Этические нормы водителя. Автомобильный этикет: правила поведения за рулем

Недавно, где-то года два-три назад, я стал активным автомобилистом. Т.е. у меня появился автомобиль, в котором можно ездить не только по праздникам и не только медленно. Где-то 6 месяцев назад, в связи с резким и неожиданным переездом офиса куда-то в горы (дорогу туда нашел, спасибо), я стал ежедневным ездоком (commuter) на том же автомобиле. И как раз с тех пор у меня в голове зародилась идея неофициальных правил на дороге, которые всем облегчат жизнь. Зарождалась-зарождалась, и после 10 лучших тем для SEO блога , принесенных в Рунет С. Петренко — родилась.

Остановка и стоянка

1) Если вас мучает жажда – остановитесь на любой автобусной/троллейбусной остановке и купите водички. Остановиться до или после остановки – решайте на месте. Если место перед остановкой уже занято – остановитесь после. Также правильным, сразу после покупки, будет стать со стороны водительской двери и немного отпить из бутылки.

2) Во время остановки старайтесь не прижиматься к бордюру. Во-первых, там грязно. Во-вторых, вы можете поцарапать диски. В-третьих, это ваш ряд и вы можете остановиться там, где вам удобно.

3) Если вы таксист, то вы – общественный транспорт и имеете равные права с водителями автобусов по заниманию пространства до, на и после остановок общественного транспорта.

4) В местах с особо оживленным движением или малым количеством рядов, практикуйте диагональную парковку. Это позволит максимально эффективно использовать все пространство проезжей части.

5) При парковке в расчерченных местах не старайтесь стать ровно или внутри ячейки. Другие водители без проблем могут подстроиться к вашему стилю парковки, т.к. обычно вокруг достаточно места.

Порядок на дороге

6) Никогда не оставляйте окурки в пепельнице в машине! Это может привести к пожару. Выбрасывайте их в окно.

7) Любой другой мусор также не должен захламлять ваш салон. Смело выбрасывайте его в окно. Утром всё уберут дворники.

Техническое оснащение автомобиля

8) Всегда используйте ксеноновые лампы, даже несмотря на то, что они дороже галогенных. Они светят ярче и не требуют регулировки. Но не переплачивайте за красоту, ставьте их в обычные отражатели.

9) Если у вас есть противотуманные фары – включайте и их. Хорошо освещённая дорога – намного безопаснее!

10) Если у вас спортивный или черный автомобиль – постарайтесь затонировать все световые приборы (кроме ксеноновых фар). Это эстетично и спортивно.

11) На заправках не имеет значения с какой стороны у вас лючок. Шланг резиновый, а водители сзади могут подождать, а заодно и посмотреть, как вы его дотягиваете.

Изменение направления движения

12) Никогда, слышите, НИКОГДА не показывайте направление движения поворотниками. Все на дороге – взрослые люди, сдавали на права и должны понимать, какой маневр вы хотите совершить. Те, кто не поняли – должны развивать интуицию.

13) Если вы видите, что в пространство перед вами кто-то пытается перестроиться, показав поворотник – резко ускорьтесь. В следующий раз он будет более расторопным и не будет использовать устаревшие технологии информирования (см. п.12)

14) Вообще, двигаясь по главной – старайтесь не пропустить ни одной машины со второстепенной, даже если это потребует резкого ускорения и перестроения в правый ряд.

15) Если вам нужно выехать с прилегающей территории в третий ряд – делайте это сразу. Лучше один раз быстро потерпеть небольшие неудобства, чем мучительные перестроения 0-1, 1-2, 2-3… Тем более, у вас будет преимущество – так как вы – справа.

16) Разговаривая по телефону за рулем постарайтесь держаться как можно левее и сохранять зигзагообразную траекторию. Не думайте при этом о скорости и управлении автомобилем. Соседи по дороге должны понимать, что у вас – важный разговор.

17) В случае, когда впереди у вас пустой правый ряд, завершающийся светофором, с зеленой стрелкой на белом фоне, указывающей направо, но из этого ряда можно ехать и прямо – постарайтесь занять его. Вы, как едущий прямо – поедете первым, а тем, кому надо было поворачивать – все равно нужно снизить скорость для обеспечения безопасности и пропустить другие автомобили.

Движение в пробках

18) В пробках постарайтесь максимально часто перемещаться по рядам, выбирая самый быстрый. Это придаст импульс всему потоку.

19) Если вы тянулись в пробке и, наконец, добрались до перекрестка, не обращайте внимание на то, сможете ли вы выехать с него до завершения зеленого сигнала светофора. Это ваш зелёный и не важно каким он будет в тот момент, когда вы станете на середине перекрёстка.

20) Водители маршрутных такси в пробках имеют право свободно перемещаться между рядами, вплоть до крайнего левого, даже если на первый взгляд это выглядит бессмысленно, т.к. до следующей остановки – 200 м. Им сверху виднее, где лучше проехать. Если можете – следуйте за ними.

21) Так как скорость движения в пробках гораздо ниже средней, то можно без проблем выезжать со своей полосы движения, прижимаясь к автомобилям в других рядах и, тем самым, уплотнять движение и создавая дополнительную пропускную способность на данном участке.

Заключительные положения

22) Если вы спешите – ПДД в большинстве случаев отменяются.

23) Если у вас Lexus, Toyota Prado или Skoda Octavia 2.4 – то они для вас никогда и не действовали.

Правильная посадка в автомобилях - это еще не все. Это - протокол, который определяет техническую сторону дела. Мы же определяем протокольную часть в неразрывной связи с церемониальной, то есть с принципами, составляющими ее этическую и эстетическую сущность.

Международный этикет определяет культуру поведения и взаимоотношений людей во всех сферах деятельности. Соблюдение этикета в цивилизованном мире неукоснительно, как в производственных отношениях, так и в бытовых. Человек, уважающий себя и окружающих, всегда будет обходителен, но и вместе с тем уверен в себе, вежлив, но не заискивающ, учтив и одновременно в меру саркастичен, с той долей скромности, когда окружающие не посмеют отпустить в его адрес сентенцию типа: "Скромность - самый верный путь в неизвестность".

Коль скоро мы говорим о культуре пользования автотранспортом, то уместно будет остановиться на технических деталях и эстетических штрихах, которые дополнят и допишут портрет уважаемого и уважающего человека. Садясь за руль собственного автомобиля или пользуясь любезностью водителя, необходимо помнить следующие неписаные правила.

  1. Как бы вы и ваши спутники не спешили, никогда не включайте зажигание и не заводите мотор до тех пор, пока все пассажиры не расселись и не захлопнули дверцы.
  2. Зачастую водители или пассажиры испытывают неудовольствие и пренебрежение к пристежным ремням безопасности, в особенности при поездках по городу и на незначительные расстояния. Не использовать их по назначению - равносильно тому, как ехать, например, с неплотно закрытой дверцей или с неисправными стеклоочистителями. Если сидящий с вами пассажир пренебрегает ремнем безопасности, найдите вежливую, ненавязчивую форму просьбы, типа: "Набросьте, пожалуйста, ремень, чтобы не вступать по пустякам в конфликт с дорожной инспекцией".
  3. Садясь за руль и подняв кнопки фиксации запора дверей, не поленитесь еще протянуть руку и отщелкнуть внутреннюю ручку пассажирской двери, чтобы она чуть отворилась. Это будет считаться любезным приглашением вашему спутнику по поездке.
  4. Размеривайте свои силы при закрывании дверей, чтобы излишне сильно не хлопать ими. Один мой знакомый водитель отучал таких пассажиров несколько резкой, но уж больно остроумной фразой. В таких случаях он спрашивал: "Скажите, у вас дома холодильник есть?"
  5. Безобразное впечатление производит пассажир вальяжно развалившийся в кресле, да еще и закинувший руку на спинку водительского сидения. Во-первых, бестактно отдыхать, когда человек, сидящий за рулем, сосредоточен и находится в работе, а во-вторых, это просто пренебрежительно по отношению к водителю.
  6. Высунутые из окон руки создают впечатление неряшливости внешнего вида автомобиля. К тому же это небезопасно.
  7. Почему-то стало этаким шиком езда с громко включенной музыкой, причем далеко не высокого художественного уровня. По-моему, это дурной тон.
  8. В западных странах благодарственный кивок или жест рукой водителю, уступившему вам ряд или право проезда, является естественной нормой водительских взаимоотношений, На российских же дорогах эта практика начисто отсутствует.
  9. Некоторые владельцы автомашин оказывают, как им кажется, высшую степень доверия пассажиру, выходя из машины на две-три минуты (в магазин, киоск) и оставляя ключ в замке зажигания. По сути, это не верно, кто бы с вами ни ехал, пусть даже близкий родственник. Оставленный ключ автоматически снимает с водителя ответственность за машину и перелагает ее на пассажира.
  10. Если вы пассажир, воздерживайтесь от рекомендаций водителю по правильности следования, если только вас об этом не попросили.

Вы и сами, уважаемый читатель, можете продолжить и досочинить этот перечень этических норм, несоблюдение которых может привести к душевному расстройству или даже к конфликту. Кто-то, наоборот, возразит, скажет: "Да, ну, ерунда. Делом надо заниматься, бизнесом, коммерцией, деньги делать. Тогда и уважать будут. И не нужно мне это - с кем стоять, как ходить, где сидеть, - да еще и знаменитую пословицу вспомнит, - не место красит человека, а человек место".

Тогда тот человек может закрыть эту книгу и, пожалев об истраченных деньгах, отложить ее в сторону. Мы же с вами продолжим создавать свой образ - образ современного делового человека. Будем следовать старинной театральной заповеди: "Когда создается образ, мелочей нет".


Наше обучение в школе начинается с азбуки – основы чтения и письма.
У водителей, оказывается, тоже есть своя «азбука», свои «негласные» правила этикета на дороге. Эти «неформальные» правила не найдешь ни в одном учебнике по вождению и даже в сборнике правил дорожного движения. Тем не менее, они существуют. И их нужно знать, каждому, кто садится за руль! Так что усаживайся поудобнее… и поехали!

Сигналы фарами.

Дорога – это именно то место, где «подмигивания» фарами не будут восприняты как кокетство. Итак…

Один - два коротких сигнала дальним светом фар для встречных автомобилей означают, что впереди можно встретить патрульную машину инспекторов ГАИ. Также это может означать, что на полосе движения встречных транспортных средств какая-либо опасность - открытый люк, ДТП. Обычно в подобной ситуации дальним светом фар «подмигивают» несколько машин. При особой опасности встречному можно коротко «подмигнуть» дальним три и более раз: «Осторожно!». Быстрым и частым «подмигиванием» дальним светом пользуются также, чтобы привлечь внимание встречного водителя, когда тот, начиная засыпать, выходит на осевую линию. Такую ситуацию лучше сопроводить и звуковым сигналом. В любом случае следует снизить скорость.

Представь ситуацию: нерегулируемый перекресток при этом у тебя второстепенная дорога, нужно как-то проехать перекресток, выехать на главную. Что делать?- Подмигни дальним светом фар пару раз («Пропустите, люди добрые!»). Если в ответ получишь пару коротких миганий дальним светом? Можешь уверенно проезжать – тебе уступают дорогу.

Сигнал дальним светом фар сзади, как правило, значит: «Пропусти, дай дорогу!».

Частое мигание встречных фар значит, что тебе надо обратить внимание на свет своих фар. Возможно, они слепят водителей на встречной полосе, и переключиться на ближний свет. Один длинный сигнал дальним светом фар для встречных автомобилей означает: «Пропусти, уступить дорогу». Этот сигнал особо актуален на трассе за городом. В ситуации, когда не успеваешь обогнать попутный автомобиль, длинный сигнал дальним светом фар означает просьбу встречному транспортному средству съехать немного правее. С той же целью могут использовать включение аварийной световой сигнализации.

Сигналы «поворотниками».

Сигналы мигающих «поворотников», по ПДД, следует включать заблаговременно при любых маневрах (обгон, поворот, разворот, перестроение в другой ряд и т. д.). Тем самым ты заранее даешь знать другим водителям о своих намерениях. Что же касается специальных сигналов «поворотниками», то включение правого «поворотника» дает понять обгоняющему водителю, что ты видишь его маневр, и не будешь препятствовать обгону. В Европе включением левого «поворотника» просят: «Уступи дорогу».

Если у впереди идущей фуры непрерывно работает левый «поворотник», водитель этого транспортного средства предупреждает: «Не обгоняй!». Как только загорится правый «поворотник» можно смело обгонять.

Включенный левый указатель поворота на трассе автомобилем, который совершил обгон, но пока не перестраивается со встречной полосы движения на свою - информация для транспортных средств, едущих сзади, о том, что впереди на полосе встречного движения пусто и можно совершать обгон вслед за ним.

Мигание обоими «поворотниками» одновременно: «Спасибо!», например, если уступили дорогу.

Сигналы аварийными лампами.

Основное назначение аварийные лампвынужденная остановка как результат возникших неполадок. В темное время суток, аварийки просто незаменимы, позволяя стоящему автомобилю быть замеченным из далека. Сейчас все чаще их сигналы используют в качестве знака благодарности. Не забудь поблагодарить других водителей за предоставленную возможность совершить маневр коротким включением аварийки: «Огромное человеческое СПАСИБО!».

Если ночью впереди идущий автомобиль включил «аварийку», возможно, ты слепишь водителя фарами через зеркала.

Язык жестов.

В некоторых ситуациях без такой формы сигналов просто не обойтись. А ты помнишь, как с помощью жестов можно показать, что ты поворачиваешь или останавливаешься, если световые сигналы подвели? Давай вспомним вместе.

На дороге, как и в физике, можно применить правило «правой руки» и правило «левой руки». Если «поворотники» отказались работать, ты можешь рассказать другим участникам движения о своих дальнейших действиях с помощью:

1. левой руки вытянутой в сторону и согнутой под прямым углом (начало движения от правого края проезжей части, остановка слева, поворот налево, разворот или перестройка на полосу движения слева);

2. правой руки, вытянутой в сторону и согнутой под прямым углом (соответственно поворот направо, сигнал начала движения от левого края проезжей части, остановки справа, поворота направо, перестроения на полосу движения справа). Хорошо работает в случаях, когда функцию «правой руки» может выполнить пассажир.

В случае отсутствия или неисправности сигналов торможения сигнал подается левой или правой рукой, поднятой вверх.

Если один водитель рисует рукой в воздухе что-то напоминающее круг, проверь, может у тебя, спущена шина. А другой - настойчиво указывает рукой (иногда светом фар либо сигнальным гудком) на обочину, видимо он заметил неисправность у твоего авто и советует остановиться (иногда используют сигнал фарами или звуковой сигнал).

«Мужчина, ну что вы в ладоши хлопаете?!» (Хлопок ладонью по воздуху). А ведь может не спроста хлопает то, а сказать пытается: «Багажник открыт!». Сказать спасибо ты можешь легким помахиванием руки, поднятой вверх, благодарным кивок головы, или просто улыбкой. – «Спасибо, что предупредили!».

«Ну а вы зачем руками на дверь показываете? Аппликация понравилась?». Может, конечно, и понравилась. Но чаще всего это жест означает: «Дверь плохо закрыта!». Либо что-то застряло в дверном проеме, например любимый плащ. Чтобы сказать «поняла!» – достаточно поднять руку ладонью к стеклу.

«А фигушки вам!» - показав этот, любимый многими, жест (фигу) ты можешь сообщить водителю, что у его авто между задними двойными колесами застрял булыжник (это касается фур и грузовиков). А самое приятное, что он еще и спасибо тебе скажет (помигав аварийкой, например).

Пропуская пешеходов, можно просто махнуть им рукой в окно, мол, проходите пока я добрая! Старайся не сигналить, лучше пропусти, ты ведь тоже бываешь пешеходом, правда?

Кстати о звуковых сигналах.

СИЛА ЗВУКА. По правилам, звуковой сигнал можно использовать только для предотвращения ДТП, не забывай об этом. К сожалению, многие его используют, чтобы выразить свое недовольство пешеходам или другим водителям. Иногда короткими позитивными гудками обмениваются знакомые водители, встречаясь на дороге. Кроме того, в ответ на ваше «спасибо» «аварийкой» можете услышать коротенький гудок - это значит «пожалуйста» или «да не за что, на здоровье!».

Хотя реакция водителя на звуковой сигнал в 5–7 раз быстрее, чем реакция на вспышки света, но все-таки злоупотреблять не стоит. Старайся использовать звуковой сигнал только в экстремальных ситуациях, особенно в пределах города. К тому же штрафы сейчас не маленькие!

Знание – сила! Теперь ты знаешь, что означают «секретные» сигналы, которыми часто обмениваются водители на дороге. Эта азбука, сигналов и жестов, облегчает понимание среди водителей на дороге, а значит, позволяет предотвратить неприятные ситуации. Пользуйся, но будь внимательна! Ведь не все такие «просвещенные»…

Счастливого пути! Ни гвоздя, ни жезла!

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения .

Настоящий водитель вежлив и предупредителен - он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо-да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не-доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно-шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель-ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по-вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю-бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не-достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по-мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при-водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи-тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе-шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач-ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода - часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель-ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность за рядом сидящих пассажиров;

— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек
и т. д.

— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой - в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.

При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.

При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.

При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.

Кроме того:

Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.

Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.

Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.

Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.

Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.

Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, - пригласи их идти понятным жестом.

Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.

Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.

Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.

Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами .

Садясь в автомобиль, вы как будто попадаете в другое измерение - мир дорог и автомобилей. Тут все иначе, чем в обычной жизни, вы вроде находитесь среди других, но в то же время отгорожены от них и находитесь в своем личном пространстве. Тем не менее, правила этикета существуют и здесь.

Должно быть, вы уже знаете (или скоро изучите) правила дорожного движения. Важно с самого начала стремиться действительно соблюдать их, тогда вы автоматически получаете статус джентльмена (леди) и пользуетесь уважением других. Пропустить пешеходов на переходе - обязательно! Не превышать скорость, особенно на дорогах, где известно что люди имеют привычку переходить улицу, ведь это непосредственно связано с безопасностью. Самое плохое, что может случиться на дороге - это наезд на пешехода. Не паркуйтесь ближе 5 метров перед пешеходным переходом - это ограничивает обзор перехода проезжающим автомобилям и увеличивает вероятность ДТП.

Отдельная проблема - это автомобильные пробки. Как ни странно, создаем их часто мы сами - нарушая правила и создавая аварийные ситуации, или поворачивая не из своего ряда. Вам конечно знакома ситуация, когда перед съездом с трассы скапливается множество машин - в несколько рядов, загораживая проезд тем, кто едет прямо. Таким образом, образуется классическая пробка, создаются задержки, от которых страдают все. У того, кто пытается вклиниться, проехав впереди очереди, возникает иллюзия, что он в результате проедет быстрее. Тогда как на самом деле он экономит несколько минут, а окружающие, особенно те, кто едет прямо, теряют уже десятки минут - это на порядок больше мнимой экономии, а если умножить это на количество людей, получивших дополнительную задержку - потери будут еще больше. Да и сам «съэкономивший» через несколько километров попадет в такую же пробку, которую устроили такие же как он. А ведь так просто следовать правилам: если предназначено для съезда две полосы, встаньте в одну из них, уважайте окружающих. Поступая так, кроме ответного уважения водителей, вы получаете внутреннее удовлетворение и ощущение себя джентльменом (леди), а это дорогого стоит.

Другой пример: две полосы, из одной поворот направо. Бывает что желающих проехать прямо больше, чем желающих повернуть и тогда может найтись такой, мягко говоря, невежливый водитель, который встанет в полосу для поворота и не даст проехать тем, кто поворачивает. Такому не грех и посигналить.

И немного о негласных сигналах на дороге. Водитель-новичок, попадая на дорогу, может растеряться в многообразии световых и звуковых сигналов, подаваемых участниками движения. О сигналах светофора, регулировщика и дорожных знаках вам расскажут в автошколе, но опытные водители могут получить гораздо больше информации о действиях других автомобилистов (и, в свою очередь информировать других), используя негласный язык общения на дороге. Автомобилисты, знающие язык и правила «хорошего тона на дороге» имеют меньше шансов попасть в неприятность.

1) Для выражения благодарности -
- включение аварийной световой сигнализации- «аварийки» (пару раз моргнуть).
Применяют в знак благодарности за действия соседнего авто, если кто-то пропустил вас на трассе или в городе, дал вам возможность выехать с обочины или перестроиться из соседнего ряда, дал обогнать. Можно щелкнуть сначала левым, а потом правым «поворотником», что аналогично сигналу «аварийкой».
- поднятая от руля рука ладонью к лобовому стеклу. - для встречного авто, например, предупредившего об опасности на дороге, также можно использовать этот знак, чтобы поблагодарить водителя, пропускающего вас (когда он находится спереди и навряд ли увидит сигнал аварийной сигнализации).

2) Выражение возмущения -
- короткие звуковые сигналы. Один - предостережение, два - недовольство, три - раздражение, четыре и более - брань.
многократное мигание дальним светом.

Для обозначения своего возмущения многие водители просто обгоняют автомобиль и притормаживают перед ним или вообще полностью останавливаются. Но следует помнить, что на дороге очень много нервных водителей и данная ситуация может привести к непредсказуемым последствиям.

3) Впереди опасность -
- включение аварийной световой сигнализации.
Для движущихся сзади - информация о том, что впереди какая-либо опасность, не обозначенная соответствующими дорожными знаками (затор, ДТП, ремонт проезжей части т т.п.)
Кроме этого, информировать следующий за вами автомобиль об опасности впереди можно нажатием несколько раз на педаль тормоза. Водитель движущегося за вами автомобиля узнает об опасности по вашим сигналам тормоза. Этот сигнал означает «держи дистанцию».
- два кратковременных включения дальнего света.
Для встречных - впереди по ходу движения сотрудники ДПС или по стороне движения встречного транспорта какая-нибудь опасность (см. выше). Получив такое предостережение от встречных водителей, вежливо поблагодарите их жестом руки, обращенной ладонью вперед (см. пункт 1).

4) Просьба переключиться с дальнего света фар на ближний -
-кратковременное включение дальнего света фар.
Применяется ночью, как просьба к встречному, который едет с дальним светом или слепящими противотуманками.

5) Пропустите, дайте дорогу -
- один длинный сигнал дальним светом.
Применяют с включенным левым поворотом и без левого поворотника. Возможно добавление длительного звукового сигнала - на трассе применяется в экстремальных ситуациях при обгоне, когда, выскочив на «встречную», водитель не успевает завершить маневр и просит встречную машину съехать немного правее, чтобы благополучно разъехаться.

6) Выхожу из машины -
- приоткрыть левую дверь и слегка покачать ею
- слегка приоткрыть дверь и повернуть голову назад.
- включить левый поворотник и приоткрыть дверь.

7) Обгоняйте -
- включить правый поворотник (и, возможно, притормозить) .
Для идущего сзади.
- помахать левой рукой.
Кроме того, левый указатель поворота, включенный на трассе водителем автомобиля, который совершил обгон, но пока не возвращается на свою полосу движения, - сигнал для остальных, движущихся, например, за грузовиком машин, о том, что впереди на полосе встречного движения свободно и можно совершать обгон вслед за ним.

8) Не обгоняйте -
- включить левый поворотник.
Для автомобиля, следующего сзади. Можно также кратковременно зажечь тормозные огни. Этот прием часто применяют дальнобойщики на фурах, которым хорошо видна дорожная обстановка, для информирования идущих сзади легковых авто.
- открыть левую дверь или высунуть левую руку ладонью назад.
- попеременно включать правый/левый поворотники и стоп-сигналы.

9) Не пропущу -
- уменьшить расстояние, необходимое другой машине для маневра, например, прижаться к осевой, не давая обогнать.
- уменьшить дистанцию до впереди идущей машины, не давая встроиться.

10) Нужно горючее -
- водитель стоит у дороги с канистрой (ведром) и шлангом.
- кулак с опущенным вниз большим пальцем.

10) Нужна техническая помощь -
- водитель стоит у открытого капота или багажника с поднятой рукой.

Пользуясь этими знаками, соблюдайте правила дорожного движения, будьте взаимно вежливы на дороге - и счастливого вам пути!