Как побороть страх вождения. Причины появления страха перед вождением

Как побороть страх за рулём? Очевидно, каждый водитель на определённом этапе задавал себе этот вопрос. Ведь боязнь сесть за руль – не такое уж редкое явление, как может показаться. Статистика свидетельствует, что большое количество людей, окончивших курсы вождения, так никогда и не становятся водителями. И главная причина – не отсутствие транспортного средства, а именно страх, с которым не могут справиться. Записанный в подсознании сигнал «Берегись автомобиля» срабатывает каждый раз перед тем, когда человек садится в машину на место водителя.

Страх перед вождением может возникнуть, как у опытных водителей, так и у новичков, только начинающих постигать азы водительского мастерства, и даже у тех, кто ни разу за руль не садился из-за парализующей боязни вождения. Собственный негативный опыт или истории близких, сюжеты по телевизору или газетная статья – всё что угодно может сработать пусковым механизмом для возникновения страха водить машину.

Если тот, кто даёт уроки вождения, постоянно ругает или одёргивает ученика, страх вождения автомобиля может возникнуть очень быстро. Считается, что представительницы прекрасного пола чаще испытывают страх за рулём, но это только отчасти соответствует действительности. Волнение присутствует у всех начинающих водителей, только менее эмоциональные мужчины легче его преодолевают.

Что за этим скрывается?

Чтобы понять, как побороть страх вождения автомобиля, необходимо выявить скрытые страхи, прячущиеся за ним.

Как правило, чаще всего за этим скрывается:

  • страх ДТП со всеми вытекающими из аварийной ситуации «подстрахами» (полностью побороть подобные страхи иногда не удается даже опытным водителям);
  • боязнь не справиться с ситуацией;
  • страх «потерять лицо» – выглядеть глупо, смешно или нелепо.

Все мелкие автомобильные страхи («не смогу припарковаться», «не разъедусь со встречным транспортом», «боюсь заглохнуть на перекрёстке» и т. п.) вписываются в вышеперечисленные категории.

На самом деле, эту боязнь не так сложно преодолеть, если целенаправленно работать со своим страхом. Только в очень сложных случаях, например, после серьёзных аварий или глубинных страхов, идущих с детства, может понадобиться профессиональная помощь психолога.


Что делать, чтобы избавиться от страха?

1. Чаще практиковаться

Чем больше практика – тем меньше страх. Это аксиома. Поэтому садитесь за руль как можно чаще, даже если в этом нет особой надобности. Как говорят опытные водители, уверенность придёт после первых пяти тысяч километров.

2. Изучать маршруты

Перед тем, как куда-то отправиться, изучите маршрут, проехав по нему в качестве пассажира. Посмотрите внимательно на дорожные знаки, места для парковки и т. п. Это поможет побороть страх водить машину и чувствовать себя более спокойно, когда вы будете двигаться по этому маршруту в роли водителя.

3. Использовать утренние часы

Ранним утром на дорогах, особенно в выходные дни, движение минимально. Это отличное время, чтобы поупражняться в вождении без лишнего напряжения.

Советы психолога в коротком видео:

4. Ездить по загородной трассе

Если движение в городе слишком интенсивное, привыкайте к автомобилю и доводите до автоматизма навыки вождения на междугородних магистралях. Частые поездки загород – отличный способ преодолеть страх перед вождением и наработать практический опыт.

5. Прикрепить знак «Начинающий водитель»

Это в какой-то мере оградит от конфликтных ситуаций и агрессии. Как правило, к новичкам опытные водители относятся с некоторой долей снисхождения.

6. Попросить о сопровождении

Если присутствует страх остаться в машине без инструктора, попросите кого-либо из близких вас сопровождать. Но когда-либо придётся всё-таки решиться ездить в одиночестве. Чтобы смягчить этот переход, воспользуйтесь автомобильным сопровождением. Пусть кто-то из друзей движется сначала впереди вас, а потом позади вашей машины.

7. Найти хорошего наставника

Если вы чувствуете, что уроков в автошколе оказалось недостаточно, подыщите хорошего инструктора и занимайтесь столько, сколько посчитаете нужным. Как свидетельствует опыт, для этой роли лучше подходит посторонний человек, а не кто-то из близких.

8. Записаться на курсы контраварийного или экстремального вождения

Занятия на таких курсах не только повышают уровень водительского мастерства, но и внутреннюю уверенность.

9. Учить «матчасть»

Если вы не очень хорошо освоили правила дорожного движения или уже их подзабыли – не поленитесь углубиться в тему ещё раз. Знания никогда не бывают лишними, даже если вам кажется, что некоторые вещи вас совершенно не касаются.

10. Использовать визуализацию

Чаще представляйте себе, как вы хорошо и уверенно водите машину. Рисуйте в воображении образ себя за рулём автомобиля как очень профессионального и умелого водителя.

11. Настроиться на позитив

Если вы в плохом расположении духа, то перед тем, как садиться в машину, постарайтесь изменить «минус» на «плюс». Послушайте любимую музыку, почитайте анекдоты или погрузитесь в приятные воспоминания. Этот небольшой «трюк» позволит вытеснить негативные мысли. А когда у вас хорошее настроение, подсознанию будет намного труднее «рисовать» ужасные картины будущей поездки за рулем автомобиля.

Приятного вам вождения!

Автомобиль уже давно перестал являться предметом роскоши и индикатором материальной обеспеченности семьи, и сейчас, согласно опросам и примерным подсчётам социологов, основанных на данных продаж новых и поддержанных автомобилей, владельцем машины является каждый третий житель города.

Однако существует особая категория людей, для которой задача сесть за руль представляется невыполнимой, а выехать в час пик за продуктами или же на работу – признаком подлинного героизма. Связаны подобные мысли обычно с появившимися страхами от просмотра видеозаписей различных ДТП, увиденных во время практических занятий в автошколе водителей, явно нарушающих скоростной режим на небольшом промежутке дороги (проще говоря, “лихачей”), или же с неуверенностью в собственных силах.

Через подобные психологические проблемы проходит каждый водитель, причём, даже опытный. Зачастую бывает, что многие люди, уже окончившие автошколу, через 2-3 месяца после активной езды по дорогам на личном автомобиле, попросту бояться выезжать ещё, дабы не подвергать собственную жизнь лишнему риску, предпочитая общественный транспорт машине. Чтобы разобраться, как именно можно преодолеть страхи такого плана, необходимо понять, от каких мыслей они образованы.

Причины возникновения паники

Психологи выделяют несколько причин возникновения страха вождения автомобиля, каждую из которых необходимо подробно разобрать:

  • Боязнь потерять управление над автомобилем в какой-то критический момент;
  • Страх попасть в дорожно-транспортное происшествие как по своей вине, так и нет;
  • Как следствие – повредить чужое авто, имущество, сбить человека и пр.;
  • Наконец, боязнь подвергнуть опасности близких людей или родственников.
Первое, что необходимо уяснить каждому человеку, особенно новичку, который испытывает страхи подобного плана – это то, что в этом нет ничего постыдного, противоестественного. Более того, страх позволяет всегда контролировать человеку себя в любой момент, держать его в тонусе. Новичок, не испытывающий хоть капли страха вождения автомобиля – попросту опасный для общества человек, который может либо стать причиной ДТП, как со своим участием, так и без, либо в критический момент приобрести его, не среагировав вовремя на какое-то событие и поддавшись панике.

Важно: не следует путать страх с паникой. Паникёрам за рулём автомобиля делать нечего – об этом говорят ещё в автошколе. Испытывая же страх, человек может держать под контролем все свои эмоции и «чувствовать» ситуацию на дороге.

Чтобы дать ответ на вопрос, как именно можно преодолеть страх вождения автомобиля, следует остановиться на каждом его типе.

Преодоление страха

Боязнь потерять управление над автомобилем в большей степени присуща новичкам, особенно, девушкам. Связано это, в основном, с непониманием принципов работы машины и представлением её в качестве некоего «зверя», который работает вроде бы сам по себе. Зачастую такие мысли приводят к появлению ощущения, что автомобиль – некий живой организм, действующий сам по себе. Преодолеть подобное чувство достаточно просто: необходимо лишь больше практиковаться, выезжая на дорогу в наименее загруженные часы дня, например, рано утром в выходные. Всё, что необходимо для получения чувства контроля над автомобилем – тренировочная площадка, пусть даже импровизированная, которая позволит отточить классические навыки вождения и даст прочувствовать реакцию машины на то или иное действие.

Совет: поскольку практически в любом городе есть в свободном доступе тренировочная площадка, то именно на ней следует восполнять пробелы вождения (например, потренироваться трогаться с места на горке).

Страх попасть в ДТП подсознательно должен присутствовать у любого водителя, и это чувство лучше всего играет роль дополнительной страховки. Чувства самоуспокоенности, излишней уверенности в своих силах появляются у водителей, отъездивших чуть больше года-полутора и не попавших в сколько-нибудь значимые передряги. Люди зачастую рассуждают так: если уж они, новички, так хорошо отъездили столько времени, то уж теперь-то можно и ездить чуть быстрее, и совершить какой-то манёвр «на пятачке». Именно в этот период многие люди и обжигаются, попадая в серьёзные аварии.

Важно повторить: подобный страх не должен перетекать в паникёрские чувства. Если при любой нестандартной ситуации на дороге, хочется резко дёрнуть руль в сторону – человеку необходимо поговорить самим с собой, поскольку подобное поведение на дороге недопустимо.

Боязнь потерпеть серьёзные материальные убытки присуща, в основном, людям, имеющим низкий заработок, поскольку на личный автомобиль, вероятно, откладывались деньги в течение долгого промежутка времени, и он нужен не только для повседневных нужд, но и для каких-то хозяйственных. Этот страх очень легко преодолеть – следует лишь передвигаться по дороге, соблюдая все установленные правила дорожного движения и, особенно, скоростной режим. Его наличие как раз-таки и призвано избавить дороги страны от серьёзных аварий, влекущих серьёзные материальные убытки сторон: если двигаться по городу со средней скоростью в 50 км/ч, попасть в крупную аварию по собственной вине достаточно проблематично. В противном случае затраты на ремонт автомобиля всегда покроет страховка и выплаты со стороны виновной.

Страх навредить близким людям – совершенно естественное чувство, которое также должно присутствовать у каждого человека. Более того, его наличие является немым свидетелем того, что человек за рулём полностью осознаёт возложенную на него ответственность за здоровье родственников, друзей и других людей, сидящих на пассажирских сидениях.

Совет: чуть уменьшить страх такого плана может помочь приобретение автомобиля с максимальным числом подушек безопасности, а также просьба всех лиц в машине пристегнуться. Согласно статистике, количество пристёгнутых людей, получивших серьёзные увечья в ДТП, по сравнению с непристёгнутыми стремится к минимуму.

Выше были разобраны типичные страхи новичков вождения автомобиля, которые помогут водителю психологически настроить себя на нужную «волну» и спокойно управлять машиной в транспортном потоке. Однако ни для кого не является секретом, что порой возникают критические ситуации на дорожном полотне, когда действовать необходимо быстро, полагаясь только на свою реакцию и даже инстинкты, приобретённые на практических занятиях.

Секрет, по мнению психологов, «холодной» головы, расчётливости в любой, даже экстренной, ситуации заключается в правильном дыхании: водитель всегда должен дышать ритмично, глубоко и, что важно, медленно, ни в коем случае не отрывисто. Усилие воли, направленное на успокоение дыхание, быстро приведёт взбудораженное эмоциональное состояние в норму.

Совет: когда кто-то вылетает прямо навстречу, сбоку подрезает машина или какой-то пешеход решил быстро перебежать дорогу, ни в коем случае нельзя бешено крутить рулём, нужно довериться какому-то одному решению, дабы чётко показать окружающим свои намерения.

Как психологи, так и водители особенно обращают внимание новичков на то, что они всегда должны держать обе руки на руле, не закрывать глаза от страха одной из них или же не показывать свои уникальные способности окружающим по набору текста сообщения одной рукой. Обе руки на руле, глаза, направленные на дорогу – это основа безопасного вождения.

Если человек чувствует, что по какой-то причине он морально устал, раздражён и т.п. – следует успокоиться, а только после этого ехать. История ДТП знает достаточно случаев, когда новички, опечаленные какими-то событиями, забыв про все свои страхи, решают проблемы скоростью, получая дозу адреналина.

Привести себя в чувство может помочь дыхательно-мышечная ауторегуляция, представляющая собой комплекс несложных упражнений:

  1. Для начала следует максимально удобно сесть в кресле автомобиля, полностью «отдавшись» спинке кресла, после чего сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. После этого необходимо расслабить мышцы, покрутив последовательно головой во все стороны, размяв кисти рук и повращав руками в локте.
  3. В заключение элементарно развеселить себя, покорчив в зеркало заднего вида гримасы и вспомнив приятные события из жизни.
  4. Отправляться в дорогу с пониманием того, что быстрая неаккуратная езда может причинить вред совершенно не виновным в чьих-то личных проблемах людям.

Указанной методикой рекомендуется пользоваться не только людям, желающим привести себя в чувство, но и всем, кто по каким-то причинам боится садиться за руль автомобиля. Эти простые упражнения способны дать необходимые чувства спокойствия и уверенности в своих силах.

В заключение: практика, спокойствие и внимательность – это три краеугольных камня преодоления страха вождения. Придерживаясь описанных тезисов, любой новичок сможет довести, казалось бы, сложные действия до автоматизма и получать от вождения только наслаждение.

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.

Страх перед вождением автомобиля бывает абсолютно у всех, кто впервые садится за руль. И не стоит верить заявлениям людей, утверждающих, что якобы именно он, впервые сев за руль, не испытывал никакого страха. Во всяком случае, небольшое смущение и легкая робость у него присутствовала, и это нормально. С психологической точки зрения, чувство страха очень полезно для человека, так как спасает его в опасных жизненных ситуациях. Но чувство страха полезно тогда, когда это рациональный страх, когда он осознан и соответствует ситуации. Страх перед автомобиля в большинстве случаев является иррациональным, надуманным. С течением времени такой иррациональный страх вождения авто может перерасти в фобическую составляющую, и человек уже ни при каких условиях не сядет за руль. Однако все человеческие страхи и фобии являются обратимыми расстройствами, а это значит, что такие страхи можно преодолеть и довольно успешно.

Смотрите в лицо своим страхам 😉

У каждого человека бывают свои страхи, так как каждый человек это индивидуальность. Одни просто боятся неприятностей во время езды на автомобиле. Другие, к примеру, бояться летать на самолете. У кого-то присутствует страх перед встречей с работником автоинспекции, кто-то просто боится выехать на встречную полосу, или того, что у него откажут тормоза. Отсюда можно предположить, что человек боится за свою жизнь, однако все люди разные, и у всех страх проявляется по-разному. Некоторые, имея автомобиль, никак не могут преодолеть страх перед вождением, за рулем чувствуют себя нерешительно, скованно, порой трусливо и неуверенно, пряча свой страх, что может привести к плачевным последствиям. Такие люди никогда не смогут стать полноценными водителями.

Женщины ведут себя в случаях страха вождения немного по-другому, чем мужчины. Это связано в первую очередь с биологическими причинами, и особенностями ее организма. Слабый пол, как правило, медлителен и менее решителен, чем сильный. Однако если дама сможет сделать шаг, и преодолеть свой страх, она вполне может стать квалифицированным водителем, ничем не хуже, чем мужчина, который также подвержен иррациональному страху вождения автомобиля. Порой женщина может стать лучшим водителем, чем большинство мужчин. Страхи бывают разные, возникать они могут по-разному и в совершенно разных ситуациях. Сам по себе страх пройти, конечно, может, но в очень редких случаях. В основном, он обрастает все новыми и новыми красками, формами, и проявлениями. Человек в таком состоянии находится под действием постоянного стресса, который усугубляется, и может привести к невротическому расстройству. Такой человек может стать агрессивным или просто замкнуться в себе.

Самое простое, что можно сделать в такой ситуации — не боятся пробовать чаще садиться за руль и учится водить автомобиль за городом, где нет движения вообще, и просто наплевать на все свои негативные эмоции. С одной стороны совет верный и правильный, и в некоторых случаях довольно хорошо работает. Но есть еще определенная категория людей, которые не могут преодолеть свой страх. Такие люди начинают дрожать перед поездкой задолго до ее начала, постоянно прокручивая в своей голове разные невероятные ситуации, в которые он может попасть, тем самым еще больше себя запугивая. Как быть таким горе водителям, есть ли выход в такой тяжелой с их точки зрения ситуации, и возможно ли помочь им преодолеть этот надуманный страх?

Со страхом необходимо бороться постепенно

Такой человек должен понять, для чего ему нужно водить автомобиль, и действительно ли он хочет этого. Осознав, что вождение автомобиля необходимо и будет доставлять удовольствие, вторым этапом важно осознать, что все страхи, которые есть, не что иное, как просто выдумка, буйство его, трусишки, фантазии. Важно знать, что справиться с такими страхами можно, и порой это не так сложно, как кажется.

Психология утверждает, что страх сесть за руль связан с низкой самооценкой человека, повышать которую никогда не бывает поздно даже с возрастом, это надо делать, чтобы чувствовать себя свободным, а не быть зависимым от страха, и самое неприятное, от надуманного страха, который в реальности ни чем не подкрепляется, только фантазиями человека. Итак, с чувством страха можно и нужно бороться, а вот с чувством беспомощности, которое зарождает эти страхи, гораздо тяжелее. Тем более при отсутствии жизненных достижений, чувство беспомощности непременно будет нарастать.

После того, когда человек понял и решил, что вождение автомобиля ему необходимо, и он не один в этом мире, кто будет водить автомобиль, необходимо будет принять для себя две главных составляющих:

  1. Человек должен признать, что он действительно испытывает страх перед вождением, и этот страх иррациональный, а значит фобический.
  2. Осознать, что поддаваясь такому страху, он порождает в себе новые страхи, с которыми без помощи специалиста справиться будет уже намного сложнее. Тем самым человек живет в своих страхах и теряет, или ограничивает свою свободу.

Будьте настойчивы в преодолении своих фобий

Существуют также несколько психологических аффирмаций, работающих по принципу самовнушения, для преодоления страха:

  1. Для меня нет никакой опасности, когда я нахожусь за рулем автомобиля
  2. Негативные мысли, это просто плод моего воображения, от которых пора отказываться
  3. Страх лишь эмоция, через которую нужно и можно легко переступить
  4. Страх призван быть учителем, я учусь у своих страхов, поэтому большое удовольствие превращать негативные мысли в позитивные
  5. Каждое утро необходимо просыпаться с чувством уверенности в себе

Очень эффективно в преодолении страха действует метод постепенности. Если страх очень силен, то зону своего комфорта необходимо расширять, и делать это постепенно. Для начала это могут быть тренировки вождения за городом, затем на знакомых улицах с минимальной интенсивностью движения. Необходимо начинать водить автомобиль и преодолевать страх в компании хороших знакомых или близких родственников, которые являются опытными водителями. Метод визуализации тоже работает и приносит свои плоды. Он основан на представлении опасной и экстремальной ситуации, из которой человек выходит с достоинством и честью, то есть действует очень спокойно, уверенно, а самое главное умело. Проводить работу методом визуализации лучше с уверенным и мастерским вождением, и результат не заставит себя долго ждать. Вождение впоследствии станет умелым и мастерским.

Страх вождения автомобиля присущ абсолютно всем

И последнее. На протяжении борьбы и преодоления своего страха, нежелательно смотреть телевизионные программы о происшествиях на дорогах. Когда страх перед вождением начнет ослабевать, ему на смену придет чувство большой удовлетворенности, а истинное удовольствие от вождения автомобиля придаст ощущение хорошего настроения и гордости за себя.

  • Новости
  • Практикум

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

Как правильно реагировать на затопление улиц. Видео и фото дня

О том, что этот тезис - больше, чем просто красивые слова, наглядно доказывают видеоролики и фото, появившиеся после потопа, произошедшего в Москве 15 августа. Напомним, на столицу менее, чем за сутки, выпало более месячной нормы осадков, в результате чего канализация не справилась с потоком воды, а многие дороги просто затопило. Между тем, как...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы воздуха, то сегодня перечень девайсов, ...

Какой автомобиль выбрать семьянину

Семейный автомобиль должен быть безопасным, вместительным и комфортным. Кроме того, семейные машины должны быть удобны в использовании. Разновидности семейных машин Как правило, у большинства людей понятие «семейный автомобиль» ассоциируется с 6-7-миместной моделью. Универсал. Такая модель обладает 5-ю дверями и 3-мя...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Мечта, наконец, стала реальностью: в вашем гараже красуется новый мощный внедорожник, а из бумажника соблазнительно выглядывает водительское удостоверение. Вы гордо садитесь в салон своего четырехколесного друга и осознаете: вам страшно выехать на дорогу и стать частью гудящего, хаотического потока бессердечной железной массы, и перебороть свое состояние – невозможно.

Ваш страх – иррациональный, нелогичный, неуправляемый берет под контроль ваши мысли и поведение. Безумная тревога так и шепчет: «Может, лучше ты махнешь на метро?». И мозг не может сделать выбор: поддаться наваждению и убежать от страха или постараться преодолеть волнение? Попытки перебороть страх, идя на таран: сесть и поехать, несмотря на трясущиеся руки и выпрыгивающее из груди сердце, для водителя автомобиля чреваты трагедией. Сегодня мы поговорим о том, как побороть страх вождения и не стать жертвой панической тревоги.

Шаг 1. Изучаем свой страх

Для начал признаем, что боязнь вождения автомобиля – вовсе не надуманная проблема, а реальная задача, требующая скорейшего разрешения. Обвинять себя и упрекать, величая себя «трусом» – нелогично и бесперспективно, ведь страх – естественная человеческая эмоция, проявлявшаяся еще у наших предков, убегающих от разъяренного мамонта.

Страх – позитивное и крайне важное ощущение, призванное мобилизовать ресурсы организма для достижения привычного комфорта в изменившихся условиях жизни. Однако патологическая тревога, возникающая даже при отсутствии реальной угрозы, не поддающаяся пониманию и контролю, – деструктивное чувство, затрудняющее жизнь современного человека. Давайте разберемся, откуда пускает корни страх автомобиля, и о чем он нас информирует.

Основной соратник боязни управлять авто – страх смерти. Наше подсознание умело рисует броскую картину, что именно экипаж нашей машины станет жертвой какого-нибудь ДТП с плохим исходом. Еще один спутник состояния – боязнь быть покалеченным в аварии. Мы можем тревожиться не за себя, а волноваться за безопасность пассажиров, мы страшимся стать виновником увечья близкого человека. Некоторые тревожные особы переживают, что собьют пролетающую птичку, перебегающего щенка или лишат жизни другого человека. Другие волнуются за свое материальное положение, которое пошатнется из-за необходимости ремонта транспорта.

Причин для возникновения таких предубеждений множество, и в большинстве случаев они все родом из детства, а установить истинные обстоятельства зарождения страхов и перебороть их – тяжелая и кропотливая работа опытного психотерапевта.

Цель на этом этапе: признать, что страх существует, понять, что тревога не является исключительно нашим персональным ощущением, а присуща многим людям.

Шаг 2. Украшаем монстра

Как правило, все люди, испытывающие боязнь вождения, убеждены в том, что непременно произойдет несчастный случай. Мы, страшащиеся вождения, ориентированы на печальный исход. Сейчас нам предстоит неприятная задача: нарисовать в воображении картинку самых страшных последствий езды. Мы должны задействовать все наши каналы ощущений: визуальный, слуховой, сенсорный, осязательный, обонятельный, двигательный. Мы можем представить голоса взволнованной толпы, наш дискомфорт, смущение, неловкость.

А теперь меняем это изображение на противоположную картину. Мы едем за рулем уверенно, соблюдаем все правила, мы собраны и сосредоточены, мы ловкие и юркие. Нас ничто не отвлекает, не раздражает, нам комфортно. Мы без проблем достигаем своей цели, удачно находим место для парковки, нас благодарят попутчики, мы добрались вовремя. Мы спокойно выходим из автомобиля.

Стараемся зафиксировать изображение, ощутить эмоции, услышать свои мысли. Необходимо как можно чаще в воображение воссоздавать приятную атмосферу.

В упражнении шла речь о создании верной установки: мы заменили наше ожидание неудачи уверенностью в успехе, мы постарались перебороть свою тревогу мысленно и нацелились на удачную поездку.

Помните: личность, которая стремится к успеху, ведет себя в критической ситуации иначе, чем та, которой движет желание избежать позора и неудачи.

Шаг 3. Одолеваем свой страх на практике

Наш жизненный опыт, солидные знания, отработанные практические навыки существенно влияют на реакции в конкретных проблемных ситуациях и помогают перебороть панику. А нерациональные формы поведения: психомоторное возбуждение, сильный страх, паническое бегство возникают, когда наших умений оказывается недостаточно.


Вывод прост: чтобы перебороть в себе тревогу, необходимо в совершенстве владеть навыками вождения автомобиля.

Поэтому, несмотря на испытываемое беспокойство, начинаем заводить дружбу с железным конем: постепенно, с комфортом, не доводя себя до истерических рыданий. На первых порах закрепления азов езды желательно, чтобы в салоне автомобиля присутствовал надежный попутчик – уравновешенный, рассудительный, опытный, который сможет придать вам уверенности и решительности.

Выбираем малолюдные загородные трассы, осваиваем езду по бездорожью, ездим по деревенским дорогам: чтобы побороть боязнь, мы должны убедиться на личном опыте, что стать умелым водителем – реально и несложно. Постепенно привыкаем к дорожным знакам, разметке, присутствию другого транспорта.

Чтобы избавиться от волнений, необходимо регулярно посылать себе позитивные подкрепления, хвалить себя за каждое преодоленное препятствие. Отмечаем малейшую нашу победу: пропущенного пешехода, своевременное торможение на мигающем зеленом, удачный поворот. Не забываем, что гарант безопасности на дороге – безукоризненное знание и строгое соблюдение всех установленных правил. Поэтому перечитать ПДД будет нелишним.

Шаг 4. Повышаем собственную самооценку.

Верный путь, чтобы избавиться от беспокойства и перебороть ярость, связанную с откровенным хамством других автовладельцев: стать на голову выше тех, кто кричит, ругается, подрезает. Развиваем свои позитивные качества, произнося аффирмации (подбадривающие выражения). Каждый может составить свой список утверждений, либо прибегнуть к следующим внушениям:
  • Я ценный человек, достойный уважения.
  • Я обладаю способностями совладать с любым стрессом.
  • Я верю, что все мои начинания дадут отличный результат.
  • Я с успехом преодолеваю собственную злость, незнание и страхи.
  • Я проявляю все свои достоинства.
  • Я ценю в себе уникальность.
  • Я доверяю себе без ограничений.
  • Я умная и цивилизованная личность.
  • Я умею сдерживать свои амбиции, готов перебороть злость и неприязнь.
  • Я всегда вовремя и верно реагирую на опасность.

Не стоит впадать в панику, если на первых порах не все получается идеально. Даже если ваше авто заглохло на светофоре, и соседние машины истошно сигналят, не обращайте внимания на реакцию окружающих и не делайте резких движений.

Постарайтесь расслабиться: представьте свой любимый цвет радуги, постарайтесь увидеть его образ, наделите его красочными свойствами. Например: оранжевый, он лучистый, подвижный, он дарит энергию, концентрирует внимание. Погрузитесь на несколько секунд в состояние релаксации, тогда вам точно удастся побороть свою неуверенность и тревогу от вождения автомобиля.