Как оплатить утилизационный сбор. В россии подняли ставки утилизационного сбора на автомобили

О том, что такое утилизационный сбор, для чего он был введен, кто его уплачивает, а кто от уплаты освобожден, мы рассказывали в нашей . О том, как рассчитать утилизационный сбор, расскажем в этом материале.

Утилизационный сбор: калькулятор

Алгоритм калькулятора утилизационного сбора в России в отношении конкретного транспортного средства, самоходной машины или прицепов к ним можно представить в виде формулы:

УС = БС * К

где УС - размер утилизационного сбора;

БС - базовая ставка;

К — коэффициент расчета размера утилизационного сбора.

Величина базовой ставки составляет:

20 000 рублей в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории M 1 , в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также в отношении специальных и специализированных транспортных средств указанной категории (такие виды транспортных средств приведены в Разделе I Перечня колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291;

150 000 рублей в отношении иных транспортных средств и прицепов к ним, приведенных в Перечне колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291, а также в отношении самоходных машин, перечисленных в Перечне , утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81.

Коэффициенты расчета размера утилизационного сбора зависят от вида и категории транспортного средства или самоходной машины, а также от их возраста и приведены:

  • в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним - в Постановлении Правительства от 26.12.2013 № 1291;
  • в отношении самоходных машин и прицепов к ним - в Постановлении Правительства от 06.02.2016 № 81.

Обращаем внимание, что расчет утилизационного сбора для физических лиц аналогичен порядку расчета утилизационного сбора для юридических лиц. Но коэффициенты расчета размера утилизационного сбора могут отличаться.

Расчет утилизационного сбора 2018: примеры

Покажем на примерах, как рассчитывается утилизационный сбор.

Вид, категория транспортного средства, самоходной машины, прицепа Базовая ставка, руб. Коэффициент расчета размера утилизационного сбора Сумма утилизационного сбора, руб.
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой (произведенные на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска) 20 000 1,42 28 400
(20 000 * 1,42)
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см (с даты выпуска прошло более 3 лет) 15,69 313 800
(20 000 * 15,69)
Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (произведенные на базе шасси транспортных средств 2018 года выпуска) 150 000 2,79 418 500
(150 000 * 2,79)
Полуприцепы (с даты выпуска прошло более 3 лет) 8,05 1 207 500
(150 000 * 8,05)
Новые бульдозеры массой не более 10 тонн 10 1 500 000
(150 000 * 10)
Квадроциклы с объемом двигателя не более 299 куб. см (с даты выпуска прошло более 3 лет) 0,7 105 000
(150 000 * 0,7)
Новые комбайны кормоуборочные мощностью силовой установки не более 295 л.с. 5 750 000
(150 000 * 5)

Экология – одна из самых насущных проблем современности. Большой объем загрязнений поступает в атмосферу от автомобилей и иных транспортных средств. Особенно остро стоит вопрос утилизации такой техники, ведь избавиться от пришедшей в негодность машины без вреда внешней среде проблематично и затратно, поэтому в 2012 году был введен утилизационный сбор.

Утилизационный сбор на автомобили — это единоразовая плата, взимаемая с определенных категорий плательщиков, необходимая для дальнейшей утилизации транспортного средства, пришедшего в негодность, в соответствии с установленными экологическими нормами. Для многих россиян до сих пор неясно, зачем нужен утилизационный сбор. Необходимость его уплаты объясняется тем, что за счет вырученных средств государство может обеспечить экологическую безопасность окружающей среды.

Получателем такого сбора является государство. Оно же берет на себя обязанности по охране экологии и жизни и здоровья граждан от вредных воздействий авто.

Уплачивается утилизационный сбор в отношении не только легковых и грузовых автомобилей, но и иных транспортных средств, самоходных машин, даже прицепов.

Кто платит?

ФЗ № 89 четко определяет перечень лиц, обязанных уплатить утилизационный сбор, в пункте 3 статьи 24.1. К их числу относятся:

  • лица, осуществившие ввоз автомобиля из-за границы на территорию РФ;
  • компании, занимающиеся производством машин на территории страны;
  • лица, купившие авто внутри страны у граждан, освобожденных от уплаты утилизационного сбора;
  • владельцы машин, по которым ранее сбор не был уплачен в виду проведения по отношению к транспортному средству иных таможенных процедур на территории ОЭЗ в Калининградской области.

Производители отечественного автопрома, а также лица, приобретающие машину на территории страны, уплачивают положенную сумму в ФНС. Если же транспортное средство облагается утилизационным сбором ввиду ввоза в страну, то оплата производится уже на счета не Налоговой, а Федеральной таможенной службы. Все подтверждающие документы предоставляются туда же, куда совершается перевод денег.

Кто освобожден от уплаты?

Право не платить утилизационный сбор на автомобили прописано в пункте 6 статьи 24.1 ФЗ № 89. К числу лиц, освобождаемых от этого взноса, относятся:

  • те, кто участвует в госпрограмме переселения соотечественников из иностранных государств и перевозят собственный автомобиль в Россию;
  • диппредставительства, консульства, а также международные организации с особым статусом (причем право распространяется не только на те машины, которые принадлежат таким организациям, но и те, что находятся во владении сотрудников и членов их семей);
  • владельцы авто, выпущенных более 30 лет назад, но при обязательном выполнении двух условий: использование исключительно в личных целях, наличие у машины оригинального двигателя, кузова и рамы (если таковая имеется);
  • авто, произведенные не более 3-х лет назад, в случае их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в России такая функционирует на территории Калининградской области).

Однако если впоследствии авто продаются участниками госпрограммы или диппредставительствами, консульствами и их сотрудниками, то необходимость уплаты утилизационного сбора возникает у покупателей машины.

Оплата сбора при его невыплате предыдущими хозяевами

Иногда покупка автомобиля накладывает на человека обязательства по уплате утилизационного сбора на него. Например, такая необходимость возникает, если машина была ввезена в страну с транзитными номерами конкретному человеку. Покупка авто за границей освобождает продавца от утилизационного сбора, но эти обязательства перекладываются на приобретателя.

Реже встречаются ситуации, когда авто покупают у участников госпрограмм или диппредставительств. А вот случаи, когда машину продает недобросовестный владелец, намеренно уклонившийся от уплаты взноса в государственную казну, бывают чаще. Что это означает? Человек не заплатил таможенный сбор, хотя и должен был. Что делать покупателю в таком случае? Можно поступить несколькими способами:

  1. отказаться от сделки и найти машину с уплаченным сбором;
  2. потребовать снижения стоимости из-за возникновения дополнительных расходов.

Отдельно нужно упомянуть о ситуациях, когда приобретается отечественная машина, ПТС на которую оформлен до вступления в силу закона об утилизационном сборе, то есть до 1 сентября 2012 года. В этом случае обязанность по уплате взноса отсутствует. Касается это и иностранных авто, ввезенных в страну до обозначенной даты.

Как рассчитать?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года, обязанность рассчитывать и уплачивать утилизационный сбор на автомобили возлагается на плательщиков данного взноса. То есть, делать это придется самостоятельно , ни в ФНС, ни в ФТС производить расчеты за граждан или организацию не будут.

Все денежные поступления в пользу федерального бюджета должны производиться исключительно в рублях.

Для расчета суммы положенного утилизационного сбора используется единая формула:

Утилизационный сбор = Базовая ставка * Коэффициент автомобиля

Найти подходящие значения обоих параметров можно в перечне видов и категорий ТС, в отношении которых используется уплата утилизационного сбора.

Базовая ставка

Определить базовую ставку будет несложно, так как ей соответствуют всего 2 параметра. Причем они НЕ изменились в 2018 году. Ситуация выглядит следующим образом:

  1. базовая ставка составляет 20 000 рублей (категория М1), если речь идет о легковом авто, купленном для личного, а не коммерческого использования;
  2. базовая ставка составляет 150 000 рублей (категории N1, N2, N3) для легковушек, предназначенных для коммерческого применения, и крупных транспортных средств (автобусы и грузовые машины).

Разница в выплате ощутимая и зависит от вида авто и характера его использования. Приведенные базовые ставки будут использоваться при оплате утилизационного сбора вплоть до 31 декабря 2018 года. Они касаются автомобилей, произведенных в 2017 году.

Коэффициент транспортного средства

Кроме базовой ставки на размер утилизационного сбора влияет применяемый к конкретному автомобилю коэффициент. Он зависит от ряда факторов:

  • год выпуска;
  • параметры (объем двигателя, масса, размеры).

Для машин с электродвигателями используются особые коэффициенты, не зависящие от массы, размеров и объема.

Иногда физические показатели не влияют на уровень коэффициента. Так например, при ввозе авто из-за границы обычными гражданами применяются единые ставки от 0,17 до 0,26 в зависимости от года выпуска (правило не распространяется на машины, купленные для коммерческого использования).

Пример . Рокотов В.Ю. приобрел машину 2013 года выпуска в Германии и осуществляет ее ввоз на территорию РФ. Использоваться авто будет для личных нужд – проезда на работу, дачу и прочего. Какой размер утилизационного сбора Рокотову нужно заплатить? Исходя из целей использования базовая ставка составит 20 000 рублей. Так как автомобилю больше 3 лет (отсчет идет с даты выпуска), то применять нужно коэффициент расчета, равный 0,26. Отсюда сумма утилизационного сбора будет равна: 20 000 * 0,26 = 5 200 рублей.

Если бы гражданин Рокотов купил машину, выпущенную на базе шасси 2017 года или срок выпуска которой не достиг 3 лет, то сумма сбора оказалась бы меньше, так как применялся бы коэффициент 0,17. Тогда бы оплатить пришлось: 20 000 * 0,17 = 3 400 рублей.

Утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года

Сегодня уже вступили в действие изменения в расчетах утилизационного сбора для колесных транспортных средств и их прицепов. Они были внесены Постановлением Правительства РФ № 300 от 19 марта 2018 года. Нововведения не коснулись размера базовой ставки, она осталась такой же, как и в прошлом году. Однако утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года повысился из-за роста применяемых коэффициентов .

Изменений относительно самоходных транспортных средств и прицепов к ним в 2018 году не произошло. Размеры утилизационного сбора для них остались прежними. Они регулируются Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года.

Причем изменились не только сами коэффициенты, но и порядок установления определенного значения. Так, раньше все транспортные средства делились на новые (выпущенные не более 3 лет назад) и старые. Теперь же таких подгрупп стало не две, а три:

  • новые машины, изготовленные меньше 3 лет назад (исключая авто из третьей категории);
  • машины, выпущенные более 3 лет назад;
  • авто, изготовленные на базе шасси транспортных средств 2017 года.

Примечательно, что для машин на базе шасси 2017 года используются коэффициенты, равные или меньшие, чем для всех новых автомобилей.

Например, расчет утилизационного сбора за авто с электродвигателем предполагает возможность использования самого низкого коэффициента, равного 1.42, для машин на базе шасси 2017 года. За новые транспортные средства этого типа придется заплатить больше (коэффициент равен уже 1,63). Наибольшая сумма к оплате будет по старым авто, так как там применяемый коэффициент уже составляет 6,1.

Некоторые коэффициенты оставили без изменений. Повышение не коснулось транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 3 000 и 3 500 см 3 .

В целом последние изменения увеличат сумму уплачиваемых утилизационных сборов примерно на 15% . Эти средства государство планирует направить на разработку более эффективных и безопасных технологий по переработке отходов.

Ответственность за неуплату

Штрафных санкций за неуплату или несвоевременную уплату утилизационного сбора нет. Не подпадает такое уклонение и под правила Налогового Кодекса РФ, так как платеж регулируется другим нормативно-правовым актом. Однако неплательщики будут вынуждены выплатить не только сумму положенного утилизационного сбора, но и пени, начисляемые по следующей формуле:

Пени = Сумма положенного утилизационного сбора * Количество дней просрочки * 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ

Причем дни просрочки начинают отсчитываться с дня, идущего за последним днем предоставления подтверждающих совершение платежа документов.

Для уплаты сбора законодательство конкретных сроков не устанавливает. Однако в ПТС транспортного средства должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора или основание для освобождения от его выплаты. В противном случае можно считать, что машина регистрацию не прошла. А ездить на таком ТС можно лишь в течение 20 дней после приобретения. В последствии придется платить штраф в размере 500 – 800 рублей в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ. Повторное нарушение приведет к лишению прав сроком на 3 месяца.

Для физических лиц сроки предоставления зависят от того, куда именно переводится утилизационный сбор:

  1. если платеж переводится в ФНС, то документы нужно представить в 3-дневный срок после оплаты;
  2. на предоставление документов в ФТС дается 15 дней с момента выпуска или фактического пересечения границы (в зависимости от того, кто уплачивает сбор).

Предоставление подтверждающих документов

Плательщик должен понимать, что просто оплатить сбор недостаточно. Надо еще предоставить обязательный пакет документов в ФНС или ФТС. В этот перечень входят:

  • расчет (заполняется приложение № 1);
  • копии документов на автомобиль;
  • копия платежного поручения.

Дополнительно могут потребоваться и другие документы. Например, если интересы плательщика представляет другой человек, то на руках у него должна быть копия и оригинал правоустанавливающего документа. При исчислении излишне уплаченного утилизационного сбора его можно зачесть, приложив решение о зачете (приложение № 2) и заявление о зачете (приложение № 3). Последнее в ФТС не требуется.

После проверки всех предоставленных сведений в ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора, и машина считается зарегистрированной.

Внимание! Рассмотренный в данной статье нормативный документ утратил силу. Если Вы хотите получить актуальную информацию по расчету утилизационного сбора, то рекомендую Вам изучить эту статью:

Добрый день, уважаемый читатель.

В одной из предшествующих статей на рассматривалось . Там же я упоминал, что многие вопросы, касающиеся утилизационного сбора, не регламентированы федеральным законом.

Уплата утилизационного сбора

6. Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в российских рублях отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства.

Информация о номере счета для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и размещается на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В предшествующей статье я рассказывал о лицах, которые являются плательщиками утилизационного сбора и о случаях, в которых лица могут быть освобождены от уплаты этого сбора.

Здесь же отмечу, что лица, которые обязаны уплатить утилизационный сбор, должны сделать это самостоятельно. При этом сумма сбора должна быть переведена на соответствующий счет Федерального казначейства (оплату нужно производить с помощью банковского перевода). При этом сам номер счета Вы можете узнать на официальном сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru).

На всякий случай в рамках этой статьи я приведу реквизиты для уплаты утилизационного сбора, однако обращаю Ваше внимание, что со временем они могут измениться (последнее обновление - 5 сентября 2012 года):

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 года №870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" ФТС России сообщает реквизиты для уплаты с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора:

банк получателя – ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701,

БИК 044501002,

счет № 40101810800000002901,

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),

ИНН 7730176610,

КПП 773001001,

ОКАТО 45268595000.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

(104) – показатель кода бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (КБК 153 1 12 08000 01 6000 120 "Утилизационный сбор"),

(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

Еще раз подчеркиваю, что актуальность реквизитов следует проверять на официальном сайте Федеральной таможенной службы.

Подтверждение уплаты утилизационного сбора

Итак, следующий пункт, на который я хочу обратить Ваше внимание, регламентирует подтверждение уплаты утилизационного сбора:

8. Для подтверждения правильности расчета утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место регистрации (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы:

а) заполненный и подписанный плательщиком расчет утилизационного сбора по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;

б) копия одобрения типа транспортного средства, копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) платежные документы об уплате утилизационного сбора.

Следует заметить, что плательщик утилизационного сбора должен самостоятельно рассчитать его размер, самостоятельно оплатить сбор через банк и самостоятельно предоставить необходимые документы в соответствующий таможенный орган. О правильном расчете размера утилизационного сбора мы поговорим чуть позже.

Только после совершения всех вышеперечисленных действий, а также после проведения соответствующих проверок, в паспорте транспортного средства делается отметка об уплате утилизационного сбора:

9. После проверки правильности исчисления утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства таможенный орган проставляет в бланке паспорта отметку об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" для последующей выдачи паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Итак, чтобы уплатить утилизационный сбор, необходимо для начала правильно рассчитать его размер. Для этого следует воспользоваться следующим приложением:

Порядок расчета размера утилизационного сбора :

1. Определите . Для легковых автомобилей категория - M1.

2. Следует найти подпункт таблицы, соответствующий категории транспортных средств. Для категории М1 это подпункт I.

3. В соответствии со сноской (номер 4 или 5) нужно выяснить размер базовой ставки для расчета утилизационного сбора. Для категории М1 - 20 000 рублей.

4. В таблице следует найти коэффициент расчета утилизационного сбора (в соответствии с характеристиками Вашего автомобиля).

5. Перемножьте базовую ставку (из пункта 3) и коэффициент (из пункта 4). Это и будет размер утилизационного сбора.

Давайте рассмотрим вышеперечисленный алгоритм на конкретном примере . Пусть необходимо оплатить утилизационный сбор за автомобиль Ауди А6, выпущенный в 2002 году, имеющий объем двигателя 2,6 литра и ввозимый физическим лицом для личного пользования:

2. Подпункт таблицы - I.

3. Базовая ставка - 20 000 рублей.

4. Коэффициент - 0,15.

5. Размер утилизационного сбора - 20 000 * 0,15 = 3 000 рублей.

Отмечу, что если бы автомобиль ввозился не физическим лицом, либо не для личного пользования, то размер утилизационного сбора составил бы 20 000 * 16,12 = 322 400 рублей.

Для информации приведу минимальный и максимальный размеры утилизационного сбора.

Минимальный: 20 000 * 0,1 = 2 000 рублей.
Максимальный: 150 000 * 40 = 6 000 000 рублей.

Удачи на дорогах!

Утилизационный сбор на автомобили введен в России относительно недавно, в связи с чем вызывает множество вопросов: когда необходимо его платить, кто может быть освобожден от этой обязанности и можно ли самостоятельно рассчитать размер сбора? Ответы на них можно найти в настоящей статье.

Что такое утилизационный сбор

Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.

Согласно указанной норме утилизационный сбор - это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.

Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

В чьи обязанности входит оплата утилизационного сбора

В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:

  1. При ввозе транспортного средства из-за рубежа. Например, покупка автомобиля в Японии с последующим самостоятельным доставлением его в Россию.
  2. При покупке транспортного средства у лиц, освобожденных законом от уплаты утилизационного сбора, либо не оплативших его в нарушение установленного порядка.

Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель - если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:

  1. Более чем 30-летний возраст транспортного средства. В этом случае должны быть соблюдены 2 условия:
  • некоммерческое предназначение автомобиля;
  • наличие «родных», то есть оригинальных, рамы, кузова и двигателя.
  1. Нахождение транспортного средства в собственности диппредставительств и консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей.
  2. Ввоз автомобиля в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.

Каков размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора рассчитывается по следующей формуле:

∑ УС = БС × К , где:

  • ∑УС - сумма утилизационного сбора;
  • БС - базовая ставка;
  • К - коэффициент расчета суммы согласно Перечню размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Базовая ставка определяется в зависимости от категории транспортного средства:

  • легковые автомобили некоммерческого предназначения - 20 000 рублей;
  • коммерческие легковые, а также грузовые автомобили и автобусы - 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы зависит от года выпуска автомобиля (иного транспортного средства) и его параметров: размеров, массы, объема двигателя.

Так, например, коэффициент расчета для отечественного легкового автомобиля старше 3 лет массой менее 2,5 тонн равен 0,88. Таким образом, сумма утилизационного сбора в этом случае составит 20 тысяч рублей 88 копеек.

Утилизационный сбор в ПТС : на что обратить внимание при покупке

Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в разделе «особые отметки» паспорта транспортного средства (ПТС). Отсутствие такой отметки возможно в двух случаях:

Не знаете свои права?

  1. ПТС на отечественный автомобиль выдан ранее 01.09.2012 года, либо импортный автомобиль ввезен в Россию до указанной даты.

Поводов для беспокойства при таких обстоятельствах нет - обязанность по уплате утилизационного сбора на такие транспортные средства не распространяется.

  1. Приобретение автомобиля иностранного производства за границей с последующим самостоятельным ввозом в РФ.

Обязательства по оплате утилизационного сбора несет покупатель как лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на территорию России.

Важно: в ПТС автомобиля, в отношении которого утилизационный сбор не взимается, должна быть проставлена соответствующая отметка. В ней указываются основания для освобождения от уплаты сбора.

Если ПТС на автомобиль отечественного производства выдан в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в паспорте вместо отметки об уплате утилизационного сбора может присутствовать другая - о принятии обязательств по утилизации.

Однако в этом случае стоит убедиться в том, что на момент выдачи ПТС производитель не был исключен из реестра организаций, принявших на себя обязательства по утилизации своей продукции. Получить такую информацию можно на официальном сайте Минпромторга РФ - особое внимание следует обратить на колонку «дата исключения из реестра».

Отсутствие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС автомобиля без предусмотренных законом оснований может свидетельствовать только об одном - предыдущий владелец каким-то образом избежал этой процедуры. Значит, обязанность по оплате ляжет на покупателя. При таких обстоятельствах лучше либо отказаться от сделки, либо попытаться снизить цену - никаких санкций за уклонение от уплаты сбора не предусмотрено.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.

Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским - в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора .

Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса - в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).

Последствия неуплаты утилизационного сбора

Постановка автомобиля на учет без оплаты утилизационного сбора невозможна. Даже при наличии ПТС транспортное средство будет считаться не прошедшим регистрацию в установленном порядке.

Ездить на такой машине можно лишь в течение 20 суток - именно столько, согласно Правилам дорожного движения РФ, составляет срок действия транзитных номеров. Впоследствии управление незарегистрированным автомобилем, в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ, грозит штрафом в размере от 500 до 800 рублей. Но уже при повторном нарушении водитель может лишиться прав на срок до 3 месяцев.

Можно ли вернуть утилизационный сбор

Важно: обратиться за возвращением излишне взысканного утильсбора можно в течение 3 лет с момента его уплаты. Сумма внесенных средств не подлежит индексации и возвращается без учета комиссионных платежей. Возврат осуществляется исключительно путем перевода денег на банковский счет заявителя.