Вин код авто расшифровка. Что такое VIN-код и как по нему узнать информацию об автомобиле

И основных агрегатов на отдельных местах автомобиля наносятся идентификационные номера.

Номер двигателя (буквенный код двигателя и заводской номер) находятся на разделительном стыке (шве) между двигателем и коробкой передач, а также указаны на защитном кожухе ремня привода ГРМ. Номер двигателя состоит из девяти знаков (буквенных и цифровых). Первая часть (максимум 3 буквы) содержит буквенный код двигателя и вторая шестизначная часть обозначает заводской номер. Если выпущено больше чем 999 999 двигателей с одинаковым буквенным кодом, первая цифра шестизначного номера будет заменена буквой.

Возможно включение в типовой код данных о рабочем объеме двигателя, типе топлива и т.д.

На номерных площадках двигателей могут быть выбиты и другие обозначения, содержащие информацию технического характера (степень сжатия горючей смеси в цилиндрах, поколение, к которому относится двигатель, и др.). Часто на блоках цилиндров ставятся фирменные знаки изготовителей, год изготовления и т.п., которые отличаются от остальных символов выпуклостью формы и к номеру двигателя никакого отношения не имеют.

Идентификационный номер автомобиля (VIN)

В 1977 году в США и Канаде был принят стандарт ISO 3779, описывавший формат VIN-номеров. Vehicle Identification Number (далее VIN-номер) – переводится как идентификационный номер автомобиля. Принятие данного стандарта позволило создать простой и надежный способ классификации машин и их защиты от кражи.

(VIN) – это упорядоченная последовательность знаков, использующаяся изготовителем для идентификации автомобиля. Данный стандарт устанавливает принцип единственности и структуру VIN, а также определяет его назначение как основного средства идентификации автомобилей, поскольку VIN:

  • индивидуализирует автомобиль в целом как конечный производственный продукт
  • наносится на редко заменяющиеся и, как правило, несъемные элементы автомобиля
  • содержит данные, характеризующие транспортное средство в целом

Идентификационные номера наносятся, как правило, ударным автоматическим или полуавтоматическим способом в одну строку в доступных местах с правой стороны или по центру передней части автомобиля (моторный отсек), в салоне автомобиля на днище, стойке или лонжероне кузова у переднего пассажирского сиденья или на раме автомобиля или на другом месте, заменяющем раму. На отдельных марках автомобилей предусмотрены специальные площадки.

VIN номер состоит из семнадцати символов, это латинские буквы и цифры. В комбинациях кода никогда не встречаются следующие символы: I, O, Q.

Идентификационный номер автомобиля содержит три обязательные для всех изготовителей части:

  • номер мирового производителя (WMI – World Manufacturers Identification) — мировой индекс изготовителя (1-ый, 2-ой, 3-ий символы VIN-номера)
  • часть описывающая, (характеризующая) транспортное средство (VDS – Vehicle Description Section) — описательная часть (4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой, 9-ый символы VIN-номера)
  • часть различающаяся (VIS –Vehicle Identification Section) — отличительная часть (10-ый, 11-ый, 12-ый, 13-ый, 14-ый, 15-ый, 16-ый, 17-ый символы VIN-номера)

Номер мирового изготовителя (WMI)

WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй – страну в этой зоне, третий – определенного изготовителя.

Является первой частью идентификационного номера автомобиля (VIN) и в соответствии с нормами ISO состоит из трех знаков. Данный номер присваивается или закрепляется за определенным изготовителем транспортных средств и позволяет определить страну и изготовителя автомобиля.

Изготовитель – лицо, фирма или общество, ответственное за выпуск автомобилей и однозначность VIN. К числу изготовителей транспортных средств потенциально могут быть отнесены и физические лица, имеющие разрешение властей на производство (сборку) автомобилей. Следует также отметить, что во многих случаях наряду с термином «изготовитель транспортного средства» используется равнозначный ему термин «производитель транспортного средства».

Первым знаком может быть как буква, так и цифра, которая обозначает какую-либо определенную географическую область.

Второй знак представлен или буквой или цифрой, которая обозначает страну в определенной географической области. Комбинацию первого и второго знаков устанавливает для каждой определенной страны Международная организация.

Третий знак также может быть как буквой, так и цифрой, которая выбирается (определяется) для производителя Национальной организацией. Только лишь совокупность первого, второго и третьего знаков обеспечивает однозначную идентификацию производителя автомобилей. Цифра «9» в качестве третьего знака может использоваться национальными организациями только в том случае, когда нужно характеризовать производителя, который выпускает менее 500 автомобилей в год.

Каждому автопроизводителю в соответствии с положениями ISO/3779 присваивается один или несколько кодов WMI. Совместно с остальными частями VIN-кода WMI обеспечивает идентификацию всех автомобилей, производимых в мире на протяжении последних 30 лет. WMI, уже присвоенный одному из производителей, недопустимо присваивать другому на протяжении минимум 30 лет после того, как его использование было прекращено.

VDS – это второй раздел VIN-номера и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. 4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой, 8-ой символы — раскрывают характеристики транспортного средства, такие как тип кузова, тип двигателя, модель, серия и т.д. Система кодирования комплектующих в идентификационных обозначениях автомобилей позволяет устанавливать, соответствуют ли этим кодам такие элементы автомобиля, как, например, тип кузова, двигатель, коробка передач, что немаловажно при решении вопроса о подлинности идентификационного номера транспортного средства.

9-ый символ – контрольная цифра VIN, по которой определяют корректность VIN-номера.

Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками (наиболее часто «0» или «Z»).

VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN-номера, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода — на вторую.

10-ый — символ обозначает модельный год г.

11-ый символ – указывает на завод сборки транспортного средства.

12-ый, 13-ый, 14-ый, 15-ый, 16-ый, 17-ый символы – обозначают последовательность транспортного средства для производства, по ходу прохода по сборочному конвейеру (порядковый производственный номер).

С 1981 года легковые и грузовые автомобили получают VIN-код (vehicle identification number - идентификационный номер транспортного средства) - не случайный набор букв и цифр, шифрующих информацию названия автомобиля, комплектацию и годе выпуска.

Если точнее, то цепочка из семнадцати символов в зашифрованном виде описывает автомобиль, производителя, мощность двигателя под капотом, и даже на каком заводе машина была собрана. Благодаря ВИНу, при покупке автомобиля на вторичном рынке, можно в точности определить соответствуют ли заявляемая начинка машины действительности, какой у машины кузов (рестайлинг или не рестайлинг), объем двигателя. На сайте ГИБДД России уже давно существует раздел, где по VIN можно посмотреть не в угоне ли машина, была ли в ДТП (база ведется с 2015 года), не в залоге ли у банка, сколько хозяев владели, не наложен ли на машину арест..

Как появился VIN-код автомобиля

Начиная с 1956 года все американские автопроизводители, использовали вин-код для идентификации каждого транспортного средства, которое сошло с конвейера завода. На этом обязательства заканчивались и начиналась вакханалия, так как не было никаких стандартов составления VIN - кода машин. Каждый собирал идентификатор модели по своим правилам.

Чтобы устранить путаницу, начиная с 1969 года, автопроизводители начали присваивать каждому пассажирскому транспортному средству перманентный номер и наносить маркировку так, чтобы она была легко заметна на стойке рядом с лобовым стеклом со стороны водителя. Использованный номер не разрешалось присваивать никакому другому авто в течение десяти лет.

Минусами новой системы было то, что:

  • работники авто концернов гибли под кипами каталогов и бумаг с информацией об уже присвоенных номерах;
  • через 10 лет возникал шанс появления двух машин с одинаковыми идентификационными номерами;
  • зашифровываемая информация была не полной.

Законодатели снова вернулись вопросу стандартизации зашифровки информации об автомобиле в вин-коде.

Стандартизированным по всей отрасли вин-код стал в 1981 модельном году. Каждый пассажирский автомобиль, грузовик, автобус, прицеп и мотоцикл наделяются VINом. Система запрещает автопроизводителю повторно использовать VIN в течение 30 лет.

Пример как расшифровать ВИН - код автомобиля

Что такое вин код автомобиля и как его расшифровать, разберем на практике. Узнаем, что значит каждая цифра и буква в отдельности. Для примера берем идентификационный номер 1FMJU2AT3FEF00187.

Разобьем номер на части. Первые три символа образуют то, что называется идентификатор производителя. Первая цифра указывает, где собран автомобиль. В нашем случае это «1», значит автомобиль выпустили в Соединенных Штатах. Буква «F» указывает на то, что это Ford, а «М» - что это внедорожник.

Четвертым символом в коде стоит буква «J», которая в зависимости от комплектации автомобиля, указывает на его систему безопасности, технологию торможения и другие опции. Наш внедорожник имеет комплект из восьми подушек безопасности и весит в пределах 2,7 - 4,5 тонн.

По пятому символу, букве «U», узнаем модель внедорожника - Expedition. Цифра «2» на шестом месте указывает на то, что это лимитированный выпуск модели. Буква «А», которая занимает седьмое место в VIN-коде, указывает на то, что автомобиль относится к грузовикам.

Восьмой символ идентификационного номера описывает трансмиссию и двигатель машины. Для нашего Expedition это буква «Т», что на языке Ford означает 3,5-литровый двигатель V-6 EcoBoost.

На девятой позиции расположен символ именуемый - контрольная цифра. Любопытно, что эта цифра не несет никакого смысла, она нужна для контрольной проверки математической точности VIN-кода. Поехали дальше.

Десятый символ указывает на модельный год выпуска. В нашем случае буква «F» говорит, что автомобиль выпущен в 2015 году.

Одиннадцатый символ называет место, где расположен завод. Буква «Е» указывает на то, что автомобиль сошел с конвейера завода Ford выпускающего грузовики в Кентукки.

Завершают ВИН-код шесть символов - порядковые номера машины при сходе с конвейера. Наши символы F00187 указывают на то, что этот Expedition сошел с линии в первых двух сотнях одной из партий.

Примечательно, что есть три знака, которых в вин-коде не было, нет и не будет. Буквы «I», «О» и «Q» запрещены в идентификационных кодах, так как при угоне автомобиля злоумышленники легко перебьют эти знаки на цифры 0 и 1, состряпают новые документы и навсегда лишат надежды на розыск пропавшего авто.

Варианты расшифровки VIN - кода колеблется от производителя к производителю. Например, VIN-коды BMW или Honda будут слегка отличаться от приведенного в статье порядка расшифровки.

Наше время – эпоха массового производства и промышленной стандартизации. Техника, окружающая нас, при всем своем многообразии, выпускается в соответствии со сложной системой строгих регламентов, позволяющих впоследствии осуществлять контроль качества. Одна из самых развитых систем стандартов и контроля качества комплектующих применяется в автоиндустрии.

Любой узел или деталь, установленные в автомобиле, содержат кодированные обозначения, нанесенные по определенным правилам. Цифры, буквы и иные символы, наносимые на детали, как правило, содержат зашифрованную информацию. Большая часть этих отметок не представляет интереса для , разбираться в них должны сотрудники сервисных предприятий.

VIN-код автомобиля – общая информация

Имеется код, который может быть полезен для любого автомобилиста. Речь о VIN-коде, это ряд цифр и букв латинского алфавита, который в обязательном порядке наносится на кузов любого транспортного средства, выпускаемого на планете. Знание способов обнаружения VIN-номера и метода его расшифровки может представлять пользу, особенно в ситуации покупки подержанной машины.

Если автомобиль выехал за ворота завода после 1980 года, то на его кузове обязательно имеется набор из 17 букв и цифр. Именно в 1980 году Международная организация стандартов (ISO) ввела единую систему, которой подчиняются автокомпании всех государств, а законы повсеместно требуют соблюдения данного правила. Если машина сошла с конвейера ранее 1980 года, то у нее нет ВИН-кода, таких авто в мире сейчас менее 1%.

Считается, что ВИН транспортного средства это нечто вроде ДНК или отпечатков пальцев. И действительно, ВИН-коды не повторяются. Число автомобилей в мире приближается к 1 миллиарду, и у каждого своя комбинация символов. Система присвоения кода сможет справиться с растущим числом транспортных средств в обозримом будущем.

Все же, следует отметить, что ВИН-номер это отметка, помещаемая на кузов машины – ее главную часть. Остальные узлы крепятся к кузову и могут быть заменены. Таким образом, ВИН может поведать всю информацию о кузове, происхождение других комплектующих автомобиля следует узнавать отдельно. Как бы то ни было, система считается удобной и полезной. Она существенно облегчает работу надзорных органов, позволяет составлять базы данных с подробной информацией о “биографии” авто, затрудняет деятельность мошенников.

Важно: в последовательностях VIN-кода никогда не используют буквы «Q», «O» и «I» и-за их сходства с цифрами «0» и «1»).

Где и как найти VIN-код?

Место расположения номера ВИН можно узнать из технического описания модели. В зависимости от страны и конкретного производителя, код может размещаться в разных частях кузова, но чаще всего там, куда сложнее добраться злоумышленникам. Так, в США почти все модели легковых машин получают номер ВИН под ветровое стекло, у края капота рядом с . Код можно прочитать, не открывая капот, что удобно для дорожной полиции.

В других случаях ВИН выбивают на специальной табличке, установленной на боковой стойке двери водителя, под крышкой капота или на пороге двери. Иногда код можно обнаружить под панелью приборов.

Расшифровка VIN

Даже зная правила расшифровки кода досконально, обычный клиент автосалона не сможет с полной достоверностью определить подлинность VIN конкретной машины. Дело в том, что последовательность букв и цифр ВИН-кода содержит шифровальный символ (9-ый по счету), объединяющий все остальные. Его значение рассчитывается по сложной математической формуле. Злоумышленники не смогут изменить ни один из символов VIN с целью выдать автомобиль за другой. Любые попытки угонщиков подобрать подходящий код, соответствующий данной модели и отвечающий правилу шифрования, обречены на неудачу.

Зная VIN-код, можно проверить историю автомобиля, что будет крайне важным при покупке подержанной машины. Как правило, большинство продавцов, в том числе и добропорядочных, не говоря уже о множестве хитрых перекупов, пытаются скрыть участие авто в ДТП, полученных повреждениях, реальном пробеге и еще много о чем, что может повлиять на стоимость и в целом на желание рассматривать конкретный экземпляр к приобретению.

Чтобы расшифровать VIN-код, проще всего, воспользоваться специальным онлайн-сервисом. Помимо справочной информации об автомобиле, такой сервис дает ответ на вопрос о подлинности номера VIN. Сегодня в сети интернет работает несколько онлайн-площадок, предлагающих данную услугу.

VIN-код состоит из трех частей

  • Первые три символа

Эта часть VIN-кода называется WMI (World Manufacturer Identifier), или идентификатор производителя. Здесь зашифрована информация о стране и компании, выпустившей автомобиль. Первый символ указывает на регион. Цифры от 1 до 5 закреплены за Северной Америкой, Азии соответствуют буквы от J до R, а европейские государства получили в качестве первого символа буквы от S до Z.

Важно отметить, что WMI определяет место сборки транспортного средства, а не страну происхождения бренда. Так, автомобиль японской марки Toyota, выпущенный на канадском заводе, получит североамериканский начальный символ «2», после которого в последовательности WMI стоит буква «T», указывающая на конкретного производителя (в данном случае – Toyota).

У авто из США в начале последовательности встречаются цифры 1, 4 или 5. Автотехника с немецких заводов маркируется кодами, начиная с буквы «W», и так далее.

Италия – Z,
Япония – J,
Франция – V,
Южная Корея – K,
Канада – 2,
Мексика – 3,
Индия – M.
Турция – N.

Все машины, выпускаемые в России, получают ВИН, начинающийся с буквы «X», однако, этот символ РФ делит с Нидерландами и Узбекистаном.

АатоВАЗу присвоен идентификатор XTA, УАЗу и Sollers – XTT. Автомобили выпускаемые в России под маркой Volkswagen несут на корпусе WMI-идентификатор XW8, а машины корейских марок Hyundai и Kia, собираемые в РФ, обозначают кодом XWE.

За крупными концернами зарезервировано по несколько идентификаторов. Так, концерн Ford Motor имеет право маркировать свою технику, выпускаемую в США, следующими WMI-кодами: 1FA, 1FB, 1FC, 1FD, 1FM, 1FT. Легковые авто Volkswagen немецкой сборки помечают идентификатором WUW, а внедорожники и кроссоверы этого бренда несут код WVG.

  • Символы VIN-кода с 4 по 8

Эта последовательность носит название VDS (Vehicle Description Section), или описательная часть. Тут содержится информация о модели автомобиля, ее модификации и основных технических характеристиках. В этой части VIN-кода система стандартов предоставляет производителям определенную свободу. Автоиндустрия развивается быстро, внедряются инновации, появляются новые типы кузовов, новые, невиданные ранее конструкции силовых установок, важные дополнительные опции и так далее.

Разные компании используют VDS-код для шифрования различных параметров, но всегда дают возможность определить модель. Здесь также оставляют информацию о конструкции двигателя, типе кузова, количестве дверей, типе тормозной системы, шасси, и так далее. Некоторые производители оставляют отдельные поля в этой части кода незаполненными, в этом случае здесь с правой стороны можно видеть нули. Информацию, содержащуюся в VDS-коде автомобиля, можно узнать при помощи онлайн-сервисов.

  • Девятый символ – проверочный
  • Остальные символы VIN-кода

Оставшиеся символы получили название VIS (Vehicle Identifier Section), или идентификатор транспортного средства.

Десятый символ используют для кодирования года выпуска машины. Когда систему VIN запустили в 1980 году, первому году присвоили символ «A», следующему (1981) – «B», и так далее. В 2000 году закончились доступные буквы латинского алфавита, и 2001 год получил символ «1», затем 2002 – «2», и так далее. Когда в 2009 году были исчерпаны все восемь доступных цифр (0 решили не использовать), отсчет начался заново с буквы «A» (2010 год). 2016 год – «G».

Помимо букв «Q», «O», «I» и цифры «0», для обозначения года выпуска не применяют букву «Z» из-за ее сходства с двойкой.

  • Наконец, символы с 12-ого по 17-ый представляют собой заводской номер данной машины. Последние четыре символа кода – всегда цифры.

VIN-код (Vehicle Identification Number) – это идентификационный номер транспортного средства, состоящий из комбинации цифровых и буквенных условных обозначений. Код является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС (в течение 30 лет).

Началось все с 1977 года, когда в США и Канаде был принят стандарт ISO 3779, описывавший формат VIN-номеров.

В настоящее время действует международный стандарт ISO 3779:1983 (последняя редакция - от 1996 г), мировой индекс изготовителя (WMI - часть кода) определяется стандартом ISO 3780:1983.

Идентификационный номер располагается на несъемной части кузова в местх, наименее подверженных разрушению при ДТП и дублируется на табличке, расположенной в передней части автомобиля. VIN современных авто расположен на передней левой стойке кузова и левой верхней части торпедо.

В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями, допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

VIN-номер состоит из 17 символов - латинских букв и цифр. При этом в комбинациях кода не используются символы I, O и Q ввиду схожести с цифрами 1 и 0.

Каждый символ VIN-номера несет информацию о той или иной характеристике автомобиля: о стране и заводе-изготовителе, дате выпуска, технических характеристиках и т.д.

VIN-номер автомобиля состоит из трех частей: WMI VDS VIS

  • WMI (World Manufacturers Identification) - мировой индекс изготовителя (с 1-го по 3-й символы номера);
  • VD S (Vehicle Description Section) - описательная часть (с 4-го по 9-й символы номера);
  • VIS (Vehicle Identification Section) - отличительная часть (c 10-го по 17-й символы VIN-номера)

WMI

WMI - международный идентификационный код изготовителя. Состоит из трех символов (букв или цифр).

Первый символ означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя (иногда - тип транспортного средства).

Если производитель изготовляет меньше чем 500 ДТС за год, то третий символ кода - цифра 9.

За производителем могут закрепляться несколько WMI, но один и тот же номер запрещается закреплять за другим производителем автомобиля минимум в течение 30 лет с того момента, как он первый раз был использован предыдущим (первым) производителем.

Итак, первый символ WMI - буква или цифра, обозначающая код географической зоны. Каждой из зон присвоено несколько символов:

  • от A до H - Африка;
  • от J до R - Азия;
  • от S до Z - Европа;
  • от 1 до 5 - Северная Америка;
  • от 6 до 7 - Океания;
  • от 8 до 9 - Южная Америка;

Второй символ (код страны) является буквой или цифрой, которая обозначает страну. Для обеспечения гибкости и однозначности в идентификации, конкретная страна определяется по сочетанию первой и второй цифры кода:

SA-SM Великобритания SN-ST Германия SU-SZ Польша S1-S4 Латвия TA-TH Швейцария
TJ-TP Чехия TR-TV Венгрия TW-T1 Португалия UH-UM Дания UN-UT Ирландия
UU-UZ Румыния U5-U7 Словакия VA-VE Австрия VF-VR Франция VS-VW Испания
VX-V2 Сербия V3-V5 Хорватия V6-V0 Эстония WA-W0 Германия XA-XE Болгария
XF-XK Греция XL-XR Нидерланды XS-XW СССР/СНГ XX-X2 Люксембург X3-X0 Россия
YA-YE Бельгия YF-YK Финляндия YL-YR Мальта YS-YW Швеция YX-Y2 Норвегия
Y3-Y5 Беларусь Y6-Y0 Украина ZA-ZR Италия ZX-Z2 Словения Z3-Z5 Литва

Несмотря на параметры, четко прописанные в стандарте, обозначение, закрепленное за страной-производителем используется не всегда. К примеру, автомобили европейского отделения General Motors, главный офис которого находится в Германии, маркируются как W0 вне зависимости от страны-производителя (будь то Германия, Испания, Великобритания, Бельгия или Польша).

Третий символ - буква или цифра, которая присваивается производителю национальной организацией. Также может означать тип транспортного средства или производственный отдел.

Цифра 9 в качестве третьего знака используется в том случае, если производитель выпускает менее 500 автомобилей в год.

Так же как и идентификация страны, определение завода требует знания всех трех знаков WMI. К примеру, вот WMI-коды, которые соответствуют некоторым заводам, расположенным на территории СНГ:

Предприятие

XTA АВТОВАЗ
XTВ Москвич
XTC КАМАЗ
XTD, Y6L ЛуАЗ
XTE ЗАЗ
XTH, X96 ГАЗ
XTJ СеАЗ
XTK ИжАвто
XTT УАЗ
XWF Автотор
XWK ИжАвто
X0C, X7M ТагАЗ
X1C КрАЗ
X7D РосЛада
X9L GM-АВТОВАЗ
Y8A ЛАЗ

В других географических зонах, производители имеют следующие индексы:

1 - Chevrolet A - Mitsubishi (США) G - General Motors N - Infiniti
2, 5 - Pontiac B - BMW H - Acura N - Nissan
3 - Oldsmobile B - Dodge H - Honda O - Opel
4 - Buick B - VW (Бразилия) J - Jeep P - Plymouth
6 - Cadillac C - Chrysler J - Mercedes Benz (USA) S - Isuzu
7 - GM Canada D - Mercedes Benz L - Lincoln S - Suzuki
8 - Saturn F - Ferrari M - Hyundai T - Lexus
A - Audi F - Fiat M - Mercury T -
A - Jaguar F - Ford M - Mitsubishi U - BMW (США)
A - F - Subaru M - Skoda V -
V - Volvo

VDS

Вторая часть VIN-кода - описание - дескриптор автомобиля.

4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й символы используются для определения типа транспортного средства и описывают характеристики автомобиля:

  • модельная линия,
  • тип кузова,
  • тип двигателя,
  • положение рулевого колеса,
  • система питания и тип трансмиссии,
  • привод,
  • и т.д.

У каждого производителя - свой набор параметров, своя последовательность и свои уникальные обозначения.

8-й символ используется в большинстве случаев для определения типа двигателя. Неиспользованные позиции заполняются знаками на усмотрение производителя.

9-й символ - у производителей США и Китая (а также тех, кто экспортирует авто в США) - контрольная цифра, которая является одним из средств защиты от перебивки номеров. Европейские, японские и корейские компании не всегда следуют стандарту, и используют этот символ для дополнительной информация об автомобиле.

VIS

Третья часть VIN-кода - указательная часть идентификационного номера (VIS) - состоит из восьми знаков, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. При чем информация о модельном годе и заводе-изготовителе закреплена стандартом не жестко, а носит лишь рекомендательный характер.

10-й символ VIN-кода обычно обозначает модельный год автомобиля.

При этом нужно помнить, что модельный год может существенно опережать календарный и отсчитываться не с 1 января, а, к примеру, с августа (Audi) или с июля (ВАЗ) предыдущего календарного года

Некоторые производители, такие как Renault, Mercedes-Benz, Toyota модельный год в VIN-коде вообще не указывают. Год выпуска указан на табличке на кузове.

Тем не менее, автомобили, выпущенные для американского рынка, все маркируются строго по стандарту.

Год выпуска

Обозначение

Год выпуска

Обозначение

Год выпуска

Обозначение

1971 1 1986 G 2001 1
1972 2 1987 H 2002 2
1973 3 1988 J 2003 3
1974 4 1989 K 2004 4
1975 5 1990 L 2005 5
1976 6 1991 M 2006 6
1977 7 1992 N 2007 7
1978 8 1993 P 2008 8
1979 9 1994 R 2009 9
1980 A 1995 S 2010 A
1981 B 1996 T 2011 B
1982 C 1997 V 2012 C
1983 D 1998 W 2013 D
1984 E 1999 X 2014 E
1985 F 2000 Y

Кроме запрещенных к использованию в VIN трех букв (I, O and Q), для кодировки модельного года также не используются буквы U, Z и цифра 0.

Европейское отделение Ford в VIN-коде максимально полно указывает дату выпуска: на 11-й позиции расположен символ года выпуска, а на 12-й - месяц.

Таблица определения даты производства Ford:


11-й символ чаще всего указывает на завод сборки транспортного средства (для каждого производителя - своя система обозначений - свои буквы).

12-й, 13-й, 14-й, 15-й, 16-й, 17-й символы отводятся под серийный номер авто. Они обозначают последовательность производства транспортного средства.

Пример VIN -кода автомобилей марки Audi

(с сайта carinfo.kiev.ua)

Описание

LFV - изготовлено в Китае
TRU - в Венгрии
WA1, WAU, WAV, WUA - в Германии

«Z» - заполнение пустых мест.

В VIN-кодах для американского рынка на 4-й позиции зашифрована модельная линия, на 5-й тип двигателя, а на 6-й - системы безопасности.

Модельный ряд:

43 - 100/200 (..-1982)

43 - 5000/5000S, Turbo (1983)

44 - 100/200 (1982-1991)

44 - 5000S, 5000S Turbo, 5000CS Turbo Quattro (1983-1988)

44 - V8 Quattro (1989-1991)

4A - 100/S4 (1990-1994)/A6 (1994-1997)

4B - A6 (1997-2004) S6 (1995)

4C - V8 Quattro (1992-1994)

4D - A8 (1994-2002)

4E - A8 (2002...2010)

4H - A8 (2010...)

82 - 80 (1972-1978)

85 - 80/90/Coupe/Quattro

86 - 50 (1974-1978)

89 - 80/90 (1990-1992)

8B - Coupe Quattro

8C - 80 (B4) (1991-1996)/90 (1993-1994)

8D - A4 (1995-2000/11)
A4 Avant (1996-2001)

8E - A4 (2000/12...2008)

8G - 90 Cabriolet (1994)

8J - TT (2006...)

8K - A4 (2008...)

8L - A3 (1996-2002)

8N - TT (1999-2006)

8P - A3 (2003...)

8R - Q5 (2008...)

8T - A5 (2007...)

8Z - A2 (2000-2003)

9L - A3 (2003...)

Свободный знак "Z". В VIN-кодах для американского рынка - контрольная сумма.

Место сборки:

A - Ингольштадт/Германия

B - Брюссель/Бельгия

D - Барселона/Испания

E - Эмден/Германия

G - Грац/Австрия

H - Ганновер/Германия

K - Оснабрюк/Германия

M - Пуэбло/Мексика

N - Неккар-Зюльм/Германия

P - Мозель/Германия

R - Марторель/Испания

S - Зальцгиттер/Германия

T - Сараево/Босния

V - Вест-Мореленд/США и Палмела/Португалия

W - Вольфсбург/Германия

X - Познань/Польша

Y - Барселона, Памплона/Испания по 1991г. включительно, Памплона /

Серийный номер


Таблица расшифровки Audi выглядит следующим образом (фото увеличивается):

Пример VIN -кода автомобилей марки Skoda

(с сайта carinfo.kiev.ua)

Описание

1A9 - изготовлено в США,
TMB, TMP, TMS, TNL - изготовлено в Чехии,
XW8 - изготовлено в России

Тип кузова и уровень оснащения:

Octavia:

B - Octavia SLX (Elegance)

C - Octavia GLX (Ambiente)

D - Octavia Combi L&K (Classic)

F - Octavia Combi SLX

G - Octavia Combi GLX (Elegance)

H - Octavia Combi LX (Ambiente)

J - Octavia Combi 4x4 (Classic)

K - Octavia Combi

R- Octavia бронированная (по классу B4)

U - Octavia Combi RS

B - Fabia Elegance(sedan)

C - Fabia Comfort/Ambiente (sedan)

D - Fabia Classic(sedan)

G - Fabia Elegance (combi)

H - Fabia Comfort/Ambiente (combi)

J - Fabia Classic (combi)

M - Fabia Elegance (hatchback)

N - Fabia Comfort (hatchback)

P - Fabia Classic (hatchback)

T - Fabia Praktik (van) (фургон с глухими боковинами)

Roomster:

M - Roomster Style

T - Roomster Praktik (van) (фургон с глухими боковинами)

A - SuperB II combi

B - SuperB Elegance

C - SuperB Comfort

D - SuperB Classic

Двигатель:

A - 1.6 (75 кВт), бензиновый;

A - 1.4 TSI (92 кВт), бензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувом

B - 1.4 (50 кВт), бензиновый;

B - 1.8 TSI (118 кВт), бензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувом

С - 1.4 (55 кВт), бензиновый;

D - 1.4 (74 кВт), бензиновый;

D - 2.0 (1.9) TDI (125 кВт), дизельный с турбонаддувом и интеркулером;

E - 2.0 (85 кВт), бензиновый;

F - 1.9 SDI (47 кВт), дизельный;

G - 1.9 TDI (66 кВт), дизельный;

H - 1.4 (44 кВт), бензиновый;

J - 1.6 (55 кВт), бензиновый;

I - 1.8 (92 кВт), бензиновый;

K - 1.6 (74 кВт), бензиновый;

L - 1.8 (110 кВт), бензиновый с турбонаддувом;

N - 1.9 SDI (50 кВт), дизельный;

P - 1.9 TDI (74 кВт), дизельный с турбонаддувом;

R- 1.8 (132 кВт), бензиновый с турбонаддувом;

S - 1.9 TDI (81 кВт), дизельный с турбонаддувом;

U - 1.9 TDI (96 кВт), дизельный с турбонаддувом и интеркулером;

Y - 1.2 (47 кВт), бензиновый, 3 цил.

Системы пассивной безопасности:

0 - нет подушек безопасности

1 - подушка безопасности водителя

2 - две передние и две боковые подушки безопасности

4 - две передние подушки безопасности

6 - две передние, две боковые подушки безопасности, надувные занавески

Код модели:

Место сборки:

0...4 - линия сборки в г. Млада-Болеслав

5 - г. Квасины

7...8 - г. Врхлаби

B - Соломоново, Украина (???)

K - сборка из SKD комплектов (Россия, г. Калуга)

N - г. Млада-Болеслав

X - Познань (Польша)

Серийный номер


Как «перебивают» VIN-номера

Для того чтобы не стать жертвами мошенников, следует знать основные методы и признаки «перебитых» VIN-кодов.

Таких методов достаточно:

  • удаляют и заменяют часть или всю маркировочную панель (существуют различные способы и варианты);
  • добавляют элементы на знаках, имеющих сходное начертание (например, 1 превращается в 4, 6 или 3 в 8);
  • обратное преобразование - заплавляют «лишние» элементы, превращая, например, 4 в 1, 8 в 3 или 6.

Признаки «перебитых» VIN-кодов

  • следы обработки поверхности и остатки шпаклевки на участке маркировки;
  • увеличенная толщина покрытия или панели;
  • сварные швы на маркировочной панели;
  • несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели;
  • нечеткое начертание знаков, смещение знаков по вертикали и горизонтали;
  • различная глубина знаков;
  • посторонние штрихи и различия в исполнении одинаковых знаков;
  • различие лакокрасочного покрытия маркировочной панели и прилегающих участков;
  • и т.д.

Итог

Производители автомобилей имеют достаточную степень свободы для использования в структуре VIN-кода своих собственных обозначений, и в рамках одной статьи перечислить все особенности и обозначения не представляется возможным.

Поэтому для полной информации и идентификации авто следует обратиться к производителю (импортеру, дилеру) который может предоставить информацию о всех VIN-кодах «своих» брендов.

А общие, универсальные, принципы расшифровки VIN-кодов - см. выше.

Вин код автомобиля для многих автовладельцев является непонятным набором символов, означающих неизвестно что. А ведь vin код (идентификационный номер) содержит в себе практически всю важную информацию о конкретном автомобиле, которую необходимо знать водителю, особенно при покупке машины.В этой статье, больше рассчитанной на новичков, будет рассмотрено, что означает каждый символ этого кода, то есть расшифровка vin символов и другие нюансы.

Начнём с истории. Ещё всего лишь несколько десятков лет назад вообще никто не знал о вин коде, так как его просто не существовало на просторах советской страны, а иномарок тогда ещё не было. И каждый новенький советский автомобиль, только что сошедший с конвейера, обозначался всего лишь двумя отличительными номерными знаками. Один из номеров выбивали на автомобильном кузове, ну а второй номер выбивался на двигателе машины, или мотоцикла.

При угоне транспортных средств от этих двух номеров как правило сразу избавлялись угонщики, часто просто стачивая и выбивая новый. Более продвинутые вырезали часть металла и вваривали новый фрагмент, затем опять же набивали новый номер. Но уже даже в то время, не имея современных аппаратов, большинство таких манипуляций было несложно выявить специалисту авто-эксперту.

Чуть позже начали наносить на кузов семизначный вин номер (в Америке ещё в середине 50 начали наносить на кузов 13-ти значный идентификационный номер), состоящий только из цифр и содержащий информацию о транспортном средстве. До 80-ого года прошлого века номер наносился и на шасси автомобиля.

В 90-е годы прошлого века на автозаводах начинают наносить вин код автомобиля, состоящий уже из 17-ти символов, причём не только из цифр, но ещё и из букв. И номер, состоящий из 17 символов, уже достаточно точно определяет историю транспортного средства, по крайней мере так уверяют авто-производители.

По их утверждениям vin код (Vehicle Identification Number) — это уникальный идентификационный номер транспортного средства, в котором содержится достаточно важная техническая информация. По сути это сжатый тех-паспорт машины, при грамотной расшифровке которого любой водитель сможет узнать практически полную информацию о своей машине, и даже не своей, что особенно важно при её покупке.

По нынешнему регламенту стандарта ISO 3779-1983 современный vin код обязательно должен состоять из 17 символов буквенного и цифрового обозначения. В настоящее время уже 24 страны входят в группу авто-производителей, которые ставят на своих машинах вин код.

Однако следует помнить, что по регламенту в обозначения производители вносят лишь рекомендательный характер, а не обязательный и каждый автозавод имеет полное право выбора, что ему прописывать в vin коде. При этом конкретное место сборки машины и даже год её выпуска являются не обязательными и могут не указываться.

Из-за таких вольностей некоторые вин коды очень сложно расшифровать, а год выпуска тем более, если он не указан в коде. К тому же автозаводы имеют полное право указывать не календарный год, а модельный год машины или мотоцикла, что приводит к ещё большей путанице (например у авто-концерна Aуди модельный год начинается с августа месяца, а у отечественного АвтоВАЗа начинается с июля месяца).

Вин код автомобиля — расшифровка.

вин код автомобиля — три группы символов — здесь они разделены для удобства, но на табличке машины не должны разделяться

Ну а теперь перейдём непосредственно к обозначениям и что они означают. Начнём по порядку и для удобства и для облегчения запоминания следует разделить vin код на три группы символов.

В первую группу входят буквы, означающие индекс мирового авто-производителя — эти буквы WMI и они означают World Manufacturers Identification, что в переводе с английского — Идентификация Мировых Производителей (автомобилей).

И в этой первой части вин кода автомобиля пишется информация об авто-производителе. Пишется та страна мира, где зарегистрирован автомобильный или мотоциклетный завод. Для укорачивания информации, точнее самого кода, пишутся всего три заглавных буквы:

  • Первая буква в коде означает страну авто-производителя. Причём эта буква не обязательно совпадает с начальной (заглавной буквой страны). К примеру буква «Z», стоящая первой в вин коде означает, что машина произведена в Европе, но ведь Европа начинается на букву «Е», а не «Z» — это следует помнить. Так же может стоять и буква, означающая не всю Европу, а отдельно взятую страну. Но и здесь буква может не совпадать с начальной буквой конкретной страны. К примеру буква «F» означает Италию, но ведь Италия начинается на букву I.
  • Вторая буква в коде означает фирму авто-производителя (например «А» — Ауди).
  • Ну и третья буква означает начальную букву конкретного филиала автозавода.

Во вторую группу входит описание машины — «VDS», то есть Vehicle Description Section, что в переводе с английского означает Описание Транспортного Средства. В этой группе, состоящей из шести символов, указывают особенности транспортного средства. Следует отметить, что у разных автозаводов они разные и смысл описания машины определяет сам авто-производитель. К тому же каждый автозавод сам решает, в каком порядке расставить эти шесть символов.

Ещё следует отметить, что у некоторых авто-производителей VDS состоит не из шести cимволов, а менее чем из шести символов. В таком случае просто справа прописываются нули в коде (например …………10000).

Ну и третья группа содержит символы, означающие основные отличительные черты транспортного средства «VIS» то есть Vehicle Identification Section, что в переводе означает раздел Идентификации транспортного средства. Эта группа состоит из восьми символов, вторая половина которых обозначается цифрами. Эти четыре цифры означают год сборки и выпуска транспортного средства.

У большинства автозаводов год выпуска наносится десятым по счёту в коде. Но следует помнить, что есть и исключения из правил. Так к примеру автозавод Форд указывает год выпуска на 11 по счёту позиции, а месяц выпуска на 12 позиции.

И это ещё не всё и многие производители вместо цифры, на десятой по счёту позиции ставят букву, например буква D означает, что год сборки 2013, а буква С означает, что машина собрана в 2012 году, и так далее — смотрите таблицу слева. Чтобы не запутаться, следует знать, какой производитель ставит буквы, а какой цифры, но последние четыре символа обязательно цифровые.

При описании в документах вин код транспортного средства обязательно должен наноситься в одну строчку и не иметь пробелов (все три группы символов, такие как WMI, VDS , VIS не должны разделяться). Но на кузове автомобиля, или раме мотоцикла, код может наноситься и в две строки, но всё же в настоящее время почти все авто мото-производители (около 90%) прописывают код в одну строчку.

Ну и как я уже говорил, последние четыре символа должны быть цифровыми, а стоящие перед ними могут иметь как буквы, так и цифры. Какие символы имеются в коде, можно наглядно рассмотреть на рисунке.

Но всё же лучше привести пример вин кода и его расшифровку:

К примеру ZFA46807009067156 всего 17 символов.

  • «Z» страна Европа.
  • «F» кузов собран в Италии.
  • «A» буква как правило обозначает конкретного производителя (например Ауди, или другой)
  • «46807» ‘эти цифровые символы описывают модель машины, тип двигателя, кузова, тип привода и т.д..
  • цифра «0» - девятый по счёту символ, ставится как правило у американских (или китайских) производителей (ну или у европейских и других производителей, экспортирующих свои транспортные средства в Америку) . Эта контрольная цифра, являющаяся средством защиты от изменения вин кода. Но японские, корейские и некоторые европейские авто-производители не всегда соблюдают этот стандарт и чаще всего используют этот символ в качестве дополнительной информации о своём транспортном средстве.
    цифра «0» - десятый по счёту символ в коде, который обозначает модельный год автомобиля (как я отмечал выше, может не совпадать с календарным годом). И ещё, выше упоминалось, что некоторые производители год не указывают, а к примеру компания Форд указывает год выпуска одиннадцатым символом, а не десятым.
  • цифра «9» одиннадцатый по счёту символ, означающий конкретный завод, где был собран автомобиль, и у каждого авто-завода может стоять своя цифра.
  • ну и последние цифры «067156» эти цифры уникальные у каждого транспортного средства, то есть серийный номер конкретной машины, и у каждой машины он отличается от другой.

Для наглядности и лучшего понимания ещё я публикую таблицу ниже, в которой всё 17 символов расписаны довольно понятно.

Как проверить вин код автомобиля .

Проверить vin код своей машины желательно уметь каждому, но особенно это полезно сделать при покупке машины с рук.

Для начала все 17 символов кода на передней панели кузова (под капотом) необходимо сверить с символами в свидетельстве о . Ведь даже при покупке автомобилей, или мотоциклов в автосалонах, бывали случаи отличий символов вин кода в документах на машину (ПТС) и на кузовной панели. Такие случаи вполне возможны из-за невнимательности персонала при заполнении документов, или просто путаница из-за того, что на руках у продавцов находится множество тех-паспортов одинаковых моделей.

Так же проверьте схожесть выбитых символов на передней панели под капотом машины и на кодовой пластине (табличке), установленной на дверной панели (см. видео ниже). Далее, если всё сходится, то выписав 17 символов на лист бумаги (или сфотографировав на мобильник) для дальнейшей проверки можно внести соответствующий запрос в поисковике, для проверки по базе данных.

В сети сейчас существуют несколько приложений для iPhone и Android (например Google Play пробивает машину на её кредитную историю), или некоторых соц сетей, или забить в поиске на специализированных сайтах, предназначенных для проверки кода. Более точные и богатые информацией из них платные, но есть и бесплатные.

Некоторые даже предоставляют информацию для проверки кода на наличие ограничений (запретов) на регистрацию, а так же на наличие долгов продавца машины (только для этого потребуется знать фамилию продавца). И такая проверка будет очень полезной при Так же знание вин кода и его расшифровки пригодится при заказе запчастей для вашего автомобиля или мотоцикла.

Что делать, если возникли сомнения при покупке машины.

Если же возникли сомнения в оригинальности вин кода, или возникли сомнения в целостности маркируемой панели, на которой расположен вин код, или возникли подозрения в том, что она менялась кем то, или вваривался неродной фрагмент (сомнения по поводу того, что она установлена к несущему кузову машины не на авто-заводе, а кустарным способом) то можно отправить автомобиль на экспертизу в ГИБДД. Эта услуга платная (примерно 3000 руб.), зато у вас отпадут сомнения в оригинальности маркируемой панели машины и нанесённого на ней кода.

Кстати, определить, что маркируемая панель установлена не на авто-заводе, а вварена кустарно (в гаражных условиях) не сложно. Так как на заводе варит робот и места стыковки панелей (сварные прихватки) имеют одинаковое расстояние справа и слева). К тому же сварные швы (и даже прихватки) от сварочного полуавтомата всегда длиннее, чем у конвеерного сварочного рóбота, который варит точечной сваркой. Конечно же увидеть разницу сварных швов как правило мешает толстый слой шпаклёвки и краски, но повышенное их количество как раз и должно являться поводом для подозрений.

При покупке машины её продавец может отказаться от предложенной вами экспертизы. В таком случае обязательно советую оформлять машину через МРЭО, а не по генеральной доверенности. И при оформлении, в случае возникновения подозрений у сотрудника МРЭО, автомобиль отправят на экспертизу и пока она не будет пройдена (чтобы подтвердить, что всё в порядке — см. видео чуть ниже) такой автомобиль не оформят. И в таком случае проблемы будут у продавца, а не у Вас, так как не оформив сделку законно (через МРЭО), он её не продаст.

Но всё же лучше уметь проверить машину по её вин коду самостоятельно, ещё до оформления. Так как в 2013 году был обновлён Административный регламент, согласно которому все возможные проблемы при оформлении акта купли-продажи транспортного средства с криминальным прошлым лягут на плечи покупателя машины.

Новый регламент упростил процедуру регистрации транспорта, но и позволил продавать угнанные автомобили и мотоциклы. Поэтому всё же необходимо уметь определять целостность маркируемых панелей и делать проверку машины по вин- коду (хотя бы знать сайты для проверки). Если же возникли подозрения (видны сварные швы на панели в районе кода, цифры отличаются, больше или меньше и др.) и продавец отказывается ехать на экспертизу, то всё же желательно отказаться от сделки и поискать другую машину, даже несмотря на меньшую чем у конкурентов цену.

Покупая автомобиль с рук, полезно будет оценить его состояние, знать реальный пробег и его историю. Как узнать реальный пробег покупаемой вами машины я описал вот тут, а как не купить битую машину (после ремонта) я описал вот в . Ну а vin код поможет узнать, не попадал ли автомобиль в ДТП, не подвергался ли арестам, или не является ли он угнанным и не находится ли в розыске. И разумеется проверка этого кода поможет избежать многих проблем, а так же лучше сопоставить такой важный при покупке фактор, как цена — качество.

Также проверка кода позволит получить сведения о том, где был произведен и собран ваш автомобиль или мотоцикл, его год выпуска, модель и цвет, базовую комплектацию и другие важные сведения. При желании по коду можно даже узнать пересекал ли автомобиль границу, в каких странах бывал и т.п.

Выше была описана общая информация для всех транспортных средств, но следует помнить, что у каждого авто-мото-производителя могут быть некоторые свои отличия в коде. Отличия и нюансы всех производителей нереально описать в одной статье, поэтому всё же желательно подробнее изучить код конкретного производителя именно вашего транспортного средства. Если конечно вам важны абсолютно все нюансы вин кода автомобиля конкретной марки.