Что нового с белорусским водительскими правами. Как поменять иностранные права на российские?

Обновлено. 15 июня

Госдума приняла обращение к премьер-министру России по приравниванию белорусских водительских прав к российским.

9 июня

Белорусским водителям разрешат работать в России с национальными правами. Об этом заявил на пресс-конференции в Минске посол России Александр Суриков.

7 июня 2017

С 1 июня 2017 года в России юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено допускать к управлению транспортными средствами водителей без российских национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Такая норма закреплена в федеральном законе от 07.05.2013 года № 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".

Говоря простым языком, водители с любыми правами, кроме выданных в России, не могут официально работать в России. Между тем Россия сегодня одна из основных стран трудовой миграции для водителей всех специализаций из Беларуси.

В настоящее время действующими региональными патентными ведомствами являются. В рамках этих региональных систем заявитель просит защитить свое изобретение в одном или нескольких государствах-членах соответствующей региональной организации. Затем региональное бюро утверждает заявки на патенты, которые имеют тот же эффект, что и национальные заявки, или выдает региональный патент, если соблюдаются все критерии, необходимые для получения патента.

В настоящее время нет международной или универсальной системы выдачи патентов. Как правило, заявители могут подготовить и подать патентные заявки без помощи патентного поверенного. Однако, учитывая сложность патентных документов и требуемые юридические компетенции, такие как составление претензий, настоятельно рекомендуется обратиться за юридической консультацией к патентному поверенному или патентному поверенному Подготовка заявки на патент.

Закон издан еще в 2013 году, но начал действовать с 1 июня 2017 года. Изменения появились и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, который был дополнен статьей «12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения»:

Кому НЕ придется менять права в России

Чтобы избежать лишних расходов и не попасть под штрафные санкции, разберемся, кому именно необходима замена прав. С этим вопросом мы обратились в экспертно-правовую поддержку Transinfo .

Более того, во многих странах закон требует, чтобы заявитель, чье место обычного проживания или основное коммерческое предприятие которого находится за границей, представлен советом или признанным агентом в стране. Информация о досках и уполномоченных агентах может быть получена напрямую.

Затраты значительно варьируются от страны к стране. Поскольку официальные пошлины за подачу заявок значительно варьируются от страны к стране, рекомендуется обратиться в соответствующее национальное или региональное патентное ведомство, которое может предоставить вам подробную информацию о структуре налогов. Вы можете ознакомиться с нашим списком национальных и региональных офисов интеллектуальной собственности.

В свое время с инициативой внесения поправок в Закон выступили депутаты фракции ЛДПР, апеллируя тем, что новый закон повысит безопасность на российских дорогах и ужесточит миграционный контроль. Изначально поправки в Закон были направлены в первую очередь на трудовые отношения.

Следовательно, исходя из принятых поправок, усматривается, что водительские удостоверения, выданные другим государством (в т.ч. Республикой Беларусь), в Российской Федерации являются недействительными при осуществлении субъектом права перевозок в рамках трудовых отношений. Т.е. нанимателем водителя должна выступать компания – резидент РФ. При использовании же транспорта в личных целях водитель имеет право управлять транспортным средством при наличии иностранного водительского удостоверения, – пояснил кандидат юридических наук Северин Дмитрий, старший партнер Юридической группы «Бюро 24» .

Затраты на патент варьируются в зависимости от таких факторов, как характер изобретения, сложность патента, пошлины патентных поверенных, продолжительность заявки и потенциальные возражения, возникшие в ходе обзора, Управление патентов. Некоторые страны предоставляют скидки малым и средним предприятиям и тем, кто подает заявки в Интернете. Кроме того, некоторые страны предусматривают возможность ускоренного пересмотра оплаты дополнительных сборов.

В дополнение к пошлинам за подачу заявок, официально применяемым каждой страной, как только патент был выдан Патентным ведомством, необходимо оплатить расходы на обслуживание или продление, обычно на ежегодной основе, за Что патент остается в силе. Если вы решите запатентовать свое изобретение за границей, вам также необходимо будет принять во внимание официальные пошлины за подачу документов для каждой из рассматриваемых стран, расходы на перевод и расходы, связанные с использованием местных патентных агентов, Требование, предъявляемое во многих странах к иностранным заявителям.

Таким образом, замена прав коснется только белорусов с водительскими правами, выданными в Беларуси, которые работают в компаниях-резидентах РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории России).

Международное движение: отдельная тема

Что же касается международных перевозчиков, то они под защитой Венской конвенцией "О дорожном движении" от 8 ноября 1968 г., участником которой являются Беларусь и Россия. Согласно Пункту 2 статьи 41:

В настоящее время нет «мирового патента» или «международного патента» с универсальным охватом. Патент предоставляет территориальное право. Как правило, в каждой стране, где вы запрашиваете патентную защиту для своего изобретения, должна быть подана патентная заявка и выдан патент и в соответствии с законодательством этой страны.

В некоторых регионах региональные патентные ведомства, такие как Европейское патентное ведомство и Африканская региональная организация интеллектуальной собственности, принимают заявки на региональные заявки или выдают патенты. Они должны иметь такой же эффект, как заявленные заявки или патенты, предоставленные в государствах-членах этого региона. Таким образом, в некоторых регионах можно получить региональный патент, выданный региональным патентным ведомством, который действует во всех или некоторых его государствах-членах.

Договаривающиеся стороны будут признавать:

  • любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;
  • любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной" .

Международным перевозчикам и их водителям переживать не стоит. Об этом сообщает УМВД России по Смоленской области :

В некоторых случаях может быть проще зарегистрировать отдельные приложения в каждой из стран, где вы хотите защитить. Многие патентные ведомства имеют конкретную форму для заполнения. В некоторых патентных ведомствах можно подать заявку на патент в Интернете.

Заявка на патент должна, как правило, содержать название изобретения вместе с указанием технического поля, к которому оно принадлежит; Он должен также включать описание изобретения, написанное четким и достаточно подробным образом, с тем, чтобы человек, имеющий среднее знание области, о котором идет речь, мог использовать изобретение или воспроизвести его. Описание, как правило, сопровождается иллюстрациями - чертежами, планами или графиками, что позволяет лучше понять изобретение, а также абстрактное краткое изложение сжатого изобретения.

– Запрет (допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских водительских удостоверений – ред.) не распространяется на водителей, участвующих в международном движении , - пояснила официальный представитель МВД России Ирина Волк . Эта позиция закреплена и в пояснительном письме, которое в нашу редакцию прислал наш читатель, водитель-международник.

Также необходимо четко и недвусмысленно обозначать предмет, для которого испрашивается защита в части «заявки» в патентной заявке. Кроме того, в соответствии с требованиями действующего патентного законодательства вам может потребоваться представить различные типы деклараций или подтверждающие документы в патентное ведомство. Учитывая сложность приложений, рекомендуется обратиться к патентному поверенному или патентному агенту для подготовки заявки на патент.

Эти процедуры существенно отличаются от разных стран, и поэтому невозможно обеспечить поэтапный обзор всеобъемлющим образом. Однако рекомендуется использовать адвоката интеллектуальной собственности или соответствующего ведомства интеллектуальной собственности.


Документ комментирует кандидат юридических наук Северин Дмитрий, старший партнер Юридической группы «Бюро 24»:

При комплексном изучении вопроса, нельзя не обратить внимание на п. 13 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", в котором определено, что не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. В пункте 17 данной статьи определено, что указанные положения не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.

Предоставление патента может быть оспорено через патентное ведомство или суд. Суды могут объявить недействительность патента, действие которого оспаривается третьей стороной. Кроме того, многие патентные ведомства имеют административные процедуры, которые позволяют третьим сторонам выступать против выдачи патента, например, утверждая, что заявленное изобретение не является новым, Не имеет изобретательского уровня.

Процедуры подачи патентных заявок отличаются от страны к стране. Узнайте больше о системах противодействия онлайн. В некоторых странах патентная защита может быть продлен более 20 лет или может быть выдано свидетельство о дополнительной защите в особых обстоятельствах. Время, требуемое для этой процедуры, означает, что владельцу может потребоваться значительный срок после выдачи патента для осуществления его права.

Проще говоря, водитель может управлять транспортным средством, участвующим в международной перевозке при отсутствии национального водительского удостоверения Российской Федерации, при наличии иного водительского удостоверения. С учетом изложенного, следует, на наш взгляд, разграничивать две ситуации это: допуск водителя к управлению транспортным средством (ответственность несут ИП и юридические лица) и участие водителя в дорожном движении (ответственность несет сам водитель).

Это возможно, но законы и практика могут варьироваться в зависимости от страны. Например, в некоторых странах «изобретение» должно, согласно патентному законодательству, иметь «технический характер». Такие условия не существуют в других странах, где программное обеспечение обычно считается патентоспособным предметом.

Однако это не означает, что все программное обеспечение патентоспособно. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с адвокатом, специализирующимся на праве интеллектуальной собственности или ведомстве интеллектуальной собственности страны, в которой испрашивается защита.

Водитель, участвующий в международной перевозке и имеющий иное водительское удостоверение, административной ответственности не подлежит.

Водитель ответственности не несет, а как же наниматель? Мы спросил у самих перевозчиков.

На практике: как белорусу заменить водительские права в России

Олег Гребенько

Чтобы узнать, как происходит замена водительских прав на практике, мы обратились в ряд международных компаний-перевозчиков с филиалами в России и Беларуси. Однако большинство из них отказались комментировать ситуацию. Ситуацию прояснили коллеги из холдинга АсстрА.

Если патентная защита не является жизнеспособным решением для вашего программного обеспечения, авторское право может быть использовано. В общем, компьютерные программы защищены авторским правом, а также литературными произведениями. Защита начинается с создания или фиксации работы, такой как программное обеспечение или веб-страница. Кроме того, вам не требуется регистрировать или сдавать копии работ для получения защиты авторских прав.

Получение патента на приложение зависит от элемента приложения, которое вы хотите защитить. Если это идея или техническая характеристика, относящаяся к заявке, патентная защита является потенциальным решением. В зависимости от действующего национального законодательства программное обеспечение, запускающее приложение, может быть запатентовано, если оно имеет определенные технические характеристики. Однако необходимо учитывать, что ваша техническая идея должна удовлетворить их все, чтобы получить патентную защиту, и что это может занять несколько лет.

По состоянию на 6 июня 2017 года в нашем российском парке насчитывается 70 единиц техники, для обслуживания которых привлечено 20 водителей из Беларуси. После принятия нового закона у нас не возникало ситуаций-инцидентов, связанных с отсутствием российских водительских удостоверений у белорусских водителей. Специалисты из Беларуси продолжают обслуживать рейсы и работают в штатном режиме. Возможность сдачи на водительское удостоверение для белорусских водителей еще не предоставлена. С нашей стороны для сдачи на права сделано все: получены медицинские справки, оформлена регистрация. Поэтому ожидаем дальнейшей информации от ответственных органов, – разъясняет Олег Гребенько, коммерческий директор ООО "АсстрА Карго".

Кроме того, вы должны знать, какие элементы вашего приложения вы хотите защитить от свободного использования конкурентами. Программное обеспечение, запускающее ваше приложение, может быть защищено авторским правом. Однако, если вы хотите защитить знаки или логотипы, содержащиеся в вашем приложении, вам нужно будет рассмотреть возможность использования товарных знаков. Литературные и художественные произведения в вашем приложении, такие как оригинальные базы данных, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения, изобразительное искусство и фотографии, защищены авторским правом.

Сегодня на рынке уже отмечается дефицит квалифицированных водителей. Если для иностранных водителей будет введен временный запрет на работу, это снизит провозные возможности, что существенно повлияет на рынок грузоперевозок. Для нас это очень серьезный вопрос, так как в логистике все планируется заранее, а работа в режиме преодоления препятствий ни к чему хорошему не приводит, – оценивает перспективы Олег Гребенько .

Объекты и графические конфигурации могут быть защищены как промышленные образцы. Патенты выдаются патентными ведомствами в обмен на полное раскрытие изобретения, которое обычно публикуется и предоставляется всем. Следует отметить, что публикация может происходить на разных этапах процедуры. В некоторых странах патентные документы публикуются только после выдачи патента.

Важно подать заявку на патент, прежде чем публично раскрывать детали изобретения. В странах, которые применяют это определение уровня техники, тот факт, что заявитель раскрывает изобретение до подачи заявки на патент, не позволит ему получить действующий патент на это изобретение Не удовлетворил бы. Тем не менее, некоторые страны предоставляют льготный период, обычно от шести до двенадцати месяцев, что дает гарантию вкладчикам, которые раскрыли свои изобретения до подачи заявки на патент. Более того, критерий новизны может быть интерпретирован по-разному в соответствии с применимым законодательством.

Получается, что белорусские водители находятся в России в подвешенном состоянии. С одной стороны им необходимо получить новые права, но с другой стороны – эта процедура еще не налажена, а штраф уже прописан. Тему неопределенности продолжает и Сергей Козлов, директор ООО «АсстрА-Руссланд»:



Сергей Козлов, директор ООО «АсстрА-Руссланд»

В Смоленской области у нас есть устное соглашение о временной отсрочке, поскольку Смоленское ГИБДД вовремя не подготовило регламент сдачи на водительское удостоверение категории "Е". К настоящему моменту нет соответствующей техники, и также не подготовлена площадка для сдачи экзаменов. Все эти условия сейчас создаются в срочном порядке. В течение последующих 2 месяцев все водители должны сдать данный экзамен.

Следует отметить, что своевременное привлечение патентной защиты может способствовать поиску финансовой поддержки для коммерциализации изобретения. Хотя верно, что не все компании задумывают патентоспособные изобретения, было бы неправильно предполагать, что патенты применяются только к сложным физическим или химическим процессам и продуктам или компании. Патенты могут быть получены во всех областях техники, от скобок до компьютеров.

Кроме того, большинство людей считают, что патенты касаются только ключевых научных открытий, таких как первая лампочка Эдисона или крупных компаний, которые вкладывают средства в исследования. Однако большинство патентов не касаются крупных научных открытий, но выпускаются для изобретений, которые приносят улучшения в существующие изобретения. Например, второе или третье поколение продукта или процесса, который работает более экономично или эффективно.

Если говорить о влиянии на рынок, по моему мнению, в первую очередь пострадает малый бизнес. Российские водители требуют более высокую зарплату по сравнению с водителями из Беларуси. А те белорусские водители, которые уже получили водительское удостоверение в РФ, будут использовать это как свое конкурентное преимущество. Как результат – увеличение затрат у предприятия, что, в свою очередь, отразится в увеличении цен на грузоперевозки.

Ждать изменений или менять водительские права?

Однако кроме подготовки к сдаче экзамена, многие водители из Беларуси все-таки ожидают внесения изменений в закон. Работа в рамках одного Таможенного союза должна упрощать процедуры, а не возводить новые препятствия для перевозчиков. Этого мнения придерживается и Сергей Козлов:

Стоит ли рассчитывать на официальную или более долгую отсрочку, чтобы водители могли получить права в спокойном режиме? Такой вариант возможен. Во-первых, 13 июня состоится второе чтение ФЗ №142751-1 «О внесении изменений в статью федерального закона о ПДД», который предусматривает перенос даты вступления закона в силу с 1 июня 2017 на 1 июня 2018 года.

Во-вторых, по нашим источникам, уже подготовлен проект поправок к закону. Основные изменения коснутся водительских удостоверений граждан государств Таможенного союза. Водительские права, выданные на его территории планируют приравнять к международным и действующим равноправно во всем союзе. Однако произойдет это не раньше сентября. На данный момент мы готовимся к тому, что все наши белорусские водители будут сдавать экзамен.

Выбор и ответственность остается за водителями и нанимателями: готовиться к худшему или надеяться на лучшее.

С 1 июня 2017 года в России юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено допускать к управлению транспортными средствами водителей без российских национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Такая норма закреплена в федеральном законе от 07.05.2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Говоря простым языком, водители с любыми правами, кроме выданных в России, не могут официально работать в России. Между тем Россия сегодня одна из основных стран трудовой миграции для водителей всех специализаций из Беларуси.

Закон издан еще в 2013 году, но начал действовать с 1 июня 2017 года. Изменения появились и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, который был дополнен статьей «12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения»:

Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей .

Кому НЕ придется менять права в России

Чтобы избежать лишних расходов и не попасть под штрафные санкции, разберемся, кому именно необходима замена прав. С этим вопросом мы обратились в экспертно-правовую поддержку Transinfo.

В свое время с инициативой внесения поправок в Закон выступили депутаты фракции ЛДПР, апеллируя тем, что новый закон повысит безопасность на российских дорогах и ужесточит миграционный контроль. Изначально поправки в Закон были направлены в первую очередь на трудовые отношения.

Следовательно, исходя из принятых поправок, усматривается, что водительские удостоверения, выданные другим государством (в т.ч. Республикой Беларусь), в Российской Федерации являются недействительными при осуществлении субъектом права перевозок в рамках трудовых отношений. Т.е. нанимателем водителя должна выступать компания — резидент РФ. При использовании же транспорта в личных целях водитель имеет право управлять транспортным средством при наличии иностранного водительского удостоверения, — пояснил кандидат юридических наук Северин Дмитрий , старший партнер Юридической группы «Бюро 24».

Таким образом, замена прав коснется только белорусов с водительскими правами, выданными в Беларуси, которые работают в компаниях-резидентах РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории России).

Что же касается международных перевозчиков, то они под защитой Венской конвенцией «О дорожном движении» от 8 ноября 1968 г., участником которой являются Беларусь и Россия. Согласно Пункту 2 статьи 41:

Договаривающиеся стороны будут признавать:

  • любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;
  • любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной« .

Международным перевозчикам-нерезидентам России и их водителям переживать не стоит. А вот трудовым мигрантам-водителям, планирующим трудоустроиться в России, придется получать национальное водительское удостоверение этой страны.

На практике: как белорусу заменить водительские права в России

Чтобы узнать, как происходит замена водительских прав на практике, мы обратились в ряд международных компаний-перевозчиков с филиалами в России и Беларуси. Однако большинство из них отказались комментировать ситуацию. Ясность прояснили коллеги из холдинга АсстрА.

По состоянию на 6 июня 2017 года в нашем российском парке насчитывается 70 единиц техники, для обслуживания которых привлечено 20 водителей из Беларуси. После принятия нового закона у нас не возникало ситуаций-инцидентов, связанных с отсутствием российских водительских удостоверений у белорусских водителей. Специалисты из Беларуси продолжают обслуживать рейсы и работают в штатном режиме. Возможность сдачи на водительское удостоверение для белорусских водителей еще не предоставлена. С нашей стороны для сдачи на права сделано все: получены медицинские справки, оформлена регистрация. Поэтому ожидаем дальнейшей информации от ответственных органов, — разъясняет , коммерческий директор ООО «АсстрА Карго».

Сегодня на рынке уже отмечается дефицит квалифицированных водителей. Если для иностранных водителей будет введен временный запрет на работу, это снизит провозные возможности, что существенно повлияет на рынок грузоперевозок. Для нас это очень серьезный вопрос, так как в логистике все планируется заранее, а работа в режиме преодоления препятствий ни к чему хорошему не приводит, — оценивает перспективы Олег Гребенько.

Получается, что белорусские водители находятся в России в подвешенном состоянии. С одной стороны им необходимо получить новые права, но с другой стороны — эта процедура еще не налажена, а штраф уже прописан. Тему неопределенности продолжает и , директор ООО «АсстрА-Руссланд»:


В Смоленской области у нас есть устное соглашение о временной отсрочке, поскольку Смоленское ГИБДД вовремя не подготовило регламент сдачи на водительское удостоверение категории «Е». К настоящему моменту нет соответствующей техники, и также не подготовлена площадка для сдачи экзаменов. Все эти условия сейчас создаются в срочном порядке. В течение последующих 2 месяцев все водители должны сдать данный экзамен.

Если говорить о влиянии на рынок, по моему мнению, в первую очередь пострадает малый бизнес. Российские водители требуют более высокую зарплату по сравнению с водителями из Беларуси. А те белорусские водители, которые уже получили водительское удостоверение в РФ, будут использовать это как свое конкурентное преимущество. Как результат — увеличение затрат у предприятия, что, в свою очередь, отразится в увеличении цен на грузоперевозки.

Ждать изменений или менять водительские права?

Однако кроме подготовки к сдаче экзамена, многие водители из Беларуси все-таки ожидают внесения изменений в закон. Работа в рамках одного Таможенного союза должна упрощать процедуры, а не возводить новые препятствия для перевозчиков. Этого мнения придерживается и Сергей Козлов:

Стоит ли рассчитывать на официальную или более долгую отсрочку, чтобы водители могли получить права в спокойном режиме? Такой вариант возможен. Во-первых, 13 июня состоится второе чтение ФЗ № 142751-1 «О внесении изменений в статью федерального закона о ПДД», который предусматривает перенос даты вступления закона в силу с 1 июня 2017 на 1 июня 2018 года.

Во-вторых, по нашим источникам, уже подготовлен проект поправок к закону. Основные изменения коснутся водительских удостоверений граждан государств Таможенного союза. Водительские права, выданные на его территории планируют приравнять к международным и действующим равноправно во всем союзе. Однако произойдет это не раньше сентября. На данный момент мы готовимся к тому, что все наши белорусские водители будут сдавать экзамен.

Выбор и ответственность остается за водителями и нанимателями: готовиться к худшему или надеяться на лучшее.