Вынужденным переселенцем может быть признан. Правовой статус вынужденных переселенцев. Какими правами обладают переселенцы

Беженцы и вынужденные переселенцы - не только российская проблема, она стоит в общемировом масштабе. Чтобы понять ее и искать пути решения, надо сначала рассмотреть понятия «беженец» и «вынужденный переселенец».

Точные определения понятиям «беженец» и «вынужденный переселенец» даны в одноименных законах РФ. Согласно им, вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, который покинул место своего жительства в вынужденном порядке; он имеет все права гражданина страны (эта особенность и являет собой основное отличие от беженцев).

Мигранты в этой ситуации могут быть использованы работодателями, их детям может быть отказано в образовании, и они могут не иметь доступа к медицинскому обслуживанию. Это затруднительное положение усугубляется ростом национализма и предрассудками в отношении иммигрантов в некоторых странах.

При решении таких вопросов, как мигранты и беженцы, тем более важно определять применяемые и выбранные термины, поскольку они подразумевают политический выбор, который может привести в случае беженцев к рассмотрению мигрантов как законных или незаконных на территории, им разные права в зависимости от их статуса.

Но отличие одной категории от другой не только в этом. Вынужденные переселенцы имеют большее число оснований признания их таковыми, чем для беженцев. Такие основания включают в себя еще и массовые беспорядки (в том числе военные действия) на территории, которую покинул переселенец.

К общим основаниям относят преследование или реальную его опасность по признакам, относящимся к:

Основное различие используется для отделения добровольных мигрантов от недобровольных мигрантов. Первые считаются «экономическими мигрантами», которые добровольно решают уйти и вернуться, тогда как последние касаются мигрантов, которые вынуждены покидать свою страну. Поскольку понятие принудительной миграции является более целостным и объединяет все термины, предписанные, это будет слово, используемое для характеристики зимбабвийской миграции, а понятие вынужденных мигрантов будет характеризовать зимбабвийских мигрантов.

Конкретный статус беженца подразумевает определенные права, не предоставляемые другим категориям мигрантов. Термин, официально используемый странами, пострадавшими от зимбабвийского исхода, является «миграцией». Южная Африка, Замбия и Ботсвана явно хотят избежать конфронтации с правительством Мугабе, не уделяя должного внимания проблеме вынужденной миграции, характеризующей зимбабвийскую миграцию.

  • расе,
  • вере,
  • языку или национальности,
  • принадлежности к определенной общественной группе,
  • убеждениям относительно политики.

Беженец или вынужденный переселенец - человек становится им не в силу признания его таковым соответствующим государственным органом. Предоставление статуса - это только юридическое подтверждение свершившегося факта.

Региональные последствия кризиса в Зимбабве: пример Замбии. Зимбабвийский кризис: его происхождение и аспекты, а также последствия для региона. В течение примерно десяти лет Зимбабве сталкивается с экономическим кризисом, усугубляемым социальными и политическими аспектами.

Основными последствиями этого кризиса являются безработица и гиперинфляция. Проблемы, с которыми сталкиваются обычные зимбабвийцы, еще раз подчеркнули последствия операции Мурамбатвина. Переселения из городов в деревни затронули тысячи людей по всему Зимбабве, и перемещенные лица возлагали дополнительное бремя на сельское сообщество, к которому они использовали финансовую поддержку. Многие другие, которые не могут быть перемещены, продолжают оставаться бездомными и обездоленными. Социальные беспорядки и государственные репрессии также очень актуальны в Зимбабве с введением новых законов, ограничивающих свободу и права людей.

Правовое регулирование


После распада СССР Россия впервые столкнулась с проблемой переселенцев. В 1993 были приняты два федеральных закона относительно мигрантов: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», которые с многочисленными изменениями и дополнениями действуют по сей день. Нужно помнить, что Россия подписала Женевскую конвенцию - важнейший международный правовой акт о положении беженцев. Все имеющееся или разрабатываемое законодательство России не должно ей противоречить, а не соответствующее считается недействительным.

Основные услуги, такие как образование, здравоохранение или энергетика, должным образом не предоставляются. Делая это, эти уязвимые люди маргинализируются из своих семей и сетей в Зимбабве, что, возможно, является одним из самых трагических последствий миграции из Зимбабве. Следовательно, вынужденные переселенцы ищут убежища в соседних странах Зимбабве, но также в других странах, таких как Соединенное Королевство или Соединенные Штаты.

Кризис в Зимбабве имеет региональные последствия, и весь регион в той или иной степени затронут этим кризисом. Южная Африка, Замбия и Ботсвана являются тремя основными странами региона, затронутыми ситуацией в Зимбабве. Поскольку в Зимбабве растет нищета, она может распространяться по всему региону через вынужденных переселенцев. Поэтому Зимбабве экспортирует нищету в регион Сообщества по вопросам развития стран юга Африки, и именно самые бедные страны региона, скорее всего, пострадают от этой ситуации.


В декабре этого года в Общественной палате РФ рассматривался проект закона «О предоставлении убежища на территории РФ», который должен упростить процедуру признания человека беженцем или вынужденным переселенцем, усовершенствовать законодательные нормы. Общественники и эксперты принимают и поддерживают этот проект. Информация о том, когда его собираются рассматривать в Государственной Думе, пока не доступна.

Порядок получения официального статуса

  1. Обращение с заявление в уполномоченные органы РФ.
  2. Прохождение проверок.
  3. Принятие решения.

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Региональные последствия кризиса: правовой и политический кризис. В этом контексте любое признание большого числа зимбабвийцев в их границах может рассматриваться как проблематичное, поскольку оно указывает на гуманитарный кризис внутри Зимбабве. Хотя правительства принимающих стран считают, что нынешняя зимбабвийская миграция носит экономический характер, широкий круг групп гражданского общества призывает жителей Зимбабве признать беженцев. Понятно, что не все зимбабвийцы боятся преследований.

Однако часто упоминаются экономические и политические причины, объясняющие, почему они покинули Зимбабве. Принимать такое решение, чтобы принять решение, в то время как зимбабвийский мигрант может рассматриваться как беженец или только экономический мигрант, имеет политические последствия, но имеет также гуманитарные последствия для самих мигрантов, давая им право или не быть квалифицированных для получения международной помощи или для запроса статуса просителя убежища. Учитывая стремление правительства Мугабе использовать насилие против своих противников, некоторые люди рискуют преследованием или хуже, если они вернутся в Зимбабве.

Беженец - это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Замбия является страной, не имеющей выхода к морю, в Южной Африке. Он разделяет границы с восемью странами: Малави, Танзанией, Демократической Республикой Конго, Анголой, Намибией, Ботсваной, Зимбабве и Мозамбиком. Замбия имеет давнюю традицию принимать беженцев из соседних земель, района Великих озер и даже Африканского Рога. Большинство беженцев были сгруппированы не в лагерях, как это часто бывает, а в сельскохозяйственных поселениях, где им предоставляются земельные и сельскохозяйственные орудия.

Местная интеграция означает «разрешение и помощь беженцам в воссоздании жизнеспособных общин в стране первого убежища, позволяющей им участвовать в экономической и социальной деятельности в принимающей стране». Организации, которые больше всего интересуются этой проблемой, включают Оксфам, Католические службы помощи и Международную организацию по миграции.

Правовой статус вынужденных переселенцев

В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

Южноафриканский центр правовой помощи в Лусаке также проводил некоторые обследования в зимбабвийском населении. За последние тридцать лет Замбия обеспечила убежище африканцам, спасающимся от колониализма, расистского гнета и оккупации. За это время конфликт между принимающим и беженским населением был незначительным. Сегодня зимбабвийские мигранты в Замбии хотят найти там безопасное место, где они смогут работать и жить. Более сорока активистов, направлявшихся в Лусаку, были депортированы обратно в Зимбабве.

Это единственное событие могло бы подвести итог отношения правительства Замбии к Зимбабве в его стране. Большинство людей переезжают в Замбию, чтобы купить основные товары, такие как хлеб, кукурузную муку и молоко, которые в настоящее время недоступны или недоступны в Зимбабве. Некоторые из них возвращаются домой после покупки продуктов, но все больше и больше зимбабвийцев стремятся остаться в Замбии.

Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица. После проверки принимается решение о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно в течение пяти лег, но по заявлению лица каждый раз может продлеваться на год. Оба названных выше закона устанавливают основания, по которым можно отказать в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца (сообщение ложных сведений, участие в организациях, преследующих цели насильственного свержения конституционного строя, и др.). Отказ в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца может быть обжалован в суд.

До сих пор, как уже было сказано, зимбабвийцы в Замбии считаются экономическими мигрантами, а не беженцами, которые по законодательству Замбии имеют равные права как граждане Замбии. Поэтому важно понять, каким образом зимбабвийские мигранты в Замбии охраняются и управляются в соответствии с внутренним законодательством Замбии, а также с ратифицированными международными законами.

Конституция Замбии предоставляет основные права «всем лицам в стране, не ограничиваясь гражданами, включая права на жизнь, свободу, собственность, защиту от пыток или унижающее достоинство обращение и защиту закона». Вместе с тем он включает в себя исключения из права на личную свободу в отношении лиц, въехавших в страну незаконно. Это ограничение имеет важные последствия для зимбабвийцев, поскольку большинство из них являются и остаются незаконными. В той же части статья 13 усиливает это различие между гражданами и негражданами, заявив, что «никто не подвергается дискриминационному обращению каким-либо лицом», но это право «не предоставляется лицам, которые не являются гражданами Замбии».

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Закон об иммиграции и депортации является законом «регулировать въезд и пребывание в Замбии иммигрантов и посетителей; обеспечить выдворение из Замбии преступников и других указанных лиц». В этом Законе классифицируются лица, которые являются «запрещенными иммигрантами», и заявляет, что «любая проститутка или лицо, которое в Замбии сознательно проживало полностью или частично на заработках проституции или закупало любое другое лицо в аморальных целях», считается запрещенным иммигрант.

Зимбабвийские иммигранты действительно очень обеспокоены Законом об иммиграции и депортации, поскольку основной причиной их пребывания в Замбии остается желание найти там место, где они могли бы зарабатывать деньги, поскольку в Зимбабве деньги стали устаревшими. Нетрудно понять, насколько важно, чтобы они могли регулироваться, поскольку это даст им право оставаться в Замбии, не опасаясь депортации за отсутствие разрешения или достаточных денег.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом «О беженцах» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 16 октября 2010 г.).

Закон о контроле за беженцами является «Законом о контроле над беженцами». В этом Законе беженцами являются лица, которые были или до въезда в Замбию, обычно проживали за пределами Замбии и которые просили убежища в Замбии из-за вполне обоснованного опасения подвергнуться преследованию по признаку расы, религии, национальности, членства определенной социальной группы или политических убеждений. Позиция правительства Замбии за то, что он не признает зимбабвийских мигрантов в качестве беженцев, кажется необычным в стране, где конголезцам, мозамбикам и ангольцам предоставлен статус беженцев после беглых конфликтов в их стране.

Беженцами признаются лица, не имеющие , прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации.

Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

В последнем соглашении термин «беженец» также применяется к каждому лицу, которое вследствие внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или в любой части или всей стране происхождения или гражданства вынуждено покидать свое место обычного проживания чтобы искать убежище в другом месте за пределами своей страны происхождения или национальности. Это вводит новое понятие о признании человека беженцем, что означает «события, серьезно нарушающие общественный порядок». С этим новым элементом не только зимбабвийцы, которые опасаются преследования, могут обращаться за статусом беженца, но также и с любым зимбабвийцем, поскольку Зимбабве можно рассматривать как страну, в которой присутствует лобковый беспорядок, поскольку многие люди были вынуждены покинуть свои обычное местожительство.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Однако, поскольку правительство отказывается признать зимбабвийцев беженцами, они не могут быть защищены этими международными законами. Как было описано в первой части, зимбабвийский кризис, первоначально выходящий из экономических аспектов, привел к социальным и политическим последствиям в самой Зимбабве, но и в регионе, окружающем Зимбабве. Южная Африка, Замбия и Ботсвана пытаются бороться с растущим числом вынужденных переселенцев, желающих избежать ухудшающейся ситуации в Зимбабве. Это парадоксальное поведение подразумевает определенную политическую позицию, принятую правительством Замбии в отношении правительства Зимбабве и его президента.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаст ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовало получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.