Эвакуируют ли машину с вывернутыми колесами. Новые правила эвакуации: машину вам отдать обязаны Можно ли забрать машину если эвакуатор тронулся

Вы ставите свой автомобиль во дворе, и его вдруг эвакуировали, тогда эта статья для вас, ведь с подобным может столкнуться каждый автолюбитель. Мы спросили автоинструкторов , в каких случаях ГИБДД имеет право забирать автомобиль на штрафстоянку , и вот, что они нам рассказали.

Дело из жизни

Машина была припаркована во дворе дома, где живет ее владелец, и где он прописан, в течение нескольких месяцев. Авто требует ремонта, то есть не на ходу, а вот его внешний вид вполне нормальный. Казалось бы, машина никому не мешает, да и при обучении вождению нас учат, что парковаться нельзя на газоне, а во дворе, где есть место, пожалуйста. Но в нашей истории не все так гладко. Несколько жильцов вышеуказанного дома написали жалобу, чтобы это авто эвакуировали. Есть ли у этих граждан такое право?

Права, может быть, и нет, но это довольно распространенный случай. Ведь данную ситуацию, точнее закон по данному вопросу, можно трактовать двусмысленно, чем и пользуются сотрудники ГИБДД .

Если вы не хотите «доставать» авто со штрафстоянки , то следует точно знать свои законные права, но и не забывать об обязанностях.

Когда машину могут эвакуировать?

Помните, что инспектор имеет право сесть за руль чужого авто лишь с разрешения его владельца или же придется вызывать специальный транспорт. К основаниям для транспортировки ТС на штрафстоянку относят следующее:

  • алкогольное опьянение автомобилиста;
  • у водителя нет на авто документов или ВУ (даже если он оставил их дома);
  • неисправность авто из-за чего ее нельзя использовать;
  • нахождение автомобиля в неположенном месте.

«Капкан у обочины»

Акция под таким названием стала очень популярной. Ее цель — борьба с произволом, и автолюбители вместо молчаливого согласия все чаще отстаивают свои права. В пример можно привести случай с Евгением Выродовым, учителем физики одной из московских школ. Преподаватель, по заявлению службы перемещения ТС, должен заплатить 700 000 рублей за то, что его машина «Ока» находилась на спецстоянке 1,5 года. В трехмесячный срок Выродов не обращался с жалобами, да и попросту не знал об эвакуации своей «Оки». В связи с данным вопросом в поддержку Выродова было решено провести массовую акцию у здания столичной мэрии.

Как говорят юристы, автолюбители должны отстаивать свои законные права и интересы, ведь большинство эвакуаций машин в России просто незаконны.

Часто можно увидеть, как эвакуация автомобиля происходит на глазах его изумленного владельца. Хотя закон гласит, что задержание авто и его дальнейшее перемещение возможны, когда владелец ТС отсутствует.

Кстати, при эвакуации машины, как и мотоцикла или грузовика, должны присутствовать понятые. Как правило, это второй инспектор или водитель эвакуатора. Бывает, что в протокол об эвакуации вписывают «мертвых душ», то есть выдуманных лиц.

Водитель эвакуатора имеет право заявить, что протокол незаконный или недействителен, если при эвакуации не присутствуют двое понятых. Однако на практике такое случается редко.

Нарушения закона при эвакуации

Заметим, что ТС должно быть эвакуировано только тогда, когда оно препятствует полноценному движению других ТС. Чаще всего эвакуацию проводят для галочки, то есть «цепляют» те машины, которые проще загрузить на эвакуатор. Если авто было эвакуировано незаконно, то водителю нужно написать жалобу в районный суд. Однако жалоба должна быть подана не позднее 3-х месяцев после факта эвакуации. Что касается ГИБДД, то они должны доказать, что ТС действительно создавал помеху, для чего, как правило, прикладывают фотографии с мобильника. Кстати, фото с сотового телефона не могут быть достоверным доказательством, о чем автомобилисты должны знать.

Если автомобилист доказал свою правоту, то деньги за штрафстоянку ему обязаны вернуть. Помимо этого можно требовать компенсацию и возмещение морального ущерба.

Видеоматериал о том, за что могут эвакуировать машину:

Учите законы и будьте внимательны!

В статье использовано изображение all-machine.ru

Комментарии

Анна Колесниченко

При неправильной парковке автомобиля или нарушения ПДД машину могут забрать и отогнать на штрафстоянку. Эвакуация машины - это распространенная практика. Однако не все водители понимают правила принудительного отгона и условия, при которых его можно применять. Давайте разберемся, когда, вообще, законна эвакуация и что делать в том случае, если машину забрали не по правилам.

Когда производится эвакуация машины?

В статье №27 КоАП есть перечень нарушений, которые влекут за собой штраф и последующий вывоз автомобиля нарушителя:

  1. Нахождение за рулем лица, у которого нет прав управления транспортом.
  2. Если у автомобиля проблемы с тормозной системой.
  3. Нахождение за рулем водителя в алкогольном опьянении или в состоянии наркотического воздействия.
  4. Водитель при езде не принимает во внимание дорожные знаки, разметку на дороге.
  5. Остановка автомобиля на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров от него.
  6. Водителем не соблюдены условия транспортировки тяжелого или большого груза.
  7. Водитель перевозит опасный груз неправильно.
  8. Транспортное средство используется как передвижная конструкция для проведения рекламной кампании.

Отметим, что все эти пункты рассматривают конкретные случаи нарушений. Если забирают автомобиль на эвакуаторе, да еще и назначается штраф за эвакуацию машины по другой причине, то это можно считать нарушением и незаконным действием со стороны сотрудников ГИБДД.

Нарушение парковки

И хотя чаще всего автомобили нарушителей эвакуируют из-за стоянки в неположенном месте, не всякое нарушение правил дает право инспекторам изымать машину и переправлять ее на штрафстоянку. Предусмотрен размер выплат и перечень неправильных остановок, при которых автомобиль могут забрать:

  1. Во втором и последующих рядах право парковки имеют только двухколесные транспортные средства без прицепа. В случае парковки других средств владелец будет обязан уплатить штраф в размере 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге сумма может достигать 3000 рублей.
  2. Если водитель оставил свой автомобиль на трамвайных путях либо в месте, где автомобиль мешает движению других транспортных средств, то его могут вполне законно забрать эвакуационные службы. Водителю дополнительно придется заплатить штраф 1500 рублей либо 3000 в Москве.
  3. Автомобилисту, который оставил машину в тоннеле, придется заплатить 2000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге за это полагается штраф в размере 3000 рублей.
  4. Стоянка на пешеходном переходе и на расстоянии до 5 метров от него также запрещена. Владельцу транспортного средства придется заплатить одну тысячу рублей штрафа (3 тысячи для Москвы и Санкт-Петербурга). Также его машина может быть эвакуирована и отправлена на штрафплощадку. То же самое наказание возможно при
  5. Нельзя оставлять автомобиль на расстоянии менее 15 метров до За это также полагается эвакуация и 1000 рублей штрафа.
  6. Если машина припаркована таким образом, что мешает другим водителям, то за это полагается взыскание в размере 2000 рублей (3000 для Москвы и Санкт-Петербурга).
  7. Если водитель оставил машину под то ему придется заплатить 1500 рублей штрафа.

Все перечисленные случаи остановки транспорта вызывают затруднения для других водителей или пешеходов. Кроме того, они создают опасность на дорогах (как в случае со стоянкой автомобиля вблизи пешеходного перехода или в тоннеле). Поэтому отгон транспортного средства на штрафстоянку является правовым действием. Отдельно стоит упомянуть про знаки эвакуации машины, которые могут ставиться под знаком запрета остановки и стоянки. Остановившись в таком месте, можно практически гарантированно обеспечить отгон своего транспорта.

Иногда водитель видит, как его машину пытаются эвакуировать. Он может успеть на место нарушения до того момента, как автомобиль погрузят. В таком случае можно просто перегнать автомобиль в правильное место, но это не избавит от штрафа.

Порядок и правила эвакуации машин

Перед тем как автомобиль забирают, сотрудник ГИБДД должен составить и предъявить протокол о задержании транспорта. Он составляется в двух экземплярах с подписями обеих сторон ‒ служащим полиции и участником происшествия. При этом должны присутствовать свидетели, а в случае отсутствия таковых сам процесс должен быть снят на видео.

Проверка протокола

В документе должно быть указано время, место и причина отгона, а также статья из КоАП, которая и послужила основанием для проведения эвакуации. В протоколе прописывается должность сотрудника, его имя, фамилия, а также данные владельца автомобиля или водителя. Водитель имеет право потребовать от служащего ГИБДД перечислить в документе все вещи, которые находятся в салоне на момент эвакуации машины. К тому же можно описать повреждения и неисправности автомобиля, которые есть на данный момент.

Опечатка автомобиля

После того как документ будет оформлен, на транспортном средстве опечатываются все места доступа к машине (капот, двери, багажник). С этого момента ответственность за сохранность автомобиля возлагается на плечи специализированных организаций. В том случае, если будут какие-то новые повреждения на машине после возвращения ее к хозяину, то последний имеет право потребовать возмещение ущерба с компании, которая занималась перевозкой.

Стоимость эвакуации

Мы выяснили, во сколько штраф за отгон машину обойдется хозяину. Однако отдельно придется платить за услугу эвакуации автомобиля. Но цены зависят региона и местных властей. В Москве цены следующие:

  1. Машины категорий A и B (это мотоциклы и автомобили с двигателем мощностью до 80 лошадиных сил) эвакуируют за 3 тысячи рублей.
  2. Автомобили категории B с моторами мощностью 80-250 лошадиных сил уберут за 5 тысяч рублей.
  3. Машины категории B с моторами мощностью свыше 250 лошадиных сил эвакуируют за 7 тысяч рублей.
  4. Также забрать могут и машины категории D стандартных размеров. Стоимость эвакуации в данном случае может составить 27 тысяч рублей.

Также стоит учитывать и стоянку автомобиля на штрафплощадке. В среднем стоимость хранения автомобиля стандартного размера составляет 500 рублей в сутки. Водителям крупногабаритного транспорта придется заплатить 1000 рублей.

Незаконная эвакуация

Машина подлежит отгону на штрафплощадку в том случае, если своим присутствием мешает передвижению других автомобилей. Бывают случаи, когда автомобиль отгоняют с места, где нет никаких запрещающих знаков. В этом случае водитель может судиться и выиграть. На обжалование действий инспекторов владельцу машины дается 3 месяца.

Часто в суде сотрудники ГИБДД предоставляют снимки с мобильного телефона в качестве доказательств. Однако это слабые улики против автомобилиста.

Случаи, когда водители нарушили ПДД и их машину забрали на штрафстоянку в России не редки. В последние годы эвакуаторы забирают также неправильно припаркованные автомобили без присутствия владельца. И бедному автолюбителю потом приходится потратить немало сил, времени и денег, чтобы вызволить свой автомобиль. Давайте разберемся, законны ли подобные действия эвакуаторщиков, и в каких именно случаях Ваш автомобиль может оказаться на штрафстоянке.

Когда эвакуатор имеет право забрать машину

Действительно, если водитель припарковал свой автомобиль в неположенном месте или нарушил другие правила парковки, эвакуаторщик имеет полное право забрать машину на штрафстоянку. Мало того, законом четко регламентирован еще целый ряд случаев, в которых Вам придется вытаскивать оттуда свой автомобиль.

Итак, машина окажется на штрафстоянке, если ее водитель:

  • сел за руль без прав или документов на машину;
  • управлял ТС в пьяном виде;
  • не согласился пройти медицинское освидетельствование;
  • ехал на автомобиле без номеров или с фальшивыми номерами;
  • управлял неисправным автомобилем, чем мог нанести вред окружающим.

Эвакуаторщик не сможет забрать машину если:

  • в ней находится человек или животное;
  • у автомобиля вывернуты колеса, что не позволяет надеть на них блокираторы;
  • владелец авто вернулся и сам убрал неправильно припаркованный автомобиль;
  • водитель на месте сумел починить неисправное ТС.

На что имеет право водитель в случае эвакуации его автомобиля

  • Водитель не обязан помогать эвакуаторщику в погрузке автомобиля.
  • Автолюбитель имеет право потребовать у эвакуаторщика документы, подтверждающие его право на управление эвакуатором.
  • Владелец автомобиля должен на каждой пломбе опечатанного ТС поставить свою подпись.
  • Водитель не обязан отдавать ключи от своей машины эвакуаторщику или автоинспектору.
  • Водитель может попытаться на месте починить неисправный автомобиль.
  • Автомобилист вправе не согласиться с протоколом, если найдет в нем грубые ошибки. Он может взять копию протокола и обжаловать его в суде.
  • Если машину не успели опломбировать и погрузить на эвакуатор, водитель имеет право сесть в нее, независимо от того, какое правонарушение он совершил. Таким образом можно избежать эвакуации, ведь забрать машину, в салоне которой находится человек по Закону никак не могут. Главное, не заводить мотор и не трогаться с места, иначе можно схлопотать дополнительный штраф.

Как происходит эвакуация авто

Прежде чем отвезти Ваш автомобиль на штрафстоянку, инспекторы ГИБДД должны составить протокол, в присутствии 2 понятых произвести опись находящегося в нем имущества. После этого опечатывают двери, капот, бензобак, машину фотографируют и эвакуируют.

Сколько стоит эвакуация автомобиля

Данная процедура не является для автолюбителя бесплатной. За услуги эвакуаторщика придется заплатить приличную сумму — 5-7 тысяч рублей. Кроме того, за нарушение ПДД водитель должен будет оплатить еще и штраф. Без этого машину забрать не получится. И еще: сутки автомобиль на стоянке пробудет бесплатно, а вот за каждый последующий день придется платить. Так что в Ваших интересах вернуть машину как можно быстрее.

В последнее время появляется все больше курьезных случаев с неправильной парковкой. Особенно это актуально для больших городов (к примеру, той же Москвы), где проблема с нехваткой мест для автомобилей стоит особенно остро. Недавно был интересный случай с одним нарушителем. Водитель, машину которого должны правил парковки, уселся на водительское сидение и отказался выходить. В итоге его уже через сутки отпустили, но теперь автолюбителю грозит не только , но и другие санкции за столь «смелые» действия.

Какие права имеет эвакуаторщик?

В связи с этим появляется вопрос, а какие, собственно, права имеет эвакуаторщик. Здесь все просто. Если автомобиль припаркован с , то его можно смело забирать на штраф стоянку. Но и это еще не все. Существуют и другие варианты, когда эвакуаторщик может изъять машину:

  • при отсутствии водительского удостоверения;
  • при отказе от прохождения медицинского освидетельствования;
  • при нахождении за рулем водителя, который не имеет права управления транспортным средством;
  • Автомобиль неисправен и это угрожает другим участникам движения
  • если водитель находится в нетрезвом состоянии;
  • на автомобиле нет номеров или же оказалось, что они не настоящие.

Стоит учитывать, что эвакуация авто может осуществляться двумя популярными методами – при использовании манипулятора или же путем затаскивания на специальную платформу. Очень важно, чтобы при эвакуации автомобиля четко соблюдалась процедура. Что это значит? Транспортное средство должно быть сфотографировано и опечатано все, что можно открыть, то есть двери, бензобак и капот. Только после того, как составлена опись личных вещей водителя, машина транспортируется на стоянку.

Какая ответственность грозит автолюбителю за парковку в неположенном месте?

Видео: Антиэвакуатор. Как избежать эвакуации автомобиля?

С 15 сентября прошлого года услуги эвакуатора в столице России является платным. Следовательно, кроме основного штрафа автолюбитель вынужден оплачивать услуги эвакуаторщика, а это крупная сумма – около 5-7 тысяч рублей. Стоимость услуги может меняться, в зависимости от массы авто. Как мы уже упоминали, придется заплатить около трех тысяч рублей за нарушение ПДД. Если же машина пробыла на стоянке больше 24 часов, то за каждый «лишний» день будет начислено еще по тысяче рублей сверху.

Каких прав нет у эвакуаторщика?

По закону эвакуаторщик не может забрать машину, в которой есть человек. Данное требование касается любого из двух видов эвакуации. Кроме этого, если владелец автомобиля успел вернуться до момента начала погрузки, то машина не может быть транспортирована. Какой смысл в эвакуации, если автолюбитель может самостоятельно убрать машину с проезжей части?
Кроме этого, эвакуация запрещена, если у транспортного средства повернуты колеса. Причина проста — затащить авто на эвакуатор, и надеть уже не выйдет. Если же машина внесена в соответствующую базу данных, то вернуть ее хозяину сразу уже не получится.

Какие права есть у водителя?

В свою очередь у автолюбителя также есть права и он должен научиться применять их на практике. Так, владельцу машины можно:

Видео: Водители разогнали скопление эвакуаторов на Новом Арбате

  • не предоставлять помощь эвакуаторщику при погрузке;
  • ремонтировать транспортное средство на месте (если именно неисправность является причиной эвакуации). В этом случае нет необходимости оформлять протокол;
  • провести процедуру обжалования протокола в случае, если он был составлен с грубыми ошибками;
  • не передавать ключи от личного автомобиля;
  • ставить личную подпись на каждой пломбе;
  • требовать бумаги, которые бы подтверждали статус работника эвакуатора.

Если машина еще не погружена на эвакуатор, то владелец может смело в нее садиться. Запретить этого нельзя (в том числе и на законодательном уровне). Но здесь есть некоторое противоречие. В частности, срывать пломбы с автомобиля нельзя, а вот сесть в него можно (). Главное, никуда не ехать. В этом случае можно избежать эвакуации.

Как еще защититься от транспортировки авто на штрафстоянку?

На сегодня существует несколько полезных советов, которые автолюбитель может применить на практике. Конечно, это не всегда спасает, но задача погрузчика усложняется в разы. Самые простые и эффективные из них – перед выходом из авто повернуть колеса до упора в одну или другую сторону или же стать «впритирочку» с бордюром. В такой ситуации можно выиграть время, ведь эвакуаторщику придется хорошенько попотеть, чтобы провести погрузку. Еще один рецепт – никогда не становится с краю (в случае параллельной парковки). Но здесь рассчитывать на 100%-ый результат нельзя, ведь эвакуаторов может оказаться несколько, и тогда все авто-нарушители окажутся на штрафстоянке.

Видео: Неудачная эвакуация

Какие еще способы можно выделить?
1) Мобильный софт
Сегодня есть , которые являются хорошими помощниками для автолюбителя. Конечно, оно не защитит авто от эвакуации, но выиграть время позволят. К примеру, большой популярностью пользуется такая программа для iOS, как «Эвакуации.NET». Задача программы – своевременно уведомить автолюбителя о наличии рядом эвакуатора. Все, что необходимо – поставить метку о расположении своего авто. Данный софт хорош и тем, что в нем показаны законные места для платной и бесплатной парковки. Это позволяет автолюбителю избежать лишних рисков. Есть и другое приложение с аналогичными функциями (но уже для Андроид) – «АнтиЭвакуатор».
2) «Паркмен»
Особенности метода «Паркмен» отображает ситуация, которую мы описывали вначале статьи. Задача водителя – успеть сесть в автомобиль до момента его эвакуации (даже если машина загружена на платформу). По закону эвакуаторщик не имеет права трогаться с места. Получается патовая ситуация. Конечно, заплатить штраф за неправильную парковку все равно придется, возможен и арест за неповиновение сотруднику полиции сроком на пять суток. (здесь уже будет сложнее отвертеться).
3) Специальные приборы
На помощь автолюбителю приходит множество полезных устройств. К примеру, в широких кругах известен «антиэвакуатор». Это небольшой прибор, который необходимо закрепить на диск одного из колес транспортного средства. Внешне он выглядит, как небольшой алюминиевый щит с надежным запирающим устройством. По закону применять данные девайсы не запрещено, но автолюбители не торопятся это делать. Причина проста – установка требует дополнительных временных затрат. Кроме этого, нельзя назвать низкой и стоимость самого устройства, которое обходится в сумму от трех до пяти тысяч рублей. Не каждый может себе это позволить.
Более продвинутая версия «антиэвакуатора» — «NAVIXY A2». Данный прибор представляет собой небольшой gps-передатчик. Как только автомобиль изменил свое положение или начал движение, хозяин получает предупреждение в виде смс. В большинстве случаев владелец успевает вернуться к авто, пока «трагедии» не произошло.

Вероятные новинки в законодательной сфере по эвакуации на штраф стоянку

«Избранники народа» (наше правительство) все время старается чем-то обрадовать автолюбителей. Так, в ближайшее время будет рассмотрен законопроект, который позволит уменьшить число конфликтных ситуаций между водителями и эвакуаторщиками. Если поправки будут введены, то перед началом эвакуации работник службы обязан будет звонить водителю или же отправлять ему СМС-сообщение. При этом планируется выделить хозяину не более 20 минут на то, чтобы отогнать машину в положенное место. В противном случае – эвакуация и, конечно, .

Возникает логичный вопрос, а где работнику эвакуатора брать номер телефона водителя? Здесь рассматривается несколько вариантов. К примеру, может быть задействована существующая служба информирования. Или же эвакуаторщик может воспользоваться номером, который владелец машины предусмотрительно оставил на приборной панели транспортного средства. Попытка внесения данных поправок уже делалась, но пока она потерпела неудачу.

Планируется внесение еще ряда изменений, но теперь это будет касаться Кодекса об административных нарушениях. Здесь речь идет о запрете перемещения автомобиля на штрафстоянку, если он не загораживает дорогу пешеходам или другим транспортным средствам. В общем, если машина припаркована не по правилам, но при этом никому не мешает, то ее эвакуация запрещена. По сути, в законе должно появиться новое определение – «условная эвакуация». В этом случае нельзя увозить все авто подряд, без разбора.

Интересная инновация касается и самих эвакуаторов, на которых чиновники решили закрепить видеорегистраторы. С одной стороны, работник службы всегда может доказать, что действовал по закону. С другой стороны, особо рьяные автолюбители, «знающие свои права», должны будут контролировать свои эмоции и действия. Если же так получилось, что хозяин автомобиля в какой-то конкретной ситуации прав, то это только плюс для него.

В любом случае при разрешении конфликтных ситуаций определенные доказательства должны быть на руках. В противном случае приходится привлекать свидетелей, которых еще нужно найти. Наличие видеозаписи сможет пролить свет на существующий спор. К примеру, станет ясно, сел хозяин в машину еще до погрузки или же забрался в своего «железного коня» уже на эвакуаторе.
Главное, чтобы съемка велась непрерывно, а не время от времени. Запись звука – обязательна. Сама флешка должна выдаваться при выходе на маршрут и сдаваться по приезде работника. Если не все случаи эвакуации попали на карту, то это .

19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.

Туманное прошлое

Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.

Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.

Главный спорный вопрос касается момента начала эвакуации. А точнее, когда наступает та секунда, после которой вернуть себе машину прямо на месте нарушения уже нельзя? Существовавший в законе пробел по этому вопросу лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.

Два золотых правила

С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.

До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? Эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предвидел такую ситуацию.

Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.

Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.

Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент отъезда эвакуатора с места нарушения, и в эту самую секунду у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона (абзац 1 статьи 20 Приказа МВД от 02.03.2009 №185). Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы ).

Частные случаи

Забытые права

Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.

Машина зарегистрирована за границей

В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.

Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и без всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.

Машина стоит на месте для инвалидов

Наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.

Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.

Знак «Работает эвакуатор»

Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что «утащить» машину смогут только при наличии особого знака, вас еще и обязаны об этом заранее предупредить!

Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки.

Правда, законом не определено, где же искать эту информацию. Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.

Что не сделано?

Одна из спорных ситуаций касается установки знаков «Остановка запрещена». Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.

Второй явно упущенный момент касается разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.

В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто хочет разобраться во всех тонкостях процедуры эвакуации, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.

P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.

Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения, касающихся вопросов эвакуации автомобилей: