Все статьи
В этом материале разберем, какие подержанные машины продаются в нашей стране чаще и дороже других.
Статистика продаж автомобилей с пробегом позволяет разделить машины на 4 категории - по маркам, моделям, годам производства и ценам, которые просят за авто продавцы.
По данным АВТОСТАТа на ноябрь 2017-го, 10 самых продаваемых марок в России - это:
Российский автопром традиционно возглавляет рейтинг продаж машин с пробегом - наши авто гораздо дешевле иномарок и проще в обслуживании. В 2017-ом наши соотечественники продали и купили 1,4 миллиона автомобилей марки «ВАЗ».
Также новых владельцев обрели полмиллиона «Тойот». Японский бренд занимает вторую строчку рейтинга не напрасно - продажи растут, на смену приевшимся моделям приходят рестайлинги.
Третье место - «Ниссан». За 2017-й наши соотечественники продали и купили четверть миллиона машин японской марки.
Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:
Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» - 400 тысяч машин, «семерка» - 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.
Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» - в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» - с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» - по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.
Статистика продажи б/у автомобилей по годам производства делится на 4 категории:
40% проданных б/у машин - 8 лет и старше. Самые популярные машины сейчас - 2007-2009 годов выпуска. Чаще продают «Короллу» 2008 г.
Чуть менее популярны машины 2012-2013 годов выпуска. Они занимают четверть от всех проданных машин. Бесспорный лидер - «Фокус» 2012 г.
Следом идут автомобили 2010-2011 года выпуска, самый популярный из которых - «Солярис» 2011 г.
Машины 2014 года выпуска и младше владельцы пока выставляют неохотно. Впрочем, объявления уже есть. Лидер - тот же «Солярис», но уже 2014 года.
Статистика продаж подержанных автомобилей в России отслеживается также по ценам и их соотношению с пробегом.
Самый популярный диапазон - от 300 до 600 тысяч рублей. Это 36% от всех проданных на вторичном рынке машин.
Следующие по популярности - автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей, например, отечественная «Гранта» 2013 г.в.
Затем идут машины, за которых владелец просит от 1 до 1,5 миллиона рублей. Лучшая машина за эти деньги - «Камри» 2012 г.в.
Наименее популярные - б/у авто по цене свыше 1,5 миллиона рублей. Здесь лидирует «Лэнд Крузер» 2008 г.в.
Чтобы там ни говорили цифры статистики, проверяйте чистоту истории автомобиля, который вы продаете. От этого также зависит, как быстро машина уйдет с молотка.
Узнать, попадал ли авто в ДТП, когда его ремонтировали, и сколько на самом деле ему лет, можно с помощью сервиса Автокод. Сервис проверит автомобиль за 5 минут, нужно только знать гос.номер или VIN. Запустив проверку, вы также узнаете:
Автомобиль в полном порядке - есть все шансы продать его за хорошие деньги. Но если проверка покажет, что у машины скручен пробег, наложены штрафы или не пройден технический осмотр, будьте готовы исправить положение или хотя бы сделать скидку. Ведь покупатель также может проверить машину перед встречей с вами.
Если вы профессионально занимаетесь перепродажей автомобилей, ознакомьтесь с нашим специальным предложением .
Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в июне 2019 года в России продано 151 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей , что на 3,3% меньше чем в июне 2018 года и на 9,9% больше предыдущего месяца
Самые продаваемые автомобили в России - статистика за июнь 2019 года.
Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 31 тыс. авто (-2,0%), расположились: KIA - 19 тыс. (-2,6%), Hyundai - 16 тыс. (-0,6%) и Renault - 12 тыс. (-12,0%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.
По динамике из крупных производителей большинство брендов ушли в минус. Самый большой прогресс у Ford - +42,8%, связано это с распродажей автомобилей, в связи с уходом компании с Российского рынка. В отстающих Chevrolet - -27,8%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta - 12 тыс. продаж (+26,4%), далее следуют Lada Vesta - 9 тыс. (-9,1%) и KIA Rio - 8 тыс. (-6,0%).
В целом за 6 месяцев реализовано 629 тыс. автомобилей,
что на 2,4% меньше чем за аналогичный период 2018 года.
Вслед за Ладой, продавшей 174 тыс. авто (+2,5%), идут: KIA - 112 тыс. (+0,4%), Hyundai - 88 тыс. (+1,1%) и Renault - 64 тыс. (-9,1%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta - 64 тыс. (+40,1%), Lada Vesta - 56 тыс. (+12,4%) и KIA Rio - 47 тыс. (-8,0%).
Самые популярные машины у москвичей за март : KIA Rio - 844 штук (-32%), Volkswagen Polo - 753(+10%), Hyundai Creta - 670 (-5%), Hyundai Solaris - 634 (-39%), Nissan Qashqai - 612 (+83%), Toyota Camry - 605 (+15%), Volkswagen Tiguan - 574 (-3%), Skoda Octavia - 566 (-1%), Renault Kaptur - 564 (+104%), Skoda Rapid - 521 (-5%). Всего продажи в марте составили 19 тысяч.
Предпочтения жителей Санкт-Петербурга в марте (актуальные данные смотрите позже) : Volkswagen Polo - 469 штук (-2%), Hyundai Solaris - 458 (-5%), KIA Rio - 434 (-7%), Lada Vesta -433 (+59%), Hyundai Creta - 389 (-10%), Volkswagen Tiguan - 345 (+25%), Mitsubishi Outlander - 296 (-5%), Skoda Rapid -260 (+8%), Renault Duster - 250 (+38%), Lada Largusr - 232 (-6%). Всего продажи составили 9,6 тысяч.
Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: "После 6 месяцев 2019 мы видим рынок, который уменьшился на 2,4 % по сравнению с прошлым годом, а второй квартал стал более трудным, чем первый. Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019, - уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, - повторение результата продаж прошлого года".
На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в мае (актуальные данные смотрите позже) составили 428 тыс. авто, это на -12,0% меньше мая 2018 года. Всего за 5 месяцев показатели равны соответственно 2,0 млн. и -0,7%
Oб автомобилях и ценах - самые последние новости.Продажи марок новых легковых автомобилей в России в июне 2019 года
1 | Lada | 30768 | 31404 | -2,0 | Lada | 174186 | 169884 | 2,5 |
2 | KIA | 19343 | 19861 | -2,6 | KIA | 111605 | 111214 | 0,4 |
3 | Hyundai | 16331 | 16422 | -0,6 | Hyundai | 88026 | 87035 | 1,1 |
4 | Renault* | 11944 | 13567 | -12,0 | Renault* | 64431 | 70844 | -9,1 |
5 | VW | 9441 | 8934 | 5,7 | VW | 49771 | 48158 | 3,3 |
6 | Toyota | 8548 | 9117 | -6,2 | Toyota | 46502 | 47094 | -1,3 |
7 | Skoda | 7054 | 7144 | -1,3 | Skoda | 39828 | 36339 | 9,6 |
8 | Ford* | 6146 | 4305 | 42,8 | Nissan* | 31339 | 37037 | -15,4 |
9 | Nissan* | 5450 | 7392 | -26,3 | ГАЗ ком. авт.* | 25960 | 27095 | -4,2 |
10 | ГАЗ ком. авт.* | 4796 | 5355 | -10,4 | Ford* | 21027 | 25665 | -18,1 |
11 | BMW | 3610 | 3135 | 15,2 | BMW | 19845 | 16989 | 16,8 |
12 | Mercedes-Benz | 3475 | 3315 | 4,8 | Mitsubishi | 19218 | 20103 | -4,4 |
13 | УАЗ* | 3140 | 3122 | 0,6 | Mercedes-Benz | 18969 | 18504 | 2,5 |
14 | Mitsubishi | 2503 | 3279 | -23,7 | УАЗ* | 16790 | 17535 | -4,2 |
15 | Mazda | 2419 | 2624 | -7,8 | Mazda | 13574 | 14262 | -4,8 |
16 | Datsun | 1967 | 1173 | 67,7 | Chevrolet | 11013 | 14527 | -24,2 |
17 | Chevrolet | 1671 | 2316 | -27,8 | Datsun | 10744 | 8572 | 25,3 |
18 | Lexus | 1651 | 2024 | -18,4 | Lexus | 9257 | 11507 | -19,6 |
19 | Audi | 1325 | 1243 | 6,6 | Audi | 7313 | 7374 | -0,8 |
20 | Volvo | 993 | 888 | 11,8 | Geely | 4032 | 1051 | 283,6 |
21 | Geely | 944 | 239 | 295,0 | Land Rover | 3950 | 4437 | -11,0 |
22 | Land Rover | 737 | 819 | -10,0 | Volvo | 3913 | 3132 | 24,9 |
23 | Haval | 725 | 166 | 336,7 | VW ком.авт. | 3493 | 3550 | -1,6 |
24 | Subaru | 651 | 657 | -0,9 | Haval | 3492 | 1155 | 202,3 |
25 | VW ком.авт. | 648 | 710 | -8,7 | Subaru | 3334 | 3637 | -8,3 |
26 | Porsche | 550 | 482 | 14,1 | Chery | 2767 | 2925 | -5,4 |
27 | Suzuki | 549 | 488 | 12,5 | Suzuki | 2729 | 2369 | 15,2 |
28 | Chery | 514 | 503 | 2,2 | Lifan | 2654 | 7352 | -63,9 |
29 | Peugeot* | 423 | 520 | -18,7 | Porsche | 2634 | 2144 | 22,9 |
30 | Lifan | 349 | 1403 | -75,1 | Peugeot* | 2043 | 2955 | -30,9 |
31 | Infiniti | 321 | 323 | -0,6 | Infiniti | 1903 | 2145 | -11,3 |
32 | Citroёn* | 279 | 419 | -33,4 | Citroёn* | 1416 | 2145 | -34,0 |
33 | MINI | 233 | 230 | 1,3 | MINI | 1194 | 1102 | 8,3 |
34 | DFM | 174 | 107 | 62,6 | Genesis | 1061 | 678 | 56,5 |
35 | Genesis | 170 | 183 | -7,1 | Zotye | 1004 | 1210 | -17,0 |
36 | Jeep | 154 | 117 | 31,6 | Jeep | 995 | 685 | 45,3 |
37 | Jaguar | 151 | 196 | -23,0 | Honda | 877 | 2187 | -59,9 |
38 | Mercedes ком.авт | 145 | 587 | -75,3 | Jaguar | 876 | 1123 | -22,0 |
39 | Honda | 138 | 411 | -66,4 | DFM | 812 | 630 | 28,9 |
40 | Zotye | 116 | 267 | -56,6 | Mercedes ком.авт | 748 | 3263 | -77,1 |
41 | Changan | 112 | 141 | -20,6 | Changan | 557 | 703 | -20,8 |
42 | Cadillac | 97 | 102 | -4,9 | FIAT* | 491 | 741 | -33,7 |
43 | FIAT* | 93 | 94 | -1,1 | FAW | 466 | 726 | -35,8 |
44 | FAW | 84 | 151 | -44,4 | smart | 458 | 526 | -12,9 |
45 | Isuzu* | 74 | 67 | 10,4 | Cadillac | 441 | 530 | -16,8 |
46 | smart | 57 | 176 | -67,6 | Isuzu* | 380 | 344 | 10,5 |
47 | Iveco* | 40 | 67 | -40,3 | Hyundai ком.авт. | 209 | 156 | 34,0 |
48 | Hyundai ком.авт. | 24 | 19 | 26,3 | Iveco* | 155 | 246 | -37,0 |
49 | Brilliance | 24 | 16 | 50,0 | Foton* | 118 | 215 | -45,1 |
50 | Foton* | 20 | 48 | -58,3 | Brilliance | 99 | 83 | 19,3 |
51 | Chrysler | 6 | 7 | -14,3 | Chrysler | 26 | 37 | -29,7 |
52 | HTM | 3 | 13 | -76,9 | HTM | 21 | 41 | -48,8 |
53 | SsangYong | 0 | 3 | - | SsangYong | 4 | 76 | -94,7 |
54 | Ravon | 0 | 0 | - | Ravon | 0 | 5184 | - |
Всего | 151180 | 156351 | -3,3 | Всего | 828750 | 849221 | -2,4 |
Самые продаваемые модели новых автомобилей в России в июне 2019 года
Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.1 | Lada Granta | 11 609 | 9 182 | 26,4 | Lada Granta | 63 982 | 45 672 | 40,1 |
2 | Lada Vesta | 8 947 | 9 843 | -9,1 | Lada Vesta | 55 784 | 49 635 | 12,4 |
3 | KIA Rio | 8 282 | 8 808 | -6,0 | KIA Rio | 47 431 | 51 558 | -8,0 |
4 | Hyundai Solaris | 6 023 | 6 400 | -5,9 | Hyundai Creta | 34 629 | 33 224 | 4,2 |
5 | Hyundai Creta | 5 955 | 5 768 | 3,2 | Hyundai Solaris | 30 710 | 33 857 | -9,3 |
6 | VW Polo | 5 415 | 5 269 | 2,8 | VW Polo | 27 810 | 26 966 | 3,1 |
7 | Lada Largus | 4 381 | 3 846 | 13,9 | Lada Largus | 20 662 | 20 989 | -1,6 |
8 | Renault Duster | 3 547 | 3 996 | -11,2 | Renault Duster | 18 713 | 21 290 | -12,1 |
9 | VW Tiguan | 3 234 | 2 631 | 22,9 | Skoda Rapid | 16 978 | 16 964 | 0,1 |
10 | Toyota Camry | 3 002 | 3 203 | -6,3 | Renault Logan | 16 396 | 16 119 | 1,7 |
11 | Renault Logan | 2 995 | 3 533 | -15,2 | Toyota Camry | 16 321 | 13 884 | 17,6 |
12 | Skoda Rapid | 2 666 | 3 194 | -16,5 | VW Tiguan | 16 294 | 15 579 | 4,6 |
13 | Renault Kaptur | 2 649 | 2 664 | -0,6 | KIA Sportage | 15 588 | 16 660 | -6,4 |
14 | Toyota RAV 4 | 2 620 | 2 366 | 10,7 | Lada 4x4 | 15 046 | 15 371 | -2,1 |
15 | Lada XRAY | 2 567 | 2 302 | 11,5 | Renault Sandero | 14 896 | 15 781 | -5,6 |
16 | Renault Sandero | 2 464 | 2 953 | -16,6 | Lada XRAY | 13 729 | 16 388 | -16,2 |
17 | KIA Sportage | 2 367 | 2 956 | -19,9 | Renault Kaptur | 13 383 | 15 589 | -14,2 |
18 | Lada 4x4 | 2 273 | 2 672 | -14,9 | Toyota RAV 4 | 13 277 | 13 423 | -1,1 |
19 | KIA Optima | 2 190 | 1 535 | 42,7 | KIA Optima | 12 070 | 9 019 | 33,8 |
20 | Skoda Octavia A7 | 2 190 | 2 316 | -5,4 | Skoda Octavia A7 | 11 499 | 11 938 | -3,7 |
21 | Nissan Qashqai | 2 077 | 2 201 | -5,6 | Hyundai Tucson | 11 403 | 10 218 | 11,6 |
22 | ?KODA Kodiaq | 1 996 | 1 293 | 54,4 | Nissan Qashqai | 11 270 | 10 275 | 9,7 |
23 | Hyundai Tucson | 1 958 | 2 317 | -15,5 | Mitsubishi Outland | 10 656 | 11 329 | -5,9 |
24 | KIA Soul | 1 922 | 1 796 | 7,0 | ?KODA Kodiaq | 10 591 | 3 488 | 203,6 |
25 | Ford Kuga | 1 801 | 1 075 | 67,5 | Chevrolet NIVA | 10 549 | 14 203 | -25,7 |
Отрицательные показатели авторынка РФ за последние 3 года стали привычными. О росте продаж говорили в начале 2013 г., однако через несколько месяцев стало очевидно, что длительное падение неминуемо. Причинами традиционно считаются кризисные явления, которые повлекли за собой рост курса, существенное падение реальных доходов населения. Как следствие - отложенное приобретение авто, отсутствие свободных средств на обновление автопарка.
Преодолеть отрицательную динамику автомобильной отрасли удалось лишь в начале 2017 г. Насколько стабильным будет повышение - покажет время, однако эксперты настроены оптимистично. А. Томышев, менеджер российского отделения английской консалтинговой компании EY, поясняет причины восстановления рынка несколькими факторами. Это стабилизация курса национальной валюты, рост цены на нефть, снижение ставок по автокредитам, действие госпрограмм по поддержке автомобильного рынка. Статистика 2014-2017 гг. демонстрирует постепенный процесс выхода автомобильного рынка России из кризиса.
Российские покупатели отдают предпочтение отечественным автомобилям и иномаркам, собранным в РФ. Около 60% проданных авто в 2016 г. - это машины иностранных компаний, которые локализовали производство продукции в России. Прослеживается тенденция замены устаревшего отечественного автопарка бюджетными автомобилями иностранного производства. Общее количество продаж новых авто за рассматриваемый период представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Количество проданных новых автомобилей в России в 2014-2017 гг., шт.
Месяц
|
|
|||
---|---|---|---|---|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
|
Январь
|
171 492
|
115 390
|
81 849
|
77 916
|
Февраль
|
206 476
|
128 298
|
111 145
|
106 658
|
Март
|
243 335
|
139 850
|
125 917
|
137 894
|
Апрель
|
226 526
|
132 456
|
121 272
|
129 476
|
Май
|
201 487
|
125 801
|
107 665
|
124 990
|
Июнь
|
199 398
|
140 161
|
122 633
|
141 084
|
Июль
|
180 767
|
131 087
|
109 410
|
129 685
|
Август
|
172 015
|
138 670
|
113 749
|
132 742
|
Сентябрь
|
197 233
|
140 867
|
125 568
|
148 371
|
Октябрь
|
211 365
|
129 958
|
126 658
|
148 597
|
Ноябрь
|
229 439
|
131 572
|
132 246
|
152 259
|
Декабрь
|
270 653
|
146 963
|
145 668
|
-
|
Согласно данным ассоциации европейского бизнеса за 2014-2017 гг.
В 2014 г. падение объемов продаж стало очевидным в конце лета. В январе невысокие показатели были обусловлены сезонным спадом после новогодних праздников. До начала периода летних отпусков отрицательные тенденции не были выражены, пик продаж пришелся на март. Традиционный летний спад сменился серьезным приростом продаж к декабрю, причем такая тенденция объясняется не только сезонностью, но и макроэкономическими показателями в государстве. На фоне обесценивания национальной валюты и панических настроений кризисного периода население стремилось выгодно инвестировать накопленные средства. Приобретение автомобиля или обновление машины - оптимальный вариант для вложений.
В январе 2015 г. продажи упали практически вдвое. Еще действовали сезонные тенденции, но на первое место вышел отложенный спрос. Накопленные средства населения были потрачены, доходы продолжали снижаться. Падало и предложение, поскольку многие автомобильные концерны останавливали производственные мощности из-за повышения курса доллара. Незначительный рост продемонстрировали март, июнь, сентябрь и декабрь, при этом показатели декабря значительно отличались от январского уровня 2014 г.
Сезонные колебания продаж практически не проявлялись в 2016 г., хотя январь традиционно демонстрировал самые низкие показатели года. В целом 2016 г. стал переломным, поскольку автомобильный рынок в области продаж практически достиг своего дна. Для стабилизации ситуации государство начало разработку и реализацию программ, направленных на выведение отрасли из тупика. Поддерживали показатели продажи авто иностранцам из ближнего зарубежья и стран Европы. Граждане СНГ еще в 2015 г. массово приобретали машины в России. Это было обусловлено тем, что накопления жители Белоруссии, Казахстана, Азербайджана делали в долларах. А после обвала рубля иномарки стали в России примерно в полтора раза доступнее. Покупку авто иностранными гражданами подтверждает и статистика ГИБДД, согласно которой значительная часть приобретенных автомобилей не была зарегистрирована на территории РФ.
Январь-февраль 2017 г. продемонстрировал дальнейшее падение, а вот показатели марта, апреля и июня приблизились к данным о продажах 2015 г. Ассоциация европейского бизнеса обнародовала исследования, согласно которым июньская статистика по количеству проданных новых авто перекрыла даже показатели двухлетней давности (июнь 2017 г. – 141 тыс. машин; июнь 2015 г. – 140 тыс.). Последующие месяцы демонстрировали стабильность в сфере продаж легковых авто, и только в ноябре начался ожидаемый рост и количество продаж увеличилось до 152 тыс. Таким образом, за период 2014-2017 гг. именно 2014 год стал наиболее удачным в сфере автопродаж, что наглядно представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика количества проданных новых автомобилей в 2014-2017 гг.
По данным Ассоциации европейского бизнеса за 2014-2017 гг.
Динамика рынка автомобилей с пробегом в России несколько отличается от данных по продажам новых машин, однако тенденция к низким показателям сохраняется. В целом вторичный рынок демонстрировал большую стабильность из-за существенной разницы в стоимости между авто из салона и подержанной машиной. Общее количество продаж подержанных автомобилей за рассматриваемый период представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Количество проданных подержанных автомобилей в России в 2014-2017 гг., шт.
Месяц
|
Количество проданных автомобилей
|
|||
---|---|---|---|---|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
|
Январь
|
362 300
|
331 500
|
352 838
|
314 700
|
Февраль
|
429 900
|
333 500
|
424 877
|
359 200
|
Март
|
559 002
|
468 568
|
437 263
|
458 400
|
Апрель
|
665 670
|
493 848
|
476 311
|
465 700
|
Май
|
475 006
|
366 800
|
422 607
|
436 300
|
Июнь
|
547 250
|
400 500
|
446 346
|
458 700
|
Июль
|
645 782
|
452 300
|
454 254
|
453 900
|
Август
|
504 740
|
435 500
|
447 477
|
480 600
|
Сентябрь
|
501 970
|
461 800
|
462 504
|
468 600
|
Октябрь
|
626 501
|
556 515
|
474 876
|
467 705
|
Ноябрь
|
556 145
|
400 700
|
448 834
|
-
|
Декабрь
|
693 616
|
505 332
|
440 800
|
-
|
Актуальные данные за октябрь 2017 г. от «Автостат Инфо» говорят о том, что на вторичном рынке было реализовано около 467 705 автомобилей, что на 1,5% меньше показателей 2016 г. Причем первые 6 месяцев 2017 года вторичный рынок демонстрировал стабильный рост. В мае и июле показатели ухудшились, а в сентябре динамика продаж уже была отрицательной (продано около 468 тыс. машин, что на 0,1% меньше данных по продажам за август). За 3 квартала 2017 г. было продано 3 млн. 835 машин с пробегом. Это почти на 7,5% больше показателей 2016 г.
Январь 2016 г. - единственный месяц, когда динамика продаж была отрицательной. Уже с февраля на вторичном авторынке наметился рост продаж на 10% по сравнению с 2015 г. В апреле рост достигал уже 15%-16%, но в летние месяцы опустился до 0%. Глава фирмы «Подбор Авто» Д. Еременко констатировал, что в 2016 г. на автомобильном рынке РФ снова стали прослеживаться сезонные колебания продаж, которые были нивелированы обвалом национальной валюты. Традиционная «автовесна», по мнению эксперта, не наступила в 2015 г.
Общие показатели 2015 г. на рынке б/у автомобилей таковы: по сравнению с предыдущим годом процент продаж упал на 19,7. Доля продаж машин с пробегом составила 30,4%. Всего было продано 5,2 млн. единиц авто (новых машин куплено 1,6 млн. шт.). В 2014 г. было куплено 6,5 млн. машин с пробегом (новых - 2,5 млн.), что обусловлено ажиотажем населения, которое искало надежные пути вложения накопленных рублевых средств на фоне обвала национальной валюты. На рисунке 2 отражена динамика продаж подержанных автомобилей за последние 4 года, которая ясно показывает, что после 2014 года вторичный авторынок переживал существенный спад, хотя тенденции развития рынка сохраняются.
Рисунок 2 - Динамика количества продаж подержанных автомобилей в 2014-2017 гг.
По данным Аналитического агентства «Автостат» за 2014-2017 гг.
Машины с пробегом пользуются спросом из-за более низкой стоимости, которая устраивает многих покупателей. Однако льготные кредиты, гарантия и экономия на ремонте, запчастях по-прежнему мотивируют часть автомобилистов приобретать авто из салона. К тому же интерес к новым автомобилям повышается с помощью программ господдержки, а также с помощью акций в автосалонах, больших сезонных скидках, которые позволяют гражданам приобрести новое транспортное средство. Такая тенденция сохраняется и в кризисный период.
Новые машины, по информации агентства аналитики «Автостат», начали стремительно дорожать с конца 2014 г. Рост стоимости приостановился весной 2015 г., однако в начале осени автомобили снова стали расти в цене. Такую динамику обусловило резкое падение национальной валюты в начале зимы 2014 г. До апреля 2015 г. новые легковые машины подорожали в среднем на 21%. Летний период 2015 г. и 2016 г. демонстрировал относительную стабилизацию курса рубля по отношению к доллару, что стало причиной остановки подорожания автомобилей. Но осенью курс снова изменился, и цена на автомобили увеличилась. За 2 года 10 месяцев (с 09.2014 г. по 06.2017 г.) стоимость легкового автомобиля из салона выросла на 45%. Показатели 2017 г. более оптимистичны. За первые 3 месяца в России было куплено новых авто на 400,9 млрд. руб. Эти данные превышают показатели аналогичного периода 2016 г. на 3,1%. Половина машин приобретена в кредит, о чем свидетельствует информация из Национального бюро кредитных историй.
Подержанные автомобили за 2 года (с 12.2014 г. по 12.2016 г.) выросли в цене на 32% (данные «Автостата»). Если в декабре 2014 г. россияне готовы были заплатить за авто б/у около 430 000 руб., то в конце 2016 г. аналогичная машина продавалась уже за 570 000 руб. В 2017 г. стоимость машин с пробегом стала падать. На август показатели роста не превысили и процента. Причина - выгодные предложения при продаже новых авто, в том числе автокредитование и программы господдержки. Глава «Автостата» С. Целиков убежден, что стоимость авто с пробегом будет падать, поскольку спрос существенно ниже предложения. В 2018 г. машина может быть продана со скидкой до 15% от начальной стоимости.
Статистика Министерства промышленности и торговли свидетельствует, что из 452 тыс. машин, которые были приобретены за первые 4 месяца 2017 г., больше половины (240 тыс.) были реализованы по программам господдержки. Новым стимулом для россиян станет рост стоимости авто, которое можно приобрести на условиях автокредитования с субсидией от государства. В таблице 3 представлены данные о продажах автомобилей в некоторых субъектах РФ за рассматриваемый период, которые отражают тенденции авторынка к спаду.
Таблица 3 - Количество проданных автомобилей (новых и б/у) по столице и некоторым областям России за 2014-2017 гг., тыс. шт.
Регион
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017 (с января по сентябрь)
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
новые
|
б/у
|
новые
|
б/у
|
новые
|
б/у
|
новые
|
б/у
|
|
Москва
|
306,7
|
-
|
138,7
|
267
|
200,3
|
247,3
|
115,2
|
218,9
|
С.-Петербург
|
123,3
|
-
|
52,3
|
142,6
|
85,6
|
140,7
|
53,8
|
140,3
|
Татарстан
|
97,4
|
-
|
39,7
|
96,8
|
59,4
|
92,1
|
37,4
|
97,9
|
Ростовская область
|
53,7
|
-
|
22,3
|
130,9
|
35,3
|
115,9
|
20,5
|
118,3
|
Свердловская область
|
66,2
|
-
|
23,0
|
121,4
|
33,9
|
114,5
|
22,5
|
116,0
|
Нижегородская область
|
55,1
|
-
|
21,7
|
87,0
|
31,2
|
84,0
|
19,4
|
87,7
|
По данным аналитического агентства «Автостат»
Столица и регионы демонстрируют существенное сокращение уровня продаж, самый «пиковый» период - начало 2015 г. Эта тенденция касается как автомобилей из салонов, так и машин с пробегом. За 2014 г. было реализовано 2 млн. 340 тыс. авто общей стоимостью 58,2 млрд. американских долларов. За 2015 г. продано 1 млн. 477 тыс. новых машин общей стоимостью 28,8 млрд. американских долларов; вторичный рынок продемонстрировал показатели 4 млн. 900 тыс. штук. В 2016 г. продано 1 млн. 440 тыс. новых авто и 5 млн.200 тыс. машин с пробегом согласно данным «Автостата».
В 2017 г. наметились тенденции к стабилизации и постепенному росту автомобильного рынка РФ. Это касается новых и подержанных автомобилей. Сыграла свою роль государственная поддержка автокредитования, небольшое снижение ставки по кредитам у Центробанка. Оказал влияние и стабильный курс национальной валюты, а также специальные предложения от ведущих дилеров и производителей иномарок в России.
Партнерские предложения
Продажи автомобилей в 2017-м: цифры, факты, явления
Как выглядит российский рынок на фоне других, почему изменились предпочтения покупателей, из-за чего россияне тратят на машины больше денег и почему премиальные модели плохо покупают
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) отчиталась о легковых автомобилей в 2017 году, констатировав по итогам года устойчивый рост впервые с момента начала кризиса.
Рынок начал восстанавливаться, но темпы роста довольно скромны, а участников рынка пугает неопределенность относительно новых требований регуляторов.
В 2018 г. рынок ожидает повышения акцизов на импортируемые автомобили большой мощности и увеличения утилизационного сбора, что неизбежно повлечет за собой повышение цен. Но до тех пор, пока Госдума не утвердит окончательные цифры, на рынке царит неопределенность, и комитет автопроизводителей АЕБ впервые за всю историю наблюдений отказался давать прогноз на следующий год. Председатель комитета Йорг Шрайбер пояснил, что раньше в АЕБ ожидали рост рынка в 2018 г. на 5-10%, но сейчас не стал говорить даже об этих цифрах.
Другие эксперты рынка с уверенностью говорят о 10%.. При этом эксперты «Автостата» оговорились, что спрос может снизиться во второй половине года после окончания президентской кампании. В агентстве прогнозируют, что в 2018 г. цены на автомобили поднимутся в среднем на 5-7%.
За год было продано 1,6 млн машин
Последний месяц 2017 г., по данным АЕБ, показал рост на 14%, благодаря чему общегодовая прибавка составила 11,9%. Рынок рос десять месяцев подряд, и к концу года производители отчитались о 1 596 000 проданных автомобилях. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что авторынок РФ показал уровень «чуть лучше, чем в 2009 году». При этом специалист подчеркнул, что по историческим меркам его объем «по-прежнему мал». По предварительным данным, Россия занимает пятое место в Европе — после рынков Германии, Великобритании, Франции и Италии.
Kia Rio — самый популярный автомобиль в России
Самым популярным автопроизводителем остается отечественный АвтоВАЗ — в прошлом году было продано 311 588 автомобилей под маркой Lada, что на 17% больше показателя 2017 года. Это не самый большой процентный рост среди крупнейших лидеров рынка, но отечественная марка добилась доли рынка в 19,5%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Lada по-прежнему реализует намного больше, чем ближайшие конкуренты Hyundai (181 947), Kia (157 858) и Renault (136 682).
В первой десятке моделей-бестселлеров рынка — четыре автомобиля Lada, причем Vesta по итогам года надежно обосновалась на третьем месте с 77 291 машиной, что на 40% больше, чем в 2016 г., и больше, чем количество проданных Hyundai Solaris (68 614 штук). Впереди только более доступная Lada Granta и корейский Kia Rio, который с результатом 96 689 машин двух поколений стал самой популярной легковушкой по итогам года.
Кроссоверы становятся популярнее
Сегмент компактных кроссоверов впервые был назван самым крупным в России. По данным АЕБ, в 2017 г. он занял 26% рынка — ровно так же, как и непоколебимый прежде сегмент бюджетных седанов. На третьем месте с заметным отставанием — гольф-класс, который в России представлен ограниченным числом моделей.
На фоне роста сегмента компакт-кроссоверов очень показательным является более чем двукратный рост популярности Hyundai Creta — с результатом 55 305 машин модель заняла пятое место по итогам года, хотя в 2016-м не входила даже в десятку. Похожая динамика у прямого конкурента Renault Kaptur, хотя общие цифры скромнее: 30 966 штук и 12-е место при сохранении прежнего спроса на соплатформенный Duster (43 828 штук). Всего в топ-25 рынка по итогам года попало 11 кроссоверов, четыре из которых уже не относятся к компактным или бюджетным.
Все лидеры рынка производят машины в России
В топ-25 самых популярных моделей окончательно закрепились только автомобили российского производства. У производителей, имеющих заводы в России, годовой рост продаж заметно больше среднерыночного. Так, рост продаж марки Lada и Renault составил 17%, прибавка Kia — 22%, Volkswagen — 21%. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 45%, причем расширение локального производства позволило компании существенно снизить цены.
Участники рынка полагают, что запускать местное производство имеет смысл при объемах продаж не менее 30 тыс. машин в год, и это как раз те объемы, ниже которых продажи, как правило, снижаются очень заметно. Минимальные объемы годовых продаж среди марок с местными заводами — у Mitsubishi (24 325) и Mazda (25 910). Если не учитывать китайские бренды и премиальные марки, продажи всех остальных не превышают 10 тыс. штук.
Лучшую динамику показали Mitsubishi и Ravon
Прибавка в 45% у марки Mitsubishi является самой заметной среди действительно массовых брендов, хотя и опирается на скромную базу 2016 года. Однако в статистике АЕБ есть и более впечатляющие цифры. Так, узбекско-корейский Ravon разошелся тиражом в 15 078 машин, что составляет прибавку в 733%, но эту динамику можно объяснить фактическим отсутствием марки на рынке в прошлом году. Рост в 261% у марки Zotye вообще незаметен для рынка, поскольку продажи выросли с 301 до 1088 штук. А самые впечатляющие цифры прибавки, на которые действительно стоит обратить внимание, у премиального бренда Genesis: 1031 машина против 46, то есть рост на 2141%.
Худшая динамика — у SsangYong
Падение продаж на 89% у марки SsangYong вполне можно назвать провалом года. При нормальной дилерской сети и трех актуальных моделях удалось продать всего 123 машины против 1141 годом ранее. Очень грустно выглядят результаты брендов Chrysler (9 штук против 30) и Geely (2234 против 4473). Но по-настоящему удивляет УАЗ, потерявший 15% клиентов. Хотя абсолютная цифра выглядит неплохо: 41 632 машины в 2017 году. Новая модель и постоянные обновления существующего модельного ряда позволяют надеяться на то, что марка быстро поправит позиции и вернется обратно в десятку лучших, как это было в 2016 году.
Продажи премиальных моделей стагнируют
По данным АЕБ, за год было реализовано 136 045 машин премиальных марок, что на 4% больше, чем годом ранее. Премиальный рынок, который показывал заметный рост в период сильного падения рынка, сейчас замедлил динамику — цены на дорогие модели заметно выросли, а локальное производство, стимулирующие программы и господдержка работают только в массовом сегменте. Лидер премиального рынка Mercedes-Benz показал за год нулевую динамику, реализовав 36 808 машин, хотя в 2016 г. продал на 80 штук больше. Самый оптимистичный результат — у BMW: 30 018 машин и прибавка в 9%. Audi (16 878 шт.), напротив, потеряла 18% клиентов. Бренд Volvo реализовал 7011 автомобилей, но прибавка составляет целых 26%.
Россияне потратили на автомобили больше денег
По оценкам агентства «Автостат», выручка от продажи новых легковых автомобилей за 2017 г. составила около 2 трлн руб., что на 15% больше, чем в 2016 году. Этот результат превышает уровень 2011 г., когда было потрачено 1,87 трлн руб., однако связан, в большей степени, не с объемами продаж, а с увеличением стоимости покупок. При этом в лучшие годы на новые машины россияне тратили еще больше — до 2,3 трлн рублей.
В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена на новые легковые автомобили за год выросла почти на 2% до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на молельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели. Но уже с начала 2018 г. несколько брендов увеличили цены от двух до восьми процентов, и этот процесс может продолжиться.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.
Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.
Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.
Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3-8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.
Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.
Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5-10%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Марка | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Лада | 311588 | 266296 | +17% |
Kia | 181947 | 149567 | +22% |
Hyundai | 157927 | 145326 | +9% |
Renault | 136682 | 117225 | +17% |
Volkswagen | 96459 | 80621 | +20% |
Toyota | 94238 | 94568 | 0 % |
Nissan | 76000 | 70464 | +8% |
Skoda | 62302 | 55386 | +12% |
ГАЗ | 58617 | 55803 | +5% |
Ford | 50360 | 42528 | +18% |
Mercedes-Benz | 43312 | 43216 | 0 % |
УАЗ | 41632 | 48848 | –15 % |
Chevrolet | 32071 | 30463 | +5% |
BMW | 30018 | 27507 | +9% |
Mazda | 25910 | 21543 | +20% |
Datsun | 24510 | 18772 | +31% |
Mitsubishi | 24325 | 16769 | +45% |
Lexus | 23693 | 24117 | –2% |
Lifan | 16964 | 17460 | –3% |
Audi | 16878 | 20705 | –18 % |
Ravon/Daewoo | 15078 | 10385 | +45% |
Land Rover | 8883 | 9122 | –3% |
Volvo | 7011 | 5585 | +26% |
Subaru | 6080 | 5638 | +8% |
Chery | 5905 | 4758 | +24% |
Suzuki | 5001 | 4520 | +11% |
Infiniti | 4972 | 4517 | +10% |
Peugeot | 4931 | 3602 | +37% |
Porsche | 4578 | 4961 | –8% |
Citroen | 4377 | 3803 | +15% |
Honda | 2435 | 1747 | +39% |
Fiat | 2323 | 2159 | +8% |
Geely | 2234 | 4473 | –50% |
Jaguar | 2173 | 2073 | +5% |
Haval | 1894 | нет данных | нет данных |
Mini | 1580 | 1360 | +16% |
Changan | 1411 | 540 | +161% |
Cadillac | 1365 | 1274 | +7% |
Jeep | 1274 | 1269 | 0% |
Zotye | 1088 | 301 | -* |
Genesis | 1031 | 46 | -** |
smart | 934 | 696 | +34% |
Dongfeng | 913 | 1152 | –21 % |
Isuzu | 736 | 617 | +19 % |
FAW | 553 | 829 | –33 % |
Foton | 534 | 75 | +612% |
IVECO | 469 | 518 | –9% |
Brilliance | 219 | 863 | –75% |
SsangYong | 123 | 1141 | –89% |
Hawtai | 99 | нет данных | нет данных |
BAW | 91 | 171 | –47% |
Chrysler | 9 | 30 | –70% |
Alfa Romeo | 0 | 100 | - |
Acura | 0 | 163 | - |
Haima | 0 | 114 | - |
* Продажи начались в марте 2016 года | |||
** Продажи начались в октябре 2016 года |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)
Модель | 2017 год, шт. | 2016 год, шт. | Динамика |
---|---|---|---|
Kia Rio | 96689 | 87662 | +10% |
Лада Гранта | 93686 | 87726 | +7% |
Лада Веста | 77291 | 55174 | +40% |
Hyundai Solaris | 68614 | 90380 | –24 % |
Hyundai Creta | 55305 | 21929 | -* |
Volkswagen Polo | 48595 | 47702 | +2% |
Renault Duster | 43828 | 44001 | 0% |
Лада Ларгус | 33601 | 29341 | +15% |
Лада XRAY | 33319 | 19943 | -** |
Toyota RAV4 | 32931 | 30603 | +8% |
Chevrolet Niva | 31212 | 29844 | +5% |
Renault Kaptur | 30966 | 13926 | -*** |
Renault Logan | 30640 | 29565 | +4% |
Renault Sandero | 30210 | 28557 | +6% |
Skoda Rapid | 29445 | 25931 | +14% |
Лада 4х4 | 29091 | 27274 | +7% |
Toyota Camry | 28199 | 28063 | 0% |
Volkswagen Tiguan | 27666 | 10660 | +160% |
Kia Sportage | 24611 | 19003 | +30% |
Skoda Octavia | 22648 | 21759 | +4% |
Nissan X-Trail | 20626 | 17886 | +15% |
Nissan Qashqai | 20223 | 18723 | +8% |
Лада Калина | 19989 | 20982 | –5% |
Datsun on-DO | 19712 | 14565 | +35% |
Mazda CX-5 | 18723 | 15790 | +19% |
* Продажи начались в августе 2016 года | |||
** Продажи начались в феврале 2016 года | |||
*** Продажи начались в июне 2016 года |