Как расшифровывается кпо в гибдд. Кпо и фар не смогли доказать, что экипаж дпс выполнял специальное задание в состоянии алкогольного опьянения

В понимании рядового водителя любой служивый - это, как минимум, взяточник. Действительно ли так плохо обстоят дела в рядах Госавтоинспекции, выяснял наш корреспондент, побывав подсадной уткой на спецмероприятии по разоблачению “оборотней в погонах”, скрывающихся под личиной гаишников Подмосковья.

Одно только словосочетание “контрольно-профилактический отдел” наводит ужас на любого инспектора ГАИ. Капэошникам чуждо чувство корпоративной этики (это при том, что они входят в структуру Госавтоинспекции), и никаких поблажек для коллег-мздоимцев “контрразведчики” не делают.

ДПС - самое многочисленное гаишное звено, а посему под облавы КПО попадает чаще остальных. К примеру, за первый квартал 2004 года сотрудники КПО УГИБДД Подмосковья провели свыше 40 проверок по линии ДПС, в ходе которых выявили 21 случай нарушения служебной дисциплины и 4 случая нарушения законности. К слову сказать, в прошлом году из ГАИ Московской области за различные проступки (в основном за мздоимство) уволили 25 человек. За первый квартал этого года - уже четырех. По всему видно, что руководство ГИБДД Подмосковья очищает свои ряды от вымогателей в погонах и, главное, не боится открыто об этом говорить. Сотрудники контрольно-профилактического отдела весьма сильно отличаются от остальных гаишников. Во-первых, они почти никогда не надевают форму и тем паче не берут в руки жезл. Во-вторых, у абсолютного большинства инспекторов на лице написан их род деятельности, а вот разглядеть в физиономиях капэошников милицейскую жилку трудновато. Один опер похож на прожженного таксиста, второй - на предпринимателя средней руки, третий смахивает на криминального братка... Ко всему прочему, КПО привлекает к рейдам внештатных сотрудников, лица которых не успели примелькаться проверяемым коллегам.

Значит, посмотреть хотите, как мы работаем? - переспросил вашего корреспондента начальник контрольно-профилактического отдела УГИБДД Подмосковья Дмитрий Столяров и вызвал в кабинет двух своих бойцов. Познакомив нас друг с другом, Дмитрий Николаевич распорядился проверить работу

10-го спецбатальона, в частности, стационарного поста-пикета на Можайском шоссе. Вооружившись диктофонами, подложными номерами и просроченными документами на авто, мы отправились на Можайку. Спровоцировать повод для остановки решили до банальности просто - проехать перекресток, что перед постом, на красный свет. Разогнавшись, мы со свистом пролетели перекресток. Ноль эмоций со стороны гаишников. Через пять минут аккурат перед постом совершили разворот в запрещенном месте. Инспектор ДПС отвел автомат за спину и жезлом приказал нашей “девятке” остановиться.

Дмитрий (опер, сидевший за рулем), взяв “липовые” документы, вышел из машины и побрел к инс-пектору. Через минуту они растворились в будке. Пока мы со вторым опером Валерой гадали, удастся ли нам что-нибудь выявить или нет, вернулся Дима:

Расклад такой: инспектор представился, объяснил причину остановки и отвел меня в будку. Там поинтересовался, не буду ли я против составления протокола. Я ответил - нет, прибавил, что очень спешу. Тогда инспектор предложил мне подписать пустой протокол, после чего готов отпустить. Я, собственно говоря, так и сделал. Теперь пойдемте представимся ему официально...

Входим в будку, где инспектор дописывал протокол. Дима с Валерой предъявили служивому свои “ксивы” и прочие документы, разрешающие проводить проверку. Лицо инспектора в момент стало кислым, в руках появилась заметная дрожь.

Почему вы, остановив нас, тщательно не проверили документы на автомобиль? - начал Дмитрий. - Обратите внимание, что срок действия свидетельства о регистрации, которое я вам предъявил, истек четыре года назад. Ко всему прочему, цвет автомобиля по документам синий, а на деле машина золотистая. Далее: автомобиль зарегистрирован на фирму, а вы у меня не спросили путевой лист, я уж не говорю о страховке и талончике техосмотра.

Виноват, - раздосадованно промямлил инспектор. - Своих ошибок не отрицаю.

Ко всему прочему, остановив нас на стационарном посту, вы должны были проверить водителя и его машину по базам розыска. Этого также не было сделано. Почему?

Затрудняюсь ответить, - изрек служивый и тут же поправился. - Вы же сказали, что очень спешите, и я решил пойти вам навстречу. Впрочем, это не оправдание.

Вдобавок, - вступил в разговор Валерий, - вы несете службу с автоматом, а значит, должны не столько останавливать транспорт, сколько прикрывать своего напарника. Ведь так гласят инструкции и наставления?

Так точно! Виноват. Эх, завтра у меня день рождения... Хороший подарочек вы мне преподнесли. А что будет дальше? Можно начинать подыскивать новую работу?

Контрольно-профилактический отдел никого не увольняет, а лишь выявляет нарушения со стороны сотрудников ГАИ и пишет об этом рапорт. Дальнейшую судьбу будут решать твои непосредственные командиры. Не обижайся - работа у нас такая.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Дмитрий СТОЛЯРОВ, полковник милиции, начальник контрольно-профилактического отдела УГИБДД ГУВД Московской области:

Мне хочется обратиться к гражданам, с которыми сотрудники ГИБДД МО обошлись грубо или несправедливо. Если подобные факты имеют место - незамедлительно звоните нам по телефону 593-0111. По вашему звонку мы обязательно проведем проверку и накажем виновных. Только сразу хочу предупредить тех граждан, которые таким образом хотят свести счеты с инспектором: мы всесторонне и объективно проводим проверки и вашу неправду легко вычислим. И тогда отвечать перед законом будете вы.

Далеко не каждый водитель слышал про контрольно-профилактический отдел (КПО) ГИБДД. Тем временем, подобные структуры есть почти во всех региональных управлениях. В полиции неохотно делятся информацией об этих отделах, оно и понятно: основная их работа - исключать мздоимство среди инспекторов. Недавно решением МВД работа «антикоррупционных» отделов была даже усилена. О том, как создавались КПО и как они работают сегодня - в спецпроекте “Ъ”.


Тема коррупции в Госавтоинспекции в последнее время возникает не часто: определенное влияние, возможно, оказало сокращение штата ведомства и прирост числа камер на дорогах. Основная часть сюжетов о гаишниках-взяточниках скапливается на сайте Генпрокуратуры. Вот, к примеру, новости за последние несколько месяцев:

  • В Амурской области судят инспектора , который за взятку 48 тыс. руб. закрывал глаза на нарушения при перевозке опасных грузов;
  • В Москве поймали двух инспекторов, которые использовали фальшивый прибор для проверки состояния опьянения, чтобы наказывать невиновных водителей;
  • В Санкт-Петербурге инспекторы за 455 тыс. руб. обеспечили проезд тяжеловесных автокранов по городу.

Данных обо всех привлеченных к ответственности гаишников за последние годы Генпрокуратура “Ъ” не предоставила. Начальник Госавтоинспекции Михаил Черников после назначения в 2017 году о разработке «антикоррупционного плана». В 2018 году в интервью “Ъ” он его подробности, например, планы по тотальной видеорегистрации работы инспекторов.

Тем временем при региональных УГИБДД уже много лет действуют контрольно-профилактические отделы (КПО), цель которых - как раз исключение пресловутой «коррупционной составляющей».

Владимир Федоров, экс начальник ГАИ России в 1992–2002 годах:

В ГАИ СССР таких отделов не было, вопросы коррупции курировались отделами по личному составу МВД и КГБ. В структуре ГАИ России контрольно-профилактические отделы создавались в 1993–94 годах. Цель - выявление нечистых на руку сотрудников. С самого начала такие отделы они работали не только с инспекторами ДПС, но и на экзаменах и регистрации.

Петр Решетнюк, ветеран ГАИ, замначальника управления ГИБДД по Свердловской области в 1990-е годы:


Проблемы с взятками начались в конце 1980-х - начале 1990-х на фоне бедности и низких зарплат. На Урале таких проблем не было, но в какой-то момент, в 1993–94 годах, мы стали фиксировать подобные случаи. Тогда мы уже знали, что за рубежом при полиции есть службы безопасности. Решили создать специальную группу сотрудников, выдали им аудио-видеоаппаратуру для прослушки и пустили ребят в бой для наблюдения за инспекторами. По итогам девяти месяцев выявили огромное количество случаев взяточничества, причем не только среди инспекторов ГАИ, но и среди милиционеров, участковых и т.д. В общей сложности было заведено 21 уголовное дело.

Как раз в середине 1990-х МВД стал руководить генерал Анатолий Куликов. Известен случай, как он на своем «Москвиче», одетый в гражданское, проехался по улицам Москвы и столкнулся с несколькими нечистыми на руку инспекторами. После этого Куликов страшно возмутился, хотел разогнать вообще весь главк, вызывал к себе начальника ГАИ Владимира Федорова. Тогда он и предложил создать контрольно-профилактические отделы, опыт работы которых уже был в Свердловской области. У меня как раз уже была готова справка на этот счет. Куликов моментально согласился, практику создания КПО быстро взяли на вооружение. МВД потом распорядилось создать такие подразделения во всех органах милиции: так и появились управления собственной безопасности.

Официальной информации о действующих КПО немного. В новостях упоминания отделов порой проскакивают. К примеру, в мае 2018 года Белгородской области сотрудники КПО вместе с волонтерами проводили акцию по противодействию коррупции в рядах ГИБДД. В апреле работники КПО УГИБДД и собственной безопасности ГУ МВД по Ульяновской области ловили гаишника, который за 170 тыс. руб. согласился обеспечить проезд нефтевозов по городу.

Недавно, как выяснил “Ъ”, КПО были выделены в самостоятельные структуры внутри управлений ГИБДД: вышел приказ МВД №420 от 3 июля 2018 года «О совершенствовании контрольно-профилактической работы в подразделениях госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне».

Текст документа нигде не публиковался, но приказ упоминается в сообщении ГУ МВД по Кировской области. Приказом утверждено типовое положение о контрольно-профилактическом отделе (отделении, группе), предписано в срок до 1 августа 2018 года привести штатные расписания в соответствии с требованиями документа. Наличие такого приказа также подтвердили в УГИБДД по Ростовской области, куда “Ъ” направил официальный запрос.

Источник “Ъ” поясняет: раньше КПО занимались больше служебными проверками и оперативной работой, сейчас поставлена задача создавать условия, чтобы инспекторам вообще не хотелось взятки брать.

Кроме того, отныне отделы подчинены напрямую руководителям управлений. В МВД по Удмуртии “Ъ” подтвердили, что раньше КПО входил в состав первого отдела, а сейчас выведен в самостоятельную группу. «Подразделение стало самостоятельным»,- рассказали в региональной полиции.

“Ъ” запросил официальную информацию о КПО в МВД России, но там ответили, что эти сведения носят «служебный характер». Аналогичные ответы “Ъ” получил из УГИБДД по Москве, УГИБДД по Новосибирской области. Тем не менее в некоторых управлениях Госавтоинспекции “Ъ” рассказали, как работают «антикоррупционные» отделы.

В Нижегородской области КПО был создан в 1996 году: основной его функцией является «предупреждение, выявление и пресечение нарушений дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел в сфере дорожного движения». Сотрудники осуществляют мониторинг и анализ обращений от граждан о случаях коррупции сотрудников ДПС. Применяется дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения из органов внутренних дел. «В случаях, когда в действиях сотрудников Госавтоинспекции усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний, собранные КПО материалы передаются в следственные органы СУ СК России»,- рассказали “Ъ” в региональном УГИБДД. В пресс-службе УМВД России по Нижегородской области рассказали, что в результате проверок, проведенных сотрудниками КПО в 2018 году, в регионе за полгода было привлечено к дисциплинарной ответственности 37 сотрудников, а также уволено из ОВД три сотрудника.

В Челябинской области КПО действует с декабря 1995 года. Основные задачи - пресечение нарушений законности и укрепления служебной дисциплины личного состава, выявление скомпрометировавших себя сотрудников. Цель деятельности - предупреждение всяческих ЧП, связанных с ущемлением прав, интересов граждан и вызывающих общественный резонанс. Негласные проверки несения службы инспекторами ГИБДД могут быть организованы и в результате поступления негативной информации по телефону доверия от физического или юридического лица.

В Санкт-Петербурге КПО внутри УГИБДД был создан в 2012 году. Среди задач отдела - укрепление дисциплины и законности сотрудников Госавтоинспекции, выявление и пресечение нарушений дисциплины и законности, осуществление контроля за несением службы, в том числе в форме гласных и негласных проверок; проведение мероприятий «антикоррупционной направленности».

Контрольно-профилактический отдел есть в штатной структуре УГИБДД по Пермскому краю. В его задачи входит пресечение и профилактика коррупционных нарушений со стороны личного состава. Также отдел проводит проверку действий сотрудников ГИБДД, например, в случае применения ими оружия, а также по иным вопросам, относящихся к выполнению ими служебных обязанностей.

В Ульяновской области КПО функционирует с 1999 года, там работает пять человек. Основными задачами отделения является защита интересов сотрудников ГИБДД и других участников движения. Отдел проводит профилактические мероприятия по укреплению служебной дисциплины и законности в деятельности сотрудников ГИБДД, а также сотрудников иных подразделений ОВД, привлекаемых для обеспечения безопасности движения.

Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин:


Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Контрольно-профилактические отделы мне всегда казались довольно странными структурами. Во-первых, они редко замахиваются на коллегу старше майора: их «жертвами» становятся сержанты, лейтенанты, прапорщики. Всеми, кто выше по званию, занимается уже УСБ МВД, прокуратура, ФСБ и другие силовые службы. Во-вторых, серьезных полномочий и финансового обеспечения, в частности, для закупки спецтехники у КПО никогда не было. Каких-то супергромких коррупционных дел, расследованных при помощи КПО, я не припоминаю.

В полиции должна быть некая межведомственная структура, куда входят сотрудники МВД, ФСБ, других служб. Главное, что она должна быть независимой от ГИБДД.

Беда существующих КПО - в них служат те же самые бывшие инспектора, которые никогда не будут расследовать проступки своих старых коллег и друзей. Не должно быть никаких личных связей, только тогда это будет работать.

Полностью искоренить коррупцию невозможно без изменения законодательства. Пока у нас, к примеру, за оставление места ДТП почему-то назначают административный арест, а за повторное пьяное управление авто можно сесть в тюрьму (есть и другие примеры необоснованно жесткого наказания), всегда будут те, кто захочет на этом нажиться.

Иван Буранов; Сергей Титов, Ульяновск; Екатерина Тарасова, Нижний Новгород; Карина Кальярова, Челябинск; Евгений Зайнуллин, Ижевск; Яна Войцеховская, Санкт-Петербург; Дмитрий Астахов, Пермь; Кристина Федичкина, Ростов-на-Дону; Сергей Петунин, Саратов

полковник полиции

Полковник полиции, заместитель начальника управления – начальник отдела ДПС, взаимодействия с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства, родился 16 декабря 1975 года, Орловская область, Глазуновский район, д. Каменка. 1993-1998 г. студент Орловской государственной сельскохозяйственной академии. 2000-2001 г. милиционер роты ОВО при Железнодорожном РОВД г. Орла. 2001-2002 г. инспектор ДПС ОБДПС №1 ГИБДД при УВД Орловской области. 2002-2003 г. инспектор по пропаганде ОБДПС №1 ГИБДД при УВД Орловской области. 2001-2005 г. слушатель Орловского юридического института МВД России. 2003-2005 г. инспектор КПО УГИБДД УВД Орловской области. 2005-2006 г. командир взвода батальона по обслуживанию дорог города полка ДПС ГИБДД при УВД Орловской области. 2006 г.- старший инспектор службы ОБДПС ГИБДД при УВД Орловской области. 2006 г.- старший инспектор КПО УГИБДД по Орловской области. 2006-2011 г. начальник КПО УГИБДД УВД по Орловской области. 2011- 2012 г. начальник контрольно-профилактического отделения УГИБДД УМВД России по Орловской области. 2012-2013 г. заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Орлу. 2013- 2014 г. начальник контрольно-профилактического отделения УГИБДД УМВД России по Орловской области. 2014 г. - по н. время заместитель начальника управления – начальник отдела ДПС, взаимодействия с правоохранительными органами и исполнения административного законодательства УГИБДД УМВД России по Орловской области.

… или во что на практике выливаются инициативы Президента по борьбе с коррупцией

Проводя рейд 20 апреля, Активисты Федерации автовладельцев и не догадывались, участниками каких «сказочных» событий они окажутся в этот день.

Но чтобы всем стало понятно, что слово «сказочных» не имеет ни какого отношения к выдумке активистов, начнем с фактов. Итак:

Экипаж ДПС первого спец. батальона, на автомобиле Форд Фокус, гос. номер А1401 99 нёс службу на пересечении Китайгородского проезда и ул. Варварка, возле дома №5, практически у стен здания Администрации Президента. Автомобиль ДПС стоял на середине проезжей части, перегораживая полосу движения без включённых световых и звуковых спец. сигналов, чем нарушал правила остановки, стоянки на проезжей части, создавая препятствие для движения других ТС — ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ. Активисты ФАР сначала поставили себе задачу зафиксировать и устранить правонарушение, но после того как один из координаторов ФАР открыл дверь автомобиля, чтобы попросить устранить правонарушение стало понятно, что нарушение правил парковки — не самое страшное злодеяние, которое могут совершить сотрудники ДПС.

Из автомобиля шёл такой запах перегара, что ощутили его все, кто стоял рядом с машиной, после чего последовала неадекватная реакция инспектора ДПС, который был крайне возмущён тем, что его потревожили. Он, выскочив из служебного автомобиля с готовностью объяснить, что сейчас все пожалеют, что родились на этот свет, стал требовать паспорт у координатора, который ему сделал замечание. Никто даже среди коллег из ГИБДД не понял, зачем он это делал, единственным оправданием была истерика «десятиклассницы», которая удивлена наглостью пионеров, которые посмели ей сделать замечание. Стало понятно, что нужно разрешать конфликт, и ни каких «мирных путей» не существует.

Видимо понимая угрозу того, чем все может закончиться, наш «герой» начал названивать в «службы спасения». Нет смысла описывать всю сцену «ревности» инспектора, лучше посмотрите её на видео.

Больше всего порадовал ответ «стража порядка» о том, что он в составе оперативной группы выполняет служебное задание. Глядя на его раскрасневшуюся физиономию, на которой была написана вся тяжесть мучительных будней, не трудно было представить остальных участников спец. задания.
И буквально через 3 минуты нам представилась возможность познакомится с ними уже лично, причем один из них убеждал нас, что его коллега — абсолютный трезвенник.

Первым, что было решено сделать, это проверить работу телефона доверия ГИБДД. Как оказалось, телефон действительно работает, и наш звонок был зарегистрирован. Также звонок был продублирован начальнику контрольно-профилактического отдела ГИБДД Москвы и через 15 минут машина с представителем КПО была уже на месте. Невероятно, но факт! Основная тема разговора между активистами и проверяющим была посвящена тому, что четыре свидетеля могут под присягой подтвердить, что чувствовали устойчивый запах алкоголя. Откуда!?

И вот открывая заднюю дверь автомобиля Форд, в котором проходило, как мы помним, выполнение специального задания, представитель КПО оцепенел от того, что он увидел и видимо почувствовал. На него только что не вывалился второй «агент национальной безопасности».

Быстро поняв, что случилось, учитывая пожелания активистов ФАР, представитель КПО направился вместе с сотрудниками ДПС и одним из координаторов Федерации на медицинское освидетельствование в ближайшее отделение медицинской экспертизы.

И вот на этом сказка кончается и начинается суровая российская действительность, в которой, как оказалось, нет места ни здравому смыслу, ни какой либо возможности для борьбы с коррупцией в нашей стране.

В 11:00 сотрудники ДПС были доставлены для проведения медицинской экспертизы, где началось самое интересное.

Дежурный врач-эксперт в течение двух часов оттягивал проведение медицинского освидетельствования, сначала требуя специального бланка для одного из инспекторов, мотивируя это тем, что тот не был водителем, причем факт того, что от них шел запах алкоголя он не отрицал; затем — давая время горемыкам на сдачу мочи, для чего даже направил их в магазин для покупки воды. Но больше всего нас поразило, когда врач, руководствуясь гуманными и праведными побуждениями украдкой передавал обоим «таблетки счастья», в конечном итоге алкотестер показал 0,04 промилле, что, конечно, является нарушением, но скорее всего будет списано на погрешность прибора. Кто-нибудь может представить такую заботу?

А знаете, почему врач так защищал своих подопёчных?!

Да потому что, по словам проверяющего, КПО уже неоднократно ловило на взятке этих заботливых медиков-добродетелей.

Вспомнилось сразу обсуждение закона «о нулевой промилле» страсти, которые горели вокруг этого, страхи, опасения — и вот наглядный результат того, что такое закон и что такое реальность, а реальность такова, что даже сотрудники контрольно-профилактического отдела не смогли добиться того, чтобы были привлечены к ответственности два инспектора ДПС, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и подтвердивших в объяснениях факт употребления спиртных напитков. Более того, одному из инспекторов даже не было выдано табельное оружие, из чего следует, что «дежурный» уже тогда знал, о том в каком состоянии находится инспектор. Может быть, есть другие причины, и может быть нам их озвучат официальные органы, а пока реалии России таковы…

Вот и получается, что сегодня бороться за чистоту рядов, по словам самих «борющихся» очень, очень не дешево!

Другими словами, пока кто-то у нас пытается наладить технологию «пчёлы против меда» можно смело сказать, что коррупционерам и их подельникам ничего не грозит!

P.S. После написания мысленно представил, на сколько мнений можно разделить людей прочитавших до конца: первые жаждут узнать адресок «на всякий случай», вторые брызжут слюной от возмущения и ненависти, третьи (назовём их «защитниками строя») молчат, соглашаясь с тем, что в стране ничего не изменишь и нужно готовиться к худшему, четвертые, пятые… десятые.
Каждый прав по своему, оправдывая в очередной раз своё безразличие. Но то, что это происходит от нашего равнодушия, это уже факт, которым пользуются все, кто заинтересован в том, чтобы такое положение дел сохранялось как можно дольше.

Никита Мирный
Московское отделение ФАР

Видеорепортаж: