Нужны ли права на скутер и как их получить. Можно ли управлять мотоциклом без прав? Можно ли ездить на скутере в

Быстрый ответ: на любой скутер нужны права. На маломощные М, на мощные А.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Цитата:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее – право на управление транспортными средствами):

5 ноября 2014 года был утвержден регламент на обучение, а также правила сдачи экзаменов для получения водительского удостоверения на категорию «М».

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим , или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;

Таким образом права категории М нужны на абсолютно все скутеры, чья мощность ниже 50 куб. см. А если мощность вашего скутера выше – вы должны иметь при себе права следующей категории (Категории А).

Права на скутер

О том, как получить права на скутер, вы можете узнать .
Ездить на скутере могут граждане, которые имеют водительские права на любую категорию. Если прав нет, то необходимо сдать на специальную категорию для данного вида транспорта – это категория «М». Водительские права необходимы только на те скутеры, которые попадают под определение из ПДД. Согласно правилам п. 2.1 в эту категорию входят скутеры и мопеды с объемом двигателя не более 50 кубов, а также максимальной скоростью не более 50 км/час.

Получить водительские права данной категории . Важно! Если за руль скутера садится подросток, не достигший 16-ти летия, ответственность за подобные противопоказанные действия возлагается на его родителей.


На какие скутеры не нужны права

Права нужны для любого скутера.

Как мы уже разобрались выше (с цитированием федерального закона “О безопасности дорожного движения” – вам необходимы права категории М на скутеры мощностью до 50 кубов. На мопеды и скутеры, у которых объем двигателя от 50 до 150 кубов необходимо получение прав категории «А1». Мощность скутера от 150 кубов попадает под категорию «А».

Штрафы

В настоящий момент неимение водительского удостоверения на мопед считается нарушением правил дорожного движения.

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), –

влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15000 рублей.

Как получить права

Необходимо:

  • окончить курс обучения в автошколе;
  • пройти медицинскую комиссию и получить справку;
  • подготовить нужные документы;
  • сдать соответствующие экзамены, в данном случае, для прав на скутер необходима сдача только теоретических вопросов;

Права на управление скутером могут быть получены гражданином, достигшем 16 лет вне зависимости от пола. Выдаются права гражданам, которые успешно сдали квалификационные экзамены. Кроме того, необходимо пройти медицинскую комиссию, получить заключение о том, что не имеете каких-либо медицинских противопоказаний для управления любым транспортным средством, в том числе и скутером. Права на мопед выдаются в подразделениях ГИБДД. Следует учесть, что данная категория не дает права водить автомобиль и даже мотоцикл. Удостоверение будет действительно 10 лет с момента даты их выпуска.

Важно! Оказавшись за рулем мопеда, вы являетесь участником движения на дороге , поэтому следует соблюдать все предписания правил дорожного движения и не отвлекаться во время езды!

Удачи на дорогах!

Многих владельцев механических средств передвижения интересует вопрос: нужны ли права на скутер? В недалеком прошлом для управления скутером и мопедом не требовалось наличия водительского удостоверения. Теперь за проезд на мото технике без прав налагается штраф. Какие изменения произошли в законодательстве?

Новые правила

С 2013 года начали действовать права для управления скутером и иными малолитражными транспортными средствами. Таким образом, в категорию "М" вошли скутеры и мопеды, а также легкие квадроциклы. Законодательство уточняет, что к данной категории причисляются механические средства передвижения со следующими характеристиками:
  • двигатель внутреннего сгорания объемом до 50 кубов;
  • электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт
  • скорость движения не превышает 50 км/час.

Водители данной техники должны явиться в ГИБДД для прохождения обучающего курса и получения соответствующего документа. То есть, самостоятельная подготовка материала к сдаче экзаменов упразднена. При проверке сотрудниками Госавтоинспекции водитель обязан предъявить либо права на 50 кубовый скутер, либо временное разрешение на вождение данного ТС.

Закон дополнительно поясняет, что право на управление ТС данной категории "М" имеют водители, имеющие любую другую открытую категорию. То есть, при наличии прав на управление средством передвижения категории "В" или "А" управление мопедом разрешается.

Некоторые особенности

Если права на скутер требуются в обязательном порядке, то относительно регистрации механических транспортных средств передвижения в органах ОВД права не требуются. Также не требуется техпаспорт и прохождение технического осмотра.

То же относится и к правилам страховой ответственности. Получить полис ОСАГО можно в случае личной заинтересованности в этом процессе. Соответственно, полис ОСАГО проверке инспектором не подлежит, и штрафные санкции не накладываются. Взыскание штрафа за повреждение автомобиля мопедом возможно лишь в судебном порядке при обоюдном согласии сторон.

Штрафы и наказание

Штрафные санкции налагаются за:
  • отсутствие прав;
  • управление ТС подростком до 14 лет;
  • утерю/ удостоверения;
  • просроченные права.
Право получения водительского удостоверения принадлежит гражданам России, достигшим 16-летнего возраста. В отсутствии прав при езде на скутере налагаются штрафные санкции в сумме от 5 000 до 15 000 руб. В случае если за рулем оказался подросток, не достигший 14-летнего возраста, штрафные санкции предъявляются его родителям/опекунам.

Также инспектор вправе изъять мото средство у водителя без прав и отправить его на штраф стоянку, а это требует оплаты места за нахождение ТС на данной территории. Если водителю удастся дозвониться до родственников, и они успеют привезти права до приезда эвакуатора, в этом случае скутер не изымут.

Если водитель в оправдание отсутствия прав рассказывает историю о краже водительского удостоверения либо его утерю, это не является весомым аргументом в пользу невиновности. В случае утери/кражи водительского удостоверения владелец мото средства обязан сразу сообщить об этом факте в органы ОВД, написать установленное законом заявление.

После данной процедуры водителю выдается временное удостоверение, дающее право на управление обозначенным транспортным средством. В течение 60 суток выдаются права для постоянного пользования.

За просроченные права тоже налагается денежное взыскание. Наказания не избежать владельцу мото техники, доверившему управление своим ТС лицу, не имеющему водительских прав на скутер либо иное транспортное средство передвижения.

Более суровое наказание налагается за повторное правонарушение. Водитель, ранее лишенный прав на управление ТС и рискнувший вновь появиться на дорожном полотне без водительского удостоверения, будет оштрафован на сумму в пределах 30 000 руб. Альтернативой денежного взыскания являются исправительные работы (до 200 часов) либо арест на 15 суток.

Езда на скутере меньше 50 кубов без прав приравнивается к отсутствию водительского удостоверения и карается штрафными санкциями. Исключением вождения мото средства без наличия прав является учебная езда с инструктором.


Чтобы не получить штраф за езду на скутере, нужно соблюдать следующее:
  • производить движение либо по велосипедному треку, либо по правому краю дорожного полотна;
  • осуществлять движение по обочине дороги в случае отсутствия на ней пешеходов;
  • держать руль одной рукой, но лучше двумя;
  • включать фары в любое время суток во время передвижения;
  • перевозить багаж, не превышающий размеры мотосредства;
  • перевозить пассажиров только в случае предусмотренной конструкции ТС;
  • перевозить детей только в предусмотренном для этих целей месте;
  • осуществлять разворот только на дорожном полотне с одной полосой движения;
  • установить опознавательные знаки;
  • не передвигаться по автомагистралям;
  • пересекать дорожное полотно по пешеходным дорожкам запрещено.

На чем можно ездить без прав?

Итак, без прав в России можно ездить на:
  • сигвее;
  • моно колесе;
  • медицинской коляске;
  • велосипеде без навесного мотора;
  • квадроцикле по полям;
  • газонокосилке.
Без водительского удостоверения можно управлять и двухколесными средствами передвижения с достаточно сильным двигателем и внедорожными характеристиками. К ним относятся мопеды для мотокросса. Эти довольно мощные агрегаты причислены к спортивным снарядам и не требуют наличия прав на вождение. Однако выезжать на подобном мопеде на дорожное полотно общего пользования категорически запрещается.

Должны ли владельцы скутеров получать водительские права (видео)


Опыт развитых стран показал, что установка номерных знаков на скутер и получение прав на вождение дисциплинирует юных водителей и приучает к ответственности за движение по дорожному полотну. Штраф за нарушение ПДД и отсутствие при себе водительского удостоверения приучает к внимательности и осознанности при выезде на дороги общего пользования.

Очень часто среди несовершеннолетних и людей, который по определённым причинам не хотят сдавать экзамен , возникает вопрос, на какие мотоциклы не нужны права? Ранее разрешалось ездить на некоторых видах двухколёсного транспорта, не получая никакого удостоверения, чем и пользовались десятки тысяч людей в нашей стране. Однако после изменения категорий водительских удостоверений, которые были приведены к международному стандарту, всё изменилось. В этой статье вы найдёте ответ на вопрос, можно ли по-прежнему ездить, не получая права, и в каких именно случаях.

Когда именно нужны документы?

Езда без прав на мотоцикле и любом транспортном средстве вне зависимости от его технических характеристик рассматривается, как тяжкое нарушение. Закон не предусматривает исключений, поскольку даже скутеры и мопеды с объёмом двигателя до 50 кубических сантиметров теперь отнесены в категорию «М». Для её открытия придётся пройти специальное обучение и сдать положенные каждому водителю два экзамена, получив удостоверение. Если раньше инспекторы закрывали глаза на водителей малокубатурного транспорта, не имевших прав, то теперь об этом приходится забывать. Это связано с появлением соответствующих всем стандартам программ обучения в автошколах на категорию «М».

Однако нарушением считается исключительно езда по дорогам, предназначенным для общего пользования. Поэтому получать права на кроссовый мотоцикл вовсе не обязательно — если вы будете привозить его к гоночной трассе на грузовом автомобиле и затем забирать таким же образом. Поскольку гоночные трассы и лесные просеки не относятся к юрисдикции ГИБДД, ездить по ним на мотоцикле разрешается даже несовершеннолетним. Однако стоит помнить, что при неприятном происшествии, произошедшем вне дорог, вся вина будет возложена на собственника мотоцикла. Если же поступит жалоба, что ребёнок ездит на мотоцикле без шлема и соответствующей экипировки, родителей могут серьёзно наказать за небрежность в обеспечении его безопасности.

Не понадобятся вам права, чтобы выехать на гоночный трек, если мотоцикл будет доставляться при помощи грузового транспортного средства. Однако администрация многих мотодромов, следуя установленным в Европе стандартам, уже начинает создавать ограничения для водителей, не имеющих действующих прав соответствующей категории. Участвовать в гонках разрешается без обычного водительского удостоверения. Однако взамен такого документа вас попросят предъявить гоночную лицензию, получить которую не в пример сложнее. Поэтому получать права стоит и для скоростных заездов в выходные — нет никакой гарантии, что в следующий раз вам дадут разрешение выехать на трек.

В законе есть одна лазейка, которая разрешает вождение мотоцикла без соответствующих документов. Для этого требуется, чтобы дороги не имели статуса общего пользования. Ездить на мотоцикле, не имея прав, разрешается по:

  • Технологическим дорожкам предприятий;
  • Специальным тренировочным площадкам;
  • Самостоятельно проложенным людьми грунтовым дорогам;
  • Закрытым частным территориям.

Понятно, что инспектора ГИБДД здесь встретить попросту невозможно, поэтому можно не переживать относительно штрафов и прочих наказаний.

Наказание

Закон не делает поблажек для любителей двухколёсных средств передвижения — поэтому штраф за без прав равен тому, что уплачивают водители автомобилей. Инспектор имеет право выписать вам квитанцию на сумму 5-15 тысяч рублей, причём транспортное средство он отправит на штрафплощадку. К указанному штрафу придётся добавить стоимость услуг эвакуатора и штрафстоянки. Если мотоцикл вам дорог, забирать нужно как можно быстрее, поскольку каждый день сумма ваших расходов будет увеличиваться.

Тем, кто просто забыл права дома и располагает большим количеством свободного времени, лучше позвонить родственникам и попросить привезти документ в нужное место. Увидев документ, инспектор должен отпустить вам, предварительно прочитав лекцию о бережном отношении к документам и нормах, установленных Правилами. Если водитель помимо прав забыл и техпаспорт, то ему может быть назначен штраф в 500 рублей. Столько же придётся уплатить, если у вас отсутствует страховка, причём сотрудник ГИБДД не имеет права задерживать вас либо забирать мотоцикл на штрафстоянку.

После лишения прав за серьёзное правонарушение не стоит испытывать судьбу, рискуя быть пойманным патрулём ДПС. Наказание будет весьма суровым — придётся уплатить 30 тысяч рублей, и расстаться с мотоциклом, который отправят на штрафплощадку. Причём вам очень повезёт, если этим дело ограничится — если судья найдёт в вашем поведении отягчающие обстоятельства, вам будет грозить административный арест и даже 100-200 часов общественных работ.

Хуже всего приходится людям, которые попадаются за «пьянку», будучи лишёнными прав за любое правонарушение в прошлом. Сумма штрафа достигает 200-300 тысяч рублей, а вернуть удостоверение не получится в ближайшие 3 года. Если виновный водитель не может уплатить столь большую сумму, судьи нередко меняют меру наказания, назначая общественные либо принудительные работы. Также человека могут лишить 50-70% основного дохода, не относящегося к социальным выплатам. При повторном нарушении водителя мотоцикла ждёт тюремное заключение сроком 2 года.

Стоит понимать, что наказания за «пьянку» при должном оформлении протокола сотрудником ГИБДД избежать не удаётся. Будучи пойманными без прав, многие мотоциклисты отказываются от медицинского освидетельствования либо принимают алкоголь в присутствии инспектора. Эти действия приравниваются к вождению мотоцикла в нетрезвом виде. Они приводят к получению большого штрафа и отправлению мотоцикла на штрафстоянку.

Как уйти от ответственности?

Некоторые «умельцы» говорят, что ездят на мотоциклах без прав и номеров несколько лет. Повторять их достижение не стоит, поскольку любая встреча с патрулём ДПС чревата серьёзными последствиями. За отсутствие номеров к указанным выше штрафам добавят ещё 5000 рублей. Если же мотоцикл никогда не был зарегистрирован на территории страны и не имеет документов, удостоверяющих права собственности, такое транспортное средство могут попросту конфисковать. Размер наказания будет зависеть от того, как суд квалифицирует подобное нарушение — за контрабанду и кражу можно получить немалый тюремный срок, а вот при отсутствии уголовного преступления водитель отделается предупреждением и небольшим штрафом.

В интернете можно нередко встретить рекомендации, как ездить на мотоцикле без прав. Одна из них указывает, что для ухода от полицейского преследования достаточно снять . Действительно, сотрудники ДПС не имеют права преследовать мотоциклиста, лишённого положенной экипировки, поскольку они несут ответственность за полученный им ущерб здоровью в случае аварии. Однако это поможет только, если вам осталось проехать пару километров — в противном случае на трассе вас будет ожидать пост ГИБДД, на котором выпишут штрафы за отсутствие прав, шлема и номеров, а также за невыполнение требования правоохранителей об остановке. Если полицейские заснимут отличительные приметы мотоцикла либо его водителя на камеру, можно ждать вызова в суд.

Некоторые люди говорят, что управление мотоциклом несовершеннолетним не может наказываться по всей строгости закона. Однако после выяснения личности несовершеннолетнего водителя его родителям будет направлено требование явиться в суд — штраф будет составлять 2500-5000 рублей. Стоит ли говорить, что мотоцикл отправится надолго на штрафстоянку? Если ребёнок получит тяжкий ущерб при вождении мотоцикла, суд может рассмотреть дело о лишении родительских прав — об этом стоит помнить, передавая детям в руки опасное транспортное средство.

Конечно, не все советы стоит сразу отбрасывать. Случается так, что самый законопослушный мотоциклист забывает права и вынужден добираться до места назначения без них. Разумеется, речь идёт о пути на работу и обратно, но никак не о междугородных поездках. В этом случае стоит тщательно проверить всю экипировку, установить на шлем камеру при её наличии, а также ехать со скоростью 50-60 км/ч в городе. Вероятность того, что сотрудники ГИБДД просто пропустят такого мотоциклиста, очень велика.

Владение

Встречается также вопрос о том, нужны ли права на мотоцикл, если его владелец не планирует выезжать на дорогу общего пользования. Ответ уже дан выше — конечно, не нужны. Однако стоит уточнить, что без действующих прав человек может приобретать транспортные средства, дарить их, перепродавать или совершать другие операции, связанные с ними. Но поставить мотоцикл на учёт, использовать его в качестве банковского залога либо выехать с таким транспортным средством за границу уже не получится. Хотя для выполнения большинства подобных действий достаточно просто выдать доверенность человеку, имеющему права соответствующей категории.

Запрещено только вождение до момента получения водительского удостоверения. Выезжать на дорогу без прав чревато ещё и невозможностью оформления прав. Данные о совершённом правонарушении попадают в единую электронную базу ГИБДД. Перед сдачей экзамена в МРЭО всех кандидатов тщательно проверяют на отсутствие подобных инцидентов. Если человек ранее неоднократно привлекался к ответственности за вождение мотоцикла без прав, ему могут отказать в оформлении удостоверения до снятия административных и уголовных наказаний.

Осторожность превыше всего

Не имея прав — это безответственно и опасно как для самого водителя, так и окружающих его участников дорожного движения. Особенно это касается ситуации, когда владелец транспортного средства понятия не имеет об актуальных Правилах — в таком случае он представляет собой смертельную угрозу для всех остальных. Поэтому перед выездом на дорогу следует позаботиться о получении водительского удостоверения — процедура занимает всего 1-4 месяца и не требует больших расходов в сравнении с приобретением мотоцикла. Конечно, управлять мотоциклом без документов можно за пределами дорог — на гоночных трассах, на бездорожье и частной территории. Однако не мешает пройти обучение, чтобы не попадать в чрезвычайно опасные ситуации, угрожающие жизни человека.

Давние планы депутатов о введении подкатегорий для различных транспортных средств, в том числе добавление новой категории для мопедов, постепенно реализуются. Новые правила начали внедрять с 2013 и продолжают и в 2015-м. Однако действительно ли нужны права на скутер? Попробуем ответить на этот вопрос.

5 ноября 2013 был принят закон, обязывающий владельцев скутеров получать и иметь при себе водительские права. Долгое время оставалось неясным, что будет необходимо для получения водительского удостоверения.

Конец?двухколесного беспредела?

До апреля 2014 скутер с объемом двигателя до 50 кубов не считался механическим транспортным средством, а сейчас он относится к категории «М». Больше всего нововведение отразилось подростках, на которых до того не распространялась никакая ответственность. За рулем скутера объемом 50 и более кубов можно было встретить как 16-летних, так и 9-летних! По статистике, 15% лиц младше 18 лет, по своей вине попавших в ДТП при управлении мопедом, были в состоянии алкогольного опьянения.

Но как было запретить им водить скутер? Нет прав? нечего лишать. Наказания даже за грубые нарушения правил дорожного движения и мер безопасности на дороге носили скорее формальный характер. Вождение транспорта с двигателем в 50 кубов без прав не было основанием для штрафа, а?по заслугам? гонщики получали только попавшись во время грубого нарушения ПДД, и то если полицейские догоняли нарушителя, поскольку без номера идентифицировать скутер было невозможно. Не нужны были и документы на скутер.

Пьяного водителя мопеда штрафовали на 300 рублей. Создание помех участникам дорожного движения, создание потенциально аварийных ситуаций наказывалось 500 рублями штрафа. Проезд на красный?стоил? 200 рублей, а более серьезные инциденты с причинением по неосторожности вреда здоровью легкой и средней тяжести?оценивались? в 1000-1500 рублей.

Многие мопеды с двигателями 50 кубов могут развивать скорость до 90 км/ч и выше.

Введение прав на скутеры было необходимым шагом.

Кому можно водить скутер?

Управлять мопедом, скутером или квадроциклом с рабочим объемом двигателя не более 50 кубов, а также максимальной скоростью не более 50 км/ч, могут лица, достигшие 16-летнего возраста, сдавшие тест на знание правил дорожного движения. Граждане, уже имеющие водительскую категорию (А-Е), могут спокойно водить скутер, не добавляя в удостоверение букву?М?. Управление мопедом даже с двигателем менее 50 кубов при отсутствии каких-либо прав чревато административным взысканием в размере 800 рублей.

«Самоподготовка» к экзамену в ГИБДД была запрещена. Водительские права нового образца окончательно вводятся в 2015 году. Для того, чтобы их получить, необходимо записаться в аккредитованную автошколу, пройти курс обучения и получить соответствующее удостоверение.

После принятия закона честные владельцы 50 кубового двухколесного отправились в автошколы, но были глубоко разочарованы? курсов на права М-категории не существует, и получить права на скутер невозможно. Особенно это затронуло подростков 16-17 лет, которые не могли получить права на вождение автомобиля, как их совершеннолетние товарищи. Согласно последней информации, курс обучения вождению скутеров уже составлен, остается дождаться одобрения правительства, которое ожидалась к середине 2014 года. Остается надеяться, что в начале 2015 вопрос будет окончательно решен.

Процедуры в ГИБДД

Как было сказано выше, сдавать на категорию «М» не обязаны те, у кого есть категория от «А» до «Е». Поэтому можно получить любую другую категорию? и право водить скутер появляется автоматически! Однако, нужно учитывать, что если вы лишитесь таких прав, будучи за рулем скутер, вы не сможете водить ни мопед, ни автомобиль.

Водительские права на скутер можно получить аналогично всем остальным. Необходимо пройти курс обучения в автошколе и сдать внутренний экзамен, получить медицинскую справку, оплатить госпошлину, собрать ряд документов, удачно сдать экзамены в ГИБДД: теорию, площадку, практику в городе.

Первым делом нужно убедиться в том, что выбранная автошкола аттестована. Государство ужесточило требования к квалификации педагогов, курсам обучения и технической базе. Транспортные средства в парке автошколы должны быть в исправном состоянии, а автодром оборудован дорожными знаками, светофором и разметкой для выполнения элементов. К 2015 ожидается еще большее поднятие планки. Соответствие новым стандартам и получение лицензии обходится владельцам в немалые деньги, поэтому плата за обучение высока. В 2015 цена полного курса обойдется в среднем на 50% дороже, чем в прошлом году.

Медицинская комиссия должна признать вас физически и психически здоровым и годным вождению транспортного средства. Необходимо?понравиться? терапевту, офтальмологу, психиатру, наркологу, хирургу, отоларингологу, а женщинам еще и гинекологу. В медучреждении могут попросить пройти проверку на запрещенные вещества и алкоголь. Справка обходится в 500-2500 рублей.

С 1 января 2015 года увеличиваются госпошлины. Изменение правил оказалось новогодним?сюрпризом? от властей, полагающих, что новые правила повысят уровень ответственности кандидатов при подготовке и сдаче экзаменов. Если сегодня бумажные водительские права стоят 400 рублей, а пластиковые? 800, с 1 января 2015, они обойдутся уже в 2000 рублей! Кроме того, за каждый экзамен придется раскошеливаться по-отдельности. Правила дорожного движения и общая теория? 1000 рублей, проверка водительских навыков на площадке? 1500, экзамен по вождению в городе? 2000 рублей. Фактически, с 01. 01. 2015 экзамены будут стоить вам 4500 рублей. Но это еще не все, добавьте стоимость пластиковой карты, и в итоге получаем счет в 6500 рублей!

Какие бумаги следует представить? Чтобы собрать пакет необходимых документов для получения водительского удостоверения 2014-2015, нужны: квитанция об оплате госпошлин, удостоверения о прохождении курса обучения в автошколе, мед. справка, удостоверение личности, заявление о выдаче водительских прав, справка о регистрации по месту проживания или пребывания.

Как мощный мотоцикл, так и?слабый? скутер 50 кубов? это транспорт повышенной опасности. Для безопасности необходимы: шлем, защита спины, щитки для конечностей. Нужно соблюдать правила дорожного движения и не отвлекаться за рулем вне зависимости от того, какой объем вашего двигателя. Для собственной и чужой безопасности необходимо пройти должное обучение, сдать на права и только потом выезжать на дороги общего пользования.

В 2013 в закон Российской Федерации, регулирующий вопросы безопасности дорожного движения, были внесены серьезные изменения, коснувшиеся категорий водительских удостоверений: вместо 9 (включая трамвай и троллейбус) их стало 16. Кроме того, ужесточились требования к водителям. Эти поправки запутали обычных граждан, и многих до сих пор волнует вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права, а на какие – необходимы.

Категории прав на управление мотоциклами

В настоящее время основная категория для управления двухколесным механическим транспортом – А. К ней относят мотоциклы, мотороллеры и другие подобные средства передвижения. На первый взгляд всё просто. Однако, если раньше получить соответствующие права можно было в 16, сейчас законодательство требует, чтобы водителю было не менее 18 лет. Для тех же, кому не терпится сесть за руль, предусмотрена категория А1. Она позволяет сдать на права в 16, но управлять можно только мототехникой с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров и мощностью меньше 11 кВт.

Также не нужно забывать о подкатегории B1 – это трициклы и квадрициклы, и категории М – мопеды и легкие квадрициклы. На каждом отдельном случае стоит остановиться подробнее, чтобы определиться какая категория прав нужна на мотоцикл того или иного типа.

Скутеры и мопеды

Правилами дорожного движения Российской Федерации мопед определяется как средство передвижения с двумя или тремя колесами, объем двигателя которого не может быть больше 50 кубов, а максимальная скорость – 50 км/ч. При этом расположение колес значения не имеет.

Скутер (он же мотороллер) легко отличить от другого двухколесного транспорта: в конструкции предусмотрена выемка с площадкой для ног, благодаря которой водитель сидит не верхом, так же как на стуле. Как правило, на европейский рынок поставляются модели с объемом двигателя до 50 см 3 .

Такие мопеды и скутеры попадают под категорию М. Управлять ими разрешено с 16 лет, а не с 14, как раньше. Категория автоматически присваивается при получении любого водительского удостоверения. Например, можно сдать на права А1 или В, и сразу получить М.

Но не все модели мотороллеров попадают под определение мопеда. Существуют скутеры, способные развивать скорость до 150 км/ч. В таких случаях, ориентируясь на объем двигателя, можно понять, какую категорию прав нужно. Мотоцикл до 125 кубических сантиметров требует категории А1, при большей мощности – А.

Легкие мотоциклы

Мотоциклы до 125 кубов обладают рядом преимуществ по сравнению как с мопедами, так и с более мощной техникой. Они развивают скорость до 130 км/ч и мало весят, поэтому справиться с ними способны даже новички. Кроме того, разнообразие моделей позволяет выбрать удобный вариант для города или для езды по пересеченной местности.

На какие мотоциклы не нужны права? К сожалению, для управления техникой до 125 кубов придется получить категорию А1. Недостаток такого варианта в том, что при желании сменить железного коня на что-то более серьезное, с кубатурой повыше, нужно будет снова посещать автошколу. Категория А1 не дает права управлять мотоциклом мощностью выше 11 киловатт.

Спортбайки

Красивый и мощный высококубатурный спортивный байк, мечта большинства мотоциклистов, одновременно является страшным кошмаром большинства людей. Если у первых он ассоциируется с адреналином и полной свободой, то у остальных – с диким ревом и смертельно опасными маневрами.

Спортивные мотоциклы тяжелы в управлении, имеют достаточно неудобную посадку и предназначены для езды по специальным скоростным трассам. Но, несмотря на это, они пользуются большой популярностью в России, и большинство мотоциклистов передвигаются на них по дорогам общего пользования.

Безусловно, чтобы управлять подобной техникой, нужно быть опытным водителем. И, конечно, несложно понять, какие права нужны на мотоцикл 250 кубов и выше. Без водительского удостоверения категории А не обойтись.

Классические мотоциклы и круизеры

Несмотря на увлечение скоростными моделями, дорожные мотоциклы не теряют своей актуальности. Ездить и на классике, и на круизере по асфальтовому покрытию максимально комфортно. Благодаря своей конструкции, они обеспечивают удобную прямую посадку.

Многие интересуются, с какой кубатуры нужны права на мотоцикл такого типа. Исключений для круизеров и классики нет, водительское удостоверение необходимо для всей техники. До 125 кубов – А1, свыше этого значения – категории А.

Мотоциклы с коляской

Раньше такая техника была очень популярна в СССР, она использовалась в качестве недорогой и доступной альтернативы легковому автомобилю. На протяжение всего XX века мотоциклы с люлькой были широко распространены в армиях разных стран. Но со временем они стали терять популярность и в настоящий момент выпускаются в ограниченных количествах.

На первый взгляд кажется очевидным, что управление мотоциклом с коляской очень отличается от езды на двухколесном транспорте. Это гораздо менее маневренная, но и более устойчивая техника, требующая специальных навыков. Поэтому не всегда сразу понятно, какие права нужны на мотоцикл с коляской.

Но если вспомнить, что люльку, как правило можно отцепить, всё становится на свои места. Для управления также потребуется категория А, без какого-либо дополнительного обучения. Однако прежде, чем отправляться в путь на мотоцикле с боковым прицепом, нужно как следует изучить особенности его поведения на дороге. Неопытный водитель может легко допустить опрокидывание техники на поворотах или потерять контроль из-за увода в сторону при разгонах и торможениях.

Кроссовые мотоциклы

Этот класс техники также называют внедорожниками. Они предназначены для занятий мотокроссом. На них отсутствуют фары и другое освещение, а резина не обеспечивает необходимого уровня сцепления с дорожным полотном. По закону Российской Федерации, кросс-байки являются спортивными снарядами, не требуют регистрации и постановки на учет.

Ввиду выше сказанного, самый очевидный ответ на вопрос о том, на какие мотоциклы не нужны права - кроссовые байки. Но нужно принимать во внимание одну важную деталь: по дорогам общего пользования на них двигаться запрещено! Согласно закону, кроссовый мотоцикл должен доставляться на трек только при помощи специальной техники. Ни в коем случае не своим ходом.

Трициклы и квадрициклы

В попытках выяснить, на какие виды мотоциклов не нужны права, многие обращают внимание на трициклы и квадрициклы. Но и с ними всё не так просто. Для управления легким квадрициклом, чья масса не превышает 350 кг, а скорость - 50 км/ч, достаточно водительского удостоверения категории М.

Для техники большей мощности и трициклов понадобится подкатегория В1. Получить её могут только граждане не моложе 18 лет. При этом, если техника оснащена рулем мотоциклетного типа, то право управления есть также у водителей с открытой категорией А.

Наказание за езду на мотоцикле без прав

Желание знать, на какие мотоциклы не нужны права, легко объяснимо, ведь ежедневное использование двухколесной техники в городских условиях не всегда удобно. И не каждый готов потратить несколько месяцев в автошколе ради редких развлекательных поездок в выходные дни. Но в данный момент в России, как и в большинстве развитых стран, получение водительского удостоверения для управления мотоциклом необходимо. Категория А является практически универсальной и позволяет ездить почти на любом железном коне.

А вот рискнувшим выехать на дорогу без соответствующих прав стоит знать о наказании. Согласно части первой статьи 12.7 КоАП, размер штрафа за такое правонарушение - от 5 до 15 тыс. руб. Кроме того, транспортное средство эвакуируют на стоянку. Если техника принадлежит другому человеку, его также могут оштрафовать на сумму 30 тыс. руб.