Первый Конвейер — Конвейерное производство — Кто придумал? Кто изобрел конвейер? Кто создал сборочную линию в промышленности.

Конвейер (англ. conveyer , от convey – перевозить) – транспортер, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, пакетированных, комплексных или штучных грузов.

Конвейеры – это механические непрерывные транспортные средства для перемещения различных грузов на небольшие расстояния. Конвейеры разных типов применяются во всех отраслях промышленности для погрузки?выгрузки и транспортировки материалов в процессе производства.

Принято считать, что конвейер – изобретение XX века, вызванное к жизни требованиями массового производства. Однако почти все основные принципы конвейерной механизации были известны уже в XV в. Грузоподъемное оборудование существовало в древности: подъемные устройства использовались в Египте в XVI в. до н. э.

За несколько тысячелетий до н. э. в Древнем Китае и Индии для непрерывной подачи воды из водоемов в оросительные системы использовали цепные насосы, которые можно считать прототипами скребковых конвейеров. В Месопотамии и Древнем Египте применяли многоковшовые и винтовые водоподъемники – предшественники современных ковшовых элеваторов и винтовых конвейеров. Первые попытки применения скребковых и винтовых конвейеров для перемещения насыпных материалов (например, в мукомольном производстве) относятся к XVI–XVII векам. В конце XVIII в. конвейеры стали систематически использовать для транспортирования легких сыпучих материалов на небольшие расстояния.

В 30?е годы XIX в. с той же целью впервые были применены конвейеры с лентами из прочной ткани. Во второй половине XIX в. началось промышленное использование конвейеров для доставки тяжелых массовых и штучных грузов. Расширение областей применения конвейеров обусловило появление и эксплуатационное освоение новых типов конвейеров: ленточных с тканевыми прорезиненными лентами (1868 г., Великобритания), стационарных и передвижных пластинчатых (1870 г., Россия), винтовых со спиральными винтами для крупнокусковых материалов (1887 г., США), ковшовых с шарнирно закрепленными ковшами для доставки грузов по сложным трассам (1896 г., США), ленточных со стальными лентами (1905 г., Швеция), инерционных (1906 г., Великобритания, Германия) и т. д. В 1882 г. конвейер был использован для связи технологических агрегатов в поточно?массовом производстве (США).

Несколько позднее стали применяться напольные литейные (1890 г., США), подвесные (1894 г., Великобритания) и специальные сборочные конвейеры (1912–1914 гг., США).

С 80?х годов XIX в. изготовление конвейеров в промышленно развитых странах постепенно выделялось в отдельную область машиностроения. В современных типах конвейеров сохранились основные конструктивные элементы, которые совершенствовались в соответствии с достижениями науки и техники (замена ременного привода электрическим, использование вибрационной техники и т. д.).

Идея конвейера в массовом производстве в полной мере была воплощена автомобильным промышленником Генри Фордом в начале XX в. Стремясь сделать дешевый массовый автомобиль, доступный небогатому покупателю, он внедрил на своих сборочных предприятиях поточное производство. Сам Форд отнюдь не претендовал на авторство в отношении идеи конвейера. В биографической книге «Моя жизнь» он заметил: «Приблизительно 1 апреля 1913 года мы произвели наш первый опыт со сборочным путем. Это было при сборке магнето. Мне кажется, что это был первый подвижный сборочный путь, какой когда?либо был устроен. В принципе, он похож на передвижные пути, которыми пользуются чикагские мясники при разделке туш».

Конвейер действительно теснейшим образом связан с историей производства свежезамороженного мяса.

Впервые эта идея была применена на практике американцем Густавом Свифтом, создателем мощной мясной индустрии в США. Свифт в возрасте четырнадцати лет начал работать на своего брата, мясника на Кейп?Код.

Позже он завел собственное дело и стал торговать крупным рогатым скотом, постепенно продвигаясь со своим товаром на Запад – сперва в Олбани, потом в Буффало и наконец в 1875 году в Чикаго. Здесь он задумался над тем, как обеспечить круглогодичную торговлю мясом. И если транспортировать мясо в холодильниках, то каким образом забивать и разделывать скот перед перевозкой мяса? Свифт нашел железнодорожную компанию, согласившуюся перевозить вагоны?холодильники, вложил деньги в их строительство и усовершенствование и стал возить разделанное в Чикаго мясо на Восток, в растущие промышленные города. Дело Свифта быстро пошло в гору.

Свифт тщательнейшим образом продумал всю технологическую цепочку от покупки скота до доставки свежезамороженного мяса потребителю. Важнейшим звеном этой цепочки стала разделка туши, для чего была изобретена «демонтажная линия». Свифт выдвинул гениально простую идею: туша должна двигаться к тем, кто ее разделывает. В свифтовском мясоразделочном цехе забой свиньи и разделка туши были рассечены на многочисленные единичные операции.

Вот как описал разделочную линию Свифта Эптон Синклер в романе «Джунгли» (1906 г.): «Затем кран ее (тушу свиньи) подхватывал и подавал на подвесную тележку, которая катилась между двумя рядами рабочих, сидевших на высокой платформе. Каждый рабочий, когда туша скользила мимо него, проделывал над ней всего лишь одну операцию». В конце линии туша была уже полностью разделана.

Конвейер Форда был «демонтажной линией» Свифта наоборот: остов автомобиля по мере движения по конвейеру обрастал железным «мясом». В остальном же сходство было просто поразительное. Вот описание работы конвейера у Форда: «При сборке шасси производятся сорок пять различных движений и устроено соответствующее число остановок. Первая рабочая группа прикрепляет четыре предохранительных кожуха к остову шасси; двигатель появляется на десятой остановке и т. д. Некоторые рабочие делают только одно или два небольших движения рукой, другие – гораздо больше». Каждый из рабочих, сидевших вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений, для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43 % рабочих требовалась однодневная подготовка, для 36 % – до недели, для 6 % – одна?две недели, для 4 % – от месяца до года.

Внедрение конвейерной сборки, наряду с некоторыми другими техническими новшествами, вызвало резкий рост производительности труда и снижение себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Но следствием этого стало увеличение интенсивности труда, автоматизм. Труд на конвейере требует от рабочих крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызывал необходимость замены формы оплаты труда рабочих. Генри Форд отмечал: «…результатом следования этим основным правилам является сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего и сокращение его движений до минимального предела. По возможности ему приходиться выполнять одно и то же одним и тем же движением».

Весь XX в. был временем триумфального шествия конвейерного принципа организации производства, который трансформировался, обогащался, но сохранял свое твердое ядро. Конвейер – это основа массового производства товаров.

Пионером применения конвейера Фордом был рассчитан и создан полный цикл производства, включая изготовление стали и стекла.

Эффективность использования конвейера в технологическом процессе любого производства зависит от того, насколько тип и параметры выбранного конвейера соответствуют свойствам груза и условиям, в которых протекает технологический процесс. К таким условиям относятся: производительность, длина транспортирования, форма трассы и направление перемещения (горизонтальное, наклонное, вертикальное, комбинированное; условия загрузки и разгрузки конвейера; размеры груза, его форма, удельная плотность, кусковатость, влажность, температура и прочее). Также имеет значение ритм и интенсивность подачи и различные местные факторы.

Высокая производительность, простота конструкции и сравнительно невысокая стоимость, возможность выполнения на конвейере различных технологических операций, невысокая трудоемкость работ, обеспечение безопасности труда, улучшение его условий – все это способствовало широкому применению конвейера. Он использовался во всех областях хозяйства: в черной и цветной металлургии, машиностроении, горной, химической, пищевой и других отраслях промышленности. В промышленном производстве конвейеры являются неотъемлемой составной частью технологического процесса. Конвейеры позволяют устанавливать и регулировать темп производства, обеспечивают его ритмичность, являясь основным средством комплексной механизации транспортных и погрузочно?разгрузочных процессов и поточных технологических операций. Применение конвейера освобождает рабочих от тяжелых и трудоемких транспортных и погрузочно?разгрузочных работ, делает их труд более производительным. Широкая конвейеризация – одна из характерных черт развитого промышленного производства.

Организации производства на основе конвейера , при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.

Особенности

История

Принято считать, что конвейерное производство появилось в 1914 году на производстве Модели-Т на заводе Генри Форда и произвело революцию сначала в автомобилестроении, а потом и во всей промышленности.

На самом деле способ конвейерного производства автомобилей впервые был запатентован Рэнсомом Илаем Олдсом (Ransom Eli Olds ) в самом начале XX века, и уже с 1901 года по его методу производился «Олдсмобил» модели «Кёвд Даш» - первый в истории автомобиль массового производства. Инженеры, работавшие на Форда, лишь добавили к уже запатентованным Олдсом принципам и методам конвейерной сборки

Историю создания конвейера многие связывают с именем Генри Форда (1863- 1947), но как и во многих случаях, когда речь идет о всемирно значимых изобретениях, у них нет одного автора. Известному на весь мир американскому промышленнику всего лишь удалось завершить этот изобретательский процесс, длившийся не одно столетие. На самом деле первые конвейеры были известны еще несколько тысяч лет назад. В Древнем Египте, Китае и Месопотамии использовали специальные устройства для непрерывной подачи воды при орошении полей.

История именно ленточных конвейеров начинается во второй половине 17-го столетия. С тех пор конвейеры стали неизбежной частью транспортировки материалов. В первые годы система такого конвейера и его работа были довольно просты – деревянная доска и лента, которая перемещалась по ней. Первые ленты были сделаны из кожи, холста или резины.

Хаймл Годдар был первым человеком, который получил патент на роликовый конвейер в 1908 году. Несколько лет спустя, в 1919-м, конвейеры стали использоваться в автомобильном производстве. Несомненно, честь внедрения конвейера в массы принадлежит Генри Форду. Он решил поставить на поток производство дешёвого «народного автомобиля». Кроме того, именно он соединил рабочие места движущейся лентой. На первых шагах сборочный конвейер нёс на себе только шасси - основу будущего автомобиля. По мере передвижения шасси «обрастало» всё новыми деталями которые устанавливали рабочие: кто - коробку передач, кто - двигатель, кто - колёса или фары. В конце пути на конвейере стоял уже полностью готовый автомобиль. По такому принципу и сегодня работают конвейеры на всех предприятиях мира. Так конвейер и стал самым популярным инструментов передачи как мелких, так и тяжелых деталей и материалов на фабриках.

В течение 1920-х ленточные конвейеры получили широкое распространение, и также подверглись серьезным изменениям. Их стали использовать на угольных шахтах, чтобы перемещать руду на расстояния более 8 км. Те конвейеры были сделаны из слоев хлопка и резиновых покрытий. Самый длинный ленточный конвейер, использующийся сейчас, длиной в 60 миль, находится на фосфатных рудниках Западной Сахары. Одним из поворотных моментов в истории ленточных конвейеров стало начало использования синтетических конвейерных лент. Это произошло во время Второй мировой войны, главным образом из-за дефицита натуральных материалов, таких как хлопок, резина и холст. С тех пор синтетические ленточные конвейеры стали популярными в различных областях.

С увеличивающимися требованиями на производстве всё больше синтетических пластиков и тканей используется в изготовлении ленточных конвейеров: полиэстер, полиамид, полиуретан, поливинилхлорид, полиэтилен, бутил, неопрен, нейлон, силикон и многие другие виды полимеров.

Компания «СиБиАр» («CBR» - Conveyor Belt Russia) соблюдает все традиции производства синтетических конвейерных лент, заложенные в 1950-х. Специалисты компании предлагают Вам целостные услуги. Мы изучим Ваши потребности, дадим рекомендации. Мы предлагаем круглосуточные услуги сервиса и монтажа. Эксперты в области ленточных конвейеров поделятся своими знаниями, помогут подобрать конвейерную ленту , изготовят и установят на конвейер.

При ответе на этот вопрос чаще всего упоминают имя знаменитого американского промышленника Генри Форда. Но так ли верно это утверждение?

Давайте разбираться.

Как ни странно, правильность ответа зависит от того, что понимать под этим термином - «конвейер» . Не было ли конвейером то, что организовал еще в конце XVIII века американский предприниматель Эли Уитни? В стране шли приготовления к войне, и правительство готово было выдать весьма выгодный срочный заказ на производство стрелкового оружия.

Но никто не брался поставить столь большое количество мушкетов в столь сжатые сроки. Дело в том, что мушкет в то время, как и большинство механизмов, был штучным изделием: его от начала и до конца изготавливал один мастер. Причем два экземпляра, сделанные им, незначительно, но отличались друг от друга. Что уж говорить о мушкетах двух разных оружейников! Естественно, штучное производство было делом небыстрым и требовало огромного числа квалифицированных специалистов.

Эли Уитни нашел решение этой проблемы в 1798 году.

Были изготовлены шаблоны каждой детали мушкета, и собранные Уитни мастера отныне делали лишь одну деталь оружия, но в точном соответствии с образцом. Теперь
стоявший последним в технологической цепочке сборщик мог взять из ящика любое дуло, любой приклад, любой спусковой механизм - все они подходили друг к другу. Можно ли назвать то, что сделал в 1801 году , конвейером? Если вы подразумеваете под конвейером ленту транспортера, то нет. Но, согласитесь, конвейерное производство как технологический процесс было создано!

Теперь поговорим именно о ленте транспортера, то есть механизме, который свел к минимуму перемещения рабочих, доставляя объект приложения их рук прямо на рабочее место труженика. Такой конвейер мы обнаружим в отрасли весьма далекой от автомобилестроения. И, что самое любопытное, на этой линии осуществлялся не монтаж, а наоборот, демонтаж конструкции. Причем конструкцией этой было совсем не творение рук человеческих.

Впрочем, хватит загадок, мы отправляемся на знаменитые бойни Чикаго. Здесь Густав Смит организовал крупнейший мясной концерн, перерабатывающий за час до 1200 животных. Что же обеспечило столь высокую производительность труда? Разделочная линия ! Туша животного двигалась на транспортере мимо стоящих по обе стороны от нее мясников. Каждый из них раз за разом делал лишь одно движение, отсекая от каждой туши один и тот же кусок мяса. Таким образом, в конце технологической цепочки оставался лишь голый скелет, который, впрочем, тоже шел на переработку - из него делали костную муку. Недаром фраза Смита «я использую у свиньи все, кроме поросячьего визга » стала крылатой. Кстати, конвейер использовался не только на разделочной линии.
Консервирование и упаковка мяса тоже производились на движущейся ленте.

Конвейер

Через двадцать восемь лет после открытия, в 1903 году, предприятие Смита посетил высокий мужчина со щеточкой усов. Он не обращал внимания ни на жуткий запах, ни на, мягко говоря, не самые стерильные условия производства. Его взгляд был прикован к движущимся по наклонному рельсу под действием силы тяжести тушам, попадавшим под нож то одного, то другого раздельщика. Восторженного экскурсанта звали Генри Форд , ему было 40 лет, и он уже собрал в дровяном сарае свой первый автомобиль.

Собрал, как все машиностроители того времени, кустарным способом. Автомобили, подобно мушкетам, упоминавшимся выше, были штучными экземплярами. Деталь одного не подходила другому. Любой ремонт, требующий замены агрегата, превращался в сложную техническую головоломку.
Дальнейший прогресс автомобилестроения был невозможен без решения проблемы стандартизации узлов и деталей. И решение этой задачи связано с именем генерального менеджера компании «Кадиллак» Генри Лилэнда. Именно его усилиями фирма первой среди машиностроителей добилась полной идентичности деталей своих автомобилей одной серии. В 1908 году, чтобы продемонстрировать взаимозаменяемость деталей, лондонский дилер «Кадиллака» Фредерик Беннет решился на необычный эксперимент.

Из партии в восемь одноцилиндровых автомобилей серии «А» были произвольно отобраны три экземпляра. Их перегнали на трек Бруклэндс, где они прошли по трассе несколько кругов. После этого тестового испытания все три «Кадиллака» были отогнаны в гараж и разобраны на 721 деталь каждый. Все детали перемешали и 90 из них изъяли, заменив аналогичными со склада Беннета. Когда все три автомобиля вновь собрали, изумлению публики не было предела. Они не только завелись, но и прошли после этого 500 миль по треку с максимальной скоростью 54,4 километра в час! Это было поистине чудом, и «Кадиллак» получил специальную премию автомобилестроителей за достижение небывалых высот в стандартизации.

Другим шагом на пути к созданию конвейерной сборочной линии в машиностроении стало новшество, появившееся еще в 1903 году в компании «Олдсмобиль». На вновь построенном после пожара заводе в Детройте была задействована новая сборочная линия. Детали и узлы будущего автомобиля перемещались на ней от одного рабочего места к другому на специальных тележках. Этот прообраз конвейера позволил увеличить выпуск автомобилей с 400 до 5000 в год.

Конвейер Форда

Создавая свое конвейерное производство, Генри Форд взял на вооружение весь накопленный до него опыт. В результате легендарная модель «Т» изготавливалась за два часа и стоила менее 400 долларов! С 1913 по 1929 год половину всех продаваемых в США автомобилей составляли «Форды».
Результат потрясающий, но вряд ли дающий право назвать Генри Форда единоличным изобретателем конвейера!

Почему Форд резко повысил зарплату рабочим, работающим на конвейере.

В 1913 году на заводе «Хайленд парк» Генри Форд запустил первый сборочный конвейер в автомобильной промышленности. Сначала конвейерную сборку применили к генератору и двигателю, а затем к шасси (время сборки сократилось вдвое). Кстати, для повышения эффективности труда, вскоре было запущено две конвейерных линии — для рабочих разного роста.

Результатом данной инновации стало сокращение времени сборки автомобиля (модели Т) с 12 часов до 2-х (это произошло в течении нескольких месяцев), что позволило снизить его себестоимость и сделать его самым популярным автомобилей в США.

Помимо повышения эффективности производства за счет стандартизации операций и углубления разделения труда (фордизм), конвейерный метод производства позволил Генри Форду сильно сэкономить на обучении работников (и на квалифицированных работниках). Например, сборка двигателя была раньше требовала от работника довольно высокой квалификации. После того, как процесс сборки двигателя разделили на 84 операции, каждую из которых выполнял отдельный рабочий, какие-то специальные знания от персонала уже не требовались. Каждый рабочий осваивал одну операцию и оттачивал ее выполнение до автоматизма.

Повышение эффективности труда за счет конвейерного метода и экономия на квалифицированных рабочих позволила Форду повысить заработную плату работникам и применить на практике «теорию эффективной заработной платы». Дело в том, что конвейерный метод производства делал работу весьма нудной (рабочий много часов подряд делал одно и то же) и сильно изматывал рабочих (нельзя было сделать перерыв и отдохнуть), что привело к росту текучести кадров. Поэтому, повышение заработной платы было во много вынужденным решением (а еще Форд боялся появления профсоюза на своем предприятии).

P.S.Чарли Чаплин в 1936 году снял фильм-сатиру на фордизм — «Новые времена».