Техника инженерных войск. Площадка инженерной техники на «Линии Сталина

Боевая техника производит сильное впечатление. Скорость, мощь ее, техническое совершенство мало кого оставляют равнодушным. Но помимо боевых в армии есть другие машины, не менее интересные. Они не могут похвастаться сильным вооружением или особо крепкой бронёй, зато обладают уникальными возможностями, в ней воплощены не менее интересные инженерные решения, а выполнить боевую задачу без этих машин порой оказывается просто невозможно. Ранее на сайте Фестиваля науки появлялся обзор подобного рода , теперь черед отечественной техники...

Глубокий овраг или ров не остановит колонну, если её сопровождает танковый мостоукладчик МТУ-90

МТУ-90 на укладке моста

Эта машина разработана в омском «КБ транспортного машиностроения». Она предназначена для устройства переправы через водные преграды, овраги и инженерные заграждения. С помощью МТУ-90 можно за пару минут навести мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. При этом экипаж может не выходить из машины.

Если же на пути боевой техники оказывается непроходимый завал или минное поле, на помощь может прийти вот этот «монстр», созданный в цехах «Уралвагонзавода»:

Инженерная машина разграждения ИМР-3М

Это инженерная машина разграждения, ИМР-3М.Она поможетпродвижению войск в лесных и горных завалах, в снежной целине и даже в минных полях, в рытье котлованов, засыпка рвов и траншей. Машина герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 метров) и радиационной защиты. Кроме того она может ставить плотную дымовую завесу. Ну а если придётся непосредственно контактировать с врагом, ИМР-3М может пустить в ход зенитно-пулеметную установку НСВТ-12,7 или КОРД. Экипаж может выполнять боевые задачи, не выходя из машины в течение трех суток. Поэтому машина снабжена устройством кипячения воды и разогрева пищи, а также обеспечения других естественных потребностей.

В бою от скорости продвижения техники может зависеть и жизнь экипажа, и выполнение боевой задачи. Быстро преодолеть минное поле поможет установка разминирования УР-77.

Установка разминирования УР-77(фото - www.warsonline.ru)

Установка УР-77 способна проделывать ходы в минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина до 90 метров. Происходит это так: машина сдвигает бронированный колпак и запускает реактивный снаряд, тянущий за собой длинный шнур из взрывчатого вещества, который срабатывает после приземления и вызывает срабатывание мин. Видимо, из-за «огнедышащей» ракеты с длинным «хвостом» установку прозвали «Змеем Горынычем». УР-77 участвовала в афганской и чеченской войне.

А эта техника предназначена для преодоления водных преград:

Плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4

ПТС-4 - это настоящая амфибия. Машина может двигаться со скоростью 60 км/ч по суше и 15 км/ч по воде. Транспортёр способен взять на борт до 18 тонн груза. При этом ПТС-4 может ещё и постоять за себя: он оборудован пулемётной установкой, которая управляется из бронированной кабины экипажа. Машины такого типа находят применение и в мирное время – так, например, они использовались при ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке. Это недавняя российская разработка.

А это переправочно-десантный паром (ПДП) (тоже недавняя разработка):

Паром ПДП по суше перевозится в сложенном состоянии, а перед спуском на воду раскрывается, превращаясь в самодвижущийся «островок» размером 16 на 10 метров, который может перевезти по воде 60 тонн груза со скоростью 10 километров в час.

Ну а этот образец – представитель уже не инженерных войск, а Военно-морского флота России. Однако и он выполняет схожую задачу – обеспечивает продвижение боевой техники туда, куда, казалось бы, путь ей закрыт.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Это самый большой и грузоподъёмный корабль на воздушной подушке в мире. Он может принять с необорудованного берега подразделение десантников с боевой техникой, перевезти их по морю, высадить на побережье противника и даже оказать десантируемым войскам серьёзную огневую поддержку! Для высадки и погрузки десантных подразделений и боевой техники используются носовая и кормовая аппарели. Благодаря особенностям воздушной подушки, «Зубр» способен передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия и минные заграждения, двигаться по болотам. Корабль развивает скорость до 110 км/ч и может взять на борт, например, 10 бронетранспортёров и 140 десантников.

21 января поднимают бокалы бойцы инженерных войск. Это один из самых востребованных родов: в боевых операциях он идет на переднем крае, расчищая путь другим соединениям, в экстремальных ситуациях мирного времени помогает восстанавливать поврежденные объекты и территории.

В распоряжении военных инженеров уникальные машины, "РГ" представляет 5 необычных из них.

Строитель дорог ИМР

Сейчас уже есть третье поколение инженерных машин разграждения, способных проложить дорогу, где только вздумается. Созданная на базе танков Т-72 или Т-90 девятиметровая ИМР оборудована бульдозерным отвалом, "умеющим" работать в двух положениях, и телескопической стрелой с набором разных креплений. Ей не страшны минные поля и даже гамма-излучения, которые она ослабляет примерно в 120 раз.

Два человека экипажа могут трое суток "жить" внутри машины. В кабине есть где вскипятить воду, подогреть пищу, конструкторы позаботились даже о туалете.

На открытой местности ИМР способна проложить 12-километровый путь. Не шоссе конечно, но проехать и пройти можно. В сплошных лесах показатели скромнее - 300-400 метров в час, что впрочем тоже прилично.

Змей Горыныч УР-77

Самоходная установка призвана делать бреши в минных заграждениях противника. Машина несет два 90-метровых заряда по 700 с лишним килограммов пластида каждый. После пуска они разматываются и падают на нужную площадь. Подрыв этих боеприпасов заставляет сработать уложенные вокруг противотанковые мины, обеспечивая проход шириной около шести метров. УР-77 специалисты называют одним из лучших средств преодоления минных полей. Но не стопроцентным - установка может обезвредить не все виды ловушек, установленных против пехоты.

Сказочное прозвище к современной установке разминирования перешло от предшественников из-за необычности зрелища: с реактивным ревом над землей появляется ракета, за которой тянется что-то длинное и извивающееся.

Заградитель ГМЗ - 3

Оппонент "Горыныча". Гусеничный минный заградитель третьего поколения способен за час расставить мины на нескольких километрах, причем как заблаговременно, так и во время боя. При необходимости и замаскирует боеприпасы под землей. А установленное на нынешних модификациях навигационное оборудование позволяет зафиксировать точные координаты каждой мины, что существенно облегчает задачу по очерчиванию контуров полей.

Экипажу остается только выбрать так называемый шаг установки мин, механизм отправит ее на транспортер, а после укладки специальное устройство переведет заряд в боевое положение.

Мост на колесах ТММ-6

Хотите мост за 50 минут? Нет проблем. Именно столько времени, согласно максимальному нормативу, требуется, чтобы развернуть тяжелый механизированный мост, по которому без особых трудностей пройдет тяжелая бронетехника. Один комплект ТММ-6 рассчитан на 102 метра при длине одного пролета 17 метров. Так что из него можно собрать шесть 17-метровых, три 34-метровых, ну или все же одну, но самую длинную стометровую переправу.

По шоссе такая машина может передвигаться на расстояние до 1100 километров без дозаправки, ее максимальная скорость при этом составляет 70 километров в час.

Копатель ТМК-2

Этот неуклюжий на первый взгляд трактор оставляет после себя глубокий след. По заверению знатоков, ТМК-2 прост в управлении и обладает высокой маневренностью, что делает машину незаменимой при прокладывании траншей для трубопроводов, других различных линий или дренажных работах.

За один час ТМК-2 сделает 700 метров траншеи глубиной в полтора метра. Дополнительные бульдозерные приспособления позволяют использовать машину даже для изменения рельефа: например, для засыпки ям, рвов или, наоборот, рытья котлованов. С комплектом дополнительного оборудования ТМК-2 можно задействовать на содержании и расчистке дорог от снега. Такую технику да в города для гражданских нужд.

Следующий мой пост посвяшен памяти о былом величии - музей военной техники под открытым небом. Я не буду пересказывать что собой представляет историко-культурный комплекс "Линия Сталина", который находится недалеко от города Заславля (30 километров от Минска в сторону Молодечно), т.к. все об этом месте знают.

Это мой второй раз на «Линии Сталина», первый был в году 2011 или 2012, точно не помню. Тему разделил на несколько частей и первый пост начну с самого интересного - военной инженерной техники, которая своим видом уникальна и конечно же производит сильное впечатление.

Военные инженерные машины - это необходимое звено любой армии мира. Инженерная техника в войсках - это инженерные машины для прокладывания дорог в зонах разрушения и по пересеченной местности, устройства проходов через минные поля, овраги и рвы, расчистка завалов, снега и насыпей и другое. Все они снабжены разнообразным оборудованием, например таким как: бульдозерные отвалы различных типов, лебёдки, годравлические захваты и манипуляторы, экскаваторное оборудование, крановое оборудование со стрелой, различное землеройное оборудование, оборудование для траления мин и многое другое. Потребность в надёжных и мощных военных инженерных машинах особенно увеличивается при военных действиях и конфликтах, спасательных операциях в мирное время, при стихийных и техногенных бедствиях, которых немало в наше время.

Инженерная машина разграждения ИМР. Назначение ИМР - оборудование колонных путей, проделывание проходов в зонах сплошных лесных или городских завалов, образовавшихся после применения ядерного оружия или же массовых авиабомбардировок. С этой целью машина оснащена мощным универсальным бульдозерным оборудованием и телескопическим манипулятором.:

Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной 6 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели. Задача проделывания проходов в противопехотных минных полях не является задачей УР-77, хотя и не исключается, причем надежное подрывание фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.:

КМС-Э — комплект мостостроительных средств. Предназначен для механизации строительства низководных мостов военных мостов на свайных и рамных опорах.:

УСМ — мостостроительная установка предназначенная для строительства низководных мостов.:

ИРМ "Жук" армейская машина, предназначенная для проведения инженерной разведки местности. Создана на базе боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2.:

Глубокий овраг или ров не остановит колонну, если её сопровождает бронированный танковый мостоукладчик, разработанный на базе среднего танка Т-55. Машина предназначена для устройства переправы через водные преграды, овраги и инженерные заграждения.:

Экскаватор Э-305БВ на базе армейского грузовика КрАЗ-255Б1.:

МТУ-20 — бронированный танковый мостоукладчик. Разработан на базе среднего танка Т-55 в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения. Предназначен для наведения однопролётного металлического моста.:

БАТ-М — путепрокладчик на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. Предназначен для прокладывания колонных путей, засыпки воронок, рвов, траншей, устройства пологих спусков на крутых склонах; проделывания проходов в завалах, прокладывания просек в кустарнике, мелколесье, расчистки дорог и колонных путей от снега и т.д.:

МДК-3 — землеройная машина на базе тяжелого тягача МТ-Т. Принята на вооружение в конце 1980-х гг.

Котлованная машина МДК - 3 является дальнейшим развитием машины МДК - 2М и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения (блиндажи, убежища, огневые сооружения). Размеры котлованов - ширина по дну - 3,7 метра, глубина - до 3,5 метра.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. Техническая производительность по количеству вынутого грунта - 500 - 600 м3/час.


МДК-2М — землеройная машина на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. Предназначена для отрывки котлованов в различных грунтах до IV категории включительно.:

БТМ-3 — быстроходная траншейная армейская машина для быстрой прокладки канав, траншей и окопов в грунтах 1-4 категории, т.е. машина способна отрывать траншеи в грунтах от песчаного до мерзлого. Создан на базе тягача АТ-Т.:

Всех этих троих монстров я ранее в одном из своих постов.

Бульдозер БКТ-РК2. Создан в 1979 году на шасси МАЗ-538 белорусского производства.:

Траншейная машина ТМК-2 представляет собой колесный тягач также на шасси МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование.:

ПТС-М — гусеничный плавающий транспортер средний. Настоящая амфибия!

ПТС-М может быть использован как средство для переправы людей, техники и других грузов через водные преграды и их перевозки по суше в условиях бездорожья. Высокая производительность, простота и многофункциональность гарантирует широкое применение инженерной техники в народном хозяйстве.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-М выполнен на базе узлов и агрегатов танка Т-55 и состоит из водонепроницаемого корпуса, силовой установки, гусеничного двигателя, водоходного движителя. Для погрузки и выгрузки техники ПТС-М имеет задний откидной борт и аппарели, при установке специального оборудования может применяться в морских условиях при волнении до трех баллов.

За один рейс транспортер может переправить (варианты): 2 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 по одной с рачетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, 2 автомобиля типа УАЗ-469, автомобиль от УАЗ -452 до Урал -4320 (без груза).


ГСП — гусеничный самоходный паром предназначенный для паромной переправы средних и тяжёлых танков, самоходных артиллерийских установок и средних танков с минными тралами при преодолении войсками водных преград.:

БМК-Т — буксирно-моторный катер. Предназначен для буксировки отдельных звеньев, участков понтонного моста при его наведении, буксировки ленты моста при ее развороте, перемещении; для завоза якорей; для буксировки паромов, собираемых из комплекта понтонно-мостового парка; для ведения разведки реки. Может также использоваться для переправы личного состава пехоты, буксировки несамоходных плавсредств, патрулирования водных преград и решения иных задач на водных преградах.:

БМК-130М — буксирно-моторный катер на базе БМК-130. Предназначен для буксировки паромов при устройстве мостовых и паромных переправ, переноса моста на другой створ, забрасывания якорей, для разведки реки и выполнения различных задач при оборудовании и содержании переправ.:

Переправочно-десантный паром. Паром ПДП по суше перевозится в сложенном состоянии, а перед спуском на воду раскрывается, превращаясь в самодвижущийся «островок» размером 16 на 10 метров, который может перевезти по воде 60 тонн груза со скоростью 10 километров в час.:

Регулярно пощу интересные картинки в Instagram , добро пожаловать!

В фильмах про войну мы привыкли видеть пехоту, танки, артиллерию и самолеты, в то время как инженерные войска здесь встречаются крайне редко. Однако не стоит недооценивать значение военных инженеров и их техники, ведь именно благодаря им танки и другие бронемашины преодолевают различные препятствия и вовремя оказываются на полях сражений, а пехота получает фортификационные сооружения. С необычной техникой инженерных войск вас познакомит данный пост.

Машина Луи Буаро для прорыва проволочных заграждений. Испытана в 1914 году. Внутри восьмиметровой рамы находилась пирамидальная конструкция с мотором и местами для двух членов экипажа. Конструкция медленно катилась вперёд, а рама давила заграждения. Машина в серию не пошла из-за медлительности и больших размеров.

Машина Бретон-Прето для преодоления проволочных заграждений, 1915 год. Построена на базе трактора. Проволока зажималась между специальными зубьями и резалась цепью, похожей на современную бензопилу. Машина заслужила одобрение военных, но в серию не пошла из-за успешного испытания гусеничного шасси.

Система преодоления препятствий «Стражиц». Разработана в 1934 году в СССР на базе лёгкого танка Т-26. Машина была оснащена металлическими треугольными конструкциями, призванными улучшить проходимость через рвы, окопы и стенки. Оригинальность конструкции, к сожалению, не обеспечивала эффективности, поэтому на вооружение «Стражиц» не приняли.

Cultivator No. 6, британская машина для рытья траншей. Создана в начале 40-х годов под личным контролем У. Черчилля. Это чудовище 23 метров длиной и массой 130 тонн могло рыть траншею глубиной полтора и шириной два метра со скоростью от 0,7 до 1 км/ч в зависимости от типа грунта. Причём не только прямую, но и изогнутую.

Cultivator No. 6, вид сзади. Люди возле машины позволяют наглядно представить её размеры. До серийного производства этот колосс так и не дошёл. Ни одного экземпляра до наших дней также не сохранилось.

Японская лесоповальная машина «Хо-К». Использовалась для прокладки дорог в лесу или джунглях. В качестве базы для неё использовался танк «Чи-Хе». Две такие машины несли службу в Маньчжурии.

В паре с «Хо-К» работал специальный трелёвочный трактор «Бассо Ки». Он занимался расчисткой дороги, проложенной лесоповальной машиной. В Маньчжурии их также было два экземпляра.

Немецкий тяжёлый аэродромный тягач-эвакуатор Adler Sd.Kfz.325. Два прототипа были построены в 1943 году. Машина могла не только буксировать самолёты. Большие полые передние колёса-барабаны отлично подходили для утрамбовки поверхности аэродромов.

«Соокоо Сагёо Ки». Специализированная японская инженерная машина для преодоления советских укреплений на границе с Маньчжурией. Была построена с использованием узлов танков Тип 89 «И-Го» и Тип 94. Задачи: рытьё окопов, ликвидация минных полей, колючей проволоки, обеззараживание, постановка дымовых и химических завес, использование в качестве подвижного огнемёта, крана и мостоукладчика.

В 1942 году австралийская армия вооружила некоторые танки Matilda II направляющими для реактивных бомб. Машину прозвали Hedgehog - «Ёж». 16-килограммовые заряды бомб должны были разрушать японские доты. Правда, именно эта модификация так и не успела принять участие в боевых действиях.

Большое количество инженерной техники англичане строили на базе танка Churchill. К примеру, инженерный танк Churchill AVRE с 290-мм мортирой для разрушения дотов. В передней части машины на фото закреплена фашина для преодоления рвов.

Любопытное фото с полигона. Churchill AVRE проложил мост на препятствие, взобрался по нему и сбросил вниз фашину. Судя по всему, сейчас танк должен «спрыгнуть» на неё.

«Черчилль»-мостоукладчик готов проложить 9-метровый танковый мост грузоподъёмностью до 60 тонн.

Не менее любопытная модификация - Churchill Armor Ramp Carrier. Предназначался для закрытия препятствия самим собой. Несколько машин при необходимости могли ставиться друг на друга и буквально заваливать преграду танками.

Пример использования Churchill ARC в Италии. Как видите, здесь понадобилось поставить два танка друг на друга. По ним идёт обычный линейный «Черчилль».

Ещё один вариант применения ARC. На этот раз - для преодоления высокой вертикальной стенки.

Совершенно умопомрачительный проект на базе «Черчилля» - мостоукладчик. Прокладывал дорогу по мягким или вязким грунтам, используя полотно толстой материи, укреплённое изнутри стальной арматурой. При кажущейся ненадёжности такое покрытие гарантировало, что колонна техники не сядет на брюхо на дороге, разбитой гусеницами.

Забронированный бульдозер Caterpillar D7

Впрочем, обыкновенные «гражданские» бульдозеры применялись так же активно. На снимке - расчистка заваленных городских улиц на Филиппинах.

Некоторая техника тонула при высадке на мелководье. Для её подъёма применялись так называемые донные тягачи. Этот был построен на базе «Черчилля».

Другой вариант донного тягача, на этот раз на базе среднего американского танка Sherman.

Эта ремонтно-эвакуационная машина на базе «Черчилля» не только уводила с поля боя повреждённую технику. В неподвижном муляже башни могли укрываться выжившие танкисты.

Минные поля всегда были опаснейшим препятствием для любого рода войск. Инженеры из корпуса морской пехоты США создали «Шерман-краб». Для этого к танку приделали цепной трал, который быстро вращался и бил цепями по земле. Из-за этого срабатывали взрыватели мин.

«Краб» в действии.

Послевоенное время, Израиль. Для пролома дорожных баррикад некоторое количество кустарных броневиков («сэндвич-траков») было оснащено импровизированным тараном. Для борьбы с этой машиной, прозванной «Бустер», противники израильтян стали минировать баррикады.

Советский танковый тягач БТС-2. Во время испытаний назывался «Объект 9», строился на базе Т-54. Мог развивать усилие до 75 тонн, вытаскивая не только средние, но и тяжёлые танки. Принят на вооружение в 1955 году.

Израильский «Шерман-Эйяль». Мобильный наблюдательный пост. На месте демонтированной башни находилась 27-метровая вышка. Использовался для ведения наблюдения в пустыне вплоть до войны 1973 года.

Советская установка УЗАС-2, разработанная в конце 1980-х годов. Предназначалась для забивания свай. Представляла собой модифицированное артиллерийское орудие. Была способна вбить сваю в любой грунт на глубину от 0,5 до 4 метров, причём практически без шума, сотрясения и повреждения сваи.

Автомобили Советской Армии 1946-1991 Кочнев Евгений Дмитриевич

Инженерная техника

Инженерная техника

Обширнейшая программа автомобильной инженерной техники на шасси КрАЗ-255Б/Б1 включала как уникальные экспериментальные машины «Периметр» и доработанные варианты ранее выпускавшихся землеройных, погрузочно-разгрузочных и понтонных средств, так и принципиально новые для Советской Армии автомобили для наведения водных переправ, буровых работ и очистки воды.

Опытный КрАЗ-Э255БП с гидрофицированным комплектом «Периметр» для самоокапывания. 1978 год.

КрАЗ-Э255БП – опытный грузовик с комплектом оригинального устройства «Периметр » с гидрофицированным оборудованием для самоокапывания. Его идея была разработана в 1960-е годы в подмосковном 21 НИИИ, в 1969 году ее поддержали Министерство обороны и Минавтопром, что позволило передать установку для изготовления на основные советские автозаводы, в том числе на КрАЗ. В начале 1970-х годов там был построен первый вариант Э255БП, у которого сзади под кузовом были смонтированы широкий нож-отвал, поднимавшийся при помощи двух гидроцилиндров, и свернутый в рулон фартук из прорезиненной ткани. При работе грунт от отвала подавался на фартук и перевозился на другое место. На испытаниях в 21 НИИИ в 1978 году КрАЗ-Э255БП отрывал котлован глубиной 2,5 м и шириной 3,1 м за 2 часа 40 минут. Для этого потребовалось проделать 102 цикла длиной по 170 м, а объем вынутого грунта составил 137 кубометров. Испытания выявили повышенные нагрузки на узлы трансмиссии и частые поломки. Вскоре на заводе построили модернизированный вариант 2Э255БП , но все проблемы устранить на нем не удалось, и работы по этой теме были прекращены.

Параллельно с монтажом тяжелых кранов на специальные шасси КрАЗ-257К/К1 их устанавливали также и на автомобили КрАЗ-255Б/Б1. Из этой гаммы основным войсковым автокраном стал 10-тонный вариант КС-3572 Ивановского кранового завода с телескопической стрелой с гидроприводом, принятый на вооружение в 1976 году. Впоследствии на шасси 255Б1 базировался гидрокран КС-3576 второго поколения, а также 14-тонная модель КС-3575А . Подобным же образом сначала на этом автомобиле монтировали простой войсковой одноковшовый экскаватор Э-305АВ с механическим тросовым приводом рабочих органов, созданный изначально для установки на КрАЗ-214. В 1970 году Калининский экскаваторный завод начал производство новой многоцелевой модели Э-305БВ с обратной или прямой лопатой емкостью 0,4 кубометра, предназначенной для монтажа на КрАЗ-255Б. Для привода рабочего оборудования здесь использовали 38-сильный дизельный двигатель Д-48Л. С разными лопатами экскаватор мог отрывать котлованы глубиной 4,1 м в радиусе 5,9 – 7,35 м и выгружать грунт на высоту до 5,9 м. Он имел снаряженную массу 19 т и развивал максимальную скорость 70 км/ч. В дальнейшем экскаваторы серии Э-305 заменила более производительная машина ЭОВ-4421.

Гидравлический одноковшовый войсковой экскаватор ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255Б1. 1979 год.

ЭОВ-4421 – войсковой гидравлический одноковшовый экскаватор на шасси КрАЗ-255Б/Б1 для выполнения широкого комплекса земляных строительных и тактических работ. С конца 1970-х годов состоял на вооружении инженерных батальонов и выпускался заводом «Муромтепловоз». Доработанное шасси имело укороченную заднюю часть рамы, а второй топливный бак был перенесен на поворотную платформу. В отличие от прежней серии Э-305 экскаватор снабжался обратной лопатой емкостью 0,65 кубометра, более мощным автономным 76-сильным дизелем ЮМЗ, гидравлическим приводом рабочих органов и выносными гидравлическими опорами с дистанционным управлением из кабины экскаваторщика. Его стрела была приспособлена для подъема и перемещения грузов массой до 3,5 т, то есть выполняла функции автокрана. Экскаватор весил около 20 т, имел глубину копания 3,25 м в радиусе 7,3 м, производительность на разных работах 50 – 70 кубометров грунта в час и транспортную скорость 70 км/ч, по грунтовым дорогам – до 30 км/ч.

Модернизированный тяжелый механизированный двухколейный мост ТММ-3.

ТММ-3 – модернизированный тяжелый механизированный двухколейный мост грузоподъемностью 60 т. Создан специально для установки на доработанные автомобили КрАЗ-255Б/Б1 и служивший для обустройства мостовых переправ шириной до 40 м. Его главной конструктивной особенностью были модернизированные агрегаты и мостовые блоки с раздвижной колеей (в пределах 800 мм), что позволило приспосабливать мост для пропуска широкого набора транспортных средств. Внешне вариант ТММ-3 отличался от ТММ укладкой запасного колеса на специальном подрамнике над кабиной водителя. При этом все параметры и эксплуатационные характеристики не отличались от моста ТММ , который выпускался параллельно и с конца 1960-х годов тоже монтировался на грузовики серии 255.

Комплект ТММ-3 также состоял из четырех мостоукладчиков с раскладными двухколейными мостовыми блоками и откидными опорами. Сложенные блоки крепились на специальной перегрузочной мачте с вильчатым окончанием, которая при помощи двух гидроцилиндров поворачивалась вокруг своей оси. При достижении угла 100° в действие вступала тросовая лебедка, поднимавшая через блоки стрелы верхнюю часть мостового блока. Когда обе секции устанавливались по прямой линии и фиксировались специальным механизмом, лебедка отключалась, и мост опускался на нужное место – на берег водной преграды или на свою гидравлическую опору. Ширину колеи и высоту опоры можно было регулировать при помощи гидроцилиндров. В производстве находились также модификации ТММ-3М и ТММ-3М1, базировавшиеся впоследствии на шасси КрАЗ-260Г. Боевая масса мостоукладчиков серии ТММ-3 находилась в пределах 19 – 20 т, численность экипажа составляла 8 – 12 человек. Мосты подобного типа изготовляли в ЧССР, где их базой являлись четырехосные автомобили «Татра-813».

ПМП – раскладной понтонно-мостовой парк грузоподъемностью 60 т первого поколения, идентичный парку на шасси КрАЗ-214 и также состоявший из стальных 20-тонных герметичных понтонов длиной 6,75 м. Выпускался до конца 1970-х годов и базировался на автомобилях КрАЗ-255Б/Б1. В процессе производства для осуществления конкретных тактических задач он предлагался в нескольких исполнениях с разными размерностями и грузоподъемностью речных звеньев. Усиленный парк ПМП-У снабжался стальными понтонами с размерами 8,0x8,1 м и полезной нагрузкой до 26 т. Опытный амфибийный парк ПМП-А предполагалось комплектовать специальными плавающими автомобилями, созданными на шасси ЗИЛ-135П (8x8) и оснащенными разными видами понтонов – металлическими размером 12,0x8,4 м из легких сплавов или пластмассовыми длиной 14,2 м и шириной 3,3 м. Их грузоподъемность колебалась в пределах от 15 до 40 т. В программе были также тыловой автодорожный парк ПМП-Д и специальный парк для РВСН с усиленными соединениями и измененной схемой сборки, допускавший пропуск подвижных ракетных пусковых установок. Парки МЛЖ и МЛЖ-М предназначались для наведения наплавных железнодорожных мостов. Из серийной продукции, специально рассчитанной на автомобили КрАЗ-255Б1, был модернизированный парк ПМП-М, базировавшийся на базовом варианте ПМП.

Процесс подъема раскладного понтона парка ПМП на понтонный автомобиль КрАЗ-255Б1.

ПМП-М – модернизированный общевойсковой понтонно-мостовой парк второго поколения для монтажа на автомобили 255Б1. Был разработан с учетом опыта эксплуатации парка ПММ с целью расширения областей его применения, увеличения пропускной способности, надежности, долговечности и практичности. Был принят на вооружение в 1975 году и с 1980 года взамен модели ПММ серийно выпускался Навашинским машзаводом. Как и в первом исполнении, он состоял из герметичных стальных раскладных речных звеньев, образовывавших отдельные металлические понтоны размерами 6,75x8,1 м и грузоподъемностью по 20 т. Его главными конструктивными особенностями являлись спрямленная верхняя палуба берегового звена, наличие съемных гидродинамических щитов (волноотбойников) для гашения воздействия волн и течения, такелажного оборудования и приспособлений для оборудования переправ в зимних условиях (ледорубы, ледорезы, лыжи и др.). Многие из этих устройств применялись впервые в мире и были защищены патентами. Парк ПМП-М использовался для наведения двух видов переправ длиной 227 или 382 м для одно– или двухрядного движения и сборки отдельных паромов грузоподъемностью 20 или 60 т. В зависимости от погодных и боевых условий время наведения мостов составляло от 30 до 90 минут, а внедренные модернизации позволили применять парк при скорости течения до 3 м/с. В его состав также входили 36 понтонных автомобилей, перевозивших речные и береговые звенья, грузовики для доставки выстилки из металлических пластин, а также 16 катерных машин для транспортировки катеров БМК-Т на наклонной платформе или БМК-130М и БМК-150М на прицепах. Наиболее совершенный буксирно-моторный катер БМК-Т имел корпус с четырьмя переборками, палубой и рубкой. Его силовым агрегатом являлся дизель ЯМЗ-236, вращавший водяной насос и два гребных винта на поворотно-откидных колонках с насадками. Он развивал скорость 17 км/ч, мог толкать 60-тонный паром с грузом, развивая 9 км/ч, или переправлять десант из 20 человек. Полная масса понтонного автомобиля КрАЗ-255Б1 с речным звеном составляла 18 960 кг, габаритные размеры – 9950x3150x3600 мм. Развитием парка ПМП-М фактически стали варианты ППС-84 и ПП-91, которые монтировали на грузовики КрАЗ-255Б1 и КрАЗ-260.

Грузовик КрАЗ-255Б1 с понтоном мостового парка ПМП-М второго поколения. 1980 год.

Понтонные парки ПМП поставлялись в вооруженные силы всех государств Варшавского договора, а также в Китай, Индию, Египет, Ирак, Афганистан и другие страны, где принимали участие в боевых действиях, в том числе на Ближнем Востоке, во Вьетнаме и Анголе. По лицензии его собирали в Чехословакии, Китае, Югославии и монтировали на трех– и четырехосные грузовики собственного изготовления. В отличие от большинства другой советской автомобильной техники этот уникальный понтонный парк был скопирован ведущими западными фирмами, и теперь его варианты иностранного изготовления состоят на вооружении многих стран мира.

ППС-84 «Амур» – специальный тяжелый понтонно-мостовой парк грузоподъемностью до 120 т второго поколения, способный пропускать тяжелую технику, в том числе многоосные самоходные баллистические ракетные комплексы. Разработки в этом направлении проводились с 1972 года как развитие первого парка ППС начала 1950-х годов. Новый парк был рассчитан на установку на грузовиках КрАЗ-260Г, но из-за задержки их серийного выпуска в ноябре 1981 года его стали монтировать на шасси КрАЗ-255Б1. В декабре того же года он поступил на государственные испытания и в 1986 году был принят на вооружение под кодовым наименованием «Амур». С развертыванием серийного производства автомобилей КрАЗ-260 они стали основной базой парка ППС-84.

Кроме упомянутых выше понтонно-мостовых парков автомобили КрАЗ-255Б нашли применение и в самом необычном для своего времени самоходном понтонном парке СПП , основой которого являлись специальные понтонные амфибии ПММ «Волна», созданные на шасси четырехосных плавающих автомобилей ЗИЛ-135МБ. Роль входивших в его состав 18 автомобилей КрАЗ-255Б сводилась к доставке к амфибиям речных и береговых звеньев ПМП, переходных понтонов с соединительными приспособлениями, выстилки, специального имущества и четырех катеров БМК-Т.

Сваебойная установка УСМ на автомобиле КрАЗ-255Б1 с четырьмя копрами и 2-тонным краном.

УСМ (УСМ-1) – первая советская установка для строительства мостов (сваебойная машина) использовалась при наведении низководных или подводных 60-тонных деревянных мостов на свайных или рамных опорах с шириной проезжей части 4,2 м. Состояла на вооружении с конца 1970-х годов и базировалась на двух грузовиках КрАЗ-255Б1 со специальным оснащением и имуществом. На первом основном мостостроительном автомобиле с лебедкой и выносными гидравлическими опорами монтировалось оборудование для забивания 6,5-метровых деревянных свай, установки опор и укладки на них пролетных строений. В его комплект входили ферма с четырьмя вышками для копровых установок с дизель-молотами ДМ-240 и рабочей площадкой, смонтированными на полноповоротной платформе с приводом от трансмиссии автомобиля. Выдвижение фермы в заднем направлении на 4,5 м позволяло забивать сваи на расстоянии от 0,5 до 4,5 м друг от друга. Их подача на сваебойную установку производилась обычными автокранами. В передней части шасси размещался 2-тонный перегрузочный кран с механическим приводом и выдвигавшейся вручную телескопической фермовой стрелой с максимальным вылетом 7,5 м, служивший для укладки пролетных строений и настила. Полная масса сваебойной установки – 18,9 т, габаритные размеры – 10750x3070x3800 мм. Время развертывания и свертывания – 10 минут. Производительность машины УСМ-1 с расчетом из 11 человек составляла в разных условиях 7 – 15 погонных метров моста в час. Второй бортовой грузовик с перегрузочным гидрокраном служил для перевозки вспомогательного оборудования и имущества: дизель-молоты, надувная резиновая лодка, мотопилы, запасные части и др. Модернизированный вариант УСМ-2 устанавливался на шасси КрАЗ-260.

УСБ – мощная сваебойная установка для забивания железобетонных свай разного размера в процессе строительства войсковых автомобильных мостов на суше или на воде. Принята на вооружение в апреле 1980 года. Первоначально монтировалась на шасси КрАЗ-255Б1, но впоследствии ее основной базой послужили грузовики КрАЗ-260. Установка снабжалась двумя дизель-молотами, 1,5-тонной лебедкой с гидроприводом и была приспособлена для работы на понтонах. Одновременно она могла забивать две сваи диаметром 18 – 30 см и весом по 1500 кг и имела производительность не менее четырех свай в час. Ее габаритные размеры в транспортном положении – 12300x2750x3500 мм.

ПБУ-200 – передвижная буровая установка инженерных войск для проделывания водозаборных скважин в наиболее твердых породах и обеспечения пунктов водоснабжения. Монтировалась на трех автомобилях КрАЗ-255Б с двумя прицепами. Основная машина позволяла бурить скважины диаметром до 273 мм на глубину 200 м. На втором автомобиле перевозилась мощная насосная станция для откачивания до 12 кубометров воды в час. Третий автомобиль с гидрокраном и прицепы 2-ПН-6М служили для доставки труб, вспомогательного оборудования и имущества. Установку ПБУ-200 обслуживал расчет из пяти человек.

К инженерной технике относилась автономная опреснительная станция ОПС для очистки и опреснения природной воды, размещавшаяся в фургоне на шасси 255Б1 с испарительным аппаратом, теплообменником, фильтрами и собственной электростанцией.

Из книги История инженерной деятельности автора Морозов В В

ТЕМА XI. ЭЛЕКТРОХИМИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Окружающий мир разнообразный и загадочный. Вся природа, весь мир объективно существует вне и независимо от сознания человека. Мир материален; все существующее представляет собой различные виды материи, которая всегда

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

Тема XIII. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАНОТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, ЗНАЧЕНИЕ Человечество уверенно вступило в XXI век, который, как мы часто слышим, будет проходить под знаком генетики, биотехнологий и информационных технологий. Мы также слышим, что ученые

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР (объект 816А) Состояние принята на вооружение в 1969 г.Разработчик КБТМ (Омск)Изготовитель. Омский з-д транс.маш.Производство серияБоевая масса, т 37,5Длина корпуса, мм: 6200Ширина, мм 3270Высота, мм 2300Клиренс, мм. 500Ср. уд. дав. на грунт, кг/см #178;

Из книги автора

ИНЖЕНЕРНАЯ МАШИНА РАЗГРАЖДЕНИЯ ИМР-2 Состояние принята на вооружение в 1980 г.Производство. серия с 1982 г.Боевая масса, т 44,5Длина с оборудованием, мм. 9550Ширина, мм 3735Высота по крышу башни, мм 3680Клиренс, мм. 475Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,88Преодолеваемые

Из книги автора

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА "Жук"(ИРМ) Состояние на вооружении с 1980 г.Производство. серияБоевая масса, т 17,2Длина, мм. 8220Ширина, мм 3150Высота, мм. 2400Клиренс, мм. 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,69 Преодолеваемые препятствия: – подъем, град 36– ров, м. 2,3– стенка, м

Из книги автора

Инженерная техника К наиболее оригинальным инженерным машинам относился «дорогоукладчик», разработанный в середине 1950-х годов в 21 НИИИ на шасси ГАЗ-63. Это был укладчик дорожной двухколейной ленты (рулонного тракта) для обеспечения прохода колесной автотехники по

Из книги автора

Инженерная техника По-видимому, советские инженерные войска уже давно ожидали появления нового вездеходного шасси повышенной грузоподъемности, и с появлением ЗИС-151 на его базе сразу же было создано большое количество разнообразной техники среднего класса. Первенство

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Существенно расширенный ряд инженерной техники на 157-й серии грузовиков включал не только старые надстройки, переставленные с ЗИС-151, но и несколько новых средств для эвакуации аварийной военной автотехники, проведения

Из книги автора

Инженерная техника С появлением тяжелого полноприводного автомобиля КрАЗ-214 на его базе началось активное формирование наиболее обширной в Советской Армии гаммы мощной тяжелой автотехники отечественной разработки. Она создавалась по заказам Министерства обороны с

Из книги автора

Инженерная техника В отличие от других видов военных машин инженерная техника на шасси ГАЗ-66 не унаследовала профессии ГАЗ-63, а создавалась целиком и полностью для установки на серийные или доработанные шасси грузовиков 66-го семейства, а также в первый и последний раз

Из книги автора

Инженерная техника В инженерных подразделениях роль автомобилей ЗИЛ-130 сводилась к перевозке по дорогам общего пользования и тыловым путям сообщения элементов конструкций и имущества различных дорожных покрытий, наплавных и разборных мостовых переправ. Для доставки

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника На ЗИЛ-131 пришелся серийный выпуск разработанных ранее комплектов мостостроительных средств КМС, а также перевозка средних автодорожных разборных мостов САРМ и САРМ-М, для чего служили 42 бортовых грузовика. Главными новинками

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Появление семейства «Урал-375» позволило создать целое семейство эвакуаторов легкого и среднего классов и многоцелевых полноприводных грузоподъемных средств высокой проходимости для инженерных войск и РВСН, которые применялись

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника В 1987 году в 21 НИИИ специально для установки на КамАЗ-4310 был разработан легкий армейский эвакуатор 38М1, но опытные образцы, построенные на 38 заводе, базировались уже на шасси 43101. Основным эвакуационным и ремонтным средством на базе 4310

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Самый широкой ряд новой автотехники на шасси 4320 был создан в 1980-е годы для инженерных войск. На этой базе продолжился процесс создания нового для Советской Армии семейства машин технической помощи и эвакуаторов, начатый еще с модели

Из книги автора

Эвакуационная и инженерная техника Созданные в 1980-е годы на шасси КрАЗ-260 средние и тяжелые эвакуационные машины в советские времена так и остались опытными образцами. Их разработкой занимался 21 НИИИ, уже имевший опыт проектирования новой для Советской Армии техники. В