Почему кроссоверу не нужен полный привод. Полноприводные кроссоверы с постоянным и подключаемым приводом

Перегрелась и ее задние «лапки» беспомощно повисли на роликах. В это время с гоночного трека Moscow Raceway, скрипя и дымя тормозами, съезжал Range Rover Evoque . Своей очереди ожидали Kia Sportage и Hyundai Tucson , а Infiniti QX50 и Toyota RAV4 стояли неподалеку, остужая муфты. Но больше всех удивил Subaru Outback . Чем именно? Сейчас расскажем.

Дано : трасса Moscow Raceway, специальные ролики, имитирующие пробуксовку колес, гонщик-кольцевик Ефим Гантмахер и семь популярных полноприводных кроссоверов.

Цель : проверить дорожные способности представителей самого желанного в нашей (и не только) стране класса автомобилей и узнать, насколько полный привод способен помочь этим машинам на бездорожье.

TOYOTA RAV4

Стоило только Ефиму прыгнуть на водительское кресло RAV4, как посыпались нередакционные фразы: «Это что? Руль?! Это что угодно, но не руль!» В самом деле, на неподвижной машине «баранка» совершенно пустая, и кажется, такой будет и на ходу. Но нет: стоит тронуться с места, как появляется хорошее реактивное усилие, что чертовски приятно. Первый круг по треку: в повороте колеса ведут себя прогнозируемо, ты их чувствуешь, чувствуешь момент, когда они срываются в занос. Класс, зажжем!?

Пр-р-р, стоять, Зорька. Система стабилизации на «Тойоте» полностью отключается - это плюс, но поверьте, нужды в том нет никакой. «Тележка» кроссовера не расположена ни к чему сверхъестественному с точки зрения драйва, пара из атмосферной 2,5-литровой «четверки» с отдачей в 180 л.с. и медлительного «автомата» хороша для дальнего семейного вояжа, но тоже не про спорт. Потому если на RAV4 ехать спокойно, как это делает большинство людей, не пытаясь поставить боком, ESP не мешает, включаясь в процесс лишь в случае грубой ошибки. Автомобиль не склонен дурачиться на дороге, и об этом говорит все: от 6-ступенчатой вдумчивой гидромеханики, спортрежим у которой исключительно для галочки, до сидений, из которых Ефим на треке постоянно вываливался. Спокойствие, только спокойствие, вот это все.

Что до полного привода, то у RAV4 он дрыхнет мертвецким сном практически везде и всегда. На треке пресловутый AWD помогал лишь не буксовать при разгоне на прямиках. А при диагональном вывешивании, когда по одному колесу обеих осей ставили на специальные ролики, имитирующие пробуксовку, межосевому дифференциалу хватило около минуты, чтобы сказать «Адиос, амигос!» Далеко не самый плохой результат в классе, кстати. «Выпрыгнуть» из сугроба - окей, а больше-то, как правило, и не надо. При этом на приборке попеременно выскакивала куча ошибок разных электронных систем, а в кульминационный момент Toyota выдала надпись «Включен режим 2WD». Между прочим, только «Равчик» оказался таким честным: остальные втихаря отрубали муфту, не написав ни словечка. За честность «Тойоте» респект.

Уходящей зимой Москву завалили рекордные снегопады. Коммунальные службы не могли быстро справиться с последствиями ненастья: дороги подолгу не расчищались, во дворах скопились кучи снега, парковочные места стали малодоступными. Город не встал, но в эти дни намного увереннее себя чувствовали владельцы полноприводных автомобилей.

В момент, когда Москва боролась с последствиями снегопадов века, корреспондент сайт отправился в заполярную Лапландию, где увидел примерно те же зимние проблемы. А заодно узнал много нового о возможностях полноприводных автомобилей не только в привычных городских условиях, но и на подготовленном ледяном треке.

Полный привод бывает до миллиона

На рынке появляется все больше доступных машин, оснащенных приводом на все колеса. С развитием сегмента недорогих компакт-кроссоверов стало возможным купить полноприводный автомобиль дешевле 1 млн рублей. Типичный примерRenault Duster 4x4, который доступен за 780 тыс. рублей. Символически дешевле миллиона продается полноприводная Hyundai Creta. Цена на полноприводные автомобили небюджетного сегмента немного выше. Например, Skoda Yeti стоит уже 1,4 млн рублей.

Доплата за полный привод на легковых автомобилях массового сегмента тоже сравнительно невелика. Например, разница в цене между передне- и полноприводным универсалом Skoda Octavia 1.8 TSI составляет 48 тыс. руб. — 2,5% общей стоимости автомобиля.

Производители легковушек массовых брендов игнорируют идею полноприводных модификаций, поскольку это влечет дополнительные затраты на разработку на фоне сравнительно небольшого спроса. Последним доступным автомобилем такого сегмента был седан Suzuki SX4, а сейчас в сегменте легковых моделей сегментов B и C осталась единственная модель гольф-сегмента с полным приводом — Skoda Octavia. Среди седанов и универсалов более высокого сегмента полный привод есть только у Skoda Superb. Все остальные легковые полноприводники относятся уже к премиальному сегменту.


Электроника сама знает, как лучше

Все современные полноприводники оснащаются электронно-управляемыми муфтами, которые самостоятельно распределяют момент между осями и делают это эффективно и быстро. Тяга постоянно перераспределяется даже на твердом покрытии в зависимости от режима езды. Например, при старте часть момент заранее уходит на задние колеса. Перераспределяется тяга и в поворотах, чтобы обеспечить оптимальное сцепление. А при спокойной езде по прямой задняя ось, как правило, отключается для экономии топлива.

Если в автомобиле есть селектор режимов работы, то алгоритм трансмиссионной электроники учитывает и его. Например, в экономичном режиме электроника делает машину переднеприводной в большинстве ситуаций, а в спортивном, напротив, может отдавать больше тяги задней оси, чтобы наделить автомобиль азартной избыточной поворачиваемостью. Наконец, при включении специальных внедорожных режимов электроника учитывает особенности движения по бездорожью, позволяя машине немного побуксовать, либо, напротив, сильно ограничивая тягу.


Кроме того, электронике муфты помогает и система курсовой устойчивости, которая способна подтормаживать буксующие колеса, имитируя «блокировку» дифференциала, и незаметно вмешиваться при прохождении поворотов, чтобы создать нужный вращающий момент. Вмешательства электроники водитель в большинстве случаев не замечает, а отключение помощников чаще всего приводит к дестабилизации машины в сложных дорожных условиях.

Полноприводная машина тормозит не лучше моноприводной

Уверенность, с которой полноприводные автомобили ускоряются на скользком покрытии, проходят повороты и выбираются из снежных завалов, рождает у водителей чувство вседозволенности и превосходства над окружающими. Однако полноприводная машина точно так же стоит на четырех колесах и имеет тот же коэффициент сцепления с дорожным полотном.


Остановить ее на скользком покрытии так же трудно, как и моноприводную, а беспроблемный разгон чреват ездой на скоростях, не соответствующих дорожным условиям. Поверив в силу полного привода, нетрудно потерять контроль над машиной и вылететь с дороги. По тем же причинам нельзя пренебрегать своевременной заменой резины по сезону и в зависимости от износа.

На полном приводе можно ездить боком

Разговоры о непредсказуемости полного привода давно не актуальны. Водитель, привыкший к повадкам переднеприводного автомобиля, легко освоится с полноприводным. Основные принципы езды на скользком покрытии те же. При избыточных углах поворота руля и большой скорости входа в поворот машина выскользнет наружу виража. Полный привод так же легко уходит в занос при сбросе «газа» в повороте и стабилизируется под тягой.


07.07.2013, 17:35

Hyundai Creta считается универсальным автомобилем, такие паркетники пользуется особой популярностью среди практичных людей. Внешне он очень похож на внедорожник, однако по своей проходимости уступает ему. На парткетнике можно спокойно перевозить большое количество пассажиров, габаритные грузы, буксировать тяжелые прицепы и ездить по легкому бездорожью.
Учитывая перечисленные преимущества, можно с уверенностью сказать, что Hyundai Creta просто необходим полный привод. Даже если вы планируете ездить на нем только по городу, все равно не стоит брать машину данного класса с передним приводом. Понятно, что такая подешевле будет, да и выбор подобных машин всегда больший, чем автомобилей с 4WD (полным приводом). Однако вспомните, какие у нас дороги и как их обслуживают, какое влияние на них оказывают погодные условия. Да и не будете же вы разъезжать все время только по одному городу, наверняка придётся ездить и по плохо проходимым дорогам, и вот тогда вы можете пожалеть, что не купили полный привод, и что пытались «сэкономить» в свое время. А когда захотите исправить свою ошибку и продать машину с передним приводом, что бы купить 4WD, то вы столкнетесь с тем, что уже никому такая машина не будет нужна, как бы вы красиво не описывали ее преимущества – передний привод есть передний привод.
.php?r=9-Hyundai-Creta-obzor) только по городу, то не проще ли будет купить обычную легковую машину и не создавать себе лишние заботы?
Я думаю, что полный привод Creta просто необходим. Без него многие преимущества автомобиля нивелируются, а его универсальность проявляется очень слабо. Но если вам нужна машина просто с высокой посадкой и внешним видом напоминающим внедорожник (при этом вас технические характеристики практически не интересуют), то можете смело экономить и покупать компакт парткетник с передним приводом.
А вы что думаете?

09.07.2013, 21:46

Только передний, во-первых на такой машине полный привод только зло, как говорят придется дальше за трактором бежать), во-вторых у машины на полном приводе повышенный расход по сравнению с передним, в-третьих в городе полный почти никогда не нужен, я обычно его всегда его отключаю.

10.07.2013, 23:59

12.07.2013, 09:33

Возьму передний
А какой смысл брать паркетник на переднем приводе? можно тогда купить обычный седан или хэтчбек высоким клиренсом, а за счет меньшей массы они проползут там, где Creta-й застрянет. Если выбирать так полный, пусть он и самоотключаемый, но в ключевые моменты спасет (зимой на заледеневшую горку, не даст закопаться в песке...). Однозначно за полный привод.

13.07.2013, 01:57

но в ключевые моменты спасет (зимой на заледеневшую горку, не даст закопаться в песке...). Однозначно за полный привод.
Это единственное преимущество полного привода, и то спасет только опытного водителя, а новичку поможет закопаться глубже. Тем более я за 5 лет на обычном седане с клиренсом 150мм ни где не застрял, так что мне полный не нужен. Обладая одним преимуществом у него куча недостатков, прежде всего это управляемость автомобиля на трассе и в поворотах + повышенный расход топлива и в динамике разгона автомобиль с полным приводом проигрывает переднему.

18.07.2013, 12:26

Чем сложнее конструкция автомобиля, тем дороже его обслуживания. Стоит ли переплачивать за полный привод, если по настоящему им воспользуешься от силу 2-3 в год?

19.07.2013, 19:35

если по настоящему им воспользуешься от силу 2-3 в год?
Это смотря кто где живет, если человек с Севера, то там зимой асфальт вообще не чистят, в отличие от столицы. Там как раз полный привод не помешал бы. Все зависит от условий эксплуатации, по чистому городу он наверное и вправду ни к чему.

21.07.2013, 20:20

Возьму передний, так как переплачивать за полный смысла нет, полный привод на кроссоверах основан на муфте, во-первых он не постоянен, а только до 20км/ч,
В том, что он непостоянен есть тоже свои плюсы - экономия на бензине, та же динамика автомобиля. Для Creta муфта - идеальный вариант на мой взгляд, подвеска будет простая без лишних нагромождений, а следовательно без лишнего веса.

22.07.2013, 14:12

22.07.2013, 14:13

полный необходимо типа заново учиться, потому поведение автомобиля полностью меняется.
что под этим имеете в виду?

22.07.2013, 14:15

что под этим имеете в виду?
полностью меняется поведение автомобиля при попадании в занос, если на переднем приводе необходимо просто поддать газку и автомобиль послушно встанет на заданную рулем траекторию, то на полном приводе при нажатии на газ вас закрутит, как балванчика)

22.07.2013, 14:17

Подтверждаю. Полный привод при заносе очень трудно трудно поймать, еще труднее поймать полный привод на слабом двигателе, вам тупо не хватит мощности.

22.07.2013, 14:17

За-то на полном приводе не чувствуется езда по колее, автомобиль стоит как вкопанный, когда на переднем его бросает из стороны в сторону.

22.07.2013, 14:19

За-то на полном приводе не чувствуется езда по колее
а вы часто по колее ездите? я лично нет, приходится больше по асфальту:p

22.07.2013, 14:21

во-вторых если она перегреется полный привод отрубается
А из-за чего она может перегреваться? и чем это грозит в последствии?

22.07.2013, 14:51

А из-за чего она может перегреваться? и чем это грозит в последствии?
перегревается при долгом буксовании автомобиля, а грозит тем в дебрях куда вы залезли вы окажетесь только на одном приводе.

22.07.2013, 14:55

а из-за чего она может перегреваться? и чем это грозит в последствии?
перегреть современную муфту очень сложно, к тому же в системах с муфтой стоит защита от перегрева, данные о изменению сопротивления emc постоянно поступают в центральный процессор системы, и в случае обнаружения угрозы перегрева она автоматически отключается, предварительно просигналив вам об этом.

22.07.2013, 19:25

22.07.2013, 19:28

А на сколько комплектации Creta с полным приводом будут дороже, чем с передним?
процентов на 10 от стоимости автомобиля т.е. на порядка на 50-80 тысяч рублей точно, не меньше.

22.07.2013, 19:30

Полный привод при заносе очень трудно трудно поймать
Не совсем верно, полный привод во-первых намного труднее пустить в занос, во-вторых если иметь кое-какие навыки, то вывести автомобиль из неуправляемого заноса легко, но для этого нужно знать что делать.

22.07.2013, 19:30

И как его вывести из заноса?

22.07.2013, 19:33

И как его вывести из заноса?
Смотря как у автомобиля реализован полный привод, каждый производитель подходит по разному. Обычно выводится на ровном газу или его сбросе и небольшом подрулевании в сторону заноса.

22.07.2013, 19:35

Обычно выводится на ровном газу или его сбросе и небольшом подрулевании в сторону заноса.
да, плавная работа газом и рулем пока автомобиль не вцепится в дорогу.

22.07.2013, 19:36

Полный привод дает ложную уверенность на дороге.

Это верно, поэтому большинство непредвиденных ситуаций заканчиваются печально для неопытных водителей, доказательтв тому масса, достаточно посмотреть видео с дтп на ютубе.

27.07.2013, 22:27

27.07.2013, 22:30

А на сколько комплектации Creta с полным приводом будут дороже, чем с передним?
Однозначно дороже + обслуживание полного привода как правило тоже дороже.

30.07.2013, 22:38

С нашим зимним климатом, когда под верхним слоем снега зачастую прячится лед я однозначно выбираю полный привод.Но если по каким-то причинам автомобиль придется взять передний, то тоже не буду против, так как у меня больше опыта управления именно переднеприводным автомобилем.
с одной стороны я с тобой согласен, но если подходить к проблеме с умом, то можно и на переднем приводе прекрасно передвигаться по таким дорогам, я лично за 5 лет обладания передним приводом ничего плохого о нем не скажу, зимой гребет хорошо, главное резину хорошую купить.

30.07.2013, 22:39

с одной стороны я с тобой согласен, но если подходить к проблеме с умом, то можно и на переднем приводе прекрасно передвигаться по таким дорогам, я лично за 5 лет обладания передним приводом ничего плохого о нем не скажу, зимой гребет хорошо, главное резину хорошую купить.
это точно, от резины зависит наверное 90% успеха покорения городских джунглей, рекомендую всем шипы!

31.07.2013, 23:34

Hyundai Creta это городская легковушка с увеличенным клиренсом, а не полноценный джип. А как мы знаем на легковых автомобилях проще ездить на переднем приводе, поэтому почти все легковые автомобили и идут на переднем приводе, производители ведь не дураки. А ПП - лишняя переплата в данном случае.

01.08.2013, 17:42

Так будет подключаемый полный привод или постоянный, как на Субару?

06.08.2013, 23:12

Возьму передний, так как переплачивать за полный смысла нет, полный привод на кроссоверах основан на муфте, во-первых он не постоянен, а только до 20км/ч, во-вторых если она перегреется полный привод отрубается, в общем полный привод это удел полноценных рамных джипов, а не компактных кроссоверов типа нашего Hyundai Creta.
Полный привод пригодится для тех кто живет за чертой города, а в городе он нафиг не сдался. Если голова на плечах есть, то точно с таким клиренсом не застрянешь, даже на переднем приводе.

16.08.2013, 02:54

11.02.2015, 21:04

по нашим дорогам однозначно буду заказывать с ПП, иначе нафиг он нужен, можно взять тот Рио или Солярис.

16.02.2015, 10:34

передвигаюсь на - переднем и полном... учится заново не пришлось в управлении и манёвренности сильной разницы нет,
но вот зима и нечищеные дороги сразу дают возможность понять, что передний привод - ежедневно - всю зиму проигрывает в комфорте и уверенном движении.

29.01.2016, 23:23

Не заметил каких-то трудностей после перехода с переднего привода на полный - только плюсы.
А никто не задумывался, зачем некоторые производители автомобили с клиренсом 130-140 мм выпускают авто с полным приводом. Ради управляемости! По поводу повышенного расхода бенза на ПлП - у таких машин он подключаемый, в большинстве случаев это ПрП-машина с соответствующим расходом.
А по поводу более дорогого ТО - это плод фантазии: у аналога Cret_ы Sportag_а первое отличие в цене на целых 300 руб за ТО имеем на пробеге 60 тыков, а более существенное - на 105 тыков, т.е. через 7 лет.
http://www.avtoban-motors.ru/kia/to/sportage/
Здесь будет - я уверен - такой же принцип. Так что, коллеги, давайте не будем фантазировать, а стараться обмениваться объективной инфой.

23.04.2016, 00:20

Незарегистрированный

06.05.2016, 07:27

кто будет эксплуатировать в городе хватит и переднего, за 15 лет на хэтчбеках и седанах ни разу нигде не застрял. Я буду брать полный тк нужно таскать прицеп
Для прицепа лучше ищи другую машину

13.05.2016, 14:28

Езжу на Дастере второй год, полный привод, 2 литра, бензин, МКПП. Обычно - Москва и ближняя область.
Зимой - всегда в режиме "Авто" - трогаюсь без пробуксовки. Зимой в пробке, в гору, на эстакаде через МКАД очень помогает. А я там каждый день.
"Lock" включаю в основном только для парковки - на бордюр залезть, из глубокого снега выехать (мест нет - паркуешься где придется) и т.п.
На природе - редко. В гору без разгона, по мокрой пахоте раз пришлось, речку переезжал... Вряд ли Дастер да и Крета, проедет туда, где действительно нужен полный привод. Обычно инстинкт самосохранения срабатывает.
Вобщем - он нужен. А денег жалко... Думаю, если брать Крету - то автомат. Тогда наверное и полный привод незачем. Автомат - однозначно для города, считаю.

19.06.2016, 16:20

Смысл кроссовера на переднем приводе? лучше тогда взять Соляриса или Элантру, во-первых управляться лучше будут, во-вторых проедут там, где Крета на переднем приводе встанет за счет большей массы.
я за 4x4

21.06.2016, 11:17

22.06.2016, 09:14

Определяющую роль в выборе комплектации будет играть цена) так конечно охота полный
Я как раз планирую брать 1.6л на переднем в целях экономии, 2.0 не только стоит дороже, но и жрать бензина будет больше, тем более с полным приводом

06.07.2016, 09:41

Плюс с полным приводом подвеска задняя лучше в комплекте

06.07.2016, 15:09

Лучше для тех по трассам ездит, для города и балка сойдет особенно у кого дороги плохие, балку обслуживаться дешевле и проще, с многорычажкой разоришься

02.08.2016, 17:44

во-первых он не постоянен, а только до 20км/ч, во-вторых если она перегреется полный привод отрубается, в общем полный привод это удел полноценных рамных джипов, а не компактных кроссоверов типа нашего Hyundai Creta.
во-первых до 80 км/ч не отключается, во-вторых перегреть муфту - это как же усраться нужно? Ни разу не было такого за неск. лет. В общем подключаемый полный это самое правильное решение для достаточно тяжелого для монопривода кроссовера.

05.08.2016, 13:03

Это единственное преимущество полного привода, и то спасет только опытного водителя, а новичку поможет закопаться глубже. Тем более я за 5 лет на обычном седане с клиренсом 150мм ни где не застрял, так что мне полный не нужен. Обладая одним преимуществом у него куча недостатков, прежде всего это управляемость автомобиля на трассе и в поворотах + повышенный расход топлива и в динамике разгона автомобиль с полным приводом проигрывает переднему.

Вы походу никогда не ездили на полном приводе, раз такое пишете. Был ниссан жук полноприводный, когда я ЛЕТОМ отключил полный привод и нажал газ в повороте, ощущения были не лучшие, сразу включил обратно.

06.08.2016, 13:11

Вы походу никогда не ездили на полном приводе, раз такое пишете. Был ниссан жук полноприводный, когда я ЛЕТОМ отключил полный привод и нажал газ в повороте, ощущения были не лучшие, сразу включил обратно.
Поддержу и по следующим причинам. С полным приводом задняя подвеска независимая, это однозначный плюс управляемости особенно в поворотах особенно в скользких особенно с неровностями. Плюс привод вес имеет и дает лучшую развесовку по осям. Особенно это касается коротких компактных не полностью загруженных авто - здесь не сгладишь нагрузку длинным багажником. Про расход тоже лажа полная - большую часть времени он отключен, разница лишь в дополнительной массе. Насколько возрастает расход когда пассажира лишнего посадите? Вот и тут на столько же. Конечно, если шумахерить - то дополнительные несколько десятков кг в расходе заметны будут, но не болид же это!

06.08.2016, 14:40

Был у меня полный (неотключаемый) привод 10 лет (легковушка). Чудная вещь! Да, с одной стороны, дней в году когда он однозначно спас можно по пальцам пересчитать (может еще и останутся). Но именно в эти дни начинаешь понимать его настоящую цену. Не знаю как у вас, у нас зима полгода в году. И в остальное время весеннюю распутицу, ледок по утрам, недельную кашу после дождичка (и тд и тд и тд!) никто не отменял. Это даже если не рыбак и дача не на дальнем кордоне. И в остальное время, в обычных житейских ситуациях, когда его не ощущаешь, но как хорошо что ОН есть! Примеры? Их есть у меня! Лето, травка, речка - красота! Набегает тучка - народ шмотки в машины и бежать. И не потому что все, лету конец (через 15 мин опять красота будет), а потому что боятся по раскисшей дороге не выехать. Или зимой выезд на главную дорогу, которая чуть выше. Плотный поток, ждешь окошка, вот оно - жмешь педальку и полупривод ответит: "жжжжжж...." Понятно, ждем следующее окошко... Скатиться бы назад чтоб в следующий раз с ходу - а фиг, подперли уже! Или на даче засиделся, а ночью снежок выпал - красотища! Едешь домой, завтра ведь на работу - а под горкой уже очередь шлифующих. А мне пофиг, я ж с приводом! ... Заезд на паром, деревянный парапет обит металлическим листом. А река разлилась, сначала по ней едешь а потом мокрой резиной на этот лист. Дальше только на руках заталкивающих. Конечно если без привода... Могу долго продолжать но смысл думаю ясен.
Так что я всеми тремя руками за! Да, денег стоит - но по мне он того стоит. Если же вы из города выезжали последний раз в прошлой жизни - то может и съэкономить стоит. :-)

07.08.2016, 11:44

Ну не обязательно,что с муфтой полный привод ограничен 20 км/ч, на том же Дастере 80 км/ч при полном приводе с муфтой.

21.11.2016, 16:27

Спецы говорят, что если до этого ездили на переднем приводе, то после пересаживания на полный необходимо типа заново учиться, потому поведение автомобиля полностью меняется.

Не бойтесь. Сел на полный, разницы почувствовал минимально, разве что зад перестало бросать и машина по снегу и колдобинам ползёт как танк. При парковке и в условиях ограниченного пространства газ жать нужно аккуратно и не забывать, что толкают одновременно все 4 колеса. Ну и не топить тапку, когда в поворот входишь, как на "низкосидящем" переднеприводном седане.

2. Снижение стоимости обслуживания (последний автомобиль АКП сделал замену масла в коробке, вышло на 10 тысяч) Теперь по заявленной теме: Вопрос поставлен не правильно. Полный или передний это вопрос для чего тебе авто? Если по городу, переднего и 1,6 вполне достаточно, а также летом на дачу, желательно условно не далеко, дороги с твердым покрытием. Дороги до дачи "не очень", есть смысл рассмотреть полный привод. Если в небольших городах с частыми поездками между ними, 2,0 и передний привод. Если ты возомнил себя "крутым охотником и рыболовом", жизнь отрезвит, потому что, это должна быть не Крета. Здесь и полный привод не поможет. Брать полный, как правильно отметили в кометах, ради 2-3 раз в год случайно заехав(с дуру заехав) куда не следует, ну может и поможет. Для повышения личной самооценки - точно. Но вряд ли есть смысл только из-за этого брать полный. Отключение полного по документации идет около 30 км\ч, а следовательно все остальное время вы на переднем. Динамика входа в поворот, надо привыкать. Она разная и зависит от привода. Тактика поведения в заносе, тоже разная от привода, т.е. кто к чему привык, это определяющие. По моим наблюдениям, кто с классики получил полный в руки и ноги, как правило в восторге. Кто привык к переднему, как правило особого восторга не испытывают, "ну вроде как удобней". Смысл полного вижу только в том случае, когда вы заядлый рыболов, неделя без рыбалки - "жизнь прошла даром", в этом случае вы быстро поймете и оцените смысл и удобство вождения полного привода, мирясь с "маленькими специфическими не удобствами в быту".

Один из устойчивых стереотипов, владеющих умами водителей всех поколений: полный привод – это круто! Автопроизводители охотно поддерживают эту страсть, предлагая «полнопривод­ные внедорожники» и «кроссоверы 4х4» в широком ассортименте. На самом же деле и наша страсть, и их предложения бывают весьма сомнительны.

Если автомобиль отталкивается от дороги не двумя, а четырьмя колесами, у него лучше получается ускоряться и поворачивать. А если дороги нет или она представляет собой грязь, снег, лед, песок или нечто подобное, то без привода на все четыре колеса иногда вообще с места не сдвинешься. Большинство водителей хотя бы раз оказывались в такой ситуации. А между тем, в любом каталоге можно найти примеры компактных внедорожников с моторчиками объемом 1,3–1,5 л, которые на плохой дороге дают сто очков форы супермощным монстрам – и только благодаря своему полному приводу.

1. Классика жанра

К счастью, большинство автомобилистов – и вчера, и сегодня – пользуются дорогами, на которых вполне достаточно привода на одну ось. Для оставшегося меньшинства – тех, кто часто или всегда ездит по бездорожью, – выпускаются настоящие внедорожники. У них не только есть возможность подключить привод на все четыре колеса, но и целый набор внедорожных функций в наличии. Например, пониженный ряд в раздаточной коробке для увеличения крутящего момента на колесах. Он нужен при движении по густой грязи или глубокому, мокрому снегу.

Сама раздаточная коробка у серьезных внедорожников обеспечивает механическое соединение обоих мостов с двигателем, имеет запас прочности и рассчитана на длительный режим движения. Блокировки межколесных и межосевого дифференциалов помогают избегать буксования на тяжелых грунтах и в снегу, дают возможность уверенно двигаться по скользкой поверхности. Дорожный просвет таких машин – более 20 см.

Модельный ряд классических «проходимцев» ограничен. К примеру, из широкодоступных это УАЗы и «Нивы», да еще, пожалуй, малыш Suzuki Jimni. Из дорогих машин, тех, что на слуху, – Mitsubishi Pajero Sport, Toyota Land Cruiser Prado, несколько моделей SsangYong. К этой же категории нужно отнести полноприводные пикапы, которые из разряда фермерских машин незаметно перешли в когорту престижных и глянцевых, едва ли не «гламурных тачек».

Но у принципиальных внедорожни­ков есть и ряд недостатков: серьезная прибавка к цене, прожорливость, большая масса, посредственная управляемость и проблемы с комфортом. Последняя из перечисленных проблем в принципе решаема, но ценой, пардон за каламбур, еще большей цены. Поэтому для массового потребителя на рубеже веков маркетологи придумали класс упрощенных внедорожников – кроссоверы. Для тех, кому очень хочется ездить на внедорожнике, но кому он на самом деле не очень-то и нужен.


Некоторые современные кроссоверы оснащены эффективными автоматическими системами полного привода, способными преодолевать самые сложные препятствия. Правда, и цена таких автомобилей очень высока

2. Что взамен?

Внедорожник без тяжелой мощной раздатки, рамы и несокрушимой подвески превращается практически в легковушку: не зря маркетологи придумали слово «кроссовер» – то есть на пересечении классов. Кроссовер почти такой же маневренный, легкий, экономичный, без лишних шумов и вибраций, как легковая машина. Собственно, и построены кроссоверы обычно на платформе определенных легковых моделей – с использованием их моторов, коробок передач и подвесок. Но чтобы дать кроссоверам право считаться внедорожниками, конструкторы оставили им увеличенный клиренс (до 20 см) и возможность подключения привода на вторую пару колес. Вот тут и кроется главное отличие кроссоверов-паркетников от классических внедорожников – полный привод тут, мягко говоря, другой.

Во-первых, нет раздаточной коробки как таковой. А значит, нет понижающего ряда в трансмиссии, автомобиль не сможет преодолевать протяженные участки тяжелого грунта или снега, особенно расположенные на местности со сложным рельефом. Вторая ось (обычно задняя) подключается не через стальные шестерни, а через многодисковую электронно-управляемую муфту, которая в большинстве случаев не может работать долго в замкнутом состоянии и не любит буксования. Перегревшись, муфта отключается и на время (пока не остынет) оставляет машину без полного привода.

Еще одна важная тонкость – на некоторых моделях кроссоверов муфта не имеет принудительного подключения, то есть полный привод активируется и деактивируется только автоматически. Причем подключение обычно происходит только после начала буксования колес основной пары, и это часто бывает уже слишком поздно – машина «села». Собственно, и то и другое для уверенного движения по плохой дороге не очень хорошо.

В защиту многодисковых муфт нужно сказать, что самые новые из них умеют подключать вторую ось в движении и плавно, как будто через сцепление.

Таким образом, в случае с кроссовером для езды по городскому асфальту владелец имеет практически обычный легковой автомобиль на моноприводе, а для выезда, скажем, с заснеженной парковки – «полноприводный внедорожник». Но для борьбы с серьезными препятствиями, где нужна раскачка, где приходится побуксовать и долго ползти «внатяжку», такие автомобили не годятся.

Стоит оговориться, что кроссовер кроссоверу рознь. Есть отдельные конструкции, где многодисковые муфты отличаются быстродействием и выносливостью, где электроника, подтормаживая нужные колеса, имитирует блокировки дифференциалов, помогая водителю бороться с бездорожьем. Но сути данного класса это не меняет.

И еще одна интересная деталь, о которой мы вспомним ниже: многие модели кроссоверов имеют как версию 4х4, так и 4х2.

3. А нужен ли?

А теперь о самом главном: какой полный привод вам нужен? Или так: нужен ли он вам настолько, насколько дороже полноприводная версия кроссовера?

Скорее всего, городскому жителю, пусть даже регулярно выбирающемуся на дачу или пикники, классический внедорожник все-таки не нужен. Достаточно подобрать кроссовер с эффективной системой полного привода. Узнать реальные возможности конкретной модели можно у ее опытных пользователей – в клубах владельцев, на интернет-форумах. Попытайтесь выяснить для себя основные параметры приглянувшейся вам модели:

  • есть ли режим принудительного включения и отключения 4х4;
  • если нет, то как быстро это делает автоматика;
  • как долго работает многодисковая муфта;
  • хорошо ли тянет двигатель на низких оборотах?

Если ответы на эти вопросы оказались положительными, внедорожных возможностей такой машины вам хватит, в том числе и для борьбы с зимними трудностями в городе: проезда по нерасчищенным от свежего снега переулкам, парковки в снежной целине, штурма небольших подъемов. Но ес­ли ваши поездки предполагают внедорожные маршруты в любой сезон и в любую погоду, скорее всего, вам нужен полноценный внедорожник.

4. Иным путем

Многолетний опыт эксплуатации самых разных автомобилей говорит о том, что в городских условиях многие внедорожные достоинства кроссоверов могут быть заменены иными средствами. То есть мы хотим сказать, что можно купить моноприводную версию кроссовера и при некоторых условиях он будет исполнять свои задачи не хуже, чем в комплектации с полным приводом.

На свежевыпавшем или укатанном снегу, на мокрых грунтовках с локальными лужами и неглубокими колеями полный привод во многом заменят хорошие шины. Они должны быть с крупными грунтозацепами, массивными блоками ламелей, с широкими канавками. Если имеется в виду «зима», то лучше выбирать арктические модели с хорошими показателями сцепления на льду.

В тяжелых дорожных условиях многое решает водительское мастерство. Никакой полный привод не поможет, если вы не умеете трогаться плавно, «внатяжку», без пробуксовки, в том числе – со второй передачи. Поупражняйтесь в таком приеме, как раскачка: используя инерцию машины, можно выехать из вырытых колесами лунок, грязи и сугробов даже на моноприводе. Короткие (порядка 10–15 метров) участки грязи или снежных заносов автомобиль преодолевает ходом. Главное – перед разгоном убедиться, что после трудного участка есть место для торможения или иного маневра.

Наконец, без таких банальных дедовских средств в багажнике, как цепи, лопата, песок и трос, в зимнюю пору многие жители глубинки не выезжают даже на машинах с полным приводом.

Итак, прежде чем решать, платить ли дополнительные деньги за комплектацию с полным приводом, еще раз сопоставьте информацию о возможностях модели и условиях, в которых вы собираетесь ее эксплуатировать. Далеко не всегда шильдик «4х4» стоит того, что за него просят.


Полноприводный автомобиль сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся: все ведущие колеса, якобы, обеспечивают огромную безопасность на дороге и уверенность в своих силах. Именно поэтому, если есть деньги, мы покупаем для себя и для своих жен полноприводные кроссоверы. Однако систем полного привода даже в первом приближении существует довольно много, и они принципиально различаются между собой.

Выбирая автомобиль и нацеливаясь на «полный привод», надо очень хорошо себе представлять, где и зачем автомобиль будут использовать. Наверное, 90% покупателей не собираются съезжать с нормальной дороги в леса, поля, а также карабкаться в горы и пересекать броды. Зачем же нужна машина со всеми ведущими колесами? Во-первых, она придает уверенность во время дождя на скользкой дороге; во-вторых, машину покупают с прицелом на эксплуатацию долгими зимами; наконец, на полном приводе проще съехать с асфальта и доехать полкилометра до дачи по грунтовке и по ухабам.

Самое простое, что можно запомнить, а затем закрыть эту статью: вышеназванные три задачи вполне решает автомобиль с приводом лишь на одну ось. Желательно, правда, чтобы он был с механической коробкой передач. Ну и клиренс хорошо бы побольше.

Допустим, такое решение проблемы вас не удовлетворяет. Тогда второе соображение: полноприводный кроссовер вовсе не равен настоящему внедорожнику. Колеса этих автомобилей приводятся в движение, скажем так, принципиально разными способами. И третье: да, обозначенную потребность в полном приводе можно удовлетворить покупкой кроссовера. Просто на подобной машине не надо заниматься поездками по настоящему бездорожью. А на дороге - не увлекаться скоростью.

Итак, как же в общих чертах устроен полный привод кроссовера. Почти всегда вы едете на таком автомобиле в... моноприводном режиме, на движение работает только одна ось. Чаще всего - передняя, ведь почти все не слишком дорогие кроссоверы построены на платформах обычных хэтчбеков. Полный привод проявляется лишь в ситуации пробуксовки ведущих колес - этот момент распознает электроника, которая и подключает для помощи вторую ось. Пробуксовка в данном случае не означает, что вы стоите на месте и долго шлифуете асфальт - речь идет буквально о миллисекундах. Вряд ли покупателю интересна техника, скажем лишь, что перебросом момента между осями - а он динамически распределяется в каждый момент времени - занимается специальная муфта. Само это устройство может иметь различную конструкцию.

Теперь о внедорожных способностях: если схема полностью соответствует описанию выше, таковых практически нет. Для преодоления минимального бездорожья приходится «навешивать» дополнительный функционал. Например, муфте придают способность частично или полностью блокироваться. Способы могут быть разные, но, опять же, чаще всего этим заведует электроника. Также в конструкции могут быть использованы самоблокирующийся дифференциал либо вязкостная муфта.

Зачем нужна блокировка? Свободная муфта (или свободный дифференциал) не даст автомобилю поехать, если какое-то из колес полностью потеряет сцепление с дорогой. А блокировка заставит крутиться то колесо, которое все еще способно вас вытащить. Перегревается муфта в таком случае очень быстро, так что долго буксовать с такой системой у вас не получится.

Как и в любой конструкции, здесь есть множество нюансов. Основной состоит в том, что муфта в продвинутом автоматически подключаемом полном приводе может работать по превентивному алгоритму, не дожидаясь пробуксовки колес. Здесь всегда на вторую ось будет подаваться небольшой процент крутящего момента. Другими словами, вы действительно получаете постоянный полный привод! Так работают системы Audi с дифференциалом Torsen, а также, например, некоторые BMW или Mercedes-Benz.


Повторимся: подобный тип полного привода имеют практически все кроссоверы и полноприводные легковые автомобили. Плюсы: действительно, машина придает некоторую уверенность на скользкой дороге. Минусы: эта же уверенность может привести к тому, что вы выберете неверную скорость для движения в сложных условиях. Результатом может быть обочина. Еще и потому, что характер такой машины в повороте - будет она склонна именно в этот опасный момент к сносу или заносу, или же будет нейтральной - предугадать довольно сложно. Как и для придания автомобилю «внедорожности», управляемость улучшают с помощью электроники - основная вспомогательная система здесь ESP.

Теперь - о внедорожном полном приводе. Здесь вторая ось подключается водителем вручную. По дороге вы едете на моноприводе, а если нужно съехать на какой-то проблемный участок - сами включаете полный. Межосевого дифференциала нет, так что блокировка одного из межколесных дифференциалов должна присутствовать обязательно. И, конечно, полный привод при такой схеме необходимо сразу выключать на дороге - он не предусмотрен для работы на больших скоростях.

Наконец, классика жанра - честный полный привод. В идеале это не просто три дифференциала - межосевой и два межколесных, но и понижающая передача, и все блокировки. И, конечно, вспомогательная электроника. С таким набором свойств автомобиль, действительно, может и стоять на дороге, и преодолевать бездорожье.

Отдельно упомянем чрезвычайно продвинутые системы: например, Super Select у Mitsubishi позволяет выбирать из многих режимов работы полного привода такой, что подойдет и для трассы, и для бездорожья. Некоторые модели Jeep можно заказать с существенно различающимися типами полного привода. Наконец, системы в Subaru Impreza WRX STi или Mitsubishi Lancer Evolution каждая достойны отдельной большой статьи.