Как заполнить путевой лист легкового автомобиля. Образец заполнения путевого листа

Важным сопроводительным документом, который каждый день вручается шоферам транспортных средств, является путевой лист. В нем фиксируется учет рабочего времени шофера, пробег автомобиля и его маршрут.

Предназначение путевого листа и его суть

На данный момент действует несколько образцов рассматриваемого документа. Водитель во время поездки, в случаях, которые отмечены в нормативных положениях, обязан иметь путевку при себе и предъявлять ее по требованию сотрудникам полиции.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Лист должен быть оформлен надлежащим образом . Правила составления регламентируются действующим законодательством и нормативной инструкцией «О порядке расчетов за перевозки автотранспортом». За правильное заполнение путевки для легкового авто отвечает руководитель предприятия, равно как и лицо, ответственное за эксплуатацию транспортного средства.

Путевой лист служит для отчета перед налоговой , страховой службой и прочими контрольными органами за использование материалов топливного предназначения, горючего, амортизацию автомобиля и соответствие заданному маршруту. Этот документ входит в список, который должен присутствовать у штатного водителя в любой поездке. Причем он обязан присутствовать как у управляющего легковым автотранспортом, так и шофера грузового авто.

Основные виды путевых листов

На сегодняшний день существует 8 основных видов рассматриваемого документа.

  1. Форма № ЭСМ-2 (для строительной техники). Этот документ используется всеми организациями, в распоряжении которых имеются бульдозеры, тракторы, экскаваторы, автокраны, грейдеры и приравненная к ним техника. Обязанности по составлению данного типа путевки, которая определяет нормы начисления зарплаты водителю спецтехники, возлагаются на ответственное лицо компании (диспетчер, главный механик).
  2. Форма № 3 . Путевой лист для легкового автомобиля, выписывается в организациях любой формы собственности, которые используют автомобильный транспорт. Заполнение бланка осуществляется уполномоченной особой в единственном экземпляре. При участии в длительной командировке, возможно оформление документа сроком до 30 календарных дней.
  3. № 3-спец – аналог предыдущего документа, который выписывается в случае использования легкового спецтранспорта (санитарные, ритуальные и прочие авто).
  4. № 4. Эта форма выдается в такси. Деятельность по перевозкам без соответствующе оформленного путевого листа воспрещается. Он служит основанием для начисления водителю трудового дохода и составляется ответственным лицом в 1 образце. По завершении работы, путевка возвращается особе, которая ее выдала. Руководители служб такси имеют право вносить дополнительные пункты в стандартный образец документа для более полной регулировки функционирования таксопарка.
  5. Форма № 4- С. Путевой лист представленного образца служит в качестве обоснования для составления размера заработной платы водителя и выписки счетов за грузоперевозки. Этот вид документа предназначен для транспортировки грузов по сдельной тарификации.
  6. № 4- П – используется в случае перевозки товаров по повременным расценкам.
  7. Форма № 6 . Путевка, которая предназначена для автобусов, работающих на городском, пригородном направлении и междугородних маршрутах.
  8. № 6 -спец. Документ, не предназначенный для общественного транспорта. Оформляется в случае заказа автобуса компанией или организацией.

Представленные бланки выписываются на транспорт, имеющий более 8 сидячих мест.

Любые перевозки без оформления путевки не допускаются. Лист заполняется с внесением определенных реквизитов с возможностью дополнений, на усмотрение руководителя. Выдается документ на одну смену ответственной персоной организации и является подоплекой для начисления заработка водителю.

Реквизиты, указываемые в путевом листе и процедура его заполнения

Составление документа для легковых автомобилей может производиться ответственным лицом либо в бухгалтерии без участия водителя. Все бланки должны заверяться печатями или стандартными штампами фирмы. Лист имеет две рабочие стороны, все графы которых непременно заполняются соответствующим образом.

Обязательными для отметки в путевке являются следующие реквизиты:

  • Серия, № документа, дата оформления, информация о компании (юридический адрес, телефон, код ). Каждый год нумерация путевок обновляется;
  • Реквизиты транспортного средства (марка, номерной знак) и водителе (№ прав и категория удостоверения);
  • ФИО ответственного лица. Информация об исправности авто и сведения о том, в чье пользование он поступает;
  • Время и данные спидометра при выезде и возврате;
  • Объем и сорт выданного горючего, его остаток на время выезда и заезда;
  • Сведения о маршруте с пометкой времени и километража при выезде и заезде.


На фронтальной стороне в самой верхней части указываются:

  • Номер, серия документа, дата его выдачи;
  • Название организации, кодовые значения по ОКПО, ОКУД;
  • Марка авто, номерной шифр;
  • ФИО водителя, номер и серия удостоверения водителя.

Затем размещен пункт «Задание водителю». В нем фиксируется адрес фирмы и точка назначения. В случае если автомобиль используется по различным заданиям на продолжении рабочей смены, в этой графе указываются населенные пункты или области, по которым предстоит передвижение.

Графы, особо важные для водителя транспортного средства:

  • «Автомобиль исправен технически». Данный пункт требует подписи после убеждения в том, что авто действительно в порядке;
  • Показания спидометра и внесенный километраж должны соответствовать;
  • «Движение топлива». Отмечается количество горючего на период выезда, дозаправки в пути и остаток при возвращении;
  • «Отметки» – простой и его причина во время работы (например, стоянка в заторе с 11.00 до 11.30).
  • Прием средства механиком по окончаним рабочего дня. Его подпись свидетельствует о надлежащем техническом стоянии авто или вносятся пометки о характере поломки и требуемых ремонтных работах.

Все указанные сведения сверяются подписями, квитанциями и чеками.

Задняя часть путевого листа оформлена в идее таблицы. Сюда вносится каждый конкретный пункт посещения, время прибытия и уезда, фактический километраж на момент приезда в назначенную точку. В случае доставки легковым авто каких-либо грузов, получающая сторона должна подтвердить правильность информации письменно с печатным штампом.

Нижняя часть оборотной стороны документа содержит графы, в которых отмечается общее время, проведенное работником за рулем, общий пройденный километраж. Там же, осуществляется расчет заработной платы, в зависимости от способа ее начисления (по километражу или почасовая оплата), проставляется размер суммы.

Корректно заполненный путевой лист с соблюдением всех правил является ценным документом для водителя, так как от этого фактора зависит его трудовой доход.

Срок действия и ответственность за отсутствие путевки

Путевой документ для легкового авто выдается на 1 рабочую смену. При оформлении командировки более чем на одни сутки, лист может быть оформлен на период в 30 календарных дней. Допускается выдача путевого листа сроком действия на длительность командировки, если она носит затяжной характер с поездкой в другие регионы.

За отсутствие рассматриваемого документа на водителя накладываются штрафные санкции от 500 рублей и выше. В определенных случаях, штрафы могут применяться к ответственному лицу, если в нарушении по выдаче документа явно просматривается его вина. Сумму штрафа определяет суд.

Кроме путевки, водитель легкового транспортного средства обязан иметь:

  • Водительское удостоверение;
  • Свидетельство о регистрации машины;
  • Разрешение на осуществление грузоперевозок и транспортную накладную.

Необязательным наличием путевого листа формы № 3 для водителей, работающих на предпринимателей (функционирующих по упрощенной налоговой схеме). Также, это не принципиально для тех юридических лиц, износ авто и расход горючего, для которых малозначимы.

Учет документации ведется в регистрации путевых листов, которые хранятся на протяжении 5 лет.

Образец заполнения

Любая поездка транспортного средства должна отмечаться отдельным номером. В обязательном порядке указываются точка отправления и место назначения. Каждый водитель, пользующийся автомобилем, должен поставить собственную подпись напротив соответствующей записи.

Стандартный образец листа путевого содержит поля обязанные для заполнения. Кроме того, на усмотрение руководства, в документе могут быть произведены определенные корректировки. В случае использования транспорта посменно разными водителями, запись в журнале фиксируется по бланку первого водителя, который выехал (показания спидометра, времени и даты убытия).

Аналогичные параметры фиксируются в бланке водителя, который последним заехал в ангар или гараж.

Заключение

Путевой лист является важнейшим документом. Его наличие и правильное оформление позволяют регулировать отношения между организацией с налоговыми и прочими контролирующими органами.

Кроме того, документ позволяет фиксировать внутри компании расход ГСМ, амортизацию машины, прочие нюансы.

Пожалуй, самый значимый вид затрат на содержание служебного транспорта – это расходы на горюче-смазочные материалы. Тем более что без них обойтись никак не получится, если организация использует в своей деятельности автомобиль. Расходы на ГСМ – объект пристального внимания со стороны налоговых органов, один из участков повышенной «опасности». Уж слишком много должно соблюдаться правил учета и тонкостей в документации.

Для учета затрат на ГСМ организациям и ИП, независимо от выбранной системы налогообложения, нужен путевой лист. Это основной первичный документ, который оформляется при эксплуатации автомобиля. Пришло время разобрать по косточкам пример заполнения путевого листа.

Форма путевого листа

Унифицированная форма путевого листа введена постановлением Госкомстата №78 от 28.11.1997 г. Однако обязанность пользоваться именно этим бланком возложена только на автотранспортные предприятия.

Для всех остальных Министерством транспорта РФ приказом №152 от 18.09.2008 г. утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. Т.е. использоваться могут неунифицированные формы, но только если они содержат все нужные реквизиты. Если при проверке обнаружится, что утвержденных реквизитов в полном объеме в путевом листе нет, то расходы на ГСМ по таким документам не будут признаны. Напомним, что самостоятельно разработанную форму путевого листа нужно утвердить в учетной политике.

Обязательные реквизиты

— наименование и номер: например, путевой лист грузового автомобиля, номер по вашей системе нумерации, штамп организации;

— сведения о сроке действия путевого листа: указывается дата или период (дата начала и окончания), продолжительность может быть от одного дня до месяца;

— сведения о собственнике: организационно-правовая форма, название для организации, ФИО индивидуального предпринимателя, местонахождение, номер телефона;

— сведения о транспортном средстве:

— тип транспорта: грузовой, легковой, модель самого транспортного средства и модель прицепа, если таковой имеется;

— государственный регистрационный знак;

— показания счетчика километража при отправке машины и при ее возвращении;

— дата и время в часах и минутах отправки и возвращения на место постоянной стоянки.

При отсутствии должности штатного механика исправность автомобиля может подтвердить водитель. Также при отсутствии диспетчера водитель также проставляет время прибытия и убытия, километраж.

— сведения о водителе: ФИО водителя, отметка медработника о предрейсовом и послерейсовом осмотре.

В путевом листе должны быть указаны данные о количестве горючего на момент отправки машины и возвращения ее в гараж. Делаются отметки о выданном количестве бензина или указывается номер чека, полученного на заправке. Определяется расход бензина фактический и по норме.

Путевой лист заполняется отдельно на каждое транспортное средство. Также путевые листы можно заполнять на каждого водителя отдельно. Обычно при разработке формы путевого листа за основу берется унифицированная форма, в которую вносятся нужные поправки.

Маршрут

Такой реквизит как маршрут следования автомобиля не включен в перечень обязательных реквизитов. Однако расходы на ГСМ налоговики могут оспорить, если конкретный маршрут не указан. Поэтому нужно записывать пункт назначения, время выезда, приезда, километраж.

Маршрут указывают на обратной стороне путевого листа, причем делать это нужно максимально конкретно. Например, место отправления – ул. Советская д.50, офис, место назначения – ул. Ленина д.110, ООО «Самоцветы». Каждый раз расписывать такой маршрут довольно трудоемко. Но если какие-то маршруты постоянно повторяются, то есть смысл присвоить им номера и утвердить приказом руководителя. После чего в путевом листе можно будет писать: маршрут №1, маршрут №2 и т.д.

Если работа водителя оплачивается по сдельной системе, то здесь же бухгалтер может провести расчет заработной платы водителя.

Пример заполнения путевого листа

Пример заполнения путевого листа легкового автомобиля приведен на рисунке.

Претензии со стороны ИФНС

Путевой лист — документ, который подтверждает расходы на ГСМ, поэтому налоговые инспекторы уделяют ему немало внимания. Претензии (в том числе необоснованные) со стороны налоговых органов могут возникнуть в следующих случаях:

— путевой лист составлен более, чем на один день. Однако суды поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Московского от 13.04.11 № КА-А40/2962-11),

— путевой лист не оформлен при использовании сотрудником личного автомобиля в служебных целях. Суды придерживаются противоположной точки зрения (постановления ФАС Московского от 24.06.09 № КА-А40/4219-09). Однако, если сумма компенсации за использование личного транспорта велика, безопаснее все же выписывать путевые листы,

— путевой лист противоречит прочим документам. Например, не совпадаю сведения в транспортных накладных, чеках на ГСМ.

— данные спидометра в путевом листе на конец одного дня и на начало другого дня не совпадают (это относится только к служебному транспорту).

О расходах на автомобиль при УСН . Скачивайте путевой лист для легкового автомобиля, а тут – . О нормировании расходов на ГСМ . Познакомиться с современными средствами расчетов по ГСМ — топливными картами .

А вы используете типовую форму путевого листа? Удобно ли пользоваться вашей формой путевого листа? Что думаете об обязательном медосмотре водителя, если фирма совсем мала? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Путевой лист - это документ, который должны заполнять все хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие автотранспорт. При этом компании и ИП, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны применять унифицированные формы этих документов. В этом материале мы рассмотрим порядок и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля.

Как заполнять путевой лист легкового автомобиля, который в обиходе называют просто «путевка», должен знать каждый бизнесмен, который эксплуатирует такой транспорт в служебных целях. Эти учетные первичные документы являются обязательными как для собственного, так и для арендованного автотранспорта. При этом хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по перевозке грузов или людей, обязаны использовать в работе исключительно унифицированные формы этих документов.

Для грузовых автомобилей, в зависимости от того, какие показатели используют для осуществления учета работы автомобиля, существуют две разновидности путевых листов: 4-С и 4П. В случаях, когда учет работы автотранспорта происходит на основании фиксации времени его эксплуатации, используют путевой лист 4-П.

Например, транспортное средство перевозит грузы и оплата производится не за перевезенный тоннаж, а за время нахождения транспорта в работе. Важно отметить, что такой путевой лист может быть оформлен, только если за день осуществляется доставка груза не более чем в два места назначения. Форму 4-С используют чаще всего. Ее используют перевозчики, взимающие плату за тонна-километры.

Что же касается водителей автобуса, которые осуществляют перевозку пассажиров, то они обязаны иметь при себе путевой лист автобуса по форме № 6. Путевка необходима водителю в рейсе для подтверждения сотрудникам ГИБДД законности использования авто, перевозки пассажиров или груза. Правильно заполненная путевка подтверждает, что транспортное средство исправно, прошло технический осмотр, а водитель имеет право управлять машиной (прошел медосмотр). Когда речь идет о путевом листе при перевозке опасных грузов, то, как и при обычной транспортировке, пишут маршрут, а в верхнем поле делают отметку «Опасный груз» красным цветом. В разделе «Особые отметки» указывают номер опасного вещества согласно списку ООН.

Остальным организациям и ИП можно использовать произвольную форму. Рассмотрим, как должен выглядеть бланк путевого листа легкового автомобиля, и какие существуют особенности его заполнения.

Форма путевого листа легкового автомобиля (2019 год)

Форма, по которой ИП и организации должны заполнять путевой лист легкового автомобиля (форма 3), утверждена еще 20 лет назад Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Именно этот унифицированный бланк действует до сих пор, хотя за эти годы в него было внесено множество различных поправок. Последнюю из них Минтранс России внес в документ Приказом от 18.01.2017 № 17. Чиновники добавили новые графы и обновили требования к заполнению. Надо отметить, что этим Постановлением утверждены разные формы путевок, которые зависят от вида транспортных средств. В частности, отдельные бланки предусмотрены для:

Поэтому организации и ИП должны выбирать бланк, соответствующий обстоятельствам.

В 2017 году Министерство транспорта РФ внесло изменения в требования по оформлению путевых листов, утвержденные Приказом от 18.09.2008 № 152 . Изменения зафиксированы в Приказе № 476 от 07.11.2017 и Приказе № 141 от 06.04.2017 Минтранса РФ .

Согласно Приказу № 476, с 15.12.2017 в реквизитах путевого листа должны быть указаны:

  • ОГРН учреждения;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.

Реквизит необходимо заполнять, если обязательность предрейсового контроля предусмотрена законодательно. Для транспорта, выезжающего с места постоянной стоянки, такой предрейсовый контроль предусмотрен. Его порядок изменен согласно Приказу № 141, который вступил в силу 24.12.2017. Новые правила установили, в частности:

  • требования к работникам, которые проводят проверку технического состояния;
  • перечень систем, устройств, механизмов, агрегатов, приборов, узлов и деталей, которые подлежат проверке;
  • реквизиты, которые должны быть отражены в журнале регистрации результатов предрейсового контроля.

Обязательные реквизиты в путевке

Путевой лист — это документ строгой отчетности. Поэтому в нем должны быть указаны обязательные реквизиты, в том числе те, что предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. С 2017 года таких обязательных реквизитов стало больше — теперь автотранспортные и другие компании должны записывать в бланк информацию о том, что транспортное средство прошло предрейсовый контроль технического состояния. Поэтому если организация хочет разработать бланк самостоятельно, она должна учесть все обязательные требования к его оформлению. Форма должна фигурировать в учетной политике организации, как это предусмотрено пунктом 4 ПБУ 1/2008.

Итак, в любой путевке, хоть унифицированной, хоть разработанной самостоятельно, должны быть указаны:

  1. Дата составления документа. Если путевой лист выдан не на день, а на определенный срок, следует указать период (например, 01.06.2017 - 07.06.2017).
  2. Номер и серия путевки. Номера не должны повторяться и присваиваются самой организацией. Серии заполняются в том случае, если бланкам путевых листов они присвоены типографским способом.
  3. Информация об организации и ее штамп (наименование, адрес, контакты, коды по ОКУД и ОКПО).
  4. Информация о ТС (марка, модель, госномер автомобиля, гаражный номер). Если автомобиль находится в аренде, желательно указать еще и номер договора.
  5. Данные водителя (Ф.И.О., табельный номер, номер ВУ, категория, тип лицензионной карточки (если имеется)).
  6. Индивидуальное задание с указанием мест и времени отбытия и прибытия водителя.
  7. Подписи диспетчера-нарядчика или уполномоченного лица, выдающего задание водителю.
  8. Подписи механика, выпускающего автомобиль на линию, с информацией:
    • об исправности автомобиля в момент выезда и сдачи в гараж;
    • о показаниях на спидометре;
    • о выдаче и остатке горючего;
    • о марке топлива;
    • о величине расхода горючего (расход по норме, фактический расход, экономия или перерасход).
  9. Штамп о прохождении медосмотра водителя и техосмотре ТС.

Обязательные реквизиты оборотной стороны типового бланка:

  1. Номер по порядку. Каждая поездка должна записываться под отдельным номером.
  2. Код заказчика.
  3. Место отправления и назначения.
  4. Время выезда и возвращения
  5. В графу «Пройдено» вводятся данные о пройденном расстоянии.
  6. Подпись водителя.

Остановимся подробнее на предрейсовом медосмотре водителей. Основные изменения норм, регулирующих деятельность частных предпринимателей и автотранспортных организаций, произошли в мае 2015 года и по-прежнему имеют законодательную силу. Все предсменные медицинские осмотры водителей регистрируются в специальном журнале. Приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры). Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов. В состав предрейсового осмотра входит: рассмотрение жалоб водителя; визуальный осмотр; измерение давления, пульса, температуры тела; выявление признаков опьянения; определение наличия психоактивных веществ; для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер. По результатам предрейсового осмотра врач выносит заключение о том, что опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое бы препятствовало выполнению трудовых обязанностей, не выявлено. В противном случае водитель к работе не допускается. Отметка о прохождении медосмотра с указанием даты, времени и подписи медицинского работника должна стоять в путевом листе. Документ должны подписать лицо, которое его заполнило, и руководитель организации. Без круглой печати можно обойтись: ее нужно ставить только тем фирмам, у которых ее применение прописано в Уставе.

Документ всегда оформляется в одном экземпляре.

Срок действия

Выписать путевку можно как на один день, так и на весь месяц, если машина совершает выезды не очень часто. Водитель получает на руки документ перед рейсом. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продления срока действия, поскольку в рейсе может возникнуть задержка, а движение без путевого листа является нарушением.

После окончания срока действия путевки ее следует вернуть под подпись уполномоченному лицу. Такой документ считается закрытым и должен быть передан на обработку в бухгалтерию.

Для чего нужны путевки на легковой транспорт

Путевые листы нужны в первую очередь самой организации. С их помощью бухгалтерия рассчитывает заработную плату водителей, фиксирует расход ГСМ, начисляет амортизацию и учитывает общие затраты на транспорт. Другим отделам фирмы путевка нужна для контроля использования автотранспорта и планирования его работы. Кроме того, если водителя на такой служебной машине остановит инспектор ГИБДД, именно на основании путевки можно будет подтвердить законность и обоснованность рейса, а также право управления автомобилем. Отсутствие путевки является нарушением, за которое по статье 12.13 КоАП РФ положен административный штраф.

Для многих организаций ГСМ — значимая статья расходов. И использование путевых листов — это один из способов определения, сколько же использовано ГСМ. Путевой лист позволяет подтвердить необходимость расходов, зафиксировать расстояние, пройденное автотранспортом, определить показатели для расчета объема использования ГСМ. После того, как будет определен фактический или нормативный объем использования, можно рассчитать сумму списания. Для этого умножают стоимость единицы на объем. Однако для того чтобы списать ГСМ, недостаточно путевого листа, необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено такое списание. Путевые листы используют для списания ГСМ в том случае, если нет электронной системы контроля. Или она недостаточна. Например, возможен контроль за расходом топлива, а маршрут транспортного средства не отслеживается. Итак, для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие приобретение, расход и характер поездок. Если ГСМ приобретается по топливным картам, то это отражается по накладной поставщика, карты учитываются на забалансовом счете. Если же ГСМ оплачивается наличными, то оприходование происходит по чекам, выданным АЗС и авансовым отчетам водителей. Если автомобиль подключен к электронной системе, контролирующей маршрут и расход топлива, то, согласно Письму Минфина от 16.06.2011 № 03-30-06/1/354, для списания ГСМ достаточно отчетов этой системы.

Порядок оформления и образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Правила заполнения путевого листа легкового автомобиля утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (редакция от 18.01.2017). Оформлением формы 3 в специализированных автотранспортных компаниях обычно занимаются диспетчеры. В организациях, где такая служба не предусмотрена, а весь легковой транспорт представлен личной машиной руководителя, заполнять форму 3 может непосредственно директор или любой уполномоченный на это работник. Делегировать обязанности необходимо приказом по организации, ведь такое уполномоченное лицо несет ответственность за наличие путевого листа, а также за все неточности и ошибки, допущенные при его заполнении. Если оформлением путевых листов занимается сам водитель (это не запрещено), он также должен заполнять свою часть документа: вписывать сведения о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов.

Унифицированную форму № 3 можно применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в Письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. В частности, там сказано, что на каждом учетном документе должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС (не путать с круглой печатью). Кроме того, нужно принимать во внимание и другие требования к оформлению формы.

Указывать показания приборов необходимо как перед выездом из гаража, так и при возвращении в него. Учитываются такие приборы, как датчик топлива, одометр и другие.

Требования к заполнению путевки:

  • освидетельствовать техническое состояние ТС должен уполномоченный на это специалист, например механик. Он должен поставить в документе свою подпись перед выездом в рейс ТС;
  • освидетельствовать состояние здоровья водителя должен медработник. При заполнении должна быть указаны дата и время и проставлен личный штамп. В записи должно быть сказано, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей»;
  • хранить закрытые путевки по требованию Приказа Минтранса России № 152 необходимо в течение пяти лет.

Остановимся подробнее на заполнении путевого листа:

Левая верхняя часть листа:

  • дата выхода в рейс;
  • наименование организации;
  • данные водителя;
  • данные автомобиля;
  • время выезда со стоянки;
  • время возвращения;
  • информация о медосмотре;
  • данные медсотрудника, ответственного за проведенные процедуры.

Правая часть бланка:

  • коды из учредительных документов организации;
  • номер бланка;
  • километраж;
  • данные сотрудников, проводящих техосмотр транспортного средства;
  • марка топлива;
  • выданное количество ГСМ.

Нижняя часть бланка:

  • подпись лица, выдающего исправное транспортное средство;
  • подпись водителя.

Путевой лист легкового автомобиля (форма 3) титульный лист

Обратная сторона заполняется лицом, принявшим автомобиль после рейса:

  • маршрут;
  • время;
  • пройденный километраж;
  • подпись водителя.

Ответственность за отсутствие путевого листа

Штрафы за отсутствие путевого листа прописаны в КоАП РФ:

  • за автомобиль несет ответственность водитель — штраф в размере 500 рублей или предупреждение;
  • за автомобиль отвечает должностное лицо организации — штраф 20 000 рублей;
  • юридическое лицо — штраф до 100 000 рублей;
  • штраф за некорректно оформленный путевой лист — 3000-30 000 рублей.

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно.

Для того чтобы использовать автомобили, находящиеся в собственности или распоряжении компании, ее водителю во время поездки надо при себе иметь путевой лист автомобиля. Он не только входит в состав обязательных бланков, которые при проверке запрашивают дорожными инспекторами, но является первичной формой по учету работы автомобиля и основанием для расчета зарплаты водителю и списания топлива.

Путевой лист легкового автомобиля заполняется диспетчером или, при его отсутствии, бухгалтером. Этот документ нужно оформлять ежедневно, особенно в автотранспортных предприятиях. Если рабочий день в компании состоит из нескольких смен, то желательно заполнение путевых листов производить на каждого водителя (смену).

На небольших предприятиях, на которых в распоряжении фирмы находится только служебный транспорт (например, автомобиль руководителя), допускается выписка этого бланка на несколько дней. Также один документ может быть оформлен на длительный период, если автомобиль используется при командировке.

В настоящее время форма путевого листа может быть разработана предприятием самостоятельно с учетом особенностей его деятельности. Тем не менее он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные для бухгалтерских бланков. В основном используется типовая межотраслевая форма №3, утвержденная Госкомстатом.

Выписанный документ заносится в журнал регистрации путевых листов, согласно которому ему присваивается очередной номер. После этого он выдается на руки водителю.

При выезде из гаража в путевом листе обязательно должен расписаться механик, который проверяет исправность машины, показания спидометра и остаток в баке топлива.

Выполняя служебные обязанности, шофер на второй стороне путевого листа отражает места, которые он посещает, записывая информацию о времени и пройденных километрах.

При заезде в гараж, машину осматривает технический специалист, проверяет ее исправность, фиксирует показания спидометра и литраж в баке в соответствующих графах, а после этого визирует путевой лист.

Работник сдает данный документ в диспетчерскую, где специалист просчитывает его и отражает в журнале регистрации.

Образец заполнения путевого листа легкового автомобиля

Рассмотрим подробнее, как заполнять путевой лист.

Заполнение лицевой стороны

Вверху проставляется штамп компании, ниже проставляются номер (при необходимости серия) и дата документа.

В следующей графе надо указать название компании, ее адрес и телефон. Здесь же отражается код регистрации фирмы в органах статистики ().

После этого диспетчер заполняет марку автомобиля, его государственный номер, инвентарный гаражный идентификатор.

В соответствующей строке записывается Ф.И.О. водителя, табельный номер, реквизиты водительского удостоверения, если есть - класс.

Следующий раздел путевого листа заполняется, если предприятие является специализированным, например, такси. Для таких фирм требуется оформление лицензионных карточек, их реквизиты нужно вписывать сюда.

Диспетчер определяет задание водителю, и указывает точный адрес подачи автомобиля. После этого специалист визирует документ и передает его шоферу.

Для механика предусмотрен специальный раздел в документе, где он отмечает исправность автомобиля и показания спидометра, остаток в баке, и визирует его с указанием своих Ф.И.О. Водитель также расписывается ниже в получении машины с расшифровкой своих личных данных.

Работник во время заправки отражает количество заправленного топлива, его марку. Рядом с литражом может расписываться в подтверждение сотрудник станции.

Диспетчер указывает фактическую дату и время возвращения в гараж, при необходимости делая отметку о простоях, опозданиях и т.д.

При возвращении водитель сдает машину механику, который проверяет ее состояние, отмечает остаток в баке на конец рабочего дня и счетчик пробега. Подтверждая получение автомобиля, технический специалист ставит свою подпись, а сдающий ее шофер – свою.

Заполнение оборотной стороны

На оборотной стороне документа водитель собственноручно заполняет информацию о процессе выполнения своего служебного задания, указывая места выезда и назначения с расшифровкой периода времени и пройденного километража. При работе с третьими лицами, они могут расписываться в выполнении шофером задания напротив его записей.

В нижней части документа диспетчер рассчитывает общее количество отработанных за день часов и километраж по спидометру. В зависимости от применяемой системы оплаты труда она определяет зарплату работнику и передает путевой лист после фиксации в журнале регистрации в бухгалтерию. Правильность расчетов счетный работник подтверждает своей подписью.

Путевой лист образец заполнения можно посмотреть ниже.

Нюансы

Правильность оформления данного документа очень важна, для включения затрат на топливо в расходы для целей налогообложения. Именно он является основным документом, который запрашивают инспекторы во время проверки.

Для многих предприятий на путевом листе обязательна отметка о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотров.

Что изменилось в заполнении путевых листов с 26 февраля 2017 года? Обязательно ли в марте оформлять путевые листы по новой форме? Действительно ли теперь в каждом путевом листе требуется подпись механика о проведенном предрейсовом осмотре легкового или грузового автомобиля? В данной статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы, а также сможете скачать новые формы бланков путевых листов.

Формы путевых листов

В 2017 году организация или индивидуальный предприниматель может формировать и использовать:
  • или унифицированные формы путевых листов (утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);
  • самостоятельно разработанные формы путевых листов.
Если унифицированные образцы путевых листов вдруг не подходят компании или ИП (например, если в них есть «лишние» реквизиты или если нет нужных), то можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Но в таком случае нужно иметь в виду, что самостоятельно разработанной форме должны присутствовать все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152.

Путевые листы нужны, чтобы подтвердить производственный характер поездок и списать в налоговом учете горючее, запчасти и компенсацию за использование личного транспорта.

Новые обязательные реквизиты с 26 февраля

С 26 февраля Минтранс расширил перечень обязательных реквизитов путевого листа (Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17). С этой даты в путевом листе обязательно требуется ставить отметку о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом. Механик должен указать дату и время проверки машины, подпись, фамилию и свои инициалы. Прежде такие отметки тоже можно было ставить, но совсем не обязательно. Таким образом, с 26 февраля 2017 года, к обязательным реквизитам путевых листов, которые разработаны самостоятельно, относятся:
  1. Название — путевой лист;
  2. Номер;
  3. Срок действия;
  4. Сведения о собственнике машины;
  5. Тип и модель машины;
  6. Государственный регистрационный знак машины;
  7. Показания одометра при выезде из гаража и при заезде в гараж;
  8. Дата и время выезда из гаража и заезда в гараж;
  9. Подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
  10. Ф.И.О. водителя;
  11. Дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя;
  12. Штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр;
  13. Отметка о предрейсовом осмотре технического состояния машины с датой и временем;
  14. Подпись и Ф.И.О. контролера технического состояния машины.

Отмена печати

С 26 февраля 2017 года в путевых листах можно не ставить печать или штамп. Вполне достаточно сведений о собственнике машины. Это название компании или арендодателя, адрес и телефон. Это также следует из Приказа Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17). Однако печать можно проставлять и после указанной даты - ошибки не будет.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок - не более одного месяца. Когда же транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов - для каждого водителя.

Новый бланк на 2017 год

В связи с расширением перечня обязательных реквизитов, некоторые компаниям и ИП потребуется скорректировать бланки своих путевых листов. Если после 26 февраля 2017 года в листе не будет всех обязательных реквизитов, то проверяющие могут расценить такой первичный документ как «неполноценный». И тогда, к примеру, с признанием затрат на ГСМ могут возникнуть сложности. Мы подготовили для вас новый бланк путевого листа, который содержит все реквизиты, обязательные с 26 февраля. Выглядит он так:

Также вы можете для легковых автомобилей. Аналогичным образом вы можете поправить бланк путевого листа для грузовых автомобилей, чтобы в нем можно было делать отметки о предрейсовом техническом осмотре.

Имейте в виду, что если вы будете утверждать новый бланк путевого листа на 2017 год, то это обстоятельство потребуется зафиксировать в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

Во многих организациях директор и водитель и механик - в одном лице. В такой ситуации он и ставит подпись о том, что провел предрейсовый техосмотр. А также указывает дату и время проведения осмотра.