Оснащение тахографами пригородного пассажирского транспорта
Обозреватель газеты «Транспорт России», Валерий Будумян, провел беседу с председателем Ассоциации организаций в сфере развития системы тахографического контроля «Рустахоконтроль» Геннадием Мирошиным для разъяснения ситуации.
С 1 июля 2018 года пригородные автобусы и маршрутные такси должны быть оснащены тахографами с блоком криптозащиты информации – СКЗИ
С 1 июля 2018 года пригородные автобусы и маршрутные такси должны быть оснащены тахографами с блоком криптозащиты информации – СКЗИ. Такие требования содержатся в приказе Минтранса России № 277 от 26 июля 2017 года. Вместе с тем с 21 декабря 2018 года вступают в действие изменения, внесенные в Федеральный закон № 398 «О безопасности дорожного движения», которые перераспределяют ранее установленные полномочия между Минтрансом России и Правительством РФ, относя полномочия по утверждению порядка оснащения городских и пригородных автобусов непосредственно к правительству. Такая юридическая коллизия дезориентирует перевозчиков.
– Геннадий Святославович, итак, перевозчик пребывает в некой растерянности: будут ли его штрафовать в период с 1 июля 2018 по 21декабря 2018 года? А может, и вовсе отменят оснащение транспортных средств тахографами?
– В этом вопросе две составляющие – законодательная и рыночная. С точки зрения законодательства приказ действует, и инспектор, остановив на дороге пригородный автобус или пригородное маршрутное такси, с 1 июля 2018 года на законном основании имеет право проверить, как водитель соблюдает режимы труда и отдыха. Если отсутствует карточка или водитель не в состоянии представить инспектору отчет–распечатку о проделанной им работе, а еще хуже, если в транспортном средстве тахографа нет вовсе, то на основании статьи 11.23 КоАП РФ инспектор имеет полное право оштрафовать как самого водителя, так и должностное лицо, выпустившее на линию не оснащенное соответствующим образом транспортное средство.
Вторая часть законодательной составляющей касается внесения изменений в Закон «О безопасности дорожного движения». Изменения как раз коснулись оснащения пригородных автобусов и маршрутных такси тахографами и вступают в силу 21 декабря 2018 года. Одновременно полномочия Минтранса России в части оснащения пригородного и городского пассажирского транспорта передаются Правительству РФ. То есть теперь правительство должно решать, надо ли оснащать транспорт тахографами, и если надо, то в какие сроки, в каком порядке. Вот почему перевозчик оказался в некоем недоумении и озадачился вопросом: а вдруг оснащать транспорт не нужно будет, а я потрачу большие деньги ради каких–то пяти–шести месяцев? С точки зрения перевозчика вопрос вполне логичен. Но он не учитывает одного нюанса. Приказ Минтранса формировался не самостоятельно, это не идея министерства, это поручение правительства. И передача полномочий ситуацию не изменит. Правительство поручит Минтрансу как компетентному органу подготовить порядок оснащения транспортных средств тахографами. Только уже не в виде приказа, а в виде постановления. В итоге отмены не будет, а будут смещены сроки. Вероятнее всего, постановление увидит свет в конце 2018 – начале 2019 года, а действовать оно начнет ориентировочно в апреле – июне 2019 года.
– Выходит, перевозчик в течение нескольких месяцев будет находиться в правовом вакууме, и его передвижение с тахографом или без него контролироваться не будет?
– Скорее всего. Но в любом случае перевозчик не пострадает, так как оснащаться придется, чтобы потом не выплачивать штрафы. Одномоментно это сделать невозможно. Надо спланировать бюджет, и смещение сроков может быть даже на руку перевозчику.
– Но все же почему Минтрансу России необходимо было передать полномочия по утверждению порядка оснащения городских и пригородных автобусов тахографами Правительству РФ?
– Дело в том, что большинство предприятий, осуществляющих пригородные и городские перевозки, в той или иной степени находятся на муниципальных или городских бюджетах. Поэтому правительству необходимо было запланировать соответствующее финансирование именно под оснащение транспорта. Поскольку предприятия живут за счет этих бюджетов, то их нужно увеличить в объеме стоимости оснащения и дальнейшего обслуживания. Но Минтранс этим вопросом не занимается, соответственно, дело передано в руки правительства, и вопрос о финансировании был решен.
– Однако пассажирскими перевозками занимаются и частные компании, на которых бюджетное финансирование не распространяется…
– Им придется оснащаться за свой счет. Но, несмотря на то, что это частные компании, они работают по госконтрактам, которые заключались на определенных условиях. Сейчас условия изменились, причем для них непредсказуемым образом. Можно сказать, что частные компании попали в форс–мажорные обстоятельства. Теперь они должны затратить дополнительные средства, которые не входили в расчет, когда подписывались госконтракты. На тот момент компании намеревались осуществлять муниципальные перевозки, перевозки социального плана по деревням, школам. Кстати, и здесь были соответствующие требования. По части школьных перевозок, к примеру, нужно было обновить парк, изменить оформление автобусов. И вот, едва решив эти проблемы, частники столкнулись с новыми. На мой взгляд, им было бы вполне разумным обратиться в муниципалитеты с целью пересмотра условий договоров.
– В приказе Минтранса России № 277 есть еще одна дата – 1 июля 2019 года. С этого дня тахографами должны быть оснащены городские автобусы и маршрутки. Несоблюдение требований приведет к потере лицензии и серьезным убыткам в бизнесе. Несколько слов об этом.
– Для перевозчиков действуют достаточно серьезные лицензионные рамки. Есть некий барьер вхождения в этот бизнес. И если перевозчик начнет не соблюдать соответствующие условия законодательства, получать большое количество штрафов по любому нарушению, то недалеко и до лишения его лицензии, а значит, лишения возможностей зарабатывать. То же самое относится и к пригородным перевозкам. Но лишаться лицензии, понятно, никто не хочет. Бизнес довольно востребованный, а значит, доходный. Но если у городских перевозчиков есть еще год, то у пригородных – времени в обрез. Плюс, как обычно, срабатывает менталитет: ждут до последнего, а потом в один день пытаются все решить.
Возвращаясь к городскому транспорту, отмечу, что с учетом наличия определенного времени перевозчик имеет возможность спланировать бюджет, может заключить договорные отношения на основе тендеров, определиться с предложениями и выбрать лучшие. То есть здесь условия более гибкие, и к соответствующей дате перевозчик сможет подойти с меньшими потерями. Кстати, городским перевозчикам дату 1 июля 2019 года в проекте менять не будут. Можно назвать ее даже комфортной для них, чего не скажешь о пригородных перевозчиках.
– Какой транспорт, подлежащий оснащению тахографами в ближайшее время, считается пригородным и какие его категории подлежат оснащению?
– Пригородными считаются все автобусы, совершающие регулярные пассажирские перевозки между населенными пунктами на расстояние менее 50 км, а категории транспортных средств, которых коснутся изменения, – М2 и М3, имеющие свыше 9 посадочных мест, предусмотренных конструкцией, включая место водителя. Обращаю внимание на формулировку «предусмотренных конструкцией». То есть если сиденье из автобуса выбросили, это не значит, что такое транспортное средство не должно быть соответствующим образом оснащено. То есть тахографами надо оснащать как микроавтобусы, используемые для пассажирских перевозок, так и обычные автобусы.
– Сколько, по вашим сведениям, на сегодняшний день транспортных средств пригородного сообщения уже оснащено тахографами и сколько еще предстоит оснастить?
– Наша оценка экспертная, то есть неофициальная. На мой взгляд, численность всего парка – 800 тыс. единиц. Из них 500 тыс. – транспорт пригородный, подпадающий под оснащение. Думаю, на сегодня оснащены порядка 300 тыс. Остальные 200 тыс. – цифра тоже весьма внушительная, и чтобы перевозчики успели оснастить свой транспорт, боюсь, времени, даже с условием переноса сроков, все равно не хватит. И прежде всего потому, что, как я уже говорил, необходимо пройти процедуру торгов, где перевозчики смогут выбрать поставщика тахографов. Процедура эта занимает 3–4 месяца. Затем сам процесс оснащения. И даже если в идеале все перевозчики законопослушные и начнут оснащаться уже сейчас, все равно не успеть. А в наших реалиях найдется немало тех, кто будет ждать 21 декабря, надеясь: а вдруг необходимость оснащать тахографами правительство отменит?
– Но есть ли у нас столько выпускающих тахографы компаний, которые способны удовлетворить столь серьезный спрос?
– И компании есть, и спрос обеспечить смогут. Вопрос в другом: выпускают ли они сейчас тахографы впрок, что называется, работают ли на склад? Думаю, вряд ли. Поскольку процесс оснащения осуществляется уже не первый раз, как такое происходит, хорошо известно. Как пример – транспорт, перевозящий опасные грузы. Он должен был оснащаться первым в 2014 году. Но процесс растянулся на два года. Растянутость во времени не требует массового выброса на рынок большого количества тахографов. Поэтому сегодня компании–производители следят за поведением рынка. Будет массовая потребность – производство, соответственно, будет увеличено. Тем, кто не успеет, будет предложено написать заявку. Незначительным всплеск может быть, если пойдут штрафы. Собственно, как у нас обычно и происходит.
Да, небольшие запасы есть. В пределах 10–12 тыс. штук. Да и то ими располагают основные производители. Кстати, к выпуску допущены 10 моделей тахографов. Что касается основных компаний, то массовых производителей четыре. Это «Штрих–М», «Атол Драйв», «Меркурий», «Тахограф VDO». Установка тахографа обойдется заказчику в сумму порядка 15 тыс. руб. Это в нормальной мастерской, если не нарушаются правила технического регулирования. Ведь, с одной стороны, тахограф – прибор контрольный, а с другой стороны, необходимо сохранить конструкцию автомобиля. Таким образом, сумма в 15 тыс. приведена при условии, что транспортное средство не подготовлено. Для подготовленной машины, то есть если проложен кабель, установлен датчик, мастеру остается лишь соответствующим разъемом подсоединить тахограф. Потом его запрограммировать и настроить. Сегодня, как правило, все новые автомобили уже имеют в наличии необходимую начинку. Того требует технический регламент. Так вот, при этих условиях, в зависимости от региона, установка прибора обойдется в сумму от 3 до 5 тыс. руб. В итоге стоимость самого тахографа плюс установка, настройка и калибровка обойдутся заказчику в среднем в 50 тыс. руб.
– На ваш взгляд, насколько эффективно сегодня в России работает система тахографического контроля и что необходимо сделать, чтобы добиться максимально положительных результатов?
– Отвечу так: мы запланировали осуществление контроля режимов труда и отдыха водителя, но в этом направлении сделали лишь первые робкие шаги. Четыре года, в течение которых эти шаги предпринимаются, по сравнению со многими зарубежными странами, где тахографы применяются, а тахографический контроль осуществляется десятилетиями, это капля в море. Да, первый шаг по оснащению мы сделали. То есть, условно говоря, есть «железка», выполняющая определенную функцию. Теперь задача – организовать на должном уровне контроль режима труда и отдыха водителя на основе этой «железки». Наша глобальная цель – максимально улучшить показатели по безопасности дорожного движения. Имея такую серьезную цель, нужно под нее подвести и законодательство, над ним нужно работать, его необходимо совершенствовать. При этом совсем не зазорно брать в пример международный опыт развития тахографии. К примеру, опыт Австрии, где удалось достичь нулевых показателей в нарушениях, допущенных перевозчиками и водителями при использовании тахографов. Эти показатели – результат высокой дисциплины, которую, в свою очередь, удалось привить за счет кропотливой воспитательной работы. Надо, чтобы и у нас было так.
Закон о тахографах постоянно меняется. На сегодняшний день для многих автолюбителей остается актуальным вопрос: нужен ли тахограф на личный грузовой автомобиль? Ведь в этом случае перевозка носит частный характер. Чтобы дать точный ответ, вспомним, с чего все начиналось.
С 2002 по 2008 год не только в ряде европейских стран, но и в России заговорили о необходимости оснащения транспортных средств бортовыми самописцами, контролирующими соблюдение водителем режимов труда и отдыха. В 2009 году правительством Российской Федерации было выпущено постановление под номером 720, утверждающее технический регламент о безопасности грузовых автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках. Закон обязал оснастить специальными приборами машины, относящиеся к категориям M2, N2, M3, N3.
2010 стал годом принятия поправок и внесения изменений в постановление. Также была узаконена деятельность мастерских, обслуживающих водителей большегрузов и предлагающих свои услуги по установке, калибровке тахографов. Были разработаны особые программы подготовки персонала открывшихся по всей стране сервисных центров.
В 2009 году правительство обязало поставить в кабину автомобиля устройство типа ЕСТР. Однако уже на следующий год требования сменились: теперь самописец, установленный в машину, должен быть исключительно цифровым, с блоком криптозащиты.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие категории транспортных средств были указаны в постановлении №720.
Большегрузы, тягачи и другие автомобили, чей вес составляет или превышает 3,5 т и 12 т. Назначение – коммерческие перевозки.
Грузовой транспорт для осуществления междугородних перевозок.
Автобусы, имеющие более восьми сидячих мест.
Не нужно устанавливать бортовой самописец на следующие машины:
Задействованные в городских и пригородных перевозках на постоянной основе.
Проходящие дорожные испытания – сертификационные, учебные, квалификационные и т.д.
Троллейбусы.
ТС, оборудованные устройствами типа ЕСТР, осуществляющие международную доставку грузов.
Транспортные средства, предоставляемые ВС РФ.
Полицейские машины.
Автомобили, прошедшие регистрацию в гостехнадзоре.
ТС, чей возраст составляет более 30 лет, не предназначенные для перевозки грузов.
Но нужен ли тахограф на машине частника, который не занимается коммерческими перевозками? В законопроекте акцент делается именно на характер деятельности владельца транспортного средства. Если собственник – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, установка обязательна.
Однако, чтобы отсутствие бортового самописца не вызвало подозрений у сотрудников ГИБДД, вам необходимо иметь при себе документальное подтверждение того, что вы не используете свой автомобиль с целью осуществления коммерческой деятельности.
Когда частнику необходимо задуматься о покупке тахографа:
Если водитель грузовика или тягача работает в транспортной компании, выполняя грузоперевозки на собственной машине.
Если физическое лицо заключило соглашение на перевозку товаров по одному из заданных маршрутов.
Если собственник работает на компанию, занимающуюся транспортировкой грузов, превышающих размеры ТС, потенциально опасных веществ или изделий.
Во всех указанных случаях автомобиль используется в коммерческих целях, что делает установку тахографа обязательным условием продолжения работы и эксплуатации автомобиля.
Требования к прибору контроля есть в Приказе Министерства транспорта под номером 36. Необходимость приобретения бортового самописца для ряда лиц – физических и юридических – прописана в другом документе – ФЗ № 196.
Не стоит воспринимать требование властей как попытку ущемить права транспортных компаний и лиц, осуществляющих перевозку грузов. Установка специального прибора – шаг, который трудно назвать абсолютно бесполезным для собственников автомобилей, поскольку они получают множество преимуществ:
Прозрачность финансовых отчетов – значительная экономия средств организаций. С тахографом можно проследить, сколько топлива было потрачено в действительности, каким был маршрут следования.
Предотвращение аварий на дорогах – время, которое водитель проводит за рулем, сказывается на скорости реакции. Если водитель не будет делать перерывы на отдых, он может попасть в ДТП. Прибор контроля включается при повороте ключа зажигания и перестает работать, как только ТС останавливается. Таким образом, руководство транспортной компании может узнать, соблюдаются ли основные предписания, отдыхает ли сотрудник в положенное время.
Если ваша деятельность не носит коммерческий характер, вам не нужно устанавливать бортовой самописец, тратить деньги на его калибровку. Но необходимо иметь весомые подтверждения собственной правоты на тот случай, если на дороге вас остановит сотрудник ГИБДД.
Например, вы купили шпаклевку, грунтовку и другие стройматериалы, необходимые для проведения ремонта на даче, и везете их на приусадебный участок, чтобы начать работу. Вас тормозит инспектор ГИБДД. Что делать в этом случае, если ваша машина входит в одну из категорий, указанных в законопроекте о тахографах?
Без паники: поскольку вы не занимаетесь коммерческими грузоперевозками, вам не придется ни перед кем оправдываться. Нужно лишь показать товарный чек на шпаклевку и другие изделия, купленные для ремонта.
Если же транспортное средство было передано вам во временное пользование, необходимо предъявить договор на безвозмездную аренду, документы на перевозку грузов и доверенность на управление автомобилем.
Не забывайте о том, что требования, установленные на законодательном уровне, необходимо соблюдать. Не стоит искать лазейки в постановлениях – внимательно читайте основные документы и не нарушайте указанных в них правил. Если вы осуществляете коммерческие перевозки или работаете на компанию, которая занимается деятельностью подобного рода, не пытайтесь тянуть время – сэкономить деньги не получится, поскольку за отсутствие прибора контроля предусмотрены штрафы.
Ответ на вопрос о том, для чего нужен тахограф в автобусе, достаточно прост. Во-первых, наличие такого прибора позволяет фиксировать (а значит – и контролировать) параметры движения и режим работы водителя. Во-вторых - в связи с последними изменениями в законодательстве установка бортового самописца становится обязательной для большинства ситуаций.
Тахограф в автобусе необходим, более того – попытка эксплуатации техники без такого прибора почти гарантированно будет наказываться серьезными штрафами. Потому и владельцам транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, и тем, кто отвечает за организованную перевозку детей стоит разобраться во всех деталях, касающихся оснащения транспорта подобными устройствами.
Какие именно документы регламентируют оснащение техники регистрирующими устройствами? Необходимость оборудования автобусов тахографами определяется несколькими нормативными актами:
Кроме того, порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентировался Приказом № 27 Министерства Транспорта РФ, но сравнительно недавно в этот документ были внесены изменения (приказ № 227, о котором будет рассказано ниже).
Выбор модели тахографа, предназначенного для оснащения транспортного средства, зависит от того, какие именно рейсы будет выполнять техника.
Для машин на любых внутрироссийских маршрутах обязательной является установка цифровых тахографов с блоком СКЗИ (криптографическим модулем). В первую очередь это такие модели как:
Если же автобус выполняет международные рейсы, то его нужно оснащать прибором, соответствующим стандартам ЕСТР. Это:
Действующие нормативы обязуют оснащать бортовыми самописцами все транспортные средства, конструкция которых предусматривает 8 и более пассажирских мест. Сюда относятся автобусы категорий:
Кроме того, обязательная установка тахографа на технику, которая применяется для организованной перевозки несовершеннолетних: школьные автобусы, транспортные средства детских оздоровительных лагерей, других детских учреждений и т.д.
Несмотря на то, что закон предписывает устанавливать регистрирующие устройства на машины всех категорий, его требования касаются только техники, которая задействована в пассажирских или грузопассажирских перевозках коммерческого характера. Таким образом:
Кроме того, для некоторых групп транспортных средств тоже сделаны исключения. Так, самописцы не обязательно ставить на микроавтобусы, выполняющие перевозку инкассаторов, военную технику, технику, принадлежащую МВД и другим силовым ведомствам.
Ранее нормативная база предусматривала обязательную установку тахографов только на те автобусы, которые выполняли междугородние рейсы. Техника на пригородных маршрутах (официально утвержденных и имеющих протяжённость не более 50 км) и городские автобусы освобождались от установки бортовых регистрационных приборов.
Но с изменениями в законодательстве от 26.07.2017 года (Приказ № 227 Министерства транспорта Российской Федерации) теперь нужно оснащать тахографами и эту технику:
Требования к управлению автобусом, оснащенным тахографом, содержатся в Приказе №15 Министерства Транспорта РФ (20.08.04, с изменениями от 03.05.18), регламентирующем режим труда /отдыха водителей. Согласно этому приказу:
Соблюдение режима труда и отдыха водителя контролируется по записям в памяти устройства. При обнаружении нарушения на водителя могут быть наложены штрафные санкции.
Согласно требованиям статьи 11.23 КоАП РФ к наказуемым деяниям относятся:
Суммы штрафов составляют:
Кроме того, штраф в сумме до 3 тыс. рублей будет обязан выплатить водитель, допустивший нарушение режима труда и отдыха.
Сегодня на стадии согласования находится законопроект о внесении изменений в с ст. 11.23 КоАП РФ, расширяющий круг ответственных лиц и увеличивающий суммы штрафов. Согласно этому законопроекту:
Анализ информации, приведённой выше, помогает разобраться, для чего нужен тахограф в автобусе. С одной стороны, наличие такого прибора дает возможность оптимизировать рабочее время водителя, снизив уровень аварийности. С другой - оснащение автобусов и микроавтобусов самописцами позволяет избежать штрафов, которые весьма чувствительны уже сегодня, а со временем станут куда более существенными.
Тахограф – это устройство, позволяющее отслеживать режим сна водителя, скорость, маршрут транспортного средства, ходящего по расписанию, на которое оно устанавливается.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Подобное устройство необходимо устанавливать на несколько категорий транспортных средств, в число которых входят автобусы.
Установка тахографов на автобусы регулируется следующими законодательными актами:
Законодательство РФ устанавливает, что не во всех случаях потребуется устройство на борту автобуса, исключениями являются:
Когда монтаж тахографа обязателен:
Первоначальное назначение тахографа – сохранение жизни не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. Именно это устройство позволяет фиксировать скоростной режим и периоды работы водителя, что предотвращает сразу несколько нарушений.
Нередко водители готовы рисковать, чтобы выполнить больший объем работы (увеличивать скорость в неположенных местах, жертвовать сном). Все это будет напрямую сказываться на безопасности движения.
До определенного момента не все водители и организации были готовы смириться с нововведением, так как после сразу же падала эффективность.
Зато уменьшалось количество аварийных случаев. Устройство передает сигнал через систему ГЛОНАСС, которая позволяет точно и эффективно получать данные от тахографа.
Чтобы устройство не взламывалось с целью передачи неточных данных, датчик имеет систему защиты.
Она позволяет исключить случаи возможной модификации со стороны третьих лиц.
Если же случиться курьезная ситуация, то датчик сможет подтвердить показания свидетелей. В суде данные тахографа принимаются как существенное доказательство.
Все тахографы делятся на три вида:
До наступления 2019 года многие предприятия приобретали блоки ЕСТР, даже если транспорт передвигался только по территории России. Причиной этому низкая стоимость устройства, по сравнению с .
Но с 2019 года штрафные санкции начнут применяться не только при отсутствии тахографа, но и при его несоответствии техническому регламенту. Поэтому если ТС передвигается только по территории Российской Федерации, то оно должно быть оборудовано только тахометром СКЗИ.
Блоки СКЗИ можно использовать только на территории России.
Причиной этому регламент ФСБ и военной прокуратуры, что запрещает покидать такому транспортному средству страну.
Если же автобус отправится даже в страны ближайшего зарубежья, например, Беларусь, то виновные будут осуждены согласно Уголовному кодексу РФ. Поэтому при необходимости выезда за пределы России необходимо устройство ЕСТР.
При необходимости приобретения тахографа СКЗИ, следует обратить внимание на:
Но все отечественные модели имеют одни и те же недостатки: зависания, мелкий шрифт, могут не поместиться, отражают солнечные лучи и так далее. Поэтому особой разницы между моделями не существует.
При необходимости приобретения тахографа ЕСТР, следует обратить внимание на:
Установка тахографа в обязательном порядке должна проходить в специализированных сервисах, которые имеют соответствующее разрешение. Самостоятельно установленный прибор не будет считаться рабочим, так как на него не будет выдана требуемая документация.
Алгоритм обустройства транспортного средства датчиком:
Калибровка – это корректировка измерительных коэффициентов, чтобы они соответствовали фактически пройденным значениям. Определяется небольшая погрешность, которая является допустимой.
Прохождение процедуры требуется в следующих случаях:
Обязательным условием является карточка водителя. Содержит в себе данные, в том числе и фото владельца. Она необходима любому, кто хочет каким-то образом воздействовать на устройство, чтобы в дальнейшем идентифицировать его личность.
Существует несколько типов карт для:
Сама карта по своему принципу работы схожа с SIM-картами, но отличается повышенным уровнем защиты. Перед началом пути, обслуживания и ремонтных работ и других видов деятельности необходимо вставить собственную карту.
Стоимость установки может варьироваться от 5 000 рублей и выше, в зависимости от модели автобуса, его состояния и устанавливаемого оборудования. Интеграция датчика на новые модели выше, чем при установке на отечественные автобусы, например, ПАЗ.
Таблица 1. Стоимость тахографов.
Модель | Сколько стоит устройство, рублей | Стоимость с установкой, рублей |
Атол Drive Smart (СКЗИ) | 30 000 | 35 000 |
МИКАС (СКЗИ) | 27 000 | 33 000 |
DTCO 3283 VDO (СКЗИ) | 35 000 | 41 000 |
Атол Drive 5 (СКЗИ) | 30 000 | 35 000 |
ШТРИХ Тахо Rus (СКЗИ) | 29 000 | 34 000 |
Меркурий ТА-001 (СКЗИ) | 28 000 | 34 000 |
Атол Drive 5 (СКЗИ+GPS) | 32 000 | 40 000 |
Меркурий ТА-001 (СКЗИ+GPS) | 32 000 | 40 000 |
КАСБИ DT-20 (СКЗИ+GPS) | 32 000 | 40 000 |
КАСБИ DT-20 (СКЗИ) | 29 000 | 37 000 |
ШТРИХ Тахо Rus (СКЗИ+GPS) | 32 000 | 40 000 |
EFAS V2 RUS (СКЗИ) | 36 000 | 44 000 |
ТЦА-02 (СКЗИ) | 29 000 | 37 000 |
SE 5000 (ЕСТР) | 40 000 | 52 000 |
EFAS 4 (ЕСТР) | 36 000 | 50 000 |
Continental VDO DTCO 1381 (ЕСТР) | 40 000 | 53 000 |
Тахограф на школьный автобус устанавливается в соответствии с общими правилами: этим должна заниматься лицензированная организация, устройство должно соответствовать регламенту.
Приказ Министерства транспорта №36 определяет следующие правила по установке датчика:
Установка тахографа на школьный автобус не является исключением. Такое транспортное средство является пассажирским транспортом, который перевозит школьников, воспитателей, учителей, учеников.
Кроме установки Постановлением №579 обязательной установки прибора, применяются дополнительные правила:
Если же хотя бы один из пунктов постановления не будет выполнен, то организация и водитель будут привлечены к ответственности.
В качестве наказания придется оплачивать штрафы в крупных размерах, а также могут быть наложены санкции в отношении перевозки людей в целом для человека или предприятия в целом.
Распечатка технических данных – это все данные тахографа, которые предоставляются по запросу на специальной ленте. При помощи встроенного термопринтера на термобумагу наносится вся имеющаяся информация.
Для того чтобы получить распечатку потребуется следовать следующему алгоритму:
Если же автобус был остановлен сотрудниками ГИБДД, то они вправе потребовать подобную распечатку.
Требуется она для получения следующей информации:
Из-за обязанности водителя предоставить подобную распечатку при обращении сотрудника ГИБДД, он должен следить за наличием термобумаги.
Штрафные санкции устанавливаются в статье №11.23 КоАП РФ/
Таблица 2. Виды и размеры штрафов.
Если устройство есть, но оно неисправно, либо не прошло процесс калибровки, то водитель и ответственные лица наказываются таким же образом, как если бы прибор вовсе отсутствовал.
Тахограф - устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения. В конце 2017 года вышел приказ об изменении правил установки тахографов на автобусы и типов приборов, допущенных к использованию.
9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».
Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:
То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.
В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.
На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.
На какие автобусы установка тахографа не нужна:
Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:
ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.
Все бортовые самописцы по конструкции делятся на следующие основные виды:
Единственным разрешенным типом самописцев для автобусов, которые совершают городские, пригородные, междугородные и международные перевозки по территории РФ, является цифровой тахограф, оснащенный СКЗИ. Эта аббревиатура расшифровывается как «система криптозащиты информации». Иначе этот блок называется НКМ - «навигационный криптографический модуль». Он представляет собой энергонезависимый блок памяти с собственным программным обеспечением. Программная часть СКЗИ обеспечивает шифровку информации, которая поступает на тахограф от периферийных устройств. В блоке данные защищены специальной цифровой подписью, гарантирующей невозможность удаления или изменения поступающей информации. Срок службы СКЗИ - три года, но при поломке или изменении данных, необходимых для его активации, может потребоваться более ранняя замена.
Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента. Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора - корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:
В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.