Как устроен лифт? Описание конструкции лифтов. Принцип устройства и работы лифтового оборудования Ловители лифта их назначение размещения устройства виды

Первые варианты устройства лифта появились ещё в древнем Египте. В те времена большая часть лифтов, работающих за счёт силы людей или животных, использовалась в строительстве. Начиная с XVII-XVIII веков, подъёмные механизмы перекочевали во дворцы коронованных особ.

Нам с вами повезло больше: лифт - не роскошь и редкость, а необходимость. Если верить статистике, в России насчитывается более 500 000 лифтов. Часть из них постепенно заменяют машинами нового образца.

Устройство лифта зависит от его вида и назначения. Специалисты подразделяют лифты на 3 типа: гидравлические, пневматические и "классические", то есть - с электрическим приводом. Давайте посмотрим, как устроен традиционный пассажирский лифт.

Принцип работы лифта

Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.

Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.

Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.

От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.

Лифты с редуктором и червячная передача

Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой "червячной передаче".


Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы - невелики, а расстояние, которое проходит платформа, - небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.

Чем отличается подъёмник от лифта?

Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник - одностворчатые.

Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.

Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.

В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.

Как выглядит лифт схематически?

Если найти схемы лифта в интернете, то чертежи будут включать в себя следующие элементы:

  • Натяжное устройство;
  • Буфер противовеса;
  • Буфер кабины;
  • Опора направляющих;
  • Лестница в приямке;
  • Кабина (платформа);
  • Направляющие кабины;
  • Противовес;
  • Вызывная панель;
  • Дверь шахты;
  • Канат ОС и тяговые канаты;
  • Направляющие противовеса;
  • Ограничитель скорости, лебёдка (на станции управления).

Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов

Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.

Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.

Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.

Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.

Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.

Хлеба и зрелищ требовал человек во все времена. В былые времена человек искал развлечений в выходные дни на торговых площадях городов, где собирались шуты, фокусники, певцы и прочие деятели уличной культуры.

Вот таким зрелищем и обеспечил публику Элаш Отис в теплый майский день 1854 года. Его шоу можно было бы поставить в ряд иллюзионистических, но это только на первый взгляд. Это было открытие, которое явилось основой безопасности подъемных лифтов до сегодняшнего времени.

Тормоз лифта - история создания

Взобравшись на открытую площадку подъемного устройства (лифта), которая находилась на отметке в высоту четвертого этажа, он скомандовал своим ассистентам рубить канаты. Для наглядности присутствия нагрузки на площадку подъемного устройства загрузили тяжелые мешки.

Канат, разрублен, топа зевак затаила дыхание, но лифт после короткого рывка моментально останавливается. Так сработало самое первое устройства тормоза лифта (ловитель) в мире.

Здесь стоит напомнить, что это был далеко не первый лифт в мире. Эпоха строительства высотных домой как раз пришлась на 19 век, и лифты устанавливались в полный рост. Но с ростом их установок росла и статистика падений ну нулевую отметку. Надо было что-то делать!

Конструкция ловителя лифта Отиса

Итак, в чем же конструктив тормозной системы лифта Элайша Отиса?

Уловитель представлял собой плоскую пружину, которая сегодня активно используется в автомобильных рессорах.

Под действием натяжения троса пружина приобретала дугообразную форму и свободно передвигалась по вертикальным направляющим. В случае обрыва троса напряжение с рессоры снималось, и расклинившись она упиралась в направляющие, блокируя тем самым движение лифта.

Техническое устройство лифтов

Наверняка каждый из нас заходя в лифт задавался вопросом что же там внутри лифтовой шахты. Принципиально конструкция лифта стоит на трех основных китах: кабина, электрическая лебедка и противовес, которые в свою очередь соединены между собой тросом.

Противовес необходим для снятия нагрузки на двигатель. Масса противовеса рассчитывается как сумма массы лифта и половина его максимальной нагрузки. Электрический двигатель расположен в большинстве случаев в верхней части лифтовой шахты в специальном помещении, отделенным от шахты плитой перекрытия.

Самый распространенный тип канала - стальной переплетенный трос со вставкой в середину веревки из пеньки или синтетики. Казалось, зачем внутри витого стального троса еще и веревка которая может усилить тяговую нагрузку на незначительную величину?

Так вот эти самые веревки служат антикоррозионным средством! Их пропитывают маслом. Таким образом стальной трос обволакивается масляной пленкой и не ржавеет.

Сегодня технология полимерного производства не стоит на месте и такая компания как Schindler представила для лифтовых компаний полностью полимерный трос.

Огромный плюс таких ремней, что они не требует постоянной смазки и обладает бесшумной работой. Стоит сказать, что ведущими производителем лифтов OTIS уже долгое время применяются приводные ремни с внутренней армировкой, подобные ремням ГРМ в авто.

Поскольку сегодня мы рассматриваем принципиальную систему безопасности лифтов, то мы не будем заострять свое внимание на механизмах, обеспечивающих движение лифта, а остановимся на системе, которая не позволит упасть лифту во время обрыва троса.

Устройства безопасности лифта

Элайша Отис после проведения своего демонстрационного шоу воскликнул - «Все безопасно, господа!» и задал темп в обеспечении безопасности лифтов до настоящего времени. И ведь если бы сегодня были многочисленные обрывы лифтов с людьми, то наш инстинкт самосохранения не позволил бы нам пользоваться лифтом. Да и органы контроля за лифтовым хозяйством не позволили бы перевозку в случае большой вероятности обрыва троса лифта без систем безопасности.

Безусловно с 19 века система ловителя лифта потерпела многочисленные изменения. Помимо технических средств добавилась электронная система управления безопасного передвижения лифта в наряду с оконечной периферией в виде разнообразных датчиков. Несмотря на наличие многочисленной электроники в конечном итоге срабатывает механический ловитель, который имеет отличное конструктивное решение от изобретение Отиса.

Давайте остановимся на примере системы безопасности лифтов, которые устанавливались в высотных домах еще в советское время. Данная система система еще не включала в себя сложные электронные блоки управления и действовала механически. По принципу - чем проще, тем надежнее.

Систему безопасности лифта можно разделить на следующие основные узлы:

  • механический ограничитель скорости.
  • ловитель, расположенный на кабине лифта.
  • канат связывающий ограничитель с ловителем.

Канат уловителя

В случае, когда конструкцию демонстрировал Отис, тянущий трос был одновременно и тросом уловителя. В современной системе безопасности трос, связывающий ловитель на кабине лифта с ограничителем, расположен отдельно от основного.

Ограничитель скорости лифта

Ограничитель скорости расположен как и основной электрический двигатель в машинном отделении над лифтовой шахтой. Роль механического ловителя заключается в контроле скорости лифтовой кабины.

На ограничителе расположен шкив с тросом, который связан с конструкций ловителя на кабине лифта.

Принцип действия ограничителя скорости лифта

В случае обрыва троса лифтовой кабины, скорость кабины увеличивается и соответственно это ускорение через трос передается на шкив ограничителя. Внутри ограничителя расположены грузы, которые под действием центробежной силы вследствии ускорения расходятся преодолевая усилие пружины и упираются в неподвижные упоры.

Шкив ограничителя блокируется и трос натягиваясь приводит в действие устройство ловителя на кабине лифта.

Устройство ловителя лифта

Ловители лифтов в зависимости от принципа действия бывают следующий типов:


1 Общее устройство лифта. 3

4.1 Кинематический и статический расчёт механизма подъёма 16

4.1.1 Определение массы и уравновешивание подвижных частей механизма подъема 16

4.1.2 Определение силы аэродинамического сопротивления движению кабины и противовеса 18

4.1.3 Расчет натяжения канатов подвески кабины Sk и Sп в рабочих и испытательных режимах 20

4.1.4 Расчет необходимой мощности привода лебедки 22

5 Динамический расчёт 23

5.1 Механические характеристики двухскоростного электродвигателя 23

5.2 Расчет приведенной к ободу КВШ массы поступательно двигающихся частей лифта (для 10 эксплуатационных и испытательных режимов). 27

5.4 Расчёт ускорения пуска при подъеме (режимы с 1 по 6) и опускании (с 7 по 10) неуравновешенного груза 29

5.5 Расчет ускорений при генераторном торможении 30

6 Расчёт точности остановки кабины 32

Список использованных источников 35

С каждым годом увеличивается этажность жилых и административных зданий, промышленных сооружений, учебных заведений, больниц, магазинов и складов. Для перемещения людей и грузов на различные уровни эти здания оборудуют лифтами. Невозможно представить себе нормальное функционирование любого современного многоэтажного здания, будь то жилой дом, гостиница, больница или предприятие, без надежно работающих лифтов.

Расширяющиеся потребности общественного развития требуют непрерывного совершенствования средств внутреннего транспорта зданий и сооружений на основе современных научно–технических достижений.

Возрастающий парк лифтов и других средств ближнего транспорта (эскалаторов, пассажирских конвейеров и многокабинных подъемников) требует непрерывного совершенствования техники монтажа и технического обслуживания этих машин с целью повышения надежности и безопасности применения.

В настоящее время отмечается непрерывный рост парка лифтов при устойчивой тенденции поиска новых конструктивных решений, отражающих требования рынка и научно –технические достижения в различных отраслях промышленности.

Совершенствуются организационные формы и технические средства службы эксплуатации лифтов. Серьезное внимание уделяется вопросам повышения производительности и качества монтажных работ.

Жесткая конкуренция на внутреннем и мировых рынках, расширяющийся спектр потребностей заказчиков лифтового оборудования, служат хорошим стимулом поиска более эффективных технических решений.

1 Общее устройство лифта.

Основу конструкции лифта составляет механизм подъема на основе применения

лебедки или гидроцилиндра с канатной системой передачи движения кабине.

Пассажиры и грузы перемещаются в специально-оборудованной кабине с закрываемыми

дверями, которые имеют блокировочные устройства, исключающими

возможность движения при открытых створках.

Для центрирования кабины (противовеса) в горизонтальной плоскости и исключения

поперечного раскачивания во время движения, применяются направляющие,

устанавливаемые на всю высоту шахты лифта.

Направляющие обеспечивают возможность торможения кабины (противовеса)

ловителями при аварийном превышении скорости и удерживают ее до момента

снятия с ловителей.

Пространство, в котором перемещается кабина и противовес ограждается на

полную высоту и называется шахтой.

На погрузочных площадках обслуживаемых этажей шахта имеет автоматически

запираемые двери с блокировками безопасности.

Помещение, в котором устанавливается подъемная лебедка и другое необходимое

оборудование, называется машинным помещением.

При нижнем расположении машинного помещения и, в некоторых других случаях,

над шахтой устанавливаются отводные блоки в специальном блочном помещении.

Часть шахты, расположенная ниже уровня нижней посадочной площадки,

образует приямок, в котором размещаются упоры или буферы, ограничивающие

ход кабины (противовеса) вниз и останавливающие с допустимым ускорением

замедления.

Для предотвращения аварийного падения кабины (противовеса) лифт оборудуется

автоматической системой включения ловителей от ограничителя скорости,

срабатывающей при аварийном превышении скорости.

Ловители устанавливаются по боковым сторонам каркаса кабины

(противовеса) и приводятся в действие канатом, охватывающим шкив ограничителя

скорости.

В приямке устанавливается натяжное устройство ограничителя скорости.

Ограничитель скорости может устанавливаться в машинном, блочном помещении;

на кабине и противовесе.

Срабатывание ограничителя скорости приводит к торможению каната ограничителя

скорости и включению ловителей.

Станция управления работой лифта, приборы и аппараты находятся в машинном помещении.

Соединение электрического оборудования кабины со станцией управления обеспечивается

посредством подвесного кабеля и жгута проводов, смонтированного в шахте.

Датчики замедления, шунты датчика точной остановки и устройства контроля

шахтных дверей также устанавливаются в шахте.

При наличии копираппарата основные элементы контроля положения кабины

входят в состав его конструкции, а в шахте располагается бесконечная перфорированная

лента его приводного шкива.

Схема типовой конструкции пассажирского лифта приведена на рис. 1.

Рис.1. Общий вид пассажирского лифта

1 - монорельс; 2 - ограничитель скорости;3 - лебедка;4 - станция управления; 5 - тяговые

противовеса; 10 - направляющие кабины;6 - подвесной кабель;11 - индикатор положения

кабины; 12 - дверь шахты;13 - вызывной аппарат;14 - пружинный буфер кабины;

15 - пружинный буфер противовеса;16 - вводное устройство;17 - противовес;18 - канат

ограничителя скорости; 19 - натяжное устройство каната ограничителя скорости;20 - шунт

датчика точной остановки; 21 - датчик точной остановки;22 - шунт датчика замедления;

23 - датчик замедления кабины;24 - понижающие трансформаторы

Приведенная выше типовая конструкция пассажирского лифта не является

единственно возможным решением.

В зависимости от назначения, скорости передвижения кабины и типа привода

конструктивные решения могут отличаться большим разнообразием.

Так для скоростных лифтов характерно наличие безредукторного привода

КВШ от тихоходного двигателя постоянного тока и применение гидробуферов

вместо пружинных.

При больших скоростях в кабине применяется принудительная система вентиляции, создающая в салоне небольшое избыточное давление.

Отличительные особенности имеет конструкция ограничителя скорости и ловителей скоростного лифта.

На конструкции лифта оказывает влияние и расположение машинного помещения.

При нижнем машинном помещении в верхней части шахты оборудуется дополнительное блочное помещение.

Больничные лифты оборудуются глубокими кабинами и приводом, обеспечивающим повышенную точность остановки и плавность хода кабины.

Жесткая конкуренция ведущих лифтостроительных фирм стимулирует поиск

новых прогрессивных решений не только в части совершенствования основных

функциональных узлов, но и в решении задач компоновки и размещения лифтового

Назначение лифта и описание

Лифт ПП-0611 пассажирский г/п 630кг, размер шахты 1850х2550мм, двери кабины - 800мм, огнестойкость EI-30, 9 остановок. Освещение - люминесцентные лампы, пост управления - вертикальный модуль "Колонна" из нержавеющей стали, подсветка кнопок, этажные кнопки вызова из нержавеющей стали с подсветкой, поручень из нерж. стали, зеркало по задней стене до поручня, лебёдка пониженной шумности.

Лифт предназначен для подъема и спуска людей. В отдельных случаях допускается, в сопровождении пассажира, подъем и спуск грузов вес и габариты которых вместе не превышают номинальную грузоподъемность лифта и не повреждают оборудование и отделку его кабины.

Состав и устройство лифта

Лифт состоит из составных частей, размещенных в шахте и машинном помещении. Машинное помещение и шахту лифта образуют строительные конструкции здания (кирпичная кладка, бетонные блоки и т.д.)

Основными составными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие кабины и противовеса, двери шахты, ограничитель скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование и электроразводка.

Общий вид лифта показан на плакате.

Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине, которая перемещается по вертикальным направляющим. Передвижение кабины и противовеса осуществляется лебедкой установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов. Там же размещены ограничитель скорости, устройство управления, вводное устройство.

В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости, связанное посредством каната с ограничителем скорости, а также буферные устройства кабины и противовеса.

Для входа в кабину и выхода из нее шахта по высоте имеет ряд проемов, закрытых дверями шахты. Открывание и закрывание дверей производится с помощью привода, установленного на кабине. Двери шахты открываются только тогда, когда кабина находится на данном этаже. В случае отсутствия кабины на этаже открывание двери шахты снаружи возможно только специальным ключом.

Составные части лифта в строительной части здания размещаются в определенной зависимости относительно друг друга, обеспечивающей их согласованное взаимодействие.

Принцип работы лифта

Общий принцип работы лифта следующий:

При нажатии кнопки вызывного аппарата в устройство управления лифтом подается электрический импульс (вызов). Если кабина находится на остановке, с которой поступил вызов, открываются двери кабины и шахты на данной остановке, если кабина отсутствует, то подается команда на ее движение. В обмотку электродвигателя лебедки и в катушку электромагнита тормоза подается напряжение, колодки тормоза разжимаются и ротор электродвигателя начинает вращаться, обеспечивая с помощью червячного редуктора вращение канатоведущего шкива, который за счет сил трения приводит в движение кабину и противовес.

Цикл работы главного привода лифта в нормальном режиме следующий: с устройства управления на ПЧ поступает сигнал задания направления движения, а замыканием контактов пускателя обмотка двигателя подключается к преобразователю. С контактов встроенного в ПЧ реле на устройство управления приходит сигнал о готовности ПЧ к работе. На двигатель подается напряжение, необходимое для создания момента удержания. После нарастания тока в обмотках двигателя до величины, обеспечивающей момент удержания, на устройство управления поступает соответствующий сигнал. После этого снимается механический тормоз, а на ПЧ поступает сигнал задания уровня рабочей скорости. После получения этого сигнала ПЧ формирует на обмотке двигателя напряжение таким образом, что при этом обеспечивается плавный пуск кабины лифта с требуемыми ускорениями и рывками до рабочей скорости. После наезда на датчик замедления с устройства управления на ПЧ поступает сигнал задания пониженной скорости. ПЧ формирует напряжение, обеспечивающее плавное торможение до скорости дотягивания. Лифт продолжает движение с пониженной скоростью до наезда на датчик точной остановки, после чего по команде с устройства управления ПЧ формирует напряжение, обеспечивающее окончательное затормаживание и удержание.

При движении кабины лифта по шахте происходит последовательный проход датчика замедления сквозь шунты замедления, расположенные между этажами, причем между этажами расположено два шунта: один для замедления при движении вверх, другой – для замедления при движении вниз, при каждом проходе размыкается датчик замедления.

На рисунке 1.1 приведена общая схема расположения шунтов замедления лифтов со скоростью движения от 0,5 до 1,6 м/с. Для лифтов со скоростью движения от 0,5 до 1,6 м/с команда замедления формируется по второму импульсу от датчика замедления после прохода предыдущей точной остановки.


Рисунок 1.1 Расположение шунтов между этажами

После остановки двигателя с ПЧ на устройство управления подается сигнал об окончании движения, по поступлению которого накладывается механический тормоз, двигатель отключается от ПЧ, а все командные сигналы с ПЧ снимаются. Цикл работы главного привода при этой закончен.

Кабина останавливается, включается в работу привод дверей, двери кабины и шахты открываются.

При нажатии на кнопку приказа кнопочного поста, расположенного в кабине, закрываются двери кабины и шахты, и кабина отправляется на этаж, кнопка приказа которого нажата.

По прибытии на требуемый этаж и выхода пассажиров двери закрываются, и кабина стоит на остановке до тех пор, пока не будет вновь нажата кнопка любого вызывного аппарата.

Механизмы и устройства лифта

Лебедка

Лебедка установлена в МП и предназначена для приведения в движение кабины и противовеса.

Основными составляющими лебедки являются электродвигатель, тормоз, рама, КВШ, подрамник, амортизатор.

Все элементы лебедки смонтированы на раме, которая через амортизаторы установлена на подрамнике. Подрамник опирается на перекрытие МП.

Лебедки могут применяться редукторные, в основном производства OTIS, ГУП «Могилев-лифтмаш», Montanari (Италия) и безредукторные типа WSG-08 SAD WITTUR.

Редуктор червячный цилиндрический, с расположением червячного вала лебедка OTIS Вертикальное, ГУП «Могилевлифтмаш» и Montanari горизонтальное, предназначен для уменьшения частоты вращения с одновременным увеличением крутящего момента на выходном валу тормоз двойной, колодочный, нормально-замкнутого типа, предназначен для остановки и удержания в неподвижном состоянии кабину и противовес лифта при неработающем двигателе лебедки Длина пружин и воздушный зазор регулируются в соответствии с инструкцией завода-изготовителя лебедки. Электродвигатель редукторных лебедок асинхронный двухскоростной с короткозамкнутым ротором в обмотку статора вмонтированы датчики температурной защиты. КВШ преобразует вращательное движение в поступательное движение тяговых канатов за счет силы трения, возникающей между канатами и ручьями шкива под действием силы тяжести кабины и противовеса. Отводной блок служит для обеспечения совпадения точек сбега канатов лебедки с центрами подвески кабины и противовеса (рис.1.2, размер А). Диаметры КВШ D и отводного блока d, угол обхвата канатами КВШ а, размер А (рис.1.2) для каждого типа лебедки приведены 6 эксплуатационной документации завода-изготовителя лебедки, которая прикладывается к лифту отдельным документом.

Рисунок 1.2 Лебедка OTIS

    электродвигатель, 2 – тормоз, 3 – рама, 4- КВШ, 5- отводной блок, 6- подрамник, 7- амортизатор, 8 – подрамник, 9- редуктор.

Тормоз электромагнитный рисунок 1.3 , предназначен для остановки и удержания в неподвижном состоянии кабины лифта при неработающем двигателе лебедки.

Рисунок 1.3 Тормоз с электромагнитами МЛ-1

l-электромагнит; 2 -рычаг; 3-колодка;- 4- накладка; 5- пружина; 6-рычаг растормаживающий, 7 - гайка; 8 - болт регулировочный; 9 - гайка, 10 - чашка;11 – ось.

Кабина

Кабина лифта подвешена на тяговых канатах в шахте и предназначена для перевозки пассажиров.

Кабина лифта (рис.1.4) состоит из верхней балки 1, потолка 2, пола 3, створок дверей кабина 4, привода дверей 5 и балки нижней 6. На балках установлены ловители, подвеска кабины, башмаки.

Потолок является верхней частью кабины. На потолке размещаются светильники и короб с блоками зажимов для подключения проводов, а также кнопка деблокирования шахтных дверей, при нажатии на которую возможно движение кабины в режиме ревизии.

Естественная вентиляция обеспечивается через вентиляционные отверстия в кабине.

Рисунок 1.4 Кабина

Подвеска (рис. 1.5) предназначена для крепления канатов к кабине. Каждый канат пропущен через клиновую обойму 17, после огибания клина 16 канат скреплен со своей несущей частью прижимом 18. Обойма соединена осью с верхним балансиром 15, который через тягу 9 соединен с нижним балансиром 13, вес кабины через верхнюю балку, амортизатор 12, тягу 11, закреплённую к нижнему балансиру, тяги 9, верхние балансиры 15 и обоймы 17 передают его на канаты.

Для контроля за натяжением канатов на балке установлена рамка 14 и выключатель 8 контроля слабины канатов. В случае ослабления или обрыва одного, двух или трех канатов балансир 15 нажимает на рамку 14, которая воздействует на выключатель 8, отключается электродвигатель, что приводит к остановке кабины. При одновременном обрыве или ослаблении всех тяговых канатов кольцо стяжное 1, опускаясь, через тягу 2. штырем 6 нажимает на рамку 14, которая воздействует на выключатель. В исходное положение рамка возвращается пружиной 10, штырь - пружиной 5.

Рисунок 1.5 Подвеска кабины

Ловители

Ловители (рис. 1.6) предназначены для остановки и удержания кабины на направляющих при возрастании скорости движения кабины вниз.

Ловители - клиновые, подпружиненные, плавного торможения. Ловители рассчитаны на совместную работу с ограничителем скорости и являются одним из ответственных узлов, обеспечивающих безопасное пользование лифтом.

Рисунок 1.6. Механизм ловителей

Ловители состоят из четырех одинаковых по конструкции механизмов заклинивания и механизма включения ловителей. Механизм заклинивания состоит из тормозного башмака 12, перемещающегося вертикально относительно колодки 9, приближаясь при этом к направляющей. Основными элементами тормозного башмака являются пружина 11 и клин 10, установленные в корпусе. Механизм включения состоит из двух рычагов клиньев 3, закрепленных на валах 8, валы соединены между собой тягой 4, на которой размещена возвратная пружина, гайки регулировочные, рычаг 2 канатом соединяет ограничитель скорости с механизмом включения ловителей.При срабатывании ограничителя скорости прекращается движение каната, закрепленного к рычагу механизма включения ловителей. При дальнейшем движении кабины вниз рычаг 2 поворачивает вал 8, а через тягу 4, поворачивается и вал 8, поворот валов сопровождается поворотом рычагов 3, которые включают механизм заклинивания.

Рисунок 1.7 Ловители

При движении тормозного башмака вверх, после касания его рабочей поверхностью головки направляющей, происходит деформация пружины, что обеспечивает необходимое тормозное усилие при затягивании клина, движение тормозного башмака ограничивается регулировочной гайкой 15, благодаря чему сила зажатия головки направляющей и соответственно тормозное усилие при торможении не изменяются, после гашения энергии движущейся кабины она останавливается, планка на тяге 4 нажимает на ролик выключателя 5, контакты которого размыкаются и подают сигнал на отключение электродвигателя лебедки.

Для снятия кабины с ловителей необходимо поднять кабину, тормозные башмаки под действием собственного веса и пружины 6 опускаются и механизмы ловителей возвращаются в первоначальное положение.

Привод двери и дверь кабины

Привод с балкой дверей кабины предназначен для автоматического открывания и закрывания центрально открывающихся дверей кабины (ДК).

Привод с балкой ДК гарантирует безопасность пользования кабиной. Положения створок (раздвинуты или закрыты) контролируются электрическими выключателями.

Состав, устройство и работа

Привод с балкой ДК (рис.1.8) состоит: балка 1; редуктор 2; каретка правая 3; каретка левая 4; отводка 5; канат 6; выключатель 7; рычаг 8; амортизатор 9; упор 10; линейка 11; гайка 12; ролик 13; рычаг 14; кулачки 15, 16; выключатели 17, 18; микровыключатель 19; пружина 20; ролик 21; штифт 22; электродвигатель 23; упор 24; пружина 25, зажим 26, болт 27.

На рис.4.8 показано состояние привода с балкой ДК при закрытом положении створок ДК.

Рисунок 1.8 Привод с балкой ДК

1-балка; 2-редуктор; 3 - каретка правая; 4 -каретка левая; 5- отводка; 6 - канат; 7 - выключатель; 8 - рычаг; 9 - амортизатор; 10 - упор; 11 - линейка; 12-гайка; 13-ролик; 14-рычаг; 15,16-кулачка; 17, 18 - выключатели; 19 - микровыключатель; 20-пружина; 21 -блок; 22-штифт; 23 - электродвигатель; 24 - упор; 25 - пружина; 26-зажни; 27 – болт.

При включении электродвигателя 23, вращение его ротора через клиноременную передачу передается червячному валу редуктора 2 и через червячное зацепление на тихоходный вал, на котором установлен рычаг 14. Рычаг, имеющий ролик 13, при движении описывает полуокружность и роликом тянет упор 10, который жестко закреплен на правой каретке 3. Правая каретка 3 совместно со створкой двери движется по линейке 11, одновременно канатом 6 заставляет двигаться и левую каретку 4 со створкой. Створки двери кабины открываются и закрываются синхронно.

Угол поворота рычага 14 зависит от установки кулачков 15 и 16, которые должны быть выставлены так, чтобы при открытых дверях рычаг 14 останавливался в горизонтальном положении с допуском ±5 мм, а при закрытом - чтобы штифт 22 находился в середине просечки на упоре 10. Посадка рычага 14 на амортизаторы 9 в нормальном режиме работы привода не допускается. Кулачки 15 и 16 жестко закреплены на ступице рычага 10 и, вращаясь совместно, в нужный момент действуют на выключатели 17 и 18 (ВКО и ВКЗ) и подают импульс на отключение электродвигателя 23.

Привод имеет специальное устройство, переключающее электродвигатель на реверс, если при закрывании створок дверей в дверном проеме оказалось препятствие. Устройство работает следующим образом: при включении привода на закрытие рычаг 14 "сдерживает движение кареток 3 и. 4 со створками, закрытие которых осуществляется усилием пружины 20, а створки двери шахты закрываются под действием груза на правой створке. При возникновении препятствия на пути движения створок они останавливаются, однако рычаг продолжает движение. Выбирается зазор между скосом упора 10 и штифтом 22 на рычаге 14, при дальнейшем движении рычага 14 штифт 22 начинает скользить по скосу Е упора 10 (рис.4.8, вид А), утапливается во втулку ролика 13 и через рычажную систему (штифт 22 коромысло водила 14 рычаг 8) переключает микровыключатель 19. Микровыключатель 19 дает импульс электродвигателю 23 на реверс. Дверь открывается.

При закрытых створках двери кабины, в максимально поднятом положении рычага 14, штифт 22 выполняет роль запирающего устройства, не позволяющего раздвинуть створки двери кабины. Кроме того установлен утопающий упор 24, который является дополнительным элементом безопасности, исключающим возможность открытия створок из кабины. При эвакуации пассажира из кабины упор 24 оттягивают за гайку 12, штифт 22 утапливают во втулку рычага 14, на котором установлен ролик 13, каретку 3 отодвигают на открытие.

Регулировка расположения кареток 3 и 4 относительно друг друга и зазора (5=1...2 мм между штифтом 22 и просечкой упора 10 при закрытом положении осуществляется ослаблением затяжки зажима 26. Волг 27 служит для регулировки зазора у=0,5...3 мм между коромыслом водила 10 и кольцом рычага 8.

Описание блока управления автоматической двери

В нижней части БУАД устанавливаются разъемы, через которые подключается станция управления лифта (ШУЛК, УЛ и т.д.), электродвигатель 2 и таходатчик 17. К разъемам подведены четыре жгута.

Первый жгут - силовой, соединяет станцию управления, 220 В (БУАД питается от сети переменного тока).

Второй жгут - подключает электродвигатель 2, 220 В х 3 фазы (БУАД выдает на электродвигатель трехфазное напряжение 220 В). В этом жгуте имеется провод для заземления БУАД корпус электродвигателя.

Третий и Четвертый жгут - управление, соединяют станцию управления, +24 В (цепи управления БУАД рассчитаны на применение постоянного тока с напряжением 24 В).

Пятый жгут - соединяет БУАД с таходатчиком 17 (обратная связь с исполнительным механизмом).

Рисунок 1.9- Схема БУАД

Функционирование БУАД в соответствии со схемой

БУАД подключается согласно приведенной выше схемы рисунок Х.

Открытие двери происходит по следующему алгоритму. На БУАД со станции управления приходит сигнал на открытие двери. БУАД, в соответствии с заданной программой, подает напряжение на вращение электродвигателя в сторону открытия двери. Двери открываются. При полном открытии дверей БУАД сравнивает количество меток (число прерываний) с записанными в его памяти и, если они совпали, подает команду по выходу ХЗ-5. Станция управления выключает контактор открытия дверей. Закрытие двери происходит аналогично.

На БУАД со станции управления приходит сигнал на закрытие двери. БУАД, в соответствии с заданной программой, подает напряжение на вращение электродвигателя в сторону закрытия двери. Двери закрываются и срабатывает контакт закрытого положения. БУАД подает команду по выходу ХЗ-3, станция управления выключает контактор закрытия дверей. Реверс.

На вход РВМ1 в БУАД подается сигнал со станции управления (24 В) через встроенное реле сигнал с клеммы РВМ2 возвращается в станцию управления. При возникновении препятствия в проеме во время закрытия двери, электродвигатель 2 останавливается, прерыватель 16 прекращает вращаться. Анализируя сигнал с таходатчика 17, БУАД разрывает контакт встроенного реле и снимает сигнал со входа ХЗ-1. Далее станция управления выключает контактор открытия дверей. Через определенное время станция управления повторяет режим закрытия и, если препятствие закрытию устранено, двери закрываются. а по выходу ХЗ-3 посылает сигнал о том, что двери полностью закрыты, электродвигатель останавливается.

Станция управления выключает контактор закрытия дверей и включает контактор открытия дверей. Через определенное время станция управления повторяет режим закрытия и, если препятствие закрытию устранено, двери закрываются, а по выходу ХЗ-3 посылает сигнал о том, что двери полностью закрыты, электродвигатель останавливается.

Настройка БУАД

БУАД, установленный на кабину лифта приходит на объект запрограммированный

Для изменения настроек необходимо провести его тестирование

1. При первом включении питания БУАД должен выполнить калибровочный цикл, Он должен замерить расстояние проема и, если оно совпало с записанным ранее, БУАД 4-25 выдает команду ВКЗ, в противном случае необходимо произвести перенастройку дверного проема.

Все вращения электродвигателя будут осуществляться на малых скоростях.

Снять заглушку на корпусе БУАД 4-25;

- подключить кабель программатора к БУАД 4-25 и программатору УСНА-2;

Подать питание 220 В на БУАД 4-25;

На индикаторе программатора появится служебная информация (номер версии программного обеспечения);

Для обнуления дверного проема:

Нажать кнопку «+» на лицевой панели программатора - высветится «ffiSt»;

Нажать кнопку «ВВОД» - прозвучит звуковой сигнал и на индикаторе загорится точка в четвертом разряде «tESt»;

Нажать кнопку «СБРОС»;

Подать со станции управления сигнал на вход «Открыть Двери» до появления индикации «ВКО»;

Подать со станции управления сигнал на вход «Закрыть Двери» до появления индикации «ВКЗ»;

На индикаторе программатора УСНА-2 будет выводиться количество импульсов с, таходатчика;

После того как двери закроются, отключить питание БУАД 4-25;

Дождаться гашения индикации БУАД 4-25;

Отключить кабель программатора УСНА-2;

Установить заглушку на корпусе БУАД 4-25. БУАД 4-25 готов к работе.

Для более детальных настроек, необходимо пользоваться руководством ЕМРЦ. 421243.074 - 25 РЭ на БУАД 4-25 и руководством ЕМРЦ. 421243.200 - 04 РЭ на УСНА -2, которые, поставляются с каждым лифтом и входят в альбом с технической документацией.

Дверь шахты

Двери шахты (ДШ) предназначены для безопасного пользования лифтом и исключения доступа в шахту лифта.

ДШ (рис.1.10) - раздвижная, двухстворчатая, центрального открывания, автоматическая, приводимая в движение приводом дверей кабины.

Состав, устройство и работа двери шахты

ДШ (рис.1.10) состоит: балка 1, створки 2 и 3, каркас 4, кожух 5, фартук 6, линейка 7, каретки 8 и 9, замок 10, ролик замка 11, упор замка 12, блок контроля 13, упор 14, груз 15, уголок 16, кронштейн 17, порог 18.

На каркасе 4 установлены балка 1, порог 18 и фартук 6.

К балке 1 закреплена линейка 7, на которой установлены каретки 8 и 9, с закрепленными к их шпилькам створками 2 и 3. Каждая каретка перемещается по линейке 7 на роликах, которые исключают возможность подъема и смещения кареток с линейки. Нижние ролики (контрролики) имеют возможность перемещения относительно корпуса каретки по наклонным пазам, что позволяет регулировать зазор между линейкой и роликами. Груз 15 в створке 2 служит для аварийного автоматического закрытия створок при отсутствии кабины на данной остановке.

При расположении кабины в зоне остановки ролики 11 замков 10 двери шахты находятся между щеками отволок привода дверей кабины. В момент начала движения кареток двери кабины на открытие отводки отпирают замки двери шахты, затем створки дверей кабины и шахты открываются совместно. Притвор между створками 2 и 3 регулируется упорами 14, установленными на каретках 8 в 9.

Рисунок 1.10 Дверь шахты

1 - балка; 2 и 3 - створки; 4 - каркас; 5 - кожух; 6 - фартук; 7 - линейка; 8 и 9 - каретки; 10 - замок; 11 - ролик замка; 12 - упор замка; 13 - блок контроля; 14 - упор; 15 - груз; 16 - уголок; 17 - кронштейн; 18 – порог.

Показанное положение двери шахты на рис. 1.7 соответствует положению закрытых и запертых дверей. В закрытом положении дверь шахты запирается замком 10. Каждая каретка имеет свой замок. Упором 12 для защелки замка 10 служит основание блока контроля 13, закрепленное на балке 1. Закрытие створок, притвор створок и запирание замков контролируются микровыключателями блока контроля через коромысла (см. рис. 4.10, выноска А, обозначено К). При отпирании замка 10, плечо коромысла, которым оно опиралось на защелку замка, смещается вниз и тем самым освобождает толкатель микровыключателя в блоке контроля, контакты которого разрывают цепь управления, исключая пуск кабины при отпертом замке на любой каретке.

При движении створок двери кабины (ДК) на закрытие, отводки привода вместе с роликами замков кареток двери шахты тоже движутся на смыкание, Створки ДШ движутся на закрытие под действием груза 15. Груз 15, находящийся в желобе створки 2, соединен с канатом, который огибает ролик на левой каретке 8, и второй конец каната крепится к правой каретке 9 (см. рис. 1.9, выноска А). При этом полный ход груза по вертикали равен ширине проема двери плюс 16 мм. При полностью открытых створках верхний срез груза 15 должен находиться на расстоянии 1004-150 мм до верхней поперечины створки 2. Груз 15 вводится в желоб на створке 8 через нижнюю поперечину при снятом башмаке створки 2, его канат протягивается через верхнюю поперечину.

Груз 15 обеспечивает автоматическое закрывание створок ДШ при отсутствии кабины на данном этаже.

Створки 2 и 3 наверху закреплены на шпильках кареток 8 и 9, внизу скользят своими башмаками по направляющей, образованной нижней поперечиной каркаса 4 и порогом 18.

Противовес и ограничитель скорости

Противовес. Башмаки. Ограничитель скорости. Противовес предназначен для уравновешивания веса кабины и половины номинальной грузоподъемности. Противовес размещается в шахте лифта и с помощью подвески подвешен на тяговых канатах. Противовес состоит из каркаса, в который уложены грузы. Каркас состоит из верхней и нижней балок и стояков.

В средней части каркас скреплен стяжкой. На верхней и нижней балке установлены башмаки.

Башмаки предназначены для стабилизации кабины и противовеса на направляющих в шахте.

Башмаки установлены на кабине и закреплены попарно на верхней балке и раме пола кабины. На башмаках верхней балки кабины и противовеса установлено устройство для смазки направляющих.

Направляющие установлены в шахте лифта на всем пути движения кабины и противовеса и закреплены к строительной части шахты. Направляющие исключают разворот кабины и противовеса вдоль вертикальных осей, а также раскачивание кабины и противовеса при движении. Кроме этого, направляющие кабины воспринимают нагрузки при посадке кабины на ловители.

Направляющие кабины изготовлены из специального, Т- образного в сечении, профиля. Направляющие противовеса изготовлены из углового проката. Для лифтов, предназначенных для работы в района сейсмичностью от 7 до 9 баллов, направляющие противовеса выполняются одинаковыми с направляющими кабины.

На одной из направляющих кабины установлено натяжное устройство каната ограничителя скорости.

Натяжное устройство каната ограничителя скорости состоит кронштейна 8 , на котором на пальце шарнирно установлен рычаг 9 с блоком 10 и грузом 11. Блок подвешен на петле каната ограничителя скорости. Груз служит для натяжения каната. Угол уклона рычага 9 контролируется выключателем 12. При отклонении рычага 9 на угол более 33 градусов отводка воздействует на выключатель 12, разрывающий цепь управления лифта.

Устройство ограничителя скорости показано на рис. 1.10. На оси шкива шарнирно закреплены два груза 4. При вращении шкива центробежные силы, возникающие в грузах, стремятся развести концы. При номинальных оборотах шкива действие центробежных уравновешивается усилием пружины 6, установленной на тяге соединяющей грузы. При возрастании числа оборотов шкива на 15 - 40% от номинального центробежные силы преодолевают сопротивление пружины, концы грузов расходятся и входят в зацепление с упорами 2 корпуса 7. Вращение шкива прекращается и одновременно прекращает движение канат ограничителя скорости, и при продолжающемся движении кабины вниз, канат включает ловители. Для проверки тяговой способности ручья рабочего шкива необходимо остановить шкив при нормальной скорости движении кабины нажатием подвижного упора 5. При укладке каната в ручей малого (проверочного) шкива на ограничителе имитируется прирост скорости примерно на 40%. Это дает возможность проверить работу ограничителя скорости и ловителей при номинальной скорости движения кабины. Конечный выключатель (рис 1.11) предназначен для отключения лифта в случае перехода кабиной крайних положений, ограниченных уровнем верхнего и нижнего этажей.

Конечный выключатель установлен на подставке 14 и приводится в действие с помощью двух зажимов 15 и 16, закрепленных на канате ограничителя скорости. При переходе кабиной крайних положений зажимы поворачивают рычаг 18, который скобой 19 воздействует на выключатель, что вызывает остановку кабины.

Рисунок 1.11 Ограничитель скорости

Шунты и выключатели установлены как на кабине, так и в шахте лифта на разных отметках по высоте. Они предназначены для обеспечения автоматической работы лифта. При взаимодействии шунта с выключателем в схему управления лифтом выдается команда на изменение скорости движения кабины, либо на ее остановку.

Приямок находится ниже уровня отметки нижней остановки. В нем расположены буфера кабины и противовеса (рис. 1.12). При скорости кабины 1,6 м/с вместо пружинных устанавливаются гидравлические буфера кабины и противовеса.

Рисунок 1.12 Буфер гидравлический

1 - амортизатор; 2 - шток; 3 - гильза; 4 - опора; 5- пружина; 6 - выключатель концевой; 7-штанга; В-6укса;9-направляющая; 10-клин; 11 -поршень; 12-направляющая; 13-пробка; 14-манжета; 15-грязесъемник; 16-винт; 17 –кольцо запорное, 18-кольцо уплотнительное.

Задачи модернизации

Задачей модернизации является улучшение плавности разгона,и плавности торможения,и повышение скорости за счет замены двухскоростного двигателя,на односкоростной двигатель и установки частотного преобразователя..

Введение 4

1. Описательная часть 6

1.1 Краткая характеристика здания 6

1.2 Назначение и устройство лифта 9

1.3 Режимы работы и требования к приводу лифта 18

1.4 Выбор рода тока и величины напряжения 19

1.5 Выбор системы освещения здания 21

2. Расчетная часть 24

2.1 Расчёт общего освещения здания 24

2.2 Проверка освещения точечным методом 29

2.3 Расчет мощности и выбор двигателей лифта 30

2.4 Проверка выбранных двигателей 34

2.5 Выбор пускорегулирующей и защитной аппаратуры лифта 35

2.6 Описание схемы управления 39

Источники информации 44


Введение

Электрификация народного хозяйства Российской Федерации является основой развития производительных сил страны. Электрификация обеспечивает выполнение задачи широкой комплекс­ной механизации и автоматизации производственных процессов, что позволяет усилить темпы роста производительности общест­венного труда, улучшить качество продукции и облегчить условия труда. На базе использования электроэнергии ведется техническое перевооружение промышленности, внедрение новых технологиче­ских процессов и осуществление коренных преобразований в ор­ганизации производства и управления им. Поэтому в современной технологии и оборудовании промышленных предприятий велика роль электрооборудования, т.е. совокупности электрических машин, аппаратов, приборов и устройств, посредством которых про­изводится преобразование электрической энергии в другие виды энергии и обеспечивается автоматизация технологического про­цесса. Первостепенное значение для автоматизации производства имеют многодвигательный электропривод и средства электрического управления. Развитие электропривода идет по пути упроще­ния механических передач и приближения электродвигателей к рабочим органам машин и механизмов, а также возрастающего применения электрического регулирования скорости приводов. Широко внедряются комплектные тиристорные преобразователь­ные устройства. Применение тиристорных преобразователей не только позволило создать высокоэкономичные регулируемые электроприводы постоянного тока, но и открыло большие воз­можности для использования частотного регулирования двигате­лей переменного тока, в первую очередь наиболее простых и на­дежных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.



Электрооборудование промышленных предприятий и установок проектируется, монтируется и эксплуатируется в соответст­вии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и другими руководящими документами.

В данном курсовом проекте рассмотрены вопросы освещения шлифовального цеха и электрооборудования лифта.


ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Краткая характеристика здания

Шлифовальный цех предназначен для высококачественной обработки поверхно­стей изделий механическим и химическим способом. Он является составной частью крупно­го химического комбината.

В шлифовальном цехе размещены: станочное отделение, вспомогательные и бытовые помещения. Станочное отделение относится к пыльному помещению, так как при механиче­ской шлифовке постоянно и в больших количествах выделяется пыль, которая удаляется системой вентиляции.

Склад химикатов относится к взрывоопасным помещениям, так как там хранятся кисло­ты и щелочи.

Транспортные операции осуществляются с помощью мостовых кранов, грузовых лифтов и наземных электротележек.

Электроснабжение цех получает от собственной комплектной трансформаторной под­станции (КТП), подключенной к подстанции глубокого ввода (ПГВ) комбината и располо­женной за пределами здания на расстоянии 10 м.

Прокладка линий ЭСН должна быть защищена от агрессивной среды и механических по­вреждений. Количество рабочих смен- 1.

Грунт в районе здания - песок с температурой +5 °С. Каркас здания сооружен из бло­ков-секций длиной 8 м каждый.

Перечень электрооборудования склада тарных химикатов шлифовального цеха дан в таблице 1.

Расположение основного электрооборудования показано на плане (рис. 1).

Рис.1 План расположения электрооборудования склада тарных участков шлифовального цеха.


Таблица 1 Перечень электрооборудование склада тарных участков шлифовального цеха.


Назначение и устройство лифта

1.2.1 Лифты

Предназначены для перемещения грузов в вертикальном на­правлении по строго определенному пути. По назначению лифты делятся на:

Грузовые с проводником и без проводника,

Грузопассажирские,

Специального назначения.

По скорости движения кабины лифты делятся на:

Тихоходные (до 0,71 м/с),

Быстроходные (от 1,0 до 1,6 м/с),

Скоростные (от 2,0 до 4,0 м/с),

Высокоскоростные (более 4,0 м/с).

С появлением высотных зданий и сооружений возникает вопрос о мак­симальных скоростях и высотах подъема, побочных эффектах, связанных с новшествами. Появляются высокоскоростные лифты.

Кинематическая схема лифта (рис. 2)

Лифтовая установка состоит из трех основных частей, в которых раз­мещено электрооборудование: машинного отделения, шахты и кабины.

Машинное отделение предназначено для размещения основного обору­дования. Как правило, оно расположено вверху, что считается более эконо­мичным, чем внизу. Однако встречаются лифты и с нижним расположением машинного отделения.

В нем установлены: приводной двигатель с электромагнитным тормазом, подъемная лебедка, редуктор, шкаф управления и органы управления при наладке. Оно имеет входную дверь и люк для погрузки оборудования.

Лебедки по конструкции могут быть редукторные и безредукторные.



Рис.2 Кинематическая схема лифта.

У редукторных лебедок канатоведущий шкив крепится к тихоходному ва­лу редуктора. Они применяются на отечественных пассажирских лифтах со скоростью не более 1,6 м/с в сочетании с двухскоростным АД с КЗ-ротором.

Скоростные лифты имеют безредукторные лебедки в сочетании с регу­лируемым приводом постоянного тока независимого возбуждения. Канато­ведущий трос крепится непосредственно к валу ЭД постоянного тока.

Для зданий и сооружений с большой высотой подъема безредукторные лебедки применяются в сочетании с электроприводом по схеме: реверсив­ный тиристорный преобразователь-двигатель.

Под машинным отделением находится блочное, в котором установлены отводные блоки и ограничитель скорости.

Шахта предназначена для размещения направляющих, по которым движутся кабина и противовес, этажной аппаратуры и аппаратуры обеспе­чения безопасности. С наружной стороны шахты (на этажных площадках) размещена аппаратура «вызова», шахтные двери по всей высоте.

Двери шахты открываются автоматически с помощью привода.

В нижней части шахты (в приямке) расположены гидравлические буфе­ры кабины и противовеса и натяжные устройства уравновешивающих кана­тов и ограничителя скорости.

Кабина и противовес подвешены на 8 тяговых канатах.

Кабина предназначена для размещения груза, аппаратуры управления и сигнализации. Электроснабжение и связь с электрооборудованием вне кабины по гибкому подвесному кабелю. На кабине установлены: привод дверей, лови­тели скользящего типа, датчики замедления и точной остановки.

Аппаратура управления.

Этажные переключатели предназначены для коммутации цепей управления движением. Они регистрируют положение кабины, автоматиче­ски выбирают направление движения («верх» или «низ») и дают команду на отключение электропривода при остановке.

Конструктивно - это трехпозиционные рычажные переключатели (пу­тевые командоаппараты) на три положения (1-0-2), имеющие подвижные (на рычаге) и неподвижные (на корпусе) контакты.

Этажные переключатели устанавливаются в стволе шахты на уровне этажа, а на кабине - фасонная отводка, которая действует на рычаг этажного переключателя.

При ходе кабины «вверх» поворотом рычага замыкается одна группа неподвижных контактов, а «вниз» - другая.

Когда кабина находится на уровне этажа, этажный переключатель - в нейтральном положе­нии «О», а неподвижные контакты разомкнуты.

Переключатели скорости предназначены для подачи импульса на снижение скорости перед остановкой кабины. Применяются в быстроход­ных лифтах с электроприводом двухскоростного исполнения. Они построе­ны по принципу действия этажных переключателей, но конструктивный вид имеют другой.

Переключатели скорости устанавливаются в стволе шахты комплектно выше и ниже этажа на расстоянии от 0,5 до 0,6 м.

Рычажные переключатели предназначены для управления грузо­выми лифтами с проводником.

Конструктивно - это трехпозиционные рычажные переключатели с самовозвратом рукояти в нейтральное положение («верх»-0-«низ»), уста­новленные в кабине.

Поворотом рукоятки выбирается направление движения, что достигает­ся замыканием пары неподвижных контактов. При отпускании рукоятки контакты размыкаются, и двигатель останавливается (отключается).

Рычажные переключатели одновременно используется как конечный выключатель в крайних положениях кабины. Это достигается действием на ролик рычага специаль­ных направляющих в стволе шахты.

Индуктивные датчики предназначены для применения в быстро­ходных лифтах в качестве этажного переключателя и переключателя скорости. Схема таких датчиков на переменном и выпрямленном токе представлена на рис.3.

В стволе шахты устанавливается П-образный шихтованный магнитопровод из стали (3), а на кабине стальная скоба (4), представляющая собой магнитный шунт. На магнитопроводе находится катушка с обмоткой (2), к которой под­ключается реле управления (1) непосредственно или через выпрямитель «Вп».

При уходе скобы (магнитопровод размыкается) индуктивное сопротив­ление (x l) катушки мало, что обеспечит срабатывание «РУ». Если стальная скоба перекрывает магнитопровод, резко возрастает индуктивное сопротив­ление катушки (Xl) и реле отпускает.

Надежность и четкость срабатывания «РУ» обеспечена включением ем­кости «С» параллельно катушке, которая выбирается из условия получения близкого к резонансу токов режима. "

Применение «Вп» для питания «РУ» повышает надежность срабатыва­ния магнитной системы реле.

Кроме того, в путевых датчиках (ДПЭ) нашли широкое применение уст­ройства с герметичными контактами (герконы).

Применение индуктивных датчиков устраняет такие недостатки «ЭП» и «ПС», как шумность и радиопомехи, возникающие при работе контактных устройств.

Рис. 3 Принципиальная электрическая схема ИД на переменном (а) и выпрямленном (б) токе

Магнитная отводка. Электромагнитное устройство, устанавли­ваемое на кабине и контролирующее работу замков дверей шахты. Упор «магнитная отводка» соединен с якорем электромагнита отводки «ЭмО». При нахождении кабины на этаже «ЭмО» обесточен, упор под действи­ем пружины отводит защелку замка двери шахты, позволяя ее открыть.

При движении «ЭмО» под питанием - защелка введена, что запрещает открытие двери.

Такие защелки применяются в лифтах старой конструкции (или модер­низированных) с ручным приводом дверей шахты.

Вентиляционные установки

Центробежные вентиляторы являются основным элементом различных вентиляционных установок.

Они обеспечивают технологический процесс производства (подача газа в рабочие объемы) и условия трудовой деятельности (кондиционеры, обще­цеховая система вентиляции).

Вентиляционные установки достаточно просто поддаются автоматиза­ции по сигналам изменения режима и реагируют на них без участия обслу­живающего персонала путем переключения в схемах управления.

Это позволяет задачи обслуживающего персонала свести к периодиче­скому контролю за установками и плановой профилактике.

Основным параметром регулирования таких установок, на который на­до воздействовать, является угловая скорость приводного электродвигателя.

Мостовой кран

Краны - это грузоподъемные устройства для вертикального и горизонтального перемещения грузов на небольшие расстояния. Однотипными узлами всех кранов являются:

1. Механизм передвижения моста.

Передвижение моста (несущей конструкции) осуществляется по рельсам подкранового пути, вдоль пролета цеха.

Кинематическая схема механизма передвижения представлена на рис. 4.

Главные балки коробчатого сечения или в виде решетчатых ферм расположены по ширине пролета цеха и скреплены концевыми балками.

Рис.4. Кинематическая схема механизма передвижения моста с общим приводом колес.

К концевым балкам устанавливаются ходовые колеса, которые движутся по рельсам.

Привод колес от электродвигателя с тормозом через редуктор может быть раздельным или общим. Скорость передвижения моста номинальная - от 2.0 до 2.3 м/с.

2. Механизм передвижения тележки.

Передвижение тележки осуществляется вдоль моста по проложенным рельсам на 4 ходовых колесах.

Кинематическая схема механизма передвижения тележки представлена на рис.5.

Рис.5. Кинематическая схема механизма передвижения тележки

Привод колесной пары от электродвигателя с электромагнитным тормозом через редуктор. Колеса передвигаются по рельсам. На тележке установлена лебедка подъемная для груза. Скорость передвижения тележки номинальная - от 0.65 до 1.0 м/с.

3. Механизм подъема.

Механизм подъема представляет собой подъемную лебедку барабанного типа.

Кинематическая схема механизма подъема представлена на рис.6.

Барабан лебедки с намотанным на него канатом приводится во вращение двигателем с тормозом через редуктор.

К канату крепится грузозахватывающее устройство - крюк. Для механизмов подъема наибольшее применение получили поли­спасты, которые передают движение от барабана к крюку.

Среди грузозахватывающих устройств чаще всего применяют­ся крюк или электромагнит.

По грузоподъемности мостовые краны условно делятся на малые (от 5 до Ют.), средние (от 10 до 20т.) и крупные (более 50т).

На тележках мостового крана грузоподъемностью более 15т. устанавливается 2 механизма подъема: главный и вспомогательный.

Подвод электропитания - от главных троллеев, уложенных вдоль подкранового пути, по скользящим токосъемникам. Питание грузозахватывающего устройства осуществляется гибким ка­белем.

Рис. 6. Кинематическая схема механизма подъема.

Управление механизмами крана из кабины оператора-крановщика, в которой установлены контроллеры и командокон-троллеры. Аппаратура управления и резисторы расположены на мосту.


1.3.Режимы работы и требования к приводу лифта

Электроприводом должна обеспечиваться:

Реверсивная работа,

Жесткость механической характеристики,

Плавность пуска и торможения при условии, что ускорение и замедле­ние не превышают допустимых значений,

Минимальное время переходных процессов,

Точность остановки кабины на уровне пола этажа,

режим работы - повторно-кратковременный или длительный.

Тихоходные лифты - АД с короткозамкнутым ротором или фазным ротором,

Быстроходные - АД двухскоростные, обеспечивающие понижение скорости при остановке или с фазным ротором, в случае ограниченной мощности сети,

Скоростные - систему «Г-Д» с магнитными, электромашинными или тиристорными усилителями для питания обмотки возбуждения гене­ратора,

Высокоскоростные - систему «ТП-Д», наиболее перспективную и обеспечивающую наиболее оптимально законы управления.