12 отдел кпо гибдд. Кпо и фар не смогли доказать, что экипаж дпс выполнял специальное задание в состоянии алкогольного опьянения

12:06 16.01.2004

ВКонтакте Facebook Одноклассники

План предстоящего рейда бурно обсуждался в кабинете начальника контрольно-профилактического отдела (КПО) ГУ ГИБДД МВД РФ. Один из “контрразведчиков” предложил в качестве “подсадной утки” использовать журналиста - мол, рожа у него не “засвечена”, да и вообще захотел паренек хлебнуть милицейского адреналинчика - так вперед, осваивать ремесло артиста в реал-шоу “Взять “оборотня” с поличным”

План предстоящего рейда бурно обсуждался в кабинете начальника контрольно-профилактического отдела (КПО) ГУ ГИБДД МВД РФ. Один из “контрразведчиков” предложил в качестве “подсадной утки” использовать журналиста - мол, рожа у него не “засвечена”, да и вообще захотел паренек хлебнуть милицейского адреналинчика - так вперед, осваивать ремесло артиста в реал-шоу “Взять “оборотня” с поличным”.

Поздняк метаться! Коль назвался груздем, надо лезть под пули. “Стрелку забили” на следующий день на девять часов утра возле станции метро “Ботанический сад”. Там меня должны встретить двое сотрудников КПО на красном ВАЗ-2110 и ввести в курс специфики предстоящей работы.

В назначенный срок подземка вместе с толпой народа выплюнула меня на свежий воздух через ворота под вывеской “Ботанический сад”, и я сразу же уткнулся в капот грязно-красной “десятки”. В салоне машины началось знакомство с, если можно так выразиться, группой прикрытия. Первый и, судя по всему, главный в команде разрешил называть себя дядей Ваней. Позднее выяснилось, что у дяди Вани майорское звание и более 6 лет опыта работы в КПО главка. Второй - молодой бойкий мужичок, назвался Славой и без обиняков согласился перейти на ты. Кстати, паренек оказался тоже не лыком шит - капитан и матерый капэошник. В общем, после 15-ти минут общения с этими двумя сотрудниками КПО все мои страхи и нервозность улетучились, и я стал спокойно вникать в принципы и правила игры.

Без провокаций
А предстояла именно игра, в которой самое сложное - построить диалог с инспектором ДПС таким образом, чтобы он сам предложил откупиться и назвал сумму взятки. Условия: если при общении с инспектором задержанным использовались выражения типа “может, 100 рублей хватит, и без протокола обойдемся?” или “начальник, ну сколько я вам должен - 50, 100 рэ?”, то миссия признается невыполненной и даже носящей провокационный характер. А по нашим законам спровоцированный на мздоимство гаишник признается не только невиновным в правонарушении, но даже потерпевшим.

Параллельно с теоретическим курсом осваиваю технические премудрости скрытой видеосъемки.

В арсенале КПО - масса аппаратуры скрытой фиксации действий нечистых на руку сотрудников ГИБДД. Нам досталась обычная видеокамера,приспособленная для ведения скрытого слежения. Правильный ракурс съемки научили брать за пять минут.

По пути на ВВЦ дядя Ваня решил проверить мою профпригодность к предстоящей операции. Усадили меня за руль “десятки” и заставили прямо перед носом у сердитого усатого инспектора ДПС, гужующегося на одном из перекрестков возле станции метро “ВДНХ”, пересечь двойную сплошную полосу разметки и проехать под “кирпич”. Естественно, боец в зеленой фуфайке лихорадочно засемафорил своим полосатым другом. Тормозим. Наверное, нет смысла передавать весь мой диалог с инспектором. Как это ни прискорбно, но актер из меня никудышный или просто рожа подкачала. Короче, как я ни “разводил” усатого, чтобы он брякнул хоть словечко насчет денег, - все напрасно. Правда, когда я заскулил, мол, “товарищ начальник, давай договоримся”, мой визави после небольшой театральной паузы изрек: “Ну? Не слышу предложения”. Но тут я не нашелся, что сказать. И после очередной театральной паузы шариковая ручка заскрипела по бланку протокола. Чистый проигрыш. С двумя протоколами по нарушению ПДД уныло возвращаюсь в “десятку”. Мои компаньоны чуть подбодрили меня, дескать, опыта не хватило. “А в общем, пока ты, корреспондент, не готов к оперативной работе, - подвел итог старший. - Лучше просто понаблюдай, иногда это бывает даже интересней”.

Доходное место
За разговорами и моим отстранением от оперативной работы мы добрались до Сельскохозяйственной улицы. Дядя Ваня затормозил и дал команду Славе сходить в разведку: надо было пешочком добежать до автомобильного въезда на ВВЦ и посмотреть - стоит ли патрульная машина отдельного взвода на ВВЦ по ту сторону шлагбаума. Через минуту ожил мобильник дяди Вани. Слава отрапортовал, что ДПС уже на точке и можно начинать.

“Десятка” медленно тронулась. Метров через 150 слева от нас появился въездной терминал ВВЦ. Включив левый поворотник, дядя Ваня с невозмутимым видом пересек сплошную линию и подъехал к шлагбауму. Впереди замаячил ухмыляющийся гаишник.

Заплатив 250 рублей за въезд и миновав шлагбаум, мгновенно упираемся в сотрудника ДПС. Далее дядя Ваня отправляется для “разбора полетов” в патрульную машину ДПС, где с ним беседует второй инспектор. Тем временем ухмыляющийся гаишник продолжает отлавливать любителей пересекать сплошную разметку. Пока дядя Ваня общался в машине, даже образовалась небольшая очередь из трех-четырех водителей, неудачно совершивших запрещенный левый поворот. Однако хлебное место здесь, деньги сами в карманы падают. Интересно, сколько за смену получается бабла левого насшибать у этого шлагбаума? Из своих мыслей я был выдернут негромким, но очень четким окриком: “Все, садись, поехали”.

В салоне дядя Ваня продолжил: “Неудачный сегодня какой-то день, они меня сразу вычислили”. Благо аппаратура позволяла, я без лишних вопросов посмотрел видеозапись разговора дяди Вани с гаишником.

После стандартных фраз приветствия инспектор эдак невзначай и полушутя замечает: “Что это вы на меня так смотрите, ракурс хороший подбираете?” Дядя Ваня делает вид, что не заметил издевки, и продолжает играть заезжего коммерсанта, прибывшего в Москву за товаром. Инспектор неумолим и, деловито распаковывая свой планшет, приготавливается к заполнению протокола. Дядя Ваня не оставляет попыток и предлагает инспектору отпустить его без официального оформления. Гаишник честно признался: “Боюсь я вас, господин хороший, и без протокола вы от меня не уйдете”.

Нашего разведчика мы подобрали возле кафе уже на территории ВВЦ и решили перекусить, а заодно и обсудить дальнейший план работы.

Слава согласился с напарником, что на ВВЦ уже делать нечего - надо ехать в другой район. После трапезы рванули в Юго-Восточный округ. По оперативной информации, там есть пара мест, где гаишники занимаются откровенными поборами.

К автовокзалу возле станции метро “Выхино” у Рязанского проспекта частнику на авто путь заказан. Туда проехать может только общественный транспорт. Мы демонстративно проигнорировали “кирпич” и въехали на привокзальную площадь. Тишина. Ни одного гаишника. Удача явно отвернулась от охотников на “оборотней”. Вырулили обратно на Рязанский проспект и рванули по МКАД в сторону Капотни. За рулем сидел Слава, и по его целеустремленному виду было понятно - что-то задумал.

С МКАД свернули на Люблино, миновав пост-пикет, повернули налево в сторону Капотни. А когда вырулили на прямую улицу, ведущую к МКАД, Слава произнес: “Сейчас будем нарушать. На этом посту-пикете есть стационарный радар”. Дорожный знак указывал придерживаться скорости в 40 км/ч. “Десятка” набрала 70 и, пересекая сплошную линию разметки, обогнала плетущийся впереди грузовик.

Общественный совет - в пролете
Скандал начался с того, что у Славы не обнаружилось доверенности на автомобиль (заранее забыли написать, хотя и хотели). К беседе, которую Слава вел с инспектором ДПС, подключился дядя Ваня. Он начал умолять не наказывать своего горе-племянника из Мордовии, дескать, он будущий милиционер, немного вспыльчив и т.д. и т.п. Для пущей убедительности дядя Ваня продемонстрировал ламинированную ксиву члена Общественного совета ГИБДД РФ.

“Корочка” не проканала. Гаишник стал заполнять протоколы. В этот момент на посту тусовались еще двое сотрудников их розыскного взвода ДПС на своем патрульном “форде”. Один из них даже поучаствовал в разборках. Слава попросил предоставить ему номер телефона доверия ГИБДД. Но вместо телефона гаишный розыскник в грубой форме послал Славу куда подальше и предложил набрать 02.

И тут дядя Ваня вместе со мной садится в “десятку” и спокойно... покидает место конфликта, то есть, плюнув на оставшиеся на посту документы, скрывается с места задержания! А что, Слава резонно стал качать права по поводу незаконного задержания его документов - машины нет, значит, нет и предмета обсуждения. Менты напряглись уже натурально.

Гаишный напряг
Естественно, наш автомобиль объявили в розыск по округу. Ну а дядя Ваня, выждав двадцать минут, за ближайшим углом направил “десятку” в обратную сторону. Мимо пикета проехали нарочито медленно и чуть не по ногам двум гаишникам. Никакой реакции. Второго шанса нас задержать мы местной ДПС не дали. Хотя когда дядя Ваня вновь появился на посту, он еще продолжил играть бойкого родственника молодого парня. Впрочем, спектакль продолжался недолго.

На пикете нарисовался командир взвода и, чувствуя свою власть, начал “грузить” дядю Ваню и Славу. Те послушали-послушали лекцию о законе и правопорядке, да и раскрылись. В мгновение ока ситуация изменилась с точностью до наоборот. Отчитывать стали гаишников. Не будем вдаваться в подробности штатной проверки стационарного поста-пикета ДПС по укомплектованности оборудованием, правильному ведению документации и т.д. и т.п. В сухом остатке: рапорт командира взвода, почему его подчиненные не задержали автомобиль, объявленный в розыск несколько минут назад, рапорт младшего лейтенанта из розыскного отдела, объясняющий его хамское поведение. Плюс при детальной проверке оперативных записей выяснилось, что один автомобиль, объявленный центральным дежурным по Москве в розыск аж в 11 часов утра, почему-то не фигурировал в документах этого пикета. Другими словами, здесь угнанные авто никто и не собирался задерживать. Халтура, господа дорожные инспектора. Вывод? Да, собственно, никакого. Просто один день работы отдела КПО ГУ ГИБДД МВД РФ. Может, не самый скандальный, зато правдивый

Далеко не каждый водитель слышал про контрольно-профилактический отдел (КПО) ГИБДД. Тем временем, подобные структуры есть почти во всех региональных управлениях. В полиции неохотно делятся информацией об этих отделах, оно и понятно: основная их работа - исключать мздоимство среди инспекторов. Недавно решением МВД работа «антикоррупционных» отделов была даже усилена. О том, как создавались КПО и как они работают сегодня - в спецпроекте “Ъ”.


Тема коррупции в Госавтоинспекции в последнее время возникает не часто: определенное влияние, возможно, оказало сокращение штата ведомства и прирост числа камер на дорогах. Основная часть сюжетов о гаишниках-взяточниках скапливается на сайте Генпрокуратуры. Вот, к примеру, новости за последние несколько месяцев:

  • В Амурской области судят инспектора , который за взятку 48 тыс. руб. закрывал глаза на нарушения при перевозке опасных грузов;
  • В Москве поймали двух инспекторов, которые использовали фальшивый прибор для проверки состояния опьянения, чтобы наказывать невиновных водителей;
  • В Санкт-Петербурге инспекторы за 455 тыс. руб. обеспечили проезд тяжеловесных автокранов по городу.

Данных обо всех привлеченных к ответственности гаишников за последние годы Генпрокуратура “Ъ” не предоставила. Начальник Госавтоинспекции Михаил Черников после назначения в 2017 году о разработке «антикоррупционного плана». В 2018 году в интервью “Ъ” он его подробности, например, планы по тотальной видеорегистрации работы инспекторов.

Тем временем при региональных УГИБДД уже много лет действуют контрольно-профилактические отделы (КПО), цель которых - как раз исключение пресловутой «коррупционной составляющей».

Владимир Федоров, экс начальник ГАИ России в 1992–2002 годах:

В ГАИ СССР таких отделов не было, вопросы коррупции курировались отделами по личному составу МВД и КГБ. В структуре ГАИ России контрольно-профилактические отделы создавались в 1993–94 годах. Цель - выявление нечистых на руку сотрудников. С самого начала такие отделы они работали не только с инспекторами ДПС, но и на экзаменах и регистрации.

Петр Решетнюк, ветеран ГАИ, замначальника управления ГИБДД по Свердловской области в 1990-е годы:


Проблемы с взятками начались в конце 1980-х - начале 1990-х на фоне бедности и низких зарплат. На Урале таких проблем не было, но в какой-то момент, в 1993–94 годах, мы стали фиксировать подобные случаи. Тогда мы уже знали, что за рубежом при полиции есть службы безопасности. Решили создать специальную группу сотрудников, выдали им аудио-видеоаппаратуру для прослушки и пустили ребят в бой для наблюдения за инспекторами. По итогам девяти месяцев выявили огромное количество случаев взяточничества, причем не только среди инспекторов ГАИ, но и среди милиционеров, участковых и т.д. В общей сложности было заведено 21 уголовное дело.

Как раз в середине 1990-х МВД стал руководить генерал Анатолий Куликов. Известен случай, как он на своем «Москвиче», одетый в гражданское, проехался по улицам Москвы и столкнулся с несколькими нечистыми на руку инспекторами. После этого Куликов страшно возмутился, хотел разогнать вообще весь главк, вызывал к себе начальника ГАИ Владимира Федорова. Тогда он и предложил создать контрольно-профилактические отделы, опыт работы которых уже был в Свердловской области. У меня как раз уже была готова справка на этот счет. Куликов моментально согласился, практику создания КПО быстро взяли на вооружение. МВД потом распорядилось создать такие подразделения во всех органах милиции: так и появились управления собственной безопасности.

Официальной информации о действующих КПО немного. В новостях упоминания отделов порой проскакивают. К примеру, в мае 2018 года Белгородской области сотрудники КПО вместе с волонтерами проводили акцию по противодействию коррупции в рядах ГИБДД. В апреле работники КПО УГИБДД и собственной безопасности ГУ МВД по Ульяновской области ловили гаишника, который за 170 тыс. руб. согласился обеспечить проезд нефтевозов по городу.

Недавно, как выяснил “Ъ”, КПО были выделены в самостоятельные структуры внутри управлений ГИБДД: вышел приказ МВД №420 от 3 июля 2018 года «О совершенствовании контрольно-профилактической работы в подразделениях госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне».

Текст документа нигде не публиковался, но приказ упоминается в сообщении ГУ МВД по Кировской области. Приказом утверждено типовое положение о контрольно-профилактическом отделе (отделении, группе), предписано в срок до 1 августа 2018 года привести штатные расписания в соответствии с требованиями документа. Наличие такого приказа также подтвердили в УГИБДД по Ростовской области, куда “Ъ” направил официальный запрос.

Источник “Ъ” поясняет: раньше КПО занимались больше служебными проверками и оперативной работой, сейчас поставлена задача создавать условия, чтобы инспекторам вообще не хотелось взятки брать.

Кроме того, отныне отделы подчинены напрямую руководителям управлений. В МВД по Удмуртии “Ъ” подтвердили, что раньше КПО входил в состав первого отдела, а сейчас выведен в самостоятельную группу. «Подразделение стало самостоятельным»,- рассказали в региональной полиции.

“Ъ” запросил официальную информацию о КПО в МВД России, но там ответили, что эти сведения носят «служебный характер». Аналогичные ответы “Ъ” получил из УГИБДД по Москве, УГИБДД по Новосибирской области. Тем не менее в некоторых управлениях Госавтоинспекции “Ъ” рассказали, как работают «антикоррупционные» отделы.

В Нижегородской области КПО был создан в 1996 году: основной его функцией является «предупреждение, выявление и пресечение нарушений дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел в сфере дорожного движения». Сотрудники осуществляют мониторинг и анализ обращений от граждан о случаях коррупции сотрудников ДПС. Применяется дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения из органов внутренних дел. «В случаях, когда в действиях сотрудников Госавтоинспекции усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний, собранные КПО материалы передаются в следственные органы СУ СК России»,- рассказали “Ъ” в региональном УГИБДД. В пресс-службе УМВД России по Нижегородской области рассказали, что в результате проверок, проведенных сотрудниками КПО в 2018 году, в регионе за полгода было привлечено к дисциплинарной ответственности 37 сотрудников, а также уволено из ОВД три сотрудника.

В Челябинской области КПО действует с декабря 1995 года. Основные задачи - пресечение нарушений законности и укрепления служебной дисциплины личного состава, выявление скомпрометировавших себя сотрудников. Цель деятельности - предупреждение всяческих ЧП, связанных с ущемлением прав, интересов граждан и вызывающих общественный резонанс. Негласные проверки несения службы инспекторами ГИБДД могут быть организованы и в результате поступления негативной информации по телефону доверия от физического или юридического лица.

В Санкт-Петербурге КПО внутри УГИБДД был создан в 2012 году. Среди задач отдела - укрепление дисциплины и законности сотрудников Госавтоинспекции, выявление и пресечение нарушений дисциплины и законности, осуществление контроля за несением службы, в том числе в форме гласных и негласных проверок; проведение мероприятий «антикоррупционной направленности».

Контрольно-профилактический отдел есть в штатной структуре УГИБДД по Пермскому краю. В его задачи входит пресечение и профилактика коррупционных нарушений со стороны личного состава. Также отдел проводит проверку действий сотрудников ГИБДД, например, в случае применения ими оружия, а также по иным вопросам, относящихся к выполнению ими служебных обязанностей.

В Ульяновской области КПО функционирует с 1999 года, там работает пять человек. Основными задачами отделения является защита интересов сотрудников ГИБДД и других участников движения. Отдел проводит профилактические мероприятия по укреплению служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников ГИБДД, а также сотрудников иных подразделений ОВД, привлекаемых для обеспечения безопасности движения.

Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин:


Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Контрольно-профилактические отделы мне всегда казались довольно странными структурами. Во-первых, они редко замахиваются на коллегу старше майора: их «жертвами» становятся сержанты, лейтенанты, прапорщики. Всеми, кто выше по званию, занимается уже УСБ МВД, прокуратура, ФСБ и другие силовые службы. Во-вторых, серьезных полномочий и финансового обеспечения, в частности, для закупки спецтехники у КПО никогда не было. Каких-то супергромких коррупционных дел, расследованных при помощи КПО, я не припоминаю.

В полиции должна быть некая межведомственная структура, куда входят сотрудники МВД, ФСБ, других служб. Главное, что она должна быть независимой от ГИБДД.

Беда существующих КПО - в них служат те же самые бывшие инспектора, которые никогда не будут расследовать проступки своих старых коллег и друзей. Не должно быть никаких личных связей, только тогда это будет работать.

Полностью искоренить коррупцию невозможно без изменения законодательства. Пока у нас, к примеру, за оставление места ДТП почему-то назначают административный арест, а за повторное пьяное управление авто можно сесть в тюрьму (есть и другие примеры необоснованно жесткого наказания), всегда будут те, кто захочет на этом нажиться.

Иван Буранов; Сергей Титов, Ульяновск; Екатерина Тарасова, Нижний Новгород; Карина Кальярова, Челябинск; Евгений Зайнуллин, Ижевск; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург; Дмитрий Астахов, Пермь; Кристина Федичкина, Ростов-на-Дону; Сергей Петунин, Саратов

полковник полиции

Полковник полиции, заместитель начальника управления – начальник отдела ДПС, взаимодействия с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства, родился 16 декабря 1975 года, Орловская область, Глазуновский район, д. Каменка. 1993-1998 г. студент Орловской государственной сельскохозяйственной академии. 2000-2001 г. милиционер роты ОВО при Железнодорожном РОВД г. Орла. 2001-2002 г. инспектор ДПС ОБДПС №1 ГИБДД при УВД Орловской области. 2002-2003 г. инспектор по пропаганде ОБДПС №1 ГИБДД при УВД Орловской области. 2001-2005 г. слушатель Орловского юридического института МВД России. 2003-2005 г. инспектор КПО УГИБДД УВД Орловской области. 2005-2006 г. командир взвода батальона по обслуживанию дорог города полка ДПС ГИБДД при УВД Орловской области. 2006 г.- старший инспектор службы ОБДПС ГИБДД при УВД Орловской области. 2006 г.- старший инспектор КПО УГИБДД по Орловской области. 2006-2011 г. начальник КПО УГИБДД УВД по Орловской области. 2011- 2012 г. начальник контрольно-профилактического отделения УГИБДД УМВД России по Орловской области. 2012-2013 г. заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Орлу. 2013- 2014 г. начальник контрольно-профилактического отделения УГИБДД УМВД России по Орловской области. 2014 г. - по н. время заместитель начальника управления – начальник отдела ДПС, взаимодействия с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Орловской области.