Объемы продаж автомобилей. Всего по России

Все статьи

В этом материале разберем, какие подержанные машины продаются в нашей стране чаще и дороже других.

Статистика продаж автомобилей с пробегом позволяет разделить машины на 4 категории - по маркам, моделям, годам производства и ценам, которые просят за авто продавцы.

Марки

По данным АВТОСТАТа на ноябрь 2017-го, 10 самых продаваемых марок в России - это:

  • Lada;
  • Toyota;
  • Nissan;
  • Hyundai;
  • Chevrolet;
  • Ford;
  • Volkswagen;
  • Renault;
  • Mitsubishi.

Российский автопром традиционно возглавляет рейтинг продаж машин с пробегом - наши авто гораздо дешевле иномарок и проще в обслуживании. В 2017-ом наши соотечественники продали и купили 1,4 миллиона автомобилей марки «ВАЗ».

Также новых владельцев обрели полмиллиона «Тойот». Японский бренд занимает вторую строчку рейтинга не напрасно - продажи растут, на смену приевшимся моделям приходят рестайлинги.

Третье место - «Ниссан». За 2017-й наши соотечественники продали и купили четверть миллиона машин японской марки.

Модели

Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:

  • LADA 2114;
  • LADA 2107;
  • Ford Focus;
  • LADA 2110;
  • LADA 2170 («Приора»);
  • LADA 4X4;
  • Toyota Corolla;
  • LADA 2112;
  • LADA 2115;
  • Hyundai Solaris.

Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» - 400 тысяч машин, «семерка» - 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.

Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» - в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» - с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» - по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.

Возраст

Статистика продажи б/у автомобилей по годам производства делится на 4 категории:

  • 8 лет и старше;
  • 6-7 лет;
  • 4-5 лет;
  • 3 года и младше.

40% проданных б/у машин - 8 лет и старше. Самые популярные машины сейчас - 2007-2009 годов выпуска. Чаще продают «Короллу» 2008 г.

Чуть менее популярны машины 2012-2013 годов выпуска. Они занимают четверть от всех проданных машин. Бесспорный лидер - «Фокус» 2012 г.

Следом идут автомобили 2010-2011 года выпуска, самый популярный из которых - «Солярис» 2011 г.

Машины 2014 года выпуска и младше владельцы пока выставляют неохотно. Впрочем, объявления уже есть. Лидер - тот же «Солярис», но уже 2014 года.

Цены

Статистика продаж подержанных автомобилей в России отслеживается также по ценам и их соотношению с пробегом.

Самый популярный диапазон - от 300 до 600 тысяч рублей. Это 36% от всех проданных на вторичном рынке машин.

Следующие по популярности - автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей, например, отечественная «Гранта» 2013 г.в.

Затем идут машины, за которых владелец просит от 1 до 1,5 миллиона рублей. Лучшая машина за эти деньги - «Камри» 2012 г.в.

Наименее популярные - б/у авто по цене свыше 1,5 миллиона рублей. Здесь лидирует «Лэнд Крузер» 2008 г.в.

История автомобиля

Чтобы там ни говорили цифры статистики, проверяйте чистоту истории автомобиля, который вы продаете. От этого также зависит, как быстро машина уйдет с молотка.

Узнать, попадал ли авто в ДТП, когда его ремонтировали, и сколько на самом деле ему лет, можно с помощью сервиса Автокод. Сервис проверит автомобиль за 5 минут, нужно только знать гос.номер или VIN. Запустив проверку, вы также узнаете:

  • история пробег;
  • ремонтные работы;
  • данные ПТС и ОСАГО;
  • информацию о залоге, кредите, аресте;
  • историю штрафов;
  • информацию о работе в такси;
  • таможенную историю;
  • информацию о ТО.

Автомобиль в полном порядке - есть все шансы продать его за хорошие деньги. Но если проверка покажет, что у машины скручен пробег, наложены штрафы или не пройден технический осмотр, будьте готовы исправить положение или хотя бы сделать скидку. Ведь покупатель также может проверить машину перед встречей с вами.

Если вы профессионально занимаетесь перепродажей автомобилей, ознакомьтесь с нашим специальным предложением .

Согласно статистики Ассоциации европейского бизнеса АЕВ в июне 2019 года в России продано 151 тысяч новых легковых и легких коммерческих автомобилей , что на 3,3% меньше чем в июне 2018 года и на 9,9% больше предыдущего месяца

Самые продаваемые автомобили в России - статистика за июнь 2019 года. Следом за традиционно занимающей первое место Ладой, продавшей 31 тыс. авто (-2,0%), расположились: KIA - 19 тыс. (-2,6%), Hyundai - 16 тыс. (-0,6%) и Renault - 12 тыс. (-12,0%).
Тройка лидеров по концернам выглядит так: Avtovaz-Renault-Nissan, Hyundai-KIA Group, VW Group.
По динамике из крупных производителей большинство брендов ушли в минус. Самый большой прогресс у Ford - +42,8%, связано это с распродажей автомобилей, в связи с уходом компании с Российского рынка. В отстающих Chevrolet - -27,8%.
Из модельного ряда на первом месте Lada Granta - 12 тыс. продаж (+26,4%), далее следуют Lada Vesta - 9 тыс. (-9,1%) и KIA Rio - 8 тыс. (-6,0%).

В целом за 6 месяцев реализовано 629 тыс. автомобилей, что на 2,4% меньше чем за аналогичный период 2018 года.
Вслед за Ладой, продавшей 174 тыс. авто (+2,5%), идут: KIA - 112 тыс. (+0,4%), Hyundai - 88 тыс. (+1,1%) и Renault - 64 тыс. (-9,1%).
Среди моделей лидируют: Lada Granta - 64 тыс. (+40,1%), Lada Vesta - 56 тыс. (+12,4%) и KIA Rio - 47 тыс. (-8,0%).

Самые популярные машины у москвичей за март : KIA Rio - 844 штук (-32%), Volkswagen Polo - 753(+10%), Hyundai Creta - 670 (-5%), Hyundai Solaris - 634 (-39%), Nissan Qashqai - 612 (+83%), Toyota Camry - 605 (+15%), Volkswagen Tiguan - 574 (-3%), Skoda Octavia - 566 (-1%), Renault Kaptur - 564 (+104%), Skoda Rapid - 521 (-5%). Всего продажи в марте составили 19 тысяч.

Предпочтения жителей Санкт-Петербурга в марте (актуальные данные смотрите позже) : Volkswagen Polo - 469 штук (-2%), Hyundai Solaris - 458 (-5%), KIA Rio - 434 (-7%), Lada Vesta -433 (+59%), Hyundai Creta - 389 (-10%), Volkswagen Tiguan - 345 (+25%), Mitsubishi Outlander - 296 (-5%), Skoda Rapid -260 (+8%), Renault Duster - 250 (+38%), Lada Largusr - 232 (-6%). Всего продажи составили 9,6 тысяч.

Комментарии Йорга Шрайбера, Председателя Комитета автопроизводителей АЕБ: "После 6 месяцев 2019 мы видим рынок, который уменьшился на 2,4 % по сравнению с прошлым годом, а второй квартал стал более трудным, чем первый. Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019, - уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, - повторение результата продаж прошлого года".

На рынке подержанных легковых автомобилей, согласно аналитической компании "Автостат", перепродажи в мае (актуальные данные смотрите позже) составили 428 тыс. авто, это на -12,0% меньше мая 2018 года. Всего за 5 месяцев показатели равны соответственно 2,0 млн. и -0,7%

Oб автомобилях и ценах - самые последние новости.
  • В первый год со своим автомобилем расстаются 3% автовладельцев, во второй - 8%, в третий - 10%. В результате, 21% автовладельцев меняют машины за первые три года эксплуатации.
    На возраст от 3 до 5 лет приходится 32% продаж автомобилей, купленных новыми. В итоге к шестому году эксплуатации в собственности первых владельцев остается 47% автомобилей.
    Далее процесс продаж замедляется: шестой год - 9%, седьмой - 7%, восьмой и девятый - по 5%, десятый - 4%. После 10 лет верным своему автомобилю остается лишь каждый шестой (17%) россиянин.
  • За первый квартал в России продано 84 тыс. новых легковых автомобилей отечественных марок на сумму 55,4 млрд рублей. При этом 94% от этой суммы пришлось на машины Lada - 52 млрд рублей, еще 3,4 млрд рублей потрачено на УАЗы.
    В то же время на покупку иномарок израсходовано 503 млрд рублей. 70 млрд рублей из них вложено в покупку моделей Kia, 55 - в Toyota, 50 млрд - в Hyundai.
  • АвтоВАЗ принял решение прекратить поставки автомобилей Lada в Европу. В компании подчеркнули, что не рассматривали Европу в качестве приоритетного региона, делая основную ставку на страны СНГ, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Продажи марок новых легковых автомобилей в России в июне 2019 года

1 Lada 30768 31404 -2,0 Lada 174186 169884 2,5
2 KIA 19343 19861 -2,6 KIA 111605 111214 0,4
3 Hyundai 16331 16422 -0,6 Hyundai 88026 87035 1,1
4 Renault* 11944 13567 -12,0 Renault* 64431 70844 -9,1
5 VW 9441 8934 5,7 VW 49771 48158 3,3
6 Toyota 8548 9117 -6,2 Toyota 46502 47094 -1,3
7 Skoda 7054 7144 -1,3 Skoda 39828 36339 9,6
8 Ford* 6146 4305 42,8 Nissan* 31339 37037 -15,4
9 Nissan* 5450 7392 -26,3 ГАЗ ком. авт.* 25960 27095 -4,2
10 ГАЗ ком. авт.* 4796 5355 -10,4 Ford* 21027 25665 -18,1
11 BMW 3610 3135 15,2 BMW 19845 16989 16,8
12 Mercedes-Benz 3475 3315 4,8 Mitsubishi 19218 20103 -4,4
13 УАЗ* 3140 3122 0,6 Mercedes-Benz 18969 18504 2,5
14 Mitsubishi 2503 3279 -23,7 УАЗ* 16790 17535 -4,2
15 Mazda 2419 2624 -7,8 Mazda 13574 14262 -4,8
16 Datsun 1967 1173 67,7 Chevrolet 11013 14527 -24,2
17 Chevrolet 1671 2316 -27,8 Datsun 10744 8572 25,3
18 Lexus 1651 2024 -18,4 Lexus 9257 11507 -19,6
19 Audi 1325 1243 6,6 Audi 7313 7374 -0,8
20 Volvo 993 888 11,8 Geely 4032 1051 283,6
21 Geely 944 239 295,0 Land Rover 3950 4437 -11,0
22 Land Rover 737 819 -10,0 Volvo 3913 3132 24,9
23 Haval 725 166 336,7 VW ком.авт. 3493 3550 -1,6
24 Subaru 651 657 -0,9 Haval 3492 1155 202,3
25 VW ком.авт. 648 710 -8,7 Subaru 3334 3637 -8,3
26 Porsche 550 482 14,1 Chery 2767 2925 -5,4
27 Suzuki 549 488 12,5 Suzuki 2729 2369 15,2
28 Chery 514 503 2,2 Lifan 2654 7352 -63,9
29 Peugeot* 423 520 -18,7 Porsche 2634 2144 22,9
30 Lifan 349 1403 -75,1 Peugeot* 2043 2955 -30,9
31 Infiniti 321 323 -0,6 Infiniti 1903 2145 -11,3
32 Citroёn* 279 419 -33,4 Citroёn* 1416 2145 -34,0
33 MINI 233 230 1,3 MINI 1194 1102 8,3
34 DFM 174 107 62,6 Genesis 1061 678 56,5
35 Genesis 170 183 -7,1 Zotye 1004 1210 -17,0
36 Jeep 154 117 31,6 Jeep 995 685 45,3
37 Jaguar 151 196 -23,0 Honda 877 2187 -59,9
38 Mercedes ком.авт 145 587 -75,3 Jaguar 876 1123 -22,0
39 Honda 138 411 -66,4 DFM 812 630 28,9
40 Zotye 116 267 -56,6 Mercedes ком.авт 748 3263 -77,1
41 Changan 112 141 -20,6 Changan 557 703 -20,8
42 Cadillac 97 102 -4,9 FIAT* 491 741 -33,7
43 FIAT* 93 94 -1,1 FAW 466 726 -35,8
44 FAW 84 151 -44,4 smart 458 526 -12,9
45 Isuzu* 74 67 10,4 Cadillac 441 530 -16,8
46 smart 57 176 -67,6 Isuzu* 380 344 10,5
47 Iveco* 40 67 -40,3 Hyundai ком.авт. 209 156 34,0
48 Hyundai ком.авт. 24 19 26,3 Iveco* 155 246 -37,0
49 Brilliance 24 16 50,0 Foton* 118 215 -45,1
50 Foton* 20 48 -58,3 Brilliance 99 83 19,3
51 Chrysler 6 7 -14,3 Chrysler 26 37 -29,7
52 HTM 3 13 -76,9 HTM 21 41 -48,8
53 SsangYong 0 3 - SsangYong 4 76 -94,7
54 Ravon 0 0 - Ravon 0 5184 -
Всего 151180 156351 -3,3 Всего 828750 849221 -2,4
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если LCV

Самые продаваемые модели новых автомобилей в России в июне 2019 года

Для сортировки щёлкните по заголовку столбца.
1 Lada Granta 11 609 9 182 26,4 Lada Granta 63 982 45 672 40,1
2 Lada Vesta 8 947 9 843 -9,1 Lada Vesta 55 784 49 635 12,4
3 KIA Rio 8 282 8 808 -6,0 KIA Rio 47 431 51 558 -8,0
4 Hyundai Solaris 6 023 6 400 -5,9 Hyundai Creta 34 629 33 224 4,2
5 Hyundai Creta 5 955 5 768 3,2 Hyundai Solaris 30 710 33 857 -9,3
6 VW Polo 5 415 5 269 2,8 VW Polo 27 810 26 966 3,1
7 Lada Largus 4 381 3 846 13,9 Lada Largus 20 662 20 989 -1,6
8 Renault Duster 3 547 3 996 -11,2 Renault Duster 18 713 21 290 -12,1
9 VW Tiguan 3 234 2 631 22,9 Skoda Rapid 16 978 16 964 0,1
10 Toyota Camry 3 002 3 203 -6,3 Renault Logan 16 396 16 119 1,7
11 Renault Logan 2 995 3 533 -15,2 Toyota Camry 16 321 13 884 17,6
12 Skoda Rapid 2 666 3 194 -16,5 VW Tiguan 16 294 15 579 4,6
13 Renault Kaptur 2 649 2 664 -0,6 KIA Sportage 15 588 16 660 -6,4
14 Toyota RAV 4 2 620 2 366 10,7 Lada 4x4 15 046 15 371 -2,1
15 Lada XRAY 2 567 2 302 11,5 Renault Sandero 14 896 15 781 -5,6
16 Renault Sandero 2 464 2 953 -16,6 Lada XRAY 13 729 16 388 -16,2
17 KIA Sportage 2 367 2 956 -19,9 Renault Kaptur 13 383 15 589 -14,2
18 Lada 4x4 2 273 2 672 -14,9 Toyota RAV 4 13 277 13 423 -1,1
19 KIA Optima 2 190 1 535 42,7 KIA Optima 12 070 9 019 33,8
20 Skoda Octavia A7 2 190 2 316 -5,4 Skoda Octavia A7 11 499 11 938 -3,7
21 Nissan Qashqai 2 077 2 201 -5,6 Hyundai Tucson 11 403 10 218 11,6
22 ?KODA Kodiaq 1 996 1 293 54,4 Nissan Qashqai 11 270 10 275 9,7
23 Hyundai Tucson 1 958 2 317 -15,5 Mitsubishi Outland 10 656 11 329 -5,9
24 KIA Soul 1 922 1 796 7,0 ?KODA Kodiaq 10 591 3 488 203,6
25 Ford Kuga 1 801 1 075 67,5 Chevrolet NIVA 10 549 14 203 -25,7
  • Ассоциация европейского бизнеса АЕБ прогнозирует резкое замедление темпов роста – до 3,6% по сравнению с 12,8%, которые показал рынок в 2018 году.
  • АвтоВАЗ ожидает рост российского авторынка в пределах 10%.
  • Отрицательные показатели авторынка РФ за последние 3 года стали привычными. О росте продаж говорили в начале 2013 г., однако через несколько месяцев стало очевидно, что длительное падение неминуемо. Причинами традиционно считаются кризисные явления, которые повлекли за собой рост курса, существенное падение реальных доходов населения. Как следствие - отложенное приобретение авто, отсутствие свободных средств на обновление автопарка.

    Преодолеть отрицательную динамику автомобильной отрасли удалось лишь в начале 2017 г. Насколько стабильным будет повышение - покажет время, однако эксперты настроены оптимистично. А. Томышев, менеджер российского отделения английской консалтинговой компании EY, поясняет причины восстановления рынка несколькими факторами. Это стабилизация курса национальной валюты, рост цены на нефть, снижение ставок по автокредитам, действие госпрограмм по поддержке автомобильного рынка. Статистика 2014-2017 гг. демонстрирует постепенный процесс выхода автомобильного рынка России из кризиса.

    Количественные показатели продаж авторынка в 2014-2017 гг.

    Российские покупатели отдают предпочтение отечественным автомобилям и иномаркам, собранным в РФ. Около 60% проданных авто в 2016 г. - это машины иностранных компаний, которые локализовали производство продукции в России. Прослеживается тенденция замены устаревшего отечественного автопарка бюджетными автомобилями иностранного производства. Общее количество продаж новых авто за рассматриваемый период представлено в таблице 1.

    Таблица 1 - Количество проданных новых автомобилей в России в 2014-2017 гг., шт.

    Месяц

    2014
    2015
    2016
    2017
    Январь
    171 492
    115 390
    81 849
    77 916
    Февраль
    206 476
    128 298
    111 145
    106 658
    Март
    243 335
    139 850
    125 917
    137 894
    Апрель
    226 526
    132 456
    121 272
    129 476
    Май
    201 487
    125 801
    107 665
    124 990
    Июнь
    199 398
    140 161
    122 633
    141 084
    Июль
    180 767
    131 087
    109 410
    129 685
    Август
    172 015
    138 670
    113 749
    132 742
    Сентябрь
    197 233
    140 867
    125 568
    148 371
    Октябрь
    211 365
    129 958
    126 658
    148 597
    Ноябрь
    229 439
    131 572
    132 246
    152 259
    Декабрь
    270 653
    146 963
    145 668
    -

    Согласно данным ассоциации европейского бизнеса за 2014-2017 гг.

    В 2014 г. падение объемов продаж стало очевидным в конце лета. В январе невысокие показатели были обусловлены сезонным спадом после новогодних праздников. До начала периода летних отпусков отрицательные тенденции не были выражены, пик продаж пришелся на март. Традиционный летний спад сменился серьезным приростом продаж к декабрю, причем такая тенденция объясняется не только сезонностью, но и макроэкономическими показателями в государстве. На фоне обесценивания национальной валюты и панических настроений кризисного периода население стремилось выгодно инвестировать накопленные средства. Приобретение автомобиля или обновление машины - оптимальный вариант для вложений.

    В январе 2015 г. продажи упали практически вдвое. Еще действовали сезонные тенденции, но на первое место вышел отложенный спрос. Накопленные средства населения были потрачены, доходы продолжали снижаться. Падало и предложение, поскольку многие автомобильные концерны останавливали производственные мощности из-за повышения курса доллара. Незначительный рост продемонстрировали март, июнь, сентябрь и декабрь, при этом показатели декабря значительно отличались от январского уровня 2014 г.

    Сезонные колебания продаж практически не проявлялись в 2016 г., хотя январь традиционно демонстрировал самые низкие показатели года. В целом 2016 г. стал переломным, поскольку автомобильный рынок в области продаж практически достиг своего дна. Для стабилизации ситуации государство начало разработку и реализацию программ, направленных на выведение отрасли из тупика. Поддерживали показатели продажи авто иностранцам из ближнего зарубежья и стран Европы. Граждане СНГ еще в 2015 г. массово приобретали машины в России. Это было обусловлено тем, что накопления жители Белоруссии, Казахстана, Азербайджана делали в долларах. А после обвала рубля иномарки стали в России примерно в полтора раза доступнее. Покупку авто иностранными гражданами подтверждает и статистика ГИБДД, согласно которой значительная часть приобретенных автомобилей не была зарегистрирована на территории РФ.

    Январь-февраль 2017 г. продемонстрировал дальнейшее падение, а вот показатели марта, апреля и июня приблизились к данным о продажах 2015 г. Ассоциация европейского бизнеса обнародовала исследования, согласно которым июньская статистика по количеству проданных новых авто перекрыла даже показатели двухлетней давности (июнь 2017 г. – 141 тыс. машин; июнь 2015 г. – 140 тыс.). Последующие месяцы демонстрировали стабильность в сфере продаж легковых авто, и только в ноябре начался ожидаемый рост и количество продаж увеличилось до 152 тыс. Таким образом, за период 2014-2017 гг. именно 2014 год стал наиболее удачным в сфере автопродаж, что наглядно представлено на рисунке 1.

    Рисунок 1 - Динамика количества проданных новых автомобилей в 2014-2017 гг.

    По данным Ассоциации европейского бизнеса за 2014-2017 гг.

    Динамика рынка автомобилей с пробегом в России несколько отличается от данных по продажам новых машин, однако тенденция к низким показателям сохраняется. В целом вторичный рынок демонстрировал большую стабильность из-за существенной разницы в стоимости между авто из салона и подержанной машиной. Общее количество продаж подержанных автомобилей за рассматриваемый период представлено в таблице 2.

    Таблица 2 - Количество проданных подержанных автомобилей в России в 2014-2017 гг., шт.

    Месяц
    Количество проданных автомобилей
    2014
    2015
    2016
    2017
    Январь
    362 300
    331 500
    352 838
    314 700
    Февраль
    429 900
    333 500
    424 877
    359 200
    Март
    559 002
    468 568
    437 263
    458 400
    Апрель
    665 670
    493 848
    476 311
    465 700
    Май
    475 006
    366 800
    422 607
    436 300
    Июнь
    547 250
    400 500
    446 346
    458 700
    Июль
    645 782
    452 300
    454 254
    453 900
    Август
    504 740
    435 500
    447 477
    480 600
    Сентябрь
    501 970
    461 800
    462 504
    468 600
    Октябрь
    626 501
    556 515
    474 876
    467 705
    Ноябрь
    556 145
    400 700
    448 834
    -
    Декабрь
    693 616
    505 332
    440 800
    -

    Актуальные данные за октябрь 2017 г. от «Автостат Инфо» говорят о том, что на вторичном рынке было реализовано около 467 705 автомобилей, что на 1,5% меньше показателей 2016 г. Причем первые 6 месяцев 2017 года вторичный рынок демонстрировал стабильный рост. В мае и июле показатели ухудшились, а в сентябре динамика продаж уже была отрицательной (продано около 468 тыс. машин, что на 0,1% меньше данных по продажам за август). За 3 квартала 2017 г. было продано 3 млн. 835 машин с пробегом. Это почти на 7,5% больше показателей 2016 г.

    Январь 2016 г. - единственный месяц, когда динамика продаж была отрицательной. Уже с февраля на вторичном авторынке наметился рост продаж на 10% по сравнению с 2015 г. В апреле рост достигал уже 15%-16%, но в летние месяцы опустился до 0%. Глава фирмы «Подбор Авто» Д. Еременко констатировал, что в 2016 г. на автомобильном рынке РФ снова стали прослеживаться сезонные колебания продаж, которые были нивелированы обвалом национальной валюты. Традиционная «автовесна», по мнению эксперта, не наступила в 2015 г.

    Общие показатели 2015 г. на рынке б/у автомобилей таковы: по сравнению с предыдущим годом процент продаж упал на 19,7. Доля продаж машин с пробегом составила 30,4%. Всего было продано 5,2 млн. единиц авто (новых машин куплено 1,6 млн. шт.). В 2014 г. было куплено 6,5 млн. машин с пробегом (новых - 2,5 млн.), что обусловлено ажиотажем населения, которое искало надежные пути вложения накопленных рублевых средств на фоне обвала национальной валюты. На рисунке 2 отражена динамика продаж подержанных автомобилей за последние 4 года, которая ясно показывает, что после 2014 года вторичный авторынок переживал существенный спад, хотя тенденции развития рынка сохраняются.

    Рисунок 2 - Динамика количества продаж подержанных автомобилей в 2014-2017 гг.

    По данным Аналитического агентства «Автостат» за 2014-2017 гг.

    Машины с пробегом пользуются спросом из-за более низкой стоимости, которая устраивает многих покупателей. Однако льготные кредиты, гарантия и экономия на ремонте, запчастях по-прежнему мотивируют часть автомобилистов приобретать авто из салона. К тому же интерес к новым автомобилям повышается с помощью программ господдержки, а также с помощью акций в автосалонах, больших сезонных скидках, которые позволяют гражданам приобрести новое транспортное средство. Такая тенденция сохраняется и в кризисный период.

    Динамика денежных вложений в покупку авто в 2014-2017 гг.

    Новые машины, по информации агентства аналитики «Автостат», начали стремительно дорожать с конца 2014 г. Рост стоимости приостановился весной 2015 г., однако в начале осени автомобили снова стали расти в цене. Такую динамику обусловило резкое падение национальной валюты в начале зимы 2014 г. До апреля 2015 г. новые легковые машины подорожали в среднем на 21%. Летний период 2015 г. и 2016 г. демонстрировал относительную стабилизацию курса рубля по отношению к доллару, что стало причиной остановки подорожания автомобилей. Но осенью курс снова изменился, и цена на автомобили увеличилась. За 2 года 10 месяцев (с 09.2014 г. по 06.2017 г.) стоимость легкового автомобиля из салона выросла на 45%. Показатели 2017 г. более оптимистичны. За первые 3 месяца в России было куплено новых авто на 400,9 млрд. руб. Эти данные превышают показатели аналогичного периода 2016 г. на 3,1%. Половина машин приобретена в кредит, о чем свидетельствует информация из Национального бюро кредитных историй.

    Подержанные автомобили за 2 года (с 12.2014 г. по 12.2016 г.) выросли в цене на 32% (данные «Автостата»). Если в декабре 2014 г. россияне готовы были заплатить за авто б/у около 430 000 руб., то в конце 2016 г. аналогичная машина продавалась уже за 570 000 руб. В 2017 г. стоимость машин с пробегом стала падать. На август показатели роста не превысили и процента. Причина - выгодные предложения при продаже новых авто, в том числе автокредитование и программы господдержки. Глава «Автостата» С. Целиков убежден, что стоимость авто с пробегом будет падать, поскольку спрос существенно ниже предложения. В 2018 г. машина может быть продана со скидкой до 15% от начальной стоимости.

    Динамика регионального авторынка России за 2014-2017 гг.

    Статистика Министерства промышленности и торговли свидетельствует, что из 452 тыс. машин, которые были приобретены за первые 4 месяца 2017 г., больше половины (240 тыс.) были реализованы по программам господдержки. Новым стимулом для россиян станет рост стоимости авто, которое можно приобрести на условиях автокредитования с субсидией от государства. В таблице 3 представлены данные о продажах автомобилей в некоторых субъектах РФ за рассматриваемый период, которые отражают тенденции авторынка к спаду.

    Таблица 3 - Количество проданных автомобилей (новых и б/у) по столице и некоторым областям России за 2014-2017 гг., тыс. шт.

    Регион
    2014
    2015
    2016
    2017 (с января по сентябрь)
    новые
    б/у
    новые
    б/у
    новые
    б/у
    новые
    б/у
    Москва
    306,7
    -
    138,7
    267
    200,3
    247,3
    115,2
    218,9
    С.-Петербург
    123,3
    -
    52,3
    142,6
    85,6
    140,7
    53,8
    140,3
    Татарстан
    97,4
    -
    39,7
    96,8
    59,4
    92,1
    37,4
    97,9
    Ростовская область
    53,7
    -
    22,3
    130,9
    35,3
    115,9
    20,5
    118,3
    Свердловская область
    66,2
    -
    23,0
    121,4
    33,9
    114,5
    22,5
    116,0
    Нижегородская область
    55,1
    -
    21,7
    87,0
    31,2
    84,0
    19,4
    87,7

    По данным аналитического агентства «Автостат»

    Столица и регионы демонстрируют существенное сокращение уровня продаж, самый «пиковый» период - начало 2015 г. Эта тенденция касается как автомобилей из салонов, так и машин с пробегом. За 2014 г. было реализовано 2 млн. 340 тыс. авто общей стоимостью 58,2 млрд. американских долларов. За 2015 г. продано 1 млн. 477 тыс. новых машин общей стоимостью 28,8 млрд. американских долларов; вторичный рынок продемонстрировал показатели 4 млн. 900 тыс. штук. В 2016 г. продано 1 млн. 440 тыс. новых авто и 5 млн.200 тыс. машин с пробегом согласно данным «Автостата».

    Заключение

    В 2017 г. наметились тенденции к стабилизации и постепенному росту автомобильного рынка РФ. Это касается новых и подержанных автомобилей. Сыграла свою роль государственная поддержка автокредитования, небольшое снижение ставки по кредитам у Центробанка. Оказал влияние и стабильный курс национальной валюты, а также специальные предложения от ведущих дилеров и производителей иномарок в России.

    Партнерские предложения

    Продажи автомобилей в 2017-м: цифры, факты, явления

    Как выглядит российский рынок на фоне других, почему изменились предпочтения покупателей, из-за чего россияне тратят на машины больше денег и почему премиальные модели плохо покупают

    Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) отчиталась о легковых автомобилей в 2017 году, констатировав по итогам года устойчивый рост впервые с момента начала кризиса.

    Рынок начал восстанавливаться, но темпы роста довольно скромны, а участников рынка пугает неопределенность относительно новых требований регуляторов.

    В 2018 г. рынок ожидает повышения акцизов на импортируемые автомобили большой мощности и увеличения утилизационного сбора, что неизбежно повлечет за собой повышение цен. Но до тех пор, пока Госдума не утвердит окончательные цифры, на рынке царит неопределенность, и комитет автопроизводителей АЕБ впервые за всю историю наблюдений отказался давать прогноз на следующий год. Председатель комитета Йорг Шрайбер пояснил, что раньше в АЕБ ожидали рост рынка в 2018 г. на 5-10%, но сейчас не стал говорить даже об этих цифрах.

    Другие эксперты рынка с уверенностью говорят о 10%.. При этом эксперты «Автостата» оговорились, что спрос может снизиться во второй половине года после окончания президентской кампании. В агентстве прогнозируют, что в 2018 г. цены на автомобили поднимутся в среднем на 5-7%.

    За год было продано 1,6 млн машин

    Последний месяц 2017 г., по данным АЕБ, показал рост на 14%, благодаря чему общегодовая прибавка составила 11,9%. Рынок рос десять месяцев подряд, и к концу года производители отчитались о 1 596 000 проданных автомобилях. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что авторынок РФ показал уровень «чуть лучше, чем в 2009 году». При этом специалист подчеркнул, что по историческим меркам его объем «по-прежнему мал». По предварительным данным, Россия занимает пятое место в Европе — после рынков Германии, Великобритании, Франции и Италии.

    Kia Rio — самый популярный автомобиль в России

    Самым популярным автопроизводителем остается отечественный АвтоВАЗ — в прошлом году было продано 311 588 автомобилей под маркой Lada, что на 17% больше показателя 2017 года. Это не самый большой процентный рост среди крупнейших лидеров рынка, но отечественная марка добилась доли рынка в 19,5%, и это лучший результат бренда за последние шесть лет. Lada по-прежнему реализует намного больше, чем ближайшие конкуренты Hyundai (181 947), Kia (157 858) и Renault (136 682).

    В первой десятке моделей-бестселлеров рынка — четыре автомобиля Lada, причем Vesta по итогам года надежно обосновалась на третьем месте с 77 291 машиной, что на 40% больше, чем в 2016 г., и больше, чем количество проданных Hyundai Solaris (68 614 штук). Впереди только более доступная Lada Granta и корейский Kia Rio, который с результатом 96 689 машин двух поколений стал самой популярной легковушкой по итогам года.


    Кроссоверы становятся популярнее

    Сегмент компактных кроссоверов впервые был назван самым крупным в России. По данным АЕБ, в 2017 г. он занял 26% рынка — ровно так же, как и непоколебимый прежде сегмент бюджетных седанов. На третьем месте с заметным отставанием — гольф-класс, который в России представлен ограниченным числом моделей.

    На фоне роста сегмента компакт-кроссоверов очень показательным является более чем двукратный рост популярности Hyundai Creta — с результатом 55 305 машин модель заняла пятое место по итогам года, хотя в 2016-м не входила даже в десятку. Похожая динамика у прямого конкурента Renault Kaptur, хотя общие цифры скромнее: 30 966 штук и 12-е место при сохранении прежнего спроса на соплатформенный Duster (43 828 штук). Всего в топ-25 рынка по итогам года попало 11 кроссоверов, четыре из которых уже не относятся к компактным или бюджетным.


    Все лидеры рынка производят машины в России

    В топ-25 самых популярных моделей окончательно закрепились только автомобили российского производства. У производителей, имеющих заводы в России, годовой рост продаж заметно больше среднерыночного. Так, рост продаж марки Lada и Renault составил 17%, прибавка Kia — 22%, Volkswagen — 21%. А у бренда Mitsubishi рост составил уже 45%, причем расширение локального производства позволило компании существенно снизить цены.

    Участники рынка полагают, что запускать местное производство имеет смысл при объемах продаж не менее 30 тыс. машин в год, и это как раз те объемы, ниже которых продажи, как правило, снижаются очень заметно. Минимальные объемы годовых продаж среди марок с местными заводами — у Mitsubishi (24 325) и Mazda (25 910). Если не учитывать китайские бренды и премиальные марки, продажи всех остальных не превышают 10 тыс. штук.

    Лучшую динамику показали Mitsubishi и Ravon

    Прибавка в 45% у марки Mitsubishi является самой заметной среди действительно массовых брендов, хотя и опирается на скромную базу 2016 года. Однако в статистике АЕБ есть и более впечатляющие цифры. Так, узбекско-корейский Ravon разошелся тиражом в 15 078 машин, что составляет прибавку в 733%, но эту динамику можно объяснить фактическим отсутствием марки на рынке в прошлом году. Рост в 261% у марки Zotye вообще незаметен для рынка, поскольку продажи выросли с 301 до 1088 штук. А самые впечатляющие цифры прибавки, на которые действительно стоит обратить внимание, у премиального бренда Genesis: 1031 машина против 46, то есть рост на 2141%.


    Худшая динамика — у SsangYong

    Падение продаж на 89% у марки SsangYong вполне можно назвать провалом года. При нормальной дилерской сети и трех актуальных моделях удалось продать всего 123 машины против 1141 годом ранее. Очень грустно выглядят результаты брендов Chrysler (9 штук против 30) и Geely (2234 против 4473). Но по-настоящему удивляет УАЗ, потерявший 15% клиентов. Хотя абсолютная цифра выглядит неплохо: 41 632 машины в 2017 году. Новая модель и постоянные обновления существующего модельного ряда позволяют надеяться на то, что марка быстро поправит позиции и вернется обратно в десятку лучших, как это было в 2016 году.

    Продажи премиальных моделей стагнируют

    По данным АЕБ, за год было реализовано 136 045 машин премиальных марок, что на 4% больше, чем годом ранее. Премиальный рынок, который показывал заметный рост в период сильного падения рынка, сейчас замедлил динамику — цены на дорогие модели заметно выросли, а локальное производство, стимулирующие программы и господдержка работают только в массовом сегменте. Лидер премиального рынка Mercedes-Benz показал за год нулевую динамику, реализовав 36 808 машин, хотя в 2016 г. продал на 80 штук больше. Самый оптимистичный результат — у BMW: 30 018 машин и прибавка в 9%. Audi (16 878 шт.), напротив, потеряла 18% клиентов. Бренд Volvo реализовал 7011 автомобилей, но прибавка составляет целых 26%.


    Россияне потратили на автомобили больше денег

    По оценкам агентства «Автостат», выручка от продажи новых легковых автомобилей за 2017 г. составила около 2 трлн руб., что на 15% больше, чем в 2016 году. Этот результат превышает уровень 2011 г., когда было потрачено 1,87 трлн руб., однако связан, в большей степени, не с объемами продаж, а с увеличением стоимости покупок. При этом в лучшие годы на новые машины россияне тратили еще больше — до 2,3 трлн рублей.

    В 2017 г. цены на автомобили росли очень умеренно. По данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена на новые легковые автомобили за год выросла почти на 2% до 1,33 млн. рублей. Так, повышение цен на молельный ряд Lada составило 3%, а в офисе Skoda заверили, что марка вообще не вносила значительных изменений в прайс-листы в течение года. Nissan корректировал цены в рамках инфляции, повысив их на 2-3% в зависимости от модели. Но уже с начала 2018 г. несколько брендов увеличили цены от двух до восьми процентов, и этот процесс может продолжиться.

    Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) огласила итоги прошлого года на российском автомобильном рынке. И они не могут не радовать: спрос на новые машины увеличился на 11,9%. В последний раз объем продаж рос в 2012-м, когда был установлен российский рекорд, после чего сбыт начал постепенно падать. Начавшееся же в марте 2017-го восстановление продолжилось вплоть до конца года, а в результате, по данным АЕБ, за двенадцать месяцев у нас реализовано 1 млн 596 новых легковушек и легких коммерческих машин против 1 млн 426 тысяч в 2016-м.

    Декабрь стал самым успешным месяцем в году (166 тысяч автомобилей): по традиции покупатели ринулись к дилерам за новыми машинами, клюнув на новогодние скидки и опасаясь повышения цен после новогодних праздников. Да и в целом ситуация на рынке в прошлом году была относительно стабильной: курс валют, цены на нефть и общая экономическая ситуация обошлись без серьезных потрясений, покупатели начали привыкать к новым ценам, а вдобавок сказался отложенный спрос, накопившийся за последние годы.

    Продажи новых автомобилей в России в 2014-2017 гг.

    Основную прибавку дали лидеры рынка: девять марок из первой десятки рейтинга показали рост от 5 до 22%, причем традиционно занимающая первое место Лада прибавила сразу 17%! И только Toyota закончила год с нулевой динамикой, пропустив вперед Volkswagen. К концу года в плюс вышли Ravon, Mitsubishi, Subaru, Chery и Suzuki. Но премиум-сегмент чувствует себя не лучшим образом: Mercedes не прогрессировал, Land Rover и Porsche просели на 3-8%, продажи Audi упали на 18%. А УАЗ на растущем рынке потерял 15%.

    Самой продаваемой моделью 2017 года, по официальным данным, стал Kia Rio: 96689 машин и рост на 14%. К концу года, когда закончились запасы автомобилей прошлого поколения, спрос пошел вниз, но ситуацию должен исправить кросс-хэтчбек Rio X-Line. Второе и третье места заняли Лады: Гранта (93686) и Веста (77291). Среди кроссоверов лидирует Hyundai Creta: 55 тысяч машин и пятое место абсолютного рейтинга.

    Чем порадует 2018 год? Это удивительно, но впервые за всю практику в АЕБ отказались давать прогноз: повышение акцизов и утилизационного сбора может обернуться серьезным ростом цен на новые автомобили. И если прибавка окажется большой, то дальнейшего роста может не случиться. Впрочем, под удар попадут в основном импортные машины, а их доля у нас незначительна. Поэтому многие игроки рынка сходятся во мнении, что рост продаж в 2018 году продолжится, хотя темп снизится до 5-10%.

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)

    Марка 2017 год, шт. 2016 год, шт. Динамика
    Лада 311588 266296 +17%
    Kia 181947 149567 +22%
    Hyundai 157927 145326 +9%
    Renault 136682 117225 +17%
    Volkswagen 96459 80621 +20%
    Toyota 94238 94568 0 %
    Nissan 76000 70464 +8%
    Skoda 62302 55386 +12%
    ГАЗ 58617 55803 +5%
    Ford 50360 42528 +18%
    Mercedes-Benz 43312 43216 0 %
    УАЗ 41632 48848 –15 %
    Chevrolet 32071 30463 +5%
    BMW 30018 27507 +9%
    Mazda 25910 21543 +20%
    Datsun 24510 18772 +31%
    Mitsubishi 24325 16769 +45%
    Lexus 23693 24117 –2%
    Lifan 16964 17460 –3%
    Audi 16878 20705 –18 %
    Ravon/Daewoo 15078 10385 +45%
    Land Rover 8883 9122 –3%
    Volvo 7011 5585 +26%
    Subaru 6080 5638 +8%
    Chery 5905 4758 +24%
    Suzuki 5001 4520 +11%
    Infiniti 4972 4517 +10%
    Peugeot 4931 3602 +37%
    Porsche 4578 4961 –8%
    Citroen 4377 3803 +15%
    Honda 2435 1747 +39%
    Fiat 2323 2159 +8%
    Geely 2234 4473 –50%
    Jaguar 2173 2073 +5%
    Haval 1894 нет данных нет данных
    Mini 1580 1360 +16%
    Changan 1411 540 +161%
    Cadillac 1365 1274 +7%
    Jeep 1274 1269 0%
    Zotye 1088 301 -*
    Genesis 1031 46 -**
    smart 934 696 +34%
    Dongfeng 913 1152 –21 %
    Isuzu 736 617 +19 %
    FAW 553 829 –33 %
    Foton 534 75 +612%
    IVECO 469 518 –9%
    Brilliance 219 863 –75%
    SsangYong 123 1141 –89%
    Hawtai 99 нет данных нет данных
    BAW 91 171 –47%
    Chrysler 9 30 –70%
    Alfa Romeo 0 100 -
    Acura 0 163 -
    Haima 0 114 -
    * Продажи начались в марте 2016 года
    ** Продажи начались в октябре 2016 года

    Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2017 году (в сравнении с 2016 годом)

    Модель 2017 год, шт. 2016 год, шт. Динамика
    Kia Rio 96689 87662 +10%
    Лада Гранта 93686 87726 +7%
    Лада Веста 77291 55174 +40%
    Hyundai Solaris 68614 90380 –24 %
    Hyundai Creta 55305 21929 -*
    Volkswagen Polo 48595 47702 +2%
    Renault Duster 43828 44001 0%
    Лада Ларгус 33601 29341 +15%
    Лада XRAY 33319 19943 -**
    Toyota RAV4 32931 30603 +8%
    Chevrolet Niva 31212 29844 +5%
    Renault Kaptur 30966 13926 -***
    Renault Logan 30640 29565 +4%
    Renault Sandero 30210 28557 +6%
    Skoda Rapid 29445 25931 +14%
    Лада 4х4 29091 27274 +7%
    Toyota Camry 28199 28063 0%
    Volkswagen Tiguan 27666 10660 +160%
    Kia Sportage 24611 19003 +30%
    Skoda Octavia 22648 21759 +4%
    Nissan X-Trail 20626 17886 +15%
    Nissan Qashqai 20223 18723 +8%
    Лада Калина 19989 20982 –5%
    Datsun on-DO 19712 14565 +35%
    Mazda CX-5 18723 15790 +19%
    * Продажи начались в августе 2016 года
    ** Продажи начались в феврале 2016 года
    *** Продажи начались в июне 2016 года