Последняя модель птс инженерных войск. Площадка инженерной техники на «Линии Сталина

Боевая техника производит сильное впечатление. Скорость, мощь ее, техническое совершенство мало кого оставляют равнодушным. Но помимо боевых в армии есть другие машины, не менее интересные. Они не могут похвастаться сильным вооружением или особо крепкой бронёй, зато обладают уникальными возможностями, в ней воплощены не менее интересные инженерные решения, а выполнить боевую задачу без этих машин порой оказывается просто невозможно. Ранее на сайте Фестиваля науки появлялся обзор подобного рода , теперь черед отечественной техники...

Глубокий овраг или ров не остановит колонну, если её сопровождает танковый мостоукладчик МТУ-90

МТУ-90 на укладке моста

Эта машина разработана в омском «КБ транспортного машиностроения». Она предназначена для устройства переправы через водные преграды, овраги и инженерные заграждения. С помощью МТУ-90 можно за пару минут навести мост грузоподъемностью 50 тонн через препятствия шириной до 24 метров. При этом экипаж может не выходить из машины.

Если же на пути боевой техники оказывается непроходимый завал или минное поле, на помощь может прийти вот этот «монстр», созданный в цехах «Уралвагонзавода»:

Инженерная машина разграждения ИМР-3М

Это инженерная машина разграждения, ИМР-3М.Она поможетпродвижению войск в лесных и горных завалах, в снежной целине и даже в минных полях, в рытье котлованов, засыпка рвов и траншей. Машина герметизирована, оснащена системами подводного вождения (на глубине до 5 метров) и радиационной защиты. Кроме того она может ставить плотную дымовую завесу. Ну а если придётся непосредственно контактировать с врагом, ИМР-3М может пустить в ход зенитно-пулеметную установку НСВТ-12,7 или КОРД. Экипаж может выполнять боевые задачи, не выходя из машины в течение трех суток. Поэтому машина снабжена устройством кипячения воды и разогрева пищи, а также обеспечения других естественных потребностей.

В бою от скорости продвижения техники может зависеть и жизнь экипажа, и выполнение боевой задачи. Быстро преодолеть минное поле поможет установка разминирования УР-77.

Установка разминирования УР-77(фото - www.warsonline.ru)

Установка УР-77 способна проделывать ходы в минных полях во время боя. Ширина прохода составляет около 6 метров, а длина до 90 метров. Происходит это так: машина сдвигает бронированный колпак и запускает реактивный снаряд, тянущий за собой длинный шнур из взрывчатого вещества, который срабатывает после приземления и вызывает срабатывание мин. Видимо, из-за «огнедышащей» ракеты с длинным «хвостом» установку прозвали «Змеем Горынычем». УР-77 участвовала в афганской и чеченской войне.

А эта техника предназначена для преодоления водных преград:

Плавающий гусеничный транспортёр ПТС-4

ПТС-4 - это настоящая амфибия. Машина может двигаться со скоростью 60 км/ч по суше и 15 км/ч по воде. Транспортёр способен взять на борт до 18 тонн груза. При этом ПТС-4 может ещё и постоять за себя: он оборудован пулемётной установкой, которая управляется из бронированной кабины экипажа. Машины такого типа находят применение и в мирное время – так, например, они использовались при ликвидации последствий паводка на Дальнем Востоке. Это недавняя российская разработка.

А это переправочно-десантный паром (ПДП) (тоже недавняя разработка):

Паром ПДП по суше перевозится в сложенном состоянии, а перед спуском на воду раскрывается, превращаясь в самодвижущийся «островок» размером 16 на 10 метров, который может перевезти по воде 60 тонн груза со скоростью 10 километров в час.

Ну а этот образец – представитель уже не инженерных войск, а Военно-морского флота России. Однако и он выполняет схожую задачу – обеспечивает продвижение боевой техники туда, куда, казалось бы, путь ей закрыт.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Это самый большой и грузоподъёмный корабль на воздушной подушке в мире. Он может принять с необорудованного берега подразделение десантников с боевой техникой, перевезти их по морю, высадить на побережье противника и даже оказать десантируемым войскам серьёзную огневую поддержку! Для высадки и погрузки десантных подразделений и боевой техники используются носовая и кормовая аппарели. Благодаря особенностям воздушной подушки, «Зубр» способен передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия и минные заграждения, двигаться по болотам. Корабль развивает скорость до 110 км/ч и может взять на борт, например, 10 бронетранспортёров и 140 десантников.

Фотографии без ссылок на источники - из архива автора. На заглавной фотографии - роторный траншеекопатель ТМК-2 на инженерном шасси КЗКТ-538ДК (фото Константина Дунаева)

В истории советского военного автомобилестроения доля специальных двухосных тягачей с колесной формулой 4х4 занимала, пожалуй, самую скромную нишу и насчитывала буквально несколько опытных и мелкосерийных конструкций. Активные работы в этой довольно узкой сфере начались в середине 1950-х и проводились по заданиям Министерства обороны СССР с целью поиска наиболее оптимальной конструкции компактного, маневренного, несложного и не слишком дорогого универсального автомобиля инженерных войск, способного нести на себе набор рабочего оборудования и выполнять самые разнообразные операции.

Г лавным разработчиком такой техники вновь стало минское СКБ-1. Его первой военной машиной, родившейся в ноябре 1955 года, стал опытный двухосный тягач МАЗ-528. За неимением чего-то иного в его конструкцию заложили общую концепцию первого советского 25-тонного карьерного самосвала МАЗ-525, созданного в 1950 году под руководством Б. Л. Шапошника, в то время главного конструктора Минского автозавода.

МАЗ-528

(Фотографии из архива МЗКТ)

Этот малоизвестный военный тягач получил ряд агрегатов от грузовика ЯАЗ-210 и доработанную кабину от МАЗ-200, но был лишен специальной подвески и имел заднее расположение моторного отсека. В нем находился двухтактный дизель ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с., работавший с пятиступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной и дополнительной коробкой отбора мощности на гидронасос и лебедку. Реверсный механизм в трансмиссии позволил машине передвигаться с десятью скоростями в переднем и заднем направлениях без разворота. Роль подвески играли односкатные колеса с 28-дюймовыми шинами низкого давления.

Изначально МАЗ-528 был рассчитан на работу с навесным буль­дозерным оборудованием и как тягач-толкач тяжелой техники. Для повышения тягово-сцепных качеств на нем предусматривалась навеска 2,5-тонного балласта, вместе с которым масса машины превышала 18 тонн, позволяя буксировать низкорамные танковые прицепы.

МоАЗ-542

В 1960-е годы краткую и малоизвестную страницу истории Могилевского автозавода (МоАЗ) вписал процесс разработки перспективного тягача МоАЗ-542 двойного назначения. По своей заднемоторной компоновке и внешности он почти не отличался от МАЗ-528, но по конструкции был унифицирован с опытным одноосным тягачом МоАЗ-546. На нем использовались опытный 240-сильный дизель ЯМЗ-238, четырехступенчатая коробка передач и традиционная рессорная подвеска, но вместо 28-дюймовых установили более компактные шины размером 26,50–25. Реверсивная трансмиссия обеспечивала устойчивые рабочие скорости в границах от 0,2 до 40 км/ч в обе стороны.



Прототип 240-сильного тягача МоАЗ-542 (из архива НИИЦ АТ) и колесный бульдозер Д-581 на модернизированном шасси МоАЗ-542

Статьи / Военная техника

На заглавном фото: Первый минский одноосный тягач МАЗ-529 с передним опорным катком (из архива МЗКТ) Тяжелые одноосные тягачи представляли собой необычные для своего времени транспортные средства с колесной...

66625 3 32 03.02.2017

В 1964 году шасси МоАЗ-542 прошло приемочные испытания в 21 НИИИ. Затем разные предприятия начали монтировать на нем оборудование погрузчиков и снегоочистителей, но успеха они не имели. Что же касается военного применения МоАЗ-542, то к тому времени в производство уже пошел более совершенный и эффективный вариант МАЗ-538, а возможностей МоАЗа оказалось недостаточно, чтобы организовать серийный выпуск собственной машины.

Семейство МАЗ/КЗКТ-538

Получив опыт разработки и пробной эксплуатации первых одно- и двухосных тягачей, в 1960 году минское СКБ-1 завершило проектирование и сборку прототипов более мощного и практичного двухосного автомобиля-тягача МАЗ-538 инженерных войск для буксировки тяжелых систем и навески различных рабочих приспособлений.

По заданию Инженерного управления Министерства обороны СССР его проектировали в КБ инженерных тягачей при СКБ-1 под руководством Владимира Ефимовича Чвялева, будущего конструктора ракетных шасси. Этой машине была суждена долгая жизнь и достаточно широкое распространение в Советской армии, где она состояла на вооружении инженерных и саперных подразделений, в батальонах мотострелковых и танковых дивизий.

В 1964 году МАЗ-538, удачно завершивший государственные испытания, был принят на вооружение под обозначением ИКТ-С - средний инженерный колесный тягач. Годом ранее всю документацию на него передали Курганскому заводу колесных тяга­чей (КЗКТ) для промышленного производства.

В передней части сварной лонжеронной рамы автомобиля МАЗ-538 были смонтированы 375-сильный танковый дизель Д12А V12 и гидромеханическая трансмиссия с планетарной коробкой передач. От нее крутящий момент подавался на гидронасос и валы отбора мощности для привода лебедки и исполнительных механизмов, а реверсивное устройство позволяло машине перемещаться с одинаковыми скоростями и тяговыми усилиями в обоих направлениях. В оригинальной передней независимой подвеске поперечные рычаги сочетались с гидропневматическими упругими элементами, но задние колеса крепились на раме жестко.

Для управления тяжелой машиной только одним водителем-механиком была создана приподнятая компактная цельнометаллическая кабина с круговым обзором. Ее оборудовали двухсторонними органами управления, переставным рулевым колесом, двумя приборными панелями и двумя сиденьями, расположенными рядом друг с другом, но обращенными в разные стороны.

Когда же в Кургане модернизировали минские тягачи, их заводская маркировка была изменена на КЗКТ. Первым из них в 1965 году появился длиннобазный вариант КЗКТ-538ДП без коробки отбора мощности. Его главным назначением являлась работа с пассивными рабочими органами, не имевшими привода от двигателя автомобиля. Второе шасси КЗКТ-538ДК с герметизированной кабиной и коробкой отбора мощности применялось для монтажа активных землеройных агрегатов, а гидравлический ходоуменьшитель позволял им перемещаться с рабочими скоростями от 0,25 до 45 км/ч.

Инженерное оснащение на шасси МАЗ/КЗКТ-538

С началом выпуска автомобилей МАЗ-538 минского и курганского изготовления специально для них была разработана целая гамма навесного и прицепного рабочего оснащения. Первыми из них были простые инженерные машины с пассивными навесными рабочими органами - многоцелевой колесный бульдозер-тягач БКТ и армейский путепрокладчик ПКТ. Позднее на курганских шасси монтировали активное оборудование траншейной машины ТМК Дмитровского экскаваторного завода.

Базовый бульдозерный колесный тягач БКТ на автомобиле МАЗ-538 применялся для отрыва различных инженерных коммуникаций. Его рабочим органом являлся обычный прямой бульдозерный отвал шириной 3,3 метра. За один час машина могла переместить до 100 кубометров грунта. На удлиненном варианте КЗКТ-538ДП монтировали более эффективный вариант БКТ-РК2 с лебедкой и задним рыхлителем-корчевателем.

Вторую часть обзора Тольяттинского музея я хочу посвятить инженерной технике, тягачам и вспомогательным машинам . Экспонатов, относящихся к этой категории, в музее очень много. Даже больше, чем в профильном музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, находящимся в С-Петербурге. А с учетом удобства осмотра и ощупывания экспонатов музей АВТОВАЗа можно рассматривать, как одно из главных мест, которое должны посетить любители инженерной техники, чтобы ознакомиться с серийными машинами и раритетами. Как и в прошлой части, буду представлять технику по функциональным группам, а не по расположению в музее, т.к. она довольно сильно разбросана по площадкам.

Инженерная машина разграждения ИМР.

Инженерная машина разграждения ИМР.

Машина способна проделывать проходы в зоне сплошных завалов и разрабатывалась для действий в условиях ядерной войны. Реально такие машины применялись при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где оказались единственной техникой, способной работать около разрушенного реактора.

Инженерная разведывательная машина ИРМ «ЖУК»

Инженерная разведывательная машина ИРМ «ЖУК»

ИРМ создана для инженерной разведки местности и водных преград. Многие машины представлены в нескольких экземплярах, к примеру, гусеничных минных заградителей ГМЗ в музее аж 3 ед., одного из них я показал в первой части обзора музея. Кроме них, есть еще минные заградители.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4.

Путепрокладчик БАТ-М. Эта замечательная машина была очень любима в войсках. БАТ способен вытащить практически любую застрявшую технику, поэтому в колонне с ним чувствуешь себя гораздо спокойнее.

Путепрокладчик БАТ-М. Эта замечательная машина была очень любима в войсках. БАТ способен вытащить практически любую застрявшую технику, поэтому в колонне с ним чувствуешь себя гораздо спокойнее.

Путепрокладчик колесный ПКТ.

Путепрокладчик колесный ПКТ.

Полковая землеройная машина ПЗМ-2.

Полковая землеройная машина ПЗМ-2.

Траншейная колесная машина ТМК-2.

Траншейная колесная машина ТМК-2.

Для пехоты такие машины - как манна небесная. Несмотря на все свои недостатки, это достойная замена лопате. А для отрывки больших траншей используется вот такая зверь-машина:

Быстроходная траншейная машина БТМ-3.

Быстроходная траншейная машина БТМ-3.

Таких машин полагалось три штуки на дивизию. Скорость отрытия траншей основного профиля до 810 метров в час. А если требуется отрыть окоп для стрельбы стоя с лошади тяжелой техники, поможет еще одна замечательная машина.

Машина для отрывки котлованов МДК-2м.

Машина для отрывки котлованов МДК-2м.

Окоп для танка эта машина полностью отрывает за 10 минут. На смену ей пришел еще более мощный агрегат.

Машина для отрывки котлованов МДК-3.

Машина для отрывки котлованов МДК-3.

Производительность этого монстра выросла с 350 до 600 кубометров в час вынутого грунта. Если же наоборот, требуется отрыть небольшой котлован, да еще причудливой формы, МДК не подойдет. Тут нужен экскаватор.

Экскаватор ЭОВ-4421.

Экскаватор ЭОВ-4421.

Бурильная машина БГМ. Предназначена для бурения скважин (до 30 м) при подготовке взрывных работ.

Бурильная машина БГМ. Предназначена для бурения скважин (до 30 м) при подготовке взрывных работ.

Скрепер Д-357П.

Скрепер Д-357П.

Автомобильный кран 8Т210. Основной кран в сухопутных войсках. Грузоподъемность 6,3 т. Крановое оборудование приводится в действие электромоторами.

Автомобильный кран 8Т210. Основной кран в сухопутных войсках. Грузоподъемность 6,3 т. Крановое оборудование приводится в действие электромоторами.

Автокран на базе ЗИЛ-130. Грузоподъемность этого крана также 6,3 т.

Автокран на базе ЗИЛ-130. Грузоподъемность этого крана также 6,3 т.

В Тольяттинском музее находится богатый арсенал техники, предназначенной для преодоления водных преград.

Тяжелый механизированный мост ТММ-3.

Тяжелый механизированный мост ТММ-3.

Один из четырех мостоукладчиков на базе КрАЗ-257, входящих в комплект ТММ. Способен перебросить мост грузоподъемностью 60 т через препятствие 40 м за 72 минуты.

Мостоукладчик МТ-55. Разработан в ЧССР на базе танка Т-55. Способен за три минуты навести мост 18 м длиной и грузоподъемностью 50 т.

Мостоукладчик МТ-55. Разработан в ЧССР на базе танка Т-55. Способен за три минуты навести мост 18 м длиной и грузоподъемностью 50 т.

Установка строительства мостов УСМ. Установка создана для строительства низководных деревянных мостов грузоподъемностью до 60 т. Для действий в лесной местности - незаменимая машина. В музее есть и более мощная техника того же назначения - комплект мостостроительных средств КМС. Это спец. паром для забивания свай и сборки моста. Выглядит, как плавучая гильотина.

Установка строительства мостов УСМ. Установка создана для строительства низководных деревянных мостов грузоподъемностью до 60 т. Для действий в лесной местности - незаменимая машина. В музее есть и более мощная техника того же назначения - комплект мостостроительных средств КМС. Это спец. паром для забивания свай и сборки моста. Выглядит, как плавучая гильотина.

Машина понтонно-мостового парка ПМП.

Машина понтонно-мостового парка ПМП.

ПМП представляет собой огромный комплекс техники, способный навести понтонный мост 227 м грузоподъемностью 60 т за полчаса. На фотографии №19 КрАЗ-255В, оборудованный для перевозки одного из 32 речных звеньев. Так же в комплект ПМП входят 12 буксирных катеров БМК-130 или БМК-150 (обе модификации представлены в музее).

Буксирно-моторный катер БМК-150.

Буксирно-моторный катер БМК-150.

А может ПМП комплектоваться и буксирно-моторными катерами-толкачами БМК-Т. Есть в музее техника, предназначенная для переправы и через более широкие реки. Для того, чтобы можно было переправлять тяжелую технику даже через Волгу, разработали спец. паромы.

А может ПМП комплектоваться и буксирно-моторными катерами-толкачами БМК-Т. Есть в музее техника, предназначенная для переправы и через более широкие реки. Для того, чтобы можно было переправлять тяжелую технику даже через Волгу, разработали спец. паромы.

Понтонно-мостовая машина ПММ «Волна». Базовое шасси БАЗ-5937, грузоподъемность парома 40 т.

Понтонно-мостовая машина ПММ «Волна». Базовое шасси БАЗ-5937, грузоподъемность парома 40 т.

Гусеничный самоходный паром ГСП. Паром состоит из двух машин (полупаромов). Грузоподъемность 52 т. Поскольку лодки наполнены пенопластом, а на машинах стоят мощные насосы, утопить ГСП практически невозможно.

Гусеничный самоходный паром ГСП. Паром состоит из двух машин (полупаромов). Грузоподъемность 52 т. Поскольку лодки наполнены пенопластом, а на машинах стоят мощные насосы, утопить ГСП практически невозможно.

Гусеничный плавающий транспортер К-61. Мог перевозить 40 солдат с вооружением или ЗИЛ-157 без груза, а также орудия калибром до 122 мм. В музее есть еще одна модификация К-61, оборудованная стрелой.

Гусеничный плавающий транспортер К-61. Мог перевозить 40 солдат с вооружением или ЗИЛ-157 без груза, а также орудия калибром до 122 мм. В музее есть еще одна модификация К-61, оборудованная стрелой.

Плавающий самоходный копер ПСК-500. Разработан в 1979 г., предназначен для забивки свай под опоры мостов на суше и воде при глубине до двух метров – двух свай одновременно и при глубине более двух метров – одной сваи.

Плавающий самоходный копер ПСК-500. Разработан в 1979 г., предназначен для забивки свай под опоры мостов на суше и воде при глубине до двух метров – двух свай одновременно и при глубине более двух метров – одной сваи.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Пришел на смену К-61. Способен перевозить 72 солдата с полным вооружением, или УРАЛ-4320, или артсистемы вплоть до 152 мм.

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-2. Пришел на смену К-61. Способен перевозить 72 солдата с полным вооружением, или УРАЛ-4320, или артсистемы вплоть до 152 мм.

Стоит в музее в качестве экспоната и катер на воздушной подушке. Предназначен для использования в качестве поисково-спасательного и служебно-разъездного катера в местах, где невозможна эксплуатация водоизмещающих судов (в сложных путевых условиях: летом на полях и болотах, зимой на заснеженной и ледовой поверхности, при плавающем льде и торосах).

АСВП типа «Барс».

АСВП типа «Барс».

Теперь предлагаю плавно перейти к тягачам, спец. шасси и автомобильной технике, размещенных в техническом музее АВТОВАЗа.

Плавающее колесное шасси БАЗ-6944 «Основа-1». Колесная формула 8х8. Шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Это очень интересная машина, стоящая отдельного поста. Когда-нибудь обозрю ее особо.

Плавающее колесное шасси БАЗ-6944 «Основа-1». Колесная формула 8х8. Шасси БАЗ-6944 предназначалось для использования в составе оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Это очень интересная машина, стоящая отдельного поста. Когда-нибудь обозрю ее особо.

Трактор «Универсал-2». Этот экспонат выбивается из ряда машин сугубо военного назначения, но обойти его вниманием я не смог. Уж больно колоритный аппарат. Создан на основе американского пропашного трактора «Фармолл». Выпускался в 1934-1955 гг. на нескольких заводах, за это время было выпущено 210 тысяч тракторов 4 модификаций.

Трактор «Универсал-2». Этот экспонат выбивается из ряда машин сугубо военного назначения, но обойти его вниманием я не смог. Уж больно колоритный аппарат. Создан на основе американского пропашного трактора «Фармолл». Выпускался в 1934-1955 гг. на нескольких заводах, за это время было выпущено 210 тысяч тракторов 4 модификаций.

Трактор «Сталинец» С-65. Первый отечественный трактор с дизельным двигателем. Выпускался в 1937-1941 г. Кроме с/х, пришлось ему принимать участие в ВОВ. С-65 применялся для буксировки артсистем среднего и крупного калибра.

Трактор «Сталинец» С-65. Первый отечественный трактор с дизельным двигателем. Выпускался в 1937-1941 г. Кроме с/х, пришлось ему принимать участие в ВОВ. С-65 применялся для буксировки артсистем среднего и крупного калибра.

Артиллерийский тягач АТС-59. Число 59 в названии - год принятия на вооружение. АТС-59 применялся как тягач, как шасси для различных установок и в гражданском варианте для освоение Сибири и Дальнего Востока.

Артиллерийский тягач АТС-59. Число 59 в названии - год принятия на вооружение. АТС-59 применялся как тягач, как шасси для различных установок и в гражданском варианте для освоение Сибири и Дальнего Востока.

Артиллерийский тягач АТС-59Г. Развитие предыдущей модели, в результате которого тягач получил новую 6-местную кабину. Как тягач арт.систем использовался мало, больше применялся, как транспортер, и передавался в н/х для работы на Севере. В музее таковых аж три штуки, в разной комплектации.

Артиллерийский тягач АТС-59Г. Развитие предыдущей модели, в результате которого тягач получил новую 6-местную кабину. Как тягач арт.систем использовался мало, больше применялся, как транспортер, и передавался в н/х для работы на Севере. В музее таковых аж три штуки, в разной комплектации.

Гусеничный транспортер ГТ-С (ГАЗ-47). Создан в 50-х годах для военного и гражданского использования. Массово применялся в северных районах.

Гусеничный транспортер ГТ-С (ГАЗ-47). Создан в 50-х годах для военного и гражданского использования. Массово применялся в северных районах.

Гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71). Модернизированный в 1968 г. ГТ-С. Масса перевозимого груза 1 т.

Гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ-71). Модернизированный в 1968 г. ГТ-С. Масса перевозимого груза 1 т.

Гусеничный транспортер ГТ-Т. Разработанный в 50-х годах тяжелый вариант гусеничного транспортера. Масса перевозимого груза 2 т.

Гусеничный транспортер ГТ-Т. Разработанный в 50-х годах тяжелый вариант гусеничного транспортера. Масса перевозимого груза 2 т.

Седельный тягач МАЗ-537Г. Седельный тягач, оснащенный лебедкой. Мог буксировать полуприцеп полной массой 68 т.

Тяжелый эвакуационный транспортер КЭТ-Т. Предназначен для первичной и последующей эвакуации колесной автомобильной техники типа ГАЗ, ЗиЛ, Урал, КАМАЗ, КрАЗ, БАЗ, КЗКТ, МАЗ и вообще любой техники массой до 45 т. Создан на базе МАЗ-537Г.

Тяжелый эвакуационный транспортер КЭТ-Т. Предназначен для первичной и последующей эвакуации колесной автомобильной техники типа ГАЗ, ЗиЛ, Урал, КАМАЗ, КрАЗ, БАЗ, КЗКТ, МАЗ и вообще любой техники массой до 45 т. Создан на базе МАЗ-537Г.

Вы, наверное, заметили, что я показываю фотографии, сделанные не в один день. Кроме своих, я использую фотографии, сделанные товарищами по моей просьбе ранее. Дело в том, что я не осилил фотографировать сам все экспонаты. Музей настолько огромный, что я боялся, что мне банально не хватит заряда аккумуляторов в фотоаппаратах. Второй фотоапарат я использовал в павильоне, в то время как первый поставил там же подзарядиться. Итак я сделал более тысячи снимков, из которых выкладываю здесь лишь малую часть. И многие, безусловно, интересные экспонаты я все-таки пропустил. За кадром осталось много автомобильной техники. Ее там правда, много. Вот лишь одна из нескольких полянок с автомобилями.

Студебекер US-6. Тоже прибыл из недр "Мосфильма". Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.

Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т311.

8Т311 разработана на Торжокском заводе пожарных машин на шасси автомобиля ЗиЛ-131. Предназначена для дегазации и дезактивации техники. Конечно, многое из этой категории осталось за кадром. Например БелАЗ и венгерский грузовик Csepel. Но ведь я и не ставил перед собой задачу снять все экспонаты. Картину в целом вроде передать удалось. Так что, будучи в Тольятти, не проезжайте мимо:)

В следующих частях расскажу о технике, относящейся к артиллерии, авиации, флоту, ракетной технике, связи, а также посвященной паровозам, десантной технике, космосу.

PS. При подготовке материалов об инженерной технике, я прибегал к помощи замечательного сайта Сапер Ю.Г. Веремеева.

>

Координаты объекта:

В фильмах про войну мы привыкли видеть пехоту, танки, артиллерию и самолеты, в то время как инженерные войска здесь встречаются крайне редко. Однако не стоит недооценивать значение военных инженеров и их техники, ведь именно благодаря им танки и другие бронемашины преодолевают различные препятствия и вовремя оказываются на полях сражений, а пехота получает фортификационные сооружения. С необычной техникой инженерных войск вас познакомит данный пост.

Машина Луи Буаро для прорыва проволочных заграждений. Испытана в 1914 году. Внутри восьмиметровой рамы находилась пирамидальная конструкция с мотором и местами для двух членов экипажа. Конструкция медленно катилась вперёд, а рама давила заграждения. Машина в серию не пошла из-за медлительности и больших размеров.

Машина Бретон-Прето для преодоления проволочных заграждений, 1915 год. Построена на базе трактора. Проволока зажималась между специальными зубьями и резалась цепью, похожей на современную бензопилу. Машина заслужила одобрение военных, но в серию не пошла из-за успешного испытания гусеничного шасси.

Система преодоления препятствий «Стражиц». Разработана в 1934 году в СССР на базе лёгкого танка Т-26. Машина была оснащена металлическими треугольными конструкциями, призванными улучшить проходимость через рвы, окопы и стенки. Оригинальность конструкции, к сожалению, не обеспечивала эффективности, поэтому на вооружение «Стражиц» не приняли.

Cultivator No. 6, британская машина для рытья траншей. Создана в начале 40-х годов под личным контролем У. Черчилля. Это чудовище 23 метров длиной и массой 130 тонн могло рыть траншею глубиной полтора и шириной два метра со скоростью от 0,7 до 1 км/ч в зависимости от типа грунта. Причём не только прямую, но и изогнутую.

Cultivator No. 6, вид сзади. Люди возле машины позволяют наглядно представить её размеры. До серийного производства этот колосс так и не дошёл. Ни одного экземпляра до наших дней также не сохранилось.

Японская лесоповальная машина «Хо-К». Использовалась для прокладки дорог в лесу или джунглях. В качестве базы для неё использовался танк «Чи-Хе». Две такие машины несли службу в Маньчжурии.

В паре с «Хо-К» работал специальный трелёвочный трактор «Бассо Ки». Он занимался расчисткой дороги, проложенной лесоповальной машиной. В Маньчжурии их также было два экземпляра.

Немецкий тяжёлый аэродромный тягач-эвакуатор Adler Sd.Kfz.325. Два прототипа были построены в 1943 году. Машина могла не только буксировать самолёты. Большие полые передние колёса-барабаны отлично подходили для утрамбовки поверхности аэродромов.

«Соокоо Сагёо Ки». Специализированная японская инженерная машина для преодоления советских укреплений на границе с Маньчжурией. Была построена с использованием узлов танков Тип 89 «И-Го» и Тип 94. Задачи: рытьё окопов, ликвидация минных полей, колючей проволоки, обеззараживание, постановка дымовых и химических завес, использование в качестве подвижного огнемёта, крана и мостоукладчика.

В 1942 году австралийская армия вооружила некоторые танки Matilda II направляющими для реактивных бомб. Машину прозвали Hedgehog - «Ёж». 16-килограммовые заряды бомб должны были разрушать японские доты. Правда, именно эта модификация так и не успела принять участие в боевых действиях.

Большое количество инженерной техники англичане строили на базе танка Churchill. К примеру, инженерный танк Churchill AVRE с 290-мм мортирой для разрушения дотов. В передней части машины на фото закреплена фашина для преодоления рвов.

Любопытное фото с полигона. Churchill AVRE проложил мост на препятствие, взобрался по нему и сбросил вниз фашину. Судя по всему, сейчас танк должен «спрыгнуть» на неё.

«Черчилль»-мостоукладчик готов проложить 9-метровый танковый мост грузоподъёмностью до 60 тонн.

Не менее любопытная модификация - Churchill Armor Ramp Carrier. Предназначался для закрытия препятствия самим собой. Несколько машин при необходимости могли ставиться друг на друга и буквально заваливать преграду танками.

Пример использования Churchill ARC в Италии. Как видите, здесь понадобилось поставить два танка друг на друга. По ним идёт обычный линейный «Черчилль».

Ещё один вариант применения ARC. На этот раз - для преодоления высокой вертикальной стенки.

Совершенно умопомрачительный проект на базе «Черчилля» - мостоукладчик. Прокладывал дорогу по мягким или вязким грунтам, используя полотно толстой материи, укреплённое изнутри стальной арматурой. При кажущейся ненадёжности такое покрытие гарантировало, что колонна техники не сядет на брюхо на дороге, разбитой гусеницами.

Забронированный бульдозер Caterpillar D7

Впрочем, обыкновенные «гражданские» бульдозеры применялись так же активно. На снимке - расчистка заваленных городских улиц на Филиппинах.

Некоторая техника тонула при высадке на мелководье. Для её подъёма применялись так называемые донные тягачи. Этот был построен на базе «Черчилля».

Другой вариант донного тягача, на этот раз на базе среднего американского танка Sherman.

Эта ремонтно-эвакуационная машина на базе «Черчилля» не только уводила с поля боя повреждённую технику. В неподвижном муляже башни могли укрываться выжившие танкисты.

Минные поля всегда были опаснейшим препятствием для любого рода войск. Инженеры из корпуса морской пехоты США создали «Шерман-краб». Для этого к танку приделали цепной трал, который быстро вращался и бил цепями по земле. Из-за этого срабатывали взрыватели мин.

«Краб» в действии.

Послевоенное время, Израиль. Для пролома дорожных баррикад некоторое количество кустарных броневиков («сэндвич-траков») было оснащено импровизированным тараном. Для борьбы с этой машиной, прозванной «Бустер», противники израильтян стали минировать баррикады.

Советский танковый тягач БТС-2. Во время испытаний назывался «Объект 9», строился на базе Т-54. Мог развивать усилие до 75 тонн, вытаскивая не только средние, но и тяжёлые танки. Принят на вооружение в 1955 году.

Израильский «Шерман-Эйяль». Мобильный наблюдательный пост. На месте демонтированной башни находилась 27-метровая вышка. Использовался для ведения наблюдения в пустыне вплоть до войны 1973 года.

Советская установка УЗАС-2, разработанная в конце 1980-х годов. Предназначалась для забивания свай. Представляла собой модифицированное артиллерийское орудие. Была способна вбить сваю в любой грунт на глубину от 0,5 до 4 метров, причём практически без шума, сотрясения и повреждения сваи.