Кто проводит тест драйв автомобилей. Готовимся к прохождению тест-драйва

Сегодня ездил делать очередное ТО (компьютер настаивал!) в Автомобили Баварии. Нашли что где-то масло подтекает, но история не об этом... Ждать долго, обратно в город смысла ехать нет. Решил устроить тест-драйв новой BMW 1 серии, но в наличии машины для тест-драйва не оказалось. Была только «пятерка» и X6. Что поделать, долгие часы надо как-то коротать - поехали. А теперь анекдот ради которого этот пост:

Едем по трассе из города, болтаем про технические характеристики машины, спрашиваю:
- Машина застрахована на случай ДТП?
Менеджер (приятный и интеллигентный молодой человек; сейчас мало где такие) отвечает:
- Нет. Страховые компании дают очень высокие ставки* для нашего случая. Смысла страховать - нет.
- И что, я всю жизнь буду с вами расплачиваться, если что-то случится???
- Давайте будем концентрироваться на позитиве:-)

* Стандартная ставка по КАСКО составляет порядка 8-10% стоимости авто. Для машин на тест-драйве ставка страховой премии полиса на 3 месяца составляет 0.6 от годового тарифа. Можете прикинуть сколько это будет, при цене автомобиля порядка 4 млн. рублей. (Даю подсказку: 192-240 тыс. рублей)

BMW на сутки бесплатно

Да, возможно взять новенький BMW X6 или «семерку» из автосалона покататься бесплатно на целые сутки. Да, разумеется есть подвох:-)

Во-первых, таким образом выдают только дорогие модели автомобилей BMW. Взять модель третьей серии или уж тем более «копейку» не получится.

Во-вторых, кому попало дорогие автомобили не выдают. Услуга рассчитана на респектабельных клиентов, которые с большой долей вероятности приобретут эту машину в салоне и для принятия решения им не хватает лишь одного - почувствовать сладость обладания шикарным авто. Могу предположить, что если вы приедете в салон на новом 200-м «крузаке» в компании с шикарной блондинкой с ногами от ушей и скажете, что выбираете подарок для девушки в связи с круглой датой (3 месяца вашего знакомства), то велик шанс, что вам повезет.

Новый BMW со скидкой 5-20%

Продолжая тему тест-драйвов, обсудим вопрос куда деваются «протестированные» машины. В Автомобилях Баварии (не знаю как у других) машины находятся на тест-драйве не более трех месяцев. За это время они успевают накатать порядка 1000 километров пробега. После этого они выставляются на продажу со скидкой. Младшие модели выставляются с меньшей скидкой (5-7% для первой серии), а старшие - с большей (до 20% для BMW 5 Gran Turismo).

Есть еще один важный момент. Машины на тест-драйв заказывают практически в максимальной комплектации, то что называется «полный фарш». Поэтому, даже со скидкой они будут стоить не дешевле или даже дороже того, что обычный клиент выберет через конфигуратор.

Автомобиль – вещь утилитарная, то есть узкопрактическая, поэтому не стоит делать выбор, основываясь на визуальных предпочтениях, цветовой гамме и эмоциональных всплесках. Только практическая оценка автомобиля на ходу, может сформировать правильное мнение об выбранном автомобиле. Удобство управления трансмиссией, эффективность и настройка тормозов, точность и информативность рулевого управления, плавность хода, уровень вибрации, шумовое сопровождение можно оценить, только на практике - при проведении тест - драйва. Многие автосалоны предлагают эту услугу. Условия прохождения тест – драйва в них, практически не различаются:

  • Действующие водительские права.
  • Стаж вождения от 2-х лет.
  • Благоприятные климатические условия.
  • Светлое время суток.

Для того чтобы тест – драйв состоялся в назначенный день и время, при благоприятных условиях, необходимо заранее подать заявку о намерении его пройти. Уточнить и представить необходимую документацию автосалону. Однако, у нас есть и автосалоны, которые на европейском уровне относятся к покупателям, например - автосалоны «Мерседес», в которых, ваше желание пройти тест – драйв на понравившейся авто, исполнится в течение 10 – 15 минут. Когда улажены формальности и наступает момент прохождения испытания необходимо выполнить ряд несложных рекомендаций.

  1. Выполнить внешний осмотр авто на предмет повреждений и дефектов.
  2. Осмотреть багажник на соответствие заявленному объему.
  3. Откройте и закройте все двери.
  4. Оценить салон автомобиля – удобство расположения оборудования, узлов крепления детского кресла и т.д.
  5. Проверить регулировку сидений, зеркал, стеклоочистителей, стеклоподъемников.
  6. Проверить качество работ всех вспомогательных систем – климатической установки, подогрев сидений и т.п.

До начала движения уточнить у дилера соответствие типа двигателя и коробки передач выбранными вами. Наступает главный момент – начало движения. Необходимо, при прохождении тест – драйва, помнить, что этот автомобиль еще не Ваш! Поэтому, желание резко стартануть, набрать максимальную скорость за секунды, не входит в задачи проведения тест – драйва. Но и беречь автомобиль от рытвин и ухаб “редко” встречающихся на наших дорогах, тоже не надо. Спокойно погоняйте авто в разных режимах, посмотрите на сколько удобно парковаться.

Для полноты впечатлений от автомобиля, пригласите на тест – драйв знакомых или тещу, и потом расспросите их об удобстве пассажирских мест. Если лень самому все это проделывать, то закажите на тест- драйв - консультанта автосалона. В начале октября в Москве прошел этап третьего ежегодного всероссийского тест – драйва Toyota X-Country. Несмотря на пасмурную погоду, по славам моего друга: «…мероприятие было классным, несмотря на промозглый осенний день». Посетителям была предоставлена возможность, на специально подготовленных организаторами участках тест – драйва, протестировать три автомобиля из линейки, производимой в России 11 моделей.

По его рассказу друга, он попробовал в деле – Toyota Highlander, Toyota Hilux, Toyota Avensis. Трассы делились на следующие категории – легкое бездорожье, серьезное. Трасса с искусственными вне дорожными препятствиями. Трассу для седанов и экологическую трассу для авто с гибридным приводом. Резюме из рассказа друга – мероприятие показало, каким по-настоящему должен быть тест – драйв и чем солиднее компания производитель, тем лучше отношение дилеров к покупателям, в вопросе прохождения тест – драйва.

Еще один важный момент – не покупайте в автосалоне машину, которая использовалась для тест-драйвов . Такие машины обычно продаются со «сладкими» скидками, но на деле состояние машин оставляет желать лучшего и на ремонт вы потратите не меньше чем сэкономили.


Другие советы

Какие же основные моменты страхования КАСКО? Условия страхования зависят от того, какой именно у вас автомобиль, здесь необходимо учитывать как марку авто, так и год его выпуска. Также обращается внимание на пробег машины за все время ее использования и другие параметры.

Приобретение нового автомобиля является достаточно ответственным шагом, особенно, если модель авто только появилась на рынке. Ориентироваться исключительно на официальные данные, предоставляемые производителем, покупателю не всегда удобно. Поэтому тест-драйв, предлагаемый в автосалонах, является крайне востребованной услугой. Во время такой проверки можно оценить технические возможности автомобиля, а также его комфортабельность.

Поскольку данная услуга стала предоставляться автосалонами сравнительно недавно, многие потенциальные покупатели относятся к ней достаточно настороженно, часто игнорируя возможность проведения тест-драйва. Другая крайность - отношение к тест-драйву автомобиля как к развлечению и возможности покататься на дорогой престижной иномарке. На самом деле, правильно организованное тестирование помогает быстро сделать правильный выбор, на практике оценив достоинства или недостатки конкретной модели автомобиля.

Тест-драйв в автосалоне - как на него попасть

В большинстве случаев, для того, чтобы записаться на тест-драйв выбранного автомобиля, достаточно просто позвонить в автосалон и записаться на желаемый день и время. В том случае, если тестируемый автомобиль не является последней новинкой автопрома, получить его для тест-драйва можно даже без предварительной записи, посетив автосалон в удобное для себя время.

Как правило, наиболее востребованные в салонах автомобили оказываются свободными, и получить его для тестирования проблемы не составит. Если же выбранная модель является новинкой, либо имеется желание протестировать автомобиль в полной комплектации, имеет смысл записаться предварительно, поскольку в этом случае очередь на тест-драйв может достигать нескольких недель.

К слову, желательно брать для тестирования авто именно в максимальной комплектации, что даст возможность самостоятельно оценить необходимость оплачивать те или иные дополнительные опции. Отправляясь в автосалон для тест-драйва автомобиля, необходимо иметь при себе не только водительское удостоверение, но и общегражданский паспорт.

Время стандартного тестирования в автосалоне не превышает 40 минут. Но в том случае, если клиент для автосалона является постоянным, руководство с радостью предложит длительный тест-драйв новой модели, сроки которого устанавливаются индивидуально. Как правило, перед передачей автомобиля, автосалон страхует его буквально "от всего", но для клиента подобная услуга остается бесплатной.

Правильный договор - как избежать недоразумений

Перед тем как предоставить автомобиль для тест-драйва, заключается соответствующий договор, если тестирование проводится без сопровождения менеджера салона. Обязательным условием легитимного договора является индивидуализация автомобиля. На практике это означает необходимость указания в договоре тест-драйва не только марки автомобиля, но и его модели, а также VIN номера. В противном случае будет непонятно, что именно за авто передал салон для тестирования, и юридической силы договор иметь не будет.

Для того, чтобы избежать возникновения недоразумений, связанных с «несвоевременным» возвратом автомобиля в автосалон, в договоре должна быть указана не только дата возврата, но и конкретное время. Если время не указано, автомобиль можно вернуть до 23:59 указанной даты. Если же и дата возврата после проверки не указана, договор считается заключенный на неопределенный срок, и по закону, такое тестирование может продолжаться в течении 1-го месяца (п. 2 ст. 610 ГК РФ).

В обязательном порядке договор тест-драйва обязан содержать пункт о порядке компенсации ущерба при утере ключа или документов на авто (СТС или полис ОСАГО). Имеет смысл заострить внимание и на порядок использования полученной в автосалоне на тест-драйв машины - к примеру, разрешен ли выезд в другой регион, передвижение по дорогам с плохим покрытием. Некоторые автосалоны устанавливают лимит на пробег на период тест-драйва, который превышать нельзя.

Грамотный тест-драйв нового автомобиля - внимание деталям

Получив в автосалоне автомобиль для тестирования, следует проявить максимум собранности, поскольку за сравнительно небольшое количество времени предстоит ознакомится с основными возможностями. Для того, чтобы тест-драйв нового автомобиля ответил на все возможные вопросы будущего владельца, эксперты советуют соблюдать некоторые элементарные правила.

  1. Начало движения обязательно предварять настройкой зеркал, кресла, рулевого колеса и ремней безопасности «под себя».
  2. Правила дорожного движения никто не отменял - все выписанные штрафы придется оплачивать тому, кто находился за рулем.
  3. Стиль вождения должен быть идентичен повседневному.
  4. Не стоит старательно объезжать ямы и прочие неровности - важно почувствовать поведение авто на различных по качеству покрытиях.
  5. Будет неплохо, если в салоне будут присутствовать 1-2 пассажира.
  6. Если проверка проходит в присутствии менеджера автосалона, стоит помнить о том, что его слова преследуют цель совершить продажу, а не отражают реальную картину - лучше сосредоточиться на собственных впечатлениях от вождения.
  7. Необходимо самостоятельно проверить работу всех климатических установок, имеющихся в тестируемом авто.
  8. Имеет смысл захватить с собой флешку или диск для проверки аудиосистемы.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание показаны на видео:

При движении необходимо обратить внимание на уровень шума в салоне, наличия вибрации, исходящей от элементов внутренней отделки и т. д. Несмотря на то, что проверка нового автомобиля требует соблюдения ПДД, и в особенности скоростного режима, имеет смысл найти место с малой интенсивностью движения, чтобы проверить авто на большей скорости. В этом случае, следует приготовиться к тому, что присутствующий менеджер автосалона будет немного возражать.

Распространенная ошибка водителей, совершающих тестирование нового автомобиля - это излишняя аккуратность при вождении. Объясняется это просто - боязнью повредить дорогостоящий автомобиль. На самом деле страхи эти не имеют под собой оснований, поскольку на тест-драйв «выпускаются» лишь полностью застрахованные автомобили, и при любом вариант развития событий, причиненный машине во время проведения тест-драйва ущерб будет оплачивать страховая компания, а не водитель. Достаточно часто встречается такая ситуация, когда перед тем, как предоставить машину для тестирования, предлагается подписать договор о возмещении ущерба при повреждении транспортного средства. В этом случае можно посоветовать обратиться в другой автосалон.

Услугу тест-драйва сегодня предлагают своим клиентам почти автодилеры, и в любом уважаемом себя салоне есть целый . Многие автолюбители знают, что имеют право на прохождение тест-драйва, но плохо представляют себе, . Можно ли довольствоваться поездкой по внутреннему двору салона или надо требовать полноценную езду в условиях городского трафика? Существует ли дресс-код для прохождения тест-драйва и кто будет отвечать за аварию?

Все просто! Как правило, информация о возможности пройти тест-драйв отражена на сайтах автосалонов. Иногда потенциальному покупателю надо заблаговременно записаться на пробную поездку. Можно попытаться и наудачу - просто зайти в салон и узнать, свободны ли интересующие машины. Предварительная запись на тест-драйв зачастую бывает только при поступлении новых моделей – в этом случае салон формирует очередь из желающих на ней прокатиться. Дилеры рекомендуют выбирать для пробной поездки более свободные с точки зрения трафика дни и время.

К примеру, утром или вечером в будни на тест-драйв лучше не отправляться из-за риска застрять в пробке. О динамике автомобиля в этом случае узнать ничего не получится. Наилучший вариант - днем в будни или в выходные дни. Продолжительность тест-драйва, как правило, не ограничена и зависит от воли салона и настроения менеджера, который поедет за компанию с водителем. Но, зачастую, если речь идет о приобретении люксового автомобиля, потенциальному покупателю разрешают больше. Ему даже могут выдать автомобиль для персонального тест-драйва без сопровождения менеджера.

Естественно, при себе следует иметь действующее водительского удостоверение, обладать стажем вождения от двух лет и находиться в трезвом состоянии. Кроме того, по правилам, для прохождения тест-драйва нужно предоставить паспорт. Водителю на момент проведения пробной поездки должен исполниться 21 год.


Первый вопрос, который волнует почти каждого потенциального покупателя: а что будет со мной, если я поцарапаю или еще как-нибудь испорчу автомобиль во время тест-драйва? Ответ на него внушает оптимизм - ничего!

Дело в том, что к тест-драйвам дилерам разрешается предлагать только полностью застрахованные автомобили, причем от любых повреждений, включая стихийные бедствия. Так что опасаться сверх меры не следует, хотя и ездить, не оглядываясь, тоже не рекомендуется. Автомобиль-то застрахован, но преступивший ПДД водитель будет отвечать за свои нарушения по всей строгости.

Если вдруг в салоне перед тест-драйвом предлагают подписать документ, в котором водитель обязуется материально возместить все возможные повреждения, то делать этого не следует. Также не стоит соглашаться на тест-драйв, в котором за рулем будет менеджер салона - такие «предложения» тоже имеют место быть.


В подавляющем большинстве случаев дилер имеет согласованный с ГИБДД маршрут для тест-драйва, по которому автовладелец и направится. Маршрут не должен быть слишком коротким и пролегать все время по прямой. Водитель имеет полное право проверить будущий автомобиль на ускорение и торможение, работу ручника, повороты, маневренность и т.д. Вряд ли имеет смысл проезжать дорожные полицейские на скорости в 80 км/ч, но не стоит и совсем уклоняться от рытвин и неровностей.

Тест-драйвы бывают короткими и суточными. В первом случае потенциальный покупатель выезжает вместе с менеджером и катается в среднем от 10 до 40 минут. Во втором автомобиль автовладельцу предоставляется сроком на одни сутки - более чем достаточно, чтобы оценить все его ходовые качества.

Если на короткие тест-драйвы допускаются абсолютно все желающие, то суточный тест-драйв доступен, как правило, только для постоянных клиентов салона, доказавших свою лояльность и высокую покупательскую способность. На суточные тест-драйвы нередко выдаются автомобили представительского класса.

Еще несколько лет назад сесть в дорогую иномарку на тест-драйв могли только люди, соответствующие определенному дресс-коду. Сегодня за руль не пустят разве что подростка или хронического алкоголика. Владельцы автосалонов убедились, что состоятельные люди в России далеко не всегда щеголяют дорогих костюмах. Как анекдот пересказываются менеджерами по продажам истории о покупателях в шортах и шлепанцах, о старичках с дачными рюкзачками, которые сразу после тест-драйва извлекали пачки наличных и оплачивали понравившийся люксовый внедорожник.


Режим тест-драйва не избавляет водителя от опасности нарваться на штраф в случае нарушения Правил дорожного движения. Среди других популярных историй, которые рассказывают в салонах, множество таких, в которых у водителей за нарушения ПДД отбирали права. А в одном случае водитель на тестовой машине даже устроил гонки с ГИБДД и только благодаря настойчивым требованиям менеджера все-таки остановился. Оказалось, что у него поддельные права, и прямо с тест-драйва «гонщика» увезли в отделение.

Тест-драйв дает возможность потенциальному покупателю оценить достоинства или недостатки своего будущего автомобиля. Дилеры могут вносить в правила этой процедуры свои дополнения, поэтому имеет смысл узнать о них заранее. В целом, чем крупнее компания, тем чаще она идет навстречу клиентам. И если какие-то основные пункты правил, вроде возраста или наличия водительских прав, изменить не получится, то о том, что касается продолжительности тест-драйва, скорости или маршрута поездки, как правило, можно договориться с менеджером.

Сегодня практически все автосалоны предлагают своим клиентам тест-драйв - пробную поездку, которая позволяет потенциальному покупателю обкатать машину. Проверка ходовых качеств машины преследует одну маркетинговую цель -помочь покупателю сделать выбор и решиться на покупку автомобиля. В то же время автосалон должен иметь гарантии, что клиент возвратит машину в целости и сохранности и в установленный срок. Для этого в договор на прохождение тест-драйва необходимо включить ряд условий.

Ошибка 1. Договор на тест-драйв должен иметь индивидуализирующие автомобиль признаки

Договор тест-драйва подразумевает передачу автосалоном (ссудодателем) автомобиля во временное пользование потенциальному клиенту (ссудополучателю). Плата за предоставление автомобиля на тест-драйв не взимается, поэтому такой договор по своей правовой природе является договором безвозмездного пользования (гл. 36 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ).

К договору безвозмездного пользования применяются некоторые принципы, относящиеся к договору аренды (ст. 689 ГК РФ). В частности, договор не будет считаться заключенным, если в нем не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в пользование (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Последствия. Если автомобиль в договоре не индивидуализирован, а по тексту документа невозможно определить, что автосалон передал клиенту автомобиль в безвозмездное пользование, то договор уже считается незаключенным, так как эти два существенных условия не согласованы.

Как правильно. В договоре прохождения тест-драйва обязательно укажите индивидуализирующие автомобиль признаки (как минимум марку, модель и VIN) и отметьте безвозмездность использования (рисунок, п. 1.1 договора ).

    l&g t;

    Ошибка 2. Не указали условия, защищающие автосалон от недобросовестных действий клиента во время прохождения тест-драйва

    Отсутствует условие о сроке пользования автомобилем. Чего обычно ожидает автосалон от контрагента по договору тест-драйва? Только одного - чтобы клиент вернул автомобиль в целости и сохранности в согласованный срок.

    Последствия. Если срок не указан, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ). В этом случае любая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив другую сторону за один месяц. Иными словами, если автосалон забыл обозначить в договоре срок пользования автомобилем, то клиент сможет как минимум месяц бесплатно использовать машину.

    Как правильно. Исходя из этого, обязательно установите срок пользования автомобилем (рисунок, п. 2.4 договора ); причем с учетом специфики тест-драйва лучше указывать не только дату, но и время возврата. Если этого не сделать, то клиент может вернуть автомобиль в назначенный день, но, например, в 23 часа 59 минут. Мало того что в такое время трудно найти сотрудника для приемки автомобиля, так еще и нельзя запланировать другие тест-драйвы на этот день; поэтому в некоторых компаниях автомобили выдаются только на несколько часов.

    Не установлена ответственность клиента за несвоевременный возврат автомобиля. Клиент может нарушить интересы автосалона разными способами - например, не возвратить или несвоевременно возвратить автомобиль.

    Последствия. В период просрочки тест-драйв в автосалоне проводиться не может - как следствие, снижается объем продаж.

    Как правильно. Клиента следует предупредить, что в случае невозврата автосалон обратится в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, а также применит средства дистанционного блокирования двигателя автомобиля (рисунок, п. 4.1.5 договора ). Кроме того, на случай несвоевременного возврата автомобиля предусмотрите плату за каждый час просрочки (рисунок, п. 5.5 договора ).

    Не установлено возмещение потери документов или ключей от автомобиля. Одновременно с машиной клиенту передаются свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис ОСАГО и ключ зажигания. Есть опасность, что клиент потеряет их.

    Последствия. Автосалон понесет дополнительные расходы на восстановление документов или ключей.

    Как правильно. Внесите в договор на тест-драйв условие о компенсации материальных и временны´х затрат на восстановление утерянных документов и принадлежностей: например, потерявший их клиент платит автосалону штраф в размере 500 руб. за каждый документ или 1000 руб. за каждую принадлежность.

    В договоре не указано, где и каким образом клиент может использовать автомобиль. Клиент может использовать авто не по назначению: скажем, вместо того чтобы знакомиться с характеристиками машины, поедет на ней в соседний регион на рыбалку и привезет в багажнике мешок рыбы.

    Последствия. Вполне вероятно, что салон или багажник испачкается.

    Как правильно. Включите в договор пункты о строго целевом использовании автомобиля (рисунок, п. 3.1 договора ), о возможности ездить только по дорогам с качественным покрытием и запрете выезда в другие регионы (рисунок, п. 3.2 договора ), о лимите пробега (рисунок, п. 3.10 договора ) и плате за сверхнормативный пробег (рисунок, п. 5.6 договора ), а также о компенсации расходов на мойку автомобиля (рисунок, п. 5.7 договора ).

    Не застрахована ответственность за вред, причиненный автомобилем, и не установлены обязанности клиента по возмещению ущерба и расходов в случае ДТП. Клиент может попасть в ДТП - как по своей вине, так и по вине другого водителя.

    Последствия. Возможно повреждение автомобиля и нанесение вреда здоровью, а также причинение ущерба имуществу третьих лиц. В последнем случае есть риск, что обязанность по возмещению ущерба третьим лицам будет возложена на автосалон как на владельца источника повышенной опасности.

    Как правильно. Лучший вариант минимизации этих рисков - страхование, причем не только ОСАГО, но и каско. Имеет смысл застраховать ответственность за вред, причиненный автомобилем, на сумму, превышающую лимит по ОСАГО. Дорогих автомобилей на улицах все больше, и нет никаких гарантий, что особо «удачливый» клиент не въедет во время тест-драйва в такую машину.

    Однако если клиент в момент ДТП будет находиться в состоянии алкогольного опьянения, в выплате страхового возмещения вам откажут, поэтому обязательно включите в договор пункт, предупреждающий клиента о регрессном требовании (рисунок, п. 4.1.4 договора ). Например, если клиент, будучи в состоянии опьянения, во время проведения тест-драйва в автосалоне повредит другой автомобиль, страховая компания по ОСАГО произведет выплаты потерпевшему; однако впоследствии она взыщет сумму выплат с клиента (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 №40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    Кроме того, установите в договоре обязанности клиента по возмещению ущерба в части, не покрытой страховым возмещением (рисунок, п. 5.2 и 5.4 договора ), а также по компенсации расходов автосалона на возмещение вреда третьим лицам (рисунок, п. 5.3 договора ). Все это заставит клиента максимально дисциплинированно вести себя на дороге.

    В договоре не предусмотрена возможность штрафа за нарушение правил дорожного движения. Клиент может нарушить ПДД во время тест-драйва, и это может быть зафиксировано видеокамерами.

    Последствия. Штраф придется платить собственнику автомобиля, то есть автосалону (п. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ).

    Как правильно. Укажите в договоре, что клиент обязан компенсировать автосалону уплаченный штраф (рисунок, п. 5.1 договора ).

    Ошибка 3. В договоре на тест-драйв не предусмотрены условия, исключающие возможность споров

    Состояние автомобиля на момент передачи. Во избежание споров о том, причинен ущерб машине клиентом или «так и было», при заключении договора рекомендуется подписывать акт приема-передачи автомобиля, зафиксировав в нем состояние транспортного средства в момент передачи. В договор при этом надо внести следующее условие: отсутствие в акте указаний на недостатки автомобиля доказывает, что машина на момент передачи таковых не имела (рисунок, п. 2.2 договора ).

    Место возврата машины. Чтобы клиент не требовал от представителя салона приехать за автомобилем к нему домой, лучше указать точный адрес, по которому он обязан вернуть машину (рисунок, п. 2.5 договора ).

    Возможность одностороннего акта. Бывает, что клиент, возвращая автомобиль после прохождения тест-драйва разбитым, отказывается подписать акт с перечнем повреждений. На этот случай в договоре можно указать, что при отказе клиента от подписания такого акта юридическую силу имеет акт, составленный автосалоном в одностороннем порядке (рисунок, п. 2.7 договора ).

    Знакомство с системами управления автомобиля. Клиент, желая переложить ответственность за совершенное ДТП на автосалон, может утверждать, что не был надлежащим образом ознакомлен с системами управления автомобилем, в результате чего перепутал педали газа и тормоза. Этого вполне можно избежать. Во-первых, включите в договор условие о том, что, если необходимый инструктаж не был проведен, клиент обязан заявить об этом до поездки (рисунок, п. 3.4 договора ); во‑вторых, в акте о передаче автомобиля клиенту сделайте отметку о том, что последний получил всю необходимую информацию об управлении автомобилем.

    Срок действия договора на тест-драйв и срок тест-драйва. Поскольку ряд обязательств (например, компенсация штрафов и иных расходов) возникает у клиента после возврата автомобиля автосалону, рекомендуется не приравнивать срок действия договора к сроку безвозмездного пользования. Лучше включить в договор условие, что в части обязательств по возмещению убытков договор действует до полного исполнения клиентом всех обязательств (рисунок, п. 6.1 договора ).

    Арбитражная оговорка. Поскольку по общим правилам подсудности иск рассматривается судом по месту нахождения ответчика (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ), есть риск, что автосалону придется понести серьезные неудобства и большие судебные расходы, чтобы взыскать убытки с клиента из дальнего региона. Поэтому установите договорную подсудность (рисунок, п. 7.2 договора ), определив суд, в котором автосалону удобно разрешать споры.

    • Порядок разрешения хозяйственных споров: опыт практиков

    Даже очень грамотно составленный договор на тест-драйв не защитит автосалон от всех рисков. Например, штраф ГИБДД за превышение скорости одним клиентом будет невелик. Но если компания проводит много тест-драйвов, то общая сумма штрафов может оказаться значительной. Поэтому наряду с договором стоит прибегнуть и к другим способам минимизации рисков: страхование, оборудование автомобилей системой дистанционного слежения и блокировки, проведение тест-драйва только в присутствии представителя автосалона.

    Такие разделы договора, как «Уведомления сторон» и «Реквизиты и подписи сторон», являются типовыми, поэтому здесь не приводятся.