Как требовать моральный вред. Особенности получения компенсации за моральный вред. Трагедии и потери

За все в жизни приходится платить, и причиненные кому-то душевные страдания - не исключение. А долг известно, чем красен... Что в этом смысле у нас? На какую сумму можно рассчитывать, например, в случае незаконного увольнения? Оказания некачественных услуг? Когда вы серьезно пострадали от действий или бездействия врача?

Почем фунт потрясений

Сначала определимся: что такое моральный вред? "Согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь под моральным вредом следует понимать испытываемые человеком физические и (или) нравственные страдания, - внесла ясность заведующая юридической консультацией № 3 Минской областной коллегии адвокатов Ирина Ходосевич. - Физические - это боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере. Нравственные страдания выражаются в ощущении стыда, страха, унижения, отчаяния и др. Они могут быть связаны с утратой близких, раскрытием врачебной тайны, потерей работы, невозможностью продолжать активную социальную жизнь и пр.".

Для нас одно действие может показаться более неприятным, чем другое. Но действительно ли мы хотим следить за этим чувством кишки? Действительно ли это соответствует нашей моральной цели - взвешивать наше собственное благополучие или наше собственное предпочтение, наблюдая наши абдоминальные чувства больше, чем последствия нашего выбора для жизни и смерти других людей? Разве это не подрывает наше моральное решение как альтруистическое?

Что касается лиц, затронутых нашими решениями? Или: Что было бы важно для нас на их месте? Но только то, что мы остаемся с такой же вероятной вероятностью без ущерба. Какое решение достаточно для этого условия? Только правило гарантирует, что наибольшее количество людей останется без ущерба. Следовательно, моя вероятность остаться без ущерба в пять раз выше в каждой из вышеперечисленных ситуаций, когда решается утилитарное решение. Альтруист, кажется, не лучше, чем гарантировать, что каждый априорный человек имеет высокую вероятность быть избавленным от ущерба.

Но как оценить травмирующую ситуацию? "Положим, я глубоко могу страдать, но другой никогда ведь не может узнать, до какой степени я страдаю, потому что он другой, а не я..." - писал Ф.Достоевский. Да и в законе нет четких критериев оценки нравственных переживаний. Выходит, определение размера "нервных издержек" - дело сколь деликатное, столь же и неопределенное.

Потому что это важно для тех, кого затрагивают наши решения. Степень, в которой соответствующее решение специально реализовано, похоже, имеет отношение к нам только после того, как ущерб был засчитан для пострадавших лиц. Если у нас есть соответствующие предпочтения, выполнение этих предпочтений не имеет ценности ни для кого, кроме нас. Сказать, что выполнение этих предпочтений не имеет альтруистической, но эгоистической ценности.

Он сказал: Люди, которые создают нового человека, берут на себя огромную ответственность. Это великое преступление - сделать человека, который, как известно, несчастлив, по крайней мере, несчастен. Несчастье, которое существует на мгновение, - это все несчастье. Быть в одиночестве, потому что никто больше не хочет быть один, является преступником. Он сказал: «Импульс природы является преступным и призван служить оправданием, так как это только повод, который касается людей».

С места на место

Человека незаконно уволили? Опорочили его деловую репутацию? В поисках справедливости он имеет все основания обратиться в суд. Причем может требовать не только восстановления в должности на прежнем месте, выплаты средств за временный простой, но и компенсации морального вреда. Надо сказать, что полученная в таких случаях сумма по иску голову не закружит. Как правило, от 200 тысяч до 1 миллиона рублей.

Если бы кто-то и каждая женщина делали то, что считал нью-йоркским философом Дэвидом Бенатаром моральным, вскоре не было бы никого, кто мог бы прочитать свою книгу «Лучше никогда не быть». Как кто-нибудь может написать книгу, которая будет навсегда потеряна для всех будущих читателей, все ли люди делают свое дело и опускают моральную теорию автора? Чтобы не родиться, это превосходит все, Софокл уже сформулировал в Эдипе в Колоносе.

Аргументы основаны на добросовестно проведенных анализах. Они проводятся в стиле филантропии, философской, если не экзистенциальной, выгоды для каждого читателя и, в целом, убедительны. Введение вводит Бенатара в еврейскую поговорку: Жизнь такая ужасная, было бы лучше не рождаться. Не один сотня тысяч!

Одна из жизненных ситуаций. На швейном предприятии Ольга Р. попала под сокращение штата. Но перед изданием приказа об увольнении принесла справку о беременности. Наниматель документ проигнорировал, посчитав, что Ольга забеременела, когда ее уже предупредили о переменах. Та обратилась в суд и потребовала восстановления на рабочем месте и 1 млн рублей за моральный вред, пояснив, что в связи с незаконным увольнением испытала унижение и страх. Ухудшилось и состояние здоровья - стало повышаться артериальное давление. Решение суда первой инстанции было в пользу истицы. Ведь администрация нарушила требования ст. 268 Трудового кодекса, согласно которой запрещено увольнять беременных женщин при сокращении штатов. Ольгу восстановили на прежнем рабочем месте, а ее моральные издержки оценили в 800 000 рублей.

Но у кого уже есть это счастье? Век - в частности, иудейский язык дает Импетусу книгу Бенатара. Нозик откликнулся на Освенцим, сказав, что через Иудейский договор человечество утратило свои претензии на выживание, немцы разрушили призыв человеческого общения в космическом масштабе. То есть, поскольку международное сообщество не продвигалось, чтобы предотвратить убийство миллионов евреев, призыв всех людей, всего человечества, к другим мыслимым моральным существам.

Карл Ясперс и Ханс Йонас ссылаются в своих работах на выживших из немецких концентрационных лагерей, которые говорят, что ни одного ребенка не могут привести в мир, в котором они были бы возможны. Ни один из них в отношении Освенцима не рекомендовал отказаться от потомков. Напротив, неотложной задачей Джонаса было оправдание безусловных пчел людей.

Черным по белому

Из-за халатности врача пострадал человек. В 48 лет стал инвалидом II группы. Анатолий П. перенес тяжелое течение клещевого энцефалита. С жалобами на высокую температуру, слабость, рвоту обратился к доктору. Тот отреагировал с ленцой: диагностику в полном объеме не назначил, необходимые препараты не выписал. Когда мужчине стало совсем плохо, на "скорой" его доставили в клинику. Врачи делали все, что могли, но время уже было упущено... Потеряв здоровье по вине врача, Анатолий П. обратился с иском в суд, который принял решение о компенсации морального вреда в размере 5 млн рублей.

Бенатар не вспоминает массовые убийства в Камбодже и Руанде или лагерях Гитлера и Сталина, чтобы достичь нравственной заповеди потомства. Он получает антинализм от сравнительно безвредных источников. Теория морали Бенатара, призывающая к отказу от потомков, может казаться настолько экзотической, что классификация его главного аргумента, которая не предпринимается им, представляется необходимой. Особенно в англоязычном мире асимметрия этического существования, которую Бенатар глубоко задумал, десятилетиями была предметом философских дебатов.

Кто-то заметит: слишком мало по сравнению с тем, что перенес человек, с чем ему придется смириться и жить. Но, к сожалению, нет такого прибора и таких единиц измерений, которые бы определяли глубину душевных страданий. Чтобы после перевести их в денежный эквивалент, уверенно сказав: вот этот испереживался на 500 тысяч рублей, тот намучился на 50 миллионов.

В наиболее выраженной форме он был сформулирован тридцать лет назад Германом Веттером. Заключительные замечания философа Яна Нарвесона, Веттер утверждает, что мы очень обязаны не иметь ребенка, если мы можем предвидеть, что он будет иметь жалкое существование. Даже если бы мы не были обязаны производить ребенка, если бы ребенок имел очень счастливую жизнь, Поскольку мы никогда не можем исключать из себя уверенность, Веттер считает, будет ли затронутое лицо сильно пострадать, если мы будем свидетелями нового человека или, в любом случае, не иметь потомства.

Трагедии и потери

Если в результате ДТП человек получает тяжелые телесные повреждения, то кроме того, что имеет основания требовать возмещения средств на лечение и реабилитацию, он может заявить и о моральном вреде. "В зависимости от степени причиненного ущерба здоровью потерпевшие могут получить до 9 миллионов рублей", - пояснила Ирина Ходосевич. Если водитель или пассажир погиб, на возмещение морального вреда имеют право близкие родственники.

Таким образом, основное содержание асимметрии этического существования заключается в том, что мы обязаны не производить человека, если он уверен, что он пострадает, но что мы даже не обязаны производить нового человека, что у него будет очень счастливое существование.

Другие философские философы, которые не знали об этом, исследовали эту асимметрию этического существования в интересных вариантах. Таким образом, Труди Говье анализирует асимметрию, исследуя, когда мы пересматриваем решения поколений: если пара решила не иметь ребенка, потому что предполагает, что ребенку не дано счастливое существование, пара не вынуждена принимать решение пересмотреть и зачать ребенка, когда он вдруг получает средства или информацию, которые приведут к тому, что ребенок будет счастлив.

В ситуациях, которые рассматривает уголовное законодательство - при совершении преднамеренного убийства, суммы на порядок серьезнее. Разве можно компенсировать потерю близкого? Сумма даже в 30 миллионов рублей здесь может показаться ничтожной...

Надейся и жди

Отдельная тема - нарушение прав потребителя после заключения договоров на оказание платных услуг. Претензий по такого рода делам только в Минском обществе потребителей (МОП) - около 200 в год. Суммы "нервных затрат" колеблются от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. "Хотя суд независим в принятии решений, однако есть определенная судебная практика, - рассказывает юрист МОП Наталья Карп. - Это значит, что если в суде одного района по данной категории дел назначается определенный размер компенсации, условно говоря, 500 тысяч рублей, то, принимая решение по такого же рода случаю, другой суд существенных отличий не предусмотрит".

Если, с другой стороны, пара хочет воспитывать ребенка, потому что он предполагает, что у ребенка будет хотя бы приемлемая жизнь, информация о том, что ребенок ни при каких обстоятельствах не имеет приемлемой жизни, является достаточной причиной, чтобы не воспитывать ребенка. Другими словами, неизбежное убогое существование - причина не создавать дополнительных людей и пересматривать решение о том, чтобы иметь ребенка. С другой стороны, неминуемое счастливое существование не является важной причиной для привлечения дополнительного человека и пересмотра решения о том, чтобы не иметь ребенка.

К юристам МОП часто обращаются с вопросами по работе частных предпринимателей. "Только сейчас на руках пять претензий к изготовителям кухонь. Вот один из последних исков. Семья заказала кухню по индивидуальному проекту. Цена - 27 миллионов рублей. Заключили договор в начале ноября пошлого года, внесли 80 процентов предоплаты и ждут заказ по сей день, - листает документы Наталья Карп. - При этом в договоре есть интересная формулировка: "Ориентировочная (!) дата доставки и монтажа товара - 28 ноября". Иными словами, ориентировка задана - надейтесь и ждите".

Джефф МакМахан развивает аргумент, который он называет «аргументом жалобы». Этот аргумент основан на том, что кто-то будет существовать, кто может жаловаться на его плохую жизнь, когда родители становятся свидетелями ребенка. Если, с другой стороны, у этих родителей нет ребенка, никто не может жаловаться.

До сих пор самые радикальные выводы из асимметрии этического существования, как заявил Кузен, говорили, что мы никогда не исключаем существование несчастной жизни для одного из нас, родившихся. Почему лучше не иметь детей? Бенатар выходит за пределы Кузена. По словам Бенатара, у каждого человека такая плохая жизнь, что мы обязаны не производить людей. По его словам, мы движемся - соответственно эволюционно закрепленными биологическими и психологическими механизмами - чтобы преувеличивать качество нашего существования.

А раз срок четко не оговорен, то и обязательства, получается, не нарушены. Как тут поступить? "Мы составили претензию фирме-исполнителю. В соответствии с Гражданским кодексом, если договоренность не исполнена в разумный срок, теперь должник обязан "рассчитаться" в течение семи дней со дня предъявления письменного требования об исполнении. Если условие нарушается, предприниматель обязан выплатить неустойку - 1% от суммы заказа за каждый просроченный самовольно день. Но если воз и ныне там, заказчик имеет право либо расторгнуть договор, потребовав назад аванс, а с ним - неустойку и компенсацию морального вреда (до 1 миллиона рублей), либо настаивать на исполнении обязательств, но и в этом случае заявленные "бонусы" никто не отменял".

Если, однако, нас беспокоит только то обстоятельство, что в нашей жизни преобладают невыполненные или неосуществимые желания, и мы все должны умереть, мы могли бы увидеть, насколько поразительно наше качество жизни находится под воспринимаемой ценностью. Психологический метод тестирования, чтобы определить жизненную ценность вашей собственной биографии: Перед тем, как поставить выбор - хотите ли вы снова испытать все с самого начала и хотите возродиться? Бенатар, конечно, не использует такую ​​процедуру испытаний, чтобы подкрепить свои убеждения.

Крыша протекает...

Эту ситуацию иначе как плачевной назвать сложно. У семьи в Минском районе из-за ненадлежащего содержания ЖЭСом крыши дома на протяжении двух лет заливает потолок. "Две комнаты покрыты спорами черной плесени, которые могут вызывать до 40 видов различных заболеваний. Устрашает и сам вид помещения из-за аварийного состояния крыши - обои свисают клочьями, везде потёки, сырость, - делится подробностями Наталья Карп. - При этом у жильцов есть тяжелые легочные заболевания: у главы семьи - туберкулез, у его сына - бронхит. Независимые эксперты оценили стоимость восстановительного ремонта, которую жильцы будут требовать через суд. Это 5 миллионов за отделочные работы. Кроме того, в исковом заявлении указана компенсация морального вреда - 1 миллион рублей на каждого члена семьи".

Возможно, он не допустил его поучительного размышления о вопросах самоидентификации. К его собственной версии асимметрии этического существования Бенатар приходит, рассматривая страдание и счастье сначала с точки зрения его предоставления, чтобы затем рассматривать его с точки зрения отказа дать. Симметрию страдания и счастья можно обсуждать только с точки зрения ее существования.

Существование счастья - это хорошо. Ситуация отличается от Бенатара, когда мы рассматриваем страдания и счастье с точки зрения их отсутствия. Отсутствие страданий - это хорошо. Провал счастья неплохой. Скорбь, поэтому мы можем подвести итог Бенарату, весить этически тяжелее счастья. Из-за отсутствия страданий следует регистрировать как положительный, в то время как недостающее счастье не может быть доказано как отрицательное. Правильно и правильно поставить вопрос о том, что государство было бы хорошо, даже если бы никто не мог наслаждаться этим состоянием.

Много это или мало? Как мы убедились, все относительно...

Советы "СБ"

Помните, что по своей инициативе суд не может разрешить вопрос о компенсации морального вреда - в предъявленном иске вы должны сами указать ее размер.

Учтите: при определении такого ущерба принимают во внимание характер нравственных и физических страданий человека, его индивидуальные особенности, а также степень вины ответчика.

Отсутствие страданий делает мир согласно Бенарату хорошим миром. С другой стороны, отсутствие счастья не делает мир плохим. Однако вопрос заключается в том, как интерпретировать мир, в котором нет ни страдания, ни счастья, и могут ли этические категории применяться к такому миру вообще. Если судить о мире с этическими категориями, то в нем должны быть, по крайней мере, разумные существа, если они действительно не способны действовать, предметы. Мир, в котором нет ни людей, которые могут творить или испытывать зло или добро, ни животных, которые ведут счастье или страдание, не являются хорошими, но этически нейтральными.

Чем больше аргументов и доказательств (справки от невролога и других специалистов, показания свидетелей и пр.), подтверждающих остроту переживаний, будет предоставлено суду, тем на большую сумму вы сможете рассчитывать.

Если вы не согласны с вынесенным решением, можно обжаловать его в течение 10 дней.

Кстати

В Америке премия Stella Awards ежегодно присуждается за самое нелепое и скандальное судебное разбирательство. Названа награда в честь Стеллы Либек, которая в 1992 году пролила на себя чашку кофе в одном из заведений фаст-фуда. После пожилая леди подала иск в суд и выиграла у компании 2,9 млн долларов. При том, что она не поскользнулась на мокром полу и никто из служащих не толкнул ее случайно под локоть. Опрокинула кофе сама! Но, по мнению госпожи Либек, ее обязаны были предупредить, что напиток обжигающе горячий и нужно быть осторожнее.

Достоинство, характерное для многих частей современной англосаксонской философии, заключается в том, чтобы сделать философию настолько сложной, насколько это возможно. Бенатар тоже берет эту добродетель. Он сталкивается с самыми сильными контраргументами, которые находятся в его распоряжении.

Если какое-либо лицо должно нанести вред действием, соответствующее лицо должно быть хуже, чем раньше. Отношение хуже, чем раньше, является отношением между двумя состояниями. Однако несуществование не является кандидатом на бета-версию штата, поскольку небытие не является условием, в котором может быть кто-то. Таким образом, существование нельзя сравнивать с несуществованием.

В судебной практике довольно часто встает вопрос о том, как оценить моральный ущерб. Произвести верный подсчет нанесенных убытков порой бывает сложно, поскольку данная категория не является материальной. Тем не менее, существуют установленные правовые нормативы, позволяющие оценить и взыскать с виновного требуемую сумму в пользу потерпевшего.

Следовательно, начало существования кого-то не может быть хуже, чем никогда. Этому аргументу противостоит Бенатар с той позицией, которая, по его словам, может быть очень вредной для кого-то, хотя нет никого, кто находится в состоянии хуже прежнего состояния. Такая позиция должна стремиться обосновать Бенатар, поскольку небытие не является состоянием живых существ, из которых они могут перейти в худшее условие существования.

Что лицу может быть причинен вред только действием, если соответствующее лицо усугубляется этим процессом. Кто-то уже пострадал от операции, если этот процесс плох для заинтересованного лица, и альтернатива не была бы плохой. То, что Бенатар, кажется, не замечает: альтернатива, которую он призывает, может быть «неплохой»; но нет никого, для кого она «неплохая». Бенатар сравнивает отсутствие существования с существованием. Возможно, Бенатар был бы более понятен в этом отношении, если бы сформулировал: Плохо производить страдающих людей; все люди страдают; Счастье не может быть компенсировано счастьем; поэтому всегда необходимо не производить больше людей.

Кроме нанесенного пострадавшему материального убытка, довольно часто при совершении преступных деяний честь и достоинство гражданина бывают попраны. Человеку может быть нанесен значительный психологический удар, который крайне негативно сказывается на его здоровье, общем самочувствии. Потеря репутации или имиджа также требует возмещения, поскольку приводит к материальным убыткам.

Взыскание моральных убытков и ущерба является достаточно спорной в практике ситуацией. Оптимальным действием потерпевшего станет обращение к эксперту, знающему, как оценить моральный ущерб. Законодательством не установлены границы требуемого взыскания, нет узаконенной калькуляции и таблиц расчетов, формул начисления цены ущерба.

Для определения оснований для взыскания, требуется доказать виновность противной стороны. Вопрос поднимается в том случае, если доказан вред, причиненный виновным в плане физических или моральных страданий потерпевшего. Затребованная цена морального ущерба должна быть реальна и привязана к существующей ситуации. Цена иска должна подкрепляться документальными доказательствами и обоснованными аргументами.

Дела по подобным искам рассматриваются в общем порядке согласно ГПК, при этом заявителем может быть исключительно физическое лицо. Основным механизмом расчетов является соответствие принципам справедливости и обоснованности, разумности. Виновные поступки ответчика являются при рассмотрении основанием, подтверждающим нанесенный моральный вред истцу.


Исковое требование по моральному возмещению может быть направлено в суд отдельно или в составе общих исков по делу. При указании цены возмещения, следует учитывать судебную практику, согласно которой суды частично удовлетворяют требование о компенсации. Снижая запрашиваемую стоимость, суды часто обосновывают свое решение недоказанностью заявленных сумм. Именно поэтому, подавая иск, следует привести доказательную базу понесенного ущерба, привлечь свидетелей и обосновать урон репутации или здоровью действиями противной стороны.

В настоящее время не существует определенной законом тарификации морального вреда. При определении конкретной цены ущерба суд основывается на материалах рассматриваемого дела. При этом важное значение имеет соответствие между материальным взысканием, наложенным на виновного, и представленными документальными доказательствами понесенного морального ущерба.

Исковое требование по моральному возмещению не имеет срока давности, может рассматриваться одновременно с основным иском и отдельно. Заявить моральный ущерб и обосновать цену иска следует согласно существующей практике подобных дел. Завышенные суммы, ведущие к прямому обогащению истца, не будут приняты к рассмотрению. При этом уплачивается государственная пошлина, соразмерная материальному обоснованию иска.

Решение, как оценить моральный ущерб, суд может принять в пользу ответчика. Противная сторона имеет право выдвинуть встречный иск и предъявить свои аргументы. По закону, судебные издержки несет проигравшая сторона, поэтому подготовка искового заявления должна проводиться взвешенно. Согласно устоявшейся практике, суд рассматривает материальное и социальное положение ответчика, на основании чего удовлетворяет иск полностью, частично или отклоняет его за недостаточной обоснованностью.


В первую очередь, заявитель должен твердо знать, подходит ли его ситуация под взыскание морального ущерба. Весомое значение имеет тот факт, умышленно или случайно был нанесен моральный вред. Следует предварительно проанализировать, какие доказательства истец сможет заявить суду. Это могут быть медицинские свидетельства, указывающие на резкое ухудшение самочувствия после произошедших событий.

Например, типичной ситуацией при взыскании морального вреда, является конфликт с кредитной организацией. Если действия коллекторов или представителей банка были незаконны, исполнители превысили полномочия, нанесли ущерб репутации и здоровью плательщика, то он имеет право подать иск на возмещение морального ущерба. При этом не имеет значения, существуют ли задолженности по договору, поскольку это иной спор.

Причиной подачи искового заявления может быть конфликт с гражданином или организацией, государственной структурой. В настоящее время максимальное возмещение морального ущерба не должно превышать 720 МРОТ, срок взыскания устанавливается судом.

Компенсация морального вреда