Полоса отвода - термин, применимый для обозначения тех участков земли, где возможно устройство конструктивных элементов дороги. При выделении полосы дороги не рассматриваются качество и Кроме собственно дорог на полосе отвода можно устроить объекты, обеспечивающие сервис, а также сооружения, необходимые для корректного функционирования трассы. Полоса отвода - это граница земель, отведенных для транспортных средств.
Под придорожной полосой принято понимать такую территорию, которая с двух сторон непосредственно примыкает к месту, предназначенному для движения автотранспорта. В границах придорожной территории действует специальный строгий режим использования каждого квадратного сантиметра площади. Необходимо обустроить участки таким образом, чтобы перемещение на автомобиле было по возможности безопасным. Кроме того, полоса отвода устраивается с расчетом на предстоящую реконструкцию и даже капитальный ремонт. Участок создаётся таким образом, чтобы упростить задачи обслуживания трассы, гарантировать максимально длительную сохранность дороги. Профессиональный подход к отведению земельного участка обязательно учитывает развитие шоссе в будущем, оценивая все возможные перспективы.
Придорожная полоса отвода не требуется, если дорога прокладывается в населенном пункте. Во всех остальных случаях при отведении участка земли необходимо проанализировать перспективы возможного нарастания потока машин и расширения трассы.
Действующие стандарты:
При обустройстве обязательно учитываются СНиП. Автомобильные дороги - места повышенной опасности, поэтому вопросы надежности и качества выходят на первое место.
При создании дорог, которыми бы соединялись столицы и административные центры, а также Москва, СПб с другими городами, трасс, которые бы соединяли общие полосы отвода необходимо делать 100 метров.
150 метров - стандарт, действующий для тех участков, которые предназначены для окружного объезда крупных населенных пунктов (тех, где поживают от 250 000 человек и более).
Управляющий орган конкретного субъекта выбирает границы при учете СНиП. Автомобильные дороги - зона ответственности федералов, муниципалов, регионалов, чиновников местного уровня. Этим занимается исполнительная власть. Дороги и их границы - задача органов местного самоуправления либо тех, которые ведают государственным дорожным имуществом.
Составляет проект полосы отвода заинтересованное лицо. В некоторых случаях это оформляется в рамках государственного контракта, если речь идет о дороге, которая затем будет в собственности государства. При необходимости обустройства частной трассы задачи проекта берет на себя собственник.
Сделать проект «на коленке» не получится, придется обратиться к специалистам. Проектировщики разработают полный пакет сопроводительной документации, на основании которого уполномоченный орган местной власти принимает решение о согласовании либо отправляет на доработку. Лишь после полного оформления пакета документов и получения виз всех заинтересованных сторон можно будет приступать к работам. Заплатить за все придется, очевидно, собственнику.
Придорожная территория - это не то место, которое может обустраивать кто угодно. К работам допускаются только настоящие профессионалы, ведь от этого зависит, насколько безопасной и надежной будет трасса.
В работе должны быть задействованы инженеры-проектировщики, инженеры-строители, имеющие специализацию, предполагающую именно строительство автомобильных дорог. Нет строгих критериев отбора конкретных работников, исполняющих указания прорабов, но предпочтение стоит отдавать тем, кто уже имел дело с созданием трасс. Задачи сложные, требуют применения специальной техники, поэтому обучиться с нуля откровенно непросто.
Полосы отвода выделяются в пользование постоянное, то есть эксплуатация не имеет четко оговоренного срока. А вот дополнительная ширина полосы отвода, которую получают строители для ведения работ, выдается только на заданный промежуток времени, - пока ведутся работы по созданию трассы.
Производится отвод полос в строгом соответствии с тем, как движется строительство. Для каждого этапа - свой участок. То, какие именно полосы и когда отводятся, определяется проектной документацией.
Выбор земельного участка под полосу отвода производится в соответствии с земельным законодательством, действующим на текущий момент. Также разработаны положения по восстановлению земель, обязательные к учету, так как при создании трассы происходит сильное разрушение природного слоя грунта. Кроме того, действуют иные нормативные акты, включая местную документацию, которые обязательны к учету для корректного выделения и создания полос отвода автомобильной дороги.
Представленные вашему вниманию таблицы демонстрируют, насколько велика должна быть ширина полос.
Категория дорог и то, насколько много будет полос, - ключевые факторы, определяющие конкретную величину. Кроме того, учтены должны быть боковые резервы и выемки, откосы, если таковые заложены проектной документацией.
Создание автомобильной дороги - непростая задача, требующая исключительно ответственного подхода. При строительстве новой трассы обязательным условием становится правильное создание проекта, учитывающее не только требования настоящего времени, но и перспективы ближайших десятилетий.
Правильная аргументация при требовании земель у государства гарантирует, что строители получат в свое распоряжение необходимое количество метров вдоль строящейся дороги. Это поможет безопасно расположить используемый в работах транспорт и гарантировать качество самой дороги. Полосы отвода, создаваемые при этом, будут в будущем залогом безопасности автомобилистов на трассе.
При создании полосы отвода обязательно необходимо учитывать, что эта территория активно используется, чтобы обустраивать сервисные точки. Для них, в свою очередь, придется делать инфраструктуру. При учете будущего развития территорий уже в проекте дороги можно гарантировать, что полосы окажутся достаточными по своему размеру, надёжными и полностью удовлетворяющими требованиям не только на момент строительства, но и в будущем.
Государственный комитет совета министров СССР по делам строительства
(Госстрой СССР)
НОРМЫ
ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
СН 467-74
Москва Стройиздат 1976
1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос отвода земель для вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общей сети, а также подъездных дорог промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий. Примечания. 1. Полосы и участки земель для размещения автомобильных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования; полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования.2. Полосы земель для автомобильных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом. 2. При выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 года, и другие соответствующие нормативные акты. 3. Ширину полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог в бессрочное (постоянное) пользование, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок, и других условий устанавливают: для автомобильных дорог, располагаемых в насыпях, по табл. 1 - 7; для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, по табл. 8 - 14; для автомобильных дорог, располагаемых в раскрытых выемках, по табл. 15. Размеры участков земель для размещения транспортных развязок движения в разных уровнях на пересечениях и примыканиях устанавливают по табл. 16.Таблица 1
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 2
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 3
Высота насыпи. |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 4
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 5
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 6
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 7
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
постоянным |
переменной крутизны |
постоянным |
Переменной крутизны |
Таблица 8
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Таблица 9
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Таблица 10
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Таблица 11
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Таблица 12
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Таблица 13
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Высота насыпи. |
Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. |
на равнинной местности с попереч ными уклонами от 0 до 9% |
на пересеченной местности с попе речными уклонами от 10% и выше |
С заложением откосов земляного полотна |
Примечания к табл. 1 - 14.
1. Ширина полос земель, установленная в табл. 1 - 14, предназначена для размещения:земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 м в условиях равнинной местности и до 2 м в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей, при поперечном уклоне местности св. 9%;забанкетных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности 1:10 и более;предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета).2. В табл. 1 - 7 при высотах насыпей до 2 м в числителе приведены нормы ширины полосы отвода земель при отсутствии боковых резервов, а в знаменателе - с учетом устройства боковых резервов, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна.3. На участках, где проектом предусмотрено устройство дополнительных переходно-скоростных или грузовых полос движения, к ширине основной полосы отвода дороги, принимаемой по табл. 1 - 14, следует добавлять для переходно-скоростных полос 3,75 м и для грузовых 3,5 м на каждую дополнительную полосу.4. В случаях, когда для промышленных автомобильных дорог категории III-п, а также лесовозных дорог категорий III-л и IV-л ширина полосы движения проезжей части (b n ) устанавливается исходя из ширины d расчетного автомобиля по формуле b n = d + 1,7 м, нормативные ширины полос отвода земель, установленные в табл. 1 - 14, должны быть увеличены на разность b n - 3,5 м, - умноженную на количество полос движения.5. Проектом, утвержденным в установленном порядке, определяются:ширина полос земель в случаях, требующих индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по проектированию автомобильных дорог), а также в случаях, когда максимальная высота одного из откосов насыпи или выемки превышает 12 м;размеры и местоположение дополнительных полос и участков земель, отводимых в бессрочное (постоянное) пользование для размещения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, не включенных в нормы табл. 1 - 16 (укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, нагорных водоотводных канав при значительной косогорности, закюветных берм и берм обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леса для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, автобусных остановок с пассажирскими павильонами и островками безопасности, съездов, остановочных и видовых площадок, летних и тракторных дорог, пешеходных и велосипедных дорожек, проездов для местного транспорта, уширений дороги с устройством площадок для сушки зерна, декоративных лесонасаждений, комплексов линейных дорожных и автомобильных эксплуатационных зданий и сооружений, комплексов обслуживания пассажирского и грузового движения, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений);ширина полос земель для автомобильных дорог, располагаемых в первой дорожно-климатической зоне и в горной местности;ширина полос земель и размеры земельных участков, отводимых во временное краткосрочное пользование на период строительства автомобильных дорог, а также в краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов. Таблица 15
Количество полос движения |
Ширина полос земель для автомобильных дорог при глубине раскрытой выемки, м |
||
Количество полос движения |
Площади участков земель для размещения транспортных развязок в разных уровнях, га. |
|||||||
на пересечениях при количестве полос движения |
на примыканиях при количестве полос движения |
|||||||
ОСРЕДНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛОЩАДЕЙ ОТВОДА
ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ОТНЕСЕННЫЕ
НА 1 КМ ПРОТЯЖЕНИЯ ДОРОГИ
Общая площадь полосы отвода, га |
на землях сельскохозяйственного назначения |
на землях не пригодных для сельскохозяйственного пользования |
Поперечный уклон местности от 1: 20 до 1: 10 |
Поперечный уклон местности от 0 до 1: 20 |
Поперечный уклон местности от 1: 20 до 1: 1 |
Автомобильная дорога является объектом, принадлежащим к транспортной инфраструктуре. Предназначение ее - движение транспортных средств. Включает данный объект в себя всю совокупность земельных участков в пределах так называемой полосы отвода автодороги, а также конструктивные элементы и необходимые дорожные сооружения, расположенные на этих участках или под ними. Данные конструкции относятся к технологической части.
Предназначение автомобильной дороги - обеспечивать непрерывное, безопасное и круглогодичное движение транспорта согласно расчетных скоростей, установленных габаритов и нагрузок при заданной интенсивности движения на всем сроке службы.
Этим термином обозначается выделяемая на местности полоса. Назначение ее - расположение на ней дороги, а также постройка любых вспомогательных сооружений и высадка придорожных зеленых насаждений. Понятие временной полосы отвода включает то пространство, которое отведено под устройство бокового резерва, карьера, стройплощадки (при необходимости) и после окончания строительного процесса будет рекультивировано и возвращено землепользователю.
Земляным полотном именуют комплекс грунтовых сооружений инженерного назначения, существующий в форме выемок, насыпей и т. д. Предназначение их - служить основанием для так называемой дорожной одежды автодороги. Возведение земляного полотна производится из грунта (местного или привозного) при условии обеспечения его устойчивости, включая откосы, обочины и подстилающие естественные грунты.
В структуру земляного полотна входят также те водоотводные сооружения, которые с ним связаны, - дренажные устройства, канавы, кюветы, резервы.
Так называют многослойную конструкцию, которую укладывают поверх земляного полотна. Она служит для приёма нагрузки от движущегося транспорта и передачи ее грунту. Устраивается дорожная одежда как на проезжей части, так и на обочине дороги.
Конструкция ее выполняется согласно специальному расчету. Состоит она из нескольких слоев - покрытия, его основания вместе с дополнительным слоем. Дорожная одежда может быть жесткой (цементно-бетонной) или нежесткой (песочной, битумной, щебневой и т. п.).
Жесткое - то покрытие, основание которого - монолитное (из цемента, бетона) или же сборное из армированных бетонных плит. Если бетона в составе слоев конструкции не предусмотрено, такая считается нежесткой.
На расположенном ниже фото - полоса отвода автомобильной дороги.
Давайте теперь рассмотрим, на каких принципах строятся основные расчеты, согласно которым ведется строительство новых автомобильных дорог, а также реконструкция старых. Как известно, для грамотной организации абсолютно любого процесса требуется правильный алгоритм. Это относится и к проектированию новой конструкции, например, автодороги. Основным рычагом в данном случае выступает принцип стандартизации компонентов проектирования, которое ведется на основе имеющихся регламентированных документов.
Как и в любой отрасли строительства, проектирование и прокладка автомобильной дороги производится по нормам имеющихся государственных стандартов. Геометрия строящейся дороги размечается согласно техническим требованиям, касающимся заданных условий эксплуатации.
Согласно смыслу приведённого выше определения, полоса отвода автомобильной дороги подразумевается в виде некоторой площади участка, прилегающего непосредственно вплотную к ней. Именно здесь происходит размещение главных конструктивных элементов пути следования и здесь же, как правило, располагают и объекты, назначение которых - сервисное обслуживание "дорожного" профиля.
В то же время полоса отвода автомобильной дороги с двух сторон окружена прилегающими придорожными полосами. Данное зарезервированное пространство запрещено к использованию для посторонних объектов. Чем же это вызвано?
Данный запрет базируется на ряде немаловажных факторов, а именно:
1. Возможности будущей перепланировки дороги или ее расширения.
2. Обеспечении удобства и доступности в случае возникновения необходимости работы по реконструкции объекта.
3. Доступности полотна для очистки его в условиях зимней погоды.
Давайте рассмотрим те параметры, согласно которым происходит проектирование вышеуказанной полосы отвода для участка автодороги. Границы данной территории устанавливают в зависимости от ряда нормализованных параметров, с помощью которых возможна планировка будущего участка. Площадь объекта принимается шириной, зависящей напрямую от того, к какой категории принадлежит проектируемый путь. Каковы же эти значения?
В отдельных случаях принятые значения могут быть подвержены корректировке. Например, если автомобильная дорога связывает между собой федеральные центры, подъездная ширина полосы отвода ее принимается равной 100 метрам.
Таким же данный параметр принимается и тогда, когда речь идет о полосе отвода автомобильной значения или функция ее - организация объездной траектории города, численность населения которого - до 250000 человек. В том случае, если число жителей превышает указанную цифру, габаритный размер принимается равным 150 м.
Иногда задают вопрос - сколько метров полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте? Но уже из определения видно, что в городах и селах устройства ее не требуется. Согласно нормам проектирования полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте не предусмотрена.
Данный вспомогательный участок может иметь различную структуру. Если рассматривать наиболее простой случай, то конфигурация придорожной площадки подразумевает насыпь, подошва которой своей полосой соответствует нормативно узаконенной ширине отвода. Верхняя часть насыпи служит непосредственно для движения автомобилей. Примыкающая площадка составляет не менее чем по 3 м с обеих сторон.
Увеличение основного размера полосы отвода возможно путем ввода следующих конструктивных элементов и дополнений:
1. Боковых резервов.
2. Нагорных канав.
3. Кюветов.
4. Банкетов.
Проектируя автомобильную дорогу и рассчитывая ширину рассматриваемого участка, всегда принимают во внимание ее уровень. При более высоком расположении ширина полосы отвода автомобильной дороги - это расстояние между крайними нижними точками подошвенных откосов. В противоположном случае в качестве того же параметра принимается ширина необходимой для обустройства выемки, измеряемая в разрезе между кромками внешних откосов поверху.
Нормы отвода создавались на основе характерных параметров насыпи. Имея в распоряжении цифровое значение высоты полотна и размер откоса (крутизну его катетов), можно относительно легко рассчитать данный параметр для автомобильных дорог разного класса с учетом степени оснащения их дополнительными компонентами.
Цифровых показателей в обозначении нормы может быть один, два или три. В компактном и ёмком виде информацию можно представить подобным образом: 36/32/60. Как же расшифровывается данный набор цифр?
Цифры первого разряда характеризуют ширину территории отвода, при которой учитывается боковая видимость отличного качества. Второе число обозначает ту ширину, которая требуется для участка отвода при проектной конфигурации кюветов. Последнее число - ширина, которая требуется в случае размещения по бокам резервов.
В пределах зарезервированной под полосу отвода территории запрещается осуществлять ряд действий, а именно:
1. Организовывать и проводить любой вид деятельности, не имеющий непосредственного отношения к ведению дорожных работ.
2. Располагать любые здания, предназначение которых не связано с дорожным обслуживанием.
3. Распахивать землю.
4. Валить деревья.
5. Производить выпас животных.
7. Устанавливать указатели, несущие второстепенную информативную функцию.
В случае обладания нормативными цифрами параметров каждой полосы отвода процесс проектирования новой дороги происходит значительно проще и быстрее. Но не следует забывать о том, что данный стандарт не распространяет свои требования на определённые участки. К таковым можно отнести места подходов к мостам и тоннелям, путь, проложенный по гористой местности или в дорожно-климатической зоне.
На любой из трасс (точнее, на ее обочине) полоса отвода автомобильной дороги - это участок земли, занятый лесопосадками, разного рода водоотводящими сооружениями, линиями электропитания и связи и снегозащитными заборами. Чаще всего пределы ее обозначены при помощи специализированных знаков. Установку последних ведут в тех местах, где дорожное полотно изгибается. Расстояние между ними - не менее четверти километра.
По своей сути полоса отвода автомобильной дороги - это самостоятельный инженерный объект, требующий отдельного проектирования. До процесса воплощения в реальность вся относящаяся к делу техническая информация обязана храниться в распоряжении специальных дорожных служб.
Выше мы уже упоминали о ширине полосы отвода автодороги в зависимости от принадлежности к определенной категории. То есть фактически она не может быть менее 25 м шириной. В тех местах, где необходимо возведение защитных сооружений, ширина ее подлежит изменениям с учетом параметров каждого из них.
Чем же очерчиваются рамки полос отвода, и какие факторы влияют на данный процесс? Основана процедура на требованиях планового характера, касающихся формирования автомобильных путей совместно с объектами дорожного сервиса.
Наиболее важные параметры, согласно которым и вычисляются данные пределы, включает в себя список, состоящий из:
1. Величины угла земляного откоса.
2. Наличия (отсутствия) боковых резервов.
3. Имеющихся требований по технике безопасности.
4. Числа полос движения.
6. Требуемой высоты насыпи либо глубины обустраиваемой выемки.
Внедрение упомянутых выше норм в деле проектирования отводной дорожной полосы испытывает на себе действие ряда ограничений. Их разрешается не соблюдать на определённых участках дорог. Каких именно?
1. Тех, при прокладке которых не требуется оформление проектных документов.
2. Обладающих откосами, превышающими по высоте 12-тиметровый уровень.
3. Расположенных в горной либо значительно пересечённой местности, среди водоемов, в зонах пойм и вблизи тоннелей, мостов и путепроводов.
Полоса отвода на любой трассе, а точнее сказать, на обочине таковой представляет собой участок земли, на котором находятся лесопосадки, различные водоотводящие сооружения, линии связи и электропитания, наконец, снегозащитные заборы. Обычно её пределы обозначаются специализированными знаками. Последние устанавливаются в местах изгиба дорожного полотна на расстоянии, никак не меньшим, чем четверть километра друг от друга.
По сути, полоса отвода автомобильной дороги (mashinapro.ru) представляется типичным инженерным объектом, нуждающимся в собственном проектировании перед тем, как быть воплощённым в жизнь. Задокументированная определённым образом, вся техническая информация содержится в специальных дорожных службах.
Впрочем, даже без обращения к ним за помощью можно отметить тот факт, что минимум ширины такой полосы не может быть меньше, чем 24 м. А в местах, где есть нужда в защитных сооружениях, она изменяется с учётом их параметров. В то же самое время средние величины таких объектов должны быть равны:
Рамки полос отвода автомобильных дорог определяются, исходя из плановых требований, специализирующихся на формировании автомобильных путей, а также объектов дорожного сервиса с учётом имеющихся норм.
Положение данных пределов определяется, исходя из таких, ниже перчисляемых, факторов:
Стоит отметить, что на использование только что озвученных норм налагаются определённые рамочные ограничения. В частности, они не относятся к участкам дорог:
2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
3. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Решение об установлении придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении таких придорожных полос принимается:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района, а также в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 3.1 настоящей части);
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);
4) органом местного самоуправления городского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах городского поселения;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.
5. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги в соответствии с частью 8 настоящей статьи не требуется.
8.3. Уведомление о согласии на строительство, реконструкцию предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, или об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории направляется владельцем автомобильной дороги лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги или о согласовании документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления. В уведомлении об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории должны быть указаны все причины такого отказа.