Определения "Дети войны" на федеральном уровне нет. Законопроект о "Детях войны" вносился несколько раз в Государственную Думу, но принят не был. Зато такие законы есть на региональном уровне и согласно им "Дети войны" - граждане, которые родились в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года и постоянно проживали на территории Советского Союза (за исключением тех, кто в СССР отбывал наказание).
Чтобы получить льготы, нужно обратиться в органы социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства.
Для того, чтобы узнать какие именно льготы и в каком размере положены Вам - нужно обратиться в УСЗН по месту жительства.
Если в регионе Вашего проживания нет действующего закона о детях войны, то можно обратить внимание на другие категории льготников, таких как:
"Дети войны" могут получать льготы только на региональном уровне, так как федеральный законодатель не выводит эту категорию в отдельную. В большинстве регионов данные граждане по набору льгот приравниваются к труженикам тыла.
Проект N 427810-4
Вносится депутатом
Государственной Думы
А.В.Скочем
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной социальной помощи детям войны
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации, чье детство совпало с годами Второй мировой войны.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
ребенок войны - лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, которому на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было меньше 18 лет;
государственная социальная помощь - предоставление детям войны социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство о государственной социальной помощи детям войны состоит из настоящего Федерального закона Федерального закона "О государственной социальной помощи" и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной поддержки и набор социальных услуг, установленные статьей 6 и подпунктами 1, 5, 9 и 10 пункта первого и пункта второго статьи 7 настоящего Федерального закона являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые подпунктами 2, 3, 4, 6, 7, 9 и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Федеральным законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения выплаты государственной социальной помощи детям войны, в соответствии с целями, установленными настоящим федеральным законом, а также разрабатывать и реализовывать государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
2. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
1. В состав предоставляемого детям войны набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
2. Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
1. Детям войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей;
3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время;
4) преимущественное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
5) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
6) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
7) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Это доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
8) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
9) оплата в размере 75% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в переделах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 75% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 75% со стоимости топлива приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
2. Детям войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Детям войны выдаются специальные удостоверения. Этот документ дает право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента его предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, профсоюзные органы могут принимать в пределах своих полномочий дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, на которых распространяется действие настоящего федерального закона.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его опубликования.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2008 года.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Проект федерального закона "О государственной социальной помощи детям войны" подготовлен в связи с необходимостью установить правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи детям войны с целью признания на государственном уровне тяжелого жизненного пути граждан Российской Федерации чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны.
Они были лишены детства и юности, многие из этих детей остались сиротами и воспитывались в детских домах в тяжелые военные и послевоенные годы.
В настоящее время практически все лица, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на положение старшего поколения своих граждан, которое кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования.
Проектом федерального закона предлагается ввести в законодательство понятие дети войны.
В соответствии с проектом федерального закона детьми войны признаются граждане Российской Федерации, которым на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
Для этой категории лиц проектом федерального закона предусмотрен следующий набор социальных услуг: бесплатное обеспечение лекарственными средствами, включенными в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача; предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.
Законопроектом так же предусмотрены меры социальной поддержки детей войны, к которым относятся
Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей, которая ежегодно будет индексироваться исходя из уровня инфляции;
25 процентная скидка при оплате жилья и коммунальных услуг;
Внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках.
Законопроектом предлагается сохранить за детьми войны право обслуживаться в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Дети войны, в случае принятия названного федерального закона, получат право преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов,
Детям войны, признанным инвалидами, дополнительно, проектом закона, предлагается предоставить право ежегодно бесплатно проходить диспансеризацию в больницах и поликлиниках.
Проектом федерального закона предусмотрено, что детям войны будут выдаваться специальные удостоверения определенного образца, только при предъявлении которых возможно будет воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными проектом федерального закона.
Законопроектом предоставлено право органам власти субъектов федерации и органам местного самоуправления принимать дополнительные меры по улучшению материально-бытовых условий детей войны.
Важность принятия названного федерального закона очевидна. Это не только законодательное закрепление гарантированной социальной защиты этой категории граждан, но и проявление элементарного уважения к тем, кого война лишила детства, юности, родителей, возможности учиться. Кто в 12-14 лет уже стоял за станком или садился за руль трактора, что бы восстановить промышленность и сельское хозяйство страны.
Депутату
Государственной Думы
А.В.Скочу
На N САВ-374 от 25 декабря 2006 года
В соответствии с частью З статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования. Законопроектом предлагается, начиная с 1 января 2008 г., установить для граждан Российской Федерации, которым на время окончания Второй Мировой войны было менее 18 лет (дети войны), за счет средств федерального бюджета меры государственной социальной помощи и меры социальной поддержки, в частности, обеспечение жильем, оплату в размере 75 процентов жилищнокоммунальных услуг (в том числе членам семей, совместно с ними проживающим), предоставление набора социальных услуг, а также отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 250 рублей.
Законопроектом предлагается в рамках оказания государственной социальной помощи осуществить урегулирование вопросов предоставления детям войны мер социальной поддержки. Однако законопроектом государственная социальная помощь определяется только как предоставление социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. По оценке авторов законопроекта, на его реализацию потребуется дополнительно 81,7 млрд. рублей в год. Однако в финансово- экономическом обосновании законопроекта оценка затрат федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки детей войны занижена, поскольку отсутствуют необходимые расчеты о потребности в финансовых средствах на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте и другие социальные услуги. Принятие проекта федерального закона приведет к увеличению расходов федерального бюджета. В этой связи следует учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации , согласно которой при принятии федерального закона либо другого правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов. Данный законопроект таких норм не содержит. Законопроектом также предусматривается осуществлять финансирование ряда мер социальной поддержки детям войны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ”, согласно которым не допускается включение в принимаемые федеральные законы положений, которыми опредезыются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Учитывая изложенное, Правительством Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживается.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка
Статус “Дитя войны” – есть ли смысл его оформлять или закон не принят?
Что делать, если в регионе этот статус не предусмотрен? Какая имеется альтернатива? Рассмотрим эти вопросы подробней.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Регионы)
Это быстро и бесплатно !
Под статус “Дети войны” попадают лица, которые родились в период с 1930 по 1945 год на территории бывшего Советского Союза.
В связи с военными действиями, которые велись в этот промежуток времени, они могли подвергаться пыткам, голоду и так далее. Именно поэтому они должны иметь полное право на государственную поддержку в сегодняшней непростой экономической ситуации.
К сожалению, не во всех регионах этот статус имеет юридическую силу, но это рассмотрим ниже.
На текущий момент четкого законодательного регулирования в этом вопросе нет. Точнее Правительство РФ это просто игнорирует, отталкиваясь от того, что в бюджете страны на этот нет денег.
Еще в 2014 году данный законопроект, который бы четко регулировал статус “Дитя войны” был постановлен на голосование в Госдуме, но так и не был принят.
В первую очередь, Российская Федерация – это государство, в котором на сегодняшний день порядка 13 миллионов жителей претендуют оформить статус “Дитя войны” и получать государственную поддержку. Не трудно посчитать, что на сегодняшний день их возраст варьируется от 67 до 89 лет. Большая часть этих людей родились еще в 1928 году, но по сей день не могут оформить этот статус из-за его отсутствия на федеральном и государственном уровне.
К большому сожалению, но в 2014 и 2015 годах, этот законопроект так и не был принят и как оказалось, необходимо надеяться исключительно на региональную власть.
Не оставляют попытки принять этот закон лидеры партии “Справедливая Россия”, в частности Сергей Миронов.
Но, как показывает практика, в ближайшем будущем никаких изменений в этом вопросе не предусмотрено. В качестве альтернативного варианта, политики и само Правительство РФ предлагают оформить иные статусы, которые регламентируются законодательством РФ, и за которыми предусмотрен определенный перечень льгот и надбавок к пенсионному обеспечению.
Несмотря на такую плачевную ситуацию, некоторые регионы все же пошли на встречу, и закрепили данный статус на региональном уровне.
В частности речь идет о таких регионах :
В этих регионах статус “Дитя войны” закреплен всеми необходимыми нормативными актами, что позволяет получать надбавку к пенсионному обеспечению . Несмотря на то, что их размер варьируется от 400 до 900 рублей, пенсионеры довольны, что их не забывают. Ведь, по сути, в остальных регионах и этого нет.
Если говорить о конкретной помощи
в этих регионах детям войны, то она заключается в следующем:
Так как законодательством не регулируется это процесс, то общего порядка в этом нет.
Но, как показала практика, в тех регионах, где действует этот статус, процесс его оформления выглядит следующим образом:
Если говорить о перечне документов
, то он заключается в следующем:
Стоит отметить, что не все пенсионеры в таком возрасте могут составить заявление самостоятельно, поэтому это могут сделать в их присутствии близкие родственники (к примеру: внуки, дочь либо сын).
При составлении заявления необходимо учитывать, что оно должно содержать в себе:
Большая часть регионов еще не установила статус “Дитя войны” на своем уровне, но если смотреть на ситуацию, то эти предпосылки по этому вопросы имеются, и скорее всего многие регионы примут такое важное решение. Вот только ли дождутся этого пенсионеры неизвестно.
Но вместо этого статуса, остальные регионы предлагают альтернативный вариант . Речь идет о других статусах, за которыми предусмотрена государственная поддержка со всеми вытекающими льготами и надбавками.
Процедура оформления практически ничем не отличает от той, которую необходимо соблюдать при оформлении статуса “Дитя войны” и заключается в следующем:
Из документов
необходимо всего лишь:
Срок рассмотрения заявки составляет не больше 30 дней, но, как показывает практика, решение выносится уже на вторую неделю после подачи заявления.
О данном статусе в одном из регионов РФ рассказано в следующем видеосюжете:
Сегодня мы поговорим об особой категории населения, о людях, которые являлись детьми в военное время. В частности, рожденные в период с 23.06.23 по 03.09.45 года включительно. В силу своего малолетства на тот момент, они не принимали участия в боевых действиях, но официально считаются пострадавшими от ее тягот. Логично было бы предположить, что наше государство должно оказывать этим людям какую-либо поддержку. Давайте разберемся, так ли это, и какие льготы и условия созданы для нынешних пенсионеров, родившихся в вышеназванные годы.
Как удалось выяснить, все существующие льготы для таких граждан региональные, и даны на откуп местным властям по территориям. То есть, условия и суммы могут отличаться в зависимости от региона. Почему-то на федеральном уровне вводить специальную программу правительство не торопится. За последнее время было внесено несколько законопроектов, призванных улучшить условия данной категории, но до сих пор все так и находится на стадии рассмотрения. Причина тому – увеличивающийся дефицит бюджета. Осложняется положение вещей еще и тем, что дети войны сами по себе не имеют своего полного статуса, и не выделены в отдельную категорию.
Пенсионеры, проживающие в своих территориальных округах постоянно, имеют ряд льгот. Например, они обслуживаются без очереди в поликлинике и во многих госучреждениях. Так же они имеют право на:
Денежные пособия были назначены данной категории населения в 2012 году и составляли, в зависимости от региона, всего 400-600 рублей. В текущем году наконец-таки был принят законопроект, повышающий размер выплат тем гражданам, которые имеют право на надбавку за возраст. Теперь размер этого пособия составляет 1500 рублей и подлежит ежегодной индексации.
Для того чтобы начать получать эти деньги, нужно обратиться в местное отделение соцзащиты с письменным заявлением о пересмотре положенной суммы.
Помимо этих, общепринятых льгот, в некоторых федеральных округах России действуют свои собственные, утвержденные на местном уровне. Единых списков, как вы уже наверное поняли, не существует.
Нужно отдельно отметить тот факт, что получение всех пособий в РФ носит заявительный характер. То есть, если пенсионер живет и не знает о том, что ему положены какие-либо выплаты и привилегии, и не заявляет о них в установленном порядке, то и воспользоваться ими он не сможет. Для их получения обращаться необходимо с письменным заявлением в Управление Соцзащиты того района, к которому гражданин относится по месту прописки.
При подаче заявления необходимо иметь с собой следующие документы:
Орган власти, занимающийся оформлением документации, по своему усмотрению может затребовать и другие документы.
Совет. Заблаговременно сделайте по несколько копий всех вышеназванных документов и возьмите их с собой. Они вам, скорее всего, понадобятся. Заявление тоже подготовьте заранее и возьмите с собой. Это сэкономит ваше время и силы.
В редакции этого года существуют следующие категории граждан в той или иной мере заставшие военное время ВОВ:
Права этих граждан регламентируются ФЗ №5 (поправки вступили в силу в январе 2016 года).
Члены семей погибших, инвалидов, ветеранов и участников ВОВ имеют права на следующие льготы:
Если один из ваших родственников или знакомых является человеком, которого можно причислить к категории «дети войны», узнайте у него, знает ли он о возможности получения льгот. Многие старики, пенсионеры, особенно живущие в маленьких городах или деревнях, и не знают о том, что им положены какие-то выплаты или привилегии. Помогите этому человеку, расскажите, в какой орган он должен обратиться, помогите составить заявление. Их осталось так мало, заставших войну и почувствовавших на себе ее отголоски. Но многие из них все еще живут среди нас. По данным статистики прошлого года, их осталось 13 млн. на всю страну и ежегодно их количество уменьшается на 180 тыс. человек.