Коробки передач и их различия. Механическая коробка передач: устройство, виды, особенности

Нередко выбор машины основывается на особенностях ее конструкции, которые непосредственно влияют на процесс эксплуатации. Неважно, что именно относится к таким характеристикам – правостороннее расположение руля или вид КПП, – в любом случае каждый покупатель подбирает тот вариант, который будет для него самым удобным. Что касается коробок передач, то споры автолюбителей ведутся вокруг удобности использования механической и автоматической КПП, которыми обустраивается все большее количество современных автомобилей. Так что же выбрать: автомат или механику? Давайте попробуем разобраться вместе.

Коробка передач и ее виды

Коробка передач любого транспортного средства изначально разрабатывалась с целью изменения частоты и крутящего момента ведущих колес машины в значительно больших пределах, чем это может обеспечить имеющийся силовой агрегат. Зачастую это касается двигателей внутреннего сгорания, характеризующихся недостаточной приспособляемостью. Кроме того, передаточная коробка обеспечивает возможность движения автомобиля задним ходом, его поворот и длительное разъединение мотора и трансмиссии при запуске силового агрегата или его работе на стоянках.

Все коробки передач разделяются на несколько видов. Исходя из принципа действия устройства, выделяют ступенчатые , бесступенчатые и комбинированные КПП , причем вид передаточной коробки во многом определяет вид трансмиссии транспортного средства.

В КПП ступенчатого вида крутящий момент меняется ступенчато, и в эту группу относят механическую и роботизированную коробку передач. К бесступенчатым устройствам принадлежит вариатор (вариаторная КПП), в котором передаточное число изменяется более плавно. Достичь такого результата удалось путем гидравлического или механического изменения крутящего момента. Также существует и комбинированный вид коробок передач – автоматическая КПП.

Преимущества и недостатки

Поскольку самыми известными на сегодня являются механические и автоматические передаточные коробки, то неудивительно, что споры водителей собираются именно вокруг этих двух видов. Разобравшись более детально, что такое коробка передач и какие функции она должна выполнять, вы сможете грамотно подойти к вопросу выбора ее вида, с учетом всех плюсов и минусов.

Так, сильными сторонами механики выступают: простота конструкции, экономичность в обслуживании и расходе топлива (автомобиль с механической коробкой передач расходует на 10-15% меньше горючего, в сравнении с АКПП), достаточно большой эксплуатационный ресурс (некоторые МКПП могут использоваться даже после поломки мотора), высокая динамика разгона и высокий процент КПД.

Также в этот список стоит отнести хорошую приемистость транспортного средства (обороты мотора быстро увеличиваются), при которой водитель может сам выбирать стиль вождения путем переключения скоростей, относительно малый вес, возможность пуска силовой установки даже при неработающем зажигании или АКБ.

Конечно, и без недостатков тут не обходится. Например, механическая коробка передач достаточно сложный вариант для новичков, в результате чего существует риск повреждения, как самих элементов коробки, так и сцепления или даже мотора. В сравнении с АКПП, в механическом варианте устройства промежуток переключения передач несколько увеличен, да и усталость водителя при эксплуатации такого автомобиля в городских условиях заметно выше.

Что касается автоматики, то неоспоримым преимуществом этого вида КПП является:

легкость эксплуатации (не нужно постоянно выжимать сцепление);

Отсутствие риска перегрузки мотора (передаточная коробка сама «решает», какой момент может считаться оптимальным для переключения на более низкую или более высокую передачу);

Сокращенное время переходов из низшей ступени на высшую и обратно с сохранением мощности силового агрегата.

К недостаткам использования АКПП относят:

сложную конструкцию и, как результат, дорогое производство и обслуживание;

утрудненную или невозможную эксплуатацию вне асфальтированной местности (в условиях распутицы, грязи, снежных заносов или гололеда гор), что, собственно, нередко может сыграть решающую роль в ответе на вопрос, что лучше: автомат или механика;

Практически полное отсутствие возможности самостоятельного ремонта, пусть даже неисправность несерьезная;

Отсутствие возможности буксировки (возможно лишь использование эвакуатора или частичная погрузка), либо отсоединения приводов;

Необходимость специальных навыков управления автомобилем в сложных погодно-климатических условиях.

Более того, наверняка каждый водитель, который хоть раз управлял автомобилями с разными КПП, сможет дополнить данные списки своими примерами «плюсов» и «минусов». Особенностей управления машиной достаточно много, пусть даже основное назначение коробки передач остается неизменным.

Механическая коробка передач

Механическая коробка переключения передач (или просто МКПП) является разновидностью КПП со ступенчатым механизмом изменения передаточного отношения, где осуществляется вручную (водителем). Благодаря этому обеспечивается оптимальный рабочий режим двигателя при движении в самых различных условиях.


Из всего разнообразия представленных сегодня механических коробок передач можно выделить только два основных вида: трехвальные и двухвальные . Зачастую первый вариант устанавливается на автомобили с задним приводом, а второй – на переднеприводные легковые транспортные средства. Несмотря на то, что устройство и рабочий принцип обоих видов существенно отличаются, они все равно сводятся к одному: кинематическому соединению входного и выходного валов на разных ступенях при помощи разных комбинаций шестерен с различными передаточными числами.

Интересный факт! Современные механические КПП могут иметь от 4 до 6 скоростей для передвижения автомобиля вперед и одну скорость для движения задом. Именно в механике применяются различные защитные блокировки и механизмы, предотвращающие случайную активацию задней передачи.

Разбираясь в том, какие бывают коробки передач, стоит обратить внимание на автоматическую КПП, представляющую из себя разновидность трансмиссии автомобилей, которая обеспечивает автоматический (без непосредственного участия водителя) выбор подходящего под условия движения передаточного числа.


С технической точки зрения, «автоматической» можно назвать любую разновидность КПП, где передачи переключаются автоматическим способом. Но на практике, название «автоматическая коробка передач» исторически закрепилось только за одним ее видом – гидромеханической планетарной передаточной коробкой .

В последние десятилетия, помимо этого варианта, вниманию покупателей предлагаются и различные механические модели с автоматизированным переключением (так называемые «роботы»). Они обладают электронным управлением и имеют электромеханические или электропневматические исполнительные устройства. В то же время используемая в некоторых транспортных средствах вариаторная коробка передач не является разновидностью АКПП, как, впрочем, и любой другой КПП.

Различные виды коробок передач предусматривают наличие и некоторых их отличий. К примеру, («робот») являет собой механическую передаточную коробку, где функции переключения передач и выключения сцепления полностью автоматизированы. В современных конструкциях представлено двойное сцепление, которое обеспечивает передачу крутящего момента, не разрывая мощность. Это позволяет снизить потребление машиной топлива и увеличить разгонную динамику, что только способствует популярности роботизированных КПП. Одной из самых известных конструкций являются устройства типа DSG.

Вариаторная коробка

К видам автоматических коробок передач нередко относят и , хотя на самом деле это устройство вообще не является коробкой передач в традиционном понимании этого понятия. Вариатор (распространенное название «вариаторная коробка передач») – это бесступенчатое устройство, предназначенное для плавного изменения передаточного числа в заданном диапазоне.

Главное преимущество этого вида, в сравнении с другими КПП, заключается в эффективном применении мощности силовой установки, чего удалось добиться благодаря оптимальному сочетанию нагрузки на автомобиль с оборотами коленвала. Этот факт помог достичь высокой топливной экономичности, а отсутствие рывков и непрерывное изменение крутящего момента обеспечили высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров.


В отличие от традиционного вида АКПП, установленного во многих автомобилях, в вариаторе отсутствует коробка передач с заданным количеством ступеней. Так, работа самого известного варианта вариатора основывается на вороте, позволяющем без применения жестко заданных передач устанавливать любой коэффициент передачи крутящего момента.

Как известно, КПП автомобиля – это неотъемлемая часть его конструкции, которая во многом определяет удобство управления транспортным средством. Именно поэтому стоит грамотно подходить к выбору. Существует даже ряд рекомендаций и предупреждений специалистов, касающихся этого вопроса.

Советы:

Для определения наиболее удобного для себя варианта КПП всегда в полной мере используйте тест-драйв.

Хорошие коробки-автомат должны переключать скорости при оборотах, близких к максимальным значениям.

Следует также учитывать и ценовую политику, так как автомобили с ручными КПП стоят дешевле (примерно на 1000 долларов).

Несмотря на то, что одна мысль о езде на механике пугает водителей-новичков, на практике все оказывается не так страшно. Более того, во многих автошколах практикуется обучение на машинах с механической КПП.

Учтите: существуют и некоторые другие типы КПП, являющиеся промежуточным вариантом между автоматическими и механическими коробками передач автомобилей. Так, некоторые производители (например, BMW или VW) предлагают покупателю транспортные средства с полуавтоматическими КПП, причем у каждого автопроизводителя они носят свое название: BMW – SMG, у VW – DSG, хотя принцип работы остается одинаковым для всех.

Если для вас важна возможность максимального ускорения, тогда ваш вариант – это механика, ведь при правильном управлении механическая передаточная коробка лучше и быстрее любого автомата.

Для водителя-новичка более подходящим вариантом является коробка-автомат, позволяющая лучше сосредоточиться на дорожной обстановке.

Важно проверить и класс экономичности транспортного средства, причем не только в городских условиях, но и за городом. Это поможет вам получить представление о среднем расходе топлива.

Обратите внимание! АКПП меньше нагружает мотор и трансмиссию, а значит, возможность появления проблем с этими узлами намного ниже, чем при неправильно использованной МКПП.

Предупреждения:

Даже если перед вами не стоит выбор, на чем лучше учиться: на механике или на автомате, все равно будьте очень осторожны, начиная эксплуатацию транспортного средства с незнакомой КПП.

Если автоматическая коробка передач переключает скорости за 1000 оборотов раньше предельной черты, то лучше заменить транспортное средство или саму КПП.

Некоторые модели автомобилей, которые раньше предлагали обе коробки передач (на выбор), сегодня могут быть доступны только в одном варианте. Поэтому либо выбирайте другую машину, либо приспосабливайтесь к незнакомой передаточной коробке.

В любом случае, и автомат, и механика имеют свои плюсы и минусы, а их значимость зависит только от ваших требований, так что решать только вам.

4216 Просмотров

Коробка передач нужна машине для изменения передаточных чисел, а если говорить простым языком и кратко, то . Он передается со стороны мотора к колесам, оборудованным ведущими приводами. Бывают автомобили с задним, передним и полным приводом, но конструкция КПП при этом не изменяется. В данной статье мы поговорим о том, сколько существует разновидностей трансмиссий.

Основное назначение

Коробка передач должна постоянно заниматься передачей крутящего момента от начала и до конца движения автомобиля. К эксплуатации относится движение по всем ухабистым дорогам, когда есть необходимость в частой смене скоростей. Изменяя передачу, водитель передвигает рычаг кулисы, что в свою очередь приводит в движение конкретную шестерню.

Еще коробка передач позволяет авто двигаться задним ходом. Также в трансмиссии предусмотрено сцепление, которое служит возможностью разъединения мотора и колес, а это просто необходимо, так как сменить передачу без данного устройства просто невозможно. Также у любой КПП есть нейтральная передача, она необходима для движения накатом или в зимнее время, когда нужно разогреть двигатель, а также при остановке у светофора.

Также существуют контрактные КПП – это узлы, снятые с битых автомобилей и проданные, как б/у детали. Именно контрактная коробка передач пользуется активным спросом у таксистов.

Строение КПП

Обычно современные авто, что касается коробки передач, обладают ступенями. Чаще всего это МКПП. Они обладают несколькими зубчатыми шестеренками. Коробка передач включает расчет на четыре-пять скоростей, не говоря о заднем ходе.

Изменение скоростей возможно благодаря перемещению шестеренок, они цепляются друг за друга, в результате происходит блокировка за счет продвижения вперед устройства, которое служит для синхронизации крутящего момента и колеса. Управлять шестеренками можно вручную, когда используется , либо такое действие происходит автоматически, когда работает автоматика.

Старые коробки передач обладали трехступенчатыми и четырехступенчатыми диапазонами, а вот современные аналоги могут похвастать и 8 скоростями, ну или еще выше. Расчет количества передач зависит от типа мотора и других факторов.

Рассмотрим, что включает в себя коробка передач, если говорить об элементах более подробно.

Первый узел, который делает все единым целым, – это корпус. Сюда относятся разные узлы трансмиссии, такие как: блоки шестерен, обгонные муфты и блок заднего хода. имеет расположение рядом с маховиком, который держится на моторе.

Учитывая принцип работы, шестеренки сильно трутся друг о друга во время , а это значит, что им необходима обильная смазка. Поэтому картеру следует быть заполненным маслом до определенного уровня. У коробки передач еще есть разного рода устройства, они комплектуются вместе с подшипниками, находится каждый из них в картере, у каждого блока по нескольку шестеренок, у которых количество зубьев отличается.

Следующая деталь, о которой пойдет речь, – это синхронизаторы. Для любого автомобиля важно, чтобы коробка передач была плавной, без лишнего шума, ударов, колебаний, поэтому синхронизаторы уравнивают работу шестеренок, имеющих постоянное вращение.

Правильный расчет передаточных чисел позволяет коробке передач преобразовывать крутящий момент двигателя и точно распределять его на приводные оси. Такая технология уже давно используется ведущими автопроизводителями.

Для того, чтобы переключить передачу в КПП, водитель выжимает сцепление и передвигает рычаг кулисы в нужное положение.

Все сделано таким образом, что даже при большом желании включить одновременно две передачи, это сделать невозможно. С другой стороны, благодаря блокировке кулисы, передачи сами не могут переключаться или выключаться.

Каковы виды КПП

Как мы знаем, трансмиссия автомобиля или коробка передач, главным образом, требуется для распределения и расчета крутящего момента, который передается от мотора до колес авто. Эта технология заложена еще в начале прошлого столетия.

Существуют разные коробки передач. Сколько есть типов? Можно выделить четыре распространенных типа. Давайте ответим на самые распространенные вопросы, что такое КПП, каким образом расшифровывается эта аббревиатура.

Она означает – коробка переключения передач. Принцип этой технологии позволяет выделить следующее:

  • механика,
  • автоматика,
  • робот,
  • еще можно сказать о бесступенчатой или вариаторной трансмиссии.

Их техническая работа отличается одна от другой. Рассмотрим отличия, отметив положительные и отрицательные технические моменты.

Еще важно отметить: контрактные устройства требуются, чтобы совершить повторное использование в других автомобилях. Исследуем каждое по отдельности.

Механическое устройство

Технологические параметры механического устройства известны всем. Речь идет о наличии педали сцепления, которая характеризуется ясным назначением – приводить в движение систему сцепления, которая помогает сменить скорость движения и произвести плавное трогание с места. Основные моменты таковы, что изначально расчет велся по известной технологии уже многие десятилетия. На сегодняшний день контрактные устройства имеют одну цель, добиться второстепенного использования агрегатов.

Всем известно, как расшифровывается аббревиатура механическая КПП. Данная коробка за десятилетия существования претерпела немало изменений и в лучшую сторону, но технология осталась прежней и даже стала на порядок выше. Современные авто все еще имеют некоторые перемены, которые способствуют новому технологическому расчету. Именно такие коробки можно купить в качестве контрактных агрегатов, бывших в употреблении.

Если у автомобиля привод передний, скорее всего он, оборудован двухвальной коробкой.

По расчету, самой простой системой КПП можно назвать именно механическую. Отметим, что общее устройство трансмиссии для МКПП имеет простое название, а работу выполняет сложную. Практически каждой механике свойственно пять ступеней, хотя для современного авто уже предусматривается шестиступенчатая коробка. По такому расчету скоростей снабжаются практически все автомобили последних лет.

Роботизированное устройство

Перемены в назначении коробки дошли до того, что теперь управлять мощностью двигателя стал робот, хотя сама структура работы осталась той же, а вот управляет устройством теперь электроника или «робот».

Основные положительные характеристики в том, что водителю можно не обременять себя дополнительными усилиями при переключении передач. Название говорит само за себя. «Робот» или электроника сама контролирует весь процесс. Это особенно будет приятно для начинающих водителей, речь больше идет о представительницах слабого пола, хотя и мужчинам тоже не легко дается управление автомобиля на МКПП. Трансмиссия переднеприводного автомобиля с «роботом» будет интересна каждому.

Сходство с механической КПП и «роботом» есть, оно находится на одном уровне с механикой и КПД выдает абсолютно схожий, правда, плавности ему не занимать. Такое положение вещей означает, что основные характеристики в положительном ключе на этом кончаются. Такая вот бюджетная автоматика.

Правда, трансмиссия автомобиля «Феррари» основана на «роботе», основные характеристики которого действительно хорошие, речь идет о гоночном автомобиле. Для гонок как раз такая схема трансмиссии подходит как нельзя лучше.

Что же делает роботостроение привлекательным, какова схема трансмиссии? Ответ – количество сцеплений. У «роботов» их наблюдается два. Трансмиссия автомобиля такого уровня была проверена на Фольксвагене, позже она была внедрена в Вольво, Форд и Митсубиси. Таким образом, можно было судить, сколько сцеплений, какова скорость работы, поэтому «роботы» были многофункциональны и, как отмечают инженеры, за ними будущее.

Автоматическое устройство

Еще в пятидесятые годы прошлого века появились АКПП, расшифровывается это название – , всем стала править автоматика. Такая альтернатива трансмиссии транспортных средств стала особенно привлекательной для новичков и женщин, которым было тяжело совладать с механической коробкой передач.

По сравнению с роботами, коробка передач, имеющая автоматическое переключение, более плавная, даже контрактные устройства с автомобилей, которые подверглись аварии, все равно надежнее, чем «роботы».

Но есть и отрицательные моменты. Так АКПП имеет больший вес нежели механика, так как в ней находятся тяжелые планетарные ряды, а не простые шестеренки.

Рычаги заменяет сложная гидравлика, сцепление – это гидротрансформатор, который не может работать в полной мере так, как это устраивало бы инженеров, поэтому они вынуждены увеличивать число фрикционных накладок. Все это во много раз утяжеляет машину, что ведет к ее более медлительному ходу и увеличению расхода топлива.

Достаточно часто можно увидеть АКПП с восемью передачами. Но каким бы хорошим ни было описание трансмиссии автоматики, все равно она проигрывает механической коробке в том, насколько эффективно она работает.

Вариаторы

Описание трансмиссии вариативного типа отличается во многом от того, что представляет собой автоматическая коробка. В их конструкции вообще нет передач. Уже многие варианты вариаторов предлагали инженеры всех автопроизводителей. Самой лучшей, которая как-то приживается, оказался клиноременный вариатор. Здесь имеется в виду двойной шкив, он соединяется с мотором и трансмиссией. Есть особый клиновый ремень, он может сразу срабатывать на переключение передаточного числа. Оно определяется в каждый момент времени, так как обороты мотора постоянно меняются. Это идеальная коробка, ведь теперь машина едет всегда с самой выгодной скоростью на самой лучшей отдаче двигателя.

Но не все так хорошо на практике, как рисует это схема двигателя. Ведь инженерам потребовался узел, который бы все это контролировал. А это, значит, нужен гидротрансформатор, еще его называют гидромуфта. Такая конструкция сильно снижает КПД. Поэтому предпочтение отдают механической коробке передач или автоматам. Хотя, возможно, инженерам удастся сделать рывок или прорыв в будущее вариаторов.

Совет! В таком случае, решив получить права, учитесь водить авто на обычной механике. Благодаря этому у вас не возникнет лишних проблем с управлением авто по городу, которое является самым сложным.

Как КПП работает

Как же меняется крутящий момент? Лучше это понять можно, если рассмотреть пример. Для начала посчитаем количество зубьев на шестернях. На первой их двадцать, а на второй сорок. Получается, что, когда первая прокрутилась два раза, у второй это случилось только однажды. Получается, что это вторая передача.

Третья шестерня тоже содержит двадцать зубов, у четвертой опять сорок. Получается простая арифметика. Если запускается мотор, то у первой шестерни будет 2000 оборотов в минуту, а у второй только 1000, третья также имеет ту же скорость. Это связано с тем, что шестеренки нанизаны на одной линии. Получается, что четвертая имеет скорость в полтысячи оборотов в минуту. Значит, что передаточное число составляет две единицы, для первой и второй пары. Общее число равно четырем, ведь на это количество раз уменьшается скорость вращения последней шестерни, если сравнить ее с первой шестерней.

Выходит, что, если вторая и четвертая шестеренки не работают, тогда устройство вообще не передает момент, то есть у нас нет передачи движения, получается, включена нейтральная передача. Если же эта деталь направлена в противоположную сторону, то машина движется назад, в результате чего, валы остаются на одном уровне.

Зачем нужно пользоваться дополнительным валом и сколько их бывает в агрегатах? Так можно добиться новой системы разнопарного количества шестеренок. Только так возможно создать разные скорости движения.

Так как шестерен много в каждом легковом авто с МКПП, то и выбор передач может быть большой. Это уже касается вариативной коробки. Как бы то ни было, но передаточное число можно устанавливать любое. Обычно это не целые числа, а дробные. Что же касается того момента, когда передаточное число равно единице, то такая передача является прямой. В этом случае речь идет о четвертой скорости.

Подводим итоги

Как мы увидели при сравнении разных коробок, самой надежной все-таки остается классическая механика. И хотя на ней и сложнее управляться, но зато она позволяет иметь более высокий КПД. Но будущее, как отмечают инженеры за вариатором. Осталось только добиться более высокого КПД и все, можно внедрять в линейку будущих КПП авто.

При этом долгое время коробка автомат устанавливалась на автомобили среднего класса и премиального сегмента, однако в дальнейшем агрегат стал массовым.

Благодаря огромной популярности, а также с учетом постоянного ужесточения норм и стандартов касательно топливной экономичности и экологичности, производители постоянно совершенствуют автоматическую трансмиссию, предлагают инновационные решения и т.д.

В результате сегодня можно выделить, как минимум, три основных типа «автоматов», которые сильно отличаются друг от друга по конструкции и принципам работы, однако каждый из них называется АКПП. Далее мы поговорим о том, какие бывают автоматические коробки, а также какие особенности имеет тот или иной агрегат.

Читайте в этой статье

Коробки — автомат: виды, типы и отличия

Если говорить о преимуществах, гидроавтомат имеет достаточно большой ресурс (в отдельных случаях до 500 тыс. км.), а также обеспечивает неплохой уровень комфорта при езде.

Что касается основных недостатков, такая коробка дорогая в ремонте, требует регулярного обслуживания, требовательна к качеству трансмиссионного масла, боится длительных нагрузок и тяжелых условий эксплуатации, не отличается высокой экономичностью, . Еще отметим, что потери в ГДТ приводят к тому, что КПД гидромеханических автоматов снижается по сравнению с аналогами. В результате страдает разгонная динамика.

  • (вариаторная трансмиссия CVT) является отдельной разновидностью автоматов, которая по ряду причин не так широко распространена, как гидромеханический автомат.

Такая трансмиссия, как и АКПП, имеет гидротрансформатор для передачи крутящего момента от ДВС, однако сама коробка сильно отличается. Если коротко, имеются два шкива, установленные на валах вариатора. Указанные шкивы соединены между собой ремнем или цепью. В зависимости от нагрузки и скорости, ведущий и ведомый шкив изменяют свой диаметр, в результате чего крутящий момент на колесах также меняется. Причем происходит это предельно плавно.

С учетом того, что привычных фиксированных скоростей (ступеней) нет, благодаря такой особенности коробка вариатор CVT называется бесступенчатой трансмиссией (гибкое изменение передаточного отношения). Данный тип автоматов отличается от аналогов максимальной плавностью хода, так как смены передачи фактически не происходит. Обороты двигателя также удерживаются на одном уровне, без резкого увеличения и спада.

Как и в случае с АКПП, могут быть реализованы допрежимы (зимний, экономичный, спортивный, а также Типтроник с имитацией ручного переключения передач). При езде на авто с вариатором водители отмечают полное отсутствие ощутимых толчков, вибраций и т.п. Также следует выделить неплохую разгонную динамику и топливную экономичность.

Однако есть и минусы. Прежде всего, не отличается большим ресурсом, крайне сложен и дорог в ремонте, требователен к качеству и уровню масла. Это значит, что такую коробку не устанавливают в паре с мощными двигателями, в процессе эксплуатации трансмиссию крайне не рекомендуется нагружать.

Как отличить робот от автомата или вариатора

Дело в том, что производители стремятся максимально упростить весь процесс взаимодействия водителя с коробкой. По этой причине, например, робот может иметь такой же селектор и режимы (P-R-N-D), как вариатор или АКПП.

Что касается ощущений при езде (при условии, что трансмиссия и сам автомобиль полностью в исправном состоянии), можно обратить внимание на следующее:

  • AT — зачастую обозначает гидромеханический автомат;
  • CVT — вариаторная коробка передач;
  • AMT- роботизированная коробка с одним сцеплением;

Также можно задать вопрос на профильных автофорумах, отдельно изучить техническую литературу и т.д.

Подведем итоги

Как видно, каждая коробка автомат имеет как сильные, так и слабые стороны. Также с учетом разнообразия можно столкнуться с тем, что сразу определить, какая именно АКПП стоит на том или ином автомобиле, бывает затруднительно.

Напоследок отметим, что в процессе эксплуатации важно отдельно учитывать те или иные особенности конкретного автомата в зависимости от типа трансмиссии и вида АКПП. Также нужно строго соблюдать правила обслуживания автоматической коробки передач, что позволяет увеличить ресурс агрегата.

Читайте также

  • Чем отличается коробка вариатор от коробки автомат или коробки робот: основные отличия CVT от АКПП, а также роботизированных трансмиссий типа AMT или DSG.


  • При покупке автомобиля, как нового, так и подержанного, каждый автолюбитель непременно задумывается над тем, какую лучше выбрать. Действительно, выбор коробки передач – очень немаловажный момент. Ведь каждому из нас хочется ездить комфортно и маневренно, и при этом иметь минимальный расход топлива. Поэтому рассмотреть вопрос выбора коробки передач стоит подробно и заранее, уделив ему время. Изучение этого вопроса существенно сэкономит в дальнейшем ваши нервы и деньги.

    В данной статье мы поговорим о том, что такое коробка передач, каково ее назначение, какие бывают виды КП, преимущества и недостатки каждого вида и дадим ответ на вопрос, как же сделать правильный выбор? Поговорим об этом профессионально, но доступно, чтобы вы, независимо от уровня технической подготовки, могли понять суть вопроса и определиться, какая трансмиссия подойдет лично вам.

    Все мы живем в условиях постоянной нехватки времени. Именно поэтому мы проделали большую работу по сбору и анализу необходимой информации по данному вопросу, и подготовили для вас этот материал.

    Смотрите видео о МКП и АКП

    ЧТО ТАКОЕ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ? ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ

    Механическая коробка передач

    Гидротрансформаторная КПП – на сегодня самая распространенная трансмиссия в мире. Гидротрансформатор не является частью КПП, он выполняет роль сцепления. При высоких оборотах на скорости он блокируется муфтой, что позволяет . Гидротрансформатор отлично гасит колебания, увеличивая ресурс двигателя и трансмиссии.

    Крутящий момент в гидротрансформаторных КПП передается с помощью трансмиссионного масла, циркулирующего в замкнутом круге под высоким давлением. За переключение передач отвечает гидроблок, которым в современных моделях управляет электроника. Это позволяет работать трансмиссии в разных режимах: экономичном, стандартном или спортивном.

    Механическая часть гидротрансформаторной АКП ремонтопригодна и достаточно надежна. Самое уязвимое место – гидроблок (удары при переключении говорят о неисправной работе клапанов). Большое значение имеет трансформаторное масло, хотя сегодня уже есть коробки автомат, не требующие его замены.

    Ездовые характеристики сильно зависят от управляющей электроники (мозгов). Плавность переключения, динамика и экономия топлива во многом зависят и от количества передач трансмиссии (от четырехступенчатой до восьмиступенчатой АКП).

    Гидротрансформаторной АКПП оснащены , Insignia, Meriva, Mazda 3, 5, 6, Peugeot и Citroen C4, C5, 308, 3008.

    1. Удобство управления и комфорт: сама едет, сама переключается, нет необходимости выбирать нужную передачу;
    2. АКПП способна менять передачу на полной мощности двигателя;
    3. При трогании с места на ровной плоскости нет откатывания;
    4. Двигатель и ходовая часть благодаря гидротрансформатору защищены от поломок и перегрузок из-за непрофессионального включения передач, что увеличивает их ресурс;
    5. Авто с АКПП оборудовано системой пассивной безопасности, предотвращающей самостоятельное движение авто на неровной площадке.
    1. Повышенный по сравнению с механикой расход топлива и более низкий КПД из-за потерь в трансформаторе. Хотя при некоторых режимах движения современные АКП достигают более высокой экономичности благодаря интеллектуальному управлению;
    2. Более высокая цена;
    3. Более высокая стоимость ремонта и обслуживания;
    4. Хуже динамика, рывки при старте (не на всех моделях);
    5. Задержки в переключении передач;
    6. Заводится только с помощью стартера;
    7. При трогании на склоне автомобиль скатывается назад.

    Есть простая роботизированная механика и продвинутая.

    Простая роботизированная механика (МТА) – это механика по строению и автомат по управлению. Т.е. механическая КПП, в которой передачи переключаются роботом (электроникой). Следовательно, нет педали сцепления. При переключении передач происходит разрыв потока крутящего момента, как следствие, ощутимы провалы при разгоне.

    Коробка весит меньше классического автомата, и меньше стоит. Как правило, устанавливается на недорогие модели. Есть возможность переключения передач в ручном режиме. Самый простой удешевленный робот с одним сцеплением (Альфа Ромео, Тойота, Опель, Сузуки) тратит на переключение 1-2 секунды.

    Усовершенствованный тип трансмиссии, пришедший из спорта – преселективная КПП. Это роботизированная механика с двумя сцеплениями и с прямым включением. Одно сцепление обслуживает четные передачи, другое – нечетные. Разгон плавный и быстрый, переключение происходит за доли секунды. Этот тип трансмиссии сочетает в себе динамику и экономичность МТ и удобство классического автомата.

    У каждого производителя есть свое название продвинутого робота, самое распространенное из них — DSG от Фольксвагена. Некоторые модели с преселективной коробкой: Фольксваген Гольф DSG, Ауди А4TDI S-Tronic, SeatIbiza 1.6 DSG и др.

    1. Высокая экономичность: роботы экономнее механики либо на одном уровне с ней;
    2. Робот дешевле, чем АКП;
    3. Имеет небольшой вес;
    4. Некоторые модели авто оснащены подрулевыми лепестками, позволяющими переключать передачи очень быстро. А следовательно, у авто отличная динамика.
    1. Весьма ощутимы моменты переключений, плавность работы оставляет желать лучшего;
    2. Задержка переключения передач;
    3. Толчки и рывки при переключениях;
    4. Небольшой откат в начале движения;
    5. При каждой остановке от нескольких секунд робот требует выключения в нейтрал;
    6. Не любит пробуксовок.

    В целом, роботизированные трансмиссии первого поколения имеют больше недостатков, чем достоинств. Что касается преселективных коробок, они тоже имеют свои минусы: сложную конструкцию, высокую стоимость агрегата и его ремонта.

    Вариаторная АКП

    Рост цен на топливо, забота об экологии и необходимость большего комфорта обусловили появление вариаторной АКП. Вариатор (CVT) – бесступенчатая трансмиссия, в которой нет передач как таковых. Вариатор состоит из двух пар конусообразных шкивов (ведущий и ведомый), между которыми вращается ремень по изменяемому радиусу. Изменение передаточных чисел идет постоянно, независимо от разгона или замедления автомобиля. Это обеспечивает абсолютную плавность работы КП, полный комфорт и отсутствие каких-либо ударов и толчков. Правда, в некоторых моделях есть имитация передач (типтроник), которая переключает режимы работы вариатора.

    Вариаторы оснащены соответствующей микроэлектроникой (системой управления). Управляющий компьютер анализирует все условия движения, подбирает более подходящее передаточное отношение и согласовывает действия трансмиссии и двигателя.

    Примеры авто с вариатором: Renault Scenic 2.0, Mitsubishi Lancer 1.8, Audi A4 2.0 Multitronic.

    1. Двигатель все время работает в оптимальном режиме;
    2. Максимальный уровень комфорта и плавность движения;
    3. Экономичность (средний расход топлива: больше, чем МКПП, менше, чем автомат);
    4. Динамичный разгон;
    5. Простая конструкция;
    6. Быстрота работы (не тратится время на переключение передач. При разгоне пик крутящего момента достигается сразу, обеспечивая тем самым максимальное ускорение автомобиля).
    1. Высокая цена;
    2. Дорогой ремонт и обслуживание;
    3. Категорически не любит пробуксовок;
    4. Несовместимость с мощным двигателем из-за недолговечности ремней;
    5. Для заднего хода и трогания необходимы дополнительные механизмы;
    6. Вариатор боится перегрева, поэтому для эксплуатации необходимо специальное очень дорогое масло с необходимостью замены каждые 50-60 000 км пробега. После 100 000, как правило, требуется замена ремня;
    7. В первых моделях авто с вариатором – однообразное гудение мотора, которое трудно выдержать психологически;
    8. Меньшая динамика по сравнению с МКПП.

    КАКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ ВЫБРАТЬ?

    Очевидно, что идеальной коробки передач не бывает. Если вы активный драйвер, любите маневры и скорость – вам подойдут механика или робот. Если вы хотите комфорта в городе, но нередко выбираетесь и за город не только на шоссе – вам подойдет внедорожник с традиционной гидромеханической АКП. Простой робот устроит спокойного водителя, который выбирает экономичность и ровные дороги. Вариатор же хорош для любителей комфорта и предельной плавности хода.

    Итак, выбор коробки передач полностью зависит от ваших личных приоритетов. Определитесь, что для вас важнее: динамика, цена, экономичность или комфорт? И сделайте свой правильный выбор.

    • Новости
    • Практикум

    Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха

    Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...

    Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

    В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

    Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

    При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

    В Хельсинки запретят личные автомобили

    Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

    Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

    Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

    Внедорожник GMC превратили в спорткар

    телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

    Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

    Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

    ГИБДД опубликовала новые экзаменационные билеты

    Однако автоинспекция решила уже сегодня опубликовать на своем сайте новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М» и подкатегорий «А1», «В1». Напомним, что главное изменение, которое ждет кандидатов в водители с 1 сентября 2016 года, касается того, что теоретический экзамен станет сложнее (а следовательно, учить билеты надо внимательнее). Если сейчас...

    В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

    По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

    Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

    Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

    Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! Мы не ставим перед собой цели, в извечном споре о том, какая коробка передач лучше: АКПП или МКПП, переубедить вас или навязать свое мнение. По большому счёту, и спор этот не имеет под собой, какой бы то ни было, объективной основы.

    Разнообразны, и у них настолько различаются принципы работы, что сравнение является, по меньшей мере, некорректным. Скорее всего необходимо принять информацию обо всех особенностях механических и автоматических коробках передач, и для себя сделать вывод, какую коробку передач выбрать.

    Кто-то предпочтет АКПП, с её комфортным, удобным и плавным движением. А кого-то «заводит» динамика и эмоциональный «драйв» от ощущения власти над скоростью, которое дает только механическая коробка передач. Каждому своё.

    Механическая коробка передач: плюсы и минусы

    Все существующие сегодня типы и виды механических коробок передач, отличаясь друг от друга в управлении, в некоторых особенностях устройства, одинаковы в классическом принципе действия. Поэтому, все положительные и отрицательные свойства, в некоторой степени, одинаковы, для современных типов и видов МКПП.

    Положительные особенности механических коробок передач

    • относительно меньшая, в сравнении с «роботизированными» или автоматическими коробками передач, стоимость;
    • намного меньшая масса, в отличие от гидромеханической трансмиссии, что положительно сказывается на общей массе авто;
    • КПД механической коробки передач выше, чем у АКПП;
    • для МКПП не требуется отдельная система охлаждения, как, например, для АКПП;
    • среднестатистический автомобиль с автоматической коробкой передач, уступает автомобилю с МКПП в динамике разгона и в топливной экономичности;
    • простота и интуитивно понятная конструкция механической коробки передач, позволяет производить её ремонт и обслуживание своими руками;
    • высокая надежность определяет долгий срок службы МКПП (как недостаток, требуется относительно частая замена сцепления);
    • обслуживание и ремонт МКПП не требует специфических или дефицитных расходных и ремонтных материалов и деталей;
    • автомобиль с механической коробкой передач имеет широкий набор техник вождения при движении по бездорожью, грязи или в гололед;
    • машина с МКПП без последствий может буксироваться на любые расстояния и при любой скорости;
    • при наличии МКПП, авто запускается с «толкача» и допускает полное разобщение трансмиссии и двигателя.

    Относительные отрицательные особенности авто с МКПП

    • утомительное ручное переключение передач, особенно в условиях городского цикла, в пробках;
    • требует определенных навыков в управлении, т.е. переключения передач без рывков, плавно;
    • время переключения передач больше, в сравнении с АКПП, так как при переключении требуется разобщение двигателя с трансмиссией;
    • достаточно малый ресурс сцепления.

    Автоматическая коробка передач: плюсы и минусы

    Различные виды автоматических коробок передач, имеют свои отличия и особенности. Например, классика – , хорош тем, что имеет большое количество режимов (спортивный, зимний, экономичный), и возможность ручного переключения передач. А к недостаткам можно смело отнести: повышенный расход топлива и большую массу.

    Тем не менее, все виды и типы коробок передач с автоматическим и полуавтоматическим режимом управления, также, как и МКПП, объединяют общие положительные и отрицательные свойства.

    Положительные особенности автоматических коробок передач

    • комфортность управления, которая обусловлена тем, что водитель, особенно начинающий, может сосредоточиться именно на управлении, при этом меньше всего думая о том, когда и какую передачу включать. Здесь прослеживается прямая связь с безопасностью движения;
    • более щадящий режим для ходовой части и двигателя за счет того, что гидротрансформатор автоматически выбирает плавное «трогание» с места и последующее движение без рывков при переключении передач;
    • лучшая проходимость благодаря плавной передаче крутящего момента. Но, если авто с АКПП начинает «буксовать», например в снегу или грязи, то «автомат» становится проблемой, а не помощником. Из-за особенности переключения режимов «вперед – назад», автомат нельзя «раскачивать», как это можно легко делать на авто с МКПП;

    Отрицательные особенности автоматической коробки передач

    • достаточно недемократичная стоимость, как самой АКПП, так и расходных материалов, обслуживания и ремонта.
    • в силу специфического устройства «автомата», ремонт и обслуживание не рекомендуется проводить своими силами;
    • больший расход топлива, хотя это и не факт, особенно на последних моделях. При определенных режимах работы, благодаря поддержанию оптимальных оборотов двигателя и выборе режимов, достигается экономия топлива;
    • при сравнении среднестатистического автомобиля и водителя, авто с АКПП теряет в динамике и максимальной скорости, по сравнению с авто оборудованном МКПП;
    • авто с АКПП требует обязательного знания и выполнения определенных правил эксплуатации: буксировка, движение с прицепом, движение по гололеду, снегу или грязи;
    • автомобили с автоматической коробкой передач, лишены возможности выполнять некоторые приёмы контраварийного вождения: управляемый занос или «газ-тормоз».

    Это, наиболее характерные положительные и отрицательные стороны автоматической и механической коробок передач. Какую коробку передач выбрать – это исключительно ваше решение, которое будет основываться на многих факторах, помимо комфорта АКПП или динамики МКПП.

    Удачи вам в принятии правильного решения при выборе типа коробки переключения передач.