История семейства в фотографиях.

В индустриальной истории СССР появление марки грузовиков «КАМАЗ» было настоящим событием.

История создания «КАМАЗ» - Камского комплекса заводов по выпуску большегрузных автомобилей - началась в 1969 году. Строительство производственного комплекса КАМАЗ и наладка производства длилась почти 7 лет.

В 1974 году был собран первый двигатель для автомобиля КАМАЗ. В 1976 году с главного сборочного конвейера сошел самый первый КАМАЗ - грузовой автомобиль массой 14 тонн.

Марка КАМАЗ быстро завоевала первенство среди грузовых авто средств на всей территории СССР, а затем и по всему миру. И в настоящее время КАМАЗы различной тяжести (от 14 до 40 тонн) используются в 80 странах мира.

Новые модели автомобиля КАМАЗ выпускались по мере расширения производства, и его усовершенствования. Среди самых широко применяемых КАМАЗов - бортовой грузовик, самосвал, бортовой автопоезд, сельхоз самосвал, военный КАМАЗ системы залпового огня, военный КАМАЗ зенитной системы, бронемашины, спортивные КАМАЗы для участия в международных ралли, тракторы КАМАЗ.

В середине 80-х КАМАЗ обеспечивал своей автотехникой 60% всех промышленных и сельскохозяйственных областей народного хозяйства СССР.
В 1987 году КАМАЗ запускает производство микролитражных автомобилей «Ока». Первая малолитражка называлась «Ока-ВАЗ-1111». В 1994 году выпускали уже 75000 автомобилей в год. Введён в строй завод по производству микролитражных автомобилей «Ока». В 2005 году ЗМА «Ока» вошёл в состав группы «Северсталь-Авто».

В 1990 году производственное объединение КАМАЗ одним из первых вступило в рыночную экономику страны, став акционерным обществом.
С середины 80-х в СССР по всей стране и за рубежом открыты сервисные центры «КАМАЗ-автоцентры», производящие гарантийные и ремонтные работы для своих автомобилей, и поставку запчастей. Эта традиция успешно работает и по сей день, многие автоцентры КАМАЗ теперь работают как дилерские центры.

В истории КАМАЗ, производственного гиганта, случались тяжелые времена. Весной 1993 года техногенный пожар уничтожил массивные производственные мощности за считанные минуты. Но восстановление шло быстрыми темпами, и завод двигателей заработал уже к концу года.

Славная история создания КАМАЗ, крупнейшего в мире автомобильного производства, продолжается и сегодня. Пережив экономические трудности 2008 года, ОАО КАМАЗ успешно сотрудничает с известными зарубежными автоконцернами, производя все новые модели автомобилей КАМАЗ, рестайлинговые версии, автотехнику, отвечающую самым последним технологическим и научным разработкам в области грузового автомобилестроения. В европейском рейтинге грузовой техники КАМАЗ, сегодня, оценивается в категории «Пять звезд».

В 2012 году с конвейера ОАО КАМАЗ сошел юбилейный грузовик, двухмиллионный по счету.

Виктория Мальцева

17 Ноября 2016 Грузовые автомобили "КамАЗ" - это настоящие хозяева дорог на всей территории бывшего Советского Союза. С их помощью строилась и развивалась огромная и мощная страна. С этими грузовиками знаком каждый - о них знают и дети, и взрослые. И наверное, каждый ребенок мечтал бы водить этот грузовик. История "КамАЗа" - это история огромной страны. И сейчас попробуем ее рассказать.

Хозяин дороги

Как уже было замечено, грузовики "КамАЗ" стали настоящим символом практически всех отечественных и зарубежных дорог. "КамАЗ" - это нечто несвойственное для отечественного автопрома, ведь грузовики этой марки раньше и сейчас являются серьезными конкурентами не менее мощным импортным аналогам по техническим характеристикам, своей надежности и функциональности, по уникальному дизайну. Кроме того, эти большегрузные машины сумели сохранить особую индивидуальность. На производстве до сих пор применяют только собственные отечественные разработки (за исключением некоторых моделей).

Советский Союз нуждался в современных грузовиках

История про "КамАЗ" начиналась со строительства завода. В 60-х годах прошлого века СССР начал активно развиваться - на путь развития встали все отрасли. Росла экономика, быстрыми темпами росло строительство жилых домов для всех граждан СССР. Вместе с этим повышались объемы грузоперевозок. После войны автомобили создавали, но делалось это очень медленно, а существующего парка не хватало. Заводы очень старались, но не могли покрыть дефицит. И вот, высшее руководство в 1969 году принимает решение о необходимости строительства нового автомобильного завода, на котором бы создавались только грузовики. С этого и началась увлекательная история "КамАЗ"а".

Как рождался гигант

Так, 14 марта ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение о необходимости работ по строительству комплекса заводов, где бы производили большегрузные автомобили. Площадку для строительства нашли в Набережных Челнах, что в Татарской АССР. Кстати, город этот был выбран отнюдь не случайно. Прежде чем выбрать этот небольшой городок на Каме, специалисты изучили более 70 различных вариантов для размещения завода. Преимущества Набережных Челнов были просто очевидны - дело в том, что географически городок находился практически в самом центре огромного СССР. Также в этом регионе работала одна из самых крупных строительных компаний "КамГЭСэнергострой" - все это давало возможность быстро построить плотину и гидроэлектростанцию, мощность которой составляла более 1,5 млн кВт/ч. Быстро строились заводские корпуса и жилые дома для будущих работников завода, с которых начнется история "КамАЗа".

Началось строительство

На строительные работы съехались специалисты и рабочие разных специальностей с каждого уголка СССР, представляющие 70 национальностей. Более чем 2000 различных предприятий, все главные комитеты Госснаба Советского Союза, различные ведомства и министерства выполняли заказы по строительству завода на материалы и необходимое оборудование. Каждый день на строительной площадке трудилось более 100 000 человек. Будущий завод обеспечивался по тем временам самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. Поставки осуществлялись такими мировыми корпорациями, как "Свинделл-Дреслер", "Тата", "Рено", "Сандвик", "Хитачи" и многие другие. Завод возводился и рождался буквально на голой земле - среди холмистых полей. Для сглаживания неровности рельефа, строители отсыпали и вывозили миллионы кубических метров почвы. История "КамАЗа" продолжается, и вот 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности СССР Тарасов подписывает указ, в котором завод получает имя - Камский автомобильный завод. В конце сентября назначен генеральный директор Камского завода - это заместитель министра автомобильной промышленности Л. Б. Васильев. Также в сентябре начинается процесс формирования генеральных директоров в Москве, отдела кадров и снабжения. Уже с ноября на завод приезжает первая группа рабочих-строителей. 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков поднял первый ковш почвы на строительной площадке первого объекта - это была база строительной индустрии. Эту дату принято считать официальной точкой отсчета строительства Камского завода. Комплекс должен был занять огромную территорию в 22 км 2.

Развитие инфраструктуры

Вместе со строительством комплекса в СССР занялись решением бытовых и коммунальных проблем. Благодаря "КамАЗу" сотни тысяч людей смогли выехать из бараков и комнат в коммунальных квартирах, где им приходилось жить. Завод дал всем этим людям комфортные квартиры, современные школы и детские сады, вузы и другие учебные заведения. Стали появляться культурные, спортивные, досуговые заведения, объекты медицины и многое другое. Именно благодаря заводу в Прикамье создали мощный научный центр и развили пригородную сельскохозяйственную зону.

Рождение легенды

В середине 60-х годов значительно выросло количество дорог с твердым покрытием - это позволило конструкторам и инженерам раскрыть все преимущества, которые дает грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над мотором. Бескапотные автомобили существовали еще с 50-х - это позволило использовать длину автомобиля более эффективней, улучшился обзор. Но экономика СССР требовала не просто грузовик, а экономичный и производительный, который бы мог работать в составе автопоездов на дорогах с небольшими осевыми нагрузками. Также автомобиль должен выдерживать эксплуатацию в любых климатических зонах.

Специалисты Минавтопрома провели исследования и решили, что автомобиль должен работать с грузами весом до 8 т. Также он должен быть подготовлен к буксировке, иметь три оси, обладать кабиной с расположенным под ней дизельным силовым агрегатом. На каждую тонну веса приходилось не менее 8 лошадиных сил. В 68 году на заводе ЗИЛ должны были разработать целый модельный ряд большегрузных дизельных автомобилей и тягачей и подготовить их к производству на каком-то новом автозаводе. В 69 году выходит приказ на создание новых двигателей мощностью в 200 л. с. Конструкторы приступили к разработкам сразу после того, как закончили с ЗИЛ-133. За границей покупались различные образцы с капотной и бескапотной компоновкой. Больше всего советским инженерам пришелся по вкусу International 220. Бескапотная компоновка, удобная кабина, мощный дизельный силовой агрегат, пневмогидравлический усилитель, пятиступенчатая КПП с делителем, современная тормозная система, блокировка межосесового дифференциала - это история автомобиля "КамАЗ".

ЗИЛ-170 - предок современного "КамАЗа"

В мае 69 года появляется первый тестовый образец, прародитель сегодняшнего "КамАЗа" - ЗИЛ-170. Испытания прошли успешно, а затем вышло постановление о строительстве огромного завода. Пока строился производственный комплекс, в конструкторском бюро ЗИЛ также кипела работа - разрабатывались новые современные грузовики. За несколько лет успели создать около 50 различных опытных образцов и их модификаций. В ходе тестов было выявлено много недостатков и проблем. Затем история машины "КамАЗ" перемещается в Москву, на Дмитровский полигон, где тестировали "Ладу Весту" и все остальные отечественные автомобили. После этого испытания некоторые экземпляры разработки ЗИЛа отправлялись обратно в Ярославль. Тесты на полигоне помогали выявить все недостатки. После того как все проблемы были решены, сборку автомобиля наладили на мощностях "КамАЗ". История создания машины продолжилась. Грузовики испытывали в суровых областях Союза, на трассе Таллин - Баку, в карьерах Серпухова.

Первый двигатель

В мае 74 года а экспериментальном цехе собрали первый двигатель. Конвейер удалось наладить самостоятельно, но вот технология была временной. Эти моторы устанавливались на первые 5320.

Первенец

История создания автомобиля "КамАЗ" - это победы и поражения, множество расчетов, чертежей и испытаний. И вот, 16 февраля 1976 года с конвейеров завода сошел первый грузовик - "КамАЗ" 5320.

Кто создал "КамАЗ"? История помнит инженеров из ЗИЛа. Это Александр Сетранов, Всеволод Вязьмин, Георгий Фест. Также активное участие в разработке принимал дизайнер Лев Самохин. Естественно, это далеко не весь список тех, кто принимал участие в рождении первого большегрузного автомобиля. Самый главный конструктор завода - Владимир Барун.

История развития "КамАЗа"

Уже в 79 году завод стал настоящим лидером среди мировых производителей грузовых автомобилей. Объемы производства составляли более 100 тысяч экземпляров. И это практически единственный случай, когда Советский Союз обогнал западные страны. С этого периода грузовые автомобили "КамАЗ" стали настоящими лидерами в грузоперевозках и строительных работах. Модельный ряд машин включает в себя самосвалы, седельные тягачи, бортовые грузовики.

"КамАЗ": история моделей

В 76-78-х годах на заводе производили три базовые модели - это грузовой автомобиль 5320 с грузоподъемностью в 8 т, модификация на его базе строительного самосвала 5511 с грузоподъемностью 10 т, седельный тягач 5410, его грузоподъемность составляла 20 т. Далее был разработан десятитонный грузовик 53252 с увеличенной колесной базой. Затем - самосвал для сельскохозяйственных нужд и седельный тягач, предназначенный для автопоездов - 54112. Его грузоподъемность составляла 33 т. В 81 году в эксплуатацию сдали вторую очередь завода. Наладили выпуск 6-тонной версии 4310. Базовую модель готовили для военных целей и оснастили автомобиль лебедкой. Также на основе этой модели создали сельскохозяйственный 43105. В начале 80-х годов каждую базовую модель оснащали доработанными моторами мощностью в 220 л. с. и 10-ступенчатой КПП. К середине 80-х завод заработал ритмичнее. И вот в 88 году с конвейера сошел миллионный грузовик. Эти автомобили были очень популярны, но не могли конкурировать с зарубежными брендами, поэтому было решено начать разработку "КамАЗов" нового поколения.

Второе поколение "КамАЗ"

История создания "КамАЗа" такого начинается в конце 80-х годов. Второе поколение укомплектовывалось новыми отечественными силовыми агрегатами с турбонаддувом. Но также устанавливались и импортные двигатели и комплектующие. Существенно переработали кабины - они стали более комфортными. Для этого просто подняли крыши и применили некоторые конструкционные доработки. 23 августа 90 года завод "КамАЗ" превратился в акционерное общество, а в 91 году с конвейера сошел двухосный седельный тягач 5425МА с американским мотором Cummins на 325 л. с. и финской кабиной от Sisu.

История автомобильного завода "КамАЗ" состоит из побед и поражений. В 90-х вся страна перешла к рыночным отношениям, и в стране стали появляться импортные грузовики. Завод имел серьезные трудности с продажей, и это привело к кризису. Беда не приходит одна - в 93 году случился сильный пожар на заводе по производству двигателей. Он нанес огромный ущерб.

Наши дни

Сегодня кризис позади, и продукция завода снова востребована.

Автомобили используются во всех отраслях строительства и на грузоперевозках. А 15 февраля 2012 года на заводе был выпущен двухмиллионный "КамАЗ". История создания машины для грузоперевозок охватывает большой период времени. В разработке принимали участие сотни инженеров и конструкторов. И как бы ни ругали эти машины за эргономику, но на то время они были лучшими и оставались таковыми на протяжении многих лет. Сейчас завод активно сотрудничает с ведущими немецкими инженерами от "Мерседес". Таким образом, совместными усилиями "КамАЗу" удалось создать новую линейку магистральных тягачей и их модификаций.

16 февраля 1976 года, с конвейера только что построенного Камского автозавода сошел первый грузовик марки КамАЗ. На его борту было написано: «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».

Техническое задание на проектирование опытного ЗиЛ-170 подразумевало создание 10 модификаций большегрузных авто с колесной формулой 6х4 для работы в составе автопоездов весом до 26,5 т и шести полноприводных.

Разработав семейство автомобилей ЗИЛ-133, запуск которого в производство по разным причинам откладывался, КЭО "ЗИЛ" в 1967 году приступило к работе над новым перспективным семейством автомобилей ЗИЛ-170 (6х4) и ЗИЛ-175 (4х2), аналогичных по классу ЗИЛ-133.

В качестве прототипа, среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемого класса капотных и бескапотных аналогов, выбор главного конструктора по грузовым автомобилям ЗиЛа Анатолия Маврикиевича Кригера пал на американский «International» серии 220.

International COF-220 (1962-1966).

Возможно, что при выборе образца, свою роль сыграло и то, что Кригер уже был знаком с грузовыми автомобилями фирмы «Интернейшнл» по работе над ЗиС-150.

Бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной; мощный дизельный двигатель; пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления; 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в 10-ступенчатую; многоконтурная пневматическая тормозная система; блокируемый межосевой дифференцал; рулевое управление с гидроусилителем; возможность работы в составе автопоезда — качества нового грузовика, позволявшие сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей.

В версии ЗиЛа кабина приобрела немного другие, более прямоугольные формы и изящный передок, с такой привычной нам решеткой воздухозаборника в правой части.
ЗиЛ-175

ЗиЛ-170 на ВДНХ 1969 год.

Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 прошел первые испытания на участке Углич—Рыбинск.

За четверть века дизайн и конструкция машин почти не изменились...

Но ЗиЛ-170 никогда не строился серийно на родном заводе.

К середине 60-х годов прошлого века в СССР остро ощущался дефицит грузовиков, особенно грузоподъемностью более 8 тонн. Грузооборот внутри Советского Союза рос, а ни один из действующих автомобильных заводов страны не был готов наладить выпуск таких машин. Требовались совершенно новые грузовики. Большинство машин (основную часть грузового парка составляли машины средней грузоподъемности) давно отработали нормативные сроки. Назрела необходимость в технике большей грузоподъемности, автопоездах для дальних перевозок массовых грузов и тяжелых автосамосвалах. В директивах XXIV съезда КПСС говорилось: «Требуется создать комплекс автозаводов по производству грузовых автомобилей в Татарской АССР и смежных предприятий в прилегающих районах…»

В середине 1969 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Город по своему географическому положению (близость железной дороги и прочие факторы) подошёл как место для будущего автозавода. Кроме того, организация "Камгэсэнергострой" справилась бы как со строительством плотины и 1,5 млн.-киловаттной ГЭС, так и с возведением заводских корпусов и жилья.

Строительство КамАЗа оказалось последней «Всесоюзной ударной комсомольской стройкой», которая была успешно завершена, причем, намного раньше запланированных сроков.

Прототип грузовика КамАЗ-5320 (ЗиЛ-170) с кабиной со спальным местом на испытаниях.

"КамАЗ" заводской сборки на испытаниях.

После строительства на новый Камский автомобильный завод и была передана документация на новый грузовик, знакомый нам как КамАЗ.

В мае 1974 года на КамАЗе в экспериментальном цехе управления главного конструктора был собран первый двигатель, а конвеерное производство собственными силами, но еще по временной технологии, началось в декабре 1975 года. Первые 5 грузовиков КамАЗ-5320 сошли с главного сборочного конвейера, работавшего еще только в пуско-наладочном режиме, 16 февраля 1976 года. По традиции тех лет грузовики из первой партии были украшены лозунгом «Наш трудовой подарок XXV съезду КПСС».

КамАЗ-5320 №1.

Пока коллектив КамАЗа продолжал сборку автомобилей на главном конвейере в наладочном режиме из деталей, полученных в процессе пуско-наладки технологического оборудования, правительство утвердило генеральную схему управления автомобильной промышленностью. Согласно этой схеме Камский автомобильный завод получил статус производственного объединения и стал подчиняться непосредственно Минавтопрому СССР, минуя все главки. 29 декабря 1976 года Государственная комиссия во главе с министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. К концу 1976 года было выпущено 5000 автомобилей, в числе которых были КамАЗ-5320, его модификации и cедельный тягач КамАЗ-5410. Производство шасси для самосвала КамАЗ-5511 началось в 1977 году. Все эти модели имели схожую конструкцию и во многом были унифицированы.

Модельный ряд КамАЗ:

крупнотоннажные 5410, 5411, 5415, 5425, 5320, 5321, 5360, 5510, 5511, 4310, 4311, 6511

капотные 4355

среднетоннажные 4911, 4925

Имеются зарубежные производственные мощности в следующих странах:

  • Казахстан.
  • Индия.
  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Эфиопия.
  • Вьетнам.
  • Пакистан (с 19 ноября 2006 года).
  • Иран.
  • КНДР.
  • Польша.

Вот так появился "народный" КамАЗ.

P.S. На официальных сайтах КамАЗа упоминания о ЗиЛ-170 почему-то нет:
http://kamaz.net/ru/company/history/
http://www.kamaz-rba.ru/company
http://www.ackamaz.ru/about/

Необъятная страна, которая с невиданным размахом начала осваиваться и развиваться в послевоенные годы, требовала и высокопроизводительную автомобильную технику. Стремительно развивалась индустрия в Сибири, особенно добыча нефти и газа восточнее Урала, тысячи различных объектов, разбросанных повсюду, ждали немедленной доставки грузов. С этим огромным потоком не справлялся железнодорожный транспорт, тем более маломощный тогда автомобильный.

В 1966 году ЦК КПСС и правительство страны потребовали резко увеличить автопарк и грузоподъемность машин, причем с мощными дизельными двигателями. Были даны соответствующие поручения министерствам и ведомствам.

В 1968 году приказом по Минавтопрому на ЗИЛ была возложена задача по разработке семейства большегрузных автомобилей, а на Ярославский моторный завод - по созданию дизельных двигателей мощностью 150-200 л.с. Работа эта началась под руководством главных конструкторов А. Кригера и Г. Чернышева.

В декабре этого же года ярославские моторостроители изготовили и передали на ЗИЛ первый силовой агрегат для седельного тягача. А в мае следующего года на участке Рыбинск-Углич уже прошел первые испытания опытный образец автомобиля, еще не носившего имя "КАМАЗ". А между различными регионами страны, вернее, между их руководителями шла негласная борьба, соперничество за размещение комплекса именно на их территории - ибо это сулило большой приток инвестиций, небывалое развитие промышленности, значит, и цивилизацию в регионе.

1969 год

14 августа ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в г. Набережные Челны Татарской АССР.

Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза, судоходные реки Кама и Волга, близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки, строительными материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в будущем - транспортировкой грузовиков потребителям. А наличие в регионе крупнейшей строительной организации «КамГЭСэнергострой» позволяло создать все условия для завершения строительства плотины и гидроэлектростанции мощностью около полутора миллионов киловатт-часов, возведения заводских корпусов и жилья для будущих автомобилестроителей.

На стройку в Набережные Челны съехались рабочие и специалисты со всех уголков Союза, представлявшие более 70 национальностей. Свыше 2000 предприятий, все главки Госснаба СССР, министерства и ведомства выполняли заказы «КАМАЗа» на строительные материалы и оборудование. На самой строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи». «КАМАЗ» рождался буквально на голом месте - посреди холмистого поля. Чтобы сгладить неровности местности и выполнить вертикальную планировку строителям предстояло отсыпать и перевезти миллионы кубометров грунта.

26 сентября министром автомобильной промышленности А. Тарасовым подписан приказ о наименовании нового строящегося автозавода Камским - КАМАЗ.

30 сентября генеральным директором "КАМАЗа" назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР Лев Борисович Васильев. В сентябре началось формирование генеральной дирекции "КАМАЗа" в Москве (ее представительство под руководством А. Томилова), служб кадров и снабжения в Казани.

13 декабря машинист Михаил Носков вынул первый ковш грунта на площадке первого объекта "КАМАЗа" - базы стройиндустрии (БСИ). Эта дата признана официальным началом строительства "КАМАЗа". Первый ковш земли на строительстве Камского автозавода, который был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Комплекс заводов на Каме раскинулся на обширной территории в 22 квадратные мили. Одновременно со строительством автозавода решались огромные коммунальные проблемы. Сотни тысяч людей «КАМАЗ» вытащил из бараков и коммуналок, дал комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. Благодаря «КАМАЗу» в Прикамье был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны.

1970 год

В январе правительство СССР Постановлением "О первоочередных мероприятиях по строительству Камского автомобильного завода" разрешило по опыту ВАЗа строить объекты, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет.

В феврале-марте развернулось строительство теплоэлектроцентрали "КАМАЗа", проложены первые рельсы железнодорожного пути ст. Круглое Поле - ст. Автозаводская. Приступили к работе первые группы специалистов ПромУКСа и ЖилУКСа.

В апреле создано управление главного конструктора "КАМАЗа" под руководством В. Баруна.

13 апреля начаты работы по строительству предприятия - первенца "КАМАЗа" - ремонтно-строительного завода (РИЗ).

В мае строители приступили к выемке грунта на площадке РИЗа.

В июне механизаторы Камгэсэнергостроя приступили к вертикальной планировке автосборочного завода.

В августе-сентябре в основание главного корпуса РИЗа уложены первые кубометры бетона.

Начались земляные работы на площадке корпуса серого и ковкого чугуна (КСКЧ) литейного завода.

1971 год

В феврале отдел технического обучения "КАМАЗа" направил на стажировку в цехи Горьковского автозавода первых принятых на "КАМАЗ" рабочих.

17 февраля машинисты Н. Евграфов и А. Тимошенко вынули первый ковш грунта на площадке Нового города.

5 сентября установлена первая колонна на площадке прессово-рамного завода (ПРЗ), а 24 сентября - на площадке завода двигателей.

7 ноября на праздничной демонстрации в колонне камазовцев впервые прошел автомобиль с маркой "КАМАЗ".

16 ноября состоялась первая профсоюзная конференция "КАМАЗа", председателем завкома избран инженер И. Закирзянов.

1972 год

В декабре подано тепло в главный корпус РИЗа, внутри идет подготовка к монтажу оборудования.

30 декабря совершил первый рейс - от поселка ЗЯБ до ДК "Энергетик" - камазовский трамвай.

1973 год

8 января на РИЗе рабочие А. Акиньшин, А. Морозов, И. Иванокевич, А. Киреев и В. Дедков смонтировали первый станок.

30 июля вышел приказ по Минавтопрому об организации Камского автомеханического техникума.

29 сентября , накануне Дня машиностроителя, вышел первый номер заводской газеты "Рабочий КАМАЗа" (ныне "Вести КАМАЗа").

1974 год

11 июля Государственной комиссией подписан акт о приемке в эксплуатацию первой очереди РИЗа.

10 декабря на кузнечном заводе приступили к изготовлению первой продукции - штамповой оснастки.

1975 год

5 ноября в экспериментальном цехе корпуса цветного литья литейного завода бригада Ю. Яшкина произвела первую плавку металла.

4 декабря на заводе двигателей собран первый дизель-мотор. В сборке участвовали слесари МСР В. Новиков, Н. Мацаков, Н. Салахов, В. Сподынюк.

19 декабря на ПРЗ изготовлена первая кабина автомобиля КАМАЗ. 25 декабря она передана на главный конвейер автосборочного завода.

1976 год

16 февраля с главного конвейера "КАМАЗа" сошел первый автомобиль, собранный в наладочном режиме.

10 августа на главном конвейере собран первый автомобиль новой модификации - седельный тягач КАМАЗ-5410.

На Заинском заводе колес выпущена первая продукция.

29 декабря Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди "КАМАЗа".

1977 год

15 апреля опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями большой группы наиболее отличившихся участников сооружения первой очереди "КАМАЗа". Героями Социалистического Труда наряду с камгэсэнергостроевцами Н. Аглямовым, Р. Заляевым, В. Филимоновым и В. Фоменко стали генеральный директор "КАМАЗа" Л. Васильев и токарь РИЗа М. Исламгалеев.

"КАМАЗ" выполнил первый годовой план, выпустив 15 тыс. автомобилей. А в конце декабря с главного конвейера сошел 22-тысячный большегруз.

1978 год

19 мая генеральный директор Л. Васильев подписал приказ об организации совхоза "КАМАЗ" - первого хозяйства агропромышленного комплекса автогиганта.

1979 год

17 апреля на литейном заводе состоялась первая плавка из 440 т металлолома, собранного школьниками города.

1980 год

12-13 апреля в Набережных Челнах состоялся Всесоюзный конкурс молодых водителей. Право работать на 150-тысячном КАМАЗе, сошедшем с главного конвейера.

1981 год

14 сентября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Социалистического Труда начальнику Камгэсэнергостроя Е. Батенчуку, бригадирам строителей Н. Абдуллину, В. Мавликову, а также бригадиру наладчиков агрегатного завода "КАМАЗа" Н. Мальневу и бригадиру плавильщиков литейного завода Г. Боровикову. 1377 камазовцев награждены орденами и медалями.

1982 год

30 декабря смонтирован первый станок на строящемся заводе по ремонту двигателей (ЗРД).

1983 год

24 января открылся первый на КАМАЗе оздоровительный центр для трудящихся литейного завода.

1984 год

27 декабря звание Героя Социалистического Труда присвоено бригадиру шлифовщиков ПРЗ З.Иманову.

1985 год
1986 год

На площадях РИЗа созданы инструментальный и станкостроительный заводы.

30 декабря учреждено почетное звание "Заслуженный камазовец". Первые лауреаты - штамповщица Р. Александрова, формовщик Л. Веретенников, наладчик В. Воробьев, водитель В. Гарифуллин, старший мастер К. Кривоносое и другие.

1987 год

В мае в состав Камского комплекса вошел Нефтекамский завод автосамосвалов.

26 августа вышел приказ по "КАМАЗу" "О развитии производства легковых автомобилей (ПЛА)". Для ПЛА выделены производственные площади в сдаточном корпусе автосборочного завода.

В ноябре с конвейера ПЛА сошла первая микролитражка "Ока".

1988 год

В августе "КАМАЗ" принял участие в Международной выставке-ярмарке в Пекине.

1990 год

25 июня 1990 года правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. «КАМАЗ» стал первым из крупнейших предприятий страны, вступившим в эпоху новых экономических отношений. Устав акционерного общества «КАМАЗ» утверждён на общем собрании 11 августа 1990 года, зарегистрировано Общество 23 августа того же года.

1992 год

13 октября за несколько туров до окончания чемпионата России футбольная команда "КАМАЗ" (гл. тренер В. Четверик) завоевала право выступать в высшей лиге.

1993 год

14 апреля 1993 года случился пожар на заводе двигателей, охвативший в считанные минуты всё предприятие, который почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях - восстановление мощностей по выпуску 100 тыс. двигателей и, параллельно, создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования. В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства России и Татарстана, камазовцам удалось буквально из пепла вновь восстановить предприятие. Уже в декабре 1993 года завод двигателей выпустил первую продукцию после пожара.

15 апреля . Принято решение о развертывании сборки силовых агрегатов на заводе по ремонту двигателей. Главный сборочный конвейер продолжал работать.

В конце апреля - в мае начались восстановительные работы на заводе двигателей.

1994 год
1995 год

В июле в производственном корпусе "Турбодизель" начато производство модернизированных двигателей, соответствующих требованиям "Евро-1".

В октябре 3 модернизированных двигателя КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.21-240, КАМАЗ-740.20-260 получили международную сертификацию на соответствие требованиям "Евро-1".

1996 год

В январе первая победа команды "КАМАЗ-мастер" в самом престижном международном ралли-рейде "Париж - Дакар" (в том году называлась "Гранада Дакар").

Создан опытный образец самосвала КАМАЗ-6520 - базового автомобиля нового семейства.

В июле на заводе двигателей начался монтаж линии обработки блоков цилиндров фирмы "Хеккерт".

В ноябре возобновлена разработка семейства бронированных автомобилей на базе моделей KAMA3-43269.

Республика Татарстан вернулась к участию в управлении ОАО "КАМАЗ".

24 декабря состоялся торжественный пуск восстановленного после пожара сборочного конвейера завода двигателей.

1997 год

В январе генеральным директором ОАО "КАМАЗ" назначен И. М. Костин.

В марте ОАО "КАМАЗ" вышло в мировое информационное пространство через Интернет.

1998 год

В июне Правительство РТ предоставило "КАМАЗу" товарный кредит на сумму 115 млн. рублей для пополнения оборотных средств. Благодаря этому кредиту в сентябре "КАМАЗ" возобновил работу.

В ноябре "КАМАЗ" приступил к выполнению первого заказа на новый самосвал КАМАЗ-65115.

1999 год

В мае первый двигатель КАМАЗ мощностью 260 л.с. прошел сертификационные испытания по требованиям стандартов "Евро-2".

В ноябре изготовлен первый образец нового колесного трактора КТ-240 К.

2000 год

Сертифицированы базовые модели нового семейства двигателей КАМАЗ на соответствие экологическим требованиям "Евро-2".

В мае открыто первое сборочное производство автомобилей КАМАЗ за рубежом: на производственной базе эфиопского дистрибьютора "КАМАЗа" - фирмы "Месфин".

Впервые с начала нового подъема "КАМАЗа" за месяц выпущено товарной продукции более чем на 1 миллиард рублей.

В июне в Научно-техническом центре "КАМАЗа" проведены стендовые испытания первого газового двигателя.

КАМАЗ впервые признан лучшим российским экспортером по автомобилестроению по итогам 1999 года. В последующие годы звание лучшего экспортера будет присуждено компании еще четырежды.

В декабре прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе шасси КАМАЗ-5297.

2001 год

В апреле Совет директоров ОАО "КАМАЗ" утвердил новую структуру управления компанией. На базе заводов- дочерних обществ сформированы крупные бизнес-единицы по продуктовому принципу.

"КАМАЗу" вручен сертификат соответствия системы качества международным стандартам ИСО-9001:2000.

В июне "КАМАЗ" подписал меморандум с японскими фирмами на поставку современных автоматических линий и обрабатывающих центров на заводе двигателей.

"КАМАЗ" приступил к изготовлению опытных партий новых автомобилей тяжелого класса с двигателями "Евро-1" и "Евро-2".

В ноябре "КАМАЗу" вручена золотая медаль "Пальмовая ветвь мира".

В декабре ОАО "КАМАЗ" полностью реструктурировало долг перед ЕБРР.

2002 год

В апреле генеральным директором ОАО "КАМАЗ" назначен Сергей Анатольевич Когогин.

Началась реализация новой стратегии продаж ОАО "КАМАЗ", основанной на реализации продукции только за денежные средства. При этом компания увеличила гарантийный срок эксплуатации новых моделей до полутора лет, а ресурс их основных узлов и агрегатов - до 500 тысяч километров пробега.

"КАМАЗ" изготовил первую опытную партию колесных тракторов КТ-240 К собственного производства.

В мае на Международной выставке "Ком-Транс-2002" в номинации "Лучший российский грузовик года" новому камазовскому самосвалу тяжелого класса модели КАМАЗ-6520 было присуждено первое место.

В сентябре "КАМАЗ" вошел в Ассоциацию автомобильной промышленности России.

В декабре на ЗМА состоялся запуск автоматического окрасочного комплекса "Durr".

"КАМАЗ" начал продажу грузовиков по новой схеме - "лизинг от производителя".

"КАМАЗ" увеличил долю продаж на российском рынке с 28% до 36%.

2003 год

Выпущено свыше 1,7 млн. грузовых автомобилей и 2,3 млн. двигателей.

Освоено производство среднетоннажных грузовиков грузоподъемностью 3-5 т.

Сертифицирован первый газовый двигатель КАМАЗ, соответствующий экологическим требованиям "Евро-2".

Сертифицирован двигатель, соответствующий экологическим требованиям "Евро-3", созданный совместно с "RABA-motor" для автомобиля КАМАЗ-6520.

Начат выпуск энергосиловых установок мощностью 100 кВт на базе дизельных двигателей КАМАЗ.

Изготовлены опытные образцы полноприводных седельных тягачей КАМАЗ-65226 полной массой 97 т при допустимой нагрузке на седельно-сцепное устройство 27 т.

Начато производство и продажи российских магистральных тягачей КАМАЗ-5460, оснащенных двигателем "Евро-2", предназначенных для европейских маршрутов.

2004 год

Создано сборочное производство автомобилей КАМАЗ во Вьетнаме.

Впервые в истории отечественного автопрома "КАМАЗ" дебютировал на престижном Международном автосалоне IAA-2004 в г. Ганновере (Германия).

2002 - 2004 гг. значительно расширен модельный ряд автомобилей КАМАЗ, начиная от семейства городских развозных автомобилей до семейства автомобилей повышенной грузоподъемности, предназначенных для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 т.

Полное название: Камский автомобильный завод
Другие названия:
Существование: 1969 - наши дни
Расположение: (СССР) Россия: Набережные Челны
Ключевые фигуры: Сергей Когогин - генеральный директор.
Продукция: Грузовые автомобили, силовые агрегаты, автобусы.
Модельный ряд:  Камаз-4310 КамАЗ "Тайфун" КамАЗ-43114 КамАЗ-55111

История предприятия.

В середине 60-х годов ХХ века в Советском Союзе резко возросла необходимость в автомобилях большой грузоподъемности. Это было вызвано, во-первых, ростом грузооборота внутри страны. Стране была срочно нужна техника с большой грузоподъемностью, в первую очередь автопоезда и самосвалы для транспортировки грузов на дальние расстояния. К сожалению, в то время основную массу автомобилей составляли машины грузоподъемностью меньше 8 тонн, к тому же сроки эксплуатации многих из них уже давно подошли к концу. Таким образом, в стране резко встал вопрос об организации выпуска новых большегрузных автомобилей. Однако, ни один из существующих автозаводов страны не смог бы справиться с этой задачей. Поэтому директивами XXIV съезда КПСС была обозначена необходимость создания новых автозаводов для производства большегрузных автомобилей в Татарской АССР.

Решение о строительстве такого комплекса заводов в городе Набережные Челны было принято постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР уже в середине 1969 года. Данный город был выбран неслучайно. Его географическое положение как нельзя лучше подходило для этой роли, в первую очередь благодаря непосредственной близости от города железной дороги. Несомненным преимуществом стало и наличие организации «Камгэсэнергострой» - крупнейшей многопрофильной строительной организации в Татарской АССР и всем Советском Союзе. Именно на нее и было возложено строительство жилья, заводских объектов, а также возведение плотины и ГЭС. Для выполнения всех поставленных задач в строительстве было задействовано свыше 100 тысяч человек, которые приехали со всех регионов огромной страны.

Начало строительства завода.

Начало строительству завода по производству большегрузных автомобилей было положено осенью 1969 года. В присутствии партийных и хозяйственных руководителей на месте будущего завода большегрузных автомобилей в городе Набережные Челны был установлен бетонный блок, на котором было написано: «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр». Таким образом было обозначено начало строительства татарского богатыря («батыр» с татарского переводится как «богатырь»). Днем, когда на месте будущего завода впервые заработали экскаваторы, стало 14 декабря 1969 года.

Согласно плану, заводской комплекс должен был состоять из семи производств, которые отвечали бы за все этапы изготовления большегрузных автомобилей. Сюда входили литейное, кузнечное, прессово-рамное, ремонтно-инструментальное, агрегатное, двигательное и автосборочное производства. Строительство первых из них – Ремонтно-инструментального и Литейного заводов было начато уже осенью 1970 года. Спустя некоторое время после постройки всех остальных были построены также ремонтно-механический завод и завод малолитражных автомобилей. Все производство размещалось на огромной территории свыше трех миллионов квадратных метров.

Одновременно большое внимание уделялось организации выпуска прицепов для будущих автомобилей нового автозавода. Было принято решение, что проектированием прицепов будет заниматься ГКБ в городе Балашов, а конструкторский отдел Одесского автосборочного завода займется проектированием полуприцепов. Параллельно в Красноярске началось строительство завода, который будет выпускать прицепы и полуприцепы для новых большегрузных автомобилей.

Такой размах подготовки объяснялся важностью будущего КАМАЗа. Планировалось, что на нем будет произведено не только свыше 150 тысяч большегрузных автомобилей, но и 250 тысяч дизельных двигателей для установки в машинах других предприятий. Их планировалось использовать на Уралах, ЗИЛах, а также некоторых серий автобусов. Для того, чтобы продукция завода отвечала всем поставленным задачам, к вопросу технологического оборудования подошли со всей серьезностью. Для оснащения завода использовалась самая современная техника, в том числе и иностранная. Среди 700 иностранных фирм, поставлявших свою технику на завод, такие известные корпорации как Hitachi, Renault, "Ингерсолл Рэнд", "Буш", "Хюллер", а также многие другие.

Чтобы принять решение о тех проектах, по которым будет осуществляться автомобилестроение, проводились не только заводские, но и приемочные испытания. Так, к примеру, с целью создания опытного ЗиЛ-170 было спроектировано 10 различных модификаций автомобилей. Каждый из них был рассчитан на вес до 26.5т. Государственные испытания экспериментальных образцов проводились на многих трансах страны. Трасса Орел-Киев была выбрана для проверки автопоездов, рассчитанных на наибольший груз (свыше 30 тонн). Самосвалы ЗиЛ-5510 и ЗиЛ-53202 испытывались на трассе Углич-Рыбинск. Часть экспериментальных автомобилей гоняли под Москвой, используя для этой цели Дмитриевский полигон. Основные же испытания, конечно же, проходили в отдаленных и малонаселенных частях страны: в Забайкалье, Тюменской области, а также на территории пустынь. Всего в испытаниях участвовало 40 экспериментальных образцов, которые проехали свыше 4.5 млн. км.

Благодаря тому факту, что завод строился под эгидой «Всесоюзной комсомольской стройки», его строительство удалось закончить значительно раньше запланированного срока. Уже в 1973 году были построены все объекты первой очереди, а в мае следующего года в экспериментальном режиме был выпущен первый двигатель КАМАЗ. Первый силовой агрегат N1 собрали в конце 1975 года.

Официальное открытие завода.

Официально об открытии завода было объявлено в 1976 году, после проверки готовности первой очереди КАМАЗ Государственной комиссией СССР, тогда же в названии предприятия появилась фраза «производственное объединение».

Датой производства первого грузовика Камского автомобильного завода считается 16 февраля 1976 года. Производство машин на заводе шло ускоренными темпами, опережая годовые планы. Так, уже осенью 1977 года было выпущено 15000 большегрузных автомобилей. Юбилейный 100000-ый грузовик сошел с конвейера летом 1979 года. Спустя полтора года был выпущен уже 200000-ый, а еще спустя год, в марте 1982 года – 300000-ый большегрузный автомобиль КАМАЗ.

В первые годы существования завода основная часть производства (43%) была представлена самосвалами с кузовом НефАЗ. Остальной объем производства в основном распределялся между бортовыми автомобилями (27%) и седельными тягачами (20%).

После завершения строительства второй очереди КамАЗ в феврале 1981 года стало возможным организовать производство новых серий автомобилей. Спустя два года был налажен выпуск трехосного грузовика КамАЗ-4310, а чуть позже и выпуск двухосных грузовых автомобилей.


В конце 80-ых предприятие приступило к производству малолитражных автомобилей «Ока». Первая машина «Ока-ВАЗ-1111» была выпущена 21 декабря 1987 года.

В ходе перестройки КАМАЗ пытался наладить связи с иностранными партнерами. Среди наиболее удачных попыток создание совместного предприятия с фирмой DAF. Голландский производитель поставлял для Камского автозавода кабины, размеры которых были специально произведены с учетом шасси грузовиков КАМАЗ. Несмотря на то, что опытная партия КАМАЗ-5325 с голландскими кабинами была выпущена успешно, сотрудничество не продлилось длительное время.

Приватизация, набиравшая темп в стране в перестроечные времена, не обошла и производственное объединение КАМАЗ, на базе которого было создано акционерное общество.

Непредвиденное обстоятельство – пожар в апреле 1993 года, уничтоживший практически полностью как корпуса завода, так и оборудование – остановил производство автомобилей на некоторое время. Однако на восстановление предприятия было брошено большое количество материальных и человеческих сил, и уже спустя полгода завод продолжил свою работу.

На границе двух веков.

В начале нового тысячелетия большое внимание было уделено соответствию продукции завода европейским экологическим требованиям, в результате чего был выпущен новый двигатель «Евро 3». Также было принято решение расширять производство малолитражных автомобилей «Ока» и приступить к производству тракторов КТ-240К и автобусов НЕФАЗ класса Турист.

Предприятие также продолжило работы по налаживанию контактов с иностранными партнерами. В результате проделанной работы в 2005 году было создано совместное предприятие с Zaenradfabric, которое производило коробки передач. В этом же году группа компаний «Северсталь» приобрела контрольный пакет акций ОАО «ЗМА». Спустя год на заводе начали сборку двигателей Cummins В для среднетоннажных грузовых автомобилей.

В настоящее время ОАО КАМАЗ это современное гармонично развивающееся предприятие с постоянно увеличивающимся ежегодным количеством выпускаемых большегрузных автомобилей. В него входит 9 крупных заводов, расположенных в городе Набережные Челны. Помимо этого сборками грузовиков КАМАЗ занимаются и в других городах России, а также других странах: Украине, Казахстане, Польше и Эфиопии.