Иридиевые свечи зажигания: преимущества и недостатки. Достоинства и недостатки иридиевых свечей зажигания

Чтобы гарантировать экономичность, максимальную производительность и невысокую стоимость изделий производители во всем мире использую самые передовые технологии производства. Современный рынок предлагает свечи от множества компаний, среди которых автовладельцам наиболее известны такие бренды как NGK, Champion, Denso и Bosch.

Делая выбор, нужно знать, как выбрать свечи зажигания для автомобиля и обязательно обратить внимание на некоторые требования и характеристики:

  • изоляционные свойства;
  • сопротивляемость тепловому удару;
  • сопротивляемость коррозии в камере внутреннего сгорания;
  • надёжность при высоких напряжениях;
  • теплопроводность изолятора и электродов.

Параметры выбора

Информация о том, какие свечи лучше довольно разнообразна, поскольку каждая из них имеет свои функции и размеры, которые при выборе должны учитываться. Существуют основные параметры лучших единиц:

Технические характеристики

  • диаметр резьбовой части штекера;
  • диаметр резьбы;
  • искровой промежуток – расстояние между боковыми и центральными электродами.

Количество боковых электродов

Электроды

Материал изготовления:

  • медный,
  • никелевый,
  • платиновый,
  • иридиевый,
  • серебряный;
  • золотой.

Тепловой диапазон

Температурный режим

Ресурс изделия

Калильное число

Условный параметр, который указывает величину давления в цилиндре мотора. Это число должно соответствовать вашему двигателю.

Даже лучшие свечи имеют определённую длину резьбы, диаметр и тип головки цилиндров. От того, насколько правильным будет выбор, напрямую зависит работа двигателя и поршней.

Электроды

Должны выдерживать воздействие коррозии и высокую температуру, вызванные потоком электрического тока и газообразными продуктами сгорания. Даже самые хорошие свечи имеют один боковой и один центральный электрод. В последнее время все чаще производители предлагают изделия с 2-х, 3-х и 4-х электродными моделями, которые помогают в режиме низких оборотов стабилизировать работу двигателя.

  • Чтобы не ошибиться при выборе свечей зажигания, следуйте руководству по эксплуатации автомобиля: в нем всегда указывается подходящая к мотору марка свечи.
  • Осмотрите свечу: если обнаружите неаккуратную или нечеткую маркировку, плохую сборку или низкокачественную обработку деталей изделия откажитесь от приобретения. Также на показатель подделки может указывать низкая стоимость свечи известной торговой марки, как правило, брендовые изделия имеют свои признаки качества и определенную стоимость.
  • Приобретайте свечи зажигания в специализированных магазинах либо у официальных дилеров.
  • Если появились сомнения, требуйте у продавца сертификат, подтверждающий качество свечей зажигания.

Иридиевые или платиновые свечи – как сделать выбор

Современные технологии позволили использовать в изготовлении свечей зажигания иридий, его сплав применяют при производстве центральных электродов. Для приваривания наконечника из иридия к окружности электрода используется только лазерная сварка.

Преимущества иридиевой свечи

Преимущества таких свечей очевидны:

  • Мощность двигателя увеличивается до 4 %.
  • Использование таких элементов позволяет силовому агрегату развивать максимально допустимую мощность.
  • Меньше расход топлива – экономия до 7 % процентов.
  • Двигатель даже при самых низких температурах запускается легко.
  • Срок эксплуатации увеличивается в два раза.

Есть у иридиевых свечей и свои минусы:

  • Достаточно высокая стоимость.
  • Высокие требования к топливу.

В отличие от всех существующих на данный момент аналогов, иридий имеет наиболее высокие показатели износостойкости и прочности и даже независимо от степени нагрузки, иридиевые свечи работают стабильно.

Преимущества платиновой свечи зажигания

Платиновые свечи появились на автомобильном рынке вслед за двухэлектродными свечами. Платина как химический элемент имеет высокий показатель плавления, что подтверждают весьма хорошие характеристики. Свечи зажигания с платиновыми электродами долговечны и имеют высокий запас прочности. Они выдерживают не только высокие рабочие температуры, но и их резкие перепады.

  • Имеют высокие антикоррозийные свойства.
  • Сильная искра зажигания.
  • Срок эксплуатации более длительный, чем у простых классических свечей.
  • Искровой промежуток не изменяется, сохраняя надолго рабочий показатель.
  • Срок эксплуатации около 90 000 км пробега.
  • Идеальны для моторов, имеющих турбокомпрессор.
  • Их использование снижает расход бензина.

Какие свечи зажигания лучше иридиевые или платиновые каждый для себя решает сам, особых отличий между ними нет. К тому же, сейчас многие производители совмещают в изделиях полезные свойства этих двух металлов.

Через сколько меняются свечи

Каждый владелец автомобиля должен знать, через какой пробег менять свечи зажигания. Если это классические свечи и изготовлены из стали, могут прослужить только в среднем около 35-40 тыс. км пробега, а вот изготовленные из иридия или платины прослужат минимум в два раза дольше – около 90 – 120 тыс. км пробега.

Но срок эксплуатации свечей зажигания не говорит о том, когда точно их следует менять, поскольку это связано не только с какой-то одной причиной, а зависит от многих немаловажных факторов, а именно от:

  • Пробега. Чем больше ездите на своем авто, тем быстрее будут изнашиваться свечи. Эксперты призывают производить замену через каждые 35-40 тыс. км.
  • Стиля езды. Интенсивная эксплуатация свечей под воздействием высоких температур или на очень высоких скоростях делает их более уязвимыми.
  • Качества топлива, смазочных материалов. При использовании низкокачественного топлива остается много нагара на деталях двигателя и на свечах, что ухудшает их работу и может вызвать необходимость их замены уже через 20 тыс. км пробега.
  • Исправности двигателя и его основных систем. Хотите значительно продлить срок службы свечей – следите за исправностью двигателя.
  • Возраста и марки автомобиля. На старых «отечественных» автомобилях свечи придется менять чаще, чем на новых «иномарках».
  • Материала изготовления свечей. Чем надежнее и качественнее сплавы, из которых изготовлены свечи, тем дольше они прослужат.
  • Внешних условий эксплуатации. Частые перепады температур могут вывести из строя свечи зажигания, и даже сам двигатель.

Теперь вы знаете как правильно выбрать автомобильные свечи и в чем отличия платиновых свечей от иридиевых. Вместе с тем рекомендуем посмотреть видео про тестирование различных свечей зажигания на стенде. Видео внизу страницы.

Обладатель хоть какого автомобиля в какой-то момент сталкивается с необходимостью выбора свеч зажигания для собственного автомобиля. По состоянию свеч зажигания автомобиля полностью можно судить о работе мотора в целом. Именно поэтому очень принципиально верно избрать свечки зажигания из всего имеющегося обилия. Больший энтузиазм представляют иридиевые и платиновые свечки. О их мы и побеседуем в статье «Чем отличается иридиевая свеча от платиновой»

Свечки зажигания по самой конструкции бывают двухэлектродные и многоэлектродные. Двухэлектродная свеча зажигания - это традиционная свеча. Она имеет один центральный электрод и один электрод боковой. В обыкновенной двухэлектродной свече искра будет проскакивать меж 2-мя электродами. Это приводит к тому, что они будут равномерно выгорать.

У многоэлектродной свечки имеется один центральный электрод и два, три либо четыре боковых электрода. Такая конструкция употребляется для того, чтоб прирастить надежность и срок эксплуатации свеч зажигания. В многоэлектродной свече искра будет проскакивать меж центральным электродом и одним из боковых электродов.

Свечки зажигания еще отличаются по материалу, из которого изготавливают электроды. Традиционные свечки в качестве электрода употребляют в большинстве случаев медь. Но в ближайшее время стали появляться свечки с покрытием из редчайших металлов.

На что необходимо уделять свое внимание при выборе свеч?

Очень принципиально для хорошей эксплуатации мотора верно избрать свечки зажигания. Для каждой модели мотора нужен собственный тип свечки. Японская компания DENSO является одним из глобальных фаворитов по производству свеч зажигания. С целью избежать сбоев в работе электрического оборудования японская компания DENSO и разработала качественные свечки. При выборе свечки принципиально направить внимание на спектр нагрева либо калильное число. Калильное число указывает количество тепла, которое свеча зажигания проводит из камеры сгорания. Свечки, которые или очень греются, или напротив очень прохладные, вызывают только задачи. При лишнем нагревании свечки может произойти раннее зажигание. Если свеча очень прохладная, то нагар усугубит работу свечки зажигания. Безупречной рабочей температурой для самоочищения свечки считается спектр меж 400°С и 900°С. Компания выпускает свечки зажигания 3-х видов — это стандартные, Platinum и Iridium свечки. Принципиальной особенностью свеч зажигания DENSO можно именовать наличие уникального «отрицательного» электрода, который имеет u-образный вырез у основания. Таковой профиль обеспечивает улучшение характеристик зажигания, экономию горючего, уменьшение нагара, также возможность более мягенького равномерного пуска мотора. «Отрицательный» электрод с u-профилем образует зазор. Появляется дополнительное место, которое заполняется пламенем. Зона воспламенения возрастает, а это приводит к более полному сгоранию топливной консистенции.

Платиновые свечки зажигания.

В платиновых свечках материалом для электродов служит платина. Из платины может быть выполнен как центральный электрод, так и боковые электроды. Находят применение такие свечки зажигания в движках, которые обустроены механическими либо турбонагнетателями. Платиновые свечки были сделаны не ради роскоши, а для того, чтоб продлить срок службы. Платина — это металл, который устойчив к коррозии и к высочайшим температурам. Если центральный электрод выполнить из платины, то такая многоэлектродная свеча будет иметь фактически не выгорающий центральный электрод. Вот поэтому такие платиновые свечки и будут служить еще подольше, чем обыденные свечки.

Платиновые свечки были разработаны для того, чтоб возрос интервал сервисного обслуживания. Такие свечки способны поддерживать свои эксплуатационные характеристики до 100 000 км. С момента начала производства платиновых свеч зажигания разработан широкий ассортимент таких долговременных свеч. Если ассоциировать их с обыкновенными свечками, то такие свечки владеют рядом преимуществ:

1. Платиновые свечки имеют рабочий ресурс до 100,000 км;

2. Искра зажигания платиновых свеч посильнее искры зажигания обыкновенной свечки;

3. Платиновые свечки имеют узкий центральный электрод. Низкое напряжение этого электрода приводит к размеренной воспламеняемости;

4. Эксплуатационные характеристики таких свеч всегда на высочайшем уровне благодаря тому, что за весь срок службы зазор не изменяется. Увеличивается экономия горючего.

Для того чтоб удовлетворить потребности самых современных движков, была разработана ZU-платиновая свеча зажигания. Такая свеча снабжена положительным платиновым электродом. Он имеет размер в поперечнике 0,7 мм. Существует 100 типов таких свеч практически для всех моделей автомобилей. Они являются сильной кандидатурой для свеч классической конструкции. Достоинства таковой свечки:

1. Электрод имеет заостренный U-образный профиль с усовершенствованным эффектом сгорания;

2. Свеча обладает мягеньким пуском;

3.Узкий центральный платиновый электрод способен генерировать сильную искру даже в критериях пониженного напряжения.

Иридиевые свечки зажигания.

Иридиевые свечки — это свечки зажигания совсем последнего поколения авто свеч. Центральный электрод выполнен из иридиевого сплава. Поперечник иридиевого электрода свечки составляет всего 0,4 мм. Если использовать такие свечки зажигания, то это позволит движку автомобиля развить очень вероятную мощность. Уменьшение поперечника электрода содействует понижению величины напряжения искрообразования, увеличивает надёжность искрообразования, и т.д. Создаётся высочайшая напряжённость электронного поля для данного напряжения. Как следствие требуется низкое напряжение искрообразования свечки зажигания. Температура плавления иридия существенно выше температуры плавления платины. Если ассоциировать иридий с другими металлами, то необходимо отметить более высшую его крепкость. Он обеспечивает надёжную работу свечки зажигания при широком спектре нагрузок. Компания DENSO проводила исследования разных составов присадок, которые добавляют в иридиевый сплав. Они увеличивают устойчивость иридия к окислению. Был разработан новый состав сложного сплава иридия с родием. Свечки зажигания из этого нового иридиевого сплава защищены патентами. Потому такие свечки зажигания фактически защищены от подделок.

Область новейшей технологии свечей зажигания можно охарактеризовать одним словом - иридий. Это относительно редкий металл, который стал настоящим конкурентом платине.

Замена старого набора традиционных на иридиевый набор может стать одним из способов, чтобы получить лучшую производительность автомобиля. Многие автомобилисты, которые заинтересованы в продлении срока службы своих машин, предпочитают иридиевые наборы из-за их долговечности, прочности и эффективности.

Альтернатива платине - первые иридиевые свечи зажигания

В 1994 году первые иридиевые наборы были представлены мировым производителем NGK как альтернатива платиновым, достигнув этим огромных успехов в современной технике. Почему иридий? Поскольку этот металл имеет более высокую температуру плавления, чем платина, его коррозионно-стойкие свойства выше, то NGK разработало тонкую электродную проволоку с наконечником из иридия, используя многие преимущества производительности таких свечей.

Видео о различных свечах зажигания:

Характеристики иридия

Иридий является чрезвычайно твёрдым металлическим элементом , который, как полагают, произошёл на земле за счёт огромного влияния метеоритов миллионы лет назад. Кроме твёрдости основным свойством, которое делает иридий привлекательным в качестве электродного материала для систем зажигания, является его чрезвычайно высокая температура плавления (почти 2500 °C).

С конца XX века иридий используется в виде сплава в качестве материала для промышленных воспламенителей. С чистым иридием трудно работать, он очень хрупкий и не обладает большой электропроводностью, следовательно, сплавы используются для сочетания наилучших его качеств.

Стоимость вопроса

Иридиевые наборы пользуются спросом благодаря их относительным преимуществам по издержкам по сравнению с платиной. Хотя иридий более редкий металл, чем платина и даже золото, его ценообразование зависит от изменчивости рынка. В настоящее время цена на него по-прежнему дешевле платины. Но почти одна пятая часть производства иридия в мире в настоящее время уходит именно на свечи зажигания. Для сравнения, только небольшой процент платины идёт на их производство (большая половина используется для каталитических нейтрализаторов и ювелирных изделий).

Количество металла, который нужен, чтобы изготовить свечи зажигания, иридиевые или платиновые, весьма мало - это всего лишь крошечные кусочки проволоки, приваренные на кончике наконечника и заземляющих электродов для предотвращения эрозии электрода и износа. Тем не менее при умножении на миллионы единиц наконечников, которые производятся каждый год, чтобы удовлетворить требования многих автопроизводителей и вторичный рынок, цена иридиевых наборов вырастает в разы.

Свойства свечей

Тайна передового опыта в новых иридиевых свечах заключается в лазерной сварке электродов из иридия. Сплав иридия является хорошим проводником, в результате чего электроды могут быть использованы для изготовления очень малых диаметров наконечников электродов по сравнению с традиционной медью и даже платиной без снижения изделия.

Такой тонкий диаметр концентрирует электрический заряд, и, следовательно, образовывается небольшое напряжение для перехода искрового промежутка. Это улучшает сгорание во всех режимах вождения. Двигатель работает ровно, разгоняется быстрее. Иридий обеспечивает постоянное и точное расстояние между электродами, что предотвращает потерю искры.

Кроме этого:

  • Изысканные наконечники из иридия обеспечивают высокую прочность и неизменно стабильную искру.
  • Сплав иридия имеет очень высокую температуру плавления, идеально подходит для современных высокотехнологичных, высокоэффективных двигателей.
  • Трёхвалентное покрытие из никеля обладает превосходным антикоррозийным и антиблокировочными свойствами.
  • Разность потенциала более концентрирована в небольшом наконечнике, и, следовательно, требуется меньше напряжения для искры.
  • Иридий обладает выдающимся ускорением, высокой топливной эффективностью.

Преимущества

Если провести тест, иридиевые наборы, как и предполагалось, имеют ряд преимуществ перед другими формами аналогов. Они разработаны, чтобы обеспечить более высокую производительность, хотя при некоторых обстоятельствах использования могут дать только небольшое улучшение. Основные преимущества приходят со временем. Вот некоторые из них.

Улучшение производительности запала

Чтобы улучшить производительность запала, площадь контакта между электродом и ядром пламени должна быть уменьшена в размерах. Поэтому электрод выполнен в виде тонкой проволоки, его диаметр может достигать 0,4 мм. Если взять стандартные наборы из меди, их искровой промежуток равен 0,8 мм, поэтому иридиевые свечи зажигания имеют пределы воспламеняемости в 2,5 раза больше. Также небольшое количество металла на кончике наконечника позволяет искре расширять свою площадь, увеличивая производительность запуска и уменьшая требования к напряжению.

Гладкость холостого хода

Всем известно, что запал двигателя при работе на холостом ходу особенно плох. Как показал тест, иридиевые свечи зажигания имеют низкое требование напряжения и высокую воспламеняемость, а это позволяет двигателю работать должным образом на холостом ходу. В то время как нормальные пробки сильно варьируют обороты в минуту, иридиевые силовые разъёмы поддерживают гладкость холостого хода . Кроме того, имея лучшее сгорание, энергия запала поднимает количество оборотов в минуту.

Улучшение производительности двигателя

По сравнению со стандартными, иридиевые элементы системы зажигания повышают производительность двигателя до 8%.

Снижение расхода топлива

При использовании иридиевых наконечников электродов снижается на 5–7%.

Недостатки свечей из иридия

Самым большим недостатком иридиевых свечей является их стоимость. Они, как правило, дороже, чем стандартные, хотя их срок службы компенсирует их стоимость.

Также возможны лишь небольшие улучшения в зависимости от автомобиля, а это означает, что, возможно, придётся отложить в сторону новинку автомобильной технологии. Обычно иридиевые элементы используются там, где требуется высокая эффективность, ведь для большинства моделей подойдут и стандартные наборы. Использование их в с небольшим двигателем может не полностью оправдать инвестиции.

Обслуживание свечей

Обслуживание иридиевых свечей не изменилось в последние годы. Они по-прежнему могут использоваться на более чем 160 тыс. км для большинства моделей автомобилей. Но автопроизводители рекомендуют их заменять намного чаще. Частое включение, а также внутренние проблемы с двигателем, степень загрязнения снижают работоспособность и срок службы.

Иридиевые наборы на замену необязательно должны иметь такую же конфигурацию электродов, что и исходники, но они должны быть с таким же диаметром резьбы, шагом и длиной.

Видео об иридиевых свечах зажигания:

Иридиевые свечи зажигания являются последним достижением в области производства . Это лучшее, чем что-либо ранее доступное. Характеристики таких изделий можно сравнить с качественной одеждой. Если вы имеете мощный автомобиль, вам не придётся больше выбирать между высокой производительностью и сроком службы свечей. Иридиевые наборы спроектированы так, чтобы удовлетворить эти две составляющие. Ультратонкий дизайн проволоки и лазерная сварка конического заземляющего электрода достигают оптимальных характеристик, в то время как иридиевый центральный электрод представляет лучшие технологии для свечей зажигания.

В последнее время иридий благодаря своим свойствам стал актуальным материалом в технологии создания свечей зажигания. Являясь довольно редким металлом, он конкурирует с платиной.

Замена старых, классических свечей иридиевыми производится для повышения производительности машины. Автовладельцы ценят их за срок службы и высокую эффективность.

Замена платины

В 1994 году фирма NGK представила миру иридиевые наборы свечей, позиционируя их как смену платиновым. Им удалось достичь успеха, но почему? Потому что этот металл более устойчив к температуре, имеет более высокую прочность, долгий срок службы и защиту от коррозии. NGK создали тонкую проволоку, наконечник которой состоял из иридия, что позволило полноценно использовать все преимущества этого металла в свечах. В 1997 году Denso наладили серийное производство улучшенных образцов и сейчас занимают первую позицию в рейтинге.

Характеристики

Учёные полагают, что столь твёрдый материал появился на Земле несколько миллионов лет назад под влиянием экстремальных условий и падения метеоритов. Вкупе с прочностью его высокая температура плавления (около 2500 градусов по Цельсию) делает иридий отличным электродным сырьём.

В конце двадцатого века был разработан сплав из иридия, что позволило повысить электропроводность и снизить хрупкость относительно чистого материала. С таким сплавом легче работать, используя только лучшие качества металла.

Стоимость

Иридиевые свечи зажигания распространены в отношении платины. Несмотря на то что он является более редким, нежели платина и золото, цена его зависит от ситуации на рынке, и сейчас дешевле остальных металлов. Тогда как более половина платины в мире идёт на создание ювелирных украшений и каталитических нейтрализаторов, имея совсем небольшую долю в производстве систем зажигания, около 20% добываемого иридия превращаются именно в свечи.

Свойства

Секрет современных технологий кроется в лазерной сварке иридиевых электродов. Его сплав является хорошим проводником, что позволяет использовать такие электроды для создания наконечников самых малых диаметров (меньше платиновых аналогов), не сокращая срока службы.

Небольшой диаметр позволяет концентрировать заряд электричества, что приводит к накоплению некоторого напряжения и созданию искры. Двигатель начинает ровнее работать и быстрее разгоняться. Верно подобранные иридиевые свечи зажигания гарантируют точность в масштабах электродов, обеспечивая надёжную искру без потерь.

Дополнительные качества:

  1. Свечи из иридия имеют трёхвалентное никелевое покрытие, что придаёт им защиту от коррозии и блокировки.
  2. Высокая температура плавления гарантирует безопасность и долгий срок использования на самых современных двигателях.
  3. Небольшой наконечник создаёт разность потенциала, требуя мало напряжения для зажигания искры.

Положительные качества

Тестирование показывает, что иридиевые свечи зажигания имеют множество преимуществ в сравнении с аналогами. Изначально они создавались для достижения большей производительности, полностью оправдав ожидания. Важно отметить, что максимальную отдачу они показывают со временем.

Повышение производительности запала

Достигается благодаря возможности производства свечей с меньшей площадью контакта. Тонкая проволока из сплава (около 0,4 мм) имеет в 2,5 раза более высокий предел воспламеняемости в сравнении с классическими наборами из меди. Некоторое количество сплава на кончике допускает расширение искры, повышая производительность запуска и снижая затраты напряжения.

Гладкий ход вхолостую

Известно, что при холостом ходу запал двигателя очень слаб. , что свечи из иридия нуждаются в меньшем напряжении, что вкупе с отличной воспламеняемостью даёт мотору возможность работать с хорошими показателями даже на холостом ходу. Обычные пробки не позволяют поддерживать стабильное число оборотов в минуту, в отличие от иридиевых. Энергия запала так же повышает обороты благодаря отличному сгоранию.

Повышение производительности двигателя

В отличие от остальных, иридиевые устройства зажигания имеют свойство повышать эффективность двигателя до 8%.

Меньший расход топлива

Наконечники из сплава снижают потребность в топливе на 5–7%.

Негативные качества

Первое, что бросается в глаза - высокая цена таких свечей. Но учитывая долгий срок службы, высокую эффективность автомобиля, отличное качество и устойчивость к температурам, цена оправдана, хоть она и выше стандартных медных свечей.

В зависимости от модели машины, иридиевые свечи зажигания могут почти не повысить производительность - это зависит от актуальности авто. К тому же не всегда требуется особая эффективность двигателя и многие транспортные средства ограничатся стандартными комплектами. Не рекомендуется их использование в паре с малолитражными двигателями - такая трата не будет оправдана.

Обслуживание

Иридиевых комплектов не изменялась последние несколько лет. Они всё так же выдерживают пробег более 160 тысяч километров на большинстве автомобилей, но производители советуют проводить замену намного чаще, так как частое зажигание, внешнее загрязнение и проблемы двигателя могут снизить срок службы.

Иридиевых свеч совпадение конфигурации со старыми не важно, но вот шаг, длина и диаметр резьбы должны соответствовать, иначе установка не удастся.


Иридиевые свечи тоже не вечны

Зазор свечей зажигания – нужно ли регулировать

Для некоторых водителей под вопросом тема выставления зазора. Их можно понять, ведь комплекты производятся с заводской настройкой зазора, а двигатели у машин разные. Всё же не стоит беспокоиться, ведь покупая набор для своей модели, мы получаем готовые образцы, которые нуждаются в перенастройке зазора только при ремонте мотора или чистке самих свечей. К примеру, продукция Denso имеет выставленный заводской зазор. новых рекомендуется проверить свечу визуально на предмет погнутости электродов.

Лучшие иридиевые свечи

Сейчас наиболее эффективными и долговечными системами зажигания являются продукты фирмы Denso. Впервые свечи Denso были применены при серийном выпуске в 1997 году.

Сама компания Denso утверждает следующие преимущества: высокая степень изоляции с использованием оксида алюминия, низкие электропотери. Продукцию Denso следует подбирать, учитывая рекомендации производителей автомобиля. Удобства добавляет тот факт, что свечи имеют выставленный зазор электрода. Самый широкий выбор марок машин и лучшее качество ставят Denso на вершину списка систем зажигания.

Заключение

Такие наборы сейчас - последнее достижение техники. Они значительно превосходят ранние образцы систем зажигания за счёт своей технологии, но за все преимущества нужно платить, а некоторые недостатки могут сделать эту покупку невыгодной. Таким образом, если у вас мощная машина, то правильно подобранные свечи с верным зазором гарантируют высокую производительность и долговечность, что нельзя сказать о более слабых автомобилях - для них эффективность может остаться прежней. Иридиевые наборы Denso создаются на высокотехнологичном оборудовании и отлично вписываются в современные потребности на дороге.

Начать хочется с самых истоков двигателестроения, которые, как всегда, не так уж очевидны: все исторические сводки так или иначе сводятся к тому, что изобретатели либо создавали «прообраз» современного ДВС, либо почти пригодную для работы версию. Среди множества преследователей идеи создания более компактной альтернативы паровому двигателю первым и не самым удачным в этой сфере стал Филипп Лебон, который в 1799 году открыл наиболее подходящее для ДВС топливо в виде каменноугольного светильного газа (нефть хоть уже и добывали на протяжении многих веков, перегонять ее в более пригодное для процесса воспламенения топливо еще не научились). Уже в 1801 году изобретатель взял очередной патент на конструкцию газового двигателя внутреннего сгорания, но воплотить мечту в жизнь так и не смог. Более близким к успеху был французско-швейцарский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз, который в 1807 г. построил-таки первый поршневой двигатель, который работал на газообразном водороде. Цилиндр приводился в движение детонацией смеси водорода и кислорода с помощью примитивной системы зажигания: искра подавалась вручную в момент нахождения поршня в нижней мертвой точке. Но и в этот раз первенство ускользнуло от очередного ученого: пригодным для практического использования машина де Риваса не была, скорее показательным образцом. А вот другой умелец, бельгиец Жан-Этьен Ленуар, после многочисленных и неудачных попыток все же смог создать коммерчески успешный серийный двигатель внутреннего сгорания, который был запатентован в 1859 году. На дальнейшее становление бензинового двигателя повлияли многие изобретения: прогрессивные двигатели Отто, Брайтона, Даймлера, не менее прогрессивный карбюратор Доната Банки, создание зажигания от магнето…

Технология Twin Tip есть и на простых моделях линейки - Denso TT

Но первые системы искрообразования были, мягко говоря, далеки от идеала: искра возникала либо при помощи «запальной трубки» (по проводу, пропущенному через керамическую трубку в цилиндр, непосредственно на поршень либо на стенки цилиндра передавалась искра от динамо-машины, воспламеняя рабочую смесь), или же при помощи калильной трубки (элемент нагревался от пропускания тока или от открытого пламени, в результате чего возникало калильное зажигание). Более приемлемый вариант для двигателей предложил Роберт Бош, показав классическую свечу зажигания в 1902 году. С тех пор ближайшие полвека общая конструкция свечей прогрессировала довольно медленно. Настоящий бум произошел во второй половине 20 века, когда конкуренция на рынке автокомпонентов вкупе с общим технологическим прогрессом серьезно возросла. Одну из ключевых ролей в эволюции «свечного дела» сыграла компания Denso, в 1974 году первой в мире предложив свечу зажигания с центральным платиновым электродом, диаметр которого составлял всего 1,1 мм.

Использование драгоценного металла в таком «расходнике», как свеча зажигания, в самую последнюю очередь являлось маркетинговым ходом. Этот материал стал одним из важнейших в технической революции. Один из родоначальников советской платиновой промышленности, профессор Орест Звягинцев, сравнивал значение платины со значением соли при приготовлении пищи - нужно хоть и немного, но без нее хорошего обеда не приготовить… В чем же смысл инновации?

Пожалуй, в равной степени на появление новинки повлияли как автопроизводители, постоянно совершенствующие конструкцию моторов, так и мы с вами, провоцируя этот прогресс растущими требованиями к продукту. Начнем с того, что создать качественную «обычную» свечу, которая будет исправно работать положенный ей срок службы, само по себе занятие не из легких: свеча постоянно находится в экстремальных условиях, подвергаясь воздействию высочайших давления и температуры. Помимо этого, свеча должна воспламенять топливную смесь десятки раз в секунду и регулярно пропускать через себя мощный электрический заряд под напряжением 20–30 тыс. вольт в течение многих и многих часов… А производители автомобилей вдобавок ставят задачу многократного увеличения ее срока службы! Более того, в последние годы габаритные размеры свечи становятся все меньше из-за более плотной компоновки камеры сгорания. Так, например, количество клапанов в каждом цилиндре выросло в среднем с 2 до 4 или 5; объем цилиндров, наоборот, все больше сокращается; а форсунки систем непосредственного впрыска теперь и вовсе находятся по соседству. В итоге вместо привычных ранее свечей с резьбой M18 сейчас все более распространенными становятся размеры М14, М12, а то и вовсе М10. Для столь маленькой свечи решать проблемы температурной устойчивости и теплоотвода, не говоря уже про ее ресурс, становится все тяжелее. Один из способов продлить срок службы свечи путем увеличения числа боковых электродов имеет ряд недостатков: ухудшается сгорание рабочей смеси из-за ее ограниченного доступа к месту образования искры, повышается риск образования нагара, ухудшается отвод тепла, снижаются показатели двигателя по CO и NO… С применения платины начался этап по увеличению ресурса свечей: устойчивость к коррозии при высоких температурах и электрохимическому разрушению у этого металла гораздо выше, чем у традиционных хромоникелевых сплавов. Так, в 1974 году японская компания выпустила первую в мире свечу зажигания с платиновым электродом диаметром 1,1 мм. Но наиболее успешный, по мнению специалистов Denso, путь свечной эволюции - применение иридиевых сплавов. Высокое внимание к редчайшему элементу вполне обосновано: иридий имеет температуру плавления 2466 °С, обладает высочайшей коррозионной устойчивостью при высоких температурах и является самым твердым после осмия металлом на земле. Иридий и осмий принадлежат к платиновой группе и обладают самой высокой, почти одинаковой, плотностью. Таким образом, среди прочих достижений в 1997 году японская компания первой в мире выпустила свечу зажигания с уникальным иридиевым электродом. После этого конструкция иридиевых свечей зажигания была дважды усовершенствована, и результатом технологии «суперзажигания» (SIP) стало объединение самого тонкого в мире центрального электрода диаметром всего 0,4 мм и платинового бокового электрода диаметром 0,7 мм. Диаметры электродов крайне важно сохранить на минимальном уровне: чем меньше их площадь, тем меньшее электрическое напряжение требуется для воспламенения, которое, в свою очередь, становится более эффективным. В конечном результате пользователя ждут одни плюсы: улучшается динамика двигателя, снижается расход топлива, повышаются эффективность и равномерность работы двигателя, а также существенно облегчается его запуск при низких температурах. Что касается ресурса, то по этому показателю Iridium TT превзошли платиновые свечи и могут служить до 120 000 км (ресурс стандартных никелевых свечей, для сравнения, достигает 15 000–20 000 км). Коль речь идет о ресурсе, подобные иридиевые свечи зажигания должны заинтересовать водителей, владеющих автомобилями на газовом топливе: известно, что более высокие по сравнению с бензиновым ДВС напряжение и температура сгорания в этих двигателях довольно серьезно сокращают срок службы свечей, в то время как иридиевые свечи серии Iridium ТТ обладают повышенной сопротивляемостью по сравнению с обычными свечами.

Кстати, подобная конструкция используется и на более простых моделях линейки: свечи Denso Twin Tip (TT) изготавливают с центральным и боковыми электродами с тонким шипом диаметром 1,5 мм без применения драгоценных металлов, что позволяет сделать их по цене сопоставимыми со стандартными никелевыми аналогами. Представители компании особенно гордятся тем, что вся линейка ТТ, включая модели Nickel и Iridium, отличается высокой степенью унификации и суммарно включает 35 артикулов, которые обеспечивают охват 89 % самых продаваемых автомобилей в Европе.