Переключение передач акпп. Инструкция по эксплуатации коробки автомат и особенности вождения

Вы приобрели автомобиль с автоматической коробкой передач? Вам наверняка интересно, как правильно пользоваться таким автомобилем, ведь правильная эксплуатация продлит ресурс АКПП и поможет вам избежать ненужных поломок. АКПП сложный и дорогой механизм, давайте рассмотрим, как правильно его использовать.

Начало движения

Любая поездка начинается с завода и прогрева двигателя. Не торопитесь сразу начинать движение. Если на улице плюсовая температура, достаточно подождать минуту-две, для того, чтобы масло распределилось по коробке и она вышла на рабочий режим. Помните, чем холоднее на улице, тем больше потребуется времени на разогрев, поэтому в морозы не будет лишним постоять с заведенным двигателем 10 минут и более. Кроме того, для двигателя автомобиля это будет тоже плюсом.

Памятка! Заводить двигатель можно только в положениях "P" или "N" . Причем желательно именно в положении "P" . Если у вас не заводится автомобиль, проверьте, что рычаг коробки установлен в одно из этих двух положений.

Итак, вы прогрели автомобиль, теперь вы можете начинать движение. Переключите рычаг коробки из положения "P" в одно из положений для движения и обязательно дождитесь легкого точка ! Коробке требуется некоторое время на переключение режима (обычно около 1 секунды), и если вы резко нажмете на газ до этого момента, это может привести к поломке.

Педали

Вождение автомобиля с коробкой автомат осуществляется исключительно одной ногой! Вторая должна находится на специальной подставке, которая находится слева. Водить двумя ногами машина на автомате - крайне опасно. Например, когда у вас одна нога находится на тормозе, другая на газе, впереди возникает внезапное препятствие. Вы резко нажимаете на тормоз, ваше тело тащит по инерции вперед и происходит одновременное нажатие на газ, об эффективном торможение можно забыть. Вполне возможно в таком случае еще и ускориться.

Режимы работы АКПП

Давайте расмотрим режимы автоматической коробки передач.

P

Парковка . В этом режиме происходит блокировка вала и, соответственно, ведущих колес. Используйте этот режим при длительных остановках, или когда вы покидаете автомобиль. Переключать в этот режим можно только после полной (!) остановки автомобиля.

Памятка! Чтобы перевести рычаг коробки передач из положения "P" в другое положение, необходимо нажать на педаль тормоза!

Внимание! Ни в коем случае не включайте этот режим во время движения автомобиля! Это чревато поломкой коробки!

Если вы оставляете автомобиль на относительно ровной поверхности, то нет необходимости использовать ручник. Если же уклон достаточно крутой, тогда для уменьшения нагрузки на элементы механизма парковки, лучше всего действовать по следующей схеме:

  • Постановка
    • удерживая тормоз, потяните ручник,
    • отпустите тормоз, машина скорее всего немного сдвинется,
    • переключите коробку в положение "P" ,
  • Снятие
    • сначала перевидите рычаг коробки в режим для движения,
    • затем, удерживая тормоз, снимите с ручника

R

Задний ход. Этот режим используется для движения задним ходом. Переключаться в этот режим можно только после полной остановки автомобиля и нажатой педали тормоза.

Внимание! Переключение коробки в этот режим во время движения вперед приведет к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии и двигателя!

N

Многие считают, что при движении накатом с горки, можно сэкономить немного топлива, переключая коробку в этот режим, но это не так, ведь затем все равно придется переключать в режим D , что даст дополнительную нагрузку на коробку.

Так же при езде на автомате не имеет смысла переводить рычаг в нейтральное положение при коротких остановках, например на светофорах.

D

Основной режим движения. Чаще всего для движения вперед используется именно этот режим. На автоматической коробке этот режим подходит для движения на любой скорости, доступной автомобилю, от "0" и до максимальной.

2

Только первые 2 передачи. Этот режим рекомендуется использовать при движении по извилистым горным дорогам или при буксировке прицепа или другого автомобиля.Не следует переключаться в этот режим, если скорость автомобиля превышает 80 км/ч.

L

Только первая передача. Этот режим используется для особо тяжелых дорожных условий, например, для преодоления бездорожья. Не следует переключаться в этот режим, если скорость автомобиля превышает 15 км/ч.

Дополнительные режимы работы АКПП

На автомобилях с автоматической коробкой передач, встречаются дополнительные элементы управления, давайте рассмотрим их:

OverDrive (O/D)

Эта кнопка встречается на коробках, которые имеют более трех ступеней передач. Кнопка включения данного режима обычно находится на рычаге коробки. Если кнопка "O/D" утоплена, то разрешено использование четвертой передачи. Если же ее отжать, то на панели приборов загорится лампочка "O/D OFF" , что будет означать, что вы активировали этот режим.

Предназначена для обгона других автомобилей или других случаев, когда вам необходим быстрый разгон. Ее действие заключается в том, что она не дает коробке переключиться выше третьей передачи, за счет чего обеспечивается быстрый разгон.

Иногда режим "O/D OFF" используют при затяжных подъемах, когда двигателю начинает не хватать тяги и коробки начинает "метаться" между третьей и четвертой передачей.

Кик-даун

Этот режим активируется за счет резкого нажатия на педаль газа. При этом коробка автоматически переключается на одну или две передачи вниз, что обеспечивает резкое ускорение. Переключение на повышенную передачу в этом режиме происходит на значительно более высоких оборотах двигателя, по сравнению с обычным ускорением. Не рекомендуется пользоваться этим режимом для резкого ускорения "с места", так как это дает очень большую нагрузку на механизма коробки. Лучше сначала дать автомобилю ускориться хотя бы до 20 км/ч, а потом можно и "газ в пол".

PWR/SPORT

Это программный режим, который предназначен для активной езды. Переключение происходит на более высоких оборотах, что обеспечивает быстрый разгон. Однако расход топлива в этом режиме максимален.

SNOW

Это программный режим, который предназначен для движения зимой. В этом режиме не включается первая передача, разгон начинается сразу со второй передачи, что уменьшает вероятность проскальзывания ведущих колес. Также в этом режиме переключение происходит на более низких оборотах, что делает машину как бы "вялой", однако обеспечивает бОльшую безопасность движения на снегу. Некоторые люди используют этот режим и летом, так как расход топлива в этом режиме минимален. Однако я бы не советовал это делать, так как в этом режиме отлючена первая передача, а следовательно все нагрузки падают на гидротрансформатор, который активно нагревается. Зимой для него это нормально, а летом может привести к перегреву и возможной поломке АКПП.

Торможение двигателем на АКПП

Оказывается, что на автоматических коробках также как и на ручных, можно использовать торможение двигателем.

Движение по затяжным спускам

Если у вас есть кнопка "O/D" вы можете отжать ее, это заставит переключиться коробку на третью передачу и вызовет мягкое торможение двигателем и не даст автомобилю разогнаться выше 80 км/ч . Не следует пользоваться этой возможностью на скорости свыше 120 км/ч.

Движение по крутым спускам

Переведите рычаг в положение "2" . Это не позволит вашему автомобилю разогнаться выше 40-60 км/ч .

Движение по бездорожью

Если вы преодолеваете бездорожье с очень крутыми подъемами и спусками, переведите коробку в положение "L" , это не даст на спусках автомобилю разогнаться выше 10-20 км/ч , а на подъемах позволит использовать максимальный крутящий момент от двигателя.

Буксировка автомобиля с АКПП

Многих интересует, можно ли буксировать автомобиль с АКПП?

Можно, но только при заведенном двигателе (!) и в нейтральном положении коробки "N" , на скорости до 50км/ч и на расстояние не более 50км. Если же машина у вас не заводится, дешевле будет воспользоваться эвакуатором, чем потом оплачивать дорогостоящий ремонт коробки передач.

Если буксируете вы, то следует помнит следующие правила:

  • такая буксировка нежелательна вообще, и следует ее использовать только при отсутствии альтернативных вариантов,
  • буксируемый автомобиль должен быть легче или такой же массы, как и буксирующий,
  • буксировать можно только в положениях коробки "2" или "L" и на скорости до 40км/ч,
  • не тяжелые прицепы автомат переносит без проблем.

Запуск автомобиля с АКПП с «буксира»

Тут нет единого мнения. Одни говорят, что это не возможно, и более того, опасно для коробки-автомат. Во многом они правы - при не правильных действиях у вас есть все шансы попасть на дорогостоящий ремонт коробки. Кроме того, это значительно сложнее, чем на механике.

Если же вы полностью уверены в своих действиях и у вас нет других вариантов (хотя бы кинуть провода или переставить аккумулятор), приведу подробную инструкцию по заводу автомобиля с коробкой автомат с буксира, найденную на просторах интернета:

"Бытует мнение, что автомобиль с автоматической трансмиссией невозможно пустить с «буксира». Это не так. Установите рычаг в положение N, включите зажигание. В холодную погоду один раз нажмите на педаль газа, что бы обогатить смесь, и начинайте движение на буксире. Достигнув скорости 30 км/ч для холодной трансмиссии и 50 км/ч для прогретой, двигайтесь в таком темпе не менее 2-х мин. Чтобы создать в трансмиссии необходимое давление масла. Затем переведите рычаг в положение 2 и после того как двигатель начнет вращаться, нажмите на педаль газа. Как только мотор заработает, верните рычаг на «нейтраль». Если двигатель через несколько секунд не заработает, не упорствуйте – переведите рычаг обратно в «нейтраль» иначе перегреете коробку. Повторную попытку возможно повторить по той же процедуре, предварительно прогнав автомобиль на «нейтрали». Так же можно заводить автомобиль на склоне."

Вы приобрели автомобиль с автоматической коробкой передачи и не знаете, как справиться с новым для вас типом трансмиссии. Наши простые советы помогут вам понять, как управлять автомобилем с АКПП и избежать при этом самых распространенных ошибок автолюбителей.

Чем отличается АКПП от МКПП

К сожалению, не все знают, как правильно использовать АКПП на автомобиле, ошибочно полагая, что эксплуатация такой машины практически ничем не отличается от применения МКПП. Но такой подход приводит к снижению потенциала трансмиссии и даже ее поломке.

Механическая коробка имеет свои преимущества, но большинство современных автолюбителей выбирают именно АКПП. Управлять такими авто проще, так как в них отсутствует педаль сцепления. Есть только две педали - тормоз и газ. Учиться водить машину с АКПП легче, но те, кто годами ездил на авто с механикой долго не могут привыкнуть к особенностям использования коробки-автомата.

Основное ее преимущество - возможность автоматического выбора передаточного числа в соответствии с дорожными условиями. Это удобная функция, так как переключение скоростей не требует таких движений, как нажатие на педаль сцепления во время переключения передач, остановок и старта.

Тем не менее, следует понимать, что использования коробки-автомата требует определенных знаний и навыков. И для начала нужно разобраться, какие режимы она имеет.

Режимы АКПП

Чтобы понять, как правильно использовать АКПП. нужно разобраться в тонкостях ее режимов. На коробке указаны буквы с соответствующими значениями:

P - режим парковки. Это положение помогает осуществлять запуск агрегата. Его можно включать только после того, как машина полностью остановилась, и водитель поставил ручник в активный режим.

D - режим движения. Он помогает активировать режим движения автомобиля, трансмиссия при этом автоматически переводится в нужные режимы. Именно в этом режиме трансмиссия и находится дольше всего.

R - задний ход. Его возможно активировать только при полной остановке автомобиля и удержании подали тормоза.

N - нейтральный режим, переводит двигатель на холостой ход, крутящий момент колесам в это время не передается. Его не рекомендуется включать во время движения авто. Как правило он используется для прогревания двигателя в холодный период времени.

D3 - положение снижения оборотов двигателя. В этом режиме торможение является более эффективным, он применяется на небольших подъемах и спусках.

D2 - применяется в экстремальных условиях езды, например, при движении по горному серпантину или гололеду.

Переключение рычага из режима D в положение D2 и D3 может осуществляться непосредственно во время движения автомобиля.

Управление машиной с автоматической трансмиссией в целом, мало чем отличается от езды на механике. Тем не менее, оно требует соблюдения определенных правил и знания некоторых моментов, которые помогут максимально эффективно использовать возможности трансмиссии.

Как правильно управлять коробкой автомат

Для того чтобы запустить двигатель, требуется нажать педаль тормоза, и, не отпуская ее, перевести рычаг коробки передач из положения P, N или R в положение D. Многие водители в процессе обучения могут забывать о том, что при этом педаль тормоза должна быть нажата.

Для того чтобы повысить скорость автомобиля, достаточно просто сильнее надавить на педаль газа, и двигатель автоматически станет набирать нужное количество оборотов. В отличие от эксплуатации МКПП, со стороны водителя при этом не потребуется никаких усилий, таким образом реакция на дорожную обстановку в значительной степени ускоряется. Для того чтобы сбросить скорость, достаточно только отпустить педаль акселератора, то есть газа. Чем меньшее усилие на нее применяется, тем медленнее будет двигаться машина.

Для полной остановки или быстрого снижения скорости достаточно воспользоваться педалью тормоза. Чтобы после этого снова начать движение, нужно только перевести ногу с тормоза на газ. При этом рычаг коробки передач может постоянно оставаться в режиме движения, то есть в положении D. Есть смысл переключаться на другую передачу только при длительных остановках с полным глушением мотора.

При езде в черте города водителю достаточно просто переключить рычаг селектора в позицию «движение», после чего на снижении и повышении скоростей потребуется работать педалями газа и тормоза. Здесь все предельно просто, именно поэтому большинство городских автомобилей оснащаются именно автоматическими коробками передач.

Использование зимнего режима

Большинство новых автомобилей оснащаются дополнительным режимом для езды зимой. Обозначается он значками «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Этот режим очень удобен при езде по заснеженной или обледенелой дороге. Его цель - исключение пробуксовок и заносов. Он полностью отключает первую передачу.

Важно! Не следует включать зимний режим при езде в теплое время года на сухой дороге, так как нагрузка на трансмиссию в этом случае сильно увеличивается, что может привести к ее перегреву.

Цель использования зимнего режима - ограничение ускорения оборотов двигателя выше отдельных передач.

Недостатки АКПП

Некоторые владельцы авто с АКПП переустанавливают коробки передач для дальнейшего использования механической трансмиссии. Это связано с наличием некоторых недостатков коробки-автомата.

К ним можно отнести:


Важно! Несмотря на то, что многие водители практически не используют ручной тормоз при постановке автомобилей с АКПП на стоянку, следует все-таки применять «ручник», так как это предусмотрено Правилами дорожного движения.

Автоматическая коробка передач. Как правильно пользоваться АКПП показано на видео:

Сейчас многие новоиспеченные автолюбители, решают для себя — какой автомобиль выбрать. Самый, пожалуй, важный критерий это выбор трансмиссии – , и как говорит нам статистика продаж — автоматическая коробка передач растет просто в геометрической прогрессии. Оно и понятно в городе очень удобно. Однако на многих АКПП, есть так называемый «ручной режим» когда вы переключаете передачи физическим путем, обычно это плюс и минус на рычаге (сделан кнопкой как у меня) либо перевод рычага коробки. НО ЗАЧЕМ на автомате ручной режим? Мы же берем полностью автоматизированный процесс? Сегодня будет разбираться …


Если честно, то такое решение правильно реализовано — только на гидротрансформаторах и на роботах, то есть вы физически переключаете передачу, например на вариаторе такое решение тоже присутствует, но там это чисто программная особенность, ведь вариаторная коробка передач – бесступенчатая, то есть, у нее нет физических передач.

НУ да ладно, в общем — присутствие есть практически на любой АКПП, но для чего??? Такой механический режим многим рвет мозг — вроде уходил от механики, а она опять тут присутствует, получается «белиберда»!

Особых навыков это абсолютно не потребует, включается он – элементарно. Лично у меня на автомате, достаточно перевести рычаг в положение «M», у вас на панели приборов появится градация скоростей, «M1», «M2», «M3» и т.д., например, у меня шесть ступеней, а значит высшая передача «M6».



Насчет переключений – вы можете это делать как со стоянки, то есть трогаться в ручном управлении, либо уже на скорости перевести коробку на механику и регулировать как нужно! Можно и так и так, без разницы, для АКПП это не несет никакого вреда.

Почему такой режим полезен?

Если честно, то некоторое время назад, таких ручных режимов не было! В 85% случаев простой водитель не испытывает никакого дискомфорта от этого, к автомату быстро привыкаешь и адаптируешься, дальше уже и не замечаешь как он работает. Однако механический режим зачастую просто необходим, без него не обойтись, давайте перечислим:

  • Пробуксовка колес или бездорожье.
  • Горка.
  • Скорость.
  • Торможение передачей и прохождение поворотов.
  • Пробки.

Да, да вы не ослышались именно для этих пунктов и важен ручной режим, то есть он дает вам больше возможностей, чем «мозг» автомата. Конечно, можно и на АКПП проходить все эти препятствия, но некоторые пункты для него просто нерешаемы, как скажем первый. Давайте более подробно.


Пробуксовка или бездорожье

НА нашей заснеженной родине — это ой как необходимо. Если не ставить АКПП в ручной режим, то при повышении оборотов он будет стараться перейти на более высокую передачу, тем самым «захлебывая» самого себя. Сам лично сталкивался с этим, например начинаешь буксовать, машина вроде немного пробирается по снегу — а он бах и на вторую или на третью, оборотов не хватает и машина встает. Вот тут то и помогает механический режим, включил строго первую и «борешь» сугробы (заносы будут в видео внизу).


Абсолютно такая же ситуация и с грязью, ведь по сути движения по этим двум средам не отличаются, и там и там мы буксуем, нам важны те передачи которые мы выбрали, то есть думаем сами.

Горка

Тут ручное управление также радует – при езде с затяжной горки, вы ослабляете давление на педаль газа, автомат, через какое-то время постарается переключиться на передачу ниже, что будет косвенно останавливать машину! Вы можете в ручную оставить повышенную передачу, пока горка не пройдена. Таким образом, вы экономите топливо, ведь включать .


Скорость

Не всегда современные автоматы, сообразительны. То есть давление на педаль газа не всегда адекватно воспринимается. Что если вам нужно резко ускорится, а АКПП не понимает этого, конечно сейчас практически у всех есть KIK DOWN, нажали педаль в пол и движок быстро «раскрутился»! Но вот что делать — если вам нужно обойти большую фуру или фуры, и вам нужно оставить повышенную передачу на длительное время? Тут то и поможет ручной режим просто «опускаем» до нужной передачи, на скорости скажем это – «5» или даже «4», и давим «газ в пол», после объезда фур переключаемся на авто режим.

Торможение передачей и прохождение поворотов

  • Спорный плюс, но отметить стоит – это если хотите, пришло к нам с «механики» когда вы переключались с повышенной на пониженную и останавливаете машину — скажем на скользких дорогах. Ведь колеса не блокируется, торможение более эффективное. На автомате, теперь это тоже можно делать, едите вы например на 6 передаче — впереди, вдалеке возникают препятствия, а дорога гололед, машина не адекватно ведет себя на нажатие педали газа. Просто механически понижаем передачу и авто будет вставать, медленно и уверенно, затем доводим до полной остановки педалью тормоза. Как я и сказал, этот метод спорный, ведь сейчас куча датчиков и систем (ABS, EBD, ESP и т.д.), которые помогут без участия коробки остановить авто, но — береженого бог бережет.
  • Это вхождение в повороты, если идете на высокой скорости, то стоит перевести в ручную на передачу ниже, и уже не нужно пользоваться тормозом, скорость падает, поворот пройден.

Как вы понимаете, этот пункт, все же для любителей свободы действий, которые экспериментируют с «автоматом» на скоростях.

Пробки

Также спорный момент, но я встречал на многих форумах.

Многие используют ручной режим и для движения в пробках. «Как?» — спросите вы. Да просто, автомат всегда будет прыгать с первой на вторую, соответственно расход топлива будет расти. Чтобы хоть как-то его снизить, можно выбрать «чисто» вторую передачу и уже при помощи ее преодолевать пробку! Однако стоит отметить, что ускорение не должно быть резкое, все же вторая передача не для старта авто.


Собственно это все плюсы ручного режима автоматической коробки передач, для себя я лично отметил и постоянно пользуюсь – при пробуксовках и при движении с горки, остальное не так важно!

Сейчас видео урок смотрим.

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много полезного.

С автоматом, нужно ее завести и прогреть двигатель. Чем холоднее на улице, тем больше времени требуется подождать перед началом движения.


Важно помнить, что заводить машину с АКПП можно только при нахождении рычага коробки в нейтральном положении N или P.


Чтобы можно было трогаться, следует переключиться в соответствующий режим. Для езды вперед - поставить рычаг в положение D, назад - R. Нажимать на газ следует только после того, как почувствуется легкий толчок, означающий, что машина снялась с "нейтралки".


Также важно не забыть снять автомобиль с ручного тормоза.

Как водить машину с автоматом: педали

В автомобиле с АКПП в отличии от машины с механической коробкой имеется две педали: газ и тормоз. Управлять автоматом нужно только одной ногой, держа ее на педали газа. Другая нога в это время должна находиться слева от тормоза на специальной подставке. В противном случае при возникновении на дороге опасности и необходимости торможения можно нажать педаль газа по инерции. Чтобы затормозить на с АКПП, нужно снять ногу с газа и надавить на педаль тормоза.

Как ездить на авто с автоматом: коробка передач

Автоматическая коробка передач имеет несколько режимов.


При нахождении рычага в положении Р ведущие колеса и вал заблокированы. Этот режим используют при стоянке и длительных остановках. Переключаться на parking следует только после полной остановки. Чтобы перевести рычаг в данное положение, нужно удерживать тормоз. Если включить P во время движения на машине с автоматом, автомобиль может сломаться.


Если машину ставить в режим паркинга на относительно ровную поверхность, то использование ручника может быть необязательным. Если уклон крутой, то для снятия нагрузки на механизмы авто можно дополнительно использовать ручник.


Чтобы поставить машину с автоматом в режим P с ручником, следует действовать следующим образом:


Нажать на тормоз, потянуть ручник;


Отпустить тормоз (при этом авто может немного дернуться с места);


Нажать тормоз и поставить рычаг в Р.


Чтобы сняться с ручного тормоза, нужно переключить коробку в режим движения, а затем отпустить ручник, удерживая тормоз.


Чтобы включить задний ход на машине с автоматом, необходимо полностью остановить авто, и удерживая тормоз, перевести рычаг коробки передач в положение R.


Много споров среди тех, кто не знает, как правильно ездить на , по поводу положения N.


Этот режим используется для перемещения машины на небольшие расстояния, например, в сервисе, при заведенном двигателе. Многие считают, что при движении накатом с горки можно сэкономить бензин, включая нейтралку, однако это не так. Так как при окончании уклона необходимо снова включать двигатель, а это дает дополнительную нагрузку на коробку. Также не следует ставить авто в N во время остановок, например, на светофорах.


Чтобы ездить на любой скорости, нужно использовать режим D.


По плохой дороге или при буксировке автомобиля можно включить коробку в положение 2. Это позволит не переключаться машине на передачу выше второй.


Если вы собираетесь разгонять машину до 80 км/ч, то использовать ограничение передач не рекомендуется.


Если дорожные условия не позволяют ехать со скоростью более 15 км/ч, то можно включить редим L, тогда авто будет ехать только на первой передаче.


В машинах с автоматом может иметься специальный режим OverDrive (O/D). Если данная кнопка утоплена, то автомобиль может переключаться на четвертую скорость. Такой режим нужен для движения по затяжным подъемам и обгона, когда необходим быстрый разгон.


На машинах с АКПП есть также режим кик-даун. Он включается, если происходит резкое нажатие на педаль газа. Благодаря этому машина резко ускоряется, однако, трогаясь с места, пользоваться такой функцией не рекомендуется.


В режиме SNOW удобно ездить зимой. Благодаря этому режиму машина начинает движение со второй скорости, что уменьшает проскальзывание.


Таким образом, ездить на автомате достаточно просто. Главное в этом деле - практика.

Наличие автоматического переключения передач значительно упрощает управление автомобилем. Ехать на машине, оборудованной АКПП, значительно удобней, особенно при частых остановках и сменах скоростного режима. Ошибки в использовании автомата приводят к ускоренному его износу, а в некоторых случаях могут полностью вывести узел из строя. Особое внимание инструкции «Как пользоваться акпп правильно» следует уделить водителям, чьи уроки вождения проходили на механике.

Преимущества автоматических КПП

Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет свои особенности. Наиболее автомат подходит для размеренной, спокойной езды, без динамичных разгонов, экстремальных внешних условий и прочих перегрузок. Автомобилем с автоматической коробкой передач удобно пользоваться в мегаполисе. К основным преимуществам, которые получают владельцы машин с АКПП относятся:

  • новичок намного быстрее начинает чувствовать себя уверенно за рулем, так как нет необходимости правильно выбирать передачи;
  • простота управления в процессе езды;
  • упрощения трогания с места как на прямом участке дороги, так и если начало движения происходит под уклоном;
  • нагрузка на двигатель регулируется автоматически, что хорошо влияет на его ресурс;
  • невозможны ошибки с неправильным выбором передачи, что исключает работу двигателя на слишком больших или низких оборотах;
  • в связи с более редким воздействием на рычаг, его поверхность остается незатертой продолжительное время.

На заре своего массового появления автоматы имели значительно меньший ресурс, чем механика. В современных автомобилях сроки эксплуатации практически сравнялись, но только в случае если правильно пользоваться автоматической коробкой передач. Ошибки вождения и неправильное обслуживание способны вызвать поломки, после которых эксплуатация акпп становится невозможной без капитального ремонта.

Режимы работы автоматической коробки передач

Основные положения рукоятки коробки передач, а также режимы работы АКПП описаны на изображении ниже.

Режиму «Паркинг» соответствует положение рычага «Р». Колеса автомобиля находятся в заблокированном положении. Данный режим чем-то схож с действием ручного тормоза. Переводить селектор в положение «Р» во время движения авто запрещено, так как это приведет к механическим повреждениям и дорогостоящему ремонту. Применяется «Паркинг» в следующих случаях:

  • при необходимости завести автомобиль;
  • во время стоянки машины.

За движение автомобиля в задним ходом отвечает режим «Реверс». Он имеет обычно обозначение «R». Правила эксплуатации разрешают включать обратный ход только на неподвижном автомобиле. В случае движения машины даже на небольшой скорости, перевод рычага в положение «R» приведет к дорогостоящему ремонту.

Для разъединения двигателя от коробки передач используется режим нейтрали, которому соответствует расположение селектора напротив буквы «N». Колеса в таком режиме вращаются свободно и торможение двигателем невозможно. Переключать во время движения АКПП в режим нейтрали не рекомендуется, так как возможно возникновение заноса.

Режим, который обозначает движение вперед и говорит автовладельцу «езжай» называется «Драйв». Ему соответствует положение «D». В зависимости от усилия, прикладываемого на педаль управления подачи топлива, передачи выбираются автоматически. При снижении воздействия на акселератор автоматическая коробка передач осуществляет торможение двигателем. Особенностью режима «Драйв» является отсутствие необходимости пользоваться ручным тормозом при трогании с места при небольшом наклоне. На крутом склоне автомобиль в режиме «D» медленно будет откатываться назад, что может вызвать аварийную ситуацию.

Выбор диапазона передач

Для ограничения количества используемых передач имеется несколько подрежимов, обычно обозначаемые цифрами. Например, на акпп, изображенной ниже на рисунке, имеется возможность ограничить передаточные числа 2, 3 и 4 скоростью. Есть коробки, которые позволяют двигаться на первой передаче. Такой режим обозначается 1 либо «L».

Двигаться, используя лишь 3 скорости, рекомендуется на участках, требующих повышенного внимания. При эксплуатации автоматической коробки передач в данном режиме следует внимательно следить за показаниями тахометра. Попадание стрелки прибора в красную зону говорит о необходимости снизить обороты двигателя или переключить АКПП.

Использование лишь двух передач может быть вызвано движением машины по крутому склону. Инструктора по вождению автомобилей с акпп рекомендуют скользкие дороги также преодолевать при установке селектора в положение «2». Автомобиль в таком случае едет более плавно, и шанс попасть в занос уменьшается.

В рекомендациях о том как правильно пользоваться автомобилем с АКПП указывается, что езда на такой машине по бездорожью может повредить коробку. В реальной жизни бывают различные ситуации, поэтому для движения в тяжелых условиях автопроизводители предусмотрели возможность работы только на первой передаче. Это позволяет проехать как по ухабам, так и подняться на крутой склон. Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль с селектором в положении «L», доходит до 40 км/час.

Выбор ограничения диапазона используемых передач при движении на скорости ведет к торможению двигателем. В случае слишком большого темпа замедления может произойти занос авто. Коробка автомат в таком случае будет испытывать повышенный износ.

Дополнительные режимы

Для повышения безопасности движения в зимнее время используется режим обозначаемый «*», «WINTER», «SNOW». При этом максимально устраняется пробуксовка колес как при смене скоростей, так и при трогание с места. В некоторых коробках начало движения происходит со второй передачи, что значительно уменьшает ускорение. Переключение между ступенями происходит с минимизацией перепадов ускорений, что уменьшает возможность попасть в занос. Инструктора по вождению машин с акпп не рекомендуют использовать зимний режим летом, так как это может привести к перегреву масла в коробке.

Для возможности управлять автоматической коробкой передач подобно механике, применяется селективная коробка передач. Водитель самостоятельно повышает либо понижает передаточное число в зависимости от дорожных условий. Автоматика подстраховывает водителя от ошибок, поэтому может самостоятельно поднять либо опустить передачу. Пример селективной АКПП изображен на рисунке ниже.

Проблему с тем, как ездить экономно, решает специальный режим «Е». Передачи в таком случае переключаются таким образом, чтобы двигатель расходовал как можно меньше топлива. Динамические характеристики автомобиля при этом ухудшаются.

Несмотря на то, что большинство автоматов не предназначено для спортивной езды, наличие режима «S» позволяет придать резвости автомобилю. Обороты коленчатого вала перед сменой передаточного числа достигают своего максимума. На трансмиссию при этом ложится повышенная нагрузка. Говорить об экономичности «S»-режима не приходится.

Управление движением автомобиля

До начала движения требуется выполнить следующие действия:

  1. Перед тем как завести машину требуется проверить положение рукоятки, и в случае необходимости переместить ее в режим «Р»;
  2. Запустить двигатель;
  3. Нажать на педаль тормоза и удерживать её;
  4. Нажать кнопку, предотвращающую случайное переключение селектора;
  5. В зависимости от направления движения выбрать «D» либо «R». Переключение следует производить быстро, не задерживаясь на промежуточных положениях. Это предотвратит лишние срабатывания механизма АКПП. Среднее время включения выбранного режима составляет 1-2 секунды.

Так как зажата педаль тормоза, автомобиль будет стоять на месте. После ее отпускания начнется медленное движение машины. Направление зависит от выбранного режима «D» или «R». При этом уклон может препятствовать движению. В таком случае потребуется воздействие на педаль акселератора.

Управление автоматической коробкой передач происходит косвенно через интенсивность нажатия педали. Плавное воздействие приводит к неторопливому переключению скоростей и плавному разгону. Авто с автоматической КПП раскроет максимально свои динамические характеристики только при вжатии акселератора в пол. В результате вождения автомобиля в таком режиме происходит повышенный износ всех его узлов.

Автоинструктора, обучая езде с акпп, обращают внимание на кик-даун. Данный эффект появляется в результате особенностей алгоритма работы АКПП. Получая команду на максимально интенсивный разгон, происходит первоначальное понижение передачи. Это приводит к секундной задержке перед разгоном. Техника обгона учитывает этот провал, указывая на кик-даун в инструкциях о том, как управлять автомобилем безопасно.

Остановка автомобиля

Осуществление остановки автомобиля происходит при нажатии на педаль тормоза. После остановки инструктора по акпп рекомендуют придерживаться следующей инструкции «как управлять автоматической коробкой»:

  • при длительной остановке следует перевести рычаг из положения «D» в «P» или «N»;
  • При частых и кратковременных торможениях, например, при проезде через пробку, желательно оставлять селектор напротив «D».

Продолжительная работа заторможенного автомобиля без перехода на «P» или «N» ведет к повышенному износу двигателя, коробки и тормозной системы. Необходимость постоянно держать надавленной педаль тормоза вызывает усталость у водителя. В свою очередь, слишком частая смена положений рычага ведет к повышенному износу механизмов АКПП. Решение о том, как ездить, принимается лично автолюбителем, исходя из его предпочтений и водительского опыта.

Особенности эксплуатации авто с АКПП

Езда с высокой динамической нагрузкой либо на высокой скорости на непрогретой коробке передач ведет к быстрому ее износу. Выезжая на автомобиле, первые 5-10 минут следует двигаться в умеренном, плавном режиме. Решение о том, как водить машину с прогретым маслом, лежит на владельце, инструктора по акпп при эксплуатации автоматической коробки рекомендуют щадящий режим на всех этапах.

В холодное время перед началом движения следует произвести переключение скоростей, что дополнительно прогреет АКПП. Опытные инструктора по акпп начинают движение при включенном зимнем режиме. Это помогает ускоренно прогреть коробку даже в мороз. Инструкция «как правильно пользоваться автоматической коробкой» запрещает использовать положение «*» летом, поэтому ускорять прогрев масла в жаркие дни не стоит. Они и в обычном режиме движения прогреется быстро.

Буксировать машину с автоматической коробкой передач следует с большой осторожностью. Скорость движения не должна превышать 30-50 км/час. При возможности следует заводить двигатель, так как это улучшит смазку и уменьшит нагрев АКПП. Расстояние, на которое можно переместить автомобиль, часто ограничивается 30-50 км. Конструктивно в автоматической коробке передач может быть вообще недопустим режим буксирования. Некоторые производители разрешают перемещать автомобиль на сцепке только при работающем моторе.

Пробуксовка негативно действует на автоматическую коробку передач. Инструктор по вождению с акпп, обучая «как ездить на неоднородных поверхностях», рекомендует максимально плавно работать педалью акселератора. Рычаг желательно устанавливать в положение «2».

Конструктивные особенности, заложенные в автомате, не позволяют буксировать транспортное средство либо прицеп без вреда для машины. Даже небольшие расстояния, преодоленные с дополнительной нагрузкой, наносят удар по ресурсу коробки. При необходимости буксировки машиной дополнительного груза следует избегать перегрева КПП. Перед тем как начать движение необходимо задуматься, стоит ли буксировка чрезмерного износа трансмиссии, которого не удастся избежать при любом раскладе.

Ситуации, когда необходимо воспользоваться ручником

Наличие режима «Паркинг» привело к тому, что автовладельцы не пользуются ручным тормозом. Посмотрев в рекомендации как правильно управлять авто с АКПП либо самоучитель дорожного движения, можно увидеть требование всегда использовать ручник, не полагаясь на селектор. Пошаговая инструкция начала движения также упоминает необходимость использования стояночного тормоза.

Автолюбители, которые до этого ездили на механике и пользовались ручником крайне редко, забывают о нем при движении. Новички же могут забыть снять машину с ручного тормоза, проехав не один километр. С наступлением морозов начинается новая проблема в виде примерзания колодок, поэтому решение о необходимости использования стояночного тормоза при ежедневной эксплуатации каждый принимает сам.

Появление АКПП сделало вождение автомобиля более комфортным. Теперь нет необходимости выжимать сцепление и самостоятельно выбирать передачу, а знание особенностей работы коробки и правильность выбора режима движения позволяют продлить срок службы до уровня механики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них