Техническое обслуживание аккумуляторных батарей - эксплуатация аккумуляторных батарей. Особенности обслуживания автомобильных аккумуляторов Разновидности АКБ и принцип их работы

3. Обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Современные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи являются надёжными устройствами и обладают значительными сроками эксплуатации. Батареи хорошего качества имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Поэтому мы рассмотрим правила эксплуатации аккумуляторов и методы регулярного технического обслуживания, которые позволят существенно повысить их ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Аккумуляторную батарею в процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать на наличие трещин корпуса, содержать в чистоте и в заряженном состоянии.
Загрязнение поверхности аккумулятора, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быстрый разряд аккумуляторной батареи и препятствуют нормальному её заряду. Во избежание этого следует:

  • Содержать в чистоте поверхность аккумулятора и следить за степенью затяжки контактных клемм. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирать сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся контактные штыри аккумуляторной батареи и клеммы проводов очистить, неконтактные поверхности смазать техническим вазелином или солидолом.
  • Следить за чистотой дренажных отверстий аккумулятора. В процессе работы электролит выделяет пары, и при забивании дренажных отверстий эти пары выделяются в других всевозможных местах. Как правило, это происходит около контактных штырей аккумуляторной батареи, что приводит к усиленному их окислению. При необходимости очистить их.
  • Периодически проверять напряжение на контактных штырях аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Эта процедура позволит вам оценить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение, в зависимости от оборотов коленчатого вала, находится в пределах 12,5 -14,5 В для легковых машин и 24,5 - 26.5 В для грузовых машин, то это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об образовании различных окислов на контактах проводки на линии подключения генератора, его износе и необходимости произвести диагностику и устранение неисправностей. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы двигателя, в том числе при включенных фарах и иных потребителях электрического питания.
  • При длительном простое автомобиля отключать от "массы" аккумуляторную батарею, а при длительном хранении - периодически подзаряжать её. Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находятся в разряженном или даже полузаряженном состоянии, возникает эффект сульфатации пластин (покрытие пластин аккумулятора крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению ёмкости аккумуляторной батареи, к увеличению её внутреннего сопротивления и постепенной полной неработоспособности. Для подзарядки используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в режим зарядки аккумулятора. Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.
  • Избегать длительного пуска двигателя, особенно , в холодное время года. При запуске холодного двигателя стартер потребляет большой пусковой ток, который может вызвать "коробление" пластин аккумуляторной батареи и выпадание активной массы из них. Что в конечном итоге приведёт к полной неработоспособности аккумулятора.

Исправность аккумуляторной батареи проверяется специальным прибором - нагрузочной вилкой. Аккумулятор считается рабочим в том случае, если его напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

УХОД ЗА НЕОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Аккумуляторы данного типа получают всё большее распространение и пользуются всё большей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к стандартным действиям, требующимся для всех типов аккумуляторных батарей, описанный выше.

Необслуживаемые аккумуляторные батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного уровня и плотности. В некоторые аккумуляторы этого типа встроены ареометры. В случае критического падения уровня электролита или снижения его плотности, аккумулятор подлежит замене.

УХОД ЗА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Аккумуляторные батареи данного типа имеют технологические отверстия для заливки электролита с плотными резьбовыми пробками. Общее техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке, что и для всех, но дополнительно необходимо выполнить работы по проверке плотности и уровня электролита.

Проверка уровня электролита производят визуально или с использованием специальной мерной трубки. На обнажённых (в следствие падения уровня электролита) частях пластин происходит процесс сульфатации. Для поднятия уровня электролита, в банки аккумуляторной батареи доливают дистиллированную воду.

Плотность электролита проверяется кислотомером-ареометром и по ней оценивается уровень заряда аккумуляторной батареи.
Перед проверкой плотности, если доливали электролит в аккумуляторную батарею, нужно запустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при подзаряде аккумулятора электролит перемешался либо воспользуйтесь зарядным устройством.

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, аккумуляторную
батарею снять с автомобиля, подключить к зарядному устройству, выполнить заряд силой тока 7 А. В конце процесса зарядки, не отключая зарядное устройство, довести плотность электролита до значений, указанных в табл.1 и табл.2 . Процедуру нужно проводить в несколько приёмов, при помощи резиновой груши, методом отсасывания либо доливки электролита или дистиллированной воды. При переходе на летнюю эксплуатацию доливать дистиллированную воду, при переходе на зимнюю эксплуатацию доливать электролит плотностью 1,400 г/см 3 .
Разницу в плотности электролита в различных банках аккумуляторной батареи тоже выравнить доливанием дистилированной воды или электролита.
Промежуток между двумя добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин.

УХОД ЗА РАЗБОРНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

Техническое обслуживание разборных аккумуляторов не отличается от условий обслуживания неразборных обслуживаемых батарей, только дополнительно требуется следить за состоянием поверхности мастики. Если на поверхности мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики при помощи электрического паяльника или другого нагревательного прибора. Не следует допускать натяжения проводов при подключении аккумулятора к автомобилю, так как это приводит к образованию трещин в мастике.

ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА СУХОЗАРЯЖЕННЫХ БАТАРЕЙ.

В случае приобретения вами не залитой сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см 3 до установленного уровня. Через 20 минут после заливки, но не позднее двух часов, произвести замер плотности электролита при помощи кислотомера-ареометра . Если падение плотности не превысило 0,03 г/см 3 , батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. Если же произошло падение плотности электролита выше нормы, необходимо подключить зарядное устройство и произвести зарядку. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения и процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках аккумулятора. После этого повторно контролируется плотность и уровень. При необходимости в банки доливается дистиллированная вода. Затем вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объёму банок. Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.

Регулярный уход за аккумуляторной батареей позволит продлить срок её эксплуатации и избежать сульфатизации пластин или их механического разрушения. Правильная эксплуатация аккумулятора существенно увеличивает его ресурс, что даёт возможность снизить издержки на эксплуатацию автомобиля.

В случае, если плотность электролита неизвестна , разряжен-ность батареи определяют нагрузочной вилкой ЛЭ-2 , проверяя каждый аккумулятор в отдельности в течение 5 с. Вилка имеет вольтметр, контактные ножки, два нагрузочных сопротивления, выполненных из нихромовой проволоки. В зависимости от номинального заряда ("емкости") батареи с помощью сопротивлений создают три варианта нагрузки аккумуляторов :

  • при номинальном заряде батарей 40-65 А-ч включают большее сопротивление (0,018-0,2), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
  • при заряде 70-100 А-ч включают меньшее сопротивление (0,01- 0,012), завинчивая левую и отвинчивая правую клеммы;
  • при заряде 100-135 А-ч включают оба сопротивления параллельно, завинчивая обе клеммы.

Показания вольтметра сравнивают с данными таблицы 2. Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В. Разность напряжения отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 В. Если разность больше этого значения или батарея разряжена более чем на 50% летом и более чем на 25% зимой, ее подзаряжают.

Сухозаряженные батареи поступают в сухом виде, и для ввода их в действие готовят электролит . Для этого используют аккумуляторную серную кислоту (ГОСТ 667-73), дистиллированную воду (ГОСТ 6709-72) и чистую стеклянную, фарфоровую, эбонитовую или освинцованную посуду.

Плотность заливаемого электролита должна быть на 20- 30 кг/м3 меньше плотности, необходимой в данных условиях эксплуатации (см. табл. 1), так как в активной массе пластин сухо-заряженной батареи содержится до 20% и более сульфата свинца, который при заряде преобразуется в губчатый свинец, двуокись свинца и серную кислоту. Количество дистиллированной воды и серной кислоты, необходимое для приготовления 1 л электролита, зависит от его плотности (табл. 3).

Для приготовления нужного объема электролита, например для батареи аккумуляторов 6СТ-75, в которую заливают 5 л электролита плотностью 1270 кг/м3, значения таблицы 3 при плотности, равной 1270 кг/м3, умножают на пять, заливают в чистый фарфоровый, эбонитовый или стеклянный бак 0,778-5= = 3,89 л дистиллированной воды и, перемешивая, вливают в нее небольшими порциями 0,269-5=1,345 л серной кислоты. Категорически запрещается вливать воду в кислоту, так как это вызовет закипание струи воды и выброс паров и капель серной кислоты. Полученный электролит тщательно перемешивают, охлаждают до температуры 15-20 °С и проверяют денсиметром его плотность. При попадании на кожу электролит смывают 10%-ным раствором двууглекислого натрия (пищевой соды).

Заливают электролит в аккумуляторы в резиновых перчатках с помощью фарфоровой кружки и стеклянной воронки до уровня 10-15 мм над решеткой. Через 3 ч после заливки измеряют плотность электролита во всех аккумуляторах для контроля степени заряженности отрицательных пластин. Затем проводят несколько контрольных циклов. На последнем цикле в конце зарядки доводят плотность электролита до строго одинакового значения во всех аккумуляторах путем доливки дистиллированной воды или электролита плотностью 1400 кг/м3.

Ввод в действие без проведения контрольно-тренировочных циклов обычно ускоряет саморазряд и сокращает срок службы батарей.

Значение тока первой и последующих (тренировочных) зарядок батарей указано в таблице 27 и обычно поддерживается регулировкой зарядного устройства. Продолжительность первой зарядки зависит от продолжительности и условий хранения батареи до заливки электролита и может достигать 25-50 ч. Зарядку продолжают до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а плотность электролита и напряжение не станут постоянными на протяжении 3 ч, что и служит признаком конца зарядки. Для уменьшения коррозии положительных пластин зарядный ток в конце заряда можно уменьшить вдвое.

Разрядку батареи проводят подключением через амперметр к выводам батареи проволочного или лампового реостата, поддерживая его регулировкой значение разрядного тока, равное 0,05 номинального заряда батареи в А-ч. Зарядку заканчивают, когда напряжение наихудшего (отстающего) аккумулятора батареи будет равно 1,75 В. После разрядки батарею сразу заряжают током последующих (тренировочных) зарядов. Если определенный при первой разрядке заряд батареи оказался недостаточным (менее 75%), контрольно-тренировочный цикл повторяют.

Хранят сухозаряженные, не введенные в действие батареи в сухих помещениях с температурой воздуха выше 0°С. Сухозаряженность батарей гарантируется в течение года, общий срок хранения составляет три года с момента изготовления.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Страница 26 из 26

9.5 Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

9.5.1 Виды технического обслуживания

В процессе эксплуатации через определенные промежутки времени для поддержания аккумуляторных батарей в исправном состоянии необходимо проводить следующие виды технического обслуживания:

  1. осмотры аккумуляторных батарей;
  2. профилактический контроль;
  3. профилактическое восстановление (ремонт).

Текущие и капитальные ремонты аккумуляторных батарей следует выполнять по мере необходимости.

9.5. 2. Осмотры аккумуляторных батарей

Текущие осмотры аккумуляторных батарей проводит персонал, обслуживающий батарею. В установках с постоянным дежурным персоналом такой осмотр необходимо делать один раэ в сутки, а в установках без постоянного дежурного персонала текущий осмотр батареи нужно проводить во время осмотра другого оборудования установки по специальному графику (но не реже одного раза и 10 дней).
Во время текущего осмотра необходимо проверить:

  1. напряжение, плотность и температуру электролита в контрольных аккумуляторах (напряжение и плотность электролита во всех и температуру в контрольных аккумуляторах - не реже одного раза в месяц);
  2. напряжение и ток подзаряда основных и добавочных аккумуляторов;
  3. уровень электролита в баках;
  4. правильность положения покровых стекол или фильтр-пробок;
  5. целость баков, чистоту баков, стеллажей и пола;
  6. вентиляцию и отопление (зимой);
  7. наличие небольшого выделения пузырьков газа из аккумуляторов;
  8. уровень и цвет шлама в прозрачных баках.

Если в процессе осмотра выявлены дефекты, которые могут быть устранены единолично осматривающим, он должен получить по телефону разрешение начальника электроцеха на проведение этой работы. Если дефект не может быть устранен единолично, способ и срок устранения дефекта определяется начальником цеха.
Инспекторские осмотры проводят два работника: лицо, обслуживающее батарею, и ответственное лицо инженерно-технического персонала. Инспекторские осмотры проводят в сроки, определяемые местными инструкциями (но не реже одного раза в месяц), а также после монтажа, замени электродов или электролита.
Во время инспекторского осмотра необходимо повторить объем текущего осмотра и дополнительно проверить:

  1. напряжение и плотность электролита во всех аккумуляторах батареи, температуру электролита в контрольных аккумуляторах;
  2. отсутствие дефектов, приводящих к коротким замыканиям;
  3. состояние электродов (коробление, чрезмерный рост положительных электродов, наросты на отрицательных, сульфатация);
  4. сопротивление изоляции;
  5. содержание записей в журнале, правильность его ведения.

При обнаружении во время инспекторского осмотра дефектов необходимо наметить сроки и порядок их устранения.
Результаты осмотров и сроки устранения дефектов заносят в аккумуляторный журнал.

9.5. .3 Профилактический контроль

Профилактический контроль проводят в целях проверки состояния и работоспособности аккумуляторной батареи.
Проверка работоспособности аккумуляторной батареи на ПС предусматривается вместо проверки емкости. Допускается производить ее при включении ближайшего к AБ выключателя с наиболее мощным электромагнитом включения.
При контрольном разряде пробы электролита необходимо отбирать в конце разряда, так как во время разряда ряд вредных примесей переходит в электролит.
Внеплановый анализ электролита из контрольных аккумуляторов следует проводить при обнаружении массовых дефектов в работе батареи:

  1. короблении и чрезмерном росте положительных "электродов, если не обнаружены нарушения режима работы батареи;
  2. выпадении светло-серого шлама;
  3. пониженной емкости без видимых причин.

При внеплановом анализе, кроме железа и хлора, определяются следующие примеси при наличии соответствующих показаний:

  1. марганца (электролит приобретает малиновый оттенок);
  2. меди (повышенный саморазряд, при отсутствии повышенного содержания железа);
  3. окислов азота (разрушение положительных электродов при отсутствии в электролите хлора).

Пробу нужно отбирать резиновой грушей со стеклянной трубкой, доходящей до нижней трети аккумуляторного бака. Пробу заливают в банку с притертой пробкой. Банку следует предварительно помыть горячей водой и ополоснуть дистиллированной водой. На банку наклеить этикетку с названием батареи, номером аккумулятора и датой отбора пробы.
Предельное содержание примесей в электролите работающих аккумуляторов ориентировочно может быть принято в два раза больше, чем в свежеприготовленном электролите из аккумуляторной кислоты 1 сорта.
Сопротивление заряженной аккумуляторной батареи измеряют с помощью устройства контроля изоляции на шинах щита постоянного тока или вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 50 кОм.
Расчет сопротивления изоляции (Rиз ) в килоомах при измерении вольтметром производится по формуле:
,
где з - сопротивление вольтметра, кОм;
U - напряжение аккумуляторной батареи, В;
U+,U_ - напряжение плюса и минуса относительно «земли», В.
По результатам этих же измерений могут быть определены сопротивления изоляции полюсов (з+и з-) в килоомах.

9.5. 4 Текущий ремонт аккумуляторов СК

К текущему ремонту относят работы по устранению различных неисправностей аккумуляторных батарей, выполняемые, как правило, силами эксплуатационного персонала.
Определить наличие сульфатации по внешним признакам часто трудно из-за невозможности или недостаточности обзора электродов, а также потому, что более определенные признаки проявля-ктся при значительной.и глубокой сульфатации.
Явным признаком сульфатации является специфический характер зависимости зарядного напряжения по сравнению с исправным аккумулятором. При заряде сульфатированного аккумулятора напряжение сразу и быстро, в зависимости от степени сульфатации, достигает максимального значения и только по мере растворения сульфата начинает снижаться. У исправного аккумулятора напряжение по мере заряда увеличивается
Систематические недозаряды возможны из-за недостаточности напряжения и тока подзаряда. Своевременное проведение уравнительных зарядов обеспечивает предотвращение сульфатации ипозволяет устранить незначительную сульфатацию.
Устранение сульфатации требует значительных затрат времени и не всегда является успешной, поэтому целесообразней не допускать ее возникновения.
Незапущенную и неглубокую сульфатацию рекомендуется устранять проведением следующего режима.
После нормального заряда батарею разряжают током десятичасового режима до напряжения 1,8 В на аккумулятор и оставляют в покое на 10 - 12 ч. Затем батарею заряжают током 0,1·С10 до газообразования и выключают на 15 мин, после чего подвергают заряду током 0,1Iзар.max до наступления интенсивного газообразования на электродах обеих полярностей и достижения нормальной плотности электролита.
При запущенных явлениях сульфатации рекомендуется проводить указанный режим заряда в разбавленном электролите. Для этого электролит после разряда разбавляют дистиллированной водой до плотности 1,03-1,05 г/см 3 , заряжают иперезаряжают.
Эффективность режима определяется по систематическому росту плотности электролита.
Заряд ведется до получения неизменной плотности электролита (обычно меньшей 1,21 г/см 3) и сильного равномерного газовыделения. После этого доводят плотность электролита до 1,21 г/см 3 .
Если сульфатация оказалась настолько значительной, что указанные режимы могут оказаться безрезультатными, чтобы восстановить работоспособность батареи, то необходима замена электродов.
При появлении признаков короткого замыкания аккумуляторы в стеклянных баках должна быть тщательно осмотрена с просвечиванием переносной лампой. Аккумуляторы в эбонитовых и деревянных баках осматриваются сверху.
В аккумуляторах, работающих при постоянном подзаряде с повышенным напряжением, на отрицательных электродах могут образовываться древовидные наросты губчатого свинца, которые могут вызвать короткое замыкание. При обнаружении наростов наверхних кромках электродов необходимо их соскоблить полоской стекла или другого кислотостойкого материала. Профилактику и удаление наростов в других местах электродов рекомендуется выполнять небольшими перемещениями сепараторов вверх и вниз.
Короткое замыкание через шлам в аккумуляторе в деревянном баке со свинцовой обкладкой можно определить по результатам измерения напряжения между электродами и обкладкой. При наличии замыкания напряжение будет равно нулю.
У исправного аккумулятора, находящегося в покое, напряжение «плюс-обкладка» близко к 1,3 В, а «минус-обкладка» близко к 0,7 В.
При обнаружении замыкания через шлам необходимо шлам откачать. При невозможности немедленной откачки необходимо попытаться разравнять шлам угольником, и устранить соприкосновение с электродами.
Для определения короткого замыкания можно пользоваться компасом в пластмассовом корпусе. Компас перемещается вдоль соединительных полос над ушками электродов сначала одной полярности аккумулятора, затем другой.
Резкое изменение отклонения стрелки компаса с двух сторон электрода указывает на короткое замыкание этого электрода с электродом другой полярности, который определяется аналогичным способом с другой стороны аккумулятора (рис. 9.2).
Если в аккумуляторе окажутся еще короткозамкнутые электроды, стрелка будет отклоняться около каждого из них.

Рис. 9.2. Определение места короткого замыкания компасом
1 – отрицательная пластина; 2 – положительная пластина; 3 – сосуд; 4 - компас
Коробление электродов возникает главным образом при неравномерном распределении тока между электродами.
Неравномерное распределение тока по высоте электродов, например, при расслоении электролита, при чрезмерно больших и длительных зарядных и разрядных токах ведет к неравномерному ходу реакций на различных участках электродов, и, как следствие, появление механических напряжений, а также возможности коробления. Наличие в электролите примесей азотной и уксусной кислоты усиливает окисление более глубоких слоев положительных электродов. Поскольку двуокись свинца занимает больший объем, чем свинец, из которого она образовалась, имеет место рост и искривление электродов.
Глубокие разряды до напряжения ниже допустимого также ведут к искривлению и росту положительных электродов.
Короблению и росту подвержены положительные электроды. Искривление отрицательных электродов имеет место главным образом в результате давления на них со стороны соседних покоробленных положительных.
Выправить покоробленные электроды можно только после удаления их из аккумулятора. Исправлению подлежат электроды, незасульфатированные и полностью заряженные, так как в этом состоянии они мягче и легче поддаются правке.
Вырезанные покоробленные электроды обмывают водой и помещают между гладкими досками твердой породы (бук, дуб, береза). На верхнюю доску необходимо установить груз, увеличиваемый по мере правки электродов. Запрещается правка электродов ударами киянки или молотка, непосредственно или через доску во избежание разрушения активного слоя.
Если покоробленные электроды не опасны для соседних отрицательных электродов, допускается ограничиться мерами, предупреждающими возникновение короткого замыкания, для этого с выпуклой стороны покоробленного электрода необходимо проложить дополнительный сепаратор. Замену таких электродов следует производить при очередном ремонте батареи.
При значительном и прогрессирующем короблении необходимо заменить в аккумуляторе все положительные электроды на новые. Замена только покоробленных электродов на новые не допускается.
К числу видимых признаков неудовлетворительного качества электролита относится его цвет, а именно:

  1. цвет от светлого до темно-коричнево го указывает на присутствие органических веществ, которые во время эксплуатации быстро (по крайней мере частично) переходят в уксусно-кислые соединения;
  2. фиолетовый цвет электролита указывает на присутствие соединений марганца, при разряде батареи эта фиолетовая окраска исчезает.

Главным источником вредных примесей в электролите во время эксплуатации является доливочная вода. Поэтому для предупреждения попадания в электролит вредных примесей, для доливки необходимо использовать дистиллированную или равноценную ей воду.
Применение электролита с содержанием примесей выше допустимых норм влечет за собой:

  1. значительный саморазряд в случае присутствия меди, железа, мышьяка, сурьмы, висмута;
  2. увеличение внутреннего сопротивления в случае присутствия марганца;
  3. разрушение положительных электродов вследствие присутствия уксусной и азотной кислот или их производных;
  4. разрушение положительных и отрицательных электродов при действии соляной кислоты или соединений, содержащих хлор.

При попадании в электролит хлоридов (могут быть внешние признаки - запах хлора и отложения светло-серого шлама) или окислов азота (внешние признаки отсутствуют) аккумуляторы подвергаются 3-4 циклам разряд-заряд, во время которых за счет электролиза эти примеси, как правило, удаляются.
Для удаления железа аккумуляторы разряжают, загрязненный электролит удаляют вместе со шламом и промывают дистиллированной водой. После промывки аккумуляторы заполняют электролитом плотностью 1,04-1,06 г/см 3 и заряжают до получения неизменного значения напряжения и плотности электролита. Затем раствор из аккумулятора необходимо удалить, заменить свежим электролитом плотностью 1,20 г/см 3 и аккумуляторы разрядить до 1,8 В. В конце разряда электролит проверяют на содержание железа. При благоприятном анализе аккумуляторы нормально заряжают. В случае неблагоприятного анализа цикл обработки необходимо повторить.
Для удаления загрязнения марганцем аккумуляторы разряжают. Электролит заменяют свежим и аккумуляторы нормально заряжают. Если загрязнение свежее, достаточно одной замены электролита.
Медь из аккумуляторов с электролитом не удаляют. Для ее удаления аккумуляторы заряжают. При заряде медь переносится на отрицательные электроды, которые после заряда заменяют. Установка новых отрицательных электродов к старым положительным ведет к ускоренному выходу из строя последних. Поэтому такая замена целесообразна при наличии в запасе старых исправных отрицательных электродов.
Пои обнаружении большого количества загрязненных медью аккумуляторов выгоднее заменить все электроды и сепарацию.
Если в аккумуляторах отложения шлама достигли уровня, при которой расстояние до нижней кромки электродов в стеклянных баках сократилось до 10 мм, а в непрозрачных до 20 мм, необходима откачка шлама.
В аккумуляторах с непрозрачными баками проверить уровень шлама можно при помощи угольника из кислостойкого материала. Необходимо вынуть сепаратор из середины аккумулятора, а также приподнять несколько сепараторов рядом и в зазор между электродами опустить угольник до соприкосновения со шламом. Затем угольник повернуть на 90° и поднять вверх до соприкосновения с нижней кромкой электродов. Расстояние от поверхности шлака до нижней кромки электродов будет равно разнице измерений по верхнему концу угольника плюс 10 мм. Если угольник не проворачивается или проворачивается с трудом, то шлам или уже соприкасается с электродами или близок к этому.
При откачке шлама одновременно удаляется и электролит. Чтобы заряженные отрицательные электроды на воздухе не разогревались и не потеряли емкость при откачке требуется предварительно заготовить необходимое количество электролита и залить его в аккумулятор сразу после откачки.
Откачку производят при помощи вакуум-насоса или воздуходувки. В качестве посуды, в которую откачивают шлам, берут бутыль, через пробку в которую пропускают две стеклянные трубки диаметром 12-15 мм. Короткая трубка может быть латунной диаметром 8–10 мм. Для пропуска шлама из аккумулятора иногда приходится вынимать пружины и даже вырезать по одному боковому электроду. Шлам необходимо осторожно размешивать угольником из текстолита или винипласта.
Чрезмерный саморазряд является следствием низкого сопротивления изоляции батареи, высокой плотности электролита, недопустимо высокой температуры аккумуляторного помещения.
Последствия саморазряда от трех первых причин обычно не требуют специальных мер исправления аккумуляторов. Достаточно найти и устранить причину понижения сопротивления изоляции батареи, привести в норму плотность электролита и температуру помещения.
Чрезмерный саморазряд из-за коротких замыканий или загрязнения электролита вредными примесями, если он допущен в течение длительного времени, приводит к сульфатации электродов и к потере емкости. Электролит должен быть заменен, а дефектные аккумуляторы десульфатированы и подвергнуты контрольному разряду.
Переполюсовка аккумуляторов возможна при глубоких разрядах батареи, когда отдельные аккумуляторы, имеющие попиленную емкость, полностью разрядятся, а затем зарядятся в обратном направлении током нагрузки от исправных аккумуляторов.
Переполюсованный аккумулятор имеет обратное по знаку напряжение 2 В. Такой аккумулятор снижает разрядное напряжение батареи на 4 В.
Для исправления переполюсованный аккумулятор разряжают, а затем заряжают небольшим током в правильном направлении до постоянства плотности электролита. Потом разряжают током десятичасового режима и повторно заряжают и так повторяют пока напряжение не достигнет неизменного в течение двух часов значения 2,5 -2,7 В, а плотность электролита значения - 1,20-1,21 г/см 3 .
Повреждения стеклянных баков начинается обычно с трещин. Поэтому при регулярных осмотрах батареи дефект можно обнаружить в начальной стадии. Наибольшее количество трещин появляется в первые годы эксплуатации батареи из-за неправильной установки изоляторов под баки (разной толщины или отсутствия прокладок между дном бака и изоляторами), а также из-за деформации стеллажей, сделанных из сырой древесины. Трещины могут также появляться из-за местного нагрева стенки бака, вызванного коротким замыканием.
Повреждения деревянных баков, выложенных свинцом, наиболее часто возникают из-за повреждений свинцовой обкладки. Причинами являются: плохая пропайка швов, дефекты свинца, установка подпорных стекол без желобков, при замыкании положительных электродов с обкладкой непосредственно или через шлам.
При замыкании положительных электродов на обкладку на ней формируется двуокись свинца. В результате обкладка теряет свою прочность, и в ней могут появиться сквозные отверстия.
При необходимости вырезки дефектного аккумулятора из работающей батареи ее сначала шунтируют перемычкой с сопротивлением 0,25-1,0 Ом, рассчитанным на прохождение нормального тока нагрузки. Разрезают вдоль соединительную полосу с одной стороны аккумулятора. В разрез вставляют полоску изоляционного материала.
Если устранение неисправности требует длительного времени (например, устранение переполюсовазнного аккумулятора), шунтирующее сопротивление заменяет медной перейычкой, рассчитанной на ток аварийного разряда.
Поскольку применение шунтирующих сопротивлений недостаточно хорошо зарекомендовало себя в эксплуатации, предпочтительно применение аккумулятора, включаемого параллельно дефектному, для вывода последнего в ремонт.
Замену поврежденного бака на работающей батарее выполняют при шунтировании аккумулятора сопротивлением с вырезкой только электродов.
Заряженные отрицательные электроды в результате взаимодействия оставшегося в порах электролита и кислорода воздуха окисляются с выделением большого количества тепла, сильно разогреваясь. Поэтому при повреждении бака с вытеканием электролита в первую очередь необходимо вырезать отрицательные электроды и поместить в бак с дистиллированной водой, а после замены бака установить после положительных электродов.
Вырезку из аккумулятора одного положительного электрода для правки на работающей батарее допускается производить в многоэлектродных аккумуляторах. При малом числе электродов во избежание переполюсовывания аккумулятора при переходе батареи в режим разряда необходимо шунтировать его перемычкой с диодом, рассчитанным на разрядный ток.
Если в батарее обнаружен аккумулятор с пониженной емкостью при отсутствии короткого замыкания и сульфатации, то следует с помощью кадмиевого электрода определить электроды какой полярности имеют недостаточную емкость.
Проверку емкости электродов следует производить на аккумуляторе разряженном до 1,8 В в конце контрольного разряда. В таком аккумуляторе потенциал положительных электродов по отношению к кадмиевому электроду должен быть примерно равным 1,96 В, а отрицательных - 0,16 В. Признаком недостаточности емкости положительных электродов служит понижение их потенциала ниже 1,96 В, а отрицательных электродов - повышение их потенциала более 0,2 В.
Измерения производят на аккумуляторе, включенном на нагрузку вольтметром с большим внутренним сопротивлением (более 1000 Ом).
Кадмиевый электрод (монет быть стержень диаметром 5-5 мм и длиной 8-10 см) за 0,5 ч до начала измерении необходимо опустить в электролит плотностью 1,18 г/см 3 . При перерывах в измерениях следует не допускать высыхание кадмиевого электрода. Новый кадмиевый электрод должен быть выдержан в электролите в течение двух-трех суток. После измерений электрод необходимо тщательно промыть водой. на кадмиевый электрод должка быть надета перфорированная трубка из изоляционного материала.

9.5. 5 Текущий ремонт аккумуляторов СН

При смене электролита аккумулятор разряжают 10-часовым режимом до напряжение 1,8 В и выливают электролит, затем заливают его дистиллированной водой до верхней отметки и оставляют на 3-4 ч. Числе чего выливают воду, заливают электролит плотностью 1,210±0,005 r/см 3 , приведенной к температуре 20°С, и заряжают аккумулятор до достижения постоянного напряжения и плотности электролита в течение двух часов. После заряда корректируют плотность электролита до 1,230±1, 005 г/см 3 .

9.5. 6 Капитальный ремонт аккумуляторных батарей

К капитальным ремонтам аккумуляторных батарей типа СК относятся следующие работы:

  1. замена электродов;
  2. замена баков или выкладка их кислотостойким материалом;
  3. ремонт ушков электродов;
  4. ремонт или замена стеллажей.

Замену электродов следует производить, как правило, не ранее чем через 15-30 лет эксплуатации.
Капитальный ремонт аккумуляторов СН не производят, аккумуляторы заменяют. Замену необходимо производить не ранее, чем через 10 лет эксплуатации.
Для проведения капитального ремонта целесообразно приглашать специализированные ремонтные предприятия. Ремонт выполняют согласно действующим технологическим инструкциям ремонтных предприятий.
В зависимости от условий работы батареи в капитальный ремонт выводят всю батарею целиком или часть ее.
Количество аккумуляторов, выводимых в ремонт по частям, определяют из условия обеспечения минимально допустимого напряжения на шинах постоянного тока для конкретных потребителей данной батареи.
Для замыкания цепи батареи при ремонте ее по группам должны быть изготовлены перемычки из изолированного гибкого медного провода. Сечение провода выбирают так, чтобы его сопротивление (R) в омах не превышало сопротивления группы отключенных аккумуляторов, определяемое по формуле:
,
где n - количество отключенных аккумуляторов;
№А - номер аккумулятора.
Концы перемычек должны быть зажаты струбцинами.
При частичной замене электродов необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. не допускается в одном и том же аккумуляторе устанавливать одновременно старые и новые, а также разной степени износа электроды одной полярности;
  2. при замене в аккумуляторе на новые только положительных электродов допускается оставлять старые отрицательные, если они проверены кадмиевым электродом.

1). Следить за уровнем электролита в аккумуляторах и степенью разряженности АБ. Степень разряженности АБ может быть проверена по напряжению, или более точно по плотности электролита. Для этого применяется аккумуляторный пробник и кислотомер (ареометр). Уровень электролита замеряется с помощью стеклянной трубочки. Он должен быть выше предохранительного щитка для АБ типа САМ на 6-8 мм.

2). Перед каждым полетом проверять степень заряженности АБ по бортовому вольтметру. Для этого при выключенных потребителях и при отключенном источнике наземного питания включается аккумулятор и на 3-5 сек. нагрузка 50-100 А, напряжение должно быть не менее 24 В. Батареи, разряженные более чем на 25%, отправляются не позднее 8 часов после полета на зарядную станцию для подзарядки.

3). Батареи содержать в чистоте, не допускать механических повреждений и прямого воздействия солнечных лучей. Металлические детали батарей очищать от окислов и смазывать тонким слоем технического вазелина.

4). При температуре окружающего воздуха ниже -15 батареи снимать ЛА и хранить в специальных помещениях.

5). Систематически, каждый месяц проводить глубокие заряды батарей во избежание их сульфатации. Один раз в три месяца проводить КТЦ для предупреждения сульфатации и определения фактической емкости АБ. Батареи, имеющие емкость менее 75% от номинальной, к дальнейшей эксплуатации непригодны.

6). На ЛА устанавливать только заряженные АБ.

Занятие №3. "Эксплуатация серебрянно-цинковых аб".

1. Типы, принцип работы и основные ттд серебрянно-цинковых аб.

2. Виды зарядов серебрянно-цинковых аккумуляторов и правила их эксплуатации.

3. Правила эксплуатации серебрянно-цинковых АБ.

4. Интегрирующий счетчик ампер-часов типа "ИСА".

1. Типы, принцип работы и основные ттд серебрянно-цинковых аб.

В настоящее время находят применение батареи типа 15-СЦС-45Б (на МиГ-23 установлены две батареи).

- "15" - количество аккумуляторов в батарее, соединенных последовательно;

- "СЦС" - серебрянно-цинковая стартерная;

- "45" - емкость в ампер-часах;

- "Б" - конструктивное исполнение (модификация).

Принцип действия основан необратимых электрохимических реакциях, протекающих в две ступени:

1). 2AgO + KOH +Zn  Ag 2 + KOH +ZnO

 AgO = 0,62 В;  Zn = -1,24 В; Eак = 0,62 + 1,24 = 1,86 В.

c2). Ag 2 O + KOH +Zn  2Ag + KOH +ZnO

 AgO = 0,31 В;  Zn = -1,24 В; Eак = 0,31 + 1,24 = 1,55 В.

ТТД и характеристики АБ 15-СЦС-45Б:

Вес с электролитом не более 17 кг;

Высотность до 25 км;

Номинальное напряжение не менее 21 В;

Минимально допустимое напряжение разряда аккумулятора от 0,6 до 1,0 В;

Номинальный ток разряда 9 А;

Максимальный ток разряда не более 750 А;

Номинальная емкость 40-45 ампер-часов;

Срок службы 12 месяцев; из них первые 6 месяцев с отдачей емкости не менее 45 АЧ,а вторые 6 месяцев - не менее 40АЧ; за этот срок обеспечивается 180 автономных запусков при расходе на каждый около 5 АЧ;

Внутреннее сопротивление не более 0,001 Ом;

Саморазряд при температуре 20 гр.Цельсия не более 10-15% в месяц.

  1. Обеспечивать нормальную работу при эксплуатации при температуре от —10 до +45 °С (рекомендуемая температура + 20 °С) и без ущерба для эксплуатационных характеристик выдерживать при транспортировке и хранении в упаковке температуру в диапазоне от —50 до +50 °С.
  2. Обеспечивать сейсмостойкость при условии установки в соответствии с требованиями изготовителя. Аккумулятор должен сохранять работоспособность при сейсмическом воздействии со значениями ускорений 0,9д и 0,6д — в горизонтальном и вертикальном направлениях соответственно, а также при их одновременном воздействии в частном диапазоне от 3 до 35 Гц. По требованию заказчика должна предусматриваться возможность дополнительного усиления конструкции аккумуляторной батареи для сохранения работоспособности в сейсмоопасных районах.
  3. Аккумуляторы должны быть герметизированы в выводах и в соединениях крышки с корпусом, выдерживать избыточное или уменьшенное по сравнению с атмосферным давление на 20 кПа при температуре +25+10 °С. Аккумуляторы должны выдерживать относительную влажность до 85 % при температуре 20 °С и пониженное атмосферное давление до 53 кПа.
  4. Герметичные аккумуляторы не должны требовать дополнительной доливки дистиллированной воды в электролит и должны предназначаться для работы в исходном герметичном состоянии на протяжении всего срока службы. Аккумуляторы должны быть пожаро-взрывобезопасными и не выделять газов при снятии емкости в режимах, установленных ТУ.
  5. Аккумуляторы должны выпускаться в корпусах из акрилбутилстирола (ABS). На корпусе не допускается наличия трещин и сколов, а также повреждения выводов. Конструкция герметичных аккумуляторов должна исключать выброс аэрозоли электролита и обеспечивать возможность их установки в одном помещении с электронным оборудованием и персоналом без применения принудительной вентиляции. Аккумуляторы должны быть снабжены системой аварийного снятия высокого внутреннего давления.
  6. Внутреннее сопротивление аккумуляторов не должно превышать установленных значений, определенных при значении температуры 20 °С и степени заряда аккумуляторов.
  7. Емкость аккумулятора должна соответствовать стандарту DIN 4534, а также стандарту IEC 896 — 2, BS 6290. Ряд аккумуляторов одного наименования должен обеспечивать возможность как можно более точно подобрать требуемую емкость.
  8. Аккумуляторы должны быть рассчитаны на включение в батареи, работающие в буферном режиме или режиме постоянного подзаряда и полностью сохранять свою емкость при поддержании на них среднего напряжения 2,27 В на элемент +1 %. Допускается напряжение 2,27 В на элемент +2 %, при этом срок службы аккумуляторов может сократиться.
  9. Напряжение постоянного подзаряда в зависимости от температуры окупающей среды должно поддерживаться в соответствии с данными табл. 4. 1 . Если температура окружающего воздуха, при которой используется батарея, колеблется в пределах +10 °С, то рекомендуется вводить поправку напряжения постоянного подзаряда U/T= —3 мВ/°С.
  10. Время подзарядки разрешается сократить путем увеличения напряжения на аккумулятор Umax = 2,40 В на элемент.
  11. Заряд аккумуляторов рекомендуется проводить при постоянном напряжении с ограниченным током (Jmax = 0,3 С10). Для избежания перезарядки аккумуляторов, приводящей к снижению срока службы, рекомендуется проводить заряд в режиме постоянного подзаряда напряжением U = 2,27 В на аккумулятор при температуре 20 °С.
  12. Для избежания глубоких разрядов аккумуляторов в батарее конечное напряжение разряда отдельных аккумуляторов должно быть не менее указанных в таблице.
  13. После полного или частичного разряда аккумуляторы необходимо сразу установить на заряд (подзаряд).
  14. Аккумуляторы должны обеспечивать кратковременный (1 мин) разряд током 1,39 С10 А. Конечное напряжение на аккумуляторе не должно быть ниже 1,55 В на элемент.
  15. Характеристики саморазряда должны быть такими, чтобы при полугодовом бездействии при температуре окружающего воздуха 20 °С остаточная емкость на аккумуляторе должна быть не менее 75 % от номинальной. При этом саморазряд аккумуляторов будет увеличиваться с увеличением температуры и уменьшаться с ее понижением.
  16. Срок службы аккумуляторов должен быть не менее 1 0 лет при выполнении требований эксплуатации. Некоторые типы аккумуляторов могут иметь меньший срок службы, при этом некоторые их параметры должны быть лучше. Например, такие аккумуляторы могут иметь меньшие габаритные размеры, вес, более высокие разрядные характеристики.
  17. На протяжении всего срока службы батареи допустимое число отказов может составлять 1 из 1000 эксплуатируемых аккумуляторов в год.

Изменение напряжения подзаряда от температуры окружающей среды

Значения конечного напряжения разряда аккумуляторов


Время разряда, ч
Конечное напряжение, В
До 1
1—3
3—5
5—10
1,60
1,65
1,70
1,75

При организации поставки и эксплуатации свинцово-кислотных аккумуляторных батарей необходимо обратить внимание на следующее.

  1. Аккумуляторы могут поставляться в следующем виде:
    • с сухозаряженными пластинами без электролита (для малообслуживаемых);
    • с сухозаряженными пластинами в комплекте с электролитом (для малообслуживаемых);
    • заряженные и заполненные электролитом (для малообслуживаемых и герметичных).
  2. Комплектность аккумуляторных батарей должна быть достаточной для обеспечения надлежащего монтажа батарей, нормальной их работы в течение всего срока службы и обеспечения необходимого обслуживания.
  3. Комплектация разделяется на необходимую и достаточную.
    Необходимый комплект оборудования должен поставляться всегда. Он включает: элементы, межэлементные перемычки, транспортные пробки (для малообслуживаемых), керамические фильтр-пробки, комплект документации.
    Достаточный комплект оборудования поставщик должен оговаривать с заказчиком. Он может включать: стеллажи, приспособления для монтажа и эксплуатации, электролит, ареометры, вольтметры, зарядные устройства и др.
  4. Техническая характеристика аккумуляторного элемента должна соответствовать маркировке.
  5. Упаковка аккумуляторов должна обеспечивать их безопасную транспортировку и хранение.
  6. Помещения для установки аккумуляторов должны соответствовать установленным требованиям.
  7. На заводе-изготовителе аккумуляторы должны быть приняты партиями и подвергнуться проверке по сплошному или выборочному плану в установленном объеме и последовательности. Должны проверяться: внешний вид, комплектность, маркировка, габаритные размеры, масса, электрические характеристики, сейсмо- и вибростойкость. Все испытания, условия которых не оговорены в ТУ, проводят при нормальных климатических условиях:
    • температура окружающего воздуха +25+1 0 °С;
    • относительная влажность воздуха — 45 — 80 %;
    • атмосферное давление 84— 1 07 кПа (630—800 мм рт. ст.).
  8. Эксплуатация аккумуляторов должна производиться в соответствии с техническим описанием и инструкцией по монтажу и эксплуатации. Монтаж аккумуляторов в батареи должен производиться непосредственно на месте их эксплуатации в соответствии с проектной документацией для данного объекта.
    Поставляемое аккумуляторное оборудование должно сопровождаться технической документацией, к которой предъявляются следующие требования:
    • 1. Техническая документация является неотъемлемой частью комплекта поставки аккумуляторного оборудования.
    • 2. Техническая документация для аккумуляторного оборудования, предназначенного для эксплуатации на территории Российской Федерации, должна быть на русском языке. Некоторые второстепенные виды технической документации могут быть на языке завода-изготовителя. По требованию Заказчика они должны быть переведены на русский язык.
    • 3. Объем технической документации должен быть достаточным для проведения монтажа, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, ремонта и обслуживания аккумуляторных батарей.
    • 4. Техническая документация, как правило, должна включать следующие разделы: инструкцию по монтажу и вводу в эксплуатацию; инструкцию по эксплуатации; инструкцию по обслуживанию; технические условия; указания по технике безопасности; технические характеристики оборудования; установочные чертежи стеллажей и схемы электрических соединений.