Нужны ли права на скутер и как их получить. Можно ли управлять мотоциклом без прав? Правила для России

Быстрый ответ: на любой скутер нужны права. На маломощные М, на мощные А.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Цитата:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

5 ноября 2014 года был утвержден регламент на обучение, а также правила сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения на категорию «М».

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим , или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Таким образом права категории М нужны на абсолютно все скутеры, чья мощность ниже 50 куб. см. А если мощность вашего скутера выше – вы должны иметь при себе права следующей категории (Категории А).

Права на скутер

О том, как получить права на скутер, вы можете узнать .
Ездить на скутере могут граждане, которые имеют водительские права на любую категорию. Если прав нет, то необходимо сдать на специальную категорию для данного вида транспорта – это категория «М». Водительские права необходимы только на те скутеры, которые попадают под определение из ПДД. Согласно правилам п. 2.1 в эту категорию входят скутеры и мопеды с объемом двигателя не более 50 кубов, а также максимальной скоростью не более 50 км/час.

Получить водительские права данной категории . Важно! Если за руль скутера садится подросток, не достигший 16-ти летия, ответственность за подобные противопоказанные действия возлагается на его родителей.


На какие скутеры не нужны права

Права нужны для любого скутера.

Как мы уже разобрались выше (с цитированием федерального закона “О безопасности дорожного движения” – вам необходимы права категории М на скутеры мощностью до 50 кубов. На мопеды и скутеры, у которых объем двигателя от 50 до 150 кубов необходимо получение прав категории «А1». Мощность скутера от 150 кубов попадает под категорию «А».

Штрафы

В настоящий момент неимение водительского удостоверения на мопед считается нарушением правил дорожного движения.

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), –

влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей.

Как получить права

Необходимо:

  • окончить курс обучения в автошколе;
  • пройти медицинскую комиссию и получить справку;
  • подготовить нужные документы;
  • сдать соответствующие экзамены, в данном случае, для прав на скутер необходима сдача только теоретических вопросов;

Права на управление скутером могут быть получены гражданином, достигшем 16 лет вне зависимости от пола. Выдаются права гражданам, которые успешно сдали квалификационные экзамены. Кроме того, необходимо пройти медицинскую комиссию, получить заключение о том, что не имеете каких-либо медицинских противопоказаний для управления любым транспортным средством, в том числе и скутером. Права на мопед выдаются в подразделениях ГИБДД. Следует учесть, что данная категория не дает права водить автомобиль и даже мотоцикл. Удостоверение будет действительно 10 лет с момента даты их выпуска.

Важно! Оказавшись за рулем мопеда, вы являетесь участником движения на дороге , поэтому следует соблюдать все предписания правил дорожного движения и не отвлекаться во время езды!

Удачи на дорогах!

Времена «мопедного беспредела» безвозвратно канули в прошлое. Сегодня уже даже сложно и представить, что всего лишь год назад можно было наслаждаться управлением скутером не только без водительского удостоверения, но и в состоянии легкого алкогольного опьянения, нарушая при этом требования линий разметки и не обращая внимания на сигналы светофора. Даже если сотрудникам автоинспекции удавалось остановить обладателя мопеда с объемом двигателя до 50 куб. см, то привлечь его к ответственности не было почти никакой возможности. Но времена изменились.

Введение прав на скутер

* если объем двигателя мопеда превышал 50 куб. см (по паспорту);

* если требовалось везти пассажира старше 7 лет.

В этих случаях инспекторы требовали предъявить водительское удостоверение с открытой категорией “A”. Этим обстоятельством активно пользовались подростки, имеющие возможность гонять на быстрых мопедах по улицам, а также сами производители мопедов, занижая паспортную мощность выпускаемых моделей до нужных 49,9 куб. см.

После ноября 2014 года Федеральный закон, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, претерпел изменения, и права стали нужны почти всем. В частности, для мопедов была введена подкатегория «М». Единственной хорошей новостью стало то, что обладателям категории «Б», а также всех остальных категорий, для управления мопедом ничего дополнительно оформлять не потребуется.

Где получить права на скутер?

Для получения разрешения на управление мопедом необходимо обращаться в автошколу, так как самостоятельная подготовка к сдаче экзамена в ГИБДД также была отменена. Потребуется запастись фотографией и медицинской справкой установленной формы. В связи с тем, что подзаконные акты не были оформлены вовремя, не во всех регионах в настоящий момент есть автошколы, проводящие обучение по категории «М» – некоторым нужно дополнительное время, чтобы перестроиться и разработать новые учебные программы. Процесс обучения не отличается радикально от получения категории «А» или «Б», разве что из билетов удалено все, не относящееся к мопедам и скутерам. К сдаче экзамена допускаются только лица, достигшие возраста 16 лет.

Ответственность за отсутствие прав на скутер

Законом введена административная ответственность для водителей, управляющих скутером без водительского удостоверения. Придется заплатить штраф размером в 800 рублей. Тем не менее, есть нюансы. Во-первых, проблема с отсутствием подзаконных актов, регулирующих выдачу удостоверений для новых категорий, известна сотрудникам автоинспекции. Если претензии инспектора заключаются лишь в отсутствии водительского удостоверения, а остальные требования закона выполнены (возраст более 14 лет, наличие защитного шлема), то можно избежать ответственности, настаивая на том, что получить удостоверения не было никакой возможности. В большинстве случаев этот аргумент подействует, но рано или поздно пробелы в законодательстве будут устранены, и он потеряет свою актуальность. Также стоит учитывать, что к административной ответственности нельзя привлечь ребенка младше 14 лет. Однако в этом случае взыскание может быть обращено на родителей подростка.

На какие мопеды не нужны права?

По-прежнему существуют двухколесные агрегаты, обладающие весьма внушительной мощностью и внедорожными характеристиками, при этом не требующие получения водительского удостоверения или прохождения регистрации. Это мопеды, предназначенные для мотокросса, которые с точки зрения законодательства относятся к категории «спортивный снаряд» и, строго говоря, не являются транспортными средствами. На них можно преодолевать расстояния вне зависимости от количества кубиков и наличия световых приборов, выполняя главное условие – не выезжать на дороги общего назначения.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.

Постоянные поправки и вносимые изменения в действующие законы Российской Федерации вынуждают многих водителей задуматься над вопросом: нужны ли водительские права на скутер в 2019 году и существуют ли наказания за отсутствие удостоверения водителя мопеда на момент остановки инспектором. Особенно остро этот вопрос касается несовершеннолетних обладателей этого типа транспорта.

Предпосылкой к ужесточению контроля за водителями скутеров, стал закон от 5 ноября 2013 года, направленный на усиление требований к получению права управления.

Права на управление скутером (мопедом) в 2019 году

Рассматривая нововведенную поправку Федерального постановления «О безопасности дорожного движения» выделим первый пункт:

Поэтому, начиная с 5 ноября 2013 года – введено обязательное водительское удостоверение с категорией «М» для управления мопедами и скутерами. Вначале всем казалось, что с момента введения закона каждый обладатель этого типа транспорта будет вынужден учиться и сдавать экзамены в автошколе, но правила выдачи удостоверений по факту приняли лишь через год. После чего, каждый водитель скутера мог проходить обучения и сдавать государственный экзамен на право управления, чтобы получить права на скутер.

Кроме того, была принята поправка ПДД, которая гласила: если мопеды и различные скутера признаны официальными транспортными средствами (пункт 1.2 ПДД), то для управления ими следует обладать водительским удостоверением (пункт 2.1 ПДД):

Вышеописанное изменение было официально принято в правилах 8 апреля этого же 2014 года, что стало началом периода, когда каждый водитель скутера обязан иметь при себе удостоверение водителя.

Категория прав водителей, отвечающая за управление мопедом либо скутером

Согласно закону, право для управления мопедами или скутерами подтверждается удостоверением с «М» категорией.

Исключением для управления мопедами или скутерами является возможность передвигаться на этом транспорте с любой другой открытой категорией. Пример, для управления скутером она идеально подойдет. Это исключительное правило действует только в отношении обладателей российских удостоверений национального типа:

Если водитель открывал однажды «B» категорию за границей, он не может ездить на мопеде и скутере по территории России. Дополнительным замечанием запрещающим управлять мопедом (скутером), которое вноситься в удостоверение, может стать ограничение () возможности управления скутером по причине медицинского характера.

Особенности использования удостоверения тракториста-машиниста для управления скутером

Правила гласят, нельзя применять в качестве основного документа на вождение скутера. Для управления скутером подойдет лишь российский водительский документ национального образца.

Штраф за отсутствующие права на мопед либо скутер

Поскольку современные правила четко регламентируют наказание за отсутствие удостоверения на управление скутером в момент проверки, за нарушение установленного режима езды на водителя накладывается административное взыскание.

Штраф за отсутствующие водительские права на мопед начинаются с суммы в 5 000 руб. и доходит до 15 000 руб.:

При обнаружении подобного нарушения мера наказания может выражаться в отстранении от управления двухколесным транспортным средством, а также полная конфискация транспорта до момента выяснения всех обстоятельств. Задержанное транспортное средство (мопед/скутер) будет транспортироваться на обозначенную штрафную стоянку. А забрать уже его сможет исключительно человек, с подтвержденными водительскими правами.

Прежде чем узнать, нужны ли права на мопед, надо разобраться в некоторых правилах дорожного движения (ПДД).

Глава 1.2 правил: мопед и скутер считаются механическими транспортными средствами малой мощности, с разрешенной скоростью движения до 50 км/час. На них устанавливаются двигатели бензиновые, объема не выше 50 см³ (кубов) или электромоторы мощностью 0,25 - 4 кВт. Эти маломощные, 2-х или 3-х колесные средства передвижения выделены в специальную категорию «М». Есть и водительское удостоверение категории «М». Без него на городские дороги сегодня выезжать запрещено.

Федеральным законом разрешено управление мототехникой водителям, у которых открыта категория В. Но только тем, у которых на водительской карточке нет отметка ML.

Она означает «водитель по медицинским показаниям лишен права управления транспортными средствами категории М».

Поступаем в автошколу

Научиться вождению можно в мотоклубах ДОСААФ или частной автошколе, имеющей лицензию. Примут на обучение подростков, которым исполнилось 16 лет, или тех, кому исполнится 16 к моменту окончания занятий.

Второе условие - курсант должен быть физически и психически здоров. Без медицинской справки в автошколу не примут. Для этого надо пройти медицинскую комиссию и получить разрешение на право управления транспортом категории «М».

Занятия продолжатся 2-3 месяца. Сначала изучаются теоретические дисциплины, в том числе правила оказания первой медицинской помощи. Затем курсант должен основательно изучить ПДД. Только потом начинаются практические занятия. Способы управления и маневрирования отрабатываться на территории автошколы. Она предоставляет для занятий собственную мототехнику.

Доставлять на занятия личный мопед или скутер не обязательно.

Потом разрешат выезд в город на участки дорог, где разрешен проезд маломощному транспорту в 50 кубов. Заключительный этап: экзамены по теории и практике вождения. Сданы успешно, выдается удостоверение об окончании автошколы и можно идти получать права.

Получаем права

Получить права на мопеды с двигателями в 50 кубов разрешено в любом отделении ГИБДД. Но лучше обратиться отделение, которому подведомственна автошкола, где проходило обучение. В ГИБДД надо предъявить документы:

  • медицинскую справку;
  • свидетельство об окончании автошколы.

Экзамены на права, как и в автошколе состоят из двух этапов. Сначала нужны ответы по билетам, потом проверяются навыки вождения. На экзамен по вождению разрешено доставить собственный мопед или скутер. Приехать на них в ГАИ могут только те, у которые имеют водительское удостоверение. Практические навыки управления мопедом или скутером проверяются на специальной площадке.

Претендент на права должен уметь:

  • правильно начать движение;
  • уметь экстренно затормозить;
  • выполнить несколько упражнений в габаритном коридоре.

Особое внимание обращают на умение управлять скутером во время левого поворота. Экзаменуемый должен перед поворотом поднять левую руку. При этом нельзя потерять равновесие и выехать за габаритный полукруг. После успешно сданных экзаменов выдадут водительское удостоверение с отметкой «М». Если не повезет, повторные экзамены разрешены через семь дней.

Регистрация в ГИБДД

По действующему законодательству маломощная мототехника не требует регистрации. Скутер, у которого рабочий объем мотора выше 50 и меньше 100 см³ принадлежат к классу среднеразмерных. Его необходимо поставить на учет в ГИБДД.

Некоторые владельцы мототехники, используют специальные технические приемы, чтобы усилить (форсировать) работу двигателя. Такие мопеды приобретают возможность двигаться со скоростью превышающей 50 км/час. Если сотрудник ДПС обнаружит такой «высокоскоростной транспорт», он его обязательно остановит и запретит дальний проезд. Тогда приходится решать, что лучше, поставить его на учет или уменьшить ресурс двигателя.

Если решено, что на учет надо поставить, тогда какие документы в 2016 году нужны и на кого зарегистрировать?

Регистрируется транспортная техника на собственника, которому исполнилось 18 лет. По правилам, перед регистрацией, на любую мототехнику, необходимо оформить страховое свидетельство. Кроме того, в ГИБДД надо предъявить технический паспорт. Только тогда разрешена постановка на учет и выдача номерных знаков. В общей сложности процедура постановки на учет потребует значительной суммы денег.

Штрафы

По правилам мопеды должны проезжать по крайнему правому ряду. Если полоса занята общественным транспортом, его разрешено объехать. Разрешен, в отличие от автомобилей, проезд по обочине и по велосипедным дорожкам. Запрещен проезд по тротуарам.

Маломощным скутером, с двигателем объема меньше 50 кубов чаще управляют несовершеннолетние подростки. Если они нарушают правила движения, их к административной ответственности не привлекают. Дело о правонарушении на дороге рассматривается в комиссии по делам несовершеннолетних. Выписанный инспектором ДПС штраф должны оплатить родители. За какие виды нарушений положен штраф, определено в КоАП:

  • езда без шлема;
  • проезд по полосе не предназначенной для движения;
  • проезд со скоростью выше 50 км/час;
  • права подростком не получены;
  • права забыты дома.

Минимальный размер штрафа пятьсот рублей, максимальный пять тысяч. Гораздо хуже, когда инспектор сочтет нужным проверить водителя на опьянение. Если оно превысит норму, тогда возможно придется заплатить тридцать тысяч. Кроме того, подростку не разрешат пользоваться скутером 2 года.

Что выбрать

На территорию России мопеды поступают из Европы и стран Азии. Выбор большой, но много моделей прошедших капитальный ремонт, восстановленных. Они стоят дешевле оригинальных. Цена некоторых не превышает двадцати тысяч. Некоторые модели выполнены в традиционном, классическом, стиле. Они в основном нужны для города.

Современные модели, все чаще приобретают экстерьер и возможности мотоцикла. Таков мопед Альфа. Предназначен для поездок вне города, крутые подъемы, плохая дорога ему не страшны. Цена демократичная - оптимальный выбор для современной молодежи.