Тахографы на городские автобусы. Нужен ли тахограф на служебный автобус, не занимающийся коммерческими перевозками

Оснащение тахографами пригородного пассажирского транспорта

Обозреватель газеты «Транспорт России», Валерий Будумян, провел беседу с председателем Ассоциации организаций в сфере развития системы тахографического контроля «Рустахоконтроль» Геннадием Мирошиным для разъяснения ситуации.

С 1 июля 2018 года пригородные автобусы и маршрутные такси должны быть оснащены тахографами с блоком криптозащиты информации – СКЗИ

С 1 июля 2018 года пригородные автобусы и маршрутные такси должны быть оснащены тахографами с блоком криптозащиты информации – СКЗИ. Такие требования содержатся в приказе Минтранса России № 277 от 26 июля 2017 года. Вместе с тем с 21 декабря 2018 года вступают в действие изменения, внесенные в Федеральный закон № 398 «О безопасности дорожного движения», которые перераспределяют ранее установленные полномочия между Минтрансом России и Правительством РФ, относя полномочия по утверждению порядка оснащения городских и пригородных автобусов непосредственно к правительству. Такая юридическая коллизия дезориентирует перевозчиков.

– Геннадий Святославович, итак, перевозчик пребывает в некой растерянности: будут ли его штрафовать в период с 1 июля 2018 по 21декабря 2018 года? А может, и вовсе отменят оснащение транспортных средств тахографами?

– В этом вопросе две составляющие – законодательная и рыночная. С точки зрения законодательства приказ действует, и инспектор, остановив на дороге пригородный автобус или пригородное маршрутное такси, с 1 июля 2018 года на законном основании имеет право проверить, как водитель соблюдает режимы труда и отдыха. Если отсутствует карточка или водитель не в состоянии представить инспектору отчет–распечатку о проделанной им работе, а еще хуже, если в транспортном средстве тахографа нет вовсе, то на основании статьи 11.23 КоАП РФ инспектор имеет полное право оштрафовать как самого водителя, так и должностное лицо, выпустившее на линию не оснащенное соответствующим образом транспортное средство.

Вторая часть законодательной составляющей касается внесения изменений в Закон «О безопасности дорожного движения». Изменения как раз коснулись оснащения пригородных автобусов и маршрутных такси тахографами и вступают в силу 21 декабря 2018 года. Одновременно полномочия Минтранса России в части оснащения пригородного и городского пассажирского транспорта передаются Правительству РФ. То есть теперь правительство должно решать, надо ли оснащать транспорт тахографами, и если надо, то в какие сроки, в каком порядке. Вот почему перевозчик оказался в некоем недоумении и озадачился вопросом: а вдруг оснащать транспорт не нужно будет, а я потрачу большие деньги ради каких–то пяти–шести месяцев? С точки зрения перевозчика вопрос вполне логичен. Но он не учитывает одного нюанса. Приказ Минтранса формировался не самостоятельно, это не идея министерства, это поручение правительства. И передача полномочий ситуацию не изменит. Правительство поручит Минтрансу как компетентному органу подготовить порядок оснащения транспортных средств тахографами. Только уже не в виде приказа, а в виде постановления. В итоге отмены не будет, а будут смещены сроки. Вероятнее всего, постановление увидит свет в конце 2018 – начале 2019 года, а действовать оно начнет ориентировочно в апреле – июне 2019 года.

– Выходит, перевозчик в течение нескольких месяцев будет находиться в правовом вакууме, и его передвижение с тахографом или без него контролироваться не будет?

– Скорее всего. Но в любом случае перевозчик не пострадает, так как оснащаться придется, чтобы потом не выплачивать штрафы. Одномоментно это сделать невозможно. Надо спланировать бюджет, и смещение сроков может быть даже на руку перевозчику.

– Но все же почему Минтрансу России необходимо было передать полномочия по утверждению порядка оснащения городских и пригородных автобусов тахографами Правительству РФ?

– Дело в том, что большинство предприятий, осуществляющих пригородные и городские перевозки, в той или иной степени находятся на муниципальных или городских бюджетах. Поэтому правительству необходимо было запланировать соответствующее финансирование именно под оснащение транспорта. Поскольку предприятия живут за счет этих бюджетов, то их нужно увеличить в объеме стоимости оснащения и дальнейшего обслуживания. Но Минтранс этим вопросом не занимается, соответственно, дело передано в руки правительства, и вопрос о финансировании был решен.

– Однако пассажирскими перевозками занимаются и частные компании, на которых бюджетное финансирование не распространяется…

– Им придется оснащаться за свой счет. Но, несмотря на то, что это частные компании, они работают по госконтрактам, которые заключались на определенных условиях. Сейчас условия изменились, причем для них непредсказуемым образом. Можно сказать, что частные компании попали в форс–мажорные обстоятельства. Теперь они должны затратить дополнительные средства, которые не входили в расчет, когда подписывались госконтракты. На тот момент компании намеревались осуществлять муниципальные перевозки, перевозки социального плана по деревням, школам. Кстати, и здесь были соответствующие требования. По части школьных перевозок, к примеру, нужно было обновить парк, изменить оформление автобусов. И вот, едва решив эти проблемы, частники столкнулись с новыми. На мой взгляд, им было бы вполне разумным обратиться в муниципалитеты с целью пересмотра условий договоров.

– В приказе Минтранса России № 277 есть еще одна дата – 1 июля 2019 года. С этого дня тахографами должны быть оснащены городские автобусы и маршрутки. Несоблюдение требований приведет к потере лицензии и серьезным убыткам в бизнесе. Несколько слов об этом.

– Для перевозчиков действуют достаточно серьезные лицензионные рамки. Есть некий барьер вхождения в этот бизнес. И если перевозчик начнет не соблюдать соответствующие условия законодательства, получать большое количество штрафов по любому нарушению, то недалеко и до лишения его лицензии, а значит, лишения возможностей зарабатывать. То же самое относится и к пригородным перевозкам. Но лишаться лицензии, понятно, никто не хочет. Бизнес довольно востребованный, а значит, доходный. Но если у городских перевозчиков есть еще год, то у пригородных – времени в обрез. Плюс, как обычно, срабатывает менталитет: ждут до последнего, а потом в один день пытаются все решить.

Возвращаясь к городскому транспорту, отмечу, что с учетом наличия определенного времени перевозчик имеет возможность спланировать бюджет, может заключить договорные отношения на основе тендеров, определиться с предложениями и выбрать лучшие. То есть здесь условия более гибкие, и к соответствующей дате перевозчик сможет подойти с меньшими потерями. Кстати, городским перевозчикам дату 1 июля 2019 года в проекте менять не будут. Можно назвать ее даже комфортной для них, чего не скажешь о пригородных перевозчиках.

– Какой транспорт, подлежащий оснащению тахографами в ближайшее время, считается пригородным и какие его категории подлежат оснащению?

– Пригородными считаются все автобусы, совершающие регулярные пассажирские перевозки между населенными пунктами на расстояние менее 50 км, а категории транспортных средств, которых коснутся изменения, – М2 и М3, имеющие свыше 9 посадочных мест, предусмотренных конструкцией, включая место водителя. Обращаю внимание на формулировку «предусмотренных конструкцией». То есть если сиденье из автобуса выбросили, это не значит, что такое транспортное средство не должно быть соответствующим образом оснащено. То есть тахографами надо оснащать как микроавтобусы, используемые для пассажирских перевозок, так и обычные автобусы.

– Сколько, по вашим сведениям, на сегодняшний день транспортных средств пригородного сообщения уже оснащено тахографами и сколько еще предстоит оснастить?

– Наша оценка экспертная, то есть неофициальная. На мой взгляд, численность всего парка – 800 тыс. единиц. Из них 500 тыс. – транспорт пригородный, подпадающий под оснащение. Думаю, на сегодня оснащены порядка 300 тыс. Остальные 200 тыс. – цифра тоже весьма внушительная, и чтобы перевозчики успели оснастить свой транспорт, боюсь, времени, даже с условием переноса сроков, все равно не хватит. И прежде всего потому, что, как я уже говорил, необходимо пройти процедуру торгов, где перевозчики смогут выбрать поставщика тахографов. Процедура эта занимает 3–4 месяца. Затем сам процесс оснащения. И даже если в идеале все перевозчики законопослушные и начнут оснащаться уже сейчас, все равно не успеть. А в наших реалиях найдется немало тех, кто будет ждать 21 декабря, надеясь: а вдруг необходимость оснащать тахографами правительство отменит?

– Но есть ли у нас столько выпускающих тахографы компаний, которые способны удовлетворить столь серьезный спрос?

– И компании есть, и спрос обеспечить смогут. Вопрос в другом: выпускают ли они сейчас тахографы впрок, что называется, работают ли на склад? Думаю, вряд ли. Поскольку процесс оснащения осуществляется уже не первый раз, как такое происходит, хорошо известно. Как пример – транспорт, перевозящий опасные грузы. Он должен был оснащаться первым в 2014 году. Но процесс растянулся на два года. Растянутость во времени не требует массового выброса на рынок большого количества тахографов. Поэтому сегодня компании–производители следят за поведением рынка. Будет массовая потребность – производство, соответственно, будет увеличено. Тем, кто не успеет, будет предложено написать заявку. Незначительным всплеск может быть, если пойдут штрафы. Собственно, как у нас обычно и происходит.

Да, небольшие запасы есть. В пределах 10–12 тыс. штук. Да и то ими располагают основные производители. Кстати, к выпуску допущены 10 моделей тахографов. Что касается основных компаний, то массовых производителей четыре. Это «Штрих–М», «Атол Драйв», «Меркурий», «Тахограф VDO». Установка тахографа обойдется заказчику в сумму порядка 15 тыс. руб. Это в нормальной мастерской, если не нарушаются правила технического регулирования. Ведь, с одной стороны, тахограф – прибор контрольный, а с другой стороны, необходимо сохранить конструкцию автомобиля. Таким образом, сумма в 15 тыс. приведена при условии, что транспортное средство не подготовлено. Для подготовленной машины, то есть если проложен кабель, установлен датчик, мастеру остается лишь соответствующим разъемом подсоединить тахограф. Потом его запрограммировать и настроить. Сегодня, как правило, все новые автомобили уже имеют в наличии необходимую начинку. Того требует технический регламент. Так вот, при этих условиях, в зависимости от региона, установка прибора обойдется в сумму от 3 до 5 тыс. руб. В итоге стоимость самого тахографа плюс установка, настройка и калибровка обойдутся заказчику в среднем в 50 тыс. руб.

– На ваш взгляд, насколько эффективно сегодня в России работает система тахографического контроля и что необходимо сделать, чтобы добиться максимально положительных результатов?

– Отвечу так: мы запланировали осуществление контроля режимов труда и отдыха водителя, но в этом направлении сделали лишь первые робкие шаги. Четыре года, в течение которых эти шаги предпринимаются, по сравнению со многими зарубежными странами, где тахографы применяются, а тахографический контроль осуществляется десятилетиями, это капля в море. Да, первый шаг по оснащению мы сделали. То есть, условно говоря, есть «железка», выполняющая определенную функцию. Теперь задача – организовать на должном уровне контроль режима труда и отдыха водителя на основе этой «железки». Наша глобальная цель – максимально улучшить показатели по безопасности дорожного движения. Имея такую серьезную цель, нужно под нее подвести и законодательство, над ним нужно работать, его необходимо совершенствовать. При этом совсем не зазорно брать в пример международный опыт развития тахографии. К примеру, опыт Австрии, где удалось достичь нулевых показателей в нарушениях, допущенных перевозчиками и водителями при использовании тахографов. Эти показатели – результат высокой дисциплины, которую, в свою очередь, удалось привить за счет кропотливой воспитательной работы. Надо, чтобы и у нас было так.

Закон о тахографах постоянно меняется. На сегодняшний день для многих автолюбителей остается актуальным вопрос: нужен ли тахограф на личный грузовой автомобиль? Ведь в этом случае перевозка носит частный характер. Чтобы дать точный ответ, вспомним, с чего все начиналось.

​ К истории законопроекта

С 2002 по 2008 год не только в ряде европейских стран, но и в России заговорили о необходимости оснащения транспортных средств бортовыми самописцами, контролирующими соблюдение водителем режимов труда и отдыха. В 2009 году правительством Российской Федерации было выпущено постановление под номером 720, утверждающее технический регламент о безопасности грузовых автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках. Закон обязал оснастить специальными приборами машины, относящиеся к категориям M2, N2, M3, N3.

2010 стал годом принятия поправок и внесения изменений в постановление. Также была узаконена деятельность мастерских, обслуживающих водителей большегрузов и предлагающих свои услуги по установке, калибровке тахографов. Были разработаны особые программы подготовки персонала открывшихся по всей стране сервисных центров.

В 2009 году правительство обязало поставить в кабину автомобиля устройство типа ЕСТР. Однако уже на следующий год требования сменились: теперь самописец, установленный в машину, должен быть исключительно цифровым, с блоком криптозащиты.

Нужен ли тахограф на личный грузовик, микроавтобус, автобус, камаз, самосвал?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие категории транспортных средств были указаны в постановлении №720.

    Большегрузы, тягачи и другие автомобили, чей вес составляет или превышает 3,5 т и 12 т. Назначение – коммерческие перевозки.

    Грузовой транспорт для осуществления междугородних перевозок.

    Автобусы, имеющие более восьми сидячих мест.

Не нужно устанавливать бортовой самописец на следующие машины:

    Задействованные в городских и пригородных перевозках на постоянной основе.

    Проходящие дорожные испытания – сертификационные, учебные, квалификационные и т.д.

    Троллейбусы.

    ТС, оборудованные устройствами типа ЕСТР, осуществляющие международную доставку грузов.

    Транспортные средства, предоставляемые ВС РФ.

    Полицейские машины.

    Автомобили, прошедшие регистрацию в гостехнадзоре.

    ТС, чей возраст составляет более 30 лет, не предназначенные для перевозки грузов.

Но нужен ли тахограф на машине частника, который не занимается коммерческими перевозками? В законопроекте акцент делается именно на характер деятельности владельца транспортного средства. Если собственник – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, установка обязательна.

Однако, чтобы отсутствие бортового самописца не вызвало подозрений у сотрудников ГИБДД, вам необходимо иметь при себе документальное подтверждение того, что вы не используете свой автомобиль с целью осуществления коммерческой деятельности.
Когда частнику необходимо задуматься о покупке тахографа:

    Если водитель грузовика или тягача работает в транспортной компании, выполняя грузоперевозки на собственной машине.

    Если физическое лицо заключило соглашение на перевозку товаров по одному из заданных маршрутов.

    Если собственник работает на компанию, занимающуюся транспортировкой грузов, превышающих размеры ТС, потенциально опасных веществ или изделий.

Во всех указанных случаях автомобиль используется в коммерческих целях, что делает установку тахографа обязательным условием продолжения работы и эксплуатации автомобиля.

Требования к прибору контроля есть в Приказе Министерства транспорта под номером 36. Необходимость приобретения бортового самописца для ряда лиц – физических и юридических – прописана в другом документе – ФЗ № 196.

Не стоит воспринимать требование властей как попытку ущемить права транспортных компаний и лиц, осуществляющих перевозку грузов. Установка специального прибора – шаг, который трудно назвать абсолютно бесполезным для собственников автомобилей, поскольку они получают множество преимуществ:

    Прозрачность финансовых отчетов – значительная экономия средств организаций. С тахографом можно проследить, сколько топлива было потрачено в действительности, каким был маршрут следования.

    Предотвращение аварий на дорогах – время, которое водитель проводит за рулем, сказывается на скорости реакции. Если водитель не будет делать перерывы на отдых, он может попасть в ДТП. Прибор контроля включается при повороте ключа зажигания и перестает работать, как только ТС останавливается. Таким образом, руководство транспортной компании может узнать, соблюдаются ли основные предписания, отдыхает ли сотрудник в положенное время.

Какие доказательства необходимо предоставить, если тахографа нет в кабине?

Если ваша деятельность не носит коммерческий характер, вам не нужно устанавливать бортовой самописец, тратить деньги на его калибровку. Но необходимо иметь весомые подтверждения собственной правоты на тот случай, если на дороге вас остановит сотрудник ГИБДД.

Например, вы купили шпаклевку, грунтовку и другие стройматериалы, необходимые для проведения ремонта на даче, и везете их на приусадебный участок, чтобы начать работу. Вас тормозит инспектор ГИБДД. Что делать в этом случае, если ваша машина входит в одну из категорий, указанных в законопроекте о тахографах?

Без паники: поскольку вы не занимаетесь коммерческими грузоперевозками, вам не придется ни перед кем оправдываться. Нужно лишь показать товарный чек на шпаклевку и другие изделия, купленные для ремонта.

Если же транспортное средство было передано вам во временное пользование, необходимо предъявить договор на безвозмездную аренду, документы на перевозку грузов и доверенность на управление автомобилем.

Не забывайте о том, что требования, установленные на законодательном уровне, необходимо соблюдать. Не стоит искать лазейки в постановлениях – внимательно читайте основные документы и не нарушайте указанных в них правил. Если вы осуществляете коммерческие перевозки или работаете на компанию, которая занимается деятельностью подобного рода, не пытайтесь тянуть время – сэкономить деньги не получится, поскольку за отсутствие прибора контроля предусмотрены штрафы.

Ответ на вопрос о том, для чего нужен тахограф в автобусе, достаточно прост. Во-первых, наличие такого прибора позволяет фиксировать (а значит – и контролировать) параметры движения и режим работы водителя. Во-вторых - в связи с последними изменениями в законодательстве установка бортового самописца становится обязательной для большинства ситуаций.

Тахограф в автобусе необходим, более того – попытка эксплуатации техники без такого прибора почти гарантированно будет наказываться серьезными штрафами. Потому и владельцам транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, и тем, кто отвечает за организованную перевозку детей стоит разобраться во всех деталях, касающихся оснащения транспорта подобными устройствами.

Тахограф на автобус: законы, регулирующие установку

Какие именно документы регламентируют оснащение техники регистрирующими устройствами? Необходимость оборудования автобусов тахографами определяется несколькими нормативными актами:

  • Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения». Ст. 20 этого закона определяет основные требования, которые выдвигаются к технике, задействованной в коммерческих грузопассажирских перевозках, в т.ч. обязательную установку бортовых самопищущих приборов на автобусы и микроавтобусы.
  • Ст. 11.23 КоАП также содержит требование, обязывающее использовать технику для коммерческой перевозки людей только при наличии исправного тахографа, конструкция которого соответствует принятым стандартам. Кроме того, в этой статье указываются размеры штрафов за езду без бортового самописца или с неисправным устройством.
  • Приказ №36 МинТранса РФ. В этом документе содержится перечень требований к конструкции тахографов, а также к порядку их установки (монтаж в сертифицированных организациях).

Кроме того, порядок оснащения транспортных средств тахографами регламентировался Приказом № 27 Министерства Транспорта РФ, но сравнительно недавно в этот документ были внесены изменения (приказ № 227, о котором будет рассказано ниже).

Какой тахограф установить на автобус?

Выбор модели тахографа, предназначенного для оснащения транспортного средства, зависит от того, какие именно рейсы будет выполнять техника.

Для машин на любых внутрироссийских маршрутах обязательной является установка цифровых тахографов с блоком СКЗИ (криптографическим модулем). В первую очередь это такие модели как:

  • КАСБИ DT-20M
  • АТОЛ Drive 5
  • Continental VDO DTCO 3283
  • ШТРИХ-Тахо RUS и др.

Если же автобус выполняет международные рейсы, то его нужно оснащать прибором, соответствующим стандартам ЕСТР. Это:

  • Continental VDO DTCO 1381
  • Stoneridge SE 5000 и др.

На какие автобусы устанавливается тахограф?

Действующие нормативы обязуют оснащать бортовыми самописцами все транспортные средства, конструкция которых предусматривает 8 и более пассажирских мест. Сюда относятся автобусы категорий:

  • М2 (масса менее 5 тонн).
  • М3 (масса более 5 тонн).

Кроме того, обязательная установка тахографа на технику, которая применяется для организованной перевозки несовершеннолетних: школьные автобусы, транспортные средства детских оздоровительных лагерей, других детских учреждений и т.д.

На какие автобусы не нужен тахограф?

Несмотря на то, что закон предписывает устанавливать регистрирующие устройства на машины всех категорий, его требования касаются только техники, которая задействована в пассажирских или грузопассажирских перевозках коммерческого характера. Таким образом:

  • Нет необходимости оснащать тахографами автобусы и микроавтобусы, находящиеся в личной собственности и не использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров.
  • При остановке сотрудниками ДПС ГИБДД для отсутствия претензий будет достаточно любых подтверждений некоммерческого характера перевозки пассажиров (устное свидетельство лиц на пассажирских местах, отсутствие владельца в реестре ИП/юридических лиц и т.д.).

Кроме того, для некоторых групп транспортных средств тоже сделаны исключения. Так, самописцы не обязательно ставить на микроавтобусы, выполняющие перевозку инкассаторов, военную технику, технику, принадлежащую МВД и другим силовым ведомствам.

Тахографы на городские автобусы и технику на пригородных маршрутах

Ранее нормативная база предусматривала обязательную установку тахографов только на те автобусы, которые выполняли междугородние рейсы. Техника на пригородных маршрутах (официально утвержденных и имеющих протяжённость не более 50 км) и городские автобусы освобождались от установки бортовых регистрационных приборов.

Но с изменениями в законодательстве от 26.07.2017 года (Приказ № 227 Министерства транспорта Российской Федерации) теперь нужно оснащать тахографами и эту технику:

  • До 1 июля 2018 года самописцы должны быть установлены на автобусы и микроавтобусы, выполняющие пригородные рейсы.
  • 1 июля 2019 – граничный срок для оснащения регистрирующими устройствами всех автобусов, задействованных в регулярных пассажирских перевозках на городских маршрутах.

Работа автобуса по тахографу: основные требования

Требования к управлению автобусом, оснащенным тахографом, содержатся в Приказе №15 Министерства Транспорта РФ (20.08.04, с изменениями от 03.05.18), регламентирующем режим труда /отдыха водителей. Согласно этому приказу:

  • К рабочему времени относится не только время непосредственного управления автомобилям, но и время, затраченное на другие виды деятельности: подготовку к рейсу, обслуживание автомобиля, охрану груза.
  • При ежедневном учете продолжительность рабочего дня должна составлять не более 8 часов (пятидневная рабочая неделя) или 7 часов (шестидневная неделя).
  • При суммированном учете продолжительность рабочего дня может увеличиваться до 10-12 часов.
  • Первый промежуток непрерывной работы (в т.ч. вождения транспортного средства) не может превышать 4 часов (на международных маршрутах, где действуют правила ЕСТР – до 4,5 часов). Последующие промежутки времени, выделенные на вождение без перерыва, не могут превышать 2 часа каждый.
  • Минимальная продолжительность отдыха – 15 минут (меньший промежуток времени не будет зафиксирован самописцем).
  • Минимальная допустимая продолжительность отдыха между сменами - 12 часов.

Соблюдение режима труда и отдыха водителя контролируется по записям в памяти устройства. При обнаружении нарушения на водителя могут быть наложены штрафные санкции.

Штрафы за отсутствие тахографа на автобусе

Согласно требованиям статьи 11.23 КоАП РФ к наказуемым деяниям относятся:

  • отсутствие на автобусе бортового регистрационного устройства;
  • езда с неисправным устройством;
  • управление техникой без индивидуальной тахографической карты.

Суммы штрафов составляют:

  • от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
  • до 10 тыс. рублей – для ответственного за нарушение должностного лица.

Кроме того, штраф в сумме до 3 тыс. рублей будет обязан выплатить водитель, допустивший нарушение режима труда и отдыха.

Сегодня на стадии согласования находится законопроект о внесении изменений в с ст. 11.23 КоАП РФ, расширяющий круг ответственных лиц и увеличивающий суммы штрафов. Согласно этому законопроекту:

  • За допущенное нарушение водитель может получить штраф в сумме от 3 до 5 тысяч.
  • Юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 20 до 50 тысяч.
  • Также в качестве санкции может применяться приостановка деятельности предприятия (на срок до 90 дней).

Анализ информации, приведённой выше, помогает разобраться, для чего нужен тахограф в автобусе. С одной стороны, наличие такого прибора дает возможность оптимизировать рабочее время водителя, снизив уровень аварийности. С другой - оснащение автобусов и микроавтобусов самописцами позволяет избежать штрафов, которые весьма чувствительны уже сегодня, а со временем станут куда более существенными.

Тахограф – это устройство, позволяющее отслеживать режим сна водителя, скорость, маршрут транспортного средства, ходящего по расписанию, на которое оно устанавливается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Подобное устройство необходимо устанавливать на несколько категорий транспортных средств, в число которых входят автобусы.

Что говорит законодательство

Установка тахографов на автобусы регулируется следующими законодательными актами:

  • , согласно которой каждый предприниматель, осуществляющий перевозку грузов или сотрудников, должен позаботиться о наличии устройства на борту транспорта;
  • , согласно которому все школьные автобусы должны быть оснащены устройством;
  • , который регулирует правила по установке тахографов;
  • , согласно которой каждое транспортное средство, нацеленное на перевозку грузов или пассажиров должно иметь тахограф. Если же автобус использует устройство старого формата, либо оно неисправно, то такое устройство контроля приравнивается к отсутствующему, следовательно, нарушаются установленные законы.

Когда не требуется

Законодательство РФ устанавливает, что не во всех случаях потребуется устройство на борту автобуса, исключениями являются:

  • если осуществляется такси по установленному маршруту, как городские, так и пригородные маршруты;
  • если транспортное средство совершает перевозки за границу, и оно оборудовано европейской моделью тахографа;
  • если транспортному средству более 30 лет, и оно не используется для осуществления коммерческой деятельности;
  • используется в качестве аппарата, на котором происходит обучение;
  • используется для испытания дорог;
  • предназначенные для использования военными или государственными структурами, либо органами, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью;
  • техника специального назначения, например, автолавки и пожарные автобусы;
  • автобус не общего пользования, является личным транспортом физического лица.

Когда монтаж тахографа обязателен:

  • школьный или дошкольный автобус, независимо от организации, используемой его (детский сад, школа, лагерь и любого другого бюджетного учреждения);
  • автобус – собственность юридического лица, будет использоваться для перевозки граждан или грузов;
  • автобус категории N2 и N3;
  • автобус категории M2 и M3.

Зачем устанавливать

Первоначальное назначение тахографа – сохранение жизни не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. Именно это устройство позволяет фиксировать скоростной режим и периоды работы водителя, что предотвращает сразу несколько нарушений.

Нередко водители готовы рисковать, чтобы выполнить больший объем работы (увеличивать скорость в неположенных местах, жертвовать сном). Все это будет напрямую сказываться на безопасности движения.

До определенного момента не все водители и организации были готовы смириться с нововведением, так как после сразу же падала эффективность.

Зато уменьшалось количество аварийных случаев. Устройство передает сигнал через систему ГЛОНАСС, которая позволяет точно и эффективно получать данные от тахографа.

Чтобы устройство не взламывалось с целью передачи неточных данных, датчик имеет систему защиты.

Она позволяет исключить случаи возможной модификации со стороны третьих лиц.
Если же случиться курьезная ситуация, то датчик сможет подтвердить показания свидетелей. В суде данные тахографа принимаются как существенное доказательство.

Какой прибор лучше выбрать

Все тахографы делятся на три вида:

  1. Аналоговые – устаревшие модели, которые необходимо заменить на цифровые.
  2. С блоком ЕСТР – для передвижения по Европе.
  3. С блоком СКЗИ – для передвижения по России.

До наступления 2019 года многие предприятия приобретали блоки ЕСТР, даже если транспорт передвигался только по территории России. Причиной этому низкая стоимость устройства, по сравнению с .

Но с 2019 года штрафные санкции начнут применяться не только при отсутствии тахографа, но и при его несоответствии техническому регламенту. Поэтому если ТС передвигается только по территории Российской Федерации, то оно должно быть оборудовано только тахометром СКЗИ.

Блоки СКЗИ можно использовать только на территории России.

Причиной этому регламент ФСБ и военной прокуратуры, что запрещает покидать такому транспортному средству страну.

Если же автобус отправится даже в страны ближайшего зарубежья, например, Беларусь, то виновные будут осуждены согласно Уголовному кодексу РФ. Поэтому при необходимости выезда за пределы России необходимо устройство ЕСТР.

При необходимости приобретения тахографа СКЗИ, следует обратить внимание на:

  • Drive 5;
  • DTCO 3283;
  • EFAS V2 RUS;
  • КАСБИ DT-20M;
  • ТЦА-02НК;

Но все отечественные модели имеют одни и те же недостатки: зависания, мелкий шрифт, могут не поместиться, отражают солнечные лучи и так далее. Поэтому особой разницы между моделями не существует.

При необходимости приобретения тахографа ЕСТР, следует обратить внимание на:

  • Continental VDO DTCO 1381;
  • EFAS-4;
  • SE5000.

Правила установки

Установка тахографа в обязательном порядке должна проходить в специализированных сервисах, которые имеют соответствующее разрешение. Самостоятельно установленный прибор не будет считаться рабочим, так как на него не будет выдана требуемая документация.

Алгоритм обустройства транспортного средства датчиком:

  1. Отправиться в специализированный сервис с лицензией на установку тахографов.
  2. Подобрать интересующую модель, которая в обязательном порядке имеет сертификат соответствия техническому регламенту.
  3. Ожидать окончания установки.
  4. Устройство должно пройти первичную калибровку и быть активировано.
  5. После этого сервисом будет выдан автомобиль с установленным устройством, в дополнение к чему будут предоставлены документы, подтверждающие законность проведенной процедуры и соответствия модели всем требованиям Техрегламента.

Калибровка – это корректировка измерительных коэффициентов, чтобы они соответствовали фактически пройденным значениям. Определяется небольшая погрешность, которая является допустимой.

Прохождение процедуры требуется в следующих случаях:

  1. Первоначальная установка устройства.
  2. Внутренние часы прибора отклоняются от настоящего времени более чем на 20 минут.
  3. Пломба тахографа была нарушена.
  4. После ремонта прибора.
  5. После изменения характеристик автобуса, в том числе и его регистрационного номера.
  6. Если были поставлены шины с иной длиной окружности.
  7. В обязательном порядке процедура проводится каждые 2 года.

Обязательным условием является карточка водителя. Содержит в себе данные, в том числе и фото владельца. Она необходима любому, кто хочет каким-то образом воздействовать на устройство, чтобы в дальнейшем идентифицировать его личность.

Существует несколько типов карт для:

  • водителя;
  • контролера;
  • мастера;
  • компании.

Сама карта по своему принципу работы схожа с SIM-картами, но отличается повышенным уровнем защиты. Перед началом пути, обслуживания и ремонтных работ и других видов деятельности необходимо вставить собственную карту.

Цена с установкой

Стоимость установки может варьироваться от 5 000 рублей и выше, в зависимости от модели автобуса, его состояния и устанавливаемого оборудования. Интеграция датчика на новые модели выше, чем при установке на отечественные автобусы, например, ПАЗ.

Таблица 1. Стоимость тахографов.

Модель Сколько стоит устройство, рублей Стоимость с установкой, рублей
Атол Drive Smart (СКЗИ) 30 000 35 000
МИКАС (СКЗИ) 27 000 33 000
DTCO 3283 VDO (СКЗИ) 35 000 41 000
Атол Drive 5 (СКЗИ) 30 000 35 000
ШТРИХ Тахо Rus (СКЗИ) 29 000 34 000
Меркурий ТА-001 (СКЗИ) 28 000 34 000
Атол Drive 5 (СКЗИ+GPS) 32 000 40 000
Меркурий ТА-001 (СКЗИ+GPS) 32 000 40 000
КАСБИ DT-20 (СКЗИ+GPS) 32 000 40 000
КАСБИ DT-20 (СКЗИ) 29 000 37 000
ШТРИХ Тахо Rus (СКЗИ+GPS) 32 000 40 000
EFAS V2 RUS (СКЗИ) 36 000 44 000
ТЦА-02 (СКЗИ) 29 000 37 000
SE 5000 (ЕСТР) 40 000 52 000
EFAS 4 (ЕСТР) 36 000 50 000
Continental VDO DTCO 1381 (ЕСТР) 40 000 53 000

Тахограф на школьный автобус

Тахограф на школьный автобус устанавливается в соответствии с общими правилами: этим должна заниматься лицензированная организация, устройство должно соответствовать регламенту.

Приказ Министерства транспорта №36 определяет следующие правила по установке датчика:

  • данные о скорости должны поступать прямо на тахограф;
  • карта прибора должна давать полноценную информацию о водителе;
  • карту водителя нельзя вытащить до полной остановки ТС;
  • прибор должен иметь сертификацию;
  • спидометр должен быть электронным;
  • устройство должно быть цифровым.

Видео: Новостной сюжет об установке тахографов на школьные автобусы.

Необходим ли он

Установка тахографа на школьный автобус не является исключением. Такое транспортное средство является пассажирским транспортом, который перевозит школьников, воспитателей, учителей, учеников.

Кроме установки Постановлением №579 обязательной установки прибора, применяются дополнительные правила:

  • автобус не должен быть старше 10 лет;
  • транспорт должен соответствовать всем требованиям для осуществления пассажирских перевозок;
  • водитель должен иметь опыт работы в подобной сфере более одного года;
  • перевозка в ночное время запрещена;
  • должен иметься GPS-навигатор.

Если же хотя бы один из пунктов постановления не будет выполнен, то организация и водитель будут привлечены к ответственности.

В качестве наказания придется оплачивать штрафы в крупных размерах, а также могут быть наложены санкции в отношении перевозки людей в целом для человека или предприятия в целом.

Как получить распечатку

Распечатка технических данных – это все данные тахографа, которые предоставляются по запросу на специальной ленте. При помощи встроенного термопринтера на термобумагу наносится вся имеющаяся информация.

Для того чтобы получить распечатку потребуется следовать следующему алгоритму:

  1. Войти в основное меню устройства.
  2. Выбрать «Печать».
  3. Выбрать способ печати: по автомобилю или по карте водителя. Первое покажет все действия с автобусов, а второе – действия водителя.
  4. Выбрать нужные данные для печати: «Технические данные ТС», «Работа», «События и ошибки», «Тахограмма» и так далее.

Если же автобус был остановлен сотрудниками ГИБДД, то они вправе потребовать подобную распечатку.

Требуется она для получения следующей информации:

  1. Технические данные автобуса, которые должны совпадать с данными калибровки.
  2. по его карте.
  3. Определение ошибок и сбоев в работе устройства.

Из-за обязанности водителя предоставить подобную распечатку при обращении сотрудника ГИБДД, он должен следить за наличием термобумаги.

Наказание за отсутствие устройства

Штрафные санкции устанавливаются в статье №11.23 КоАП РФ/

Таблица 2. Виды и размеры штрафов.

Если устройство есть, но оно неисправно, либо не прошло процесс калибровки, то водитель и ответственные лица наказываются таким же образом, как если бы прибор вовсе отсутствовал.

Тахограф - устройство, по функциям напоминающее черный ящик в самолете, оно устанавливается в автобусах и транспорте для грузоперевозок. Предназначено для отслеживания режима сна водителя, маршрута и скорости транспортного средства, мест и времени его остановок. Таким образом, это устройство повышает дисциплину труда, сохраняет жизнь и здоровье участников дорожного движения. В конце 2017 года вышел приказ об изменении правил установки тахографов на автобусы и типов приборов, допущенных к использованию.

Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы

9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».

Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:

  • С 01.07.2018 года - автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 - большой вместимости.
  • С 01.07.2019 года - «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.

То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.

В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.

Для какого транспорта установка бортового самописца не предусмотрена?

На автобусы, находящиеся в личном пользовании, установка тахографов законодательно не предусмотрена. Однако при остановке такого транспорта сотрудниками ГИБДД водителю придется доказывать, что техника не используется в коммерческих целях, то есть не совершает регулярных рейсов и за проезд не предусмотрена плата. Сделать это будет просто только в случае отсутствия пассажиров в салоне.

На какие автобусы установка тахографа не нужна:

  • мобильные исследовательские лаборатории;
  • телевизионные студии;
  • транспорт военных инспекций, а также органов, производящих оперативно-розыскные операции.

Принцип работы цифрового тахографа

Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:

  • Включение прибора.
  • Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
  • Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
  • При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.

ГЛОНАСС - Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.

Виды тахографов

Все бортовые самописцы по конструкции делятся на следующие основные виды:

  • Аналоговые , иначе называемые «шайбовыми», считаются устаревшими моделями, которые с начала 2018 года должны быть демонтированы и заменены на цифровые.
  • Устройства, соответствующие ЕСТР - Европейскому соглашению, регламентирующему работу водителей ТС, совершающих международные перевозки.
  • Цифровые приборы без СКЗИ . Такие устройства, не оборудованные модулем криптозащиты информации, в пределах России эксплуатироваться не могут.

Единственным разрешенным типом самописцев для автобусов, которые совершают городские, пригородные, междугородные и международные перевозки по территории РФ, является цифровой тахограф, оснащенный СКЗИ. Эта аббревиатура расшифровывается как «система криптозащиты информации». Иначе этот блок называется НКМ - «навигационный криптографический модуль». Он представляет собой энергонезависимый блок памяти с собственным программным обеспечением. Программная часть СКЗИ обеспечивает шифровку информации, которая поступает на тахограф от периферийных устройств. В блоке данные защищены специальной цифровой подписью, гарантирующей невозможность удаления или изменения поступающей информации. Срок службы СКЗИ - три года, но при поломке или изменении данных, необходимых для его активации, может потребоваться более ранняя замена.

Правила установки прибора

Устанавливать самописец имеет право только компания, имеющая лицензию ФСБ и допуск к осуществлению такой деятельности от Министерства транспорта РФ. Все сервисы, оказывающие услугу по монтажу тахометра, заносятся в специальный реестр. После монтажа устройства владельцу ТС выдают полный комплект документации, подтверждающей законность установки и соответствие характеристик модели требованиям технического регламента. Специалисты лицензированной компании осуществляют также калибровку прибора - корректировку измерительных коэффициентов. Эта процедура необходима в следующих случаях:

  • после первоначального монтажа;
  • при отклонении внутренних часов от реального времени более чем на 20 минут;
  • при нарушении пломбы;
  • после ремонта или установки шин с другой длиной окружности;
  • после изменения характеристик ТС;
  • каждые 2 года.

В соответствии с регламентом ФСБ и военной прокуратуры транспорт, оборудованный тахографами с СКЗИ, не имеет права покидать территорию РФ. Нарушение этого правила влечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ.