Виды двигателей автомобилей. Разновидности ДВС: какие существуют двигатели внутреннего сгорания

19.04.2016

Современные легковые автомобили различаются не только функциональным, но и техническим наполнением. Производители соревнуются друг перед другом в качестве и надежности моделей, стараясь предоставить клиентам надежный, управляемый и доступный по цене продукт. С момента зарождения автомобилестроения серьезных изменений познала одна из главных составляющих - двигатель автомобиля. Какие же виды моторов сегодня бывают? В чем особенности существующих типов двигателей легковых автомобилей?




Классификации

Первое, с чего стоит начать - общей классификации двигателей легковых автомобилей, которая дает общее представление о конструкциях и особенностях этих узлов.



Все моторы по типу смесеобразования можно разбить на две основные группы:





В основе классификации поршневых моторов внутреннего сгорания лежит тип топлива, который применяется для работы силового узла:


  • Газ. В случае с применением газообразного топлива может применяться газ генераторного, сжиженного или природного типа.


  • Жидкое горючее. Такое топливо является продуктом переработки нефтяных продуктов, в результате чего образуется дизельное топливо, керосин или бензин.


  • Смешанный вид топлива. Газожидкостные моторы способны работать на смеси различных типов горючего - жидкого и газообразного. При этом в основе лежит именно газ, а жидкая форма горючего применяется только в роли зажигательной смеси. Существуют и многотопливные моторы, которые могут длительное время функционировать с применением различных типов топлива, начиная от сырой нефти и заканчивая бензином с высоким октановым числом.



Если классифицировать моторы внутреннего сгорания, то они различаются по ряду признаков:


  • По особенностям зажигания подготовленной горючей смеси - с зажиганием от силы сжатия или с зажиганием от свечи (принудительное воспламенение).


  • По типу реализации рабочего цикла - с 2-мя и 4-мя тактами, с наддувом или без него.



Кроме этого, ДВС классифицируются по ряду типов:


  • По особенностям системы охлаждения (может быть воздушным или жидкостным).


  • По типу образования смеси - с внутренним и внешним образованием горючей смеси. К первому типу относятся бензиновые моторы с впрыском смеси в цилиндр и дизельные агрегаты, а ко второму - моторы на газу и карбюраторные типы.




Бензиновый и дизельный мотор

Наибольшее распространение в автомобилестроении получили два типа мотора (по типу применяемого топлива) - бензиновый и дизельный. Именно им стоит уделить наибольшее внимание:


1. Бензиновый силовой агрегат. В двигателе, который работает на бензине, подразумевается воспламенение смеси с помощью обычной искры. Бензиновые моторы можно классифицировать по типу питания:


  • Карбюраторный мотор. Особенность таких агрегатов в том, что смешивание воздуха и топлива происходит в карбюраторе, а далее процесс продолжается уже в трубопроводе впуска. Главные минусы такого типа - низкий уровень экологичности, чрезмерная «прожорливость», меньший уровень надежности (в сравнении с другими типами мотора). Именно по этим причинам такие типы силовых агрегатов потеряли свою популярность и почти не выпускаются;


  • Впрысковый мотор. Здесь главным элементом является инжектор, подающий горючую смесь через главный трубопровод (прямой тип впрыска). Топливо может подаваться одним или несколькими форсунками, установленными перед клапанами. В последнем случае речь идет о распределительном впрыске, управляемом ЭБУ;


  • Силовой узел с непосредственным впрыском. Особенность такого агрегата в том, что подача горючей смеси осуществляется прямо в камеру сгорания. Благодаря такой конструкции, удалось решить сразу две проблемы - устранить вредные вещества из выхлопа и уменьшить потребление топлива.



2. Дизельный силовой агрегат. Главная особенность, которая выделяет «дизели» - способность воспламенять горючую смесь не за счет образуемой свечи, а благодаря мощному сжатию. Если рассматривать принцип действия дизеля, то можно выделить четыре такта, в каждом из которых происходят определенные действия:



  • Сжатие. В этом случае поршень идет вверх и сжимает расположенный внутри воздух. В пиковый момент внутрь камеры сгорания происходит выброс дизельного горючего;


  • Рабочих ход. Наличие огромного давления и воздуха способствует воспламенению смеси. Теперь создается обратное давление газов, которое выталкивает поршень и заставляет опускаться его в нижнюю точку;


  • Выпуск. Поршень начинает движение вверх. Одновременно с этим открываются выпускные клапана, обеспечивающие выход из камеры сгорания лишних продуктов сгоревшего топлива.


Все дизельные моторы можно классифицировать и по типу камеры сгорания. Последняя бывает распределенной или нераспределенной. В первом случае горючая смесь подается сначала в дополнительную, а уже потом в основную камеру. Такой тип исполнения позволяет добиться большей экономии топлива. Что касается моторов с нераспределенной камерой, то их особенность - в расположении камеры и подаче дизельного горючего в пространство над поршнем. Плюс - экономичность. Минус - высокий уровень шума.




Бензиновый и дизельный мотор: особенности




  • Дизельное топливо обходится дешевле бензина;



  • Ресурс силового агрегата, который работает на дизеле, выше, чем у его собрата.


Нельзя не отметить и ряд минусов - дороговизна дизельного мотора и сложность обслуживания.



2. Момент вращения. Если рассматривать крутящий момент, как ключевую характеристику, то здесь в лидерах дизель. Эта особенность хороша не только для легковушек, но и для грузовых авто. Именно высокий момент вращения способствует быстрому троганию транспорта и успешному маневрированию при большой нагрузке и небольших скоростях.



3. Эксплуатация. Не менее важный момент - удобство использования автомобиля с тем или иным мотором. Здесь стоит выделить главный недостаток дизеля - необходимость переходить на зимний тип топливной смеси. Если своевременно не осуществить переход, то вместо жидкости в баке можно увидеть затвердевшую смесь. В итоге придется не только греть машину, но и ремонтировать многие элементы топливной системы.





5. Шум. Если анализировать уровень шума, то здесь впереди бензиновый силовой агрегат. Многим автолюбителя не нравится раздражающий «дизельный» стук. С другой стороны, повышенный шум будет иметь место лишь при неправильной настройке. Кроме этого, производители делают все возможное, чтобы уровни шума бензиновых и дизельных моторов почти не различались.



6. Экологическая составляющая. Не менее важный момент - экологичность двигателя (особенно сегодня). Современные моторы выпускают в окружающую среду меньший объем окиси углерода, являющегося главным загрязнителем атмосферы. К сожалению, на дорогах пока много автомобилей, имеющих высокий уровень вредных элементов в выбросе, и загрязняющих окружающую среду. В плане экологичности лидером является бензиновый мотор, ведь здесь конструкторам удалось создать множество типов узлов, улучшающих состав выхлопных газов и снижающих их уровень вреда.



7. Пожароопасность. С позиции вероятности воспламенения более безопасным считается дизель, ведь его топливо загорается лишь при смешивании и кислородом и под высоким давлением. Что касается бензина, то он летуч, а его пары могут воспламениться от малейшей искры.




Основные схемы

При рассмотрении типов двигателей для легковых автомобилей нельзя пропустить тему конструктивной особенности агрегата. Здесь более чем за сотню лет ученым удалось создать множество вариантов моторов, отличающихся не только числом, но и расположением цилиндров. Из основных схем двигателей легковых авто стоит выделить:


  • Рядный мотор. Этот тип силового агрегата появился первым. Число цилиндров в таких двигателя может различаться и бывает от двух до восьми. Для легковых машин больше характерны 4-цилидровые моторы. Некоторые производители предпочитают устанавливать «шестерки» из-за лучшей балансировки. Что касается 8-цилиндровых моторов, то они уже не пользуются спросом. Преимущества рядного типа мотора - простота в эксплуатации и надежность. Расположение силового агрегата (несмотря на массивность) может быть различным - поперек или вдоль. Собственно, размеры и повышенная масса являются главными минусами этого мотора. В противовес стоит выделить уравновешенность.


  • Мотор V-образного типа. Особенность таких моторов - расположение цилиндров в виде буквы V. Подобная конструкция была разработана в «Старом свете» и там нашла применение во многих моделях автомобилей. Сегодня V-образные моторы в большей части устанавливаются на машинах производства США. Главные плюсы таких двигателей - компактность и особое расположение цилиндров (под углом друг к другу). Минусы конструкции - чрезмерная «прозорливость» и низкий уровень уравновешенности. Да и высокую стоимость сложно отнести к преимуществам.


  • Оппозитные моторы. Однажды конструкторы разработали горизонтальный тип мотора, который позволил опустить центр тяжести и улучшить развесовку транспортного средства. Количество цилиндров - четыре. Несмотря на ряд плюсов, оппозитные моторы встречаются редко. Главный минус - большие габариты и сложность конструкции. Автолюбители часто жалуются и на дороговизну ремонтных работ.



Есть ли альтернатива?

Кроме описанных выше моторов (бензиновых и дизельных) стоит выделить еще два типа:


  • Роторно-поршенвой мотор. Главное отличие в том, что поршень осуществляет не поступательные движения (как это происходит обычно), а вращается по определенной траектории. Благодаря такой особенности, роторно-поршневой двигатель быстрее набирает обороты. Нельзя не выделить и ряд минусов - небольшой ресурс, высокая цена, плохие параметры экологии.


  • «Гибриды». Все большим спросом пользуются гибридные силовые установки, в составе которых находится электромотор, поршневой силовой агрегат, генератор и АКБ. В зависимости от особенностей эксплуатации, режим работы «гибрида» может быть различным. Так, при активном разгоне электрический и поршневой мотор работают в паре. Во время торможения осуществляется подзаряд АКБ, а в режиме города работает лишь электрический мотор.



Итоги

Сегодня разработано множество разных типов двигателей для легковых автомобилей, каждый из которых имеет особенности, минусы и плюсы. При этом практика применения и действующие требования способствуют выбору только лучших вариантов, которые и применяются на современном транспорте.


Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – одно из главных устройств в , служащее для преобразования энергии топлива в механическую энергию, которая, в свою очередь, выполняет полезную работу. построен на том, что топливо в соединении с воздухом образуют воздушную смесь. Циклически сгорая в камере сгорания, воздушно-топливная смесь обеспечивает высокое давление, направленное на поршень, а тот, в свою очередь, вращает коленчатый вал через . Его энергия вращения передается автомобиля.

Для запуска двигателя внутреннего сгорания часто используется – обычно электрический двигатель, проворачивающий коленвал. В более тяжелых дизельных двигателях в качестве стартера и для той же цели применяется вспомогательный ДВС («пускач»).

Существуют следующие типы двигателей (ДВС) :

  1. бензиновые
  2. дизельные
  3. газовые
  4. газодизельные
  5. роторно-поршневые

Также ДВС классифицируются: по виду топлива, по числу и расположению цилиндров, по способу формирования топливной смеси, по количеству тактов работы двигателя внутреннего сгорания и т.д.

Бензиновые и дизельные двигатели

Бензиновые двигатели внутреннего сгорания – наиболее распространенные из автомобильных двигателей. Топливом для них служит бензин . Проходя через , бензин попадает через распыляющие форсунки в карбюратор или впускной коллектор, а затем эта воздушно-топливная смесь подается в цилиндры, сжимается под воздействием поршневой группы, поджигается искрой от свечей зажигания.

Карбюраторная система считается устаревшей, поэтому сейчас повсеместно используется инжекторная система подачи топлива. Распыляющие топливо форсунки (инжекторы) осуществляют впрыск либо непосредственно в цилиндр, либо во впускной коллектор. Инжекторные системы делятся на механические и электронные. Во-первых для дозации топлива используются механические рычаговые механизмы плунжерного типа, с возможностью электронного контроля топливной смеси. Во вторых процесс составления и впрыска топлива полностью возложен на электронный блок управления (ЭБУ). Инжекторные системы необходимы для более тщательного сгорания топлива и минимизации вредных продуктов горения.

Дизельные ДВС используют специальное дизтопливо . Двигатели автомобиля подобного типа не имеют : топливная смесь, попадающая в цилиндры через форсунки, способна взрываться под действием высокого давления и температуры, которые обеспечивает поршневая группа.

Газовые двигатели

Газовые двигатели используют газ в качестве топлива – сжиженный, генераторный, сжатый природный. Распространение таких двигателей было обусловлено растущими требованиями к экологической безопасности транспорта. Исходное топливо хранится в баллонах под большим давлением, откуда через испаритель попадает в газовый редуктор, теряя давление. Далее процесс аналогичен инжекторным бензиновым ДВС. В некоторых случаях газовые системы питания могут не использовать в своем составе испарители.

Если вы приобретаете новый автомобиль, то часто возникает вопрос о том, какой вид двигателя выбрать. В этом случае необходимо иметь информацию о конструкции моторов и их функциональных возможностях.

Виды двигателей

Бензиновый

К первому и самому ходовому виду относится бензиновый мотор внутреннего сгорания. Управление в этом случае осуществляется с места водителя путём нажатия им педали газа, в результате чего поток воздуха регулируется при помощи дроссельной заслонки.

По количеству цилиндров можно выбрать:

  • одно, двух и многоцилиндровые двигатели.

По способу образования смеси двигатели могут быть:

  • карбюраторными и газовыми (горючая смесь приготовляется не внутри цилиндров);
  • инжекторными (рабочая смесь приготавливается внутри цилиндров).

По способам охлаждения:

  • моторы с воздушным и жидкостным охлаждением.

Дизельный

Поршневого типа функционирует в результате того, что распылённое топливо соприкасается с разогретым в процессе сжатия воздухом.

Сравнительные характеристики двигателей

Преимущества дизеля

Если вы будете использовать дизель, то сможете в процессе эксплуатации значительно сэкономить деньги по причине меньшего расхода топлива. Степень сжатия дизеля равен 20-22 единицам, что почти в 2 раза выше, чем у бензиновых. В результате этого они имеют более высокий КПД.

В процессе работы дизельного мотора рабочая смесь регулируется более качественно, независимо от того, какая нагрузка у цилиндра и частота вращения коленчатого вала. В этом случае в цилиндры подается одно и то же количество воздуха, а количество используемого топлива с нагрузкой увеличивается. В связи с этим, даже если дизель работает на полную мощность, то количество впрыскиваемой солярки на 50-70% меньше, чем у бензинового мотора, имеющего тот же рабочий объём.

Недостатки дизеля

Кроме преимуществ, дизели имеют и определённые недостатки.

Во-первых, у них меньшая скорость разгона. Во-вторых, они имеют большие шум и вибрацию. В-третьих, они более требовательны к качеству топлива и в определённых случаях просто могут перестать работать. В-четвёртых, дизельный мотор труднее завести во время мороза.

Кроме этих основных видов двигателей, можно приобрести машины-гибриды, которые имеют одновременно бензиновой и электрический моторы. Это удобно при нахождении транспортного средства в пробках, когда можно переключаться на электрический вариант, а при наборе скорости – на бензиновый. Таким образом, с учётом того, что каждый из существующих моторов имеет свои преимущества и недостатки, их выбор можно осуществить с учётом ваших потребностей и условий, в которых машина будет эксплуатироваться.

Автомобильные поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) обладают множеством показателей – мощность, крутящий момент, расход топлива, выброс вредных веществ и т. д., которые во многом зависят от их конструктивных параметров. Типы двигателей Двигатель - устройство, преобразующее энергию сгорания топлива в механическую работу. Практически все автомобильные двигатели работают по циклу, состоящему из четырех тактов: впуск воздуха или его смеси с топливом; сжатие рабочей смеси, рабочий ход при сгорании рабочей смеси; выпуск отработавших газов. Наибольшее распространение в автомобилях получили поршневые двигатели - бензиновые и дизели. Бензиновые двигатели имеют принудительное зажигание топливо-воздушной смеси искровыми свечами. Различаются по типу системы питания: в карбюраторных смешение бензина с воздухом начинается в карбюраторе и продолжается во впускном трубопроводе. В настоящее время выпуск таких двигателей снижается из-за низкой экономичности и несоответствия современным экологическим нормам; в впрысковых двигателях топливо может подаваться одним инжектором (форсункой) в общий впускной трубопровод (центральный, моновпрыск) или несколькими инжекторами перед впускными клапанами каждого цилиндра (распределенный впрыск). В них возможно некоторое увеличение максимальной мощности и снижение расхода бензина и токсичности отработавших газов за счет более точной дозировки топлива электронной системой управления двигателем; двигатели с непосредственным впрыскиванием бензина в камеру сгорания, который подается в цилиндр несколькими порциями, что оптимизирует процесс сгорания, позволяет двигателю работать на обедненных смесях, соответственно уменьшается расход топлива и выброс вредных веществ. Дизельный двигатель - двигатели, в которых воспламенение смеси топлива с воздухом происходит от повышения ее температуры при сжатии. По сравнению с бензиновыми эти двигатели обладают лучшей экономичностью (на 15-20%) благодаря большей (в два и более раз) степени сжатия (см. ниже), улучшающей процессы горения топливо-воздушной смеси. Достоинством дизелей является отсутствие дроссельной заслонки, которая создает сопротивление движению воздуха на впуске и увеличивает расход топлива. Максимальный крутящий момент (см. ниже) дизели развивают на меньшей частоте вращения коленчатого вала (в обиходе - "тяговиты на низах"). Дизели устаревших конструкций обладали по сравнению с бензиновыми двигателями и рядом недостатков: большей массой и стоимостью при одинаковой мощности из-за высокой степени сжатия (в 1,5-2 раза больше), увеличивавшей давление в цилиндрах и нагрузки на детали, что заставляло изготавливать более прочные элементы двигателя, увеличивая их габариты и вес; большей шумностью из-за особенностей процесса горения топлива в цилиндрах; меньшими максимальными оборотами коленвала из-за более высокой массы деталей, вызывавшей большие инерционные нагрузки. По этой же причине дизели, как правило, менее приемисты - медленнее набирают обороты. Роторно-поршневой двигатель (Ванкеля) - в нем ротор-поршень совершает не возвратно-поступательное движение, как в бензиновых двигателях и дизелях, а вращается по определенной траектории. Благодаря этому он обладает хорошей приемистостью - быстро набирает обороты, обеспечивая автомобилю хорошую динамику разгона. Из-за конструктивных особенностей степень сжатия ограничена, поэтому работает только на бензине и обладает худшей экономичностью из-за формы камеры сгорания. Раньше его недостатком был меньший ресурс, а теперь и невысокие экологические показатели, которым сейчас уделяется большое внимание. Гибридная силовая установка представляет собой комбинацию поршневого двигателя (как правило, дизеля), электродвигателя, генератора и тяговых (тяговая аккумуляторная батарея, в отличие от стартерной, рассчитана на разряд большими токами (50-100 А) в течение 30-60 минут) аккумуляторных батарей. Работа этой установки происходит в различных режимах в зависимости от характера движения автомобиля. При интенсивном разгоне вместе работают поршневой и электрический двигатели. Во время торможения двигателем за счет энергии замедления генератор заряжает аккумуляторные батареи. При движении в городском цикле может работать только электродвигатель. Все это позволяет, сохраняя (или даже улучшая) динамику разгона, значительно повысить экономичность и снизить выброс вредных веществ.

Компоновка поршневых двигателей

Значительное разнообразие компоновок поршневых двигателей связано с их размещением в автомобиле и необходимостью уместить определенное количество цилиндров в ограниченном объеме моторного отсека. Рядный двигатель (рис. 1, а) - компоновка, при которой все цилиндры находятся в одной плоскости. Применяется для небольшого количества цилиндров (2, 3, 4, 5 и 6). Рядный шестицилиндровый двигатель легче всего поддается уравновешиванию (снижению вибраций), но обладает значительной длиной.

V-образный двигатель (рис. 1, б) - цилиндры у него расположены в двух плоскостях, как бы образуя латинскую букву V. Угол между этими плоскостями называют углом развала. Наиболее часто такое размещение цилиндров применяется для шести- и восьмицилиндровых двигателей и обозначается V6 и V8 соответственно. Такая компоновка позволяет уменьшить длину двигателя, но увеличивает его ширину.

Оппозитный двигатель (рис. 1, в) имеет угол развала 180°, благодаря этому у него высота агрегата наименьшая среди всех компоновок.

VR-двигатель (рис. 1, г) обладает небольшим углом развала (порядка 15°), что позволяет уменьшить как продольный, так и поперечный размеры агрегата.

W-двигатель имеет два варианта компоновки - три ряда цилиндров с большим углом развала (рис. 1, д) или как бы две VR-компоновки (рис. 1, е).Обеспечивает хорошую компактность даже при большом количестве цилиндров. В настоящее время серийно выпускают W8 и W12.

Любой двигатель характеризуется следующими конструктивно заданными параметрами (рис. 2), практически неизменными в процессе эксплуатации автомобиля.

Объем камеры сгорания - объем полости цилиндра и углубления в головке над поршнем, находящимся в верхней мертвой точке - крайнем положении на наибольшем удалении от коленвала. Рабочий объем цилиндра - пространство, которое освобождает поршень при движении от верхней до нижней мертвой точки. Последняя является крайним положением поршня на наименьшем удалении от коленвала. Полный объем цилиндра - равен сумме рабочего объема и объема камеры сгорания. Рабочий объем двигателя (литраж) складывается из рабочих объемов всех цилиндров. Степень сжатия - отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Этот параметр показывает, во сколько раз уменьшается полный объем при перемещении поршня из нижней мертвой точки в верхнюю. Для бензиновых двигателей определяет октановое число применяемого топлива. Показателями двигателя называют величины, характеризующие его работу. Помимо конструктивных параметров, они зависят от особенностей и настроек систем питания и зажигания, степени износа деталей и пр. Давление в конце такта сжатия (компрессия) является показателем технического состояния (изношенности) цилиндро-поршневой группы и клапанов. Крутящий момент на коленчатом валу двигателя определяет силу тяги на колесах: чем он больше, тем лучше динамика разгона автомобиля. Равен произведению силы на плечо (рис. 3) и измеряется в Н·м (Ньютон на метр), ранее в кгс.м (килограмм-сила на метр).

Крутящий момент увеличивается с ростом: рабочего объема. Поэтому двигатели, которым необходим значительный крутящий момент, обладают большим объемом; давления горящих газов в цилиндрах, которое ограничено детонацией (взрывное горение бензо-воздушной смеси, сопровождаемое характерным звонким звуком. Ошибочно называется "стуком поршневых пальцев") или ростом нагрузок в дизелях. Максимальный крутящий момент двигатель развивает при определенных оборотах (см. ниже), они вместе с его величиной указываются в технической документации. Мощность двигателя - величина, показывающая, какую работу он совершает в единицу времени, измеряется в кВт (ранее в лошадиных силах). Одна лошадиная сила (л.с.) приблизительно равняется 0,74 кВт. Мощность равна произведению крутящего момента на угловую скорость коленвала (число оборотов в минуту, умноженное на определенный коэффициент). Двигатели большей мощности производители получают увеличением: рабочего объема, что, в свою очередь, приводит к росту габаритов двигателя и ограничению допустимых максимальных оборотов из-за значительных сил инерции увеличившихся деталей; оборотов коленчатого вала, число которых ограничено инерционными силами и увеличением износа деталей. Высокооборотный двигатель одинаковой мощности (при прочих равных условиях - конструкции двигателя, технологии изготовления, применяемых материалах и т.д.) с низкооборотным обладает меньшим сроком службы, так как в среднем для одного и того же пробега его коленчатый вал будет совершать больше оборотов; давления в цилиндре путем повышения степени сжатия либо наддувом воздуха посредством турбо- или механических нагнетателей. Для применения наддува степень сжатия вынужденно уменьшают для предотвращения детонации (у бензиновых двигателей) и снижения жесткости работы (повышенные нагрузки в цилиндро-поршневой группе дизеля, сопровождаемые чрезмерным шумом) (у дизелей). Наддув позволяет, например, сохранить мощность при меньшем рабочем объеме. Номинальная мощность - гарантируемая производителем мощность при полной подаче топлива на определенных оборотах. Именно она, а не максимальная мощность, указывается в технической документации на двигатель. Удельный расход топлива - это количество топлива, расходуемого двигателем на 1 кВт развиваемой мощности за один час. Является показателем совершенства конструкции двигателя: чем расход ниже, тем более эффективно используется энергия сгорающего в цилиндрах топлива. При одних и тех же конструктивных параметрах у разных двигателей такие показатели, как мощность, крутящий момент и удельный расход топлива, могут отличаться. Это связано с такими особенностями, как количество клапанов на цилиндр, фазы газораспределения и т. п. Поэтому для оценки работы двигателя на разных оборотах используют характеристики - зависимость его показателей от режимов работы. Характеристики определяются опытным путем на специальных стендах, так как теоретически они рассчитываются лишь приблизительно. Как правило, в технической документации к автомобилю приводятся внешние скоростные характеристики двигателя (рис. 4), определяющие зависимость мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от числа оборотов коленвала при полной подаче топлива. Они дают представление о максимальных показателях двигателя.

Показатели двигателя (упрощенно) изменяются по следующим причинам. С увеличением числа оборотов коленвала растет крутящий момент благодаря тому, что в цилиндры поступает больше топлива. Примерно на средних оборотах он достигает своего максимума, а затем начинает снижаться. Это происходит из-за того, что с увеличением скорости вращения коленвала начинают играть существенную роль инерционные силы, силы трения, аэродинамическое сопротивление впускных трубопроводов, ухудшающее наполнение цилиндров свежим зарядом топливо-воздушной смеси, и т. п. Быстрый рост крутящего момента двигателя указывает на хорошую динамику разгона автомобиля благодаря интенсивному увеличению силы тяги на колесах. Чем дольше величина момента находится в районе своего максимума и не снижается, тем лучше. Такой двигатель более приспособлен к изменению дорожных условий и реже придется переключать передачи. Мощность растет вместе с крутящим моментом и даже, когда он начинает снижаться, продолжает увеличиваться благодаря повышению оборотов. После достижения максимума мощность начинает снижаться по той же причине, по которой уменьшается крутящий момент. Обороты несколько выше максимальной мощности ограничивают регулирующими устройствами, так как в этом режиме значительная часть топлива расходуется не на совершение полезной работы, а на преодоление сил инерции и трения в двигателе. Максимальная мощность определяет максимальную скорость автомобиля. В этом режиме автомобиль не разгоняется и двигатель работает только на преодоление сил сопротивления движению - сопротивления воздуха, сопротивления качению и т. п. Величина удельного расхода топлива также меняется в зависимости от оборотов коленвала, что видно на характеристике (см. рис. 4). Удельный расход топлива должен находиться как можно дольше вблизи минимума; это указывает на хорошую экономичность двигателя. Минимальный удельный расход, как правило, достигается чуть ниже средних оборотов, на которых в основном и эксплуатируется автомобиль при движении в городе. Пунктирной линией на графике показаны более оптимальные характеристики двигателя.

Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания был изобретён ещё 5 веков назад, легендарным инженером и конструктором Леонардо да Винчи. Но, после первого чертежа потребовалось ещё 300 лет, чтобы были созданы первые прототипы, которые могли полноценно работать.

Виды двигателей

Первый полноценный прототип двигателя внутреннего сгорания был сконструирован в далёком 1806 году, который принадлежал братьям Ньепсье. После этого важного исторического факта было недолгое затишье.

Но, в конце 19 века три легендарным немца положили старт автомобилестроению - Николас Отто, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. После этого двигатели внутреннего сгорания получили много модификаций и вариантов, которые используются по сегодняшний день.

  • Паровая машина
  • Бензиновый двигатель
  • Карбюраторная система впрыска
  • Инжектор
  • Дизельные двигатели
  • Газовый двигатель
  • Электрические моторы
  • Роторно-поршневые ДВС

Паровая машина

Первым представителем полноценного двигателя внутреннего сгорания следует считать паровую машину, которая устанавливалась на все транспортные средства 19 века, до момента изобретения остальных видов моторов.

На то время паровыми движками оснащались паровозы, автомобили и даже примитивные трёхколёсные самоходные машины (напоминающие мотоциклы). Изобретение такого класса завоевало весь мир, но к концу 19 - начало 20 века стало неэффективное, поскольку транспортные средства на пару не могли развивать достаточно большую скорость.

Бензиновый двигатель

Бензиновый двигатель - это ДВС средством питания, которого является бензин. Горючее подаётся с топливного бака при помощи насоса (механического или электрического) на систему впрыска. Итак, рассмотрим, какие бывают типы бензиновых моторов:

  • С карбюратором.
  • Инжекторного типа.

Современный мир привык, что большинство автомобилей имеет электронную систему впрыска топлива (инжектор).

Карбюраторная система впрыска

Карбюратор - это тип впрыскового устройства горючего во впускной коллектор с дальнейшим распределением по цилиндрам. Первый примитивный карбюратор был разработан в Германии ещё в конце 19 века и имеет почти 100 летнюю историю развития.

Карбюраторы бывают - одно-, двух-, четырех- и шестикамерные. Кроме этого существует достаточно много прототипов.

Принцип работы карбюратора достаточно простой: бензонасос подаёт топливо в поплавковую камеру, где бензин проходит сквозь жиклёры механическим путём (количество впрыскиваемого топлива регулирует водитель при помощи педали акселератора), и подаётся во впускной коллектор. Недостатком карбюратора стало то, что он чувствительный к регулировкам, а также не соответствует экологическим международным нормам.

Инжектор

Инжекторный двигатель - это тип впрыскового устройства горючего в цилиндры двигателя. Инжекторный впрыск бывает моно и разделённым Данная система на сегодняшний день все больше совершенствуется, чтобы уменьшит выбросы СО2 в атмосферу. Для впрыска используются форсунки, которые ещё ранее начали использоваться на дизельных двигателях.

С переходом на данную систему транспортные средства стали оснащать электронными блоками управления двигателем, чтобы корректировать состав воздушно-топливной смеси, а также сигнализировать о неисправностях внутри системы.

Дизельные двигатели

Дизельный мотор - это вид двигателя, который расходует как горючее дизельное топливо. Основные системы и элементы движка идентичны бензиновому брату, различие состоит в системе впрыска и воспламенении смеси. В дизельном моторе отсутствуют свечи зажигания, поскольку воспламенение смеси от искры не нужно.

На моторах такого типа устанавливаются свечи накала, которые разогревают воздух в камере сгорания, который превышает температуру воспламенения. После этого через форсунки подаётся распылённое топливо, которое сгорает, чем создаёт достаточное давление для привода в движения поршня, который раскручивает коленчатый вал.

Одним из подвидов дизельного ДВС считается турбодизель. На этом моторе установлена турбина, которая имеет вид улитки. При помощи турбины в мотор подаётся больше количество сжатого воздуха, который даёт больше детонационный эффект, за счёт чего движок можно быстрее разогнать.

Газовый двигатель

Газовые двигатели на сегодняшний день в автоиндустрии в чистом виде почти не используются, поскольку частые поломки моторов, стали причиной полного отказа от них. Вместо этого, газовые установки зачастую можно встретить на бензиновых автомобилях, что значительно экономит расход денег на горючее.

Газ с баллона подаётся на редуктор, который распределяет топливо по цилиндрам, а затем горючее попадает непосредственно в камеры сгорания. После этого с помощью свечей зажигания газ воспламеняется. Единственным недостатком использования газовой установки считается то, что мотор теряет 20% своего потенциального ресурса.

Электрические моторы

Николас Тесла впервые предложил использовать для автомобилей электроэнергию. Электрические моторы на сегодняшний день не распространены, поскольку заряда батареи хватает только до 200 км пути, а заправочных станций, которые могут предоставить услугу зарядки автомобиля - практически нет.

Известная мировая компания, производитель электрических автомобилей «Тесла» продолжает совершенствовать электродвигатели, и каждый год дарит потребителям новинки, которые имеют больший запас хода без дозарядки.

Гибриды

Наверное, самые желаемые двигатели на сегодняшний день. Это смесь и электромотора. Существует несколько вариантов работы такого движка.

  1. Мотор может работать на попеременном питании. Сначала движение производится на бензине, пока генератор заряжает батарею, а затем водитель может переключиться на электропитание.
  2. Двигатель и электромотор работают одновременно, что помогает сэкономить расход горючего на одно, и тоже расстояние с другими типами ДВС.

Роторно-поршневые ДВС

Роторно-поршневой силовой агрегат в автомобилестроении не нашёл широкого распространения, хотя можно встретить модели автомобилей, которые используют такой тип ДВС. Предложил создание такого мотора - конструктор Ванкель.

Движение осуществляется за счёт вращения трёхзубчатого ротора, который позволяет осуществить любой 4-тактный цикл Дизеля, Стирлинга или Отто без применения специального механизма газораспределения. Данный мотор активно использовался в 80-е годы 20 ст.

Водородный мотор

НОУ-ХАУ современного мира считается . В автомобиль устанавливается установка водородного типа. Отличие от бензиновых моторов заключается в подаче топлива. Если у бензина топливо подаётся вовремя возврата поршня в ВТМ, то у водородного силового агрегата в момент, когда поршень возвращается к НТМ.

В будущем планируется создать закрытого типа, когда не будет требоваться выброс отработанных газов, а также на 500 км автолюбитель сможет забить о заправке автомобиле.

Стоит понимать, что автомобили с таким мотором будут стоить весьма не дёшево, пока они полностью не вытеснят бензинового брата.

Вывод

Двигатели внутреннего сгорания имеют достаточно большое количество видов и типов, на любой вкус. Так, самыми популярными, по мировой статистике, считают бензиновые, дизельные и гибридные силовые агрегата. Но, все движется к тому, что человек хочет отойти от использования бензина и его аналогов и перейти полностью на электрику.