Что такое сход развал автомобиля. Развал - схождение

Развал схождения автомобиля в картинках
Регулировка развала схождения колес своими руками

Углы установки автомобильных колёс, известные в обиходе как развал схождение, влияют на его управляемость, устойчивость на поворотах, и износ шин.

Развал - угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса.
Развал считается отрицательным, если колёса наклонены верхней стороной внутрь, и положительным, если верхней стороной наружу.

В большинстве случаев под развал схождением колес авто, понимают статический развал управляемых колёс, задаваемый при техническом обслуживании автомобиля.
В некоторых автомобилях регулировке подлежит и статический развал неуправляемых колёс.

Основное назначение статического развала управляемых колёс - уменьшать передачу на руль их движения, возникающего вследствие наезда на мелкие неровности покрытия.
Вместо того, чтобы передаваться через рулевую трапецию на руль, они гасятся за счёт упругости покрышек.
Кроме того, развал обеспечивает максимальный контакт протектора шины с поверхностью дороги при движении автомобиля и устойчивость на поворотах, влияя, следовательно, на устойчивость и управляемость, а также влияет на интенсивность и характер износа протектора шин.

С точки зрения кинематики подвески развал, наряду с углом поперечного наклона оси поворота управляемого колеса, оказывает влияние на величину радиуса обката, но влияние его ощутимо меньше, чем второго упомянутого параметра.

В случае автомобиля с подвеской большинства типов, за исключением «Макферсона», развал для передних управляемых колёс как правило имеет небольшое положительное значение (колёса наклонены наружу) - в пределах от 0’ до 45’, изредка до 2°.
Такое его значение позволяет снизить усилия на управляемых колёсах и уменьшить передачу на рулевое управление рывков, возникающих при проезде неровностей дороги.
Большой отрицательный развал («колёса домиком») является признаком износа подвески либо её неправильной регулировки и приводит к быстрому износу шин, ухудшению сцепных свойств на ровной дороге и нарушению курсовой устойчивости автомобиля.

Однако на автомобилях с подвеской «макферсон» используется нулевой или небольшой отрицательный развал, что связано с отличием иных установочных параметров данной подвески, вызванным её конструктивными особенностями.
Также отрицательный развал устанавливается на гоночных автомобилях, предназначенных для езды по овалам, на внутренних колёсах.

На двухрычажных подвесках статический развал, как правило, можно регулировать.
На автомобилях с подвеской «Макферсон» уменьшение клиренса путём простого укорочения пружин приведёт к изменению всех четырёх углов установки колёс, поэтому для изменения клиренса нужно менять весь узел крепления подвески.

Изначально статический развал измерялся при помощи отвесов и уровней различных систем, в настоящее время используются либо оптические датчики с компьютерной обработкой результатов, либо гравитационные датчики наклона.

Стоит отметить, что на практике угол статического развала задаётся весьма грубо (допуск при его установке обычно сравним с его величиной) и, к тому же, довольно сильно меняется при работе подвески.
Так что на практике его установка преимущественно влияет на равномерность износа протектора передних шин - неправильно выставленный развал приводит к повышенному износу внутренней или наружной стороны протектора шины. Кроме того, развал должен быть одинаковым с обеих сторон, так как при одностороннем наклоне колес автомобиль начинает «вести» в сторону при движении по прямой.

На автомобиле с независимой или полунезависимой подвеской развал меняется в значительных пределах при крене автомобиля или изменении загрузки.
Возникающее в ходе движения автомобиля значение развала называется динамическим развалом колёс.
На тяжёлых грузовиках «Татра» с подвеской на качающихся полуосях динамический развал задних колёс на не загруженном автомобиле настолько велик, что автомобиль едет, опираясь только на внешнюю часть покрышки.
Даже в подвеске с двойными поперечными рычагами, весьма совершенной с точки зрения кинематики, как правило при максимальном ходе сжатия заданный изначально положительный статический развал сменяется динамическим отрицательным.

Схождение - угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса.
Очень часто говорят о суммарном схождении двух колёс на одной оси.
В некоторых автомобилях можно регулировать схождение как передних колёс, так и задних.

Назначение схождения - компенсировать возникающий в результате наличия положительного развала увод (динамическую дестабилизацию) колёс, что существенно снижает износ шин. Оба угла взаимосвязаны и регулируются исключительно в связке.

Схождение измеряют в градусах/минутах (знаки ° и ‘) и в миллиметрах.
Схождение в миллиметрах - это расстояние между задними кромками колёс, минус расстояние между передними кромками колёс(в справочниках обычно приводятся данные по штатным колёсам, при произвольном диаметре колеса необходим пересчёт). Это определение верно только в случае неповреждённых, правильно смонтированных колёс.
В противном случае применяется процедура «ран-аут» (run out), вычитающая биение колеса из величины схождения.

Именно неправильно отрегулированное схождение является основной (но не единственной) причиной ускоренного износа покрышек.
Одним из первых признаков неправильно установленного схождения является визг покрышек в повороте при небольшой скорости. При схождении в 5 и более мм покрышка полностью сотрётся менее чем за 1000 км.

Иногда вместо схождения колёс может требоваться выставить их расхождение (например, на задней оси с независимой подвеской колёс).

Кастер - угол между вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля.
Продольный наклон обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс за счёт скорости автомобиля.
Другими словами: автомобиль выходит из поворота сам; руль, который отпущен и обладает свободным ходом, сам возвращается в положение прямолинейного движения (на ровной дороге, с отрегулированными механизмами).
Это происходит, естественно, при положительном кастре.
Например, кастр позволяет ездить на велосипеде, не держась за руль.

На обычных автомобилях кастр имеет положительное значение (например 2,35 градуса у Mitsubishi Outlander XL). Спортсмены устанавливают данное значение на несколько градусов больше, что делает ход автомобиля устойчивее, а также повышается стремление авто к прямолинейному движению. И наоборот, на цирковых велосипедах или на погрузчиках кастр часто равняется нулю, так как скорость перемещения сравнительно невелика, но при этом есть возможность повернуть по меньшему радиусу.
Но автомобиль создается для большей скорости, поэтому требует лучшей управляемости.

Поперечный угол наклона оси поворота колеса

Этот угол обеспечивает самовыравнивание управляемых колёс за счёт веса автомобиля.
Суть в том, что в момент отклонения колеса от «нейтрали» передок начинает подниматься.
А так как весит он немало, то при отпускании руля под действием силы тяжести система стремится занять исходное положение, соответствующее движению по прямой.
Правда, чтобы эта стабилизация работала, нужно сохранить (хоть и небольшое, но нежелательное) положительное плечо обката. Изначально, поперечный угол наклона оси поворота был применен инженерами для устранения недостатков подвески автомобиля.
Он избавлял от таких «недугов» автомобиля как положительный развал колес и положительное плечо обката.

Во многих современных автомобилях применяется подвеска типа «Мак-Ферсон».
Она дает возможность получить отрицательное или нулевое плечо обката.
Ведь ось поворота колеса состоит из опоры одного единственного рычага, которой легко можно поместить внутрь колеса. Но и эта подвеска не совершенна, ведь из-за его конструкции сделать угол наклона оси поворота маленьким практически невозможно.
В повороте он наклоняет внешнее колесо под невыгодным углом (как у положительного развала), а внутреннее колесо одновременно наклоняется в противоположную сторону.
В результате пятно контакта у внешнего колеса сильно уменьшается.
А так как на внешнее колесо в повороте приходится основная нагрузка, вся ось сильно теряет в сцеплении.
Это, конечно, можно частично компенсировать кастером и развалом.
Тогда сцепление внешнего колеса будет хорошим, а у внутреннего (менее важного) колеса практически исчезнет.

Зачем нужен развал схождение колес на автомобиле?

Для человека давно управляющего автомобилем этот вопрос неуместен.
Так как кто хоть раз в жизни поездил на автомобиле с нормально отрегулированным развал схождением, тот в дальнейшем лучше чувствует автомобиль на дороге и малейшие отклонения углов от нормы, потому что удовольствие от вождения уже не то.
Углы установки колес для того и были придуманы конструкторами, чтобы мы с вами в полной мере могли чувствовать себя на дороге комфортно и самое главное - безопасно, получать ощущение полного контроля за поведением машины.

Автомобиль с нормальными развалом схождения колес имеет:
1. Хорошую курсовую устойчивость (отклонения от прямолинейного движения должны быть минимальны).
2. Легкую управляемость.
3. Маневренность.
4. Меньшую склонность к заносам и опрокидыванию в экстремальных ситуациях.
5. Хороший накат.
6. Экономию топлива.
7. Максимальный ресурс покрышек по износу и т. д.

Автомобиль с сильно нарушенными развалом схождения колес, напротив, может «подложить вам свинью» в любой момент.
Например, при движении по сухому асфальту вроде бы все нормально, но стоит только внезапно попасть на мокрый или скользкий участок дороги, и ваша машина может вдруг «захотеть» поехать туда, куда вам совсем не хотелось бы.
Автомобиль постоянно приходится «подлавливать» (корректировать) на дороге.
При этом он становится постоянным фактором повышенного риска не только для водителя, но и для окружающих машин и пешеходов.
Вы не задумывались никогда над скупыми строками сводок ДТП, в которых часто звучат фразы, наподобие: «Не справился с управлением».
В большинстве случаев это является последствием неправильно отрегулированной подвески автомобиля.

СОВЕТ
При покупке бывшего в употреблении авто, до оформления сделки, рекомендуется проверить геометрию кузова, на момент битости автомобиля в прошлом, внешний вид может быть обманчив.
Попадаются автомобили сваренные из двух частей, передок от одного, задница от другого.

Всем автолюбителям хорошо известно, что даже незначительное вмешательство в работу ходовой части автомобиля приведет к изменению углов колес, а следовательно, к изменению поведения автомобиля на дороге. Параметры развал-схождения могут зависеть и от других факторов: износа резины, люфтов. Любой автомобиль доходит до такого состояния, когда ему становится необходим И если производить его самостоятельно, то велик риск нарушить такие параметры, как развал, схождение. Что такое нарушение может повлечь за собой? Самые серьезные последствия.

Определение

Развал-схождение - что такое скрыто под этим определением? Это и есть установка правильного угла колес. Для того чтобы обеспечить хорошую устойчивость и управляемость, передние колеса нужно установить под определенным углом по отношению к подвеске и кузову автомобиля.

Развал

Часто для регулировки подвески используют как раз термин «развал-схождение». Что такое развал? Это угол, находящийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и вертикалью. Отрицательным считают такой развал, когда колеса верхней стороной наклонены внутрь. Положительный развал - это когда верхняя сторона колес наклонена наружу. Развал обеспечивает правильное положение колеса при работе подвески. С изменением наклона автомобиля меняется и развал. Если развал нулевой, то шины изнашиваются минимально. Если отрицательный, то улучшается устойчивость автомобиля на поворотах. По величине правый и левый развал должны быть приближены друг к другу максимально, насколько возможно. Иначе это может привести к уводу автомобиля от прямой траектории хода, а также к одностороннему износу рисунка протектора. Это лишь одна часть термина «развал-схождение».

Схождение

Что такое схождение? Это угол, находящийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и направлением движения. Оно обеспечивает правильное положение передних колес автомобиля при разной скорости движения и углах поворота. Чаще всего регулируется схождение путем изменения длины боковых тяг руля.

Конструкция подвески большей части автомобилей дает возможность отрегулировать развал, схождение колес, а также продольный наклон шкворня, который является осью поворота управляемого колеса транспортного средства.

Кастер

Продольным наклоном оси поворота или шкворня называют угол, находящийся между проекцией линии, которая проходит через середины шаровых опор на плоскость, являющуюся параллельной продольной оси транспорта и вертикалью. Этот наклон обеспечивает стабилизацию передних колес автомобиля в направлении прямолинейного хода. Его еще называют «кастер». Это очень важное значение, так как разница наклона для правого и левого колес, превышающая допустимые показатели, может привести к уводу в сторону того колеса, которое имеет меньшее значение.

Разность значение кастера можно выразить таким параметром, как разность его наклонов. Результат вычитания из большего значения колеса меньшего не должен быть выше 30 минут.

Продольный наклон способствует самовыравниванию колес за счет скорости движения автомобиля. Автогонщики данное значение устанавливают на пару градусов выше заводских настроек. Это делает ход транспорта устойчивее, а еще повышается стремление к движению по прямой.

Характерными признаками отклонения величины от нормальной являются: визг шин во время поворота, увод автомобиля при движении в сторону, односторонний износ рисунка протектора, неравномерные усилия при правом и левом поворотах на рулевом колесе.

Углом движения характеризуется поворот заднего моста по отношению к автомобиля. Этот параметр является очень важным и чем ближе его значение к нулю, тем лучше. Если значение положительное, то это значит, что есть повернутость вправо, а если отрицательное, то влево. Если имеют место отклонения больше допустимых значений, нужно срочно вмешаться и настроить до нормальных.

Перед тем как сделать развал-схождение, необходимо убедиться, что в шинах нормальное давление, износ протектора на обоих колесах примерно одинаковый, люфт в рулевом управлении и подшипниках отсутствует, не деформированы диски колес, а также не требуется ремонт подвски автомобиля.

Руль при движении по прямой стоит неровно

Эта проблема может быть вызвана несколькими причинами:

  • Свободный ход рулевого управления повышен.
  • У автомобиля имеется повернутость задней оси. То есть нужно провести еще и задний развал-схождение. Это исправит положение.
  • В развале задних колес может быть слишком большая разница.
  • Имеется разница в давлении задних и передних колес.
  • Присутствуют невидимые дефекты ходовой части, которые не обнаружились перед тем, как сделать развал-схождение.

Если кроме наклона руля имеет место еще и увод транспорта в сторону, то для начала необходимо обнаружить и устранить причину, вызывающую этот увод, и только потом выставлять правильное положение руля.

Автомобиль уводит в сторону, хотя нормально выполнен развал-схождение

Что такое может быть в этом случае?

1. Необходимо проверить влияние резины. Для этого меняют местами передние колеса. Если после этого действия увод поменяет направление, то все дело в резине. Нужно менять все колеса по кругу и искать ту пару, на которой автомобиль будет ехать ровно. После этого приводят в соответствие направление вращения колес. В последнее время такая причина увода является очень распространенной. А виной этому - качество шин.

2. Дисбаланс колес может быть повышен. Колесные диски искривлены.

3. Была проведена проверка и такого параметра, как развал-схождение колес, только на передней оси. Нужно также проверить и задний мост, так как причина неисправности может быть в нем.

4. Есть какие-то скрытые нарушения которые перед регулировкой не были обнаружены.

Перед регулировкой машину не уводило, но резина быстро изнашивалась, а после появился увод.

Здесь, как и в предыдущем пункте, причина кроется, вероятнее всего, в резине. Раньше машина ехала ровно, так как увод, который создавался резиной, уравновешивался уводом, создаваемым из-за того, что было неправильно выполнено развал-схождение. ВАЗ бывает подвержен этому. После устранения одной причины появился увод в сторону.

Тугой руль

Причин у этой неполадки может быть несколько:

  • Неправильно выполнена регулировка. Нужно сделать развал-схождение снова.
  • Установлены очень тугие или шаровые опоры при ремонте.
  • В покрышках слишком низкое давление воздуха.
  • Вылет дисков не соответствует тому, который рекомендован производителем.

Зачем нужна процедура развала-схождения

У многих возникает вопрос: нужно ли делать развал-схождение? Для того человека, который уже давно управляет автомобилем, ответ на него очевиден. Кто хоть однажды ездил за рулем автомобиля, у которого были правильно отрегулированы колеса, тот будет лучше чувствовать автомобиль при движении, а также будет замечать даже самые маленькие отклонения углов.

Человек за рулем должен отдыхать и наслаждаться процессом вождения. Именно для этого инженеры и придумали углы установки колес. Ведь водителю на дороге должно быть комфортно и максимально безопасно.

Автомобиль, у которого правильно отрегулированы углы установки колес, обладает:

  • Хорошей курсовой устойчивостью, то есть присутствуют минимальные отклонения от прямолинейного движения.
  • Хорошей маневренностью и управляемостью, а также комфортом при движении.
  • Меньшей склонностью к заносам, а также опрокидыванию в опасных ситуациях.
  • Экономией топлива и минимальным износом шин.
  • Хорошим накатом.

Автомобиль, у которого сильно нарушены углы, наоборот, может подвести водителя в любой момент. К примеру, при движении по сухой поверхности все может быть в порядке, но как только машина попадает на скользкий или мокрый участок трассы, она может внезапно поехать не туда, куда нужно. Приходится постоянно корректировать автомобиль. И при этом он становится опасным не только для водителя, но и для окружающего транспорта, а также пешеходов. Часто неправильная регулировка приводит к печальным последствиям. Поэтому лучше сделать развал-схождение. ВАЗ наиболее популярен в России, и все мастера без проблем произведут регулировку. Другие марки также хорошо подвергаются правильной настройке угла колес. Во всех развитых странах это является обязательным пунктом при проведении технического осмотра.

Еще одним очень важным моментом является то, что при покупке автомобиля с рук рекомендуется его проверить на правильность ходовой части, потому что большая часть автомобилей, которые продают, в прошлом подвергалась авариям. Бывают даже образцы, которые собраны из двух разны половин, причем сварены они не самым лучшим образом.

Когда нужно проверять развал-схождение

4. Автомобиль управляется слишком туго или, наоборот, чересчур легко, плохо держит дорогу.

5. Шины очень быстро изнашиваются.

6. Автомобиль уводит в сторону при торможении.

7. Плохой саморазворот руля при выходе из поворота.

8. После процесса обкатки нового автомобиля или в случае покупки подержанного.

9. Если пробег после последней регулировки составляет более 15 тысяч километров.

10. После смены шин в сезоны.

Цена

Стоимость развала-схождения не является высокой и доступна большинству автовладельцев. Она не должна превышать 700 рублей в том случае, если нет необходимости в слесарных работах или какой-то дополнительной регулировке. Стоимость развала-схождения в Москве может доходить до 2000 рублей.

Современные СТО в любое время суток готовы предоставить вам множество услуг, хотя большинство из них автомобилист способен осилить самостоятельно. К такой мысли чаще всего приходишь, попадая в не совсем комфортные ситуации. К примеру: оказались за городом, и такое благо как автосервис здесь отсутствует. Или ситуация, когда в автосервисе вам приходится с умилением наблюдать, как мастер «лечит» ваше авто, подчитывая информацию из компа.

Пережив подобное хоть раз, многие из автолюбителей понимают, что большинство операций по уходу или даже ремонту авто можно произвести самостоятельно, для этого необходима лишь базовая информация и наличие нужных подручных приспособлений. В сегодняшней статье мы познакомимся с тем, как выставить развал - схождение. Задача эта на первый взгляд немного трудная, но справиться с ней можно и без помощи компьютерного оборудования.

1. Необходимые параметры развала - схождения колес.

Отправной точкой для удачной регулировки колес является знание основных параметров. В частности, для выполнения этого процесса вам необходимо ознакомиться с целым перечнем терминов и понятий. Развал колес – это угол между плоскостью и вертикалью вращения самого колеса. Наличие или же отсутствие вертикального наклона можно определить, посмотрев на колеса в лобовое стекло. Именно от развала напрямую зависит положение колеса во время движения автомобиля. Можно выделить два типа развала:

положительный – колесо верхней часть направлено наружу;

отрицательный – колесо верхней частью направлено внутрь, как бы домиком.

Автогонщикам свойственно выставлять развал колес таким образом, чтобы верхушки были максимально близки друг к другу, а нижние части наоборот. При таком положении сцепление колес с поверхностью очень сильное, это важно при выполнении автогонщиками маневров. В повседневной жизни такой вариант автолюбители не практикуют, поскольку он приводит к быстрому изнашиванию резины.

Кастер – являет собой соотношение оси рулевого колеса к оси рулевой колонки. Такая конфигурация необходима для обеспечения стабилизированных моментов: возвращения колес в исходное положение, что способствует прямолинейному движению. Проще говоря, кастер обеспечивает машине стабилизированное положение колес относительно движения. Данный параметр в регулировке нуждается крайне редко.

Если вы смотрите на автомобиль со стороны и видите, что ось поворота колеса наклонена в сторону задней части, то такой кастер принято называть положительным. Чем больше смещение кастера в позитивную сторону, тем больше будет стабильность автомобиля на прямой. Но при осуществлении поворотов необходимо будет прикладывать больше усилия на руль. К тому же, на поворотах внешнее колесо немного будет опускать авто, а внутреннее – приподнимать, таким образом, будет создаваться боковой крен, что вовсе нежелательно.

Схождение – расстояние между плоскостью вращения колеса и направлением движения. Схождение измеряется в градусах/минутах либо же миллиметрах. Схождение влияет на стабильность прямолинейного движения, на износ шин, а также на управляемость при поворотах.

Если колеса по ходу движения направлены в разные стороны, то такое схождение называется отрицательным. Необходимо избегать слишком больших значений схождения, поскольку чрезмерно отрицательное схождение будет способствовать сильному изнашиванию внутренних кромок шин, а при чрезмерно положительном – изнашиваться будут внешние кромки шин.

Случается, что для поддержания рабочей температуры шины используют эффект трения резины от сильного схождения. Стоит также отметить, что при частом трении шины стираются и лысеют, а это, в свою очередь, не способствует улучшению сцепления во время торможения и поворотов.

Выделяют динамическое и статистическое схождение. Во время движения колес, в зависимости от податливости соединительных шарниров и кинематики подвески, угол установки колес способен меняться. К примеру, во время разгона ведущие колеса будут стремиться к положительному схождению.

2. Инструменты для выставления развала - схождения.

Специалисты рекомендуют проводить регулировку развала - схождения для автомобилей отечественного производства раз в 15 тыс. км, а для авто иностранного производителя – раз в 30 тыс. км. Но потребность в подобной процедуре может возникать по разным причинам. Все будет зависеть от того, как часто вы используете автомобиль, насколько вы любите «лихачить», по каким дорогам приходится ездить. У одних водителей необходимость в регулировке развала может возникать даже каждый месяц, а у других – раз в три года.

Если вы всерьез задаетесь вопросом: «Как выставить развал - схождение самому?», то, прежде всего, вам необходимо подготовить необходимые для этого инструменты. В целом, никакого замысловатого оборудования не понадобится, все это найдется в любом гараже:

1. Линейка со шкалой или штангенциркуль.

2. Шнур с отвесом.

3. Мел или маркер.

4. Набор инструментов (стандартный набор ключей).

5. Смотровая яма, либо же просто ровная поверхность.

Наверняка вы представляете процесс выставления развала - схождения колес как полностью компьютеризированный процесс, где автомобиль загоняется на специальный стенд, и на мониторе появляются цифры, свидетельствующие о величине отклонения. Именно такой метод применяют на современных автосервисах. Конечно же, его отличает точность измерений, однако сам процесс выравнивания все равно происходит вручную. Из этого возникает логический вопрос: зачем платить больше, если можно обойтись и без компьютерной диагностики? Делимся подробной инструкцией, как это все сделать самому.

3. Технология регулировки развала - схождения.

Если все необходимые инструменты для выставления имеются, можно приступать к пошаговой регулировке. Технология регулировки развала - схождения обязательно должна начинаться с банальной перепроверки трех основных моментов:

- давление в покрышках не должно быть разным. Допустима максимальная разница в 0,5 атмосфер;

- ходовую часть автомобиля. Она должна находиться в идеальном состоянии. Если же в процессе проверки вы определили, что она требует ремонта, то проводить регулировку развала - схождения не имеет смысла – в первую очередь необходимо привести в порядок ходовую;

- загрузку автомобиля (убедитесь, что багажник не прогибается под несколькими мешками цемента или картошки).

Поводов для того, чтобы заняться развалом – схождением, может быть очень много. Однако внеплановая регулировка должна проводиться при таких обстоятельствах:

1. Если вы «поймали» яму, и диск колеса деформировался.

2. Если выполнялись ремонтные работы ходовой части на передних колесах.

3. Если при выходе из поворота плохая отдача руля.

4. Если был изменен клиренс.

5. При сезонных сменах покрышек.

6. Если имеются отклонения от прямолинейного движения на ровной дороге.

7. Если вы начали замечать, что новые покрышки за короткий промежуток времени сильно износились. Если повод для регулировки развала - схождения колес у вас имеется весомый, можете смело приступать к работе. Начнем с подготовительного этапа, который заключается в следующем:

1. Установите автомобиль на ровную поверхность. Лучше, если это будет смотровая яма или эстакада.

2. Потом колеса выставляются прямо. Снизу и сверху внешней стороны передних колес необходимо нанести метки. Метку следует поставить в том месте, где отвес соприкасается с ободом.

3. Затем к крылу прикладывается шнур с отвесом, и при помощи линейки или штангенциркуля измеряется расстояние между шнуром и ободом на уровне меток. Отклонение не должно превышать 0,3 см.

4. Все замеры желательно записать. Так вы сможете сравнить исходное положение колес с тем, в которое вы их поставите в процессе выравнивания. Это и будет для вас основным ориентиром. Если произведенные замеры указывают на наличие отклонения от нормы, вам все-таки придется выставлять развал - схождение. Для этого вам придется выполнить следующие действия:

1. Сначала необходимо демонтировать колеса.

2. Рычаги подвески автомобиля крепятся с помощью таких элементов как болт с эксцентриком, контргайка. Отпустите свободно гайку, для того чтобы можно было свободно поворачивать эксцентрик.

3. Потом эксцентрик необходимо проворачивать в нужную сторону в зависимости от результатов измерений. Вы увидите, что вращается и подвеска.

4. В итоге вы должны выставить оптимальный угол развала (+/-1 градус для авто на переднем приводе, и +1/+3 градуса для машин с задним приводом).

5. Новый результат сверьте с прежними записями, сделанными в начале замеров.

6. Отпущенные гайки подтяните и снимите машину с домкрата.

7. На несколько метров прокатите машину, потом верните в исходное положение.

8. Повторно сделайте замеры развала. Если результаты удовлетворительны с первого раза, то это говорит о том, что вы полностью освоили процесс регулировки развала - схождения колес. Если же результат неудовлетворительный – повторите попытку. И так для каждого колеса.

Регулировка схождения при помощи телескопической линейки

Лучшим инструментом при регулировке схождения считается обычная телескопическая линейка с самой обычной шкалой.

Начинать работу, как и в предыдущем случае, необходимо с выставления машины на домкрат. Нанесите отметки, но уже на внутренней поверхности шин. Затем линейку надо выставить в натянутом положении к отмеченным точкам и при этом зафиксировать нулевую точку. Сама линейка не должна прикасаться к элементам кузова.

Вращая рулевую тягу, отрегулируйте схождение. С каждой стороны тяги можно пододвигать на полдюйма. Далее закрепите все гайки и снимите машину с домкрата. На несколько метров откатите авто, после чего верните в исходное положение. Снова проведите замеры. Если результаты порадовали, окончательно затяните гайки и эксцентрик.

На этом процесс регулировки развала - схождения можно считать завершенным. Однако через несколько дней не лишним будет еще раз осуществить замер положения колес и сравнить их с теми показателями, которых вы добились во время регулировки. Если что-то поменялось – значит, вы недостаточно затянули крепежные болты, или же проблема скрывается в чем-то другом. Поэтому лучше будет не браться за повторную регулировку, а отправиться на СТО для дополнительной диагностики автомобильных колес и развала -схождения.

Едва ли кто-нибудь серьёзно задумывался о процедуре развала-схождения колёс своими руками и к тому же подручными средствами. Но буквально несколько десятилетий назад наладка «геометрии» ходовой части «в гараже у дяди Васи» не вызывала у автолюбителей никакого удивления.

Сход-развал колёс. Что это и для чего?

Если мысленно провести одну линию вдоль вертикальной плоскости колеса и вторую вдоль плоскости его вращения, то мы сможем увидеть угол развала, который отвечает за положение колёс при движении автомобиля в повороте, за чёткость его прохождения.

Угол развала

Положительное и отрицательное значение угла развала

Теперь поиграем воображением, смотря на автомобиль сверху. Проводим линии плоскости вращения колёс и линии направления его движения. Здесь мы можем наблюдать угол схождения колёс, который придаёт нашему автомобилю стабильность движения и его дальнейшую предсказуемость.

Угол схождения

Положительное и отрицательное значение угла схождения

Чтобы осознавать всю значимость процесса регулировки развала-схождения, необходимо понимать, что от правильности установки колёс автомобиля зависит его устойчивость во время движения (склонность к опрокидыванию и заносам), курсовая устойчивость (управляемость и манёвренность), экономическая составляющая (увеличенный ресурс шин и экономия топлива).

Признаки нарушенного развала-схождения

Как гласит «мануал» автослесаря: «…для отечественного автопарка ранних годов выпуска периодичность проверки «геометрии» составляет 10 000…15 000 километров…», для автомобилей же иностранного производства специалисты рекомендуют проводить диагностику каждые 30 000 километров пробега. По мне, так это слишком размытый показатель, который совершенно не отражает реалии современных эксплуатационных условий. Согласитесь, тяжело привязать к данным рекомендациям любителя бездорожья на тюнингованном «Паджеро», который активно «собирает» все кочки и ухабы, и дедушку на «семёрке», для которого преодоление дорожной неровности связано с полной остановкой автомобиля. Поэтому для определения состояния углов развала-схождения передних и задних колёс могут служить следующие признаки:

  • при прямолинейном движении автомобиль ведёт в сторону;
  • при положении колёс, соответствующем движению прямо, перекладина рулевого колеса смещена в сторону;
  • отсутствует курсовая устойчивость (автомобиль выказывает непривычное поведение, «рыскает» по сторонам);
  • запоздалая реакция на поворот рулевого колеса;
  • «тугой» руль;
  • при торможении машина «уходит» в сторону, на разворот (когда тормозная система исправна);
  • при максимальных углах поворотов радиусы значительно различаются друг от друга (колёса могут задевать подкрылки);
  • при выходе из поворота руль не возвращается;
  • нехарактерный шум покрышек во время движения;
  • неравномерный износ резины.

Для того чтобы вас не смущал последний пункт данного списка «симптомов», необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах, как, в принципе, и гласит инструкция по эксплуатации автомобиля. В норме износ покрышки должен вызываться условиями её эксплуатации, а не следствиями механических неисправностей подвески автомобиля.

Примеры и причины преждевременного износа

Помимо этого существует также внеплановая необходимость проверки и регулировки углов развала-схождения. Как правило, данная процедура должна проводиться после:

  • сильных ударов, ведущих к повреждениям или смещениям деталей подвески;
  • долговременной и агрессивной езды по неровностям;
  • изменения клиренса автомобиля (косвенный признак «усталости» стоек, амортизаторов и резиновых элементов подвески);
  • снятия и установки стоек, балки с рычагами;
  • замены элементов подвески (шаровых опор, сайлентблоков рычагов и тяг);
  • замены элементов рулевой системы, влияющие на положение колёс (рулевая рейка, а также её наконечники и тяги);
  • после того как были установлены автобаферы или прочие варианты проставок на авто.

Регулировка установки колёс на легковых автомобилях

Начнём с того, что углы установки колёс на различных марках автомобилей могут существенно отличаться. Это связанно как с конструктивными особенностями подвески авто, так и непосредственно с его назначением. Например, гоночные автомобили для дрифта имеют отрицательный развал, который даёт им малое пятно контакта на прямой (снижает сопротивление качению), при поворотах же пятно контакта имеет максимальное значение, что позволяет пройти вираж с максимальной скоростью. А от развала, естественно, меняется и значения углов схождения.

Такая «геометрия» привычна для дрифта

Вследствие вышесказанного предлагаю вам познакомиться с методологией установки углов развала-схождения на примере автомобиля ВАЗ 2110, ну а затем при желании вы с успехом сможете применить её непосредственно на своём автомобиле.

Инструменты и необходимые условия

  • Набор ключей, головок;
  • Строительный отвес или уровень;
  • Моток проволоки или крепкой бечёвки;
  • Рулетка или же телескопическая линейка;
  • Два ровных бруска длиной в 60 сантиметров;
  • Две скользящих опоры под регулируемые колёса;
  • Смотровая яма с ровной площадкой.

Подготовка

Устанавливаем автомобиль на скользящие опоры (блины), проверив при этом, что они находятся на одном уровне, так как кривизна пола сильно влияет на точность измерений.

Проверка уровнем

Понимаю ваш немой вопрос о наличии опорных «блинов», предлагаю изготовить их из четырёх листов металла, предварительно смазав для лучшего скольжения каждую пару между собой солидолом.

Пример самоделки

Заостряю на этом ваше внимание, так как при регулировке угла развала-схождения одного из колёс второе должно находится в неподвижном состоянии.

Диагностика

На этом этапе у нас появляется выбор в способе снятия значений положения колеса: строительным отвесом или же строительным уровнем.

  • Отвес.

Для того чтобы все замеры получились правильными, нам необходимо выставить колёса строго по линии, соответствующей прямолинейному движению;

Прикрепив шнур отвеса на крыле (например, магнитом с подложенным под него тканью), измеряем расстояние «А» и «Б» на левом и правом колёсах (точка отсчёта обод колеса!), записываем результат;

Так используется вертикальный отвес

Прокатываем автомобиль так, чтобы линия замера повернулась на 90 о, снимаем новые показатели. Повторяем операцию ещё раз и усредняем полученные значения, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса. Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм (кстати, для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам).

В нашем же случае завод-изготовитель рекомендует устанавливать угол развала 0 ± 30′, что равняется примерно 2…2,5 мм. Какой же тип развала вам предпочтительнее, зависит от загрузки вашего автомобиля - чем больше вес брутто, тем больше будет отрицательный угол развала в динамике…

Пример развесовки на подвеске типа Макферсон

…и от стиля езды - чем агрессивнее прохождение поворотов, тем больше колесо стремится к положительному развалу.

Угол развала очень велик

Немного отвлеклись, продолжим.

  • Уровень.

На рассматриваемом автомобиле было решено установить отрицательный развал и для облегчения процесса к уровню заранее прикрепили пластину толщиной в 2,52 миллиметра.

Мерная пластинка поможет в работе

Регулировка

После всех приготовлений нам остаётся лишь приложить уровень к ободу колеса и отрегулировать его угол развала до того момента, пока пузырёк не займёт центральное положение.

Используйте строительный уровень для проверки

Повторяем вышеописанную операцию для второго колеса. Сам процесс регулировки заключается в том, чтобы открутить болты.

Регулировочный болт

Эксцентриковый болт

Регулировка данного значения на вашей модели может несколько отличаться, но смысл действий остаётся одинаковым: отклонить ось колеса перпендикулярно кузову автомобиля. Например, на переднеприводных автомобилях с таким же типом подвески «Макферсон» этот параметр также регулируется болтами крепления стойки. В одном исполнении может играть роль эксцентрика уже упомянутый верхний болт, в другом же сама стойка имеет регулировочное отверстие в виде овала.

На фото видно овальное отверстие для регулировки

В третьем же случае развал по умолчанию завода-изготовителя может совсем не регулироваться и тогда, при необходимости, приходится или самостоятельно делать овальную выточку на креплении стойки или же растачивать /приобретать верхний болт под регулировочный размер.

На заднеприводных автомобилях угол развала регулируется добавлением и убавлением шайб определённой толщины между нижним/верхним рычагом и балкой.

Регулировочные шайбы обозначены красным

Способы могут быть различными.

Регулировочные шайбы обозначены треугольниками

На автомобилях ГАЗ это вовсе отдельный процесс, как показано ниже.

1 - болт регулировки, 2 - регулировочная гайка, 3 - регулировочная пластина

Установка углов схождения

Подготовительные работы

Итак, автомобиль стоит на исходной позиции, положение колёс соответствует прямолинейному движению. Прикрепляем чуть ниже середины обода колеса параллельно полу заранее приготовленные бруски.

Установка брусков

Для того чтобы замерить как можно точнее расстояние между колёсами, закрепляем на одном краю бруска с помощью гвоздика конец рулетки…

Место отсчёта

…на другом колесе ленту рулетки оставляем свободной.

Замер расстояния

Протягиваем с обеих сторон от задних колёс к передним (строго посередине) крепкую бечёвку, следим за тем, чтобы она не задевала колесо (в этом месте мы будем проверять прямолинейное положение колёс).

Расстояние между ободом и колесом

Так как на отечественных автомобилях задняя ось немного уже передней, нам необходимо подложить с обеих сторон задних колёс одинаковые по размеру предметы, например, крышки от пластиковых бутылок.

Оттягиваем от колеса бичёвку

Необходимо проследить, чтобы бечёвка по всей своей длине не задевала посторонние предметы: брызговики, элементы тюнинга и т. п.

Как проверять

Замеряем рулеткой расстояния А, B, C и D:

Места замеров

Получаем:

  • A = 163.7 мм;
  • B = 162.6 мм;
  • C = 8 мм;
  • D = 5 мм.

То есть разница получается 11 мм. Такой результат нас никак устроить не может. Для начала необходимо установить одинаковый зазор C и D в 1…1,5 миллиметра и отрегулировать расстояния A и B, причём в нашем случае (автомобиль переднеприводный) схождение должно быть отрицательным. Зачем? В случае когда ведущие колёса являются управляемыми, при движении их передние части стремятся внутрь, у заднеприводных автомобилей всё происходит с точностью наоборот - при движении колёса стремятся разойтись, поэтому схождение стараются делать положительным.

Компенсация противодействующих сил

И хотя эти значения не так уж и велики, всё-таки прислушиваться к рекомендациям завода-изготовителя стоит.

Регулировка своими руками

Регулировка угла схождения на всех автомобилях сводится к тому, что при уменьшении значения рулевые тяги необходимо подтянуть, а при увеличении с помощью муфты длину тяг необходимо укоротить. Изменение расстояния между точками колёс необходимо проводить обеими тягами. Усреднённым расстоянием между замерами А и В считается значение в 1 мм.

Подвеска «Макферсон»

Методом проб и ошибок регулируем тяги (обе поочерёдно, не надо крутить лишь одну!), следя за тем, чтобы пыльник свободно проворачивался, не закручивался (при необходимости ослабьте хомут).

О необходимости периодически регулировать углы установки колес автомобиля слышали все автовладельцы, а вот о том, что же такое сход-развал, знает далеко не каждый.

Сход-развалом называется процедура регулировки углов установки колес. Производить ее нужно после любого вмешательства в ходовую часть автомобиля или же по достижении определенного пробега автомобиля. Последнее значение для отечественных автомобилей намного меньше, чем для иностранных.

Регулировка развал-схождения ведется на специальных стендах и включает в себя установку правильных углов:

  • схождения
  • развала
  • продольного наклона шкворня
  • поперечного наклона шкворня
  • осевого смещения
  • включенного угла

Поэтому для того, чтобы узнать, что такое сход развал, необходимо выяснить значение каждого из регулируемых параметров.

Что входит в сход-развал

Схождением называется угол между плоскостью, в которой колесо вращается и продольной автомобильной осью. У большинства автомобилей, если смотреть на них спереди, колеса немного повернуты вперед. Подобное положение называется положительным схождением. В противном случае, схождение считается отрицательным. Такая регулировка способствует правильному положению колес при различных углах поворота и скоростях движения автомобиля. Чаще всего параметр регулируется изменением длины рулевых боковых тяг.

Признаками неправильного схождения являются сильный пилообразный износ шины, визг покрышек на поворотах, повышенный топливный расход из-за сильного сопротивления качению передних колес.

Развалом называется угол между вертикальной плоскостью и плоскостью вращения колеса. Другими словами, верх колеса может быть наклонен как к центру автомобиля, так и наружу. В первом случае развал называют отрицательным, во втором — положительным.

Если этот параметр слишком сильно отличается от нормы, то машина отклоняется от прямолинейного движения и протектор изнашивается с одной стороны.

Нулевой развал сводит к минимуму износ шин и позволяет увеличить срок службы покрышек.

Регулировка сход-развала

При регулировке стараются добиться минимальной разницы между значениями развала. Она не должна превышать тридцати минут.

Продольным наклоном оси поворота или кастером называется угол между вертикальной осью и проекцией на плоскость, которая проходит через центры шаровых опор, параллельную продольной оси. Правильная установка этого значения помогает стабилизировать передние колеса в направлении прямолинейного движения. При неверной же регулировке кастера, например при слишком большой разнице в значениях для правого и левого колеса, автомобиль может увести в сторону колеса с меньшим значением. Поперечный наклон шкворня обычно не регулируется.

Для того, чтобы понять, что такое сход-развал, нужно выяснить значение еще двух важных параметров.

Смещение передней оси указывает, насколько симметрично расположены передние колеса относительно оси автомобиля. Чем ближе это значение к нулю, тем правильнее отрегулирован автомобиль. То же самое относится и к параметру угла движения, характеризующему поворот заднего моста .

Понимание, что такое сход-развал и важности своевременного проведения этой процедуры позволяет самостоятельно диагностировать возможные причины плохой управляемости автомобиля и своевременно предпринять меры по их решению.