотправитель

Грузоотправитель – это юридическое или физическое лицо, которое сдает груз к перевозке и которое указывается в качестве отправителя в перевозочных и иных документах.

Полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами, а также его адрес должны указываться в счете-фактуре или УПД по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137, Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

Если счет-фактура или УПД составляются комиссионером (агентом), приобретающим у двух и более продавцов товары от своего имени, по строке 3 через точку с запятой указываются полные или сокращенные наименования грузоотправителей и их почтовые адреса.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, в строке 3 указывается «он же».

В том случае, если счет-фактура или УПД оформляются не на груз, а на работы, услуги или имущественные права, то фактически грузоотправитель отсутствует, а потому по строке 3 проставляется прочерк.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля


Отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются договором перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Перевозчик обязан в согласованные сроки подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Это означает, в том числе, что поданные транспортные средства должны быть способны к перевозке груза, указанного в заявке (заказе), договоре перевозки или договоре об организации перевозок. Пригодность к перевозке подразумевает, к примеру, что грузоподъемность транспортного средства соответствует договорным условиям. Если же в процессе погрузки будет превышена грузоподъемность автомобиля, т. е. допущен перегруз, по вине грузоотправителя, он несет ответственность в соответствии с договором перевозки.

Так, например, грузоотправитель предоставил перевозчику недостоверную информацию о массе перевозимого груза, при этом провозная плата установлена в расчете на единицу массы этого груза. За превышение грузоподъемности автомобиля договором предусмотрен штраф для грузоотправителя в размере 20% провозной платы. К слову, именно такая величина штрафа за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе и габаритах, установлена ч. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, который таким нарушением был причинен перевозчику.

Кроме того, за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, если это привело к нарушению правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, предусмотрены административные штрафы по КоАП РФ (ч.ч.8,9 ст. 12.21.1).

Кто платит за перегруз?


12 февраля 2016, 11:33


Кто несёт ответственность за перегруз.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось

От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ)

· для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;

· для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

· штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

· оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

· оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

· факт искажения сведений;

· наличие и размер понесенного ущерба;

· причинную связь между правоотношением и ущербом.

· превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

· в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

Кто платит за перегруз


В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.

Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.

Кто несёт ответственность за перегруз.

В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.

Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.

¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.

² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется верхней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.

Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:

  • для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
  • для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.

Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.

Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.

Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.

Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).

Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.

Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.

Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40оС и т. п.

Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.

Суть введения весенних и летних ограничений — замена предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.

Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.

Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.

Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.

Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.

Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.

При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.

Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.

Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?

Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.

Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.

Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.

Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.

Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <. > частями 1-6 статьи 12.21.1 <. > настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.

Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:

  1. Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
  2. Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
  3. Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.

После выполнения каждого из этих действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.

Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

  • штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
  • оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
  • оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

  • превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.

Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.

Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.

Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.

Говорят весовщиков губернатор крышует или его дети.

Актуальные штрафы за перегруз грузовых машин для физических и юридических лиц.


Стремление получить максимальную выгоду за рейс частенько толкает водителя или владельцев авто на перегрузку машины. Мы расскажем, когда можно говорить о ней, нормах закона в этой сфере, полномочиях сотрудников ГИБДД, ответственности водителей и юридических лиц, правильном оформлении документации на груз.

○ Что такое перегруз по закону, кто и как его проверяет?

Дороги – одна из болевых точек нашей страны. Они разрушаются по многим причинам, начиная с нарушения технологии укладки заканчивая погодными явлениями. Свою лепту вносит и большегрузный транспорт. В стремлении максимально сэкономить на доставке грузополучатель заведомо занижает массу груза, а перевозчик перегружает машину. В результате дорожное покрытие страдает больше чем можно себе представить.

Перегруз определяется массой авто, которая создает нагрузку дорожному полотну колесами оси. Масса автомобиля складывается из нагрузок на переднюю и задние оси. Конечно, задняя ось получить большую нагрузку из – за расположения груза.

Перегруз не только вредит дорожному полотну, но и опасен для самого водителя. Даже будучи хорошо закрепленным он увеличивает, и без того значительный у грузовых авто, тормозной путь, крен автомобиля в поворотах и пр.. Незакрепленный груз опасен в двойне, так как снижает устойчивость, может способствовать заносу и перевороту машины.

Когда можно говорить о перегрузе? Когда нарушен п.23.1 ПДД:

  • «Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.»

В случае, когда не соблюдаются ограничения установленные знаком 3.12, указывающие предельно допустимую нагрузку на ось. Если ваше авто нее превышает этот участок лучше объехать.

Груз не должен ограничивать обзор водителя или световые приборы, быть хорошо закреплен и не снижать устойчивость машины на дороге. Важно учитывать не только вес, но и объем груза.

Кроме того, для перевозки некоторых опасных или крупногабаритных грузов необходимо специальное разрешение.

Обычно речь идет о перегрузке грузовых авто, но и легковые машины имеют предел выносливости.

Не стоит перегружать седан до состояния касания бампером асфальта, или переполнять пассажирами. Конечно, КоАП не говорит о перегрузке в отношении легкового авто, но в нем есть масса других подходящих случаю статей, например количество пассажиров больше нормы.

Инспектор ГИБДД не может определить массу машины в любом месте трассы на глаз. Для этого есть специально оборудованные контрольные пункты.

Сразу отметим, что контролируется не просто масса авто, а нагрузка на каждую ось.

Есть два способа измерения:

Статический – предполагает полную останову машины, а уже затем фиксацию нагрузки.

Динамический - взвешивание в движении на скорости, не превышающей 5 км/ч. Такие посты часто можно встретить на въезде в регион или город.

○ Штрафы и наказания за перегруз:


За любое правонарушение предполагается наказание. После изменений 2015 года штрафов за перегруз стало значительно больше в зависимости от того, кто допустил правонарушение и какое оно.

✔ Для физических лиц.

Штрафы, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП можно разделить на две условные группы:

За нарушение правил перевозки грузов со специальным разрешением и без него.

Разрешение может быть у самого грузоотправителя или оформлять через интернет. Попытка проехать без него, встанет водителю 5000 – 10000р , возможно лишение прав на 2 – 4 месяца .

Допустимый перегруз по этой статье не более 5 %. Превышение этого показателя обойдется работнику в 1500 – 2000 р.

Не важно насколько короче путь по прямой, чем в объезд. Если на дороге стоит знак 3.12 и ваша машине не вписывается в рамки указанных ограничений и нет специального разрешения на проезд, то лучше его объехать. Иначе будьте готовы заплатить штраф в 5000 р .

по ч.11 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.»

Если перегруз окажется слишком значителен, инспектор ГИБДД может запретить дальнейшие движение, в таком случае машину ждет штрафстоянка.

✔ Для юридических лиц.

Ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за такие правонарушения значительно выше, чем для самого водителя. Более того, теперь отвечать будет не только грузоперевозчик, иногда ответственно ляжет и на отправителя. Предприниматели, ведущие свою деятельность без регистрации юр. лица будут отвечать наравне с полноценными юр. лицами. Примечание к статье 12.21.1 КоАП РФ:

  • «За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»

В зависимости от степени перегруза размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей. Безусловно размер значителен, это сделано с единственной целью – превратить перегрузку авто в неприбыльное занятие, потери должны стать больше прибыли. Ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ:

  • «Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»

○ Наказание за неправильные данные в документах на груз.

Желая сэкономить на транспортировке грузоотправитель, может указывать недостоверные сведения в маршрутном листе или транспортной накладной относительно массы, габаритов груза, сведений о дате и сроке действия специального разрешения. Штраф юридического лица составит 250 – 400 тысяч рублей . Не останется в стороне водитель, в зависимости от ситуации он заплатит от 1500 до 5000р .

Ответственность за перегрузку и искажение информации в транспортной накладной или маршрутном листке достаточно весома, нарушителю может грозить не только штраф, который превысит возможную прибыль, но лишение прав и задержание авто на штрафстоянке. Будьте внимательны при погрузке!

Штраф за перевес: весовой контроль грузовиков. Поможет ли новая система улучшить качество дорог? Кто за это заплатит? Смотрите специальный выпуск на канале "РБК".

Сохраните страницу в cоцcетях:


Время чтения: 4 минут

Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году призваны преодолеть одно из основных нарушений правил перевозок. Владельцы транспорта или сами водители откровенно пренебрегают установленными нормативными требованиями к техническим возможностям автомобилей: машины стараются загрузить по полной, под самую завязку.

Что такое перегруз

Перегруз – явление нередкое. Почему-то хочется в один заход переместить груза как можно больше. И не всегда мотивы чрезмерной загруженности транспортного средства связаны с коммерческой выгодой.

Перегруз представляет собой превышение технически допустимых и безопасных параметров. В сфере автомобильного транспорта перегрузом считается излишняя тяжесть, избыточный вес расположенных на автомобильной платформе материалов.

Факт перегруза устанавливается в соответствии с определенными подъемными возможностями транспортного средства.

Масса снаряженного автомобиля передается на дорожную поверхность через колеса одной оси. Перегруз определяется специальными расчетами по соотношению общего веса автомобиля и его распределения на переднюю и заднюю оси. На заднюю ось приходятся, как правило, увеличенные нагрузки.

Определенные участки дороги оснащены запрещающим знаком 3.12, регламентирующим ограничительные показатели нагрузок на ось. Если фактическая масса на одну из осей превышает указанное значение, тогда фиксируется перегруз. Водителю следует выбрать другой маршрут, чтобы объехать участок дороги с ограничительным знаком. В противном случае законом в 2019 предусмотрен штраф за перегруз на ось.

Уже стала привычной дорожная картина, когда нормальному движению автотранспорта препятствует еле движущийся грузовик, доверху наполненный различными материалами. Поэтому установленное наказание за перегруз грузового автомобиля выглядит вполне обоснованным и необходимым.

В чем опасность

Существует неутешительная статистика, свидетельствующая, что перегруз может оборачиваться настоящими трагедиями и заканчиваться летальными исходами. Статистика утверждает, что приблизительно 20% от всех грузовых транспортных средств передвигается с весом, превышающим допустимые нормы. Перегруз приводит к:

  • ускоренному износу транспортного средства;
  • разрушению дорожного покрытия;
  • увеличенному расходу топлива и смазочных жидкостей;
  • удлинению тормозного пути;
  • усилению нагрузок на замок седла;
  • ускоренному износу ряда узлов (коробки передач, сцепления, подвески, тормозных колодок);
  • интенсивному изнашиванию покрышек;
  • снижению маневренности;
  • угрозе опрокидывания транспортных средств;
  • повышенному риску создания аварийных ситуаций.
  • Штрафы за перегруз грузового автомобиля с 1 сентября 2015 г. соотнесены с обновленными нормами на допустимую массу автомобиля.

    Как определяют перегруз

    Рассчитывается перегруз в привязке максимальной массы автомобиля к дорогам определенной категории. Для точного установления перегруза используют специальное оборудование. Зафиксированные данные соотносят с показателями по справочной литературе. В ней собраны различные типы транспортных средств, подробно расписана допустимая нагрузка на оси.

    Взвешивание грузового автомобиля производится в динамической либо статической форме. Динамический вид взвешивания осуществляется без полной остановки машины. Однако ее скорость не должна превышать 5 км/ч.

    Автомобильные весы фиксируют нагрузки на каждую из осей, а потом определяют общий вес машины. Этот вид взвешивания отличается наличием ощутимых погрешностей в диапазоне 0,5–3%.

    Статический вид взвешивания реализуется в случаях полной остановки машины. Этот способ взвешивания более точный. Его оптимально применяют при коммерческих измерениях массы автомобиля.

    Законодательными актами предусмотрены допустимые погрешности при взвешивании автомобиля на специальных платформах. Приемлемые показатели установлены на уровне 5% между допустимой и установленной массой.

    Если перегруз выходит за пределы этой цифры, инспектор ГИБДД оформит протокол на предмет административного нарушения и установит, сколько штраф за перегруз грузового автомобиля составит в денежном размере. Работники ГИБДД берут во внимание показатели массы снаряженного автомобиля, указанные в сопроводительной документации. Сверка заявленных параметров с реальными позволяет определить масштабы превышения нагрузок и соответствующие им виды взыскания.

    Меры наказания

    Отдельную категорию образуют штрафы за перегруз по осям во время весеннего закрытия дорог. Закон позволяет устанавливать вариативные размеры наказания в разных регионах страны. К примеру, одно и то же нарушение в Южном и Дальневосточном регионе может отличаться в 3 раза.

    Предусмотрены возможности для определения ущерба, наносимого перегруженными автомобилями, в связи с погодными условиями. Базовые ставки увеличиваются для летнего времени. В этот период асфальтовое покрытие дороги размягчается и под значительным весом поддается необратимой деформации.

    Кто платит

    В каждой конкретной ситуации решается вопрос, кто платит штраф за перегруз машины в 2019 году и в каком размере. Расплачиваться за перегруз придется и физическим, и должностным лицам:

    • водителям;
    • физическим лицам;
    • юридическим лицам;

    Размер штрафа

    При минимальном превышении допустимых норм (2–10%) установлены такие административные взыскания:

    • водитель, уличенный в перегрузе, уплатит 1000–1500 руб.;
    • физическое лицо оштрафуют на 10000–15000 руб.;
    • для юридических лиц штраф составит 100000–150000 руб.;
    • ИП платят штрафы по категории юридических лиц.

    С 2016 года установлены штрафы за перегруз по осям на грузоотправителя. В случае нарушения и установленной вины грузоотправителю (ООО) придется оплачивать кругленькую сумму – 250000 руб. Именно грузоотправители часто указывают заниженные данные по массе материалов и фиксируют их в товарно-транспортных накладных. Не всегда при этом о реальном перегрузе ставят в известность водителей.

    Отсутствует однозначный ответ по поводу штрафа за перегруз ГАЗели в 2019 году. На автофорумах признаются в том, что эти транспортные средства попадают только под наказания за нарушение правил перевозки грузов. Обычно взыскание составляет 500 руб.

    Здесь представлена сводная . В ней содержатся значения различных размеров взысканий в зависимости от многих деталей. По таблице достаточно легко можно определить, какой штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году установлен для конкретных ситуаций.

    Если дополнительно нарушен знак

    Размер штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2019 году значительно увеличивается для водителя, нарушившего требования дорожного знака, – нарушитель за рулем автомобиля с перегрузом без специального разрешения заплатит 5000 руб.

    Как оплатить

    Система оплаты штрафов за перегруз не отличается от общеустановленных правил. Существующие механизмы предусматривают возможность оплаты штрафа за перегруз со скидкой. Но обязательно нужно проследить, чтобы в постановлении была сделана приписка о такой возможности. Здесь процедура, как производится

В России установлена максимально допустимая нагрузка на дорожное полотно. Проезжающий транспорт проверяется по двум контрольным показателям: общий вес и оси. Разрешается превысить нормы только при наличии специального разрешения, в противном случае водителю грозит штраф за перегруз.

Зачем устанавливать наказание за превышение нагрузочной массы? Эта мера введена для обеспечения безопасного дорожного движения, так как российские дороги все чаще оказываются в критическом состоянии из-за тяжеловесных тягачей, которые сильно склонны к заносу и переворачиванию. Прицеп может оторваться и сбить проезжающие машины. Поэтому большегрузные авто подвергаются жесткому контролю, а любые нарушения караются значительными штрафами.

Как определить степень перегруза

Перегруз – превышение допустимой нагрузки на дорожное полотно. Основным нормативным актом, который регламентирует грузоперевозки, является Федеральный закон об автомобильных дорогах (ФЗ №257 от 08.11.2007). Согласно документу, водитель должен обязательно получить разрешение на дальнейшее передвижение, если машина перегружена более чем на 2%.

Существует целая система критериев, которая помогает сотрудникам ГИБДД определить факт нарушения.

Ниже приведен предельно допустимый вес для большегрузов с разным количеством осей:

Следующий показатель – нагрузка на ось. Иногда возникает неравномерное распределение груза по осям. Нагрузка рассчитывается по специальной формуле. При расчете во внимание принимается тип покрышек, число осей, вес самой автомашины.

Точную величину нагрузки можно определить только приблизительно. Порядок действий следующий:

  • вес автомобиля прописывается в документе о регистрации;
  • рассчитывается масса поклажи (в накладной приведены не всегда корректные сведения);
  • полученное число делится на количество осей.

Всегда учитывается максимальное значение, так как именно на него будут ориентироваться сотрудники на весовом посту. При выявлении нарушения составляется протокол. Автомобиль задерживается и доставляется на спецстоянку. Там он остается до момента устранения перевеса.

В Интернете есть специальные калькуляторы. С их помощью можно автоматически произвести необходимые вычисления. Постановлением правительства РФ разработана таблица, которая позволяет определить нагрузочную норму для конкретной машины.

Пример. Грузовой автомобиль «Газель» с весом 15 т имеет 4 сближенные оси. Он едет по автомагистрали М1. Масса его груза – 16 т. Ниже приведены его параметры:

При данных обстоятельствах показатель перегрузки на заднюю ось – 0,8 т (5%).

Весовой контроль: способы

Существует 2 вида постов взвешивания:

  • стационарные (вдоль дорог на определенных участках);
  • передвижные (мобильные посты в форме фургонов).

Контроль автомобильного веса может быть:

  • статическим;
  • динамическим.

При статическом взвешивании машина неподвижно стоит на измерительной платформе. Этот способ точно определяет общий вес и осевую нагрузку. Динамический способ применяется при прохождении грузовика через специальные датчики на малой скорости (до 5 км/ч). Приборы считывают данные по каждой оси. Основной недостаток этого метода – возможное отклонение до 3%.

Штрафы за перегрузку автомобиля

Если автомобиль перегружен, применяются штрафные санкции. Ниже приведены сведения о сумме штрафов для каждого конкретного случая (ст. 12.21.1 КоАП РФ):

Превышение веса
Размер штрафа (тыс. руб) до 10% 10%-20% 20%-50% >50
1. Физическое лицо (водитель)

5-10 либо конфискация водительских прав на срок до 4 месяцев

7-10 либо конфискация водительских прав до 6 месяцев

2. Должностное лицо (грузоотправитель) до 15 до 30 до 40 до 50
3. Юридическое лицо 100-150 200-250 300-400 400-500

В зависимости от степени перегруза организации (ИП), отвечающие за погрузочный процесс, штрафуются на сумму 80-400 тыс. рублей. Жесткие санкции предусмотрены также в отношении грузоотправителя, указавшего неточные (ложные) данные в сопровождающей документации.

Если масса груженого автомобиля больше, чем на специальном ограничивающем знаке, это грозит штрафом в 5 тыс. рублей.

Важные нюансы

Система контроля не является совершенной: при перегрузе часто виновным остается именно водитель. Он может лишиться водительского удостоверения и получить крупный штраф, в реальности не зная о настоящей массе груза.

Как показывает судебная практика, водитель может стать жертвой недобросовестного работодателя. Здесь хорошим помощником выступит адвокат, который поможет разобраться во всех деталях и опротестовать наказание.

Спецразрешение на перевозку

Специальное разрешение является важным документом с указанием пути следования машины, типа груза и времени транспортировки. Срок действия – 90 дней, количество перевозок до 10.

Заявление о выдаче документа подается в одну из перечисленных ниже организаций:

  1. Владельцу данного участка пути.
  2. Местная власть: при движении в черте города, района либо населенного пункта.
  3. Минтранс: при езде по автодорогам местного и муниципального назначения.
  4. Росавтодор: когда путь пролегает через несколько регионов.

Предусмотрена плата за получение – около 1,5 тыс. рублей (стоимость зависит от субъекта России). Собранные деньги идут на восстановление дорожного полотна, разрушенного большегрузами. Период оформления разрешения: 11-25 дней. За это время согласовывается маршрут, оценивается возможный ущерб.

На видео о штрафе

Отсутствие превышения массы не только уменьшит разрушение дорог, но и опасность на пути следования, а также сократит число штрафов. Перегруз даже в 20% приведет к быстрому износу автомобиля, а его постоянный ремонт значительно снизит доходы, полученные от перевозок.

Качество российских дорог оставляет желать лучшего. Известное высказывание российского классика относительно двух основных бед России, к сожалению, актуально и сегодня. Помимо некачественного, можно сказать, поверхностного ремонта дорог, большое влияние на ее состояние оказывает транспортная нагрузка. Именно перегруженные фуры, по мнению специалистов, являются главной разрушающей силой. Бороться с этим решили, используя специальный штраф за перегруз на ось, который в 2016 году увеличили в два раза. Восстановление дорог требует немалых средств, и повышенное взыскание является веским аргументом в пользу того, чтобы отказаться от перегруза.

Как показывает практика, немалая доля междугородних перевозок приходится на Газели - малотоннажное авто, без дополнительных мест для пассажиров. Несмотря на то, что их разрешенная масса не превышает допустимую норму для городских дорог и магистралей, сумма взыскания была увеличена и для них. Конечно, большое значение имеет и качество дорог. Всем известно, что на этих работах местные органы самоуправления частенько любят экономить бюджетные средства, как результат - срок эксплуатации значительно уменьшается. В борьбе за достойное дорожное покрытие руководство некоторых областей страны привлекает к ответственности ремонтников и строителей в случае, если качество работ не соответствует заявленным стандартам.

Последствия перегруза автомобиля

Если на минутку оставить вопрос разрушения дорожного полотна и посмотреть на последствия перегруза с позиции автомобиля, то получим следующую картину:

  • наблюдается интенсивный расход топлива и других веществ;
  • ускоряется процесс износа коробки передач, сцепления, тормозной системы, подвески, замка седла. Страдает также и ось автомобиля;
  • ухудшается маневренность грузового авто. Это происходит из-за стирания рисунка на резине.

Если вас не смущает тот факт, что перегруз грузового автомобиля является основной причиной низкого качества российских дорог, то подумайте хотя бы о своем авто. Соблюдая правила, которые в 2016 году диктует ГИБДД, у вас есть все шансы продлить срок эксплуатации своего железного коня. Сэкономить средства на вынужденных ремонтных работах, и иметь возможность осуществить перевозку товара точно в срок, без каких-либо опозданий. Если рассматривать перегруз на ось с этой точки зрения, то получается, что нарушить закон - себе дороже. Ну, и не забываем про повышенный штраф за перегруз. Вот и получается, что дешевле и безопаснее все-таки соблюдать принятый закон.

Основные требования к дорогам

Если вы умудрились попасться на своей Газели представителям власти (в данном случае сотрудникам ГИБДД) и заработать штраф, какой бы он ни был, то мы рекомендуем не спешить его оплачивать. Возможно, у вас есть шанс обжаловать его. Как это ни странно, но закон предусматривает случаи, когда вы можете существенно снизить сумму административного взыскания. Правда, для этого вам надо будет выдвинуть встречное обращение в суд. Таков закон. Это целесообразно делать тогда, когда вам выписали большой штраф за перегруз.

Случаи, когда можно выдвигать встречную претензию за перегруз по осям:

  • если автодорога, на которой было зафиксировано инспектором ГИБДД нарушение, не соответствует всем нормативным требованиям по нагрузке;
  • имеет место грубое нарушение установленных правил при строительстве дороги;
  • дорожное полотно далеко от стандартов СНиП 2.05.02-85.

Если присутствует хотя бы один момент, у вас есть все шансы сократить сумму административного взыскания. Сколько в конечном итоге вы заплатите, будет зависеть уже от суда.

От низкого качества дорог в первую очередь страдают Газели. Причем это касается как грузового, так и легкового, который подразумевает присутствие в салоне определенного количества пассажиров. Дорога, которая соответствует всем нормам СНиП, должна без проблем выдерживать нормативную вертикальную и кратковременную нагрузку. Дорожное полотно при этом должно оставаться в целостности и сохранности.

В 2016 принято различать 5 категорий дороги:

  • 1-ая и 2-ая категория. Это капитальное асфальтобетонное покрытие. Здесь допускается нагрузка до 10 тонн на ось. Это максимальный показатель.
  • 3-я категория. Улучшенное, гравийно-асфальтовое покрытие. Так же, как и в первых двух категориях, допускается нагрузка на ось автомобиля до 10 тонн.
  • 4-ая категория. Здесь имеет место твердое гравийное покрытие. Максимально допустимая нагрузка на ось автомобиля - 6 тонн.
  • 5-ая категория. Дорога без твердого покрытия, которая проложена по грунту. Максимальная нагрузка на ось не должна превышать 6 тонн.

Как определяется штраф за перегруз по осям?


Было бы немного странно предполагать, что инспекторы ГИБДД определяют перегруз автомобиля на глаз. Определить процент перегруза Газели без пассажиров таким образом просто невозможно, даже самым опытным сотрудникам. Единственный момент, который может выдать нарушение - изогнутые рессоры, которые неизбежно деформируются под тяжестью перевозимых материалов. Если вы относите себя к опытным водителям, то должны знать, что существуют специальные пункты взвешивания ГИБДД, которые устанавливаются прямо на дорогах. При подозрении наличия перегруза автомобиля, инспектор ГИБДД имеет право попросить вас въехать на контрольные весы. Если подозрения подтвердились, тут же оформляется протокол нарушения правил дорожного движения.

Расхождения реального веса и указанного в сопроводительных документах, в 2016 году наказываются следующим образом:

  • Водитель получает штраф, размером в 5000 рублей.
  • Ответственный за оформление сопроводительных документов для автомобиля заплатит от 10000 до 15000 рублей.
  • Транспортная компания, которая, собственно, и отправила транспорт в рейс, заплатит от 250000 до 400000 рублей.

Если суммировать все указанные штрафы, то нарушение установленных норм в 2016 году может обойтись в целое состояние. Если все-таки возникла необходимость перевезти тяжеловесный груз без пассажиров на большое расстояние, то есть смысл наведаться в Автодор и попытаться получить соответствующее решение. И пусть вас не пугает бумажная волокита. В этом случае лишней она точно не будет. Автодор может полностью легализовать ваш опасный и тяжеловесный груз. Будет учтен маршрут, вес, содержимое и т.д. Потратив немного времени на оформление разрешения, вы со спокойной душой сможете смело отправляться в путь, и не думать о том, какой штраф вам придется заплатить.

Тарификация ущерба

В 2016 году КоАП определяет размер штрафа за перегруженный автомобиль исходя из состояния местной Федеральной дороги. В качестве основного показателя используют ущерб от грузового авто на участок дороги в 100 км. Просчитать ущерб от того или иного процента перегруза совсем не сложно:

  • перегруз 2 -10% - 925 рублей;
  • перегруз 10-20% - 1120 рублей;
  • перегруз 20-30% - 2000 рублей;
  • перегруз 30-40% - 3125 рублей;
  • перегруз 40-50% - 4105 рублей;
  • перегруз 50-60% - 5215 рублей.

Официальные данные гласят, что ущерб от перегруженного грузового авто в Дальневосточных и Центральных регионах значительно выше, чем в Приволжском и Южном. Исходя из этого, штрафные взыскания в первых двух регионах значительно выше. Кроме всего прочего, закон дает возможность просчитывать какой штраф будет платить водитель с перегрузкой на ось, в зависимости от погодных условий. К примеру, в Ростовской области вышло постановление, которое призвано увеличить базовые ставки ущерба, который был нанесен в летнее время, когда асфальт значительно размягчается. С октября же эти ставки не действуют.

Перегрузка грузового автомобиля при нарушении дорожного знака


Дорожный знак под номером 3.12 означает, что нагрузка на ось должна быть ограничена. Грубое нарушение этого предупреждения также чревато последствиями. Если вы знаете, что нагрузка превышена, то дальнейшее передвижение по трассе, которая имеет такой знак, означает нарушение ПДД, а это неминуемая встреча с сотрудниками дорожной полиции, штрафы и объяснения. В этом случае игнорирование знака обойдется вам от 2000 до 2500 рублей. И на этом наказание может не ограничиться. Сотрудники дорожной полиции имеют полное право забрать ваше авто на штрафплощадку до того момента, пока вы не устраните перегруз. Это время и деньги. Избежать таких последствий можно с помощью того же Автодора, вернее, официального разрешения на определенную нагрузку на ось. Есть смысл потратить немного времени на его получение.