Компания ягуар. Легендарное качество английского концерна, вся история Jaguar

Официальный сайт: www.jaguar.com
Штаб-квартира: Англия


«Ягуар», английская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых автомобилей класса «люкс», входящая в состав корпорации «Форд Мотор».

Свое начало компания ведет от основанной в 1925 двумя тезками - Уильямом Лайонсом (Sir Lyons William) и Уильямом Уолмсли (Sir Walmsley William) фирмы под названием Swallow Sidecar (сокращенно SS), первоначально специализировавшейся на производстве колясок для мотоциклов. Выпуск колясок не принес финансового процветания и Билл Лайонс переключился на разработку кузова для знаменитого в то время автомобиля «Остин 7»(Austin Seven), и в 1927 году получил заказ на изготовление 500 кузовов.
Полученные средства и репутация позволили компании утвердиться на рынке дизайна кузовов, делая их в дальнейшем для моделей Fiat 509A, Morris Cowley, Wolseley Hornet. Пробовал Лайонс и проектировать свои собственные автомобили, питая пристрастие к двухместным спортивным моделям. Выставив летом 1931 на Лондонской автомобильной выставке две модели SSI и SSII компания добилась серьезного успеха. За ними последовали Jaguar SS90 и Jaguar SS100, броско названные так самим Лайонсом. Jaguar SS100 стал классической спортивной моделью 1940-х годов.

В 1945 компания стала называться «Ягуар», так как аббревиатура SS вызывала нежелательные ассоциации с преступной нацистской организацией. Новый успех к компании пришел в 1948 на той же Лондонской автомобильной выставке, где все взоры привлек новый Jaguar XK120. Укомплектованный двигателем Heynes мощностью 105 л.с., этот автомобиль легко развивал скорость 126 км/ч и был признан самым быстрым среди серийных автомобилей.

Пятидесятые годы начинаются с выпуска модели Jaguar Mk VII. Следующей была модель XK140, которая в 1954 году сменила в производстве Jaguar XK120, мощность двигателя выросла до 190 л.с. при объеме цилиндров 2,4 литра.

С 1957 по 1960 компания делает активный рывок на американском рынке, где ее представляют модели Jaguar XK150 и XK150 Roadster, с двигателями от 2,4 до 3,8 литра, мощностью до 220 л.с.

С 1961 по 1988 компания представила целый ряд спортивных купе и представительских седанов, отличавшихся высокой ценой и такими же высокими характеристиками. По престижности автомобили Jaguar можно сравнивать только с Ferrari и Rolls-Royse.

«Ягуар» с 50-х годов близко сотрудничал с английской фирмой «Деймлер», чьи традиционно роскошные машины, по классу близкие к «ягуарам», постепенно заменяются выпускаемыми на заводах «Деймлер» «ягуарами». С 1960 «Деймлер» входит в состав «Ягуар». Сама компания «Ягуар», испытывая явные трудности с продажами, в 1966 объединяется с «Бритиш Мотор».

1961 год - Jaguar XKE - сенсация на выставке в Женеве.

1962 год - Jaguar MkX - успех на американском автомобильном рынке.

В 1968 году появился Jaguar XJ6 (6- шестицилиндровым двигателем). Немного позже, в 1972 году, появился Jaguar XJ12 с 12-цилиндровым двигателем мощностью 311 л.с., который долгое время являлся самой мощной версией "ягуара".

Осенью 1968 года первый показ седана высшего класса Jaguar XJ8. В сентябре 1994: новая модель (X 300), XJR 4.0 Super Charged с компрессором.

1973 год - Jaguar XJ - двухместное закрытое купе. Максимальная скорость до 250км/ч.

1983 год - Jaguar XJ-S - 3,6 литра, 225 л.с., новый фирменный двигатель - AJ6.

Jaguar XJ220 впервые был представлен на Британском автошоу 1988 года, где произвел настоящий фурор. Первый вариант был создан Клиффом Рюделлом (Cliff Rudell). Однако в 1987 году он был изменен Кейтом Хелфетом (Keith Helfet). Окончательный вариант автомобиля был представлен в 1991 году на Токийском автосалоне. В 1993 г. была представлена спортивная облегченная модификация "Jaguar XJ220-С".

1988 год - открытие подразделения Jaguar Sport, занимающегося разработкой спортпрототипов на базе серийных Jaguar семейства XJ220.

1989 год - компания Jaguar становится филиалом фирмы Ford.

1991-94 годы - новый модельный ряд XJ.

В марте 1996 года в Женеве была представлена спортивная модель Jaguar XK8/XKR. Поставляется как купе и кабриолет.

Jaguar S-type, автомобиль бизнес-класса (седан), представлен 21 октября 1998 года в Бирмингеме.

В Детройте в 2000 г. состоялся показ спортивного родстера класса «люкс» F-type Concept. На автомобиле применена новейшая технология изготовления передних фар «Baroptic».

Модель X-type, компактный седан класса «люкс», представлена в 2000.

В 2000 году Jaguar вернулся на арену Formula-1. В честь большого события был подготовлен к выпуску новый спортивный автомобиль. Изготовлено только 100 моделей XKR "Silverstone" - быстрейшего Jaguar. Джонатан Броунинг комментировал появление XKR: "Этот год начинает новую главу в истории Jaguar.. ".

Английская компания «Jaguar» сегодня специализируется на производстве престижных автомобилей. Однако в 1922 году, после регистрации, она носила название «Swallow Sidecars» и занималась изготовлением колясок для мотоциклов. И лишь спустя 4 года два партнера-основателя, Уильям Лайонс и Уильям Уолмсли решили обратить свое внимание на разработку кузовов для машин. Первая автомобильная продукция «Ягуара» предназначалась для спорткара Seven, выпускавшегося компанией «Austin».

Первых заметных успехов производитель добился в 1931 году, представив на автовыставке в Лондоне две свои первые машины, SS-I и SS-II. Они пришлись по вкусу лондонским покупателям, и фирма «Jaguar» потратила следующие несколько лет на разработку седанов премиум-класса, базировавшихся на этих моделях. Вышедшие в 1936 году, они стали первыми автомобилями, носившими название «Jaguar».

Проведя всю Вторую Мировую Войну в качестве производителя авиадвигателей, компания вернулась к разработке машин сразу после ее окончания. В это время фирма меняет свое прежнее название, взяв в качестве нового «Jaguar», которым до этого обозначалась лишь линейка люксовых авто. Обозначение «SS» в то время слишком прочно ассоциировался с нацистами, и это могло повредить продажам. В 1948 году был представлен первый послевоенный седан - Jaguar Mk V, а вскоре после этого фирма выпустила модель, ставшую самым быстрым серийным автомобилем того времени. Максимальная скорость XK120 составила целых 193 км/ч. Эта серия получила продолжение в 1954 году, когда на свет появилась XK-140. Новый автомобиль комплектовался двигателем, развивавшим 180-192 лошадиных сил мощности, и разгонявшимся до 225 км/ч. Спустя 3 года «Jaguar» представила модель XK150, имевшую 253-сильный мотор объемом 3,5 литра.

В 1960 году «Jaguar» выкупила компанию «Daimler», с которой близко сотрудничала все последние годы. Однако, это решение оказалось не лучшим, и привело к ряду финансовых проблем. Поправить дела удалось лишь с 1966 году, объединившись с «British Motors». После этого наступило время, которое можно считать золотым веком «Ягуара» - фирма выпускает одну за другой удачные модели, которые бьют рекорды продаж и занимают верхние строчки в хит-парадах самых привлекательнымх автомобилей Англии. Машины марки постепенно становятся более агрессивно-спортивными, как снаружи, так и по техническому оснащению. Так, в 1972 году «Jaguar» выпустил модель XJ12, имевшую 12-цилиндровый мотор мощностью 311 лошадиных сил. Она на долгое время стала лучшей среди все продукции компании, пока в 1981 году ее не сменила XJ-S HE. Эта модель имела автоматическую коробку передач и максимальную скорость в 250 км/ч, что стало очередным рекордом среди серийных авто.

В 1988 году фирма создала новое отделение под названием «Jaguar Sport», призванное усовершенствовать скоростные и технические показатели автомобилей марки. Первая же представленная модель, XJ 220, заняла свое заслуженное высшее место на пьедестале среди самых быстрых серийных машин, и лишь появление McLaren F1 заставило ее спуститься на строчку ниже.

В 1989 году «Jaguar» перешел под контроль американской компании «Ford Motor». Благодаря поддержке корпорации, фирма выпускает новые интересные модели, не теряя своей индивидуальности. Так, в 1996 году выходит спортивный автомобиль XK8, оснащенный рядом новейших разработок, среди которых особо стоит отметить подвеску, управляемую через бортовой компьютер. С 1998 по 2000 годы «Jaguar» последовательно представляет модели S-Type, F-Type и X-Type, которые стали флагманами всего автопрома Великобритании на тот момент.

Первый универсал производства «Jaguar», X-Type Estate, был показан на Франкфуртском автосалоне 2003 года. Он имел дизельный двигатель и полноприводную трансмиссию. А спустя 4 год моделью бизнес-класса XF была обновлена линейка седанов британской компании.

В 2008 году «Jaguar» был выкуплен концерном «Tata Motors» из Индии. Спустя год, фирма представила новый седан XJ, имевший кузов из алюминия, широкую колесную базу и мощный двигатель.

После 4 лет плодотворной работы компанией был выпущен двухместный родстер Jaguar F-Type, который был признан «самым спортивным автомобилем за последние 50 лет». Под его капотом - пятилитровый двигатель V8 мощностью 495 лошадиных сил. Всего за 4,3 секунды он способен развить скорость до 100 км/ч.

Настоящими «хитами» 2013 года стала пара суперзаряженных моделей: седан Jaguar XJ и Jaguar XKR-S GT для трековых дней. Первый автомобиль был оборудован практически таким же двигателем, как и F-Type, только уже мощностью 550 лошадиных сил. Этот двухтонный лайнер всего за 4,6 секунды способен разогнаться до 100 км/ч. Вторая модель - это настоящий прорыв для компании, потому что его время разгона до сотни всего 0,3 секунды.

В 2014 году инженеры Jaguar поработали над компактностью автомобиля и представили свой самый маленький седан D-класса XE. В 2015 году производители решили доработать выпускаемый с 2007 года бизнес-седан XF, сделав его на 190 кг легче, короче и немного ниже. Интерьер и экстерьер модели в целом остались прежними, разработчики потрудились над повышением уровня комфорта и добились больше плавности линий. Продажи нового Jaguar XF стартуют в конце 2015 года.

На сегодняшний день компания продолжает развиваться в направлении производства спорткаров и элитных седанов.

Jaguar — марка автомобилей, принадлежащая индийской Tata Motors. Штаб-квартира находится в Уитли, Великобритания.

История марки началась в 1922 году, когда Уильям Лайонсом и Уильям Уолмсли основали компанию Swallow Sidecar (swallow — «ласточка», sidecar — «коляска для мотоциклов»). Основным направлением деятельности, как видно из названия, было изготовление колясок для мотоциклов. Однако это не приносило должного дохода, и компания стала выпускать кузова для Austin Seven, популярного в то время автомобиля. Выполненные SS-кузова были красивы и изящны, что способствовало росту продаж, несмотря на более высокую цену по сравнению со стандартными Austin.

В 1927 году компания расширила производство и стала изготавливать комплектующие для Morris Cowley, Fiat 509A и Wolseley Hornet. Накопленный опыт и кое-какой капитал, вырученный от нескольких крупных заказов, позволил марке начать проектирование собственных моделей.

В 1929 году выходит первый автомобиль SS с обтекаемым дизайном и местами для двух пассажиров. Его внешность и новаторская техническая «начинка» указывают на намерение автопроизводителя участвовать в гонках.

В 1931 году на Лондонском автосалоне компания представила свой SS 1. Он сразу же привлек внимание публики благодаря низкому изящному продолговатому кузову. Машина оснащалась рядным шестицилиндровым 2-литровым двигателем мощностью 15 л.с. и могла разгоняться до 113 км/час. Ее отличали изысканно оформленный интерьер с кожаной обивкой, а также полированной отделкой из дерева. При разработке авто ставка делалась на внешний вид, а не на производительность.

Jaguar SS 1 (1931-1936)

После этого выходит SS 2 с четырехцилиндровым мотором объемом 1 литр и более широким шасси по сравнению с SS 1.

В 1935 году появляется первый седан с 2,5-литровым силовым агрегатом, который получил две спортивные модификации: SS 90 и SS 100.

Модель SS 90 была названа по максимальной скорости: 90 миль в час (140 км/час). Она комплектовалась 2,5-литровым двигателем с шестью цилиндрами мощностью 68 л.с. Этот автомобиль, как и другие модели марки, быстро привлек внимание публики благодаря яркой элегантной внешности. Однако спортивное братство скоро разочаровалось в нем, поскольку технические характеристики не соответствовали внешности.

В ответ на критику автомобиля, касающуюся его чрезмерно взращенной шоу-составляющей, марка наняла нескольких инженеров для форсирования мотора. В результате 2,5-литровый силовой агрегат стал выдавать 102 л.с. Он стал настоящей сенсацией, когда был презентован публике 21 сентября 1935 года в лондонском Mayfair Hotel. Уже 24 сентября журнал Motor высоко отметил не только привлекательную цену, но и выдающуюся производительность новинки.

В 1938 году линейку силовых агрегатов пополнил 3,5-литровый мотор, а кузова начали делать полностью из стали.

В 1936 году вышел спортивный автомобиль SS Jaguar 100 с «максималкой» 100 миль в час (около 160 км/час). Он получил усовершенствованный мотор объемом 2,5 литра, который развивал до 100 л.с. В 1938 году объем мотора увеличили до 3,5 литра, а мощность возросла — до 125 л.с. Эту модель ценители называют одним из лучших автомобилей всех времен, и она сейчас высоко ценится коллекционерами.

SS Jaguar 100 выделялся низким расположением кузова, большими фарами с плоскими рассеивателями и защитной металлической сеткой, эффектными крыльями, соединенными с подножками, низким длинным капотом с просечками, подвеской на полуэллиптических рессорах, спицованными колесами большого диаметра, крупным топливным баком, барабанными тормозами Girling. Всего было выпущено 314 единиц модели. Этот автомобиль завоевал множество наград на конкурсах элегантности, международных ралли, соревнованиях по подъемам на возвышенность. По моде того времени модели дали имя животного, которое в будущем закрепится за маркой.


SS Jaguar 100 (1936-1940)

Во время Второй мировой войны компания выпускала технику для армии. В основном это были внедорожники с двигателем Ford и комплектующие для бомбардировщиков. После окончания войны руководство приняло решение отказаться от названия SS из-за неприятных ассоциаций, вызываемых этой аббревиатурой. Поскольку рынок уже знал и любил SS Jaguar 100, то 23 марта 1945 года компания была переименована в Jaguar Car Limited.

Выпуская ранние послевоенные модели, Jaguar был более успешным, чем многие другие автопроизводители. Марка выкупила Standard Motor Company, предприятия которого изготавливали для нее шестицилиндровые двигатели.

Jaguar делает себе имя, создавая несколько удачных спорткаров: Jaguar XK120, Jaguar XK140, Jaguar XK150 и Jaguar E-Type.

XK120 дебютировал на Лондонском автосалоне в 1948 году. Его форма во многом повторяла прежние автомобили марки: перетекающие друг в друга крылья, длинный капот, низкая посадка, растянутые фары. Это был первый автомобиль компании, который оснащался двигателем собственной разработки. Он получил алюминиевую головку блока, гидравлические толкатели в клапанном механизме, два верхних распредвала, свечи зажигания, расположенные по центру камеры сгорания полусферической формы. Этот мотор был настолько удачным, что выпускался в течение 38 лет.

Модель добилась бешеного успеха и вместо 200 запланированных марка выпустила 12 000 экземпляров.




Jaguar XK120 (1948-1954)

В 1954 году на смену XK120 пришел XK140 с первоначальной мощностью 190 л.с., которая была затем увеличена до 210 л.с. Еще спустя три года XK140 заменили XK150-м, который комплектовался 265-сильным силовым агрегатом, разгоняющим машину до 210 км/час. Модель также примечательна тем, что стала первым в мире серийным авто с дисковыми тормозами на всех колесах.

В 1950 году ХК120 принимал участие в соревнованиях 24 часа Ле-Мана и, хотя не добрался до финиша, показал хорошие результаты. Тогда была выпущена XK120C, или C-Type, которая получила больший мотор с тремя карбюраторами мощностью 210 л.с. и облегченный кузов. Модель установила рекорд круга. За всю историю она 37 раз одерживала победу в международных соревнованиях.

В 1954 году появился новый гоночный автомобиль — D-Type. Он комплектовался 277-сильным мотором и развивал до 240 км/час. В 1961-м дебютировал родстер E-Type с изящным кузовом, разработанным для уменьшения аэродинамики.

Jaguar XK150, а затем XK150 Roadster с 3,4-литровым мотором стали очень популярными на важном американском рынке. В 1960 году Jaguar выкупил компанию Daimler Motor Company. С конца десятилетия марка Daimler используется автопроизводителем для обозначения своих самых роскошных седанов.

11 июля 1965 года объявлено о слиянии с British Motor Corporation Ltd. До 1980-х годов марка выпустила несколько спорткаров и седанов, которые были высококачественными и дорогими.

Начало 70-х отмечено выходом модели XJ12 с 311-сильным двигателем с 12 цилиндрами. На модели Jaguar XJ-S, которая появилась в 1975 году, впервые установили двигатель AJ6.


Jaguar XJ-S (1975-1996)

В скором времени стало ясно, что союз с British Motor Corporation Ltd. не дает автопроизводителю никаких выгод, поэтому акции Jaguar стали котироваться на фондовом рынке отдельно. В 1980 году во главе компании становится Джон Иган, с именем которого связывают беспрецедентное процветание Jaguar. Он ввел жесткий контроль качества, оптимизировал графики поставок и уволил около трети работников, чтобы сократить расходы.

В 1990 году марка Jaguar отошла к компании Ford Motor. В 1999 году она стала частью Premier Automotive Group вместе с Aston Martin и Volvo Cars, а с 2000 года и Land Rover.

Пребывая в составе компании Ford, марка расширила свою линейку моделями S-Type в 1999 году и X-Type в 2001-м. Последняя разработана на базе модифицированной платформы Ford CD132 и была самым компактным авто в модельном ряду Jaguar. Кроме того, этот автомобиль отличился тем, что его модификация в кузове универсал стала первым универсалом в списке предложений бренда. Это была первая модель, разработанная автомобильным дизайнером Яном Каллумом.

Первоначально X-Type был доступен только с полным приводом и двумя вариантами мотора на выбор: 2,5- или 3,0-литровым бензиновым V6. В 2002 году был добавлен базовый 2,1-литровый силовой агрегат V6 и система переднего привода. Все три двигателя были доступны с пятиступенчатой автоматической или механической коробкой передач.

В России Jaguar появился в 2004 году, когда на компанию «Land Rover Россия» была возложена задача продвижения марки. Для осуществления операций использовались логистические наработки ЗАО «Форд Мотор Компани». В 2009 году открылась Академия Jaguar Land Rover, которая ставит целью повышение качества клиентского сервиса и подготовку кадров для работы в дилерских центрах.

В первый год работы марки в России было продано всего 400 автомобилей. В 2012-м этот показатель составил 1 506 единиц. При этом самыми продаваемыми моделями остаются XF и X-Type.

2 июня 2008 года марка была продана индийской компании Tata Motors за 1,7 млрд фунтов стерлингов.

В 2013 году марка представила новый спорткар Jaguar F-Type, который пришел на смену E-Type. Первоначально он предлагался в версии кабриолет, а затем было выпущено купе. Его самый мощный двигатель объемом 5 литров выдавал 575 л.с.





Jaguar F-Type (2013)

Сейчас компания не только владеет автомобильными заводами и исследовательскими центрами, но и планирует возведение крупного научного подразделения, которое будет занято разработкой нового поколения транспортных технологий. Для реализации своих целей марка привлекает около 1 000 ученых и инженеров и обещает удивлять мир впечатляющими автомобилями.

История марки Jaguar.

Большая кошка

История помнит немало примеров, когда известные автомобильные марки в силу обстоятельств оказывались навсегда преданными забвению. Похожая учесть могла постигнуть и компанию Jaguar, но к счастью «большая кошка» оказалась живучей…

текст: Максим Федоров / 02.07.2013

Корни марки Jaguar уходят к английской компании SS Cars, которая в свою очередь выросла из маленького предприятия по выпуску мотоциклетных колясок Swallow Sidecar. Это предприятие было основано в 1922 году тезками Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли. Свое название оно получило от фамилии владельца гаража, где строились первые коляски, а поскольку Swallow по-английски означает «ласточка», то эта шустрая птичка стала их эмблемой.

Сколотив на колясочном бизнесе достаточный капитал, в 1927 году компаньоны решили заняться постройкой автомобилей на шасси Austin Seven. Недорогие «ласточки» Austin Swallow оснащавшиеся 2- и 4-местными оригинальными кузовами пользовались хорошим спросом. Заказы на автомобили постоянно увеличивалось, и компания Austin оказалась не в состоянии поставлять достаточное количество шасси, поэтому Swallow стала закупать их у различных производителей: Morris, Fiat, Swift, Wolseley и Standard (в последствии ставшим основным поставщиком Swallow).

Но основатели SS Cars хотели заняться выпуском автомобилей, чья «начинка» не повторяла бы модели других производителей. Для этого они заключил договор с компанией Standard о поставках эксклюзивных шасси, которые предназначались только для компании Swallow. Первым таким автомобилем стал SS1 (Standard Swallow) премьерный показ которого прошел на Лондонском автошоу в октябре 1931-го. Эта модель оснащалась 6-цилиндровым двигателем и имела самый низкий кузов среди английских автомобилей того времени. Новинка была хорошо принята покупателями, и в следующем году появилась версия SS1 с увеличенной колесной базой, которая стала пропорциональней и просторнее прежней. Автомобиль получил массу хвалебных отзывов и даже удостоился титула «Самый красивый автомобиль в мире».

В 1935-м появилась модель, сыгравшая ключевую роль истории компании - седан SS Jaguar. После войны, когда назрела острая необходимость избавиться от «неудобной» аббревиатуры SS, его название было выбрано в качестве имени предприятия - Jaguar Car. Первым детищем вновь образованной марки стал спортивный Jaguar XK120, увидевший свет в 1949 году. Число в индексе указывало максимальную скорость (в милях в час), хотя без лобового стекла эта модель могла разогнаться и до 132 миль/час (примерно 212 км/ч), что являлось рекордом для серийных машин того времени.

Для участия в престижной гонке «24 часа Ле-Мана» в 1951 году на базе Jaguar XK120 был создан гоночный болид с обтекаемым кузовом и более мощным мотором. Модель по рождению нареченная как XK120С, позже была переименована в C-Type – уже под этим обозначением она выступила в Ле-Мане, где с ходу принесла марке лавры победителя. Обойти соперников на трассе ей не в последнюю очередь помогли дисковые тормоза на обеих осях – конструкторы Jaguar первыми установили их на гоночный болид, значительно повысив эффективность торможения.

Вдохновленная триумфом C-Type, в 1954 году компания выпускает гоночный D-Type с аэродинамическим кузовом неземной красоты. Помимо дизайна эту модель отличало конструктивное ноу-хау: в ней был впервые использован кузов-монокок, чей конструктов впоследствии стал общепринятым стандартом в строительстве гоночных болидов. Как и его предшественник, D-Type оказался успешен на трассе: в 1957 году команда Jaguar в пух и прах разгромила противников в гонке «24 часа Ле-Мана», заняв весь призовой подиум.

К сожалению, Фортуна не может улыбаться постоянно. И, как это часто бывает в жизни, за белой полосой успеха, для марки Jaguar наступила черная полоса. Вечером 12 февраля 1957 года на заводе в Браунс-Лейн вспыхнул пожар, испепеливший производственные цеха и нанесший предприятию урон в 3 млн. фунтов стерлингов (колоссальная сумма по тем временам). Впрочем, компанию недаром нарекли «Ягуаром»: как и все кошки, она оказалась живучей. Благодаря усилиям рабочих, помогавших восстановить сгоревшие цеха, всего через две недели предприятие возобновило работу, хоть и на треть своей прежней мощности.

Пока шло восстановление завода, в конструкторском бюро Jaguar кипела работа, плодом которой стал легендарный E-Type, дебютировавший на женевском автосалоне 1961 года. Модель, поражавшая своим фантастическим дизайном, динамикой и привлекательной ценой, принесла марке всемирную славу. У E-Type появились тысячи поклонников по всему миру, а нью-йоркский Музей современного искусства даже включил его в число своих постоянных экспонатов. Благодаря успеху этот автомобиль оказался долгожителем, продержавшись на конвейере 14 лет.

Сентябрь 1968 года считается датой рождения флагманского лимузина Jaguar XJ. С появлением этой модели, наконец-то прекратилась путаница в классификации седанов Jaguar. Стиль автомобиля, за созданием которого следил лично Уильям Лайонс, произвел фурор. После череды модернизаций в 1986 году появляется полностью новая модель серии XJ. Это был последний из Jaguar, получивший одобрение самого Уильяма Лайонса (1901-1986 г.г.). Через четыре года после появления нового XJ компания Jaguar была куплена Ford Motor Company.

До того, как в 1989 году Jaguar перешел под контроль американского автогиганта, дела у британцев шли их рук вон плохо: качество выпускаемых машин хромало, на запуск новых моделей не было денег, да и дилерская сеть оставляла желать лучшего. Смена руководства, пересмотр стратегии ведения бизнеса, и внушительные финансовые вливания американского концерна, помогли исправить ситуацию. Основные силы были брошены на улучшение качества сборки машин, уменьшение производственных издержек, а также развитие дилерской сети. Параллельно велась разработка нового модельного ряда, однако этот процесс был сильно растянут во времени.

Первой моделью «новой волны», появившейся лишь в 1996 году стало купе Jaguar XK8, а через 9 лет после того, как Ford сделал денежные посевы на британскую почву, на свет появился седан бизнес-класса S-Type. В дизайне этой модели читались мотивы знаменитого послевоенного купе Jaguar XK120, а по цене она была намного доступнее флагмана XJ. В 2001 году выходит еще более компактный седан Jaguar X-Type. Чтобы снизить расходы на разработку новинки, компания Ford «поделилась» с ягуаровцами платформой Mondeo, от которого были позаимствованы многие узлы X-Type. Эта модель отличилась не только тем, что стала первым автомобилем Jaguar с передним приводом, но и тем, что на ее базе появилась версия с кузовом универсал – также первым в истории британской марки.

После X-Type настал черед флагмана компании: в 2002-м появляется новый Jaguar XJ, который в пику Audi A8, получает алюминиевый кузов. Использование алюминия позволило снизить массу автомобиля на 200 кг, по сравнению с предшественником, притом, что автомобиль стал больше. Купив Jaguar, концерн Ford получил «до кучи» и марку Daimler. Чтобы покупка не оставалась бесхозной, новое руководство Jaguar решило пустить ее в дело, предлагая под маркой Daimler длиннобазные седаны XJ в самом богатом исполнении. Впрочем, не смотря на все усилия, американцам так и не удалось вывести компанию Jaguar на прибыльный уровень: в 2008 году эта марка вместе с Land Rover была продана индийской корпорации Tata.

SS1 (1934). Фото: Jaguar

SS Jaguar (1938). Фото: Jaguar

Jaguar XK120 (1949). Фото: Jaguar

Jaguar C-Type (1951). Фото: Jaguar

Jaguar D-Type (1954). Фото: Jaguar

Jaguar E-Type (1961). Фото: Jaguar

Jaguar XJ (1968). Фото: Jaguar

Jaguar S-Type (1998). Фото: Jaguar

Jaguar X-Type (2001). Фото: Jaguar

Jaguar XJ8 (2002). Фото: Jaguar

Jaguar XK. Фото: Jaguar

Jaguar XJ. Фото: Jaguar

Jaguar XF. Фото: Jaguar

Jaguar F-Type. Фото: Jaguar

1920-е

История Jaguar - это история великого бренда, которая началась в 1922 году с основания предприятия по производству мотоколясок Swallow Sidecar двумя компаньонами - Уильямом Лайонсом (William Lyons) и Уильямом Уолмсли (William Walmsley). К 1926 году компания Swallow превратилась в ведущего производителя мотоциклетных колясок в Британии, ежемесячно продававшего по несколько сотен экземпляров.
Несмотря на обвал Уолл-стрит в 1929 году свежие яркие модели Swallow пользовались огромным успехом.

1930-e

Важным этапом в развитии бизнеса стало партнерство Swallow с компанией Standard Motor, которая стала поставлять двигатели и шасси. Расширение модельного ряда требовало нового имиджа и новых названий. Вот почему компания стала именоваться S.S. Cars, а выпускаемые автомобили - S.S.I и S.S.II. В 1934 году Уильям Уолмсли отошел от дел, переключившись на производство трейлеров. Уильям Лайонс выкупил его долю и стал единоличным собственником компании.

1940-e

В 1945 году компания стала называться Jaguar Cars. В 1949 году на Британском автосалоне был впервые представлен XK120. Название XK120 означало модель двигателя и максимальную скорость (в милях в час). Впрочем, во время заездов на бельгийской трассе Остенде - Яббеке автомобиль смог развить скорость 132 миль/ч (212 км/ч), обретя славу «самого быстрого серийного автомобиля в мире».

1950-e

В 1951 приходится триумф экипажа Jaguar в составе Питера Уокера (Peter Walker) и Питера Уайтхеда (Peter Whitehead) в Ле-Мане. Это достижение еще более способствовало славе Jaguar. В 1954 году преемником C‑Type стал автомобиль D‑Type - детище дизайнера Малколма Сэйера (Malcolm Sayer). Конструкция D‑Type была настолько аэродинамически эффективной, что его максимальная скорость увеличилась до 170 миль/ч (270 км/ч), и в испытательных заездах перед гонкой Ле-Ман в 1954 году он побил прошлогодний рекорд прохождения круга на 5 секунд.

1960-е

Великим достижением этих лет стало появление нового спорткара E‑Type в 1961 году.
11 июля 1966 года в лондонской гостинице Great Eastern сэр Уильям Лайонс и сэр Джордж Гарриман выступили с совместным заявлением о слиянии British Motor Corporation Ltd. и Jaguar Cars Ltd. и образовании компании British Motor Holdings.
1968 год стал годом рождения легендарной серии XJ. Седан XJ6, спроектированный сэром Лайонсом, стал его самым долгоживущим детищем: за последующие 24 года было продано более 400 тысяч штук.

1970-е

В 1972 году произошли серьезные кадровые изменения. Уильям Лайонс ушел в отставку. Пост председателя совета директоров и генерального директора Jaguar Cars занял Фрэнк «Лофти» Ингленд (Frank England).
В 1975 году на смену E‑Type пришел XJ-S. Модель XJ-S, созданная Малколмом Сэйером как замена культовому E‑Type, унаследовала спортивный дух Jaguar в неповторимо роскошном и элегантном воплощении.

1980-е

В 1980 году у руля компании становится известный предприниматель Джон Игэн (John Egan), кандидатуру которого поддержал сэр Уильям Лайонс и которому удалось сохранить великие традиции Jaguar. В 1984 году правительство Маргарет Тэтчер приватизировало компанию Jaguar Cars, сохранив за собой «золотую акцию», что защищало Jaguar Cars от поглощения до 1990 года.
В 1985 году скончался великий основатель Jaguar Уильям Лайонс.

1990-е

Первого января 1990 года Ford официально стал владельцем Jaguar Cars. Одним из главных результатов прихода Ford стало внедрение на предприятиях Jaguar постоянно совершенствующейся системы управления и координации между различными подразделениями компании.
В 1996 году на свет появилась модель XK8, воплотившая лучшие черты марки. XK8 превзошел все ожидания и стал самым быстро продаваемым спортивным автомобилем в истории Jaguar.

2000-е

В 2008 году компания Tata Motors завершила сделку по приобретению Jaguar и Land Rover у компании Ford Motor. Еще одной яркой новинкой стал суперседан XF, покоривший поклонников марки классическим для Jaguar сочетанием мощности, комфорта и легкости в управлении. Эта модель, как и все новые автомобили марки, создана под руководством главного дизайнера Яна Каллума.
В 2012 году состоялась премьера «самого спортивного автомобиля Jaguar за последние 50 лет» -- F‑TYPE . С пятилитровым двигателем V8 мощностью 495 л.с. кабриолет способен разгоняться до максимальных 300 км/ч. Для ускорения до сотни ему требуется всего 4,3 секунды, а от 80 до 120 км/ч - 2,5 секунды.