Почему у спортивных машин двигатель сзади, а у обычных — спереди? Заднемоторная компоновка.

Porsche 911 всегда был, есть и будет в наших сердцах в качестве самого удачного примера автомобиля с задним расположением двигателя. Но есть и другие примеры, про которые нельзя забывать!

Volkswagen Beetle

Да-да, а вы думали, что его тут не будет?

DeLorean DMC-12

DMC-12 - единственный автомобиль, сделанный компанией DeLorean. Ему удалось войти в историю автомобилестроения благодаря появлению в легендарной ленте «Назад в Будущее». Помимо голливудской славы, у автомобиля есть еще множество достоинств: крутые, открывающиеся наверх двери, отполированный кузов из нержавейки и двигатель позади водителя.

Двигатель V6 от Renault-Peugeot-Volvo имеет объем 2.85 литра и помогает автомобилю разгоняться до сотни всего за 8.8 секунды. Хотя, как сказать «всего»… Ну да, динамика не так уж и крута, зато какой характер, энтузиазм!

Renault Twingo/Smart Fortwo

Возможно вы считаете, что решение сделать автомобиль с задним расположением двигателя - плохая затея, но вы посмотрите на то, насколько популярными стали Twingo и Fortwo! Когда вы садитесь за руль, вы мгновенно забываете, что сидите в маленькой коробчонке!

Fiat 500

Раз уж речь идет о городских автомобилях с задним расположением двигателя, то следующая остановка - Fiat 500. Не будем говорить о хипстерских машинах, косящих под этого красавца, поговорим об оригинальном автомобиле. Он был представлен в 1957 году, находился в производстве около 20 лет, за которые было продано около 3.8млн экземпляров. В сердце его находился полулитровый двигатель мощностью 13 лошадиных сил. Смешно? А вот раньше такая штука считалась предметом роскоши.

Hillman Imp

Все мы прекрасно знаем Mini, но мало кто знает, что у этого малыша был конкурент под названием Imp. Заднее расположение двигателя позволило иметь массу свободного места в салоне, а складное заднее стекло обеспечивало удобный доступ к грузовому отсеку. Идеальный вариант для семьи! Более того, Imp был первым серийным автомобилем, имеющим алюминиевый блок двигателя и головку блока цилиндров, а также автоматические датчики, которые были редкостью в 70-е годы.

Chevrolet Corvair

Этот автомобиль выглядит как наземная яхта, на которой можно бороздить бескрайние дорожные просторы, однако он оказался весьма спорным. Компания GM получила более сотни судебных исков за то, что автомобиль оказался плохо управляемым, что стало причиной множества ДТП.

Недавние исследования показали, что Corvair не был опаснее своих конкурентов, но уже слишком поздно. В связи с кучей судебных исков, продажи Corvair упали на 90%.

Alpine A110

Сейчас Alpine возвращается в наш мир, поскольку компания Renault перезапустила этот бренд путем выпуска нового концепта Vision. Однако, история этой компании особенно интересна, а особенно интересен автомобиль модели А110, являвшийся легендой WRC 70-х.

Интересный факт: воздухозаборники расположены под шасси, и у автомобиля совсем нет никакой радиаторной решетки! И это только улучшает его дизайн.

Несмотря на то, что автомобили с задним расположением двигателя не совсем рациональны, многие из нас любят подобные транспортные средства. К сожалению, на рынке практически не осталось автомашин с задним расположением двигателя. Давайте вспомним наиболее известные модели, в которых производитель устанавливал моторы в заднюю часть машин.


Вернувшись обратно в 60-е года, можно увидеть множество замечательных моделей автомашин имеющих заднее расположение силового агрегата. К примеру, такие как Beetle и 500. В то время автопроизводители видели выгоду в использовании двигателя в задней части. Традиционно в то время производители старались устанавливать двигатель в заднюю часть автомобиля на машины эконом класса и на спортивные автомашины.


В то время много моделей появилось именно с задним расположением силового агрегата. Эта инфорграфика созданная нашими зарубежными коллегами, показывает Вам разницу на Американском автомобильном рынке тогда и сейчас (разница во времени 50 лет), по части автомашин с задним расположением мотора. Разница очевидна.

Да на этом графике нет таких автомашин с задним расположением двигателя, как Tatra и , но эти модели, как и наш Отечественный "Запорожец" не добрались до Американского рынка.


Посмотрите, как много изменилось с начала 60-х годов на рынке США, который является самым крупным в мире. Так в 1963 году рынок США насчитывал 25 моделей автомобилей, у которых двигатель был расположен сзади.

Сегодня же на рынке США доступны только три модели, которые можно купить.

В целом во всем мире ситуация немного лучше и есть больше вариантов для покупки транспортных средств с задним расположением мотора. К примеру есть Tata Nano, несколько Японских автомобилей Kei. Есть еще старая модель VW Type II, которая до сих пор производится в Бразилии. Правда компания объявила, что с 2015 года производство этой модели будет окончательно прекращено.

Для истинных любителей автомобилей с задним расположением моторов, единственным утешением будет, то, что по-прежнему будут выпускаться и инновационная модель (электро-мотор расположен в задней части, который передает крутящий момент на заднюю ось).

Может быть, мода на гибридные и электрические автомобили возродит тенденцию производителей устанавливать двигатель в задней части машины.

Время летит быстро, но многие наверняка помнят, что машины с передним приводом еще в девяностые считались более перспективными, а их управляемость в целом лучшей, чем у авто с классической заднеприводной компоновкой. И даже большая «американская классика» в лице фулл-сайзов в восьмидесятое годы массово перешла на передний привод. Но классическая компоновка спустя 30 лет все еще популярна даже у лидеров автомобилестроения. Так в чем же тут дело? В том, что Mercedes всегда Mercedes или есть в этой схеме какое-то здравое зерно?

К омпоновочные схемы автомобилей – очень интересная тема для рассказа. С исторической точки зрения передний привод победил все остальное. Легковые автомобили и даже легкие фургоны в абсолютном своем большинстве давно имеют привод на передние колеса. Все остальные варианты занимают какие-то небольшие ниши.

Схема с расположением мотора спереди и приводом на задние колеса удивляет своей кажущейся нелогичностью. Ну зачем передавать мощность с одного конца машины на другой? Делать крупные и тяжелые вращающиеся детали? Вроде, мы привыкли к тому, что все сделано именно так, и никакого протеста у технарей такая компоновка давно не вызывает. Но задумайтесь, зачем? Как эхо давно отмененных технических ограничений? Сейчас можно сделать что угодно из чего угодно.

На фото: BMW 3 Series Coupe ‘2006–2010

История вопроса

В семидесятые-восьмидесятые годы задний привод заклеймили как громоздкий, неудобный и опасный. Так, в книге «Шасси. Типы приводов» профессора Альфреда Пройкшата называли основные минусы. К ним были отнесены следующие недостатки.

Карданный вал и коробка передач отнимали место у салона, повышали центр тяжести машины, делали моторный тоннель больше. Задний мост уменьшал размеры багажника и не давал возможности перенести топливный бак под заднее сиденье, где как раз было безопасное и неиспользуемое место. Размещение бака в задней части машины было попросту опасно: при ударе сзади он мог потерять герметичность. Продольная установка длинного двигателя в моторном отсеке не давала возможности эффективно использовать пространство под капотом. И наконец, управляемость такого автомобиля на скользкой дороге имела значительный изъян в виде проявления избыточной поворачиваемости под тягой.

На фото: Mercedes-Benz E 220 Cabrio ‘1993–1996

Плюсы у заднеприводной компоновки тоже находились. Это возможность установки большеразмерных моторов, наличие места для установки крупных автоматических трансмиссий, более простые системы охлаждения (вентиляторы приводились непосредственно от двигателя), разгруженность рулевого управления от тяговых сил, лучшая шумовиброизоляции салона, лучшие возможностей повышения пассивной безопасности при смещенном ударе спереди.

Тем не менее, передний привод быстро вытеснял «классику» везде, где только возможно. Сначала на машинах малого класса, потом среднего и, наконец, в бизнес-классе. К концу девяностых годов классическая компоновка казалась странным капризом немецких и английских премиальных брендов. Да и те, казалось, колебались, иногда выдавая на публику концепты с передним приводом.

На фото: BMW 3 Series Sedan (E36) ‘1990–96

Все недостатки переднего привода машин восьмидесятых успешно решили. Под капотом можно было найти рядные «шестерки» и V8, остались в прошлом сложности с автоматическими коробками передач. И все это – без потери достоинств в виде отличных массогабаритных параметров и невысокой цены при максимальной технологичности производства. Появились огромные Cadillac с поперечными V8 спереди, массовые бизнес-седаны с V6 и даже рядными шестерками, как у Volvo, под капотом. Но полет прервали самым грубым образом, и вместо завоевания все новых и новых ниш, искоренения всех остальных компоновок передний привод вдруг стал исчезать на премиальных машинах и в бизнес-классе. А BMW со своей первой серией даже замахнулись на его возрождение в гольф-классе. Почему, что случилось и когда? Подвела техника или сработало немецкое лобби, и имидж взял вверх?

Модно и не практично

Скорее всего, и тот, и другой фактор одинаково важны для понимания сложившейся ситуации.

Передний привод не стал хуже, а распространение полноприводных конфигураций на его основе решало последние потенциальные недостатки. Да и полное его полное доминирование в машинах до D-класса включительно говорит о том, что дело не в недостатках. Но за пару десятков лет серьезно изменилось моторостроение, стали играть совсем другую роль масса систем безопасности, электроника и вспомогательные системы. Возможности электронных систем безопасности позволили полностью устранить все проблемы с активной безопасностью, а вместе с развитием подвесок и резины получить хороший бонус от достоинств классической компоновки.

Утратило смысл само понятие технологичности. Сложным роботизированным системам поставить двигатель с трансмиссией в машину с классической компоновкой не сложнее, чем в машину с передним приводом: точность работы и изготовления деталей позволяют любые фокусы.

Статьи / Практика

Как ездить зимой с ABS и ESP

Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов "ценных" советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в...

73723 11 11 16.01.2015

Проблемы с габаритами салона, багажника и топливного бака решили уже в середине девяностых годов. Независимые многорычажные подвески, более сложной формы топливные баки со сложными насосами и компактные карданные валы и коробки передач позволили сделать салон у «классических» авто не меньше, чем у переднеприводных автомобилей и перенести центр тяжести максимально низко. Тем более что увлечение плоским полом неожиданно вступило в противоречие с повышением уровня пассивной безопасности. Более компактные моторы и широкое распространение V-образной компоновки для шестицилиндровых двигателей, более компактный дизайн систем охлаждения позволил изменить в лучшую сторону пропорции машин с классической компоновкой.

Имиджевая сторона вопроса во многом объясняет, почему вдруг практичность стала не модной. В условиях, когда даже в самом маленьком и дешевом автомобиле есть кожаные и велюровые салоны, кондиционеры, электроприводы, навигационные системы, автоматические климатические системы, и все это при очень хорошем уровне комфорта для двоих или даже всех пассажиров, стало как нельзя более важным выделить машины, претендующие на исключительность чем-то еще. В этих условиях машина бизнес-класса – это уже обязательно автомобиль премиальной марки, других на этом уровне быть просто не может. А значит, она должна выделяться, в том числе и технически.

Ординарные и практичные решения попросту не допустимы. Тут нужно удивить покупателя чем-то из ряда вон выходящим. Например, совсем уж чудной гидропневматической подвеской, гибридностью или экстремальным дизайном. Еще шире должна стать моторная гамма (в сторону увеличения мощности, разумеется), еще больше надо добавить спортивности – это же так важно! Меньше уровень шума в салоне, лучше звучание моторов… И, конечно же, самая лучшая активная и пассивная безопасность. Тяжелая и безопасная машина, с огромным количеством систем комфорта и безопасности, с очень мощными моторами в топе и возможностью купить что-то средненькое, со спортивной управляемостью? О, да это же готовое техническое задание! И ответом на него будет именно машина с классической компоновкой.

Как ни крути, большой и мощный мотор удобнее поставить продольно. Особенно – с массой навесного оборудования. К тому за счет количества дополнительного оборудования машина все равно получается тяжелой, и лишних десять-двадцать килограммов массы карданного вала и заднего моста уже не столь важны.

Статьи / Практика

Классика не умирает: почему заднеприводные машины все еще производятся и продаются

Передний привод на серийных автомобилях зародился в 30-х, долго боролся за существование в 60-х и 70-х, переломил сопротивление заднеприводной компоновки в 80-х и практически полностью захватил...

59950 10 19 09.11.2014

А вот кузов можно местами облегчить, ведь зоны деформации спереди заметно больше, нет жесткого объема мотора. Можно поставить чуть меньше шумоизоляции: силовой агрегат и подвеска крепятся в разных точках, а гасить меньший спектр шумов всегда проще. Силовой агрегат лучше капсулируется, а значит, в салоне будет меньше акустического шума, больше возможностей по настройке акустики выхлопа и для настройщиков бортовой музыкальной системы.

Управляемые колеса разгружены от тяговых усилий, больше возможностей «поиграть» у настройщиков рулевого управления, само он «чище», а для реализации большой мощности двигателя не нужно ставить полный привод. И заметьте, никаких проблем с себестоимостью: она давно не зависит от того, как и что тут сделано. Большую часть всех сложностей можно решить, используя более дорогие материалы, менее практичные, более экзотические и жутко дорогие. Имидж от этого только выигрывает.

Кстати, в США задний привод и мощный мотор – это не слишком дорого. И является знаком того, что тяжелые годы миновали. Во всяком случае, в Америке. Что проблемные восьмидесятые, которые заставили отказаться от «американской классики» и сравнивать, сколько миль на галлоне проедет машина, уже в прошлом. Американская «классика» — это еще один способ показать «покупайте отечественное» и плевок в сторону конкурентов. К тому же массовое производство и широкая унификация платформ для американцев важнее, чем компоновочные соображения.

Требования имиджа и возможности техники явно указывают на то, что классическая компоновка останется с нами до самого конца автомобильной эпохи. Вряд ли ситуация сложится так, что придется затянуть пояса, и даже производители премиальных авто будут урезать расходы.

Одновременно так же ясно, что за пределами класса, где имидж важнее практичности, шансов у «классики» нет. Разве что для легких спорткаров это компоновочное решение имеет чисто техническую подоплеку. И, конечно же, возможности заднего привода просто необходимы всем, кто любит зимой «крутить пятаки» или серьезно увлекается дрифтом. Ну, наверное. Потому что сегодня я видел проект по установке 2JZ в Лада Веста.

Какой у вашей машины привод?

Если объяснять принцип заднего привода на пальцах, то получается так: задние колеса соединены с двигателем, который их раскручивает, и они толкают машину. Передняя ось движется накатом.

Споры о том, какой привод лучше начались на заре автомобилестроения. Раньше было больше заднеприводных автомобилей, теперь с передним приводом, а вопрос о том, что лучше до сих пор без ответа.

Что лучше: задний привод или передний?

Преимущества заднеприводных автомобилей - это недостатки переднеприводных. Главное достоинство заднего привода - в его умении "держать" машину на дороге. Ускорение нагружает заднюю ось, крепко цепляя автомобиль за дорогу. Передние ведущие колеса чаще начинают буксовать, потому что на них недостаточный вес. Мощность мотора с ведущей задней осью раскрывается полностью. Тут есть и обратная сторона - слишком большой вес может сорвать задние колеса в юз - автомобиль приходится ловить, дозируя газ. Чтобы управляемость не страдала, инженеры бьются над задачей идеальной развесовки, стараясь повесить на каждую ось ровно половину веса машины. Некоторым удается.

Спорный плюс ради которого многие выбирают именно заднеприводные автомобили - возможность получить максимум от машины на дороге, но при условии, что водитель опытный и чувствует связь между мотором, колесами и рулем. Задний привод + мощный мотор = резвый разгон. Неслучайно на большинстве суперкаров задние колеса первыми начинают движение. У заднего привода под капотом и на оси меньше деталей, поэтому колеса могут поворачиваться на бо́льший угол. Машина становится маневренее - ей нужно меньше места для разворота.

У машин с задним приводом колеса изнашиваются равномернее: у переднего привода задняя ось почти без нагрузки только "катится", а передние покрышки принимают на себя еще и повороты.

Недостаток заднего привода начинается там, где многие видят его достоинство: это управляемость. Объективно для заснеженных дорог и после дождя задний привод опаснее. Такую машину сложнее держать в заданной траектории движения, она проще срывается в занос и требует от водителя хороших водительских навыков. Нужно "чувствовать" машину и уметь прогнозировать ее поведение в любой дорожной ситуации. Еще у заднего привода не все хорошо с проходимостью - такие машины быстрее начинают буксовать и зарывать себя в грязную кашу из-за веса на задней оси, который вдавливает в землю. Зная такие особенности, водители в нашей стране чаще выбирают передний или полный привод.

Нами принято считать переднее или же сдвинутое ближе к центру расположение двигателя классическим для автомобиля, и с какой-то стороны это верное утверждение. Ведь если подсчитать процент автомобилей с задним и передним расположением двигателя, то, что естественно, явное преимущество будет у последних. Но, история знает огромное количество примеров, когда автомобили с задним расположением двигателя становились культовыми. Давайте же рассмотрим топ-10 лучших машин с задним расположением двигателя.

Volkswagen Beetle (выпускался с 1938 по 2003 год).

Именно Volkswagen Beetle стал тем «народным автомобилем», который сконструировал сам Фердинанд Порше по заказу Адольфа Гитлера. Простой, надежный двигатель располагался в задней части кузова, и стал визитной карточкой «Жука». Красивейший, небольшой автомобиль имел историю в 65 лет. Все это время Volkswagen Beetle комплектовался оппозитным мотором объемом от 1.1 до 1.6 литра. Наибольшей популярности «Жук» получил в послевоенные годы, когда народ стал массово приобретать личные транспортные средства.

Fiat 500 и 600 (выпускался с 1955 по 1969 и с 1957 по 1975 год соответственно).

Крошечные хэтчбеки родом из Италии стали катализатором для запуска целой серии схожих по конструкции автомобилей в других европейских государствах. Но, о некоторых из них мы поговорим позже, а пока наш герой родом из Италии. За первые 20 лет выпуска, итальянская компания произвела на свет более 6,5 млн. экземпляров Fiat 500 и 600, который были чрезвычайно популярны. Автомобили оснащались 4-х и 2-х цилиндровыми двигателями, расположенными в задней части кузова. А вот возрожденный Fiat 500 в 2007 году, производится уже с передним расположением двигателя.

Tata Nano (выпускается с 2008 года по настоящее время).

Создание самого дешевого в мире автомобиля от индийского производителя привело конструкторов Tata Nano к заднему расположению двигателя. Как итог – бешеная популярность машины в родной стране, и соседних странах, а также на азиатском рынке. Скромность двигателя в 36 «лошадок» и объемом 0.6 литра, не даем машине быть мощным игроком на дорогах. Зато, дешевизна Tata Nano позволила многим семьям в Индии обзавестись личным автомобилем.

Smart (выпускается с 2008 года по настоящее время).

Смарты стали аналогом Tata Nano в Европе и во всем мире, являясь более надежным и технологичным городским автомобилем. Smart стал таким миниатюрным лишь благодаря движку, расположенному сзади, и салону всего на два сидения. Сейчас, Smart комплектуется довольно сносным турбированным двигателем объемом 0.9 литра с мощностью от 71 до 109 «лошадок», что весьма прилично для этого крохи.

ЗАЗ-965/966/968 «Запорожец» (выпускался с 1960 по 1994 год).

Легендарный советский «Запорожец» обрел свою славу, и подарил нам массу анекдотов именно благодаря заднему расположению двигателя. В современном бы мире, первую модель ЗАЗ-965 могли бы уличить в плагиате на рассматриваемый выше Фиат 500, но не те были времена. Первый двигатель «Запорожца» выдавал ничтожные 23 лошадиные силы, а самые поздние модели уже комплектовались вполне современными (как для городских авто) движками 1.2 литра с мощностью в 45 «лошадок».

Chevrolet Corvair (выпускалась с 1959 по 1969 год).

Ровно десять лет выпускался этот необычный для американского автопрома седан. Он отличался своим классическим, на те времена, кузовом для американских автомобилей, но его двигатель был расположен сзади. Движок был оснащен воздушным охлаждением, и стало уникальным в своем роде. До того, и после существования Chevrolet Corvair, американский автопром размещал двигатели лишь в передней части кузова (не считая опытных образцов).

Isetta (выпускалась с 1953 по 1962 год).

Многие считают «Смарт» одной из самых крошечных машин в истории массового производства, но почти 10-ть лет BMW производило свое мини-чудо – Isetta. Считается, что именно эта модель спасла баварскую компанию от надвигающегося на нее банкротства. Не только расположенный сзади двигатель был изюминкой этого автомобиля, но и внешний вид в целом. Также, это была однодверная машина, дверь которой располагалась в передней части.

Benz Patent-Motorwagen (выпускался с 1885 по 1893 год).

Кто не знает, именно Benz Patent-Motorwagen был первым в мире автомобилем, и оснащен он был именно задним двигателем с одним цилиндром, развивающим мощность в 0,66 «лошадок». Benz Patent-Motorwagen стал настоящим прорывом, и послужил стартовым толчком для истории автопрома. За свою историю, данный железный конь обрел 25 владельцев, и стал первой, сравнительно, массовой машиной в истории.

Porsche 9

Одной из самых культовых машин с задним расположением двигателя является Porsche 911, который выпускается уже более 50 лет, и продолжает оставаться одним из самых продаваемых спорткаров мира. Благодаря такому расположению двигателя, Porsche 911 выгодно отличается управляемостью на поворотах от своих конкурентов, и продолжает сохранять основную концепцию кузова и конструкции со времен первой выпущенной модели.

DeLorean DMC-12 (выпускалась с 1981 по 1983 год).

Данная машина стала известной благодаря своей медийности и появлению в фильмах «Назад в будущее». DeLorean DMC-12 с двигателем V6 была довольно мощным автомобилем для своих лет (130 «лошадок»), и имела внешний вид спорткара, будучи оборудованной легендарными откидными дверьми. В последние годы часто ходят слухи о возрождении производства легендарной марки, которая сходила с конвейера лишь два года, из-за чего ее все реже можно встретить на дорогах США, не говоря уж о представительстве DeLorean DMC-12 в Европе.

Как видите, заднее расположение двигателя сделало многие машины легендарными, и этот список лишь подтверждает конструкторское величие таких автомобилей.

Вконтакте