Техника категории м. Диагностическая карта: основные категории автомобилей и кому выдается М1

Усовершенствование законодательства накладывает на нас, автолюбителей, определённые обязанности, поскольку сегодня обязательно нужно знать, что такое категория М1 для прохождения техосмотра или сдачи госэкзаменов в ГИБДД. Раньше же достаточно было выучить категории ТС согласно Правил, хотя по большому счёту, категория В и категория М1 это почти одно и то же. Это самое «почти» объясняется адаптацией местного дорожного правового законодательства к международному, а в связи с этим возникает море вопросов.

Вопрос первый: зачем столько категорий

В Европейском союзе была законодательно принята Комитетом по транспорту экономической комиссии ООН особая классификация ТС. К чему нам это, если все привыкли различать транспорт по единой буквенной системе обозначений: А - мотоцикл, В - легковушка, С - грузовик, D - автобус, а права с литерой Е позволяли таскать прицепы. Однако с первого апреля 2014 года Международная Конвенция дорожного движения требует более жёсткой и чёткой градации автомобилей, мотоциклов, грузовиков и специальной техники.

Поскольку РФ подписалась под этой конвенцией, то вынуждена выполнять её условия. Причём это сказалось как на категориях ТС в правах, так и на категориях ТС в техническом регламенте. Следовательно, у нас теперь есть два вида категорий транспорта - для водительских прав и для техрегламента. До недавних пор между ними было больше разницы, чем теперь, но со временем ситуация выравнивается и проясняется. На момент 2017-2018 года ситуация сложилась так, что равнозначные транспортные средства в правах и в регламенте Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН имеют разные обозначения. Какие именно категории автомобилей, это второй вопрос.

Вопрос второй: что такое техрегламент

Технический регламент - это своего рода особый технический документ, который регламентирует любую продукцию для стандартизации качества. В нашем случае он необходим для установки более четких требований по прохождению техосмотра в диагностической карте. А это в свою очередь должно улучшить качество ТО и повысить безопасность на дорогах. Вкратце - так, хотя есть и другие мнения на этот счёт. К примеру, проводить техосмотр квадроцикла и квадрицикла, казалось бы, по старой классификации можно было бы по равным условиям.

Но мы то знаем, что квадроцикл не предназначен для езды по дорогам общего пользования, а квадрицикл - как раз наоборот, а значит, что и требования к ним разные. При этом двигатели на них могут быть абсолютно одинаковыми, как и технические характеристики. На этом простом примере мы видим, что более жёсткое деление даже похожего транспорта принесёт не только лишние хлопоты, но и пользу. Поэтому возникает законный третий вопрос.

Видеоклассификация транспортных средств по Техническому регламенту таможенного союза

Вопрос третий: как теперь делят транспорт по категориям

Для того чтобы не устраивать путаницу, мы постарались собрать все ТС в группы, каждой из которых соответствует та или иная категория в правах или в техническом регламенте. То есть, поступим наоборот и будем отталкиваться именно от типа транспорта. Вот, что из этого получилось:

  • Мопеды, мокики, скутеры. До недавнего времени для управления такой техникой вообще не нужны были права, да и на их регистрацию посматривали сквозь пальцы. Несколько лет назад все изменилось и уже сегодня двух- и трехколесная мелочь обязана проходить техосмотр, а водитель должен иметь права категории М. Такая техника соответствует категории L1, если имеет только два колеса, или категории L2, если это трехколесная машина. Под эту позицию попадает транспорт с объёмом мотора не более 50 кубов и максималкой не более 50 км/ч. Если ТС на электротяге, то мощность мотора не должна быть больше 4 кВт. Для трехколесных мопедов, мокиков и скутеров расположение колес может быть любое - два спереди, одно сзади или наоборот.
  • Мотоциклы, трициклы, мотороллеры. Вся двух- и трехколесная техника, которая использует мотор объёмом более 50 кубов с максималкой больше 50 км/ч. Для управления такой техникой будут необходимы права категории А. Если у нас в наличии только два колеса, мотоцикл попадает под категорию L3. Любой мотоцикл с коляской (а это предусматривает несимметричное расположение колес по продольной оси) будет отнесен к категории L4, а мототранспортные средства с симметричным расположением колес (два спереди, одно сзади или наоборот), отнесут к категории L5.
  • Квадроциклы и квадрициклы - в чем разница. Зачастую даже очень авторитетные печатные издания совершают грубейшую ошибку, путая квадрицикл с квадроциклом. Чтобы развеять все сомнения в этом вопросе, ответственно заявляем, что квадрицикл - это маленький автомобиль с мотором мощностью не более 20,4 лошадиных сил (15 кВт) и полной разрешенной массой не больше, чем 400-550 кг в зависимости от предназначения. Если машинка служит для перевозки грузов, то разрешенная масса может быть до 550 кг. По параметрам водительских прав их относят к категории В1, а по техрегламенту - L7. Примером такого транспорта может служить знаменитая мотоколяска С3А или С3Д. Если мощность четырехколесного мотоцикла менее 4 кВт, его относят к категории L6.Квадроцикл - это внедорожное ТС, которое не предназначено для передвижения по дорогам общего пользования. По сути, это спортивно-утилитарное транспортное средство, для управления которым нужны права, но не автомобильные, а удостоверение тракториста-машиниста категории А1. Сюда же относятся все снегоходы, болотоходы и прочая малокубатурная внедорожная специальная техника. Есть один нюанс - если мотоциклетные права категории А были получены до первого января 2000 года, можно смело дооформить разрешающую отметку А1 для управления квадроциклом без дополнительных пересдач экзаменов в ГИБДД.

  • Легковые автомобили. Самая востребованная категория транспорта - это легковой автомобиль. По классификации техрегламента в эту категорию попадает техника, которая имеет не более восьми посадочных мест (не считая водителя) и обозначается как категория М1. Для управления такими машинами необходимо иметь права категории В. При прохождении технического осмотра к таким автомобилям предъявляют особые требования. Усилие на педали тормоза не должно быть более 490 Рп, если конструкцией предусмотрен усилитель (гидравлический или пневматический). При этом рабочая тормозная сила не должна быть менее 0,5 Yt.Эффективный тормозной путь должен быть не более 16,6 м при времени срабатывания тормозной системы не больше 0,6 с. Норма замедления для автомобилей категории М1 не должна быть менее 4,9 м/с2, а если автомобиль оборудован прицепом, то этот показатель не может быть меньше 3,9 м/с2. При этом усилие на тормозной педали не должно превышать 490 Н. Машины, относящиеся к категории М1 по техрегламенту, не могут перевозить прицепы, разрешенная масса которых превышает разрешенную массу автомобиля. При этом суммарная масса прицепа вместе с машиной не может быть больше 3500 кг. Для управления автомобилем категории М1 с более тяжёлым прицепом (больше 750 кг) необходимо иметь водительское удостоверение категории ВЕ. Независимо от полной массы техники, грузовые автомобили будут отнесены к следующей категории.
  • Грузовики. Для перевозки любых грузов предназначена техника категории N1, N2 и N3. К первым относят бортовые грузовики, фургоны и шасси, масса с полной нагрузкой которых не превышает 3500 кг. Категория N2 включает в себя всю остальную технику, но с полной массой не больше 12000 кг. Если же разрешенная масса грузовика больше 12 тонн, его относят к категории N3. Управлять такими машинами разрешается при наличии водительского удостоверения категории С, а для вождения грузовика с прицепом, который тяжелее 750 кг, необходимо иметь категорию СЕ. Более тяжёлые грузовики с прицепом разрешенной общей массой более 12 тонн относят к категории С1Е, но управлять такой техникой могут те, кто имеет категорию СЕ.
  • Троллейбусы, автобусы и трамваи. Эта категория транспорта по техническому регламенту относится к категории транспортных средств М2 в том случае, если общая допустимая масса не превышает пяти тонн. Если автобус может вместить более восьми пассажиров (не считая водителя) и его общая масса превышает 5 000 кг, его относят к категории ТС М Управлять этой техникой можно только в том случае, когда в водительском удостоверении стоит категория D.

  • Прицепы. С точки зрения водительских прав, категория О по техническому регламенту делится на три подкатегории. К категории О1 относят прицепы с максимальной допустимой массой 0,75 т, до 3,5 т прицеп относят к категории О2, а если прицеп или полуприцеп может иметь общий вес до 10 000 кг, он относится к категории О3. Самые тяжёлые прицепы с общей разрешенной массой более десяти тонн относят к категории О4 по техрегламенту. Для управления автомобилем с прицепом любой из категорий необходимо сдать на категорию Е, в зависимости от типа автомобиля.

Каждая из категорий транспорта должна соответствовать определенным требованиям по техническому регламенту - усилиям на органах управления, степени изношенности шин, наличию повреждений. Именно поэтому необходимо знать, каким требованиям должна соответствовать техника, чтобы успешно пройти техосмотр. В отличие от остальных категорий, категория М1 не получила изменений и в 2017 году и технический осмотр проводится на общих условиях.

  • Новости
  • Практикум

У Ford Transit на двери не оказалось важной заглушки

Отзыв касается лишь 24 микроавтобусов Ford Transit, которые дилеры марки продали с ноября 2014-го по август 2016-го. Как сообщает сайт Росстандарта, на этих машинах сдвижная дверь оснащена так называемой «детской блокировкой», однако отверстие соответствующего механизма не было прикрыто заглушкой. Оказывается, это является нарушением действующего...

ГИБДД Красноярска будет бороться с покемонами на дорогах

Цель новой акции - предупредить об опасности игры Pokemon Go на дороге. Об этом со ссылкой на пресс-службу ГИБДД Красноярского края сообщает РИА Новости. «Мобильное приложение с технологией дополненной реальности появилось в Красноярске недавно. Но мы видим, что количество игроков с каждым днем увеличивается. Полицейские обеспокоены невнимательностью участников движения, увлеченных приложением. ...

В России предложили ввести штраф для водителей 1 млн рублей

По словам Канаева, в агрессивном вождении кроется серьезная опасность, что такому примеру последует большое количество других водителей. Чтобы этого избежать, закон должен предусматривать наказание для лихачей в виде крупного штрафа, по мнению главы ФАР, - до 1 млн рублей, сообщает «Интерфакс». Поводом для высказывания Канаева послужил широко обсуждаемый...

Из Москвы в Петербург за 100 рублей: теперь это реальность

Развивать низкобюджетные автобусные перевозки в РФ начала компания Busfor, которая запустила ежедневный фирменный рейс Москва-Санкт-Петербург со стоимостью билетов от 100 рублей, сообщают «Известия». Пока что рейсы осуществляются два раза в день. В ближайшее время их количество планируется увеличить до четырех. До конца года компания Busfor намерена запустить из Москвы...

BMW выпустит автономный электрический кроссовер

В компании BMW удовлетворены продажами гибридной и электрической линейки i - туда входят хэтчбек i3 и эффектное купе i8 (о них можно прочитать в статье «Ла белла! Тест-драйв футуристичного спорткара BMW i8»). А потому количество i-моделей будет увеличиваться. Первым появится родстер на базе i8 - премьера должна...

Правосудие по-немецки: 108 водителей лишились прав за вечер

Более сотни водителей из ФРГ не смогут сесть за руль из-за превышения скорости на небольшом отрезке автобана. К таким результатам привела спецоперация полиции Германии, проведенная в земле Баден-Вюртемберг, сообщает Südkurier. Рейд полицейских состоялся в четверг, 13 октября, однако известно о нём стало только сейчас. Во время спецоперации стражи порядка замеряли...

Универсал Lada Vesta будет не таким эффектным, как концепт

ОАО «АВТОВАЗ» подало заявку на регистрацию промышленного образца под названием «Панель боковины для легкового автомобиля», сообщается на сайте Федеральной патентной службы. Судя по характерному силуэту, запатентованная деталь - боковина универсала Lada Vesta. Судя по приложенным иллюстрациям, внешность серийной пятидверки будет чуть менее эффектной, чем облик концепта...

Водителям разрешили бить чужое авто, если нет другого выхода

Как пояснил ВС РФ, водители не должны отвечать за аварию при вынужденном маневре, сообщает «Российская Газета». Поводом для такого решения послужило дело некоего Теребина А. Еще в 2014 году в октябре в Саратове произошло ДТП. Теребин, управляя своим автомобилем и следовав в крайней левой полосе, вдруг увидел, как навстречу ему...

Китайский Porsche будут продавать за $15 000

Самый доступный Zotye SR9 можно будет купить за 100 тысяч юаней ($15 000) — такой ценник назвал портал Carnewschina. Притом китайская копия Porsche Macan оснащается 190-сильным (!) турбомотором, хотя коробка передач - механическая (преселективный робот доступен только за доплату), а привод - передний. Любопытно, ...

АвтоВАЗ создаст новый кроссовер из деталей Калины и Весты

Фактическая работа над кроссовером Lada XCODE уже началась: ведутся предпроектные и даже некоторые проектные работы. Как сообщает DROM, в ближайшее время ожидается официальное назначение директора, функции которого сейчас исполняет Ольга Баженова. Модель будет представлять собой сочетание передка «Весты» (от которой планируется взять конструкцию лонжеронов, переднюю...

Для чего служат рейтинги надёжности? Будем честными друг с другом, почти каждый автолюбитель часто думает: самая надежная машина – моя, и мне она не доставляет много хлопот различными поломками. Однако, это просто субъективное мнение каждого автовладельца. Приобретая автомобиль, мы в...

Какие машины в 2017-2018 году чаще всех покупают в России

Какие машины в 2017-2018 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

– это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Классификация по назначению

Транспортные средства различаются по своему назначению. Можно выделить пассажирские и грузовые автомобили, а также ТС специального назначения.

Если с пассажирским и грузовым авто все предельно ясно, то специальный транспорт не предназначен для перевозки людей и грузов. Подобные автомобили транспортируют оборудование, которое на них закреплено. Так, к таким средствам можно отнести пожарные машины, автовышки, автокраны, автолавки и другие авто, комплектующиеся тем или иным оборудованием.

Если пассажирское авто может вместить в себя до 8 человек без водителя, то оно классифицируется как легковое. Если вместимость ТС более 8 человек, тогда такой тип транспортного средства – автобус.

Транспортировщик может служить для общего назначения или для перевозки специальных грузов. Авто общего назначения имеют в своей конструкции кузов с бортами без опрокидывающего устройства. Также они могут быть укомплектованы тентом и дугами для монтажа.

Грузовые автомобили специального назначения имеют в своей конструкции различные технические возможности для перевозки определенных грузов. Например, панелевоз оптимизирован для удобной транспортировки панелей и строительных плит. Самосвал применяют для преимущественно сыпучих грузов. Бензовоз предназначен для светлых нефтепродуктов.

Прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски

Любое ТС может использоваться с дополнительным оборудованием. Это могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски.

Прицеп – это один из видов транспортных средств, использующихся без водителя. Движение его осуществляется посредством автомобиля при помощи буксировки.

Полуприцеп представляет собой буксируемое ТС без участия водителя. Часть массы его отдается буксирующему автомобилю.

Прицеп-роспуск предназначен для перевозки длинных грузов. Конструкция предусматривает дышло, длина которого в ходе эксплуатации может меняться.

Транспортное средство, выполняющее буксировку, называют тягачом. Такое авто комплектуется специальным устройством, которое позволяет сцеплять автомобиль и любой из прицепов. По-другому такая конструкция называется седлом, а тягач называют седельным тягачом. Однако седельный тягач находится в отдельной категории транспортных средств.

Индексации и виды

Раньше в СССР каждая модель ТС имела свой индекс. Он обозначал завод, на котором было произведено авто.

В 1966 году приняли так называемую отраслевую нормаль ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов». Этот документ не только позволял классифицировать виды транспортных средств. На основании этого положения стали классифицировать также прицепы и другое оборудование.

По этой системе все транспортные средства, классификация которых была описана в этом документе, имели в своем индексе четыре, пять или шесть цифр. По ним можно было определить категории ТС.

Расшифровка цифровых индексов

По второй цифре можно было узнать тип транспортного средства. 1 – легковое ТС, 2 – автобус, 3 – грузовик общего предназначения, 4 – седельный тягач, 5 – самосвал, 6 - цистерна, 7 – фургон, 9 – ТС специального назначения.


Что касалось первой цифры, то она обозначала класс ТС. Например, легковые транспортные средства, классификация которых проводилась по объему двигателя. Грузовые машины делятся на классы по массе. Автобусы различали по длине.

Классификация легковых ТС

По отраслевой нормали легковые колесные транспортные средства классифицировались следующим образом.

  • 1 – особо малый класс, объем двигателя составлял до 1,2 л;
  • 2 – малый класс, объем от 1,3 до 1,8 л;
  • 3 – автомобили среднего класса, объем двигателя от 1,9 до 3,5 л;
  • 4 – большой класс с объемом выше 3,5 л;
  • 5 – высший класс легковых транспортных средств.

На сегодняшний день отраслевая нормаль уже не обязательна, и многие заводы не придерживаются ее. Однако отечественные производители авто все еще используют эту индексацию.

Иногда можно встретить транспортные средства, классификация которых не подходит под первую цифру в модели. Это значит, что индекс присвоили модели на этапе разработки, а затем в конструкции что-то изменилось, а цифра осталась.

Автомобили иностранного производства и их система классификации

Индексы иномарок, которые ввозили на территорию нашей страны, не входили в перечень транспортных средств по принятой нормали. Поэтому в 1992 году была внедрена Система сертификации по механическим транспортным средствам, а с 1 октября 1998 года действует ее измененный вариант.


Для всех видов средств передвижения, которые попадали в оборот в нашей стране, необходимо было оформлять специальный документ, который назывался «Одобрение типа транспортного средства». Из документа следовало, что каждое ТС должно иметь свою отдельную марку.

Чтобы упростить порядок прохождения сертификации в РФ используют так называемую Международную систему классификации. В соответствии с ней любое дорожное транспортное средство можно отнести к одной из групп – L, M, N, O. Других обозначений не существует.

Категории транспортных средств по международной системе

В группу L входят любые ТС, количество колес которых менее четырех, а также квадроциклы:

  • L1 - это мопед или ТС с двумя колесами, которое может развивать максимальную скорость до 50 км/ч. Если в конструкции транспортного средства имеется ДВС, то объем его не должен превышать 50 см³. Если в качестве силового агрегата используется электрический двигатель, то номинальные показатели мощности должны быть менее 4 кВт;
  • L2 – трехколесный мопед, а также любое ТС с тремя колесами, скорость которого не превышает 50 км/ч, а объем двигателя 50 см³;
  • L3 – мотоцикл с объемом более 50 см³. Его максимальная скорость выше, чем 50 км/ч;
  • L4 – мотоцикл, укомплектованный коляской для перевозки пассажира;
  • L5 – трициклы, скорость которых превышает 50 км/ч;
  • L6 – это легкий квадрацикл. Масса снаряженного ТС не должна превышать 350 кг; Максимальная скорость не более 50 км/ч;
  • L7 – полноценный квадрацикл с массой до 400 кг.


  • М1 – это ТС для перевозки пассажиров, которые имеют не более 8 мест;
  • M2 – ТС с количеством мест для пассажиров более восьми;
  • M3 – ТС с количеством мест более 8 и весом до 5 тонн;
  • M4 – транспортное средство с количеством мест более восьми и весом свыше 5 тонн.
  • N1 – грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • N2 – ТС с массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – ТС с массой более 12 тонн.

Классификация ТС по Европейской Конвенции

В 1968 году в Австрии была принята Конвенция о дорожном движении. Классификация, которая предусмотрена в этом документе, используется для обозначения различных категорий транспорта.

Виды ТС по Конвенции

Она включает в себя несколько категорий:

  • А – это мотоциклы и другая двухколесная моторизованная техника;
  • B – автомобили с массой до 3500 кг и количеством мест не более восьми;
  • С – все ТС, кроме тех, что относятся к категории D. Масса должна составлять больше 3500 кг;
  • D – пассажирский транспорт, имеющий более 8 мест;
  • Е - грузовой транспорт, тягачи.


Категория Е позволяет водителям управлять автопоездами, которые состоят из тягача. Также сюда можно включить любые транспортные средства классификации В, С, D. Эти ТС могут работать в составе автопоезда. Эту категорию водителям присваивают вместе с остальными категориями, а ставится она при регистрации машины в свидетельство транспортного средства.

Неофициальная европейская классификация

Кроме официальной классификации, есть еще и неофициальная, которая применяется достаточно широко. Она достаточно популярна среди владельцев ТС. Здесь можно выделить категории в зависимости от конструкции транспортных средств: A, B, C, D, E, F. В основном такую классификацию применяют в обзорах автомобильные журналисты для сравнения и оценки.

Класс А содержит малолитражные ТС невысокой стоимости. F – это самые дорогие, очень мощные и престижные марки авто. В промежутках находятся классы других видов машин. Четких рамок здесь нет. Это множество самых разнообразных легковых авто.

С развитием автоиндустрии постоянно производят новые машины, которые впоследствии занимают свои ниши. С новыми разработками классификация постоянно расширяется. Часто бывает так, что различные модели могут занимать границы нескольких классов, тем самым образуя новый класс.

Яркий пример такого явления – это паркетный внедорожник. Он предназначен для дорог с твердым покрытием.

VIN-коды

По сути это уникальный номер ТС. В таком коде зашифрована вся информация о происхождении, производителе и технических характеристиках той или иной модели. Номера можно найти на многих неразъемных узлах и агрегатах машин. В основном они находятся на кузове, элементах шасси или специальных шильдиках.

Те, кто разработал и внедрил эти номера, ввели наиболее простой и надежный метод, который существенно облегчает процесс классификации автомобилей. Такой номер позволяет хоть немного защитить автомобили от угона.

Сам код – это не беспорядок букв и цифр. Каждый знак несет в себе определенную информацию. Набор шифров не очень большой, каждый код имеет 17 символов. В основном это буквы латинского алфавита и цифры. В этом шифре предусмотрена позиция для специального контрольного числа, которое вычисляется исходя из самого кода.

Процесс вычисления контрольного номера – это достаточно мощное средство защиты от перебитых номеров. Цифры уничтожить не составляет особого труда. А вот сделать такой номер, чтобы он подпадал под контрольное число, – это уже отдельная и достаточно сложная задача.

В заключение хотелось бы добавить, что все уважающие себя автопроизводители используют общие правила для вычисления контрольной цифры. Однако производители из России, Японии и Кореи не придерживаются таких методов защиты. Кстати, по этому коду легко находить оригинальные запчасти к той или иной модели.

Итак, мы выяснили, какие бывают виды транспортных средств, и рассмотрели их подробную классификацию.

Если вам пригодится изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав кнопку, изображенную ниже

Категория транспортного средства — классификационная характеристика транспортного средства, используемая для установления соответствующих требований к безопасности. Категории ТС и соответствующие им требования к безопасности этих ТС установлены документом, который именуется как Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) . Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств установлены несколько категорий ТС, которые обозначаются латинскими буквами: L, M, N, O, G

1.Категория L — Мототранспортные средства, в том числе:
1.1. Мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе:
Категория L1 — Двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

Категория L2 — Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
1.2. Мотоциклы, мотороллеры, трициклы, в том числе:
Категория L3 — Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
1.3. Квадрициклы, в том числе:
Категория L6 — Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 — Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6, масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

2. Категория M — Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
2.1. Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
2.2.Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т

Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс A , предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс B , предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий M2 и M3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I , имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II , предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.

3. Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

4. Категория O — Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе: (замечание АСМАП).
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.

Примечания:
1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:
M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории M.
2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается статическая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями максимально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с центрально расположенной осью (осями).
3. Для целей пункта 1.1 настоящего приложения оборудование и установки, находящиеся на специальных транспортных средствах (автокраны, транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.п.), приравниваются к грузам.

Транспортные средства повышенной проходимости (категории G)

1.2.1. К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M и N, если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.1. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории M1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:
1.2.1.1.1. Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.1.2. Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и
1.2.1.1.3. Если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%.
1.2.1.1.4. Они также должны удовлетворять хотя бы пять из шести приведенных ниже требований:
1.2.1.1.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.1.4.2. Угол съезда должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°;
1.2.1.1.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.5. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;
1.2.1.1.4.6. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
1.2.1.2. Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых свыше 2 т, или транспортные средства категорий N2, M2 или M3, технически допустимая максимальная масса которых не более 12 т, считают транспортными средствами повышенной проходимости, если их конструкция обеспечивает одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если они удовлетворяют следующим требованиям:
1.2.1.2.1. По меньшей мере, одна передняя и одна задняя оси имеют одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
1.2.1.2.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.2.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%.
1.2.1.3. Транспортные средства категории M3, технически допустимая максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 (за исключением седельных тягачей) считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:
1.2.1.3.1. По меньшей мере, половина осей имеет привод;
1.2.1.3.2. Имеется, по меньшей мере, один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
1.2.1.3.3. Транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;
1.2.1.3.4. Соблюдаются, по меньшей мере, четыре из шести следующих требований:
1.2.1.3.4.1. Угол въезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.2. Угол съезда должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.3. Продольный угол проходимости должен быть не менее 25°;
1.2.1.3.4.4. Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;
1.2.1.3.4.5. Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;
1.2.1.3.4.6. Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.
1.2.2. Специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, относятся к категории G, если они удовлетворяют требования подпункта 1.2.1 выше.
1.2.3. При обозначении категории транспортных средств повышенной проходимости буква G должна сочетаться с буквами M или N (например, N1G).
Примечания:
1. При проведении проверки в целях отнесения транспортных средств к категории G транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, и транспортные средства категории M1 должны быть в снаряженном состоянии, т.е. заправлены охлаждающей жидкостью, смазкой, топливом, укомплектованы инструментом и запасным колесом, также должна быть учтена стандартная масса водителя, принимаемая равной 75 кг. Остальные транспортные средства должны быть загружены до технически допустимой максимальной массы, устанавливаемой изготовителем.
2. Способность транспортного средства преодолевать подъем установленного значения (25% или 30%) подтверждается расчетным методом; однако технические службы могут потребовать представления транспортного средства соответствующего типа для проведения реального испытания.
3. При измерении угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости защитные устройства не учитывают.
4. Применяются следующие определения, касающиеся угла въезда и угла съезда, а также продольного угла проходимости и дорожного просвета:

угол въезда — по стандарту ИСО 612, пункт 6.10 (см. рисунок 1);

Рисунок 1. Угол въезда

угол съезда — по стандарту ИСО 612, пункт 6.11 (см. рисунок 2);


Рисунок 2. Угол съезда

продольный угол проходимости — по стандарту ИСО 612, пункт 6.9 (см. рисунок 3);


Рисунок 3. Продольный угол проходимости

межосевой дорожный просвет — кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жестком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось (см. рисунок 4);


Рисунок 4. Межосевой дорожный просвет

дорожный просвет под одной осью — расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин — шин внутренних колес оси) и касающейся самой нижней точки транспортного средства, жестко зафиксированной между колесами, и опорной плоскостью (см. рисунок 5). Ни одна жесткая часть транспортного средства не должна находиться, полностью или частично, в заштрихованной зоне (см. рисунок 5).


Рисунок 5. Дорожный просвет под одной осью

Если вам пригодился изложенный материал, поделитесь им с вашими знакомыми, нажав кнопку, изображенную ниже

На какие категории подразделяют автотранспорт после недавно появившихся изменений в законе? Категории, в первую очередь, позволяют определить характеристики автомобиля. Проверять их соответствие будут на техосмотре обученные люди. Для избежания проблем необходимо знать к какой категории относится ваш автомобиль. Исходя из этого вы будете знать, подходят ли ваши права для управления автомобилем.

От категории вашего автомобиля зависит сумма налога, которую обязан оплачивать каждый гражданин, имеющий в собственности автомобиль. Помимо этого, от категории транспортного средства будет зависеть стоимость технического обслуживания. Разница между категориями будет довольно существенной. Поэтому перед покупкой автомобиля нужно учесть данный факт.

Категория «Lx»

  • «L1» — двухколёсное средство передвижения, которое не развивает более 50 километров в час. При установленном двигателе внутреннего сгорания его объём не должен быть более 50 см3. А при установленном электродвигателе его объём не должен быть более 4 кВт;
  • «L2» трёхколесное средство передвижения, ускоряющееся не более, чем до 50 километров в час. С установленным двигателем внутреннего сгорания не более 50 см3 или электродвигателем объемом не более 4 кВт. Под данные категории попадают мопеды и мотовелосипеды. Различать их довольно просто;
  • «L3» — транспортные средства, у которых максимально разрешённая скорость свыше 50 километров в час при любом установленном двигателе;
  • «L4» — транспортное средство с симметрично к транспортной плоскости колёсами. Максимальная скорость составляет более 50 километров в час, а объём двигателя свыше 50 см3;
  • «L5» — симметричное средство передвижения, которое ускоряется свыше 50 километров в час. Объём двигателя при этом более 50 см3;
  • «L6» – четырёхколёсное средство передвижения, весом не более 350 килограмм. В учёт не берётся масса аккумулятора. Транспорт не должен превышать скорость в 50 километров в час. При этом мощность двигателя внутреннего сгорания не должна быть более 50 см3, а электродвигателя не более 4 кВт;
  • «L7» – прочие не входящие в категорию L6 четырёх колёсный автотранспорт, массой не более 400 килограмм. Для грузовых средств 550 килограмм без аккумулятора. Объём двигателя не должен быть более 15 кВт.

Категория «Mx»

  • «M1» — количество пассажирских мест для сидения — не более восьми. Обычно наибольший спрос среди граждан имеет именно эта категория;
  • «М2» — число пассажирских мест более 8, а общая масса не превышает 5 тонн;
  • «М3» — количество пассажирских мест более 8, а общий вес превышает 5 тонн.

Под категорию «M1» попадают обычные легковые автомобили, которые имеются практически у каждой семьи. Категориями «M2» и «M3» обозначают троллейбусы или автобусы, которые разделяют в зависимости от их массы. Если она меньше 5 тон, то «М2», а если больше, то «М3».

Категория «Nx»

  • «N1» — общая масса не должна превышать 3,5 тонны;
  • «N2» — максимальная масса более 3,5 тонны, но менее 12 тонны;
  • «N3» — максимальная масса свыше 12 тонн.

Категория «Ox»

  • «О1» — массой не более 0,75 тонны;
  • «О2» — весом более 0,75 тонны, но менее 3,5 тонны;
  • «О3» — массой свыше 3,5 тонны, но менее 10 тонн;
  • «О4» — весом более 10 тонн.

Категория «Т»

К данной категории подходят сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Такое транспортное средство имеет колёсный или гусеничный ход, а также, не меньше 2 осей. Тяговое усилие предназначено для буксировки или перевозки техники или иных грузов, необходимых лесному и сельскому хозяйству. Также в тракторе можно перевозить обслуживающий персонал.

Категория «G»

Соответствие категорий ТС и прав

Часто водители пытаются узнать, какой категории прав нужно обладать для управления определённым транспортным средством.

  • для управления легковым транспортом категории «М1» потребуется обозначение «В». Гражданам для ежедневного управления легковым автомобилем достаточно этой категории прав. Важно знать о том, что в категорию «М1» не входят грузовые автомобили, попадающие под обозначение «В» на правах;
  • управлять транспортными средствами категорию «М2» и «М3» можно, имея водительское удостоверение с обозначением «D»;
  • транспортными средствами, подходящими под категорию «N1» можно управлять, имея распространённое обозначение «В» на водительском удостоверении;
  • для эксплуатации автомобилей «N2» и «N3» нужна категория «С»;
  • управлять автомобилем с прицепом, вес которого не больше 750 килограмм — можно, имея обычную категорию «В»;
  • а для категорий «О1», «О2″, » О3″ подойдут обозначения «Е» к «В», «Е» к «С» и «Е» к «D» на правах;
  • для езды на средстве передвижения категории «L1» — «L2» необходимо категория «M» на водительском удостоверении;
  • управлять средством передвижения категории «L3» — «L5» можно, имея обозначения «А»;
  • законно осуществлять движение на транспортном средстве «L6» — «L7» можно, владея категорией «B1».


При выборе своего транспортного средства обязательно нужно проверить, имеете ли вы возможность управлять им. Сделать это можно, посмотрев на обозначения, которые имеются на водительском удостоверении. Если ваша категория не позволяет управлять определённым транспортом, то его эксплуатация в дальнейшем может привести к лишению водительских прав. Учитывая такое серьёзное наказание, нужно к этому моменту отнестись крайне серьёзно. Помните, получить наказание можно и в случае передачи своего транспортного средства гражданину, чья категория прав не даёт возможности управлять данным автомобилем.